::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайера (часть 1)

  • Сообщить о ошибке
14-11-2011, 19:19 Разместил: jude Просмотров: 2 218

 

Комментарий к Торе

Книга Берешит

Недельный раздел Вайера

Главы 18:1-22:24

В первой фразе главы сказано: “И открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.

Открылся на иврите - вайера.


Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Избранные комментарии на недельную главу Вайера

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.


Глава 18

1. Б-г ЯВИЛСЯ ЕМУ. Б-г вездесущ, но не каждому видно это. Лишь когда Авраам доказал свою преданность, Б-г явился ему.

Тут Авраам впервые предстает перед нами как истинный נביא - пророк, стоящий перед Б-гом, Который «открывает Свою тайну рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7). Только сделав обрезание, Авраам смог подняться на этот уровень. Вглядимся же в ситуацию, в которой Б-г открывает Себя Аврааму, обратим внимание на связь между откровением и сопутствующими ему обстоятельствами.

Б-г предупреждает Авраама об уничтожении цветущих самоуверенных городов в той стране, где предназначено жить избранному народу. Откровение, которого удостаивается Авраам, недвусмысленно свидетельствует, что именно ему суждено стать предком этого народа. Иначе зачем же было сообщать Аврааму о разрушении Сдома и Аморы, тем более, что его характер прямо противоположен характеру и жизненной философии содомитов? Авраам получает весть об этом, как еще одно доказательство его личной причастности к событиям. Человека, в знойный полдень сидящего перед входом в свое жилище и высматривающего путников, чтобы как о милостыне просить их зайти к нему и позволить оказать им гостеприимство, - такого человека нет нужды предостерегать, рассказывая о горестной судьбе того, кто поступает противоположным образом. Откровение дано Аврааму ради его потомков: они должны знать, что происходит на этой земле с городами, подобными Сдому. Потомки Авраама должны запомнить это предупреждение и навсегда сохранить унаследованный от Авраама дух служения Б-гу и любви к человеку, противоположные тому, что происходило в Сдоме и Аморе. Вот почему собраны вместе и одновременно предстают перед нашим взором Авраам, сидящий перед входом в свой шатер, и Сдом, который должен погибнуть.

Но сколько жестокого злословия на протяжении столетий вынесли евреи, идущие путем Авраама! «Обрезанный народ» обвинялся в том, что воображает себя единственно угодным Б-гу народом. Нам говорили, что знак завета изолирует евреев от других наций, препятствует взаимопониманию и сочувствию чужим нуждам, что он превращает Б-га неба и земли, Б-га всех человеческих душ в какое-то узкое племенное божество еврейского народа.

И вот перед нами первый обрезанный еврей. Он сидит «в дубраве Мамрэ». Он все еще с Анером, Эшколем, Мамрэ. Хотя Авраам сделал себе обрезание, он по-прежнему с ними. Его отношения с неевреями не изменились. Еврейские мудрецы прошлого, настоящие духовные наследники Авраама, учат нас, что лишь одна забота тяготила Авраама, заставляя его сидеть перед шатром, - беспокойство, что теперь, после обрезания, многие станут его избегать. Наши мудрецы указывают на примере встречи Авраама с ангелами, что заповедь гостеприимства следует исполнить в первую очередь, отложив ради этого даже общение с Б-гом. Ведь путники выглядели обычными идолопоклонниками, но ради них Авраам прерывает разговор с Б-гом и устремляется вдогонку за странниками, чтобы выразить им свою братскую любовь.

Посмотрим, как именно он это делает. Нет, наверное, человека, который бы так стремился осуществить самое эгоистическое свое желание, как стремится Авраам, первый обрезанный еврей, при первой же возможности одарить любовью ближнего своего. Он хочет как можно лучше позаботиться о своих первых после обрезания гостях. Он подымает жену и сына, мало-помалу весь дом оказывается вовлеченным в приготовения. И все это ради того, чтобы подать гостям все самое свежее, как будто в доме не было достойных припасов. Все происходящее демонстрирует радость Авраама, который осознает, что теперь ему не грозит изоляция.

Эта сцена предстает перед нами сразу после рассказа об обрезании Авраама. Потомки Авраама росли в изоляции, обусловленной обрезанием, и в то же время они стали самыми человечными среди людей. С одной стороны, они представляют собой самый разительный контраст всему остальному человечеству, а с другой - всегда должны сохранять отзывчивость в отношении всего, что происходит с другими людьми.

Нет, не зря сидел Авраам под палящим солнцем у входа в свой шатер. Если что-то и унаследовали его бесконечно проклинаемые потомки-евреи, так это гениальную способность любить всех людей. И этого никто не может отрицать. Когда время требует открытого сердца, протянутых навстречу рук, готового всех принять дома, когда для помощи людям необходимы самоотверженность и самопожертвование (благословение Б-гу, эта искра учения Авраама не потерялась, ее можно встретить и среди неевреев), - тогда даже ненавистники евреев в первую очередь обращаются за помощью к ним.

2. и 3. Б-г открылся Аврааму, когда тот готовил еду для странников. Хотя возможно, Авраам начал готовить для них угощение сразу после того, как ему открылся Вс-вышний. Во всяком случае, этот факт имеет чрезвычайное значение для понимания истинного характера пророчества в еврейской традиции. Обычно пророчество помещают в одном ряду с такими сверхъествественными способностями человека, как ясновидение, гадание, интуиция и т. п. В результате экстаз рассматривается как первая ступень пророчества, а пророчество считается высшей формой экстаза. Даже некоторые еврейские мыслители отмечают, что пророчество невозможно без התבודדות - состояния отстранения, погружения в физическую и ментальную изоляцию. Но какая же пропасть разделяет подобные явления и истинное пророчество! Не созерцание и абстрактные размышления, а полнокровная жизнь и преданность Б-гу приближают человека к Вс-вышнему. Еврейское пророчество - это не плод воображения, не результат взвинченности, а часть жизни - здоровой, творческой, плодотворной. Наши мудрецы говорят: «Б-жественное Присутствие осеняет человека не во мраке и унынии, не в лени, праздности и легкомыслии, не в пустых разговорах и болтовне, а только в радости исполненной заповеди» (Шабат 30 б). И хотя Тора описывает один из уровней пророчества словами: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками» (Бемидбар 12:8), в то время как в другом месте говорится «Я в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним» (Бемидбар 12:6), но и тут сны - лишь средство донести до человека то, что ему надлежит услышать. Истинное пророчество не имеет ничего общего с состоянием транса и галлюцинациями мистика; Б-г избирает для служения Себе лишь сильных, мудрых и скромных (Недарим 38а). Мы видим, что Авраам становится נביא, будучи в абсолютно здравом уме и светлой памяти, в полном и ясном сознании, чрезвычайно далеком от экстаза визионера.

16. Они встали «оттуда»; от трапезы, которую устроил им Авраам, и посмотрели в сторону Сдома. Мы уже знакомы с тем, что такое Сдом. О царившем там изобилии говорит его название и имена соседних городов:

סדום - «район плодовых садов», עמרה - «изобилие хлеба», אדמה - «богатство недр», צבוים - «изобилие дичи». Но нам известно также и о моральном разложении Сдома. При всем изобилии и даже вследствие его, народ Сдома становится רעים וחטאים - злодеями и грешниками, лишенными любви и сочувствия к ближнему, развращенными до крайней жестокости. Итак, Сдом представлял собой самый разительный контраст дому, который готовятс покинуть три путника.

На глазах у «трех людей» произошло создание народа, основанного на двух началах: на освящении тела, со всеми его влечениями и порывами полностью подчиненного Б-гу, что символизирует מילה - обрезание, и на универсальной братской любви, גמילות חסד, которую они познали и которой радовались в доме Авраама. Трапеза, во время которой становится известно о зарождении нового народа, народа Б-га, представляла собой столь резкий контраст нравам Сдома, куда они должны были теперь отправиться, что трое וישקפו (посмотрели на Сдом глубоким, испытующим взглядом).

17. - 19. Авраам заповедал своим сыновьям и своему дому «хранить путь Б-га», исполняя свой долг и творя справедливость. Первое, что для этого нужно, - освящение всех сторон жизни согласно принципу, символически выраженному ברית מילה; второе - стремление к совершенству, к тому, чтобы служить образцом отношения человека к человеку. Оба эти качества - ярчайший контраст Сдому; первое противоположно безнравственности חטאים (грешников), второе - бесчеловечности רשעים (злодеев).

צדקה ומשפט - БЛАГОДЕЯНИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Если משפט (справедливость) подразумевает воздаяние, которого один человек вправе требовать от другого, то צדקה - то, чего нельзя требовать, но вправе ожидать от другого, поскольку Б-г заповедал людям так поступать. משפט означает справедливость, а צדקה - доброе дело, совершаемое в силу заповеди. Но если обычно в Торе сначала называется משפט, а потом צדקה (то есть, משפט וצדקה), то в данном случае порядок обратный - первым упоминается благодеяние, צדקה.

Закон (משפט) стоит, как правило, первым, потому что צדקה не искупает нарушение משפט. Украсть или совершить бесчестный поступок, в то же время щедрой рукой раздавая милостыню из награбленного, совершенно противоречит еврейской традиции. Б-г осуждает приношения из награбленного: «Ибо Я, Б-г, люблю правосудие, ненавижу грабеж и несправедливость» (Ишаяу 61:8). Только тот, у кого чистые руки, может приблизиться к Б-гу. Поэтому משפט стоит впереди צדקה.

Однако в данном случае наоборот, צדקה стоит вначале, ибо таким образом выражен еврейский протест против принципов Сдома. Не משפט, но צדקה - вот универсальное средство спасения и искупления, которое дом Авраама несет миру. По закону содомитов любые притязания могут основываться лишь на достижениях, а не на человеческих нуждах. Поэтому просить милостыню запрещено, и тех, кто потерпел неудачу, кому не хватает денег, заключают в тюрьму и депортируют. משפט, лишенный צדקה, превращается в Сдоме в жестокость и бесчеловечность.

26. Б-г отвечает: «Если даже в таком государстве, как Сдом, найдутся пятьдесят праведников, которые не только сами живут достойно и справедливо, но и признаются другими в качестве эталонов нравственности, не только не будет нужды уничтожать это общество למענם (ради них), но и само общество заслуживает прощения בעבורם, поскольку праведники, живущие в нем, терпимы этим обществом». В таком случае общество еще не скатилось до самого дна, не лишилось возможности исправиться.

С этой идеей мы встретимся далее в разделе בחקתי (Ваикра 26:3-27:34). Общество еще сохраняет надежду на возвышение, если в нем честный, прямой, Б-гобоязненный человек является лишь объектом осмеяния. Пока к праведнику терпимо относятся хотя бы власть и закон, пока над ним только издеваются, представляя его дураком, но не считая преступником, общество заслуживает снисхождения. Другое дело, когда подобных людей начинают всерьез преследовать, когда добрые дела официально запрещены и наказываются как преступление. И грех эморейцев еще не достиг предела, пока Аврааму разрешалось воздвигнуть на их земле жертвенник во имя правды и добра. Так и Сдом был низвергнут, только когда достиг предела развращенности.

28. На долю потомков Авраама выпали тысячелетия скитаний, судьба меньшинства, в котором, к несчастью, праведные слишком часто тоже составляли меньшинство. Поэтому знание путей Б-жественного Провидения, которое Б-г по милости Своей открывает Аврааму, жизненно важно для его потомков: им необходимо понимать значение и цель праведного меньшинства.

Если хотя бы десять праведников нашел Вс-вышний среди разврата и растления Сдома и Аморы, Он сохранил бы жизнь всем, оставляя грешникам возможность исправиться. А пока не отчаивается Б-г, может и человек продолжать свои усилия, пусть даже конечное торжество добра произойдет только после нашей смерти.


Рав Бенцион Меламед

Ангелы в гостях у праотца Авраама

В мидраше (שוחר טוב תהלים פ"ח) рассказывается, что когда Моше-рабейну поднялся на гору Синай получать Скрижали Завета во второй раз, то ангелы выразили свой протест: "Разве можно давать Тору тем, кто только вчера нарушил заповедь "Не будет у тебя других Б-гов". На что ответил им Творец: "Вы все время пытаетесь очернить их в Моих глазах. А разве вы сами, когда спустились к Аврааму-авину, не нарушили запрет есть молоко с мясом? Ведь так написано в Торе: "и взял масло, и молоко, и теленка". А вот у евреев, когда ребенок возвращается из хедера, то мама предлагает ему хлеб, мясо и сыр. А ребенок отказывается есть это одновременно, и говорит, что сегодня они учили со своим ребе "не вари козленка в молоке матери его". Не было ангелам что ответить, и Творец сказал Моше-рабейну: "Напиши тебе слова эти". (Поскольку ангелам не было что ответить, то Творец в этих словах выразил свое решение подарить Тору еврейскому народу).

Не сомневаемся, что у всех, кто прочтет этот мидраш, возникает немало вопросов. Во-первых, немного странно, что из-за всего одного из законов Торы, который не выглядит как нечто основополагающее, было принято решение. Во-вторых, в конце концов, кто сказал, что ангелы нарушили закон, ведь мясо и молоко, которое подал им Авраам были холодными, а по Торе запрещено есть мясо с молоком только когда их сварили вместе. И в-третьих, как мог сам Авраам-авину, который видел целью жизни приближать людей к Творцу, дать гостям некошерную еду.

Ответим на вопросы по порядку, начав с последнего. 

Мальбим (ארצות החיים) пишет, что Авраам-авину сам создал этого теленка (или трех), которого приготовил для ангелов. Так написано в "Сефер аЕцира" (это имеется в виду в словах "ובן הבקר אשר עשה"). Следовательно, это мясо было парве, ему можно было угощать ангелов, а вот они не знали, что это парве, поэтому засчитал им Творец такой поступок как нарушение.

Есть мнение, согласно которому Авраам-авину в одной кастрюле вскипятил  молоко, а во второй сварил мясо, а уже сами ангелы перелили все в одну кастрюлю (в этом случае варка может осуществиться с помощью струи из первого сосуда). 

Мешех хохма (משך חכמה פר' וירא) дает еще один, как всегда гениальный ответ. Этот теленок был "бен пекуа". Была зашхитована беременная корова, а такая шхита разрешает к употреблению и саму корову, и теленка, который находился в ее утробе ("бен пекуа"). Такого теленка не запрещено варить с молоком согласно закону Торы. Им-то Авраам и кормил ангелов. Они же не знали, что теленок "бен пекуа", поэтому для них такое действие - нарушение. Еще один ответ дает Стайплер (ברכת פרץ פר' וירא). Поскольку ангелы, по сути, являются огнем, то холодное мясо и молоко, которое давал им Авраам, при соприкосновении с ними варилось.

Теперь дадим ответ на самый главный вопрос. Почему этот закон был решающим для Творца? Потому что это запрет, который не подвластен разуму. Мясо Творец разрешил, молоко тоже разрешил, а вот совместное их употребление в вареном виде - запрещено. Никакой логики. В этом то и есть величайшая ценность нашего народа в глазах Творца – в исполнении Его воли, даже тогда, когда она кажется нам абсолютно нелогичной. И будьте уверены в том, что в заслугу выполнения его желания Творец раскроет нам тайный смысл этого запрета. 

Мудрецы ввели множество постановлений, отдаляющих нас от нарушения этого закона. Поскольку мы ежедневно сталкиваемся с подобными законами, то я призываю вас изучать законы басар ве-халав, и не боятся спрашивать у раввина о любой тонкости соблюдения этих законов.

Приведем несколько примеров. В доме отрезали в обед мясным ножом половину луковицы. А вечером кто-то из домочадцев взял вторую половину, порезал ее молочным ножом, и положил в салат со сметаной. Можно ли есть этот салат? Или другой пример: если в Субботу на крышку бака с кипящей водой положили чтобы подогреть холодные шницели, можно ли потом из этой воды сделать кофе с молоком? Что делать, если при наливании молока из пакета, оно брызнуло на чайник, или на мясную кастрюлю, и еще множество схожих вопросов…


(На рассылку рава Бенциона Меламеда можно подписаться по адресу bzmelamed@gmail.com)


Рав Лев Кацин

Можно ли давать взятки?

«Можно ли давать взятки?» - этот вопрос я услышал, когда впервые в жизни пришел на урок Ильи Эссаса в Москве в 1978 году. В квартире юриста Валерия (Аврома) Прохоровского вокруг длинного стола сидели около двадцати человек. В первой части занятия Илья обсуждал вопросы произнесения благословений, и, честно говоря, я не понимал, о чем идет речь. После перерыва на чаепитие с бутербродами Илья перешел ко второй части занятия, вопросам и ответам. Тогда человек плотного телосложения спросил: «Илья, можно ли по законам Торы давать взятки?»

«Если власти несправедливо осудили еврея и бросили его в тюрьму, то можно и нужно дать взятку для его освобождения», - ответил Илья после некоторого раздумья.

После урока я познакомился с человеком, который задал этот вопрос. Мы подружились, и он научил меня благословениям. Сегодня он известный писатель Эзра Ховкин и живет в Иерусалиме.

Несколько лет спустя нашего общего друга, преподавателя Торы, власти бросили в сумасшедший дом и начали насильственно лечить. Со слезами на глазах он рассказывал мне о муках, которые испытывал от уколов психотропных препаратов. Спасением он был обязан своей матери, которая дала взятку врачу и добилась сначала отмены лекарства, а затем и освобождения сына.

Итак, в зависимости от намерения, взятка может стать добрым делом, в то время как доброе дело может превратиться во взятку, если человек совершает его во имя корысти…

Вс-вышний испытывал Авраама десятью испытаниями, и наш праотец с честью выдержал все их, не только творя добрые дела, но и проявляя чистоту помыслов, благородство намерений.

Во время первого испытания Вс-вышний обратился к Аврааму: «Иди из земли твоей, из места, в котором ты родился, из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, благословлю тебя и возвеличу имя твое (Берешит, 12:1–2).

За преодоление великого испытания - оставить свою страну, родных и друзей, дом отца - Вс-вышний обе-щал Аврааму великую награду: потомство, славу и благословение богатством, объясняют мудрецы. «Но в чем же состояло великое испытание Авраама? - удивляется ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». - Ради детей, славы и богатства любой вышел бы в дорогу!» Племянник Авраама Лот пошел вместе с ним, надеясь стать его наследником. «У Авраама нет детей, и я унаследую всего его богатства», - решил жадный Лот.

Два человека шли по одной дороге, только намерения у них были разные. Авраам шел во имя Вс-вышнего, Лот же - во имя себя. Их пути разошлись: Авраам пришел в Святую Землю, а Лот - в Сдом и Гоморру…

Два человека дают деньги госпиталю: один от любви к людям, а другой от любви к себе, чтоб прославиться…

Вс-вышний сказал Аврааму, что благословит его детьми, славой, богатством, чтобы испытать его. Во имя чего пойдет Авраам: во имя награды или, несмотря на обещанную награду, проявит бескорыстие и пойдет во имя Вс-вышнего, а не самого себя?..

На третий день после обрезания Авраам сидел в зной у своего шатра. Увидев трех путников в пустыне, Авраам встал и, превозмогая боль, побежал им навстречу, посадил в тень дерева, накормил и напоил их. Авраам выдержал великое испытание, говорят мудрецы, и в награду за это его потомки - евреи - удостоились в Синайской пустыне тени, манны и колодцев с водой.

«Величие Авраама не только в том, что он сделал, а в том, что сделал это бескорыстно, - утверждал реб Исроель Салантер. - Представьте себе, что, увидев трех путников, человек спешит им на помощь для того, чтобы получить чаевые. Намерение извлечь выгоду пре¬вращает акт милосердия в работу прислуги». Тот, кто, помогая людям, думает: «А что я с этого буду иметь?», превращает свой поступок во взятку, ведь он дает, для того чтобы взять. Отношения между людьми - это не сделка: ты - мне, я - тебе. Лишь бескорыстные поступки строят искренние и прочные отношения между людьми…

Вскоре моя мама предложила перенести урок Ильи Эссаса в нашу квартиру. Теперь уже она угощала учеников, количество которых постоянно увеличивалось. Однажды после урока я нашел на столе конверт, в котором было несколько рублей. С тех пор кто-то начал анонимно оставлять деньги. Этим человеком был Эзра Ховкин.


Рав Зеев Мешков

Союз обрезания и земля

 «И показался ему Б-г в дубраве Мамрэ, а он сидит у входа в шатер при зное дня…» (Берешит, 18:1).

Авраам, благодаря сделанному им обрезанию, удостоился нового уровня раскрытия Б-жественного Присутствия.

Обрезание, ставшее союзом с Б-гом, установило и особую связь народа с землей Израиля – землей, где Б-г раскрывается пророкам, и где Он ближе к душе каждого человека, чем в любом другом месте.

Об этом свидетельствует то, что изначально заповедь обрезания была дана как знак, подтверждающий Б-жественное обещание даровать нам Землю. И об этом было сказано Аврааму: «И дам тебе и потомству, которое будет после тебя, землю, в которой ты проживаешь, всю землю Кнаан в вечное владение, и буду им Всесильным… Вот союз, который вы будете хранить между Мной, и между вами, и между потомством, которое будет после тебя: обрезан будет у вас каждый мкжчина. И ребенок восьми дней будет обрезан у вас... И обрежете край плоти вашей, и будет это знаком союза между Мной и вами …» (Берешит, 17).

Знак… В наших силах хранить его, или, не дай Б-г, стереть его, перестав исполнять эту заповедь.

Но в чем же связь между знаком союза и Землей?

И то и другое обязывает нас оставаться самими собой, хранить свою душу в чистоте, не смешиваться с другими народами, не жить такой же жизнью, как они, не верить в то, во что верят они.

Обрезание обязывает заключать браки внутри народа, верящего в Б-га и служащего Ему. Любая запрещенная связь и, особенно, связь с женщиной из другого народа – нарушение союза, стирание знака: на теле он остается, а вот свое духовное значение утрачивает, и только раскаяние может восстановить его.

А земля Израиля?

Б-г заповедал нам: «Когда приведет Б-г Всесильный твой в землю эту… то прогонит многочисленные народы от лица твоего… И порази их… не заключай с ними союза… И не заключай браков с ними: дочь свою не отдавай сыну его и дочь его не бери для сына своего…» (Дварим, 7).

Проживание в святой земле также обязывает: «Дела, подобные тем, которые творятся в земле египетской, где вы жили, не делайте, и как дела, подобные тем, которые тво-рятся в земле Кнаан, куда Я веду вас, не делайте, и по законам их не ходите» (Ваикра, 18:1).

Как только сыновья Израиля после сорока лет блуждания подошли к Земле и пересекли ее границу, тут же сделали обрезание еще раз. Это было необходимо, так как Вс-вышний при входе в Землю добавил к заповеди обрезания новую деталь, которая называется прия: кожа скрепляется так, что она больше никогда не сможет нарасти. Это указывает на вечность союза. А раскрыться эта вечность могла только после того, как сыновья Израиля пересекли границы земли Израиля.

Отделенность от народов мира не связана с гордыней и надменностью. Она определяется свойствами души, которые раскрываются как благодаря обрезанию, так и благодаря земле Израиля.

Обрезание помогает преодолеть любое дурное желание. А земля Израиля связывает вместе все души, благодаря той чистоте, которая раскрывается в них.

У каждого в земле Израиля появляется общая для всех составляющая души. Она выводит человека на новый уровень понимания Б-га и окружающего мира, ослабляет влияние материи на душу и, следовательно, так же как обрезание, помогает преодолеть дурное желание. Это и отделяет сыновей Израиля от народов мира, которые даже не пытаются противостоять той испорченности, которая коренится в их душах.

Буква союза – буква хей (числовое значение которой – пять). Был Аврам, а стал Авраам. Благодаря обрезанию пять из органов его тела: голова, два уха и два глаза – принципиально изменились (комм. Раши к Берешит, 17:1).

Этот мидраш имеет в виду, что после обрезания Авраам по-другому начал видеть мир, по-другому стал понимать его и глубже стал понимать слова Б-га, обращенные к нему. Иными словами, он исправил свой внутренний мир настолько, что смог постоянно воспринимать духовную составляющую, которую скрывает мир окружающий, человека.

А земля Израиля дает человеку букву йод. И не случайно говорится, что буква йод, забранная у Сары (которую звали Сарай, и только после обрезания Авраама ее имя стало Сара), хранилась в сокровищнице Вс-вышнего и была передана Йеошуа, имя которого было Ошеа, а Моше изменил его на Йеошуа (комм. Раши). Тот, кто завоевал Землю, обрел букву йод и вернул ее всем сыновьям Израиля,. Буква йод – символ прямой и непосредственной связи с Б-гом: ее верхняя корона указывает на то, что за ограниченным миром скрывается Тот, Кто его сотворил.

Таким образом, обрезание исправляет внутренний мир человека, а земля Израиля объединяет все души за счет того, что раскрывает в каждой из них общий корень, связанный только с Источником жизни, предшествующим творению.


Рав Шломо-Зелиг Аврасин

Недельная глава Вайера с комментариями Магараля

В нашей главе начинается противостояние двух сыновей Яакова: бастарда Ишмаэля и сына Сары Ицхака. Особенно интересно будет рассмотреть отдельные аспекты этого противостояния в свете участившихся нападений «мирных» арабов и потрясающего цинизма их лидеров, свидетелями которых мы с вами являемся.

Итак, после долгих лет бесплодия Вс-вышний посылает Саре и Аврааму сына, который призван продолжить путь избранничества. Но не все гладко в стане Авраама – служанка Сары Агарь лелеет мечту о том, что именно её сын, Ишмаэль, с детства отличавшийся жестоким и диким нравом, станет наследником Авраама. Её давнишний спор с Сарой, когда она хотела занять место госпожи в силу своей плодовидости, ошибочно принимая её за показатель праведности (см. прошлую главу Торы), окончился не в пользу Агарь. Но она рассчитывает взять реванш в следующем поколении. Всё, что нужно сделать – устроить «несчастный случай», пока Ицхак еще мал. Но в младенчестве Сара неусыпно стерегла своего сына, предвидя такую возможность, но, когда Ицхак подрос и стал играть вне шатра, это стало делать гораздо труднее. Тем более, что одним из его товарищей по играм был Ишмаэль, который, наущеный матерью, вовлекал своего младшего брата в далеко небезопасные забавы. Вот как об этом рассказывает Тора:

И УВИДЕЛА САРА, ЧТО СЫН hАГАР-ЕГИПТЯНКИ, КОТОРОГО ТА РОДИЛА АВРАhАМУ, ПОТЕШАЕТСЯ (21:9). Что значит «потешается» в данном контексте? РаШИ так объясняет это слово: «это означает убийство, подобно "пусть встанут юноши и потешаться (т.е.) сразятся перед нами…" [II Кн. Шемуэля 2,14] .Потому что (Ишмаэль) спорил с Ицхаком из-за наследства, говоря "Я первенец и возьму двойную долю". Они вышли в поле, и (Ишмаэль) стал метать в него стрелы из лука, (а когда его стали упрекать в этом, то он) говорил: Ведь я всего лишь забавляюсь" (т.е. это шутка) [Притчи 26, 18-19].»

Но, как нам известно, в каждой шутке есть доля … шутки (а остальное – правда). Достаточно одной стрелы – и Ишмаэль становится единственным наследником. Видя это, Сара требует от Авраама изгнать Агарь и ее сына. Хотя Авраам не очень хочет этого делать (не смотря ни на что он любит и Ишмаэля, своего первенца), Вс-вышний приказывает ему послушать голоса жены его. Так Агарь оказывается в пустыне с мехом воды и сыном на руках. Они заблудились, и в мехе кончилась вода, да в придачу Ишмаэль слег в лихорадке. Тут Агарь проявила себя как настоящая арабская мать, из тех, которые с радостью посылают своих детей в «шахиды» - она отошла подальше, чтобы не слышать его стонов, и села ждать, пока он умрет. Нет, ради истины стоит отметить, что она плакала и переживала, но, тем не менее, ее поведение говорит о многом….  

И вот:

«И УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГОЛОС ОТРОКА; И АНГЕЛ ВСЕСИЛЬНОГО ВОЗЗВАЛ К hАГАР С НЕБА, И СКАЗАЛ ЕЙ: "ЧТО С ТОБОЙ, hАГАР? НЕ БОЙСЯ, ИБО УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГОЛОС ОТРОКА ОТТУДА, ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ. ВСТАНЬ, ПОДНИМИ ОТРОКА И ПОДДЕРЖИ ЕГО РУКОЙ ТВОЕЙ: ИБО БОЛЬШИМ НАРОДОМ СДЕЛАЮ Я ЕГО. И ОТКРЫЛ ЕЙ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГЛАЗА, И УВИДЕЛА ОНА КОЛОДЕЦ ВОДЫ, И ПОШЛА ОНА, И НАПОЛНИЛА МЕХ ВОДОЙ, И НАПОИЛА РЕБЕНКА." (21:17-19)

Согласно Мидрашу, в этот самый момент Небесный Суд решал судьбу Ишмаэля. Так об этом пишет РаШИ: Человека судят по тем поступкам, которые он совершает теперь, а не по тому, что он совершит в будущем [Рош hа-Шана 16 б]. Так как ангелы - служители выступали с обвинением и говорили: "Властелин мира! Тому, чьи потомки будут изнурять Твоих сынoвей жаждой, Ты открываешь источник воды?!" А Он им отвечал: "В его теперешнем состоянии он повинен смерти или нет?" Ответили Ему ангелы: "Нет", Сказал Он им: "По его поступкам нынешним сужу его". Таково (значение слов) "…оттуда, где он находится" (стих 17). А когда (Ишмаэль) морил сынов Исраэля жаждой? Когда Невухаднецар изгнал их из Страны Израиля в Вавилон... Когда их вели мимо тех мест, где жили арабы, сыны Исраэля говорили своим конвоирам: "Просим, отведите нас к сыновьям нашего дяди Ишмаэля, они сжалятся над нами". … И они действительно выходили им навстречу и приносили им мясо и соленую рыбу и полные мехи. Сыны Исраэля думали, что мехи полны водой, но когда они подносили ко рту горловину меха, (вместо воды) в тело устремлялся воздух, и человек умирал". Что ж, подобное коварное поведение арабов не изменилось и по сей день.

В книге Дварим, глава Ки Теце, говорится о "бен сорер у-морэ" (бунтующем отроке): "ЕСЛИ БУДЕТ У ЧЕЛОВЕКА СЫН БУЙНЫЙ И НЕПОКОРНЫЙ, НЕ СЛУШАЮЩИЙ ГОЛОСА ОТЦА СВОЕГО И ГОЛОСА МАТЕРИ СВОЕЙ, И НАКАЗЫВАЛИ ОНИ ЕГО, НО ОН НЕ СЛУШАЛ ИХ, ТО ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ЕГО ОТЕЦ ЕГО И МАТЬ ЕГО, И ВЫВЕДУТ ЕГО К СТАРЕЙШИНАМ ГОРОДА ЕГО И К ВОРОТАМ МЕСТА, ГДЕ ЖИВЕТ ОН, И СКАЖУТ СТАРЕЙШИНАМ ГОРОДА СВОЕГО: "ЭТОТ СЫН НАШ БУЕН И НЕПОКОРЕН, НЕ СЛУШАЕТ ОН ГОЛОСА НАШЕГО, ОБЖОРА ОН И ПЬЯНИЦА!". И ПУСТЬ ЗАКИДАЮТ ЕГО ВСЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЕГО КАМНЯМИ, И ПУСТЬ УМРЕТ ОН; ИСКОРЕНИ ЖЕ ЗЛО ЭТО ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ, И ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ УСЛЫШИТ И УЖАСНЕТСЯ". (21:18-21).

За что же такое суровое наказание? Согласно мнению Сифре, его казнят "в виду того, к чему неизбежно приведет его образ жизни". Тора распознает его намерения и уморасположение: рано или поздно он растратит отцовское достояние, но будет искать (удовольствий), к которым привык, а они окажутся недоступными, и станет он на перекрестке и будет грабить людей (и совершать преступления, наказуемые смертью). Сказала Тора: Пусть умрет неповинным (в тяжких преступлениях) и не умрет виновным [Сифре; Санhедрин 71 б].

Магараль усматривает противоречие между упомянутым РаШИ принципом суда  и законом о "бен сорер у-морэ".  Ведь он приговаривается Торой к смерти из-за того, что только может совершить в будущем! Те преступления, которые он совершил на текущий момент, не наказываются смертью! Как разрешить противоречие между этой заповедью и тем, что  сказанно об Ишмаэле? Магараль предлагает несколько вариантов решения:

1. Объяснение Мизрахи: Разница между случаями заключается в том, что на тот момент Ишмаэль действительно был еще невинен, в то время как «бен сорер у-морэ» уже успел совершить ряд проступков, за что, собственно, и попал в данную категорию.

2. Самому Магаралю не очень нравится такое объяснение, и он предлагает иное решение: эти случаи вообще нельзя сравнивать! «Бен сорер у-морэ» судится в человеческом, раввинском суде ("бейт дин шель мата"), в то время как Мидраш описывает суд над Ишмаэлем, происходящий перед Вс-вышним (бейт дин шель мала). А это совершенно разные типы суда! Нижний суд судит «бен сорер у-морэ» по законам Торы, соответствующим этому миру. Мы говорим: пусть он умрет безгрешным, а не уже согрешившим. Это – принцип действия нижнего суда. Этому же служат все 4 типа казни, к которым приговаривает суд. Они не только наказание за преступление, но и искупление и очищение перед Верхним судом, который судит только за практические действия, без учета каких-либо дополнительных соображений. В случае с Ишмаэлем нижнему суду вообще не нашлось бы дела – нет состава преступления. И это то, что подчеркивает Вс-вышний в ответе ангелам.

3. В своем комментраии на на отрывок о «бен сорер у-морэ» Магараль говорит: нижний суд обязан судить, верхний – дает возможность исправиться еще до получения наказания. В книге "Натив а-Тшува" упомянут еще один аспект: нижний суд не учитывает чистосердечное раскаяние, а верхний суд учитывает, т.к. нижний суд занимается только злом – нарушениями Торы, а верхний судит и учитывает также добро, которое человек совершил. Нижний суд – точечный, Верхний суд – общий. Разница – в перспективе.

Мы можем вынести из этого анализа для пользования в повседневной жизни два основных важных момента: во-первых, Вс-вышний – Судья праведный, и все, что происходит с человеком, происходит по Еги милосердному м справедливому приговору. Во-вторых, каждый человек ответственен за свои поступки, причем на двух уровнях – перед судом человеческим, и перед Высшим Судом. И если от первого порой удается ускользнуть, то со вторым такой номер невозможен даже теоретически.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Вайера (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика