::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Ваийшлах (часть 2)

  • Сообщить о ошибке
10-12-2011, 22:10 Разместил: jude Просмотров: 1 702
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайишлах (часть 2)
Главы 32:4-36:43
В первой фразе главы сказано: “И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...”.
И послал на иврите - ваишлах.

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Израиль и Шхем
В нашей недельной главе приводятся две версии относительно того, каким образом город Шхем стал уделом Израиля 
Согласно первой версии, " ПРИШЕЛ ЯАКОВ БЛАГОПОЛУЧНО В ГОРОД ШХЕМ, КОТОРЫЙ В СТРАНЕ КНААН, ПО ПУТИ ЕГО ИЗ ПАДАН-АРАМА, И РАСПОЛОЖИЛСЯ ПЕРЕД ГОРОДОМ. И КУПИЛ УЧАСТОК ПОЛЯ, НА КОТОРОМ РАСКИНУЛ ШАТЕР СВОЙ, У СЫНОВЕЙ ХАМОРА, ОТЦА ШХЕМА, ЗА СТО МОНЕТ" (Берешит, 33:18-19). Согласно этой версии, Израиль овладел городом путем мирной сделки с одним из знатных шхемских семейств. 
Однако в следующей главе мы находим совсем другое объяснение: "И БЫЛО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ БЫЛИ БОЛЬНЫ, ВЗЯЛИ ДВА СЫНА ЯАКОВА, ШИМОН И ЛЕВИ, БРАТЬЯ ДИНЫ, КАЖДЫЙ СВОЙ МЕЧ, И НАПАЛИ НА ГОРОД БЕЗБОЯЗНЕННО, И ПЕРЕБИЛИ ВСЕХ МУЖЧИН. ТАКЖЕ ХАМОРА И СЫНА ЕГО, ШХЕМА, УБИЛИ ОНИ ОСТРИЕМ МЕЧА, И ВЗЯЛИ ДИНУ ИЗ ДОМА ШХЕМА, И ВЫШЛИ" (Берешит, 34:25-26). Согласно этой версии, евреи овладели городом силой оружия, после того как сын правителя обесчестил дочь Яакова Дину. 
Эта история положила начало странным взаимоотношениям с этим ханаанским городом. 
С исторической точки зрения Шхем сильно отличался от остальных ханаанских городов. Обычный ханаанский город был городом-государством, управляемым местным царьком. Топография Ханаана позволяла каждому городу вести самодостаточное существование и сохранять независимость. В результате во времена Иегошуа евреи оказались в стране, где на территории размером с штат Нью-Джерси одновременно правило более тридцати царей (см. Иегошуа 12), и проживало не менее восьми различных народов. Так что евреи были первыми, кто создал в стране единое государство. 

Однако Шхем имел совершенно другой статус - в этом городе не было царя! "И ПРИШЛИ ХАМОР И ШХЕМ, ЕГО СЫН, К ВОРОТАМ ГОРОДА СВОЕГО, И ГОВОРИЛИ ЛЮДЯМ СВОЕГО ГОРОДА ТАК: "ЛЮДИ ЭТИ СОВЕРШЕННО ПРЕДАНЫ НАМ; ПУСТЬ ОНИ СЕЛЯТСЯ В СТРАНЕ И КОЧУЮТ ПО НЕЙ, А СТРАНА ВЕДЬ ПРОСТОРНА ПЕРЕД НИМИ. ИХ ДОЧЕРЕЙ БРАТЬ БУДЕМ СЕБЕ В ЖЕНЫ, А НАШИХ ДОЧЕРЕЙ ВЫДАВАТЬ БУДЕМ ЗА НИХ. " (Берешит, 34:20-21). Обратите внимание - Шхем и его отец Хамор вынуждены убеждать жителей города ратифицировать договор, который они заключили с сыновьями Яакова. Т.е. Шхем был правителем Шхема, однако не обладал ни абсолютной, ни самодержавной властью. 
Интерсно отметить, что Шхем не фигурирует в списке городов, захваченых Иегошуа бин Нуном. Захват Шхема вообще не упоминается в этой книге. При этом город находился в руках евреев! Иегошуа даже собирает там "весь народ" для заключения "завета" (Иегошуа, 8:30-35), однако ни разу не воюет из-за него. Более того, из книги Шофтим следует, что жители Шхема являются израильскими поддаными, хотя и не являются при этом евреями. 
Поэтому когда Гаал бен Эвед поднял мятеж против тогдашнего политического лидера, Авимелеха сына Гидеона, он провозгласил: "Кто есть Авимелех и кто есть Шхем, чтоб мы служили ему?! Ведь он сын Йерубаала, а 3евул - его ставленник! Служите людям Хамора, отца Шхема! И для чего будем служить ему мы?" (Шофтим, 9:28). Как видно из этих слов, тогдашние жители Шхема были потмками коренных ханаанских обитателей этого города. И вместе с тем, они безусловно являются «израильскими гражданами". 
Каким образом это стало возможно? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Я позволю себе высказать два своих предположения на этот счет. 
Во-первых, как мы видели, еще во времена Яакова евреи стали законными хозяевами Шхема. поэтому можно предположить, что во времена Иегошуа и его войн жители города уже были еврейскими вассалами, а потому не было необходимости их завоевывать. 
Во-вторых, шхемиты могли быть частью племенного союза гибеонитов, которые хитростью заключили с евреями мирный договор. "Израильтяне же сказали Хивеям" (Иегошуа, 9:7). Гибеониты, как и жители Шхема, были хивеями: "И УВИДЕЛ ЕЕ ШХЕМ, СЫН ХАМОРА-ХИВЕЯ" (Берешит, 34:2). 
Шимон и Леви перехитрили жителей Шхема и овладели городом. Через нескольком поколений хивеи отплатили евреям той же монетой, хитростью заключив договор с Иегошуа. В последствии, в эпоху Судей, они нередко воевали с евреями. 
Не исключено, что наша недельная глава расказывает о начале этого конфликта.

Ури Линец
Хулиганство или оскорбление национального достоинства?
Яаков вернулся в Эрец Исраэль со своим женами, детьми, слугами и стадами. По пути на ночевке у потока Ябок, Яаков, вернувшись в оставленный лагерь, всю ночь с кем-то борется. Есть разные объяснения этой сцены: борьба с Малахом Вс-вышнего, борьба с малахом Эсава, борьба с самим собой и т.д. Но так или иначе, Яаков вышел из борьбы непобежденным и завоевывает себе новое имя - Исраэль, от слова “сарита” - “боролся ты”. Эта двойственность имен будет играть важнейшую роль во всей дальнейшей истории семьи. Галутный, униженный, вынужденный хитрить и юлить, наш праотец будет называться - Яаков. Гордый и независимый, смелый и необоримый, он - Исраэль. Не случайно Земля наша называется Земля Израиля - Эрец Исраэль, а государство - государство Израиля - Мединат Исраэль. Только в качестве Израиля праотец наш достоин получения от Вс-вышнего обещанной Эрец Кнаан. В своем предыдущем, мирном, угодливом состоянии он не может туда войти.
Яаков-Исраэль испытывает необыкновенный духовный подъем: “И назвал Яаков имя места Пниэль, потому что видел я Эло’им лицом к лицу, и спаслась душа моя. И засияло ему солнце…”, но последующие события могут служить замечательной иллюстрацией принципу: можно вывести еврея из галута, но как галут вывести из еврея?
С Эсавом встречается не гордый Исраэль, а вновь униженный Яаков: он семь раз распластывается перед ним на земле, по его приказу унижаются перед Эсавом также жены и дети.
После встречи с Эсавом, Яаков меняет первоначальный план. Он не идет к отцу, а “пришёл Яаков целым в город Шхем, который в стране Кнаан, при приходе его из Падан-Арама, и расположился перед лицом города. И купил участок поля, на котором натянул там шатёр свой, из руки сыновей Хамора, отца Шхема за сто ксита. И поставил там жертвенник, и назвал его Эль Эло’эй Исраэль” (Берешит 33:18-20). Яаков не почувствовал по настоящему, что “солнце его взошло”. Он, вольный кочевник, наследник Эрец Исраэль, платит громадные деньги не за поле с недвижимостью, как Авраам, а только за участок, за кусочек поля, за право поставить на нём свой шатер, фактически он платит за временную аренду. И только свой жертвенник он называет “Б-г Израиля”.
Возможно, что одна из целей остановки у Шхема - найти подобающего жениха для Дины, которая должна, по первоначальному замыслу, стать родоначальницей женского, принимающего колена Израиля, присоединив лучшее, что есть у народов мира. Лучший жених для неё, вероятно, найдётся среди жителей Шхема, потомков учеников Авраама. Именно для этой цели “вышла Дина, дочь Леи, которую родила Яакову посмотреть на дочерей страны” (Берешит 34:1). Тора описывает красивый древний обычай, когда 15 числа летнего месяца ав девушки “на выданье” одевали белые платья, одолженные у подруг (чтобы не встречали “по одежке”), и выходили водить хороводы в виноградниках, а юноши присматривались, к кому засылать сватов.
“И увидел её Шхем, сын Хамора Хиви, Наси страны, и взял её, и лежал её, и мучил её” (Берешит 34:2). Жители Шхема оказываются варварами. Это крушение надежд Яакова. Иногда евреи предполагают, что тот или иной народ в своем развитии дорос до того, что с ним можно сотрудничать, но часто эти надежды не оправдываются. “Лежал её” означает изнасилование, в отличие от “лежал с ней” - действие по взаимному согласию. Но часть вины лежит и на Дине. Не мы должны бегать за другими народами, провоцируя этим антисемитизм. Они должны приходить к нам и учиться у нас по своей инициативе! 
В этой ситуации, когда “Яаков услышал, что осквернил Дину, дочь его, а сыновья его были со скотом его в поле”, он не спорит, не предъявляет претензий. Он делает все, чтобы не нарушить “мирный процесс”: “и промолчал Яаков до прихода их” (Берешит 34:5). “А сыновья Яакова пришли с поля, как услышали (немедленно!), и огорчились Мужи (они уже не дети, но Мужи, принимающие на себя национальную ответственность), и досадно им очень, потому что падаль сделал в Исраэле (мы не просто семья, а великий народ) - лежать с дочерью Яакова, а так не будет делаться! (ни при каких обстоятельствах)” (Берешит 34:7). Они воспринимают происшедшее не как частное межсемейное дело Яакова, а как международный конфликт: нападение государства Шхем на народ Израиля! Братья, в отличие от Яакова, не принимают таких правил международной политики, в которых варварство вознаграждается. Спор между Яаковом и сыновьями сводится к тому, что Яаков видит себя ещё только отцом большой семьи, а сыновья воспринимают себя, как народ Израиля.
Последующие события - блестящая контртеррористическая операция, когда Мужи Исраэля (а мужам этим 12-13 лет) уничтожают все мужское население города Шхем и берут в качестве трофеев имущество шхемцев. Они ведут национальную войну, а не наказывают конкретного преступника, т.к. все жители Шхема одобрили действия сына своего князя. Опасения Яакова, основанные на галутной заботе о выживании любой ценой, что этот конфликт может спровоцировать войну со всеми кнаанскими племенами оказываются беспочвенными. Все племена Кнаана сразу и на века поняли, что Мужей Исраэля лучше не трогать. Ответ братьев Яакову на его упреки в чрезмерном применении силы и неполиткорректной реакции: “а как проститутку сделает сестру нашу?!” (Берешит 34:31) означает: национальная честь превыше всего! Это единственно верный подход для народа Израиля на своей земле, так как честь Израиля - честь Вс-вышнего!
Когда на дорогах Израиля арабские подростки кидают камни в израильские автомобили, когда на улицах арабских деревень жгут израильские флаги, а из района Газы летят ракеты на израильские города хороший совет для реакции правительства государства Израиля и армии обороны Израиля может подсказать раздел “Ваишлах”!

Ури Линец
Можно вывести еврея из галута, но как галут вывести из еврея?
Яаков возвращается от Лавана в Эрец Кнаан, борется ночью с малахом (посланником) Вс-вышнего, получает второе имя - Исраэль, встречается с Эсавом, останавливается у Шхема. В прошлой статье мы обсуждали историю изнасилования Дины и справедливый ответ сыновей Яакова на нанесенное им национальное оскорбление. Яаков еще не воспринимает себя и свою семью, как народ и, подобно затюканному галутному еврею на коммунальной кухне, опасается неизбежной реакции соседей на попытку заявить о своих правах. Он снова - Яаков, а не Исраэль! Сыновья его уже мыслят национальными категориями. Глава 34 нашего недельного раздела заканчивается так и не разрешенным спором Яакова с Шимоном и Леви. Когда ни у одной из сторон нет исчерпывающих аргументов, в дело вступает Вс-вышний: “И сказал Эло’им Яакову: встань, поднимись в Бейт-Эль и поселись там, и сделай там жертвенник Эль, открывшемуся тебе при бегстве твоём от Эсава, брата твоего” (Берешит 35:1). Разумеется, “подъем” здесь упомянут не в географическом смысле, а в духовном. Предстоит подняться от галутного существования - Яакова, к национальному - Израилю. И “жертвенник Эль” это национальный, государственный символ, подобный флагу, гимну, гербу, денежной единице современного государства. Не случайно в книге Дварим Творец приказывает при заселении Эрец Исраэль уничтожить жертвенники живущих там народов. Т.е. никто, кроме народа Израиля не имеет никаких национальных прав на Землю Израиля.
Но это обретение национального достоинства требует общих усилий. “И сказал Яаков дому своему и всем, которые с ним: уберите эло’им чужих, которые в среде вашей, и очиститесь, и перемените одежды ваши! И встанем, и поднимемся в Бейт-Эль, и я сделаю там жертвенник Эль, отвечающему мне в день беды моей, и бывшему со мной в дороге, которой пошёл я” (Берешит 35:2-3). Возникновение новой национальной парадигмы (поведенческого комплекса) несовместимо с некритичным следованиям старым, “общепринятым” обычаям. Вот когда пришла пора избавиться от лавановых терафимов, украденных Рахелью!
“И двинулись, и был ужас Эло’им на городах, которые вокруг них, и не преследовали за сыновями Яакова” (Берешит 35:5). Опасения Яакова оказались напрасны. Продиктованный соображениями морали, поступок братьев навёл ужас на жителей Кнаана. Оказалось, что именно такой подход обеспечивает и максимальную безопасность. Не заискивать перед террористами, вымаливая жалкое перемирие, а жестко наказывать за любую попытку покушения на национальное достоинство и безопасность - вот рецепт подлинного мира на ближнем востоке.
“И пришёл Яаков в Луз, который в стране Кнаан, он же Бейт-Эль, он и весь народ, который с ним. И построил там жертвенник, и назвал место: Эль Бейт Эля, потому что там открылись ему Эло’им при бегстве его от брата его” (Берешит 35:6-7). Яаков замыкает круг: он вышел из Бейт-Эля после получения обещания Вс-вышнего и пришёл в Бейт-Эль. “Открылись ему Эло’им”. Глагол здесь стоит во множественном числе. Единство Вс-вышнего проявляется в полной мере только в Эрец Исраэль. Каждый раз при уходе оттуда, единство размывается. “И открылся Эло’им Яакову ещё при приходе его из Падан-Арама, и благословил его. И сказал ему Эло’им: имя твоё - Яаков, не назовётся имя твоё ещё Яаков, а Исраэль будет имя твоё! И назвал имя его Исраэль” (Берешит 35:10). Это второе обращение Вс-вышнего к Яакову в Бейт-Эле. Первое было при уходе из Эрец Исраэль. Здесь, в сердце Земли, Вс-вышний утверждает переименование, которое сделал малах во время ночного единоборства с Яаковом. Обретение истинного национального достоинства не происходит с позволения малаха, лорда Бальфура или ООН. Только утвердившись путем “неполиткорректных” действий Шимона и Леви, очистившись от чуждых эло’им и укрепив свои национальные символы Яаков становится полноправным Исраэлем!

О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. Прошло почти тридцать шесть лет с тех пор, как Яаков покинул отчий дом. Четырнадцать лет учился он в ешиве Шема и Эйвера и почти двадцать лет находился в Харане в доме Лавана, брата своей матери. Яаков женился на дочерях Лавана, и ХаШем благословил его большой семьей и огромным богатством. И вот,
он в пути обратно в отцовский дом. Но он опасается своего брата Эйсава. Что произойдет, когда Эйсав узнает, что Яаков все еще жив и, более того, богат? Вспыхнет ли его гнев с новой силой - или прошедшие года охладили его? Яаков обращается к Б-гу, умоляя Его вспомнить обещание защищать его от невзгод, а
затем разрабатывает два возможных плана действий: умиротворение Эйсава и бегство от него.
2. Яаков отправляет посыльных к Эйсаву в землю Сеир с мирной инициативой. Они должны сообщить Эйсаву о прибытии Яакова и в то же самое время определить отношение Эйсава к своему брату. Однако посыльные возвращаются к Яакову с известием о том, что Эйсав уже знает о прибытии Яакова (ему сообщил Лаван) и, более того, движется к нему на встречу с армией в 400 солдат. Но Яаков не знает,
послана ли эта армия для почетного эскорта или для того, чтобы уничтожить его.
3. Опасаясь худшего, Яаков делит свой лагерь на два. Он размещает их далеко друг от друга в надежде, что даже если Эйсав нападет на один из них, то, по крайней мере, люди из другого успеют бежать и выживут. Затем Яаков посылает Эйсаву в подарок золото и драгоценные камни, стада животных и отары овец,
одновременно предлагая мир и восстановление дружественных отношений. Посыльные отправляются вперед с подарками для Эйсава, а сам Яаков готовится провести всю ночь на берегу реки Яббок.
4. Как только посыльные исчезают из поля зрения, Яаков встает и переправляет весь лагерь на другой берег Реки Яббок. Когда Яаков подчищает последние следы пребывания лагеря на этом берегу, на него внезапно нападает незнакомец, появившийся из ночи. Думая, что этот человек является разведчиком из лагеря Эйсава, Яаков не желает дать ему уйти и сообщить о новом расположении лагеря, и они долго борются, но ни один из них не может побороть другого. В борьбе Яаков повреждает себе бедро. (В память об этом евреям запрещено есть сухожилие бедра животных.) К рассвету незнакомец открывается как 
ангел-хранитель Эйсава и сообщает Яакову, что Эйсав умиротворен его подарком, и Яаков может более его не опасаться. После чего ангел чествует Яакова как своего победителя и дает ему имя «Исраэль», что означает «Принц Б-га».
5. Светает. Яаков поднимает взор и видит, что идет Эйсав во главе отряда из 400 мужчин. Он выстраивает своих жен и детей для церемонии приветствования Эйсава. Сам Яаков выходит вперед своего семейства и кланяется Эйсаву, тем как бы признавая величие своего брата, который был полон решимости уничтожить
его, но теперь усмирил свой гнев. Эйсав в свою очередь обнимает и целует Яакова, и братья мирятся.
6. Яаков отклоняет предложение Эйсава, чтобы отряд его бойцов сопровождал и защищал его, и они расстаются с миром и направляются каждый своей дорогой.
7. Яаков останавливается лагерем возле города Шхем: сегодня пятница, и с наступлением Шаббата он должен прервать свое путешествие. Он приобретает участок земли и, почувствовав доброжелательный интерес к себе со стороны местного населения, решает остаться на некоторое время там, чтобы преподать
народу учение о Б-ге.
8. Однако мир и спокойствие пребывания Яакова в Шхеме нарушается, когда местный властитель похищает Дину, дочь Яакова. Затем он посылает к Яакову своего отца Хамора с просьбой разрешить ему жениться на ней. Яаков возмущен таким преступным обращением Шхема с его дочерью и разрешает своим сыновьям
вступить в игру и разобраться с обидчиками. Сыновья Яакова ставят условие, что брак нельзя будет заключить до тех пор, пока не будет обрезано все мужское население города, и после некоторых прений Шхему удается убедить жителей города выполнить это условие. Три дня спустя Шимон и Леви, братья Дины, наносят удар по этому аморальному народу и перебивают всех мужчин города, пользуясь их ослабленным состоянием после обрезания, и спасают Дину. Яаков, однако, недоволен Шимоном и Леви: хотя они и мстили за честь сестры и освободили ее из плена Шхема, он осуждает их ярость как чрезмерно горячую и жестокую.
9. ХаШем в очередной раз открывается Яакову и повелевает ему вернуться к Бэйт-Эль. По пути домой Яаков узнает, что умерла его мать Ривка, и ХаШем утешает Яакова повторением благословений, данных Аврааму и Ицхаку. Он также говорит Яакову, что Двенадцать Колен Израиля произойдут от его сыновей.
10. Рахель рождает своего второго сына, Биньямина, но сама умирает при родах. Яаков устанавливает памятник на ее могиле. (Это и есть гробница нашей праматери Рахели, сохранившаяся по сей день.) С рождением Биньямина семья Яакова стала полной, и он возвращается в дом своего отца Ицхака.
11. В этой главе упоминается смерть Ицхака, хотя она произойдет много лет спустя.
12. Глава заканчивается списком продолжателей рода Эйсава и царей, которые правили Сеиром, страной Эйсава, позже известной как Эдом. События, описанные в этой главе, являются предзнаменованием
взаимоотношений на протяжении всей истории между народом Яакова, еврейским народом, и народом Эйсава, то есть между двумя могучими силами: морального лидерства с одной стороны и материального превосходства с другой. Наши мудрецы говорят: " " , то есть, события, произошедшие
с нашими Праотцами (Авраамом, Ицхаком и Яаковом) являются предзнаменованием того, что случится с их потомками, еврейским народом. Подобно тому, как пророчество предсказывает будущее, так некоторые
события из жизни Авраама, Ицхака и Яакова предзнаменуют подобного рода события, которые произойдут с нами, их потомками. То есть, бывает пророчество словесное, а бывает бытийное. Стратегия поведения, которую избрал Яаков при встрече с Эйсавом, и, что, может быть, даже более важно, стратегия, которую он не избрал; мужество и решимость Яакова настойчиво продолжать свое дело, не дать неприятелю взять
себя врасплох внезапной ночной атакой и стойко держаться, несмотря на болезненную рану; признание определенного величия в характере Эйсава и проявление уважения к нему, когда тот его демонстрирует; тихая настойчивость Яакова в решении идти своей дорогой без присутствия или влияния Эйсава и его людей - все это предзнаменования пути будущего еврейского народа через века истории. Поскольку Яаков более, чем другие Праотцы, олицетворяет еврейский народ, то случившееся с ним в особенности следует рассматривать как предзнаменование будущей истории еврейского народа. На разных этапах истории одни из этих знамений будут отдаваться эхом более, чем другие. Но в конечном счете все евреи, потомки Яакова вновь вернутся к месту, названному «Бэйт-Эль», «Дом Б-га», и оттуда по всему миру и для всего человечества будет распространяться учение о Б-ге.

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Вайишлах
Ѓафтара этой недели – это взятая целиком Книга Овадьи - одной из наиболее коротких книг Пророков, составляющих группу «Двенадцати», (1:1-21)

В ОБЗОРЕ ЃАФТАРЫ ЭТОЙ НЕДЕЛИ, КАК И ВО МНОГИХ ДРУГИХ ПОМЕЩЕННЫХ ЗДЕСЬ ОБЗОРАХ ЃАФТАРЫ, ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАНЫ КОММЕНТАРИИ ИЗ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ СЕРИИ
РАВА МОШЕ ВАЙСМАНА (ПУБЛИКАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «БНЕЙ ЯАКОВ») «МИШРАШ ГЛАСИТ» НА НЕДЕЛЬНУЮ ЃАФТАРУ, ЗА КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЕТСЯ СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ

1. В очередной раз перед нами Ѓафтара, не очень четко связанная по теме с недельной главой. Глава повествует о том, как Яаков после многолетнего отсутствия встретился со своим близнецом Эйсавом. Она заканчивается довольно устрашающим списком вождей Эйсава – тогда как Яаков не построил в то же
время никакого рода армии или государства, а сосредоточился на построении семьи, цель членов которой – жить по благородным традициям Авраама и Ицхака, распространять по миру знание о Б-ге. Ѓафтара, пророчество Овадьи, аналогичным образом проводит контраст между еврейским народом, домом
Яакова, и народами, которые впоследствии произойдут от Эйсава, - воинственными, жестокими, властными, силой распространяющими свое влияние на весь мир.
2. Интересно, что Овадья был прозелитом в иудаизм, произошедшим из того самого народа Эдома, о котором пророчествовал. Он жил во времена Ахава. Последний был одним из наихудших царей Израиля: он безжалостно истребил почти всех преподавателей Торы в стране и всеми силами пытался искоренить Тору из народа, а вместо нее распространить идолопоклонство. Овадья был весьма умелым управляющим хозяйством в царском дворце. Похоже на то, что сам Ахав и не подозревал о личной религиозности собственного управляющего; возможно, что если у него и были подозрения, то их развеяла совершенно нееврейская внешность Овадьи. Но Овадья не только перешел в иудаизм – он с большим риском для
жизни спас от военных отрядов Ахава сто исследователей Торы. Он упрятал их в двух больших пещерах в пустыне и за свой счет снабжал их всем необходимым. Другими словами, он единолично поддерживал солидную ешиву, сам оплачивая все расходы и рискуя жизнью.
3. Кстати, здесь стоит обратить внимание на то, что даже злой Ахав, который взял в жены финикийскую принцессу Изевель (существуют сомнения, заставил ли он ее хотя бы на словах принять иудаизм, а даже если заставил, события показали, что она так и не отказалась от язычества), и который с такой жестокой
решительностью уничтожал духовных лидеров народа в своей стране, тем не менее, соблюдал законы Торы! Судите сами: пророк Элияху, которому угрожал Ахав, и который потому был вынужден бежать в пустыню, питался хлебом и мясом, что по воле Б-га приносили ему в пещеру вороны – со стола Ахава! ХаШем
не стал бы давать Элияху пищу, если бы уровень ее кашерности был ниже стандартов этого великого праведника. Другими словами, Ахав соблюдал кашрут так же строго, как Элияху! Конечно, это можно расценить как проявление вопиющего лицемерия Ахава, но все же, это кое о чем говорит. (См. также
последний параграф объяснения Ѓафтары прошлой недельной главы Ваейце – ашкеназскую версию.)
4. Пророчество Овадьи – по сути, предупреждение всем тиранам, которые в течение истории будут жестоко порабощать человечество. Придет их час, говорит ХаШем устами Овадьи, восстанут народы против этих угнетателей и низвергнут их. На тот момент Овадья пророчествовал конкретно об Эдоме, и об этом знали и его слушатели, и, несомненно, сам народ Эдома (там тоже серьезно относились к словам еврейских пророков). Но мы знаем, что пророчества, включенные в Священное Писание, относятся не только к тому определенному времени, но даны на все времена. Мудрецы в своих высказываниях, записанных в Гемаре,
открывают нам некоторые из других значений, заложенных в этих пророчествах. И касательно этого пророчества они говорят, что оно относится к злой державе - тогда еще будущей Римской империи. (Народ, ставший римлянами, произошел от одного из вождей - потомков Эйсава.) Но они также поясняют, что эти
пророчества относятся в целом к любому народу, который пойдет против Б-га и будет причинять страдания Его народу. Ибо эти народы - как хулиган, который не в состоянии избить сильного и вместо этого обижает слабого: так и они знают, что не могут дотянуться до Б-га, и вместо этого причиняют беды Его народу, так
демонстрируя свое презрение по отношению к Самому Б-гу.
5. Овадья говорит: наступит время, когда те жестокие деспоты и их последователи получат по заслугам. Эти самовлюбленные и властные тираны, которые будут стремиться поработить человечество, и которые не будут позволять ему признавать владычество Б-га, потому что хотят, чтобы все поклонялись им, а не Ему, - все они утеряют всякую мудрость и будут лишены разума. Их козни провалятся, а их земли будут разделены между их жертвами, которые придут отовсюду. Всем станет известно о том, как безжалостно грабили они евреев, и весь мир подвергнет презрению эти «великие державы». Несмотря на их попытки притворяться цивилизованными народами, все увидят, что каждая из них – не более, чем простая воровская шайка.
6. Жестокие властелины, господствующие над всем миром, будут обличены как ничтожества, которые не в состоянии контролировать даже собственные эмоции, но которые пытаются уничтожать людей, олицетворяющих самодисциплину. Могучая империя Эдома окажется всего лишь соломой, которую легко пожрет огонь и пламя. И в то время, как Эдом и те, кто подражал его безбожному поведению, получат наказание за их бунт против Б-га и жестокость против Его Избранного народа, еврейское царство станет оплотом святости и духовности, и откроет новую эру для всего человечества, наконец-то готового признать
владычество Б-га и последовать по указанному Им пути.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Вайишлах
Глава 32
2. Покидая двадцать лет назад дом своего отца, Яаков (повстречался с Вездесущим). Теперь же, когда он возвращался домой, ангелы встречали его. Явление Б-жественного Присутствия двадцать лет назад было для него очень важным событием: Яакову стало ясно, что Шехина желает вернуться на землю, чтобы, пока ангелы искали Б-га на небесах, Слава Его жила на земле среди людей. Яакову дали понять, что он и его будущий народ должны трудиться, не жалея сил, чтобы заслужить возвращение на землю Б-жьей Славы. Но сейчас, когда свободный от всех обязательств Яаков впервые смог по-настоящему почувствовать себя главой независимой семьи, уже его возвращение рассматривалось ангелами как важное событие, ибо они впервые видели на земле такую семью. Яаков спокойно следовал своим путем, не осознавая собственной святости и святости своего дома, но Б-жьи ангелы рассматривали встречу с ним как великое событие.
8…. Как и прежде, Яаков и Эсав продолжают противостоять друг другу. Яаков - семейный человек, благословенный детьми, отягощенный заботами, усердно работающий, находящийсяв услужении. Эсав - вполне состоятельный человек. Несмотря на полученное благословение и право первородства, Яакову понадобилось двадцать лет тяжкого труда, чтобы добиться того, что сейчас он принес собой как величайшую награду, как величайшее завоевание: положение независимого отца семейства. Другие воспринимают это благословение как нечто само собой разумеющееся, данное от рождения, и Эсав - вполне состоятельный человек, уже обладал этими преимуществами, когда Яаков впервые покинул дом. За это время, пока Яаков своим трудом добивался счастья и создавал семью, Эсав превратился в политическую фигуру; он стал предводителем армии, главнокомандующим своих войск. Столь разительным был внешний контраст между Яаковом, который держал брата за пятку, когда они родились, и Эсавом, «состоятельным человеком».
Два непримиримых принципа противопоставлены друг другу в лице Яакова и Эсава, и исход борьбы между ними определяет ход мировой истории. Яаков представляет семейную жизнь; быть счастливым и делать счастливыми других; Эсав воплощает политическую власть и могущество. Этот конфликт длится тысячи лет: разве не достаточно быть просто человеком? Должны ли социальная структура и политическая власть приобретать значение только как средства достижения этого возвышенного человеческого устремления или же все «человеческое» в человеке, в его доме, семье существует только для того, чтобы служить поощрением для тех, кого политики решат наградить?
12 - 13. Яаков не получает ответа на свой горестный призыв; ответ придет к нему позже, с опытом, которым обогатят его последующие события.
14. В течение последующих веков галута народу Яакова пришлось использовать (подарки и молитвы) как средство выживания. Кроме обращенных к Б-гу молитв о помощи, народу пришлось умиротворять Эсава подарками из своего имущества, чтобы отвести его гнев. В подобном положении предок этого народа прибегал к такому же способу самосохранения.
19. Яаков придавал большое значение тому, чтобы пастух каждого стада убеждал Эсава в том, что он вот-вот встретит Яакова, но, вместо того чтобы лицом к лицу столкнуться с братом, Эсав видел перед собой еще один предназначенный ему дар. Благодаря своей психологической проницательности Яаков понимал, что таким образом можно умиротворить Эсава, и гнев его, разгорающийся в ожидании появления брата, всякий раз будет утихать при виде даров. Яаков считал свою уловку самым надежным способом, с помощью которого можно постепенно охладить и смягчить ярость Эсава.
25. По словам наших мудрецов, пыль, которую «подняли» эти два борца, «была пылью, которая поднялась до Б-жественного Трона». (Хулин 91а) Ибо эта борьба была прообразом борьбы, которая будет продолжаться в течение всей истории; она и является основным содержанием мировой истории.
Опыт, приобретенный Яаковом в ту ночь, явился ответом на его горестный призыв: пока ночь царит на земле, пока сознание человека затуманено, а путаница явлений превышает возможности разума, так что явления не могут быть понятыми надлежащим образом, Яакову следует ждать борьбы и конфликтов. По мнению наших мудрецов, Яаков будет сражаться с вооруженным державой, скипетром и мечом (ангелом Эсава) до тех пор, пока ночь не покинет землю. Яаков и сам понимал, что его противник - высшее существо, и он запечатлел это в названии, которое дал этому месту.
(и кто-то боролся с ним): не Яаков, а его противник нападает первым. Яаков только защищается.
27…. Противник Яакова может сражаться лишь пока на земле властвует ночь: в это время если он и не побеждает, то кажется более сильным. Но как только утро озарит землю, ситуация коренным образом меняется, и уже Яаков ставит условия прекращения борьбы. А условие, поставленное Яаковом для завершения борьбы и являющееся единственной целью поединка, - это признание того, что Яаков заслуживает благословения и поддержки, а не преследования, что признав это, и народы получат благословение, и таким образом осуществится обещание «и благословятся в тебе и в твоем потомстве все земные племена» (Берешит 28:14).
Поэтому Яаков говорит: «Всю ночь ты атаковал меня, показывая этим, что видишь во мне помеху и считаешь себя обязанным вести непрерывную борьбу, чтобы уничтожить меня. Но сейчас, когда зарождается день, ты отказываешься продолжать борьбу. Я же не прекращу поединка до тех пор, пока ты не признаешь меня, благословив меня». Цель истории не в том, чтобы принудить Яакова смешаться с массой народов. Как раз наоборот, народы должны прийти к пониманию того, что те самые принципы, которые защищал и отстаивал Яаков в этой борьбе, составляют также счастье и тех народов, которые примут эти принципы. Для их воплощения народы должны добровольно отдать весь свой духовный и материальный потенциал и на деле считать их осуществление своей единственной целью.
29. - ПОСКОЛЬКУ ОДОЛЕЛ (доcл. «так как ты сумел»). «Ты совершил все, что хотел совершить. А я нет. Я хотел повергнуть тебя, но не смог этого сделать. Ты хотел одного - не быть поверженным, и ты достиг того, чего хотел». Такими остаются отношения между Яаковом и Эсавом и по сегодняшний день. И в политике, и в религии Эсав заявляет: «Вне меня нет спасения». Он считает, что его существование находится под угрозой до тех пор, пока кроме него существует Яаков, пока кроме него есть еще один элемент, претендующий на свое законное участие в создании мира. Для Израиля все истинно человеческое оправданно и неприкосновенно; да, Израиль провозглашает, что все истинно человеческое приобретет величайшую важность и достигнет расцвета, если усвоит то Духовное, что принесет Израиль, и сделает это духовное жизненной реальностью. Единственная награда, за которую будут сражаться Яаков с Эсавом, - это признание в форме благословения.
32. Мудрецы отмечают, что двадцатью годами раньше, когда Яаков отправился в свои скитания и подошел к границе родной земли, солнце для него закатилось. Наступила темнота. Теперь же, когда он вернулся домой, над ним вновь засияло солнце. Он остался непобежденным, несломленным, однако он стал хромать.
33…. Всякий раз когда потомки Израиля садятся есть, они должны вспоминать предостережение из хроник их скитаний: им следует с готовностью отказаться от бедренной жилы, символа той физической силы, которая была вынуждена уступить Эсаву. Они не должны думать, что их существование и безопасность зависят от силы такого сорта. То, что в отличие от Эсава они не вооружены мечом и даже не могут уверенно ходить по земле, не должно заставлять их чувствовать себя менее защищенными в их походе через века. Источник силы Яакова-Израиля в других, более высоких сферах, эту силу Эсав не может истощить. Если Яаков побежден, то это происходит не потому, что он уступает Эсаву физически, а потому что не понял, как сохранить для себя защиту своего Б-га. И наоборот, если Израиль одолевает.то одолевает не благодаря прочному материальному основанию, поддерживающему его, а потому что Б-г несет его на орлином крыле Своего Всемогущества.
Таково было переданное Яакову послание, и его нужно сохранить в сердцах и умах всего Израиля навечно…
Книга Берешит перечисляет четыре Б-гоустановленных института: (Шабат), (радуга), (обрезание) и (запрет есть бедренные жилы). Первые два важны для всего человечества; последние два имеют подобное же значение для еврейского народа. Шабат обеспечивает сохранение духовного и морального призвания всего человечества; обрезание гарантирует сохранение миссии Израиля. Радуга символ истории человечества; бедренная жила - символ еврейской истории. Но лишь моральный поступок человека и судьба, дарованная ему Б-гом, вместе определяют общую сумму жизни личности на земле.

Глава 33
1. Яаков видел, что подарки не обезоружили Эсава: он не распустил свои войска. Поэтому Яаков «разделил» и т.д. Наши мудрецы воспринимают все это описание как руководство к тому, каким должно быть наше поведение по отношению к Эсаву и державам, ему подобным. Отсюда мы узнаем, что даже если мы и полны доверия к Б-гу и Его обещаниям, тем не менее мы тоже должны действовать, чтобы помочь самим себе: («нельзя полагаться на чудеса»).
4. Одно короткое слово (и они заплакали) убеждает нас, что в этот момент Эсав был охвачен чисто человеческими чувствами. Поцелуй может быть притворным; не таковы слезы, текущие в подобные минуты;… слезы приходят из самых глубин человеческой души. По этому поцелую и по этим слезам мы понимаем, что Эсав все-таки потомок Авраама.
18. (неповрежденный) в полной, гармоничной, беспорочной «законченности», не только в физическом смысле, но, что наиболее важно, в моральном значении этого слова, с учетом опасностей дл нравственности, которым подвергается человек, когда он трудится, чтобы добиться материальной независимости… обозначает совершенную гармонию, в особенности полное согласие между внутренними и внешними аспектами вещей… Подлинный мир, который заслуживает названия и в общественной жизни не представляет собой порядок вещей, организованных по внешнему стереотипу. Он должен идти изнутри, он требует гармонии между общественной жизнью, какая она есть в реальности, и ее идеалом, т.е. какой она должна быть.
20. . Два необычных термина. Про жертвенник обычно говорят «построил», «сделал», но никогда «установил».
Кроме того, говорится «воззвал Именем Вс-вышнего», но не «назвал себе», как здесь.
Слово «установил» относится к , одиночному камню, который символизирует природу, мемориал в честь того, что Б-г дает нам. , которые воздвигали праотцы, отражали, прежде всего, признание ими Его царствования и управления природой и делами человека. Во времена отцов существавала наряду с , выстроенным из многих камней сооружением, выражающим посвящение Б-гу человеческой деятельности. Соответственно, в основном предназначалась для возлияний, как признание приходящего от Б-га благословения, а - для жертвенных животных, как посвящение Б-гу всей жизни. С дарованием Торы не только сделался основной формой служения, но и полностью поглотил . С тех пор признание Б-га источником наших судеб, отделенное от посвящения всей нашей внутренней и внешней жизни исполнению Его изреченной Воли, является по-настоящему греховным и запрещенным. С этого момента Б-г больше не желает раскрываться в том, что Он дарует нам, но хочет раскрываться в том, что Он получает от нас… Понятно поэтому, почему уступает свое место , который становится и местом приношения животных, и местом совершения возлияний. Жертвенник своей конструкцией и символическим значением заявляет о своей миссии: посредством действий человека, с помощью Торы возвысить землю до уровня «Горы Б-га»…
Вступление Яакова в будущую землю Торы знаменует поворотный момент превращения в . Здесь, на этой земле люди должны построить такой «монумент» Б-жественного Откровения, который раскрывал бы Б-га посредством человеческих деяний и в них самих. Вопрос не только в том, чтобы признать, что человек получает все из рук Вс-вышнего и поблагодарить за это, но в том, чтобы превратить все земное и материальное в нечто, приносящее Б-гу высшее удовлетворение исполнением Его воли.
Поэтому сказано: «воззвал к себе», провозгласил себе и своему народу концепцию преобразования в . До него патриархи провозглашали миру Имя Вс-вышнего, провозглашали людям, что Б-г не только сотворил мир тысячи лет тому назад, но и продолжает нести небо и землю; от Него непосредственно зависит каждое мгновение их существования. Но мысль, которую Яаков хотел выразить «устанавливая жертвенник», была обращена не к всему человечеству, а к нему самому: Всемогущий Б-г, сотворивший небо и землю, должен быть и желает быть «Б-гом Израиля», Законодателем Израиля, различимым не только в судьбе Израиля и в его истории, но, превыше всего, в его поступках…
Рав Менахем-Михаэль Гитик
Переворот мировоззрения переворачивает реальность
«И простирался ниц семь раз до того, как подошел к брату своему» Берейшит 33:3
Поведение Эйсава, который придя с вооруженной дружиной, неожиданно бросается в объятия Яакова и рыдает от внезапной братской любви требует объяснения. И мы, конечно, не удовлетворимся ссылкой на комплекс «любовь-ненависть» из творческой лаборатории дедушки Зигмунда Фрейда.
В качестве комментария мы воспользуемся историей, произошедшей с главой харидской общины Йерушалаима равом Йосефом Хаимом Зоненфельдом. Через небольшое время после убийства доктора ДеҐана (В 1925 году комсомольская ячейка решила убить национального поэта голландского народа, принявшего иудаизм и имевшего наглость проводить независимую политику «пейсатых» евреев. Один из шести – стал убийцей) к раву Зоненфельду заявились пять пролетариев, которые потрясая внушительными кулаками потребовали главного раввина подчиниться руководству сионистской организации.
Несмотря на реальность угроз социалистов – сионистов рав Зоненфельд не утратил внутреннего равновесия и прямо заявил, что готов умереть ради освящения Имени Вс-вышнего, но Истине не изменит не на йоту. После его добры молодцы «от сионизма» внезапно… бежали.
Объясняя, позднее, своим ученикам занятую им позицию, сказал рав Зоненфельд, что использовал идею Торы, связанную с поведением Яакова при встрече с Эйсавом.
Эйсав ненавидел Яакова и Вс-вышнего, Стоявшего за ним. А Яаков выполнял «ненавидящих Тебя - ненавижу». Но простираясь ниц, Яаков принудил себя видеть в Эйсаве… брата: «к брату своему». Благодаря этим мыслям и проснулось в Эйсаве братское чувство. «Это чувство, - заключил рав Зоненфельд,- должны мы испытывать к нашим заблудшим братьям, которых время и обстоятельства заставили сойти с прямой дороги. Мы обязаны потрудиться и найти им оправдания, дабы выкорчевать в себе чувство ненависти к ним, и тем самым помочь им вернуться».
Очевидно, что все высказанное выше касается Эйсава, но не Амалека! «Простых трудящихся», но не их лидеров!




Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайишлах
Главы 32:4-36:43
В первой фразе главы сказано: “И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...”.
И послал на иврите - ваишлах.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Ваийшлах (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика