::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Итро

  • Сообщить о ошибке
30-01-2012, 19:06 Разместил: jude Просмотров: 1 786
Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Итро
Главы 18:1-20:23
“И услышал Итро, жрец Мидьяна...”
Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Итро
Главы 18:1-20:23
“И услышал Итро, жрец Мидьяна...”

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Итро
Тесть Моше дал ему ценный совет. Вместо того, чтобы самостоятельно принимать все решения, Итро посоветовал назначить представителей, к которым бы обращались с жалобами и просьбами.

Глава 18
13-15.…Они приходили к Моше, или, как мы сейчас узнаем, к людям, которые выступали его представителями, («Искать Б-га» или «вопрошать о Б-ге»). Это выражение означает «искать указаний и помощи от Б-га». Таким образом, термин включает в себя понятие нашего отношения к Б-гу, которое должно проявлятьс в нашей деятельности и во всей нашей жизни и которое мы должны поддерживать, если Б-г действительно должен быть нашим Б-гом… Годы странствий по пустыне были великим периодом учебы для еврейского народа. Его задачей на все грядущие века будет распространение знаний Б-жественного Учения среди человечества; вот почему народ стоял сейчас вокруг Моше с утра до ночи, и стих 15 в общих чертах формулирует их цель: «Они пришли ко мне (искать Б-га)».
24.Нет для нас ничего более назидательного, чем эта информация о самом первом юридическом институте еврейского государства, приводящаяся непосредственно перед главой о даровании Закона. Моше сам по себе был столь далек от образа гения-законодателя, столь скромен был его талант организатора, что он должен был учиться самым первым элементам государственного устройства у своего тестя. Человек, который измучивал себя до крайнего изнеможения и которому и в голову не пришло принять такое или подобное простейшее решение, равно выгодное и ему, и его народу; человек, для которого было необходимо выслушать этот очевидный совет от Итро, такой человек никогда не смог бы дать народную конституцию и законы из собственной головы, такой человек был только - и именно поэтому - наилучшим и самым верным инструментом Б-га!

Глава 19
1-2.…Когда они достигли назначенного места и обратились лицом к горе Синай, все другие соображения исчезли. Они стали лагерем напротив горы уже в качестве «Израиля». Разбив свои шатры в назначенном месте, они таким образом продемонстрировали, что отдают себя во власть Б-га и ждут от Него дальнейших указаний. Этот факт подтверждает предположение, что все проявления слабости духа и недовольства до сего момента были порождены сомнениями относительно законности миссии Моше и Аарона, а не колебаниями в вере. Отсюда мы легко можем понять значение слов, сказанных Б-гом через Ирмию: «Иди и возгласи в слух Иерусалима, говоря: Так сказал Б-г: Я помню о благосклонности ко Мне в твоей юности, о любви твоей, когда ты была невестою, (как) ты пошла за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Ирмеяу 2:2).
5. означает исключительное обладание, на которое никто, кроме его владельца, не имеет права и которое не имеет отношения ни к кому, кроме его владельца. Следовательно, используя это выражение для определения наших взаимоотношений с Ним, Б-г требует, чтобы мы полностью принадлежали Ему, каждой частицей нашего существования, каждым проявлением нашей природы и всеми нашими устремлениями. Он требует, чтобы мы поставили наше существование и наши потребности в зависимость от Него Одного, доверили только Ему определять их и не позволяли ничему и никому больше управлять нашей жизнью или влиять на наши поступки.
ИБО ВСЯ ЗЕМЛЯ - МОЯ. Отношения, в которые вы должны вступить со Мной, фактически не представляют собой ничего из ряда вон выходящего; они лишь должны начать восстановление тех нормальных отношений, которые вся земля будет иметь со Мной…
9.  - ПРЕДСТАВИЛ… [Б-ГУ]. Так как в ст. 8 уже говорилось, что Моше сообщил (досл. «принес назад») слова народа Б-гу, в этом стихе может означать лишь повторение этих слов. Повторяя их, Моше хотел подтвердить, что народ единодушно и полностью готов исполнять все законы, которые Б-г дарует ему. Тем самым они заявили о своем безграничном доверии Моше как передатчику этих законов. Поэтому Моше чувствовал, что такой сверхубедительной демонстрации ( Б-г, являющийся в облаке и говорящий с Моше, чтобы евреи могли слышать Его голос) не требуется, чтобы поддержать веру народа в него. Исходя из этого, мы осмелились перевести здесь дословно: Моше «представил» слова людей « Б-гу».
10-13.…Еврейский Закон - это единственная система законов, не созданная самостоятельно тем народом, конституцией которого ей предстояло стать. Иудаизм - это единственная «религия», порожденная не человеческим существом, ищущим в ней духовную основу своей жизни. Именно это «объективное» качество Еврейского Закона и еврейской «религии» делают их уникальными, четко и недвусмысленно противопоставляя их всем остальным явлениям на земле, носящим имя «закона» или «религии». Это делает Еврейский Закон, полученный в абсолютно идеальном виде, единственным культурным явлением, которое можно считать катализатором и кульминацией всех других проявлений прогресса. Остальные «религии» и своды законов зарождались лишь в умах людей данной эпохи; поэтому они выражают представления о Б-ге, человеческой судьбе, отношении к Б-гу и друг другу, как их понимает данное общество в определенный период истории. Поэтому все эти созданные человеком «религии» и кодексы, подобно другим аспектам человеческой цивилизации - науке, искусству, народным обычаям - с течением времени подвергаются изменениям. Ибо в силу своей природы и происхождения они не что иное, как выражение уровней, на которые поднимается цивилизация на различных этапах человеческого развития.
Не таковы еврейская «религия» и еврейский Закон. Они не произошли от верований, владевших людьми в тот или иной период. Они не являются ограниченными во времени человеческими представлениями о Б-ге, о земном и Б-жественном. Они дарованы Самим Б-гом; они содержат идеи, которые по воле Б-га должны на вечные времена формировать представления людей о Б-жественном, но прежде всего о человеке и делах человеческих. С самого начала Закон Б-га противостоял естеству того народа, среди которого он должен был впервые утвердиться на земле. Было необходимо доказать силу Закона именно этому народу, который противился ему, так как был «упрямым народом». И как раз то сопротивление, на которое натолкнулся Закон, и является самым убедительным доказательством его Б-жественного происхождения. Этот закон возник не в народе, а пришел к народу извне, и потребовались столетия борьбы, чтобы завоевать этот народ, который должен был стать на вечные времена носителем Закона Б-га.
Донести до всех в самых очевидных, самых категоричных выражениях уникальность, характеризующую суть и происхождение этого Закона с самого начала его появления в мире, - такова цель приготовлений, указанных в тексте Писания. Закон должен быть вот-вот дарован народу. Его дарования следовало ожидать в течение трех дней. Чтобы оказаться достойными даже простого его ожидания, людям предстояло освятить свои тела и одежды; другими словами: они должны были стать достойными Закона, символически осознав внутреннее и внешнее возрождение своей жизни, которое призван осуществить Закон. В их нынешнем состоянии люди еще не были к этому готовы. Только твердое решение в конце концов стать тем, чем они должны быть, сделает их достойными получения Закона. Различие между народом, готовым получить Закон, и источником, из которого они должны его получить, подчеркнуто и физическим разделением. Место, откуда должен явиться Закон, должно быть очень четко отделено от них. Оно должно быть поднято во внеземную высь. Ни человек, ни животное не могут ступить туда и даже коснуться этого места, иначе им суждена гибель. Лишь когда дарование Закона свершится, это место будет вновь возвращено земной сфере, и тогда люди и животные смогут свободно разгуливать там. А до этого времени людей следовало предостеречь, чтобы они держались подальше, и сдерживать их при помощи заграждения. Все это делается для того, чтобы ясно показать: этот Закон берет начало вне земных пределов и вне человечества.
16-19.Люди видели, как вся Природа трепещет при приближении Б-жественной Славы. И только они, только Человек стоял прямо и оставался несокрушенным, ожидая Своего Б-га, Б-га Вселенной. Как только он сознательно поступил на службу Б-гу, он узнал о ни с чем не сравнимом высшем благородстве Человека и его уникальном положении существа, находящемся в непосредственной близости к Б-гу. Небеса и земля, вся трепещущая вселенная лежала за его спиной, а он стоял прямо перед Своим Б-гом. Вся Природа ревела, гром гремел, молнии сверкали, горы сотрясались, воздух нес звуки трубы, но Израиль слышал только разговор между Б-гом и Моше - «Моше говорил, а Б-г громко отвечал ему!»
20-25.…Сам Моше должен был стоять внизу, вместе с народом, в тот момент, когда Б-г будет обращаться к Израилю сверху. Моше сошел к народу и говорил с ним (ст. 25). А затем Б-г произнес следующие слова (гл. 20:1 и далее). Закон не только не должен был провозглашаться Моше: он относился к нему так же, как и к остальным людям.

Рав Лев Кацин
Почему люди обманывают?
– Почему люди обманывают? - спросил я свою 18-летнюю дочь Ахуву, когда она позвонила мне в пятницу. В шаббат я даю благословение детям за субботним столом, но если кого-то из них не будет дома, то они звонят в пятницу, чтобы получить благословение, рассказать о своих делах, обсудить недельную главу Торы.
Ахува задумалась, тогда я продолжил:
– Иногда люди обманывают из жадности, хотят извлечь какую-то выгоду, а иногда лгут из страха, опасаясь неприятностей.
– Жадность и страх - это не две разные причины лжи, - возразила дочь. - Страх порождает жадность! Мой учитель говорит, что многие решения, которые мы принимаем в жизни, мотивированы страхом. Потому каждый раз мы должны спрашивать себя: почему я принимаю это решение - боюсь человека или трепещу перед Вс-вышним?..
На этот раз задумался я. Действительно, страх за свое будущее заставляет человека беспокоиться, заниматься накопительством на черный день. И чем больше страха, тем больше ему нужно денег. Хотя у страха глаза велики. Наверное, потому предупреждал царь Соломон, что «любящий деньги деньгами не насыщается». Немного денег могут избавить бедняка от страха, что он будет есть завтра, но никаких сокровищ может не хватить, чтобы спасти бизнесмена от страха банкротства. Неуемная жажда наживы - это реакция на страх за свое существование.
Конечно же, страх необходим человеку, ведь инстинкт самосохранения помогает человеку избежать опасностей. Однако страх может стать инструментом давления.
Я решил рассказать дочери о дилемме, которая встала передо мной, когда я еще жил в Москве и у нас дома проходили занятия Торой. Однажды к нам ворвались сотрудники КГБ и пригрозили тюрьмой, если мы соберемся еще хоть раз. В субботу я подошел к московской синагоге и обратился за советом к Владимиру Альбрехту, автору известной в самиздате книги «Как вести себя на допросе».
– Бояться КГБ или не бояться? - спросил я. - Если мы отменим урок, они подумают, что мы боимся, и станут нас еще больше запугивать; если же продолжим уроки, они могут организовать показательный процесс, чтобы запугать других.
– Религиозный человек должен бояться только Б-га, то есть бояться совершить преступление против свой совести, - ответил Альбрехт. - Страх перед людьми может превратить человека в животное…
…Из страха фашисты совершали преступления, оправдываясь потом, что они «лишь выполняли приказ». Страх превращал советских людей в послушных винтиков карательного аппарата, палачей, подвергавших репрессиям своих сограждан…
Страх заставляет лгать. Страх заставил фараона обмануть евреев: «Народ Израиля стал многочисленнее и сильнее нас, давайте перехитрим его!» (Шмот, 1:9–10). Трусливый фараон решил запугать других, делая вид, что он - всемогущее божество. Если фараону и удалось кого-то перехитрить, то лишь самого себя. Он начал верить в собственную ложь. На Египет обрушились десять казней, но фараон отказывался отпустить евреев. Это упрямство было не смелостью, а проявлением страха показаться уступчивым и слабым. Так фараон оказался в плену у собственного страха и собственной лжи…
Преодоление страха ведет к освобождению, позволяет воспринять истину. Вс-вышний указал Моисею пойти к фараону и потребовать: «Отпусти народ Мой!» Вместе с Моисеем пошли старейшины народа, однако они разбежались по дороге. Когда Моисей шел получать Тору на горе Синай, то старейшины тоже пошли вмести с ним. Однако Вс-вышний открылся лишь Моисею. И лишь Моисей, который говорил лицом к лицу с фараоном, удостоился говорить «лицом к лицу» с Вс-вышним!
«Тайна Вс-вышнего - трепещущим перед Ним!» - писал царь Давид (Псалмы, 24:14). Истина открывается лишь тем, кто преодолел страх перед людьми и перестал лгать себе и другим. Но как побороть страх? Лишь еще большим страхом - трепетом перед Вс-вышним!
Страх перед Небесами - это не только чувство, но осознание и уверенность в торжестве справедливости. Ведь вам не нужно верить, вы знаете, что в материальном мире существует закон сохранения энергии, которая никуда не исчезает. В духовном мире тоже существует закон сохранения - мера за меру, в соответствии с которым любое преступление будет в конце концов наказано, а добрый поступок - вознагражден. Впрочем, возможно, что самым большим наказанием негодяю является чувство презрения к самому себе, в то время как самой большой наградой праведнику - радость исполнения своей миссии.

Рав Зеев Мешков
Желание говорить с Б-гом
Сыновья Израиля, совершив Исход, пошли за Вс-вышним в пустыню, потому что на пятидесятый день Он обещал раскрыться им и говорить с ними, как сказано: «… когда выведешь ты народ этот из Египта, будете служить вы Всесильному у этой горы» (Шмот 3).Намек на пятидесятый день в этих словах содержится в лишней букве нун, написанной в конце слова «таавдун» (будете служить). Ведь числовое значение нун – пятьдесят. Сыновья Израиля всецело были поглощены желанием узнать, кто Он, их Б-г. И Он обратился к народу со словами «Я Б-г Всесильный Твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства» (Шмот 20). Когда прозвучало Б-жественное «Я», все затихло и замерло, потому что никто и ничто не может рассказать о Б-ге, несмотря на то, что весь мир постоянно ведет рассказ о Нем. Этот рассказ подробный и долгий. Он длиной в жизнь, длиной в историю человечества. И даже в конце он остается незавершенным. А сразу, одним словом, в одно мгновение рассказать о Себе может только Б-г. Все слова собрались в «Я», вместив в себя и десять заповедей, и всю Тору, и всю историю: прошлое, настоящее, будущее. Поэтому никто не может понять Б-га, кроме тех, кто говорил с Ним.
 
Заповедь помнить 
И Тора повелела: «Только берегись и береги свою душу усиленно, чтобы не забыть слова, которые видели глаза твои, и чтобы они не отошли от твоего сердца все дни жизни твоей. И поведай их твоим детям и детям детей твоих. (Чтобы не забыли они) день, когда ты стоял перед Б-гом Всесильным твоим у горы Хорев (Синай)…» (Дварим 4). Как видно из этих строк, перед сыновьями Израиля стоит не только задача передать следующим поколениям знания, но и суметь передать им ощущение и переживания всех тех, кто стоял у горы Синай и слышал Б-жественное «Я».
 
Неоднозначный ответ
Но возможно ли постичь Б-га, узнать Кто Он, даже, если Он сам скажет «Я», и это «Я» вберет в себя всю Тору и весь мир? Когда речь идет о Вс-вышнем, нет однозначного ответа ни на один вопрос. Так, например, если кто-то спросит: «Находится ли Вс-вышний здесь?», ответ не будет однозначным, так как придется сказать: «И да, и нет». В самом деле, ни на одно место нельзя показать пальцем и сказать: «Здесь Б-г». И ни на одно место нельзя показать пальцем и сказать: «Здесь Б-га нет». Это объясняется тем, что понятие «находиться» нельзя использовать по отношению к Б-гу, как мы его используем по отношению к людям или предметам. Б-г вмещает в Себя мир, и Б-г находится в мире. Так кто в ком находится? То же самое можно сказать о понятие «знать». На вопрос «знаете ли вы, кто ваш Б-г», мы всегда отвечаем: «Знаем, и стремимся узнать, Кто Он всю нашу жизнь». Это можно объяснить так: душа наша знает, так как в ней остался отпечаток от встречи с Б-гом у горы Синай. Не случайно говорится, что все души сыновей Израиля и тех, кто на протяжении всей истории принимал гиюр, стояли у горы Синай. «Я», прозвучавшее с горы, хранится у нас в душе, или, как говорят, в подсознании. А наша задача осознать то, что есть в нас самих, но скрыто от нас. И мы постоянно задаем вопрос «Кто Он?».
 
Вопрос, на который нет ответа – вопрос вопросов
Книга Зоар (Акдама) называет вопрос «ми» (кто) пределом познания. В ней говорится, что этот вопрос можно задать, но нельзя получить на него ответ. И, в то же время, «Ми» называется именем Вс-вышнего. Значит тем, кто задает этот вопрос, Он открывается. И человек узнает, Кто Он.
И не задавать этот вопрос нельзя, так как Вс-вышний создал мир словом, чтобы рассказать о Себе. И, если ты любишь Б-га, то разве может тебя не волновать, Кто Он? Тот, кто не хочет узнать о другом – не любит его. Того, кто тебе безразличен, не назовешь любимым. Вопрос «Кто Он?» задавал Моше, поднимаясь на гору Синай. Слово «ми» (кто?) состоит из двух букв:«мем» и «йод». Сумма числовых значений этих букв – пятьдесят («мем» – сорок, а «йод» – десять). Это и есть тот пятидесятый уровень, который Моше стремился достичь. Иными словами, на пятидесятом уровне познания человек начинает постигать, Кто сотворил небо и землю. Число пятьдесят соответствует букве нун. Если прибавить к имени Моше букву нун, то получится слово «нешама» - душа. Таким образом, ответ на вопрос «кто?» Моше получил на уровне души.
 
Познание и подобие
Познание Творца неотделимо от желания быть подобным Ему. И об этом писал рав Авраам Ицхак Кук: «Только в Б-жественном пространстве (в размышлениях о Б-ге и стремлении к Нему) можно найти успокоение для духа. Познание, чувства, воображение, стремление и движение, как внутреннее, так и внешнее – все это очищает людей, чтобы они стали, более Б-жественными. И тогда все, чем наделен человек, находит свое наполнение, реализацию, достойную их, и позволяют сознанию успокоиться. Если человек будет искать чего-то меньшего, то он тут же станет похож на корабль, попавший в бурю в открытом море» (Орот, Зероним).
 
«Я» и Земля
«Я», прозвучавшее с горы Синай, впоследствии раскрывалось пророкам в земле Израиля. И только в земле Израиля. И даже те, кто не удостоился пророческого дара, в земле Израиля раскрывают для себя Б-жественное «Я», в отличие от тех, кто остается за пределами границ святости. И об этом сказано: «Тот, кто живет за пределами Земли Израиля, похож на человека, у которого нет Б-га» (Ктубот 112а). Это объясняется тем, что Б-г говорит здесь напрямую с каждой еврейской душой, как сказано: «Если сыновья Израиля не пророки, то они дети пророков» (Псахим 66а).
И об этом рав Авраам Ицхак Кук писал: «Сила воображения земли Израиля (человека, проживающего на земле Израиля) отличается прозрачностью и ясностью, чистотой и отсутствием скверны, и способна открыть дорогу для проявления Б-жественной истины. Она может облечь в одежды то желанное, возвышенное и недостижимое, на что направлено самое главное устремление человека, характеризующееся высшей святостью. Эта сила воображения может служить для восприятия и осмысления пророчества и его света, для прокладывания пути ясновидению и его свечению. Сила воображения земель народов мира (людей, проживающих за пределами Земли Израиля) подобна мутному источнику света, чье излучение перемешано с темнотой, тенями нечистоты и грязи. Она неспособна подняться до высот святости и не может стать основой для излияния Б-жественного света, отстраненного от всего низменного, что есть в мире и от всех страданий земной жизни. Поскольку разум и сила воображения неразрывно связаны, и воздействуют друг на друга, и воспринимают воздействие друг друга, разум за пределами Земли Израиля не может светиться тем же светом, каким он обладает в Земле Израиля. "Воздух Земли Израиля умудряет». (Орот, Земля Израиля, глава 5)

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Дарование Торы – знание или вера?
Хочу обратиться к вам с необычным вопросом – а была ли у вас прабабушка? Вы, несомненно, ответите положительно и удивитесь странности вопроса. Но я продолжу в том же духе и спрошу снова: "А откуда вам известно, что у вас была-таки прабабушка?" Тут ответы будут отличаться большим разнообразием. Меньшинство из вас застали свою прабабушку в живых, большинство – видели фотографии в семейных альбомах, слышали рассказы родителей, бывали на могиле и т.п. Но некоторые ответят более глобально – нет человека на земле, у которого не было бы прабабушки! Ведь если у каждого человека есть родители, то и у них тоже были родители, и так далее… И они будут безусловно правы. Перед нами будут три различных подхода: свидетельский (очевидцы), традиционный (альбомы и рассказы родителей), и логический. Теперь, после такой преамбулы мы можем переходить непосредственно к теме нашей беседы.
В нашей недельной главе мы читаем о событии, равного которому не было и не будет во всей мировой истории, как об этом свидетельствует сама Тора: "Разве когда-нибудь Вс-вышний пытался избрать себе народ из среды народов?" (Дварим 4:34). Я, конечно, веду речь о синайском откровении и даровании Торы. Три из тринадцати основ нашей веры, сформулированных РаМБаМом (Маймонидом), касаются этого события:
- вера в то, что Моше Рабейну – самый великий из всех пророков, и никто не сможет его превзойти в пророчестве
- вера в то, что вся Тора целиком была дарована непосредственно Вс-вышним
- вера в то, что Тора никогда не будет изменена
Другой средневековый еврейский философ, также живший в Испании, рабби Йегуда га-Леви, в своей книге "Хазары" описывает принятие иудаизма хазарским царем, которое начинается с того, что царю постоянно снится сон, в котором ангел говорит ему: "Намерения твои угодны Б-гу, а деяния – нет". И тогда он призвал к себе сперва философа-деиста, затем, отвергнув его точку зрения – христианского священника и исламского муфтия. Оба они указали на то, что основа их веры в Творца коренится в иудаизме, и лишь потом царь пригласил к себе раввина. На требование описать основы его веры раввин ответил, что он верит во Вс-вышнего, который вывел еврейский народ из рабства и даровал ему Тору на горе Синай, а затем ввел его в Землю Израиля. Царь отвечал с презрением, что это слишком мелкие деяния, чтобы свидетельствовать о величии Творца всей вселенной, на что раввин попросил разрешения привести пример, из которого выходило, что еврейская вера, в отличие от всех остальных религий, основывается не на откровениях, сообщенных одиночным избранным личностям, которые потом распространяли их среди своих учеников, и нет никакой возможности проверить правдивость этих откровений, а на том, что одновременно видели, слышали, осязали и даже обоняли (согласно Мидрашу, вся гора Синай в момент откровения покрылась благоухающими цветами) несколько миллионов человек (мужчин старше 20-ти лет было 600 тысяч человек, плюс женщины и дети). Это уже не вера, это знание, опирающееся на свидетельство очевидцев, традицию и логику (вспомните то, что мы говорили о прабабушке). Если со свидетельством и традиций более-менее ясно, то логику надо разъяснить более подробно. У всех без исключения еврейских общин мира имелись свитки Торы, которые были абсолютно идентичны друг другу, даже в самых отдаленных общинах, которые веками были изолированы от остального еврейского мира. Логично предположить, что у всех этих свитков есть единый источник, и тот факт, что за долгую историю еврейского народа содержание Торы осталось неизменным, свидетельствует о том, что это и есть изначальный текст. Таким образом, здание иудаизма базируется не на слепой вере, а на традиции, бережно передаваемой из поколения в поколение, традиции, гласящей, что предки нынешних сынов Израиля стояли у горы Синай и своими ушами слышали слова Б-га, исходящие из облака вместе с громами и молниями. Все это нужно было для того, чтобы впечатление от общения с Творцом было незабываемым и в последующих поколениях. Любой мыслящий человек, проанализировав имеющиеся факты, способен прийти к выводу, что Тора дарована Вс-вышним народу Израиля, и, следовательно, обязательна для соблюдения. Именно поэтому первая из десяти заповедей гласит: "Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства". То, что Вс-вышний сделал лично для нас, обязывает нас и наших детей, и формирует те самые тонкие личностные отношения, которые связывают наш народ и Вс-вышнего, да будет Имя Его благословенно. Так будем же достойными этого доверия! 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Итро, Амалек и дарование Торы
Согласно мнения большинства комментаторов (за исключением, правда, такого выдающегося, как Рамбам) Итро появляется и дает советы, как организовать юридическую систему еврейского народа, уже после дарования Торы, хотя в тексте Торы рассказ об Итро предшествует Синайскому Откровению. 
Почему здесь нарушен хронологический порядок повествования? Что хочет нам сказать Тора подобной перестановкой событий? 
Можно сказать, что закон Торы и юридическая система неотделимы друг от друга и должны появиться в тексте друг за другом. Но все же - почему сначала рассказ про Итро, и лишь за тем - дарование Торы? 
Чтобы дать объяснение порядку следования событий в данной главе Торы, воспользуемся "холистическим методом" и попытаемся увидеть как можно более полную картину происходящего. 
При даровании Торы Б-г избирает Израиль и отделяет его от других народов, чтобы превратиь в святой и сокровенный народ.(Шемот, 19:5-6) При этом было бы странно, если бы евреи не возгордились и не начали бы презирать другие народы. Это было бы тем более естественно, если бы рассказ о даровании Торы появился бы сразу после расскааз о войнс с Амалеком. Ведь при этом говорится, что будет стерта память об Амалеке, и что будет вечная война Г-спода с Амалеком (Шемот, 17:14-16) Рассказ о даровании Торы следовал бы непосредственно за предписанием уничтожить чужой народ - амалекитян. Это создало бы картину противостояния Израиля и других народов. 
Вместо этого Тора показывает нам нееврея, который не только любит Израиль, но и помогает ему создать свою собственную юридическую систему. Это означает, что взаимоотношения евреев и других народов не должны основываться на ненависти и презрении, но, наоборот, следует учиться у тех, кто относится к Израилю с любовью. Однако необходимо воевать с "амалекитянами" желающими разрушить еврейский народ. 
Интересно отметить, что, когда настает время царю Шаулу воевать с амалекитянами, прежде всего он посылает письмо кейнитам - потомкам Итро (согласно книге Судей, 4:11). Йарь Шауль предупреждает их о грозящей опасности: "И сказал Шауль Кени: Уйдите, устранитесь, выйдите из среды Амалека, чтоб не погубить мне тебя вместе с ним, - ты же содеял милость со всеми сынами Исраэля при восхождении их из Мицраима." ( 1. Кн. Шмуэля, 15:6) 
История Итро появляется перед рассказом о даровании Торы для того, чтобы мы знали: избрав Израиль, Б-г по прежнему любит другие народы. А это означает, чт о и мы тоже должны их любить. 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Откровение и отдаление
В нашей недельной главе описывается создание еврейской судебной системы, когда Моше, по совету Итро, учредил суды различных инстанций, взяв на себя функции Верховного Суда. Сразу после этого Тора повествует о том, как на горе Синай евреи получили свой основной закон. 
Оба этих эпизода имеют общий мотив - сочетание сближения и отдаления. 
В первом эпизоде Итро обнаруживает, что его зять "СЕЛ СУДИТЬ НАРОД, И СТОЯЛ НАРОД ОКОЛО МОШЕ С УТРА И ДО ВЕЧЕРА (Шемот, 18:13). Итро замечает, что это совершенно непрактично: "ИЗНЕМОЖЕШЬ И ТЫ, И НАРОД ЭТОТ, КОТОРЫЙ С ТОБОЮ, ИБО СЛИШКОМ ТЯЖЕЛО ДЛЯ ТЕБЯ ЭТО ДЕЛО, И НЕ СМОЖЕШЬ ТЫ ОДИН СОВЕРШАТЬ ЕГО" (там же, 18). Вместо этого он предлагает систему судов разных инстанций, которую Моше с радостью принимает. 
Прежде чем мы будем говорить о смысле этой реформы, обратимся к рассказу о даровании Торы. 
С самого начала Б-г настаивает на соблюдении дистанции: "ВОТ Я ИДУ К ТЕБЕ В ГУСТОМ ОБЛАКЕ, ЧТОБЫ УСЛЫШАЛ НАРОД, КАК Я БУДУ ГОВОРИТЬ С ТОБОЮ, И ПОВЕРЯТ ТАКЖЕ В ТЕБЯ НАВСЕГДА!". И ПЕРЕДАЛ МОШЕ СЛОВА НАРОДА Б-ГУ" (там же, 19:9). Б-г не собирается давать Тору непосредственно народу. Он собирается дать ее Моше, чтобы тот передал ее остальным. Это было сделано для того, чтобы народ убедился, что Моше действительно передает им слова Вс-вышнего. 
Однако затем первоначальный план меняется. Б-г говорит Моше, чтобы народ готовился три дня, поскольку "НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ СОЙДЕТ Б-Г НА ГЛАЗАХ У ВСЕГО НАРОДА НА ГОРУ СИНАЙ" (там же, 11). 
Т.е. теперь народ должен будет получить Тору не через Моше, но напрямую, непосредственно из уст Вс-вышнего. 
Чтобы понять, почему план был изменен, следует разобраться, что же произошло между девятым и десятым стихом. "И ПЕРЕДАЛ МОШЕ СЛОВА НАРОДА Б-ГУ" (там же, 9). Моше изложил евреям план Б-га - что Он будет говорить с ним, а он уже - с народом. Евреи ответили на это предложение, и Моше передал Б-гу их ответ. 
Каков был этот ответ? По мнению Раши, евреи отвергли предложенный план, и потребовали, чтобы Б-г говорил с ними напрямую. Б-г согласился с этим предложением, и дал подробные указания, как следует приготовиться к встрече с Ним. 
Как выяснилось, народ оказался не готов к непосредственному Откровению: "И СКАЗАЛИ ОНИ МОШЕ: "ГОВОРИ ТЫ С НАМИ, И УСЛЫШИМ, ПУСТЬ НЕ ГОВОРИТ С НАМИ ВСЕСИЛЬНЫЙ, А ТО МЫ УМРЕМ" (там же, 21:16). 
Вернемся теперь к судебной реформе Итро. Подобно тому, как народ желал непосредственного контакта с Б-гом, Моше первоначально желал непосредственного контакта с народом. Теоретически это были замечательные идеи - возможно, именно поэтому Б-г и принял требование о прямом диалоге без посредников. Однако эта идея оказалась несовместимой с реальностью, народ оказался совершенно не готов к встрече с Б-гом - точно также, как Моше оказался не в силах единолично разбирать все дела. 
Мы живем в неидеальном мире. Поэтому возвышенные идеалы - это, вне всякого сомнения, замечательно. Однако не менее важно при этом не терять почвы под ногами. 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Мидьянский священник Итро, тесть Моше, приходит в стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением рассказа Моше о чудесах Исхода и величия Б-га Итро переходит в иудаизм. Видя, что Моше не справляется в одиночку со множеством судебных дел, исков и ходатайств, Итро предлагает ему назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить самые важные и трудные дела. Моше следует совету тестя. Сыны Израиля приходят к горе Синай. Б-г предлагает им принять Тору. Получив их согласие, Он велит Моше подготовить народ к этому величайшему в истории событию. На третий день под раскаты грома, молнии и трубные звуки шофара Тв-рец обращается “голосом” с вершины дымящейся горы. Звучат Десять Заповедей:
1) Я - Б-г (заповедь веры в Творца).
2) Не будет у тебя других богов. 
3) Не упоминай всуе Имя Б-га.
4) Помни и освящай субботу.
5) Почитай отца и мать.
6) Не убивай.
7) Не прелюбодействуй.
8) Не кради.
9) Не лжесвидетельствуй.
10) Не желай чужой собственности.
Евреи не выдерживают прямого контакта с Б-гом и после первых двух произнесенных Им заповедей просят Моше стать посредником - передавать им дальнейшие слова Тв-рца. Б-г требует от евреев хранить Ему верность и не увлекаться другими религиями и мировоззрениями.

Похитители башмаков
“И сказал Б-г Моше: “Так скажи сынам Израиля: Видели вы, что с небес Я говорил с вами…” (20:19).
Это произошло более трех тысяч лет назад. Одно малоизвестное ближневосточное племя, шедшее из Египта в Ханаан через безводную каменистую пустыню, собралось вокруг сравнительно невысокой горы и пережило событие, оставившее неизгладимый отпечаток на судьбе всего человечества. Впервые за все предыдущие и последующие эпохи Творец вселенной обратился “лично” к целому народу. Этот народ носил имя Израиль, по имени его основателя Яакова-Израиля. Гора называлась Синай. Именно там, на Синае, Вс-вышний вручил евреям мистический план Творения - Тору. Так евреи стали иудеями…
Иудаизм положил начало другим монотеистическим религиям - христианству и исламу. Однако внутри самого иудаизма на протяжении всей истории то и дело возникали всевозможные секты и движения, претендовавшие на духовное наследие Авраама, Ицхака и Яакова. Некоторые из них отделялись от нормативного иудаизма и меняли свое название; другие стремились узурпировать авторитет мудрецов Торы, называя себя “истинными сынами Израиля”.
В последней группе наибольшей известностью пользуются караимы. Около трехсот лет назад в Оттоманской империи караимы предприняли попытку добиться для себя статуса “аутентичных евреев”. Они обратились к турецкому султану с официальным ходатайством провозгласить их “Израилем”, утверждая, что нынешние евреи - самозванцы и не имеют ничего общего с библейским “избранным народом”.
Прежде чем принять решение, султан, как было принято в те времена, вызвал к себе во дворец представителей обеих сторон - предводителя караимов и главного раввина еврейской общины, чтобы каждый из них изложил свою позицию. Он заявил, что только после того, как выслушает их, решит, кто является подлинным “народом Книги”.
В назначенное время лидер караимов и раввин пришли на аудиенцию. Прежде чем войти в тронный зал, они, как положено на востоке, сняли обувь. Караим оставил ее у входа, а раввин взял свои ботинки в руку и вместе с ними переступил порог.
Когда султан увидел раввина с ботинками в руках, он удивленно вскинул брови и строго потребовал объяснения.
“Ваше высочество, - начал раввин, - как вы, наверное, знаете из Библии, когда Пресвятой, благословен Он, явился нашему учителю Моисею у горящего, но не сгорающего куста, Он вначале велел ему: “Сбрось башмаки с твоих ног!”
“Моисей повиновался, - продолжил раввин. - И что же получилось? Наша традиция сообщает, что когда Моше разговаривал с Б-гом, пришел караим и украл его башмаки. С тех пор повелось, что, когда мы встречаемся с караимами, мы внимательно следим за своей обувью, не спускаем с нее глаз и не выпускаем из рук…”.
Караим побагровел от возмущения и, обращаясь к раввину, гневно воскликнул: “Какая чушь! Все знают, что во времена Моисея еще не было караимов!”
В тронном зале повисла гробовая тишина. Выдержав нужную паузу, раввин тихо сказал султану: “Ваше высочество, мне больше нечего добавить к тому, что он только что сказал…”.

Гора с плеч
“И взял Итро, тесть Моше, Ципору, жену Моше… и двух ее сыновей, имя одного из которых Гершом…, а имя другого - Элиэзер (“Б-г в помощь”), ибо Вс-вышний, Б-г отца моего был мне помощью и избавил меня от меча фараона” (18:2-4).
Комментаторы спрашивают: почему Моше не назвал первого сына именем Элиэзер? Ведь рождение Гершома было ближе к тем событиям, когда Моше убил египетского надсмотрщика и был вынужден бежать из Египта, спасаясь от “меча фараона”.
Да, все верно. Но, даже находясь далеко за пределами Египетской империи, через много лет после побега Моше не чувствовал себя в безопасности. Он боялся, что агенты фараона тайно охотятся за ним, что они могут схватить или даже убить его. Лишь после того, как Б-г рассеял его страхи: “Иди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, стремившиеся лишить тебя жизни” (4:19), Моше мог вздохнуть, наконец, с облегчением.
Произошло это сразу после рождения второго сына, и Моше не преминул назвать его Элиэзером - в благодарность Б-гу за помощь и спасение.

Зависть
“Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего” (20:14).
В порядке изложения Десяти заповедей заложен глубокий смысл. Первая заповедь - это своеобразная визитная карточка Творца и констатация непреложного факта Его существования и абсолютного могущества: “Я - Г-сподь Б-г, Который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства”.
В следующих восьми заповедях излагаются конкретные основополагающие обязанности человека перед Б-гом и другими людьми. И, наконец, десятая итоговая заповедь “ло тахмод”, “Не возжелай”, провозглашает главную идею перечисленных законов. Тот, кто соблюдает “ло тахмод”, демонстрирует готовность выполнять все Десять речений.
Известно, что большинство грехов и преступлений совершаются из-за желания получить то, что принадлежит другим. Движущая сила такого желания - зависть. Завистник часто “желает” чужое, нарушая тем самым десятую заповедь. Зависть толкает его и на другие преступления. Он с готовностью отвергнет Единого Б-га и перейдет в другую веру, будет поклоняться идолам (2-я заповедь), если этого требуют “интересы дела”. Стремясь заработать больше денег, он будет работать в субботу (4-я заповедь). Завистника ничто не остановит: он может унижать и оскорблять родителей (5-я заповедь), переспать с чужой женой (7-я заповедь), встать на путь воровства (8-я заповедь) и даже идти по трупам к заветной цели (6-я заповедь). Такой человек без угрызений совести даст ложные показания в суде, нарушив 9-ю заповедь.
Б-г расположил заповеди в таком порядке, что невольно приходишь к выводу: если будешь скрупулезно соблюдать первые девять речений, тебе никогда не придет в голову “возжелать” чужое.
Рав Шимшон-Рафаэль Гирш, духовный наставник германского еврейства в XIX веке, писал, что “ло тахмод” - это итоговая печать Б-га на Десяти речениях. Можно вводить в юридические системы запреты убийства и воровства, но нельзя помешать человеку желать чужое. Убийство и воровство - это всего лишь симптомы. Корень зла находится в сердце. Он не виден извне. Только Б-г способен заглянуть в потайные уголки нашей души и изгнать из них дурные желания, очистить сердце от зависти.
Поэтому любая система законов, написанных земными юристами и законодателями, нестойка и ненадежна. Ей не хватает скрепляющей печати Творца, Его всеобъемлющего слова, заключенного в Торе.
Тора требует от человека “святости”, что означает чистоту помыслов, из которых рождаются и чистые действия.
Рав Менахем-Михаэль Гитик
Синайское откровение
 «И было на третий день… Я Вс-вышний, источник всех твоих сил, который вывел тебя из земли Узости, из дома рабов» Шмот 19:16, 20:2
Тора была на дана горе Синай, чье точное местоположение было не известно. И само это место не получило особого статуса в нашей традиции. С точки же зрения времени «третий день», не день месяца, и не день недели. Мудрецы спорят в трактате «Шабат» (86:2) шестого или седьмого сивана даны были Десять Речений. Объясняет рав Исраэль Липкин из Саланта, что эта подчеркнутая неопределенность в пространстве и времени – следствие вечности Торы. Всякое место – Ее место, всякое время – ее время. Тора выше пространства и времени.
О вторичности Мироздания по отношению к Торе свидетельствует, по мнению автора «Сфат Эмет» из Гура, первая буква Декалога – алеф слова Анохи – . Ведь первая буква Творения – бет из «Бе-рейшит», вторая после алеф, буква алфавита. 
Раби Симха Буним из Пшисхи задает напрашивающийся вопрос: «Отчего Вс-вышний «представляется» не как Творец Земли и Неба, а как выведший нас «из Мицраим, из дома рабов»? Ответ. По его мнению, достаточно прост. Если бы речь шла о Небесах и Земле, то еврей мог бы сослаться на собственную незначительность в рамках глобального Мироздания. Но данная нам свобода от египетской (эгоистической) узости позволяет очевидный выбор между нашей божественной сущностью и «домом рабов» нашего эгоизма.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Итро все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика