::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Бо

  • Сообщить о ошибке
27-01-2012, 15:27 Разместил: jude Просмотров: 1 907
Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Бо
Главы 10:1-13:16
“Творец сказал Моше: приди к фаaраону”.
Приди на иврите - бо
Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Бо
Главы 10:1-13:16
“Творец сказал Моше: приди к фаaраону”.
Приди на иврите - бо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Бо
Вс-вышний недаром показал Моше серп зарождающейся луны. Это небесное светило играет важную роль в еврейском календаре и символизирует народ Израиля, который всякий раз возрождается.

Глава 10
1.Как во всех казнях, связанных с рабством, т.е. в случае жаб и мора, которые уже поразили Египет, и перед последней казнью в группе «рабства» Моше говорят: «Иди к фараону», ищи его во дворце, среди царской роскоши. В конце концов цель именно этих казней состояла в том, чтобы заставить фараона осознать, что даже если бы река и земля, страна и ее огромные природные богатства остались неизменными, то лишь по милости Б-га ему было бы позволено владеть и наслаждаться всем этим изобилием. Если в своей гордыне фараон сочтет себя вправе лишить чужестранцев свободы и независимости в уплату за привилегию пользоваться хотя бы малой частью его богатств, и если он вообразит, что имеет право поработить их, то Б-г хорошо знает, каким образом уничтожить все это изобилие. Тогда Б-г пошлет в царство фараона новое поколение «чужестранцев», которое истребит все его богатство у него на глазах.
Я ПОЗВОЛИЛ ЕГО СЕРДЦУ… ОСТАТЬСЯ НЕПОДДАТЛИВЫМ. Не уничтожая его богатства все сразу, но оставляя в каждом случае нетронутым самое драгоценное из его имущества, в частности, во время града, Я всякий раз оставлял фараону зацепку. И поскольку Я щадил фараона до самого конца, до самого тяжелого удара, полностью разрушившего сельскохозяйственное богатство Египта, он мог сомневаться в подлинном могуществе Моей власти. Он все еще мог находиться в заблуждении относительно того, что основа мощи и богатства Египта находится под защитой превосходящей Меня силы. Я продолжал действовать подобным образом для того, чтобы последовательно поставить печать Своей власти и могущества на всем, что поддерживает существование человека, его власть на земле. Я сделал это, чтобы установить «Свои знамения в его среде», в этой гордой и могущественной земле Египта.
7.…ЗАПАДНЕЙ. Моше совершенно не хитрил со слугами фараона. Почему же тогда они называют его «западней»? Использование этого образа лишь подкрепляет наше объяснение всего того, что произошло ранее. Если бы Б-г наслал только одну казнь и дал бы этой казни свирепствовать до тех пор, пока египтяне не были вынуждены отпустить Израиля, то Израиль давным-давно стал бы свободным. Но этого не происходило. Каждая казнь прекращалась всякий раз, когда фараон молил о том, чтобы остановить ее. Однако за одной казнью следовала другая с тем, чтобы заставить его почувствовать власть Б-га со все возрастающей силой и трепетом. С точки зрения египтян, подобная демонстрация мощи Б-га, за которой следовали периоды временного затишья, возвращающие фараона к его прежней черствости и непреклонности его сердца, могла быть истолкована только как «западня».
17.ЭТУ СМЕРТЬ. Наконец-то фараон понимает, что уничтожение сельского хозяйства Египта равносильно гибели его страны. Если саранча останется и отложит в землю свои личинки, будущие урожаи также будут обречены на гибель.
21.Тьма - это последняя казнь в группе «мучений»; казни «чуждости» и «рабства» в этой третьей и последней группе оказали самое мощное воздействие на всех, потому что град и саранча грозили уничтожить всю землю Египта и личное богатство его граждан. Подобным же образом третья и последняя казнь в группе «мучений» была самой всеобъемлющей, ибо она охватывала человека полностью, отделяя его от всех собратьев и лишая его имущества так, что он не мог двинуть ни рукой, ни ногой, не мог добыть самого необходимого для жизни. Это было мучением в самом прямом смысле слова. Все египтяне вынуждены были три дня голодать, потому что тьма приковала их к тем местам, в которых они оказались застигнуты ею.

Глава 11
2 и 3.דברנא  - ГОВОРИ, ПРОШУ ТЕБЯ. נא всегда предполагает некоторое нежелание со стороны человека, к которому обращена просьба. (Ср. Берешит 12:13, там, где Авраам просит Сару назваться перед египтянами его сестрой.)
Сыны Израиля только что представили самое убедительное доказательства своего подлинного морального совершенства. В течение трех дней его притеснители, ослепленные тьмой и пригвожденные ею к определенному месту, полностью были в их власти. В течение этого времени все имущество египтян оставалось без надзора в их домах. Но ни один еврей не воспользовался этой возможностью, чтобы отомстить им; ни один еврей не тронул ни египтянина, ни его добра. Именно в этом момент, когда зрение вернулось к египтянам, и они обнаружили свое имущество в полной сохранности там, где они его оставили, они вынуждены были признать величие еврейского народа. Сознание этого в конце концов превозмогло ту антипатию, которую египтяне испытывали к евреям: моральное величие его народа придало Моше в глазах египтян больше значимости, чем все совершенные им чудеса.
Моше и народ Израиля, по-видимому, совсем не хотели компрометировать эту моральную победу такими просьбами к египтянам, каких требовал от них Б-г. Однако воля Б-га состояла в том, что Его народ не должен покинуть страну с пустыми руками. Предыдущие поколения детей Израиля, проведя жизнь в рабстве, не смогли скопить даже самого скромного имущества. По этой причине Б-г нынче желал, чтобы Его народ заложил основу своего будущего благосостояния, которое должно быть собрано и освящено им как результат того, что прежние притеснители Израиля ныне признали его моральное превосходство. Отсюда и использование слова נא (в требовании Б-га к Моше и сынам Израиля).
Более того, время истекало. До полудня оставалось только двенадцать часов. Отсюда «Говори, прошу тебя, в слух народа»: убеждай их, настаивай на том, чтобы они совершили этот шаг. Таким образом, когда Моше еще стоял перед фараоном и фараон угрожал ему смертью, его народ уже готовился к Исходу; и вместе, вождь и его народ, одержали величайшую моральную победу над прежними поработителями и притеснителями, состоявшую в том, что последние, признавая величие Израиля, ныне ощущали потребность быть великодушными, чтобы хоть отчасти искупить свою вину перед ним. Это поведение египтян подтверждает возвышенное моральное значение обещания Б-га (Аврааму): «…а после они выйдут с большим имуществом» (Берешит 15:15).
9 и 10.Эти два последних стиха возвращают повествование к тому моменту, когда чудеса, содеянные Б-гом, еще не достигли своей цели и конечное освобождение еще не было объявлено. Вслед за описанием всей серии знамений и убедительных событий, которые открыли египтянам Б-га и оказали воздействие на фараона, вновь рассказывается о приготовлениях еврейского народа к ночи освобождения. Повествование возвращается к периоду между окончанием нашествия саранчи и началом тьмы. В конце концов фараон вынужден признать: «…согрешил я пред Б-гом, вашим Б-гом, и перед вами» (10:16). Но как только нашествие саранчи заканчивается, добрые побуждения вновь улетучиваются из сердца фараона. Он остался непоколебим в своем прежнем упрямстве и отказался отпустить еврейский народ.

Глава 12
1 и 2.После того как земля была возвращена человечеству, Б-г призвал Ноаха отвратить глаза от земли и взглянуть на небеса. Он показал ему Б-г радугу, сказав: «Это знак союза, который Я поставил между Мною и всякою плотью, которая на земле» (Берешит 9:17). Пусть отныне этот знак будет знаком Моего союза с человечеством, которому Я только что даровал новое будущее.
Вот и сейчас в Египте на пороге нового будущего, которое будет даровано еврейскому народу, Б-г призвал Моше и Аарона, показал им серебряный серп их молодой луны и сказал: «Это обновление луны будет для вас началом новых лун (досл. “началом обновлений”), и месяц, который начинается с этой новой луны, будет для вас первым месяцем года». Этот стих содержит две отдельные заповеди:1) начало каждого месяца должно наблюдаться визуальным наблюдением новой луны; 2) последовательность месяцев года должна начинаться с нисана, месяца нашего освобождения.
Именно к этому указанию (что дата начала каждого нового месяца должна устанавливаться всей нацией как единым целым) относится заповедь «Вот праздники Б-га, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время» (Ваикра 23:4). Нам кажется, что все эти установления основаны на идее моэд (собирания вместе). Потому что новомесячие также описывается как моэд, и действительно, мы увидим, что новомесячие как таковое представляет собой всеобъемлющую концепцию моэд, хотя, в отличие от других моадим, оно не сопровождается никаким специфическими историческими ассоциациями или ассоциациями, связанными с временами года… моэд означает место или время, назначенное для общего сбора. В рассматриваемом отрывке моэд относится ко времени. Моэд - это время или времена года, предназначенные для нашей встречи с Б-гом. Если использовать язык общественной практики, можно сказать, что эта встреча должна быть добровольным актом обеих сторон. Она ни в коем случае не должна выглядеть как созывание хозяином своих слуг. Б-г желает, чтобы Его народ пришел к Нему. Вот почему Он лишь в общих чертах определяет время встречи; Он дает им определенную свободу, в рамках которой они могут установить точную дату, таким образом, время встречи будет обоюдно согласовано. Обратите внимание: выбор должен быть обоюдным! Если бы начала наших месяцев и, следовательно, связанные с ними праздники жестко увязывались с астрономическими фазами планет (например, лунный цикл автоматически определял моэд и моадим), тогда мы и Сам наш Б-г оказались бы привязаны к слепому, неизменяющемуся циклу природы. В таком случае наш моэд новомесячия, в частности, мог бы служить убедительным аргументом в пользу поклонения природе.
Но именно этого и не должно быть. Эту опасную иллюзию, которой так легко поддаться, следует отвергнуть и противостоять ей со всей твердостью. Не фактический «приход вместе» луны и солнца и не обновленный свет луны определяют начало месяца; в новомесячие мы празднуем вовсе не это природное явление. Физический феномен служит нам всего лишь символическим напоминанием о том, что всякий раз, когда луна встречается с солнцем и получает от него новый свет, Б-г хочет, чтобы Его народ нашел свой путь возвращения к Нему и вновь осветился Его светом. Причем не имеет значения, где могут оказаться евреи, через какие периоды тьмы им суждено идти в своем историческом движении. Таким образом, воссоединение луны с солнцем должно служить примером и поводом для нашего возрождения. Моэд дословно означает «воссоединение».
Следовательно, не планетарный цикл, не астрономические вычисления, а лишь мы сами - через представителей нашего сообщества - должны создавать наш ходэш (месяц) и устанавливать дату нашего моэда, нашей встречи с Б-гом. Отсюда положение еврейского Закона: «Заповедь освящать (Новую Луну) через фактическое наблюдение (за луной)». Объективных астрономических данных недостаточно; требуется и субъективное восприятие…
ЭТО ОБНОВЛЕНИЕ ЛУНЫ БУДЕТ ДЛЯ ВАС НАЧАЛОМ ОБНОВЛЕНИЙ. Это значит, что ваше восприятие обновления луны должно побудить вас к собственному внутреннему обновлению, определить ваши собственные периоды возрождения. Текст как бы выделяет слова «для вас». Мы должны установить не астрономический цикл смены месяцев, а периоды ежемесячного собственного внутреннего возрождения…
В Египте, стране самого упорного идолопоклонства, где языческое оцепенение проникло глубоко в структуру самого государства и создало оковы кастовой системы, - именно в этой стране Б-г призвал будущих руководителей Своего народа, показал им нарождающийся серп луны, пробивающийся из тьмы к новому свету, и сказал им: «Это должно служить примером для вас! Как по законам природы обновляется луна, так и вы должны возрождаться, но по своей воле. Каждое появление новой луны должно напоминать вам о необходимости добровольного возрождения. И когда Я освобожу вас, а вы возродите себя, вы, подобно луне, летящей сквозь покрытые мглой небеса, должны продвигаться через земли других народов, и куда бы вы ни шли, провозглашайте весть об обновлении, учение Б-га, Единого Создателя всего сущего, Который делает людей свободными. Лишь через Него человек сможет стать истинно свободным душой и телом».
3-6.… «Я возьму вас себе как народ» (6:7). Вот что провозгласил Б-г в качестве позитивной цели освобождения из Египта. Используя современную идиому, можно сказать, что Б-г хотел создать не «церковную конгрегацию» для поклонения Ему, а народ, нацию, общество. В результате этого освобождения должно было появиться государство, чье существование полностью было бы связано с Б-гом, строилось и формировалось бы Им и было посвящено Ему. И установлением пасхального жертвоприношения Б-г заложил основы этой новой структуры.
Давайте посмотрим, как Б-г подходил к строительству такого государства.
Люди, с которыми Он его создавал, когда-то были рабами, следовательно, они не обладали идентификацией, собственностью, не имели семей. «Тело раба принадлежит его хозяину» (Кидушин 16а); «Раб не имеет происхождения» (Кидушин 69а); «То. что приобрел раб, становится собственностью его хозяина» (Песахим 88б). Говоря им: «Они должны взять каждый для себя», Б-г, на глазах у их хозяев (десятого нисана, за день до наступления тьмы), наделил этих рабов личностными особенностями и собственностью. Своим указом, что личность может «взять» одного ягненка и зарезать его, чтобы его мясом воспользовались и другие личности, из чего следовало бы, что один человек наделяется правом действовать от лица других как в гражданских, так и в религиозных делах, Б-г провозглашал, что все равны перед Ним и перед Его Законом. Эту концепцию выражает постановление Талмуда: «Доверенное лицо человека - все равно, что он сам» (Кидушин 41, 42). Но поскольку Закон употребляет слово איש (муж), предполагается, что осуществление таких полномочий доверяется индивидууму, достигшему определенного возраста: «Взрослый уполномочен, а несовершеннолетний не уполномочен» (там же).
Приняв этих людей под Свое покровительство и наделив их личной независимостью и законными правами, Б-г как строитель государства прежде всего собирает их в семьи. Эти семейные связи являются как восходящими, так и нисходящими. Восходящие: связи, которые объединяют детей с их родителями, даже детей, состоящих в браке и уже имеющих собственных детей, вокруг дедов и прадедов в ביתאבות (отчем доме). Нисходящие: связи, объединяющие родителей с их детьми, при которых дети имеют возможность создать собственный дом, где они вновь будут жить для и в своем потомстве, как их родители жили для них и будут продолжать жить в них. Но в этой государственной структуре даже восходящие семейные связи должны основываться на свободной воле, а не на принуждении. Благодаря положению «…и если хозяйство будет слишком малочисленным», Закон допускает самоопределение в системе семьи. «Нельзя зарезать (пасхального ягненка) от имени взрослого сына или дочери, или от имени раба-еврея, мужчины или женщины, или от имени жены, без их явного согласия» (Песахим 88а).
Закон, наделяющий человека личной независимостью, равенством, правом владеть собственностью, правом сохранять связи кровного родства, свободой выбора, по которому индивидуумы объединяются в отдельные семьи, - вот основа государства, построенного Б-гом. Однако этот закон, заключая людей в семейную оболочку и защищая от вторжения извне, содержит в себе и некий разделяющий элемент. Что же тогда в еврейском государстве связывает одну семью с другой так, что, объединяясь, они образуют единое, цельное общество? Такой связью, как и в других формирующих государство системах, является идея взаимонеобходимости, цель которой - доказать слабость индивидуума и вырвать его из эгоистической изоляции, внушая мысль, что забота о собственном благополучии включает в себя и заботу о благополучии соседа. Поистине, Б-жественная система государственного строительства, кроме всего прочего, базируется и на взаимной необходимости; но это та необходимость, которая порождена изобилием, необходимость исполнять свой долг с помощью соседа. «Если же хозяйство будет слишком малочисленным…» Таков закон, который должен построить еврейское государство. Не бедные нуждаются в богатых, а богатым нужны бедные. Пусть тот, чей собственный дом слишком мал, чтобы вместить те благословения, которые послал ему Б-г, разыщет соседа, чтобы этот сосед мог дать ему еще души, которые бы пользовались его изобилием и таким образом помогали ему исполнять его долг. Б-г может обеспечить бедных и без помощи богатых, но без бедных богатые не могут исполнить своего предназначения. В государстве, созданном 
Б-гом, не соображения личной необходимости, а чувство долга, заповедь, объединяет одну семью с другой, соединяя индивидуальности в одну национальную общность. Лишь такое сцементированное общество, на страже которого стоит справедливость и которое связано праведностью, породит формальную национальную структуру, способную вместе со своими лидерами стать «собранием общины Израиля».
Израиль - это национальное общность. עדה (община) означает независимые составные части, которые ответственны за выполнение миссии нации. קהל (собрание) означает власти, которые осуществляют административные функции и руководство.
В этот момент вступления в новую жизнь каждый индивидуум, каждая семья, каждый дом и вся община - и в целом, и каждая ее составная часть, - должны рассматривать себя в своем отношении к Б-гу как שה 
(ягненок); каждая составная часть должна посвятить себя тому, чтобы быть «Его паствой», воспринимать 
Б-га как своего Пастыря, отдаться Его водительству и руководству. С того момента, когда Б-г принимает на Себя бремя руководства нами, наше представление о Б-ге как о нашем Пастыре и о нас самих как о Его пастве становится основой нашего отношения к Б-гу и отношения Б-га к нам.
(Нам заповедано ежедневно возносить на жертвенник) «одну овцу утром» и «одну овцу в межвечерье». Эти указания символизируют то, как отныне Израиль должен представляться Б-гу и посвящать себя Своему Б-гу в начале и конце каждого дня; они представляют собой не что иное, как продолжение и многократное повторение того момента, когда Израиль впервые, как ягненок, отправился по своему пути сквозь историю, отдавшись водительству Б-га, Пастыря Израиля (ср. «Ты, водящий Йосэфа, подобно стадам» - Теилим 80:2).
Следует отметить, однако, что еврейский «ягненок» - это совсем не «агнец», не кроткое, печальное существо, которое безропотно несет на своих плечах мировые проблемы и позволяет вести себя на бойню без всякого сопротивления. Это - «цельный без порока ягненок, годовалый самец»; это определение без искажений выражает представление о нашем характере - с мужественной силой и свежестью вечной юности. Паства Б-га должна быть совершенной и твердо стоять на собственных ногах. В то же время она должна быть вечно молодой и постоянно нуждающейся в опеке Б-га.
Мы можем рассматривать наше общественное положение, уподобляя себя овце или козе («…из овец или из коз возьмите его»). До тех пор пока человек остается «в стаде», он может выбирать, быть ли ему «овцой» или «козой». Последняя более независима в отношениях с внешним миром, нежели овца. Следовательно, определение «коза» предполагает сопротивление. Коза напускает на себя вид полного неповиновения, демонстрируя свои рога каждому незнакомцу. Но по отношению к своему пастуху она так же послушна и мягка, как и овца.
תמים (совершенный, цельный, без порока) предполагает неограниченную преданность человека во всех его проявлениях; это - основное качество для любого жертвоприношения, любого «приближения» к Б-гу, равно как основная предпосылка для завета Авраама, это «…ходи предо Мною и будь непорочен» (Берешит 17:1).
В МЕЖВЕЧЕРЬЕ. Между двумя «смешениями дня и ночи»: одно, в котором ночь уже смешивается с днем, а другое, когда день все еще смешан с ночью; одно, когда день начинает убывать, а другое - когда исчезают последние лучи дневного света. Это - промежуток времени между тем моментом, когда солнце уже миновало зенит, и моментом фактического наступления ночи. Это значит - весь день четырнадцатого нисана, т.е. момент, отделяющий 14-й день нисана, который был еще частью эпохи рабства, от пятнадцатого нисана, который еще не начался до наступления ночи, но который уже фактически «забрезжил» в послеполуденное время четырнадцатого дня нисана и должен был принести избавление и свободу. Израилю нужно было подготовиться к этому моменту, который знаменовал начало внешнего освобождения от рабства («и Я спасу вас мышцею простертою») и внутреннего избрания («и возьму вас Себе как народ»), предоставив себя для целей своего избрания, как «овцу Его стада», готовую смиренно подчиниться руководству Б-га и символически выразить свою готовность полностью отказаться от прошлого существования, зарезав пасхальную жертву.
7 и 8.Однако акт отречения перед Б-гом от всего в прошлой жизни, символизируемый зарезанием жертвенного животного, не должен сравниваться с саморазрушением. Скорее, это основное условие для достижения более высокого уровня существования через Б-га. Пролитая кровь немедленно принимается для этого нового и более возвышенного уровня существования. Это особенно справедливо в случае пасхального жертвоприношения; пасхального ягненка режут лишь для того, чтобы его вкусили люди, которые, символически принеся его в жертву, предстали перед Б-гом и полностью отдались Ему. Ни в одном другом жертвоприношении акт еды не является таким существенным, как в приношении пасхального ягненка (ср. Песахим 78б). Только по поводу пасхального ягненка нам говорят: «Его единственное назначение - быть съеденным» (Песахим 76б).
Стать свободным и независимым - значит ли это что-нибудь еще, кроме права наслаждаться свободой собственной личности? Право тратить всего себя, используя свою физическую энергию и духовные силы для достижения своей цели, - в этом суть независимости. Именно это утверждает «Я» в его абсолютной личностной ценности и наделяет индивидуум физической и духовной индивидуальностью в качестве его личной сферы, которой владеет он один. Как нам кажется, в этом причина того, что мясо пасхальной жертвы должно быть съедено теми людьми, которым животное принадлежало, как бы символизируя этим идею самопожертвования. Пасхальное жертвоприношение символизирует независимость, которую человек обретает, отдавая себя Б-гу; оно позволяет раскрыться собственной индивидуальности, прежде поглощенной личностью хозяина, которому служил раб. В связи с этим жертвоприношением нам сказано: «Если животное зарезано не для тех, кто “сосчитался” на него, и не для того, чтобы быть съеденным, оно становится непригодным». Шхита, «произведенная не для тех, кто “сосчитался” на него», означала бы полное порабощение, а совершенная не с целью еды, она явилась бы актом бесполезного самопожертвования, в результате которого личность не обретает собственной независимости.
Однако Б-г стремился создать Свой народ не из свободных и независимых личностей, а из свободных и независимых семей, образованных на основании кровных уз или свободного личного выбора. Только в рамках семьи, созданной свободной волей ее членов, индивидуум может достичь такого совершенства, что будет способен получать удовлетворение от осознания себя личностью. Эта мысль должна быть выражена в символической форме, для чего собирают кровь ягненка и окропляют ею дверные косяки и притолоки дома, в котором совершившие жертвоприношение люди будут есть мясо ягненка.
В тексте говорится: «на оба косяка и на притолоку в домах». Дверные косяки и притолоки символизируют весь дом. У дома двойная функция - общественная и естественная: во-первых, отгородить его обитателей от остального общества, и, во-вторых, защитить живущих в нем от разгула стихий. Первая функция осуществляется стенами; вторая - крышей. Функция отгорожения символизируется двумя дверными косяками, функция защиты - притолокой над дверью, которая наводит на мысль о крыше, так как «смотрит сверху вниз».
Когда раб становится полноправной личностью, отцом и сыном в собственной семье, он получает от Б-га законную защиту от вторжения других людей в его личную жизнь (מזוזות) и физическую защиту от природной стихий (משקוף). Но чтобы заслужить эту Б-жественную защиту, человек должен отдать все свое существование, прошлое и настоящее, в распоряжение Б-га, своего Пастыря, и посвятить Б-гу свою личность, пользуясь ею в рамках Б-жественного водительства и защиты. Все это символически выражается тем, что небольшим количеством крови ягненка мажут косяки и притолоки дома, в котором должны съесть этого ягненка. Не стены защищают человека от насилия, и не крыша оберегает его от враждебных стихий. Б-г защищает тех, кто готов вручить себя Ему.
А ЗАТЕМ ОНИ ДОЛЖНЫ СЪЕСТЬ МЯСО. В эту ночь, которая принесет им свободу, они вновь извлекут пользу из приносимой в жертву индивидуальности; однако им ставится условие: они должны съесть символизирующего их самопожертвование ягненка, зажарив его над открытым огнем, с пресным хлебом и горькими травами.
Смысл пресного хлеба (мацы) и горьких трав очевиден. Когда сыны Израиля покидали Египет, их притеснители не дали им возможности дождаться, пока взойдет тесто, и евреям пришлось взять его с собой в виде пресных лепешек. За все время их рабства им также не давали времени заквасить тесто: подгоняемые кнутом надсмотрщика и круговертью непрестанного труда, они в страшной спешке пекли свой хлеб из неперебродившего теста. Поэтому מצות дословно означает «хлеб рабов»; действительно, мы описываем его как «хлеб зависимости», который наши праотцы ели в Египте, и совершенно ясно, что он символизирует рабство.
Не вызывает сомнений и то, что горькие травы напоминают нам о горькой жизни наших предков, о мучениях, которым подвергали их египтяне.
Итак, если מצה и מרור символизируют два из трех аспектов египетского галута, о которых мы уже знаем, то, видимо, не будет натяжкой предположить, что ягненок, зажаренный на огне, символизирует третий аспект, а именно - «чуждость». Без опоры, без твердой почвы под ногами, как бы подвешенные в воздухе, жили они в Египте, и точно так же должно готовится для еды пасхальное жертвоприношение - зажаренное не в горшке, а подвешенное на вертеле. Без опоры, без твердой почвы под ногами - это дословное описание состояния «чуждости», в котором этот народ, ныне поднимающийся к свободе и независимости, мужал и совершенствовался для своей дальнейшей судьбы. И, напротив, таким образом, в более позднюю эпоху, когда Иудее вновь грозило порабощение, те, кто верил в возможность сопротивления уготованной им участи, говорили об Иерусалиме: «…Этот город - котел, а мы - мясо» (Ехезкель 11:3). Другими словами, «Иерусалим - это наша основа, естественная и вечная, которую нельзя выбить у нас из-под ног и на которой мы добьемся совершенства, обещанного нам». Но затем им сообщают о неизбежности изгнания: «Он не станет для вас котлом…» (там же 11:11). Поэтому в момент вновь обретенной свободы такие подробности, как «жаренный на огне и с пресным хлебом, и с горькими травами», символически призывают детей Израиля вспомнит о «чуждости, рабстве и мучениях» - трех главных аспектах египетского угнетения, чтобы даже в момент освобождения они помнили о лежащем на них тяжком бремени. Они все-таки были рабами, находились под господством египтян, и только Б-г дал им свободу.
15.…Мы уже истолковали термин «пресный хлеб» как символ рабства, социальной зависимости. Квасной хлеб (хамец) - антитеза пресному, поэтому он символизирует независимость. День Песаха должен служить нам «памятью» (ст. 14), каждый год возрождая тот момент, когда мы получили свою свободу и независимость, чтобы мы никогда не могли забыть, каким образом они были нам дарованы. Именно поэтому день начала нашей свободы и следующие за ним праздничные дни отмечены не знаком свободы, но уничтожением символа независимости.
В течение всего семидневного цикла мы не должны прикасаться к хлебу независимости. Да, в тот самый день, когда мы получили личную независимость и право на личную собственность, как это образно выражают слова: «и возьмут себе каждый… для своего дома», мы должны в согласии с собой полностью очистить наши дома от этого типичного символа социальной независимости, и в течение следующих семи дней нам не позволяется вкушать квасной хлеб. Таким образом, мы постоянно напоминаем себе, что, вступая в свободу, мы не имели даже символического знака независимости, даже возможности достигнуть ее (которая символизируется закваской). У нас все еще не было ни свободы, ни власти, и только свободная доминирующая власть Б-га сделала нас воистину свободными. Поэтому каждый, кто в течение этих семи дней, посвященных нашему восхождению к свободе, «съест кусочек хамеца размером с оливу», вкусит хлеб независимости в количестве, достаточном для поддержания жизни (т.е. личности), тот отвергает Б-жественное происхождение нашей свободы и утверждает, что она добыта человеком самим (без помощи Б-га). Но, поступая таким образом, он отказывается от основ прошлого Израиля и, следовательно, отсекает себя как частицу народа Израиля от его будущего.
16.…(В Писании) семидневный цикл всегда представляет собой отрезок времени, в продолжение которого достигается новый уровень совершенства. Всякий раз, когда такой семидневный цикл посвящается моэду, это означает, что идеи и концепции, которым надлежит возникнуть в первый день с наступлением фазы возрождения, на седьмой день должны достигнуть ясности, четкости и силы. И, достигнув этой вершины жизненной силы, мы обязаны вернуться к повседневной жизни, чтобы осуществить эти идеи на практике. Следовательно, в первый, а затем вновь, в седьмой день, «священное собрание» достигает своего полного воздействия. В первый день идея, которую предстоит возродить, должна стать полностью понятной нам; в седьмой день мы должны ее всецело усвоить, чтобы взять с собой, когда вернемся к повседневной жизни.
22.Этот самый первый закон дает нам конкретный пример Устного Закона, Мы читаем здесь, что Моше устно сообщил старейшинам своего народа детали, касающиеся соблюдения закона, не включенные в речение Б-га, как оно зафиксировано в тексте Писания. Записанные слова Б-га дают лишь общее описание закона; более подробные указания были устно сообщены Моше Б-гом. А Моше передал их народу, причем снова в устной форме.
27.ВЫ СКАЖЕТЕ. В тексте просто говорится «вы скажете», а не «Ты скажешь им», как это написано далее: «Ты расскажешь своему сыну» (13:8), «и ты расскажешь ему». Б-жественное Слово не предполагает, что поколение, погрязшее в материализме, отступившее от Б-га, исправится благодаря простому наставлению. Здесь необходим личный пример честного и самоотверженного следования Закону.
Не обращай внимания на презрительные протесты поколения, которое, закоснев в материалистических идеях, уже не способно воспарить духом и понять значение предписанной Б-гом практики. Провозгласи так, чтобы каждый, кто хочет услышать, смог услышать: и до сего дня это все еще «пасхальная жертва Б-гу», «пища свободы…», пища, которая возвращает нас от смерти к жизни; провозгласи, что для народа Израиля жизнь и свобода все еще зависят от тех условий, которые изначально принесли эти дары, и что это служение, это постоянное вступление к Б-жественной службе есть и навсегда останется актом высочайшего значения…
28.СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ПОШЛИ И СДЕЛАЛИ… ТАК ОНИ СДЕЛАЛИ. Моше и Аарон с предельной точностью передали приказ Б-га сынам Израиля, которые приняли его и так же преданно исполнили. Таким образом, поведение Израиля полностью соответствовало повелению Б-га. Это свидетельствует о том, что с самого начала Закон можно было соблюдать единственно на основе его устного изложения. Из 600 000 человек, которые должны были принести пасхальную жертву, приказ непосредственно от Моше получили лишь старейшины. Все остальные получили его через цепь посредников. Но, несмотря на такой способ передачи, сыны Израиля выполнили приказ в полном соответствии с тем, как он изначально был сообщен Б-гом Моше и Аарону.
39.ТАК КАК ОНО НЕ СКИСЛО. Они были вынуждены уйти столь поспешно и потом находились в таком непрерывном движении, что даже на марше тесто не могло скиснуть и подняться. Тот факт, что «они были изгнаны из Египта и не могли мешкать, и даже не заготовили себе провизию», что и в самый момент исхода они были в определенном смысле зависимы, накладывает на Исход печать исключительно Б-жественного действия и делает заповеди о маце и хамеце символами еще большего значения. Без этих памятных знаков потомки Израиля могли бы рассматривать Исход как чисто человеческое достижение, подобное другим крупным историческим событиям… Но маца рассказывает нам, что они были выведены из Египта столь стремительно, что даже не могли надлежащим образом приготовить для себя хлеб…, что египтяне не позволили им даже этого, что даже в этот момент они полностью находились в зависимости от своих притеснителей… и значит только Б-г один направлял все события Своей всемогущей Рукой!

Рав Лев Кацин
Можно ли изменить судьбу?
Есть люди, которые обещают, конечно же, не бесплатно, изменить судьбу, защитив от порчи или дурного глаза. Но ведь судьба на то и судьба, что от нее не уйти. Как говорит Талмуд, «бедность идет за бедняком».
Так можно ли изменить судьбу?
Что ж, если кто-то и может изменить нашу судьбу, то это мы сами. Изменяя себя, человек изменяет и свою судьбу.
«Раскаяние (тшува), молитва и помощь бедным отменяют плохой приговор», - с трепетом произносим мы в Судный день.
Раскаяние (тшува) - это не событие, а продолжающийся во времени процесс, который требует усилия воли, признания ошибок, обещания не повторять их в будущем. Раскаиваясь, изменяя и исправляя характер, человек изменяет и исправляет свою судьбу. Раскаяние делает его новым человеком, творит его новую судьбу.
Понятно также, что поступки человека влияют на его характер. Творя добро, например, человек становится добрее. Жестокий поступок делает его более жестоким, акт милосердия - более милосердным. Тот, кто помогает бедным, проявляет к ним милосердие и сам становится более милосердным, удостаиваясь за это более милосердного приговора в Судный день.
Но разве молитва может изменить судьбу? Ведь если человек заслужил наказание, то одни лишь его просьбы, казалось бы, не должны отменить приговор Небес.
Молитва - это не только просьба. Решая для себя, о чем молиться, о чем просить и к чему стремиться, человек определяет себя и свое будущее. Потому молитва становится мощным инструментом изменения себя и своей судьбы…
– Не могу молиться о себе, - сказал мне недавно один человек. - Вс-вышний и так знает, что мне нужно, зачем мне просить Его об этом?
– Вс-вышний, конечно же, знает, что нам нужно, но знаем ли мы? - ответил я. - Вс-вышний наделил нас свободой выбора, и теперь мы выбираем свой жизненный путь, формулируем свои цели, определяем свое будущее. Решая для себя, к чему стремиться, мы совершаем свой моральный выбор между добром и злом.
Человек, имеющий цель в жизни, и человек, живущий без цели, - это два разных человека. Выбор цели - это выбор своего жизненного пути, своей судьбы. Ведь мы - это то, к чему мы стремимся, о чем мечтаем.
Два человека могут делать одно и то же, но иметь совершенно разные намерения и быть потому совершенно разными людьми. Например, один человек работает врачом, чтобы разбогатеть, другой лечит людей, чтобы облегчать их страдания. Само стремление, сама молитва формирует и определяет человека, как писал царь Давид: «Я - молитва…».
Почему же иногда мы не молимся о чем-то, несмотря на то, что очень в этом нуждаемся? Причина в отчаянии. Мы не верим, что можем этого достичь. И, возможно, не получаем этого лишь потому, что отчаялись, перестали к этому стремиться, за это бороться…
Однажды родители попросили меня помочь их дочери, которую избивал муж. Я обратился в одну организацию, которая была готова приютить ее вместе с детьми. Я был удивлен, когда эта женщина отказалась от помощи. Впрочем, удивляться нечему. Женщины, которые подвергаются насилию в своих семьях, со временем свыкаются со своим униженным положением. На протяжении десятилетий они могут безропотно подвергаться оскорблениям и избиениям. Они не обращаются в полицию и не уходят, потому что отчаялись. Для того чтобы им помочь, нужно прежде всего вдохнуть в них надежду на то, что они смогут изменить свою судьбу…
Почему, когда Моисей впервые обратился к евреям в Египте и сказал, что пришел вывести их из рабства, они не поверили ему? Евреи смирились тогда со своим положением рабов. К тому же то, что обещал Моисей, казалось невозможным. Ведь еще никогда ни один раб не уходил из Египта на свободу. Для того чтобы вывести евреев из Египта, нужно было сначала вдохнуть в них надежду на освобождение. Потому Вс-вышний указал евреям ждать новолуния и, увидев во тьме свет новой луны, начать считать дни, ожидая освобождения. Вера в будущее освобождение помогла евреям преодолеть страх перед хозяевами. Десять дней спустя они зарезали ягненка - идола египтян - у них на глазах, принеся пасхальную жертву, и еще через пять дней вырвались на свободу.
С тех пор воспоминание об Исходе вдохновляет евреев никогда не отчаиваться, всегда вдохновенно мечтать о будущем и смело воплощать в жизнь эти мечты.

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Кто управляет миром – ликбез для фараонов
В нашей недельной главе мы читаем о том, как симфония десяти египетских казней завершается финальным аккордом – внезапной смертью египтян-первенцев, после чего упрямство каменного сердца фараона было сломлено и он лично сообщил Моше и Аарону, что Народ Израиля может, и даже обязан как можно скорее покинуть Египет. Так рухнули стены "темницы народов", каковой являлась эта сверхдержава того времени, и наши предки с гордо поднятой головой, ведомые Шхиной ( Б-жественным Пристутствием) выступили к горе Синай, чтобы стать там Народом Торы.
Но оглянемся немного назад. Наши благословенной памяти Мудрецы задают интересный вопрос: а зачем понадобилось Вс-вышнему, благословенно Имя Его, наводить на Египет целых десять казней? Ведь было известно Творцу Вселенной, что после смерти своего первородного сына фараон "сломался" бы сразу и отпустил бы евреев на свободу – это становится ясно после прочтения тех слов, которые Б-г вкладывает в уста Моше Рабейну, да пребудет он в мире, еще у неопалимой купины: "И СКАЖЕШЬ ТЫ ФАРАОНУ: ТАК СКАЗАЛ Б-Г: ИЗРАИЛЬ - МОЙ ПЕРВЕНЕЦ! ГОВОРЮ Я ТЕБЕ: ОТПУСТИ СЫНА МОЕГО, ДАБЫ МНЕ ОН СЛУЖИЛ, НО ТЫ ОТКАЗЫВАЕШЬСЯ ЕГО ОТПУСТИТЬ, И ВОТ: УБИВАЮ Я ТВОЕГО СЫНА, ТВОЕГО ПЕРВЕНЦА!" (4:22-23) .
Так зачем тогда нужны предыдущие девять казней?
На  этот вопрос существует, как это принято в иудаизме, множество ответов.
Так, например, есть мнение, что казни были растянуты почти на целый год для того, чтобы испытать сынов Израиля – а захотят ли они, освободившись от рабства (ибо реально они перестали работать на египтян еще во время первой казни), покинуть Египет тогда, когда будет нужно? И это действительно была необходимая проверка – Тора говорит:  ""Хамушим" вышли сыны Израиля из Египта". Слово "хамушим" обычно переводят как "вооруженные" или "оснащенные", но есть у него и другой смысл: "пятая часть", т.к согласно Мидрашу только 20% евреев согласились выйти из Египта, а остальным показалось, что если рабства больше нет, то и незачем покидать такую замечательную страну. Жребий их был горек – все они были бесследно поглощены тьмой во время девятой казни, и даже тел их не осталось, чтобы египтяне не сказали, что и евреев постигла та же участь, что и их самих. Подобных примеров было много в течение нашей истории – когда приходило время покинуть какую-либо страну изгнания, всегда были те, которые оставались там, и, как правило, растворялись среди местного населения либо гибли. Вс-вышний многомилостив, но предоставляет ограниченное число возможностей, как это следует из Законов Раскаяния по РаМБаМу.
Но мне хочется предложить вашему вниманию совершенно особенный комментарий, коренящийся в делении казней на четыре группы, приведенном еще в вавилонском Талмуде: для лучшего запоминания рабби Иегуда предлагает три аббревиатуры: ДеЦаХ ("дам" – обращение вод Египта в кровь; "цфардэа" – лягушки; "киним" – вши), АДаШ ("аров" – нашествие зверей; "дэвэр" – падеж скота; "шхин" – язвы) и БеАХаВ ("барад" – град с огнем внутри; "арбэ" – саранча; "хошех" – тьма кромешная; "бехорот" – смерть первенцев Египта, причем последняя казнь стоит особняком и представляет собой четвертую группу).
Изначально действительно можно было обойтись только последней казнью – если бы фараон отказался отпустить Народ Израиля только из чистого упрямства. Но он пытался подвести под свой отказ теологическую базу, утверждая, что ему неизвестно, кто такой Вс-вышний Б-г евреев. И поэтому первые девять казней представляли собой программу религиозного ликбеза, причем не только для фараона и его подданных, но и для всего мира, и для самого Народа Израиля, наблюдавшего за казнями с безопасного расстояния из земли Гошен (восточной провинции Египта).
Итак, первые три казни (кровь, лягушки, вши) призванны показать фараону и его окружению в том, что Б-г есть.  Эти казни более эффектны, нежели эффективны – они не приводят ни к смерти, ни к значительному материальному ущербу, но имеют сильный демонстрационный и психологический эффект и воздействуют на все пять органов чувств человека: кровь – зрение и вкус, лягушки – слух и обоняние (после окончания казни их трупы немилосердно смердели), вши – осязание. Во время последней казни волхвы Египта не смогли повторить ее также, как две предыдущие, и сообщили фараону, что это не может быть делом рук человека, пусть даже очень сведущего в магии, т.к. нечистая сила, которую они использовали в совем колдовстве, не может оперировать с предметами, меньшими чем  ячменное зерно[трактат Санhедрин 67 б], но это – "перст Вс-вышнего". Фараон укрепил свое сердце и не отпустил народ, но твердо уяснил, что Б-г Израиля существует, и с ним приходится считаться.
Вторые три казни (дикие звери, падеж скота и язвы) демонстрировали, что Вс-вышний не просто существует, но влавствует над природой. Тут уже имеется сильный экономичесткий ущерб и человеческие жертвы, причем волхвы египетские снова выступают в качестве "лакмусовой бумажки" – если во время нашествия зверей и мора среди скота они смогли убречься, то про язвы сказано: "И НЕ МОГЛИ ВОЛХВЫ УСТОЯТЬ ПЕРЕД МОШЕ ИЗ-ЗА НАРЫВОВ, ИБО ВОЛХВЫ БЫЛИ ИМИ ПОКРЫТЫ, КАК И ВСЕ ЕГИПТЯНЕ" (9:11). В то же самое время эти казни показывают, что Вс-вышний упраляет природой дифференцировано, т.к. все эти три казни совершенно не коснулись евреев и их имущества, и это уже нельзя было списать на случайность.
Третья группа казней (град, саранча и тьма) свидетельствовали о том, что  Вс-вышний – Единственный и Всесильный, и что Он, Благословенный, может менять по Своему произволу законы природы. Так, внутри градин был заключен огонь, который поджигал все вокруг, хотя вода и огонь в природе не могут сочетаться, саранча пожирала не только траву, но и деревья, камень и металл, а тьма была не просто отсутствием света, но представляла собой плотную субстанцию, которая препятствовала движению и действовала парализующим образом, причем только на египтян. Тут фараон уже фактически "сломался", ибо подобных вещей и явлений еще никому в мире не доводилось видеть, но Вс-вышний укрепил его сердце, лишив его возможности совершить раскаяние, чтобы воздать ему и его народу за все их преступления по полной программе.
Этот урок был важен всему миру, особенно в преддверии получения евреями Торы на горе Синай, т.к. согласно Галахе, чтобы человек мог понести полное наказание за свое преступление, он должен понимать всю меру своей ответственности, и теперь ни один народ мира не мог бы утверждать, что ему было неизвестно, чем чревато угнетение и попытка нанести вред Народу Израиля! А казнь первенцев завершила эту серию, показав, что, во-первых, Вс-вышний способен различить между человеком, который является первенцем, и тем, кто таковым не является, а следовательно, тем более отличит правого от виновнгого, и во-вторых, Он, Благословенный, совершенно не нуждается в материальных исполнителях своей воли, как это имело место во время предыдущих казней, послкольку все первенцы умерли одновременно по всему Египту, причем без видимых причин.
Поэтому мы всегда должны помнить, что материальные явления и объекты – лишь ширма, за которой прячется истинное устройство мироздания, где все определяют не физические константы, вроде силы тяготения, а духовный уровень людей и их поступки.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Посрамление Ра
Десять казней были нужны не только для победы над Египтом, но и для посрамления его богов. "И над всеми божествами египетскими Я совершу расправу. Я - Б-г" (Шемот, 12:12) В самом деле, было сделано немало попыток объяснить смысл каждой казни ее направленностью против определенного бога. Например, кровь - поражение Нила, которому египтяне поклонялись, как божеству. Лягушки - нападение на бога Нуна, и.т.д. 
Однако верховным божеством Египта был все же Ра, бог солнца. Древние египтяне верили, что он сотворил мир. Восход солнца был для них символом сотворения мира. Цикл восхода-заката-восхода символизировал вечное обновление природы. Ра считался вечной силой творения и господином всего живого. Звание "Паро" (фараон) означает "дом Ра", а сам фараон был живым воплощением бога солнца. В этом недельном разделе мы увидим, как Вс-вышний посрамил Ра. 
Когда фараон отказал Моше в его просьбе вывести сынов Израиля в пустыню ради трехдневного поклонения Вс-вышнему, он сказал: 
רְאוּ כִּי רָעָה נֶגֶד פְּנֵיכֶם 
(Там же, 10:10) 
Этот стих Торы не просто перевести на другой язык. Некоторые переводят так: 
"Посмотри, ведь зло перед тобой". 
То есть, Моше пытается обмануть фараона, вывести народ якобы на три дня, а увести насовсем. 
Другие, включая Раши, толкуют по-другому: 
"Посмотри, ведь (звезда) Раа против тебя". 
То есть, астрологическое предсказание сулит Израилю смерть в пустыне, поэтому Моше не может вывести народ из Египта. 
Некоторые современные комментаторы толкуют иначе: 
"Смотри, ведь Ра против тебя". То есть, Моше не может вывести народ против воли бога Ра. 
Отсюда становится понятно, что две следующие казни - посрамление Ра. 
Саранча: "И покрыла она вид (т.е. поверхность) всей земли, и померкла земля, и истребила (саранча) всю траву земную и всякий плод древесный, который оставил (после себя) град. И не осталось никакой зелени на дереве, ни из травы полевой на всей земле Мицраима." (10:15) 
Тьма: "И простер Моше свою руку к небу, и была тьма (со) мглою на всей земле Мицраима три дня. Не видели друг друга, и не поднимался никто со своего места три дня. А у всех сынов Исраэля был свет в их обиталищах." (Там же, 22-23) 
Вопреки надеждам фараона, Ра дважды не спасает Егиеет от темноты: первый раз, когда солнце скрывается в тучах саранчи, второй раз - когда наступает Тьма египетская. 
И, наконец, казнь первенцев - это тоже посрамление Ра: 
"И умрет всякий первенец на земле Мицраима, от первенца Паро, восседающего на его престоле, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота." (11:5) 
Когда умирает наследник фараона, то есть, будущее воплощение бога Ра, умирает сам Ра. Увидев бессилие всех богов Египта, оставшись без помощи и поддержки, фараон отпускает сынов Израиля. 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Исход
В конце нашей недельной главы сыны Израиля покидают Египет после 430 лет, проведенных там. 
в Торе есть два независимых "отчета" об Исходе: 
1. "И БЫЛО - ПО ИСТЕЧЕНИИ ЧЕТЫРЕХСОТ ТРИДЦАТИ ЛЕТ, В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ВЫШЛИ ВСЕ ВОИНСТВА Б-ГА ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ" (Шемот, 12:41). 
2."И БЫЛО: В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ ВЫВЕЛ Б-Г СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ ПО ОПОЛЧЕНИЯМ ИХ" (там же, 51). 
Всего десять стихов отделяют эти сообщения друг от друга. Язык этих стихов весьма схож. Особенно бросается в глаза повторное использование довольно редкого выражения "В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ"
(בעצם היום הזה). 
Интересно отменить, что эти слова повторяются дважды подряд в другом рассказе - об обрезании Авраама: 
1. "И ВЗЯЛ АВРААМ СЫНА СВОЕГО, ИШМАЭЛЯ, И ВСЕХ, КТО РОДИЛСЯ В ДОМЕ ЕГО, И ВСЕХ, КУПЛЕННЫХ ИМ ЗА СЕРЕБРО, ВСЕХ МУЖЧИН ДОМА АВРААМА, И ОБРЕЗАЛ КРАЙНЮЮ ПЛОТЬ ИХ В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, КАК ГОВОРИЛ С НИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ" (Берешит, 17:23). 
2. "В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ ОБРЕЗАНЫ БЫЛИ АВРААМ, И СЫН ЕГО, ИШМАЭЛЬ, И ВСЕ ДОМАШНИЕ ЛЮДИ: И ТЕ, КТО РОДИЛСЯ В ДОМЕ, И ТЕ, КТО БЫЛ КУПЛЕН ЗА ДЕНЬГИ ИЗ ДРУГОГО НАРОДА, - ОБРЕЗАЛИСЬ ВМЕСТЕ С НИМ" (там же, 26:27). 
Вновь два стиха передают одну и ту же информацию. Зачем же нужно дважды подряд сообщать одно и то же? 
Если мы прочтем эти пары более внимательно, то увидим, что они очень похожи, но между ними есть существенное отличие - первый из стихов написан в действительном залоге (ВЫШЛИ ВСЕ ВОИНСТВА, ОБРЕЗАЛ), а второй - в страдательном залоге (ВЫВЕЛ Б-Г СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ОБРЕЗАНЫ БЫЛИ). 
Таким образом, "двойное повторение" олицетворяет исполнение воли Вс-вышнего, одобренное и поддержанное Им. Т.е. если человек просит у Б-га помощи, то прежде всего он должен сам встать с дивана и предпринять усилие в нужном направлении - и только потом Б-г может придти к нему на помощь. 

Ури Линец
Это зависит от нас
Среди наиболее известных истин в иудаизме есть и тот факт, что время полного и окончательного Избавления-Геулы - неизвестно. Но, с другой стороны, общие принципы, по которым Вс-вышний устанавливает время прихода Геулы известны гораздо меньше.
В нашем недельном разделе сказано: “А проживание сынов Исраэля, которое жили в Египте: тридцать лет и четыреста лет” (Шмот 12:40). Похожий срок был назван и Аврааму: “И сказал Авраму: зная знай, что пришельцем будет семя твоё в стране не их, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет” (Берешит 15:13). С другой стороны, Раши рассчитывает время пребывания в Египте по родословной Моше и получает, что продолжительность жизни в Египте не могла быть и 350 лет. Другие комментаторы называют 210 лет. Как же так?
Хотя Вс-вышний и установил продолжительность Галута в 400 лет задолго до спуска в Египет, все же точный срок окончания не был известен народу Израиля. В отличие от Вавилонского изгнания, которому сразу было отмеряно ровно 70 лет, здесь речь шла о “гибких” четырех столетиях, а сокращение срока зависело от нескольких факторов. В конечном итоге Галут сократился вдвое, а само порабощение - до 116 лет. При этом было “устроено” так, что отсчет лет пошел с рождения Ицхака, что оставило в силе предсказание четырехсот лет.
Отчего конец Галута наступил раньше? Простой ответ: “народ сделал тшуву (исправление) и был помилован” не проходит. Множество источников однозначно говорит, что сыны Исраэля опустились в Египте на 49 ступеней духовной нечистоты и не имели заслуг.
Мудрецы наши говорят, что есть пять критериев, согласно которым Творец принимает решение: ускорить ли наступление Геулы, а если да, то насколько, даже когда Избавление наступает без полной тшувы всего народа. “Вот пять вещей, из-за которых были освобождены отцы наши в Египте: конец, беды, вопли, заслуги праотцов, тшува” (Иерусалимский Талмуд, тр. Таанит 1:1).
“Кец”-конец. Существует установленный и неизменный срок (“последние дни”, “конец времен”, “конец дней”), когда наступит Избавление, даже если не произойдет ничего, способного ускорить процесс. Срок этот от нас скрыт и от наших действий не зависит.
“Цара”-беда. Ужасные беды и несчастья, которые Вс-вышний принимает во внимание, чтобы приблизить наступление Геулы, даже если весь народ Израиля и не сделал тшуву. Страдания народа ускоряют приход Геулы во-первых потому, что Вс-вышний из-за любви к нам не может вытерпеть наши страдания, а во-вторых, такие страдания сами по себе - осквернение Имени Вс-вышнего.
“Цваха”-вопль. Как пишет об этом Тора: “И было, в дни многие те, и умер царь Египта, и застонали сыны Исраэля от работы, и возопили, и поднялся вопль их к Эло’им от работы” (Шмот 2:23). Это не молитвенное обращение к Творцу, но крик из глубины души.
“Зхут авот”-заслуги праотцов или союз Ашем с Авраамом, Ицхаком и Яаковом. В основе этого союза лежит обещание Геулы в любом случае. Даже в отсутствие полной тшувы “и вспомнил Эло’им союз свой с Авраамом, с Ицхаком и с Яаковом” (Шмот 2:24).
“Тшува”-исправление, возвращение к Вс-вышнему. Тут имеется в виду не полная тшува, потому что в этом случае речь бы шла и о полной и мгновенной Геуле, а элементарная или базисная тшува, которая заключается в том, что в общенациональном масштабе выражают веру во Вс-вышнего и во всем на него полагаются. Речь идет о самом важном для нас условии: тшува, даже частичная, в большой степени ускоряет Геулу и/или облегчает муки, связанные с её приходом.
Какие из этого можно сделать практические выводы?
- Геула наступит в любом случае.
- Ужасные несчастья, пережитые нашим народом, приблизили начало Геулы, как из-за страданий, так и по причине осквернения Имени Творца. Знаком этого приближения стало восстановление Государства Израиля на Земле Израиля.
- Если мы будем полагаться на Вс-вышнего и не станем боятся людей, то приход Геулы ускорится самым - драматическим образом, и она наступит без излишних страданий.
Если же мы не будем полагаться на Вс-вышнего и станем осквернять Его Имя, нам придется - не дай Б-г! - пройти через страшные беды и несчастья пред тем, как полностью завершится Геула.

Рав Нахум П
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Бо все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика