::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайигаш

  • Сообщить о ошибке
8-01-2012, 11:14 Разместил: jude Просмотров: 2 045
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайигаш
Главы 44:18-47:27
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Иегуда и сказал...”.
И подошел на иврите - ваигаш.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Вайигаш
Глава 45
11…. Вновь и вновь Йосэф убеждает своих братьев в том, что вся эта цепь событий являлась делом Б-жественного Провидения. Едва ли есть другая история, так наглядно демонстрирующая Б-жественныи Промысел. Она является самой яркой иллюстрацией к великолепному изречению мудреца Шломо (Мишлей 26:9): «Властелин Вселенной создает все сущее с самого начала, заставляет все расти, начиная с крохотного зернышка. Он заставляет рождаться все, что есть, поэтому служат Ему и глупцы, и преступники». Даже глупость и грех служат Его целям, не зная об этом и не желая этого. В этом рассказе, в отличие от других, все нити обнажены, именно отсюда мы узнаем о путях Б-жьих.
Наши мудрецы говорят (Шабат 10 б), что именно «шелк стоимостью в два села», который потратил Яаков для вышивки на платье Йосэфа, помогли осуществиться обещанию «Завета между рассеченными телами» (Берешит 15:9-21). Маловероятно, что семья Яакова могла бы стать нацией, останься она в Ханаане. По мере увеличения семьи они бы смешивались с местным населением, и чтобы этого избежать, им необходимо было поселиться среди такого народа, характер которого резко отличался бы от еврейского характера. Такой нацией были египтяне.
Подобным же образом фанатизм, воздвигавший вокруг нас стены гетто, должен был стать самым эффективным средством в руках Б-га, чтобы уберечь нас от гибельного мрака средневековья, побудить нас поддерживать сплоченность семьи и хранить домашнее счастье в нашем замкнутом кругу.
Чтобы получить отдельную провинцию в Египте, где наш народ мог бы расти развиваться, юному отпрыску этой семьи пришлось пойти впереди всех остальных и стать «отцом» фараона, правителем этой земли. И чтобы ни один египтянин не мог сказать евреям: «Эта не ваша страна, вы здесь не родились!», египтяне вынуждены были уйти с той земли, на которой они родились и стать чужестранцами на той, которую им предстояло обраобрабатывать впредь (Берешит 47:21).
К тому времени, когда потомки Яакова начали усиленно мигрировать и рассеиваться среди народов Европы, Великое Переселение народов превратило Европу в континент, практически каждое место которого было заселено «иностранцами». Следовательно, воинственный окрик немецкой нетерпимости: «Убирайтесь в свою Палестину, туда, откуда пришли!» можно было парировать вопросом: «А разве ваши предки являются уроженцами этой земли?»
Итак, и то первое изгнание (т. е. переселение Яакова и его семьи в Египет), и наше последнее изгнание были результатом зависти и беспричинной ненависти. Именно изгнание явилось началом сурового испытания, через которое пришлось пройти потомкам Яакова и в котором они, пройдя школу горьких страданий, стали чище, постигли суть понятий «равенства и братства».
16. Слуги фараона радовались вместе с Йосэфом и были счастливы, что теперь, когда его семья находится в Египте, он постоянно будет привязан к их земле. То, что даже государственные чиновники не завидовали его благополучию, свидетельствует о выдающихся моральных качествах Йосэфа.

Глава 46
1. Тогда Израилем и всеми, кто был с ним, овладело радостное настроение. Это был кульминационный момент всей его жизни, тяжко испытанной жестокими битвами и страданиями.
Они двинулись на юг и прибыли в Бэер Шеву, город у границ Ханаана, прославленный памятью его отцов. Здесь Израиль принес жертву זבחים, части которой жертвователь и другие люди могут есть. В Писании больше нигде не упоминается о том, что кто-либо из наших патриархов приносил жертву זבחים. Как все другие потомки Ноаха, они приносили только עולות (жертвы всесожжения).
Жертва всесожжения выражает абсолютную преданность человека. Б-гу זבח как таковая - это пища, которую съедают вместе с домочадцами, она освящает дом и стол, превращая их в храм и жертвенник זבחים, которое, как правило являются שלמים (мирными жертвоприношениями), выражают более возвышенное понятие «Б-га среди нас». Поэтому такие жертвы обычно приносятся в счастливом осознании того, что где бы ни жила семья в согласии, верности долгу и ощущении Б-жественного присутствия, («Б-г в праведном поколении» - Теилим 14:5), там постоянно находится Б-г. Вот почему дух שלמים, « мирных жертвоприношений» семьи, благословенной Б-гом, так типичен для евреев. Представление о том, что нужно полностью отдаться Б-гу и позволить Ему проникнуть во все сферы жизни человека, стало овладевать и нееврейскими умами. Но мысль о том, что повседневная жизнь может быть настолько наполненной Б-жьим духом, что человек ест, пьет и при этом видит Б-га, что все наше жилье становится храмом, а наши столы - алтарями, наши юноши и девушки - священниками, - эта одухотворенность повседневной жизни представляет собой уникальный вклад иудаизма.
Причина, по которой Яаков-Израиль в этот момент приносит не жертву всесожжения, а זבחים, состоит в том, что сейчас впервые Яаков счастлив, весел и «целостен» (שלם также означает «полный, целый») в кругу своей семьи. Именно под влиянием этих мыслей и чувств он совершил «семейное жертвоприношение» Б-гу.
2. и 3. Б-г сказал: «Не бойся сойти в Египет». Между тем нам сказано, что Яаков находился в прекраснейшем расположении духа. Следовательно, можно предположить, что этим словам Б-га предшествовало нечто такое, что изменило настроение Яакова, что привнесло в его душу смятение и беспокойство, почему он и нуждался в одобрении. Текст второго стиха подтверждает это предположение. Прежде всего, термин, который использован для описания видений Яакова, - «ночные видения» - передает серьезность ситуации. То, что Б-г назвал его Яаковом, а не Израилем, было отрезвляющим напоминанием, заставившим Яакова осознать непосредственные последствия его схождения в Египет (его потомки будут там порабощены). И Яков отвечает: «Вот я», то есть «Я готов ко всему, что ты предопределишь». И слышит в ответ слова Б-га: «Тебе не нужно бояться Я, Б-г, Которому ты только что принес радостное семейное жертвоприношение. В конечном счете даже это путешествие принесет тебе величие. Именно в Египте ты станешь той великой нацией, о которой Я говорил тебе в Своем обещании».
4. «Я Сам буду сопровождать тебя (и твою семью) в Египет и (после того, как вы станете народом) Я верну вас обратно. Что касается лично тебя, ты никогда больше не потеряешь Йосэфа» (ср. Берешит 15:1).
5. Здесь снова (и это очень существенно) меняются имена. Семья (сыны Израиля) пребывала в наилучшем расположении духа. У них не было предчувствия горькой судьбы, которая их ожидала и к которой они неизбежно приближались. Однако их отец был полон горьких размышлений о предсказанном изгнании своего народа. И мы читаем, что сыны Израиля несли своего отца Яакова.
20. ויולד ליוסף - БЫЛИ РОЖДЕНЫ ЙОСЭФУ. Несмотря на то, что Йосэф и его семья жили в земле Египта, окруженные абсолютно чуждой им жизнью «дети были рождены Йосэфу». Он не просто породил их, они остались «его детьми» и после рождения. И жена Йосэфа, хоть и была дочерью египетского жреца, родила и воспитывала их «для него» (в его духе).
29. - 30. Йосэф плакал. Яаков нет; он давным давно выплакал все свои слезы, а Йосэф все не мог удержаться от рыданий, когда Яаков говорил с ним. Эти подробности чрезвычайно важны для понимания того, что пропроисходило в душах этих людей. Пока не было Йосэфа, жизнь Яакова была пуста и бесмысленна, и он оплакивал сына, полностью отдаваясь своему горю. А жизнь Йосэфа между тем была насыщена событиями. У него не было времени почувствовать боль разлуки с отцом. Он был поглощен настоящим. Но сейчас, в объятиях отца, он с необыкновенной силой ощущал эмоциональное воздействие этой разлуки и освобождался от груза двадцати прожитых лет. Яаков уже стал Израилем, а Йосэф все еще рыдал.
33. - 34. В таком государстве как Египет, человек полностью отождествлялся со своими занятиями. С полным основанием можно утверждать, что в древнем Египте дети появлялись на свет не как человеческие существа, а как ремесленники, крестьяне, солдаты и т.д. Поэтому фараон прежде всего спросил у братьев Йосэфа, чем они занимаются. Их попросили отвечать на вопросы фараона откровенно, говорить правду, даже если она покажется неприятной. Потому что несомненное отвращение, которое египтяне испытывали к занятию братьев, - подобно отвращению, с которым впоследствии другие народы относились к евреям, - должно было стать основным фактором в выживании нации, которой предопределено в одиночестве проделать путь через века. До начала нового духовного и морального расцвета наций те барьеры, которые народы в своем безрассудстве возвели для изоляции евреев, послужили тем защитой от варварства и духовного разложения, свойственного тем нациям, в чьей среде евреи шествовали сквозь столетия. Вот почему Йосэф считал необходимым представить братьев египтянам с самой неприглядной стороны. Он полагал, что в этом случае семью Яакова отошлют жить в отдаленную провинцию страны.

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Один в поле воин? 
В нашей недельной главе наступает развязка многоходовой комбинации, которую разыгрывает Йосеф со своими братьями. Для того, чтобы лучше понять цель этого "шпиля", напомним его основные моменты: 
1. Когда братья впервые предстают перед Йосефом, как перед заместителем фараона, он их узнает, но не открывается им. 
2.  Йосеф обвиняет братьев в шпионаже, выуживая в их оправдательных словах информацию о себе, как о пропавшем без вести и о своем брате Биньямине, затем сажает братьев под замок на три дня, причем Тора отмечает, что Йосеф делает это после того, как вспоминает о своих первых снах (снопы и звезды). 
3.  Через три дня Йосеф сообщает братьям, что он боится Б-га, и поэтому оставляет под стражей лишь одного из них, а остальные могут вернуться к своим семьям, но обязаны в качестве доказательства своих слов привести к Йосефу Биньямина. Причем он распорядился тайно вернуть в их мешки серебро, которое они заплатили за хлеб. Обнаружив это серебро, братья впадают в недоумение, граничащее с испугом.  
4. Когда через некоторое время братья, всеми правдами и неправдами добившиеся согласия Яакова на это, приводят-таки Биньямина, Йосеф накрывает в их честь небольшую "поляну", до этого усыпляя их подозрения. 
5. На пиру он оказывает Биньямину особые знаки внимания, включая порцию, пятикратно превосходящую порции других братьев. 
6. Йосеф распоряжается тайно вложить серебро братьев в их мешки, а в мешок Биньямина подложить еще и свой драгоценный кубок. 
7. После того, как на утро братья покинули его дом, он велел своему управляющему догнать их и уличить в краже кубка. Братья отрицают самую возможность такой кражи и соглашаются на то, что тот, у кого обнаружится пропажа, будет рабом Йосефа. 
8. После того, как кубок обнаружился в суме Биньямина, все братья разрывают свои одежды в знак скорби и все вместе возвращаются к Йосефу. 
9. В ответ на обвинения Йосефа Йегуда предлагает свою кандидатуру на роль раба вместо Биньямина. 
10. Видя подобное самопожертвование, Йосеф не выдерживает и открывается своим братьям. Хеппи энд. 
 
Теперь настало время задать ворос: а чего, собственно, хотел добиться Йосеф? Какова цель этой игры? 
Наши Мудрецы указывают на то, что на первом этапе Йосеф хотел проверить, есть ли у братьев комплекс вины по поводу его продажи. Для этого он строит ассоциативный ряд по принципу "мера за меру". Согласно традиции, перед продажей он провел в яме три дня – и на такой же срок он сажает в тюрьму всех братьев, и т.д. Его усилия увенчались успехом практически сразу, уже после его требования привести младшего брата:   "И СКАЗАЛИ ОНИ ДРУГ ДРУГУ: "ВОТ, НАКАЗАНЫ МЫ ЗА БРАТА НАШЕГО, ЧТО ВИДЕЛИ ЕГО СТРАДАНИЯ, КОГДА ОН УМОЛЯЛ НАС, А МЫ НЕ ПОСЛУШАЛИ. ЗА ЭТО И ПОСТИГЛО НАС ЭТО ГОРЕ". РЕУВЕН ЖЕ ОТВЕЧАЛ ИМ, ГОВОРЯ: "НЕ ТАК ЛИ ГОВОРИЛ Я ВАМ: НЕ ГРЕШИТЕ ПРОТИВ РЕБЕНКА! НО ВЫ НЕ ПОСЛУШАЛИСЬ, И ВОТ КРОВЬ ЕГО И ВЗЫСКИВАЕТСЯ!" (Берейшит 41:21-22), и тогда Йосеф плачет первый раз. Т.е. братья считают, что это несчастье – наказание за продажу Йосефа. Но на этом Йосеф не останавливается, следовательно, он хочет проверить глубину их раскаяния. РаМБаМ в "Законах раскаяния" говорит, что человек, желающий раскаяться в каком-либо грехе, должен максимально отдалиться от всего, что с этим грехом связано. И если принять во внимание точку зрения, что братья осудили Йосефа справедливо, как доносчика, то их грех состоял в том, что они не пробудили в своем сердце милосердия к младшему брату (не зря Тора отмечает, что после спуска Йосефа в яму они сели есть и пить, в то время как согласно еврейскому закону, суд, приговаривающий человека к смерти, должен поститься в этот день в полном составе), а значит – исправление этого проступка будет заключаться в супер-милосердии. Поэтому-то Йосеф и продолжает в том же духе: после возвращения братьев с Биньмином он стремится возбудить у них зависть к младшему брату (еда, подарки, особое расположение), а затем, подложив ему свой драгоценный "гадательный" кубок, создает четкую ассоциацию с Рахель, укравшей у Лавана гадательных идолов, чтобы они, по выражению Мидраша, сказали: "вор, сын воровки!" Тут наступает момент истины – поступят ли братья "по закону" (как говорил Глеб Жеглов – "Вор должен сидеть в тюрьме!"), оставив Биньямина на милость вельможи (Йосефа), или же их милосердие и сочувствие пойдут против неумолимой жестокой логики? 
Тут следует сделать "стоп-кадр" и спросить себя: а что бы было, если бы братья оставили Биньямина у Йосефа? Есть такая точка зрения, что Йосеф изначально считал (сразу после продажи), что только он один станет родоночальником всего еврейского народа, т.к. братья совершили грех, а его сны четко свидетельствовали о его величии. Более того, есть Мидраш, который утверждает, что у Йосефа должно было родиться 12 сыновей! А почему же родилось только два? Из-за жены Потифара. Из фразы в благословении Яакова Мидраш учит, что Йосеф смог сдержать порыв плоти только благодаря образу скорбящего отца, который появился перед ним, но от нечеловеческого усилия семя вышло у него через пальцы рук (которых, как известно, десять). Тогда Йосеф придумал план "Б". Если мы посчитаем, сколько детей было у Биньямина, то увидим, что его дети и дети Йосефа составляют вместе число 12 (см. Берейшит 47:20). В пользу этой версии говорит также фраза, которой Йосеф объясняет имя своего первенца, Менаше: "Ибо дал мне Вс-вышний забыть весь мой (тяжкий) труд и дом моего отца (!)" (41:51). Т.е., Йосеф считал, что как в свое время разошлись пути Яакова и Эйсава при пассивности Ицхака, также сейчас разойдутся на веки его путь и путь его братьев. Ну, разве что Биньямин, его родной брат, не учавствовавший в его продаже, войдет вместе с ним в "сборную высшей лиги". 
Но Вс-вышний судил по-иному – раскаяние Йегуды и его братьев напрочь смело все планы Йосефа, и он вынужден был раскрыть свое "инкогнито", т.к. понял – братья тоже являются инегральной частью матрицы еврейского народа! А почему? Да потому, что к сожалению не все евреи смогут быть такими праведниками, как Йосеф. И если бы народ произошел только от него и Биньямина, у грешников не было бы другого выхода, как смерть: "Душа же согрешившая – да умрет!" (Йехезкель 18:4). Теперь же, когда Йегуда и его братья показали, на какие духовные высоты может поднять человека раскаяние – перед грешником открываются новые ворота великих возможностей, стоит только отринуть грех! 

Рав Лев Кацин
Прикусить язык
Нередко в пылу спора человек хочет, чтобы его слово было последним и чтобы на его веский аргумент оппонент уже не смог возразить. Впрочем, не стоит никого загонять в угол: вы можете доказать свою правоту, но при этом унизить человека и навсегда потерять его дружеское расположение…
Узнав в пришельцах своих братьев, Йосеф мог им сразу открыться. «Вы смеялись надо мной и моими снами, - мог упрекнуть братьев Йосеф. - Продав меня в рабство, вы сделали все, чтобы мои сны не сбылись. Я, Йосеф,  - правитель Египта, вы же - в моих руках, как и предвещали мои сны». Однако Йосеф промолчал, преодолев желание доказать свою правоту или испытать сладость мщения…
Когда в мешке Биньямина стражи нашли бокал главного министра Египта, то братья, как рассказывают мудрецы Талмуда, бросили ему упрек: «Ты вор, сын воровки!» Они напомнили ему о том, что его мать Рахель украла идолов у своего отца Лавана.
«Вы же знаете, что кто-то подложил в ваши мешки серебро, которым вы заплатили за хлеб в Египте, - мог ответить им Биньямин. - Почему же вы не подумали, что и этот бокал был мне подложен? Почему вы обвиняете меня в воровстве?» Однако Биньямин промолчал…
Почему Йосеф и Биньямин смогли промолчать? Их вдохновлял пример матери Рахели, которая отличалась сдержанностью и миролюбием.
Когда Рахель попросила у своей сестры Леи цветы (дудаим), которые собрал ее сын Реувен, то Лея упрекнула ее: «Мало того что ты взяла моего мужа, ты еще хочешь и цветы (дудаим) моего сына?» (Берешит, 30:15). Этими словами Лея выразила свое опасение, что Яаков продолжает любить Рахель, а к ней привязан лишь потому, что она стала матерью его детей.
Конечно же, Рахель могла ответить Лее: «Как можешь ты говорить, что я отняла у тебя мужа, ведь чтобы избежать твоего позора, я уступила тебе Яакова!» Однако Рахель промолчала…
Учителя и родители могут читать детям лекции, объяснять, как себя вести, но если их слова будут расходиться с их делами, то они не будут услышаны, пишет рав Авраам Тверский в своей книге «Living Each Week» (с. 88). И если чему-то научатся, то лишь двуличию: говорить одно, а делать другое. Главное же, что могут сделать учителя и родители, - это быть примером для своих детей.
Йосеф и Биньямин видели мать, которая умела молчать, и воплощали в своей жизни качества ее души.
Мудрецы Талмуда (Шаббат, 88) прославляют людей, умеющих молчать: «Унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления, с любовью творящие добро и с верой принимающие страдания, - о них сказано: «…любящие [Вс-вышнего] будут подобны солнцу, которое восходит во всей силе своей» (Шофтим, 5:31).
Рахель смолчала и за свое молчание удостоилась великой награды - только ее евреи называют «Рахель имэйну» - «наша мать Рахель». Ибо она стала символом единства всего народа, мольбы о судьбе всех евреев.
Комментируя слова пророка Йеремии, оплакивающего разрушение Иерусалимского Храма и изгнание евреев, мудрецы Талмуда пишут, что души наших праотцев, Авраама, Ицхака, Яакова и Моисея, молили Вс-вышнего об их возвращении на родину, но их молитвы не были услышаны. Стоило же Рахели упомянуть, что она промолчала, уступив Яакова, чтобы не унизить свою сестру, как Вс-вышний наполнился милосердием: «Так сказал Вс-вышний: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Так сказал Вс-вышний: удержи твой голос от рыдания и твои глаза от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Вс-вышний, и возвратятся они из земли вражеской. Есть надежда на будущее твое, говорит Вс-вышний, и возвратятся сыновья твои в границы свои!» (Иеремия, 31:15–17).
Подобно матери, промолчал Йосеф и, избежав конфликта с братьями, удостоился того, что переносной храм Мишкан был установлен на его территории в Шило. Промолчав в ответ на упрек братьев, Биньямин избежал ссоры и удостоился того, что на его территории был построен Иерусалимский Храм - символ единства народа.
Каждый раз, когда нам очень хочется кому-то ответить, следует прикусить язык и вспомнить о Рахели, Йосефе и Биньямине и о той великой награде, которой они удостоились за свое молчание…

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Столкновение и примирение
В этом разделе два лидера – Иегуда и Йосеф – сталкиваются друг с другом. Ни один из них не может примириться с отказом другого исполнить его волю. Иегуда настаивает на том, что он оставит Египет только вместе с Биньямином, а Йосеф требует, чтобы Биньямин остался у него в качестве раба, в то время как другие братья уйдут. Конфликт завершается мирно, наступает полное примирение всех братьев друг с другом. Как это стало возможным? 
Это стало возможным потому, что Биньямин оказался общим достоянием Йосефа и Иегуды. Для Йосефа он "...брат, сын матери его" (Берешит, 43:29), а для Иегуды – он подопечный: "Ибо твой раб поручился за отрока пред отцом моим так: Если не приведу его к тебе, грешен буду я пред отцом моим во все дни. И ныне, пусть же останется раб твой вместо отрока рабом моему господину..."(44:33-34) 
Биньямин становится посредником между братьями, любовь к нему помогает им воссоединиться. Осознание того, что Биньямин принадлежит им всем, приближает мир. Поэтому в будущем надел колена Биньямина будет находиться между наделами Йосефа и Иегуды. Храм будет находиться на территории колена Биньямина, из этого колена произойдет первый царь – Шауль. Когда же царство распадется на Северное и Южное, территория колена Биньямина тоже будет разделена: половина отойдет Иегуде, половина – Йосефу. 
Биньямин был родным братом Йосефа по отцу и матери, но рос под влиянием других братьев. Биньямин был также единственным, кто родился в земле Израиля. Он был "общим знаменателем" семьи, ее связующим звеном, ее сердцевиной. 
Сегодня еврейский народ должен найти своего Биньямина. Мы снова должны найтти связующее звено между Йосефом – политиком и добытчиком (подобно светской части нашего общества) и Иегудой- религиозным евреем и духовным лидером. Мы должны найти "общий знаменатель".

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Спасение Египта
Недельный раздел "Вайигаш" отводит не менее 14 пасуков "радикальной аграрной политике" Йосефа. Йосеф помогает Египту выжить в течение пяти последних лет семилетнего периода голода. 
Для начала, Йосеф продает Египту урожай за серебро. Вырученные средства он передает в казну фараона 
(Берешит, 47:14). Когда у египтян кончаются деньги, он начинает обменивать урожай за скот (16-17). Когда же у египтян ничего не остается, они продают себя и свою землю фараону (20). Происходит национализация земли. Египтянам разрешено обрабатывать бывшую свою, а ныне фараонову землю при условии, что пятую часть урожая они будут отдавать в собственность государства. (24). Эта реформа не коснулась жрецов, которые, согласно закону, получали все необходимое от фараона, и поэтому могли обойтись без продажи земли. (22). Это также не касалось семьи Яакова, потому что Йосеф содержал его и братьев, и всех их домочадцев (12). Потомки Яакова получили лучшую землю (6), и приобрели собственность в ней, и плодились и умножились весьма (27). 
Некоторые комментаторы указывают, что такое подробное описание политики Йосефа нужно для того, чтобы подчеркнуть неблагодарность египтян по отношению к сынам Израиля. Египтяне говорят Йосефу: "Ты спас наши жизни" (25), и при этом Йосеф умножил богатство фараона, однако фараон отплатил за добро порабощением сынов Израиля! 
Хотя возможна и иная версия. 
Б-г говорит Аврааму, что его потомки смогут унаследовать Землю Израиля только в четвертом поколении, потому что "дотоле не полна еще греховность эморея" (15:16). То есть, грехи эморейцев и других ханаанских народов еще не отнимут у них права владеть Землей Израиля. Но кто же будет народом, который "угнетать их (евреев) будет четыреста лет" (там же, 13)? 
Может быть, египтяне стали этим народом благодаря Йосефу? " И сказали они (египтяне): Ты оживотворил нас! Обрести (бы) нам милость в глазах моего господина, и будем рабами фараона."(47:25) Йосеф поработил египтян, сделав их рабами фараона. По принципу "мера за меру" египтяне поработили сынов Израиля. 
При даровании Торы евреи получили законы, противоположные тем, которые Йосеф дал Египту - в этом скрытая критика действий Йосефа. Согласно закону Торы, никто не может быть порабощен навсегда, земля не может навсегда перейти из наследственного удела в чужую собственность, и священники не могут быть землевладельцами.

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Нисхождение в Египет
После того, как Йосеф открылся своим братьям, он сообщил им, что может спасти всю семью, включая Яакова, поскольку голод будет длиться еще пять лет. Йосеф был искренне убежден в том, что был продан в Египет только для того, чтобы впоследствии спасти своих близких. 
Судя по всему, Иосеф не подозревал, что все его усилия являются частью глобального Б-жественного плана. Поскольку еще Аврааму Он обещал, что "ПРИШЕЛЬЦАМИ БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, И СЛУЖИТЬ БУДУТ ИМ, А ТЕ БУДУТ УГНЕТАТЬ ИХ ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ" (Берешит, 15:13). 
Возможно, именно по этой причине Яаков колебался, прежде чем перебраться в Египет. Уже отправившись в путь, он сделал остановку в Беер-Шеве. Там Б-г обратился к нему со словами:"Я ВСЕСИЛЬНЫЙ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА ТВОЕГО, НЕ БОЙСЯ СОЙТИ В ЕГИПЕТ, ИБО БОЛЬШИМ НАРОДОМ СДЕЛАЮ Я ТЕБЯ ТАМ." (там же, 46:3).
Интересно отметить, что в этом откровении Вс-вышний называет себя "Б-гом твоего отца", т.е. Ицхака, а не Б-гом Авраама. Яаков знал, что и при жизни Авраама, и при жизни Ицхака в Кнаане был сильный голод. Оба праотца хотели переждать голодное время в Египте, однако, если Авраам ушел туда беспрепятственно, то Ицхаку Б-г прямо запретил покидать землю Обетованную. Таким образом, в Беер-Шеве Б-г дал Яакову понять, что разрешает ему переселиться в Египет точно также, как в свое время запретил его отцу. 
Однако почему Б-г захотел, чтобы еврейская история началась в Египте? Для чего потребовалось, чтобы Израиль был "пришельцем в чужой стране"? Почему он не мог стать "народом великим" в Кнаане? 
Ответ на эти вопросы мы находим в нашей недельной главе. Сразу после того, как Б-г открылся Яакову, Тора перечисляет имена семидесяти членов его семьи, отправившихся в Египет вместе с ним. И среди них "ШАУЛЬ, СЫН КНААНЕЯНКИ" (там же, 46:10), а так же "ШЕЛА, И ПЕРЕЦ, И ЗЕРАХ" там же, 12), дети Иеуды от двух кнаанских женщин, Бат-Шуы и Тамар. О женах остальных братьев мы ничего не знаем, однако очевидно, что никто из них не женился, подобно Ицхаку и Якову, на родственницах Авраама из Падан Арама. 
Итак, как минимум двое из сыновей Яакова женились на кнаанских женщинах, несмотря на то, что это было строжайше запрещено в семье Авраама, а впоследствии будет запрещено и всему Израилю. Что же ожидало внуков Яакова, останься семья в Кнаане? Скорее всего, растворение среди местных племен. Поэтому Б-г объяснил Яакову что только "ТАМ - т.е. в Египте - СДЕЛАЮ Я ТЕБЯ БОЛЬШИМ НАРОДОМ". В Кнаане потомки Якова растворились бы среди местных племен, и стали бы частью формирующейся кнаанской нации. Только уйдя в Египет, евреи могли сохранить свою идентичность и избежать ассимиляции. 
Почему именно в Египте? И на этот вопрос ответ находится в нашей недельной главе - "ИБО ОТВРАЩЕНИЕ ДЛЯ ЕГИПТЯН ВСЯКИЙ ПАСТУХ ОВЕЦ" (там же, 34). Египтяне не жаловали пришельцев. В предыдущей недельной главе мы читали, что Йосеф не мог есть вместе с братьями из-за египетских законов. Занятие братьев, пастушество, было особенно презренно в глазах египтян. Все это должно было послужить гарантией, что евреи будут жить отдельно от местного населения, и не смогут с ним смешаться. А это, в свою очередь, должно было позволить им стать "народом великим".

Ури Линец
Чему научился Иосиф Виссарионович у Йосэфа Яаковлевича?
Трудно найти в Торе историю более известную и, одновременно, предельно понятную. Ну семь лет урожайных, семь неурожайных, сделаны запасы, Йосэф был отправлен в Египет, чтобы спасти семью Яакова во время голода (т.е. он - средство?) и сопутствующие подробности. Только вот сам Йосэф средством себя никак не считал. Мы уже обсуждали, что конфликт Йосэфа с братьями - это конфликт двух взглядов на роль евреев в исправлении мира. Кратко: мир устроен неидеально и нуждается в исправлении. Путь Йосэфа - отправиться к народам мира и активно заняться их исправлением. Так сказать евреи - дрожжи мирового прогресса. Путь братьев (Иеуды, в первую очередь) - строить свою национальную жизнь на своей земле и быть для всех модельным примером: евреи - свет народам мира. Отсюда вывод: спуск в Египет для Йосэфа - необходимое условие реализации его программы, а пребывание в должности управляющего при Потифаре или следователя в египетском КГБ - только ступени подготовки. Наконец став вице-фараоном Египта Йосэф может начать свою программу перевоспитания целого народа.
Первый шаг. С большевистской прямотой и последовательностью Йосэф лишает египтян экономической самостоятельности. Йосэф настаивает на том, что земледельцев необходимо лишить собственных запасов зерна. В главе Микец описано, что по приказу Йосэфа в городах были построены громадные хранилища, где был собран весь урожай тучных лет. Не важно, сколько собрано (“нет счёта”), важно, что собрано всё у единоличников. Как это напоминает большевистскую коллективизацию и украинский голодомор!
Здесь неожиданно возникает помеха: появляются братья и прибывает в Египет семья в полном составе. Опытный царедворец, Йосэф предупреждает возможное влияние Яакова на фараона и отправляет семью в еврейское гетто с глаз долой, в землю Гошен.
Второй шаг. Йосэф вводит полную финансовую монополию государства. “И собрал Йосэф всё серебро, находящееся в стране Египет и в стране Кнаан за хлеб, который они покупают, и принёс Йосэф серебро в дом Паро. И кончилось серебро из страны Египет и из страны Кнаан” (Берешит 47:14-15). Следом он национализирует средства производства: “и пришли все Египтяне к Йосэфу, сказав: дай нам хлеба, и зачем мы умрём перед тобою, потому что закончилось серебро! И сказал Йосэф: давайте скот ваш, и я дам вам за скот ваш, если закончилось серебро” (Берешит 47:15-16).
Третий шаг. Государство национализирует всю недвижимость: “И купил Йосэф всю землю Египта для Паро, потому что продали Египет - Муж поле своё, потому что силён над ними голод, и стала земля у Пapo” (Берешит 47:20).
Наконец последнее действие, вроде не связанное с предыдущими, не являющееся на первый взгляд логически необходимым, но, тем не менее, весьма важное: “И народ, перевёл его в города, с края границы Египта и до края его” (Берешит 47:21). Вот они, трудармии и оргнаборы, переселения и выселения, крепостное право прописки и стройотряды. Потеряв родовую (и религиозно организованную) связь с полем, деревом, родником, египтяне стали настоящим пролетариатом, лишенным абсолютно всего и готовым работать “для зерна поля (семена) и для еды вашей и тех, кто в домах ваших, и для еды детей ваших” (Берешит 47:24). В итоге они окончательно превратились в людей, полностью лишенных не только частной собственности и средств производства, но и домов, Родины, то есть своей прошлой культуры. Они полностью зависят от своего работодателя и кормильца Йосэфа, который сейчас может реально приступить к их перевоспитанию. Но любая подобная программа “перестройки” неизбежно терпит провал. Всегда сохранятся, в той или иной мере, носители народной традиции (“Только землю коэнов не купил, потому что доля коэнам от Паро, и будут есть долю свою, которую дал им Пapo, поэтому не продали землю свою” Берешит 47:22) - останутся семена памяти, которые, когда власть естественным путём изменится (“И встал Паро, который не знал Йосэфа” - книга “Шмот”, глава “Шмот”), приведут к падению навязанной системы.

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
После того, как в вещах Биньямина был найден кубок египетского правителя, братья окончательно растерялись. Только Иегуда проявил самообладание и, обратившись к Йосефу со страстными, но исполненными достоинства словами, предложил себя в рабы вместо Биньямина. Эта самоотверженность окончательно убедила Йосефа, что братья “перевоспитались”, что это уже не те люди, которые бросили его в яму и продали в рабство. Он открывается им: “Я - Йосеф!” Братья потрясены, их охватывает жгучий стыд, но Йосеф утешает их, говорит, что все происшедшие события были частью грандиозного Б-жественного плана. Он предлагает им забрать отца и вернуться вместе с ним в египетскую провинцию Гошен… Вначале Яаков не может поверить в счастливую весть, но особые знаки, переданные Йосефом с братьями, убеждают его, что его давно пропавший сын и грозный египетский правитель - одно и то же лицо. Воспрянув духом, Яаков уходит с семьей в Египет. По дороге он приносит жертвы Б-гу и получает от него ободряющее напутствие: не бойся, Яаков, египетской эмиграции и ее негативных духовных последствий; именно там сыны Израиля станут великим народом, несмотря на аморальные нравы местных жителей. Тора перечисляет всех членов семьи Яакова и намекает на рождение Йохевед, будущей матери Моше-рабейну. В Египет спускаются 70 душ, и после 22-летней разлуки Йосеф воссоединяется с отцом и всей семьей. Отец и сын обнимаются, плача от счастья. Затем Йосеф доставляет семью в Гошен и приводит отца и пятерых братьев на аудиенцию к фараону, советуя им назваться скотоводами, представителями самой дефицитной и не престижной в Египте профессии. Во время этой встречи Яаков благословляет фараона. Голод в стране усиливается, и Йосеф принимает решение: в обмен на государственное зерно жители Египта должны отдать фараону все свое имущество, землю и самих себя в рабство. Затем Йосеф проводит массовое переселение египтян, которое не затронуло, однако, жреческую касту, получавшую прямую помощь от фараона. Сыны Яакова-Израиля основательно устраиваются в новой стране; их численность растет.

Перевод не нужен…
“И подошел Иегуда к нему (Йосефу), и сказал: “Позволь, господин мой, сказать рабу твоему слово в уши господина моего; и да не возгорится гнев твой на раба твоего…”(44:18).
Около ста лет назад выдающийся еврейский мудрец Хафец-Хаим отправился в Петербург, чтобы просить российские власти об отмене одного несправедливого постановления. На встрече с царским министром присутствовал переводчик, поскольку Хафец-Хаим, будучи жителем польского города Радина, не знал русского языка, а чиновник не говорил на идише. Не теряя времени, Хафец-Хаим сразу приступил к делу; он произнес убедительную и прочувственную речь в защиту евреев. Слова будто лились из его сердца, чистые, как слезы.
Когда он закончил, в зале воцарилась напряженная тишина. Ее нарушил переводчик: “Ваше честь, еврей говорит…”. Министр остановил его мягким жестом: “Перевод не нужен… я понял все, что он сказал, каждое слово”. Миссия Хафец-Хаима завершилась успехом: антиеврейское постановление было отменено.
До того, как Йосеф открылся братьям, он говорил с ними через переводчика, умело симулируя незнание иврита. Но в критическую минуту, когда Биньямина уже приговорили к рабству, поручившийся за него перед отцом Иегуда вышел вперед и, не оглядываясь на придворного толмача, заявил Йосефу, что хочет “сказать… слово в уши господина моего”. Он вовсе не рассчитывал, что всемогущий египетский правитель поймет значение его слов, но он хотел передать ему глубину своего отчаяния, убедить голосом, интонацией в несправедливости приговора. Иегуда говорил не столько устами, сколько сердцем, а слова, вышедшие из сердца, непременно попадают в сердце слушателя.
Из этой сцены мы учим и другой урок. Мудрый царь Шломо учил в своей книге Мишлей (Притчи): “Кроткий ответ отвращает гнев, но резкое слово возбуждает ярость” (15:1). Речь выделяет нас среди других живых творений. Иудаизм называет человека не “homo sapiens”, человека разумный, а “медабер”, человек говорящий.
Речь - наше сильнейшее оружие. Межконтинентальная ракета, пущенная из Европы в Америку, может не долететь или не попасть в цель, а слово, даже сказанное по телефону с огромного расстояния, способно убить наповал, причем мгновенно.
Царь Шломо призывает нас выработать в себе определенную культуру речи: в любой ситуации, даже самой напряженной, говорить мягко, доброжелательно, чтобы не распалять собеседника, не гневить его, особенно, если перед тобой всемогущий правитель, ибо, как сказано там же в Мишлей: “Гнев царя - вестник смерти, но человек мудрый умилостивит его” (16:14).
Именно это качество наглядно продемонстрировал Иегуда на судьбоносной встрече с египетским правителем. Обратите внимание, как смиренно и даже униженно говорит этот сильный и гордый человек: обращается к Йосефу в третьем лице: “господин мой”, себя многократно называет “раб твой”.
А ведь ситуация была чрезвычайно сложной, взрывной. Йосеф изображал праведный гнев по поводу “кражи” его кубка, хотя было ясно, что гневаться должен не он, а братья: они видели, что история с кубком подстроена, пытались объяснить это египтянину, но тот упрямо и, как казалось, злонамеренно игнорировал их аргументы.
Иегуду, как и других братьев, распирало от обиды и гнева, но он был достаточно умен и обладал необходимым самообладанием, чтобы подавить эмоции. Он понимал, что при всей их правоте здесь не место и не время бороться за справедливость. От него требовалось лишь одно - тихо, мягко поговорить с правителем, “в уши господина моего”, чтобы остудить его гнев, расположить к объективной оценке. Иегуда не стучал кулаком, не требовал: “Свободу невинно осужденному Биньямину!” Он спокойно и доверительно предложил обсудить ситуацию с самого начала, напомнил египтянину о безутешном отце, пытаясь достучаться до его сердца.
Иегуда действовал не с позиции слабости. На самом деле, он, как и его отец перед встречей с Эсавом, готовился к трем вариантам: рассчитывал на помощь Б-га, стремился умиротворить врага и, как крайнее средство, был готов поднять вооруженный бунт. Сыновья Яакова обладали фантастической силой, о чем свидетельствует блестящая операция Шимона и Леви по уничтожению мужского населения Шхема. Но главным оружием Иегуды была тихая, смиренная речь.

Постройте иешиву
“Он послал Иегуду впереди себя к Йосефу, подготовить перед ним Гошен…”(46:28).
Выдающиеся личные качества Иегуды, его мудрость, самообладание, готовность взять на себя ответственность и инициативу были по достоинству отмечены Вс-вышним. Иегуда стал основателем династии еврейских царей. Не случайно Яаков отправил именно его в Египет впереди всей семьи, чтобы тот подготовил все необходимое к их приему и размещению: “Он послал Иегуду впереди себя к Йосефу, подготовить перед ним Гошен…”.
РАШИ иначе толкует задачу, порученную Иегуде. Ссылаясь на мидраш, в котором инфинитивной форме глагола “леорот” дается другой перевод: не подготовить, а учить, - он говорит, что Яаков велел сыну открыть в Гошене дом учения, иешиву. “Деяния отцов - знак для сыновей”.
Наш праотец Яаков показал всем будущим поколениям еврейского народа, с чего надо начинать жизнь на новом месте - с организации еврейского образования, с преподавания Торы. Ибо без Торы нет и евреев. Где бы мы ни жили, в Древнем Египте или средневековой Испании, в Вавилоне или Российской империи, в Бруклине или Государстве Израиль, - повсюду наше выживание обеспечивается домами учения: хедерами, иешивами, колелями.
В Советском Союзе не было иешив, и результат этого виден на печальном состоянии российского еврейства, духовном и демографическом. Тора дала нам универсальную формулу национального выживания: прежде чем позаботиться о своих материальных нуждах, надо создать духовную базу - открыть иешиву.

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Мотивы сюжета
 «И подступил Йеґуда» Берейшит 44:18
Наша недельная глава повествует об окончании конфликта двух мировоззрений – Галута и Геулы. Непримиримость позиций Йеґуды и Йосефа основана на их внутренней убежденности в собственной правоте. Но, именно, безэгоистичность их позиций и позволяет осуществиться сюжету «спуск ради подъема». И мы попробуем рассмотреть комментарии мудрецов, объясняющие мотивы поступков двух царей – Йосефа и Йеґуды. Начнем с Йосефа.
Йосеф, зная о неприятии своей позиции братьями, тем не менее, рассказывает им свой вещий сон. Натолкнувшись на неприкрытую, еще увеличившуюся ненависть: «и добавили к ненависти еще». Он вопреки всякой логике рассказывает и второй сон. Каково происхождение такого «упрямства»?
Первый сон Йосефа говорит о «поле» нашего мира, в котором собираем «колосья в снопы» - извлекаем Добро и «приплюсовываем» его к уже собранному. Основная идея этого сна – общность работы. Йосеф пытается убедить братьев, что они одна команда, а его роль «колхозный бригадир»!
И когда братья не приемлют его позицию, «в бой идет» второй сон. Ведь в конечном итоге на все воля Вс-вышнего, перед которой склоняются все. А его роль бригадира, отвергаемая поборниками Геулы, - задумана Вс-вышним! 
Обосновав поведенческую линию Йосефа, перейдем к комментарию «Ґаамек давар» (рав Берлин, «Нацив из Воложина»), объясняющему реакцию братьев во главе с Йеґудой. Отправной точкой их рассуждений, как уже было сказано, является пагубность Галута и видение в Йосефе… Эйсава. Не удивляйтесь такому взгляду братьев. Ведь у Авраґама был Ишмаэль, а у Ицхака – Эйсав. И кто сказал, что «наушничающий» отцу Йосеф принципиально отличается от «охотившегося устами» первенца Ицхака?! Ведь даже одеяние первосвященника, «справленное» Яаковом для первенца Рахели, может быть истолковано как «оттирание» братьев от духовного наследия Исраэля! «Нацив» замечает, что двойную ненависть, вызванную первым сном Йосефа, и ревность, но не ненависть, которую вызывает второй сон.
Дабы объяснить «удвоение» ненависти, вспомним, что сон идет за его интерпретацией. Обычно сон рассказывают любящим тебя, если хотят, чтобы он сбылся, тем самым цепляя сон за реальность, обеспечивающуюся любящими сердцами. Но Йосеф прекрасно знает о неприятии его позиции братьями. А, следовательно, приход Йосефа к ним для рассказа – интерпретации приснившегося, воспринимается братьями, как неприкрытое лицемерие «папенькиного сынка»!
Ненависть «номер два» объясняет Воложинский Нацив, имеет своей причиной добровольный поклон «братских» снопов – снопу Йосефа. Да чтобы братья добровольно приняли ярмо Галута – никогда! 
А, следовательно, сон Йосефа не вещий, налицо «ошибка по Фрейду». Если сон не «сверху» (не вещий!) значит он «снизу», и раскрывает Йосефа на подсознательном уровне мечтающем о Власти! (напоминаю, что когда ученик рава Хаима из Воложина писал свой комментарий, Зигмунд Фрейд еще не родился!) 
И потому второй сон, прямо говорящий о всевластии Вс-вышнего, и не вызывающий, поэтому, недоверия (очевидно, вещий), приводит братьев к зависти. Ведь зависть – это ощущение, что по праву тебе принадлежащее досталось другому! 




Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайигаш
Главы 44:18-47:27
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Иегуда и сказал...”.
И подошел на иврите - ваигаш.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайигаш все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика