::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайера (часть 2))

  • Сообщить о ошибке
14-11-2011, 20:55 Разместил: jude Просмотров: 1 836

Комментарий к Торе

Книга Берешит

Недельный раздел Вайера (часть 2)

Главы 18:1-22:24

В первой фразе главы сказано: “И открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.

Открылся на иврите - вайера.

 

Арье Юдасин

Имена и нравы

Знаете ли вы, что Мошиах уже оштрафован? Да-да, израильский яхтсмен Нимрод Мошиах - за неспортивное поведение на регате. И имя у него не какое-нибудь, а первого послепотопного императора. Ну, помните, того, что бросил Авраама в раскаленную печь? А известно ли вам, что на пост президента Америки от республиканцев хочет претендовать Каин (английское «Кэйн»)? Правда, он утверждает, что Авеля не убивал и только намерен разгонять нелегальных эмигрантов. Да и имечко у него не бросовое - Герман, из «Пиковой дамы» - «Три карты, три карты…».

Кстати о картах. Вы сознаете, что города Ашдод, Ашкелон, Ган-Явне, Сдерот, Офаким и прилежащие области расположены на пятачке в сотню ярдов? Мировые новостные агентства сообщили про «ракету, выпущенную из Газы», в ответ на кою израильская военщина совершила очередное кровавое преступление: тремя ударами порешила мирного арабского командира-ракетчика со товарищи. Правда, израильтяне утверждают, что жертвы и разрушения есть во всех перечисленных населенных пунктах и ракет прилетело больше десятка - но это они так, от незнания географии.

Да, вот еще история. Жена английского парламентария Хемминга приговорена к 9-месячному условному заключению и 150 часам общественных работ за то, что украла котенка у любовницы мужа. Естественно, ни народному избраннику, ни его пассии неудобств не предвидится - они-то кисок не тибрили… А трепаться о семейной верности на фоне массовой лжи, терроризма и однополых браков как-то даже неприлично. Оттого и «странам, где запрещают гомосексуализм», британский премьер пригрозил «прекращением помощи»…

Незаметно мы подобрались к законам передового города Сдом. Настолько передового, что в недавние дикие времена модное проявление демократических свобод называли «содомией». Но пасук «Прежде чем улеглись [спать] люди города, люди Сдома, собрались они у дома [Лота]…» Тур комментирует так: «Улягутся в аду народы, подобные [нравами] Сдому».

Нет, вы не подумайте - в Сдоме не беззаконие какое царило. Котят там за здорово живешь красть не позволяли. Когда Авраам умолял Создателя помиловать сдомитян, если среди них есть минимальное количество праведников, он подразумевал четверых судей, «сидевших у сдомских ворот». В частности, своего племянника Лота. Увы, это были «сдомские судьи», один Лот на «сдомского праведника» потянул.

А законы там блюли. Просто законы были немного… подкорректированные. Скажем, за помощь эмигранту - смертная казнь. Воровать можно только у чужих. Ой, что это меня опять на современность потянуло?!

Кстати, с самим Лотом не все так просто. Когда ангелы, спасавшие его с дочерями, спросили: «Кто у тебя здесь?» - согласно Туру, они намекнули, что потомком Лота будет Мошиах. Гематрия приведенного вопроса равна «Боаз» - имени судьи Израиля, который женится на вышедшей из Лота Рут-моавитянке. Рут - прабабка царя Давида, основателя династии, в которой родится Мошиах.

Не знаю, для чего Творцу нужны такие сложные комбинации, но нацист Амалек - наш довольно близкий родственник. А прямой наш с вами, любезные евреи, предок по женской линии - убийца и колдун Лаван… Ясно лишь, что Вс-вышний, давая силу и власть злодеям, в какой-то момент намерен извлечь «свет из тьмы».

Каббалисты утверждают, что перед приходом Мошиаха и души людей Сдома, и души поколения Вавилонской башни, и души «бирьоним» - националистов, доведших до разрушения Храма и Иерушалаима - получат шанс вернуться на Землю и исправить «поломанное». Их присутствие так заметно…

Однако попробуем обойтись без каббалы, простой логикой. А то секта во главе с «каббалистом» Яковом Франком решила некогда, что «чем хуже, тем лучше», «надо спасать рассеянные в темноте искры святости» - и занималась делами вполне отвратительными.

Логика же скажет нам, что в поколении, где «информацией» называют бессовестную ложь, где коты важнее супружеской верности, где штрафуют Мошиахов и Каины идут во власть - короче, где законы и символы Великого Сдома стали сутью общественной морали, - ждать неоштрафованного Мошиаха уже недолго. А что еще Б-гу остается делать?

  

Моше Абелец

Перевод Анны Файн

"Она сестра мне..." Опять?

Во второй раз Авраам говорит о Сарре как о своей сестре, и снова правитель чужого народа 

(на это раз – Авимелех, царь Грара) забирает Сарру к себе в гарем (Берешит, 20:2) На первый взгляд кажется, что Авраам уступает Сарру для самозащиты. Когда мы читали об этом в первый раз, то испытывали чувство неловкости. Когда же прочитали во второй, к чувству неловкости добавилось еще и недоумение. За этим повторяющимся рассказом явно скрывается что-то неочевидное, требующее комментария. 

Для того, чтобы лучше понять текст Торы, мы должны отметить, что Авраам не случайно описывает свои отношения с Саррой как отношения брата и сестры. Если такое определение повторяется дважды, оно не может быть случайным. 

В древнем мире, если в семье по какой-либо причине не было отца, заботу о девочке брал на себя ее брат. Например, он был обязан найти ей мужа. ( Обратите внимание, как Лаван, брат Ривки, решительно отбирает у ее отца Бетуэля роль руководителя переговоров о замужестве сестры (Берешит, 24:50-55)) 

Говоря о Сарре как о сестре, (а не уступая ее без всякого сопротивления), Авраам тем самым объявляет, что она находится под его защитой. Если бы он сказал, что он ее муж, его убили бы и отняли Сарру в любом случае. Когда же он объявляет ее сестрой, потенциальные мужья должны предпринять законный акт брачных переговоров. И тогда Авраам затягивал бы эти переговоры до бесконечности, предоставляя другой стороны возможность отказаться от намеченной цели. Все это время Сарра была бы надежно спрятана, так что никто не видел бы ее. 

Если посмотреть на всю историю под таким углом, становится ясно, что Авраам принял хорошее тактическое решение. 

Тем не менее, события принимают совершенно другой оборот. Фараон и Авимелех, цари, встреча с которыми никак не входила в планы Авраама, захотели взять Сарру в жены. Затягивать переговоры с царями невозможно. Они тут же назначили цену, и Аврааму ничего не оставалось как принять условия. 

Однако та же самая тактика срабатывает, когда речь идет об Ицхаке. Он тоже заявляет, что Ривка – его сестра. Теперь любой филистимлянин может жениться на ней, однако этого не происходит. Ривка остается под защитой Ицхака (Там же, 26:10). 

Итак, мы видим, что Авраам не просто уступает Сарру чужим царям. Скорее, он объявляет о том, что несет за нее ответственность. Однако он не может защитить ее ни в первом, ни во втором случае.

 

Моше Абелец

Перевод Евгения Левина

Судьба жены Лота

Нельзя сказать, что ее не предупредили: 

"И БЫЛО, КОГДА ВЫВЕЛИ ИХ ВОН, СКАЗАЛ ОДИН: "СПАСАЙСЯ РАДИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ, НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ НАЗАД И НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ ВО ВСЕЙ ОКРЕСТНОСТИ; В ГОРЫ СПАСАЙСЯ, ЧТОБЫ ТЫ НЕ ПОГИБ!" (Берешит 19:17). Содом был обречен на уничтожение. "Сера и огонь", которые Б-г "пролил" на город, должны были превратить его в место, где "НЕ РАСТЕТ И НЕ ПОДНИМАЕТСЯ НИ ОДНОЙ ТРАВИНКИ " (Дварим 29:22). Не только город, но и вся область была обречена на гибель. Поэтому ангел посоветовал семье Лота бежать в горы, где она была бы в безопасности. 

Жена Лота бежала вместе с мужем, однако в какой-то момент "ОГЛЯНУЛАСЬ ПОЗАДИ ЕГО И СТАЛА СОЛЯНЫМ СТОЛБОМ" (Берешит 19:26). Ангел предупреждал ее не оборачиваться, она, однако, не послушалась, и немедленно была за это наказана. 

Впрочем, было ли наказание. Хизкуни в своем комментарии препполагает, что слова "НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ НАЗАД " могут относится не к ней, но к месту, которое она увидела. Т.е. в соляной столб превратилась не жена Лота, но город Содом. 

Это объяснение выглядит не слишком убедительно, поскольку: 

1. Ангел прямым текстом сказал ей не поворачиваться, однако она ослушилась. Логично предположить, что за непослушанием последовало наказание.

2. Если жена Лота выжила, то почему она исчезает из дальнейшего повествования? Кроме того, если бы она выжила, то дочерям Лота было бы весьма проблематично соблазнить отца в ее присутствии, разве что она совершенно перестала бы его интересовать. 

Однако насколько справедлива легенда, что жена Лота действительно превратилась в соляной столб? На наш взгляд, ни один из средневековых комментаторов не говорит этого прямым текстом. 

По мнению Рашбама, ангел сказал им не оборачиваться, поскольку зрелище гибнущего города могло их задержать. Как мы помним, Лот и так не слишком спешил уходить из города: "НО ОН МЕДЛИЛ; И АНГЕЛЫ ТЕ ВЗЯЛИ ЗА РУКУ ЕГО, И ЗА РУКУ ЖЕНУ ЕГО, И ЗА РУКИ ДВУХ ДОЧЕРЕЙ ЕГО, ПО МИЛОСТИ Б-ГА К НЕМУ, И ВЫВЕЛИ ЕГО, И ОСТАВИЛИ ВНЕ ГОРОДА" (Берешит 19:16). Т.е. ангелам пришлось физически выгонять его из города, и даже после этого он все равно медлил, несмотря на то, что ангелы просили его поторопиться. 

В какой-то момент промедление привело к тому, что Лот с семейство должны были изо всех сил бежать, поскольку задержись они хотя бы на мгновение, они оказались бы погребенными под "огнем и серой" вместе с остальными жителями Содома. Жена Лота, которая и так несколько отстала от мужа, решила остановиться и посмотреть на последний день Содома. Насмотревшись, она хотела продолжить свой путь, но было уже слишком поздно, и "разрушительная волна" накрыла также и ее (возможно, она споткнулась и упала из-за подземных толчков, сопровождавших уничтожение города). 

Таким образом, в конечном итоге она действительно стала "соляным столбом". Однако это произошло не в то же мгновение - Б-г редко нарушает законы природы столь бесцельно.

 

О. И. Баддиль

Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника

 

1. По велению Б-га Авраам совершил Брит Милу (обрезание), и, когда он отдыхает, восстанавливая свои силы, к нему являются три ангела. Полагая, что перед ним обычные смертные, он приветствует их со всей своей щедростью и гостеприимностью, несмотря на очевидное недомогание.
2. Когда один из посетителей в присутствии Сары, жены Авраама, предсказывает, что в течение года она родит сына, она думает, что это не более чем благожелательная любезность. Поэтому про себя Сара смеется. Но ХаШем упрекает Авраама за недоверие Сары, потому что вера Авраама должна была быть настолько сильной, чтобы передаться и жене. Сама Сара, когда Авраам спросил ее о причине смеха, отрицала, что смеялась из-за недостатка веры в Б-га. Но она была огорчена этим упреком Авраама и побоялась, что ее реакция в самом деле означала недостаточно сильную веру в Б-га. Поэтому она признала свою вину.
3. Аврааму сообщается о намерении Б-га разрушить города Сдом, Амору, Адму, Цевоим и Белу (позже Цоар) из-за ужасающих злодеяний и зверств, которые в них постоянно совершались. Эти города и порочный образ жизни их населения был аналогией того злого общества, которое ХаШем уничтожил в Великом Потопе (см. Сидра Ноах). Разумеется, Конфедерация Сдома и ее жестокое общество находились в прямом
противоречии со всеми добрыми и благородными идеями, которые проповедовал Авраам. Тем не менее, Авраам умоляет Б-га пощадить эти города и их население, хотя бы ради тех немногих праведных людей, которые там все еще остались. С течением времени, объяснял Авраам, эти праведные люди смогут оказать какое-то влияние свое общество и улучшить его. Но ХаШем сообщает Аврааму, что люди Сдома его
городов-союзников настолько злы и безнравственны, что не терпят даже нахождение праведных людей в своей среде. Поэтому нет никакой надежды, что эти злодеи когда-либо раскаются. Они должны быть уничтожены, говорит ХаШем, чтобы их зло не распространилось на другие города и страны и не охватило все остальное человечество.
4. Однако Лот, племянник Авраама, который поселился в Сдоме, был спасен одним из ангелов (они направились к нему после посещения Авраама), сначала от жителей Сдома, которые были взбешены его гостеприимством по отношению к своим посетителям, а потом от полного разрушения всего плато, на котором были построены эти города. Грозный катаклизм, в котором это плато было перевернуто Б-гом, привел к образованию большого понижения уровня поверхности земли на площади многих квадратных миль. С течением времени дожди, выпадающие на окружающие холмы, стекали в этот котлован, смешиваясь с серой и солью, которую ХаШем низверг на эту местность, и привели к образованию Мертвого Моря.
5. Две дочери Лота, которые вместе с отцом были единственными выжившими (жена Лота превратилась в соляной столб, после того как проигнорировала предупреждение ангела и повернулась посмотреть на уничтожение Сдома), имеют все основания полагать, что наступил конец света. Память о Великом Потопе была еще свежа, он произошел менее 400 лет до этого, в 1656 году от Сотворения мира. Уничтожение же
Сдома и его городов-союзников произошло в 2047 году. Дочери Лота, хотя и имели некоторые воспоминания об их праведном дяде Аврааме, знали о нем лишь то, что он был уже в годах и не имел детей. Последний раз они о нем слышали почти тридцать лет назад (в 2021 году), когда он спас их отца Лота от плена королей севера. Но с тех пор - ничего. Их отец никогда о нем много не рассказывал, и они полагали, что Авраама уже нет в живых. (Лот никогда не оспаривал это предположение: он сам всегда с удовольствием предвкушал наследование огромного богатства Авраама). Поэтому дочери Лота, наблюдая, как со всех сторон до самого горизонта происходит практически полное и абсолютное уничтожение всего живого, подумали, что ХаШем опять решил покончить с этим жестоким миром, как Он это сделал ранее. Всю свою жизнь они знали только Сдом и его общество, ибо нигде больше не жили, а о своем мире были полностью осведомлены, что он полон разврата и зла (их младшая сестра была зверски убита жителями Сдома, потому что проявила сострадание к голодному нищему). И хотя молодой город Бела, куда они спаслись бегством из Сдома, не был разрушен, они были убеждены, что и он разделит участь других городов, так как являлся частью Конфедерации Сдома. Поэтому они решили удалиться и жить вместе с
отцом в пещере вдалеке от города Бела, чтобы не погибнуть, когда рано или поздно и он будет уничтожен. Теперь они считали, что, вместе со своим отцом, были спасены таким же образом, как Ноах и его семья были спасены во время Великого Потопа (и их действительно подтолкнуло к подобному ходу мыслей обнаружение в пещере многих кажущихся признаков того, что все это подготовлено для них специально 
Б-гом, Который их избрал). Так, в этой пещере, у них родились сыновья Аммон и Моав.
6. Со временем по всей округе стали распространяться слухи о каком-то дикаре, живущем в пещере вместе с двумя женщинами и их детьми. Скоро люди поняли, что это Лот и его дочери, видимо, сошедшие с ума от всего пережитого и увиденного. По мере того, как об этом узнавало все больше народу, взаимоотношения с Лотом становилось для Авраама все большей причиной для стыда. Поэтому Авраам решает переехать из этого региона в землю филистимлян. Там Сару пытается отобрать силой местный царь Авимелех, но после предупреждения Б-га возвращает ее Аврааму. Авраам упрекает Авимелеха за отсутствие страха перед Б-гом в его царстве, которое было наглядно продемонстрировано этим похищением. Авимелех в качестве компенсации за свое недостойное поведение дарует большое богатство Аврааму и Саре. (Сходная история произошла с египетским фараоном, при аналогичных обстоятельствах: см. описание главы Лех Леха).
7. Авимелех приглашает Авраама жить в земле филистимлян, лично гарантируя его безопасность. Таким образом, и в этой стране Авраам пользуется огромным уважением, и его учение распространяется все шире и шире.
8. Точно в соответствии с обещанием Б-га (и предсказанием ангела), Сара рожает Ицхака. В то время ей было 90 лет, а Аврааму сто. На восьмой день, в соответствии с повелением Б-га, Авраам делает Ицхаку обрезание. Счастье и радость в доме Авраама и Сары, однако, не ограничивалось только ими, ибо одновременно с Авраамом и Сарой ХаШем одарил детьми многие бездетные пары. Поэтому в то время было много радости и празднования. (Так ХаШем обеспечил, чтобы рождение Ицхака стало известно всем как свершившийся факт, сколь невероятным бы это не казалось).
9. Все это время весь мир смотрел сначала с некоторой иронией, но потом с восхищением на одиноких Авраама и Сару, выходящих в плохую погоду на улицу, чтобы проповедовать всем о Б-ге всего человечества, и по собственной инициативе искавших способа поднять этот мир до уровня, на котором он соответствовал бы Его воле. Таким же образом смотрел этот самый мир с почти жалостливой иронией
на эту пожилую пару, мечтавшую о ребенке, от которого произойдет народ, который продолжит их дело на века. Даже когда мечта стала реальностью, образ этой престарелой пары, сгорбившейся над своим новорожденным сыном, является настолько нелепым и почти абсурдным, что вызывает улыбку (цхок –  צחוק). Но как самое начало еврейского народа таково, что вызывает улыбку своей «невозможностью» в нормальном рациональном мире, так само существование еврейского народа является не менее «невозможным». Б-жий народ шествует среди народов мира и через века истории, несмотря на любые преграды и противодействие; продолжает идти, несмотря на всю зависть и ненависть, которую обрушивают на него тираны и диктаторы; несмотря даже на удушающую дружбу тех, кто готов проглотить и ассимилировать еврейский народ. Само то, что, несмотря на все это, непобедимый еврей выживает и процветает – это аномалия, почти до смешного абсурдная в этой своей «невозможности». В самом рождении еврейского народа заложен образ его существования на всем протяжении пути человечества вплоть до конца времен.
10. Через некоторое время, когда Сара увидела, что ее юный сын Ицхак находится в опасности распространения на него дурного влияния со стороны Ишмаэля, она требует, чтобы Ишмаэль вместе со своей матерью Хагар покинули их дом. Авраам весьма опечален необходимостью такого шага, но ХаШем повелевает ему подчиниться желанию своей праведной жены. Авраам дает Хагар достаточно еды и питья для нее и Ишмаэля и отсылает их прочь. Но вода скоро заканчивается и, чтобы не видеть, как ее сын погибает от жажды, Хагар бросает Ишмаэля под кустом, а сама садиться поодаль и плачет. ХаШем слышит плач Ишмаэля и посылает ангела, чтобы спасти мальчика. Хагар узнает от ангела, что потомки Ишмаэля станут великой нацией, поскольку Ишмаэлю тоже передалась некоторая доля величия Авраама. (Позже Ишмаэль снова был допущен в дом Авраама, но со временем сам уходит и селится в пустыне. Его мать впоследствии находит ему жену из своего собственного народа – египтян.)
11. Авимелех, царь филистимлян, приходит к Аврааму, чтобы заключить с ним договор о дружбе. И Авраам на многие годы остается жить в Беер-Шеве, в земле филистимлян.
12. ХаШем испытывает Авраама и просит его взять своего любимого сына Ицхака и принести его Ему в жертву. Авраам подчиняется, не подозревая, что ХаШем повелел ему это, чтобы показать всем его беспрекословное повиновение Ему, и что на самом деле Он не хочет, чтобы Авраам и вправду убил Ицхака. Авраам посвятил всю свою жизнь проповедованию всем и каждому, что ХаШем – милосердный Б-г и Отец всего человечества, Который ненавидит любое проявление жестокости и особенно варварский обычай человеческого жертвоприношения (который был распространен среди диких племен того времени до того, как они изменились под влиянием учения Авраама). Тем не менее, Авраам сразу же отправляется выполнять волю Б-га. Он прекрасно понимает, что то, что он собирается сделать, является прямым противоречием всему, чему он посвятил всю свою жизнь, и что это сделает его посмешищем для всего мира – не говоря уже о разбитом сердце вследствие потери своего любимейшего сына, Ицхака. Но если так повелел ХаШем, значит, так надо. В течение трех дней, достаточного времени для того, чтобы привести свои мысли в
порядок и принять решение о том, как наилучшим образом выполнить волю Б-га, Авраам и Ицхак (вместе с двумя провожатыми, которые заботились о нуждах Авраама) идут к указанному месту. Когда они приближаются к горе Мория, Авраам велит провожатым остаться позади, тогда как он и Ицхак отправляются дальше одни. По пути он объясняет Ицхаку цель их путешествия, и они продолжают путь, отец и сын вместе, чтобы выполнить волю Б-га. Авраам строит алтарь, располагает на нем дрова и, по просьбе самого Ицхака, связывает его, завершая подготовку к жертвоприношению. Затем, как только Авраам приготовился зарезать своего сына, ангел Б-га останавливает его руку и сообщает ему, что это было только испытанием его готовности подчиниться воле Б-га. В награду за свое беспрекословное подчинение, – что на все времена останется примером для его потомков, которые будут ему следовать сквозь века, – Авраам получает обещание Б-га, что его Народ станет чрезвычайно могущественным и многочисленным, и будет источником благословения для всех народов мира.
О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Вайера
Ѓафтара этой недели взята из Второй Книги Царей.
Сефарды читают фразы 1 - 24. Ашкеназы продолжают до фразы 37.
1. Эти главы повествуют о разных чудесах, которые содеял Элиша после того, как унаследовал у своего учителя, пророка Элияху мантию духовного лидера народа Израиля и пост главы Санхердина. ХаШем даровал ему эти особые способности творить чудеса в ответ на его просьбу о помощи Небес в исполнении его роли вождя. Десять чудес, описанные в этих главах, имеют широкий диапазон, от чудес почти личного характера до чудес всенародной важности, затронувших огромное количество людей. Так демонстрируется, что великий мудрец Торы вовлечен не только в дела всего народа, но и заботится о благополучии любого отдельного человека, нуждающегося в помощи, даже маленького. И Элиша, верный ученик Элияху, продолжая традицию, начатую пророком Шмуэлем, ходит по стране, Земле Израиля, преподавая Тору и рассматривая дела, которые приносят ему на суд, и в целом помогая людям и наставляя их в повседневной жизни. (И это почти три тысячи лет до того, как эта идея «выездных сессий суда» была перенята другими.)
2. Связь Ѓафтары с недельной главой вполне очевидна. В недельной главе рассказывается о том, как обещание Б-га Аврааму и его жене Саре, что, несмотря на весьма преклонный возраст, у них будет ребенок, сбылась, когда родился Ицхак. А в Ѓафтаре повествуется об аналогичном случае, когда другая праведная пара, тоже бездетная и пожилая, получает обещание от пророка Элиши, что «в это время в следующем году» у них родится ребенок, и о том, как это обещание сбылось.
3. Когда Элиша находится на одном из своих выездов, к нему приходит вдова Овадьи и умоляет его помочь спасти ее сыновей. Она рассказывает о том, что при жизни ее муж обеднел в результате того, что принял на себя миссию предоставить убежище большому числу исследователей Торы и снабжал их необходимой провизией. Эти исследователи находились в большой опасности в связи с тем, что тогдашний царь Ахав вместе со своей финикийской женой Изевель учинил крестовый поход против Торы и убивал евреев, сохранявших ей верность. Когда кончились его собственные деньги, Овадье пришлось брать в долг, под проценты, у Йехорама, сына Ахава. С помощью этих денег ему удалось продолжить поддерживать эти сто мудрецов Торы. Но напряжение сократило ему жизнь. И теперь его вдова просит Элишу помочь спасти ее сыновей, которых Йехорам угрожает забрать себе в рабство, если долг не будет оплачен.
4. Элиша спрашивает ее, что у нее есть дома. «Ничего, кроме маленького кувшина с оливковым маслом», - отвечает она. Элиша велит ей позаимствовать у соседей и друзей много пустых сосудов – «не скупись, как можно больше» - а затем запереться в доме с двумя сыновьями и наливать из маленького кувшина в пустые сосуды, не прерывая ни на миг этот чудотворный поток, пусть мальчики передают их один за другим. Тогда она сможет продать полученное масло, оплатить долг и поддерживать далее себя и детей.
5. Ѓафтара продолжается другим эпизодом в похождениях Элиши по стране, в которых он преподавал, наставлял и, если было надо, судил. Когда бы он ни приходил в город Шунем, он останавливался там у одной пары, которая проявляла по отношению к нему большое гостеприимство. Однажды жена сказала мужу, что им следует построить небольшую мансарду специально для их высокого гостя. Приехав к ним в
следующий раз, Элиша велел своему слуге Гейхази позвать женщину, поблагодарить за старания и спросить, не может ли и он ей как-нибудь помочь. Женщина вежливо отвечает, что они с мужем считают за честь принимать Элишу в своем доме, и что, нет, ей ничего не нужно. Но после ее ухода Элиша не успокаивается. Как бы они могли проявить благодарность? Гейхази говорит, что у этой пары нет детей. «Позови ее!» - сразу говорит Элиша. Она появляется у двери и скромно там стоит, а Элиша говорит ей: «В это время на следующий год будешь ты качать сына». Прекрасно понимая невозможность такого события (они с мужем уже в годах), она благодарит Элишу за доброе благословение, но просит не делать поспешных обещаний. Тем не менее, через год у них рождается мальчик.
6. В один прекрасный день летом отец взял этого мальчика с собой на сбор урожая. Но затем ребенок стал жаловаться на головную боль, и отец, думая, что, может быть, это солнечный удар, велит одному из работников отнести ребенка обратно в город к матери. Она нежно берет его на руки, пытаясь успокоить его, невзирая на собственное горе и его очевидную боль, но он умирает у нее на руках. Она относит маленькое
тельце наверх, кладет на кровать Б-жьего человека и выходит, запирая за собой дверь. Она направляет посланника к мужу и просит выслать ей осла и мальчика для сопровождения. На его вопрос, зачем, она отвечает лишь «Шалом!» (На этом заканчивают Ѓафтару сефарды.)
7. Они прибывают к горе Кармель. Когда Элиша видит ее издали, он удивлен и просит Гейхази выяснить, все ли у нее в порядке. Отметая в сторону расспросы Гейхази, она проходит прямо к Элише, бросается перед ним на пол и припадает к его ногам. Гейхази пытается отстранить ее, но Элиша говорит: «Оставь ее! Это женщина с разбитым сердцем, но ХаШем не сообщил мне, почему!» Женщина говорит ему: «Затем ли я просила сына, чтобы потом его лишиться? Не просила ли я тебя не делать поспешных обещаний?»
8. Элиша сразу все понимает. «Бери мой посох, - говорит он Гейхази, - и иди быстро. Не мешкай. Не здоровайся даже ни с кем, кто тебе повстречается, никому ничего не говори. А когда туда придешь, положи на мальчика мой посох». Но мать настаивает на том, чтобы с ней вернулся сам Элиша, и он следует за ней. Гейхази приходит первым и кладет посох на мальчика. Но не помогает. Ни звука, ни ответа. Когда они
приходят, Гейхази сообщает, что «не проснулся мальчик».
9. Элиша входит в дом и видит лежащего не его постели мальчика, совершенно мертвого. Он запирается в комнате с мертвым ребенком и горячо молится Б-гу. Затем он забирается на кровать и ложится над телом мальчика, чтобы как-то передать телу тепло. (Элиша понимает, что он молит Б-га о нарушении естественного порядка вещей, чтобы Он вновь оживил холодное, мертвое тело. Согревание безжизненного
тела представляло собой попытку сделать чудо в какой-то степени менее очевидным нарушением законов природы.) Он прилагает рот ко рту мальчика, глаза к его глазам, а ладони к ладоням, и согревает маленькое тело. Элиша молится еще раз, и еще раз ложится на тело. Затем мальчик чихает семь раз и открывает глаза.
10. Тогда Элиша велит Гейхази позвать мать. Когда она входит, Элиша говорит: «Бери своего сына!» Она входит в комнату, с благодарностями припадает к ногам Элиши и воздает поклон Б-гу. А затем берет ребенка и выходит.
Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Б-г открылся Аврааму на третий день после обрезания, когда, несмотря на зной и боль, праотец ждал гостей у своего шатра. Увидев трех ангелов в облике странников, он принял их с почетом и щедро угостил. Один из гостей сообщил ему, что через год его 90-летняя жена Сара родит сына. Затем ангелы отправились уничтожить порочный город Сдом. Авраам просит Б-га пощадить город, если в нем найдутся хотя бы 50 праведников. Эта цифра была постепенно снижена, но даже десяти хороших людей там не оказалось, и приговор остался в силе. Прежде чем Б-г обрушил на Сдом и окрестности серный и огненный дождь, ангелы увели оттуда Лота, его жену и двух дочерей. Вопреки запрету, жена Лота оглянулась во время бегства и превратилась в соляной столб. Дочери Лота подумали, что в результате катаклизма на земле не осталось людей. Стремясь продлить род человеческий, они по очереди переспали с Лотом, напоив его вином. В результате у них родились сыновья, основатели двух народов - Моава и Аммона. Тем временем Авраам поселился в области Герар. Местный правитель Авимелех похитил Сару, но вскоре вернул ее по требованию Б-га. Вскоре, в точном соответствии с обещанием Тв-рца, у Сары и Авраама родился сын Ицхак. Отец сделал ему обрезание на восьмой день, как велел Б-г, а в день отлучения Ицхака от материнской груди устроил большой пир. Сара потребовала изгнать из дома Агарь и ее сына Ишмаэля, боясь их плохого влияния на Ицхака. После некоторого колебания Авраам выполнил это требование. В пустыне Ишмаэль едва не умер от жажды, но был спасен ангелом и получил обещание, что от него произойдет великий народ. Видя, что Авраам пользуется защитой Б-га, Авимелех заключил с ним союз. В ходе десятого по счету испытания Б-г велел Аврааму принести в жертву Ицхака на месте будущего Храма. Авраам был готов выполнить это повеление, но в последний момент ангел остановил занесенный над Ицхаком нож. В награду за беззаветную преданность Тв-рцу Авраам получил “великое благословение” для своих потомков. В конце раздела приведена родословная семьи Авраама до рождения Ривки, будущей жены Ицхака. 
Пособие по гостеприимству
Тора - не сборник мифов, легенд и древних обычаев, из которых сформировалась еврейская религия. Это учебник жизни. На примере Авраама, радушно встретившего путников в знойный полдень, мы учимся правилам гостеприимства. Его стратегия выполнения заповеди «ахнасат-орхим» заслуживает подробного разбора по пунктам в назидание нам, его потомкам.
1. Желая оказать гостеприимство незнакомцам, Авраам разбил шатер на пересечении торговых путей. Он не ждал гостей, а в буквальном смысле искал их, высматривал и, несмотря на зной и боль (третий день после обрезания особенно тяжел), вышел навстречу им из прохладной тени шатра. Такой уровень праведности для многих недостижим, но по крайней мере надо стремиться встречать гостей тепло и охотно.
2. Он дал гостям воды и сказал: «Омойте ваши ноги». Именно в этом они нуждались после долгой ходьбы по пыльной дороге.
3. Авраам предложил им сесть под дерево, пока он будет готовить для них угощение. Мы тоже должны вначале показать гостям, где они будут спать, или по крайней мере предложить им кресло, чтобы они могли максимально расслабиться перед едой, передохнуть, взбодриться.
4. Заметив, что гости спешат, Авраам сразу обещал, что не задержит их: «Вы подкрепитесь - потом пойдете; сделайте так, раз уж вы проходили мимо слуги вашего».
5. Он обещал накормить их только «ломтем хлеба», но устроил щедрую трапезу, подав на стол все лучшее, что было у него (лепешки из «трех мер лучшей муки», сливочное масло, молоко, мясо «теленка, хорошего, нежного»), «а сам стоял подле них», прислуживая гостям. Урок для нас: меньше говорить и больше делать.
6. Авраам не только лично прислуживал гостям, проворно и инициативно, стремясь выполнить любое их желание, но и подключил к приему своих домашних: «И поспешил Авраам в шатер, к Саре, и сказал ей: “Поторопись, три меры муки, лучшей муки замеси и сделай лепешки!”»
7. Когда гости поели, он, верный своему слову, не стал их задерживать. Некоторые люди, накормив гостей, требуют от них «платы» в виде задушевного разговора: «Куда вы так спешите? Давайте поговорим, у меня же не ресторан». Гостеприимство должно быть бескорыстным.
8. Наконец, когда странники поднялись и отправились в направлении Сдома, «Авраам пошел проводить их» (вопреки русской поговорке «Вот тебе Б-г, а вот тебе порог»). Это очень важная составляющая мицвы гостеприимства: гостя надо проводить не до входной двери, а дальше - к автобусной остановке, стоянке такси или хотя бы до лифта.
Короче, сегодняшний раздел дает нам подробную инструкцию по приему гостей. Ее общие положения те же, что и почти четыре тысячелетия назад.
_____________________________________________________________________________________________
Не знаю, как вы, а я с особым напряжением читаю эпизод из сегодняшнего раздела, в котором рассказывается об изгнании Агари и Ишмаэля. Авраам снабдил их на дорогу провизией и водой, но они заблудились: «И иссякла вода в мехе [Ишмаэль заболел в пути и выпил всю воду], и бросила Агарь сына под одним из кустов и пошла, и села вдали, на расстоянии выстрела из лука, ибо сказала: «Пусть не увижу я смерти ребенка» [это о двадцатилетнем-то парне], и села еще дальше и горько зарыдала» (21:15–16).
Еще немного, и не будет Ишмаэля, а значит, и его потомков-арабов. Не будет ислама, кровавых войн, террористов-смертников и жертв «мирного процесса». И не пришлось бы нам сегодня отдавать нашу землю так называемым «палестинцам» под требовательным оком мировой общественности.
Но «услышал Б-г голос отрока [его молитву о спасении]… и сказал [ангел Агари]: «Не бойся: внял Б-г голосу отрока в его нынешнем состоянии [дословно: там, где он находится]».
Вс-вышний знал, конечно, что через много веков потомки Ишмаэля будут убивать и теснить евреев с их земли, но Он судил его «там, где он находится». В тот момент Ишмаэль заслуживал спасения и был оценен только по своим проявленным на тот момент достоинствам.
Но в Торе есть и другой подход. В разделе «Ки теце» (книга «Дварим») говорится о «буйном и непокорном сыне», носителе неисправимого зла. Его велено казнить не из-за его нынешнего поведения, а потому, что, став взрослым, он неизбежно станет грабителем и убийцей ради удовлетворения своих животных страстей. Нельзя дать ему дожить до этого времени.
Так почему Ишмаэль не был судим по тем же меркам - как «буйный и непокорный сын» - и приговорен к смерти за преступления, которые совершат его потомки против Б-гом избранного народа? Почему Вс-вышний судил его «там, где он находится»?
Чтобы ответить на эти вопросы, приведем одно «техническое» правило. Свиток Торы разрешается писать только черными чернилами на пергаменте. Чернила другого цвета не допускаются. Но как быть, если свиток написан черными чернилами, которые со временем покраснеют? Допустимо ли читать такой свиток в синагоге еще до того, как чернила изменят свой цвет, пока они еще «кошерные» - черные? Оказывается, нельзя. Свиток Торы, написанный чернилами, которые со временем изменят цвет, не годятся, даже если вначале они черны, как ночь.
Теперь мы получаем нужный ответ. Буйный и непокорный сын подобен черным чернилам, которые станут красными, и мы воспринимаем его как «красные чернила», маскирующиеся под черные. Его подлинная суть еще не проявилась, но она уже сидит в нем. Дело не в том, что он превратится в разбойника с большой дороги. Он - уже разбойник. Мы просто не видим этого. Поэтому Тора судит «сына» в счет его будущего поведения.
С Ишмаэлем все обстояло иначе. Его потомки не представляли его в тот момент, когда он молился Б-гу, умирая от жажды. Он за них тогда не отвечал. Ишмаэль был еще праведником из дома Авраама и заслуживал спасения. Наверное, поэтому рассказ о спасении Ишмаэля читается в Рош Хашана, когда мы стоим перед Небесным трибуналом, раскаиваясь в прошлых грехах, а новых еще не совершив. В этот момент Б-г благосклонно судит нас, как Ишмаэля - там, где мы находимся.
Рав Менахем-Михаэль Гитик
Слово - обрезание
 «И открылся ему Вс-вышний» Берейшит 18:1
Мидраш Раба ссылается на Иова (19:26): «И под кожей моей вырезано это, и в плоти моей вижу я Всесильного». Объясняет «Сфат Эмет», что сделанное Авраґамом обрезание, позволило ему раскрыть внутреннюю, Б-жественную сущность, скрытую в результате падения Адама.
Мила – обрезание означает также – слово. Это дополнительное значение намекает на отрезанность (семь раз отмерь; слово не воробей!), которая единственно и ведет к связи. Убирание преграды раскрывает суть и связывает с ней. При всей недостаточности слов (то ли дело телепатия!) – коммуникабельность человека – их заслуга.
Пятикнижие говорит об убирании орла (кожуры, препоны) в трех дополнительных измерениях: сердце, ухо и уста (губы). Три плоскости Бытия – сердце (эмоция), ухо (разум) и действие (губы), нуждаются в обрезании, раскрывающем внутреннее, Б-жественное.
Восьмой день подчеркивает Надмирность обрезания. Б-жественность произносимых человеком слов – Цель Творения. Высший уровень – «в плоти моей вижу я Всесильного».
Раби Нахман из Бреслава обнаруживает три плоскости обрезания во внутреннем содержании еврейских праздников следующим образом. Йом аКипурим своей задачей имеет обрезание сердца, Шмини Ацерет – уха, а Ханука – губ.
1. По велению Б-га Авраам совершил Брит Милу (обрезание), и, когда он отдыхает, восстанавливая свои силы, к нему являются три ангела. Полагая, что перед ним обычные смертные, он приветствует их со всей своей щедростью и гостеприимностью, несмотря на очевидное недомогание.
2. Когда один из посетителей в присутствии Сары, жены Авраама, предсказывает, что в течение года она родит сына, она думает, что это не более чем благожелательная любезность. Поэтому про себя Сара смеется. Но ХаШем упрекает Авраама за недоверие Сары, потому что вера Авраама должна была быть настолько сильной, чтобы передаться и жене. Сама Сара, когда Авраам спросил ее о причине смеха, отрицала, что смеялась из-за недостатка веры в Б-га. Но она была огорчена этим упреком Авраама и побоялась, что ее реакция в самом деле означала недостаточно сильную веру в Б-га. Поэтому она признала свою вину.
3. Аврааму сообщается о намерении Б-га разрушить города Сдом, Амору, Адму, Цевоим и Белу (позже Цоар) из-за ужасающих злодеяний и зверств, которые в них постоянно совершались. Эти города и порочный образ жизни их населения был аналогией того злого общества, которое ХаШем уничтожил в Великом Потопе (см. Сидра Ноах). Разумеется, Конфедерация Сдома и ее жестокое общество находились в прямомпротиворечии со всеми добрыми и благородными идеями, которые проповедовал Авраам. Тем не менее, Авраам умоляет Б-га пощадить эти города и их население, хотя бы ради тех немногих праведных людей, которые там все еще остались. С течением времени, объяснял Авраам, эти праведные люди смогут оказать какое-то влияние свое общество и улучшить его. Но ХаШем сообщает Аврааму, что люди Сдома егогородов-союзников настолько злы и безнравственны, что не терпят даже нахождение праведных людей в своей среде. Поэтому нет никакой надежды, что эти злодеи когда-либо раскаются. Они должны быть уничтожены, говорит ХаШем, чтобы их зло не распространилось на другие города и страны и не охватило все остальное человечество.
4. Однако Лот, племянник Авраама, который поселился в Сдоме, был спасен одним из ангелов (они направились к нему после посещения Авраама), сначала от жителей Сдома, которые были взбешены его гостеприимством по отношению к своим посетителям, а потом от полного разрушения всего плато, на котором были построены эти города. Грозный катаклизм, в котором это плато было перевернуто Б-гом, привел к образованию большого понижения уровня поверхности земли на площади многих квадратных миль. С течением времени дожди, выпадающие на окружающие холмы, стекали в этот котлован, смешиваясь с серой и солью, которую ХаШем низверг на эту местность, и привели к образованию Мертвого Моря.
5. Две дочери Лота, которые вместе с отцом были единственными выжившими (жена Лота превратилась в соляной столб, после того как проигнорировала предупреждение ангела и повернулась посмотреть на уничтожение Сдома), имеют все основания полагать, что наступил конец света. Память о Великом Потопе была еще свежа, он произошел менее 400 лет до этого, в 1656 году от Сотворения мира. Уничтожение же Сдома и его городов-союзников произошло в 2047 году. Дочери Лота, хотя и имели некоторые воспоминания об их праведном дяде Аврааме, знали о нем лишь то, что он был уже в годах и не имел детей. Последний раз они о нем слышали почти тридцать лет назад (в 2021 году), когда он спас их отца Лота от плена королей севера. Но с тех пор - ничего. Их отец никогда о нем много не рассказывал, и они полагали, что Авраама уже нет в живых. (Лот никогда не оспаривал это предположение: он сам всегда с удовольствием предвкушал наследование огромного богатства Авраама). Поэтому дочери Лота, наблюдая, как со всех сторон до самого горизонта происходит практически полное и абсолютное уничтожение всего живого, подумали, что ХаШем опять решил покончить с этим жестоким миром, как Он это сделал ранее. Всю свою жизнь они знали только Сдом и его общество, ибо нигде больше не жили, а о своем мире были полностью осведомлены, что он полон разврата и зла (их младшая сестра была зверски убита жителями Сдома, потому что проявила сострадание к голодному нищему). И хотя молодой город Бела, куда они спаслись бегством из Сдома, не был разрушен, они были убеждены, что и он разделит участь других городов, так как являлся частью Конфедерации Сдома. Поэтому они решили удалиться и жить вместе сотцом в пещере вдалеке от города Бела, чтобы не погибнуть, когда рано или поздно и он будет уничтожен. Теперь они считали, что, вместе со своим отцом, были спасены таким же образом, как Ноах и его семья были спасены во время Великого Потопа (и их действительно подтолкнуло к подобному ходу мыслей обнаружение в пещере многих кажущихся признаков того, что все это подготовлено для них специально Б-гом, Который их избрал). Так, в этой пещере, у них родились сыновья Аммон и Моав.
6. Со временем по всей округе стали распространяться слухи о каком-то дикаре, живущем в пещере вместе с двумя женщинами и их детьми. Скоро люди поняли, что это Лот и его дочери, видимо, сошедшие с ума от всего пережитого и увиденного. По мере того, как об этом узнавало все больше народу, взаимоотношения с Лотом становилось для Авраама все большей причиной для стыда. Поэтому Авраам решает переехать из этого региона в землю филистимлян. Там Сару пытается отобрать силой местный царь Авимелех, но после предупреждения Б-га возвращает ее Аврааму. Авраам упрекает Авимелеха за отсутствие страха перед Б-гом в его царстве, которое было наглядно продемонстрировано этим похищением. Авимелех в качестве компенсации за свое недостойное поведение дарует большое богатство Аврааму и Саре. (Сходная история произошла с египетским фараоном, при аналогичных обстоятельствах: см. описание главы Лех Леха).
7. Авимелех приглашает Авраама жить в земле филистимлян, лично гарантируя его безопасность. Таким образом, и в этой стране Авраам пользуется огромным уважением, и его учение распространяется все шире и шире.
8. Точно в соответствии с обещанием Б-га (и предсказанием ангела), Сара рожает Ицхака. В то время ей было 90 лет, а Аврааму сто. На восьмой день, в соответствии с повелением Б-га, Авраам делает Ицхаку обрезание. Счастье и радость в доме Авраама и Сары, однако, не ограничивалось только ими, ибо одновременно с Авраамом и Сарой ХаШем одарил детьми многие бездетные пары. Поэтому в то время было много радости и празднования. (Так ХаШем обеспечил, чтобы рождение Ицхака стало известно всем как свершившийся факт, сколь невероятным бы это не казалось).
9. Все это время весь мир смотрел сначала с некоторой иронией, но потом с восхищением на одиноких Авраама и Сару, выходящих в плохую погоду на улицу, чтобы проповедовать всем о Б-ге всего человечества, и по собственной инициативе искавших способа поднять этот мир до уровня, на котором он соответствовал бы Его воле. Таким же образом смотрел этот самый мир с почти жалостливой ирониейна эту пожилую пару, мечтавшую о ребенке, от которого произойдет народ, который продолжит их дело на века. Даже когда мечта стала реальностью, образ этой престарелой пары, сгорбившейся над своим новорожденным сыном, является настолько нелепым и почти абсурдным, что вызывает улыбку (цхок –  צחוק). Но как самое начало еврейского народа таково, что вызывает улыбку своей «невозможностью» в нормальном рациональном мире, так само существование еврейского народа является не менее «невозможным». Б-жий народ шествует среди народов мира и через века истории, несмотря на любые преграды и противодействие; продолжает идти, несмотря на всю зависть и ненависть, которую обрушивают на него тираны и диктаторы; несмотря даже на удушающую дружбу тех, кто готов проглотить и ассимилировать еврейский народ. Само то, что, несмотря на все это, непобедимый еврей выживает и процветает – это аномалия, почти до смешного абсурдная в этой своей «невозможности». В самом рождении еврейского народа заложен образ его существования на всем протяжении пути человечества вплоть до конца времен.
10. Через некоторое время, когда Сара увидела, что ее юный сын Ицхак находится в опасности распространения на него дурного влияния со стороны Ишмаэля, она требует, чтобы Ишмаэль вместе со своей матерью Хагар покинули их дом. Авраам весьма опечален необходимостью такого шага, но ХаШем повелевает ему подчиниться желанию своей праведной жены. Авраам дает Хагар достаточно еды и питья для нее и Ишмаэля и отсылает их прочь. Но вода скоро заканчивается и, чтобы не видеть, как ее сын погибает от жажды, Хагар бросает Ишмаэля под кустом, а сама садиться поодаль и плачет. ХаШем слышит плач Ишмаэля и посылает ангела, чтобы спасти мальчика. Хагар узнает от ангела, что потомки Ишмаэля станут великой нацией, поскольку Ишмаэлю тоже передалась некоторая доля величия Авраама. (Позже Ишмаэль снова был допущен в дом Авраама, но со временем сам уходит и селится в пустыне. Его мать впоследствии находит ему жену из своего собственного народа – египтян.)
11. Авимелех, царь филистимлян, приходит к Аврааму, чтобы заключить с ним договор о дружбе. И Авраам на многие годы остается жить в Беер-Шеве, в земле филистимлян.12. ХаШем испытывает Авраама и просит его взять своего любимого сына Ицхака и принести его Ему в жертву. Авраам подчиняется, не подозревая, что ХаШем повелел ему это, чтобы показать всем его беспрекословное повиновение Ему, и что на самом деле Он не хочет, чтобы Авраам и вправду убил Ицхака. Авраам посвятил всю свою жизнь проповедованию всем и каждому, что ХаШем – милосердный Б-г и Отец всего человечества, Который ненавидит любое проявление жестокости и особенно варварский обычай человеческого жертвоприношения (который был распространен среди диких племен того времени до того, как они изменились под влиянием учения Авраама). Тем не менее, Авраам сразу же отправляется выполнять волю Б-га. Он прекрасно понимает, что то, что он собирается сделать, является прямым противоречием всему, чему он посвятил всю свою жизнь, и что это сделает его посмешищем для всего мира – не говоря уже о разбитом сердце вследствие потери своего любимейшего сына, Ицхака. Но если так повелел ХаШем, значит, так надо. В течение трех дней, достаточного времени для того, чтобы привести свои мысли впорядок и принять решение о том, как наилучшим образом выполнить волю Б-га, Авраам и Ицхак (вместе с двумя провожатыми, которые заботились о нуждах Авраама) идут к указанному месту. Когда они приближаются к горе Мория, Авраам велит провожатым остаться позади, тогда как он и Ицхак отправляются дальше одни. По пути он объясняет Ицхаку цель их путешествия, и они продолжают путь, отец и сын вместе, чтобы выполнить волю Б-га. Авраам строит алтарь, располагает на нем дрова и, по просьбе самого Ицхака, связывает его, завершая подготовку к жертвоприношению. Затем, как только Авраам приготовился зарезать своего сына, ангел Б-га останавливает его руку и сообщает ему, что это было только испытанием его готовности подчиниться воле Б-га. В награду за свое беспрекословное подчинение, – что на все времена останется при
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайера (часть 2)) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика