::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Толдот (часть 2)

  • Сообщить о ошибке
25-11-2011, 12:13 Разместил: jude Просмотров: 1 791
Моше Абелец
Перевод Анны Файн
"Близнецы в ее чреве"
Ривке открывается много тайн, которые, по логике вещей, вряд ли могли быть ей доступны. 
- Во время ее беременности Б-г открывает ей судьбу ее потомства (Берешит, 25:23)
- Она случайно услышала о намерении Ицхака благословить Эсава (Там же, 27:5)
- Ей рассказано, что Эсав хочет убить Яакова (там же, 41)
Тем не менее, ей было недоступно многое: 
Она знала, что два народа во чреве ее, и все же удивляется, когда рождаются близнецы: 
"И исполнились ее дни родить и вот близнецы в ее чреве." (25:24) 
Она беспокоилась о том, что Ицхак благословит Эсава, а не Яакова, но не ожидала подобной реакции Эсава на отнятое благословение. (27:12-13) 
Когда она отослала Яакова к Лавану, она думала, что он отлучится "на несколько дней" (44). Она не знала, что он пробудет там 21 год, и что она больше никогда не увидит его. 
Действуя на основе дарованного ей предвидения, Ривка разрушает свои отношения с мужем и детьми: 
- Она выделяет младшего сына и любит его больше, чем старшего (25:28)
- Она предает старшего сына (26:7-13) 
- Она обманывает мужа (46). 
В результате в семье происходит раскол, и Яаков вынужден скрываться. (43) 
Религиозные евреи верят в то, что Б-г определил для евреев особую судьбу. Однако действия, предпринимаемые для скорейшего достижения предначертанной судьбы, могут быть ложными и даже разрушительными. Может быть, стоит доверить Б-жественное провидение Вс-вышнему?
Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Ицхак - человек действия
При поверхностном чтении Ицхак кажется слабым, безвольным и беззащитным человеком. Сначала мы видим, как он нуждается в защите от дурного влияния Ишмаэля, затем Авраам чуть не приносит его в жертву (Берешит, 21:9-10). Теперь Авраам ищет ему жену - это единственный пример в книге Берешит, когда праотец не находит жену самостоятельно. Далее его сын Яаков сумел провести его и получить чужое благословение (там же, 27:19-28). И даже его жена Ривка дважды вмешивается в ход событий, чтобы не позволить Ицхаку совершить то, что кажется ей несправедливым. (5:12, 46). В самом деле, Ицхак слеп, и не только в прямом смысле слова: он не видит истинной натуры Эсава и не замечает вражды между братьями. 
Более того, жизнь Ицхака представет перед нами как точный слепок биографии его отца Авраама: он женится на бесплодной женщине, придя во враждебное окружение, объявляет ее своей сестрой, заключает договор о мире, и даже называет место заключения договора Беер Шевой, подобно Аврааму. 
Единственный фрагмент, где Ицхак действует самостоятельно, без отца или сыновей, - это эпизод, когда он переоткрывает колодцы, ранее вырытые Авраамом. Эти колодцы засыпаны. Ицхак борется за то, чтобы вырыть их снова, и дает им те же имена, которыми называл их Авраам. 
Был ли Ицхак только связующим звеном между Авраамом и Яаковом, был ли он лишь копией Авраама, или все же он - самостоятельно д ействующий герой, по праву заслуживающий заания праотца еврейского народа? 
Ответ на этот вопрос заключается в эпизоде с колодцами. Авраам всю жизнь совершал подвиги: обращал людей в истинную веру (см. комментарий РАШИ на Берешит, 12:5), ханаанеи признали в нем святого и княза Б-жьего (23:6), он победил в войне пять царей (гл. 14), цари приходили к нему для совершения мирных переговоров (14:22, 21:22-34). 
Авраам открывал новые источники воды, но к концу его жизни колодцы засыпало песком - учение Авраама уже не казалось новым и увлекательным. Что случилось с душами, которые он "приобрел в Харране", с построенными им жертвенниками и с договорами, которые он подписал? 
Когда учение теряет новизну, поддерживать его не менее трудно, чем впервые завоевывать сердца. Именно поддержание традиции выпало на долю Ицхака, так не похожего на Авраама и Яакова. 
В отличие от Авраама и Яакова Ицхак никогда не покидал Ханаан, никогда не менял имени. Он носил то имя, которое ему дал Б-г, и был женат на одной женщине -Ривке. Ицхак - воплощение неизменности, стабильности. 
Ицхак не копирует жизнь и поступки Авраама. Он просто продолжает его дело. Несмотря на сопротивление окружения, на молву, говорящую о том, что учение Авраама устарело, Ицхак упорно переоткрывает колодцы отца, засыпанные песком. И ему удается задуманное. Без Ицхака наследие Авраама было бы утрачено, и не возник бы еврейский народ.
Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Зрение Ицхака
"И БЫЛО, КОГДА ИЦХАК СОСТАРИЛСЯ, И ПРИТУПИЛОСЬ ЗРЕНИЕ ГЛАЗ ЕГО..." (Берешит, 27:1). 
Ицхак ослеп. Поэтому Яаков смог обмануть его, выдав себя за Эсава, и таким образом получил благословение, которое Ицхак хотел дать Эсаву. 
Многие полагают, что слепота Ицхака затронула не только его глаза. Он также был слеп относительно подлинного характера своего сына Эсава. Ибо если бы он знал, что представляет собой Эсав, он никогда бы не дал ему своего благословения. 
Однако при более внимательном чтении мы видим, что Ицхак прекрасно знал, чего стоит каждый из его сыновей. Он знал, что Яаков унаследует благословение, которое Б-г дал Аврааму, Но вместе с тем он не хотел оставлять на произвол судьбы и Эсава. Это хорошо видно из слов, с которыми Эсав обратился к отцу сразу после того, как обман был обнаружен: 
"КАК УСЛЫШАЛ ЭСАВ СЛОВА ОТЦА СВОЕГО - ВОЗОПИЛ ВОПЛЕМ ВЕЛИКИМ И ГОРЬКИМ НЕСКАЗАННО, И СКАЗАЛ ОТЦУ СВОЕМУ: "БЛАГОСЛОВИ ТАКЖЕ И МЕНЯ, ОТЕЦ МОЙ!". И СКАЗАЛ ТОТ: "ПРИШЕЛ БРАТ ТВОЙ С ОБМАНОМ И ВЗЯЛ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТВОЕ". И СКАЗАЛ ОН: "НА ТО ЛИ НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ЯАКОВ, ЧТОБЫ ОН ОБХИТРИЛ МЕНЯ УЖЕ ДВАЖДЫ? ПЕРВОРОДСТВО МОЕ ВЗЯЛ ОН, А ВОТ ТЕПЕРЬ - БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОЕ". И ЕЩЕ СКАЗАЛ: "НЕУЖЕЛИ НЕ ОСТАВИЛ ТЫ ДЛЯ МЕНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ?...И СКАЗАЛ ЭЙСАВ ОТЦУ СВОЕМУ: "РАЗВЕ ОДНО БЛАГОСЛОВЕНИЕ У ТЕБЯ, ОТЕЦ МОЙ? БЛАГОСЛОВИ ТАКЖЕ И МЕНЯ, ОТЕЦ МОЙ!". И ПОДНЯЛ ЭСАВ ГОЛОС СВОЙ, И ЗАПЛАКАЛ" (Берешит, 27:34-38). 
Трижды Эсав просил отца благословить его. И трижды Ицхак отвечает, что еще одного благословения у него нет. Однако вскоре выясняется, что это не так. Вскоре после этого разговора, когда Ицхак посылает Яакова в Падан Аран найти там себе жену, он вновь благословляет Яакова: 
"И Б-Г ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ, И РАСПЛОДИТ, И УМНОЖИТ ТЕБЯ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛСЯ ТЫ СОНМОМ НАРОДОВ. И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРААМА - ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ С ТОБОЙ, ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ ПРЕБЫВАНИЯ ТВОЕГО, КОТОРУЮ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ АВРААМУ" (Берешит, 28:3-4). 
Ицхак благословил Яакова: тот унаследует благословение Авраама, а вместе с ним - права на страну Кнаан. Это совершенно не то благословение, которое было предназначено для Эсава - там речь шла о богатстве и силе, а никак не о миссии Авраама. 
Благословение Авраама Ицхак с самого начала собирался "передать" Яакову, понимая, что Эсав, в отличие от брата, недостоин этой миссии. Однако при этом он любил Эсава, так же, как Авраам любил Ишмаэля. Поэтому он не собирался оставить Эсава с пустыми руками. Поэтому даже, зная, что Эсав не станет его наследником, он все равно хотел обеспечить его будущее, oднако его планы были расстроены вмешательством Ривки. 
Поэтому вопрос состоит в следующем: понимала ли Ривка, что ее муж на самом деле прекрасно знал, чего стоит каждый из его сыновей? Знала ли она, какое благословение предназначалось для Эсава? И поступила бы она иначе, если бы знала, что Ицхак не собирается "передавать" Эсаву благословение Авраама?
О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. Ицхак, сын Авраама, женился на Ривке, дочери Бетуэля, и, спустя долгие годы и после многих молитв, Ривка беременеет. Во время беременности она испытывает необычайно острые боли. Другие женщины, которым Ривка описала свои ощущения, сказали ей, что такие боли не являются характерными при
беременности, а Ицхак, хотя и был пророком, не смог ей объяснить, что бы это значило. Тогда Ривка обращается к двум пророкам Шему и Эйверу, живущим неподалеку от Беер Шевы (где проживали Ицхак и Ривка), с просьбой объяснить ей значение ее необычных ощущений. И Шем открывает ей, что она несет в себе двух весьма разных детей, которые станут отцами-основателями двух совершенно разных народов. (В то время было трудно предугадать те разные жизненные пути, которые выберут в дальнейшем ее 
дети-близнецы. Но в то же время Ривка знала, что неспроста об этом было сказано именно ей, а не Ицхаку. И она также поняла, что раз эта информация была скрыта Б-гом от Ицхака, то и ей не следует ее разглашать.)
2. Близнецы родились: Эйсав (первенец) и Яаков. Оба хорошие сыновья и почитают родителей, и, несмотря на все различия между ними, являются братьями, близки друг к другу и нежно любимы родителями. Но по мере того, как они подрастают, все более отчетливыми становятся различия между ними - в точности как было предсказано Ривке: Яаков – честный и праведный человек, проводящий все время в учебе в ешиве Шема и Эйвера, а Эйсав - охотник и воин, заинтересованный исключительно в удовольствиях этого мира.
3. В день смерти своего деда Авраама Яаков возвращается домой раньше Ицхака и остальной семьи, находящейся по пути домой из Хеврона, где был похоронен Авраам в Пещере Махпела. Яаков занят приготовлением траурной трапезы для своего отца, когда возвращается с охоты Эйсав. Яаков, хотя еще юнец (близнецам было в то время пятнадцать лет), уже думает о будущем. Он размышляет о ситуации, сложившейся после смерти Авраама, столь внезапной и неожиданной (так избавившей Авраама от лицезрения, как из его внука Эйсава вырастает человек, столь далекий от его идеалов). Какое счастье, что именно его отец Ицхак, а не дядя Ишмаэль уже давно признан духовным преемником Авраама и продолжателем его миссии в этом мире. Но что сильно беспокоит Яакова теперь, особенно в этот день – это вопрос, будет ли дело Авраама и Ицхака продолжено, когда и Ицхак покинет этот мир. Ишмаэль много лет назад уступил дорогу своему брату Ицхаку - но насколько все могло быть иначе, не сделай он этого! А что
будет дальше? Сможет ли Эйсав продолжить дело дома Авраама лучше, чем сумел бы Ишмаэль? И заинтересован ли Эйсав вообще в подобном будущем для себя и для своих потомков? Яаков со всей серьезностью высказывает свои мысли брату и просит Эйсава позволить ему отныне считаться первенцем таким же образом, как уступил когда-то их дядя Ишмаэль дорогу Ицхаку. Таким образом, традиции, начатые Авраамом и продолженные Ицхаком, перейдут через Яакова его потомкам, и еврейский народ будет развиваться в духе Авраама и Ицхака. Эйсав прекрасно знал о тяжелых обязанностях и ответственности, которые возлагаются на Народ Авраама, и его это действительно тяготило. Поэтому он с удовольствием уступает первородство Яакову. Их соглашение скреплено чечевичной похлебкой, которую Яаков приготовил для своего отца Ицхака.
4. Когда в землю Кнаан снова приходит голод, Ицхак и его семья собираются спуститься в Египет, где есть большое количество продовольствия, но ХаШем велит Ицхаку остаться в Святой Земле, где он будет благословен и обеспечен всем необходимым в заслугу Авраама. И Ицхак остается в регионе Грар. Там, в Граре Авимелех (титул, которым называли филистимляне своих царей, как называли египтяне своих царей фараонами) чуть не забрал Ривку в свой гарем, поскольку посчитал, что она была просто женщиной из клана Ицхака, а не его женой. Он вызывает Ицхака и упрекает его в том, что не сказал ему, что она на самом деле
его жена. Ответное молчание Ицхака было достаточно красноречивым, чтобы Авимелех воспринял его как укор себе и своему народу, что они так бесстыдно ведут себя по отношению к иностранцам и их женщинам, без всякого страха перед Б-гом. И Авимелех принимает этот упрек. Он гарантирует безопасность Ицхака и Ривки и издает указ о том, что его народ не должен им вредить. Так ХаШем обеспечил, чтобы Ицхак, путем личного знакомства с правителем страны, внезапно сделался известной личностью, и благодаря этому внимание всего населения обращено к учению о Б-ге. (См. главы Лех-леха и Вайера, где аналогичная история случилась с Авраамом).
5. Ицхак процветает в стране филистимлян (несмотря на некоторую враждебность со стороны местного населения), да так пышно, что его богатство начинает вызывать зависть у народа и у самого Авимелеха. Ицхака просят уйти по-хорошему из их страны, и он вынужден возвратиться в землю Кнаан. Здесь становится заметным начало 400-летнего Изгнания, о котором ХаШем говорил Аврааму: Авраама
почитали как «Принца Б-га»; Ицхака, его сына, уважительно терпят, но завидуют; Яаков же почувствует на себе ненависть.
6. Ицхак, несмотря ни на что, продолжает процветать, и Авимелех несколько смягчает свое непристойное поведение по отношению к нему и прибывает в Беер-Шеву для заключения с ним пакта о ненападении. Понимая, что Ицхак имеет благословение Б-га (ведь он чрезвычайно богат и влиятелен), Авимелех считает
разумным обновить соглашение о дружбе, заключенное с Авраамом. Хотя он не заходит настолько далеко, чтобы пригласить Ицхака обратно в землю филистимлян, он просит Ицхака пообещать, что ни он, ни его дети и внуки не будут вредить филистимлянам, «ведь в конце концов, когда мы выслали тебя из нашей страны, мы не конфисковали твое имущество, и, таким образом, были к тебе добры». Ицхак, усмехнувшись, напоминает Авимелеху, что на самом деле филистимляне были вовсе не так уж любезны - например, слуги Авимелеха засыпали землей его колодцы. Тем не менее, он соглашается на предложенный пакт о ненападении. (Еврейский народ честно соблюдал этот договор, выходя далеко за рамки его условий. Столетия спустя мы не захватывали Иерусалим только потому, что его населяли потомки Авимелеха - филистимляне. Только когда они сами напали на евреев, без какого-либо повода, мы, наконец, смогли
принять ответные меры и полностью их изгнали.)
7. На протяжении многих лет Ицхак продолжает дело своего отца Авраама. Но на каком-то этапе Эйсав женится на двух хеттских девушках-язычницах, и Ицхака и Ривку очень разочарует этот отказ следовать традициям дома Авраама. Хотя Ицхак знает горькую правду о том, какого рода человеком стал Эйсав, в то же время, в своей любви к своему первенцу, он не видит, насколько далеко Эйсав отошел от идеалов дома Авраама. Он видит будущую еврейскую нацию как состоящую из двух взаимосвязанных элементов: Эйсав и его потомки играют ведущую роль в физическом мире и обеспечивают материальные потребности и безопасность еврейского народа, а Яаков и его потомки являются духовными и моральными лидерами нации. Но Ривка, хотя и любит своего сына Эйсава, знает, что это неосуществимо. Особенно теперь, когда Эйсав, женившись на идолопоклонницах, отвернулся от дома Авраама, она видит, как сбывается давнее
пророчество о различиях между двумя ее сыновьями, и что со временем эти различия станут все более явными и значительными.
8. Ицхак, зрение которого было слабым на протяжении большей части жизни, окончательно слепнет. Он чувствует, что жизнь его подходит к концу и призывает Эйсава, своего первенца. Хотя он весьма опечален поведением Эйсава, и хотя Ривка неоднократно пыталась деликатно показать ему, что он заблуждается в
своих надеждах на Эйсава, Ицхак все еще не отчаялся от идеи, что Эйсав может играть роль в будущей еврейской нации, и потому желает благословить его на будущее. В отличие от Ицхака, Ривка не слепа, чтобы не увидеть абсолютную негодность Эйсава для выполнения любой роли в еврейском народе. Но она не смогла убедить Ицхака в том, что он обманывается, и что его надеждам относительно Эйсава не суждено сбыться.
9. Ицхак попросил Эйсава выйти на охоту, добыть дичь и приготовить для него еду. Так Ицхак хотел указать Эйсаву, что он должен использовать свои врожденные способности и навыки во благо. Используя таким образом свою природную удаль, доблесть и отвагу, он, несмотря на все отличия от Яакова, все же сможет удостоиться того, чтобы стать частью будущего народа Авраама, еврейского народа. Когда Ривка слышит, как Ицхак призывает Эйсава, она, движимая Б-жественным вдохновением и действуя в интересах будущей еврейской нации, решает, что теперь, раз и навсегда, должна продемонстрировать Ицхаку, что он все это время он позволял себе быть обманутым Эйсавом. Она идет на резкий, но простой ход, а именно: она покажет Ицхаку, как легко его обмануть.
10. Ривка зовет своего сына Яакова и повелевает ему взять вкусную еду, которую приготовила, войти к Ицхаку и притвориться Эйсавом. Яакову не по себе от такой затеи, да и если обнаружится обман, то вместо благословения он навлечет на себя проклятье разгневанного отца. Но Ривка настаивает на том, чтобы он сделал так, как она говорит, и, признавая в своей праведной матери Ривке Б-жественное вдохновение, Яаков повинуется ее повелению.
11. Несмотря на то, что Яаков не предпринимает никаких серьезных попыток замаскироваться или попытаться изменить свой голос и манеру речи, Ицхак действительно верит, что Эйсав возвратился так быстро и выполнил его пожелание. Он доволен тем, что Эйсав показал себя способным использовать свой мир охоты во благо, и так превратить его в «великие просторы, которыми благословил его ХаШем». И Ицхак благословляет его дальнейшим материальным благополучием, процветанием и превосходством, которое, как он думает, будет необходимо Эйсаву для выполнения предусмотренной им роли в будущей
еврейской нации.
12. Как только Яаков покидает покои своего отца, возвращается с охоты Эйсав. Он готовит вкусную еду, как велел ему отец, и приносит отцу, чтобы тот смог благословить его. Но когда Эйсав входит и предлагает Ицхаку поесть и благословить его, Ицхак сразу же осознает допущенную им ошибку. Он видит, как легко он был обманут и, много хуже того, что все это время позволял себе быть обманутым Эйсавом. Внезапно все проступки Эйсава, которые Ицхак предпочитал не замечать или прощал, прояснились ему, как при яркой вспышке света. Он, наконец, понимает, насколько была права Ривка в нелестной оценке Эйсава, что он
просто не может играть никакой роли в еврейской нации. В одно страшное мгновение перед ним проносятся все кадры из жизни Эйсава, и он видит полную его негодность на роль партнера Яакова. Нет, если Эйсав и должен сыграть какую-то роль в истории еврейского народа, то не как его составная часть, а как внешняя
сила.
13. Эйсав молит отца все же благословить его, если не как первенца и лидера, то хотя бы дать ему то благословение, которое он изначально собирался дать Яакову. Но Ицхак объясняет Эйсаву, что благословение Яакова предназначено для жизни в мире духовности и святости, и потому оно бесполезно для Эйсава. Однако теперь, после того, как Ицхаку прояснилось будущее, он дает Эйсаву благословение, подходящее для него одного - ибо он останется вне еврейского народа.
14. Эйсав, теперь оголенный перед отцом во всей своей сущности, возненавидел Яакова за благословение, которое даровал ему отец. Внешне он не отнесся к этому эпизоду серьезно, но в своем сердце успокоил себя мыслью, что убьет своего брата Яакова сразу же после смерти отца.
15. Ривка, вновь движимая Б-жественным вдохновением, велит Яакову бежать к ее брату Лавану в Харан, и оставаться там, пока не утихнет гнев Эйсава. Ицхаку же она объясняет только, что желает, чтобы Яаков ушел в ее родную страну, Междуречье, чтобы найти там себе жену. Ибо она просто не сможет перенести,
если и Яаков, как Эйсав, женится на одной из дочерей хеттов.
16. Ицхак призывает Яакова и повелевает ему отправляться к Лавану - как сказала Ривка. И он снова благословляет его, теперь от всей души, всем тем, чем благословен дом Авраама. С этими благословениями Яаков уходит из дома отца и матери, чтобы проложить свой путь в этом мире.
О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Толдот
Ѓафтара этой недели взята из Книги Малахи (1:1 – 2:7), одной из более коротких книг Пророков, составляющих группу «Двенадцати»
1. В этой недельной главе Тора подчеркивает контраст между Яаковом и его братом-близнецом Эйсавом. Хотя сама Ѓафтара почти не связана с главой как таковой, тем не менее, первые ее фразы проводят аналогичный контраст между еврейским народом (то есть, народом Яакова) и нееврейскими народами в целом, и особенно с державой, которая в будущем станет Римской империей (то есть, народом
Эйсава). Пророк провозглашает, что, хотя Яаков и Эйсав были близнецами, и потому между ними, по идее, должно быть мало разницы, тем не менее, ХаШем заявляет, что любит Яакова и происходящий от него народ за великое заложенное в них добро и презирает народ, который произойдет от Эйсава, несмотря на то, что он построит могучую империю, ибо он будет жестоким и злым.
2. Малахи иногда называют одним из Двенадцати Малых Пророков. Но на самом деле такой термин неуважителен, и его употреблять неправильно: ни один из еврейских пророков не был «малым». Конечно, люди имеют в виду, что Книга Малахи – одна из сравнительно небольших книг, входящих в Писание. Но и это неправильно. Ибо даже если по объему и количеству глав эта книга не такая большая, слово «малая» неправильно понимается как определение ее статуса, тогда как имеется в виду лишь ее длина. Малахи – вовсе не «малый пророк», и его книга тоже нисколько не «малая» или маргинальная. Она просто одна из более коротких среди Писаний.
3. В отношении того, кем был Малахи, есть ряд мнений. Само имя означает «Мой посланец», то есть, так его называет Б-г. Значит, «Малахи» может быть не именем этого пророка, но, так сказать, его титулом, его призванием. И действительно, есть мнения, что Малахи, известный как «последний пророк», - это не кто иной, как Эзра-Писец, который тоже был одним из последних пророков в еврейском народе, а то и самым последним.
4. Малахи преподавал Тору и возглашал свои пророческие послания еврейскому народу в эпоху Второго Храма, и эта Ѓафтара действительно посвящена службе в Храме. Малахи говорит о том, что наше служение не должно становиться сухим, что оно не должно быть для нас скучным и утомительным. Он выражает
недовольство по поводу того, что люди приносят в жертвы животных с изъянами и вопрошает: Посмели бы вы подносить некачественные подарки своему начальству? Куда делась преданность и самоотверженность еврейского народа, да и Коаним? Ибо если люди приносят некачественные жертвы, то, по словам Малахи, в этом виноваты и Коаним. Поскольку, вопреки всеобщим представлениям, главная обязанность Коаним состоит вовсе не в том, чтобы служить в Храме и представлять народ. Ведь исполнение этой обязанности
занимала весьма небольшую долю времени рядового Коена. (Он находился на службе в Храме только в течение одной из двадцати четырех недель.) А главной его обязанностью (да и Левита тоже) является преподавание Торы еврейскому народу. И если евреи недостаточно серьезно относятся к исполнению заповедей и служению Б-гу, то причины этому следует искать в качестве изучения ими Торы и ее преподавания, - а это ответственность Коаним.
5. Поэтому Малахи от имени Б-га передает упрек еврейскому народу и Коаним. Последние недостаточно постарались в исполнении своего священного долга преподавать Тору еврейскому народу, и поэтому народ недостаточно искренне и серьезно исполняет свои обязанности перед Б-гом. Ѓафтара кончается призывом к
Коаним быть примером добродетели и вдохновенного служения, чтобы еврейский народ жаждал перенять у них мудрость Торы и учился искренне трепетать перед Б-гом.
Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и Ривки рождаются близнецы Эсав и Яаков. Б-г сообщает Ривке, что ее трудная беременность - это прелюдия к грядущему конфликту между потомками близнецов - Римом и Израилем. Эсав вышел первым из утробы матери, а вслед за ним, держась за пятку брата, - Яаков. С возрастом разница между братьями становится все заметнее. Эсав - охотник, “друг степей”, а Яаков - “человек кроткий, сидящий в шатрах” Торы. В день похорон их деда Авраама Эсав бездумно продал свое первородство Яакову за приготовленное им траурное блюдо - чечевичную похлебку. Ицхак хочет отправиться в Египет, чтобы переждать там голод, но Б-г напоминает ему, что после жертвоприношения на горе Мориа он наделен особой святостью, и ему нельзя покидать Святую землю. Ицхак поселяется с Ривкой в Граре, стране филистимлян, и выдает свою жену за сестру, чтобы защитить ее от посягательств местных язычников. Разбогатев на чужбине, Ицхак вызывает зависть филистимлян, и местный царь Авимелех прогоняет его. Покинув Грар, Ицхак восстанавливает три колодца, выкопанных его отцом. Эти колодцы символизируют три будущих иерусалимских Храма: два из них, как и колодцы, будут разрушены, а третий останется навечно. Авимелех понимает, что Ицхаку покровительствует Б-г, и предлагает ему заключить союз. Прошли годы. Чувствуя приближение смерти, Ицхак зовет к себе Эсава, чтобы благословить его. Однако Ривка убеждает Яакова прийти к слепому отцу и, выдав себя за брата, получить это важное благословение. Разгневанный Эсав жалуется отцу на обман, вспоминая заодно и о проданном первородстве, но Ицхак понимает теперь, что Яаков больше ценит духовную миссию семьи, и подтверждает необратимость своих слов. Эсав клянется убить Яакова, и Ривка отправляет младшего сына к своему брату Лавану, чтобы он переждал там гнев Эсава и заодно подыскал себе жену. 
Безупречная основа
«И полюбил Ицхак Эсава, ибо ловушка была в его устах, а Ривка любила Яакова» (25:28).
Рамбам пишет, что у каждого из патриархов была своя иешива, в которой он преподавал законы Б-жественного управления миром. В иешиве Авраама учились сотни, а может быть и тысячи людей; его сын Ицхак обучал только одного студента. Этим студентом был Яаков, сын Ицхака, основатель двенадцати колен.
Тора гораздо меньше рассказывает об Ицхаке, чем о других еврейских праотцах, Аврааме и Яакове. Однако Ицхак был важным связующим звеном между ними. Именно ему выпала трудная задача провести разделительную черту между добром и злом, между Яаковом и Эсавом, поскольку нарождающийся еврейский народ не мог вмещать в себя добро и зло.
В отличие от Авраама, определяющей чертой которого было милосердие, «хесед», Ицхак был воплощением силы, мужества, («гвура»). Милосердие общительно - сила склонна к индивидуализму. Чтобы отделить добро от зла, изгнать зло и укрепить добро, требуется большая духовная сила. Ицхак и Ривка произвели на свет двух сыновей; один стал воплощением праведности, другой - порока, нечисти, и их родителям пришлось разделить их, отмежеваться от Эсава и передать свою историческую миссию Яакову, чтобы народ Израиля развивался на морально безупречной основе.
Эта задача была непростой, ибо вначале симпатии родителей разделились. «И полюбил Ицхак Эсава, ибо ловушка была в его устах, а Ривка любила Яакова».
О какой «ловушке» идет речь? РАШИ объясняет, что Эсав умел ловить устами, очаровывать людей лживыми речами. Он спрашивал отца, как отделять десятину от соли и соломы, продуктов, которым не требуется такое отделение. Польщенный отец думал, что этот вопрос свидетельствует о благочестии Эсава, о его стремлении досконально соблюдать законы Творца.
Но почему Эсав спрашивал именно о соли и соломе? Ведь свой наигранный «пиетет» он мог проявить и другим, менее изощренным образом. Что особенного в соли и соломе? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к комментариям «Шем ми-Шмуэль».
Суть и средство
Вещи, как и люди, неодинаковы. Некоторые вещи занимают ведущее место в мироздании, другие играют подчиненную роль. Театр, как мы знаем, начинается с вешалки, точнее, с фойе. Никому не придет в голову приравнивать фойе к театру. Театр - это суть, а фойе - «предбанник», где собираются люди, идущие на спектакль.
Точно так же наш мир существует не сам по себе, а лишь в качестве фойе, из которого человек попадает в залитый светом театр - Мир грядущий. Мир грядущий - это суть; наш материальный мир выполняет подчиненную функцию - готовит людей к вступлению в «театр». Он важен лишь потому, что только из него можно попасть в Мир грядущий; сам по себе он лишен ценности.
В сфере времени так же соотносятся шаббат и другие шесть дней недели. Будни важны лишь потому, что они ведут нас к шаббату. Шаббат нужен евреям не для отдыха, не для восстановления сил и подготовки к трудовой неделе. Наоборот, трудовая неделя - это средство подготовки к шаббату, в котором мы видим отблеск Мира грядущего. В Талмуде так и говорится: шаббат - это одна шестидесятая часть Мира грядущего.
Короче, духовность - это суть, а физическая среда - инструмент, позволяющий приблизиться к сути. Физический мир важен лишь потому, что он служит театральными подмостками, на которых происходит духовный рост Человека.
Яаков воплощает собой духовное начало, Эсав - физическое. В их отношениях взаимодействуют суть и средство. Когда главенствует Яаков, мир развивается в верном направлении, и сам Эсав, будучи символом физического мира, может достигнуть высокого уровня духовности, если согласится на роль ведомого в связке с Яаковом. Но Эсав не согласился, он хотел играть заглавную роль в спектакле. Он хотел быть сутью Творения.
Свои претензии на лидерство он выразил, когда спросил отца о порядке отделения десятины от соли и соломы. Соль не обладает самостоятельной ценностью. Она нужна лишь как добавка к другой еде. Она всегда играет подчиненную роль. Солома тоже вещь второстепенная - это сухие стебли, остающиеся после обмолота злаков; соломенные стебли защищают зерна, обеспечивают их рост. Зерно - суть, солома - средство. Яаков, еврейский народ - это… нет, не соль земли, а зерно мира. Потомки Эсава - «солома», средство, помогающее евреям воплотить в жизнь их глобальную миссию.
Но Эсав считал, что солома и соль - это суть. Его вопрос к отцу не был таким уж лицемерным. Он действительно хотел, чтобы от этих продуктов, как и от зерна, отделяли десятину. Вопрос Эсава раскрыл его истинное намерение: он хотел перевернуть всю Б-жественную пирамиду Творения.
Рав Менахем-Михаэль Гитик
Больший - молодой
«И нация от нации будет усиливаться, и больший будет трудиться на молодого… И вот близнецы в животе ее» (Берейшит 25:23, 24)
О соперничестве близнецов Яакова и Эйсава сказано практически все. Но мы попробуем, оттолкнувшись от замечания рава Ґирша выйти в открытое море Торы раби Йеґуды-Арье-Лейба из Гуры. Практические выводы укрепляют концепцию нашей жизни как «битуль ґаеш – отмену экзистенциональности Эго».
Рав Ґирш замечает, что выражение «и вот» свидетельствует о полной неожиданности события. Но как после слов «два народа в чреве твоем» рождение близнецов – сюрприз?! Приходится, говорит рав Ґирш, сделать вывод о неожиданном сходстве «двойняшек», которое вследствие их противоположной функциональной направленности было никак не очевидным. Их головы (еврейские!) были идентичны, в отличие от тел, на что и намекает, по мнению рава Ґирша, краткость написания слова «близнецы».
Гурский ребе видит в словах «и больший будет трудиться на молодого» путь духовного развития личности. По мере увеличения знаний «и больший» (внешний, Эйсав внутри нас) мы должны в своих глазах «молодеть», уменьшаться. Если этого не происходит, следует проверить, у кого и какую Тору мы учим. Ведь сила Яакова в нас – это сила, отобранная у Эйсава. А задача постижения Торы – это перераспределение божественной энергии в нужную сторону, в сторону уменьшения собственного эго. И потому правильность (наличие) нашего духовного движения можно выверять по советской формуле: «мы с тобой помолодели на еще, еще одну весну!»
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Толдот (часть 1)
Главы 25:19-28:9
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.
История происхождения на иврите - толдот.
Моше Абелец
Перевод Анны Файн
"Близнецы в ее чреве"
Ривке открывается много тайн, которые, по логике вещей, вряд ли могли быть ей доступны. 
- Во время ее беременности Б-г открывает ей судьбу ее потомства (Берешит, 25:23)
- Она случайно услышала о намерении Ицхака благословить Эсава (Там же, 27:5)
- Ей рассказано, что Эсав хочет убить Яакова (там же, 41)
Тем не менее, ей было недоступно многое: 
Она знала, что два народа во чреве ее, и все же удивляется, когда рождаются близнецы: 
"И исполнились ее дни родить и вот близнецы в ее чреве." (25:24) 
Она беспокоилась о том, что Ицхак благословит Эсава, а не Яакова, но не ожидала подобной реакции Эсава на отнятое благословение. (27:12-13) 
Когда она отослала Яакова к Лавану, она думала, что он отлучится "на несколько дней" (44). Она не знала, что он пробудет там 21 год, и что она больше никогда не увидит его. 
Действуя на основе дарованного ей предвидения, Ривка разрушает свои отношения с мужем и детьми: 
- Она выделяет младшего сына и любит его больше, чем старшего (25:28)
- Она предает старшего сына (26:7-13) 
- Она обманывает мужа (46). 
В результате в семье происходит раскол, и Яаков вынужден скрываться. (43) 
Религиозные евреи верят в то, что Б-г определил для евреев особую судьбу. Однако действия, предпринимаемые для скорейшего достижения предначертанной судьбы, могут быть ложными и даже разрушительными. Может быть, стоит доверить Б-жественное провидение Вс-вышнему?

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Ицхак - человек действия
При поверхностном чтении Ицхак кажется слабым, безвольным и беззащитным человеком. Сначала мы видим, как он нуждается в защите от дурного влияния Ишмаэля, затем Авраам чуть не приносит его в жертву (Берешит, 21:9-10). Теперь Авраам ищет ему жену - это единственный пример в книге Берешит, когда праотец не находит жену самостоятельно. Далее его сын Яаков сумел провести его и получить чужое благословение (там же, 27:19-28). И даже его жена Ривка дважды вмешивается в ход событий, чтобы не позволить Ицхаку совершить то, что кажется ей несправедливым. (5:12, 46). В самом деле, Ицхак слеп, и не только в прямом смысле слова: он не видит истинной натуры Эсава и не замечает вражды между братьями. 
Более того, жизнь Ицхака представет перед нами как точный слепок биографии его отца Авраама: он женится на бесплодной женщине, придя во враждебное окружение, объявляет ее своей сестрой, заключает договор о мире, и даже называет место заключения договора Беер Шевой, подобно Аврааму. 
Единственный фрагмент, где Ицхак действует самостоятельно, без отца или сыновей, - это эпизод, когда он переоткрывает колодцы, ранее вырытые Авраамом. Эти колодцы засыпаны. Ицхак борется за то, чтобы вырыть их снова, и дает им те же имена, которыми называл их Авраам. 
Был ли Ицхак только связующим звеном между Авраамом и Яаковом, был ли он лишь копией Авраама, или все же он - самостоятельно д ействующий герой, по праву заслуживающий заания праотца еврейского народа? 
Ответ на этот вопрос заключается в эпизоде с колодцами. Авраам всю жизнь совершал подвиги: обращал людей в истинную веру (см. комментарий РАШИ на Берешит, 12:5), ханаанеи признали в нем святого и княза Б-жьего (23:6), он победил в войне пять царей (гл. 14), цари приходили к нему для совершения мирных переговоров (14:22, 21:22-34). 
Авраам открывал новые источники воды, но к концу его жизни колодцы засыпало песком - учение Авраама уже не казалось новым и увлекательным. Что случилось с душами, которые он "приобрел в Харране", с построенными им жертвенниками и с договорами, которые он подписал? 
Когда учение теряет новизну, поддерживать его не менее трудно, чем впервые завоевывать сердца. Именно поддержание традиции выпало на долю Ицхака, так не похожего на Авраама и Яакова. 
В отличие от Авраама и Яакова Ицхак никогда не покидал Ханаан, никогда не менял имени. Он носил то имя, которое ему дал Б-г, и был женат на одной женщине -Ривке. Ицхак - воплощение неизменности, стабильности. 
Ицхак не копирует жизнь и поступки Авраама. Он просто продолжает его дело. Несмотря на сопротивление окружения, на молву, говорящую о том, что учение Авраама устарело, Ицхак упорно переоткрывает колодцы отца, засыпанные песком. И ему удается задуманное. Без Ицхака наследие Авраама было бы утрачено, и не возник бы еврейский народ.

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Зрение Ицхака
"И БЫЛО, КОГДА ИЦХАК СОСТАРИЛСЯ, И ПРИТУПИЛОСЬ ЗРЕНИЕ ГЛАЗ ЕГО..." (Берешит, 27:1). 
Ицхак ослеп. Поэтому Яаков смог обмануть его, выдав себя за Эсава, и таким образом получил благословение, которое Ицхак хотел дать Эсаву. 
Многие полагают, что слепота Ицхака затронула не только его глаза. Он также был слеп относительно подлинного характера своего сына Эсава. Ибо если бы он знал, что представляет собой Эсав, он никогда бы не дал ему своего благословения. 
Однако при более внимательном чтении мы видим, что Ицхак прекрасно знал, чего стоит каждый из его сыновей. Он знал, что Яаков унаследует благословение, которое Б-г дал Аврааму, Но вместе с тем он не хотел оставлять на произвол судьбы и Эсава. Это хорошо видно из слов, с которыми Эсав обратился к отцу сразу после того, как обман был обнаружен: 
"КАК УСЛЫШАЛ ЭСАВ СЛОВА ОТЦА СВОЕГО - ВОЗОПИЛ ВОПЛЕМ ВЕЛИКИМ И ГОРЬКИМ НЕСКАЗАННО, И СКАЗАЛ ОТЦУ СВОЕМУ: "БЛАГОСЛОВИ ТАКЖЕ И МЕНЯ, ОТЕЦ МОЙ!". И СКАЗАЛ ТОТ: "ПРИШЕЛ БРАТ ТВОЙ С ОБМАНОМ И ВЗЯЛ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТВОЕ". И СКАЗАЛ ОН: "НА ТО ЛИ НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ЯАКОВ, ЧТОБЫ ОН ОБХИТРИЛ МЕНЯ УЖЕ ДВАЖДЫ? ПЕРВОРОДСТВО МОЕ ВЗЯЛ ОН, А ВОТ ТЕПЕРЬ - БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОЕ". И ЕЩЕ СКАЗАЛ: "НЕУЖЕЛИ НЕ ОСТАВИЛ ТЫ ДЛЯ МЕНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ?...И СКАЗАЛ ЭЙСАВ ОТЦУ СВОЕМУ: "РАЗВЕ ОДНО БЛАГОСЛОВЕНИЕ У ТЕБЯ, ОТЕЦ МОЙ? БЛАГОСЛОВИ ТАКЖЕ И МЕНЯ, ОТЕЦ МОЙ!". И ПОДНЯЛ ЭСАВ ГОЛОС СВОЙ, И ЗАПЛАКАЛ" (Берешит, 27:34-38). 
Трижды Эсав просил отца благословить его. И трижды Ицхак отвечает, что еще одного благословения у него нет. Однако вскоре выясняется, что это не так. Вскоре после этого разговора, когда Ицхак посылает Яакова в Падан Аран найти там себе жену, он вновь благословляет Яакова: 
"И Б-Г ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ, И РАСПЛОДИТ, И УМНОЖИТ ТЕБЯ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛСЯ ТЫ СОНМОМ НАРОДОВ. И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРААМА - ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ С ТОБОЙ, ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ ПРЕБЫВАНИЯ ТВОЕГО, КОТОРУЮ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ АВРААМУ" (Берешит, 28:3-4). 
Ицхак благословил Яакова: тот унаследует благословение Авраама, а вместе с ним - права на страну Кнаан. Это совершенно не то благословение, которое было предназначено для Эсава - там речь шла о богатстве и силе, а никак не о миссии Авраама. 
Благословение Авраама Ицхак с самого начала собирался "передать" Яакову, понимая, что Эсав, в отличие от брата, недостоин этой миссии. Однако при этом он любил Эсава, так же, как Авраам любил Ишмаэля. Поэтому он не собирался оставить Эсава с пустыми руками. Поэтому даже, зная, что Эсав не станет его наследником, он все равно хотел обеспечить его будущее, oднако его планы были расстроены вмешательством Ривки. 
Поэтому вопрос состоит в следующем: понимала ли Ривка, что ее муж на самом деле прекрасно знал, чего стоит каждый из его сыновей? Знала ли она, какое благословение предназначалось для Эсава? И поступила бы она иначе, если бы знала, что Ицхак не собирается "передавать" Эсаву благословение Авраама?

О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. Ицхак, сын Авраама, женился на Ривке, дочери Бетуэля, и, спустя долгие годы и после многих молитв, Ривка беременеет. Во время беременности она испытывает необычайно острые боли. Другие женщины, которым Ривка описала свои ощущения, сказали ей, что такие боли не являются характерными при
беременности, а Ицхак, хотя и был пророком, не смог ей объяснить, что бы это значило. Тогда Ривка обращается к двум пророкам Шему и Эйверу, живущим неподалеку от Беер Шевы (где проживали Ицхак и Ривка), с просьбой объяснить ей значение ее необычных ощущений. И Шем открывает ей, что она несет в себе двух весьма разных детей, которые станут отцами-основателями двух совершенно разных народов. (В то время было трудно предугадать те разные жизненные пути, которые выберут в дальнейшем ее 
дети-близнецы. Но в то же время Ривка знала, что неспроста об этом было сказано именно ей, а не Ицхаку. И она также поняла, что раз эта информация была скрыта Б-гом от Ицхака, то и ей не следует ее разглашать.)
2. Близнецы родились: Эйсав (первенец) и Яаков. Оба хорошие сыновья и почитают родителей, и, несмотря на все различия между ними, являются братьями, близки друг к другу и нежно любимы родителями. Но по мере того, как они подрастают, все более отчетливыми становятся различия между ними - в точности как было предсказано Ривке: Яаков – честный и праведный человек, проводящий все время в учебе в ешиве Шема и Эйвера, а Эйсав - охотник и воин, заинтересованный исключительно в удовольствиях этого мира.
3. В день смерти своего деда Авраама Яаков возвращается домой раньше Ицхака и остальной семьи, находящейся по пути домой из Хеврона, где был похоронен Авраам в Пещере Махпела. Яаков занят приготовлением траурной трапезы для своего отца, когда возвращается с охоты Эйсав. Яаков, хотя еще юнец (близнецам было в то время пятнадцать лет), уже думает о будущем. Он размышляет о ситуации, сложившейся после смерти Авраама, столь внезапной и неожиданной (так избавившей Авраама от лицезрения, как из его внука Эйсава вырастает человек, столь далекий от его идеалов). Какое счастье, что именно его отец Ицхак, а не дядя Ишмаэль уже давно признан духовным преемником Авраама и продолжателем его миссии в этом мире. Но что сильно беспокоит Яакова теперь, особенно в этот день – это вопрос, будет ли дело Авраама и Ицхака продолжено, когда и Ицхак покинет этот мир. Ишмаэль много лет назад уступил дорогу своему брату Ицхаку - но насколько все могло быть иначе, не сделай он этого! А что будет дал
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Толдот (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика