::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Толдот (часть 1)

25-11-2011, 12:13 Разместил: jude Просмотров: 1687
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Толдот (часть 1)
Главы 25:19-28:9
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.
История происхождения на иврите - толдот.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Толдот
Яаков и Эсав были близнецами, но их физическое и духовное строение отличалось. Несмотря на образование, полученное дома у Ицхака и Ривки, братья были диаметрально противоположными друг другу.

Глава 25
20…. Текст вновь напоминает нам об арамейском происхождении Ривки. Ицхак был сыном Авраама, и именно и только Авраам один оказал на него влияние. В результате Ицхак, достигнув зрелости, стал истинным сыном своего отца. Но Ривка, несмотря на то, что ее хорошие качества не подлежат обсуждению, все-таки была дочерью арамейца, родилась и выросла в арамейской стране, и братом ее был типичнейший арамеец - Лаван. Если, по утверждению наших мудрецов, большинство сыновей в семье походят на братьев своей матери, то какое потомство можно было ожидать от брака Ицхака и Ривки, если бы дети были похожи на Лавана? Напоминая об этом, повествование готовит нас к тому конфликту, который произойдет позже. Мы не удивимся, когда на сцене появится Эсав. С большим удивлением мы обнаружим, что вместе с ним мог появиться кто-то подобный Яакову.
21. ОТНОСИТЕЛЬНО СВОЕЙ ЖЕНЫ. Двенадцать лет Ицхак молил Б-га исполнить его желание иметь детей от Ривки. Он знал о Б-жественном обещании «ибо в Ицхаке наречется тебе потомство» (Берешит 21:12) и поэтому понимал, что может в конце концов ждать детей. Но после столь долгого ожидания у него был повод сомневаться, могут ли наследники завета Авраама родиться от сестры Лавана, какими бы прекрасными ни были ее личные качества. Поэтому молитвы Ицхака касались именно Ривки…
24. והנה תומים. Словом הנה всегда вводится неожиданное событие. Ривке было самым ясным образом сообщено, что она носит в своем чреве двоих мальчиков, поэтому слово הנה не может относиться к рождению близнецов… Но после того как ей было предсказано существенное различие между детьми, можно было предположить, что и внешне они будут сильно отличаться друг от друга. Удивительным как раз было то, что близнецы оказались совершенно идентичными. Различались они только сложением: один из них, как мы об этом сразу же узнаем, был сильнее и развитее другого. Это полное внешнее сходство вкупе со столь же полным несходством их предсказанной судьбы, должно было привлечь внимание к тому факту, что причина этого будущего различия не лежит на поверхности…
25. Он был также волосат. Наличие волос у новорожденных свидетельствует об избытке силы и жизненной энергии. В этом же случае не только голова, но и все тело малыша было покрыто волосами. По этой причине они, т.е. все присутствовавшие при родах, назвали его Эсавом, что значит «законченный», «полностью сделанный»…
27. КОГДА ЮНОШИ ПОДРОСЛИ. Наши мудрецы не скрывают от нас ошибок и недостатков - серьезных и незначительных - наших предков, и таким образом истории их жизней становятся более поучительными… Что касается этого отрывка, то и здесь комментарий мудрецов подчеркивает разительный контраст между двумя внуками Авраама, вызванный не только их природным различием, но, возможно, и ошибками в их воспитании. Пока они были детьми, скрытым различиям между ними не уделяли внимания. Оба получили одинаковое воспитание и образование. Был забыт основной принцип образования: «Обучай каждого ребенка исходя из его индивидуальности» (Мишлей 22:6); было забыто, что каждого ребенка следует наставлять - как человека и как еврея - в соответствии с тенденциями скрытой в нем природы, в соответствии с индивидуальностью, являющейся проявлением этой природы. Великая задача еврея проста и ясна, когда речь идет о ее сути, но способы ее осуществления столь же разнообразны и сложны, сколь разнообразны и сложны различия индивидуальностей и разнообразие жизни, проистекающее из этих различий.
По этой причине все индивидуумы должны воспитываться для одной и той же возвышенной цели, но «в соответствии с собственными склонностями», в согласии с тем жизненным путем, к которому, как можно ожидать, приведут индивидуальные особенности. Пытаться обучать некоего Яакова или Эсава вместе, используя один и тот же метод, готовить их обоих к жизни, наполненной учебой и размышлениями, неминуемо означает, что один из двоих будет загублен. При таких условиях индивидуум типа Яакова обретет навыки со все возрастающим рвением черпать из источника мудрости и истины, тогда как индивидуум типа Эсава с трудом дождется того дня, когда сможет выбросить свои учебники. В этот момент он отречется не только от своих книг, но и от жизненной цели, которую ему обрисовали весьма односторонне, не вызвав ни малейшего отклика в его душе.
Если бы Ицхак и Ривка изучили натуру Эсава и на ранней стадии ее развития задались бы вопросом, как такого человека, с таящимися в нем силой, умением и мужеством, направить на служение Б-гу, чтобы будущий גבור (могущественный муж) стал не גבור ציד (могущественным охотником), а поистине גבור לפני ה (могущественным мужем перед Б-гом), тогда бы Яаков и Эсав, несмотря на существенные различия в их наклонностях, остались близнецами не только по крови, но и по духу. Меч Эсава мог бы соединиться с духом Яакова, и кто знает, какой оборот приняла бы вся дальнейшая история. Но случилось так, что только когда юноши выросли и возмужали, все с удивлением обнаружили, что два брата, вышедшие из одного чрева, о которых одинаково заботились, которых одинаково воспитывали и обучали, оказались диаметрально противоположными…
28. Еще один фактор, который не мог не оказать пагубного воздействия на формирование их личностей, - разное отношение родителей к своим детям. Согласие между родителями в воспитании потомства, их любовь ко всем детям, включая и тех, которые не так хороши, как остальные (а поэтому нуждаются в особой любви и преданности, даже более тех, кто физически ущербен), - это краеугольный камень успешного развития ребенка. В данном случае тот факт, что Ицхак больше любил Эсава, тогда как Ривка была ближе Яакову, можно объяснить притяжением противоположностей.
Мы видим поднявшегося с жертвенника Ицхака, воспрянувшим к новой жизни, удалившимся от житейской суеты и предпочитающим обитать неподалеку от тихих, безлюдных мест, у колодца, а не среди шумного человеческого потока. Поэтому вполне вероятно, что смелое поведение Эсава нравилось Ицхаку и он видел в сыне ту силу, которой ему самому не хватало, чтобы быть оплотом семьи. С другой стороны, Ривка видела в поведении Яакова воплощение того образа жизни, которого ей не хватало в родительском доме. Но хотя таким образом можно объяснить симпатии родителей, они все-таки не должны позволять подобным первичным эмоциям определять отношение к детям.
ציד בפיו возможно это значит, что даже его уста владели искусством охоты, т.е. он использовал умение охотиться, даже когда разговаривал. Эсав умело пользовался своим искусством, чтобы завоевать любовь отца.
Любовь же Ривки к Яакову была естественной. Яакову не нужно было «завоевывать» свою мать: личность его была такова, что сама завоевала ее любовь.

Глава 26
1. С тех пор как эта земля, «текущая молоком и медом», была обещана Аврааму, ее регулярно поражал голод. Расцвет этой земли зависит не только и не столько от человеческого труда и благоволения природы, сколько от моральной чистоты и цельности ее обитателей. «Она изрыгает своих обитателей, как только те впадают в моральный упадок». Так же как народ, «жестоковыйный» и неподатливый по своей природе, должен был властью Торы стать народом Б-га, так и их земля, тяжелая и бесплодная сама по себе, голодная земля, должна была властью Торы стать землей изобилия и благословения… Народ и Земля взаимно принадлежат друг другу, один из них не может расцвести без другого.
5. ושמור משמרתי - И ХРАНИЛ МОИ ЗАКОНЫ. В самом общем виде этот термин используется для обозначения нашего ожидаемого отношения к Закону, к Торе, переданной нам Б-гом. Нам вручено сокровище, и мы обязаны хранить его в соответствии с Волей Хозяина. Мы не имеем ни малейшего права распоряжаться им по своему желанию.

Обязанность хранителя вещи, вверенной его попечению, имеет два аспекта:
1) постоянную заботу, т.е. мы должны непрестанно думать о ней (касательно Торы, это означает постоянное ее изучение, ибо посредством изучения Торы нашему сознанию раскрывается воля Творца);
2) защита, принятие специальных мер для защиты охраняемого объекта от поломок и повреждений (установления мудрецов, защищающие наш национальный Закон от нарушений). Авраам как раз являлся примером такого ответственного хранителя, защищавшего Б-жественную мудрость не только от прямых нарушений, но и от всех действий, которые с легкостью могут повести к таким нарушениям…
12….во всем Писании термин שער используется лишь для обозначения либо «ворот», либо «рыночной площади». Ср. II Мелахим 7:1 (… сеа тонкой пшеничной муки (будет продаваться)… в воротах Самарии)… Соответственно, מאה שערים в этом отрывке значило бы «сто рынков». Земля Ицхака давала урожай, более чем достаточный для его нужд; он был в состоянии привезти на рынок в сто раз больше среднего количества продуктов.
… И Б-г БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО. Поэтому он стал сначала «тем, кого благословил Б-г». Поскольку он не хранил свой урожай, а предлагал его для продажи на рынках, то страдавшие от голода в тот год пользовались благословенными плодами его урожая. В результате, о нем думали сначала лишь как о человеке, которого благословил Б-г.
15…. Эта зависть послужила толчком для целой серии событий, ознаменовавших новый этап еврейской истории, начавшийся с Ицхака. Несмотря на свое богатство, Авраам, подобно Ицхаку, был чужестранцем. Но, благодаря личным качествам, он снискал всеобщее уважение и мог ходить среди других народов, как «тот, которого отметил Б-г» (Берешит 23:6), не возбуждая зависти или ревности. Лишь однажды Авраам стал жертвой враждебности, подобно той, которая постоянно проявлялась по отношению к Ицхаку, но этой враждебности быстро положил конец не кто иной, как сам царь. Однако с появлением Ицхака начался галут (изгнание еврейского народа). Именно в жизни Ицхака впервые стало реальностью предсказание «пришельцами будет твое потомство в земле не своей» (Берешит 15:13). Авраам все еще наслаждался ничем не нарушаемым счастьем, а безмятежность жизни Ицхака уже омрачилась завистью и проявлениями ревности. Что касается Яакова, то его мы найдем в состоянии унизительного рабства. Так история показывает нам три состояния, в которых будет находиться потомство Авраама среди других народов: рабы, люди с высоким положением, но вызывающие зависть, и люди уважаемые. Во всех этих трех воплощениях судьбы Б-жественный завет оказывался защитой и благословением, проявляясь не только как завет с Авраамом, с Ицхаком и с Яаковом, но как завет Авраама, завет Ицхака, завет Яакова. Имена патриархов воспринимались не как имена отдельных личностей, а как обозначения исторических прототипов, в судьбе которых отразились различные аспекты силы Б-жественного завета.
26. Посещение Авимелеха имеет важное значение. Хотя в своем обращении с Ицхаком он не сдержал слова и нарушил соглашение, которое он, Авимелех, заключил с Авраамом, ему очень хотелось получить от Ицхака клятву, подтверждающую верность соглашению. Потому что в более поздние и последние периоды жизни еврейского народа, независимо от обстоятельств и несмотря ни на что, евреи были уважаемы за безукоснительное соблюдение заключенных договоров. Характерны такие слова царя (стих 29): «…и отослали тебя с миром». Филистимляне считали благородным поступком со своей стороны, что отослали его прочь, предварительно не ограбив.
34. - 35. Женившись на двух хитеянках, Эсав доказал, что абсолютно не годится для выполнения миссии Авраама. В хозяйстве, которое вели две дочери Хета, идеал Авраама был умерщвлен и похоронен. Ранее мы видели, что Ицхак и Ривка считали своим долгом отделиться от окружающих народов. А теперь представьте сцену: в то время, как Ицхак строит жертвенник и взывает во Имя Б-га, его младший сын разводит идолопоклонство в отчем доме. Не удивительны поэтому слова о том, что жены Эсава являлись «духовным вызовом» Ицхаку и Ривке.


Рав Лев Кацин
Важно ли вам, чтобы вас ценили?
– Почему мы зачастую забываем сказать «спасибо»? - спросил Йосиф, обращаясь к друзьям и поднимая своевременный вопрос: ведь в Америке отмечается День благодарения. И хотя у нас есть свои еврейские праздники, тем не менее тема благодарения всегда актуальна.
– Нам мешает гордыня, - ответил Хаим. - Человек может возомнить, что, выражая благодарность другому, он возвышает его и унижает себя. Он может также по¬думать, что, выражая благодарность, выявляет свою слабость, неспособность обойтись без посторонней помощи. Потому человек предпочитает «не замечать» поддержку других, делая вид, что не нуждается ни в чьей помощи.
– Мы не хотим чувствовать себя в долгу! - добавил Александр. - Выражение благодарности - это признание того, что тебе сделали одолжение. Благодаря кого-то, ты признаешь, что он сделал тебе одолжение, и потому обязываешь себя отблагодарить его. Некоторые люди не хотят чувствовать себя обязанными и потому не желают признавать, что кто-то сделал для них что-то хорошее.
– Важно ли вам, чтобы вас ценили? - неожиданно спросил Йосиф. - Наверное, многие поспешили бы ответить «нет!». Помогая людям, мы уверяем себя, что не нуждаемся в их благодарности. Мы считаем, что сама нужда в благодарности - это слабость, и потому делаем вид, что мы сильные и нам не нужно, чтобы нас ценили. Оценивая окружающих сквозь призму самих себя, приходим к выводу: мы не нуждаемся в благодарности, потому и окружающие в благодарности не нуждаются!
– Получается, что причина, по которой мы недостаточно ценим других людей, заключается в том, что мы недостаточно ценим самих себя! - отреагировал я. - Рабби Акива учил: «Главным правилом Торы является заповедь “Возлюби ближнего, как самого себя!”». Эта заповедь учит нас: для того чтобы любить других, нужно сначала научиться любить себя! Для того чтобы уважать, ценить и любить других, нужно сначала научиться уважать, ценить и любить себя!..
Заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя!» выражается в снисходительном отношении к людям. Однако эта заповедь обязывает человека снисходительно относиться и к себе самому, учил ребе Нахман из Бреслава. Ибо лишь тот, кто умеет снисходительно относиться к себе, сумеет снисходительно отнестись и к другим!..
Известно, что Авраам - это символ добра, а Ицхак - силы духа. На первый взгляд эти два качества противоречат друг другу. Ведь если добро обязывает к снисходительному отношению к людям, то сила выражается в требовательности. Нам следует снисходительно относиться к другим и требовательно к себе! - разрешал это противоречие «Хофец Хаим». Впрочем, противоречия может и не быть, если мы осознаем, что добро Авраама и сила Ицхака являются двумя сторонами одной и той же медали.
«Вот потомки Ицхака, сына Авраама, Авраам отец Ицхака (Берешит, 25:19). Если сказано, что Ицхак сын Авраама, то почему Тора повторяет: «Авраам отец Ицхака»? Для того чтобы подчеркнуть, что сила Ицхака является продолжением добра Авраама, поясняет рав Шор в своей книге «Ор Гедальягу». Так, например, любящие родители требовательны к своим детям, но их требовательность является проявлением не злости и гнева, а искренней любви к своим детям и веры в них.
Впрочем, лишь тот, кто обрел веру в себя, в сокрытый в себе духовный потенциал, сможет также верить в сокрытый потенциал своих детей. Ицхак не только пошел по пути добра своего отца, но и продолжил путь Авраама, открыв в себе огромную силу духа. Не случайно Ицхак является первооткрывателем молитвы. Ицхак и Ривка были бесплодны, но, не теряя надежды, Ицхак просил Вс-вышнего о, казалось бы, невозможном - о детях.
В дальнейшем Ицхак проявил огромную силу духа и не потерял веру в своего сбившегося с пути сына Эйсава. Даже тогда, когда всем казалось, что Эйсав безнадежно пропал, Ицхак продолжал верить в скрытое в нем добро, стремясь дать ему благословения первородства. Рабби Шимон бар Йохай считал, что эта вера Ицхака возвратит в будущем потомков Эйсава к добру. Сила Ицхака по сей день вдохновляет родителей ценить, уважать и любить своих детей и, никогда не отчаиваясь, верить в скрытый в них духовный потенциал.


Рав Зеев Мешков
Власть праведника
Пути Б-га
Без непосредственного вмешательства Б-жественного Проведения, посылающего в мир особые души и тем самым вмешивающегося в ход истории, люди не в состоянии, даже на протяжении тысячелетий, обрести истинную мудрость, высокий духовный уровень и создать справедливое общество, в основе которого лежат принципы уважения к человеку, как Образу и Подобию, и служение Б-гу. Это объясняется тем, что после первого греха Адама дурное желание прочно укоренилось в сердцах людей, и оно истребляет или извращает, используя в своих целях, любые идеи преобразования мира. 
 
Пороки людей и праведники
Жадность, властолюбие, стремление к низменным удовольствиям заставляют служить себе все дарованные человечеству способности и силы, которые Вс-вышний раскрывает в каждом поколении, чтобы дать возможность человечеству исправить ситуацию. Непреложное правило гласит: «... ибо стремление сердца человека обращено к злу от рождения его» (Берейшит 8:21). Только редкие души из всех, приходящих в мир, способны освободиться от влияния дурного желания на их сердца. Они появляются в каждом поколении, чтобы всегда присутствовало зерно, из которого может произрасти добро и справедливость. И об этом сказано: «Вот книга потомства Адама... Разве книга была у Адама? Конечно же  - нет, а речь идет о том, что Вс-вышний показал первому человеку каждое поколение и мудрецов, которые родятся в нем, и руководителей, способных вести за собой людей, каждый из которых появится в свое время» (Авода Зара 5а).
Но до сегодняшнего дня ни одному праведнику не удалось преодолеть испорченность, укоренившуюся в душах людей, изменить обычаи и нормы общества, попирающего права и достоинства ближних, и привить человечеству правильные представления о мире. 
 
Начало пути
Одно из свойств зла заключается в том, что оно не знает границ и в своей ненависти к настоящему благу, способно восстать против Творца. И когда человечество приступило к строительству башни, чтобы подняться до небес и вырвать власть из рук Б-га, казалось, что надежды на исправление мира исчезли. 
Но за сорок лет до этих событий родился Авраам, который самоотверженно искал истину. Он осознал, что Б-г сотворил все и управляет всем, а главное - Он желает добра людям. Он так же понял, что любовь к Творцу неотделима от любви к человеку, созданному по Образу и Подобию. 
Авраам попытался убедить людей в том, что идолопоклонство – бессмысленно и, как любая ложь, привносит в мир только жестокость и несправедливость.
Но в тот момент, когда он начал обращаться к людям, выяснилось, что власть имущие не заинтересованы искать истину, и будут всегда убеждать людей в том, что человек ничтожен перед лицом враждующих между собой сил, управляющих стихиями, и только цари и окружающие их колдуны и гадатели умеют использовать их в собственных целях. Те же, кто попытаются говорить о равенстве людей перед лицом единого Б-га, осуждающего власть одного человека над другим, жестокость и насилие, тут же подвергнутся расправе.
Авраам не избежал участи всех, кто стремится раскрыть людям истину и привнести в мир добро: он был схвачен слугами царя Ур Касдим, и брошен в огненную печь. Только чудо спасло его.
 
Один в поле не воин
После того, как у Авраама была возможность удостовериться, что праведник в одиночку не может противостоять власти злодеев, Б-г велел Аврааму оставить Ур Касдим. Он привел его в Землю Кнаан и даровал силы порока, а затем в ночном видении позволил ему подняться выше звезд. Аврааму раскрылось беспредельное добро и благо, которого сможет удостоиться человечество, если только осознает свои ошибки и избавится от нечистоты, которая проникла в души людей, когда они встали на пути зла и жестокости. Но исправление мира не было возложено на одного Авраама: ему было обещано, что от него произойдет большой народ, и души его потомков будут черпать силы из того неограниченного света, который открылся ему за пределами звезд. И было сказано ему: «И сделаю тебя нацией великой, и будешь благословением, и благословятся тобой все семейства земли» (Берейшит 12:3). 
Когда Аврааму исполнилось сто лет, у него родился сын Ицхак, который должен был продолжить его дело.
 
Нетерпение
Однако Авраам из-за своего стремления к добру и любви к Б-гу был не в состоянии ждать, и попытался еще до того, как появится многочисленный народ, привлечь большое число сторонников, а затем провозгласить имя Б-га, чтобы оно стало известным во всем мире. Но, поскольку ему не удалось добиться быстрого результата, его ученики постепенно ушли от него, и он понял, что одним проявлением добра, увещеваниями и разговорами об истине невозможно изменить ситуацию. Но, когда царь Грара сказал Аврааму «Всесильный с тобой, что бы ты ни делал» (Берейшит 21:22), и пришел заключить с ним союз мира, праотец народа, призванного исправить мир, решил, что, убедив правителей поверить в единого Б-га, он исправит весь мир и царь плиштим будет первым, кого он сможет приблизить к пониманию истины. Но, Авимелех, действовавший только из страха перед силой, которая вела Авраама, творя для него чудеса и давая благословение, полагал, что союз с праведником будет полезен ему, а менять свои представления и образ жизни не собирался. 
Увидев настойчивость Авраама, не готового ждать, когда от него произойдет народ, и предпринимающего все новые попытки повлиять на свое поколение, Б-г велел ему поднять на жертвенник своего сына. Связывание Ицхака стало для Авраама поворотным моментом в жизни: он понял, что он сам и его сын отличаются от других людей тем, что готовы пожертвовать всем ради служения Б-гу. 
 
Близнецы
Авраам завещал своему сыну Ицхаку найти пути исправления мира, однако не указал ему, что следует делать, а тот погрузился в молитву и не предпринимал никаких конкретных действий. 
Изменения произошли, когда у него родились два близнеца – Эсав и Яаков. Поскольку Эсав появился на свет раньше своего брата, Ицхак решил, что именно на него будет возложена задача исправления мира, несмотря на то, что он меньше был склонен к учебе, ведущей к постижению истины, чем его брат. Сила и хитрость Эсава позволяли надеяться, что, получив благословение Авраама, он сможет добиться власти во всем мире. И, если даже он не сможет раскрыть людям истину и воспитать их, то его правление приведет к тому, что прекратится грубое идолопоклонство, распространенное повсеместно. В пятнадцать лет Эсав отошел от веры Авраама. Он начал склоняться к тому, что Творец не всесилен и человек может использовать действующие в мире силы по своему усмотрению. В это же время он начал строить паны, как добиться власти. Зная тайны учения отца и деда, он решил использовать их, чтобы побеждать сильных мира сего. Ицхака это не остановило. Он решил, что только человек, стремящийся к власти, сможет овладеть ей. И, если человечество в период его правления оставит грубое идолопоклонство, ему будет прощено использование тайн Торы, предназначенных исключительно для постижения Б-га. 
Но Вс-вышний решил иначе и повернул события так, что благословения Авраама, дающие силы его потомству править над всем миром, получил Яаков, человек, всегда стремившийся к истине и высокой духовности.. 
 
Отказ подниматься по лестнице вверх
Яаков был вынужден бежать, спасаясь о Эсава, задумавшего убить его. 
«И вышел Яаков из Беэр Шевы, чтобы идти в Харан. И пришел на одно место, и переночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И снилось ему: вот лестница, поставлена на земле, а вершина ее достигает небес. И вот ангелы Всесильного нисходят и восходят по ней» (Берейшит 28:11,12)
«Показал ему Б-г лестницу. 
Сказал ему Б-г: «Поднимайся... ». Сказал Яаков: «Пресвятой Благословенный, боюсь я, что придется спуститься», Сказал ему Вс-вышний: «Не бойся, слуга Мой Яаков!» (Мидраш Сохар тов., 78б). Но, несмотря на заверение Вс-вышнего, Яаков предпочел остаться внизу. И тогда ангел римлян - народа, который должен произойти от Эсава, - уверенно начал путь наверх, оставляя позади ступень за ступенью. И вот он уже теряется в облаках... «И пробудился Яаков ото сна его…» в страхе от увиденного им. 
Его решение не принимать участия в борьбе за мировое господство объясняется тем, что любая власть опирается на применение силы, чтобы подавить любые проявления недовольства, обмане и пролитие крови. Яаков еще раз подтвердил, что он не намерен добиваться силой власти над народами мира, когда встретил Эсава: «... и распростерся на земле семь раз, пока подошел к брату его» (Брейшит 33:3). 
 
Другая свобода
При этом Яаков не был готов подчиниться кому бы то ни было на духовном уровне. В ночной борьбе с ангелом, которая происходила вне времени и вне пространства (Берейщит 32:17), он отстоял духовную независимость для своих потомков, где бы они ни жили и под чьей бы властью не оказались в будущем. 
Но, несмотря на кажущуюся готовность покориться грубой силе, пожертвовав своей свободой на физическом уровне и сохранив ее на духовном, Яаков не собирался полностью отказываться от мирового господства. Ведь только оно может принести исправление мира. Он не был готов, чтобы его потомки применяли силу, использовали обман и подкуп, но был уверен, что праведник может стать правителем всего мира, опираясь на благословение, исходящее от него. Если Б-г отдаст в его руку все потоки жизненных сил, то урожай и благополучие людей будут зависеть только от него, и тогда ему подчинятся все народы. Он постоянно присматривался к своим детям и искал того, кому он сможет передать благословение Авраама, данное Б-гом: «и благословлю тебя и возвеличу имя твое, и будешь благословением» (Берейшит 12:2). 
 
Власть праведника
Долгие годы Яаков не видел, кому из своих сыновей он может передать все свои силы, а с появлением на свет первенца Рахели, все его устремления были связаны с Йосефом. И тот, действительно, воплотил мечты отца. Судьба привела его в Египет как раба, проданного братьями чужим людям. Но он поднялся до правителя страны, перед которым трепетали все, даже фараон. Не было человека, который бы не зависел от него, так как силой Б-жественного духа, пребывавшего на нем, он четко мог определить судьбу страны в ближайшие годы, и указать, что следует делать для достижения благополучия. Урожай египтян гнил, если на нем не было благословения Йосефа. Он заставил значительную часть населения сделать обрезание и готовился навсегда оторвать людей от грубого идолопоклонства. Но отец и братья, переселившиеся к нему в Египет, не поддержали его в этом начинании, и он постепенно оставил обязанности, возложенные на него фараоном, и занялся делами семьи. 
 
Цель
В Египте из семидесяти потоков Яакова вырос многомиллионный народ, который Вс-вышний вывел из Египта и подвел к горе Синай. Еще до дарования Торы Он определил цель:
«И будете мне народом святым и царством священников». Не только народом святым, служащим Б-гу, но и царством священников – людьми, которые властвуют в мире силой своего авторитета. Сыновья Израиля должны были стать учителями и наставниками, разъясняющими закон для всех народов в Храме Б-га. И тот, кто отвернется от них и не придет в Храм – лишится благословения и будет обречен на бедствия. 
 
Пренебрежение предназначением
Однако сыновья Израиля забыли о своем предназначении. Говорят, что отсутствие у них воли к победе над идолопоклонством и злом проявилось из-за того, что ангел, поразив бедро Яакова в ночной борьбе с ним, повредил ему обе ноги. Его удар относился к духовному уровню, и задел больше свойства души, чем физическое тело. Пострадали устремленность к «вечности» и «свету великолепия», ставшие чем-то второстепенным для всех потомков Яакова. Сила вечности, заложенная в душе – это желание, преодолев сопротивление народов мира, достичь цели, определенной еще у горы Синай: построить дом Б-га, притягивающий своей духовной красотой (светом великолепия) сердца всех людей (Аризаль). И только, когда появился Шмуэль, пророки и мудрецы Торы начали задумываться над тем, какие шаги следует предпринять, чтобы приблизить исправление мира. Не случайно Шмуэль назвал Б-га «Нецах Исраэль» - Вечность Израиля: единственная и неизменная цель народа, призванного раскрыть Б-жественное присутствие в мире. Свои напутствия Шмуэль передал Давиду вместе со свитком, в котором был изложен подробный план построения Храма. 


Рав Зеев Мешков
Буква "йод"
Еще в утробе матери Эсав и Яаков вели борьбу за превосходство как в духовной сфере, так и на материальном уровне.
Пока человек не родился, его душе  открыта и суть вещей, и будущее. Свет души приходит в мир через буквы имени человека, являющиеся его каналами связи с высшим миром. И каждый из братьев пытался изменить качества души, отраженные в имени его противника.
Как утверждает Аризаль, имя Эсав (עשו) изначально должно было звучать как Асуй (עשוי). И борьба шла за букву йод ( י ), которая находилась в конце имени Эсава.
Поскольку тело человека отражает духовные структуры, то можно утверждать, что буква йод на духовном уровне находилась под пяткой Эсава.
Поскольку борьба шла одновременно на духовном и материальном уровне, Яаков в момент рождения держался за пятку брата-близнеца: пытался вырвать букву йод, оказавшуюся под пятой Эсава. И ему это удалось: имя Эсав утратило букву йод (עשו вместо עשוי(, а имя Яаков, которое должно было быть Акев (עקב), обрело букву йод в начале (יעקב).
Яаков сделал ее самой важной, самой главной для своей души. Поэтому отец и мать, которые обладали пророческим даром, дали ему имя Яаков, поставив букву йод перед словом акев («пятка»).
Но что она означает буква йод – «י»?
Она – первая точка, с которой начинается мир. Ее «корона» указывает на то, что за ней – бесконечный свет, из которого она вышла, а ее «хвост» указывает на то, что все существующее начинается и развивается из нее. Рамабан пишет: «Весь мир, как его духовные, так и материальные сферы, был создан из одной точки». А мидраш, рассказывая о начале творения, говорит, что Вс-вышний взял от Своего престола один камень и бросил его в воды бездны.
Считается, что этот камень - скальный выступ на горе Мория, находившийся в Святая Святых Храма. Он соответствует букве йод. Йод входит в состав всех букв, будь то алеф (א), ламед (ל) или шин (ש), или любая другая буква. Он становится действенным в буквах имени человека, когда ребенку делают обрезание. Тогда шед («дух нечистоты») отступает на задний план и проявляется Ша-дай (имя Вс-вышнего).
Так за что боролись Эсав и Яаков, пытаясь овладеть этой буквой?
За бесконечность, за ее проявление в ограниченном материальном мире!
Но разве можно ухватить бесконечность, наступить на нее пяткой, или зажать в руке? Нельзя объять необъятное.
Но речь и не идет о владении бесконечностью, а о построении связи с ней. Йод – точка, через которую проходит связь с бесконечностью.
От связи с бесконечностью отказался весь мир. Идолопоклонники считали, что Творец далек от мира, и предпочитали служить сотворенным Им силам, считая их самостоятельными. Философы пришли к выводу, что не может существовать прямой связи между бесконечным и конечным. Ученые исключили бесконечность из рассмотрения, сказав, что вне времени и пространства ничего не существует.
А Яакову прямая связь с бесконечностью была нужна, как жизнь. Она была для него главной и определяющей, он был готов идти, куда поведет его свет бесконечности. А Эсав? Будучи сыном Ицхака и внуком Авраама, он не отрицал существование бесконечности и не собирался отказываться от связи с ней. Но он и не собирался подчиняться ей. Напротив, Эсав хотел использовать силы, которые она дает, для претворения своих желаний в жизнь.
Но как буква йод оказалась в пятке Эсава? Она стояла в имени Сары, которую изначально звали Сарай (שרי) – «моя правительница». В ее душе хранилась буква йод –   связь с бесконечностью. Вс-вышний забрал эту букву, так как не сложились условия для того, чтобы связь с бесконечностью проявилась в мире сразу, и дал Саре и Аврааму замену – каждый из них получил букву хей (ה). В этой букве йод – скрытая часть. Жена Авраама ждала, когда у нее родится сын, который поставит букву йод в начале своего имени: сделает связь с бесконечностью главным в своей жизни и проявит ее в мире. И когда родился Ицхак, буква йод встала в начале его имени – Ицхак (יצחק).
Учитывая, что корень צחק означает «большая радость», можно имя сына Сары прочесть, как «радость, напрямую связанная с бесконечностью». За то, чтобы унаследовать букву йод своего отца (Ицхака), близнецы (Эсав и Яаков) боролись в утробе матери.
Но Яакову не удалось проявить букву йод в жизни. Завладев ею, он хранил ее, пока она не раскрылась через одного из его потомков. И об Этом говорит мидраш: «Буква йод, которая была в имени Сарай, была спрятана Вс-вышним на многие годы, а затем передана Йеошуа, которого сначала звали Ошеа».
Когда бесконечность оказывается величиной подчиненной, когда она оказывается в пятке или даже в руках человека, – недалеко до трагедии. И это можно объяснить это на примере ядерной бомбы: управлять бесконечной энергией человек не умеет, но использовать ее для целей разрушения может. Если только позволить ему, он разрушит весь мир.
То же самое происходит и в духовной сфере: попытка поставить бесконечность на службу себе, приводит к разрушению души. Задача праотцев заключалась в том, чтобы поставить бесконечность во главу угла во всем мире. Но ни Авраам, ни Ицхак, ни Яаков, ни Йосеф не сумели это сделать. Бесконечность выходит на первый план, быть реальностью, управлять миром, начиная с завоевания земли Израиля. И именно Йеошуа завоевал ее.
Яаков вступил в борьбу с Эсавом, но отказался от ее продолжения. Он также отказался от борьбы за землю с народами, населявшими ее. И буква йод хранилась у Вс-вышнего, пока не появился Йеошуа, который вышел на борьбу за землю Израиля и через которого были сделаны чудеса, затронувшие и пространство, и время. Бесконечность начала проявляться в мире, подчиняя себе все, что связано с материей,
В будущем бесконечность проявится через скальный выступ на горе Мория, находившийся в  Святая Святых Храма. Это произойдет, когда Храм будет отстроен. И об этом говорили пророки: «И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет так. И будет Б-г царем на всей земле, в день тот будет Б-г один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья, 14:8-9). «И будет: в конце дней утвердится гора дома Б-га (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои – на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаягу, 2:2-4).

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Дилема - охотник или пастух?
Наша недельная глава Толдот открывает эру великого противостояния двух личностей, которое впоследствии вылилось в противостояние двух народов, двух культур, двух стилей жизни. Речь идёт, как вы уже конечно догадались, о двух единоутробных братьях Эйсаве и Яакове, детях праотца Ицхака и праматери Ривки, да пребудет с ними мир. 
Их противоборство начинается уже в утробе матери. Согласно Мидрашу, который приводит РаШИ в своем комментарии, когда Ривка проходила мимо йешивы, где преподавали Шем и Эвер (именно они унаследовали от Ноаха веру в Единого Б-га и обучали ее заветам всех желающих, не ведя, впрочем, активной внешней просветительской работы), Яаков начинал беспокойно шевелиться внутри ее, словно желая бежать туда, чтобы изучать Тору. Когда же она проходила мимо языческих капищ, где приносили жертвы идолам, тут уже Эйсав порывался выскочить. Магараль задает здесь вопрос: ведь благое начало просыпается в человеке только после совершеннолетия, т.е. после 13-ти лет, а дурное начало – только с рождения. Соответственно, в эмбриональном периоде у ребенка нет ни того, ни другого! Так почему же имели место подобные поползновения со стороны нерожденных еще младенцев? Объяснение, которое приводит Магараль, просто и элегантно – хотя младенцы Яаков и Эйсав не имели пока сознательных устремлений, существо каждого из них ощущало сильное сродство – у одного со святостью, а у другого со скверной. Именно такого рода позыв пронизывал их, когда они находились на близком расстоянии от объектов, излучающих флюиды, соответствующие их глубинной сути.
Ощущая беспокойство по поводу такого странного поведения плода, Ривка обратилась за разъяснениями к Шему, который был пророком и первосвященником Вс-вышнего, и в ответ получила пророчество, гласящее: «Два народа во чреве твоем, и две нации разойдутся из твоих внутренностей; и нация от нации будет укрепляться, и старший будет служить младшему» (Брейшит 25:23). Согласно пророческой традиции, нельзя передавать другим людям сведения, полученные в индивидуальном обращении Вс-вышнего к пророку, если на это не было соответствующего указания. Поэтому Ривка не сообщает ничего Ицхаку, и до самого момента получения Яаковом благословений не совсем честным способом, он уверен, что его страший сын Эйсав займет ведущую роль в процессе становления избранного народа. И лишь когда Яаков, получив благословения, уходит из шатра Ицхака, а Эйсав входит туда, не зная, что его опередили (братья разминулись на считанные мгновения!), - Ицхак осознает свое заблуждение и постфактум подтверждает благословения, данные им Яакову, притворившемуся Эйсавом: «И задрожал тогда Ицхак великой дрожью, и сказал: «Пусть тот, кто охотился за дичью, и принес мне (блюдо из нее), и я поел от всего, (что было принесено), прежде, чем пришел ты (Эйсав), и благословил его – да будет он также благословлен» (Брейшит 27:32).
Но что же заставило Яакова, которого Тора называет совершенным, и который всю жизнь стремился к правде, в этом случае пойти на подлог? Прежде всего, приказ матери, Ривки, которая, в свою очередь, руководствовалась полученным пророчеством. Но не только это. И Ривка, и Яаков, хорошо знали природу и привычки Эйсава, который был «человеком, сведущим в охоте, человеком поля». В чем проблематика «человека охоты»? Почему следует отдать предпочтение Яакову, «человеку шатров», т.е. пастуху? Если взглянуть на эту проблему под глобальным социально-историческим углом, то можно легко увидеть, что развитие общества шло от потребительского отношения к природе к хозяйственному отношению. Охотник ничего не производит, не вкладывает свой труд в создание объекта потребления, а лишь выслеживает и ловит его. Он – хищник. Следующая ступень – пастух. Он уже заботится о стаде, охраняет его, способствует выживанию и размножению животных. Он все еще пассивен в своем труде, но уже может планировать. Следующий шаг – земледелец. Больше труда, больше инициативы, больше культуры. Общество становится более стабильным и культурным. 
А что же с нашими праотцами? Авраам стоял на верхушке этой лестницы – он был городским жителем (ремёсла, наука, культура – все это концентрировалось в городах), но он добровольно отходит на две ступени назад – становится пастухом. Для чего? Чтобы основать новый народ, идущий по иному пути, надо начать этот путь с той развилки, где все остальные пошли не туда. Его сын, Ицхак, пробует себя на поприще земледелия, делая шаг вперед, и у него получается: «И посеял Ицхак в той земле, и выросло (у него) в том году сто мер (за одну посеянную), и благословил его Вс-вышний» (Брейшит 26:12). Но мир все еще не готов к подобному проявлению благословения – плиштим, в среде которых жил тогда Ицхак, начинают завидовать ему, и в конечном итоге изгоняют его в пустыню, где возможно только животноводство. Происходит временный регресс. Эйсав же только его усугубляет – он становится охотником, человеком, моральные устои которого вплотную близки к моральным устоям голодного хищника, чистого потребителя готового продукта, не участвующего в процессе производства материальных (и духовных) благ. Психологию охотника наглядно демонстрирует следующий анекдот: 
«Идёт чукча с сыном по тундре. Видит – стоит олень. Чукча поднял ружье. «Бах!». Подходит к туше, и наставительно говорит сыну: «Это шкура, мясо, кость!» Идут дальше. Видят белого медведя. «Бах!» - «Это жир, шерсть, мясо!» Идут дальше, видят – геолог бурит пробную скважину. «Бах»! – «Это, сынок, спички, соль, сахар, спирт, веревка и батарейки!» 
Вот таким же был и Эйсав. Если не удавалось промыслить дичь – грабил прохожих. Потом понял, что это проще и выгоднее. Но ввиду своего уважения к отцу, скрывал свои источники добычи. Однако Яаков и Ривка знали о его делах, и поэтому понимали – получи Эйсав благословления Ицхака, которые официально сделают его главным наследником – весь процесс создания еврейского народа, призванного нести в мир святость и гуманизм, обречен. Порой бывает пора, когда из двух зол надо выбрать меньшее, так называемый «принцип меньшего зла». Например, когда человек тонет в реке, можно оборвать веревку, на которой сушиться чужое бельё, и кинуть утопающему. Это – великая заповедь, как сказано: «Спасающий жизнь одного человека – как будто спасает целый мир». Но с точки зрения еврейского закона, это не снимает со спасителя обязанности заплатить хозяину веревки за испорченное имущество. Как говорится, «булочки – отдельно, изюм – отдельно». И поэтому Яакову тоже придётся платить за этот святой обман – 20 лет он будет служить Лавану, и десятки раз тот будет пытаться обмануть Яакова, и несколько раз – удачно. Но об этом – в следующей главе ….
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Толдот
Главы 25:19-28:9
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.
История происхождения на иврите - толдот.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Толдот
Яаков и Эсав были близнецами, но их физическое и духовное строение отличалось. Несмотря на образование, полученное дома у Ицхака и Ривки, братья были диаметрально противоположными друг другу.
Глава 25
20…. Текст вновь напоминает нам об арамейском происхождении Ривки. Ицхак был сыном Авраама, и именно и только Авраам один оказал на него влияние. В результате Ицхак, достигнув зрелости, стал истинным сыном своего отца. Но Ривка, несмотря на то, что ее хорошие качества не подлежат обсуждению, все-таки была дочерью арамейца, родилась и выросла в арамейской стране, и братом ее был типичнейший арамеец - Лаван. Если, по утверждению наших мудрецов, большинство сыновей в семье походят на братьев своей матери, то какое потомство можно было ожидать от брака Ицхака и Ривки, если бы дети были похожи на Лавана? Напоминая об этом, повествование готовит нас к тому конфликту, который произойдет позже. Мы не удивимся, когда на сцене появится Эсав. С большим удивлением мы обнаружим, что вместе с ним мог появиться кто-то подобный Яакову.
21. ОТНОСИТЕЛЬНО СВОЕЙ ЖЕНЫ. Двенадцать лет Ицхак молил Б-га исполнить его желание иметь детей от Ривки. Он знал о Б-жественном обещании «ибо в Ицхаке наречется тебе потомство» (Берешит 21:12) и поэтому понимал, что может в конце концов ждать детей. Но после столь долгого ожидания у него был повод сомневаться, могут ли наследники завета Авраама родиться от сестры Лавана, какими бы прекрасными ни были ее личные качества. Поэтому молитвы Ицхака касались именно Ривки…
24. והנה תומים. Словом הנה всегда вводится неожиданное событие. Ривке было самым ясным образом сообщено, что она носит в своем чреве двоих мальчиков, поэтому слово הנה не может относиться к рождению близнецов… Но после того как ей было предсказано существенное различие между детьми, можно было предположить, что и внешне они будут сильно отличаться друг от друга. Удивительным как раз было то, что близнецы оказались совершенно идентичными. Различались они только сложением: один из них, как мы об этом сразу же узнаем, был сильнее и развитее другого. Это полное внешнее сходство вкупе со столь же полным несходством их предсказанной судьбы, должно было привлечь внимание к тому факту, что причина этого будущего различия не лежит на поверхности…
25. Он был также волосат. Наличие волос у новорожденных свидетельствует об избытке силы и жизненной энергии. В этом же случае не только голова, но и все тело малыша было покрыто волосами. По этой причине они, т.е. все присутствовавшие при родах, назвали его Эсавом, что значит «законченный», «полностью сделанный»…
27. КОГДА ЮНОШИ ПОДРОСЛИ. Наши мудрецы не скрывают от нас ошибок и недостатков - серьезных и незначительных - наших предков, и таким образом истории их жизней становятся более поучительными… Что касается этого отрывка, то и здесь комментарий мудрецов подчеркивает разительный контраст между двумя внуками Авраама, вызванный не только их природным различием, но, возможно, и ошибками в их воспитании. Пока они были детьми, скрытым различиям между ними не уделяли внимания. Оба получили одинаковое воспитание и образование. Был забыт основной принцип образования: «Обучай каждого ребенка исходя из его индивидуальности» (Мишлей 22:6); было забыто, что каждого ребенка следует наставлять - как человека и как еврея - в соответствии с тенденциями скрытой в нем природы, в соответствии с индивидуальностью, являющейся проявлением этой природы. Великая задача еврея проста и ясна, когда речь идет о ее сути, но способы ее осуществления столь же разнообразны и сложны, сколь разнообразны и сложны различия индивидуальностей и разнообразие жизни, проистекающее из этих различий.
По этой причине все индивидуумы должны воспитываться для одной и той же возвышенной цели, но «в соответствии с собственными склонностями», в согласии с тем жизненным путем, к которому, как можно ожидать, приведут индивидуальные особенности. Пытаться обучать некоего Яакова или Эсава вместе, используя один и тот же метод, готовить их обоих к жизни, наполненной учебой и размышлениями, неминуемо означает, что один из двоих будет загублен. При таких условиях индивидуум типа Яакова обретет навыки со все возрастающим рвением черпать из источника мудрости и истины, тогда как индивидуум типа Эсава с трудом дождется того дня, когда сможет выбросить свои учебники. В этот момент он отречется не только от своих книг, но и от жизненной цели, которую ему обрисовали весьма односторонне, не вызвав ни малейшего отклика в его душе.
Если бы Ицхак и Ривка изучили натуру Эсава и на ранней стадии ее развития задались бы вопросом, как такого человека, с таящимися в нем силой, умением и мужеством, направить на служение Б-гу, чтобы будущий גבור (могущественный муж) стал не גבור ציד (могущественным охотником), а поистине גבור לפני ה (могущественным мужем перед Б-гом), тогда бы Яаков и Эсав, несмотря на существенные различия в их наклонностях, остались близнецами не только по крови, но и по духу. Меч Эсава мог бы соединиться с духом Яакова, и кто знает, какой оборот приняла бы вся дальнейшая история. Но случилось так, что только когда юноши выросли и возмужали, все с удивлением обнаружили, что два брата, вышедшие из одного чрева, о которых одинаково заботились, которых одинаково воспитывали и обучали, оказались диаметрально противоположными…
28. Еще один фактор, который не мог не оказать пагубного воздействия на формирование их личностей, - разное отношение родителей к своим детям. Согласие между родителями в воспитании потомства, их любовь ко всем детям, включая и тех, которые не так хороши, как остальные (а поэтому нуждаются в особой любви и преданности, даже более тех, кто физически ущербен), - это краеугольный камень успешного развития ребенка. В данном случае тот факт, что Ицхак больше любил Эсава, тогда как Ривка была ближе Яакову, можно объяснить притяжением противоположностей.
Мы видим поднявшегося с жертвенника Ицхака, воспрянувшим к новой жизни, удалившимся от житейской суеты и предпочитающим обитать неподалеку от тихих, безлюдных мест, у колодца, а не среди шумного человеческого потока. Поэтому вполне вероятно, что смелое поведение Эсава нравилось Ицхаку и он видел в сыне ту силу, которой ему самому не хватало, чтобы быть оплотом семьи. С другой стороны, Ривка видела в поведении Яакова воплощение того образа жизни, которого ей не хватало в родительском доме. Но хотя таким образом можно объяснить симпатии родителей, они все-таки не должны позволять подобным первичным эмоциям определять отношение к детям.
ציד בפיו возможно это значит, что даже его уста владели искусством охоты, т.е. он использовал умение охотиться, даже когда разговаривал. Эсав умело пользовался своим искусством, чтобы завоевать любовь отца.
Любовь же Ривки к Яакову была естественной. Яакову не нужно было «завоевывать» свою мать: личность его была такова, что сама завоевала ее любовь.
Глава 26
1. С тех пор как эта земля, «текущая молоком и медом», была обещана Аврааму, ее регулярно поражал голод. Расцвет этой земли зависит не только и не столько от человеческого труда и благоволения природы, сколько от моральной чистоты и цельности ее обитателей. «Она изрыгает своих обитателей, как только те впадают в моральный упадок». Так же как народ, «жестоковыйный» и неподатливый по своей природе, должен был властью Торы стать народом Б-га, так и их земля, тяжелая и бесплодная сама по себе, голодная земля, должна была властью Торы стать землей изобилия и благословения… Народ и Земля взаимно принадлежат друг другу, один из них не может расцвести без другого.
5. ושמור משמרתי - И ХРАНИЛ МОИ ЗАКОНЫ. В самом общем виде этот термин используется для обозначения нашего ожидаемого отношения к Закону, к Торе, переданной нам Б-гом. Нам вручено сокровище, и мы обязаны хранить его в соответствии с Волей Хозяина. Мы не имеем ни малейшего права распоряжаться им по своему желанию.
Обязанность хранителя вещи, вверенной его попечению, имеет два аспекта:1) постоянную заботу, т.е. мы должны непрестанно думать о ней (касательно Торы, это означает постоянное ее изучение, ибо посредством изучения Торы нашему сознанию раскрывается воля Творца); 2) защита, принятие специальных мер для защиты охраняемого объекта от поломок и повреждений (установления мудрецов, защищающие наш национальный Закон от нарушений). Авраам как раз являлся примером такого ответственного хранителя, защищавшего Б-жественную мудрость не только от прямых нарушений, но и от всех действий, которые с легкостью могут повести к таким нарушениям…
шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Толдот (часть 1) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика