::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Хаей Сара (часть 2)

24-11-2011, 15:19 Разместил: jude Просмотров: 1824

 

О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. По возвращении с Акейдат Ицхак, Авраам обнаружвает, что его жена Сара скоропостижно скончалась. Ей было 127 лет. Авраам начинает поиски такой погребальной пещеры, которая бы могла остаться в семейном владении на все времена и стать семейной усыпальницей. Его выбор падает на пещеру, в которой были похоронены первые люди Адам и Хава. И он обращается к хеттам, которые тогда жили в этой части страны, с просьбой купить пещеру Махпейла у ее владельца – Эфрона. Эфрон, статус которого неожиданно поднялся вследствие этой связи с Авраамом, общепризнанным «Принцем Б-га», скорее готов был бы
дать этот участок Аврааму в подарок (поскольку в таком случае, по обычаю хеттов, этот участок возвратился бы к нему после смерти Авраама – теперь с увеличенной стоимостью как место захоронения Авраама и его жены Сары). Но Авраам дает понять, что желает купить этот участок полностью и навсегда. В
конце концов Эфрон соглашается продать участок с пещерой Аврааму, как того желал, – но дорого: 400 серебряных шекелей (огромная по тем временам сумма, эквивалентная приблизительно 3 миллионам сегодняшних фунтов стерлингов).
2. После похорон Сары мысли Авраама возвращаются к Акейде и к тому, что случилось бы, если бы ему и вправду дали выполнить повеление Б-га так, как он его изначально понял... Будь Ицхак женат и имей он детей, тогда, по крайней мере, была бы гарантия на будущее: учение Авраама и Ицхака продолжалось бы детьми Ицхака. А теперь - кто знает? А вдруг ХаШем снова отдаст повеление о такой жертве, только на этот раз всерьез? Примерно такие мысли подталкивали Авраама на рассмотрение необходимости срочно найти подходящую жену для Ицхака.
3. Авраам понимал, что смог достичь столь многого лишь потому, что у него был такой верный спутник жизни как его жена Сара. И если Ицхак собирается идти тем же путем, ему тоже нужна жена с подобными благородными качествами характера. Поэтому Авраам решил, что подходящую жену своему сыну ему
следует искать среди того же народа, из которого произошла Сара. Сам Авраам не мог даже временно отлучиться от выполнения своего священного дела учения и проповедования – люди постоянно приходили к нему со всех сторон света для того, чтобы учиться у него, лично испробовать и прочувствовать его великое
учение. Его дом был достопримечательностью и знаменитостью всего региона. Он не мог покинуть его надолго, а путешествие могло затянуться. К тому же, ХаШем в свое время прямо повелел ему покинуть ту землю Арам: правильно ли было бы туда возвращаться, пусть даже временно? Более того, вследствие своей глубокой заботы о сыне и о будущем, которое представлял Ицхак, Авраам скорее всего не удовлетворился бы ни одной из претенденток, думая что все они недостаточно хороши для Ицхака. По всем этим причинам, а также по другим, Авраам пришел к выводу, что он сам не может отправиться для выполнения этой важнейшей задачи. Вместо этого он решает отправить своего верного слугу и дает ему указания по
выполнению этого неимоверно сложного задания. Этот человек – наиболее доверенное лицо Авраама, сам уже передавший многим учение своего хозяина, - выберет жену для его сына Ицхака.
4. Авраам объясняет своему верному слуге, что он должен соблюсти два важнейших условия: Во-первых, невеста должна быть из того же народа, что и сам Авраам, а не из ханаанцев и им подобных племен. Несмотря на то, что Авраам уже прожил среди них много лет, и многие кланы приняли его учение и отказались от идолопоклонства, Авраам знал, что врожденные хорошие качества народа, из которого вышла его жена Сара, перевешивают любую ложную идеологию и языческую культуру, привычные для пока еще неподготовленной девушки, которая станет женой Ицхака. Другими словами, если характер человека приятный и благородный, то в конце концов это изменит его образ жизни. Но обратное не всегда верно. Не всегда может только что принятый образ жизни или внешне благородное поведение сразу изменить саму глубокую сущность человека. А во- вторых, она должна быть готова пойти жить в земле, которую ХаШем обещал Аврааму и его потомкам, ибо его сын Ицхак не должен покидать Святую Землю.
5. Слуга дает клятву, что он соблюдет желание Авраама, своего господина. Он берет с собой десять верблюдов и несколько человек сопровождения, с подарками и драгоценностями (как подобает посланникам такого важного и богатого человека, как Авраам) для семьи той девушки, которая пожелает покинуть свой народ. И караван верблюдов вместе с людьми отправляется на север, в Арам, в Междуречье.
6. Когда слуга прибывает в Харан, уже вечереет, и он останавливается и ждет у колодца с водой на окраине города. Скоро женщины и девушки города начнут выходить сюда и черпать воду для нужд мужчин, возвращающихся с долгой работы на полях. Именно тут слуга осознает воистину неимоверную трудность
задачи, которая перед ним поставлена. Зная, что ему, по сути, предстоит выбрать будущую Праматерь еврейского народа, он понимает, что не может положиться лишь на свои собственные усилия, и молит Б-га о помощи и руководстве, ради его хозяина Авраама.
7. ХаШем внимает его молитвам, и еще даже до того, как слуга полностью закончил свою молитву, приходит ответ: у колодца появляется Ривка, дочь Бетуэля (племянника Авраама). В ответ на просьбу дать хотя бы глоток воды из ее кувшина, она щедро дает напиться и ему, и его людям, а затем дает воду и
верблюдам, из которых состоял караван.
8. Эта явная демонстрация добросердечности Ривки и ее заботливость по отношению к уставшим путникам убеждают слугу – вначале пораженного тем, насколько точным был ответ на его молитвы Б-гу – что она будет достойным спутником жизни Ицхака, сына Авраама, чей дом зиждется на доброте к другим. Даже не
спрашивая ее, из какой она семьи, дабы удостовериться в том, что она из указанного Авраамом народа, слуга уверен, что ХаШем ответил на его молитвы. Он приходит в дом Бетуэля и подробно излагает все эти события, произошедшие по воле Б-га, так что и семья Ривки приходит к пониманию того, как все это содеяно Его Рукой. Слуга просит, чтобы Ривке было позволено отправиться с ним и стать женой Ицхака, как желает и она сама.
9. С наконец-то полученного согласия семьи Ривки (они хотели отложить женитьбу на некоторое время) и с благословением Лавана, брата Ривки, они отправляются в путь. Ицхак и Ривка женятся; и духовное счастье и материальное благословение, которое исчезло из дома Авраама со смертью Сары, возвращается с приходом Ривки в качестве жены Ицхака: она достойная преемница и продолжательница дела праведной Сары.
10. После этого Авраам вновь женится на Ктуре, и на свет появляются другие дети, от которых суждено произойти известным и могущественным племенам. Со временем у них тоже будет своя доля в распространении знания о Б-ге среди народов мира. Глава сообщает о смерти Авраама в возрасте 175 лет. (Он похоронен своими сыновьями Ицхаком и Ишмаэлем рядом с Сарой в пещере Махпейла, близ современного Хеврона.) Перечисляются также двенадцать кланов Ишмаэля, сына Авраама, который умер в возрасте 137 лет.
О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Хаей Сара
Ѓафтара этой недели взята из Первой Книги Царей (1:1-31)
1. Связь между недельной главой и Ѓафтарой становится очевидна сразу с первой фразы Ѓафтары. В недельной главе Тора рассказывает о том, как Авраам постарел, и это заставило его послать слугу в Харан, с целью найти жену для своего сына и преемника Ицхака. А первая фраза Ѓафтары сообщает нам, что постарел царь Давид, и рассказывает о том, как в то время встал вопрос о наследовании престола.
2. Эта Ѓафтара ведет рассказ о начале эпохи царей Израиля. После того, как пророк Шмуэль помазал на царство первого царя Шаула, ему было велено помазать другого царя, Давида, сына Ишая из колена Йехуды. И последний правил народом Израиля в общей сложности сорок лет. Ему пришлось много и жестоко сражаться  за безопасность границ молодого царства, к тому же он претерпел много личных
трагедий и печалей. В результате всего этого Давид рано состарился. Его разум по-прежнему ясен, но тело мерзнет, и не помогают никакие покрывала. Становится ясно, что не согреют его никакие одежды, а только человеческое тепло. Для этого находят приятную молодую девушку, и ей удается восстановить нужное царю тепло. (Здесь мы видим одно из свидетельств огромного самоконтроля Давида: несмотря на красоту и молодость девушки, он позволил ей только утеплить свое тело, не более того.) Мудрецы говорят, что Давиду не было дано согреться одеждами в упрек за то, что в свое время он отрезал угол мантии царя Шаула. Хотя тогда Давид хотел только продемонстрировать, что мог бы и убить Шаула, - ведь смотрите, ему удалось отрезать угол его мантии! – тем не менее, в этом действии проявилось некоторое пренебрежение к одежде. Будучи великим праведником, Давид получает наказание, в точности соответствующее своей оплошности: раз он проявил недостаточное уважение к царским одеяниям Шаула, то и ему не будет дано утеплиться одеждой.
3. Но для Адонияху, одного из сыновей Давида, старость и дряхлость отца представляется возможностью утвердить себя как основного претендента на право стать следующим царем. Он собрал вокруг себя разных приспешников и дружков, а также нескольких видных государственных деятелей и всякого рода недовольных, которые либо были за что-то в обиде на Давида, либо боялись его. И стал Адонияху вести себя, как будто он уже был коронован, он даже распорядился, чтобы перед его каретой бежало пятьдесят скороходов. Для того, чтобы отметить праздник своей коронации, он устроил большой пир, на который не пригласил тех государственных деятелей, что составляли внутренний кабинет Давида и были преданы ему. Другими словами, максимально используя очевидную слабость отца и показавшуюся ему неопределенность ситуации, Адонияху восстал против отца и попытался заранее захватить для себя трон.
4. В писании говорится, что Давид никогда не был строг с сыном, и, по словам мудрецов, это означает, что он сам виноват в том, что Адонияху стал вести себя так горделиво и самоуверенно. В своей любви к сыну он никогда не упрекал этого красивого и самовлюбленного младшего брата Авшалома (которого Давид тоже
никогда не отчитывал, и который плохо кончил), поэтому Адонияху решил, что может делать все, что ему угодно. Мудрецы учат, что любовь должна быть умерена дисциплиной и прививанием чувства обязанности.
5. Когда об этом бунте прослышал пророк Натан, он быстро направился к царице Бат-Шеве. Она должна пойти к Давиду и поведать ему о том, что происходит. Иначе, говорит Натан, если Адонияху будет позволено поставить себя царем, то после смерти Давида его сыну Шломо, да и самой Бат-Шеве будет исходить от Адонияху смертельная опасность. Она должна предстать перед царем и спросить, согласованы ли с ним действия Адонияху. Если да, то это прямо противоречит его обещанию – да и обещанию Самого 
Б-га – что наследовать Давиду должен Шломо. Натан договаривается с Бат-Шевой, что когда она будет говорить с царем, войдет и он, и поддержит ее. В интересах сохранения мира в стране и стабильности
монархии они должны что-то сделать и добиться того, чтобы царь Давид принял решительные меры по предотвращению конфликта и раскола в еврейском народе.
6. Бат-Шева предстает перед царем. Он выглядит весьма дряхлым, и похоже на то, что на спасение ситуации осталось всего немного времени. Она сообщает ему о событиях с Адонияху и просит его провозгласить следующим царем их сына Шломо, как обещал. Когда она говорит, входит Натан, и Бат-Шева уходит на
задний план. Натан спрашивает царя, действительно ли он назначил Адонияху своим преемником, как о том провозглашают.
7. Тогда Царь Давид повелевает, чтобы вошла Бат-Шева, ибо он желает сейчас же расставить все точки над i. Когда она входит, царь провозглашает перед Б-гом и в присутствии важных лиц, что как он обещал, так и будет, а именно, что на трон Израиля после него сядет Шломо. Да, он в этот же день возьмет это дело в свои
руки и позаботится о том, чтобы его обещание было исполнено. Услышав эти слова, Бат-Шева кланяется и простирается перед царем, и молится, чтобы их династия продлилась навеки. [На этом заканчивается Ѓафтара.]
8. Царь Давид действительно отдает приказ о том, чтобы пророк Натан вместе с Цадоком Кохеном и Бнаяху, сыном Йехояды, главой Санхедрина, взяли молодого Шломо, посадили его на царского осла и спустились к ручью Гихону, на окраине Иерусалима. (Давид велел взять именно своего осла, который бы символизировал
будущее мирное и спокойное правление Шломо, а не своего коня, который навел бы ассоциации с войной и сражениями.) Цадок, Кохен Гадоль (Первосвященник), вместе с пророком Натаном должны помазать Шломо священным маслом, протрубить в шофар и провозгласить: «Да здравствует царь Шломо!» А затем
привести его обратно и посадить на трон царя Давида, чтобы всем стало видно, что он – следующий царь Израиля. Все это было исполнено в соответствии с указаниями Давида, при всенародном ликовании.
9. Когда об этом сообщили Адонияху, он пришел в ужас. Его приспешники и дружки быстро покинули его. А сам Адонияху бежал и пытался найти убежище у жертвенника в Мишкане, находящегося тогда в Гивоне, и ухватился за жертвенник руками (то было ошибочное понимание закона Торы).
10. Шломо прослышал о страхах своего брата и направил ему послание о мире – примирительное, но твердое. Если Адонияху будет соблюдать мир, сказал он, то с его головы не упадет и волос. Но если окажется, что он замышляет недоброе, что заплатит своей жизнью. Затем Шломо послал своих людей, чтобы сняли Адонияху с жертвенника. Адонияху вошел, поклонился и распростерся перед молодым царем Шломо, и тот сказал ему: «Иди с миром!»
Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам решает похоронить ее в пещере Махпела в Хевроне. Хозяин участка, предводитель хеттов Эфрон готов отдать его бесплатно, но Авраам платит полную цену. Затем Авраам поручает своему домоправителю Элиэзеру найти подходящую жену для сына Ицхака и берет с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, у его родни, а не среди аморальных ханаанеев, населяющих Эрец-Исраэль. Элиэзер отправляется за реку Евфрат, в город Арам-Наараим, и просит Б-га дать ему знак для правильного выбора. Вечером, когда Элиэзер приводит верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит незнакомца, но и с готовностью черпает воду (почти 700 литров) для его десяти верблюдов. Такая редкостная отзывчивость доказывает, что Ривка - подходящая жена для Ицхака, что она достойна стать праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном. После длительных переговоров, получив щедрые дары, семья соглашается отпустить девушку с гостем. Ривка приезжает в Эрец-Исраэль и выходит замуж за Ицхака. Позаботившись о сыне, Авраам “уходит на покой”; он повторно берет в жены Агарь, получившую новое имя - Кетура. У них рождаются шестеро сыновей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Основатель династии еврейских праотцев умирает в возрасте 175 лет; Ицхак и Ишмаэль хоронят его рядом с Сарой в пещере Махпела. 
Жадность не окупается
«И выслушал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил в уши хеттов - четыреста шекелей серебра, принимаемых всеми торговцами» (23:16).
Имя Эфрон упоминается в этом стихе дважды, причем во второй раз в нем отсутствует буква «вав». РАШИ объясняет это ущербное написание имени хетта тем, что он много говорил, но не сделал для Авраама даже малого.
По словам Вильненского гаона, эпизод с продажей пещеры Махпела тесно связан с отказом Авраама принять военные трофеи, предложенные ему царем Сдома после разгрома коалиции четырех царей (см. раздел «Лех леха»). Свое решение Авраам объяснил так: «Ни нитки, ни ремешка для обуви не возьму я из всего, что принадлежит тебе, и ты не скажешь: «Я обогатил Авраама» (14:23). Наш первый праотец принципиально избегал бесплатных даров.
Можно предположить, что по той же причине («И ты не скажешь: «Я обогатил Авраама») Авраам не захотел положить в карман тысячу серебряных шекелей, которые получил впоследствии от царя Грара Авимелеха. В прошлом разделе «Ваера» мы читали историю о том, что, когда Авраам оказался в Граре, Авимелех, плененный красотой Сары, взял ее к себе во дворец, думая, что она сестра Авраама, но по требованию Б-га немедленно отпустил, осыпав подарками недавнюю пленницу и ее мужа: «И взял Авимелех мелкого и крупного скота, рабов и рабынь, и дал Аврааму, и возвратил ему жену его Сару… И Саре сказал: «Вот я дал тысячу сребреников брату твоему…» (20:14,16).
По всей вероятности, Авраам тяготился этими деньгами и решил отдать их Эфрону после смерти Сары в обмен на пещеру Махпела для ее захоронения - не потому, что такова была цена пещеры, а просто чтобы скорее избавиться от «позорных» денег.
Богатство само шло в руки Эфрону, но он не сумел воспользоваться уникальным случаем из-за собственной жадности. Вместо того чтобы подождать, когда Авраам сам назовет цену пещеры, он поспешил запросить четыреста серебряных шекелей. Это была явно завышенная сумма: Эфрон понимал, как нужна Аврааму Маарат а-Махпела и что он не постоит за ценой, но в результате Эфрон потерял целых шесть сотен шекелей, которые Авраам намеревался дополнительно заплатить ему. Намекая на грубый промах хетта, Тора убрала букву «вав» (гематрия - шесть!) из его имени как раз в том месте, где говорится об оплате: «…и отвесил Авраам Эфрону серебро».
Деньги дороже убеждений
«А у Ривки - брат по имени Лаван, и побежал Лаван к тому человеку [Элиэзеру] за город, к источнику» (24:29).
По части алчности Эфрона намного превосходит другой персонаж сегодняшнего раздела - Лаван. РАШИ объясняет, что Лаван побежал к Элиэзеру, потому что понял, что к ним в город пожаловал богатый и щедрый гость. В следующем стихе сказано: «Ибо увидел он кольцо и браслеты на руках сестры своей…» Может, и ему, Лавану, что-нибудь перепадет от щедрот гостя, посланного дядюшкой Авраамом.
Любопытно, что эта ситуация в точности повторилась через сто лет, когда в Харан пришел Яаков, сын Ривки и Ицхака, в поисках невесты: «И было: когда Лаван услышал весть о Яакове, сыне сестры своей, он побежал ему навстречу, и обнял его, и поцеловал…» (29:13).
Лаван был уверен, что Яаков тоже пришел с богатыми подарками и, несмотря на более чем преклонный возраст, поспешил ему навстречу (не побежал в буквальном смысле - когда тебе далеко за сто, не разбежишься, - а заковылял, опираясь на палку). Но его ждало разочарование. Яаков был ограблен по дороге и явился к дяде без гроша в кармане. Лаван не поверил этому вначале: он обнял племянника, ощупав его карманы, затем поцеловал, думая, что Яаков прячет драгоценности за щекой. И лишь убедившись, что Яаков гол, как сокол, он отказал ему в гостеприимстве, которого удостоился Элиэзер.
В сегодняшнем разделе мы видим, как радушно принимал Лаван нагруженного подарками Элиэзера. Он буквально лез из кожи, стараясь угодить гостю: «И сказал Лаван: «Войди, благословенный Г-сподом. Зачем ты стоишь снаружи? А я уже освободил дом и место для верблюдов» (24:31).
От чего освободил? От идолов, поясняет РАШИ. Вот каким жадным был Лаван: ради горсти золотых монет он был готов выбросить из дома своих любимых и глубоко почитаемых божков, которым бил челом с раннего детства. Идеи идеями, а денежки дороже.
Человек, довольный своей судьбой
«И скончался Авраам, умерев в доброй старости, удовлетворенный жизнью…» (25:8).
Многие люди недовольны тем, что имеют. Если у них есть сто долларов, им хочется две сотни. А получив двести, жаждут иметь четыреста. Умирая, они с горечью осознают, что так и не достигли того, к чему стремились, что многие их мечты и желания остались неосуществленными, а способности не реализованными до конца.
Другое дело - Авраам. Он всегда довольствовался тем, что имел, и Тора отмечает эту удовлетворенность в приведенном выше стихе. За все сто семьдесят пять прожитых лет он ни разу не испытал чувство, что он чего-то не успел, чего-то недобрал в жизни. Горечь упущенных возможностей была неведома ему.
Пригоршня праха
«…И приобщился [дословно: был собран] к народу своему» (25:8).
Мудрецы учат, что злодеев судят после смерти двенадцать месяцев в Гехиноме (ад). Затем их души испепеляет «адский» огонь, а тела разлагаются, и их прах развеивается ветром под ногами у праведников.
Вот почему, поясняет комментатор «Кли Якар», Тора сообщает нам, что Авраам «был собран к народу своему». В отличие от тел злодеев, его останки не подверглись тлену и не развеялись, а были собраны и сохранены.
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Хаей Сара (часть 2)
Главы 23:1-25:18
В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет - годы жизни Сары...”.
Жизнь Сары на иврите - хаей Сара.
О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. По возвращении с Акейдат Ицхак, Авраам обнаружвает, что его жена Сара скоропостижно скончалась. Ей было 127 лет. Авраам начинает поиски такой погребальной пещеры, которая бы могла остаться в семейном владении на все времена и стать семейной усыпальницей. Его выбор падает на пещеру, в которой были похоронены первые люди Адам и Хава. И он обращается к хеттам, которые тогда жили в этой части страны, с просьбой купить пещеру Махпейла у ее владельца – Эфрона. Эфрон, статус которого неожиданно поднялся вследствие этой связи с Авраамом, общепризнанным «Принцем Б-га», скорее готов был бы
дать этот участок Аврааму в подарок (поскольку в таком случае, по обычаю хеттов, этот участок возвратился бы к нему после смерти Авраама – теперь с увеличенной стоимостью как место захоронения Авраама и его жены Сары). Но Авраам дает понять, что желает купить этот участок полностью и навсегда. В
конце концов Эфрон соглашается продать участок с пещерой Аврааму, как того желал, – но дорого: 400 серебряных шекелей (огромная по тем временам сумма, эквивалентная приблизительно 3 миллионам сегодняшних фунтов стерлингов).
2. После похорон Сары мысли Авраама возвращаются к Акейде и к тому, что случилось бы, если бы ему и вправду дали выполнить повеление Б-га так, как он его изначально понял... Будь Ицхак женат и имей он детей, тогда, по крайней мере, была бы гарантия на будущее: учение Авраама и Ицхака продолжалось бы детьми Ицхака. А теперь - кто знает? А вдруг ХаШем снова отдаст повеление о такой жертве, только на этот раз всерьез? Примерно такие мысли подталкивали Авраама на рассмотрение необходимости срочно найти подходящую жену для Ицхака.
3. Авраам понимал, что смог достичь столь многого лишь потому, что у него был такой верный спутник жизни как его жена Сара. И если Ицхак собирается идти тем же путем, ему тоже нужна жена с подобными благородными качествами характера. Поэтому Авраам решил, что подходящую жену своему сыну ему
следует искать среди того же народа, из которого произошла Сара. Сам Авраам не мог даже временно отлучиться от выполнения своего священного дела учения и проповедования – люди постоянно приходили к нему со всех сторон света для того, чтобы учиться у него, лично испробовать и прочувствовать его великое
учение. Его дом был достопримечательностью и знаменитостью всего региона. Он не мог покинуть его надолго, а путешествие могло затянуться. К тому же, ХаШем в свое время прямо повелел ему покинуть ту землю Арам: правильно ли было бы туда возвращаться, пусть даже временно? Более того, вследствие своей глубокой заботы о сыне и о будущем, которое представлял Ицхак, Авраам скорее всего не удовлетворился бы ни одной из претенденток, думая что все они недостаточно хороши для Ицхака. По всем этим причинам, а также по другим, Авраам пришел к выводу, что он сам не может отправиться для выполнения этой важнейшей задачи. Вместо этого он решает отправить своего верного слугу и дает ему указания по
выполнению этого неимоверно сложного задания. Этот человек – наиболее доверенное лицо Авраама, сам уже передавший многим учение своего хозяина, - выберет жену для его сына Ицхака.
4. Авраам объясняет своему верному слуге, что он должен соблюсти два важнейших условия: Во-первых, невеста должна быть из того же народа, что и сам Авраам, а не из ханаанцев и им подобных племен. Несмотря на то, что Авраам уже прожил среди них много лет, и многие кланы приняли его учение и отказались от идолопоклонства, Авраам знал, что врожденные хорошие качества народа, из которого вышла его жена Сара, перевешивают любую ложную идеологию и языческую культуру, привычные для пока еще неподготовленной девушки, которая станет женой Ицхака. Другими словами, если характер человека приятный и благородный, то в конце концов это изменит его образ жизни. Но обратное не всегда верно. Не всегда может только что принятый образ жизни или внешне благородное поведение сразу изменить саму глубокую сущность человека. А во- вторых, она должна быть готова пойти жить в земле, которую ХаШем обещал Аврааму и его потомкам, ибо его сын Ицхак не должен покидать Святую Землю.
5. Слуга дает клятву, что он соблюдет желание Авраама, своего господина. Он берет с собой десять верблюдов и несколько человек сопровождения, с подарками и драгоценностями (как подобает посланникам такого важного и богатого человека, как Авраам) для семьи той девушки, которая пожелает покинуть свой народ. И караван верблюдов вместе с людьми отправляется на север, в Арам, в Междуречье.
6. Когда слуга прибывает в Харан, уже вечереет, и он останавливается и ждет у колодца с водой на окраине города. Скоро женщины и девушки города начнут выходить сюда и черпать воду для нужд мужчин, возвращающихся с долгой работы на полях. Именно тут слуга осознает воистину неимоверную трудность
задачи, которая перед ним поставлена. Зная, что ему, по сути, предстоит выбрать будущую Праматерь еврейского народа, он понимает, что не может положиться лишь на свои собственные усилия, и молит Б-га о помощи и руководстве, ради его хозяина Авраама.
7. ХаШем внимает его молитвам, и еще даже до того, как слуга полностью закончил свою молитву, приходит ответ: у колодца появляется Ривка, дочь Бетуэля (племянника Авраама). В ответ на просьбу дать хотя бы глоток воды из ее кувшина, она щедро дает напиться и ему, и его людям, а затем дает воду и
верблюдам, из которых состоял караван.
8. Эта явная демонстрация добросердечности Ривки и ее заботливость по отношению к уставшим путникам убеждают слугу – вначале пораженного тем, насколько точным был ответ на его молитвы Б-гу – что она будет достойным спутником жизни Ицхака, сына Авраама, чей дом зиждется на доброте к другим. Даже не
спрашивая ее, из какой она семьи, дабы удостовериться в том, что она из указанного Авраамом народа, слуга уверен, что ХаШем ответил на его молитвы. Он приходит в дом Бетуэля и подробно излагает все эти события, произошедшие по воле Б-га, так что и семья Ривки приходит к пониманию того, как все это содеяно Его Рукой. Слуга просит, чтобы Ривке было позволено отправиться с ним и стать женой Ицхака, как желает и она сама.
9. С наконец-то полученного согласия семьи Ривки (они хотели отложить женитьбу на некоторое время) и с благословением Лавана, брата Ривки, они отправляются в путь. Ицхак и Ривка женятся; и духовное счастье и материальное благословение, которое исчезло из дома Авраама со смертью Сары, возвращается с приходом Ривки в качестве жены Ицхака: она достойная преемница и продолжательница дела праведной Сары.
10. После этого Авраам вновь женится на Ктуре, и на свет появляются другие дети, от которых суждено произойти известным и могущественным племенам. Со временем у них тоже будет своя доля в распространении знания о Б-ге среди народов мира. Глава сообщает о смерти Авраама в возрасте 175 лет. (Он похоронен своими сыновьями Ицхаком и Ишмаэлем рядом с Сарой в пещере Махпейла, близ современного Хеврона.) Перечисляются также двенадцать кланов Ишмаэля, сына Авраама, который умер в возрасте 137 лет.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Хаей Сара
Ѓафтара этой недели взята из Первой Книги Царей (1:1-31)

1. Связь между недельной главой и Ѓафтарой становится очевидна сразу с первой фразы Ѓафтары. В недельной главе Тора рассказывает о том, как Авраам постарел, и это заставило его послать слугу в Харан, с целью найти жену для своего сына и преемника Ицхака. А первая фраза Ѓафтары сообщает нам, что постарел царь Давид, и рассказывает о том, как в то время встал вопрос о наследовании престола.
2. Эта Ѓафтара ведет рассказ о начале эпохи царей Израиля. После того, как пророк Шмуэль помазал на царство первого царя Шаула, ему было велено помазать другого царя, Давида, сына Ишая из колена Йехуды. И последний правил народом Израиля в общей сложности сорок лет. Ему пришлось много и жестоко сражаться  за безопасность границ молодого царства, к тому же он претерпел много личных
трагедий и печалей. В результате всего этого Давид рано состарился. Его разум по-прежнему ясен, но тело мерзнет, и не помогают никакие покрывала. Становится ясно, что не согреют его никакие одежды, а только человеческое тепло. Для этого находят приятную молодую девушку, и ей удается восстановить нужное царю тепло. (Здесь мы видим одно из свидетельств огромного самоконтроля Давида: несмотря на красоту и молодость девушки, он позволил ей только утеплить свое тело, не более того.) Мудрецы говорят, что Давиду не было дано согреться одеждами в упрек за то, что в свое время он отрезал угол мантии царя Шаула. Хотя тогда Давид хотел только продемонстрировать, что мог бы и убить Шаула, - ведь смотрите, ему удалось отрезать угол его мантии! – тем не менее, в этом действии проявилось некоторое пренебрежение к одежде. Будучи великим праведником, Давид получает наказание, в точности соответствующее своей оплошности: раз он проявил недостаточное уважение к царским одеяниям Шаула, то и ему не будет дано утеплиться одеждой.
3. Но для Адонияху, одного из сыновей Давида, старость и дряхлость отца представляется возможностью утвердить себя как основного претендента на право стать следующим царем. Он собрал вокруг себя разных приспешников и дружков, а также нескольких видных государственных деятелей и всякого рода недовольных, которые либо были за что-то в обиде на Давида, либо боялись его. И стал Адонияху вести себя, как будто он уже был коронован, он даже распорядился, чтобы перед его каретой бежало пятьдесят скороходов. Для того, чтобы отметить праздник своей коронации, он устроил большой пир, на который не пригласил тех государственных деятелей, что составляли внутренний кабинет Давида и были преданы ему. Другими словами, максимально используя очевидную слабость отца и показавшуюся ему неопределенность ситуации, Адонияху восстал против отца и попытался заранее захватить для себя трон.
4. В писании говорится, что Давид никогда не был строг с сыном, и, по словам мудрецов, это означает, что он сам виноват в том, что Адонияху стал вести себя так горделиво и самоуверенно. В своей любви к сыну он никогда не упрекал этого красивого и самовлюбленного младшего брата Авшалома (которого Давид тоже
никогда не отчитывал, и который плохо кончил), поэтому Адонияху решил, что может делать все, что ему угодно. Мудрецы учат, что любовь должна быть умерена дисциплиной и прививанием чувства обязанности.
5. Когда об этом бунте прослышал пророк Натан, он быстро направился к царице Бат-Шеве. Она должна пойти к Давиду и поведать ему о том, что происходит. Иначе, говорит Натан, если Адонияху будет позволено поставить себя царем, то после смерти Давида его сыну Шломо, да и самой Бат-Шеве будет исходить от Адонияху смертельная опасность. Она должна предстать перед царем и спросить, согласованы ли с ним действия Адонияху. Если да, то это прямо противоречит его обещанию – да и обещанию Самого 
Б-га – что наследовать Давиду должен Шломо. Натан договаривается с Бат-Шевой, что когда она будет говорить с царем, войдет и он, и поддержит ее. В интересах сохранения мира в стране и стабильности
монархии они должны что-то сделать и добиться того, чтобы царь Давид принял решительные меры по предотвращению конфликта и раскола в еврейском народе.
6. Бат-Шева предстает перед царем. Он выглядит весьма дряхлым, и похоже на то, что на спасение ситуации осталось всего немного времени. Она сообщает ему о событиях с Адонияху и просит его провозгласить следующим царем их сына Шломо, как обещал. Когда она говорит, входит Натан, и Бат-Шева уходит на
задний план. Натан спрашивает царя, действительно ли он назначил Адонияху своим преемником, как о том провозглашают.
7. Тогда Царь Давид повелевает, чтобы вошла Бат-Шева, ибо он желает сейчас же расставить все точки над i. Когда она входит, царь провозглашает перед Б-гом и в присутствии важных лиц, что как он обещал, так и будет, а именно, что на трон Израиля после него сядет Шломо. Да, он в этот же день возьмет это дело в свои
руки и позаботится о том, чтобы его обещание было исполнено. Услышав эти слова, Бат-Шева кланяется и простирается перед царем, и молится, чтобы их династия продлилась навеки. [На этом заканчивается Ѓафтара.]
8. Царь Давид действительно отдает приказ о том, чтобы пророк Натан вместе с Цадоком Кохеном и Бнаяху, сыном Йехояды, главой Санхедрина, взяли молодого Шломо, посадили его на царского осла и спустились к ручью Гихону, на окраине Иерусалима. (Давид велел взять именно своего осла, который бы символизировал
будущее мирное и спокойное правление Шломо, а не своего коня, который навел бы ассоциации с войной и сражениями.) Цадок, Кохен Гадоль (Первосвященник), вместе с пророком Натаном должны помазать Шломо священным маслом, протрубить в шофар и провозгласить: «Да здравствует царь Шломо!» А затем
привести его обратно и посадить на трон царя Давида, чтобы всем стало видно, что он – следующий царь Израиля. Все это было исполнено в соответствии с указаниями Давида, при всенародном ликовании.
9. Когда об этом сообщили Адонияху, он пришел в ужас. Его приспешники и дружки быстро покинули его. А сам Адонияху бежал и пытался найти убежище у жертвенника в Мишкане, находящегося тогда в Гивоне, и ухватился за жертвенник руками (то было ошибочное понимание закона Торы).
10. Шломо прослышал о страхах своего брата и направил ему послание о мире – примирительное, но твердое. Если Адонияху будет соблюдать мир, сказал он, то с его головы не упадет и волос. Но если окажется, что он замышляет недоброе, что заплатит своей жизнью. Затем Шломо послал своих людей, чтобы сняли Адонияху с жертвенника. Адонияху вошел, поклонился и распростерся перед молодым царем Шломо, и тот сказал ему: «Иди с миром!»

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам решает похоронить ее в пещере Махпела в Хевроне. Хозяин участка, предводитель хеттов Эфрон готов отдать его бесплатно, но Авраам платит полную цену. Затем Авраам поручает своему домоправителю Элиэзеру найти подходящую жену для сына Ицхака и берет с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, у его родни, а не среди аморальных ханаанеев, населяющих Эрец-Исраэль. Элиэзер отправляется за реку Евфрат, в город Арам-Наараим, и просит Б-га дать ему знак для правильного выбора. Вечером, когда Элиэзер приводит верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит незнакомца, но и с готовностью черпает воду (почти 700 литров) для его десяти верблюдов. Такая редкостная отзывчивость доказывает, что Ривка - подходящая жена для Ицхака, что она достойна стать праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном. После длительных переговоров, получив щедрые дары, семья соглашается отпустить девушку с гостем. Ривка приезжает в Эрец-Исраэль и выходит замуж за Ицхака. Позаботившись о сыне, Авраам “уходит на покой”; он повторно берет в жены Агарь, получившую новое имя - Кетура. У них рождаются шестеро сыновей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Основатель династии еврейских праотцев умирает в возрасте 175 лет; Ицхак и Ишмаэль хоронят его рядом с Сарой в пещере Махпела. 

Жадность не окупается
«И выслушал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил в уши хеттов - четыреста шекелей серебра, принимаемых всеми торговцами» (23:16).
Имя Эфрон упоминается в этом стихе дважды, причем во второй раз в нем отсутствует буква «вав». РАШИ объясняет это ущербное написание имени хетта тем, что он много говорил, но не сделал для Авраама даже малого.
По словам Вильненского гаона, эпизод с продажей пещеры Махпела тесно связан с отказом Авраама принять военные трофеи, предложенные ему царем Сдома после разгрома коалиции четырех царей (см. раздел «Лех леха»). Свое решение Авраам объяснил так: «Ни нитки, ни ремешка для обуви не возьму я из всего, что принадлежит тебе, и ты не скажешь: «Я обогатил Авраама» (14:23). Наш первый праотец принципиально избегал бесплатных даров.
Можно предположить, что по той же причине («И ты не скажешь: «Я обогатил Авраама») Авраам не захотел положить в карман тысячу серебряных шекелей, которые получил впоследствии от царя Грара Авимелеха. В прошлом разделе «Ваера» мы читали историю о том, что, когда Авраам оказался в Граре, Авимелех, плененный красотой Сары, взял ее к себе во дворец, думая, что она сестра Авраама, но по требованию Б-га немедленно отпустил, осыпав подарками недавнюю пленницу и ее мужа: «И взял Авимелех мелкого и крупного скота, рабов и рабынь, и дал Аврааму, и возвратил ему жену его Сару… И Саре сказал: «Вот я дал тысячу сребреников брату твоему…» (20:14,16).
По всей вероятности, Авраам тяготился этими деньгами и решил отдать их Эфрону после смерти Сары в обмен на пещеру Махпела для ее захоронения - не потому, что такова была цена пещеры, а просто чтобы скорее избавиться от «позорных» денег.
Богатство само шло в руки Эфрону, но он не сумел воспользоваться уникальным случаем из-за собственной жадности. Вместо того чтобы подождать, когда Авраам сам назовет цену пещеры, он поспешил запросить четыреста серебряных шекелей. Это была явно завышенная сумма: Эфрон понимал, как нужна Аврааму Маарат а-Махпела и что он не постоит за ценой, но в результате Эфрон потерял целых шесть сотен шекелей, которые Авраам намеревался дополнительно заплатить ему. Намекая на грубый промах хетта, Тора убрала букву «вав» (гематрия - шесть!) из его имени как раз в том месте, где говорится об оплате: «…и отвесил Авраам Эфрону серебро».

Деньги дороже убеждений
«А у Ривки - брат по имени Лаван, и побежал Лаван к тому человеку [Элиэзеру] за город, к источнику» (24:29).
По части алчности Эфрона намного превосходит другой персонаж сегодняшнего раздела - Лаван. РАШИ объясняет, что Лаван побежал к Элиэзеру, потому что понял, что к ним в город пожаловал богатый и щедрый гость. В следующем стихе сказано: «Ибо увидел он кольцо и браслеты на руках сестры своей…» Может, и ему, Лавану, что-нибудь перепадет от щедрот гостя, посланного дядюшкой Авраамом.
Любопытно, что эта ситуация в точности повторилась через сто лет, когда в Харан пришел Яаков, сын Ривки и Ицхака, в поисках невесты: «И было: когда Лаван услышал весть о Яакове, сыне сестры своей, он побежал ему навстречу, и обнял его, и поцеловал…» (29:13).
Лаван был уверен, что Яаков тоже пришел с богатыми подарками и, несмотря на более чем преклонный возраст, поспешил ему навстречу (не побежал в буквальном смысле - когда тебе далеко за сто, не разбежишься, - а заковылял, опираясь на палку). Но его ждало разочарование. Яаков был ограблен по дороге и явился к дяде без гроша в кармане. Лаван не поверил этому вначале: он обнял племянника, ощупав его карманы, затем поцеловал, думая, что Яаков прячет драгоценности за щекой. И лишь убедившись, что Яаков гол, как сокол, он отказал ему в гостеприимстве, которого удостоился Элиэзер.
В сегодняшнем разделе мы видим, как радушно принимал Лаван нагруженного подарками Элиэзера. Он буквально лез из кожи, стараясь угодить гостю: «И сказал Лаван: «Войди, благословенный Г-сподом. Зачем ты стоишь снаружи? А я уже освободил дом и место для верблюдов» (24:31).
От чего освободил? От идолов, поясняет РАШИ. Вот каким жадным был Лаван: ради горсти золотых монет он был готов выбросить из дома своих любимых и глубоко почитаемых божков, которым бил челом с раннего детства. Идеи идеями, а денежки дороже.

Человек, довольный своей судьбой
«И скончался Авраам, умерев в доброй старости, удовлетворенный жизнью…» (25:8).
Многие люди недовольны тем, что имеют. Если у них есть сто долларов, им хочется две сотни. А получив двести, жаждут иметь четыреста. Умирая, они с горечью осознают, что так и не достигли того, к чему стремились, что многие их мечты и желания остались неосуществленными, а способности не реализованными до конца.
Другое дело - Авраам. Он всегда довольствовался тем, что имел, и Тора отмечает эту удовлетворенность в приведенном выше стихе. За все сто семьдесят пять прожитых лет он ни разу не испытал чувство, что он чего-то не успел, чего-то недобрал в жизни. Горечь упущенных возможностей была неведома ему.

Пригоршня праха
«…И приобщился [дословно: был собран] к народу своему» (25:8).
Мудрецы учат, что злодеев судят после смерти двенадцать месяцев в Гехиноме (ад). Затем их души испепеляет «адский» огонь, а тела разлагаются, и их прах развеивается ветром под ногами у праведников.
Вот почему, поясняет комментатор «Кли Якар», Тора сообщает нам, что Авраам «был собран к народу своему». В отличие от тел злодеев, его останки не подверглись тлену и не развеялись, а были собраны и сохранены.



шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Хаей Сара (часть 2) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика