::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Ваэра

  • Сообщить о ошибке
22-01-2012, 18:32 Разместил: jude Просмотров: 1 994
Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Ваэра
Главы 6:2-9:35
“И говорил Вс-вышний с Моше и сказал ему: Я - а-Шем (Г-сподин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Э-ль Шадай (сверхъестественная сила), имя же - а-Шем не раскрыл им”.
Открываться на иврите - ваэра.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Ваэра
Иудаизм существенно отличается от других религий. В нем нет разделения на духовенство и мирян. Все евреи, без исключения, должны служить Б-гу и проявлять верность Ему в повседневном поведении.
Глава 6
7.И ВОЗЬМУ ВАС. Когда вы подниметесь, когда станете свободны и вновь осознаете свои человеческие права, Я возьму вас к Себе как Мой народ. Вы станете Моим народом, когда будете свободны. Вы станете Моим народом, без государства, без собственной территории, единственно в силу того факта, что принадлежите Мне!
СЕБЕ КАК НАРОД. Эти несколько слов являются первой формулировкой судьбы Израиля. Они отражают ту особенность, которая делает иудаизм явлением уникальным. Люди бездумно поместили то, что неверно определили как «еврейскую религию», в разряд религий вообще, как одну из религий среди многих других, и с удивлением обнаружили, что эта «религия» включает в себя много элементов, отличных от того, что обычно рассматривается как часть «религии».
(Но Б-г сказал: ) «И Я возьму вас Себе как народ». Израиль должен быть народом для Б-га. Одно это утверждение дает понять, что иудаизм, как его установил Б-г, вовсе не «религия». Безусловно, иудаизм включает в себя элементы, свойственные любой религии, но концепция иудаизма совершенно отлична и бесконечно шире. В религии Б-гу принадлежат лишь храмы, церкви, священники, паства и т.д.; жизнь народов покоится на концепции государственности, а не на понятии религии и Б-га. В иудаизме же Б-г создал не церковь, а народ, и все стороны жизни этого народа должны быть неразрывно связаны с Ним. Лишь в качестве нации, а не чисто религиозной секты, Израиль принадлежит Ему…
8.И Я ПРИВЕДУ ВАС. Израиль должен полностью сложиться как нация, прежде чем получит собственную землю. Поэтому его существование как нации не зависит от того, есть ли у него своя территория; напротив, обладание землей зависит от того, сумеет ли он в полной мере исполнить свое предназначение как нация.
НАСЛЕДИЕ. В духовной сфере земля уже отдана вашим отцам. Вы получите эту землю лишь потому, что вы - их наследники.
Глава 7
1.…А ТВОЙ БРАТ ААРОН БУДЕТ ТВОИМ ПРОРОКОМ. «Тем, чем для Меня является пророк, будет для тебя Аарон». Эта характеристика имеет неоценимое значение для правильного понимания истинного еврейского пророчества. Насколько верно то, что Моше и Аарон действуют как два отдельных человека: Моше отдает приказания, которые Аарон должен исполнять, - настолько же неоспоримо и то, что пророчество, исходящее от пророка, а не сообщенное пророку Б-гом, ложно. Некоторые и сегодня отвергают понятия подлинного Б-жественного откровения, подменяя его внешними атрибутами и фактически низводя пророка до положения просто вдохновенного поэта или законодателя, вещающих в состоянии экзальтации. Истинный пророк стоит лицом к лицу с Б-гом, как Аарон стоял лицом к лицу с Моше. Следовательно, слово нави (пророк) выражает концепцию пассивности… Пророк используется Б-гом как «родник», посредством которого Он, Б-г, обнаруживает Свое слово. Пророк - не автор, а лишь передатчик произносимых им слов.
3.אקשה  - Я СДЕЛАЮ ТВЕРДЫМ. Мы находим в тексте Писания три нюанса, относящихся к позиции фараона: כבד, קשה и חזק.
קשה означает быть абсолютно «твердым», не поддаваться впечатлениям, не замечать того, что происходит вокруг, и не позволять внешним факторам оказывать на себя воздействие.
כבד (досл. «тяжелый»), трудносдвигаемый, неподвижный. Человек может получить какое-либо впечатление, но между впечатлением и реакцией на него существует огромная дистанция. Однако она преодолима, хотя для этого требуются значительные усилия.
חזק (букв. «сильный»), твердый, но намеренно сопротивляющийся любому воздействию, направленному на то, чтобы сделать его уступчивым (т.е. упрямый, закоснелый)…
9.…תנין  - это не змей, а огромное животное, обитающее в воде, водяное чудовище… Сам фараон описан в книге Ехезкеля (29:3) как «огромный крокодил, который лежит среди своих рек», монстр, существующий по милости речных богов. Знамение, описанное в этом стихе, должно сообщить фараону: «Ты и твои боги - лишь посох в Моей руке». Поэтому мы полагаем, что תנין в этом стихе обозначает крокодила.
15.הינה  - ВОТ! Это час, когда он обычно совершает свою ежедневную прогулку к Нилу. Эта река является воистину источником жизни для Египта. Лишь благодаря Нилу среди пустыни мог появиться такой плодородный край. Считалось, что благосостояние и само существование страны зависит от доброго расположения богов Нила. Поэтому неудивительно, что фараон каждое утро приходил к реке, чтобы таким образом засвидетельствовать ей свое уважение.
( Б-г говорит Моше: ) «Сейчас ты тоже явишься туда, и пусть фараон увидит, что ты ожидал его, чтобы встретить, прежде чем он достигнет реки».
Итак, мы подошли к началу изложения Десяти казней. Давайте попытаемся дать их обобщенное описание. Еще во времена Мишны такой авторитет, как раби Иеуда, разделил их на три группы (по начальным буквам их еврейских названий в качестве мнемонического приема):  ד"צ"ך",ע"ד"ש",ב"א"ח"ב. Ясно, что такая группировка соответствует порядку повествования. Первым двум казням в каждой группе предшествует четкое предупреждение; третья казнь в каждой группе, т.е. כינים (вши), שחין (нарывы) и חושך (мрак) поражают без предупреждения, являясь как бы наказанием египтянам за то, что они должным образом не отреагировали на предыдущие казни.
При более тщательном изучении замечаешь. что эти три группы тесно связаны с тремя основными аспектами египетского изгнания, от которых евреи должны были избавиться в результате освобождения.
גרות (чуждость), עבדות (рабство) и ענוי (муки) - это составляющие той судьбы, на которую египтяне обрекли евреев; надо было заставить их испытать то же самое, чтобы они поняли, как несправедливы и жестоки они были, издеваясь над беззащитным народом, и на собственной шкуре почувствовали горечь мук, которые претерпевали их жертвы.
דם (кровь), ערוב (дикие звери) и ברד (град) продемонстрировали египтянам, что они сами являются чужаками в собственной земле и вряд ли имеют право ставить Израиль вне закона. צפרדע (жабы), דבר (мор) и ארבה (саранча) доказали им, насколько беспочвенны их представления о собственном превосходстве над народом, который они довели до положения рабов. כינים (вши), שחין (нарывы) и חושך (мрак) были теми бедствиями, которые дали египтянам почувствовать, что значит быть вынужденными подчиняться планомерному режиму мучений. И, наконец, מכתבכורות (поражение первенцев) завершает эти группы казней и приносит освобождение Израилю. Итак, формула раби Иеуды группирует казни следующим образом:
- Мучения, рабство, чуждость
- Вши, жабы, кровь
- Мрак, саранча, град
- Поражение первенцев
Каждая из этих трех групп казней должны была излечить египтян от самонадеянных иллюзий, что они имеют право обрекать евреев на чуждость, рабство и мучения. ‘ד"צ"ך (кровь, жабы и вши) должны были привести к этой цели, демонстрируя власть Б-га над водой и землей;  ‘ע"ד"ש (дикие звери, мор и нарывы), демонстрируя власть Б-га над обитателями земли;  ‘ב"א"ח"ב (град, саранча и мрак), демонстрируя власть Б-га над атмосферой, окружающей и землю и населяющих ее людей.
Кровь, дикие звери и град связаны с понятием чуждости. Чужак - это человек, чье длительное пребывание в каком-либо месте зависит от воли и терпения исконного жителя. Самоуверенность Мицраима основывалась на реке; вот почему египтяне на собственной земле вели себя более надменно, чем любая другая национальная общность. Они считали, что не зависят даже от воли Небес, и говорили: «Моя река - моя, и я сам сотворил себя» (Ехезкель 29:3). Превращая воды Нила в кровь, Б-г как бы говорил им: «Ваша река (не ваша, а) Моя». Если Я пожелаю, ваша река пересохнет и принесет вам разорение, вместо благополучия и процветания, она извергнет вас. Вы сами - лишь чужаки на этой земле; вы живете здесь только до тех пор, пока Я желаю, чтобы вы на ней оставались.
…Насылая на египтян диких зверей, Он показал им, что лишь благодаря Его повелению дикие звери освобождают на земле место для человека. Б-гу достаточно одного слова, чтобы исчез барьер между человеком и хищником. И тогда даже в собственном доме человек не будет в безопасности, а звери будут обходить стороной только те места, где живут люди, которых египтяне презрительно считают чужаками, не имеющими законных прав.
Наконец, насылая град, Б-г показал египтянам, к их полнейшему ужасу, что достаточного одного «высочайшего кивка», чтобы полностью изменить климат в стране. Обычно в Египте выпадает очень мало осадков, всю необходимую влагу дает Нил. Поэтому египтяне никогда прежде не видели града. И вот неожиданно они становятся свидетелями небывалого атмосферного явления, которое воспринимают как зловещее предупреждение о возможном коренном изменении климатических условий. Вот почему о предстоящей казни их извещают в следующих словах: «На сей раз Я пошлю все Мои поражения в твое сердце» (Шмот 9:14).
Жабы, мор и саранча указывают на рабство. Хозяин, который считает, что он выше своего раба, пребывает в двойном заблуждении, высокомерно причисляя себя к высшим существам и необоснованно полагая, что ему дает на это право власть и богатство.
Жабы, самые робкие создания, которые обычно прячутся от человека в болотах и камышах, ныне выходят из своих убежищ, смело вторгаются в дома людей, дерзко прыгают даже на тела правителей страны, лишая их таким образом представления о собственном превосходстве, показывая, что даже самые маленькие и ничтожные существа потеряли к ним всякое уважение.
Затем разражается мор, поражая их лошадей (гордость и славу Египта), их ослов и верблюдов (вьючных животных, которые перевозят имущество), крупный и мелкий скот (их подлинное богатство).
И затем появляется саранча, уничтожая то, что уцелело после града.
Вши, нарывы и тьма связаны с мучениями. Итак, египтяне узнали, что значит вести жизнь, полную мучений, боли и лишений. Этот урок содержал физическую боль от вшей и нарывов и три дня голода, которые вызвала в Египте тьма. Б-гу не нужно цепей и клеток, чтобы держать человека в неволе. Он погружает людей во мрак ночи; и, не решаясь двинуться с того места, где их настигает тьма, люди остаются без пищи до тех пор, пока Он вновь не дарует им свет.
Глава 8
3.…При более тщательном рассмотрении роль чародеев в этом повествовании кажется странной. Если они действительно были такими искусными магами, им следовало использовать свое волшебство, чтобы избавить страну от напастей, а не усиливать их. Ведь не могло же им казаться, что вокруг слишком мало жаб? Скорее всего, в противовес обычно приводимому толкованию, их усилия все-таки были направлены на устранение последствий этой казни. Слова стиха 14 ясно означают: «Они делали… чтобы вывести вшей, но не могли добиться этого». Нам представляется, что высказывание «Они делали так» интерпретировали (и, по нашему мнению, ошибочно) как относящееся к результатам, достигнутым Моше и Аароном. Мы полагаем, что на самом деле оно относится к средствам, т.е. движениям рук и посоха, которые должен был совершить Аарон, чтобы привести казнь. Именно эти движения в точности воспроизводились волхвами, потому что они считали, что, поступая так, немедленно обуздают поражение. То, что слово כן (так, такой же) относится к этим движениям, совершенно ясно из стиха 14, поскольку в стихе 13 по поводу действий Моше и Аарона тоже говорится: «Они делали так», а за этим предложением тут же следует объяснение того, что делал Аарон, т.е. «Аарон простер…» и т.д.
Соответственно, стих 3 можно интерпретировать таким образом: Аарон простер свою руку над водами Египта. Волхвы делали подобные движения, желая воспрепятствовать действиям Аарона, но добились противоположного… В результате они даже увеличили число жаб на земле Египта.
6.Наш Б-г - не просто «другой» бог и даже не наивысший из всех богов. Даже самый вознесенный из всех языческих богов связан всевластными силами Природы и может быть принужден действовать против своей воли. О нем думают как о сущности, которая может влиять на судьбу людей в рамках законов Природы, но которая не в состоянии эти рамки преодолеть. Должно быть ясно, что «нет такого, как Б-г, наш Б-г», что Б-га просто нельзя сравнить ни с чем и ни с кем.
8.ВОЗОПИЛ. В стихе 5 описано первое независимое действие Моше, первое слово, сказанное им на собственный страх и риск. Да, он осмелился рискнуть. Человеку, который полностью подчиняет себя Б-жественным идеям, несложно ощутить какое действие верно и сделать правильный выбор, выбор, угодный Б-гу Самому. Об этом сказано: « Б-г исполняет замыслы Своих посланников». Но, поскольку здесь Моше впервые рискнул пообещать нечто, о чем ему не было сказано, он «возопил» к Б-гу, чтобы Тот исполнил его слово.
14-15.…После этого они еще трижды пытались использовать свои чары, но всякий раз терпели неудачу и в конце концов вынуждены были смиренно признать - «Это перст Б-жий» - и навсегда исчезнуть из повествования.
22.МЕРЗОСТЬ ЕГИПТЯН. Необычайно трудно объяснить это выражение, если вспомнить, что Моше обращался к фараону; либо для нас отвратительно то, что египтяне считают богом, либо египтянам отвратительно, что мы приносим его в жертву. Как бы то ни было, это выражение характеризует еврейский подход к древнему и современному язычеству. То, чему другие народы приносят в жертву себя, евреи жертвуют своему Б-гу. Б-ги других народов - это могучие силы Природы, которым человек должен подчиниться. Это в равной степени относится природным силам внутри самого человека. Таким образом, народы поклоняются силам, которые воздействуют на них снаружи и изнутри. Но еврей в своем служении убивает представителей этих сил и, тем самым, осознает свою власть над силами Природы внутри него. Приобретая полный контроль над ними и подчиняя их Воле Всемогущего, еврей освобождает себя также и от власти всех слепых внешних сил Природы…
Глава 9
3.Упомянуты все виды домашнего скота. Лошади представляют государственную мощь (кавалерия); ослы - основное транспортное средство мирных внутренних дорог; верблюды могут длительное время обходиться без питья и поэтому символизируют международную торговлю; крупный и мелкий рогатый скот используется для работ и снабжает людей продовольствием и сырьем для изготовления одежды. Слово הויה… выражает внезапность, нечто, не имеющее ни прошлого, ни будущего. Скрытая, невидимая Рука Б-га внезапно проявилась в видимых событиях.
24.מתלקחת  - ЗАМКНУТЫЙ [досл. «(пламя, которое) схватило себя»]: Пламя оставалось замкнутым внутри града, иначе оно растопило бы градины.
27.(Фараон говорит: ) «То, что я узнал сейчас, заставило меня осознать, что Б-г прав, а мы неправы. Ныне я увидел, что Б-г - хозяин земли, а не мы, поэтому мы поступаем неправильно, когда обращаемся с чужестранцами так, будто мы - хозяева страны». Только под колоссальным воздействием этой напасти фараон начинает понимать бесконечную власть Б-га евреев.
29.…Евреи считают Б-га полностью свободным хозяином своего Труда, чьи творения никогда не выходят из-под Его контроля. Он проявлял Себя во всем: в наступающих по Его повелению казнях, в их прекращении, в разделении между землей Гошен и остальным Египтом. Никакая другая сила не могла бы контролировать не связанные между собой элементы. Так евреи празднуют последний день Творения, Шабат, в то время как нееврейский мир объявил праздником первый день Творения. Точка зрения, в соответствии с которой мир создан природными силами может, возможно, объяснить первый день Творения, но никогда не сможет объяснить Шабата. Почему Творение перестало производить новые создания, ведь в нем и сегодня заключены те же самые «творящие» силы Природы? По этой-то причине Б-г сделал Шабат, день прекращения творения, а не день творения, памятным знаком о нем.
Глава 10
1.Как во всех казнях, связанных с рабством, т.е. в случае жаб и мора, которые уже поразили Египет, и перед последней казнью в группе «рабства» Моше говорят: «Иди к фараону», ищи его во дворце, среди царской роскоши. В конце концов цель именно этих казней состояла в том, чтобы заставить фараона осознать, что даже если бы река и земля, страна и ее огромные природные богатства остались неизменными, то лишь по милости Б-га ему было бы позволено владеть и наслаждаться всем этим изобилием. Если в своей гордыне фараон сочтет себя вправе лишить чужестранцев свободы и независимости в уплату за привилегию пользоваться хотя бы малой частью его богатств, и если он вообразит, что имеет право поработить их, то Б-г хорошо знает, каким образом уничтожить все это изобилие. Тогда Б-г пошлет в царство фараона новое поколение «чужестранцев», которое истребит все его богатство у него на глазах.
Я ПОЗВОЛИЛ ЕГО СЕРДЦУ… ОСТАТЬСЯ НЕПОДАТЛИВЫМ. Не уничтожая его богатства все сразу, но оставляя в каждом случае нетронутым самое драгоценное из его имущества, в частности, во время града, Я всякий раз оставлял фараону зацепку. И поскольку Я щадил фараона до самого конца, до самого тяжелого удара, полностью разрушившего сельскохозяйственное богатство Египта, он мог сомневаться в подлинном могуществе Моей власти. Он все еще мог находиться в заблуждении относительно того, что основа мощи и богатства Египта находится под защитой превосходящей Меня силы. Я продолжал действовать подобным образом для того, чтобы последовательно поставить печать Своей власти и могущества на всем, что поддерживает существование человека, его власть на земле. Я сделал это, чтобы установить «Свои знамения в его среде», в этой гордой и могущественной земле Египта.
7.…ЗАПАДНЕЙ. Моше совершенно не хитрил со слугами фараона. Почему же тогда они называют его «западней»? Использование этого образа лишь подкрепляет наше объяснение всего того, что произошло ранее. Если бы Б-г наслал только одну казнь и дал бы этой казни свирепствовать до тех пор, пока египтяне не были вынуждены отпустить Израиля, то Израиль давным-давно стал бы свободным. Но этого не происходило. Каждая казнь прекращалась всякий раз, когда фараон молил о том, чтобы остановить ее. Однако за одной казнью следовала другая с тем, чтобы заставить его почувствовать власть Б-га со все возрастающей силой и трепетом. С точки зрения египтян, подобная демонстрация мощи Б-га, за которой следовали периоды временного затишья, возвращающие фараона к его прежней черствости и непреклонности его сердца, могла быть истолкована только как «западня».
17. ЭТУ СМЕРТЬ. Наконец-то фараон понимает, что уничтожение сельского хозяйства Египта равносильно гибели его страны. Если саранча останется и отложит в землю свои личинки, будущие урожаи также будут обречены на гибель.
21.Тьма - это последняя казнь в группе «мучений»; казни «чуждости» и «рабства» в этой третьей и последней группе оказали самое мощное воздействие на всех, потому что град и саранча грозили уничтожить всю землю Египта и личное богатство его граждан. Подобным же образом третья и последняя казнь в группе «мучений» была самой всеобъемлющей, ибо она охватывала человека полностью, отделяя его от всех собратьев и лишая его имущества так, что он не мог двинуть ни рукой, ни ногой, не мог добыть самого необходимого для жизни. Это было мучением в самом прямом смысле слова. Все египтяне вынуждены были три дня голодать, потому что тьма приковала их к тем местам, в которых они оказались застигнуты ею.
Рав Лев Кацин
Синагога - не музей
– Как мне помириться с женой? - спросил еврей раввина.
– Подари ей букет цветов и скажи, как ты ее любишь, - посоветовал раввин.
Муж пришел домой с букетом цветов и сказал жене:
– Раввин посоветовал мне сказать тебе…
Неудивительно, что эти слова не помогли ему наладить отношения с женой, сказал рав Геши Клейнман, автор книги «Praying with Fire», обращаясь к собравшимся в синагоге евреям. Многие из нас, подобно этому мужу, ходят в синагогу лишь потому, что этому нас научили родители. Однако каждый из нас должен научиться приходить в синагогу по своему выбору и не только произносить слова молитвы, но и обращаться к Вс-вышнему от всего сердца.
Как же обрести искусство молитвы?
Когда у Эйнштейна спросили, как ему удалось открыть теорию относительности, он ответил, что в детстве поздно развивался, и то, что другим давалось с легкостью, ему приходилось обретать большими усилиями. Потому он не воспринимал окружающий мир как само собой разумеющееся, а удивлялся и задавал вопросы.
Есть люди, которые, подобно Эйнштейну, начали «поздно развиваться» в духовном плане. Мы можем учиться у тех, кто пришел к иудаизму в зрелом возрасте и не воспринимает все как само собой разумеющееся, каждый раз спрашивая: «Почему?»
«Кому легче научиться молиться - мне или моим детям, которые, в отличие от меня, учились в еврейской школе, знают слова молитвы и с детства ходили со мной в синагогу?» - задумался я.
Недавно я был в синагоге вместе с моим 14-летним сыном. Хазан пел трогательные субботние мелодии, которые подхватывала вся община. В этот момент мой сын начал читать книгу о Торе на английском языке.
Нет ничего удивительного в том, что подросток еще не относится к молитве с особым энтузиазмом. В его возрасте я понятия не имел о молитвах. Лишь в 17 лет я начал интересоваться иудаизмом. К тому же в СССР все это было запрещено, а запретный плод, как известно, сладок. Мне было легче еще и потому, что отец меня в синагогу не тащил. Я сам выбрал путь изучения Торы, и мне было проще сформировать трепетное отношение к молитве.
Впрочем, в чем-то легче моему сыну. Заложенная в детстве основа может помочь ему в зрелом возрасте. Если он сам решит обратиться к Вс-вышнему с молитвой, то сможет найти вдохновение в знакомых ему с детства текстах - так ребенок, которого в детстве учили классической музыке, сможет осознано играть ее, когда вырастет, если захочет.
Впрочем, уже сегодня я могу помочь моему сыну задуматься, начать задавать вопросы.
– Почему перед молитвой мы вспоминаем об исходе евреев из Египта? - спросил я сына и, увидев любопытство в его глазах, продолжил: - Зачастую мы не стремимся к чему-то по единственной причине - мы думаем, что это невозможно. Однако память о том, что Вс-вышний помог нам в прошлом, вдохновляет нас обратиться к Нему с мольбой о будущем и начать мечтать о великой, казавшейся ранее недостижимой цели.
Молитва - это благодарение за прошлое и мольба о будущем, писал Маймонид. Но разве нельзя просить о будущем, не помня прошлого? Благодарение за прошлое не только помогает нам ценить настоящее, но и вдохновляет верой в будущее. Народ без прошлого - это народ без будущего. Однако важно не только знать прошлое «разумом», но и хранить память в сердце. Сегодня ты не увидишь живых римлян, лишь в музеях можно найти свидетельства их существования в прошлом. Синагога - не музей, в ней ты найдешь не результаты археологических раскопок, а живых евреев, которые, храня память о прошлом, мечтают о будущем.
Каждый раз, когда в молитве мы вспоминаем об Исходе, мы переживаем его вновь. Мы представляем, как Вс-вышний разверз пред нами море, и это вдохновляет нас верой в то, что Вс-вышний разверзнет и море стоящих перед каждым из нас сегодня проблем!
Почему Вс-вышний сначала рассказал Моисею и всем еврейским рабам о будущем Исходе, и лишь потом это свершилось? - продолжил я. - Находящиеся во тьме рабы должны были научиться видеть свет в конце туннеля, обретя веру в свое освобождение. История Исхода стала воплощением этого видения.
Молитва - это не только чтение слов, это состояние души, сокровенная суть человека, о которой сказал царь Давид: «Я - молитва». Человек мечтает о семейном счастье, об успехе в учебе и бизнесе. Обретая веру в себя, он преодолевает страх и дерзает, воплощая это видение в жизнь, шаг за шагом, двигаясь из прошлого навстречу своему будущему.
Рав Шломо-Зелиг Аврасин
"Отпусти народ мой" – игра на поле противника
В конце прошлой недельной главы Моше обращается к фараону с сакраментальной фразой "Отпусти народ мой!" Фраза эта стала для Народа Израиля кличем свободы на многие поколения. Когда во всем мире поднялась кампания против запрета советского руководства на выезд евреев в Землю Обетованную, эта фраза в ее английском варианте – "лет май пипл гоу" зазвучала на всех каналах радио и телевидения.
Однако необходимо выяснить некий основной вопрос: а зачем вообще Моше Рабейну получил приказ идти к фараону и требовать от него, чтобы тот отпустил Народ Израиля из рабства? Разве Вс-вышний не мог просто приказать Моше собрать всех евреев и сразу пойти к горе Синай, без дозволения фараона?
В ответе на этот вопрос коренится одна из основных концепций отношений между Б-гом и сотворенным Им миром – Вс-вышний без очень веской причины не нарушает правил, которые сам же и установил. Перед Моше Рабейну стояла серьезная задача – обыграть фараона в его же игре и на его поле. Чтобы понять суть этой игры, нам придется вернуться в самое начало египетской неволи, к тем семи годам голода, когда Яаков со своей семьей только спустился в Египет. Йосеф тогда распоряжался в голодающем Египте выдачей провианта, и на третий год голода все жители страны, кроме жрецов, царской семьи и приближенных ко двору, продали себя в вечное рабство фараону вместе с землей, а в качестве ежегодной дани Йосеф установил выплату пятой части урожая. Т.е., следует принять как данность, что в Египте практически не осталось свободных людей!
Спустя столетие, после смерти Йосефа, его братьев и всего того поколения, количество евреев очень сильно выросло, и перед египетскими властями во весь рост встал "еврейский вопрос" – что делать с этой массой людей? До этого Яаков и все его семейство имели статус "гостей короны", но тогда их было 70, а сейчас – больше миллиона. И тогда было принято решение "исхитриться", как об этом говорит Тора: потихоньку привлечь евреев к "общественно-полезной" деятельности, другими словами, поработить их, но оформить все "по белому". Для этой цели евреям было сделано "предложение, от которого трудно отказаться" – им получить египетское гражданство! С одной стороны, это очень лестно, и на это купились многие евреи. Только вот они забыли, что египетское гражданство означает рабство (см. предыдущий абзац)! Все, за исключением колена Леви, прошли перепись населения, и были включены в египетские списки. Только вот коренные египтяне все же сидели на земле и ее обрабатывали, а новые граждане страны не имели наделов, и их ждала теперь судьба "рабов короны" – прокладка дорог, постройка городов, пирамид, и пр. Даже не желавшим прерывать изучение Торы и поэтому отказавшимся от гражданства левитам нашлось местечко в этой схеме: было заявлено, что все должно быть по справедливости – как коренные египтяне имеют свободное от работы сословие жрецов, так и у новых граждан будут свои священнослужители – левиты. И, соответственно, свои праздники и памятные даты – таким правом в Египте обладало любое национальное меньшинство, пусть даже и порабощенное. Только вот на деле все обстояло иначе – не смотря на усиливающий гнет, евреи продолжали плодиться с удвоенной силой. И тогда фараон начал "передергивать карты" – загружать их бессмысленной работой  , пытаться подкупить повитух, чтобы те умерщвляли новорожденных мальчиков, и, наконец, бросать младенцев в Нил, т.е. он сам стал нарушать свои собственные правила и законы, и чем дальше, тем больше.
Теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Для правильного формирования еврейского народа необходимо было, чтобы это происходило в на чужбине, в неволе. Это нужно было для того, чтобы потом Народ Израиля мог сравнить рабство у фараона со службой Вс-вышнему, и, сделав правильный вывод, принять Тору на горе Синай. Еще праотцу Аврааму было предсказано, что его потомки 400 лет будут рабами "в чужой земле". Но только вот рабство может быть разным. Согласно закону Торы, еврей-рабовладелец обязан был сперва обеспечить своим рабам питание и жилье на приличном уровне, а лишь потом заниматься собственной персоной, и подобных моментов существует масса. Но вследствие того, что фараон сильно притеснял зависящих от него евреев, он тем самым дал им право выйти из Египта раньше времени. И действительно, Тора говорит, что Исход произошел на 210-ый год нахождения в Египте. Но для того, чтобы доказать, что фараон злоупотребил своей властью и нарушил законы, принятые в его собственной стране, понадобился этот последний тест: "Отпусти народ мой!"
Давайте посмотрим внимательно, чего именно добивается Моше Рабейну у фараона?   "А ЗАТЕМ ПРИШЛИ МОШЕ С АhАРОНОМ И СКАЗАЛИ ФАРАОНУ: "ТАК СКАЗАЛ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗРАИЛЯ: ОТПУСТИ НАРОД МОЙ, ЧТОБЫ ОНИ СОВЕРШИЛИ МНЕ ПРАЗДНЕСТВО В ПУСТЫНЕ!" …. И СКАЗАЛИ ОНИ: "ВСЕСИЛЬНЫЙ Б-Г ЕВРЕЕВ ОТКРЫЛСЯ НАМ; С ТВОЕГО ПОЗВОЛЕНИЯ, ПОЙДЕМ МЫ НА ТРИ ДНЯ ПУТИ В ПУСТЫНЮ И ПРИНЕСЕМ ЖЕРТВЫ Б-ГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ НАШЕМУ, ЧТОБЫ НЕ ПОРАЗИЛ ОН НАС МОРОМ ИЛИ МЕЧОМ" (Шмот 5:1,3).
Из подчеркнутых отрывков видно, что тут вообще речи нет об уходе еврейского народа из Египта навсегда, а лишь о коротком (всего одну неделю – три дня туда, день там, три дня назад) отпуске для осуществления своего законного права – права на свободу совести и вероисповедания, которым обладали все народы Египта – все, кроме евреев. Ах, как это напоминает незабвенный недоброй памяти СССР – у всех народов может и даже должна быть своя национальная культура, только евреям в ней было отказано с тридцатых годов. Не случайно гиматрия (числовое значение) слов "Мицраим" (Египет на иврите) и СССР одинаково и равняется 380. И то, что фараон отказывается удовлетворить это законное требование, развязывает евреям руки – ведь они поселились в этой стране как гости, и до сих пор пользуются "гостеприимством" египтян. Фараон прекрасно понимает это, и поэтому ищет "законные" причины, чтобы не отпускать евреев в пустыню, так как всем ясно, что они не вернутся. Вначале он спрашивает: "КТО ТАКОЙ Б-Г, ЧТОБЫ Я ПОСЛУШАЛСЯ ЕГО И ОТПУСТИЛ ИЗРАИЛЬ? НЕ ЗНАЮ Я Б-ГА, И ИЗРАИЛЬ ТОЖЕ НЕ ОТПУЩУ" (5:2). Мидраш (устное предание), сообщает нам, что фараон приказал принести списки всех официально известных божеств, и заявил, что там Имя Б-га не зарегистрировано, на что Моше рассмеялся и сказал: "Ты подобен слуге когэна (священника, потомка Агарона, которым нельзя оскверняться и поэтому запрещено посещать кладбище), который ищет своего господина на кладбище! В твоих списках – лишь мертвые идолы, а я пришел к тебе от Имени Б-га Живого и Истинного!" Позже, уже в процессе казней, фараон предлагал Моше Рабейну альтернативные варианты, стремясь уйти от неизбежного – принести жертву Б-гу в Египте; затем – пойти в пустыню только мужчинами; далее – пойти всем, но оставить скот, и все эти компромиссы были отвергнуты, так как тут речь шла о принципе. Вс-вышний обещал Моше, что фараон сам распорядится о выдаче Народу Израиля разрешения на поход в пустыню – после того, как дух его будет сломлен казнями, которые обрушатся на его страну из-за его упрямства.
Этой концепцией объясняется также необходимость поворота обратно в Египет после трех дней пути из него, как сказано: "И ГОВОРИЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: "СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ:ПУСТЬ ВЕРНУТСЯ И ОСТАНОВЯТСЯ ПЕРЕД ПИ-hАХИРОТОМ, МЕЖДУ МИГДОЛЕМ И МОРЕМ, ПЕРЕД БААЛЬ-ЦФОНОМ, НАПРОТИВ НЕГО РАСПОЛОЖИТЕСЬ У МОРЯ. И СКАЖЕТ ФАРАОН О СЫНАХ ИЗРАИЛЯ: ЗАБЛУДИЛИСЬ ОНИ В СТРАНЕ ЭТОЙ, ЗАПЕРЛА ИХ ПУСТЫНЯ. А Я ОЖЕСТОЧУ СЕРДЦЕ ФАРАОНА, И ПОГОНИТСЯ ОН ЗА НИМИ, И ПРОСЛАВЛЮСЬ Я, НАКАЗАВ ФАРАОНА И ВСЕ ЕГО ВОЙСКО, И УЗНАЮТ ЕГИПТЯНЕ, ЧТО Я - Б-Г!". И СДЕЛАЛИ ОНИ ТАК. (14:1-4).
То есть, и фараон, и все египтяне все время сомневались – то ли действительно за евреями стоит некая великая Сила, то ли все что произошло – цепь роковых случайностей. Поэтому Вс-вышний испытывает фараона – вначале тот под действием казней отпустил Народ Израиля, а теперь, когда евреи повернули обратно в Египет, чтобы соблюсти букву закона (помните – они просили только семидневный отпуск), фараон решил атаковать их, так как этот поворот, по его мнению, свидетельствует о том, что они не знают, что делать дальше, следовательно, за ними никто не стоит. Так фараон и его войско стали жертвой своей политики двойных стандартов – их нападение на беззащитную массу евреев привело к тому, что воды Красного моря сомкнулись над ними.
Политика двойных стандартов и сегодня широко применяется как в отношение к евреям вообще, так и в отношение к государству Израиль. Номинально оно является суверенным государством, но на деле все кому не лень пытаются диктовать ему свою волю и заставить пойти на уступки арабам, которые мечтают уничтожить Израиль. Но не далек тот час, когда Вс-вышний снова продемонстрирует, кто действительно властвует в мире, и тогда все народы, притеснявшие Народ Израиля, будут держать за это ответ, как некогда фараон и его подданные. Да свершится это в наши дни! Амен!
Рав Менахем-Михаэль Гитик
Оборотная сторона геулы
 «И вытащу Я вас из-под ига Египта, и спасу Я вас от рабства у них и избавлю вас» (Шмот 6:6)
Рав Шимшон Рефаэль Ґирш отправляет нас к союзу между рассеченными частями в главу «Лех леха» первой Книги Пятикнижия. Именно там впервые прозвучали три негативных характеристики пребывания Израиля в Мицрайим.
«Чужим будет потомство твое в стране чужой, и (закабалят их) работой и будут мучить их»  (Берейшит 15:13) 
Их порядок, объявленный Вс-вышним Авраґаму, - причинно-следственный (хронологический). Будучи чужими в Египте, они превращены в рабов. А издевательства и мучения – следствие устройства иерархической пирамиды – тех, кто в самом низу – топчут.
Очевидно, что избавление Вс-вышнего шло в обратном порядке: от наиболее тяжкого – к менее мучительному. И потому первая ступень Геулы «и вытащу» касается «сивлут Мицрайим» - мучений (севель). Вторая ступень – спасение от рабства. А третья - «геула», как бы не имеет адресата (в тексте).
Но в избавлении Израиля в Мицрайим рав Ґирш усматривает еще одну особенность, позволяющую увидеть несходство иудаизма с любой религией. Все религии подразумевают общину – общность веры, идеалов. А Б-г проявляется через всемогущество, через храмы и своих последователей. Иудаизм основан через народ Вс-вышнего, со всеми вытекающими последствиями. 
Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Познание Б-га
Складывается впечатление, что до Исхода в Египте никто ничего не знал о Б-ге. 
О Б-ге ничего не знал фараон: "И сказал Паро: Кто (есть) Б-г, чтобы я послушал Его голоса, отпустил Исраэля? Я не знаю Г-спода и Исраэля тоже не отпущу". (Шемот, 5:2) 
Моше и сыны Израиля тоже ничего, казалось, не знали о существовании Б-га: "И сказал Моше Б-гу: Вот я приду к сынам Исраэля и скажу им: Б-г ваших отцов послал меня к вам. И скажут они мне: Как Имя Его? - Что скажу им?" (Там же, 3:13) 
Даже праотцы не знали Б-жье Имя: "Говорил Б-г Моше и сказал ему: Я Г-сподь. И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Йаакову как Б-г Всемогущий, но (под) Именем Моим Г-сподь-Превечный Я не был познан ими ( Там же, 6:2-3) Поэтому, чтобы Израиль мог узнать Его, Б-г являет себя несколько раз. Вот что Он обещает сынам Израиля: "И возьму вас Мне народом, и буду вам Б-гом, и узнаете, что Я Г-сподь, Б-г ваш, Который выводит вас из-под тягот Мицраима" (Там же, 6:7) 
Б-г совершает также несколько знамений, чтобы и Египет мог узнать о Нем: "И узнают мицрим, что Я Г-сподь, когда Я простру Мою руку над Мицраимом и выведу сынов Исраэля из их среды." (Там же, 7:5) 
Это узнавание происходило постепенно. Вначале Египет должен был узнать, что "Я - Г-сподь" (7:17) Первые три казни доказывают, что Б-г управляет природой. Затем они узнали: "Б-г - владыка земли" (8:18) Средние три казни доказывают, что Б-г справедливо управляет миром. В конце концов египтяне узнают "Что нет подобного Мне на всей земле" (9:14)Последние три казни демонстрируют, чт о Б-г всемогущ, и невозможно подчинить Его какой-то другой силе. 
Реньше миру был известен только "Э-ль Ш-ддай" - Всесильный Б-г Творения, то есть, Б-г, который совершил грандиозные деяния в прошлом. Но теперь Вс-вышнему понадобилось, чтобы человечество узнало другое Его имя. Он захотел обновить свои взаимоотношения с людьми, явить Себя так, как еще не являл никогда. 
Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Познание Б-га
Когда Моше впервые приказал фараону: ".. Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: отпусти нарой мой.." (Шемот, 5:1-2), фараон ответил на это трижды: 
1. "Кто этот Б-г, чтобы я слушался голоса Его?". Вс-вышний не присутствует среди пантеона египетских богов, поэтому фараон не считает нужным подчиняться Ему. 
2. "Я не знаю Б-га", - фараон утверждает, что Вс-вышний не вмешивается в людские дела, и не имеет отношения к происходящему на земле. 
3. "Я не отпущу Израиль", - фараон заявляет о том, что Высшая власть принадлежит ему, и ни одно божество не может приказать ему отпустить Израиль. 
Фараону следует преподать урок теологии. Поэтому Вс-вышний насылает на Египет три серии казней. Каждая из них соответствует одному из трех заявлений фараона. 
Первая серия казней начинается стихом: "... дабы узнал ты, что я - Г-сподь" (там же, 7:17). 
Поэтому Г-сподь заражает главный водный источник Египта, затем появляются жабы, когда жабы пропадают, начинается нашествие вшей. Волхвы фараона не могут воспроизвести третью казнь, и признают поражение, говоря: "Это перст Б-жий" (8:15). Первый раунд оканчивается победой Вс-вышнего. 
Вторая серия казней начинается словами Вс-вышнего: "... дабы знал ты, что я - Б-г, владыка земли". (18). Те. Фараону дают понять, что Вс-вышний не просто Б-г, но Он присутствует в земных делах и упрвляет миром. Чтобы продемонстрировать это, Б-г насылает на Египет диких зверей, но отличает землю Гошен, где живет Его народ. Фараон даже посылает гонцов, чтобы удостовериться в этом: "... и послал Фараон, и вот - не пропало из скота израильтян ничего." (9:7) Слуги фараона снова признают поражение: "...и не могли волхвы устоять перед Моше из-за нарывов" (11). Второе заявление фараона посрамлено: Вс-вышний правит миром. Второй раунд снова оканчивается поражением фараона. 
Третий раунд начинается словами: "... дабы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле". (14). Поэтому Вс-вышний насылает на фараона и на его народ "все кары Мои" (14). После нашествия саранчи волхвы признают поражение, говоря фараону: "... неужели ты еще не знаешь, что гибнет Египет?" (10:7) Фараон частично признает поражение, когда обещает, что разрешит евреям-мужчинам покинуть Египет (10). Но Фараон еще слишком упрям - он не отпускает весь народ. Г-сподь не завершил третий раунд победой по очкам - фараону необходим полный нокаут. 
Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Б-г и праотцы
Наша недельная глава начинается следующими словами: 
"И ГОВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ С МОШЕ, И СКАЗАЛ ЕМУ: "Я - Б-Г. Я ОТКРЫВАЛСЯ АВРААМУ, ИЦХАКУ И ЯАКОВУ В ИМЕНИ Э-ЛЬ ШАДАЙ), НО В ИМЕНИ АШЕМ (Г-сподь) Я ИМ НЕ ОТКРЫВАЛСЯ" (Шемот, 6:3) 
Но разве праотцы действительно были незнакомы с именем Ашем (Тетраграмматон, в русском переводе - Г-сподь)? Очевидно, что это не так. К примеру, Авраам, говоря с царем Содома, заявил: "ПОДНИМАЮ РУКИ МОИ К Г-СПОДУ, Б-ГУ ВС-ВЫШНЕМУ, ВЛАДЫКЕ НЕБА И ЗЕМЛИ" (Берешит, 14:22). 
Чтобы разобраться с этой проблемой, нам предстоит ответить на три вопроса: 
1. Что означает имя "Э-ль Шадай"?
2. Что означает имя "Г-сподь"?
3. Что Б-г имел в виду, утверждая, что праотцы не знали имени "Г-сподь"? 
Когда Б-г заключил завет с праотцами, обещав им, что их потомки унаследуют Кнаан, Он называл себя Э-ль Шадай. Первый раз это произошло после того, как Авраам сделал обрезание:"Я - Б-Г ВСЕМОГУЩИЙ (Э-ль Шадай), ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН" (Берешит, 17:1). Затем, когда Ицхак благословлял Якова, он произносит: " Б-Г ВСЕМОГУЩИЙ (Э-ль Шадай) ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ, И РАСПЛОДИТ, И УМНОЖИТ ТЕБЯ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛСЯ ТЫ СОНМОМ НАРОДОВ.И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРААМА " (там же, 28:3-4). Наконец, подтверждая свое обещание Якову, Б-г сказал: "Я - ВСЕМОГУЩИЙ (Э-ль Шадай)! ПЛОДИСЬ И РАЗМНОЖАЙСЯ! НАРОД И СОНМ НАРОДОВ ПРОИЗОЙДУТ ОТ ТЕБЯ, И ЦАРИ ПРОИЗОЙДУТ ОТ ЧРЕСЛ ТВОИХ" (там же, 35:11). 
Таким образом, имя "Э-ль Шадай" символизирует могущество Б-га, Его способность заключить завет. Поэтому, говоря Моше: "Я - Э-ль Шадай", Б-г тем самым говорит, что Он - тот, кто заключил завет с праотцами. Однако при этом Он добавляет, что "Я - Г-сподь", тем самым желая добавить важную информацию - что завет будет исполнен. Ибо имя "Г-сподь" означает - тот, кто исполняет данные обещания. 
Т.е. Б-г открылся Моше сразу под двумя именами, Э-ль Шадай и Г-сподь. Ибо Моше был тем человеком, через которого должно было исполниться обещание, данное праотцам. 
Теоретически, праотцы тоже знали, что Б-г исполнит данное Им слово, т.е. что одно из его Имен - Г-сподь. Однако им не дано было увидеть "проявление" этого имени - все они до конца своих дней оставались в Кнаане пришельцами, эта земля никогда по- настоящему им не принадлежала. 
Ивритский глагол "לדעת", "знать" относится не к теоретическому познанию, но к практическому опыту. См. напр. "И ПОЗНАЛ ЧЕЛОВЕК ХАВУ, ЖЕНУ СВОЮ, И ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА " (Берешит, 4:1) - вне всякого сомнения, Хава понесла не оттого, что Адам теоретически "знал" о ее существовании. 
Аналогичным образом Б-г не дал праотцам "узнать" себя как Г-спода, поскольку всю свою жизнь они были в стране пришельцами. Однако теперь Израилю и всему миру пришло время узнать, что Б-г есть Г-сподь, и что он освободит свой народ и приведет его в обетованную землю. 
Ури Линец
Что случилось?
“И протянул Моше посох свой на небо, и Ашем дал громы и град, и пошёл огонь на землю, и пролил Ашем град на страну Египет” (Шмот 9:23).
Две серии событий в современном мире вызывают особое любопытство. Первая серия событий - пристальное и явно пристрастное внимание всего “прогрессивного человечества” (да и непрогрессивного тоже!) к маленькому кусочку земли, именуемому в географии “Ближним Востоком”. Причем чаще всего это наименование - ширма, а интерес вызывает не Египет, не Саудовская Аравия или Кувейт, а малая часть Ближнего Востока - государство Израиля. 
Нет, ну это ж надо! У президента Франции арабы жгут автомобили в Париже, цыгане по Гаскони и Провансу кочуют, авиадиспетчеры бастуют, а он все печется о правах несуществующего палестинского “народа”. Или встречаются, допустим, канцлер Германии Анджела Меркль с президентом России Дмитрием Медведевым. У этих лидеров много тем для разговора: и поставки российского газа в Европу, и немецкие инвестиции в Россию, и вступление России в ВТО, и выплаты компенсаций пострадавшим во второй мировой войне, и возвращение российских музейных ценностей, да мало ли что еще, но вот отдельной строчкой в отчете о встрече: “стороны обменялись мнениями о положении на Ближнем Востоке и путях разрешения арабо-израильского конфликта”. Подумать только! И та и другая страна даже близко не имеет с нами общих границ, зато имеет мнение! Встречаются президент США с председателем Китая. От курса юаня к доллару зависит вся мировая экономика, от роста или падения потребления нефти в Китае или выпуска автомобилей в США все биржи мира переворачиваются, сотни миллионов людей во всем мире в одночасье разоряются, а они все об одном: “стороны обменялись мнениями… разрешение арабо-израильского конфликта”… Понятно еще, когда об этом говорят в лиге арабских государств, хотя тоже, как будто этой лиге, где живет 400 миллионов человек других дел нет, но вот Организация Объединенных Наций - 192 страны, важнейшие проблемы планеты, на которой живет уже 7 миллиардов человек, а немыслимый приоритет в количестве резолюций, комиссий, заседаний отдан нашему семимиллионному государству!
И самое интересное то, что и ООН, и ЕС и вообще большинство стран в мире занимают яркую антиизраильскую позицию и наш МИД считает уже большим успехом дружбу с Буркина Фасо (Вы не знаете где это? Увы, я тоже не знаю). В общем, мир нас, мягко говоря, не любит, чтоб не сказать - ненавидит. Примеры можете продолжать подбирать самостоятельно.
А вот вторая серия событий. Наводнение в крупнейшей исламской стране - Пакистан. 20 миллионов пострадавших. Горящая Россия, Франция, Испания. Нефтяное пятно в Мексиканском заливе. “Тьма Египетская” - извержение неудобьсказуемого вулкана в Исландии, разом заставившее приземлиться европейскую авиацию “и не вставали Муж с места своего три дня, а у всех сынов Исраэля был свет в местах проживания их” (Шмот 10:23). И здесь продолжение списка - на откуп читателю.
Истории Торы Вс-вышним специально изложены в форме, удобной для понимания. Моше пошел к фараону, фараон в просьбе отказал, “протянул Аарон руку свою с посохом своим, и ударил прах земли, и была вошь на человеке и на скоте, весь прах земли стал вшами по всей стране Египет” (Шмот 8:13) и т.д. Причинно-следственные связи прописаны ясно. И то, только тысячелетия спустя вся эта история превратилась в хрестоматийные строки “Пасхальной агады” - “большое видится на расстояньи”. Понять, почему сегодня вдруг Польша тонет в наводнениях, а Португалия горит в пожарах - непросто. Но может быть перед очередным заседанием ООН, “Ближневосточного квартета” или ЕС перечитать раздел “Ваэра”?
Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Обращаясь к еврейским рабам через Моше, Б-г обещает, что выведет их из Египта. Но те не желают слушать пророка “из-за нетерпения и тяжкой работы”. Моше получает указание отправиться во дворец фараона и потребовать, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для принесения жертв Б-гу. Моше и Аарон демонстрируют фараону уникальное знамение, подтверждающее их Б-жественную миссию. Они превращают посох в змею, но придворные чародеи копируют “фокус”, и египетский правитель не подчиняется требованию. Тогда Б-г приступает к казням. Первые две казни - повсеместное превращение воды в кровь и распространение жаб - чародеи повторяют, хотя и в меньших масштабах. Но после третьей казни - распространения вшей - они вынуждены признать, что “это перст Б-жий”. От всех казней (в сегодняшнем разделе описаны семь из десяти) страдают только египтяне, но не евреи, живущие в провинции Гошен. После вшей следуют новые кары: нашествие диких зверей, падеж скота, кожные нарывы и град с огнем. Они губят египетскую империю, однако, несмотря на предупреждения Моше и его многократные предложения остановить череду казней в обмен на освобождение евреев, фараон продолжает упорствовать.
Миллион на иешиву
“Это были те самые Аарон и Моше, которым Б-г велел вывести сынов Израиля из страны Египетской воинским строем” (6:26).
Представьте, что вы идете по улице с чемоданчиком, в котором лежит миллион долларов. Будучи человеком широкой души, вы решили пожертвовать эти деньги на строительство иешивы и вот теперь направляетесь в банк, чтобы перевести свой миллион на счет будущих строителей.
Вдруг перед вами вырастает человек с натянутым на лицо чулком. Он выхватывает чемоданчик у вас из рук и, направив на вас пистолет, злобно шипит: “Немедленно скажи хоть одно гадкое слово о своем соседе Хаиме или распрощайся с денежками!”
Что делать? Тора категорически запрещает “лашон ха-ра”, злоречие. Лучше потерять все деньги и все имущество, чем сознательно нарушить хотя бы одну запрещающую заповедь. И вот вы смирно стоите и заворожено наблюдаете, как человек в маске обливает бензином ваш драгоценный чемоданчик и подносит к нему зажигалку…
Теперь другой сценарий, менее печальный. Тот же чемоданчик и те же миллион долларов. Но в этот раз никакого бандита в маске нет и в помине. Вы благополучно доносите свое щедрое пожертвование до банка, и спустя некоторое время в городе вырастает здание иешивы с табличкой, на которой золотом выбито ваше имя.
Однажды вы заглядываете в “бейт-мидраш” (учебный зал) своего детища. Несмотря на очень поздний час, там учат Гемару четыреста учащихся. Представьте, с каким радостным чувством вы ляжете в постель в эту ночь.
А теперь контрольный вопрос. Неужели ваша радость будет меньше, если в тот день вы умудритесь не сказать ни одного плохого слова о Хаиме или о ком-то другом?
“Это были те самые Аарон и Моше, которым Б-г велел вывести сынов Израиля…”.
РАШИ объясняет, что в повествовании об Исходе Тора все время меняет местами Аарона и Моше. Иногда она упоминает первым Моше, а иногда Аарона. Для чего это делается? Чтобы показать их равенство, убедить нас, что братья из колена Леви ни в чем не уступали друг другу.
Но позвольте. Ведь в самой Торе сказано, что Моше был вне конкуренции и ни один смертный не мог с ним сравниться по величию: “И не было более пророка в Израиле, подобного Моше…” (Дварим, 34:10).
Да, Аарон не мог сравниться с младшим братом по дару пророчества. Но Тора ставит между ними знак равенства, потому что Аарон, как никто другой, умел максимально, с предельной пользой использовать те свои личные качества, которыми наградил его Вс-вышний.
Мы часто думаем, что велик лишь тот, кто совершает важные, всеми признанные дела, чьи достижения у всех на виду. Например, если он пожертвует миллион долларов на иешиву… 
Но это не так. Правда состоит в том, что даже если Б-г не дает нам возможности совершать большие дела, дорога к величию все равно открыта перед нами. Ее могут осилить и те, кто “всего лишь” умеет контролировать свою речь и за целый день не произнесет ни одного худого слова.
Граница на замке
“И сделали то же самое волхвы чарами своими, и вывели жаб на страну Египетскую” (8:3).
Последние слова в этом стихе - “на страну Египетскую” - кажутся лишними. Однако в них скрыт важный смысл. Мидраш связывает их с пограничным конфликтом между Египтом и Абиссинией за спорную территорию. Дело дошло до вооруженных столкновений. Именно тогда египетскую землю заполнили жабы в ходе второй казни. Земноводные твари не только посеяли панику среди местных жителей, но и помогли решить давний межгосударственный спор.
Жабы предназначались только для Египта, а не для Абиссинии. Карта их распространения и определила границы.
Первоначально волхвы создали жаб в гораздо большем количестве, чем требовалось, стремясь распространить казнь на Абиссинию и тем самым расширить владения фараона за счет южного соседа. Но этот фокус не удался. Как сказано в стихе, они “вывели жаб на страну Египетскую”, и ни метром дальше. При всем своем изобилии и кажущейся неподконтрольности жабы вели себя дисциплинированно: они не переходили законные границы империи.
Без твердой опоры
“И делали то же волхвы чарами своими, пытаясь произвести вшей, но не могли, и покрыли вши и людей, и животных” (8:14).
Почему египетские чародеи сплоховали во время третьей казни? Ведь первые две - кровь и лягушки - они успешно воспроизвели, обесценив тем самым их в глазах фараона и египтян. РАШИ объясняет, что демоны, услугами которых пользовались волхвы, не могут создавать очень мелких тварей размером меньше чечевицы.
Однако РОШ (рабби Ашер бен Иехиэль, 13-14 в.в.) приводит другое объяснение. Придворные волхвы пользовались не демонами, а приемами черной магии. Между тем, черная магия эффективна только в тех случаях, когда маг стоит на твердой почве. Вот почему рабби Шимон бен Шетах велел своим ученикам в Ашкелоне поднять в воздух восемьдесят ведьм, оторвать их от земли. В результате ведьмы были обезврежены; они лишились своих колдовских чар и были отправлены на костер.
В данном случае вшей было так много, что они в буквальном смысле пропитали собой землю, “весь прах земли стал вшами во всей стране Египетской” (8:13). Земля ушла из-под ног волхвов; они уже не чувствовали ее, не могли на нее опираться и в результате лишились способности колдовать.
Сердце из печенки
“И сказал Б-г Моше: “Упорно сердце фараона, отказывается он отпустить народ” (7:14).
В оригинале “упорно” передано словом “кавед”, что на святом языке означает также “печень”.
Печень существенно отличается от других видов мяса. Обычное мясо, чем дольше его варить, тем мягче оно становится. Печень обладает прямо противоположным свойством: оно не только не размягчается при варке, а наоборот, твердеет. Точно так же и фараон: чем сильнее карал его Б-г, тем жестче становилось его сердце, тем больше он упорствовал в своем нежелании отпустить на свободу еврейских рабов.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Ваэра
Иудаизм существенно отличается от других религий. В нем нет разделения на духовенство и мирян. Все евреи, без исключения, должны служить Б-гу и проявлять верность Ему в повседневном поведении.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Ваэра все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика