::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Лех Леха

  • Сообщить о ошибке
2-11-2011, 18:09 Разместил: jude Просмотров: 2 052

Комментарий к Торе
Книга Берешит

Недельный раздел Лех Леха

Главы 12:1-17:27 

В первой фразе главы говорится: “И сказал Вс-вышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

 

Рав Лев Кацин

Как преодолеть шероховатости?

Рабби Довид из Лелова (1746–1814) был учеником прославленного провидца из Люблина рабби Яакова Горовица и легендарного рабби Элимелеха из Лежайска. Рабби Довид был известен своей любовью к людям, которая проявилась у него в раннем детстве. Довид рос в бедной семье, у него даже не было пальто. Но как можно отправлять ребенка в иеши­ву в морозную зиму без пальто? Отец Довида тяжело работал, накопил деньги и купил пальто для сына. Когда Довид пошел в школу, то увидел там мальчика, который дрожал от холода из-за того, что у него не было пальто, и подарил ему свое пальто.
– Где твое пальто? - с этим вопросом встретила его мама.
– Я подарил его бедному мальчику.
– Вернись в школу и возьми пальто, ведь папа может рассердиться и побить тебя! - испугалась мама.
– Я могу вынести побои, но не могу смотреть на страдающего от холода бедного мальчика!..
Для того чтобы ощущать страдания другого человека, как свои собственные, нужно любить его как самого себя. Сострадание является проявлением любви к людям. Любви, которая дает человеку силы облегчать страдания других, забывая о своих собственных.
Тора называет Ноя праведником, но лишь в «своем поколении». Лишь в сравнении со своими современниками, грабителями и развратниками поколения Потопа, его можно было назвать праведником, но живи Ной во времена Авраама, то считался бы никем, утверждают мудрецы Талмуда.
«Какие могут быть претензии к Ною? - удивится читатель. - Вс-вышний сказал ему строить ковчег, и он беспрекословно это выполнил».
Что ж, в этом-то и проблема. Когда Вс-вышний сообщил Аврааму об уничтожении Содома, тот взмолился о спасении жителей города, на­деясь на их исправление. Когда после греха Золотого тельца Вс-вышний сказал Моисею, что еврейский народ вновь начнется с него, то Моисей молил Вс-вышнего о прощении народа и проявил готовность к самопожертвованию, сказав: «Сотри меня из Своей Книги!» Авраам и Моисей проявили сострадание, в то время как Ной остался безразличным пред лицом гибели своего поколения.
Выйдя из ковчега и увидев разрушенный мир, Ной ужаснулся, рассказывают мудрецы. «Почему ты не молил Меня о спасении мира?» - спросил его Вс-вышний, и этот вопрос стал вечным упреком Ною, ибо даже пророки называли потоп «водами Ноя».
По мнению мудрецов, Ной был праведником «в шубе», который заботился прежде всего о самом себе. Не случайно Вс-вышний указал ему строить ковчег, спасать в нем людей и животных, для того чтобы самому заслужить спасение.
Ковчег спас Ноя от потопа, но не смог защитить его от самого себя. Выйдя из ковчега, Ной напился…
Специалисты организации «Анонимные алкоголики» утверждают, что человек может избавиться от этого угрожающего его жизни недуга, лишь победив эгоизм и посвятив свою жизнь спасению других…
Однажды в преддверии праздника Песах рабби Довид из Лилова отправился к своему учителю рабби Элимелеху из Лежайска. Он взял два бревна, на которых собирался печь мацу, и вышел на дорогу, которая привела его в лес. Он часто ходил по этому лесу к своему учителю, однако на этот раз заблудился и в отчаянии обратился с мольбой о помощи к Небесам. Вдруг появился человек, который вывел его из леса и перед тем как исчезнуть, открыл ему тайну любви к людям: «Ты несешь два бревна на своем плече, но как бы близко ты их не соединял, между ними все равно будут шероховатости. Их можно преодолеть, лишь шлифуя бревно. Так же и люди, между которыми существуют шероховатости, должны осознать, что им следует шлифовать, но не других, а себя!»
Открываясь Аврааму, Вс-вышний сказал, что полюбил его за то, что он укажет своим потомкам путь справедливости и милосердия. «Но это не один, а два разных пути: бывает, что по справедливости следует кого-то наказать, а из милосердия - простить, - удивился Хофец Хаим. - Нет, это один путь, в том случае, если человек осознал, что милосердие и любовь нужно проявлять к другим, а справедливость и требовательность - к самому себе!»
 

 

Рав Реувен Пятигорский

Третья недельная глава первой книги Торы. В ней 126 стихов.

Краткое содержание. 1) Авраам поднимается в Святую землю (Берешит12:1-9).

2) Авраам и Сара уходят в Египет и снова возвращаются в Эрец Кенаан (12:10-13:4).

3) Лот, племянник Авраама, отделяется от него и поселяется в Сдоме (13:5-18).

4) Война против Четырех царей, Авраам спасает Лота (14 глава).

5) Союз «между рассеченными частями»; Аврааму сообщается о будущем порабощении евреев и их освобождении (15 глава).

6) Египтянка Агар (Агарь) и ее сын от Авраама - Ишмаэль (16 глава).

7) Союз наша праотца Авраама со Вс-вышним - брит-мила (17 глава).

Начинается еврейская история. Вернее, история первой еврейской семьи. Прародитель нашего народа Авраам (тогда его еще звали Аврам) получает указание от Вс-вышнего: оставь свою страну, свою родину, дом своего отца - и иди в землю, которая будет тебе указана. Очень странная последовательность; надо бы сказать: сначала оставь отчий дом, потом - родину (город, в котором родился, отчизну), и лишь затем покинь страну. Или вообще, коротко и ясно: иди в страну Кенаан! Что за литературные украшения текста? Наши мудрецы между тем учат, что в Торе нет ни одного лишнего слова, все в ней стоит на своем месте, все играет свою роль.

Комментаторы дают ряд подробных объяснений. Рассмотрим одно из них. Авраам, первый еврей, родился за пределами Святой Земли, однако в ней умер и похоронен. Его сын - Ицхак - прожил долгую жизнь в земле, которую Творец обещал дать еврейскому народу, - он в ней и родился, и умер, никуда практически из нее не выезжая. Сын Ицхака, Яаков, как и отец, родился в стране, позже названной по его второму имени - Страной Израиля, но умер за границей - в Египте. Реализовались три прототипа еврейской судьбы. (О случае, когда еврей рождается, живет и умирает вне Израиля, в жизнеописаниях наших праотцев нет ни слова; впервые такие судьбы реализовались при египетском рабстве). Как видим, Авраам прожил жизнь, в некотором смысле повторенную ныне в жизнях многих евреев из бывшего Советского Союза. Они тоже родились на чужбине, но теперь живут на родине отцов. Как видим, в Торе нет ничего случайного и не нужного нам.

Авраам действительно стал первым евреем, человеком, принявшим на себя законы Торы. Для того чтобы соблюдать ее законы, надо было оставить обычаи и привычки того времени, выйти из-под влияния культуры идолопоклонников. Из трех перечисленных сред обитания человека (страна, город, дом) проще всего покинуть страну. Вернее, покинуть страну - очень больно и очень тяжело; для многих иммиграция - настоящая трагедия. И все же можно найти в себе силы переехать в другое государство, начать с нуля, сменить имя, платье, соседей. Но оставить родину?! Отказаться от привязанностей, культуры, с которой начал знакомиться еще до школы? Мало кому это удавалось. Разве только совсем молодым, предприимчивым. А между тем, от Авраама требовалось покинуть не просто страну, а именно отчизну - оставить ее, не носить в своем сердце. И лишь затем сказано: оставь дом своего отца. Кто, кроме Авраама, совершил такой подвиг? Дом наших отцов - это наша личная память, наш язык, наша ментальность, как любят говорить в Израиле. Т.е. каждый из нас и есть дом своих отцов.

Слава Б-гу, мы с вами не стояли перед тем испытанием, которое выпало на долю Авраама. Мы родились и выросли не в среде идолопоклонников, а по многим параметрам во вполне культурной стране, у своих интеллигентных еврейских родителей. Нам не надо выбрасывать из своего сердца ни язык России, ни ее культуру. И тем не менее Тора как бы примеряет ко всем еврейским поколениям один рецепт: чтобы прийти (или вернуться) к корням своего народа, надо пересмотреть в себе многое.

Авраам совершил подвиг. Ему было сказано «лех-леха», иди к себе, к своему естеству, к своему еврейству. И он пошел не раздумывая! Взяв с собой все, что у него было, - жену и племянника Лота. Жена была бесплодна, а Аврааму нужен был сын, которому он передал бы знание роли Вс-вышнего. Вс-вышний обещал ему сына. Но еще до его рождения произошел целый ряд событий, каждое из которых во многом определило грядущую судьбу евреев.

Авраам обошел всю Страну: там, где ступала его нога, в будущем появилась Эрец Исраэль. Авраам воевал со своими врагами. Четыре царя напали на жителей той земли и среди прочих пленников захватили Лота.

Авраам разбил захватчиков, дав пример следующим поколениям, как надо защищать соплеменников. Он был далеко не молодым человеком, когда совершил себе обрезание, выполняя завет Вс-вышнего. С тех пор этот завет лежит на всех евреях - как телесный знак нашего союза с Творцом.

Между прочим, большинство евреев всех стран неукоснительно соблюдают заповедь обрезания, совершая обряд брит-мила всем своим младенцам мужского пола в возрасте восьми дней, - независимо от собственной религиозности. В Израиле, например, не обрезать своего новорожденного сына считается совершенно недопустимым даже во вполне атеистически настроенной профессорской среде. Пожалуй, только русское еврейство последнего поколения несколько отошло от этой заповеди, но и оно начинает исправлять ошибки отцов. Ибо обрезаться никогда не поздно! Авраам сделал это в 99 лет. 

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Избранные комментарии на недельную главу Лех Леха

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли - евреи обязаны своим благополучием только лишь

Вс-вышнему.

 

Глава 12

1. לך לך - ИДИ СВОИМ ПУТЕМ. **Местоимение לך (к себе, для себя) в сочетании с глаголом לך (уйди) придает этой фразе дополнительный смысл: לך לך - «уйди ради себя», «следуй своим путем», «отойди от других». Подобным же образом сказано об Итро וילך לך («и ушел он к себе в страну свою» - Шмот 18:27): Итро (тесть Моше) предупрежден о том, каких благ он лишает себя тем, что не хочет присоединиться к народу Израиля. Йеhошуа обращается к коленам Реувена и Гада со словами ועתה פנו ולכו לכם לאהליכם («обратитесь же теперь и идите к себе в шатры ваши» - Йеhошуа 22:4). «Вы исполнили свой долг по отношению к общине, - говорит им Йеhошуа, - и теперь можете идти своей дорогой». Аналогично и לך לך - иди себе - означает «Ступай своим особым путем». Этот путь уведет тебя из твоей страны, лишит привычного окружения, отдалит от всего, к чему ты привык.

Приказ Б-га заставил Авраама занять жизненную позицию, которая находилась в резком противоречии со всеми тенденциями его времени. Как мы уже говорили, лозунгом той эпохи было נעשה לנו שם (сделаем себе имя). Поколение, среди которого жил Авраам, возводило для прославления человека Вавилонскую башню. Но в этом действии не было ничего от господства индивидуализма, высокой оценки значимости человека. Напротив, господствующим мировоззрением являлся централизм, отказывавший индивидуальности в какой-либо ценности, низводивший личность до уровня безликой детали, кирпичика грандиозной стройки, призванной восславить общину. Господствующая тенденция возводила в закон ложное понимание «большинства», навязывающего свою власть всем, всегда и во всем. В результате то, что «большинство» считало благом, автоматически становилось таковым для каждого без исключения.

Конечно, община обязана заботиться о сохранении того, что действительно свято и возвышенно. В полной мере это относится и к еврейской общине. Но при всем том необходимо должным образом оценивать высокую значимость каждого человека, присоединяющегося к общине. С самого зарождения еврейской истории мы видим, что принцип לך לך (иди своим собственным путем) считается наиболее важным. Никто не вправе сказать о себе: «Я праведен настолько, насколько полагается в наше время». Каждый лично отвечает за себя перед Б-гом. Если это становится необходимым, если большинство начинает поклоняться идолу ложного принципа, не имеющего ничего общего с истинным Б-гом, тогда человек должен идти «один, своим путем, с Б-гом». К такой необходимости приходит Авраам, и это решение становится началом его человеческой миссии и миссии народа, от него происшедшего.

Как бы мы могли дожить до сего дня, как бы мы могли столько перенести и выжить, если бы не восприняли завещанного нам Авраамом мужества быть меньшинством?

לך לך - первая еврейская заповедь - звучит как самый убедительный протест против идей «обновленного иудаизма», «иудаизма, отвечающего запросам сегодняшнего дня». Разве прислушивался Авраам к голосу своего времени, разве проникался его духом в храмах Халдеи и Вавилонии, Ассирии и Финикии, древнего Египта? Господствующей идеологией той эпохи было служение силе и чувственности, сладострастию. Азия поклонялась культу удовольствия, а древний Египет обожествил силу и полностью лишил человека личной свободы. И вот, в эпоху всеобщего конформизма, когда люди стремились самоутвердиться, наилучшим образом вписавшись в общество, старались полностью интегрироваться в коллектив, Авраам встает и покидает родину, отказывается от права гражданства, становится добровольным изгнанником. Он бросил свой протест прямо в лицо идолам, которым служили и поклонялись все народы. Подобный шаг требовал мужества и неколебимой веры в истинность своих убеждений, своего понимания Б-га; он требовал еврейского сознания, еврейского «упрямства». Это была первая ситуация, в которой призвание Авраама подверглось испытанию на прочность.

2. Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ ВЕЛИКИМ НАРОДОМ. Из этого стиха следует, что Б-г вознаградил Авраама за все, чем он пожертвовал. Отрываясь מארצו (от своей страны), Авраам покидает свой народ. Б-г говорит, что Авраам не присоединится к другому народу, а сам станет народом, основателем новой национальной общности. Покидая מולדתו (свою родину, место рождения), он не лишится уважения людей, не потеряет достоинства, не потерпит ущерба. ואברכך (Я благословлю тебя) - Авраам получает «гражданские права» из рук самого Б-га. Оставляясвою семью, расставаясь с привилегиями и почестями, которыми пользуются члены аристократических кланов, он получает взамен אגדלה שמך (Я возвеличу имя твое). Его новое имя - Авраам - еще будет на устах у всех.

Учат наши мудрецы (Берешит раба 39), что не написано אשימך לגוי גדול (Я определяю тебе быть великим народом). Нам не обещано, что Б-г будет вести себяподобно могущественному покровителю, пока потомство Авраама не станет народом, подобно тому как Б-жественное провидение заботится о росте и процветании других наций. Написано здесь אעשך (а не אשימך то есть: «Я сделаю тебя, создам тебя, сформирую в великий народ». Все естественные обстоятельства будут препятствовать этому, так что каждому станет ясно, что только Сам Б-г мог быть творцом этого народа. Законы природы - старость и бесплодие мужчины и женщины, которые должны стать родоначальниками новой нации, препятствуют исполнению Б-жественного замысла. Только один Б-г способен произвести из Авраама великий народ. Итак, уже с самого начала существование этого народа свидетельствует о Б-ге.

В первых трех стихах раздела сконцентрирована сущность всей еврейской истории. Если в первом стихе לך לך מארצך (Иди своим путем из своей земли), Авраам может показаться индивидуалистом, вынужденным отстаивать свою обособленность, то во втором стихе… ואעשך לגוי (Я сделаю тебя великим народом) уже говорится о народе, хотя пока без учета его отношений с другими нациями. И, наконец, в третьем стихе ואברכה (Я благословлю) еврейский народ охарактеризован в контексте взаимоотношений с другими народами. Благословение ими Авраама становится условием их собственного благословения; значит, предполагается, что могут найтись и желающие его проклясть.

Аврааму предстоит идти одному с Б-гом, не смешиваясь с языческим окружением. Вслед за тем должен совершиться второй акт творения Б-га в истории - создание великого народа из потомства Авраама. Этот народ может стать нацией только через גרות и גלות, то есть через изгнание и бездомность. Ведь если бы нация сложилась на своем постоянном месте, ее создание не выглядело бы מעשה - актом Б-жественного творения, откровением, отмеченным אצבע אלקים (Б-жественным перстом).

ואשך לגוי גדול (Я сделаю тебя великим народом): эти слова охватывают период от дней Ицхака до Исхода из Египта.

ואברכך (и благословлю тебя): избавив из Египта, поселю тебя в земле, текущей молоком и медом.

ואגדלה שמך (Я хочу возвеличить твое имя): не сказано אגדלה שמך (Я сделаю твое имя великим). Б-г благословляетлюдей и народы, но Он может только «желать» достигнуть духовного величия, которое позволит им служить образцом для всех людей и народов. Исполнение воли Б-га зависит от того, насколько эти люди или народы будут следовать Закону Б-га.

Подобным же образом, не написано והיית ברכה (Ты будешь благословением»), a והיה ברכה (Ты стань благословением). Я хочу сделать твое имя великим - и тогда ты станешь благословением. Я хочу создать из тебя народ, при одном взгляде на который все другие народы будут осознавать свою цель. А цель, которой ты, в отличие от стремлений других народов, должен достичь, - это «стать благословением».

3. ומקללך אאר - А ТОГО, КТО НАВЕДЕТ НА ТЕБЯ ПРОКЛЯТИЕ, Я ПРОКЛЯНУ. Не сказано אררך אאר (и того, кто проклинает тебя, Я прокляну). У концепции ברכה (благословение) есть две антитезы: קללה и מארה. Корень קלל означает «сокращение, уменьшение» в материальном аспекте: умаление материальной ценности человека или вещи. ארר означает не просто уменьшение материальной ценности, но подрыв внутренней силы, жизненности. Б-г говорит Аврааму: Я буду сопровождать тебя среди народов всю твою жизнь. Я благословлю каждую нацию в соответствии с тем, насколько она станет почитать еврейский дух. Ни один народ не сможет лишить тебя жизненной силы, но тех, кто будет стараться подорвать твое физическое существование и воспрепятствовать росту семени Авраама, - אאר, тех Я лишу внутренней силы, необходимой, чтобы выжить.

Лишь народы, которые не только воздерживаются от попыток подавить проявление принципов Авраама, но действительно, почитают и распространяют их, - лишь эти משפחות האדמה (семьи земли) будут благословлены «через тебя». И чем больше они будут почитать Авраама и его семя, тем большую ברכא получат.

5. ללכת ארצה כנען - И ВЫШЛИ ОНИ, НАПРАВЛЯЯСЬ К ЗЕМЛЕ КЕНААН. Б-г сказал Аврааму: לך לך (отделись, уйди со своей родины), добавив, что Авраам должен идти אל הארץ אשר אראך (в землю, которую Я покажу тебе). Обычно это интерпретируют как «в страну, в которую Я направлю тебя, прикажу тебе идти». Но אראך никогда не используется в значении «направлю». Это слово означает «дать увидеть», показать что-либо. С другой стороны, невозможно приказать идти «в место, в которое Я направлю тебя», потому что в этом случае человек должен дожидаться, когда ему укажут по крайней мере точное направление. Если бы Аврааму было заповедано именно так, он не знал бы даже, из каких ворот Харана ему выйти. Поэтому ясно, что Б-г приказал ему: «Уйди отсюда неважно куда и двигайся до тех пор, пока Я не дам тебе знак, что ты достиг того места, где должен остаться». И лишь по собственной инициативе Авраам с самого начала выбрал путь в Кенаан. Что побудило Авраама (а до него Тераха) сделать этот выбор?

Хотя в то время Кенаан населяли самые развращенные из потомков Ноаха, жил там также מלכי צדק מלך שלם (Малки-Цедек, царь Шалема). Согласно традиции, это сам Шем. В Кенаане все еще жил человек, который в наиболее чистой форме сохранил восприятие Б-га. Предание сообщает, что гора Мориа, на которой Аврааму предстояло совершить עקדה (связывание) Ицхака и где позднее должен был быть построен жертвенник Храма, была тем самым местом, на котором Hoax и Эвель принесли свои жертвы. И, как говорят наши мудрецы, именно отсюда, с горы כ פ ר ה(искупления), места постоянного духовного и нравственного перерождения человечества, был взят материал, из которого Б-г сотворил человека.

Получив приказ уйти из Ура Халдейского, где он был совершенно одинок со своими убеждениями перед лицом враждебности царей и жрецов, Авраам направился в Кенаан. Память человечества подсказывала, что в далекие времена в Кенаане люди были гораздо ближе к Б-гу, чем теперь, в его дни.

6. - 7. Авраам миновал много мест, но нигде не задерживался надолго. Он ждал знака, Б-жественного знака. И, наконец, Б-г явился Аврааму (буквально: «Сделал Себя видимым для него»). Жертвенник, построенный Авраамом, также описывается как построенный «для Б-га, Который явился ему». Явление Б-га служило знаком, подтверждавшим, что именно этой земле суждено стать землей Авраама и его народа.

75 лет Авраам жил, действовал и страдал за Б-га с того момента, как услышал Его слово. Но только в этом месте Б-г впервые явился ему. Этот факт показывал Аврааму, что сюда, на место первого откровения, вернется в будущем שכינה בתחתונים - Присутствие Б-га на земле, раскрытие которого является конечной целью и смыслом всей человеческой истории.

Земля Кенаана призвана стать местом, на котором возродится человеческий род и к нему вернутся вера и благочестие. Эта земля была избрана ради того, чтобы люди, живя на ней в соответствии с волей Б-га, смогли подняться на высшую ступень нравственного и духовного совершенства. Однако, как случалось и в последующих поколениях, эта земля в то же время была населена испорченными, развратными людьми, которые все больше деградировали, пока, наконец, не заслужили истребления.

Тора была дана в пустыне для того, чтобы научить нас, что возвышение человека не обусловлено ни временем, ни местом. Б-г связывает возвращение Своего Присутствия со страной, в которой человечество пало до самого низкого уровня. И это должно научить нас тому, что, хотя характер страны в какой-то мере и сказывается на характере ее населения, все же достижение близости к Б-гу в равной мере доступно как лапландцам в Лапландии, так и грекам в Греции. Там, где жил Авраам, могли жить и убийцы; одна и та же земля может породить убийцу и пророка, вынужденных жить рядом. Б-г избрал землю, сверх меры полную соблазнов, обитатели которой развратились настолько, что их «извергла сама земля». И в этой земле Он поселил Свой народ! Этот народ тоже не был самым легким народом. Одним из основных его качеств является קשה ערף - упрямство (см. Шмот 32:9). Б-г намеренно поступил так: если אשדת. (Б-жественый огонь) победит даже такой народ и даже на такой почве, это послужит доказательством того, что ни один из народов, где бы он ни жил, не сможет устоять против אשדת, удержаться от стремления к אשדת. Триумф любви к Б-гу и праведности должен был начаться с «самого упрямого из народов» - עז שבאומות - на самой «непослушной» земле.

8. Хотя дополнение глагола ויעתק (И приказал двигаться) не выражено, очевидно, что здесь подразумеваются люди Авраама. Аврааму пришлось затратить определенную энергию, чтобы побудить их сдвинуться с места и пойти по направлению к Горе. Он все еще искал уединения. Не לך (тебе, Аврааму), а לזרעך? (твоему семени) была обещана земля. Спутники Авраама могли чувствовать себя дома в приятной, плодородной долине, но Авраам, следуя долгу, побуждал их идти за собой.

Наши мудрецы говорят: אברהם קראו הר יצחק שדה יעקב בי (Авраам назвал это (место) горой; Ицхак - полем, а Яаков - домом). Авраам считал гоpы тем местом, где Б-г открывает Себя, где человек может найти Б-га. Чужой среди людей, Авраам больше не мог искать Б-га в рамках общества. В поисках Б-га он готов был идти за Ним в необжитый, пустынный район, где нет следов присутствия человека и его деятельности. История странствий наших патриархов повествует, что с каждым днем они все яснее видели как «перст Б-жий» управляет их жизнями. В отличие от Авраама, Ицхак назвал место Б-жественного откровения שדה (поле); это уже не страна пустынных гор, а тот аспект природы, который непосредственно обращен к человеку, - источник его пропитания. Здесь, в условиях, имеющих отношение к существованию человека - пусть даже только материальному, - Ицхак был способен различить влияние Б-жественного Провидения. «И сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат» (Берешит 26:12). Что же касается Яакова, то он и вовсе не считал, что ради того, чтобы найти Б-га, надо покидать дом. Яаков нашел Его там, где сам Б-г всегда хотел быть найденным. Яаков был человеком семьи, не в горах, не в полях и долинах, а в собственном доме он нашел Б-га. Именно в семейной жизни Б-г открылся Яакову. קראו בית - «он назвал это домом»; камень, который усталый человек, ложась, кладет себе под голову, становится для него «домом Б-га».

ויקרא בשם ה - И ВОЗЗВАЛ ВО ИМЯ Б-га. Вопреки всему миру, стремившемуся воплотить в жизнь лозунг נעשה לנו שם (Сделаем себе имя).

9. Авраам продолжал двигаться на юг. Мы уже говорили, что он сторонился городов. Авраам считал необходимым прежде всего создать прочное основание для себя и своего народа, а для этого требовалось уединение. Юг Палестины был, конечно, не самым плодородным краем, пророк Зехарья называет район к югу от Иерусалима ערבה (пустыня). В соответствии со всеми аспектами избрания еврейского народа - тем, что Тора была дана в пустыне, жертвенник воздвигнут на пустынной горе Эйвал, Израиль - עם קשה ערף (упрямый, жестоковыйный народ) - духовный центр еврейского народа, его столица была основана не на цветущем севере, а на юге, в пустынной части страны. Победа Торы не зависит от природных условий. Б-г говорит: «Из горы Я насыщу тебя медом». И לך לך, заповедь, данная Аврааму, вела его все дальше и дальше на негостеприимный юг.

10. - 13. И БЫЛ ГОЛОД В ТОЙ ЗЕМЛЕ Мы приближаемся к истории, которая, на первый взгляд, кажется более чем странной. Авраам должен оставить обещанную ему страну. И это вместо того, чтобы целиком ввеить свою судьбу Б-гу, знающему, как поддержать человека во время голода в пустыне! Он вынужден (по крайней мере, так это выглядит) скомпрометировать свою жену, чтобы спасти себя! И даже если мы не сумеем объяснить все странные события этой истории, если вслед за Рамбаном будем вынуждены признать, что его поведение по отношению к жене было тяжким грехом; если и то, что Авраам покинул страну во время голода, мы будем расценивать как прегрешение, все равно эта история не может не вызывать удивления. Слово Б-га не стремится сделать из наших великих людей иконы, оно не обожествляет человека. Ни об одном из великих Тора не говорит: «Вот идеал; в этом человеке Б-жественное обрело свое воплощение».

Тора не пытается скрыть от нас провинности, ошибки и слабости наших великих людей, и это безусловное свидетельство ее достоверности. То что нам рассказано об их ошибках и слабостях, никак не умаляет их величия. Скорее наоборот, благодаря правдивости жизнеописания, мы можем больше извлечь из него. Если бы великие люди были представлены как чистое совершенство, мы бы решили, что это особый дар, что столь высока была сама их природа, и нам не дано достичь такого уровня. Если бы они предстали людьми, начисто лишенными человеческих страстей и внутренних конфликтов, их величие мы воспринимали бы как нечто, данное свыше, а не как результат их собственных усилий. В таком случае невозможно было бы видеть в этих людях пример для подражания. Мы не могли бы даже надеяться, что сможем чему-то у них научиться. Например, ענוה (скромность) Моше. Если бы Тора не сообщила, что Моше способен впадать в гнев, его скромность показалась бы нам врожденным качеством, и мы бы сочли, что бесполезно пытаться ее перенять. Именно гневная вспышка - שמעו נא המורים - «Слушайте же, непокорные…» (Бемидбар 20:10) придает его скромности особое величие, ибо показывает, что смирение Моше - результат постоянного напряженного самоконтроля, большой выдержки. Но на подобное в принципе способен каждый человек. И, кроме того, Тора, каждый раз рассказывая о грехе или ошибке, сообщает также и о последствиях этих поступков как больших, так и малых.

Так давайте же научимся у наших великих учителей Торы - среди которых Рамбан, конечно, один из самых выдающихся, - что мы должны совершенно преодолеть соблазн обелять духовных и нравственных героев нашего прошлого. Они не нуждаются в апологии и не хотят, чтобы мы занимались оправданием собственного прошлого, אמת (правда) - это отличительный признак Слова Б-га; стремление к правде и неукоснительное следование правде характерны для всех наших великих учителей и комментаторов. Все сказанное останетс истиной и в том случае, если мы согласимся с мнением Рамбана, что «Авраам неумышленно совершил большой грех».

Но прежде чем идти дальше, давайте еще раз внимательно рассмотрим факты.

Авраам оставляет Кенаан в начале сильного голода. Он не ждет, чтобы Б-г совершил для него чудо, и отправляется в поисках пропитания в Египет. Здесь он снова попадает в беду и вынужден скрыть свои истинные отношения с Сарой. В результате честь Сары почти скомпрометирована. Очевидно, опасность была чрезвычайно серьезна. Авраам вторично прибегает к той же уловке в стране филистимлян (Берешит 20). Если бы существовала хоть какая-то возможность обойти опасность, Авраам несомненно не повторил бы во второй раз тот же самый прием. Мы видим, что впоследствии при подобных обстоятельствах точно так же поступает со своей женой Ривкой его сын Ицхак (Берешит 26).

Конечно, Рамбану, вооруженному, как и мы, знанием последующих событий, легко говорить, что «Авраам должен был остаться в Кенаане, а если он все-таки решил спуститься в Египет, там ему следовало во всем положиться на Б-га». Тот, кто сказал Аврааму: «Это твоя земля», мог позаботиться о нем чудесным образом. Ведь даже в пустыне Б-г послал ман целому народу, ибо מלאכיו יצוה - «ангелам Своим Он заповедает хранить тебя на всех путях» (Теилим 91:11). Однако то, что Б-г защищает идущих исполнять его волю - שלוחי מצוה אינן ניזוקין (Посланные во имя мицвы не понесут ущерба), - впервые стало известно именно благодаря Аврааму, и лишь после него в этом убедились его потомки. Авраам находился в иной ситуации, он не имел предшественников. С другой стороны, даже если бы у Авраама и имелся подобный опыт, он тем не менее не освобождал его от обязанности сделать все, что в его силах, прежде чем ожидать помощи от Б-га. Авраам мог парировать все возражения тем, что человек не должен полагаться на чудо.

А теперь о том, что, собственно, произошло в Египте. Может ли быть, что Авраам готов был пожертвовать честью жены, чтобы спастись? Прислушаемся к словам самого Авраама. Он говорит הנה נא ידעתי (Я знаю, что ты женщина прекрасная видом…) Слова «Я знаю» подразумевают, что муж с женой уже обсуждали эту тему раньше. В свете инцидентов, которые имели место в Египте и Финикии, мы можем заключить (не без аналогии с европейскими странами наших дней), что при той безнравственности, которая преобладала в этих странах, незамужняя женщина подвергалась меньшей опасности чем замужняя, особенно если та была иностранкой. Если бы стало известно, что Сара замужем, ее мужа просто убили бы, а ее забрали. Другое дело, если человек путешествует со своей сестрой. Чтобы добиться девственницы, нужно сначала расположить к себе ее брата. В любом случае это занимает много времени, появляются возможности найти какой-то выход из ситуации. Между тем Б-г может вмешаться.

Вот такой выбор стоял перед Авраамом прежде, чем он вошел в Египет. И именно ради Сары он выдал ее за свою сестру. Как у замужней женщины, у нее просто не было никаких шансов спастись. А считаясь незамужней, она могла надеяться на спасение.

Сара была настолько скромна, что даже не понимала грозящей опасности. Она совсем не считала себя красивой. Поэтому Аврааму и пришлось сказать ей: «Смотри, я знаю, что ты красивая женщина. Стоит египтянам увидеть тебя, как они расправятся со мной, твоим мужем. Что же касается тебя, - тут Авраам прибегает к эвфемизму, - тебя они оставят в живых…» Если бы они и тебя убили, это было бы не самое худшее; они оставят тебя в живых для участи гораздо более страшной. Поэтому лучше тебе сказать, что ты моя сестра. Тогда египтяне будут стремиться завоевать мое расположение. (Как правило, בעבור значит намерение, а בגלל - причина). И, наконец, чтобы преодолеть последние колебания Сары, Авраам добавляет, как будто с нотой эгоизма: «и я буду обязан тебе жизнью», иными словами, «если ты не можешь решитьс солгать ради собственного блага, сделай это ради меня».

14-19. Египтяне увидели, что женщина «очень красива». Они оборачивались, чтобы взглянуть ей вслед. Казалось, все обойдется: Аврааму не приходило в голову, что Сарой может заинтересоваться сам фараон. Если бы кто-то из его подданных проявил к Саре повышенный интерес, он попытался бы заполучить ее с помощью брата. Но фараон поступил иначе…

ותקח - БЫЛА ВЗЯТА. Сначала Сара была взята в царский дворец временно. Фараон не дотрагивался до нее, он хотел соблюсти видимость приличии. Он оказал Аврааму почести, чтобы добиться Сары с его помощью. Авраам получил «овец и быков» и т. д. Если бы Сару не защищал статус незамужней женщины, сестры Авраама, фараон взял бы ее сразу, безо всяких церемоний и даров. Чтобы спасти ее, Б-г должен был немедленно вмешаться.

Возможно, слова על דבר שרי (из-за Сары) следует понимать буквально, то есть, «по слову (על דבר) Сары». Сара призналась фараону, что она жена Авраама. Сделав такое признание, она оказалась в большой опасности. Теперь у фараона не оставалось причин вести себя с ней деликатно. В результате пришлось вмешаться Б-жественному Провидению.

Нам остается объяснить кажущееся противоречие в поведении Авраама. Немного ниже мы прочтем, что говорит Авраам царю Сдома: «Поднимаю руку мою к Б-гу…» (Берешит 14:22); он бескорыстно отказывается от самых почетных даров. Разве такой человек мог продать честь жены ради «овец и быков, и ослов, и слуг, и служанок, ослиц и верблюдов»?.. Фараон испробовал все, чтобы добиться расположения Авраама. В первый день он послал ему прекрасного быка, назавтра осла, потом слугу и так далее. Авраам ни от чего не отказывался, потому что до тех пор, пока он принимал дары, фараон продолжал лелеять надежды, и можно было не бояться, что он причинит зло Саре. Это подтверждают слова фараона, с которыми он обращается к Аврааму. Он не обвиняет Авраама в том, что тот выдал Сару за свою сестру. Его возмущает другое: «почему ты не сказал мне, что она твоя жена?» Для фараона вполне естественно, что Авраам вынужден обманывать его подданных, говоря им, что Сара - его сестра. «Но тебе совершенно не нужно было бояться меня. А ты не сказал мне правду, даже когда я собирался взять ее в жены!» Конечно, Аврааму нечего на это ответить. Не мог же он сказать фараону, что не считает его чем-то лучше его подданных… 

 

Рав Зеев Мешков

Милость и сила

«И сказал Б-г Авраму: Иди себе из земли твоей, от родни твоей, от дома отца твоего в землю, которую Я тебе покажу. И сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будет благословение. И благословлю благословляющих тебя, и поносящих тебя прокляну. И благословятся тобой семейства земли. И пошел Аврам, как велел ему Б-г… ».  «… И пришел Аврам в землю Кнаан, и прошел Авраам по земле (и дошел) до места Шхема, до Элон Море… И показался Б-г Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам землю эту. И построил там жертвенник Б-гу, открывшемуся ему» (Берешит 12)

Это первый стих в Торе, который раскрывает, что земля Кнаан отдана Вс-вышним праотцам еврейского народа и их потомкам, т.е. нам. Но Авраам не пришел в землю Кнаан как царь, которому принадлежит все богатство страны, а как путник, у которого нет своего клочка земли, путник, который вынужден просить у всех, чтобы ему оказали милость, позволив воспользоваться водой за плату. Если он разбивал шатер, то только в пустынной, никому не принадлежащей местности. Пастухи Лота, пошедшего вместе с ним, говорили «Следует пасти скот, где удобно, можно и на чужих полях. Ведь Вс-вышний обещал Аврааму эту землю». А Авраам, будучи не в силах убедить их, предпочел отделиться от Лота, лишь бы никто не сказал, что он пришел в Кнаан, как хозяин. До преклонных лет жизни у Авраама не было клочка земли, и только, когда пришло время похоронить Сару, он купил поле с пещерой в Хевроне. Почему он повел себя так? Авраам хотел быть учителем всех народов. Он стремился распространить знание о Б-ге среди всех людей. И потому он не хотел действовать силой, а стремился к тому, чтобы люди пришли к истинной вере сами. И, хотя он знал, что Б-г, выведший его из огненной печи, всегда защитит его, и заставит народы, проживавшие в ней, повиноваться ему, Авраам не стремился к власти. Пример тому его победа над четырьмя царями, пленившими Лота: «И взяли Лота, сына брата Авраама, и имущество его, и пошли… И услышал Авраам, что пленен брат его и взял воспитанников своих, домашних своих триста восемнадцать, и преследовал до Дана. И разделился (чтобы напасть) на них ночью, он и слуги его, и поразил их преследовал до Хова… И вернул все имущество и Лота, брата его»  (Берешит 14).

И он строил жертвенники и провозглашал Имя Б-га. Но его голос оставался неуслышанным, пока он не одержал эту победу. И только показав, что за ним стоит Всемогущий Б-г, который дает ему силы, достаточные для того, чтобы обратить в бегство любые армии, он удостоился того, что цари земли пришли к нему, как просители, и благословили его: «И вышел царь Сдома навстречу ему… А Малки Цедек, царь (города) Шалем вынес хлеб и вино, а он священник Б-га Вс-вышнего. И благословил его и сказал: «Благословен Аврам Б-гу Вс-вышнему*, сотворившему небо и землю, который отдал врагов твоих в руки твои…» (Берешит 14). Но Авраам, даже увидев, что Вс-вышний помог ему в вооруженной борьбе, и, убедившись в том, что победа сделала его царем всей земли, отказался от власти. Он переживал из-за того, что в сражении ему пришлось пролить кровь (Раши), и боялся, что люди теперь не поверят ему в том, что Б-г требует от них любви друг к другу, проявления милости и помощи слабым. Он думал, что его поступок породит новые войны и бесконечные волны насилия, которые никто уже не сможет остановить. Тогда сам Вс-вышний обратился к нему, чтобы успокоить его и благословить его: «Не бойся Аврам, Я – щит тебе, награда твоя велика» (Берешит 15). Иными словами – ты не только удостоишься защиты, если кто-то придет мстить тебе, но и должен знать, что ты совершил великое дело, за которое тебе полагается награда, которой не заслужил ни один человек в мире. Ты освятил Имя Б-га, показав, что Он – реальная сила, а не абстрактная идея. Б-г вмешивается в ход событий на земле, давая силы праведникам, чтобы они могли победить злодеев. Б-г делает праведников властителями мира, чтобы они вели его к исправлению, утверждая не только добро, но и справедливость. Произнеся «Я – щит тебе», Вс-вышний, фактически, сделал Авраама царем земли Кнаан. И для того, чтобы у нашего праотца не осталось сомнений, Вс-вышний добавил: «Я Б-г, который вывел тебя из Ур Касдим, чтобы дать тебе землю эту во владение» (Берешит 15). Но Авраам даже не предполагал, что он может владеть этой землей. Его потомки – может быть, а он… Ведь он один, а земля большая. Т.е. он не понял Вс-вышнего, который уже сделать его царем над народами, и уже отдал ему эту землю! Поэтому он спросил: «Через что я узнаю, что буду владеть ею?» (Берешит 15). Иными словами, он попросил знака, который убедит его, что в будущем он сможет овладеть землей. При этом Авраам имел в виду, что не он сам, а его многочисленные потомки смогут заселить эту землю. Но и в этом он сомневался, и просил знака. Как же в будущем, когда Вс-вышний сказал, что для того и вывел его из Ур Касдим, чтобы дать ему эту землю?! Как же в будущем, когда он и так уже признанный царь земли, обладающий достаточной силой, чтобы править ей?! Какой знак он хочет еще получить, когда победа в войне стала доказательством, что Б-г даст ему победу над любыми врагами, какими бы многочисленными они ни были»?! И Вс-вышний разгневался на Авраама, и предсказал ему, что его потомки четыреста лет будут рабами в чужой земле. Тот, кто не хочет отстаивать свои убеждения с оружием в руках, тот, кто не хочет властвовать, чтобы утверждать справедливость – наказание для него – рабство. И, когда его потомки придут из рабства в землю Кнаан, они должны будут завоевать ее, изгнав народы, которые погрязнут в идолопоклонстве и начнут приносить человеческие жертвы. А ведь этого можно было бы избежать, если бы Авраам захотел воспользоваться силой, данной ему Б-гом. 

Все это ни в коей мере не уменьшает заслуг Авраама. Он был первым, кто прокладывал дорогу к освобождению мира от зла, которое распространили в нем Адам, Каин, поколение потопа, поколение Вавилонской башни, жители сдомской долины. Никто, кроме него не мог заложить основы исправления, никто не мог привести в мир народ, способный исправить его. Но нам, его потомкам, следует сделать соответствующие выводы. Не надо ждать, когда Б-г отдаст нам эту землю, в то время как Он дает нам победы над врагами, и земля цветет там, где мы заселяем ее. Нам нужны еще какие-то знаки? Или нам не ясен путь, которым мы должны идти? 

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин

Три этапа спасения человечества от него самого

Наша недельная глава, Лех Леха, является первой главой Торы, с которой начинается рассказ о формировании Народа Израиля.   

Как мы видим из дальнейшей истории, Вс-вышний избрал Авраама в качестве зерна, из которого должна была появиться новая общность – святой народ. Путем испытаний, формирующих необходимые качества у наших праотцов, с одной стороны, а также методом тщательной селекции и отсева «некачественного» материала (Лот, Ишмаэль, Эйсав), с другой стороны, Вс-вышний добивается создания идеальной «матрицы» для создания этой новой общности, и эта «матрица» - праотец Яаков, которому, согласно еврейской мистике присуще качество «Тифэрэт» - «Великолепие», т.е. соединение всех положительных качеств в идеальной пропорции. И только после этого «опытного идеального образца» можно начинать «массовое производство», т.е. превращать отдельно взятую личность в народ через промежуточный этап – большую семью. Это как раз и есть основная тема книги Берейшит. 

Но прежде всего мы должны спросить себя: а каков же был замысел Творца? Для чего понабилось Святому, Благословен Он, понадобился такой специальный народ?

Ответ на этот вопрос содержится в конце главы Ноах. Там Вс-вышний после Потопа принимает на себя односторонний мораторий на уничтожение человечества, и в качестве знака этого союза избирает радугу (на иврите «радуга» и «лук (для стрельбы)» обозначаются словом «кешет»), повернутую концами в землю, как символ мирных намерений. Но при этом возникает серьёзное противоречие: а если человечество вновь коллективно согрешит, и будет повинно уничножению, как во времена Потопа? Можно, конечно, лишить человека возможности грешить, изъяв у него свободу воли (ведь именно так совершается грех – посредством неверного выбора). Но тогда вся идея мира – стремление творения к добру и благу по собственной инициативе – будет утрачена, и человек ничем не будет отличаться от умного животного!

И тогда Вс-вышний решает пойти другим путём. Он предпринимает три действия, призванные обеспечить в мире такое состояние, при котором, с одной стороны, у человечества сохранится свобода выбора, а с другой – оно не сможет совершить какой-либо грех всё вместе и в один период времени. Вот эти меры:

 

Шаг первый - разделение на народы и языки. В конце главы Ноах также присутствует рассказ о строительстве вавилонской башни. Многие комментаторы усматривали в этом действии различные грехи – от банальной гордыни («Человек – это звучит гордо!»), до попытки не шибко умных людей затеять войну со Вс-вышним, используя башню, как плацдарм земли на небесах. Однако, сама Тора не указывает прямой причины, побудившей Творца разрушить башню, кроме странного стиха: «И СКАЗАЛ Б-Г: ВЕДЬ НАРОД ОДИН И РЕЧЬ У ВСЕХ ОДНА, И ЭТО ЛИШЬ НАЧАЛО ИХ ДЕЯНИЯ, А ТЕПЕРЬ НЕ БУДЕТ ДЛЯ НИХ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО - ЧТО БЫ ОНИ НИ ВЗДУМАЛИ ДЕЛАТЬ» (Бер. 11:6). Т.е., согласно простому пониманию, сама постройка башни не являлась грехом, а лишь свидетельствовала о готовности людей соврешать совместные действия. А послкольку башня уже была шагом «не в ту степь», то помешать более серьёзным нарушениям можно было, только смешав их языки, чтобы не сумели договориться об общих действиях и разошлись каждый в свой угол, и занялись заселением земли, что и произошло. Но это был только первый шаг.

 

Шаг второй – географическое разделение

Когда Вс-вышний на третий день творения поднял сушу из воды, то она поднялась как один первичный континент (называемый учеными «Пангея», т.е. «Общая земля»). После потопа люди снова начали его заселять, но в основном, концентрировались в одном городе – Вавилоне. Однако у Вс-вышнего были иные планы.

Когда у правнука Шема, Эвера, родился сын, тот под действием пророческого духа дал ему имя Пелег, т.е. «раскол». Так об этом говорит Тора: «А У ЭВЕРА РОДИЛИСЬ ДВА СЫНА: ИМЯ ОДНОГО - ПЕЛЕГ, ИБО В ДНИ ЕГО РАСКОЛОЛАСЬ ЗЕМЛЯ…» (Бер. 10:25) Разрушение вавилонской башни сопровождалось катаклизмами, и праматерик раскололся, и его части начали дрейфовать в разные стороны, чтобы со временем образовать известные нам материки, слабый дрейф которых продолжается и по сей день. Так Вс-вышний осуществил географическое разделение народов, еще более затруднив совместное совершение негативных действий. Если какой-либо народ вызывал гнев Творца своим особо негодным поведением, то Вс-вышний мог с ним разобраться локально, зачастую – посредством его соседей, как это описывается в книге Судей. Но всё это были шаги по защите земли от негатива. А что с позитивом?

 

Третий шаг – создание народа-индикатора и народа-образца. Теперь настала очередь обеспечить человечеству возможность поступательного движения вверх и вперед, к исправлению греха первого человека. Человечество должно было духовно развиваться, иначе терялся смысл его существования. Нужен был народ-лидер, имеющий особые связи с Создателем, обладающий определенными качествами и получивший от Вс-вышнего особое задание. Причем само положение этого народа и его собственное духовное состояние будет являться индикатором – если этот народ гоним и терпит унижение, то мир далек от духовного процветания. И наоборот – если его уважают за приверженность союзу с Творцом и выказывают ему почтение, то конечное исправление мира не за горами. Об этом говорят книги наших пророков.

 

Поэтому Авраам начинает свой долгий путь из Харана в Израиль. Он проходит испытание за испытанием – голод, пленение Сары, размолвка с Лотом, война с вавилонскими царями, Агарь и Ишмаэль, обрезание, рождение Ицхака, и в конце, как завершающий аккорд – его жертвоприношение – вот этапы большого пути человека, судьба и призвание которого – основать вечный и святой народ, который был и остается светочем для всего мира. Основные гуманистичиские идеи пришли к человечеству именно от нас. И мы, потомки Авраама, должны помнить об этом и не ронять себя в глазах Творца и всего мира. Не к лицу нам пресмыкаться против силы Эйсава и потворствовать коварству Ишмаэля, ибо наш жребий – лишь в руке Вс-вышнего, и мы призваны нести идею Б-га в материальный мир путем соблюдения Его заповедей, изучения Торы и восстановления государства, зиждущегося на ее законах, и, в конечном итоге, воздвижению Храма на горе Мория в Иерусалиме, где в полной мере открыто проявится Б-жественное присутствие, и тогда наступит конец расколу, и все человечество объединится в служении Творцу, как сказано у пророка Зхарии: «И будет Вс-вышний царём над всей землёй, в этот день будет Вс-вышний един и Имя Его едино!» Амен!

  

Арье Юдасин

Маска, я тебя знаю, или Окончание демагогии

Глава «Веди себя» символизирует путь жизни Авраама и его детей - еврейского народа. И начинается, и заканчивается она болезненной операцией, поднимающей пациента на высокий уровень. Сперва - уход из родной страны, разрыв связей. В конце главы - обрезание. Авраам уходит в 75 лет и его следующие 100 лет (по гематрии «лех леха») - это будет новая жизнь, труд «избранного племени и светоча народов». Умрет праотец в 175 - полностью исчерпав свою столетнюю долю скитаний.
Другое значение 100, равного по гематрии лех леха, - именно в столетнем возрасте сбудется для Авраама: «Сделаю тебя народом великим». У него родится Ицхак, второй еврей. Для старшего же сына Ишмаеля, тогда тинейджера, Авраам выпросит у Б-га лишь обетование «и он тоже будет великим народом». Тоже. Вторично. Хотя, в силу биологического старшинства и многочисленности, станет претендовать на первенство.
Тур перечисляет благословения, полученные Авраамом, когда Создатель направил его в галут. «И сделаю тебя великим народом, и благословлю, и возвышу имя твое, и станешь благословением». Семь благословений здесь. 1. Станешь великим народом, величие которого - самостоятельность, право самому заслужить порабощение или освобождение. 2. Еще до обрезания Творец обе­щал Аврааму богатство. И за что клянут «еврейских толстосумов»? Не «они стащили», это Вс-вышний их дедушке подарил! 3. Станешь из Аврама (отец народа) Авраамом (отцом народов). 4. Сам будешь благословением. Вона как мы гордимся талантами - куда евреи пришли, там земля и культура расцветают! А дело вовсе не в талантах, просто гуляет с нами тот «лучик». 5. Благословляющие тебя будут благословлены. 6. Проклят каждый, ищущий тебе зла (мда…). 7. Все земные семьи тобой благословятся.
Но есть еще одно, здесь не перечисленное. О нем мы узнаем дальше: «…и Авраам стал стар днями, и Г-сподь благословил Авраама всем». Спорят мудрецы Талмуда. То ли не было у него дочери - а это и есть наивысшее благословение, ибо дочь пойдет за мужем, опустится от величия авраамова дома. То ли, наоборот, дочь у него была - иначе благословение неполно. А я выделю то, что поступки его и других наших праотцев настолько важны, что «впечатаны» в века. Их дети проходят по проторенным духовным и земным дорогам.
В главе появляется Ишмаель. Назван он так, поскольку «ишма Кель». Тогда услышал Б-г мольбу и услышит еще раз в дальнейшем - ведь сделают ишмаельтяне жизнь евреев невыносимой. Не хочу сейчас касаться странной сделки с Гиладом Шалитом. Израильское правительство само запуталось между восточной хитростью и напускным западным благодушием, отменило смертную казнь (мы - флагманы демократии!)… И теперь не знает, что делать с толпами палестинских убийц. Пущай лучше на улицах развлекаются. Но ушлые ребятушки тут же отыскали место в 60-м псалме, где за словом «Суккот» следует «Мне Гилад». Значит, все по плану… Да и слава Б-гу, у нас хотя бы иногда ценят жизнь человека!
Вспомню-ка я лучше иную знаме

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Лех Леха все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика