::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайехи (часть 1)

  • Сообщить о ошибке
22-01-2012, 18:14 Разместил: jude Просмотров: 2 329
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайехи
Главы 47:28-50:26
По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».
«И жил» в тексте оригинала - вайехи.
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайехи
Главы 47:28-50:26
По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».
«И жил» в тексте оригинала - вайехи.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Вайехи
Находясь на смертном ложе, праотец Яаков кратко подытожил свою жизнь. Лишь 17 лет он провел в относительном спокойствии. Благословения, которые Яаков дал родоначальникам колен Израилевых, являются скрытыми пророчествами.

Глава 47
28. Раздел Ваехи непосредственно продолжает повествование, и поэтому он не выделен так, как обычно выделяется новый раздел. Обратите внимание, что семнадцать лет, о которых говорится в этом стихе, были единственным периодом в жизни Яакова, когда он наслаждался спокойствием и благополучием. И если эти семнадцать лет по сравнению с предыдущими годами поистине были счастливым периодом в жизни Яакова, естественно предположить, что описание их должно быть соответствующим образом выделено в тексте. Тот факт, что такое выделение отсутствия показывает, что эти семнадцать лет были исключительно важны для Яакова как для индивидуума, но имели несравнимо меньшее значение для жизни нации. Только во времена тревог и испытаний, ведя свойственную ему беспокойную жизнь, Яаков заслуживал право носить имя Израиль, которое отмечает его непреходящее значение в истории нации. А те семнадцать лет, о которых сейчас идет речь, - лишь счастливый итог, личная награда Яакову за выпавшие на его долю тяжелые годы.
29…. Яаков хорошо знает, что Йосэф непременно похоронит его с приличествующей пышностью, но, тем не менее, говорит ему: «Со всем своим благоволением (חסד) пожалуйста, не забудь об истине (אמת). Лучше бы меня вовсе не хоронили, чем предали земле в Египте». Упор делается на то, чтобы его не хоронили в Египте. Может показаться, что выполнение этой просьбы не столь затруднительно, поэтому настоятельная и торжественная просьба производит впечатление нарочитости. Однако, как следует из предыдущего повествования, фараон и население Египта вряд ли благосклонно отнеслись бы к решению семейства Яакова покинуть их страну. Следовательно, перенос останков Яакова в Ханаан лишний раз подчеркивал, что семья Йосэфа все еще не причисляет себя к гражданам Египта, что сердцем они на своей прежней земле.
Но причина мольбы Яакова, возможно, более глубока. За годы, прожитые в Египте, Яаков, видимо, не раз замечал, какое мощное воздействие начинает оказывать на его потомков «приобретение собственности, привязанность к земле». Он, вероятно, понимал, что они начинают считать Нил своим Иорданом, что уже не расценивают как изгнание свое пребывание в Египте. Это вполне достаточная причина для того, чтобы Яаков упорно настаивал на том, чтобы его не хоронили на чужбине, а предали земле на родине. Яаков считал, что имеет основание сказать детям: «Возможно, вам нравится жить в Египте, но я не хочу даже быть похороненным здесь». Поэтому он выразил свое желание не как «Яаков», индивидуум, а как «Израиль», носитель судьбы нации.
31…. И ПОКЛОНИЛСЯ ИЗРАИЛЬ В НАПРАВЛЕНИИ ИЗГОЛОВЬЯ. Как Элиэзэр пал ниц перед Б-гом, исполнив свою миссию, так поступает здесь и Яаков. Передав свои последние пожелания Йосэфу, он приступил к тому, что ему еще осталось сделать на земле. Он сидел в постели лицом к изножью, Йосэф стоял перед ним. Следовательно, если Яаков поклонился по направлению к изголовью, ясно, что это был «поклон назад». Это был акт поклонения и благодарения Тому, Кто через всю жизнь вел Яакова к цели: Б-г привел его к этому месту и к его сыну.

Глава 48
7. מתה עלי - УМЕРЛА У МЕНЯ. Удар судьбы постиг меня. Эти слова, которыми Яаков вспоминает о смерти и похоронах Рахели, обычно истолковывают как попытку оправдать то чрезмерное значение, какое он придавал своему желанию быть похороненным в Махпеле, хотя сам он не похоронил там мать Йосэфа. Но если бы именно таковым было намерение Яакова, мы могли бы ожидать, что он скажет об этом раньше, когда просил Йосэфа относительно собственных похорон. Но в этом контексте упомянутые слова можно отнести лишь к условию, которое Яаков ставит в отношении сыновей Йосэфа. До того момента (стих 8), когда Яаков, благословляя внуков, определяет их роль в будущем нации, его называют «Яаковом», а не «Израилем». Когда Йосэф приходит к нему (стих 2), «Израиль собрал силы»; Яаков взял себяв руки, чтобы взглянуть на Йосэфа не только как на своего сына, но как на человека, имеющего огромное значение для будущего народа, который будет называться его именем Израиль. Учитывая это, он произносит благословение сыновьям Йосэфа (стих 8).
Однако дарованная Менаше и Эфраиму привилегия, заключавшаяся в том, что им предстоит образовать отдельные колена, основывалась на личных отношениях Яакова с Йосэфом и его сыновьями; отсюда стих 3: ויאמר יעקב (Тогда сказал Яаков). Изменения на וירא ישראל (« Израиль увидел») не происходит до ст.8, потому что оказанная сыновьям Йосэфа честь не имела отношения к соображениям общенародного блага. Этот поступок был продиктован расположенностью Яакова-человека. В свои последние дни он особенно часто вспоминает ту женщину, которую любил больше всего на свете, которая была женой, выбранной им самим, которую он потерял первой; его тревожила мысль, что память о ней не сохранится в будущей истории нации. Когда потомки Израиля будут навещать гробницу своих предков, они найдут могилы Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Яакова и Леи. Даже в смерти не дано Рахели, матери Йосэфа, занять свое законное место в усыпальнице праотцев и праматерей. И как рабынь Билу и Зилпу, лишь два колена будут называть ее своей матерью. И память об этой жене, которую Яаков любил всем сердцем, которую с самого начала считал истинной матерью будущей нации, могла исчезнуть! Поэтому самым большим желанием Яакова, желанием, которое он носил в сердце, было сделать первенца Рахели, Йосэфа, первенцем нации, даровать ему национальное первородство, выделив его сыновей в самостоятельные колена, обладающие равными правами с братьями Йосэфа. Так Яаков смог бы гарантировать, что память о Рахели будет хранить, по крайней мере, на одно колено больше, чем память о рабынях Биле и Зилпе.
9…. В стихе 8 имя «Израиль» упоминается вновь. Это - прародитель будущей нации, который, возвышенный духом Б-жьим, ныне благословляет внуков занять свое место в будущем этой нации.
15. Он благословил Йосэфа внутри благословения его сыновей. Наивысшее благословение, которое может получить отец, это благословение его детей. התהלך - термин, употребляющийся только по отношению к Б-гу и человеку и обозначающий самоуправление, следование моральной энергии собственной свободной воли… Он скромно упомянул о том, что такое свободно избранное следование воле Вс-вышнего характеризовало его предков. Но и он сам также учился познавать Б-га, его Пастыря, Водителя и Наставника, питавшего и поддерживавшего его с самого начала жизни и до сего дня.
19….Характерно, что и здесь мы снова замечаем, как младший брат отодвигает старшего на второй план. Начиная уже с Каина и Эвеля мы находим как бы принижение первородства. Б-г благоволил Эвелю и отверг Каина. Среди сыновей Ноаха центральную позицию занял Шем, который не был старшим из братьев. Ишмаэль уступил первенство Ицхаку, Эсав Яакову, Реувен Йосэфу, Менаше Эфраиму, и в конце концов, лидерство в еврейском народе перешло к колену Иеуды,четвертого брата. Моше тоже был младшим. Давид был самым младшим в семье. Да, в целом в народе первородство потеряло свое значение. Но одна вещь нам должна быть совершенно ясна. В то время как с одной стороны первенцы сохраняют привилегированное положение (они представляют семью, несут ответственность за нее, получают двойную долю в наследстве), показывая, тем самым, что в реальности духовность и сила должны действовать рука об руку, история мира, напротив, демонстрирует непрерывную битву материальной мощи с Б-жественной духовностью. Цель истории, как было открыто Ривке, в том, что «сильный будет служит слабому». Препятствием на пути к достижению этой цели является отделение духовной силы от национальной мощи («Голос - голос Яакова, а руки - руки Эсава»). Эсаву было сказано, что он только тогда станет рядом с братом как равный, когда по собственной воле подчинит себя его власти. До того момента материальное будет воображать себя владыкой, хотя на самом деле находится в подчинении. Духовное и материальное - это две короны, которые (Зехария 6:11-15) в конечном счете объединятся в личности Машиаха. Он станет «коэном на троне», и в нем объединятся эти два аспекта. А до тех пор объединение этих двух корон остается идеалом, воплощенным в Святилище. Вся еврейская история учит нас тому, что материальная сила должна идти рука об руку с силой духовной, но реальность так и не соответствует этому идеалу…
20. В ТОТ ДЕНЬ. В тот день впервые прозвучало благословение, которое и сегодня на устах всех еврейских родителей, когда они, благословляя своих детей, говорят: «Тобой будет благословен (Израиль)» - твои дети будут так благословенны, что всякий раз, когда еврейские отцы пожелают благословить своих детей, у них не найдется большего благословения, чем: «Пусть Б-г сделает тебя таким, как Эфраим и Менаше».
22. שכם אחד על אחיך. Так как слово אחד присоединено к слову שכם, то здесь שכם не может быть именем собственным, названием города. И даже если, как принято думать, שכם в этом отрывке означает «удел» или «часть», это не объясняет назначения слова אחד. אחד никогда не означает просто «один», а всегда «один из двух или более», «один из многих». Поэтому первая половина этого стиха не может означать: «Я дал вам на одну часть больше, чем вашим братьям». Фактически нигде в Писании нет примеров употребления שכם в значении «часть». Скорее, שכם означает «плечо», на которое взвалена ноша, или возложена честь. Ср. «И правление на его плечах» (Иешая 9:5) и… «Я снял бремя с его плеч» (Теилим 81:7). Поэтому буквальное значение данного отрывка таково: «Я дал тебе Плечо, чтобы возвысить над твоими братьями». Следовательно, текст надо переводить так: «Я возложил на тебя честь стоять над твоими братьями».
… Яаков говорит Йосэфу: «Видишь, я умираю. Я не оставляю тебе большого наследства, богатства у меня нет, ибо мы в чужой земле. Сначала Б-г должен вернуть тебя на родину; там ты получишь наследство. Здесь у меня есть лишь благословения и добрые пожелания. Но все, чем я владею здесь и могу завещать, я оставляю тебе: честь и бремя быть моим преемником в качестве главы семьи, быть первым над своими братьями, моими детьми, которые являются моим единственным достоянием в жизни и относительно которых я могу сделать распоряжение до того, как умру. То, что они, живя среди эморейцев, не уподобились им, и я могу сейчас собрать их всех около себя как своих сыновей, как наследников имени и призвания Израиля, - это мои трофеи, мой триумф и моя победа над эморейцами».

Глава 49
1. - 2…. В эту минуту Яаков думает не о том, что объединяет его сыновей, а о том, что их различает и отдаляет друг от друга. Поэтому он говорит им: «Хоть вы и не похожи друг на друга, подчинитесь полностью одному духу (который объединяет вас). Тогда я открою, что случится с вами, когда пройдет положенное время». Прежде чем наступит Конец Дней, все сыновья Яакова должны проникнуться одним духом. Это не произойдет до тех пор, пока не осуществится собирание вместе. Действительно, Конец Дней нельзя даже правильно понять, пока все не соберутся вместе; поэтому Яаков лишь мимоходом ссылается на אחרית הימים.
הקבצו, האספו - СОБЕРИТЕСЬ… (БУДЬТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ). Таковы были первые мысли, посетившие Яакова, когда он увидел сыновей, собравшихся у его смертного одра. Единство семьи и глубокая заинтересованность во всем, что касалось духа, - вот главное наследие Яакова. Но коль скоро группе, состоящей из таких различных элементов, предстоит стать единой как изнутри, так и снаружи, она непременно должна иметь лидера. Поэтому Яаков собирает сыновей, чтобы определить такого лидера. Человеком, наиболее естественно подходящим для этой роли, был бы первенец. Вот почему Яаков в первую очередь обращается к Реувену.
4…. Яаков говорит Реувену: «Ты - самая большая драгоценность моей сокровищницы, ты - моя сила и мое первое приобретение. Однако ты не годишься быть главой семьи». Глава семьи должен быть сильным, на него не должны оказывать влияние ни нежные, раболепные зефиры, ни яростные бури. Он должен обладать огромной внутренней силой, а не быть текучим как вода…
5. Шимон и Леви обладали таким характером, который был необходим будущему лидеру семейного клана. Они אחים (братья), у них высоко развито чувство братской солидарности, которое они не раз проявляли. Не ожидая никакой личной выгоды, они так глубоко переживали зло, причиняемое даже наименьшему в семье, как будто сами были жертвами этого зла…
6…. Шимон и Леви обладали складом ума и духом, которые требуются для роли руководителя, но их методы достойны порицания. Поэтому моя воля (т.е. воля моей нации) не должна вступать в их совет. Это значит, что они не должны определять волю нации, а их решения не должны восприниматься как отражение воли нации…
וברצונם עקרו שור. Этот отрывок весьма многозначен, שור - совершенно определеленно означает «быка», а עקר означает «калечить», «наносить увечья». Но רצון в основном предполагает лишь дружеские отношения, добрую волю…
Смысл этого стиха мог быть таким: «Ибо во гневе своем они убивали людей». Даже хуже: прежде чем совершить убийство, они притворялись, что благорасположены к своим жертвам, и таким образом обезоруживали их, лишали той силы, которую эти предполагаемые жертвы, обычно мирные, могли бы применить, чтобы защитить себя от нападения. Они нанесли ущерб силе (Шхема и его соплеменников), убедив их сделать обрезание, а затем напали на них, когда те были еще физически слабы. Поэтому их поступок никак нельзя оправдать и считать доблестным.
7…. В отличие от Реувена, который не был достаточно независимым и которому не хватало уравновешенности, Шимон и Леви слишком неистово проявляли собственную силу и действовали беспощадно, когда благополучию семьи грозила опасность.
Крайне важно, что в этот момент, когда закладываются основы еврейской нации, проклинается любое проявление силы, идущее вразрез со справедливостью и моралью, даже если эта сила направлена на достижение всеобщего блага. Все другие государства и народы усвоили как принцип, что любое действие является законным, если оно служит интересам государства. Коварство и насилие, которые подвергались бы осуждению и наказанию, если бы к ним прибегли с целью личной выгоды, награждаются лаврами и гражданскими почестями, когда их используют для того, что называется благом государства. Другие нации утверждают, что принципы морали применимы только в личных отношениях, а в политике и дипломатии признается единственный закон - интересы нации. В нашем же тексте, напротив, последняя воля и завет еврейскому народу - проклятие актам насилия и коварству, даже если они совершаются ради самых законных интересов нации; и на все времена устанавливается доктрина: при достижении всеобщего блага не только цели, но и средства, которыми эти цели достигаются, должны быть чистыми.
Однако проклинаются лишь אף (гнев) и עברה (попрание закона), проявленные Шимоном и Леви. Проклятие не распространяется лично на Шимона и Леви или на их цели как таковые.
8. Яаков собрал своих сыновей, чтобы выбрать среди них лидера. Он уже определил, что Реувен, Шимон и Леви не годятся для руководства. Взгляд его останавливается на Иеуде, и он говорит: «Ты подходишь для этого. Ты соединяешь в себе те качества, которых не хватает Реувену, с одной стороны, и Шимону и Леви, с другой».
… ТВОЯ РУКА УПОКОИТСЯ НА ШЕЕ ТВОИХ ВРАГОВ. Не твой меч, но твоя власть склонит шею твоих врагов. Ты не совершишь убийства. Тебе не нужно будет применять жестокие методы против врагов. Укрепление твоего авторитета вызовет такое уважение противников, что они покажут тебе свои спины; они не посмеют напасть на тебя и будут рады, если ты оставишь их в покое. И твое положение в семье будет столь возвышенно, что твои братья подчинятся тебе по своей воле.
10. שילה. עד כי יבא שילה возможно, образовано от שול (« самый дальний, нижний край, конец»). Яаков умирает в то время, когда нация еще только формируется, когда закладывается ее краеугольный камень; он смотрит сквозь века, размышляя об отдаленнейшем из отпрысков колена Иеуды. Несмотря на то, что последний звук в этом слове «о», оно завершается не буквой ו (вав), но буквой ה, выражающей состояние слабости. Называя это последнее поколение שילה, Яаков хочет сказать: «Придет время, когда царство Дома Давида познает упадок, когда появится Иеуда, который не будет сильным, как лев, а по-женски мягким; и покажется всем, что он умирает. Сила и мужество Иеуды вроде бы сойдут на нет. Но именно в тот момент, когда могильщики мировой истории уже закажут гроб, чтобы положить туда останки Иеуды, לו יקהת עמים, он вновь восстанет во всей своей мужественной силе, и одряхлевшие народы падут перед ним». Корень слова יקהת (קהה)  означает «становиться скучным, тусклым, вялым» (Ср. Мишлей 17). Здесь говорится об одряхлении человечества, о расслаблении, наступающем с возрастом. Таким образом: придет время, когда еврейский дух окажется близок к смерти; и тогда человечество, постаревшее и одряхлевшее, все испробовавшее и испытавшее, почувствует, что нуждается в новом, возрождающем духе. И этот обновленный дух явит человечеству последний потомок Иеуды.
11. Вот так Яаков видит Машиаха. Каким он представляется патриарху? Яаков видит спасителя человечества, победителя народов, который едет верхом не на боевом коне, а на осле. В Писании осел, как вьючное животное, символизирует мирное процветание, мирное величие нации, тогда как боевой конь - воплощение военной силы…
13. В Иеуде Яаков обрел того, кого искал: лидера и носителя судьбы еврейского народа до самого далекого будущего. Яаков оценивает личный вклад остальных своих сыновей в будущее нации, затем вновь обращается к Йосэфу и умолкает. В Иеуде он нашел инструмент защиты народа… Зевулун станет коленом купцов, но не растеряет себя в торговых амбициях. Он будут удовлетворен тем, что торговые корабли со всего мира приходят к нему, и будет рад опереться на Цидон. Это означает, что колено Иеуды экономически будет зависеть от Цидона.
14. משפתיים, дословно «то место, где в два ряда выставлена домашняя утварь». Мы употребляем термин «очаг» для обозначения дома; иврит использует с той же целью «ряды домашней посуды». Таким образом Иссахар - это сильный и ловкий работник, который любит отдохнуть у своего очага. Образно выражаясь, он - вьючное животное, все стати которого говорят о том, что он хочет и может усердно работать, а сейчас отдыхает, наслаждаясь достатком в своем доме, который он создал сам, своим трудом.

Рав Лев Кацин
Отцовская любовь
Некоторое время назад сын моих соседей отбился от рук. Хаим перестал ходить в школу, подружился с ребятами, которые посреди ночи, привозя его домой после очередной вечеринки, продолжали шуметь. Соседи сначала жаловались родителям, а затем начали вызывать полицию. «Отправьте его в военную школу!» - советовали они. Впрочем, родители страдали не только от стыда перед соседями. Их боль за судьбу сына усугублялась опасением за будущее других детей. Хаим был старшим ребенком в многодетной еврейской семье, он мог повлиять на своих младших братьев и сестер. Родители Хаима обратились к раввинам, которые имели опыт работы со сложными подростками, и вскоре начали посещать группы поддержки в еврейской общине Нью-Йорка.
Если бы родители отправили Хаима в военный интернат, то, скорее всего, лишили бы его всякой связи с еврейством. Конечно же, в определенных ситуациях это необходимо делать, например, чтобы спасти ребенка от наркомании.
Однако проблема заключалась в том, чтобы спасти других детей от влияния Хаима, для чего отправить его куда-нибудь подальше от дома.
С одной стороны, примером этого в Торе является Авраам, который, спасая Ицхака, выгнал из дома Ишмаэля. На основании этого рассказа крупнейший авторитет прошлого поколения рав Моше Файнштейн постановил, что ученика можно выгнать из еврейской школы лишь в том случае, если он, подобно Ишмаэлю, угрожает жизни или портит душу других ребят.
Однако в Торе есть и другой пример. Ицхак продолжал терпеть негодяя Эйсава и стремился его благословить. Именно пример Ицхака стал в последние годы основой поведения еврейских родителей, которые не отказываются от своих детей, несмотря ни на что. Сын всегда остается сыном, и дверь отцовского дома для него всегда открыта. Даже грешник еврей все равно остается евреем, утверждает Талмуд. Сын или дочь могут перестать соблюдать заповеди иудаизма, могут пожелать вступить в брак с представителями других народов и религий, но для родителей они все равно остаются любимыми детьми, и они никогда не теряют надежду на их возвращение в лоно семьи и своего народа.
Казалось бы, выгоняя восставшего против родителей подростка, они защищают интересы других детей. Но у этой проблемы есть и другая сторона. Если дети видят, что за плохое поведение старшего брата выгнали из дома, то они приходят к выводу, что родители любят детей лишь на определенных условиях. И стоит детям эти условия нарушить, как родители «отказываются» от детей. В этом случае они могут испытать страх, что и их ждет в будущем судьба старшего брата, то есть изгнание из родительского дома.
Если же родители продолжают держать своих детей дома, деликатно и одновременно твердо пытаясь им помочь преодолеть сложные подростковые проблемы, то младшие дети видят, что родители преданы своим детям. В этом случае их уважение и любовь к родителям могут лишь возрасти. Более того, и они будут преданы семье, своим братьям и сестрам, а в будущем станут преданными родителями.
Родители Хаима окружили сына теплом, нашли ему другую школу, в которой он преуспел. Окончив школу, Хаим продолжил образование в иешиве, женился, стал отцом и сегодня только радует своих родителей, как и другие дети этой замечательной семьи…
Когда Яаков увидел сыновей Йосефа, то спросил: «Кто эти?» «И сказал Йосеф отцу своему: Это сыновья мои, которых дал мне здесь Вс-вышний. И сказал он: возьми же их ко мне, и я благословлю их» (Берешит, 28:8).
В отличие от других членов семьи Яакова, Эфраим и Менеше выросли в Египте. Потому Яаков и спросил: «Кто эти?» Однако Йосеф ответил отцу - это дети, которых дал мне Вс-вышний. Благословляя своих внуков, Яаков заповедал всем своим потомкам, чтобы и они благословляли своих детей и желали им, чтобы «Вс-вышний сделал их подобными Эфраиму и Менаше», то есть чтобы даже в  изгнании они выросли праведными людьми.
Каждому родителю Вс-вышний дает ребенка, которого он не только должен научить Торе, но и, что не менее важно, передать ему любовь к еврейству, к своей семье и своему народу, сказал мне недавно рав Моше Вайнбергер, раввин общины «Эш Кодеш» в Лоренсе. Лишь тот, кто принимает, уважает и любит своего сына или свою дочь такими, какие они есть, и предан им безгранично, может благословить их от всего сердца и передать им чувство принадлежности к своему народу.

Рав Реувен Пятигорский
Мы читаем последнюю недельную главу первой книги Торы, которая называется Берешит («Бытие»). Всего в первой книге двенадцать недельных глав. Они охватывают огромный период человеческой истории - от Сотворения мира до прихода евреев в Египет. Приведем их краткий обзор.
Вначале Тора описывает Шесть дней Творения. Затем она приступает к описанию создания человека. Вот в его мертвое тело входит живая душа. Вот он впервые знакомится с миром, давая вещам и животным имена.
Вот появляется женщина. После чего муж и жена нарушают первую заповедь - не есть от «дерева познания». И изгоняются из сада Эден, «райского сада», чтобы поселиться на простой земле и «в поте своего лица добывать свой хлеб». Первое убийство - Каин убивает Эвеля (в русской транскрипции - Авеля). Родословная Первого человека: потомки Каина; потомки Шета, третьего сына Адама.
Потоп. Люди, извратившие природу, присуждены к исчезновению, а с ними и все живое на земле. Спасается только Ноах (он же Ной). С ним - жена, три сына, их жены и представители животного мира. Вода спадает, Ноах на радостях пьет вино, над ним смеется третий его сын, Хам; два других - Шем и Ефет - не смеются. В результате каждый получает свое благословение.
Но мир не исправляется: люди, объединившись, пытаются возвести башню «до неба», чтобы «скинуть» Б-га. Замыслы их расстроены.
Раздробившись на множество народов, люди разбредаются по земле.
Пока мы пересказали две первые главы книги Берешит. С третьей начинается история семьи Авраама, давшего начало еврейскому народу. А следовательно, начинается еврейская история. Авраам со своей женой Сарой приходит в Страну Кенаан и уже не выходит за ее пределы, если не считать короткого периода, когда из-за голода, разразившегося в стране, он вынужден спуститься в Египет. Вернувшись с подарками фараона, он пасет свои многочисленные стада в районе Хеврона. Его племянник Лот, живший до этого с ним, выбирает для жительства долину реки Иордан, где в те времена стояли города злодеев - Сдом и Амора, а ныне плещутся соленые воды Мертвого моря. Иностранные цари воюют против Сдома, берут в плен Лота и уходят. Авраам бросается в погоню, разбивает царей и освобождает родственника. Тот возвращается жить к злодеям. Аврааму обещано, что у него родится сын. Сдом и Амора сгорают в геологическом катаклизме. Лот с дочерьми спасается и дает начало двум народам - амонитянам и моавитянам.
У Авраама и Сары рождается Ицхак. Еще раньше у Авраама и наложницы Агар рождается Ишмаэль - тот, от которого пошли арабы. Ишмаэль изгоняется, Ицхак принимает из рук отца духовное наследство. У него и Ривки рождаются Эсав и Яаков. Ицхак любит Эсава, Ривка любит Яакова.
Эсав и сам не дорожит своими обязательствами перед отцом - и продает Яакову «первородство». Затем Эсав окончательно теряет расположение отца, который благословляет не старшего сына, как собирался, а младшего. Опасаясь мести Эсава, Яаков бежит за границу. Там, на службе у Лавана, брата Ривки, Яаков обзаводится четырьмя женами: Леей, Рахелью, Билой и Зилпой. У него рождаются двенадцать сыновей.
(Последний, Биньямин, рождается уже при возвращении Яакова домой.) Братья тоже живут не очень мирно. Йосеф продан ими проезжающим купцам. Оказавшись в Египте, попадает в тюрьму. Прославившись своим умением разгадывать сны, потребован к фараону, где с блеском разгадывает его странный сон про тучных и тощих коров. Получает в свои руки бразды правления экономикой, а затем и всей жизнью Египта.
Готовится к наступающим годам голода. Встречает братьев, которые приходят за зерном, но не узнают в нем сына Рахели. Несколько актов драмы - и Йосеф открывается перед братьями.
Оказывается, он «послан» сюда для того, чтобы подготовить приход евреев. Евреи должны оказаться в Египте! Зачем? Об этом мы знаем из истории: чтобы, начав с жизни свободных людей, опуститься до рабства, затем бежать и, бежав, получить Тору на горе Синай. Но это уже содержание книги Шмот («Исход»). А пока братья вместе со своим отцом Яаковом перебираются в Египет.
Умирая, Яаков благословляет сыновей. И клятвенно просит их, чтобы, когда умрет, похоронили его в семейном склепе, в гробнице Махпела, что рядом с Кирьят-Арба, он же Хеврон. Там уже похоронены Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Там будут покоиться Яаков и Лея. А что Рахель? Она уже похоронена в Бейт-Лехеме. Говорят, что, когда евреи уходят в изгнание, слышен ее плач: это наша мать, Рахель, оплакивает своих потомков, моля Вс-вышнего, чтобы Он вернул нас.
На смену старым поколениям приходят новые. Йосеф тоже завещает: когда придет срок евреям возвращаться домой, чтобы не забыли взять его кости с собой. «Вынесите мои кости отсюда!» - говорит он, не называя Египет по имени. «Отсюда», из этой мерзости. Ибо Египет - страна идолопоклонников, страна рабов. А нет ничего более страшного для евреев, чем быть поклонниками того, что создано руками человека (будь то материальная вещь, или идея, идеология и пр.). Нет ничего для нас более страшного, чем быть рабами.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайехи (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика