::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Тецаве

1-03-2012, 14:50 Разместил: jude Просмотров: 2048
Комментарий к Торе
Книга Шемот
Недельный раздел Тецаве
Главы 27:20-30:10
“И ты вели сынам Израиля” (гл. 27, ст. 20).
Вели на иврите - тецаве. 
Комментарий к Торе
Книга Шемот
Недельный раздел Тецаве
Главы 27:20-30:10
“И ты вели сынам Израиля” (гл. 27, ст. 20).
Вели на иврите - тецаве. 


Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Тецаве
Значительная часть нынешней недельной главы посвящена облачению первосвященника в Храме. Влияние одежды на самоощущение и роль человека в обществе огромно. Каждая деталь в облачении Аарона символизирует свободу от морального и социального зла.

Глава 28
1.…ПРИБЛИЗЬ К СЕБЕ. Аарон обретает свой сан благодаря тому, что он выделен из народа, чтобы стать ближе к тебе (Моше) для твоей работы во имя нации; ему назначена роль помощника в исполнении твоей миссии…

Облачение коэна
42 и 43.…Значение коэнского облачения должно стать очевидным из указаний, которые даются в заключительных стихах этой главы. Здесь нам сообщают, что характер коэнства и, таким образом, законность жертвенной службы настолько зависят от одеяний коэна и от каждой предписанной для них детали - нам говорят, что эти указания должны быть «вечным законом» - что без этого облачения коэн считается «чужаком» и нему применимо заявление «чужак, приблизившийся (к Святилищу) должен умереть» (Бемидбар 18:7). (См. Рамбам, Мишнэ Тора, Законы сосудов Святилища 10:4).
Тот факт, что коэнское облачение изготавливается на средста народа и принадлежит ему, делает ясным для нас, почему только коэн, одетый в эти одежды, может вообще считаться коэном. Лишь в этом облачении он входит в Святилище Закона как слуга нации. Лишь в этом случае исполняемый им ритуал действительно становится службой, которую нации приказано исполнять в Святилище Б-жественного Закона. Лишь таким образом идеи, выражаемые этим ритуалом, могут приобрести характер долга, исполнения которого требует данный нам Б-гом Закон. Лишь так ритуальное действие станет символом повиновения, осуществляемого на деле через преданность воле Б-га, как она раскрывается в Законе, адекватного подчинения тем требованиям, от выполнения которых зависит близость Б-га, способ самому приблизиться к Б-гу и также приблизить к Нему других.
Без этих одежд (изготовленных в соответствии с Законом) коэн ничем не отличается от обычного человека, и совершенный им ритуальный акт приобретает личностные черты, создавая отношение, обратно противоположное тому, которое должно прежде всего вызывать Святилище. Давайте отметим здесь со всей откровенностью, что без этого облачения индивидуальная личность совершающего служение коэна оказывается «голой» и, при всех неудачах и недостатках, которыми могут страдать даже лучшие из нас, он может с чрезвычайной легкостью сделаться самой несовершенной версией идеала, который должны символизировать жертвоприношения, совершаемые в соответствии с Б-жественным Законом. В этом духе Ошеа (4:8) сурово порицает недостойность коэнов своего времени: «Они едят жерты за грех Моего народа и поднимают душу Моего народа до собственного греха», или «съедая жертвы за грех, они преподносят свои собственные греховные жизни в качестве примера для Моего народа».
Но коэн, облаченный в коэнское одеяние, представляется не личностью, каковой он в действительности является, но фигурой, соответствующей требованиям Б-жественного Закона. Самим актом облачения в священные одежды для службы в Святилище он дает понять и себе, и тем, кто рядом с ним, что, как личность, он, конечно же, неадекватен тем требованиям, которые символизирует Святилище.
… Объективно говоря, происхождение одежды занимает исключительно важное место в моральном воспитании человечества, следовательно; следовательно, одежда сама по себе приобрела огромное моральное значение. Одежда была впервые дана человеку Отцом человечества, когда Он отослал Своих детей из Ган Эден в школу труда и самоотречения со всеми сопутствующими этой школе опасностями, которые могли сбить человека с истинного пути и низвести до уровня зверя. Одежда как таковая - это напоминание о моральном призвании человека; это первая и самая отличительная особенность, которая характеризует существо, как принадлежащее к человеческому роду.
Характер и форма урим и тумим остаются загадкой. Однако этимология этих терминов предполагает «просвещение» и «совершенство» соответственно; означает не только свет, но также тепло и, фактически, непреодолимо истребляющую энергию огня.  - это множественное число от (совершенство). Множественное число слов урим и тумим подразумевает множество предметов, которые обладают свойством или эффектом очищения и стимуляции духа и способствуют моральному совершенству. Единственными известными нам объектами, отвечающими этому описанию, являются слова Б-га, Его учения и заповеди, которые, беря свое происхождение из Источника высшего знания и совершенства, предназначены для оказания и способны оказывать на нас величайшее духовное и моральное влияние. Тора, которая хранится в ковчеге Завета, становится урим и тумим в груди каждого еврея и в сердце еврейского народа. Представитель нации, коэн гадоль (первосвященник), несет урим и тумим «на сердце» как сокровище, которое нужно беречь, а знание того, что есть истина и добро, будучи произведенным от Слова Б-га, становится (законом Сынов Израиля), … надлежащим Израилю, соответствующим его призванию, тем, чего ему следует ожидать и к чему он должен стремиться в соответствии со своим призванием.
Поскольку этот может быть установлен только через урим и тумим, это означает, что цели и устремления Израиля должны формироваться только под влиянием урим и тумим, т.е. Израиль не может иметь никаких других желаний помимо тех, которые согласуются со стандартом «истины и добра», как они определяются Б-жественным Словом. Таким образом, «Пусть Аарон носит закон сынов Израиля на своем сердце перед Б-гом постоянно» (ст. 30) просто означает: Пусть Аарон носит на сердце перед Б-гом заботы Израиля, его желания и устремления во все времена.
Если мы вообразим стадии прогресса морального совершенства, олицетворяемые коэнским облачением, окажется, что их три. Шаровары и рубаха, символизирующие свободу от морального и социального зла, соответствуют идеалу справедливости), который берет свое начало главным образом в негативной концепции. Мантия, которая символизирует приверженность человека всего диктату долга, соответствует (праведности). А эфод, который символизирует посвящение всех ресурсов и способностей человека тому, чтобы служить орудием осуществления Б-жественных целей, соответствует (благоволению).

Глава 29
30.… СЕМЬ ДНЕЙ. Освящение и инвеститура (введение в должность) первого первосвященника должны были повторяться ежедневно в течении семи дней. Инвеститура каждого последующего первосвященника должна была проводиться таким же образом. Нет ничего, что более указывало бы на символический характер и глубокое значение одеяния первосвященника и всей процедуры введения в должность, чем это семикратное повторение церемонии. Каждый день в течении семи дней первосвященники должны были проникаться всеми аспектами идейного значения и глубины этих обрядов.
37.… И СТАНЕТ ЖЕРТВЕННИК СВЯТАЯ СВЯТЫХ. ВСЕ, ЧТО КОСНЕТСЯ… Мы сомневаемся, что это выражение следует толковать лишь как гиперболу.  - это «раб у рабов»,  - это «царь над царями», (небеса небес) - это более высокая небесная сфера, с которой видимое нами небо соотносится так же, как наша земля к видимому небу. Таким образом это выражение можно понять как «небеса дл наших небес». Тогда, подобно этому, (святая святых) должно быть некоторым священным предметом, от которого все другие священные предметы получают свою святость.
Ничто не служит освящению поступков человека более непосредственно, чем жертвенник. Он расположен прямо перед входом в Святилище, напротив ковчега Закона. Жертвенник - видимое производное Закона, который покоится скрытым от глаз в Святая Святых. Он составляет истинный центр пространства перед Святилищем и вокруг него, и посредством огня Закона, который горит на нем, символически напоминает нам, что преданность Б-жественному Закону - это предпосылка для входа в Святилище. Вот почему он называется «жертвенником всесожжения» (досл. «восхождения» - прим. ред.). Его функция полностью основана на концепции освящения поступков человека; следовательно, он - (святая святых).
38.Предыдущий стих завершает наставления по сооружению и освящению Святилища и по освящению и инвеституре коэнов. Однако, возведение и освящение Храма и освящение коэнов сами по себе не приводят Б-жественное Присутствие в среду народа, как это обещано в ст. 8 главы 25: «Они сделают Мне святилище, и Я пребуду в их среде». Этой цели можно достичь лишь при помощи ежедневного самопожертвования части народа, как это символически выражают коэны, во имя идеалов еврейского призвания, которое символизирует Святилище. Лишь такое самопожертвование превратит Святилище в место обитания Шехины (Б-жественного Присутствия). Таково содержание стихов 38 и 46, описывающих цель, которая должна быть реализована посредством возведения Святилища. Одно лишь основание Храма не приводит к этой цели навечно; Храм дает лишь возможность достичь этой цели. Цель достигается лишь тогда, когда Святилище получает жизнь и силу посредством постоянных самоотверженных поступков, совершаемых народом, посредством жизненного ритма нации, так сказать. Эту мысль символизируют ежедневные жертвоприношения (тамид) и поэтому обсуждение ежедневных жертвоприношений следует непосредственно за обсуждением освящения Святилища и коэнов.
ГОДОВАЛЫЙ ЯГНЕНОК. В час своего рождения как нации, Израиль стоял перед Б-гом как «ягненок Его стада». И в самом деле, он обрел свое существование как нации, лишь доверив свою судьбу Б-гу, своему Пастырю, навеки. И то что он поклялся сделать в великий торжественный час своего рождения, он будет исполнять все время, пока он существует. Израиль никогда не должен думать, что вышел из того возраста, когда признают руководство Пастыря. Он должен вечно оставаться молодым. В своих отношениях с Б-гом он должен вечно оставаться таким, каким был в первый год своего существования, всегда должен стоять перед Ним как «годовалый ягненок Его стада»…
День, , время «прямостояния», как самостоятельная сущность, ограничен с обеих сторон ночью. Он находится в своей восходящей фазе от ночи до полудня и угасает от полудня к ночи. Весь физический мир, в котором живет человек - а, таким образом, и его физическое существование и все то, что требуется ему для физических основ его работы и достижений на земле - управляется этим циклом прибавления и убавления. Но прибавление и угасание дневного света, нарастание и убывание счастья, расцвет и угасание всей жизни на земле - все это - часть порядка, установленного Одним единственным Б-гом. Все процессы находятся под присмотром одного единственного Пастыря жизни, и поэтому и нарастание и убывание - будь то день, счастье или сама жизнь - призывают нас к одной и той же миссии, к одному и тому же предназначению.
Как все тот же «ягненок Б-жественного пастбища», с той же данью почитания Б-га, «за пропитание, процветание и радость», встречает Израиль и расцвет, и угасание и признает единство своего Б-га признанием единства своего собственного призвания и своей жизненной радости…
Именно по этой причине Израиль приносит свою ежедневную утреннюю жертву на северозападной стороне Святилища, чтобы лучи восходящего солнца падали на жертву с востока, а ежедневную вечернюю жертву на северовосточной стороне, чтобы лучи заходящего солнца падали на нее с запада: Израиль должен смотреть и на восток и на запад, исполненный одного и того же неизменного духа.
Согласно Рамбаму (Законы жертвоприношений тамид и мусаф 1:4), ягненка жертвоприношения тамид не связывали, а только удерживали рукой на жертвеннике за передние и задние ноги. Гемара (Тамид 31б) дает любопытное объяснение такому требованию: Если бы ягненка привязывали к жертвеннику, это было бы подражанием язычникам. И Раавад (Раби Авраам бен Давид из Поскьеры), и Рамбам, как кажется, толковали это как (подражание) (эпикурейцам, безбожникам), вместо (народам). (Однако в своем комментарии к Мишне Рамбам, также толкует текст как «чтобы они не следовали путями /языческих/ народов»). Нам не сообщается, каким языческим или нееврейским обычаям или идеям должны были противостоять посредством непривязывания ягненка к жертвеннику. Мы уже отмечали (Шмот 12:5) коренное отличие между «ягненком» еврейского символизма и «агнцем» другой, нееврейской точки зрения. В еврейском мышлении ягненок символизирует постоянно радующееся, отважное, непорочное существо в расцвете непреходящей юности, которое находит силы и смысл жизни именно в том, чтобы полностью и добровольно вручить себя водительству своего Пастыря. С этим контрастирует другая точка зрения, которая рассматривает ягненка как символ пассивного страдания и мученичества, а его смирение перед смертью как идеал жизненной цели. Мы весьма склонны сказать, что именно этому нееврейскому пониманию ягненка намерен противостоять наш закон. Не как ягненок, связанный по рукам и ногам, но как свободное, живое существо добровольно вверяет себя Израиль водительству и руководству своего Пастыря; лишь отдавая себя, он поистине обретает жизнь и свободу.
42.У ВХОДА В ШАТЕР СОБРАНИЯ ПЕРЕД Б-ГОМ. Только будучи готовыми исполнить Закон, можем мы предстать перед Б-гом.
- ГДЕ. Там, в этом месте, где пребывают Скрижали Его Закона, Б-г назначает нам время встречи с Ним. Именно там Он ждет нас. Следовательно, если мы ожидаем прихода Б-га, то именно там мы должны появиться с нашей жертвой всесожжения в качестве символа нашей вечной преданности Б-гу и Его Закону.
ГДЕ Я НАЗНАЧУ ВСТРЕЧИ С ВАМИ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ ТАМ С ТОБОЙ. Не личность Моше, но лишь самоотверженность нации обеспечит близость Б-га. Именно к народу приходит Б-г, когда Он говорит с Моше.
43 и 44.Все освящения и посвящения, которые описаны выше, являются лишь символическими актами. Святилище преобретает святость лишь через присутствие Б-жественной славы, появление знаменует одобрение Б-гом дел и поступков человека.
45.Присутствие Б-жественной славы в Храме, в свою очередь, просто доказывает Его присутствие среди того народа, которому Он желает быть Б-гом, т.е. Тем, Кто решает его судьбы и направляет его действия.
46.Это особое присутствие Б-га среди людей не будет лишь абстракцией. Они будут ощущать его близость практически. Весь уклад их жизни, физической и духовной, докажет им близость Б-га в точности, как объявил Он Сам. Б-г сказал, что где бы не упомянули Его Имя, т.е. где бы люди не узнали и не признали, что «Б-г - здесь», Он придет к нам и благословит нас. Именно в Его благословении нашего материального существования должны мы почувствовать Присутствие Б-га. «В каждое место, где упомянут Мое Имя, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Шмот 20:24, см. комментарий там же).

Глава 30
11.Б-Г СКАЗАЛ МОШЕ. Начиная со ст.1 главы 25 и до данного стиха, Тора передает одно непрерывное Б-жественное речение, приказывающее воздвигнуть и освятить Храм, избрать и освятить коэнов. Б-жественное речение, начинающееся с этого стиха, намечает отношения, которые должны существовать между народом и Святилищем. С самого начала нас учили, что не следует рассматривать Храм и народ как две разделенные единицы. Санхедрин должен был располагаться поблизости от жертвенника, а жертвенник должен был нести в жизнь нации справедливость, мир и нравственность. Поэтому, основные черты национальной жизни, которую предстояло создать, были сформулированы прежде указаний по строительству Храма. В том же духе, теперь, когда эти наставления были завершены, дается закон о половине шекеля, как постоянное напоминание людям о единстве нации и Храма. Здесь провозглашается великая еврейская истина: Святилище Храма - это не институт, который, будучи установленным раз и навсегда, отдается в руки коэнов. Святилище не может оправдать своего предназначения без неизменно энергичного, оживляющего участия нации как целого! Точно так же значимость каждого представителя народа и нации в целом заключается единственно в индивидуальном вкладе каждого, вкладе, способствующем тому, чтобы Святилище, которое, в конце концов, не что иное, как Святилище национального Закона, выполнило свое предназначение.
13.ЭТО ОНИ ДАДУТ. Не с перечнем конкретных достижений, но с символическим выражением того, что он осознает как свой долг, приблизиться каждый к Б-гу в тот момент, когда он должен «перейти из еще неисчисленных рядов в уже сосчитанные». Нет большего отличия и большего блаженства, чем быть среди тех, кто сосчитан Б-гом и для Б-га, занять место в Б-жественном реестре, чтобы даже в самых жалких обстоятельствах, даже в самый преходящий момент жизни на земле, считаться членом Б-жественного воинства. Только осознав в полной мере свой долг и решившись полностью исполнить его, можно перейти из никак не обозначенной эгоистичной толпы в благородный круг тех, кто сосчитан Б-гом, и достичь блаженного осознания своего пребывания среди тех, кого Б-г сосчитал как Своих.
Однако требуемый от каждого взнос символизируется (не одним целым шекелем, а лишь) половиной шекеля. Объективно говоря, никакой даже самый полный и совершенный вклад никакого человека не может совершить всего, что должно быть сделано. Усилия любого человека могут быть лишь частью целого. Требуется равно бескорыстная жертва его собрата, чтобы создать целое. Никто и не ожидает, что отдельно взятый человек выполнит всю задачу целиком. «От тебя не ждут осуществления всей задачи…» (Авот 2:21). Но от каждого человека ожидают, что он сделает свой личный вклад в целое, вклад, измеренный стандартами Святилища. Один шекель был равен 20 герам, из которых каждый человек должен был внести десять; таким образом, с субъективной точки зрения, каждый был тем, кто дополнял до целого. Пусть это будет его цельный взнос, в том что касается его обязанности. Пусть он скурпулезно взвесит его, и не имеет значения, сколь малой частью является его вклад в выполнение общей задачи. Хотя от тебя не ожидают выполнения всей задачи, «ты не волен отказаться от нее» (Авот 2:21). Пусть его половина шекеля составит целую единицу по стандартам Святилища.
15.… БОГАТЫЙ НЕ ДАСТ БОЛЬШЕ, А БЕДНЫЙ - МЕНЬШЕ. Это равенство богатых и бедных выражает символический характер вклада, определенного в половину шекеля. Если и богач и бедняк внесут свою долю, если каждый сполна выполнит то, что от него требуется, тогда принадлежащие богатым сотни и тысячи весят на весах Б-га не больше, чем медяки бедняков, а значит бедняцкая копейка во всех отношениях сравняется с сотнями и тысячами, что у богатых. Богач не может дать больше половины шекеля; бедняку не позволено давать больше. Б-г и Его Святилище не оценивают абсолютную величину вклада, но судят о даре только в контексте общих возможностей и средств жертвователя. Всякий, кто использует все свои способности и средства, дарованные ему для служения Б-гу и содействию целям Его Святилища, кладет, таким образом, на жертвенник Б-га свои полшекеля в качестве требуемого символического вклада.
18.  - УМЫВАЛЬНИК. Законы, касающиеся умывальника, всегда должны напоминать вершащим службу коэнам, что, когда от имени народа они входят в Святилище, они делают это не потому, что их персональное поведение уже освящено повседневной жизнью. Их важность как коэнов - чисто символического свойства: они представляют освящение жизни, которое требует Б-жественный Закон.
21.ЭТО БУДЕТ ДЛЯ НИХ ВЕЧНЫМ УСТАНОВЛЕНИЕМ. Дословно: Это будет долг, выплачиваемый коэнами Святилищу вечно. Освящая свои руки и ноги, коэны признают высшую духовную власть Святилища. Не в силу своей личной заслуги, но лишь в силу требований Святилища, которое они символически представляют, они считаются достойными войти в Святилище в качестве его слуг…

Рав Зеев Мешков
Одежды, душа, Образ и Подобие
«И сделай святые одежды Аарону для уважения и красоты… И поговори со всеми мудрыми сердцем, которых Я преисполнил духом мудрости, чтобы они сделали одежды… И вот одежды, которые они должны сделать: нагрудник, пояс-эфод, плащ, рубаху льняную… высокий головной убор и пояс… И возьмут они золото, синюю краску, пурпурную краску, красную краску и лен… И сделай пластину (которую первосвященник будет носить на лбу) из чистого золота с надписью на ней «Свято для Б-га»» (Шмот, 28). В эти одежды облачался первосвященник – один из потомков Аарона – сначала в Мишкане, затем в Храме, построенном Шломо, а затем в Храме, восстановленном после возвращения из Вавилонского плена.
Само облачение в эти одежды было служением Вс-вышнему. Накладывая на лоб золотую пластину, первосвященник помогал всем сыновьям Израиля удалиться от плохих помыслов и обрести мудрость. Надевая плащ – давал им силы увидеть во всем окружающем проявление милости Творца. А, надевая нагрудник, внутри которого находился пергамент с начертанным на нем именем Вс-вышнего, – помогал им обрести чистоту сердца и милосердие.
Однажды первосвященник, облачившись в свои одежды, спас сыновей Израиля. Это произошло в 330 году до н.э., когда после завоевания города Цор Александр Македонский решил удовлетворить старую просьбу самаритян (шомроним) и разрушить Храм в Йерушалаиме. Но у него была и своя цель: поскольку сыновья Израиля, хранили союз, заключенный ими с Персией, их следовало наказать, чтобы другие не брали с них пример.
Как только стало известно о том, что с севера, от Ливанских гор, движется греческое войско, пришли к Шимону-первосвященнику, чтобы рассказать ему о надвигающейся беде. Он тут же облачился в голубой плащ, нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями, широкий пояс-эфод, возложил на голову мицнэфет (высокий головной убор), а на лоб – золотую пластину с надписью «свято Б-гу», и вышел навстречу Александру Македонскому с самыми уважаемыми жителями Йерушалаима. Они шли даже в темноте, освещая себе путь факелами, и перед самым рассветом встретили греческое войско. «Что это за люди?» – спросил Александр. Сказали ему: «Это иудеи, которые не поддержали тебя». Но в этот момент взошло солнце, и Александр увидел Шимона - первосвященника. Он соскочил с колесницы и распростерся на земле. Удивились его слуги: «Такому великому царю, как ты, не подобает распростираться перед иудеем», – сказали они. А Александр ответил: «Его образ идет передо мной в битвах и приносит мне победу».
Когда же он спросил, зачем к нему пришли все эти уважаемые люди, сыновья Израиля попросили его не разрушать Храм, в котором молятся и за него тоже. Александр отказался от своих планов и отдал самаритян в руки сыновей Израиля. И те казнили их за коварство (Йома, 69а).
О чем рассказывает эта история?
О победе силы духа над силой оружия, как сказал пророк Зхарья: «Не войском и не силой, а духом Моим…» (4:6). И эти слова относятся не ко времени исхода из Египта, когда расступилось море и голос Б-га зазвучал с горы Синай, не ко времени завоевания земли Кнаан, когда остановились воды реки Ярдэн, чтобы пропустить сыновей Израиля, когда от звука шофара обрушились стены Йерихо, а солнце и луна остановились на небосклоне, чтобы дать возможность завершить сражение и камни падали на голову врага.
«…духом Моим» сказано о периоде восстановленного Храма, когда не было явных чудес, когда в СвятаяСвятых не стоял ковчег завета, когда Б-жественное Присутствие отдалилось от сыновей Израиля и прекратилось пророчество.
Победа духа Б-га – победа души человеческой, которая хранит в себе Образ и Подобие даже тогда, когда с Небес не приходит помощь, не происходят открытые чудеса, и даже тогда, когда сыновья Израиля находятся во власти других народов.
Секрет одежд Аарона – в том, что они напоминают материальный мир, а первосвященник – душу человека, способную стать Б-жественным светом, озаряющим мироздание. И поэтому первосвященник облачался в голубой плащ, символизирующий небо, на нем был нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями, символизирующий землю. Он был препоясан широким поясом, от которого сзади спускалась ткань, символизирующая мир ангелов, созданных для управления ходом событий. А на его лбу была пластина, на которой написано «свято для Б-га», чтобы никто не подумал, будто первосвященник решил занять место Господина мира. (Его задача состояла в том, чтобы напоминать о том, что человек подобен Творцу, и помогать каждому раскрыть в себе Его образ.) На драгоценных камнях нагрудника были начертаны имена колен Израиля. Через них раскрывалось Б-жественное Присутствие на земле. А с двумя камнями, находившимися на плечах первосвященника, на которых также были начертаны имена колен Израиля, были связаны все планы Вс-вышнего.
Способность человека быть подобным Творцу отрицалась греческой философией, лежавшей в основе греческой культуры. Ее отрицал Александр Македонский, ее отрицал Аристотель, его учитель. Они не верили в прямую связь конечного с бесконечным, а потому и не допускали, что человек хоть в чем-то может быть похож на Всесильного.
Грекам не хватало Образа и Подобия, так как человек не может обрести то, во что он не верит. И Вс-вышний, решив отдать Александру Македонскому весь мир, послал перед ним ангела, похожего на первосвященника, раскрывающего в себе Его образ и подобие.
Шимон-первосвященник победил Грецию духом Б-га, силой своей души. Этой победой он доказал всем поколениям, что какими бы путями ни шел мир, он жив светом колен Израиля, имена которых начертаны на нагруднике первосвященника.
На протяжении двух тысяч лет изгнания сила души сыновей Израиля одерживала победы над многими жестокими правителями. Она же собрала нас в святой земле и дала выстоять в войнах. Она же подведет нас к тому времени, когда во двор Храма войдет первосвященник в голубом плаще и с золотой пластиной на лбу, и во всем мире раскроется Образ и Подобие.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Жертвенник воскурений
К концу этой недельной главы Вс-вышний завершает передачу указаний по сооружению Мишкана – переносного Храма. Вот как выглядит в Торе подведение итогов данной темы: 
"И буду встречен там сынами Исраэля, и освятится (скиния) славой Моей. И освящу Я шатер собрания и жертвенник, и Аарона и его сынов освящу, чтобы (им) совершать служение Мне. И обитать буду Я в среде сынов Исраэля, и буду им Б-гом. И познают, что Я Г-сподь, Б-г их, Который вывел их из земли Мицраима, чтобы Мне обитать в их среде, - Я Г-сподь, их Б-г." (Шемот, гл. 29:43-46) 
Сразу же после этого завершающего отрывка Б-г призывает Моше, чтобы дать ему указания о строительстве жертвенника для воздымления курений: 
"И сделай жертвенник для воздымления курений, из дерева шитим сделай его." (Там же, гл. 30:1) 
Отрывок о возведении жертвенника для воскурений выглядит приложением к предыдущей главе, как будто Рассказчик "забыл" о нем и внезапно вспомнил уже после подведения итогов. Что это может означать? Как отмечает Рамбам, "Это один из предметов утвари внутреннего Святилица, и он должен быть упомянут вместе с Шульханом и Менорой, потому что он находился вместе с ними". (Рамбам на Шемот, 30:1) И в самом деле, жертвенник для воскурений возводят вместе с Жертвенником для всесожжения, сразу же после изготовления Меноры (См. Шемот, 37:25-29). Так почему же он упоминается уже после того, как все описано и сделано? 
Сефорно, в комментарии на Шемот, 30:1 объясняет, что жертвенник для воскурений не был интегральной частью Мишкана. Целью сооружения Мишкана было пребывание Шехины в среде сынов Израиля, как об этом сказано в Торе: 
"И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде. В точности, как Я показываю тебе образец скинии и образец всех ее принадлежностей; и так делайте (в будущем)." (Шемот, 25:8-9) 
Но жертвенник для воздымления воскурений был сооружен по иному принципу и служил иной цели. Его вносили в уже готовый Храм, его строительство не было частью строительства Храма. 
Когда Слава Г-сподня уже пребывала в Храме, сыны Израиля должны были принести Ему воскурения. 
Сыны Израиля построили своему Царю дворец, обставленный изысканной "мебелью", населенный красиво одетыми "слугами" и живущий по особому "дворцовому распорядку". Они построили Дом, достойный того, чтобы Царь проявил в нем свое присутствие. Теперь они хотели бы лицезреть Б-га. Но как же можно лицезреть Его, если Он сам сказал о себе: "никто не может увидеть Меня и остаться в живых" (Там же, 33:20) 
Согласно Рамбаму, Кторет (воскурение) позволяет нам приблизиться к Б-гу. Значит, недостаточно возвести Дом служения, наполненный драгоценной утварью и усердными служителями. Необходимо быть готовыми приближаться к Б-гу. 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Эфод
"И СОТКУТ ЭФОД ИЗ НИТЕЙ ЗОЛОТЫХ И НИТЕЙ ГОЛУБОЙ ШЕРСТИ, БАГРЯНИЦЫ, И ЧЕРВЛЕНИЦЫ, И ЛЬНА, СКРУЧЕННЫХ ВМЕСТЕ" (Шемот, 28:6). 
Даже Раши не очень хорошо представлял себе, как выглядел Эфод. Еще труднее понять, для чего он был предназначен. 
С одной стороны, из текста нашей главы, а так же других источников понятно, что речь идет об одежде, которую носили святые люди: 
"А Шмуэль служил пред лицом Г-спода, отрок, препоясанный льняным эфодом" (I Шмуэль, 2:18). 
"И сказал царь Доэгу: Окружи ты и порази священнослужителей! И окружил Доег из Эдома и поразил священнослужителей, и умертвил он в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной эфод" (там же, 22:18). 
С другой стороны, в Писании есть весьма странный рассказ о Гидеоне. После победы над Мидьяном евреи пожелали видеть его своим царем. Гидеон отклонил это предложение, попросив вместо этого часть золота из военной добычи. "И из этого сделал Гидеон эфод, и поместил он его в своем городе, в Офре, и блудно следовали за ним все (сыны) Исраэля там, и стало то для Гидеона и для дома его западней" (Шофтим, 8:27). 
Каким образом эфод мог стать "западней"? Видимо, в данном случае речь идет о каком-то идоле. 
Каким образом эфод мог стать идолом? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, каким образом он использовался. Частью эфода, описанного в нашей главе, были урим ве-тумим. Мы не знаем, как они выглядели, но точно знаем, что их использовали, чтобы испрашивать волю Вс-вышнего: "И ПУСТЬ ОН СТОИТ ПЕРЕД ЭЛЬАЗАРОМ-КОhЕНОМ, А ТОТ БУДЕТ СПРАШИВАТЬ ДЛЯ НЕГО РЕШЕНИЕ УРИМ ПРЕД Б-ГОМ" (Бемидбар, 27:21). 
Для этих же целей использовался и сам эфод. Так, Давид просил у священника Эвьятара бен Ахимелеха: "И сказал Давид Эвьятару-священнослужителю, сыну Ахимелеха: Доставь же ко мне эфод! И доставил Эвьятар эфод к Давиду. И вопросил Давид Г-спода, говоря: Мне (ли) преследовать этот отряд, настигну ли я его? И сказал Он ему: Преследуй, ибо ты настигнешь, настигнешь, и спасешь ты, спасешь!" (I Млахим, 30:7-8). 
Видимо, эфод был одеждой, которая позволяла носившему ее "напрямую связываться" с Б-гом. Теперь становится понятно, зачем эфод понадобился Гидеону. Во время похода он все время сомневался в том, что Б-г находится на его стороне. Поэтому он все время требовал знаков, знамений и даже вещих снов вражеских солдат, чтобы убедиться, что он действительно слышал слово Б-жье, поэтому Гидеон пожелал иметь объект, который служил бы ему "постоянным каналом связи". Для этой цели эфод подходил как нельзя лучше. 
Проблема, однако, заключалась в том, что в какой-то момент решили, что эфод является не "средством связи", но самостоятельным божеством, заслуживающим поклонения. И в этом смысле эфод превратился для них в "западню". 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Сынам Израиля велено доставить чистое оливковое масло для зажигания храмового светильника - Меноры. Даны указания по изготовлению восьми служебных одежд для первосвященника: хошен - нагрудник из ткани, в который вправляли двенадцать драгоценных камней с именами колен Израиля; эйфод - декоративный фартук на лямках; меиль - длиннополая мантия без рукавов с золотыми колокольчиками и гранатами на подоле; ктонет - клетчатый хитон из льна; мицнефет - льняной тюрбан; авнет - длинный вышитый пояс; циц - золотая пластина для ношения на лбу и михнасаим - короткие штаны. Моше должен провести семидневный обряд посвящения в должность Аарона и его сыновей-коэнов. Церемония включает в себя жертвоприношения, облачение священников в новые одежды и помазание Аарона священным маслом. Б-г велит дважды в день - утром и перед заходом солнца - приносить в жертву годовалого ягненка. Это жертвоприношение, совершаемое в передвижном Храме, Мишкане, дополняется хлебным даром и возлияниями вина и масла. В конце раздела дано указание изготовить жертвенник для воскурения благовоний; перечисляются конструктивные детали этого жертвенника, обслуживать который поручено также первосвященнику Аарону и его потомкам.

Сказка - быль
«И будет Аарон воскуривать на нем (малом жертвеннике) благовония каждое утро… и в послеполуденное время - ежедневное воскурение перед Б-гом» (30:7–8).
Реклама - краеугольный камень современного общества. Искусство рекламы состоит не в том, чтобы продать товар, а в умении продать человеку представление о нем самом - каким он будет, купив этот товар.
Новую зубную пасту с синими полосками на тюбике (под американский флаг) раскупают не для того, чтобы иметь ослепительно белые зубы, как у мужчины, красующегося на рекламном плакате. Эта паста привлекает не обещанием лучезарной белозубой улыбки, а образом жизни, который ведут люди с такой улыбкой. Все мы знаем, что белозубые люди, смотрящие на нас с глянцевых проспектов, рекламных газетных полос и с телеэкрана, не ведают печали. Они никогда не бывают несчастными. Вся их жизнь - сплошной праздник. Они разъезжают на «роллс-ройсах», пьют шампанское в шикарных ресторанах, летают на сверхзвуковых авиалайнерах на Лазурный берег, не думая ни о протекающей трубе, ни о минусе в банке. Такая жизнь доступна каждому из нас. Надо только не пожадничать - купить тюбик в синюю полоску.
В наш век иллюзия и реальность поменялись местами. Сказка становится былью. Когда по ходу действия многосерийной мыльной оперы умирает герой и его имя исчезает из титров, продюсеры получают траурные венки от безутешных зрителей. Юные девочки насмерть влюбляются в эстрадную звезду, давно скончавшуюся от СПИДа (Фредди и теперь живее всех живых!), чья слава создана умелыми руками и богатым воображением высокооплачиваемых постановщиков видеоклипов.
И лишь правда не ищет рекламы. Она распространяется скрытно, как инфекция. Рав Шломо-Залман Ойербах жил в Иерусалиме в старой тесной двухкомнатной квартире, унаследованной от родителей жены. Он не появлялся на телеэкране и не давал интервью, не делал скандальных заявлений и не ругался до хрипоты в модных ток-шоу. И вообще он был очень скромным, даже стеснительным человеком, избегал всяких почестей. Но к его дому не зарастала народная тропа. Тысячи евреев приходили, приезжали и даже прилетали к нему из-за океана за советом и помощью, за галахическим решением. Ибо рав Ойербах был «гадоль а-дор» - величайшим мудрецом и праведником поколения, авторитетнейшим знатоком Торы, учителем учителей. Когда он умер (полтора десятилетия назад), проститься с ним пришли не то 300, не то 400 тысяч человек - абсолютный рекорд Израиля, хотя о времени его похорон нигде не было объявлено.
…Воскурение благовоний проводилось на храмовом жертвеннике, описываемом в сегодняшнем разделе, уединенно, вдали от любопытных глаз. Но об этой процедуре знали все, потому что запах воскурений разносился на десятки километров вокруг - до самого Иерихона. У евреев есть особое чутье на подлинное величие. Когда человек излучает внутреннюю чистоту и святость, когда его устами говорит сама Тора, ему не нужна белозубая агитация. Его и так отыщут и признают.
_____________________________________________________________________________________________
Рав Нахум Пурер
Парша Захор
Забыть, чтобы помнить
«…Сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь!» (Дварим, 25:19).
Память - самая предательская штука. Она все время подводит нас. Как часто мы тщетно роемся в пыльных закоулках нашего серого вещества в поисках нужного позарез имени, лица или телефонного номера. Но ведь если надо, никогда не вспомнишь. Зато в самый неподходящий момент перед внутренним взором всплывает яркая картина, которой мы стыдились и которую мы изо всех сил пытались забыть. Да, память - очень ненадежный товарищ…
Нынешний шаббат - особенный. Он называется «шаббат захор» - суббота вспоминания. В этот день мы выполняем заповедь Торы, повелевающую нам помнить, что сделал нам Амалек более трех тысяч лет назад: как это древнее племя вероломно напало на сынов Израиля после их выхода из Египта. Тора требует от нас, чтобы мы не забыли стереть «память об Амалеке из поднебесной».
На первый взгляд, в самой идее шаббата захор скрыто противоречие. Если нам заповедано стереть память об Амалеке, то почему мы ежегодно вспоминаем о нем в одно и то же время - в субботу перед Пуримом? Ведь получается, что мы не стираем, а, наоборот, поддерживаем память об амалекитянах.
Между тем в еврейском календаре есть еще один «день памяти»: Рош а-Шана. В Торе этот праздник так и называется: «йом-азикарон». Б-г «вспоминает» для того, чтобы судить свои творения перед началом нового года. Он сравнивает мир со своим первоначальным замыслом, с тем, каким Он хотел видеть его. Этот процесс сравнения и есть, по существу, суд.
Б-г как будто размышляет: «Неужели это и есть тот мир, о котором я мечтал, когда создавал его?!» Его суд всеобъемлющ; он охватывает не только весь мир в целом, но и каждое населяющее его существо в отдельности, каждого человека. Каждый из нас спрашивает себя в Рош а-Шана: «На что я тратил дни моей жизни на земле? Делал ли я то, что Б-г хотел, создавая меня?»
Память - это, в сущности, и есть суд. Недаром в русском языке есть выражение «суд памяти».
Гематрия (числовая сумма букв) слова «Амалек» - 240. Та же гематрия и у слова «сафек» - сомнение. Амалек порождает экзистенциальное сомнение, неуверенность в себе и в том мире, который нас окружает. Это голос отрицания, затаившийся в сердце. Он предательски спрашивает нас: «Ты уверен в том, что Б-г действительно существует?»
Амалек напал на сынов Израиля сразу после событий, рассеявших все сомнения в том, что Б-г есть и безраздельно правит в нашем мире - после десяти египетских казней и чудес Исхода из Египта.
Амалека и те сомнения, которые он посеял в наших сердцах, нельзя уничтожить лишь одним забвением. Амалек не только не исчезнет, но лишь усилится, если позволить ему закрепиться в потайных уголках нашей коллективной памяти. Подобно плесени, он набирает силу в темных щелях.
Наша память об Амалеке - это стремление вымести его из памяти. Заповедь «захор» помогает нам снова и снова вспоминать, кто такой Амалек, какие идеи он отстаивает и почему всевластие Б-га на земле не будет полным, если мы не предадим забвению Амалека - раз и навсегда.

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Намёки одежд
Начнем с мидраша (Трактат «Звахим» 88:2): «Отчего соседствуют темы приношений и коґэнских одежд? Сказать тебе: как приношения искупают, так и коґэнские одежды искупают. Хитон (ктонет) искупает убийства… штаны искупают прелюбодеяния, головной убор (мицнефет) искупает высокомерие, пояс (авнет) искупает дурные мысли, нагрудник (хошен) искупает подсудные дела, передник (эфод) искупает поклонение звездам, мантия (меиль) искупает злоязычие, а золотой венец (циц) искупает безудержную отвагу (азут паним)».
Рав Ґирш объясняет, как именно те или другие одеяния Первосвященника связаны с преступлениями Израиля. 
Хитон, покрывающий туловище, а также руки и ноги, символизирует уровень тела, уровень действий, худшее из которых -  убийство.
Связь «штанишек» коґэна с «половым вопросом» не требует комментариев.
Венчающий голову коґэна мицнефе, связан с исправлением высокомерия, подчеркивая, что и самое высокое должно служить Создателю.
Пояс – авнет служит символом соединенности всех сил концентрации – вернейшему средству от дурных мыслей.
Хошен со знаменитым «урим ветумим» символизирует подчиненность всех устремлений народа Его воле и подчеркивает, что в основе всех дел – Истина.
Задача эфода, говорит рав Ґирш, облегать и приближать одеяния к телу. Здесь заложена идея «своя рубашка ближе к телу» - а именно эгоизм и есть пресловутая чужая работа. 
Голубая мантия связана со злоязычием.
Верхнее из одеяний, золотой венец – циц подчеркивает, что даже необходимая для духовных свершений отвага, может быть использована по «рецепту» Йом Кипура – азут (корень – отвага, а также – козел (отпущения) Всевышнему, а не азут азазелю!

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Тецаве все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика