::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Хаей Сара (часть 1)

24-11-2011, 15:06 Разместил: jude Просмотров: 2665
Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Хаей Сара (часть 1)
Главы 23:1-25:18
В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет - годы жизни Сары...”.
Жизнь Сары на иврите - хаей Сара.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Глава 23
1. Мудрецы делят жизнь Сары на три части: «сто лет, и двадцать лет, и семь лет», - детство, зрелость, и, наконец, завершающая фаза жизни. О человеке нравственно и духовно совершенном нельзя сказать ничего лучшего, чем то, что в старости он, действительно, был старцем, зрелым - в зрелом возрасте и ребенком в детстве. Мудрецы говорят: тот, кто живет по истине, накапливает лучшее, свойственное каждому возрасту. Отсюда выражение בא בימים, буквально «он идет через дни». Не проходит над или под ними, но движется прямо сквозь них. Нравственные и духовные достижения прожитых лет не теряются и не исчезают, человек берет их в свое будущее, не позволяет времени «ограбить» себя, отнять достигнутое.
Так и Сара сохранила детскую прелесть и чистоту двадцатилетней девушки во все дни своей жизни. Это определение наших мудрецов представляет собой разительный контраст общепринятым взглядам, связывающим невинность с детством, а физическую красоту с порой расцвета. Взгляд Торы, однако, глубже. Ведь невинность предполагает возможность греха. Человек вынужден каждый день выходить на бой с чувственностью и страстями. Только девушка или юноша, достигшие зрелости, могут быть названы действительно невинными.
4. אחזה означает постоянное жительство, укоренение в данном месте. Авраам не просто просит разрешения похоронить свою жену. Он хочет, чтобы его жена покоилась в месте, которое перейдет в ее постоянное, вечное владение. Вот почему он прежде всего заботится о приобретении земли. Много лет Авраам странствовал по стране и, несмотря на свое богатство, до сих пор не приобрел в ней ни пяди. Но теперь необходимость похоронить жену заставляет его приобрести участок во владение. Могила жены становится первой нитью, связывающей его с этой страной, с местом, которое отныне будет удерживать его: אחזה (от אחז - «держать», «хватать»).
19. ПОСЛЕ ЭТОГО. Только после того как пещера и прилегающие к ней участки поля стали постоянной собственностью, владением Авраама, он хоронит там свою Сару. Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают церкви или мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники. С другой стороны, идея о каком-то определенном времени, в течение которого следует сохранять кладбища, совершенно чужда нашей традиции. Места, где покоятся мертвые, святы вечно. Ситуация, когда дети украшают могилы родителей дорогим мрамором и живыми цветами, а внуки разрывают эти могилы и сваливают кости своих предков в общую груду, евреям кажется дикой.
Здесь следует добавить еще два замечания. Расхожее мнение, что для евреев главное в жизни - это продавать и покупать, делать гешефты. В связи с этим следует вспомнить, что, когда наши законоведы исследовали Писание, чтобы найти в нем опору для выработки законов о купле-продаже, они нашли только два места, в которых говорится об этом. Первое - покупка Авраамом поля Эфрона. Второе - покупка поля пророком Ирмеяу, совершенная с целью продемонстрировать евреям его веру в будущее еврейского государства. В то время войска Вавилона уже стояли у стен Иерусалима. Ирмеяу было открыто Б-гом, что Иерусалиму суждено пасть за свои грехи, но по прошествии 70 лет евреи вернутся и отстроят Иерусалим и разрушенный Храм (Ирмеяу 32:6). Итак, из двух мест в Писании, где говорится о купле-продаже, первое повествует о периоде до основания государства, а второе - о времени его конца.
Форма еврейского брачного договора также основана на процедуре покупки поля Эфрона. Пустопорожние языки обвиняют евреев в том, что они «покупают своих невест». Действительно, еврей «покупает» невесту, но потом, когда она остается с ним, он лелеет ее как свою величайшую драгоценность, как самое дорогое, что у него есть на земле. Счастливы мы, если в основу всех наших браков ляжет договор, проникнутый тем духом, которым был исполнен брак Авраама и Сары и который получил свое конечное выражение в «покупке пещеры Махпела».

Рав Бенцион Меламед
Надеюсь, вы еще помните мидраш, где Творец "предъявил счет" ангелам за то, что они ели молоко с мясом. Там у нас возник вопрос: "Как мог Авраам так "подвести" ангелов?" Мальбим пишет, что Авраам сам создал этого теленка, который, следовательно, является парве. Поэтому Авраам ничего не нарушал, когда дал им есть подобное блюдо, но для ангелов эта еда была засчитана как нарушение. Эта ситуация описывается в Геморе (נזיר כז) как «человек ел мясо будучи уверенным, что ест трефное, а на самом деле оказалось, что оно кошерное». Мы видим, что несмотря на то, что действие фактически не несло в себе нарушения, поскольку нарушение было совершено мысленно, то этого достаточно для классификации действия как нарушения. На этой же основе построен ответ Мешех Хохма. Авраам зарезал беременную корову, а в таком случае мясо теленка, который был в ней, можно есть с молоком, однако ангелы об этом не знали, и с их точки зрения употребляли в пищу запрещенную смесь.
Благодаря этому ответу к последней Недельной главе, у меня появилось такое же объяснение, касающееся другого вопроса. Мы с вами привыкли к тому, что Эфрон, продавший Аврааму участок земли вместе с пещерой, которую Тора называет “Меорат аМахпела”, является примером человека, который много говорит и мало делает, на людях показывает себя как праведник, а на деле ведет себя как вымогатель. Ведь он сразу понял, что Аврааму очень нужна эта пещера, и что Авраам - это человек у которого есть большие деньги. И решив сыграть на этом, устроил так, что, в конце концов, пещера стоила Аврааму примерно столько же, сколько сейчас стоят несколько небоскребов в Нью-Йорке. Но, господа, здесь имеется одна пикантная подробность. Я не могу сейчас указать точно источник мидраша, который я прочел много лет назад. В нем написано, что ни Эфрон, ни кто-либо другой из хетейцев не знали, в чем особенность этой пещеры. Они не знали, что там похоронен первый человек и его жена – Адам и Хава. А теперь давайте поразмыслим вот о чем. Знай Эфрон об истинном положении вещей, разве согласился бы он продать такое достояние? Да такому месту вообще нет цены! Ни с точки зрения права хоронить там, ни с точки зрения святыни, которая безусловно станет местом паломничества для людей со всего мира. Это же Клондайк! Тогда кто кого здесь обманул? Думается, что деньги, которые заплатил Авраам ни сколько не больше действительной стоимости этого места, а может и меньше. Ну а если так, то это просто поразительно как эти евреи выходят из положения. Еврей обманул, "провернул" супервыгодную сделку, при этом выставив себя в этой истории в качестве пострадавшего, а тот, кто пострадал по-настоящему, остался в истории не просто негодяем, а его имя стало нарицательным. Ведь когда мы хотим сказать о человеке, что у него на устах одно, а на деле он ведет себя совершенно иначе, показывает себя другом, а ведет себя хуже врага, мы так и говорим, что он как Эфрон, для которого «четыреста шекелей между нами, друзьями, ну какая мелочь».
Думаю, что ответить на это надо так. Авраам, со своей стороны, зная истинную цену этого места, приложил все усилия, чтобы заслужить его. В пророческом послании Творец уже не раз пообещал Аврааму, что его потомки исполнят роль ради которой было создано человечество, ту роль которую Творец дал Адаму и Хаве - быть отцами народов мира. Эта роль перешла к Аврааму и Саре, а в будущем к Ицхаку и Ривке, Яакову и Лее – кому как не им лежать рядом с Адамом и Хавой.
Безусловно, единственной целью Авраама было овладеть духовной ценностью этого места, и ни в коем случае не материальной. Доказательством служит то, что мы нигде не находим упоминаний о том, что Авраам или его потомки использовали это место как возможность разбогатеть. Более того, Авраам, если уж хотел бы обмануть Эфрона, то мог бы вынудить его подписать при всех дарственную, ведь Эфрон сам предложил отдать поле и пещеру в подарок, и тому было много свидетелей. Но Авраам не только не пошел на это, наоборот, он настаивал на том, чтобы заплатить, и безоговорочно пошел на баснословное повышение цены, таким образом выплатив сполна стоимость места.
Но вот Эфрон, со своей стороны, попал в ситуацию, которую мы назвали выше «человек ел мясо, будучи уверенным, что ест трефное, а на самом деле оказалось, что оно кошерное». Да, Творец судит человека в соответствии с тем, какие намерения человек вкладывает в свои действия. Эфрон действовал как лгун, вымогатель и лицемер, и несмотря на то, что вышло не так как думал Эфрон, это не его заслуга. 
В Книге "Бамидбар" (מטות ל;ו) Тора приводит следующий закон. Если девушка дала какой-либо обет, то отец вправе в течение 24 часов аннулировать его. Наши мудрецы задают на это вопрос: "Если в посуке написано, что отец аннулировал ее обет, почему в продолжении посука написано, что Творец простит ей. Что ей прощать, ведь обета, после того как отец аннулировал его, как будто и не было? И если она не соблюдает того, что приняла на себя, в этом не должно быть никакого греха". Посмотрим, что пишет в комментарии на этот посук Раши. Он пишет, что именно в этом месте в Торе раскрывается описанное нами выше правило «человек ел мясо, будучи уверенным, что ест трефное, а на самом деле оказалось, что оно кошерное». Речь идет о девушке, которая приняла на себя обет незирут. И не знала, что ее отец ей его аннулировал. Будучи в полной уверенности, что обет все еще действителен, она не выдержала и выпила вино. Это как раз и есть ситуация - “человек ел мясо, будучи уверенным, что ест трефное, а на самом деле оказалось, что оно кошерное”.
(На рассылку рава Бенциона Меламеда можно подписаться по адресу bzmelamed@gmail.com)

Рав Лев Кацин
Ловить на хорошем
«Дорогие Харт и Яэль, сегодня я хочу благословить вас, выразить свое одобрение вашему выбору, - с этими словами рав Биньямин Юдин обратился к жениху и невесте во время обряда бракосочетания, когда они стояли под хупой. - Харт, учась в колледже, обучает Торе далеких от еврейства студентов, Яэль преподает Тору девушкам, являясь для них примером для подражания. Я рад, что люди, живущие во имя одной цели, нашли друг друга!
В Торе рассказывается о том, что Всевышний показался Аврааму, когда он сидел у входа в свой шатер, - продолжил рав Юдин, раввин моего друга Ильи Бродского, на свадьбе дочери которого я недавно побывал. - Авраам увидел трех путников в пустыне и побежал им навстречу, преодолевая боль, ведь всего три дня назад он заключил союз обрезания с Всевышним.
«Всевышний ничего не сказал Аврааму, так в чем же смысл того, что Всевышний показался ему?» - привел рав Юдин вопрос Рамбана. - После того как евреи закончили строительство Храма в пустыне, Всевышний показался народу, как объясняют мудрецы, для того чтобы выразить согласие и одобрение тому, что они построили Храм. Очевидно и Всевышний показался Аврааму, для того чтобы выразить Свое согласие и одобрение Аврааму, тому, что он заключил союз обрезания, объясняет Рамбан.
Потому и в день вашей свадьбы я хочу выразить свое согласие и одобрение тому, что вы выбрали друг друга, и пожелать вам построить крепкую еврейскую семью», - благословил рав Юдин молодоженов.
Эти слова рава Юдина заставили меня задуматься и провести некоторые параллели.
Всевышний показался Аврааму - и это учит нас следовать Его примеру и, будучи сотворенным по образу и подобию Творца, «показываться» нашим близким. Как чувствуют себя дети, когда их отец приходит с работы домой и тут же, не показываясь, спешит закрыться в своей комнате? Некоторые отцы делают это каждый день, не показываясь своей семье даже тогда, когда они дома.
Некоторые отцы не замечают своих маленьких детей, думая, что если они зарабатывают деньги, то делают для своей семьи все, что нужно. Однако ничто не может заменить общения с отцом. Пройдут годы, и отец может захотеть общаться со своим сыном-подростком. Однако обиженный сын может ожесточиться: «Когда я был маленьким, у тебя не было времени для меня, сейчас у меня нет времени для тебя!»
Всевышний показался Аврааму, для того чтобы выразить одобрение и согласие, потому и мы должны «показываться» нашим близким, для того чтобы выражать им наше одобрение и согласие!
Зачастую родители лишь критикуют детей. «Мой отец не замечает меня, когда я делаю что-то хорошее, но обращает внимание, когда я делаю что-то плохое», - жалуются дети. Реагируя лишь на плохое поведение, мы провоцируем детей получать наше внимание таким нехорошим образом. Потому так важно иногда не заметить, что ребенок сделал что-то плохое, стремясь вместо этого попытаться «поймать» его на чем-то хорошем и выразить ему одобрение.
Почему же некоторые не проявляют достаточного внимания своим близким? Из ложной скромности: «Мое «появление» не играет никакой роли в жизни людей». Если человек не ощущает собственной ценности, то ему кажется, что и его роль в жизни других людей ничтожна. Однако человек должен помнить, что он сотворен по образу и подобию Творца, и преодолеть это чувство собственной неполноценности.
Всевышний «показался» Аврааму, для того чтобы вдохновить его, дать ему силы, побеждая боль, побежать навстречу путникам в пустыне.
Потому и наше присутствие способно вдохновить и дать силы нашим близким!
В Торе сказано, что Ицхак ввел Ривку «в шатер Сары» (Берешит, 24:67). «Пока была жива Сара, в ее шатре горела субботняя свеча, было благословение в ее тесте [заповедь халы], и облако стояло над шатром, - объясняет Раши. - Когда Сара умерла, все это пропало, но с приходом Ривки появилось вновь». Облако над шатром - это символ присутствия Всевышнего. Если человек привносит свет и благословение на земле, то Небеса выражают ему согласие и одобрение.

Рав Зеев Мешков
Правительница 
Авраам  и Сара 
«И умерла Сара в Хевроне, в Кирьят Арба, в земле  Кнаан. И пришел Авраам скорбеть о  Саре и оплакивать ее» (Берейшит 23:2).
Плач Авраама о Саре, траур, который он соблюдал, забота о ее захоронении невозможно объяснить чувством вины Авраама перед своей женой, которая скончалась, когда узнала, что Ицхак был поднят на жертвенник. Он не раскаивался в том, что сделал, так как исполнял Б-жественное повеление, а оплакивал свою жену, которую любил, и ее уход из жизни воспринимал как тяжелую утрату. Покупая у Эфрона пещеру Махпела, Авраам покупал не только место захоронения для Сары, но и для самого себя, так как хотел быть похоронен рядом с ней. Отношение Авраам к кончине Сары свидетельствует о любви, которая была между нашим праотцем и праматерью. О ней не говорится в тексте Торы, так как любовь не выставляют напоказ, но очевидно, что без нее невозможно было распространить в мире знание о Б-ге. И об этом сказано: «Души, которые сделали в Харане…» (Берейшит 12:5) – «Авраам привлекал к вере в Б-га мужчин, а Сара – женщин» (Раши). Их любовь была основана на общей вере, убеждениях и готовности жертвовать собой ради того, чтобы исправить человечество. И так же как Авраам старался повлиять на царей народов – он вступил в спор с Нимродом, заключил союз с Авимелехом – так и Сара стремилась повлиять на цариц и княгинь: «В день, когда Ицхак был оторван от груди, Авраам устроил праздник, и все правительницы принесли к Саре своих младенцев, и она накормила их грудью» (Раши на Берейшит 21:7). После этого перестали говорить, что Сара не могла родить ребенка в девяносто лет, а Авраам не мог стать отцом в сто, следовательно, мальчика они где-то подобрали» (комментарий Раши, там же). Этот мидраш не обязательно понимать буквально. Он не является описанием реальных событий, а рассказывает о том, какое влияние оказала Сара на окружающие народы через «первых леди». Может показаться, что история посещения Авраамом Египта свидетельствует о противном: в его готовности отдать Сару в дом фараона можно усмотреть пренебрежение к ней. Но это не так. Приход Авраама в Египет не был случайностью, а частью Б-жественного плана - возвеличить его имя среди народов, чтобы те прислушались к его словам. Авраам, попросив Сару сказать, что она его сестра и пойти в дом к фараону, действовал как пророк, которому было открыто, что фараон не посмеет прикоснуться к ней. И Сара поверила ему и пошла на этот шаг. И, действительно, Всевышний поразил фараона и весь его дом заболеванием по слову Сары (Берейшит 19:17). Об этом было известно и об этом рассказывали повсюду. Сара обладала пророческим даром, который превосходил по силе пророческий дар Авраама. И поэтому Аврааму было сказано: «Слушай ее голос» (Берейшит 21:12). Они были разными людьми, с разными характерами, и между ними возникали напряженные отношения. Сара, имя которой означает «правительница», подходила к людям строго, а Авраам, главным свойством которого была милость, не любил наказывать кого бы то ни было. Авраам был привязан к Ишмаэлю, и поэтому Сара сыграла основную роль в воспитании Ицхака. Еще предсказывая его рождение, Всевышний сказал «…и у Сары сын» (Берейшит 18:14). Ицхак – сын Сары. Она настояла на изгнании Агарь и Ишмаэля и подала пример всем будущим поколениям. Любовь между Авраамом и Сарой проявилась в полной мере в мире душ. Раби Бана, зайдя в пещеру Махпела, увидел Авраама и Сару, души которых слились вместе (Бава Батра 58а). 

Общество  Авраама 
Авраам не только распространял знания о Б-ге, строил жертвенники, но и провозглашал Его имя среди людей. Он также учил людей новым принципам взаимоотношений друг с другом. И действовал Авраам не только словом, но и личным примером. Его рабы не были рабами, а единомышленниками, товарищами и учениками. Караван Авраама и его шатры представляли собой «общество будущего», основанное на принципах взаимоуважения, любви к ближнему, взаимопомощи. Об этом свидетельствуют взаимоотношения Авраама с его рабом Элиэзером. Точно так же и взаимоотношения Авраама с Сарой должны были стать примером для любой семьи. 

Роль  женщины 
Но в свете  этого представляется странным то понимание роли женщины, которое распространилось в обществе людей, приверженных Торе. До начала двадцатого века считалось, что женщине не следует давать систематические знания в Торе. Точно так же женщинам не давали ни светского образования, ни профессионального. Многие ссылались на мнение мудреца Талмуда раби Элиэзера: «Тот, кто учит женщину Торе – учит ее глупости». Другие, цитируя Талмуд, говорили, что «сознание женщин легковесно». Женщине отводилась роль домашней хозяйки и работницы, которая должна обеспечить семью, торгуя в лавке, стирая для людей за плату, а иногда занимаясь опасным делом – давая деньги в рост неевреям. Мужчина же все время должен был посвящать изучению Торы. Те из мужчин, кто работал, не пользовался таким уважением, как те, кто посвящал все свое время изучению Торы. Могла ли женщина, не обладающая грамотностью, несущая на себе непосильную ношу, не пользующаяся достаточным уважением, та, о которой постоянно повторяли «не умножай разговоров с женщиной», вносить свой вклад в воспитание будущего поколения? Конечно, могла! Благодаря своей любви к детям, заботе о них, своей приверженности соблюдению заповедей. Но сколько же из того, что могла бы дать мать своим детям, если бы она обладала знаниями и пользовалась уважением в обществе, она не дала им! Каждая из матерей. Евреи, несомненно, были бы намного лучше и умнее, если бы их матери были способны быть настоящими педагогами. Никакой хедер, йешива, школа не могут дать того, что ребенок получает в семье и особенно – от матери.  

Революция 
В начале двадцатого века, когда повсеместно распространилось движение «просвещения» (которое, нашло свое место не только в антирелигиозных кругах, но и среди религиозных евреев), появились образовательные школы для девочек. Им было позволено учиться вместо того, чтобы целый день помогать матерям, в то время как мальчики с пяти лет начинали посещать «Талмуд Тора». Но это  произошло не само собой, а в результате восстания молодых женщин, которым «забыли» объяснить их роль в жизни на примере Сары, а уверяли, что, изучая Тору, они понимают все неверно, а обретение профессии выводит их из дома и подвергает опасности и соблазнам. Женщины узнали правду, к сожалению, не из Торы, а из книг, распространяемых «просветителями». Они были не готовы продолжать по-старому, и назрела революционная ситуация. Многие девушки из харедимных семей находили пути в общие школы. Тогда никому неизвестная портниха Сара Шнирер создала в Польше 1918 году первую школу для девочек под названием «Бейт Яаков». Ее поддержал известный авторитет рав Давид Моше Флаш. Сара была ортодоксальной женщиной из семьи хасидов Белз. А само название «Бейт Яаков» объясняется тем, что часто в Торе слова бней Исраэль (сыновья Израиля) относятся только к мужчинам, а «Бейт Яаков» - дом Яакова – относится ко всему населению, как мужской, так и женской его половине.  

Настоящая мудрость Торы 
Галахическим  обоснованием для создания такой  школы послужило решение рава Исраэля Меира Когена (известного как Хафец Хаим). Он постановил, что запрет обучения женщин Торы относился к какому-то определенному времени в прошлом и не соответствует условиям жизни, характерным для современного мира. Другое объяснение, приведенное им: необходимо спасти женщин от ассимиляции, которая неизбежно охватит женскую часть еврейского общества, если молодые девушки будут продолжать уходить в общие школы и гимназии. Но жизнь не стоит на месте. Она поднимает новые вопросы, которые требуют ответа. Жизнь мудрее искусственных ограничений, которые вводятся вопреки духу Торы со ссылкой на частные мнения, приводимые в Талмуде, которые либо остаются непонятыми, либо не имеют отношения к нашим дням. Жизнь мудрее тех, кто боится новых преобразований, которые все интенсивней происходят в окружающем мире, от которого говоривших на идиш. Она начала работать в раннем возрасте как портниха, чтобы помочь семье. Впоследствии она стала известной писательницей и драматургом. Название сети школ невозможно отгородиться. И не следует изменять закон Торы, но необходимо соскоблить с нее те представления, которые сложились в изгнании из-за того, что народ был оторван от своей земли и лишен нормальной жизни. Необходимо отбросить целый ряд постановлений, которые были нагромождены в последние два столетия одно на другое без всяких на то оснований. Для этого необходимо изучать источники, такие как Шулхан Арух, и следовать духу Торы. 

Рав Зеев Мешков
Сомнения и их отсутствие
«И было жизни Сары сто, и двадцать, и семь лет – годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арба, это Хеврон…» 
Сара умерла после того, как ей открылось то, что произошло на горе Мория. И хотя она знала, что Ицхак остался жив, пережить то, что Авраам поднял сына на жертвенник, она не смогла.
Авраам знал, что Сара никогда не согласится с ним, и поэтому не сказал ей правду. И об этом рассказывает мидраш (Ялкут Шимони, Вайера 98): «Что мне делать? – размышлял Авраам. – Если не скажу ей, то она, не найдя его, покончит с собой». Тогда он сказал Саре, чтобы она приготовила праздничную трапезу… Спросила она: «Что особенного в этом дне?» Ответил ей Авраам: «У таких стариков, как мы, родился сын, а мы не будем радоваться?» Когда они ели, сказал он ей: «Знаешь ты, что когда мне было три года, узнал я Творца, а юноша наш вырос, и так и не получил воспитания. Есть место одно, на небольшом расстоянии отсюда, где воспитывают детей. (Авраам, по всей видимости, имел в виду, что у Ицхака, несмотря на их ожидания, все еще не открылся пророческий дар. И он сказал, что хочет отвести его на одно место, где Вс-вышний говорил с ним и на котором у Ицхака откроется пророческий дар.) Возьму его туда…» И сказала ему: «Возьми». 
Почему Авраам даже не попытался отменить жертвоприношение Ицхака? Ведь он мог сказать Вс-вышнему: «Как же Ты велишь мне это? Ведь Сара никогда не согласится!» 
Более того, он знал, что его поступок может привести к гибели Сары. И об этом также рассказывает мидраш: «Сказал Ицхак Аврааму: «Отец, не рассказывай маме в то время, когда она будет возле колодца или поднимется на крышу. Ведь она может броситься вниз» (Танхума, Ваера, 23). Аврааму не нужно было это напоминание – он понимал ситуацию не хуже Ицхака. Так почему же он даже не попытался обратиться к Вс-вышнему? Ведь наш праотец умел спорить с Вс-вышним и в свое время не побоялся сказать, что нельзя без суда уничтожить сдомскую долину. А тут, когда ему было велено положить сына на жертвенник, он не стал говорить, что это приведет к гибели Сары или что это вообще противоречит морали. 
Авраама не оставляли сомнения. Мидраш представил размышления Авраама по дороге на гору Мория, как ответы на вопросы, которые поставил перед ним Сатан (мидраш отражает внутреннюю борьбу Авраама): «Старик, тебе Б-г дал сына в сто лет, а ты хочешь принести его в жертву?». «Для этого Он и дал его мне», - ответил Авраам. «Завтра скажут тебе, что ты пролил кровь», - продолжал Сатан. «Даже, если скажут» - сказал Авраам. 
Для того, чтобы понять Авраама, нужно вспомнить, что он пытался доказать, что он ничем принципиально не отличается от других людей, и любой человек может приблизиться ко Вс-вышнему, отказавшись от идолопоклонства и перестав творить плохие дела. Вопреки повелению Вс-вышнего уйти из Харана одному, Авраам взял с собой Лота и своих последователей, он просил за жителей Сдома, заключил союз с Авимелехом – и все это потому, что он верил в людей. И вот Вс-вышний поставил его перед выбором: либо ты пройдешь через испытание и поймешь, что ты и твой сын отличаетесь от всех людей, либо ты перестанешь быть избранным человеком, мир останется без надежды на исправление и придет к катастрофе. И Авраам признал правоту Вс-вышнего. Что же он должен был понять в момент испытания? То, что любой идолопоклонник принес бы в жертву своего сына, если бы ему сказал Б-г. Но идолопоклонник сделал бы это без сомнений, без колебаний. Он бы связал ребенка по рукам и ногам и зарезал бы его, и устроил бы праздник, полагая, что исполнил волю высшего божества, которое теперь всегда будет защищать его. Только Авраам был способен сомневаться в Только Авраам верил в вечность морального закона. И Авраам выстоял в испытании, потому что всю дорогу к горе Мория сомневался, и даже хотел повернуть обратно! Авраам выстоял в испытании, потому что преодолел сомнения и поднял на жертвенник сына, не ради себя, а ради всего человечества, проявив полную веру в то, что Б-г не сделает ничего плохого и не совершит ничего противоречащего морали. Б-г найдет выход из безвыходного положения. Он совместит несовместимое – жизнь и смерть. 
А Сара? Если бы Вс-вышний велел ей взять Ицхака и поднять его на жертвенник, она бы не исполнила это. Она бы умерла: душа оставила бы тело, не найдя выхода из положения. 
Ни сомнения Авраама, ни его решение поднять Ицхака на жертвенник и, если потребуется, принести его в жертву, ни неприятие его поступка Сарой, не является преступлением против Вс-вышнего. Ведь Он требует не безропотного подчинения, а искренности и принятия ответственности за свои поступки и тогда, когда человек получает приказы, и даже тогда, когда эти приказы исходят свыше. 
Но как не ошибиться, как найти единственно верное решение? Пойти против Вс-вышнего? А ведь у тебя самого, как правило, нет уверенности, что тобой не руководит стремление защитить себя или не управляет дурное желание… Кто может подсказать? 
Говорят, что разум должен владеть сердцем: прежде, чем принять решение, нужно взвесить все за и против. Это справедливо во многих случаях, но не всегда. И бывают такие ситуации, когда может подсказать только сердце. «Вс-вышний требует сердца», - сказал Рава. И Авраам, Ицхак и Сара были верны сердцу – каждый по-своему. 
Агада (Бава Меция, 59б) рассказывает: «Раби Элиэзер бен Урканос, раби Йеошуа бен Хананья и другие мудрецы разбирали вопрос о глиняной печи, которую для переноса на другое место распилили так, что образовались круги. Потом их сложили снова, насыпав между ними песок, чтобы дым не выходил через прорези. Раби Элиэзер утверждал, что, поскольку эта печь не является целым предметом, она не принимает ритуальную нечистоту, а мудрецы, рассматривая ее как нечто цельное, настаивали на том, что такая печь может быть ритуально нечистой. Раби Элиэзер настаивал на своем и для того, чтобы доказать свою правоту, сотворил чудеса: на глазах у всех вода в арыке потекла в обратном направление, дерево перепрыгнуло с места на место, стены дома учения наклонились и были готовы упасть. А мудрецы настаивали на своем. Тогда услышали все голос Вс-вышнего (слабый, похожий на эхо, так как в это время пророчества уже не было): «Что вы хотите от раби Элиэзера? Ведь закон во всех случаях соответствует его мнению». Тогда встал раби Йеошуа и сказал: «Мы не принимаем во внимание голос Вс-вышнего». 
А через какое-то время Небеса открыли раби Акиве, что происходило в тот день в духовных мирах: «Покачал Вс-вышний головой (в знак одобрения) и сказал: «Победили Меня Мои дети». 
Дело в том, что всегда существуют два взгляда на вещи: один – Небес, другой –человека. Раби Элиэзер умел смотреть на вещи так, как смотрит Небесный суд, а раби Йеошуа видел мир так, как его воспринимает мудрец Торы, ходящий по земле. И Вс-вышний признал правоту раби Йеошуа: решения должны основываться на представлении о мире обычного человека. Вс-вышний хотел, чтобы Его дети победили.     

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Хеврон – врата в небо
В начале нашей недельной главы Хаей Сара мы читаем о смерти и погребении нашей праматери Сары, да будет память о ней благословенна. Для того, чтобы похоронить Сару, Авраам покупает пещеру Махпела, располагающуюся в Хевроне, он же Кирьят-Арба, а также участок земли, прилегающий к этой пещере. Эта земля становится первой еврейской недвижимостью на Святой Земле. Кроме этой покупки, есть ещё два участка, которые были приобретены в евреями у неевреев, и которые нашли своё отражение в ТаНаХе – это покупка праотцом Яаковом участка возле города Шхем (впоследствии на этом месте Йеошуа похоронил кости Йосефа), и покупка царём Давидом поля на горе Мория с целью возвести на этом месте Храм. Все эти три места являются святынями для народа Израиля, и все эти три места (полностью или частично) находятся во власти врагов Израиля. Такое состояние дел отражает тот факт, что, не смотря на массовую репатриацию и наличие государства, созданного в основном евреями и ими же населённого, состояние галута всё ещё продолжается. Не зря во время свадебной церемонии мы продолжаем разбивать стеклянный бокал со словами: "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя десница…". Хотя Иерусалим и наполнен жизнью, в наших глазах это жизнь тела, лишённого души – до тех пор, пока Храмовая гора не несёт на себе Святилища, наполненного Б-жественным присутствием. 
В Хевроне же дело обстоит немного по-иному. В чём же особенность Хеврона? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит понять суть двойного имени этого города. РаШИ так объясняет название "Кирьят Арба" ("Град четырёх"): "(Город назван так) в честь четырех великанов, которые жили там: Ахиман, Шешай, Талмай и их отец. Другое объяснение: в честь четырех супружеских пар, которые погребены там: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Йааков и Леа [Берешит раба 58].
РаШИ приводит нам эти два объяснения, которые отражают исторический аспект этого места и, на первый взгляд, никак связанны между собой. Согласно первому объяснению, в городе проживали гиганты, происходящие от Ога, царя Башанского, позже побеждённого Моше. А откуда взялись эти гиганты? Они были плодом связи ангелов, обретших плоть, и обычных земных женщин, как об этом написано в книге Берейшит (6:2):  "Сыны Б-жественного рода увидели, что дочери человеческие красивы, и брали себе в жены тех, кого они выбирали". Причём достоверность того факта, что на земле жили гиганты, на сегодняшний день вполне доказана. Вот, например, фото скелетов, обнаруженных в западной Индии: 
Единственным гигантом, пережившим Потоп, был тот самый Ог, царь Башанский – согласно Мидрашу он плыл вслед за Ковчегом, и Ноах его подкармливал. Возникновение таких гигантов было обусловлено высокой духовной потенцией ангелов – оказавшись в материальном мире, они не выдержали зова плоти, и поэтому вся их энергия превратилась в поколении их детей в сугубо материальные показатели – рост, силу и пр. (кстати, сравните (леавдиль) с гомеровской Одиссеей: там тоже циклопы являлись сыновьями Посейдона). 
Теперь то, что касается второго объяснения – Кирьят Арба названа так в честь четырёх пар праведников – наши праотцы и праматери плюс Адам и Хава. Согласно Мидрашу, праотец Авраам выбрал это место для погребения Сары, так как знал, то тут похоронен Адам и его жена. А почему они были похоронены именно в этом месте? Мистическая традиция указывает, что именно в Хевроне располагается вход в Ган Эден, т.е. в высшие миры. Адам всю жизнь скорбел о потерянном рае, и его тянуло туда, поэтому он и заповедал похоронить себя у входа в него. По той же причине там поселились великаны – они чувствовали (благодаря своему происхождению от ангелов), что это место необычно и наполнено особой атмосферой. 
Магараль говорит, что есть связь между первым и вторым объяснением. Четыре великана символизируют материальную мощь, которая питается духом, низводя его до уровня материи. Наши же праотцы и праматери, начиная с Авраама и Сары, наоборот, с помощью совершенно материальных вещей увеличивали в мире духовность (напр. заповедь обрезания, гостеприимство, освобождение пленных, и пр.), таким образом замыкая круг. В месте, где земное встречается с небесным, напротив четырех богатырей плоти выстроились четыре пары богатырей духа (пары – ибо мужчина и женщина только вместе являются Человеком).  Поэтому и первое имя города(«Хеврон» от слова «лехабер» - соединять) также намекает на эту связь. Вот и выходит, что особенность Хеврона – Кирьят-Арбы в том, в этом месте особенно тонка преграда, разделяющая мир духа и мир материи, и велико их взаимное влияние друг на друга. Не зря именно в этом городе началось царствование царя Давида. Он правил в Хевроне первые семь лет только над коленом Йеуды, и лишь затем стал царем всего Израиля. Перейдя из Хеврона в Иерусалим, где он как бы получил благословение праотцов, царь Давид начал строить основы Храма, выводя тем самым связь миров на новый, доселе невиданный, уровень. Дай же нам Б-г увидеть восстановленный Иерусалимский Храм и ощутить святость Б-жественного Присутствия и там, и в Хевроне!

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Годы жизни
«И это дни лет жизни Авраґама, который жил сто год и семьдесят год и пять лет» (Берейшит 25:7)
Неправильность перевода на русский язык вопиюща. Но что поделать, ведь иврит язык, мягко выражаясь, не совсем обычный. В нем «многие лета» обозначаются скупым «год», а считанные годы от двух до десяти множественным числом. Короче, «все, не как у людей». Обративший мое внимание на этот удивительный факт рав Шимшон Рафаэль Ґирш объясняет: обычно прожитые годы канут в лету, и мы их помним в основном по номерам. Вообще, выражение «груз прожитых лет» лживо по-сути. Вспомните свой пятнадцатый, двадцать третий и так далее годы жизни и, согласитесь, что ваши воспоминания суммируются в минут сорок или меньше. Особенность жизни праведников (правильно живущих) в том, что их дни и годы
суммируются в постигнутое, выстраданное, положенное на сердце. И потому результат подобной
жизни – целостность, соединенность частей в достигнутую Цель. И потому «дни жизни Авраґама» сложились в сто и семьдесят «год», а обычных людей «груз прожитых лет» совершенно не давит и мало кому удается «прийти в старость со (всеми) днями»: «с правильной сединой, старый (мудрый) и сытый, насыщенный, полный днями».(Берейшит 25:9)


Моше Абелец
Перевод Анны Файн
"Пришелец и житель я с вами..."
Несмотря на обещание Б-га "... всю землю, которую ты видишь, тебе отдам ее" (Берешит, 13:15), Авраам остается "пришельцем и жителем" ( Берешит, 23:4). Ему негде похоронить жену. Поэтому он начинает переговоры с хеттеянами, чтобы приобрести участок для погребения. 
Первые два этапа переговоров заканчиваются так: "И встал Авраам и поклонился..." (23:7), "И поклонился Авраам..." (23:12) Поклоны в древнем мире соответствуют современному рукопожатию, то есть, частичному успеху. Третий раунд переговоров завершился полной победой Авраама. Давайте рассмотрим этот отрывок. 
В этом коротком рассказе 6 раз повторяется корень שמע (слушать, понимать). Хеттеяне не слушали Авраама, или слушали, но не понимали. 
Первый этап переговоров (23:3-7) 
Авраам просит продать ему участок для погребения. Хеттеяне оказывают ему уважение и называют его "Князь Б-жий" (там же, 6) – то есть, считают его духовным лидером высочайшего уровня. Действительно ли ему нужна земля, или просто место, где можно похоронить Сару? Они считают, что ему нужно лишь "место на кладбище". 
Поэтому, вместо того, чтобы продать Аврааму участок земли, хетты говорят: "В лучших погребальнях наших погреби твою умершую, никто из нас погребальни своей не заградит от тебя, от погребения умершей твоей". Хетты не понимают желания Авраама стать владельцем земли. Вместо этого они предлагают ему участок на одном из своих кладбищ. Авраам благодарит, он добился частичного успеха. 
Второй этап переговоров (8-12) 
Авраам просит встречи с Эфроном, сыном Цохара, чтобы купить у него особенное место, Меарат hа-Махпела, Двойную Пещеру. Эфрон говорит Аврааму: "Поле даю тебе и пещеру, которая на нем, тебе даю ее; на глазах народа моего даю ее тебе. Погреби умершую твою". (Там же, 11) Он тоже не понимает желание Авраама приобрести землю. Авраам встает и кланяется: он добился частичного успеха - ему передан участок для погребения. Однако он не желает останавливаться на этом. Ему нужно стать законным и полным владельцем этого участка. 
Третий этап переговоров (13-16) 
Авраам понимает, что вопрос об истинном хозяине временно переданной ему земли будет оставаться открытым. Поэтому он продолжает переговоры: "говорил он Эфрону во услышание народа земли так: Однако, если бы ты послушал меня! Даю серебро за поле, возьми у меня, и я погребу умершую мою там". (13) Тогда Эфрон называет цену: "Господин мой, послушал меня! Земля на четыреста шекелей серебра, между мной и тобой что это (значит)!". Тогда Авраам совершает погребение. 
Авраам заботится о том, чтобы все происходило "перед глазами" (и перед ушами) хеттеян (Там же, 10,11,16,18), и во вратах города – то есть, в его юридическом и торговом центре. Акт купли-продажи земли записан и засвидетельствован (17-18). Теперь нет и не может быть споров о том, кто законный владелец этого участка. 
Люди зачастую думаем, что религии – это царство духа, и они не могут преследовать материальных целей – например, обретения земли. Но иудаизм отличиается от других религий, в нем нет проповеди аскетизма и умерщвления плоти. Так и земля Израиля – она неотъемлемая часть жизни, важная составляющая нашей идентичности. Народ и земля не могут быть отделены друг от друга.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Сыновья Авраама
Многие библейские рассказы об Аврааме построены вокруг сюжета о его бездетности и Б-жественного обещания, что у него будет сын и наследник. К моменту, когда Авраам достиг столетнего рубежа, это обещание сбылось. 
Тем удивительнее прочесть в конце нашей недельной главы, что помимо сына от наложницы Агари, Ишмаэля, у Авраама родилось еще шестеро сыновей! 
"И АВРААМ ЕЩЕ РАЗ ВЗЯЛ ЖЕНУ, А ИМЯ ЕЕ КТУРА. И ОНА РОДИЛА ЕМУ ЗИМРАНА, И ЙОКШАНА, И МЕДАНА, И МИДЬЯНА, И ИШБАКА, И ШУАХА" (Берешит 25:1-2). 
Несмотря на это, Б-г еще раньше обещал Аврааму, что лишь "В ИЦХАКЕ НАРЕЧЕТСЯ ТЕБЕ РОД" (Берешит 21:12). 
Как известно, братья нередко ссорятся из-за лидерства и наследства. Многочисленные конфликты между сыновьями Давида заставили его официально объявить на смертном одре, что Шломо, а не Адония, станет его наследником (I кн. Царей 1:34). Однако даже после этого Адония все равно продолжал мечтать о престоле (I кн. Царей 2:22). 
То, что семеро сыновей Авраама были детьми наложниц (Берешит 25:6), , не имело принципиального значения с точки зрения их притязаний на наследство. Четверо сыновей наложниц Якова, Билhи и Зилпы, наследовали наравне со своими братьями. Аналогичный случай был с Авимелехом, одним из семидесяти сыношей Гедеона (см Шофтим, главы 8-9). Ифтах, сын наложницы, тоже должен был наследовать вместе с братьями, если бы те не выгнали его восвояси (Шофтим 11:2). 
Согласно тогдашним законам, сыновья от рабынь и наложниц имели равные с сыновьями законных жен права на наследство. Однако этот закон имел важную поправку: отец мог лишить побочного сына наследства, дав ему вольную и публично объявив, кто является его наследниками. 
Именно так и поступил Авраам. Во-первых, он публично объявил, что Ицхак является единственным законным наследником: "И ОТДАЛ АВРААМ ВСЕ, ЧТО У НЕГО, ИЦХАКУ" (Берешит 25:5). Это решение было засвидетельствовано его слугой, заявившим Лавану и Бетуэлю: "САРА ЖЕ, ЖЕНА ГОСПОДИНА МОЕГО, РОДИЛА СЫНА МОЕМУ ГОСПОДИНУ, КОГДА УЖЕ СОСТАРИЛАСЬ; И ОТДАЛ ОН ЕМУ ВСЕ, ЧТО У НЕГО" (Берешит 24:36). 
Затем Авраам совершил еще два действия, которые должны были защитить Ицхака от возможных притязаний других претендентов на наследство. Во-первых, "СЫНАМ НАЛОЖНИЦ, ЧТО У АВРААМА, ДАЛ ОН ПОДАРКИ " (Берешит 25:6). Тем самым Авраам материально обеспечил своих детей, чтобы впоследствии они не имели к Ицхаку материальных претензий. А во-вторых - "ОТОСЛАЛ ИХ ОТ ИЦХАКА, СЫНА СВОЕГО, ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ СВОЕЙ, НА ВОСТОК, В СТРАНУ ВОСТОЧНУЮ" (Берешит 25:6). 
Слово "отослал" в данном случае означает, что Авраам дал им вольную. Ранее мы видели, что Авраам поступил аналогичным образом со своим старшим сыном, Ишмаэлем (Берешит 21:14). Теперь же он отпустил на волю остальных сыновей от наложницы. Еще раз отметим, что таким образом он не оставил их без средств, но лишь защитил Ицхака от возможных притязаний с их стороны на страну Кнаан. 
Стоит обратить внимание, что, описывая смерть Авраама, Тора говорит: "И ПОХОРОНИЛИ ЕГО ИЦХАК И ИШМАЭЛЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО" (Берешит 25:9) - имя Ицхака стоит первым, несмотря на то, что Ишмаэль старше. Далее, мы читаем, что "ПОСЛЕ СМЕРТИ АВРААМА ВСЕСИЛЬНЫЙ БЛАГОСЛОВИЛ ИЦХАКА, СЫНА ЕГО, И ОСТАВАЛСЯ ИЦХАК ВОЗЛЕ КОЛОДЦА ЛАХАЙ-РОИ" (Берешит 25:11). 
Колодец Лахай-Рои - место, куда Агарь в свое время бежала из дома Авраама. Поселившись там, Ицхак тем самым заявляет о своих правах и на эту территорию. 
Наконец, обратим внимание на родословие потомков Ишмаэля, которое начинается так: "А ВОТ РОДОСЛОВИЕ ИШМАЭЛЯ, СЫНА АВРААМА, КОТОРОГО РОДИЛА АВРААМУ ЕГИПТЯНКА АГАРЬ, РАБЫНЯ САРЫ" (Берешит 25:12). Т.е. юридически Ишмаэль - "сын Агари", отцом которого лишь по случайности был Авраам. По контрасту, родословие Ицхака начинается словами:"ВОТ РОДОСЛОВИЕ ИЦХАКА, СЫНА АВРААМА: АВРААМ РОДИЛ ИЦХАКА" (Берешит 25:19). 
У Авраама было восемь сыновей. Но только один из них стал его наследником.


шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Хаей Сара (часть 1) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика