::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайехи (часть 2)

  • Сообщить о ошибке
22-01-2012, 18:17 Разместил: jude Просмотров: 1 963
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайехи
Главы 47:28-50:26
По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».
«И жил» в тексте оригинала - вайехи.
Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Благословения праотца Яакова – взгляд в светлое будущее через тьму египетского рабства
Мы подошли с вами к завершению книги Берейшит (Бытия), первой из книг Пятикнижия Моисеева. Книга Берейшит – это книга личностей, праотцов человечества в целом, и отдельно – еврейского народа. Эти праведники несли людям идею Единого Б-га и Его требований к этому миру и его населению. Но после разделения человечества на народы согласно плану Вс-вышнего, возникла необходимость в создании особого, избранного народа, ибо отдельно взятые личности уже не могли справиться со своей задачей. Переходный этап между личностью и народом – семья (поэтому и на сегодняшний день народ Израиля построен на принципах большой семьи), а завершительная часть этого этапа – воссоединение Йосефа и его детей с Яаковом и остальными его детьми. Народ Израиля должен был выковываться в изгнании – это необходимое условие для его жизнестойкости в будущем. И вот, праотец Яаков, находясь на пороге смерти, благословляет своих 12 сыновей. Цель этих благословений – найти особенным качествам каждого сына свое место в процессе формирования народа. Для примера рассмотрим несколько благословений. 
 
Реувен. 
"РЕУВЕН, ПЕРВЕНЕЦ ТЫ МОЙ, КРЕПОСТЬ МОЯ И НАЧАТОК СИЛЫ МОЕЙ, ИЗБЫТОК ВЕЛИЧИЯ И ИЗБЫТОК МОГУЩЕСТВА. ПОСПЕШНЫЙ, КАК ВОДА, НЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА, ИБО ТЫ ВЗОШЕЛ НА ЛОЖЕ ОТЦА ТВОЕГО, ОСКВЕРНИЛ ТОГДА ВОСХОДИВШЕГО НА ПОСТЕЛЬ МОЮ". (Берейшит 3:4).
Реувен был первенцем, но лишился своего звания из-за необдуманного поступка. Затем он раскаялся, но первенец – это лидер семьи, и его ошибки могут дорого обойтись всем. Поэтому Яаков решает, что три прерогативы первенца – власть (царство), служение (священничество), и двойной надел перейдут трем другим братьям, а Реувен получит надел за пределами Святой Земли – в восточном Заиорданье. 

Шимон и Леви. 
"ШИМОН И ЛЕВИ - БРАТЬЯ, ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ. НЕ ВСТУПИ В СГОВОР С НИМИ, ДУША МОЯ, И К ОБЩЕСТВУ ИХ НЕ ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, ЧЕСТЬ МОЯ! ИБО В ГНЕВЕ СВОЕМ УБИЛИ ЛЮДЕЙ И ПО ПРИХОТИ СВОЕЙ ИЗУВЕЧИЛИ БЫКА. ПРОКЛЯТ ГНЕВ ИХ, КОТОРЫЙ СИЛЕН, И ЯРОСТЬ ИХ, КОТОРАЯ ЖЕСТОКА; РАЗЕДИНИЛ БЫ Я ИХ В ЯАКОВЕ, И РАССЕЯЛ БЫ ИХ В ИЗРАИЛЕ" (Берейшит 49:5-7).
 Эти строки вообще трудно назвать благословением, скорее, они напоминают проклятия. Но это не так. РаШИ (Рабби Шломо Ицхаки) обращает внимание на то, что Яаков проклял не самих Шимона и Леви, а лишь их гнев и ярость. И то, что они не будут обитать в Израиле как отдельные колена со своим наделом, а будут рассеяны среди остальных колен – это благо, так как гнев порой необходим, хотя и очень опасен. Вспомним, хотя бы, тот момент, где ярость Пинхаса, происходившего из колена Леви, спасла в пустыне весь народ от эпидемии – он убил одного из глав колена Шимона и его любовницу из народа мидьянитян, которые послали своих дочерей соблазнять евреев, из-за чего, собственно, и началась эпидемия. Ярость Пинхаса была вызвана его ревностью о Б-ге. Однако если это качество сконцентрировано на одной территории, это может привести к взрыву, поэтому сынов Шимона и Леви необходимо было рассредоточить. 
 
Йегуда.  
ТЕБЯ, ЙЕГУДА, ВОСХВАЛЯТ БРАТЬЯ ТВОИ; РУКА ТВОЯ НА ХРЕБТЕ ВРАГОВ ТВОИХ; ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ОТЦА ТВОЕГО. МОЛОДОЙ ЛЕВ - ЙЕГУДА, ОТ НАСИЛЬСТВА ТЫ, СЫН МОЙ, УДАЛИЛСЯ. ПРЕКЛОНИЛСЯ, ЛЕГ ОН, КАК ЛЕВ И КАК ЛЕОПАРД, КТО ПОСМЕЕТ ПОТРЕВОЖИТЬ ЕГО? НЕ ОТОЙДЕТ СКИПЕТР ОТ ЙЕГУДЫ, И ЗАКОНОДАТЕЛЬ ИЗ СРЕДЫ ПОТОМКОВ ЕГО, ПОКА НЕ ПРИДЕТ В ШИЛО, И ЕМУ ПОВИНОВЕНИЕ НАРОДОВ. (49:8-10).
Яаков благословляет Йегуду на царскую власть, так как в решительный момент он удержал братьев от убийства Йосефа, чем предотвратил страшную катастрофу в семье. Для правителя самое главное – чувство ответственности за свои действия и действия тех, кто ему подчиняется, так он не сможет сказать: "Я лишь выполнял приказ", хотя и эта отговорка не снимает с человека ответственности за содеянное им. 
 
Иссахар. 
"ИССАХАР, ОСЕЛ КОСТИСТЫЙ, ЛЕЖАЩИЙ СРЕДИ ЗАГРАД. УВИДЕВ, ЧТО ПОКОЙ ХОРОШ И ЧТО СТРАНА ПРИЯТНА, ОН ПРЕКЛОНИЛ СПИНУ СВОЮ ДЛЯ НОШИ И СТАЛ ПРЕДАННЕЙШИМ ТРУЖЕНИКОМ" (49:14-15)
Иссахар сравнивается с ослом за упрямство и трудолюбие, необходимые в крестьянском труде. РаШИ объясняет, что тут имеется ввиду бремя изучения Торы – для ее постижения мало одной сообразительности, нужно терпение и постоянство. 
 
Дан.
"ДАН БУДЕТ СУДИТЬ НАРОД СВОЙ, ПОДОБНО КАЖДОМУ КОЛЕНУ ИЗРАИЛЯ. БУДЕТ ДАН ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ, АСПИДОМ НА ПУТИ, КОТОРЫЙ ЯЗВИТ НОГУ КОНЯ, И ПАДАЕТ ВСАДНИК ЕГО НАВЗНИЧЬ. НА ТВОЮ ПОМОЩЬ НАДЕЮСЬ, Б-Г!"  (49:16-18).
Дан сравнивается со змеем, так как ему предстоит партизанская война – его надел будет прилегать к прибрежным землям, захваченным филистимлянами (современные Аза, Ашдод, Ашкелон, Кирьят Гат). У этих пришельцев были колесницы, и в открытом бою у воинов Дана не было больших шансов. В конечном итоге все колено покинуло эту область и переселилось на самый север Израиля, и поэтому Моше изменил их благословение – вместо змеи он сравнил их с молодым львом (как и Йегуду). Последний же призыв Яакова (стих 18) Мудрецы относят к просьбе о милосердии к Шимшону (Самсону), который был лишен филистимлянами своей силы и ослеплен, но в последнем порыве раскаяния он обрушил на себя языческий храм и погиб вместе с тысячами врагов.  
 
Йосеф. 
"РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ЙОСЕФ, РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ПРИ ИСТОЧНИКЕ, ПОБЕГИ - КАЖДЫЙ ЧЕРЕЗ ОГРАДУ ПЕРЕСТУПАЕТ. ЕГО ОГОРЧАЛИ, И СТРЕЛЯЛИ, И ВРАЖДОВАЛИ С НИМ СТРЕЛЬЦЫ. НО ТВЕРД ОСТАЛСЯ ЛУК ЕГО, И СИЛЬНЫ БЫЛИ МЫШЦЫ РУК ЕГО, ПОДДЕРЖАННЫЕ ВЛАДЫКОЮ ЯАКОВА, - ОТТОГО ПАСТЫРЕМ СТАЛ, ТВЕРДЫНЕЙ ИЗРАИЛЯ. ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА ТВОЕГО, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ТЕБЕ, И ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ НЕБА СВЫШЕ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ БЕЗДНЫ, ЛЕЖАЩЕЙ ВНИЗУ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ ПЕРСЕЙ И НЕДР. БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТЦА ТВОЕГО ПРЕВЫШАЮТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ДО ВЕРШИНЫ ХОЛМОВ ВЕКОВЫХ. ДА БУДУТ ОНИ НА ГЛАВЕ ЙОСЕФА, НА ТЕМЕНИ ОТЛИЧИВШЕГОСЯ ОТ БРАТЬЕВ СВОИХ" (49:22-26).  
Основная тема благословений, касающихся Йосефа – экономическое процветание. Почему? Йосеф провел 22 года вдали от отца и семьи, среди чужих и чуждых обычаев – и не ассимилировался, не утратил ничего из того духовного багажа, которым снабдил его отец. Кому, как не его потомкам предстоит стать материальной опорой народа, ибо они лучше других умеют обращаться с материей, не попадая от нее в зависимость. И поэтому дети Йосефа, Менаше и Эфраим, обретают статус полноправных колен наряду со своими дядьями, таким образом, надел Йосефа удваивается. 
 
Биньямин. 
"БИНЬЯМИН - ВОЛК ХИЩНЫЙ: УТРОМ БУДЕТ ЕСТЬ ДОБЫЧУ, А ВЕЧЕРОМ ДЕЛИТЬ ДОБЫЧУ" (49:27). 
Сравнение Биньямина (Вениамина) с волком не может не вызвать вопросов. Простое понимание указывает на то, что потомки его будут незаурядными воинами, что подтвердилось в последствие – во время гражданской войны в эпоху Судей колено Биньямина долгое время успешно противостояло объединенному войску всех остальных колен Израиля (эта история именуется в наших анналах "Наложница в Гиве"), да и воины первого еврейского царя Шауля, как и он сам, происходили из того же колена.  
Однако более глубокий комментарий указывает на то, что тут говорится о службе в Иерусалимском Храме, который находился на границе двух колен: Йегуды и Биньямина, причем граница эта проходила по жертвеннику, и три из четырех его углов находились на территории Биньямина. И тогда становится понятным, что утро и вечер, о которых говорится в благословении, соответствуют утреннему и предвечернему постоянному ежедневному жертвоприношению. 
Агада (сказание), приведенная в Талмуде, рассказывает, что во времена владычества греков и их прихлебателей одна из ассимилированных знатных евреек подошло к жертвеннику (куда ей вообще нельзя было заходить!), и, постучав по нему своей сандалией, сказала "Люпус, люпус (волк на латыни)! До каких пор ты будешь пожирать деньги народа Израиля!" Эта мнимая жалость к народному имуществу коренится в сугубо материалистическом подходе, усвоенном этой дамой. Ведь согласно еврейской традиции именно жертвоприношения, как и отделение десятины, обеспечивали благословение и процветание народа. Концепция тут проста – пока народ понимает, откуда приходит все благо, и, помня об этом, подтверждает это реальными поступками – благо будет продолжать поступать. Но как только люди начинают думать, что все, что у них есть – плод лишь их усилий, сразу начинаются проблемы. 
Поэтому до тех пор, пока не отстроен Храм, наше существование ущербно, ибо нет прямой связи народа и Творца, ибо лишь в Храме возможен высший уровень этого диалога. На этой неделе (2010 год) мы отмечаем пост 10-ого Тевета, который является первым в цикле постов, посвященных разрушению Храма. Так давайте молиться и действовать, чтобы этот пост превратился в праздник, как об этом говорил пророк Зхарья: "Так говорит Б-г Воинств: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Йегуды радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир". 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Мама Рахель
 «А сейчас два сына твоих, рожденных у тебя в стране Египет, мне они. Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут для меня… А я при приходе моем из Падана умерла на меня Рахель» Берейшит 48:5,7
Наше обычное восприятие «еврейской манеры» Яакова – прерывающего самого себя и «вдруг» вспоминающего о смерти Рахели – оправдание желания быть похороненным в пещере Махпела, в то время как мама того, кто должен (клятва!) исполнить его волю, похоронена по дороге.
Но рав Шимшон Рефаель Ґирш резонно возражает против подобного восприятия: «если бы речь шла о желании Яакова оправдаться перед Йосефом, то тема пространственных координат смерти Рахели возникла бы в предыдущем сорок седьмом параграфе, где Яаков заставил Йосефа поклясться похоронить его в пещере Махпела».
Соседство с объявлением первородства Йосефа – двойной доли: Эфраим и Менаше, ветви Израиля – свидетельство совершенно иного смысла пасука номер семь. Назначение Йосефа первородным сыном - есть дань любви и уважения Яакова к матери Йосефа.
Беспокойство Яакова связано с будущим местом Рахели в истории народа. По всем параметрам Леа затмевает свою младшую сестру. И психодвойники Рахели и Леи – Бильґа и Зильпа – оказываются вместе с Рахелью на втором плане, вслед за Йеґудой и его пятью братьями.
 Выделение Йосефа не просто дань уважения и любви – это признание исключительности заслуг Рахели в деле становления нашего народа. Именно молчание Рахели – причина рождения детей Леи. Незаметность ее вклада (всего два сына, похороненость по дороге) заставляют Яакова подарить Рахели три ветви в Израиле, сделав ее сына первенцем. Потому и соседство признания Эфраима и Менаше ветвями в Израиле с упоминанием о «маме Рохл».

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Наследие Йосефа
В этом недельном разделе мы трижды видим праотца Яакова на смертном одре. В первый раз Яаков призывает Йосефа, который обещает похоронить его в земле Ханаан. Во второй раз Йосеф, узнав о болезни отца, приходит к нему с двумя сыновьями, Эфраимом и Менаше, и Яаков усыновляет своих внуков. В третий раз Яаков призывает всех сыновей и объявляет свою последнюю волю. 
Яков одаряет Йосефа правом первородства, то есть, двойной долей в наследстве: долей Менаше и долей Эфраима, которые уравниваются в правах с остальными одиннадцатью сыновьями Яакова. Но Яаков подтверждает, что Йосеф не единственный его наследник, и что он не является четвертым патриархом. Яаков доносит эту мысль до Йосефа путем употребления ( и не-употребления) имени "Э-ль Ш-аддай" (Б-г Всемогущий). Впервые это имя встречается тогда, когда Б-г заключает Завет с Авраамом: во время Союза обрезания: 
"И было Авраму девяносто лет и девять лет, и явил Себя Г-сподь Авраму, и сказал Он ему: я Б-г Всемогущий. Ходи предо Мною и будь целен." (Берешит, 17:1) 
И также - когда Ицхак благословляет Яакова: 
И Б-г Всемогущий да благословит тебя, и плодовитым тебя сделает и умножит тебя, и будешь ты сообществом народов. И даст Он тебе благословение Авраама, тебе и твоему потомству с тобою, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую дал Б-г Аврааму" (Там же, 28:3-4)
И также - когда Б-г благословляет Яакова: 
"И сказал ему Б-г: Я Б-г Всемогущий. Плодись и умножайся! Племя и сообщество племен будет от тебя, и цари из чресл твоих выйдут" (35:11) 
Это имя упоминается снова, когда приходит время для Моше осуществить его миссию: 
"И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Йаакову как Б-г Всемогущий, но (под) Именем Моим Г-сподь-Превечный Я не был познан ими".(Шемот, 6:3) 
Яаков называет это имя, когда передает Йосефу право первородства: 
"И сказал Йааков Йосефу: Б-г Всемогущий явил Себя мне в Лузе; на земле Кенаана, и благословил Он меня." (48:3) 
Однако Яаков использует здесь это имя только для того, чтобы объяснить особую судьбу его семьи, но не для того, чтобы объявить Эфраиму и Менаше их особенные права, и не для того, чтобы передать Йосефу первородство. 
Не давал ли Яаков Йосефу напрасных обещаний, когда говорил: 
"От Б-га отца твоего, в Он да поможет тебе, и со Всемогущим, и да благословит Он тебя: благословения небес свыше, благословение бездны, лежащей внизу, благословения персей и утробы." (Берешит, 49:25) 
Кажется, что Яаков хочет развеять надежды Йосефа, которые тот лелеял со времен юности, когда видел сны о своей партиаршей роли. Тем не менее, Йосеф продолжает вести себя как глава народа: он обещает заботиться о всей семье, говорит о будущем избавлении, и, подобно Яакову, просит похоронить себя в Земле Ханаан. (50:24-25) Но Йосеф так никогда и не услышал Гласа Б-жьего. Глас Б-жий не будет услышан никем до тех пор, пока Моше не исполнится восемьдесят лет, и он не встанет у Горящего куста.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Мумификация Яакова
"И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет" (Берешит, 47:28). Здесь присутствует некая скрытая ирония, если учесть, до какой степени египетская религия и культура были сосредоточены на смерти. 
Всю жизнь египтянин готовился к смерти, точнее, к жизни после смерти. Годами он строил усыпальницу, герметически закрытую со всех сторон, чтобы пища, взятая с собой в следующую жизнь, не испортилась, не было разграблено имущество мертвого, и, конечно же, не сгнило его тело. Для того, чтобы мертвое тело не разлагалось, египтяне преуспели в искусстве балльзамирования. 
На смертном одре Яаков умоляет Йосефа: "...не хорони меня в Египте" (29). Яаков не желает, чтобы в его погребении присутствовало что-либо из египетских верований. Яаков заставляет Йосефа поклясться, что он похоронит его " с отцами моими в их гробнице"(там же, 30). 
Тем не менее, когда Яаков умер, "повелел Йосеф своим слугам, лекарям, бальзамировать отца своего. И бальзамировали лекари Исраэля." (50:2). Более того, когда умирает Йосеф, его тоже бальзамируют: "И умер Йосеф стодесятилетним. И бальзамировали его и положили его в саркофаг в Египте".(там же, 26). 
Что происходит? 
Конечно, бальзамирование проводилось с конкретной практической целью: сохранить тела до захоронения в Ханаане. Йосеф знал, что захоронение в Ханаане произойдет через много лет. Йосеф говорит братьям: " Я умираю. И Б-г помянет, помянет вас, и возведет вас из этой земли на землю, которую Он клялся (дать) Аврааму, Ицхаку и Йаакову. И клятвой связал Йосеф сынов Исраэля, говоря: Помянет, помянет Б-г вас, и (тогда) вынесите мои кости отсюда. (Там же, 24-25). 
Йосеф уже не пользуется в Египте таким влиянием, как раньше. Поэтому он не может отдать приказа египтянам, чтобы его захоронили в Ханаане. Поэтому он о тдает приказ захоронить себя в земле Ханаанской, когда туда вернутся сыны Израиля, и для этого забальзамировать тело. 
Однако, когда умирает Яаков, его похороны в Ханаане еще не кажутся столь отдаленной перспективой. Тем не менее, его не хоронят немедленно. Процесс бальзамирования занимает 40 дней (50:3). Египтяне оплакивают Яакова 70 дней - вероятно, в первые 40 дней этого периода они проводят бальзамирование. После этого Йосеф просит фараона разрешить ему захоронить отца в Ханаане (раньше он не мог предстать перед фараоном, потому что еще продолжался период траура). В Ханаан отправляется не только Йосеф и его домочадцы, и братья, и дома братьев, но и великая процессия: "И взошли они с ним: и колесницы, и всадники; и был стан тяжел очень. И дошли они до гумна крушинного, что по ту сторону Йардена, и скорбели там скорбью великой и тяжкой очень. И совершил он по отцу своему траур семидневный." (там же, 9-10). После семидневного траура в Ханаане процессия продолжает путь и останавливается в Хевроне. 
Конечно, оставить тело в его естественном состоянии разложения на такой длительный период совершенно невозможно - это неуважение к мертвому. Единственный выход из положения - мумификация. 
Обратите внимание на то, что мумификацию проводят лекари Йосефа, а не египетские жрецы. А когда умирает Йосеф, его тело помещают в саркофаг (гроб), а не в гробницу. Поэтому весь процесс мумификации кажется чисто практическим, но не ритуальным. Йосеф сделал все для того, чтобы он и его отец не осквернились религией Египта. Их тела готовят к монотеистическому погребению в Ханаане.

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Усыновление Эфраима и Менаше
Когда Яаков почувствовал приближение смерти, то потребовал у Йосефа обещание, что тот похоронит его в Хевроне, рядом с Авраамом, Ицхаком и его женой Леей. Йосеф пообещал исполнить эту просьбу (Берешит, 47:28-31). 
Вскоре после этого Йосеф услышал, что отец умирает, и привел к нему своих сыновей Эфраима и Менаше. Яаков начал с рассказа о том, как Б-г явился ему по дороге из Падан Арама, и о том, как Рахель, мать Йосефа, умерла и была похоронена в Бейт-Лехеме. В середине рассказа Яаков прерывается, и "усыновляет" Эфраима и Менаше: 
"И ТЕПЕРЬ ДВА СЫНА ТВОИ, РОДИВШИЕСЯ У ТЕБЯ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ ДО ПРИХОДА МОЕГО К ТЕБЕ В ЕГИПЕТ, МОИ ОНИ. ЭФРАИМ И МЕНАШЕ, ПОДОБНО РЕУВЕНУ И ШИМОНУ, БУДУТ МОИ" (Берешит, 48:5). 
Это очень странный эпизод. По мнению Раши, Яаков таким образом как бы извиняется перед Йосефом - ведь только что он попросил похоронить его в родовой усыпальнице в Хевроне, в то время как сам не сделал того же по отношению к его матери Рахели - она умерла в Бейт-Лехеме, и там же была похоронена. Несмотря на то, что путь из Бейт-Лехама в Хеврон недолог и нетруден, Яков похоронил Рахель там же, где она умерла - и при этом просил, чтобы его собственное тело доставили из Египта в Кнаан. 
Проблема такого прочтения заключается в том, что в этом случае сюжет находится не на своем месте - если бы Яаков рассуждал именно так, он должен был бы объявить об усыновлении в предыдущей главе, в тот момент, когда он просил Йосефа похоронить его в Хевроне. усыновление, однако, имело место позже. Кроме того, это объяснение и разъясняет, почему Яаков прервал свой рассказ, чтобы усыновить своих внуков. 
Я полагаю, что Яаков рассказывает эти эпизоды, чтобы объяснить, почему он решил усыновить Эфраима и Менаше. Каким образом он объясняет это решение? Когда Яаков возвращался из Падан Арама, Б-г открывается ему и говорит: 
"ПЛОДИСЬ И РАЗМНОЖАЙСЯ! НАРОД И СОНМ НАРОДОВ ПРОИЗОЙДУТ ОТ ТЕБЯ, И ЦАРИ ПРОИЗОЙДУТ ОТ ЧРЕСЛ ТВОИХ" (Берешит, 35:11). Проблема, однако, заключается в том, что после этого откровения у Яакова уже не было детей. Поэтому Яаков решил, что это пророчество относилось к его внукам, Эфраиму и Менаше. Яаков также объясняет, почему у него больше не было детей - Рахель, его любимая жена, умерла. 
Таким образом, Яаков не извиняется, но напротив, резко поднимает статус Рахели, сделав ее прародительницей не двух, а трех колен.

Ури Линец
Будем жить!
Сегодня мы читаем последнюю главу первой книги Торы. Три месяца назад, в первой главе Берешит мы прочли: “Ради Цели Целей создал Эло’им цели и средства” (Берешит 1:1). Важнейшим этапом реализации Цели Целей стало создание еврейского народа, которое описывается в большей части книги Берешит. Мы уже говорили о том, что еврейский народ - важнейший инструмент исправления человечества - дважды подобен всему человечеству. Во-первых, так же, как человечество состоит из народов, еврейский народ состоит из колен, каждое из которых - вполне самостоятельно в своих внутренних делах: экономике, культуре, управлении. Во-вторых, как человечество - продукт длительного исторического развития, так и еврейский народ не порождается одномоментно, а является результатом длительного процесса, позволяющего и отобрать, и сформировать, и развить необходимые национальные качества. Тут и выбор из трех сыновей Тераха (три типа отношения галутного еврея к проблеме эмиграции), и выбор из двух сыновей Авраама (безграничный хэсэд-милосердие или ограничение его дином-судом), и выбор между Яаковом и Эсавом (идеей или практикой). И непрерывное изменение, совершенствование Авраама, Ицхака и Яакова, приближение к критериям Цели Целей.
В сегодняшней главе - итог полуторавековой работы: все сыновья Яакова - уже не материал для отбора, а родоначальники колен Израиля. Яаков дает им последнее благословение: “И закончил Яаков приказывать сыновьям своим, и собрал ноги свои на кровать, и вытянулся, и приобщился к народу своему” (Берешит 49:33). Как мы видим, Яаков не умер!
Про Авраама Тора говорит: “И вытянулся, и умер Авраам в седине доброй…” (Берешит 25:8). Про Ицхака: “И вытянулся Ицхак, и умер, и приобщился к народу своему, старый и сытый днями…” (Берешит 35:29). Про сына Яакова: “И умер Йосэф ста и десяти лет…” (Берешит 50:26). А к Яакову понятие смерти не применимо!
Приготовившись умереть, дав последние указания сыновьям, Яаков не умирает, передавая нам, потомкам, важнейшее качество: бессмертие еврейского народа, который окончательно рождается в этот момент. Не случайно раздел называется “И жил”.
Умершему Аврааму не к кому “приобщится”, он - первый. Ицхак - “приобщился”, он умирает на своей Земле и его хоронят на наследственном участке, рядом с Авраамом, Сарой и Ривкой, среди своего народа. Физически уход Яакова происходит в Египте, но он “приобщается” к своем праотцам в пещере Маарат А Махпела, в Эрец Исраэль. Смерть Йосэфа - вдали от Родины, похороны - по египетским обычаям, поэтому ему не суждено приобщиться к Аврааму, Ицхаку и Яакову.
Кроме национального бессмертия, праотцы передали нам важнейшее качество - способность духовного роста и развития.
Судьба человека складывается не из предопределённостей, а из задач; человеку даются ситуации, и за жизнь он должен с ними так или иначе справиться: при этом человек может выбирать различные методы. Свойства же, которые человек получает при рождении или позже - инструменты, которые Единый даёт нам для решения этих задач. Иногда мы болезненно ощущаем отсутствие того или иного свойства - но это не оттого, что нам его “не додали”: это просто значит, что приобретение свойства и есть задача, которую нам предложено решить.
Каббала учит, что личность человека складывается из трёх частей. Эти части по-русски можно назвать: “душа”, “тело” и “энергия” (последнее слово используем буквально: потенциал для совершения работы). Соответственно, каждая из этих частей вносит свой вклад в формирование задачи, которую должен решать человек на протяжении жизни. Можно назвать этот вклад наследственностью.
Наследственность тела включает в себя то, что мы называем генотипом; но не ограничивается физическими, материальными аспектами. Я могу унаследовать от отца форму носа и разрез глаз, могу - спокойствие или вспыльчивость, могу - удачливость. Более того: мы знаем, что наши проблемы могут в большой степени повторять проблемы наших предков. Иногда отцы и матери осознанно передают нам недоделанное ими, чтобы мы продолжили семейную миссию.
Потомственные кузнецы, потомственные доярки, потомственные инженеры (продукт нового времени) - живая иллюстрация “наследственности тела”. Но семейные проклятия, фамильные привидения и прочие ужасы - другая сторона той же медали. Каждый из нас получает весь этот комплект в наследство и решает, что с ним делать.
Наследственность души - то, что часто называют кармой. Согласно Каббале, одна и та же вневременная сущность может приходить в мир неоднократно, рождаясь, умирая и вновь рождаясь; таким образом, мы имеем шанс выполнить некие задания в мире, а заодно исправляем ошибки, допущенные нами в предыдущих жизнях.
И, наконец, третья линия - “энергетическая” - связана с местом рождения, с понятием “родина”. Что остаётся нам, ограниченным с трёх сторон тремя линиями наследственности? На что мы ещё можем влиять?
Да, в сущности, на всё. Ситуации, которые нам предоставляются сверху, решаем мы со свойственной нам свободой выбора. Качества, унаследованные нами через душу, тело и родину, мы можем развивать в добрую и злую сторону. И, наконец, если нет другого выхода, мы можем менять эти границы.
Турист из Франции, едущий на уик-энд на Таити, не становится таитянином. Эмигрант, переезжающий из Ирана в Лондон, остаётся персом. Но во все времена были люди, сознательно оставлявшие родные края ради других мест. Это решение очень нелёгкое, сопряженное с болью, но именно так заселялись все страны мира. Человек, связывающий себя с другой землёй, изменяет свою “энергетическую наследственность”. Так произошло с Авраамом, ушедшим из Ура Халдейского в Ханаан. Надо сказать, что евреи в странах рассеяния оставались до последнего поколения привязанными энергетически к Земле Израиля, а не к странам, где они проживали. Только в двадцатом веке неожиданно начала крепнуть связь многих евреев с энергосистемами стран рассеяния, и этот фактор, во многом, повлиял на судьбу еврейского народа и всего человечества.
Человек может - опять-таки, это тяжелый и травматический процесс - поменять семью. Это сложнее, чем поменять родину. В нашей традиции существует процесс перехода в еврейство - гиюр. Считается, что человек, который проходит гиюр, как бы меняет свою генетику и становится потомком Авраама. Его так и называют: “такой-то, сын Авраама, Праотца нашего”.
Есть возможность повлиять и на задачи, которые мы получаем в рамках “наследственности души”.
В нашей главе Яаков благословляет своих сыновей. Он уже видит за ними будущий народ, и представляет себе - пускай смутно - расселение этого народа по оставленному им Ханаану. Благословение Яакова определяет все три линии наследственности двенадцати колен, и этим очерчивает границы еврейского народа. Поэтому мы называемся не народом Авраама (хотя наша вера идёт от Авраама) и не народом Моше (хотя именно Моше нас сделал народом). Мы носим имя Яакова: три наших названия - Исраэль, Йешурун и Яаков - принадлежали этому человеку (и связаны каббалистически с тремя типами наследственности: родины, души и семьи).
Каждый из нас может найти свой аспект в благословении Яакова, узнать в сыновьях его собственные черты. Каждый получает в наследство задачи, связанные со своими предками. И в благословении Яакова мы можем найти пример того, как можно преодолеть семейную проблему, не отказываясь от неё.

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Чувствуя приближение смерти после 17 лет пребывания в Египте, Яаков берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в семейной усыпальнице “Маарат ха-махпела” в Хевроне. Йосеф приводит к больному отцу сыновей Эфраима и Менаше, и Яаков объявляет их своими сыновьями. В результате Йосеф получает двойную долю наследства вместо Реувена. Несмотря на возражения Йосефа, Яаков благословляет первым Эфраима, младшего из двух братьев, поскольку от него произойдет Иегошуа бин-Нун, преемник Моше-рабейну и покоритель Эрец-Исраэль. Затем Яаков собирает всех двенадцать сыновей, основателей колен Израиля, и дает им предсмертные благословения и напутствия. Яаков умирает в возрасте 147 лет. Грандиозный похоронный кортеж отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но он успокаивает их и обещает дальнейшую материальную поддержку им и их семьям. Перед смертью Йосеф предсказывает братьям, что Б-г выведет их потомков из Египта, и просит сынов Израиля забрать с собой его останки при Исходе. Йосеф умирает в возрасте 110 лет; его набальзамированное тело кладут в саркофаг. Так завершается книга “Берешит”, первая в Пятикнижии.

Прости вину братьев твоих
«И увидели братья Йосефа, что умер отец их, и сказали: “Может, Йосеф возненавидит нас и воздаст нам за все зло, которое мы ему причинили”» (50:15).
Братья боялись, что смерть Яакова развяжет руки Йосефу, и он отомстит им за все причиненные страдания, за попытку убить его и за продажу в рабство. Стремясь нейтрализовать эту угрозу, они послали к нему двух сыновей Бильги, служанки Рахели, Дана и Нафтали, которые поддерживали с Йосефом особенно хорошие отношения, с поручением отговорить его от мести. «И велели они [Дану и Нафтали] сказать Йосефу: «Отец твой завещал перед смертью: «Так скажите Йосефу: “Прости, молю тебя, вину братьев твоих и грехи их…”» (30:16–17).
На самом деле Яаков ничего подобного не говорил и говорить не мог. Во-первых, вполне возможно, что ему так и не рассказали всю историю с продажей Йосефа. И, во-вторых, он слишком хорошо знал своего любимого сына и никак не мог заподозрить его в мстительности и коварстве.
Но почему братья решили, что Йосеф задумал зло против них? РАШИ объясняет: при жизни отца Йосеф часто приглашал их всех на трапезу. После смерти Яакова совместные застолья прекратились. Значит, Йосеф по-прежнему зол на них, решили братья. При жизни отца он лишь разыгрывал братскую любовь и заботу, а теперь хочет их наказать.
Кроме того, пишет комментатор Бааль а-Турим, возвращаясь из Ханаана после похорон Яакова, братья прошли мимо того памятного места под Шхемом, где произошел эпизод с продажей Йосефа. Они видели, как Йосеф остановился у ямы, в которую они его бросили, и долго смотрел в нее. Им показалось, что вид этой ямы, кишевшей змеями и скорпионами, раздувает в его душе пламя ненависти и обиды, побуждая его к мести. Братья ошибались. Йосеф вовсе не помышлял о мести. Он остановился у ямы, чтобы высказать благодарность Творцу за свое чудесное спасение.
Так или иначе, ответ Йосефа был ясным и однозначным: «Не бойтесь. Разве я вместо Б-га?» РАШИ поясняет за Йосефа: «Даже если бы я действительно хотел наказать вас, мне бы это не удалось. В конце концов, вы вдесятером не смогли причинить мне вреда, потому что Б-г повернул ваши планы мне на благо. Так неужели вы думаете, что я один смогу навредить вам?»

Три причины
На первый взгляд, сей аргумент легко опровергнуть. Б-г помог Йосефу, потому что считал его правым, потому что братья неверно истолковали его намерения. Но если братья были виноватой стороной, то с какой стати Б-г защитит их от праведного гнева Йосефа?
На этот вопрос можно дать три разных, но одинаково убедительных ответа. Во-первых, как сказано в книге Коэлет (Экклезиаст), «Б-г всегда на стороне тех, кого преследуют», даже в тех случаях, когда праведник гонится за злодеем. К тому же десять братьев составляли миньян, общину. А общинные заслуги всегда выше заслуг одного индивидуума. Поэтому у братьев были всегда основания рассчитывать на Б-жественную защиту в случае угрозы со стороны Йосефа.
Во-вторых, действия братьев в истории с продажей Йосефа были в какой-то мере оправданны. Ведь он, как сказано в разделе «Ваешев», «доводил худые слухи о них до отца их», и к тому же спровоцировал их пересказом своих пророческих снов о кланяющихся снопах и звездах (которые они, однако, неправильно интерпретировали).
Братья всерьез боялись, что Йосеф хочет оттеснить их от фамильного древа или даже физически уничтожить их. Они провели судебное разбирательство и на семейном «бейт-дине» постановили, что он заслуживает смертной казни. Правда, затем они смягчили приговор, продав его в рабство. Короче, у них были основания ненавидеть его и желать его смерти.
В то же время, если бы Йосеф хотел расправиться с ними, у такого намерения не было никакой справедливой причины. Ведь братья уже не представляли для него никакой угрозы. Его действиями двигало бы лишь одно чувство мести. Поэтому, если уж Б-г защитил Йосефа от ошибочных действий его братьев, то Он наверняка бы встал на их сторону, если бы роли поменялись и им грозила бы расправа только в отместку за ту ошибку.
И, наконец, третья причина, подтверждавшая, что братьям нечего бояться Йосефа. Вначале конфликт между Йосефом и его братьями сводился к вопросу: кто прав и кто виноват? Однако по мере развития событий вопрос перешел в другую плоскость. В конечном счете выяснилось, что хотя Йосеф вышел победителем в этой конфронтации, его братьев нельзя считать проигравшими.
Благодаря возвышению Йосефа и приобретенной им неограниченной власти в Египте братья спаслись от голода и комфортабельно устроились со своими семьями на чужбине. Именно об этом сказал им Йосеф: «Вы замышляли против меня зло, но Б-г задумал добро, чтобы… сохранить жизнь многочисленному народу» (50:20).
Теперь нам понятна уже приведенная реплика Йосефа: «Не бойтесь. Разве я вместо Б-га?» Уж если Б-г спас его от рук братьев ради их же спасения, какой Ему смысл допустить расправу над ними именно сейчас, когда задуманный Им план так блестяще осуществился?

Ирония судьбы
Свой ответ братьям Йосеф завершает такими словами: «А теперь не бойтесь. Я буду кормить вас и малюток ваших» (50:21). В конце концов, зачем ему предпринимать активные действия против братьев, идти на конфликт с Б-гом? Чтобы наказать их, ему было достаточно просто не оказывать им продовольственную помощь в период повального голода. Однако даже такая косвенная месть не входила в его намерения.
Реб Йоши Бер из Бриска комментирует обещание Йосефа под другим углом зрения. Сыновья Яакова были наказаны уже одним фактом своей полной зависимости от младшего брата. Разве не унизительно им было принимать помощь из его рук после всего зла, которое они ему причинили, несмотря на их тяжелую вину? Разве это не насмешка судьбы? Йосеф понял иронию создавшегося положения. Он намекал им: «Не бойтесь. Я вас не накажу. Вы и так наказаны».

Милость и верность
«Окажи мне милость и верность: не хорони меня в Египте» (47:29).
Почему Яаков так смиренно просит Йосефа? Ведь сын обязан позаботиться об организации похорон своего отца. Да, хоронить обязан, но не обязан взваливать на себя дополнительные заботы, связанные с доставкой тела Яакова в Эрец Исраэль и его погребением в семейной усыпальнице «Марат ха-махпела». Разве мало места в Египте? Фараон наверняка выделил бы еврейскому патриарху персональную пирамиду.
Однако Йосеф выполнил все же предсмертную волю отца, проявив именно те качества, о которых тот молил его: милосердие и верность…



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайехи (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика