::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Трума (часть 2)

28-02-2012, 11:20 Разместил: jude Просмотров: 1784
Комментарий к Торе
Книга Шемот
Недельный раздел Трума (часть 2)
Главы 25:1-27:19
“Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).
Приношение на иврите - трума.

Рав Зеев Мешков
Нельзя останавливаться в своём намерении строить Храм
"И возьмут мне приношение от всякого человека, у которого сердце пожелает дать…И сделают Мне Храм, и буду пребывать среди них…" (Шмот, 25:8).
Основная тема этой главы – обязанность возвести Мишкан, переносной Храм в пустыне. Но из нее вытекает и обязанность построить Дом Б-га на том месте, которое будет избрано Им. И об этом пишет Рамбам: «Позитивная заповедь – создать дом Б-гу, чтобы он был готов для принесения жертв. И следует всем приходить в него на праздник три раза в год. И в Торе разъясняется, что Мишкан, который создал Моше, учитель наш, в пустыне, был временным сооружением, как сказано: «…ибо вы не пришли еще к месту покоя Моего…»
Храм, который построил Шломо, подробно описан пророками, а Храм, о котором говорит Йехезкель, не совсем понятен (и требуются дополнительные разъяснения пророков, чтобы возвести его). Но вот что главное: при строительстве Храма: делают постройку, в которой выделяют внутреннее помещение – святая святых, и более внешнее, святое помещение. Перед святым помещением должен быть построен входной зал. Вся постройка вместе называется Хейхаль (дворец). Его следует обнести со всех сторон завесой так, чтобы образовался двор» Далее Рамбам описывает основные предметы, которые должны находиться в Храме: менора, стол для хлебов, золотой жертвенник, жертвенник во дворе...» (Бейт а-бехира, 1).
Как можно заметить, минимальные требования к постройке – вполне и вполне осуществимы. Так почему же не построить? Все препятствия можно преодолеть и начать служить Вс-вышнему на горе Мория.
Но на этот вопрос можно задать другой вопрос: «А зачем торопиться?»
И ответ только один: «Такова наша традиция, так поступали наши отцы – они всегда стремились возвести Храм. В любых условиях, пренебрегая собственным удобством, а часто – рискуя жизнью. Так было в период возвращения из Вавилонского плена, так было в период восстания Хашмонаев, так было во время восстания Бар Кохбы. Разве можно не стремиться к святости?
Раби Зейра, идя из Персии в Святую землю, не хотел останавливаться даже на секунду. Так разве можно останавливаться в своем стремлении построить Храм?
Рав Кук писал: «Земля Израиля – это не внешний аспект для еврейского народа. Она – не имущество, которое приобретается для достижения каких-либо конкретных целей. Земля Израиля – это самостоятельный аспект, который неотделим от народа и связан с ним живой связью. Она сообщает народу особые положительные качества и неразрывно связана с самим его существованием» (Орот, Эрец Исраэль, 1). Но если это справедливо для земли Израиля, то те же самые слова, только усилив их многократно, следует отнести и к Храму.
Храм – это не что-то дополнительное, а неотъемлемая часть нашей жизни. Без него нельзя обойтись. Существовать можно, а жить полноценной жизнью- нет.
Нет ни пророчества, ни той силы воображения, ни той мудрости, ни того ощущения красоты, ни той любви между мужем и женой, которые были когда стоял Храм. Вкус плодов и цвет небес – все другое. Сила мудрости и сила ощущений – все это определяется силой нашей души, а она тем больше, чем мы ближе к Б-гу. Или: Он – к нам. И Храм, когда он стоит, –свидетельство того, что Б-г близок к нашим душам. Как сказано: «И сделают Мне храм, и буду пребывать среди них» (Шмот, 25:8). Когда Б-г среди нас – каждый дом как Храм. Каждая свеча – как менора, и каждый стол – как стол для хлебов. Да и сами люди… Каждый – первосвященник, заходящий в Святая Святых. У человека появляется та составляющая души, корень которой выходит за пределы звезд, не подчиняется законам природы, превращает обыденность в постоянное чудо и позволяет взглянуть на мир сверху, как Авраам, когда Вс-вышний вывел его за предел звезд.
Не все могут почувствовать, что в нашей жизни не хватает самого главного в те периоды, когда Б-г отдаляется от нас. Люди либо погружены в повседневные заботы, либо сами себе боятся признаться в том, какой великий потенциал заложен в них. И все время после разрушения Храма три раза каждый день и три раза каждую ночь Вс-вышний говорит: «Горе детям, из-за грехов которых разрушил Я дом Свой, и сжег Свой дворец, и рассеял их среди народов» (Брахот, 3а).
Горе детям не только потому, что они утратили связь с отцом, но и потому, что они забыли, что такая связь может существовать, и не чувствуют никакого недостатка в ней. И, если кто-то хочет почувствовать, что чего-то главного не хватает в жизни, пусть вздыхает и грустит вместе со Вс-вышним. Так советует Шулхан Арух, книга, которая стала основой для изучения закона.
И вот одно из первых указаний Шулхан Аруха: плакать о Храме, когда кончается первая треть ночи, и в полночь, когда вздыхает Вс-вышний о том, что у Него нет дома на земле, дома в наших домах, дома в наших душах.
Не случайно ребе из Коцка сказал: «Нет ничего более цельного, чем разбитое сердце». А Маарал говорил о том, что чем более целен человек, тем ближе он к бесконечности и тем острее ощущает, что не обладает цельностью. Парадокс. Ну, так в еврейской жизни парадокс – основа существования. И, перефразируя Маарала, можно сказать: «Если у нас все есть, значит, нам не хватает самого главного».

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Храм и жертвоприношения - источник благословения
Наша недельная глава повествует о том, как Моше Рабейну получает от Вс-вышнего указание начать сбор добровольных приношений в виде различных материалов для постройки Мишкана (Шатра) и изготовления предметов для этого переносного Храма. Основным назначением этого Шатра было хранение каменных Скрижалей Завета, которые Моше принёс с горы Синай. Сами Скрижали должно было поместить в специальный ящик из дерева и золота, на крышке которого стояли золотыеангелы-«керувим», обращённые лицом друг к другу.
Для чего вообще понадобился этот Храм? Неужели только для хранения Скрижалей? Конечно же, нет. Мишкан выполнял множество различных функций. Во-первых, он служил уменьшенной копией горы Синай, ибо откровение Вс-вышнего и дарование Торы не закончилось с уходом евреев от Хорева (второе название горы Синай). Оно продолжалось ещё долгие годы и завершилось только со смертью Моше на пороге Земли Израиля. И если раньше Моше требовалось подниматься на гору, то теперь Голос Творца исходил из пространства между ангелами на крышке «Арон Кодеш» («Ковчега Завета»). И в последующие периоды истории нашего народа бывали случаи, когда Вс-вышний говорил со своими пророками посредством Святого Ковчега, как например, с пророком Шмуэлем в начале его служения Творцу.
Во-вторых, Мишкан и его двор служили для различных видов службы: жертвоприношений животных, хлебных приношений, возлияний вина и крови и ещё для многого другого. Ведь Тора перечисляет несколько десятков видов различных жертвоприношений, которые следовало совершить в том или ином случае. В этой статье мы, конечно, не можем перечислить и, тем более, описать все эти виды, но для иллюстрации приведём некоторые примеры. Ежедневно, два раза в день, в Храме приносилась жертва «тамид», т.е. постоянная ежедневная жертва. Это был барашек, которого приносили вместе с определённым количеством вина и муки. После забоя и снятия шкуры его мясо целиком сжигалось на большом внешнем жертвеннике, поэтому эта жертва относилась к разряду «ола» -«поднимающаяся», т.е. полностью сжигаемая жертва. Эта жертва приносилась от имени всего народа Израиля и покупалась на общественный ежегодный взнос в размере полушекеля с человека. Кроме общественных жертв, были и частные жертвы, например, «шламим» («мирные жертвы»). Их приносил человек, который желал отблагодарить Вс-вышнего за своё благополучие. Такие жертвы приносились, как правило, в три Праздника Паломничества, Песах, Шавуот и Суккот, когда все евреи обязаны были предстать перед Вс-вышним в месте, которое Он избрал. С определённого момента истории этим местом навсегда стала Храмовая Гора в Иерусалиме. Эта жертва не сжигалась - немного крови брызгалось на жертвенник, определённые части туши отдавались коhэнам, проводившим жертвоприношение, а остальное съедал хозяин животного вместе со своей семьёй в состоянии ритуальной чистоты.
Существовали также и обязательные индивидуальные жертвы, самой известной из которых была жертва «песах» - годовалый ягнёнок, которая приносилась от семьи и торжественно съедалась в Иерусалиме в ночь Пасхального Сэдэра.
Просвещённому цивилизованному читателю может показаться, что все эти жертвоприношения являются чем-то архаичным, диким и примитивным. Но это только на первый взгляд. Даже если посмотреть на это с этической точки зрения, дескать, зачем убивать невинных животных? Однако если тот же самый цивилизованный читатель с большим аппетитом поглощает телячью отбивную или куриный бульон, он должен спросить себя, не является ли его деланное возмущение "примитивизмом" жертвоприношений ханжеством в чистом виде? Если не считается зазорным умерщвлять живое существо для удовлетворения одной из самых примитивных потребностей человеческого тела, то почему использование животных ради служения чему-то Высшему, большему, чем человек, должно считаться варварством?
Но оставим этику. Неужели, - спросит другой читатель, теснее знакомый с еврейской традицией.- неужели Всесильному Творцу, Да будет Имя Его благословенно, нужны какие-то жертвы? Это как-то не укладывается в голове! Верно, - отвечу я, - Вс-вышнему не нужны жертвоприношения. Строго говоря, Ему вообще ничего не нужно, и это один из тринадцати принципов еврейской веры - Творец Вселенной самодостаточен. А жертвоприношения нужны самим людям, причём для многих целей. В некоторых случаях жертва призвана искупить грех хозяина, в других - привлечь благословение на приносящего её. На другом уровне сознания жертва помогает человеку осознать, что не он хозяин на земле. С точки зрения еврейской мистики жертвоприношения позволяют держать открытым канал связи с высшими мирами, из которых нисходят высокие Б-жественные эманации. Ибо наш материальный мир не в состоянии выдержать явного присутствия Творца, поэтому он защищён экранами-сферами. Но Синайское Откровение позволило Б-жественному Присутствию проявиться в нашем мире на более высоком уровне, и для того, чтобы подобная возможность сохранялась, необходимо поддерживать граничные условия. Именно служение священников в Храме позволило этим условиям сохраниться. Но после разрушения Храма канал закрылся, и мир лишился большой толики духовной силы, в частности, исчезли пророки, и, согласно Талмуду, пророчество теперь было отдано детям и сумасшедшим, к которым никто не прислушивается. Но день грядёт и снова воссияет в былой своей славе наш Храм, и Вс-вышний окутает его своей Шхиной (Б-жественным Присутствием). И тогда возобновится поток благословений, спускающийся в наш мир, чтобы больше уже никогда не прерываться.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Дом Б-жий
Б-г приказывает Моше собирать пожертвования среди сынов Израиля, чтобы построить переносное Святилище: "И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде." (Шемот, 25:8) Далее Вс-вышний через Моше передает законы устройства Скинии и находящейся в ней утвари. 
Если мы исследуем устройство Скинии Завета, то, к нашему удивлению, обнаружим, что оно похоже на обстановку обычного человеческого жилища, только чуть более богатого. 
В Скинии есть Арон а-Кодеш ( шкаф), Шульхан ( стол), Менора ( светильник), Мизбеах ( алтарь или печь) и сосуды (посуда). Более того, в Скинию регулярно приносили продукты питания, будь то мясо жертвенных животных, хлеб лицезрения, вино и даже специи. 
Поскольку речь идет о Храме, вся эта "мебель" и "посуда" изготовлялась из лучших материалов: золота, дерева шитим, тонкого льна и.т.д. Жертвенные животные должны быть без изъяна, мука для хлеба – самого тонкого помола. 
И служители Скинии – коэны и левиты – должны были носить особую одежду, а также подчиняться срогим правилам, точь-в-точь как свита царя подчиняется правилам дворцового этикета. 
Когда сыны Израиля завоевали Землю Израиля и основали сильное царство, царь Давид скорбел о том, что Храм все еще не обрел постоянного жилища: "И сказал царь пророку Натану: "Смотри, я живу в доме из кедрового дерева, а ковчег Всесильного Б-га пребывает под полотнищами шатра" (2 кн. Шмуэля, 7:2) Через пророка Давид обращается к Б-гу с просьбой построить Ему дворец (Храм), но Б-г отклоняет эту просьбу. 
Что здесь происходит? Разве Б-г бездомен, что ему необходимо жилище – Скиния или Храм – чтобы было, где пребывать? Можно ли считать Вс-вышнего бездомным в наши дни, когда Храм разрушен? 
Если мы внимательно посмотрим на процитированный выше пасук из книги Шемот, то мы увидим, что это не так: "И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде." Вс-вышний не говорит: "постройте мне дом, чтобы Я жил в нем", но "Я пребывать буду в их среде". Храм нужен не Б-гу, он нужен сынам Израиля. Скиния – не средство, помогающее Б-гу приблизиться к нам, но средство нашего приближения к Нему. 
Б-га невозможно лицезреть, ибо "И сказал Он: Ты не можешь видеть лица Моего; ибо не (дано) человеку видеть Меня и остаться в живых "(Шемот, 33:20) Но, исполнив необходимые предосторожности, Израиль может приблизиться к Б-гу. Весь народ не мог взойти на гору Синай, "дабы не поразил их Б-г" (там же, 19: 22), но, стоя за пограничной чертой, весь народ ощущал особый душевный подъем и духовное восхождение. Когда Вс-вышний снисходил на Скинию в виде облака (40:34), Он делал свое пребывание видимым для всего народа. 
Когда нет Скинии и Храма, не Б-г страдает от бездомности, но мы все страдаем от отсутствия Его видимого пребывания в среде народа. 
Пока существовала Скиния, сыны Израиля могли войти в Дом, где они ощущали особенное, близкое Б-жественное присутствие. 
Пока стоял Храм, у сынов Израиля было особое место, где они с особенной силой ощущали, что Б-г пребывает в их среде.
Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Иже херувимы 
Керувы (херувимы) были двумя изображениями, помещенными на крышке Ковчега Завета: "И БУДУТ КРУВЫ С ПРОСТЕРТЫМИ ВПЕРЕД, ПРИПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ. КРЫЛЬЯ ИХ ДОЛЖНЫ ПРИКРЫВАТЬ КРЫШКУ, А ЛИЦА ИХ БУДУТ ОБРАЩЕНЫ ДРУГ К ДРУГУ И СЛЕГКА СКЛОНЕНЫ ВНИЗ, К КРЫШКЕ" (Шемот, 25:20). 
В Скинии керувы были повернуты друг к другу, а их крылья были подняты. Однако когда Шломо построил Храм, он расположил керувов иначе: "И поставил он керувов среди внутренней части Храма. Крылья же керувов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого керува касалось другой стены; другие же крылья их среди Храма сходились крыло с крылом" (I царств 6:27). 
Керувы Шломо не смотрели друг на друга, но стояли бок о бок, и каждый из них одним крылом касался стены, а другим - крыла другого керува. Соответственно, оба керува смотрели на Святая Святых. В чем заключался смысл этой реформы? 
Мне довелось слышать объяснение р. Михаэля Либтага, согласно которому разное положение керувов символизировало различие между Скинией и Храмом, отражающее изменение в отношениях между Б-гом и еврейским народом. 
Построив Скинию, ставшую центром национального диалога с Б-гом, евреи стали "НАРОДОМ СВЯТЫМ" (Шемот, 19:5). Однако в том же стихе перед евреями поставлена еще одна задача - стать "ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ". С этой задачей евреи могли справиться, лишь став уверенными в себе и почувствовав свою силу. Это произошло только во времена Шломо, когда Израиль превратился в могучую процветающую империю, не знавшую войн и конфликтов с соседями, но напротив, установившей с ними дружественные взаимовыгодные отношения. 
Когда евреи построили Скинию, они были молодым народом в поисках идентичности и религии. Поэтому они чувствовали себя неуверенно, и нуждались в постоянной поддержке и указаниях Б-га. Соответственно, керувы Скинии смотрели друг на друга, подобно молодоженам, которые не сводят глаз друг с друга. 
Время Шломо было своего рода мессианской эпохой. В это время Израиль перестал вглядываться в себя, и смог обратить свой взор на внешний мир. Именно в это время и был воздвигнут I Храм. 
В сложившейся ситуации керувы могли больше не смотреть друг на друга. Разумеется, они все еще были необходимы друг другу, поэтому их крылья соприкасались. Вместе с тем, они теперь смотрели вперед, во внешний мир, в котором им надлежало реализовать поставленную Б-гом задачу - сделать Израиль подлинным "царством священнослужителей". 
Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Б-г велит Моше построить Мишкан (Святилище) и дает ему подробные конструктивные указания. Сынам Израиля предлагается пожертвовать для Мишкана драгоценные камни и металлы, ткани, шкуры животных, масла и благовония. Во внешнем дворе Мишкана будут находиться жертвенник для сжигания приношений и медный умывальник. Шатер Откровения, главная часть Мишкана, будет разделен завесой на два помещения. Внешнее помещение будет доступно только коэнам, священникам из семьи Аарона. Там должны находиться стол для “хлебов предложения”, храмовый светильник Менора и золотой жертвенник для воскурений. Во внутренних покоях Шатра, куда разрешено входить только первосвященнику и только один раз в году - в Йом-Кипур, будет установлен Ковчег Завета для хранения каменных скрижалей с Десятью заповедями. Приводится детальное описание конструкции Мишкана и его обстановки. 
Источник «брахи»
«И сделай стол из акации…» (25:23).
Всем ясно, что Ковчег был главным предметом в Мишкане: в нем хранили скрижали Завета, притягивавшие в материальный мир Шхину, Б-жественное присутствие; его золотую крышку украшали крылатые крувы (херувимы), которые напоминали людям о существовании ангелов, порученцев Творца, поддерживающих связь между высшими мирами и нашим миром. «Но какую роль выполнял стол с ритуальным хлебом?» - спрашивает Рабейну Бахья (XIII–XIV вв., Испания).
Далее он объясняет, что шульхан и его двенадцать хлебов служили источником благословения, которое Б-г посылает непрерывным потоком в материальный мир. Это благословение проявлялось каждый шаббат, когда коэны, слуги Творца, ели храмовые батоны, и, как сказано в талмудическом трактате «Йома», «коэн насыщался крошечным ломтем хлеба размером с горошину».
Отсюда, продолжал Рабейну Бахья, и ивритское название стола - «шульхан»: от «шолеах», посылать. Б-г посылает столу Свое благословение, которое распространяется затем на весь мир, насыщая всех его обитателей.
Стол, как и Ковчег, был сделан из дерева акации, на иврите «ацей шитим». Слово «шитим» можно представить как аббревиатуру четырех благ: шин - «шалом» (мир), тет - «това» (добро), йод - «йешуа» (спасение) и мем - «мехила» (прощение). Эти характеристики присущи обоим предметам, причем сегодня в гораздо большей степени, чем в эпоху Храма, поскольку у нас нет жертвенника. Его заменяет нам обычный стол, а жертвой служит хлеб, который мы режем и едим, предварительно омыв руки, как делали коэны перед службой, и произнеся соответствующие благословения.
В более широком смысле стол - это символ единства семьи, тепла семейного очага и еще милосердия, потому что мы угощаем гостей за столом, а в шаббат приглашаем к нему бедняков, как требует давний еврейский обычай.
Неслучайно мудрецы Талмуда (трактат «Брахот») говорили: «Тот, кто долго сидит за столом, удостоится долгой жизни». Речь идет не только о медицинской необходимости тщательно пережевывать пищу. Сидя за обеденным столом, религиозный еврей не глотает механически еду, а следит за тем, что он кладет в рот, чтобы сказать правильное благословение - в начале еды и в конце. Если надо, он проверит кошерность сомнительного продукта - это тоже важная заповедь. Ведь мы - народ-священник и не можем, извините, запивать свинину молоком. Еврей должен есть сдержанно, с достоинством, чтобы трансформировать будничное действие в святое, чтобы его стол походил на искупительный жертвенник.
Неслучайно, добавляет Рабейну Бахья, благочестивые евреи Франции завещали хоронить их в гробу, вытесанном из стола, за которым они ели при жизни. Этот удивительный обычай служил напоминанием, что, отправляясь в последний путь, человек берет с собой прижизненные заслуги: пожертвования, которые он давал нуждающимся, и заповеди, выполненные за столом.
Лечение, прописанное до болезни
«И сделай балки из прочных стволов акации (ацей-шитим) для Мишкана» (26:15).
Рабейну Бахья приводит мидраш, который объясняет, почему именно акация (точнее, следуя оригинальному названию, дерево шитим) была выбрана в качестве материала для изготовления балок переносного Храма.
Сыны Израиля распутничали с дочерьми Моава в месте под название Шитим (Бамидбар, 25:1–9), и там же, в Шитиме, их настигла кара - мор, унесший жизни 24 тысяч человек. Именно поэтому Б-г «исцелил» их деревом шитим, точнее, балками Мишкана, которые были сделаны из него. Обратите внимание: Мишкан был построен за сорок лет до событий в Шитиме. Таков принцип Вс-вышнего: готовить лечение до самой болезни.
Лучшее средство от отчаяния
«И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них…» (25:8).
Состояние подавленности и отчаяния, или, как его принято называть, депрессия - один из самых распространенных недугов в развитых странах. По последним данным, им поражены 18,8 млн американцев старше 18 лет, или 9,5% взрослого населения США. Еще хуже положение у детей дошкольного возраста: более миллиона из них находятся в состоянии клинической депрессии, которая распространяется в этой группе с поистине бешеной скоростью - 23% в год.
В информационном бюллетене статистического бюро при правительстве Австралии утверждается, что в ближайшем будущем от депрессии - своей или близкого человека - будет страдать практически каждый житель страны в тот или иной период своей жизни.
По прогнозам, к 2020 году депрессия займет второе место по смертности после сердечно-сосудистых заболеваний. Уже сейчас она является одной из главных причин смерти от коронарных нарушений.
В чем причина этого тревожного явления? Она лежит на поверхности. Говоря шершавым языком советских пропагандистов, во всем виноваты язвы современного общества.
Есть ли лекарство от этих язв? Да, есть. Одно-единственное. Это Тора. Тору часто сравнивают со светом: «Заповедь - свеча, а Тора - свет». Сущность света заключается в том, чтобы раскрывать, показывать, высвечивать; такова его функция в нашем мире.
У Торы та же цель - раскрывать основы мироздания, выметать паутину сомнений и мрака из нашего разума, показывать нам вещи такими, какие они есть. Когда это происходит, мы испытываем подлинное счастье. Как сказал выдающийся подвижник Торы Хазон-Иш (рав Авраам-Иешая Карелиц, 1878–1953), «нет печали в мире для того, кто знает правду».
Тора сопровождает нас на всех этапах жизненного пути. Она радуется с нами в минуты торжества и утешает нас в горе. Б-г создавал мир по Торе, как по чертежу. Нет такой ситуации, на которую не распространялась бы Тора. Только она способна избавить нас от горечи, неуверенности и отчаяния. Она - наш верный друг до последних минут жизни.
Усвоив эту истину, мы легко объясним следующий парадокс.
Получив Тору, евреи вернулись к состоянию первого человека до его первородного греха. Им раскрылось присутствие Б-га в мире, и Его существование и всемогущество стали для них очевидным фактом.
Затем произошла трагическая история с поклонением Золотому тельцу, после которой Б-г велел нам построить Мишкан (переносной Храм) и ввел некоторые ограничения в наше питание. Его целью было восстановить нашу связь с духовностью, которую мы утратили.
Чуть позже, после греха разведчиков, принесших негативный отчет о Стране Израиля, Вс-вышний ввел в свод заповедей указание добавлять муку и вино к жертвоприношению животных. Недостойное поведение отдалило нас от Б-га, и Он дал нам дополнительное средство для возвращения и восстановления чувства близости к Нему.
Но почему, когда евреи совершают грех, Б-г дает им больше заповедей? Ведь простая логика подсказывает, что должно быть наоборот. Чем больше ты грешишь, тем меньше рвения ты проявляешь в служении Ему. И так, действительно, бывает: когда человек отдаляется от Б-га, Вс-вышний тоже отдаляется. Любые отношения должны строиться на основе взаимности.
Но в действительности происходит все наоборот. Когда мы отвергаем Б-га, Он не «хлопает дверью». Он всегда оставляет нам путь для возвращения. Как бы низко мы ни опускались, как бы далеко ни заходили в своих заблуждениях, Тора, Его слово, всегда рядом. Она сопровождает нас в нашем уходе от подлинной реальности.
Когда наш праотец Яаков собирался уйти с семьей в Египет, самое гиблое место на земле, в мрак изгнания, туда, где царила духовная нечистота и реально грозила опасность ассимиляции, Б-г обещал, что спустится вместе с ним.
Так было на всех этапах наших странствий. Как бы ни сгущалась тьма, Б-г был с нами, Тора была с нами.
Депрессия - это тоже изгнание, изгнание души. Когда мы попадаем в черную дыру депрессии, Тора следует за нами. Она регенерирует в нас жизненную энергию и возвращает к Источнику жизни, правды и радости.
Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Иже херувимы 
Керувы (херувимы) были двумя изображениями, помещенными на крышке Ковчега Завета: "И БУДУТ КРУВЫ С ПРОСТЕРТЫМИ ВПЕРЕД, ПРИПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ. КРЫЛЬЯ ИХ ДОЛЖНЫ ПРИКРЫВАТЬ КРЫШКУ, А ЛИЦА ИХ БУДУТ ОБРАЩЕНЫ ДРУГ К ДРУГУ И СЛЕГКА СКЛОНЕНЫ ВНИЗ, К КРЫШКЕ" (Шемот, 25:20). 
В Скинии керувы были повернуты друг к другу, а их крылья были подняты. Однако когда Шломо построил Храм, он расположил керувов иначе: "И поставил он керувов среди внутренней части Храма. Крылья же керувов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого керува касалось другой стены; другие же крылья их среди Храма сходились крыло с крылом" (I царств 6:27). 
Керувы Шломо не смотрели друг на друга, но стояли бок о бок, и каждый из них одним крылом касался стены, а другим - крыла другого керува. Соответственно, оба керува смотрели на Святая Святых. В чем заключался смысл этой реформы? 
Мне довелось слышать объяснение р. Михаэля Либтага, согласно которому разное положение керувов символизировало различие между Скинией и Храмом, отражающее изменение в отношениях между Б-гом и еврейским народом. 
Построив Скинию, ставшую центром национального диалога с Б-гом, евреи стали "НАРОДОМ СВЯТЫМ" (Шемот, 19:5). Однако в том же стихе перед евреями поставлена еще одна задача - стать "ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ". С этой задачей евреи могли справиться, лишь став уверенными в себе и почувствовав свою силу. Это произошло только во времена Шломо, когда Израиль превратился в могучую процветающую империю, не знавшую войн и конфликтов с соседями, но напротив, установившей с ними дружественные взаимовыгодные отношения. 
Когда евреи построили Скинию, они были молодым народом в поисках идентичности и религии. Поэтому они чувствовали себя неуверенно, и нуждались в постоянной поддержке и указаниях Б-га. Соответственно, керувы Скинии смотрели друг на друга, подобно молодоженам, которые не сводят глаз друг с друга. 
Время Шломо было своего рода мессианской эпохой. В это время Израиль перестал вглядываться в себя, и смог обратить свой взор на внешний мир. Именно в это время и был воздвигнут I Храм. 
В сложившейся ситуации керувы могли больше не смотреть друг на друга. Разумеется, они все еще были необходимы друг другу, поэтому их крылья соприкасались. Вместе с тем, они теперь смотрели вперед, во внешний мир, в котором им надлежало реализовать поставленную Б-гом задачу - сделать Израиль подлинным "царством священнослужителей". 
Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Б-г велит Моше построить Мишкан (Святилище) и дает ему подробные конструктивные указания. Сынам Израиля предлагается пожертвовать для Мишкана драгоценные камни и металлы, ткани, шкуры животных, масла и благовония. Во внешнем дворе Мишкана будут находиться жертвенник для сжигания приношений и медный умывальник. Шатер Откровения, главная часть Мишкана, будет разделен завесой на два помещения. Внешнее помещение будет доступно только коэнам, священникам из семьи Аарона. Там должны находиться стол для “хлебов предложения”, храмовый светильник Менора и золотой жертвенник для воскурений. Во внутренних покоях Шатра, куда разрешено входить только первосвященнику и только один раз в году - в Йом-Кипур, будет установлен Ковчег Завета для хранения каменных скрижалей с Десятью заповедями. Приводится детальное описание конструкции Мишкана и его обстановки. 
Источник «брахи»
«И сделай стол из акации…» (25:23).
Всем ясно, что Ковчег был главным предметом в Мишкане: в нем хранили скрижали Завета, притягивавшие в материальный мир Шхину, Б-жественное присутствие; его золотую крышку украшали крылатые крувы (херувимы), которые напоминали людям о существовании ангелов, порученцев Творца, поддерживающих связь между высшими мирами и нашим миром. «Но какую роль выполнял стол с ритуальным хлебом?» - спрашивает Рабейну Бахья (XIII–XIV вв., Испания).
Далее он объясняет, что шульхан и его двенадцать хлебов служили источником благословения, которое Б-г посылает непрерывным потоком в материальный мир. Это благословение проявлялось каждый шаббат, когда коэны, слуги Творца, ели храмовые батоны, и, как сказано в талмудическом трактате «Йома», «коэн насыщался крошечным ломтем хлеба размером с горошину».
Отсюда, продолжал Рабейну Бахья, и ивритское название стола - «шульхан»: от «шолеах», посылать. Б-г посылает столу Свое благословение, которое распространяется затем на весь мир, насыщая всех его обитателей.
Стол, как и Ковчег, был сделан из дерева акации, на иврите «ацей шитим». Слово «шитим» можно представить как аббревиатуру четырех благ: шин - «шалом» (мир), тет - «това» (добро), йод - «йешуа» (спасение) и мем - «мехила» (прощение). Эти характеристики присущи обоим предметам, причем сегодня в гораздо большей степени, чем в эпоху Храма, поскольку у нас нет жертвенника. Его заменяет нам обычный стол, а жертвой служит хлеб, который мы режем и едим, предварительно омыв руки, как делали коэны перед службой, и произнеся соответствующие благословения.
В более широком смысле стол - это символ единства семьи, тепла семейного очага и еще милосердия, потому что мы угощаем гостей за столом, а в шаббат приглашаем к нему бедняков, как требует давний еврейский обычай.
Неслучайно мудрецы Талмуда (трактат «Брахот») говорили: «Тот, кто долго сидит за столом, удостоится долгой жизни». Речь идет не только о медицинской необходимости тщательно пережевывать пищу. Сидя за обеденным столом, религиозный еврей не глотает механически еду, а следит за тем, что он кладет в рот, чтобы сказать правильное благословение - в начале еды и в конце. Если надо, он проверит кошерность сомнительного продукта - это тоже важная заповедь. Ведь мы - народ-священник и не можем, извините, запивать свинину молоком. Еврей должен есть сдержанно, с достоинством, чтобы трансформировать будничное действие в святое, чтобы его стол походил на искупительный жертвенник.
Неслучайно, добавляет Рабейну Бахья, благочестивые евреи Франции завещали хоронить их в гробу, вытесанном из стола, за которым они ели при жизни. Этот удивительный обычай служил напоминанием, что, отправляясь в последний путь, человек берет с собой прижизненные заслуги: пожертвования, которые он давал нуждающимся, и заповеди, выполненные за столом.
Лечение, прописанное до болезни
«И сделай балки из прочных стволов акации (ацей-шитим) для Мишкана» (26:15).
Рабейну Бахья приводит мидраш, который объясняет, почему именно акация (точнее, следуя оригинальному названию, дерево шитим) была выбрана в качестве материала для изготовления балок переносного Храма.
Сыны Израиля распутничали с дочерьми Моава в месте под название Шитим (Бамидбар, 25:1–9), и там же, в Шитиме, их настигла кара - мор, унесший жизни 24 тысяч человек. Именно поэтому Б-г «исцелил» их деревом шитим, точнее, балками Мишкана, которые были сделаны из него. Обратите внимание: Мишкан был построен за сорок лет до событий в Шитиме. Таков принцип Вс-вышнего: готовить лечение до самой болезни.
Лучшее средство от отчаяния
«И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них…» (25:8).
Состояние подавленности и отчаяния, или, как его принято называть, депрессия - один из самых распространенных недугов в развитых странах. По последним данным, им поражены 18,8 млн американцев старше 18 лет, или 9,5% взрослого населения США. Еще хуже положение у детей дошкольного возраста: более миллиона из них находятся в состоянии клинической депрессии, которая распространяется в этой группе с поистине бешеной скоростью - 23% в год.
В информационном бюллетене статистического бюро при правительстве Австралии утверждается, что в ближайшем будущем от депрессии - своей или близкого человека - будет страдать практически каждый житель страны в тот или иной период своей жизни.
По прогнозам, к 2020 году депрессия займет второе место по смертности после сердечно-сосудистых заболеваний. Уже сейчас она является одной из главных причин смерти от коронарных нарушений.
В чем причина этого тревожного явления? Она лежит на поверхности. Говоря шершавым языком советских пропагандистов, во всем виноваты язвы современного общества.
Есть ли лекарство от этих язв? Да, есть. Одно-единственное. Это Тора. Тору часто сравнивают со светом: «Заповедь - свеча, а Тора - свет». Сущность света заключается в том, чтобы раскрывать, показывать, высвечивать; такова его функция в нашем мире.
У Торы та же цель - раскрывать основы мироздания, выметать паутину сомнений и мрака из нашего разума, показывать нам вещи такими, какие они есть. Когда это происходит, мы испытываем подлинное счастье. Как сказал выдающийся подвижник Торы Хазон-Иш (рав Авраам-Иешая Карелиц, 1878–1953), «нет печали в мире для того, кто знает правду».
Тора сопровождает нас на всех этапах жизненного пути. Она радуется с нами в минуты торжества и утешает нас в горе. Б-г создавал мир по Торе, как по чертежу. Нет такой ситуации, на которую не распространялась бы Тора. Только она способна избавить нас от горечи, неуверенности и отчаяния. Она - наш верный друг до последних минут жизни.
Усвоив эту истину, мы легко объясним следующий парадокс.
Получив Тору, евреи вернулись к состоянию первого человека до его первородного греха. Им раскрылось присутствие Б-га в мире, и Его существование и всемогущество стали для них очевидным фактом.
Затем произошла трагическая история с поклонением Золотому тельцу, после которой Б-г велел нам построить Мишкан (переносной Храм) и ввел некоторые ограничения в наше питание. Его целью было восстановить нашу связь с духовностью, которую мы утратили.
Чуть позже, после греха разведчиков, принесших негативный отчет о Стране Израиля, Вс-вышний ввел в свод заповедей указание добавлять муку и вино к жертвоприношению животных. Недостойное поведение отдалило нас от Б-га, и Он дал нам дополнительное средство для возвращения и восстановления чувства близости к Нему.
Но почему, когда евреи совершают грех, Б-г дает им больше заповедей? Ведь простая логика подсказывает, что должно быть наоборот. Чем больше ты грешишь, тем меньше рвения ты проявляешь в служении Ему. И так, действительно, бывает: когда человек отдаляется от Б-га, Вс-вышний тоже отдаляется. Любые отношения должны строиться на основе взаимности.
Но в действительности происходит все наоборот. Когда мы отвергаем Б-га, Он не «хлопает дверью». Он всегда оставляет нам путь для возвращения. Как бы низко мы ни опускались, как бы далеко ни заходили в своих заблуждениях, Тора, Его слово, всегда рядом. Она сопровождает нас в нашем уходе от подлинной реальности.
Когда наш праотец Яаков собирался уйти с семьей в Египет, самое гиблое место на земле, в мрак изгнания, туда, где царила духовная нечистота и реально грозила опасность ассимиляции, Б-г обещал, что спустится вместе с ним.
Так было на всех этапах наших странствий. Как бы ни сгущалась тьма, Б-г был с нами, Тора была с нами.
Депрессия - это тоже изгнание, изгнание души. Когда мы попадаем в черную дыру депрессии, Тора следует за нами. Она регенерирует в нас жизненную энергию и возвращает к Источнику жизни, правды и радости.
шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Трума (часть 2) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика