::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Ваийшлах (часть 1)

  • Сообщить о ошибке
10-12-2011, 22:05 Разместил: jude Просмотров: 1 965
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайишлах
Главы 32:4-36:43
В первой фразе главы сказано: “И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...”.
И послал на иврите - ваишлах.

Комментарий к Торе

Книга Берешит

Недельный раздел Вайишлах (часть 1)

Главы 32:4-36:43

В первой фразе главы сказано: “И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...”.

И послал на иврите - ваишлах.


Рав Лев Кацин

Куда пойти учиться?

«Куда пойти учиться?» - транспаранты с этими словами развешивались на московских трамваях. Оканчивая школу, мне было сложно ответить на этот вопрос, потому что, думая о медицине, я любил физику, музыку, шахматы, спорт… Однако в то время в Москве евреев принимали всего лишь в несколько вузов. Так я поступил в Московский институт связи, из которого меня выгнали, как только я подал документы на выезд в Израиль. В течение еще нескольких лет, ожидая разрешения, я изучал Тору и мечтал продолжить учебу в настоящей иешиве в Израиле. Приехав в Иерусалим, я начал учиться в иешиве, но через некоторое время задумался о продолжении светского образования. В Израиле я мог выбрать любую профессию, пойти учиться в любой университет. Тогда я пошел за советом к раву Хаиму Лифшицу и рассказал ему, что меня интересуют самые разные области знания.

– Продолжай учиться в иешиве, - ответил он мне. - Когда ты станешь раввином, то твои разнообразные интересы помогут тебе понимать самых разных людей.

Уже приехав в Америку, я услышал, как преподаватель одной еврейской школы говорил: «Сначала я изучаю своих учеников - для того, чтобы потом смог их учить». «Воспитывай ребенка его путем, тогда, даже состарившись, он не свернет с него!» - учил мудрейший из людей царь Соломон. Прежде чем воспитывать кого-то, необходимо сначала понять «его путь» - его природу, наклонности, интересы…

Возвращаясь от Лавана на родину отцов, Яаков узнал, что ненавидящий его брат Эйсав и четыреста воинов идут по дороге. Тогда Яаков послал навстречу посланников с дарами, чтобы изменить его отношение к себе.

«Яаков послал дары Эйсаву не из страха, а для того, чтобы изменить его отношение к жизни и возвратить к добру!» - пишет рав Гедалья Шор в своей книге «Ор Гелалеягу».

Получив благословения первородства от своего отца Ицхака, Яаков бежал из Святой Земли, опасаясь мести брата Эйсава, который поклялся убить его. Однако мудрецы считают, что ненависть Эйсава была лишь поводом, в то время как причиной изгнания стал тот факт, что праведник Яаков не повлиял на своего свернувшего с правильного пути брата - негодяя Эйсава. Мудрецы приравняли это к непредумышленному убийству, которое наказывается в Торе изгнанием в города-убежища. Яаков мог вернуться на родину, лишь исправив свою ошибку и предприняв усилия для того, чтобы повлиять на своего брата. Потому Яаков отправил Эйсаву посланников - «малахим» (дословно переводится как «ангелы»).

Яаков действительно послал навстречу Эйсаву ангелов, утверждает книга «Зогар». Когда человек совершает добрый поступок, то он творит ангела - защитника, который хранит его, утверждает Талмуд. Яаков послал Эйсаву ангелов тех добрых дел, которые он совершил вместо него, призывая его таким образом вернуться на путь добра и исполнить свое предназначение в мире.

Два брата Яаков и Эйсав пришли в этот мир для того, чтобы каждый смог реализовать свой духовный потенциал. Яаков был человеком книги, который должен был укреплять добро, в то время как Эйсав был человеком меча, и его предназначением была борьба со злом. Однако Эйсав не состоялся и сам стал частью зла. Тогда Яаков взял на себя исполнение жизненной миссии Эйсава. Победив в борьбе ангела Эйсава, Яаков получил новое имя Израиль, которое символизирует исполнение Яаковом миссии Эйсава. Борясь со злом вместо Эйсава, Яаков творил ангелов, которых и послал Эйсаву.

Встретив Яакова, Эйсав поцеловал его, и хотя мудрецы предупреждают нас, что поцелуй негодяя - это укус, все же рабби Шимон бар Йохай утверждает, что Эйсав поцеловал Яакова от всего сердца. Это пророческий символ будущего - дары Яакова все же возымеют действие, и потомки Эйсава вернутся к добру.

Яаков послал Эйсаву дары, напоминая ему о его жизненном пути, что является для нас уроком - каждого человека следует направлять к добру «его путем», открывая ему его путь, его уникальное предназначение в жизни.


Рав Дов Бигон

Чтобы мы не хромали

Яаков, наш праотец, пытался убежать от Эсава. Ночью он перешел поток Ябок и перевел свою семью. Но, в конце концов, он остался один. «И боролся с ним человек до утренней зари. И увидел, что не может одолеть его, и дотронулся до бедра его. И вывернулось бедро Яакова, когда он боролся с ним» (Берешит 32: 25 – 26). И после борьбы он пришел в Пнуэль. «И он хромает из-за ребра его. Поэтому не едят сыновья Израиля жилу наше, которая на бедре, до сегодняшнего дня (32 – 33). 

Рашбам, комментируя эти стихи, разъясняет: Яаков был наказан, получил удар и хромал, так как не положился на обещание Вс-вышнего, что он победит Эсава, и попытался убежать. Так происходит со всеми, кто сворачивает с той дороги, покоторйо их ведет Вс-вышний, отказываясь исполнять возложенное на них поручение (Рашбам приводит несколько примеров). 

Нам следует извлечь урок из бегства Яакова от Эсава и из того наказания, которое он получил: везде, где сыновья Израиля отступают, проявляется их недостаток, и они выглядят, как человек, потерявший дорогу, бредущий в темноте, уже оступившийся и подвернувший ногу, и потому – хромающий.  

Мы убежали из Ливана, мы убежали из Азы, а результат – враги ощущают нашу слабость, и мы, действительно, хромаем. Новое бегство (или подготовка к нему): к нашему великому стыду глава правительства заморозил строительство в Йеуде и Шомроне. Следующий шаг – бегство из центра страны и создание государства террора (не дай Б-г). И нашу хромоту уже заметили и наши враги, и те, кто поддерживает их в Европе и в Америке. 

Мы не имеем права бежать из собственной страны, сдаваться, уступать чтим бы то ни было тербованиям. Наша вера должна помочь нам твердо стоять на ногах. Мы ведем борьбу не только за поселения, но и за идею заселения земли Израиля. Преобразуя ее, застраивая каждое место, мы претворяем в жизнь мечту всех поколений стать светом для всех народов и преобразовать весь мир. Заповедь Вс-вышнего – привнести в мир, справедливость, добро и истину, сделав их достоянием всего человечества. Без наших усилий не исполнится благословение, данное Яакову: «И благословятся тобой все семейства земли, и потомством твоим…» (Берешит 28:14). 

Во времена Давида, когда начальник войска Йоав попал в тяжелое положение и был вынужден сражаться на два фронта, он сказал: «Укрепляйся, и укрепимся ради народа нашего и городов Б-га нашего» (Шмуэль 2, 9). 


Рав Зеев Мешков

Война и мир

Убедить или искоренить?

Праотцы стремились преобразовать человечество мирным путем, а Вс-вышний постоянно указывал им, что без борьбы со злом нельзя исправить ни людей, ни общество. Так Авраам, выйдя на войну с небольшим отрядом и поразив многочисленных врагов, которые увели в рабство его племянника, испугался, что поступил неправильно, и что убив многих людей ради спасения одного, он навсегда утратил возможность влиять на человечество, призывая его к высокой духовности и нравственности. Но Вс-вышний сказал ему: «Не бойся Аврам, Я - щит тебе, награда твоя велика» (Берешит 15:1). Эти слова Вс-вышнего стали обещанием защитить Авраама от тех, кто захочет отомстить ему за свое поражение, а так же и от всех тех, кто решит, что против праведника, действующего силой, можно также применить силу. Кроме того, Аврааму была обещана большая награда за то, что он проявил веру во Вс-вышнего, выступил против врага с немногочисленным отрядом и победил. Опасения Авраама за свою жизнь, за то, что его дело распространения добра и любви к людям в мире не будет успешным, оказались напрасными: окружающие народы стали ценить его еще больше, чем раньше. Так Шем, сын Ноаха, который до этого приносил жертвы за все человечество, обращаясь с молитвой, чтобы дурное желание было забрано у людей, после победы Авраама отказался продолжать быть защитником народов перед лицом Вс-вышнего и возложил обязанность быть священником и учителем поколения на Авраама (Берешит 14:18, см. Раши). А сам, решив, что одной молитвой не поможешь делу, и возглавлять народы должен тот, кто умеет искоренять зло, ушел в горы и посвятил себя учению, ставящему своей целью постижение Б-га. 


Союз с победителем

После победы Авраама Вс-вышний заключил с ним союз и еще раз обещал ему землю и потомство: «И вывел его наружу, и сказал: «Вглядись в небеса и сочти звезды. Сможешь ли пересчитать их… Таково будет потомство твое…» И сказал ему: «Я Б-г, который вывел тебя из Ур Касдим, чтобы дать тебе эту землю» (Берешит 15: 5 – 8). Вс-вышний хотел сказать, что Он спас Авраама из огненной печи, чтобы тот завоевал землю Кнаан, уничтожил идолопоклонство и установил моральный закон. Это и означало «дать тебе эту землю»: обратить врагов в бегство, как во время «операции» по освобождению племянника, чтобы Авраам поражал их и отучил воевать и творить зло. Но Авраам понял слова Вс-вышнего по-своему: «Как я узнаю, что унаследую ее?» - спросил он. И из его вопроса видно, что он собирался получить землю Кнаан в наследство мирным путем: жители поймут его и подчинятся ему, признав истинность его учения. И Авраам, даже после того, как получил заверение Вс-вышнего «Я - щит тебе, награда твоя велика», не захотел объявить себя правителем земли и потребовать от народов Кнаана, чтобы они начали исполнять морально-нравственный закон, обязательный для сыновей Ноаха. Авраам продолжал чувствовать себя зависимым от окружающих. Он заключил союз с Авимелехом, царем Грара (Берешит 21:27), и склонился перед сыновьями Хетта (Берешит 23:12), умоляя их продать ему участок на той земле, которая целиком была отдана ему Вс-вышним. 

 

Слово об Аврааме

Это не значит, что Авраам не справился с возложенной на него миссией. Он заложил основы исправления мира так, как умел, и сделал то, что, кроме него, не мог сделать ни один человек за всю историю человечества. Он один стоял против всего мира, распространял знания о Б-ге среди идолопоклонников, и в мире, где господствовала жестокость и ненависть, учил людей любить друг друга. Но подняться на еще более высокую ступень веры, на которую призывал его подняться Вс-вышний, он не смог. И нет ни у кого права осуждать его, а лишь следует сделать вывод, что от сыновей Израиля, многочисленных как звезды и проживающих на своей земле, Вс-вышний ожидает твердости и настойчивости, и готов помогать им, если они будут отстаивать принципы веры и настоящей, неподдельной, любви к человеку, борясь со злом, а не заключая с ним мир. Ицхак также не хотел вступать в конфликт с окружающими народами. Он хотел, чтобы его старший сын Эсав стал царем земли и заставил ее жителей отказаться от идолопоклонства. Ицхак полагал, что только сильный и хитрый человек способен управлять людьми, а такой человек, как Яаков, должен сохранить свой духовный мир в чистоте и обращаться ко Вс-вышнему с молитвой. 

 

Путь от Яакова к Исраэлю

Однако Вс-вышний сделал так, что благословения достались Яакову, а вместе с ними его потомки получили и право и силы быть правителями земли. Вс-вышний наделил Яакова не только светлой душой, но и физическими силами. Но Яаков не обрел решительности, не обрел понимания, что у него есть и право и обязанность силой искоренять зло. Возвращаясь в землю Кнаан после двадцати лет пребывания в Харане у Лавана, «убоялся Яаков очень, и почувствовал, что он в беде» (Берешит 32:8). А Раши пояснил: «Испугался, что будет убит, и почувствовал, что он в беде, когда понял, что, возможно, ему придется убивать других». И это несмотря на то, что ему сказали: «и вот (Эсав) идет навстречу тебе, и четыреста человек с ним» (Берешит 32:7). Т.е. Яаков боялся применить дарованную ему Вс-вышним силу, чтобы обратить в бегство четыреста разбойников, так как опасался не только за свою жизнь, но и за то, что он в сражении со злодеями, пришедшими убить его, «зашибет» кого-то из них насмерть! И поэтому он не захотел вступать с ними в прямое столкновение, послал подарки, чтобы откупиться, молился о спасении и разбил свой стан на два лагеря, чтобы хотя бы один из них мог спастись. Но противостоять противнику не собирался! 

 

Борьба с ангелом

Вс-вышний вынудил его вступить в войну и проявить свою способность бороться со злом: когда ночью Яаков остался один, Вс-вышний превратил ангела в материальную силу и тот напал на Яакова, начав с ним борьбу, как на духовном, так и на физическом уровне. «У тебя есть силы противостоять врагу в физическом мире» - хотел сказать ему Вс-вышний, наделив ангела материальной оболочкой. Ночной враг – сила Эсава (всякому творению дается сила через ангела, и особой силой был наделен брат Яакова, от которого должен был произойти народ, способный завоевать весь мир), он же, этот ангел, – духовная сила, сила дурного начала, которое коренится в самом Яакове. И для того, чтобы победить Эсава, Яаков вел борьбу и с самим собой, с недостатками Эсава, которые были присущи и ему. Но каково же это дурное начало? Нежелание бороться и воевать! На первый взгляд такой вывод представляется странным: ведь благословение Эсава «Мечом твоим будешь жить», и он готов проливать кровь реками. Вот именно, проливать кровь - удовольствие для Эсава… Но если он оказывается слабее, то тут же начинает говорить о мире, о мире, который он нарушит, когда наберет силы. Мир – оружие Эсава. На это указывает то, что гематрия его имени (сумма числовых значений букв, входящих в имя) соответствует гематрии слова «Шалом»! Не будь таким, как Эсав, не отступай от принципов, даже, когда ты слаб, и Вс-вышний поможет тебе, не играй в мир с врагом, который ненавидит тебя, не верь в лживый мир – эти правила Яаков должен был записать на сердце своем, чтобы победить ангела Эсава на духовном уровне и завершить свою победу в материальном мире. Только когда он преодолел в себе нежелание бороться со злом, отстаивать свои идеалы, не поддаваться соблазну заключить мир со злодеями, которые, чувствуя свою слабость, протягивают руку, когда он победил ангела Эсава, то получил благословение и высокое имя Исраэль. При этом ему было сказано, что он исправил свой недостаток и высокое имя было дано ему только после того, как «боролся ты с ангелами и с людьми и победил» (Берешит 32:28). Надо отметить, что, ангел, почувствовав, что Яаков одолевает его, попросил о пощаде, умолял отпустить его, а Яков не согласился, пока тот не исполнит волю победителя: благословит его (Берешит 32:27). И в проявленной им твердости также было преодоление и своего дурного начала, и сил Эсава. 

 

Народ, боровшийся и победивший

Исраэль – так должен называться народ, который произойдет от Яакова: «боровшийся и победивший». Правда, победа была одержана пока только над ангелом, но не над людьми. Победа над людьми – лишь предсказание будущего. И поэтому Вс-вышний еще не поставил печать под благословением ангела, произнесшего имя Исраэль. Яакову предстояло заслужить своими будущими победами благословение не только от ангела, но и из уст Вс-вышнего. Но наутро, после борьбы с ангелом, Яаков встретился с самим Эсавом и поклонился ему (Берешит 33:3)! Он не считал себя готовым противостоять и брату, и всем окружающим народам. Затем он пришел к городу Шхем и расположился возле него, надеясь, что постепенно ему удастся познакомить его жителей с моральным законом и убедить их соблюдать его. Однако похищение Дины смешало все его планы. А нападение Леви и Шимона на город, и убийство всего его мужского населения, чтобы отомстить за сестру, не оставило никакой возможности оказать влияние на местное население, чтобы оторвать его от идолопоклонства. Но только после мести братьев за насилие над сестрой, показавшее, что сыновья Яакова умеют постоять за свою честь, и никому не позволено позорить их, Вс-вышний утвердил имя Исраэль, сказав Яакову в Бейт Эле, где тот принес жертвы: «Именем твоим «Яаков» ты больше не будешь называться, а (будут звать тебя) только Исраэль» (Берешит 35:10). Если Яаков – это имя праотца, то Исраэль – имя всего народа. И Вс-вышний подтвердил это имя только после мести жителям Шхем. Если у народа нет желания или достаточной смелости, чтобы отстаивать свои идеи и принципы, он не может существовать. 

 

Жила забывания

Рабство, которое не позволяет исполнить свое предназначение, равносильно отсутствию существования. Об этом напоминает заповедь, запрещающая употреблять жилу, проходящую в задних ногах животного, которую называют «гид а-наше». Такую жилу повредил ангел Яакову в ночной борьбе с ним. Он мог это сделать только потому, что нашел у нашего праотца недостаток, нежелание или неумение до конца устранить дурное начало. Каков же этот недостаток? Это можно определить из названия самой жилы: наше означает забывание. Забывание своей миссии, своего предназначения исправить мир приводит к недостатку веру в то, что Вс-вышний всегда поможет своим сыновьям и приводит к заключению мира со злодеями. Не забывай, что нельзя есть жилу, которая соответствует силе забывания!


Рав зеев Мешков

Борьба… Только с кем?

Яаков, возвращался в святую Землю после двадцатилетнего изгнания с большой семьей: четыре жены и одиннадцать детей, со слугами, многочисленным скотом и длинным караваном верблюдов. Он торопился встретиться с отцом и матерью, чтобы рассказать им, что он выстрадал и как выстоял во всех испытаниях, которые выпали на его долю в доме злодея Лавана. Но – несмотря на свое стремление как можно скорее добраться до Хеврона и войти в шатер родителей – он остановился на восточном берегу Ярдэна, у потока Ябок,  на неопределенное время. 

Он не решался двигаться дальше, так как ему предстояла встреча с братом-близнецом Эсавом, ставшим его непримиримым врагом. Это произошло после того, как двадцать лет назад Яаков обманом получил у отца благословения Авраама, хотя первенцем считался Эсав, родившийся на мгновение раньше. И, несмотря на то, что Ицхак признал, что ошибка не была случайностью, и благословение досталось достойному, так как в ход событий вмешалось Б-жественное Проведение, Эсав не принял решения отца и считал себя обделенным. 

Благословение Авраама – это обещание Вс-вышнего, что человек, которому оно будет передано, удостоится стать правителем всего мира и исправит человечество. 

Однако для того чтобы исполнить это предназначение, необходимо овладеть землей Кнаан, которая была передана Аврааму в наследное владение. Но овладеть – не значит только завоевать землю. Это также значит быть достойным ее: честным, справедливым, милостивым, стремящимся к духовности и открытым для пророчества. Эсав не понимал, что значит исполнять волю Вс-вышнего, но от власти не отказывался и мечтал овладеть всем миром. 

Яаков боялся встречи с ним, так как опасался, что не удостоится Б-жественной защиты из-за тех ошибок, которые допустил на протяжении своей жизни. И он послал дары брату, чтобы задобрить его, затем обратился к Вс-вышнему с молитвой о спасении, а после этого, уже в темноте, разбил свой лагерь на два, чтобы хотя бы часть людей могла спастись при нападении врага. Не веря в то, что сможет одержать победу над Эсавом, он надеялся только на помощь Небес.

Яаков был готов отказаться от борьбы за землю Кнаан – достаточно, если брат разрешит ему жить на ней под своим покровительством. Пусть люди остаются идолопоклонниками, пусть они ведут тот же образ жизни, который вели до сих пор, а он будет жить в своих шатрах. Довольно, он уже насмотрелся на обман и злодейство в доме Лавана, довольно с него ограниченности и жестокости брата. 

И тогда Вс-вышний дал понять Яакову, что его единственна проблема – это не ошибки, допущенные им на протяжении жизни, а нежелание бороться: ибо от борьбы устраняется только тот, кто не видит ценности в том, что он уступает. Отказываясь от роли того, кто должен исправить мир, и от права владеть землей Кнаан, Яаков тем самым отказывался от пророчества и от прямой связи с Б-гом, к которой он так стремился. Ведь Вс-вышний приближается только к тем, кто стремится распространить благо во всем мире, ненавидит зло и стремится искоренить его. И только в святой земле человек может обрести пророчество, а вместе с ним и истинные представления о жизни, добре и зле. И чтобы Яаков понял, что отказавшись от борьбы, он отказался от самого главного в жизни, Вс-вышний послал ангела, в борьбе с которым Яаков должен будет понять, что уступая злу, он теряет все. 

И когда Яаков вернулся на место своего прежнего лагеря, на него напал ангел, которого поначалу он принял за человека. Борьба между ними продолжалась всю ночь, и ангел поразил нашего праотца в бедро, но утром он признал победу Яакова и благословил его, изменив его имя на Исраэль. 

Мудрецы Талмуда видели в борьбе Яакова с ангелом пророчество о той борьбе, которую его потомки будут вести за землю Израиля. И сражение будет происходить не только с врагами, но и внутри народа, разные группы которого отразят те сомнения Яакова и то нежелание вступать в борьбу со злом, которое укоренилось в его душе. 

Раби Йеошуа бен Леви утверждал, что они боролись лицом к лицу, и ангел ударил Яакова левой рукой по правой ноге. Раби Шмуэль бар Нахмани пояснял, что Яаков шел по дороге и разговаривал с неожиданно появившимся путником, похожим на мудреца Торы, и ангел, притворявшийся мудрецом, ударил левой рукой по правой ноге Яакова. А рав Шмуэль бар Аха придерживался мнения, что ангел был похож на идолопоклонника, и Яаков шел справа от него (так безопасней). И ангел, притворявшийся идолопоклонником, нанес удар правой рукой по левой ноге Яакова. 

Почему это важно? Потому что борьба шла на духовном уровне. Правая нога соответствует Йерушалаиму и силе пророчества, а левая – Храму. И то, и другое оказалось в опасности. Только одни мудрецы считали, что в большей опасности – Йерушалаим и пророчество, а другие – Храм. 

И вот борьба идет не только с оружием в руках – лицом к лицу с врагом, как говорил раби Йеошуа бен Леви, но происходит и внутренний диалог внутри народа: с теми, кто идет рядом и похож на друга, но в какой-то момент наносит удар сзади. Те, кто только похожи на мудрецов Торы, а на самом деле пытаются с помощью одеждой скрыть поверхностное понимание Торы, – идут и говорят: «Зачем тебе нужна Земля – еврей может жить в любом месте; под властью чужих народов нам всегда было удобней. Зачем тебе нужна борьба, зачем тебе нужен Храм, зачем тебе нужно пророчество? Изучай Тору, соблюдай заповеди, не служи в армии – это лишний риск, и будешь счастлив. Ты что же думаешь, современный Израиль создал Б-г? – говорят они. – Его создали нерелигиозные люди». А тот, кто только рядится в сиониста (идолопоклонник на языке агады), идет и говорит: «Зачем тебе Земля Израиля? Главное – это как можно лучше устроиться и никого при этом не обидеть. Личное благополучие – это современный сионизм. А если не нашел хорошей работы в Израиле – поезжай в Штаты, у тебя же есть специальность. И, вообще, какое право у тебя есть на эту землю? Ведь ты оккупировал ее, ущемив права арабского населения. Отдал бы ты лучше то, что захватил». 

И ты, человек, преданный земле Израиля, мечтающий о скором освобождении своего народа от собственной глупости и чужой власти, стоишь между ними и думаешь: «Куда я попал и как мне выбираться из этой ужасной ловушки?» И постепенно ты учишься верить только собственному сердцу, которое привело тебя в эту землю, и только словам пророков, которые предсказали наше возвращение в государство сыновей Израиля, в Йерушалаим и в Храм. 

Ты думаешь о земле, где народ возродился после изгнания, о земле, деревья которой с любовью простирают ветви навстречу своим сыновьям, о земле, горы которой поют «Песнь песней». А на тебя набрасывается враг, и когда ты отбиваешься от него, то сзади свои же наносят тебе неожиданный удар. Псевдо-мудрецы и пост-сионисты сдают тебя с твоими детьми и твоими поселениями. Псевдо-мудрецы и пост-сионисты выгоняют тебя из Гуш Катифа, и из северного Шомрона, громят все, что дорого тебе. Благодаря им ты живешь под угрозой вечного выселения, в тебя стреляют на дорогах из проезжающих автомобилей. Но ты служишь в армии, ходишь в милуим, добросовестно работаешь и исправно платишь налоги. Если ты пытаешься освоить землю, свои же пишут на тебя доносы и приходят и выбрасывают тебя из новых поселений, вырывают посаженные тобой деревья. Ты обращаешься направо, и говоришь «брат мой», но тебя не слышат, ты поворачиваешься налево и говоришь «брат мой», но и там никто не преклонит уха. А ведь эта борьба не только за землю, но и за Йерушалаим, за Храм, за пророчество. И вот твои братья отказываются от всего этого. Они делят Йерушалаим, они не дают тебе молиться на Храмовой горе. Борьба с ангелом, борьба с самими собой, продолжается. И не видно ей конца до самого восхода солнца. 


Рав Шломо-Зелиг Аврасин

Дилемма: Исраэль или Яаков, истина или мир?

В нашей недельной главе рассказывается о возвращении праотца Яакова в Святую Землю после более чем двадцатилетнего пребывания на чужбине. Он вместе со своими людьми располагается станом возле города Шхем, покупает там участок земли (тот самый, на котором после входа сынов Израиля в Святую землю будут похоронены останки Йосефа), и воздвигает там жертвенник Вс-вышнему. Цель этих поступков Яакова ясна – как его дед и отец, Яаков видит свою задачу в том, чтобы донести идею монотеизма до всего остального мира. А средство осуществления подобного замысла – контакты с народами, среди которых живут праотцы и их семьи, в надежде на то, что под влиянием правильного примера эти народы оставят свое идолопоклонство и обратятся ко Вс-вышнему. Но вместо этого в данном случае происходит трагедия:

«И ВЫШЛА ДИНА, ДОЧЬ ЛЕИ, КОТОРУЮ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ, ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ. И УВИДЕЛ ЕЕ ШХЕМ, СЫН ХАМОРА-ХИВЕЯ, ВОЖДЯ ТОЙ СТРАНЫ, И ВЗЯЛ ЕЕ, И ЛЕГ С НЕЮ, И НАСИЛОВАЛ ЕЕ» (Брейшит, 34:1-2)

Вопрос, который напрашивается сам собой: почему Вс-вышний допустил это? Ведь в прошлом неоднократно наши праматери попадали в лапы к правителям стран, имеющим на них виды, но Б-г вставал на защиту их чести, и все оканчивалось хорошо! Что же произошло сейчас? Почему оказалась поруганной честь Дины, дочь Яакова? 

Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся вернуться в начало  недельной главы, «Ваишлах», где мы с вами стали свидетелями ночной схватки, произошедшей на восточном берегу Иордана между праотцом Яаковом и неким «имяреком», который, согласно устной традиции, был ни кем иным, как ангелом Эйсава, пришедшим, чтобы отобрать у Яакова те благословения, которыми наделил его Ицхак перед тем, как Яаков ушёл к Лавану. Результатом этой схватки явилось то, что Яаков не только добился от ангела Эйсава подтверждения благословений, но и получил новое имя – Исраэль. Что это означает? До этого времени наш праотец носил имя Яаков, что означает «обгоняющий по кривой». Тут есть определенное противоречие – в устной традиции и кабале принята точка зрения, что основное качество Яакова – это «эмэт» - «истина», как сказано: «Дай же истину Яакову и милость Аврааму…» (Миха, 7:20). С другой стороны, нет другого такого праотца, которому столь часто приходилось бы идти против истины, пускай и поневоле: при получении благословений, в диалоге с Эйсавом, в договоре с жителями Шхема (об этом позже). Почему? 

Дело в том, что у Яакова есть еще одно базисное качество: он – великий «пацифист» Священного Писания. Он, как никто, стремится избежать конфликта практически любой ценой, т.к. понимает, что истина в ее высшем значении не достижима в материальном мире, а значит, становится понятием субъективным, индивидуальным для каждого, в то время как мир – понятие объективное, поскольку касается материальных объектов, и по большому счету мир – это отсутствие войны, как говорит народная мудрость: «Худой мир лучше доброй ссоры». Поэтому там, где можно «разрулить ситуацию» не прибегая к открытому столкновению, Яаков пойдет ради мира на значительные уступки. Причем видно, что он не трус и слабак – когда его загоняют в угол, он дает достойны отпор, как в случае, когда он отвалил с колодца камень, который не могли поднять несколько человек, или когда Лаван обвинил его в краже идолов – тогда Яаков встал и сам потребовал от Лавана немедленно прекратить преследовать его, и это противостояние закончилось подписанием мирного соглашения. 

Однако Вс-вышний готовил тогда мир к принятию Торы, несущей объективную истину. А наличие такой истины в мире означает, что жизнь и здоровье, а следовательно, и мир, перестают быть высшей ценность. Возникают ситуации, в которых компромисс невозможен и необходимо пойти на конфликт ради принципа. Именно затем Яаков получает второе имя – Исраэль, что означает «побеждающий ангелов и людей», и в котором слышится слово «яшар» - «прямой», в противовес прежнему «обходящий по кривой». Перед возвращением в Землю Израиля это качество жизненно необходимо Яакову для исполнения его роли – нести в мир свет Вс-вышнего. И Яаков достойно выдерживает схватку с ангелом и получает это имя. Однако, когда на следующее утро доходит до столкновения с Эйсавом, Исраэль снова ведёт себя как Яаков – при встрече с братом он кланяется ему семь раз, тем самым признавая старшинство Эйсава. Мудрецы приводят Мидраш, согласно которому за каждый из этих поклонов впоследствии были разрушены семь Храмов (дело в том, что до того, как Храм был построен царём Шломо в Иерусалиме, было еще 5 мест, где он стоял на протяжение 400 лет с момента входа евреев в Кнаан – Гильгаль, Шило, Нов, Бейт Яарим и Гивон; плюс Первый и Второй иерусалимские Храмы – и того семь). Также при этой встрече, согласно Мидрашу, Яаков скрыл от Эйсава Дину, чтобы тот не решил взять ее в жены, в то время как влияние праведной дочери Яакова могло привести Эйсва к раскаянию, и именно в наказание за это Дина досталась Шхему. 

Для того, чтобы изменить себя нужно титаническое усилие. Мудрецы еврейской этики утверждают, что легче исправить последствия сотни грехов, чем изменить одно единственное качество характера. Но праотец Яаков – не обычный человек. От его поступков зависит все будущее еврейского народа. И поэтому Вс-вышний требует от него проявить наконец твердость в отношениях с противниками. Поэтому Дина попадает в плен – ведь в Шхеме уже знают, что Яаков кланялся Эйсаву, и воспринимают его, как слабака, с которым можно не считаться совершенно. Теперь в свете вышеизложенного мы сможем увидеть, как разворачиваются дальнейшие события, и понять, почему это происходит именно так. 

Итак, узнав о пленении дочери, Яаков ждёт возвращения своих сыновей с пастбища. Узнав о трагедии, сыновья возмущены до крайности: «И ОГОРЧИЛИСЬ ЛЮДИ ЭТИ, И СТРАШНО РАЗГНЕВАЛИСЬ, ИБО МЕРЗОСТЬ СОВЕРШИЛ ОН (Шхем) С ИЗРАИЛЕМ, ИЗНАСИЛОВАВ ДОЧЬ ЯАКОВА; А ТАК НЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ» (34:6). Между тем Шхем влюбляется в Дину (после надругательства над ней!), и просит своего отца Хамора посвататься к Яакову и его детям, чтобы они отдали девушку ему в жёны. Они оба идут к Яакову и предлагают ему и всем, кто с ним, влиться в состав хивийцев, населяющих эту область, заключать браки между собой, и начать со свадьбы Дины и Шхема. Казалось бы, вполне легитимное предложение. Если бы не одно «но» - Дина все еще находится в плену у Шхема! Это – переговоры, при которых обе стороны улыбаются, но одна держит пистолет у виска другой стороны. Поэтому Исраэль должен был ответить так: «Вначале верните нам нашу дочь, выплатите ущерб, а потом мы подумаем». Но вместо этого Яаков снова ищет бесконфликтный путь – он ставит Хамору и Шхему условие, которое, с его точки зрения, невыполнимо – все мужчины Шхема должны пройти обрезание, только тогда семья Яакова может влиться в их народ. А если нет – то «ТО ВОЗЬМЕМ ДОЧЬ НАШУ И УЙДЕМ» (34:17). При этом происходит клятва Именем Вс-вышнего, т.к. Яаков убежден, что его расчет верен. Но вновь происходит непредвиденное – Хамору и Шхему удается убедить все мужское население города пройти обрезание! Конечно, никто не имел ввиду принять на себя веру в Единого Б-га – их мотивы, главным образом, заключались в желании овладеть великим богатством, которое Яаков привез из Арама. 

Так праотец Яаков загнал себя в ловушку – нельзя не исполнить клятвы, данной Именем Творца! А исполнить клятву – значит смешаться с идолопоклонниками, и навсегда похоронить идею создания святого народа. Правда, был еще один выход. Как говорил один небезызвестный политический деятель – «нет человека – нет проблемы». Единственный способ избежать выполнения условий договора – уничтожить вторую сторону. Яаков и его сыновья находятся в безвыходном положении. И тогда «И БЫЛО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ (жители города) БЫЛИ БОЛЬНЫ, ВЗЯЛИ ДВА СЫНА ЯАКОВА, ШИМОН И ЛЕВИ, БРАТЬЯ ДИНЫ, КАЖДЫЙ СВОЙ МЕЧ, И НАПАЛИ НА ГОРОД БЕЗБОЯЗНЕННО, И ПЕРЕБИЛИ ВСЕХ МУЖЧИН. ТАКЖЕ ХАМОРА И СЫНА ЕГО, ШХЕМА, УБИЛИ ОНИ ОСТРИЕМ МЕЧА, И ВЗЯЛИ ДИНУ ИЗ ДОМА ШХЕМА, И ВЫШЛИ. СЫНОВЬЯ ЯАКОВА ПРОШЛИ ПО УБИТЫМ И РАЗГРАБИЛИ ГОРОД, ТАК КАК ОБЕСЧЕСТИЛИ СЕСТРУ ИХ» (34:25-27). Как говорится, любое соглашение с террористами – лишь тактический ход для их уничтожения. Согласно комментариям РаМБаНа, жители города были повинны смерти за неисполнение последней из семи заповедей, обязывающих сыновей Ноаха – установить суды для соблюдения закона. Поскольку жители Шхема не возмутились насилием над Диной, а наоборот, поддержали Шхема и Хамора, тем самым они также стали считаться их соучастниками. Следует принять во внимание, что Шимону и Леви тогда было не более 15-ти лет от роду, т.е. Вс-вышний был явно на их стороне. Когда же обнаружилось, что братья пошли освобождать Дину, то и сам Яаков вместе с остальными сыновьями кинулся к ним на выручку, и весь Шхем вместе с областью оказался в их власти. Этот надел впоследствии Яаков передает во владение Йосефу: «Я ЖЕ ДАЛ ТЕБЕ ШХЕМ СВЕРХ ТОГО, ЧТО У БРАТЬЕВ ТВОИХ, КОТОРЫЙ Я ВЗЯЛ ИЗ РУК ЭМОРЕЯ МЕЧОМ МОИМ И ЛУКОМ МОИМ" (48:22).

Однако Яаков все еще не приемлет силового подхода: «И СКАЗАЛ ЯАКОВ ШИМОНУ И ЛЕВИ: "СМУТИЛИ ВЫ МЕНЯ, СДЕЛАВ МЕНЯ НЕНАВИСТНЫМ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ЭТОЙ СТРАНЫ - КНААНЕЕВ И ПРИЗЕЕВ! Я ЖЕ МАЛОЛЮДЕН: СОБЕРУТСЯ ПРОТИВ МЕНЯ И ПОРАЗЯТ МЕНЯ, И ИСТРЕБЛЕН Я БУДУ С ДОМОМ МОИМ". НО ОНИ СКАЗАЛИ: "НЕУЖЕЛИ КАК С БЛУДНИЦЕЙ ПОСТУПАТЬ ЕМУ С СЕСТРОЙ НАШЕЙ?" (34:30-31). 

А какой точки зрения придерживается в этом споре сама Тора? Это сложный вопрос, однако один из ведущих современных комментаторов Торы, рав Яаков Мейдан, глава йешивы «Ар Эцион», стчитает, что, поскольку последнее слово в споре осталось за Шимоном и Леви, правы были все-таки они. И еще один немаловажный момент – сразу после этих событий Вс-вышний обращается к Яакову и призывает его в Бейт Эль, где еще раз нарекает ему имя Исраэль. Зачем это нужно? Поскольку после первого дарования нового имени Яаков не проявил себя как Исраэль, ему пришлось пройти тяжелое испытание, чтобы стать цельным и совершенным, научится сочетать стремление к миру и стремление к истине, понять, что когда под угрозу поставлена честь Вс-вышнего, накрепко связанная с народом Израиля, можно и должно идти на конфликт ради этого.

Мы живем в непростом мире, где истина скрыта за многими покровами, и согласно Закону, ради спасения жизни можно нарушить многие заповеди. Однако есть нечто, что дороже жизни – вера и освящение Имени Творца. Наши предки шли на костер за право соблюдать Тору, но не меньшая заповедь – с оружием в руках давать отпор тем, кто посягает на нашу жизнь, нашу веру и нашу землю – три составляющих еврейского бытия. Мы – тот народ, который подарил человечеству символ мира и слова пророка, призывающего к миру. Однако мы одновременно – потомки великих воинов, захвативших эту землю по приказу Вс-вышнего, и вернувших ее себе после двухтысячелетнего изгнания с помощью Провидения, но силой оружия. Вс-вышний требует от нас быть сильными, чтобы не допускать осквернения Его Имени, и стремиться к миру, чтобы возвеличивать Его. Это две противоположные тенденции, но ведь мы живем в вечном противоборстве противоположностей!


Моше Абелец

Перевод Анны Файн

Сражаясь с настоящим

Незадолго до встречи Яакова с Эсавом Тора сообщает нам о странном событии: "И остался Яаков один. И боролся некто с ним, до восхода зари." (Берешит, 32:24) Затем этот "некто" поражает бедро Яакова, и Яаков заставляет его благословить себя. Благословение заключается в том, что Яаков получает имя "Исраэль". Что же здесь произошло?

Яаков был отцом Изгнания еврейского народа, прототипом галута. Он убегает из Ханаана в неизвестное будущее, и там встречается с тьмой и ужасом. Лаван обманывает его бесчисленное множество раз, и Яакову ничего не остается, как принять предначертанное. Сыновья Лавана обвиняют его в захвате отцовского имущества, и ему приходится снова спасаться бегством. Несмотря на трудности, Яаков выходит победителем из всех испытаний, и превращается в родоначальника богатой и могущественной династии, "ибо с моим посохом перешел я этот Йарден, а ныне стал я двумя станами". (Берешит, 32:10)

Но, даже возвратившись в Ханаан, Яаков остается изгнанником, встреча с Эсавом страшит его (там же, 7). Он предлагает Эсаву дорогие подарки, чтобы откупиться от него, и даже намекает на возвращение благословения: "Прими же мое благословение, что доставлено тебе!" (33:11, и также несколько раз называет себя слугой Эсава.

Яакову необходимо измениться. "Некто", встретившийся ему ночью, не дал Яакову убежать. Он остановил его, и даже вывихнул ему сустав бедра, чтобы он не ушел. Яаков больше не может спастись бегством, и, более того, он получает новое имя, а с ним – новую сущность.

Имя "Яаков" означает "пята" (25-26), а также "обманщик" (26-27) – оба этих значения подходят для изгнания. Внутри имени "Исраэль" прячется слово – князь, и слово – прямой, честный. "Некто" намекает, что Яаков перестанет убегать ( показывать пяту), но будет лицом к лицу бороться с врагами ( – "ты боролся"). Яаков по-прежнему остается Яаковом, но постепенно начинает обретать качества Исраэля. Быть может, евреи сегодняшней страны Израиля тоже постепенно обретут свойства Исраэля, но впереди у них еще много испытаний, и процесс их превращения в "князя" еще не завершен. 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Ваийшлах (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика