::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайеце (часть 1)

  • Сообщить о ошибке
9-12-2011, 10:43 Разместил: jude Просмотров: 1 645
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайеце (часть 1)
Главы 28:10-32:3
Первая фраза главы сообщает: “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан...”.
И вышел на иврите - вайеце.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Вайеце
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Глава 28
10. Если Авраам - это корень еврейского народа, а Ицхак - часть дерева от корня до ствола, то Яаков - это сам ствол… Ибо Яаков даст будущему народу имя и судьбу. Нас называют не «народом Авраама», но «Израилем». Таким образом, мы видим, как Яаков, подобно Аврааму, выполняет свое собственное ; мы видим, как он, наш следующий предок, к которому был направлен весь ход нашей истории от Авраама к Ицхаку, также «идет дальше» в одиночестве. Но его уход сопровождается совершенно иными обстоятельствами, чем уход Авраама. Авраам тоже покинул свой дом, чтобы удалиться от людей, но он ушел владельцем хозяйства, с женой и домочадцами, с родственниками и богатством. Напротив, Яаков, покидая дом по собственной воле, не берет с собой ничего.
Яаков уходит, чтобы основать еврейский дом. Он уходит и уносит с собой только присущие ему качества личности. Об этом говорится именно здесь потому, что все последующее касается единственно создания этого дома. Ибо Яаков первым провозгласил, что Б-га нужно искать прежде всего внутри дома. Он первым выдвинул возвышенное понятие «Дом Б-га», что значит место, где душа человека развивается и расцветает; место, куда человек приносит все свои достоинства, чтобы трансформировать их в созидательную жизнедеятельность. И это самое великое и самое близкое место, где можно обнаружить Б-га.
12…. он видит лестницу; т.е. ему дали понять, что существуют связи между землей и небом. Эта лестница появилась не случайно: она была «установлена» там высшей властью. Более того, она «установлена по направлению к земле»; это означает, что Власть и Воля, воздвигшие ее, находятся не на земле, а над ней. Лестница была спущена сверху и установлена на земле.
… А ВЕРШИНОЙ ДОСТИГАЮЩАЯ НЕБА. Она предназначена не для того, чтобы спуститься с небес, а чтобы подняться с земли на небо. Это первая из трех идеи, внушенных Яакову. Во-первых, ему показали, что предназначение всего живого, а значит и его собственное, нет нужды искать на земле (например в путешествии из Беэр Шевы в Харан); его нужно искать наверху, там, где оно расположено. Следовательно, все живое и неживое призывается к тому, чтобы сделать себя достойными возвышенной, установленной небесами цели.
И ВОТ. Это слово вводит вторую идею… Он видит… ангелов Б-га, посланцев Б-га… Они поднимаются по лестнице, чтобы обрести наверху тот образ, который в идеале должен иметь человек. Затем они спускаются и сравнивают этот образ с характером реального человека, так что они могут «стоять над ним», как друг или враг, в зависимости от того, как реальный характер человека соотносится с Б-жественно установленным идеалом…
13. И ВОТ!. Это слово вводит третью идею… «Б-г стоял подле него»… Б-г стоит подле него. Именно Б-г, чья Б-жественная любовь обнаруживается в воспитании человека, эта любовь озабочена не только прошлым и настоящим: она смотрит в будущее и работает для будущего; эта любовь видит каждого человека в терминах будущего, и если она замечает в нем семя чистоты, то постарается сохранить это семя и взрастить его.
14. - (ср. в предыдущем стихе): «Именно через тебя и через твое семя будут благословены все семьи на земле». Это то благословение, которое должен получить мир через Яакова, как отца семьи и через народ, который произойдет от него. Яаков показывает нам первый еврейский дом и учит, как строить семейную жизнь, даже не унаследовав богатства, держась лишь благословением и достоинством своей миссии, своего труда с его заботами, проблемами и интересами, и все же - (Б-г стоял подле него) не должно забывать Б-га в своей жизни. Таким образом, «как жить в качестве семьи и народа при поддержке лишь милости Б-жьей и в соответствии с Б-жьей волей - это именно то, что человечество должно узнать от тебя и твоего потомства».
16. - И СКАЗАЛ. «Воистину есть Б-г в этом месте». Поэтому нет необходимости идти на небеса в поисках Б-га. Там, где безгрешный человек склонит свою голову, там есть Б-г. Это перва мысль Яакова. И затем он добавляет: «Подумать только, что я не знал этого раньше! Я не знал, что Слава Б-жья ищет пристанища здесь внизу».
18. означает отдельный камень, - возвышение, построенное из многих камней, даруется природой, строится человеком. До дарования Торы Б-г выражал Свою Волю через природу и человеческие судьбы. Символом такой манифестации является - дар Б-га. Но после дарования Торы, когда Б-г открыл человеку Свою Волю, главным становятся не дары, которые человек получает от Б-га, а то, что он делает с этими дарами; не Б-жественные дары, но дела человеческие прославляют Творца. В этом смысл дарования Закона, которое, тем самым, отвергает идею .
И СВЕРХУ ВОЗЛИЛ МАСЛО. Как освящение камня, подобно тому как в были помазаны маслом священные сосуды. Как масло не смешивается ни с какой другой жидкостью, так и помазанные им предметы отделяются от своего окружения и возвышаются над ним.
20. И ЗАЩИТИТ МЕНЯ… Возможно ли определить, сколько людей были морально чисты до того, как «встали на путь добывания хлеба насущного», но позже, ради заработка и положения в обществе, отринули Б-га, принесли мораль в жертву материальному благосостоянию, перестали считаться со своим ближним, даже когда речь шла о самом драгоценном - личной чести, и т.д. Не без причины наши мудрецы указывают, что этот «путь» полон соблазнами, приводящими человека к злоречию, убийству, сексуальной нечистоплотности и идолопоклонству. Яаков, который до этого времени был жителем шатров, а теперь отправился в мир в поисках жены и средств к существованию для своего будущего семейства, настолько глубоко осознал подстерегающие его опасности, что прежде всего молил Б-га оберегать его внутренний мир, чтобы не лишиться духовной и моральной чистоты.
21. Таким образом, непорочность - это первое и главное, что первый еврей пожелал для себя, отправляясь создавать свой дом. И лишь после этого он сказал: «и даст мне…», т.е. «мне» - предполагает независимые средства существования, пищу и одежду, чтобы достойно выглядеть в обществе (средства к существованию и социальное положение). Затем третье желание, которое живет и должно жить в душе каждого еврея: желание мира и, наконец, «дом моего отца», что предполагает неизменную преданность семье.

Рав Лев Кацин
Как сохранить любовь?
«Волнующим моментом моей свадьбы явился древний еврейский обычай бадекен, - пишет один из ведущих американских специалистов в области семейных отношений Морт Фертель в своем бестселлере «Marriage Fitness» (с. 125). - За несколько минут до церемонии бракосочетания, хупы, я в окружении раввина, родственников и друзей вошел в зал, в котором меня ожидала моя невеста. Она сидела в украшенном кресле, и наши мамы были рядом с ней. Я подошел к моей невесте и выполнил обряд бадекен, закрыв ее лицо вуалью...»
Закрывая лицо невесты вуалью, жених проявляет о ней заботу, ведет себя как муж, поэтому некоторые мудрецы считают, что хупа начинается с бадекен. Книгу «Marriage Fitness» читают миллионы неевреев, тем не менее Морт Фертель решил написать в ней о смысле церемонии бадекен, упомянув и другую известную причину. Когда наш пра¬отец Яаков хотел жениться на Рахели, которую он любил, ее отец Лаван обманул его, заменив Рахель Леей. И с тех пор по традиции каждый жених должен проверить перед свадьбой, будет ли с ним под хупой стоять его любимая.
«Впрочем, если весь смысл бадекен в том, что жених не должен повторить ошибку Яакова, то ему нужно было бы не накрывать лицо невесты вуалью, а наоборот, открыть его! - удивляется Морт Фертель. - Так в чем же смысл того, что жених накрывает лицо невесты вуалью?»
Когда на следующий день после свадьбы Лаван сказал Яакову, что ему не отдали Рахель, потому что, по 
обычаю этих мест, старшая сестра, Лея, должна была выйти замуж первой. Лаван также обещал, что Яаков сможет взять себе в жены и Рахель. Тогда Яаков понял: для того чтобы жениться на любимой Рахели, он должен был сначала взять в жены Лею. Рахель была выбором Яакова, а Лея - его судьбой. Для того чтобы человек преуспел в создании семьи, он должен выбирать, но и одновременно принимать судьбу, которая, как вуалью, сокрыта от него.
Не только Яаков, но и каждые жених и невеста до конца не знают друг друга до свадьбы. Многие качества характера, эпизоды прошлого, да и переплетения будущего сокрыты от них.
Глубинный смысл бадекен заключается в том, что, закрывая лицо невесты, жених выражает этим свою не зависящую ни от каких обстоятельств к ней любовь. Он принимает ее такой, какова она есть, даже не зная ее до конца, со всеми достоинствами и недостатками. Смысл брака в том, чтобы найти в лице одной жены и Лею, свою судьбу, и Рахель, свою любовь.
«Задача жениха состоит не столько в том, чтобы найти женщину, которую он полюбит и на которой женится (ибо многие подобные браки распались), а в том, чтобы найти любовь с женщиной, на которой он женился!» - заключает Морт Фертель. Настоящая любовь не зависит от внешней красоты или богатства. Даже если любящие люди обнаруживают друг в друге недостатки, то это не становится концом их любви. «Спустя несколько лет после свадьбы один человек обнаружил, что его жена больна алкоголизмом, - рассказывает Морт Фертель. - Сначала он был вне себя от ярости, но с течением времени начал помогать ей преодолевать этот недуг. И чем больше он поддерживал ее, тем больше любил, и тем крепче становилась их семья...»
«Я часто выступаю перед далекими от Торы людьми, - рассказывает рав Элиэзер Таубер в своей книге «Thoughts for a Jewish Home» (c. 119). Они часто спрашивают меня: 
– Светские люди встречаются перед свадьбой годами, но в их среде велико число разводов, как же объяснить тот факт, что среди религиозных евреев почти нет разводов, хотя они встречаются сравнительно короткое время и недостаточно хорошо знают друг друга?
– Вы любите своих детей? - отвечаю я вопросом на вопрос.
– Что за вопрос?
– Как же вы можете любить детей, еще не зная, какими они вырастут людьми, будут ли приносить вам радость или печаль? - говорю я. - Ответ, однако, состоит в том, что мы любим тех, в кого вкладываем наши силы, и чем больше отдаем им себя, тем крепче наша любовь».

Рав Лев Кацин
Почему водка не грела
– Однажды зимой реб Шмуэль Мункес отправился к Алтер Ребе, рабби Шнеуру Залману из Любавичей, - так начал свой рассказ рабби Берел  Зальцман, обращаясь к собравшимся в Лос-Анджелесе русским евреям.
Вот уже 11-й год подряд многие из них приезжают в День благодарения из разных городов Калифорнии на трехдневный семинар, посвященный изучению Торы. На этом семинаре мне и посчастливилось услышать слова Торы и исходящие из сердца мелодии русскоязычного раввина Fairlawn (Нью-Джерси) рава Берела Зальцмана.
– Реб Шмуэль вышел на дорогу, надеясь дойти до Ребе пешком, - продолжил рав Зальцман. - Однако погода ухудшилась, пошел снег, холод начал крепчать. От слабости реб Шмуэль уже с трудом передвигал ноги, как вдруг увидел нагоняющую его телегу. «Подвези меня, я замерз», - взмолился реб Шмуэль к хозяину телеги. «Телега загружена бочками, но попробуй найти себе место», - ответил тот.
Реб Шмуэль залез на телегу и продолжил путь, обняв ледяную бочку. Вскоре он почувствовал, что совсем замерзает, и, открыв бочку, обнаружил в ней водку. «Позвольте мне выпить немного водки, чтобы согреться», - попросил реб Шмуэль хозяина телеги. Тот согласился. Выпив немного водки, реб Шмуэль согрелся, почувствовал, как тепло разливается по телу.
Приехав на постоялый двор, он увидел сидящих за столом евреев. Рассказав им свою историю, реб Шмуэль спросил, какой они извлекут из нее урок. «Когда я ехал на телеге и дрожал от холода, думая, что замерзаю, то не знал, что я обложен бочками водки, которой хватило бы спасти от холода целую армию, - предложил реб Шмуэль свое объяснение. - Меня не грела водка, которая была вокруг меня, однако стоило мне взять немного водки внутрь себя, как я согрелся! То же верно и относительно изучения Торы. Недостаточно прочитать Тору, нужно взять внутрь ее смысл! Если мы впустим Тору в сердце, то начнем понимать суть происходящих событий. Тогда Тора согреет наши души, и мы увидим, как Вс-вышний помогает нам идти по ведущей к Нему дороге».
Итак, вопрос не в том, сколько Торы ты прочитал, а в том, чему ты от нее научился! - подытожил сказанное рав Зальцман, напомнив известные слова Рамбана.
«Всегда старательно изучай Тору, - этими словами заканчивает Рамбан письмо своему старшему сыну. - Когда поднимешься от изучения, то размышляй о том, что изу¬чил, чтобы знать, что сможешь исполнить».
«Познай сегодня и донеси это знание до своего сердца!» - призывает нас Тора. «Самая большая дистанция во Вселенной - это расстояние от разума до сердца!» - утверждал рабби Менахем Мендель из Коцка. «Важно не только понимать Тору разумом, но и доносить ее уроки до самого сердца!» - учил рабби Исраэль Салантер.
Закон обязывает нас оказывать особое почтение мудрецу Торы, который является наполненным Б-жественной мудростью сосудом. Но что, если мудрец, например по старости, забывает все свои знания Торы? - спрашивал раби Ицхак Гутнер, глава иешивы «Хаим Берлин» в Бруклине. - Мы все равно должны оказывать ему уважение как мудрецу Торы! Даже если Тора стерлась из его памяти, она все равно оставила впечатление в его душе!
Изучение Торы влияет на характер человека, освещая, грея и возвышая его душу, пишет рав Гутнер, приводя следующие слова Торы: «И вышел Яаков из Беэр-Шевы и пошел в Харан» (Берешит, 27:10). Мы и так знали, что Яаков жил в Беэр-Шеве, достаточно было написать: «Яаков пошел в Харан». Однако Тора использует, казалось бы, лишние слова о том, что Яаков вышел из Беэр-Шевы для того, чтобы научить нас, что «уход праведника оставляет впечатление», пишет Раши. Праведник является светом города и даже когда он уходит, то оставляет о себе впечатление, которое, подобно свету, продолжает влиять на души людей.
Люди, с которыми мы знакомимся, могут быть самыми разными, однако мы обладаем свободой выбора извлекать уроки от знакомства с ними, ведь Талмуд утверждает, что «мудр тот, кто учится у всех!».

Рав Реувен Пятигорский
Глава посвящена пребыванию Яакова за границей.
 За границей Эрец Исраэль, Земли Израиля. Впрочем, Страна, которую Вс-вышний обещал нашим праотцам, тогда так еще не называлась, поскольку Яаков получил имя Израиль только по возвращению из галута (галут по-еврейски - изгнание, чужбина, не Израиль). В галуте Яаков оказался, спасаясь от гнева своего брата Эсава, который не мог простить ему «украденного» благословения отца. Об этом мы читали в прошлой недельной главе.
По дороге за границу с Яаковом произошло знаменательное событие.
Во сне он увидел лестницу с ангелами, поднимающуюся до неба. Голос Вс-вышнего произнес: «Землю, на которой лежишь, отдам тебе и твоему потомству».
Вс-вышний пообещал помочь Яакову. «Вот, Я с тобой. Сохраню тебя везде, куда ни пойдешь. И возвращу в эту землю, ибо не оставлю тебя». Это обещание дано всем еврейским поколениям. Куда бы мы ни пошли - Он с нами. И Он вернет нас в Эрец Исраэль.
Но до возвращения Яакова в отчий дом было еще далеко. Свой путь он держал в Харан - туда, откуда вышли Авраам с Сарой и откуда была взята Ривка, жена Ицхака, мать Яакова.
Встреча Яакова с красавицей Рахелью, его будущей женой, произошла у колодца, куда Рахель, дочь Лавана, брата Ривки, вышла за водой.
Молодые люди полюбили друг друга, но свадьбу пришлось отложить. Дело в том, что Яаков пришел в Харан с пустыми руками (в отличие от Элиэзера, слуги Авраама, в свое время посланного господином найти жену его сыну и пригнавшего с собой к Лавану десять верблюдов, нагруженных подарками). Но что случилось с Яаковом? Почему он пришел с пустыми руками? Неужели он, выполняя завет отцов взять жену на своей прародине, отправился в путь налегке, без подарков? Или дом Ицхака обеднел? Записи Устной Торы рассказывают, что Яаков вез с собой достаточно добра, чтобы удовлетворить запросы алчного Лавана. Однако в дороге его ограбили посланцы Эсава, которым тот наказал убить беглеца. Яаков спасся, но пришел с одним посохом в руках.
Лаван согласился отдать Рахель Яакову. Правда, с условием отслужить за нее семь лет. Яаков принял условие с радостью. Написано: «И служил Яаков за Рахель семь лет. И были они в его глазах, как несколько дней, - так он ее любил».
Помните, что произошло дальше? Сыграли свадьбу. «И оказалось по утру - вот она, Лея!» Вместо обещанной Рахели Яакову подсунули ее сестру, Лею. Свой обман Лаван объяснил очень просто: дескать, в наших краях, не отдают младшую раньше старшей; хочешь получить Рахель - отработай еще семь лет. И снова Яаков согласился.
Устная Тора рассказывает, что Лаван выдвинул такой аргумент: ты хочешь Рахель? Но она младшая и готовилась стать женой младшего из двух сыновей Ицхака, т.е. твоей женой. А Лея должна была стать супругой Эсава. Однако, я слышал, ты «купил» первородство у Эсава.
Поэтому тебе полагается Лея. Сам виноват! Так или иначе, Яаков не спорил. Он любил Рахель, но знал, что все в этом мире - от Вс-вышнего. Раз Вс-вышний избрал его на роль отца еврейского народа, раз дал ему две жены - значит, так надо. Кстати, жен оказалось больше. Пытаясь склонить на свою сторону сердце Яакова, каждая из дочерей Лавана хотела родить как можно больше мальчиков, поскольку было известно, что тем самым они дают начало будущим коленам Израиля. Рахель привела к Яакову свою служанку Билу, Лея - Зилпу.
Итак, у Яакова оказалось четыре жены, которые родили ему в общей сложности двенадцать сыновей, по числу будущих еврейских колен. Вот их имена: от Леи - Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар и Зевулун; от Рахели - Йосеф и Биньямин; от Билы - Дан и Нафтали; от Зилпы - Гад и Ашер.
Пришло время, и вся большая семья Яакова собралась домой. Ибо сколько бы ни ходили евреи по чужбине, заповедано им жить в Израиле! Лаван всячески мешал зятю вернуться на родину. Он прекрасно знал, что благословение, которое пришло вместе с Яаковом, вместе с ним и уйдет. Так и случилось. Видя, что новая родня перестала к нему благоволить, Яаков спешно ушел вместе со своим стадами, которые он заработал за годы работы. Лаван бросился в погоню. Разве твои жены - не мои дочери? - спросил он своего племянника (мать Яакова была сестрой Лавана). Разве твои сыновья - не мои сыновья, а твой скот - не мой скот? Антисемитизм проявляется по-разному. Кому-то нужна наша гибель.
Кто-то ночей не спит, мечтает о нашем имуществе. А кто-то согласен получить нас целиком, говоря нам: вы такие же как я.
Лаван, идолопоклонник, стяжатель и обманщик, не понимал, почему Яаков хочет отделиться от него. Давай жить вместе, - говорил он. И будут твои сыновья такими же хитрецами-скотоводами, как мы. Одна дружная шайка. Зачем вам Тора с ее жесткими и невыполнимыми требованиями? Оставайтесь с нами! Такова была первая схватка евреев с «антисемитами-ассимиляторами».
Яаков не согласился. Написано: «И возвратился Лаван в свое место, а Яаков пошел своим путем». - Путем Торы.

Рав Зеев Мешков
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Сон Яакова
Мидраш рассказывает, что Яаков, убегая от Эсава, заночевал на том месте, где Авраам положил Ицхака на жертвенник, и где в будущем должен быть построен Храм. Он и не подозревал, что остановился на ночлег на святом месте, но ночью ему приснился сон: лестница, по которой поднимаются и спускаются ангелы, и Вс-вышний стоит над ним, над Яаковом. Каждый из агелов поднимался, показывая тем самым, что народ, которому он покровительствует, достигает господства в мире, обретая власть и над сыновьями Израиля, и, пройдя семьдесят ступеней, соответствующие семидесяти годам истории, спускался вниз. Но один из ангелов пошел вверх, и Яаков не увидел конец его пути или его падение. Наш праотец проснулся в ужасе. 
Ведь он так и не увидел конца истории – свободы народа, который произойдет от него, возвращение сыновей Израиля из последнего изгнания в святую землю, создание независимого царства и возведение Храма, котоый никогда и ни кем не будет разрушен. Ему не открылось, как: «... в конце дней, утвердится гора дома Б-га как вершина всех гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: «Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Всесильного Яакова, чтобы Он научил нас путям своим, чтобы мы пошли дорогами Его. Ибо из Циона выйдет Тора и из Йерушалаима слово Б-га. И рассудит Он народы и вразумит многие народы, и перекуют они мечи на мотыги, и копья – на садовые ножницы» (Йешаяу, 2:2 – 4). 
 
Пробуждение
Яаков верил в счастливый конец, но перед его глазами стояли только бедствия изгнаний, войны, власть народов мира, реки крови, осквернение всего святого, извращение идей Торы христианами и мусульманами и превращение «Книги книг» в источник ненависти к его потомкам. Разрушение первого и второго Храмов, подавление восстания Бар Кохбы, Первая мировая война и Катастрофа – ничего не укрылось от его пророческого взора. Поэтому он и сказал, пробудившись: «Как страшно это место. Не иначе – дом Б-га это, и это - ворота Небес» (Берешит 28:17). Да, дом Б-га внушил страх, так как дважды был разрушен Йерушалаим и Храм и народ почти полностю был стерт с лица земли. Воротами в небеса назвал он место, где спал, так как вся история – это попытки подняться к Б-гу, и падение народов, которые отступают от истины и не стремятся к добру. Падения с бесконечной высоты. Всю жизнь Яаков размышлял над своим сном и просил Вс-вышнего показать ему конец истории - раскрытие Б-жественного Присутствия во всем мире через народ, обретший святость, но ему не было дано увидеть праведного царя Израиля на вершине лестницы. Яаков обрел свет пророчества, раскрывающий благополучный конец времен только в последние годы жизни. Но поделиться своим открытием с сыновьями он не смог – не хватило у них сил понять своего отца. 
 
Пробудись, пробудись, скажи песнь...
Нам открыто больше, чем Яакову. Но мы никак не можем проснуться, поверить в то, что сон закончился и все происходит наяву. Как сказано: «Когда возвращал Б-г пленных Циона, были мы как во сне» (Теилим 126:1). Мы своими глазами увидели, как исполняется пророчество «Я и заселю те города, и отстроены будут развалины. И земля эта опустошенная будет отстроена вместо того, чтобы быть пустыней перед глазами всех проходящих. И скажут они: «Эта земля опустошенная стала как сад Эдена, и эти города, разрушенные и опустошенные, укреплены и населены... эти города разрушенные наполнятся людьми как овцами. И узнают, что Я – Б-г» (Йехезкель 36: 33 - 38). Разве не на нашем веку произошло то, что предсказал пророк: «А вы, горы Израиля, ветви свои дайте, и плоды вознесите народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они. Ибо вот Я к вам, к вам обращаюсь. И будете возделаны и будете засеяны. И умножу на вас человека, весь дом Израиля» (36: 1- 9). Разве не на наших глазах произошло воскрешение из мертвых народа, сгоревшего в огне Катастрофы: «... и опустил Он меня среди долины, и вот она полна костей... И раздался звук, когда пророчествовал я, и сблизились кость к кости ее. И видел я: вот на них жилы и плоть поднялась и покрыла их кожа сверху... и вошло в них дыхание жизни и они ожили. И встали на ноги свои, полчище великое... И Он сказал мне: «Сын человеческий, кости эти - весь дом Израиля» (37: 2 – 11)». Но мы уверяем себя, что мы все еще спим, потому что признать, что все происходящее – это не сон, означает взять на себя ответственность за свое будущее. Что мешает нам увидеть свет конца истории господства народов, начала нового времени, отмеченного свободой сыновей Израиля? Почему нам трудно поверить в то, что мы стоим у вершины лестницы Яакова? Нам все кажется, что двухтысячелетнее изгнание не завершилось, что наше возвращение на землю предков и создание государства ничего не изменило по сути, что мы слабы и немощны и ничего не можем изменить, а пророчество о всеобщем благоденствии должно исполниться само собой в далеком будущем: приедет дядя на осле и раздаст нам медали. А это не так! Медалей «За доблестное терпение» не будет. 

Благословение дела рук и усилий духа
Ни одно благословение не осуществляется само собой. Для того, чтобы все предсказанное сбылось, всему народу необходимо приложить силы. Это относится не только к обретению материального благопучия, но и к достижениям народа в области духа. Духовность не будет дана Свыше, если мы не приложим усилий. Говорится: «И Я окроплю вас водою чистою, и очиститесь от всей скверны вашей...» (Йехезкель 36:25). Но это не произойдет без наших усилий! Так же, как разрушенные города – Йерушалаим, Хеврон, Бейтар, Тверия, Цфат – были  отстроены руками людей, через которых проявилось Б-жественное Присутствие в мире; так же, как земля Израиля зацвела благодаря самоотверженному труду народа, через который раскрылась Б-жественная воля, - точно так же и очищение душ произойдет только, когда мы приложим усилия, чтобы добиться чистоты своей души. Желание достичь высокой духовности, обрести пророчество, исправить мир должно возобладать над желанием устроиться поудобней, найти и крышу над головой, и социальную нишу. 
 
Странный зверь «тяни-толкай»
Те, кто обладает знаниями Торы, часто пытаются обращаться к тем, кто далек от нее. Но знатоки Торы далеко не всегда понимают, что главная задача не в том, чтобы жить на святой Земле, как жили наши предки в странах изгнания, говорить и мыслить, как говорили и мыслили евреи, загнанные в гетто, боясь собственой тени, а в том, чтобы создать высокодуховное государство, способное отсаивать высокие идеалы - и на трибуне мирового сообщества, и с оружием в руках на поле боя, -построить Храм и создать условия для проявления Б-жественного присутствия. И поскольку существует немало учителей Торы, которые готовы по кускам раздавать Землю врагам, запрещают сопротивляться погромам в святой Земле и велят солдатам исполнять любые приказы, включая выселение евреев из их домов, а также запрещают подниматься на Храмовую гору, мечтая, чтобы арабы забрали ее себе и успокоились, то из «просвящения масс» мало что выходит. Массы относятся с недоверием к тем, кто похож на сказачного зверя тяни-толкая: мечтает о светлом будущем, а тянет назад. 
 
Ступенька и вершина
Но мы на пути к цели, вечной и неизменной. И то, что лестница уходит в бесконечность – не беда: народ Израиля несет связь с бесконечностью в своей душе, и на какой бы ступени он не стоял, он одновременно стоит и на вершине лестницы, и в одно мгновение может раскрыть Образ и Подобие в себе самом. Было бы только желание.

Рав Зеев Мешков
Кто они - ангелы?
 «И вышел Яаков из Беэр Шевы, чтобы идти в Харан. И пришел на одно место, и заночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе в изголовье, и лег на том месте. И снилось ему: вот лестница, поставлена на земле, а вершина ее достигает небес. И вот ангелы Вс-сильного нисходят и восходят по ней» (Берешит, 28:11-12). 
Все люди разные. Их отличают врожденные способности, которые могут быть использованы на благо. Но, кроме положительной составляющей, в каждом присутствует и отрицательная сторона, которая отражает все неисправленные ошибки предыдущих поколений. 
Первым, кто изменил и себя и своих потомков не в лучшую сторону, был Адам. После него – Каин. А вслед за ним – поколение потопа и строители Вавилонской башни, часть из которых, согласно мидрашу, была наказана тем, что утратила человеческий облик. 
Но врожденная испорченность людей может быть преодолена. Достаточно обратиться к Вс-вышнему – и все начнет меняться. Однако если человек тянется за своей испорченностью – решать проблемы придется следующим поколениям. 
Кроме того, каждый человек является «продуктом того общества», в котором он рос и воспитывался: знакомился с верованиями и мировоззренческими позициями окружающих. Но правда только одна, и она заключена в Торе, дарованной сыновьям Израиля. 
Люди других народов рождаются в среде, где господствует культура и вера, в основе которых лежат извращенные представления о мире и Б-ге. И в результате, не все люди оказываются равны, как «генетически», так и «идеологически». Однако того, кто придерживается подобных взглядов, часто называют расcистом. И в современном мире гораздо более популярны идеи равенства и толерантности по отношению ко всем людям, мнениям, религиям и обычаям. Но этот подход является еще одной попыткой переделать мир: сотворить его заново, добиться справедливости, которой, якобы, пренебрегает Вс-вышний. 
Люди, рассуждающие подобным образом, постоянно сталкиваются с той же проблемой, что и Дон Кихот, который был закидан камнями теми же самыми преступниками, которых он только что освободил, разбив их цепи. 
Наш праотец Яаков знал, что истина у него, и был готов бороться со всеми людьми и со всеми идеологиями. Он удостоился имени Исраэль, которое означает «тот, кто сражается на стороне Б-га». И ему было сказано: «Ты боролся с ангелами и с людьми – и победил». Он победил Эсава, собиравшегося убить его, он победил Лавана, жившего обманом и колдовством. Он победил сам себя – свое дурное начало. Ведь неслучайно сказано: «И остался Яаков один, и боролся с ним человек до утренней зари». Но если он остался один, то с кем же он боролся? Сам с собой, со своей темной стороной. 
Сначала Яаков хотел отказаться от борьбы Мидраш рассказывает, что Яаков, убегая от Эсава, заночевал на том месте, где Авраам положил Ицхака на жертвенник, и где в будущем должен был быть построен Храм. Но он понял, что остановился на ночлег в святом месте, только после того, когда ночью ему приснилась лестница, соединяющая землю и небо, по которой поднимаются и спускаются ангелы. 
Ангелы –идеи, которые дают силы народам мира, – поднимались на семьдесят ступеней и спускались вниз. Яакову была показана вся мировая история: расцвет и падение Египта, Ассирии, Вавилона, Персии, Греции, Рима, Германии и Советского Союза. И он понял, что все те страны, которые не попытаются честно понять, чего Вс-вышний хочет от человечества, и не сделают ту часть Торы, которая обязательна для всех людей, своим законом, ожидает падение. Но когда Вс-вышний обратился к нему и сказал: «Теперь поднимайся ты», Яаков отказался. Тогда один из ангелов пошел вверх, и Яаков не увидел, где он остановился. Он проснулся в ужасе. 
В этот момент Яаков понял, что без борьбы с извращенными идеями и идеологиями его потомки не смогут ни выжить, ни исполнить свое предназначение. 
Сыновья Израиля призваны бороться со своим дурным началом, изучая Тору, работая над собой. А государство Израиль призвано бороться не только с террором и с иранской угрозой, но и с идеологией, порождающей их. В этом нет ничего нового: всегда страна воюет не с отдельными группами и даже не с армией, а с идеями, и если бы были побеждены немцы, но не нацизм, Вторую мировую войну нельзя было бы счиать выигранной. 
В современном мире Израиль обязан взять на себя роль Яакова: бороться с ангелами или, по крайней мере, оставаться выше их. 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Лестница Яакова – связь между мирами
Наша недельная глава открывается рассказом об уходе праотца Яакова из отчего дома. Официальной причиной его ухода явилось повеление Ицхака найти себе жену среди дочерей Лавана – арамейца, брата его матери Ривки, живущего в местности Падан Арам (Междуречье). Однако истинным поводом этого был его конфликт с Эйсавом, намеревавшимся убить Яакова в качестве мести за благословения их отца, полученные им в обход Эйсава. 
Как бы то ни было, Яаков спешно покидает Беер-Шеву, где располагается резиденция праотца Ицхака, и идет на север. Вечер застаёт его в окрестностях ханаанского города Луз. Яаков разбивает лагерь, и ложится спать. Во сне ему открывается чудесное видение: его внутреннему взору представляется великолепная лестница, ноги которой стоят на земле, а вершина достигает небес, и по этой лестнице поднимаются и спускаются ангелы. А над самим Яаковом, лежащим на земле, стоит Шхина (Б-жественное присутствие), и он слышит голос, говорящий:
"Я Б-Г - ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРАhАМА, ОТЦА ТВОЕГО, И ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЦХАКА. ЗЕМЛЮ, НА КОТОРОЙ ТЫ ЛЕЖИШЬ, - ТЕБЕ ОТДАМ ЕЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ. И БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ, КАК ПЕСОК ЗЕМЛИ, И ТЫ РАСПРОСТРАНИШЬСЯ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ ТОБОЮ И ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ. И ВОТ, Я С ТОБОЮ, И СОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ, ИБО Я НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, ПОКА НЕ СДЕЛАЮ ТОГО, ЧТО ГОВОРИЛ ТЕБЕ" И ПРОБУДИЛСЯ ЯАКОВ ОТО СНА СВОЕГО, И СКАЗАЛ: "ИСТИННО, ЭТО - МЕСТО, ГДЕ ОТКРЫВАЕТСЯ Б-Г, А Я НЕ ЗНАЛ!". И ИСПУГАЛСЯ ОН, И СКАЗАЛ: "КАК СТРАШНО МЕСТО ЭТО! ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ДОМ ВСЕСИЛЬНОГО, А ЭТО - ВРАТА НЕБЕС". И ВСТАЛ ЯАКОВ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ КАМЕНЬ, ЧТО СДЕЛАЛ СВОИМ ИЗГОЛОВЬЕМ, И ПОСТАВИЛ ЕГО ПАМЯТНИКОМ, И ВОЗЛИЛ МАСЛО НА ЕГО ВЕРШИНУ. (Берейшит, 28:13-18). 
После этого Яаков даёт обет возвести на этом месте Дом Служения Вс-вышнему, а также обещает отделять десятину от всего, что будет у него, после чего он продолжает путь в Падан Арам. Такова внешняя канва событий. Однако весь этот рассказ имеет множество "белых пятен". Например, из текста Торы не совсем ясен характер и назначение лестницы, соединяющей небо и землю, причём это настолько открытый вопрос, что допускает совершенно противоположные толкования. Один Мидраш, например, утверждает, что Яаков стал свидетелем того, как поднимаются вверх ангелы, охранявшие его в Земле Израиля, а им на смену спускаются другие, призванные оберегать его за ее пределами. Другой же Мидраш считает, что то были ангелы народов, пытающиеся занять высокое положение на небесах, что означало бы главенство опекаемого ими народа на земле, но, в конце концов вынужденные спуститься обратно, как символ неизбежного заката любого народа (кроме еврейского, у которого, как известно, нет своего специального ангела, т.к. он находится в непосредственном ведении Творца). Мы же в этой статье займемся вопросами географии и геометрии этой лестницы. 
РаШИ приводит такой Мидраш: "Сказал раби Эльазар от имени раби Йосе, сына Зимры: "Эта лестница стоит ногами в Беер-Шеве, а середина ее подъема находится против Храма" [Берешит раба 69]. Т.е. начало лестницы – в Беер-Шеве, вершина – над Бейт-Элем, где спит Яаков, а середина – над Иерусалимом, где будет стоять Храм. Согласно этому комментарию, расстояние от Беер-Шевы до Иерусалима равно расстоянию от Иерусалима до Бейт-Эля, хотя реально это не так – первый отрезок составляет около 70 километров, а второй – около 20. Как же разрешить это противоречие? Рав Яаков Мейдан шлит"а, глава военной йешивы Ар Эцион, предлагает такое решение: когда Мидраш говорит о середине, не имеется ввиду математический центр всей лестницы, а средоточие её сути. Рав Яаков приводит другой Мидраш, согласно которому фразу Вс-вышнего "Земля, на которой ты лежишь – тебе отдам ее и потомству твоему" следует воспринимать буквально. Т.е., в момент произнесения этих слов большая часть Земли Израиля сконцентрировалась под лежащим Яаковом – от Беер-Шевы на юге (ноги Яакова и ноги лестницы), до Бейт-Эля на севере (голова Яакова и вершина лестницы). Что нам даёт подобная схема? Если рассмотреть пропорции человеческого тела, имеющего рост около 100 километров (от Беер-Шевы до Бейт-Эля), то его сердце будет приходится на то место, где располагается ….. Иерусалим, т.е. Храм! Теперь рассмотрим всю систему в целом. Беер-Шева, где располагается подножие лестницы, символизирует грубый материальный мир, мир, где истина скрыта – ведь реальным хозяином там на тот момент остается Эйсав, выбравший материальный мир и отрицающий мир грядущий. Вершина лестницы над Бейт-Элем символизирует голову, т.е. недостижимые духовные миры. Середина же лестницы – сердце – символизирует Храм, где встречаются материя и дух, высшие и низшие миры, ибо таково назначение Храма и Иерусалима – быть серцем мироздания, перекачивая его кровь (Б-жественную энергию) от головы к ногам и обратно, создавая систему диалога между Б-гом и человечеством, где в качестве почтальонов выступают ангелы, поднимающиеся (т.е. несущие молитвы и намерения людей к Престолу Творца) и спускающиеся (т.е. несущие ответы Творца на деяния и молитвы людей). 
Остается лишь ответить на вопрос: для чего Вс-вышний показал Яакову эту великую всеобъемлющую картину мироздания? 
Ответом может быть бесконечное множество – у Торы семьдесят ликов. Но мне думается, что таким образом Вс-вышний хотел намекнуть Яакову, что его функция, а также функция народа, который произойдёт от него – соединять миры подобно лестнице, а для этого надо спуститься в самую глубь материи – в дом Лавана – и прожить там 20 лет, не потеряв связи с небом. Также и мы с вами, уважаемые читатели, на примере нашего праотца, занимаясь будничными делами, должны привносить в них свет духовных миров, осознание, что в этом мире душа обязана трудиться, понуждая человека совершать ежедневный подвиг восхождения от материи к духу, освящая первую посредством последнего. Но лишь тогда, когда отстроен будет Храм, сердце мироздания, наша работа по связыванию миров сможет выйти на свой заключительный этап. Так пусть это произойдёт поскорее!  

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Прах земной...
Б-г обещает каждому из трех патриархов - Аврааму, Ицхаку и Яакову, что от них произойдет многочисленное потомство. Однако каждый раз это обещание звучало по-другому: 
Авраам 
"И сделаю потомство твое (несметным) как прах земной. Так, если сможет кто-либо счесть прах земной, также твое потомство сочтено буде"т. (Берешит, 13:16) 
"И Он вывел его наружу и сказал: Взгляни же на небо и сочти звезды. Можешь ли счесть их? И сказал Он ему: Таким будет потомство твое (Берешит, 15:5) 
"Я благословлю, благословлю тебя и умножу, умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, что на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами своих врагов" (22:17) 
Ицхак 
"И Я умножу потомство твое как звезды небесные, и дам Я потомству твоему все эти земли, я будут благословляться твоим потомством все племена земли" (Там же, 26:4) 
Яаков 
"И будет потомство твое как прах земной, и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг, и благословляться будут тобою все семейства земли, и потомством твоим. (Там же: 28:14) 
Все метафоры - "звезды небесные", "прах земной" - обещают патриархам многочисленное потомство Но являются ли эти фразы просто красивыми фигурами речи, или за ними стоит что-то еще? 
Звезды небесные 
Каждая звезда светит ярко, она недостижима . Звезды видны по отделльности. Звезда - это яркая индивидуальность. 
Песок морской 
Песок образуется в результате трения волн о берег, и на это уходят тысячи лет. Народ формируется, как песок, проходя через бесчисленные трудности. 
Прах земной 
Прах земной топчут ногами, это презренная вещь, подобная грязи. 
Эти метафоры, вероятно, отражают различные эпохи в жизни самих патриархов и в жизни еврейского народа. 
Авраам переселился в Землю Израиля, но также пережил изгнание и множество испытаний. Все три метафоры относятся к нему. 
Ицхак всю жизнь прожил в Кнаане, он узнал славу и процветание. К нему относится выражение "звезды небесные". 
Этот недельный раздел начинается с того, что Яаков видит закат солнца. Рассказ Торы оставляет его во тьме, неуверенным в завтрашнем дне. Он начинает жизнь с изгнания. Во время изгнания его несколько раз обманут, он испытает бесправное положение чужака. Даже когда он начнет процветать и обзаведется многочисленным семейством, ему придется спасаться от Лавана бегством. Он мог бы уподобиться звезде или морскому песку, но с ним обходятся, как с прахом земным: топчут, изгоняют и запугивают. 
Яаков - это образ еврея в изгнании: обеспокоенный и беззащитный, он все же добивается успеха. Но Яаков не остается на чужбине, он возвращается в Землю Израиля. Ту же судьбу повторит и его потомство.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
В чем виноват Яаков?
Лаван постоянно обманывает Яакова. Сначала он работает на Лавана в течение месяца и не получает платы (Берешит, 29:14-15). Затем он работает семь лет, чтобы получить в жены Рахель, но получает не Рахель, а Лею, после чего его заставляют работать еще семь лет. 
По завершении четырнадцати лет Яаков заключает с Лаваном договор, что " всякого агнца крапчатого и пятнистого, и всякого агнца бурого из овец, и пятнистого и крапчатого из коз, - и будет (такое) мне платой" (Берешит, 30:32). Лаван находит весь этот скот, и удаляет его из стада, но передает не Яакову, а своим сыновьям. Лаван хочет сделать так, чтобы Яаков вообще не получил платы: если в стаде не будет бурых, пятнистых и крапчатых овец, они не родятся в дальнейшем. Более того, он удаляет всех отделенных овец на три дня пути от стада, которое пасет Яаков, (36), чтобы не возникло случайного контакта между этим стадом и "цветными" овцами. Позже Яаков скажет своим женам: "Ваш отец шутил надо мною и менял плату мне десятикратно, но не дал ему Б-г содеять зло мне. Если так скажет: Крапчатыми будет плата тебе, - то рождал весь скот крапчатых. А если так скажет: С отметинами на голенях будет плата тебе, - то рождал весь скот с отметинами на голенях" (Берешит, 31:7-8). 
Постепенно Лаван поработил Яакова до такой степени, что, когда он хочет уйти от Лавана, то пользуется формулой раба, желающего освободиться из рабства: "Отпусти меня, и пойду я на место мое и на землю мою." (Там же, 25, ср. с Шемот, 5:1) 
Почему Яаков позволил Лавану поработить себя? Лишь однажды Яаков выступает против Лавана: когда тот отдал ему Лею вместо Рахели. Но и тогда это всего лишь слабый протест. Когда Лаван говорит, что младшую дочь не выдают замуж раньше старшей, Яаков ничего не отвечает ему, хотя слова Лавана - не оправдание, учитывая тяжесть обмана. Почему? 
Ответ на этот вопрос мы нахоим в самом разделе Вайеце и в разделе Ваишлах. 
Яаков не отнял у Эсава благословение добровольно. Ривка убедила его сделать это, отмела все его протесты, приготовила еду, дала ему, и даже одела его в одежды Эсава (27:13-17). Яаков участвовал в этой затее неохотно, ему даже не удалось изменить голос, чтобы отец не узнал его. 
Тем не менее, он получает наказание. Яаков изгнан из дома отца, он вынужден скитаться по необжитой земле. Человек, привыкший жить в шатрах, спит под открытым небом. Он удивляется, узнав, что Б-г не оставил его (28:10). Скорее всего, он думает, что заслужил такое наказание. 
Слова Лавана - не отговорка. Лаван хорошо знает, что говорит: "... в наших краях не выдают замуж младшую дочь раньше старшей" (29:26). Лаван взывает к совести Яакова, ведь Яаков, младший брат, получил благословение отца раньше старшего. Яаков поражен, он лишен дара речи. Ему ничего не остается, как принять объяснение Лавана, и далее - коварство Лавана. Обман следует за обманом. И Яаков все терпит. 
Совесть мучает Яакова до такой степени, что придя в Ханаан, он унижается перед Эсавом, называя его господином, а себя - его рабом. Яаков хочет сказать, что он не будет господином Эсава, несмотря на благословение. Он хочет сказать, что ему было обещано: "... от росы небесной, и от тука земли, и изобилие хлеба и вина" (Там же, 27:28), однако, все, чт о он получил - рабство у Лавана и изгнание. 
Тяжесть содеянного так удручает Яакова, что он просит Эсава: "прими же мое благословение, что доставляю я тебе" (33:11). И Эсав неохотно принимает благословение. 
Может быть, Яаков непрасно принял благословение Ицхака?
Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Деловые отношения Якова и Лавана
Когда Лаван впервые увидел Якова, он обнял его, пригласил к себе в дом и заявил:"ТЫ ЖЕ КОСТЬ МОЯ И ПЛОТЬ МОЯ" (Берешит, 29:14) - одним словом, встретил от всей души. .
Однако мы знаем, что Лаван обычно очень тщательно подбирал слова, так, чтобы их можно было понять по-разному, дабы при любом повороте оказаться в выигрыше. Впервые мы сталкиваемся с этим после месячного пребывания Яакова в доме Лавана. Лаван говорит:
Этот стих можно понять двояко:
1. ПОТОМУ, ЧТО ТЫ РОДСТВЕННИК МОЙ, ТЫ СЛУЖИШЬ МНЕ ДАРОМ? СКАЖИ МНЕ, ЧТО В НАГРАДУ ТЕБЕ?"
Согласно этому прочтению, первый месяц Яаков работал на Лавана, не получая платы. Т.е. фактически он оказался в положении раба, который не получает денег, но которого кормят в качестве платы за работу, т.е. Лаван сказал Яакову, что он - не раб, а член семьи, а потому не должен работать безвозмездно.
Звучит неплохо. Однако этот стих можно понять и иначе.
2. РАЗВЕ ТЫ РОДСТВЕННИК МОЙ, ЧТО СЛУЖИШЬ МНЕ ДАРОМ? СКАЖИ МНЕ, ЧТО В НАГРАДУ ТЕБЕ?".
Не только рабы, но и члены семьи не получали постоянную плату за свой труд. Они, однако, имели долю в прибылях. Напомним, что к тому моменту Яаков уже "ЖИЛ ОН У НЕГО ОДИН МЕСЯЦ (ibid 14). Соответственно, Лаван разозлился на Яакова и напомнил ему, что он - не член "клана", который может ничего не делать и жить на доходы семьи. Так что, если он не хочет умереть с голоду, ему придется стать наемным работником и трудиться в поте лица.
Судя по всему, Яаков действительно стал полурабом Лавана, так как, окончив свои вторые семь лет, он обратился к нему с просьбой: "ОТПУСТИ МЕНЯ, И УЙДУ В СВОЕ МЕСТО И В СВОЮ СТРАНУ" (Берешит, 30:25).
Яаков просит "отпустить" его - так, как раб обычно просит дать ему вольную. Более того, Яаков говорит дальше: "ОТДАЙ ЖЕН МОИХ И ДЕТЕЙ МОИХ, ЗА КОТОРЫХ Я СЛУЖИЛ ТЕБЕ, И ПОЙДУ! ТЫ ЖЕ ЗНАЕШЬ МОЮ СЛУЖБУ, КОТОРУЮ Я СЛУЖИЛ ТЕБЕ" (Берешит, 30:26). Освобождая раба, хозяин имел право оставить себе его жену и его детей. Яков напоминает, что он не раб, и получил своих жен в качестве платы за труд - но при этом намекает, что к нему фактически относились, как к рабу.
Еще одно свидетельство, что Яаков не считал себя полностью свободным человеком - его объяснение с тестем после побега: "И СКАЗАЛ ЛАВАН ЯАКОВУ: "ЧТО СДЕЛАЛ ТЫ? ОБМАНУЛ ТЫ МЕНЯ И УВЕЛ МОИХ ДОЧЕРЕЙ, КАК ПЛЕНЕННЫХ ОРУЖИЕМ!...И ОТВЕЧАЛ ЯАКОВ, И СКАЗАЛ ЛАВАНУ: "ДА, Я БОЯЛСЯ, ИБО ДУМАЛ, МОЖЕТ БЫТЬ, ОТНИМЕШЬ У МЕНЯ ДОЧЕРЕЙ ТВОИХ" (Берешит, 31:26, 31). Т.е. Яков боялся, что Лаван поступит с ним как с вольноотпущенником, и оставит у себя его жен и детей.
Практически тоже самое говорит и Лаван, заявивший, что Яаков, тайно покинув его дом, "УВЕЛ МОИХ ДОЧЕРЕЙ, КАК ПЛЕНЕННЫХ ОРУЖИЕМ!", а также - что "РУКА МОЯ В СИЛЕ СДЕЛАТЬ ВАМ ЗЛО" (Берешит, 31:29), т.е. с точки зрения закона он имеет право наказать Яакова за побег. Однако в этот момент Яаков решительно запротестовал: "ЧТО ЗА ПРОСТУПОК МОЙ, ЧТО ЗА ВИНА МОЯ, ЧТО ТЫ ПОГНАЛСЯ ЗА МНОЮ? " (Берешит, 31:36) - т.е., по закону он свободный человек, и не нуждается в чьем-либо разрешении, чтобы уйти.
Яаков так же потребовал, чтобы его ссору с трстем разбирал независимый третейский суд: "КЛАДИ ЗДЕСЬ ПЕРЕД БРАТЬЯМИ МОИМИ И ПЕРЕД БРАТЬЯМИ ТВОИМИ, ПУСТЬ ОНИ РАССУДЯТ МЕЖДУ НАМИ!" (Берешит, 31:37).
Лавам явно не хотел подобного разбирательства. А потому - немедленно пошел на попятную: "ДОЧЕРИ - МОИ ДОЧЕРИ, ДЕТИ - МОИ ДЕТИ, ОВЦЫ - МОИ ОВЦЫ, И ВСЕ, ЧТО ТЫ ВИДИШЬ, ЭТО МОЕ! А СВОИМ ДОЧЕРЯМ - ЧТО СДЕЛАЮ Я ТЕПЕРЬ, ИМ ИЛИ ДЕТЯМ ИХ, КОТОРЫХ ОНИ РОДИЛИ?" (Берешит, 31:43) - т.е. как Яков мог подумать, что он, Лаван, мог действовать во вред своим дочерям или оставить их у себя.
Лаван прекрасно понимал, что в независимом суде у него нет никаких шансов. А потому поспешил признать, что Яаков является равным ему главой семейства, в дела которого он, Лаван, не имеет права вмешиваться. 
Читая книгу “Берешит”, невольно замечаешь, как ускоряется темп повествования. В первом разделе рассказывается о Сотворении мира и десяти первых поколениях от Адама до Ноаха. Их морально-духовный уровень неуклонно снижается и в следующем разделе “Ноах” мы узнаем, как “весь мир насилья был разрушен” Всемирным потопом - почти “до основанья, а затем” Б-г начал сызнова строить жизнь на опустошенной водной стихией земле, высадив из ковчега единственных уцелевших людей - праведника Ноаха и его семью. В том же разделе говорится о десяти следующих поколениях, которые тоже не соответствовали требуемому уровню, хотя в целом были лучше своих допотопных предшественников. Короче, мир был мрачен, плох и не желал признавать Б-га своим единственным Тв-рцом и Хозяином. Но вот забрезжил “луч света в темном царстве” язычества - Авраам заново “открыл” Вс-вышнего. Читая разделы “Лех Леха”, “Ваера”, “Хаей-Сара” и “Толдот”, мы видим, как разгорается факел Б-жественной Правды в руках нашего праотца и как он передает его по эстафете сыну Ицхаку, а тот - дальше, Яакову. Пламя разгорается, и настала пора перейти к следующему этапу. В сегодняшнем разделе “Ваеце” перед нами уже не отдельно взятый праведник, на наших глазах рождается первая еврейская семья. Еще несколько разделов - и на исторической арене появится целый народ, “избранный” Б-гом для продолжения великой миссии Авраама. Это произойдет во второй части Пятикнижия - в книге “Шмот”.



















Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайеце
Главы 28:10-32:3
Первая фраза главы сообщает: “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан...”.
И вышел на иврите - вайеце.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Вайеце
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Глава 28
10. Если Авраам - это корень еврейского народа, а Ицхак - часть дерева от корня до ствола, то Яаков - это сам ствол… Ибо Яаков даст будущему народу имя и судьбу. Нас называют не «народом Авраама», но «Израилем». Таким образом, мы видим, как Яаков, подобно Аврааму, выполняет свое собственное ; мы видим, как он, наш следующий предок, к которому был направлен весь ход нашей истории от Авраама
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайеце (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика