::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайеце (часть 2)

  • Сообщить о ошибке
10-12-2011, 21:54 Разместил: jude Просмотров: 1 932
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайеце (часть 2)
Главы 28:10-32:3
Первая фраза главы сообщает: “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан...”.
И вышел на иврите - вайеце.
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайеце (часть 2)
Главы 28:10-32:3
Первая фраза главы сообщает: “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан...”.
И вышел на иврите - вайеце.

О. И. Баддиль
Перевод Шмуэля Кантермана и Рава Меира Мучника
1. Подчиняясь воле своих родителей, Яаков покидает родной дом. Узнав об этом, Эйсав посылает своего сына Элифаза с наказом догнать и убить Яакова. Но Элифаз – который вырос на коленях своего дедушки Ицхака – понимает, что это было бы преступно. Поэтому он только забирает все имущество Яакова и
оставляет его самого в живых. Элифаз возвращается к Эйсаву с этими отнятыми у Яакова вещами и дает понять, что Яакова больше нет, и гнев Эйсава утихает.
2. Яаков направляется в ешиву Шема и Эйвера и укрывается там в течение четырнадцати лет, изучая Тору. По прошествии этого времени, выполняя желание своих родителей, он отправляется в Харан, в дом Лавана, брата его матери.
3. Уже почти достигнув Харана, Яаков неожиданно осознает, что по пути туда миновал святое место – гору Мория и при этом не вознес никакой молитвы. Он решает туда вернуться. Он прибывает в Луз (недалеко от горы Мория), и тогда неожиданно заходит солнце, и он вынужден остановиться на ночь прямо в открытом поле. Ночью он видит во сне лестницу в Небеса, по которой поднимаются и опускаются ангелы. ХаШем обещает Яакову, что будет заботиться о нем во всех его странствиях.
4. Когда Яаков просыпается, он объят благоговением перед святостью этого места и дает ему название «Бейт-Эль», что означает «Дом Б-га». (То было место будущего расположения Иерусалимского Храма). Яаков берет камень, который положил себе под голову во время сна, и устанавливает его как памятник во славу Б-га; теперь он символизирует краеугольный камень будущего Дома Израиля. На этом месте Яаков клянется посвящать Б-гу десятую часть («маасер») всего, что даст ему ХаШем (что еврейский народ и делает по сей день).
5. Яаков вновь отправляется в путь по направлению к Междуречью и прибывает в Харан. Он замечает группу пастухов со стадами овец, собравшихся у колодца с водой, и спрашивает, знают ли они Лавана. «Да» - отвечают они. «И у него все хорошо?» «Да, все хорошо» - а вот и его дочь Рахель с овцами отца. Яаков
спрашивает пастухов, почему они так рано забрали овец с пастбища. «Почему не дадите им попить, а затем еще попастись?» Они объясняют, что с удовольствием сделали бы так, но они не могут без помощи Рахели откатить огромный камень, накрывающий колодец, и достать воду. Так Яакову впервые демонстрируется
нечестность этих жителей Харана. Похоже, что они даже друг другу не доверяют и вынуждены таким образом гарантировать, что никто не может без постороннего наблюдения черпать воду из колодца. (Можно сказать, что это первое в истории письменное упоминание комбинированного замка!) Затем, когда приходит Рахель (но не до этого) Яаков подходит к колодцу и единолично скатывает с него камень. (Ибо после несправедливого обвинения пастухов в нечестности по отношению к хозяевам овец, Яаков чувствует обязанность помочь им.) В то же время он демонстрирует, что благословлен великой физической силой и готов отрабатывать свое содержание, пока ему приходится пребывать у дяди в Харане.
6. Дядя Лаван быстро понимает, какая Яаков находка, и как улучшатся благодаря ему его дела, и он хочет устроить так, что Яаков работал на него как можно дольше. Для этого он обещает Яакову, что тот сможет жениться на Рахели, если отработает на него семь лет. Но по истечении указанного срока Лаван обманом заставляет Яакова жениться вначале на сестре Рахели – Лее. Только взамен на еще семь лет работы сможет Яаков взять в жены и Рахель. Яаков также женится на двух других дочерях Лавана, Бильхе и Зильпе. У него рождается одиннадцать сыновей и одна дочь.
7. После рождения Йосефа Яаков просит у Лавана разрешения возвратиться на родину. Лаван, отлично понимая, что своим новым процветанием он обязан исключительно присутствию Яакова, уговаривает его остаться еще, на этот раз за плату, а именно: ему будет принадлежать каждая помеченная овца, или пятнистая, или пестрая, или в крапинку, или разноцветная, которая родится в стаде Лавана. И Яаков остается у Лавана еще на шесть лет.
8. ХаШем благословляет старания Яакова, и он безмерно богатеет, настолько, что даже Лаван, несмотря на собственное огромное состояние, начинает ему завидовать. К этому времени Яаков окончательно принимает решение вернуться на родину, в Землю Кнаан, в отчий дом. И он уходит, на этот раз не ставя Лавана в известность, пока тот находится далеко, наблюдая за стрижкой овец.
9. Но Рахель в тайне от Яакова забирает с собой домашних богов Лавана (в последней попытке отучить Лавана от идолопоклонства). Узнав об уходе Яакова, Лаван бросается в погоню. В ту ночь ангел Б-га предупреждает Лавана, чтобы тот не смел трогать Яакова. Догнав Яакова, Лаван упрекает Яакова в тайном побеге – и в краже его идолов. Он безуспешно обыскивает имущество Яакова, вызывая у него гнев своим поведением.
10. Лаван пытается умиротворить Яакова и заключает с ним «договор о дружбе» у Гальэда. Яаков устраивает прощальный банкет для Лавана и его людей, и расстается с Лаваном в хороших отношениях.
11. Однако, как только Яаков скрывается с поля зрения, Лаван тут же отправляет сообщение Эйсаву, в котором уведомляет его о скором возращении Яакова домой.
12. Яаков, не замечая никакой опасности, продолжает свой путь домой вместе со своей семьей и стадами. Но когда он приближается к границе Святой Земли, его взгляду открываются целые лагеря ангелов, которые готовы сопровождать его на своем пути. Яаков начинает ощущать тревогу о будущем: после столь долгих и
трудных лет, проведенных у своего тестя-плута, Яаков беспокоится: что ждет его впереди, если ему вдруг понадобилась такая защита Б-га?

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Вайеце
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ѓошеа, первой из наиболее коротких книг Пророков, составляющих группу «Двенадцати».
По обычаю ашкеназов читают (12:13 – 14:10), а по обычаю сефардов - (11:7 – 12:12).

1. В отношении ашкеназской Ѓафтары этой главы можно сказать во многом то же, что и в отношении сефардской, ибо Ѓафтара по ашкеназскому обычаю начинается на том месте, где кончается сефардская Ѓафтара; так что комментарии к одной применимы и к другой. Как мы пояснили в общем введении к Ѓафтаре, изначальной целью учреждения Ѓафтары было напоминание о недельной главе, и поэтому обычно в Ѓафтаре есть моменты, которыми она связана с главой. В обеих версиях Ѓафтары этой главы, хотя и можно распознать некоторую общность с главой, тем не менее, она довольно нечеткая. Aшкеназская версия Ѓафтары содержит в себе также Ѓафтару Шаббата Шува (Шаббата между праздниками Рош ХаШана и Йом Кипур), и основной ее темой, неудивительно, является тшува, то есть, раскаяние. Такова и в целом основная тема всех этих отрывков.
2. После смерти Шломо, сына Давида, еврейское царство раскололось на две части. Южная была известна как Иудея, а северная – как Израиль. Южное царство Иудеи состояло в основном из членов колена Йехуды и некоторых представителей колена Биньямина, а северное царство Израиля включало в себя остальные десять с половиной колен. (Это северное царство часто называется в Писаниях «Эфраимом», в связи с ведущей ролью в нем этого колена, а также поскольку из него произошел его первый царь Йеровам бен Неват.) Столицей южного царства был Иерусалим, а северного – построенный позже Шомрон, в связи с чем северное царство также известно как Шомрон.
3. Храм, который представлял собой духовный центр еврейского народа, находился в Иерусалиме. Там же размещался Санхедрин, а потому там находилось и большинство преподавателей Торы и духовных лидеров народа. Таким образом получилось, что в целом южное царство Иудеи было более преданным Б-гу и Его
Торе, тогда как народ в северном царстве был более склонен отвернуться от Б-га и соблюдения заповедей. На первой же стадии раскола Йеровам бен Неват хотел, чтобы народ перестал ходить в Иерусалим на праздники паломничества Шалош Регалим, как велено Торой, и для этого построил храмы, в которых поклонялись тельцам (наиболее распространенная тогда религиозная мода среди языческих народов того времени), и даже выставил на дорогах к Иерусалиму стражников, которые останавливали желающих совершить туда паломничество.
4. Оставшись без ведущих духовных лидеров, народ северного царства, конечно же, быстро скатился к идолопоклонству и пренебрежению законами Торы, как законами, определяющими обязанности человека по отношению к Б-гу (бейн адам ле’маком), так и законами, регулирующими отношения между разными людьми (бейн адам ле’хаверо). Много призывали пророки того времени народ северного царства и его царей к возвращению к Б-гу и Его Торе, и разнообразными способами пытались его убедить. Время от времени народ собирался и каялся, но весьма часто люди оставались глухими к предостережениям о грозящем наказании за отклонение от Б-жьего пути и изгнании, а временами выступающие открыто пророки даже рисковали жизнью. (Их обвиняли в «пораженческих речах во время, когда страна находится в опасности».) Пророчества, конечно, сбылись, к великому сожалению. В эпоху, когда были оглашены пророчества этой Ѓафтары, опасность заключалась в имперских амбициях ассирийского царя Тиглат-Пилесера, который
и вправду вскоре вторгся в северное царство и увел некоторых его жителей в изгнание. Остальных увели примерно сорок лет спустя.
5. В первой фразе ашкеназской Ѓафтары («И бежал Яаков в страну Арама и трудился там тяжко, чтобы заполучить жену, а затем пришлось ему трудиться еще, чтобы получить жену, которую желал») устанавливается четкая связь между ней и недельной главой, хотя Хошеа только побочно упоминает побег Яакова к Лавану и то, как нелегко досталась ему жена. Своим современникам Хошеа стремится передать
мысль, что им не следует становиться излишне самоуверенными в своих успехах в торговле, как будто это результат исключительно их собственных стараний и умений. Смотрите, говорит Хошеа, ваш предок Яаков был вынужден бежать от своего брата Эйсава бедняком, без копейки, но его благословил успехом ХаШем.
И чем он заслужил такой сверхъестественный успех? Преданностью Б-гу и Его Торе. Если народ продолжит свое неподчинение Б-гу и откажется возвратиться к заповедям Его Торы, то, предупреждает Хошеа, все будет потеряно: и богатство, и царь, и страна – абсолютно все.
6. Хошеа жил в северном царстве, и его пророчества обычно направлены народу этого региона Земли Израиля. Но он предупреждал в том же духе и южное царство Иудеи, ибо уровень поведения ее народа тоже упал ниже стандартов, которых требовал ХаШем. Они нечестно ведут дела друг с другом, и они тоже вступали в союз с другими царями вместо того, чтобы полагаться на Б-га. Хошеа вопрошает: почему бы вам не взять пример с Яакова, вашего великого предка? Он полагался на Б-га и потому сумел выжить в борьбе с братом Эйсавом и дядей Лаваном. (Здесь одно из связующих звеньев Ѓафтары с недельной главой.) И вы тоже, если только возвратитесь ко Мне и к Моей Торе, говорит Хошеа от имени Б-га, то Я защищу вас от всякой беды, и не придется вам заключать союзы с иноземными правителями (на обещания которых все равно нельзя положиться). Прекратите свое неверное поведение и избавьтесь от своих идолов, не обманывайте друг друга в торговле и сделках, уделяйте внимание беззащитным и предлагайте им
покровительство. Перестаньте оправдывать выгоды, полученные нечестным путем, и не полагайтесь на собственную силу и искусное ведение дел. Возвратитесь к Б-гу и у изучению Торы, как изучал ее в шатрах Шема ваш предок Яаков (еще одно связующее звено с главой), и Я защищу вас.
7. Несмотря на все угрозы наказания и изгнания, Хошеа пророчествует, что, тем не менее, даже после того, как Хашем выгонит еврейский народ с его земли, Он вновь его возьмет, ибо обещал, что никогда и ни на кого его не променяет.
8. Сегодня нам, может быть, трудно понять величину соблазна идолопоклонства, который так сильно действовал на древний мир. Поэтому не повредит небольшое пояснение. Именно такой вопрос задает Гемара: «Неужели вы думаете, что еврейский народ, который лично познал Б-га и испытал на себе Его чудеса, настолько глуп, чтобы поклоняться деревянным и каменным истуканам? Нет, конечно евреи знают правду! А идолам поклонялись только потому, что желали разрешить себе заниматься на публике худшими формами разврата!» Другими словами, когда люди хотели освободиться от высоких стандартов морали и
поведения, соблюдение которых требует Тора, они предпочли язычество как новую, более легкую религию. Но, конечно же, «новая мораль» - это не что иное, как старая аморальность. Нам следует помнить, что это в той же степени относится и к сегодняшним призывам, исходящим от «освобожденных», «просвещенных» и «современных» людей, которые такими терминами пытаются оправдать свой отход от Торы: как в древние времена, так и теперь все это лишь очередная форма идолопоклонства с целью разрешить себе недозволенное Торой.
9. Необходимо также сделать еще одно пояснение. Несмотря на всю резкую критику былых еврейских царей и наложение на них ответственности за решающее влияние на духовную жизнь страны (слишком часто пагубное, хотя и не всегда), нам следует также учитывать, что в сравнении с царями других народов эти
еврейские цари были олицетворением добродетели! Тора их открыто критикует и отчитывает за их деяния – но это по отношению к высоким моральным стандартам, которые требует она. В то же время, их нееврейские коллеги были чистыми бандитами и убийцами, - и можно быть уверенными, что чем более
«великим» был царь, тем более он был жестоким и безжалостным деспотом. То же относится и ко многим нееврейским правителям более недавних эпох. Так что, судя по ним, можно себе представить, как выглядели нееврейские цари две с половиной тысячи лет назад в сравнении даже с худшими из еврейских царей!

Рав Нахум Пурер
Читая книгу “Берешит”, невольно замечаешь, как ускоряется темп повествования. В первом разделе рассказывается о Сотворении мира и десяти первых поколениях от Адама до Ноаха. Их морально-духовный уровень неуклонно снижается и в следующем разделе “Ноах” мы узнаем, как “весь мир насилья был разрушен” Всемирным потопом - почти “до основанья, а затем” Б-г начал сызнова строить жизнь на опустошенной водной стихией земле, высадив из ковчега единственных уцелевших людей - праведника Ноаха и его семью. В том же разделе говорится о десяти следующих поколениях, которые тоже не соответствовали требуемому уровню, хотя в целом были лучше своих допотопных предшественников. Короче, мир был мрачен, плох и не желал признавать Б-га своим единственным Тв-рцом и Хозяином. Но вот забрезжил “луч света в темном царстве” язычества - Авраам заново “открыл” Вс-вышнего. Читая разделы “Лех Леха”, “Ваера”, “Хаей-Сара” и “Толдот”, мы видим, как разгорается факел Б-жественной Правды в руках нашего праотца и как он передает его по эстафете сыну Ицхаку, а тот - дальше, Яакову. Пламя разгорается, и настала пора перейти к следующему этапу. В сегодняшнем разделе “Ваеце” перед нами уже не отдельно взятый праведник, на наших глазах рождается первая еврейская семья. Еще несколько разделов - и на исторической арене появится целый народ, “избранный” Б-гом для продолжения великой миссии Авраама. Это произойдет во второй части Пятикнижия - в книге “Шмот”.

Содержание раздела 
Спасаясь от мести Эсава, Яаков покидает Беэр-Шеву и отправляется в Харан к родне своей матери. По дороге он “задерживается” на 14 лет в иешиве Шема и Эвера. Закончив учебу, Яаков продолжает путь и прибывает к горе Мориа, месту будущего Храма. Он ложится спать на камни и видит пророческий сон: ангелы восходят и спускаются по лестнице, соединяющей небо и землю. Б-г обещает дать Яакову всю Эрец-Исраэль, произвести от него великий народ и быть ему защитой. Проснувшись, Яаков дает обет построить жертвенник в этом святом месте и выделять Б-гу десятую часть от всех своих приобретений.
В Харане Яаков встречает свою двоюродную сестру Рахель. Не имея денег для сватовства, он договаривается с ее отцом, своим дядей Лаваном, отработать пастухом семь лет за право жениться на Рахели. Однако по окончании этого срока Лаван обманывает Яакова - дает ему в жены старшую дочь Лею. Яаков трудится на Лавана еще семь лет за Рахель. Лея рожает четырех сыновей, будущих основателей колен Израиля: Реувена, Шимона, Леви и Иегуду. Рахель переживает свое бесплодие и дает Яакову служанку Бильгу, которая рожает Дана и Нафтали. Зильпа, служанка Леи, производит на свет Дана и Ашера, а сама Лея - Иссахара, Звулуна и дочь Дину. Наконец, у самой Рахели рождается ее первенец Йосеф. Яаков хочет уйти с семьей от Лавана, но тот не отпускает племянника, присутствие которого обеспечило ему процветание. Он заключает с Яаковом выгодное для себя трудовое соглашение. Однако в этот раз обман не удался: в стадах Яакова резко увеличивается приплод коз и овец. Чувствуя растущую зависть и вражду со стороны Лавана и его сыновей, Яаков тайно покидает их дом с семьей и скотом. Разгневанный тесть бросается в погоню, но, предупрежденный Б-гом, не решается атаковать Яакова. Заключив с Лаваном “пакт о ненападении”, Яаков переходит границу Эрец-Исраэль и идет навстречу грозно поджидающему его брату Эсаву.

Потроха и бифштекс
«И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан» (28:10).
Хорошо быть котом. Во-первых, не надо заботиться об одежде. Во-вторых, так много вокруг разной еды. Каждая свалка, каждый мусорный контейнер - как китайский ресторан. Для кота в равной мере аппетитно пахнут выброшенные на помойку рыбьи потроха и сочный свежайший бифштекс. Короче, жизнь прекрасна. Но есть у нее одно серьезное неудобство - чтобы оценить ее достоинства, надо быть котом.
Лично я предпочитаю быть человеком, несмотря на сопутствующие этому статусу гастрономические ограничения.
Тора и религиозный образ жизни вырабатывают в человеке особую чувствительность к явлениям окружающего мира. Старая песня «про любовь», слова которой завораживали тебя лет тридцать назад, вдруг кажется грубой и примитивной. Уличные плакаты и афиши, которых раньше просто не замечал, бросаются в глаза своей вызывающей безвкусицей. Каждая пошлость ранит, режет зрение и слух. Это значит, что мы стали замечать различия между потрохами и бифштексом.
Сегодняшний раздел начинается со слов «И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан». Комментируя первую часть этой фразы, на первый взгляд излишнюю (ведь достаточно было написать: «И отправился Яаков в Харан»), РАШИ объясняет, что уход праведника оставляет заметный след, зияющую пустоту в жизни тех, кто находился рядом с ним. Праведный человек излучает вокруг себя особую ауру, свет высокой духовности. С его уходом эта аура исчезает.
Но почему Тора не употребляет тот же глагол «и вышел» - «ваеце», когда Авраам покинул родной Харан и отправился по указанию Творца «в страну, которую Я тебе покажу»? Неужели его уход не ощущался там столь же остро, как отсутствие Яакова в Беэр-Шеве?
Он бы, конечно, ощущался, если бы было кому ощущать. В Харане жили закоренелые язычники, люди с грубыми, примитивными душами и мироощущением на уровне кота с помойки. Они не понимали устремлений Авраама и его духовных исканий, поэтому отсутствие этого праведника не было замечено. Но когда Яаков «вышел из Беэр-Шевы», там оставались его родители Ицхак и Ривка, и на этих духовных гигантов уход будущего основателя двенадцати колен Израиля произвел неизгладимо тягостное впечатление.
Ицхак и Ривка сразу почувствовали вакуум в общественной атмосфере Беэр-Шевы, вызванный отсутствием их выдающегося сына, потому что, в отличие от жителей Харана, они прекрасно отличали гнилые потроха от свежего бифштекса.

Добрый дядюшка Лаван
Лаван, отец Рахели и Леи, считается хрестоматийным негодяем. Еще в позапрошлом разделе «Хаей Сара» мы узнали, что он хотел уничтожить род Авраама: отравить Элиезера, выполнявшего роль свата, чтобы тот не привез жену Ицхаку, и Ицхак не женился и не имел детей.
Тогда его план провалился, и вот теперь, спустя много лет, Лаван совершил еще одну попытку «окончательного решения». На этот раз его жертвой чуть не стал Яаков, сын Ицхака, которому Лаван вначале не давал жениться на Рахели, а потом хотел уничтожить вместе с семьей, и если бы не прямое предостережение Б-га, как знать…
Постойте. Откуда такие категорические суждения? Откуда мы знаем, что Лаван, как сказано в пасхальной Агаде, «хотел истребить всех»? И почему та же Агада утверждает, что он был хуже фараона? Неужели Лаван был таким уж страшным злодеем? При обычном чтении книги «Берешит» такое впечатление не создается. В «Хаей Сара» он тепло приветствовал Элиезера, предложил ему отобедать; накормил сопровождающих его лиц и верблюдов. Хороший человек, хлебосольный хозяин…
Однако тот, кто глубоко изучал Пятикнижие, обращаясь к комментариям мудрецов, знает, что еда, предназначенная слуге Авраама Элиезеру, была отравлена, и от нее случайно умер Бетуэль, отец Ривки и Лавана.
Но где это написано? В самом тексте Пятикнижия ничего такого нет. Зато есть в Устной Торе, в традиции, которая возникла не на пустом месте, а в результате тщательного анализа текста, грамматических форм и даже отдельных букв, передавалась из уст в уста от Моше-рабейну и была записана в Талмуде и других книгах мудрецов.
В сцене со сватовством Ривки Лаван говорит раньше своего отца. В хороших семьях так не поступают. Мы видим Бетуэля лишь в начале визита Элиезера, а в конце упоминаются только его сын и жена.
В сегодняшнем разделе мы читаем, как Лаван обманывал Яакова, эксплуатировал его, подсунул ему Лею вместо Рахели, наживаясь на его честном и самоотверженном труде, многократно менял условия оплаты и все больше ненавидел племянника, завидуя его удачливости.
«Что же тут особенного? - удивится читатель. - Среди нас таких лаванов пруд пруди, и никто не говорит, что они хуже фараона или нацистов». В сцене, рассказывающей о побеге семьи Яакова, Лавану можно даже посочувствовать: коварный и неблагодарный племянник пришел нищим в Харан, получил у доброго дядюшки Лавана приют, двух дочерей и двух служанок в жены, стал многодетным отцом, жил на всем готовом и теперь сбежал, прихватив с собой множество овец и любимых идолов хозяина (похищенных Рахелью втайне от мужа).
«И сказал Лаван Яакову: «Что ты сделал? Ты меня обманул и увел дочерей моих, как плененных на войне! Отчего бежал ты тайно… не сказав мне? Я проводил бы тебя с весельем и песнями… И не позволил ты мне поцеловать сыновей (внуков) и дочерей моих». Кто же тут злодей и кто жертва?
Однако традиция сообщает, что Лаван врал, лукавил. Он гнался за Яаковом, чтобы убить его, как сказано в Агаде и книге «Дварим» (26:5): «арами овед ави» - «Арамеянин [Лаван] - губитель моего отца». В свете этого знания все становится на свои места.
Письменная Тора (Пятикнижие и весь ТАНАХ) похожа на зашифрованное послание, на конспект. Без Устной Торы ее невозможно правильно понять.
Вот вам другой пример - из книги «Дварим», откуда известно, что Тора запрещает вступать в браки с представителями других народов. Источником этого запрета считается указание в седьмой главе этой книги: «И не вступай с ними в брак…» (Дварим, 7:3). Но там речь идет только о семи ханаанских народах, исчезнувших еще в библейскую эпоху.
И тут на помощь приходит Устная Тора. В комментарии РАМБАМа («Хилхот исурей биа», 12:1) на приведенный выше стих прямо сказано, что этот запрет распространяется на ВСЕХ неевреев. Даже слова «ло титхатен» (не женись) нельзя понимать здесь в буквальном смысле, поскольку брак еврея с неевреем, светский или заключенный по законам иной религии, не признается Галахой.
Но даже если исходить из простого здравого смысла, что осталось бы от нашего народа за долгие века рассеяния, если бы Тора разрешала смешанные браки?
Письменную Тору признают все народы с тех давних пор, как она была переведена на древнегреческий. Христианские миссионеры используют стихи из ТАНАХа в своей агитации за Иисуса. Мусульмане почитают Ибрагима (Авраама) и Мусу (Моше). Секулярная литература наполнена библейскими образами. Но Устная Тора остается исключительным достоянием еврейского народа и тайной за семью печатями для других.
«Пятикнижие Моисеево» - самая читаемая книга всех времен и народов, а Талмуд, как утверждают антисемиты, учит евреев лгать и изворачиваться. У советских партпропагандистов был даже в арсенале такой штамп: «талмудизм и начетничество». И на площадях средневековых городов сжигали не ТАНАХ, а трактаты Талмуда, нашу Устную Тору, плоть и кровь иудаизма.

Ури Линец
Место встречи изменить нельзя!
Авраам вышел из Междуречья и поселился в Эрец Исраэль. Именно там он заключил договор с Вс-вышним, согласно которому стал родоначальником еврейского народа, которому эта земля предназначается. Ицхак - продолжатель дела Авраама - никогда в жизни не покидал границ Эрец Исраэль, а вот теперь Яакову приходится “выйти в люди”.
“И поднял Яаков ноги свои, и пошел в страну сынов востока. И увидел, и вот, колодец в поле, и вот, там три стада овец лежат у него потому, что из колодца этого будут поить стада. И камень большой на устье колодца” (Берешит 29:1-2). “Поднял Яаков ноги свои” означает: пошёл очень быстро. Обещание Творца наполнило его энтузиазмом.
Происходит первая встреча Яакова с человечеством за пределами Эрец Исраэль. Место встречи - у колодца - явный намек на встречу Ривки с Элиезером (Берешит 24:13). Три стада здесь - три разных народа (не случайно цари в Танахе называются пастухами). Яаков видит, что у народов мира есть колодец - источник жизни (сравним с колодцами Авраама и Ицхака), но он закупорен.
Источники жизни человечества закрыты потому, что между народами царит недоверие. Поэтому только собравшись вместе, народы могут открыть устье колодца, контролируя друг друга: “И соберутся туда все стада, и отвалят камень с устья колодца, и напоят мелкий скот, и вернут камень на устье колодца, на место его” (Берешит 29:3).
Оценив ситуацию, Яаков обращается к народам с призывом: “братья мои, откуда вы?” (Берешит 29:4). Подумайте, у нас единый источник, мы все созданы Творцом, значит мы - братья и должны доверять друг другу! Ответ обескураживает. “Ты говоришь, что у нас всех единый метафизический источник? Нет. Мы - из Харана”. Слово Харан, как уже пояснялось (28:10) - намёк на злобу и конкуренцию. Яаков понимает, что дальше говорить с этими народами невозможно, и он спрашивает, знают ли они Лавана? То, что они слышали о семье Иврим, даёт надежду, что в дальнейшем через эту семью можно на них повлиять. Если нет “шалома” - мира и цельности - среди народов, может быть, он есть в семье Лавана? “И вот, Рахэль, дочь его (Лавана) приходит с овцами” (Берешит 29:6). “Рахэль” на иврите - “овца”. По роду занятий она - пастушка, следовательно, она потенциально относится к вождям.
Приближение Рахэли, представительницы семьи Лавана даёт Яакову силы действовать. Народ Израиля ещё не возник, и воздействие Яакова на весь мир еще не возможно, но вот овец Рахэли он способен напоить. Яаков видит Рахэль и овец Лавана. Искры святости, заключённые в них, придают Яакову такие силы, что он без посторонней помощи открывает колодец.
Рахэль - самое ценное среди людей в семье Лавана, она воплощает будущее семьи и за это будущее Яаков начнет борьбу. Овцы у пастушеских народов- наиболее ценная часть имущества, это и пища, и одежда, и жилище (шатры из шерстяных полотнищ). Эти ценности - искры Божественного света - Яаков использует для предстоящего создания народа Израиля, предназначенного для исправления мира. “И поцеловал Яаков Рахэль, и поднял голос свой, и заплакал” (Берешит 29:11). Поцелуй Яакова происходит до знакомства, в неуместном месте и при посторонних, но отложить его нельзя. Это встреча двух душ, которые в дальнейшем породят Израиль. Действие Яакова, направленное на исправление мира, вызвало циничную реакцию пастухов (вождей народов). Они смеются, ибо меряют поступок Яакова своими мерками. Именно поэтому “Яаков… заплакал”. Это напоминает сегодняшнее осуждение в ООН заселения Израилем собственной Страны. Несмотря на это, в интересах человечества время и место встречи изменить невозможно.
Рахель рассказывает родителям об удивительной встрече. “И было, как услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры его, и побежал навстречу ему, и обнял его, и поцеловал его, и привел его в дом свой, и рассказал Лавану все вещи эти” (Берешит 29:13). Услышав сообщение о Яакове, Лаван несказанно обрадовался. Это не просто радость от общения с родственником. Он подумал: приход Яакова свидетельствует, что проект создания Израиля в Кнаане провалился, и пальма первенства переходит в диаспору. Поэтому Лаван радушно принимает Яакова, подчёркивая своё родство, потому что Яаков, вернувшись, как бы доказывает правоту Лавана, да и лишний высококвалифицированный, как мы дальше увидим, пастух в хозяйстве будет полезен. Время разочарования Лавана наступит через 14 лет, когда в очередной раз погибнет идея процветания еврейского народа, где бы то ни было за пределами Эрец Исраэль.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайеце (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика