::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Ноах

  • Сообщить о ошибке
26-10-2011, 18:03 Разместил: jude Просмотров: 2 598

Комментарий к Торе
Книга Берешит

Недельный раздел Ноах

Главы 6:9-11:32

«Вот житие Ноаха - Ноах был человеком праведным и непорочным...”.

 Рав Лев Кацин

 Чего не успел сделать Стив Джобс…

«Заболев в 2004 году, Стив Джобс задумался о неизбежности смерти, - рассказал корреспонденту CBS Вальтер Айзексон, автор биографической книги об основателе Apple, которая выходит в свет в ближайшее время. - Стив не хотел больше путешествовать или попусту тратить время, а полностью сфокусировался на работе над новыми продуктами. Он хотел успеть создать iPhone и iPad».
«Я понял, что моя жизнь закончится, и что по сравнению с этим все остальное совершенно не важно, - говорил Стив Джобс в интервью Айзексону, который описывает его энергичным, но иногда проявляющим жестокость эксцентриком. - Ты рожден один и умрешь один. И разве что-то еще имеет значение? Я имею в виду, что именно человек может потерять? Ничего!»
Задумавшись о смерти, Стив Джобс пришел к выводу, что ему нечего терять, в то время как жизнь - это возможность творить добро, которую человек не должен упустить.
«…Не по твоей воле ты рожден, не по твоей воле ты живешь, не по твоей воле ты умрешь и не по твоей воле предстанешь перед судом Небес» (Пиркей Авот, 4:29), - учили мудрецы Талмуда почти два тысячелетия, призывая человека задуматься о своей ответственности за прожитую жизнь.
Концентрируясь на работе, Стив Джобс считал, что «перед лицом смерти все теряет свою ценность». В том числе и добрые дела, и помощь нуждающимся. Неслучайно после своего возвращения в Apple в 1998 году Стив Джобс закрыл все филантропические программы компании.
Однако мудрецы утверждали, что помнящий о своем конце человек должен задуматься о своем продолжении - воспитать детей, творить добрые дела, оставив о себе добрую память, хорошее имя.
«Человек, у которого есть сын-праведник, как будто не умирает», - учили мудрецы, видя в праведнике продолжение отца. Ибо добрые дела праведника являются заслугой души его отца. Потому и добрые дела человека подобны его детям. Ведь добро порождает добро. Творящий добрые дела сеет семена добра, которые со временем прорастают и дают новые плоды, являясь заслугой для его души даже после его смерти.
«Вот потомки Ноя, Hoй был праведником, нравственно чистым в своем поколении…» (Берешит, 6:9). Казалось бы, говоря о потомках Ноя, Тора должна была сразу упомянуть имена его сыновей: «Вот потомки Ноя - Шем, Хам и Яфет». Почему же вместо этого Тора подчеркивает, что сам Ной был праведником? «Для того чтобы научить тебя, что главное из произведенного на свет праведным человеком - это его добрые дела!» - объясняет Раши.
«Благословен тот, кто был воспитан на Торе, чье занятие было - Тора и чьи дела угодны Создателю, кто жил с добрым именем и ушел с добрым именем», - говорится в  Талмуде (Брахот, 17).
«О таких людях сказал царь Соломон: «Лучше доброе имя, чем добрый елей, а день смерти лучше дня рождения. Лучше пойти в дом скорби, чем пойтив дом пира, ибо таков конец каждого человека, и живой пусть обратит внимание. Лучше скорбь, чем смех, ибо, когда печалится лицо, добреет сердце» (Экклезиаст, 7:1–4).
Елеем мазали голову царя (отсюда русское слово «помазанник»), и потому он является символом власти, славы, почета. Однако все успехи бизнеса и карьеры человека меркнут по сравнению с ценностью его доброго имени, которое он заслужил добрыми делами своей жизни, что и после смерти является заслугой его души.
«Идти в дом пира», забывая о смерти, - это попусту тратить драгоценные мгновения жизни, писал царь Соломон, считая, что лучше «идти в дом скорби» и там «обратить внимание» на то, что «таков конец каждого человека». И все это во имя того, чтобы подобрело сердце человека и он начал творить добрые дела!
Однако, помня о смерти, человек должен не предаваться унынию, а ценить жизнь, радоваться каждому ее мгновению и творить добро.
«И видел я, что нет лучшего, чем радоваться человеку своими делам», - писал царь Соломон (Экклезиаст, 3:22), утверждая в конце своей книги, что в добрых делах человека состоит весь смысл его существования: «Перед Вс-вышним трепещи и Его заповеди соблюдай, ибо в этом весь человек!» (Экклезиаст, 12:14).
 

 

Арье Юдасин

Но все это были подобья…

Эта строчка из пастернаковского «Марбурга» закрутилась в голове, когда я принялся пролистывать комментарии к очередной главе Торы. Уж больно они современны, я бы сказал, «с упором на дешевую актуальность». Вы знаете, из-за чего состоялся Потоп? Который не лишь земная катастрофа, но и духовный коллапс всей человеческой жизни. Согласно Туру, гематрия слов «обитаемое пространство, которое [Я] создал [а теперь уничтожаю]», равна гематрии «не встанут при воскрешении мертвых». То есть поколение то истреблено полностью и бесповоротно. А сегодня, открывая газету…
Текст Торы называет причину катастрофы: «Наполнилась земля хамасом». Нет, не палестинскими энтузиастами. Те ХАМАС расшифровывают как «Исламское движение сопротивления», по-арабски слово означает «энтузиазм». На иврите же «хамас» - разбой, грабеж, грубость. Кое-что в перекличке языков, несомненно, есть - палестинцы прославились в Израиле именно «энтузиазмом» в воровском деле, а их лидеры восхваляют похищение людей. Можно найти и намек на духовные причины усиления этих ненавистников - нашу недобросовестность в денежных отношениях, особенно с бедными, и грубое пренебрежение ролью святого, избранного народа. Но буквально Тора говорит о другом.
Согласно Туру, грабежом земля наполнилась непосредственно. Люди выслеживали схроны друг друга в земле и крали. Иные аспекты греховности выявляют приводимые Туром гематрии. Гематрия «хамас» равна гематрии «воды Ноаха» - то есть Потопу. Другая связь - гематрия «хамас» равна гематрии «Геином» (ад). «Дерзкому - в ад». Наконец, из фразы, в которой Творец возвещает Ноаху окончательный приговор, Тур выделил среднюю часть: «…полна земля разбоем перед ними». Ее гематрия даст «разврат». Широко известен мидраш, говорящий, что вынесенный за грабеж приговор был приведен в исполнение, только когда люди легализовали гомосексуализм. Согласитесь, отныне фраза президента: «Сейчас же не древние дикие времена, чтобы ущемлять права «голубых»!» - приобретает иное звучание? Еще один аспект тех времен подчеркивают мудрецы: жизнь перед Потопом стала настолько удобной и изобильной, что публика буквально принялась беситься с жиру. Что вы, что вы - это не про нас!
Заглянем с другой стороны - что позволило человечеству не исчезнуть? Пасуком «Ноах нашел благоволение в глазах Б-га» закончилась глава «Берейшит». Заслуг одного человека, Ноаха, оказалось достаточно! Тур подчеркивает, что слова «Вот родословие (Ноаха)» всегда говорятся в ситуациях, когда доброму предшествует дурное. Тогда возрождению нового мира предшествовал упадок прежнего…
Само имя Ноах означает «легкий, приятный». «Приятен небу и творениям; приятен высшим и низшим; приятен в этом мире и будущем» (Тур). Иначе говоря, Ноаху удалось найти некий баланс идеального и материального, социального и духовного. Он, пророк, не стал сугубым аскетом, отнюдь - много контактировал с современниками, прославился как изобретатель сельскохозяйственных орудий и активный общественник. Но - свою энергичную социальную деятельность Ноах не считал главной. «С Б-гом ходил Ноах». Его сын Шем и внук Эвер после Потопа организовали иешиву, в которой учились лидеры многих следующих поколений - в частности, наш праотец Яаков. А сам Ноах, подвергнутый перед катастрофой остракизму за упаднические настроения и клевету на действительность, упрямо продолжал строить ковчег и предупреждал спрашивающих: если не одумаетесь, утонете. Ибо настоящий праведник - посланец Б-га к людям и защитник людей перед Б-гом. Не таков ли и ныне «идеальный баланс» - посредине меж кабинетным мыслителем и социоманом?

 

Рав Меир Брук

Б-жественный "световод"

Вот и начался новый «учебный» еврейский год. Наш календарь вместил в еврейский месяц тишрей сразу несколько «схем». Мы работаем над своим отношением с Вс-вышним, начиная с Рош ха-Шана, когда мы воцаряем Б-га. Потом мы расчищаем свои «завалы» в Йом Кипур. И наконец мы получаем возможность радости от своего обновленного отношения с Б-гом. Кульминацией этого является Шмини Ацерет, когда мы ощущаем свою особую близость с Творцом мира. Этот же день имеет и второе название - Симхат Тора.
В Израиле обе функции этого дня объединены. В диаспоре, там, где праздничные дни удваиваются, мудрецы разделили две функции на два дня: сначала День максимальной близости с Творцом, Шмини Ацерет, а на второй день, в Симхат Тору, мы учимся ощущать эту близость через нашу связь с Торой.
Интересно заметить, что мы не только читаем Тору. В Симхат Тору мы с Торой танцуем. Танец не требует интеллектуальных усилий, как того требует изучение Торы. Но танец позволяет нам эмоционально раскрыться. Мы «обнимаем» Тору, как невесту. На иврите слово «даат» - познание - обозначает и знание, и близость (познал муж жену).
Тора - очень важный фактор связи между человеком и Б-гом. Иудаизм учит нас, что мы должны искать пути приближения (и прилепления) к Б-гу. Но Б-г - невидим и неосязаем. И поэтому мы можем приближаться к Б-гу через те ресурсы, которые Вс-вышний выделил нам для этого.
Одним из таких ресурсов является набор Заповедей (мицвот), выполняя которые мы можем приблизиться к Творцу. Второй ресурс - Тора, изучая которую мы также приближаемся к ее Автору.
Чтение Торы создает для нас мощнейший момент выбора. Для того чтобы создать мощный позитивный фактор при чтении Торы, Творец спланировал «напротив него» сильнейший аппарат сопротивления. В нижней природе человека заложены механизмы саботажа, сокрытия, лени, агрессии против чтения и изучения Торы. Это один из духовных законов - напротив большой святости можно найти целую армию сил сопротивления.
Чтобы помочь нам найти позитив в изучении Торы, Вс-вышний вложил в Тору «семьдесят ликов» - разные способы ее понимания и интерпретации. Мы должны стараться узнать разные способы познания Торы и выбрать те из них, которые особенно радуют нашу душу.
Сюжеты Торы - многомерны. Один и тот же персонаж играет разные роли. Он играет «самого себя» в буквальном прочтении сюжетных линий. Он играет также одну из частей нашей личности. Внутренний мир человека «плотно заселен» разными частями личности, которые могут выяснять «между собой» отношения. Яркий пример, иллюстрирующий борьбу двух частей личности, - конфликт Каина и Авеля. Один из вариантов интерпретации: Каин - это наше эго, Авель - это наша душа.
Два вида приношений в этой истории - это приношения «от души» и приношения по эгоистическим мотивам. Понятно, почему Б-г ценит приношения «от души». И понятно, почему эго для самоутверждения стремится «убрать конкурента» (Каин, убивающий Авеля).
И можно понять, что означает фраза «голос крови брата твоего [Авеля] обращается ко мне из-под земли». Душа связана с кровью. «Из-под земли» означает из подсознания. Душа на «внесознательном» уровне контактирует с Вс-вышним. И мы должны научиться работать с этим голосом души.
Кроме нашего внутреннего мира, сюжеты Торы и ее персонажи иллюстрируют общемистические схемы бытия.
Так же как в одном человеке живет целый мир, подобные процессы проходят и в группах людей - в семьях, в общинах, между народами, между евреями и народами мира.
Важно знать, что любой сюжет Торы, даже самый драматический, имеет высший корень и одновременно иллюстрирует высочайшие уровни бытия.
Так, потоп в поколении Ноаха, согласно комментариям книги «Зоѓар», описывает и потоп света, который приходит в мир, согласно воле Вс-вышнего. Так как «знание - свет», то сюжет с потопом иллюстрирует и современную ситуацию с массовым «информационным потопом», когда на человека обрушивается масса знаний. И роль ковчега - позволить человеку не утонуть в этом море знаний, а «плыть», узнавая новое и важное. Изучение Торы должно стать таким «ковчегом» в море знаний.
Схема Торы позволяет «нанизывать» новые знания на структурный «костяк», предоставляемый Торой. И через этот «костяк», как через «световод», Б-жественный Свет приходит в нашу жизнь, в наши знания, в наш опыт.
 

 

Рав Дов Бигон

Вернуть радость

Наказанием Адама и Хавы за грех стала печаль. Сказано было Хаве: «Умножу очень муки твои, и беременность твою. В печали будешь рожать детей…» А Адаму: «Проклята земля из-за тебя, в печали будешь есть все дни твои…» (Берешит, 3:17-18). И Ноах был призван избавить людей от печали, как сказано: «Этот утешит нас от дел рук наших и от печали…» (5:29).

Пояснил Раши: «Пока не появился Ноах, не было у людей орудий для обработки полей, так как земля не давала урожая. В дни же Ноаха это проклятие было снято. Однако печаль не исчезла. И тогда Ноах попытался избавиться от нее после потопа: насадил виноградник, изготовил вино и пил его, пока его сознание не отключилось.

Только к Аврааму, человеку преисполненному любви ко всем творениям, избраннику Б-га, вернулась радость, которую испытывал Адам до греха в саду Эден, как сказано: «И упал Авраам на лицо свое, и возрадовался». И Вс-вышний повелел Аврааму назвать своего сына Ицхак – «будет смеяться». Таргум Йонатан поясняет, что речь идет не об обычном смехе, а о таком, который сопровождает радость, охватившую человека. Через Авраама и его потомков должно было прийти в мир исправление греха первого человека.

Через две тысячи лет хаоса мы подошли к эпохе, которая называется «преддверие времени Машиаха». И легко заметить, что слово Машиах состоит из тех же букв, что и слово симха – «радость». Это еще раз доказывает, что цель человечества и, прежде всего, сыновей Израиля, – это избавиться от печали, которая вошла в мир с грехом Адама. «Искупленные Б-гом вернутся и придут с песней. И радость всего мира – над ними. Веселья и радости достигнут, и убежит тоска и стенание» (Йешаяу, 35:10).

Народ должен вернуться к самому себе, стать таким, каким он призван быть: заботящимся о своем нравственном уровне, отстаивающим справедливость, проявляющим милость. И об этом сказано: «Ибо узнал Я его, чтобы заповедать сыновьям его и дому, который будет после него, чтобы хранили дорогу Б-га, творя милость и утверждая (справедливый) суд, чтобы дал Б-г Аврааму то, что обещал ему» (Берешит, 18:19). А обещано Аврааму было следующее: «И станет Авраам непременно большим и мощным народом, и благословятся им все народы земли» (Берешит, 18:18). А радость всех тех лет, которые были прожиты в печали, вернется к потомкам Авраама. Как сказано: «Дай нам радость тех лет, которые мы страдали, видели горе…» (Теилим, 90:15)

 Рав Зеев Мешков

О радости и печали

Кто опечалился, кто пожалел?

«И пожалел Б-г, что сделал человека на земле, и опечалился в сердце своем» (Берейшит 6:6). Маарал разъясняет, что слова в «сердце своем» относятся к человеку – к людям, населявшим землю перед потопом. Слова «И пожалел Б-г…» так же не относятся к восприятию Б-га, а свидетельствуют о восприятии Б-га людьми, жившими накануне потопа: им начало казаться, что Б-г отчаялся исправить что-либо. Мир человека определяется его восприятием мира, и если ему кажется все бессмысленным и ненужным, то нависает угроза уничтожения вселенной. Конечно, один человек не может погубить все и вся - определяющим становится большинство населения планеты.

 

Когда все плохо…

Перед потопом господствовало настроение подавленности: «все плохо, можно бесконечно получать удовольствия, но в них нет радости (ощущении непреходящей радости бывает только у тех, кто не утратил связи с Б-гом). Смысл существования утрачен». В допотопные времена люди были связаны с природой. Она, как зеркало души отражала их эмоциональный мир и мыслительную деятельность. Молитва, песня, поиск совершенства, стремление к лучшему были «двигателями прогресса»: светило солнце, расцветали цветы, появлялись плоды. Работа руками была незначительной частью деятельности человека. Но была и обратная сторона медали: когда люди начинали видеть во всем плохое и бессмысленное, тучи затягивали небо, вода начинала заливать сушу, рождались непонятные, некрасивые и хищные звери. И, в конце концов, открылись затворы небес и источников земли, и вода затопила весь мир, стерев то, чем люди были постоянно недовольны, включая и их самих.

 

Что будет, если нам не понравится мир?

В наше время, когда связь души человека с внешним миром разорвана, и природа не реагирует на наши эмоции и мысли, закон, гласящий «человечество, не любящее творение, разрушает его», не перестал действовать. Правда, он реализуется по-другому. Нам не угрожает потоп из-за нашего плохого настроения и ощущения того, что все бессмысленно. Если люди перестанут ценить то, что Б-г дал им, они не будут стерты с лица Земли. Они сами сотрут себя, своими руками. В самом деле, если большинство человечества решит: «все бессмысленно, нечего беречь, нужно извлечь максимум удовольствий за короткое время своей жизни, а после нас – хоть потоп» - будет потоп. Растают снега Арктики и Антарктики, и зальет большую часть суши. Ураганы и другие стихийные бедствия прикончат все остальное.

Так что умение видеть творение Б-га, как подарок, как благо, видеть смысл во всем сотворенном – это не роскошь, а единственный способ существования.

 

Умение видеть

В «Пиркей авот» (поучении отцов) сказано: «Всякий, кто обладает тремя качествами, является последователем Авраама, нашего праотца: хороший глаз, спокойный дух, негорделивая душа…» (5: 19). «Хороший глаз» - умение видеть во всем корень добра и стремиться к исправлению мира. «Хороший глаз» - источник любви, наполняющей сердце. Это не означает, что все можно и все дозволено – ведь все хорошо, и все на благо. Напротив, любовь – она требовательна, она стремится сделать свой объект лучше, раскрыть в нем то добро, которое заложено в нем изначально. «Хороший глаз» Авраама спас человечество, которое и после потопа было недовольно всем сотворенным, и начало строить башню, чтобы воевать с Б-гом, постоянно, по их мнению, омрачавшем их существование. Наш праотец научил людей видеть благо во всем, и доказал, что есть смысл в жизни. Еврей, который хочет вернуться к своим корням, должен, прежде всего, вернуться к «хорошему глазу» Авраама.

 

Даже после разрушения Храма…

Когда Рабан Йоханан бен Закай после разрушения Храма спросил своих учеников, какое положительное свойство из всех, присущих людям, является самым главным, способным исправить создавшуюся ситуацию, раби Элиэзер бен Урканос ответил: «Хороший глаз». Его ученик, раби Акива, был способен искренне радоваться в то время, когда его товарищи и учителя плакали, глядя на руины Храма (Брахот 61а). Он видел будущее. Он смотрел «хорошим глазом» и видел руку Б-га во всем происходящем, в звуке шагов римских легионов, рождавших тоску и отчаяние в еврейских сердцах, он слышал поступь будущего, шаги Шхины, возвращающейся из изгнания.

 

Третий глаз

 «Хороший глаз оставил свой отпечаток в сыновьях Израиля» (Зоар Хадаш, глава Ваэтханан). Иными словами, свойство Б-га видеть Свое творение хорошим, передалось евреям в момент дарования Торы. Ведь сказано: «И увидел Всесильный все, что Он сделал – и вот это хорошо очень» (Берейшит 1:31).

Книга Зоар утверждает, что существует третий глаз. На нашем лице он расположен над правым и левым. Он не видит внешние оболочки, но воспринимает суть вещей. Он дает возможность смотреть на мир, как Б-г, видя только хорошее, только желанное – соответствующее Его желанию.

 

Увидеть Б-га

Увидеть желание Б-га, или мир, соответствующий желанию Б-га – это близко к тому, чтобы увидеть Самого Б-га. Так смотрел на мир Моше, и о нем сказано: «И картину Б-га созерцал» (Бемидбар 12:8). Можно сказать, «картину созданную Б-гом», а можно сказать «картину, отражающую образ Б-га». Для того, чтобы видеть «портрет Б-га» нужно не только вглядываться в детали, но и охватить взором все в целом, все творение в прошлом, настоящем и будущем и, оторвавшись от зримых образов, представить себе «Кто сотворил все это» (Йешаяу 40:26). Когда ты осознаешь Его добро и благо – тогда и увидишь незримого Б-га. Сыновьям Израиля была дарована Тора, у них открылся «третий глаз» - способность воспринимать добро (Зоар гл. Лех Леха, 91).

 

От нашего восприятия зависит наше спасение

Наш отказ от свойства Авраама видеть повсюду добро, к которому следует стремиться, отказ от третьего глаза, открывшегося у нас в момент дарования Торы, наша неспособность увидеть благо в происходящих событиях, неумение попытаться проникнуть в их смысл, замедляет процесс освобождения народа Израиля, построения государства, возведение Храма. Ведь все зависит от нашего восприятия! Об этом говорил пророк Йешаяу: «… ибо воочию увидят возвращение Б-га в Цийон. Разразитесь (радостью), пойте вместе, развалины Йерушалаима, ибо утешил Б-г народ Свой, освободил Йерушалаим» (52: 8 – 10). Буквальный перевод «воочию» - «глаз в глаз». «Глаз в глаз увидят они возвращение Б-га в Цион». Иными словами, увидеть возвращение Б-га в наше время, когда народ собирается в Земле Израиля, когда Храм в Йерушалаиме лежит в руинах, попираемый ногами язычников, может только тот, кто смотрит «глаз в глаз» - пользуется глазом Б-га, третьим глазом, Б-жественным виденьем мира, воспринимает происходящее по принципу «все хорошо». Это «все хорошо» не исключает видения частных недостатков, стремления исправить их, но в целом происходящее воспринимается как позитивный процесс, ведущий к лучшему. Каждый день мы произносим молитву «И дай нашим глазам увидеть Твое возвращение в Цион…».

 

Молитва: «Дай увидеть…»

Следовательно, даже когда Б-г возвращается в Цион, не все способны увидеть Его. Нужно приложить много усилий для того, чтобы увидеть Б-га, шагающим из изгнания, где Шхина пребывала вместе с еврейским народом. Многие не узнают Своего Б-га, не верят в то, что их перемещение в Израиль – это Он, и поэтому спрашивают: «Кто этот, приходящий из Эдома...?» - из стран изгнания. А Вс-вышний отвечает: «Я, говорящий справедливо, великий в спасении» (Иешаяу 63). Но спрашивавшие продолжают сомневаться: Он ли привел нас сюда? И только те, кто смотрят третьим глазом, во всех событиях видят Его.

 

Потопа не будет

«Я буду, как Я буду» - обещал Б-г перед Исходом их Египта: проявлюсь во всем, что будет, через свое освобождение поймете Меня, в своем освобождении увидете Меня. Видящие Б-га третьим глазом видят солдат Израиля в шестидневную войну. Они вглядываются в подняющихся на Масличную гору, чтобы оттуда прорваться в Львиные ворота и захватить старый город и Храмовую гору, и говорят: «смотрите, это то, что сказано у пророка Зхарья: «И стояли ноги Его на Масличной горе…» (14:4). Чье виденье возобладает? Виденье допотопных людей, которые утверждают, что все происходящее с нами не имеет смысла, не несет в себе надежды, или видение потомков Авраама, которые знают цель и, стремясь к ней, стараются исправить окружающую действительность, повернуть все к лучшему. Нет сомнения, последние спасут народ Израиль, открыв своим братьям третий глаз, способный видеть Б-га в чудесах собирания рассеяния, в том, что мы – в своей стране. Потоп будет предотвращен.

 

Моше Абелец

Перевод Евгения Левина

Ворон и голубь

Текст Торы весьма неоднороден –некоторые сюжеты освещаются в Писании с различных точек зрения. В частности, в нашей недельнной главе, несомненно, присутствуют два различных сообщения о Потопе, объединенные в одно повествование. Сегодня мы поговорим об одном из них.
"И УВИДЕЛ Б-Г, ЧТО ВЕЛИКО ЗЛО ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ И ЧТО ВЕСЬ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ СЕРДЦА ЕГО ЗОЛ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ. И РАСКАЯЛСЯ Б-Г, ЧТО СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ, И СОЖАЛЕЛ В СЕРДЦЕ СВОЕМ. И СКАЗАЛ Б-Г: "СОТРУ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО Я СОТВОРИЛ, С ЛИЦА ЗЕМЛИ, ОТ ЧЕЛОВЕКА ДО СКОТА, ДО ГАДОВ И ДО ПТИЦ НЕБЕСНЫХ; ИБО ЖАЛЕЮ Я, ЧТО СОЗДАЛ ИХ". НОАХ ЖЕ ПОНРАВИЛСЯ Б-ГУ" (Берешит, 6:5-8).
Т.е. все человечество, за исключением Ноаха, развратилось, и Б-г решил его уничтожить. Теперь обратим внимание на стихи, следующие непосредственно за процитированным отрывком
"ВОТ РОДОСЛОВИЕ НОАХА: НОАХ, МУЖ ПРАВЕДНЫЙ, БЫЛ НЕПОРОЧНЕЙШИМ В ПОКОЛЕНИЯХ СВОИХ; ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ ХОДИЛ НОАХ. И РОДИЛ НОАХ ТРЕХ СЫНОВЕЙ: ШЕМА, ХАМА И ЙЕФЕТА. И РАСТЛИЛАСЬ ЗЕМЛЯ ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ, И НАПОЛНИЛАСЬ ЗЕМЛЯ ЗЛОДЕЯНИЕМ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗЕМЛЮ, ЧТО ВОТ: РАСТЛИЛАСЬ ОНА, ИБО ИЗВРАТИЛА ВСЯКАЯ ПЛОТЬ ПУТЬ СВОЙ НА ЗЕМЛЕ. " (Берешит, 6:9-13).
Т.е. нам вторично сообщают, что все человечество, за исключением Ноаха, развратилось, и Б-г решил его уничтожить.
С точки зрения библейской критики, перед нами - два различных источника, которые были созданы в разное время и, возможно, в разных еврейских царствах. B науке эти источники принято называть Я и Э (Яхвист и Элокист), по первым буквам различных имен Б-га. Поэтому каждый из источников приводит свою традицию, которые впоследствии были соединены редактором в рамках единого повествования. В этой статье я хочу показать, почему аргументы библейской критики кажутся мне неубедительными.
Оба источника проходят через всю недельную главу, и заканчиваются сообщением о том, как Ноах выпустил из ковчега птицу проверить, не появилась ли уже суша. Согласно источнику Э, Ноах "ВЫПУСТИЛ ВОРОНА, И ТОТ ОТЛЕТАЛ И ПРИЛЕТАЛ, ПОКА ВОДА НЕ ВЫСОХЛА НА ЗЕМЛЕ" (Берешит, 8:7). Пока ворон возвращался к ковчегу, Ноах понимал, что вся земля все еще покрыта водой. Когда же птица не вернулась, он понял, что вода начала спадать.
Что же делает Ноах в следущих стихах?
"И ВЫПУСТИЛ ОН ГОЛУБЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ПОНИЗИЛАСЬ ЛИ ВОДА НА ЗЕМЛЕ. НО ГОЛУБЬ НЕ НАШЕЛ МЕСТА ПОКОЯ ДЛЯ НОГИ СВОЕЙ И ВОЗВРАТИЛСЯ К НЕМУ В КОВЧЕГ, ИБО НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ВОДА, И ОН ПРОСТЕР РУКУ СВОЮ, И ВЗЯЛ ЕГО, И ЗАНЕС К СЕБЕ В КОВЧЕГ. И ПОДОЖДАЛ ЕЩЕ СЕМЬ ДНЕЙ ДРУГИХ, И ОПЯТЬ ВЫПУСТИЛ ГОЛУБЯ ИЗ КОВЧЕГА. И ЯВИЛСЯ К НЕМУ ГОЛУБЬ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ, И ВОТ МАСЛИЧНЫЙ ЛИСТ, КЛЮВОМ СОРВАННЫЙ, У НЕГО: И УЗНАЛ НОАХ, ЧТО ВОДА ПОНИЗИЛАСЬ НА ЗЕМЛЕ" (Берешит, 8:8-11).
Пока голубь возвращался, Ноах понимал, что земля все еще покрыта водой. Когда же тот вернулся с оливковой ветвью, стало понятно, что земля начала подсыхать.
Обратим внимание на различия между источниками. Согласно Я., Б-г сострадает человеку и огорчен собственным решением устроить потоп. Он заботится о Ноахе. В свою очередь, Ноах заботится о голубе, а голубь о нем. Источник Э., напротив, отстраненно излагает факты, не проявляя никаких чувств по поводу происходящего.
Также обратим внимание на противопоставление ворона и голубя. Ворон - хищник, голуби - зерноядные. Ворон олицетворяет агрессию, голубь, напротив, символ мира. Ворон черен, голубь бел.
Таким образом, перед нами не два независимых расказа, но две стороны одной медали; как разъяснили еще мудрецы прошлых поколений, один источник (Э.) выражает Б-жественное правосудие, а двугой, Я. - Б-жественное милосердие.
Древний Израиль столкнулся с теологической проблемой: если Б-г милостлив, то как Он может наказывать, а если справедлив, то как Он может проявлять милосердие? Наша "переплетенная" история пытается справиться с этим парадоксом: Б-жественное милосердие и Б-жественная справедливость действуют параллельно, дополняя друг друга. Б-г поступил справедливо, обрушив на землю потоп, однако при этом он действовал, не забывая о милосердии.
Каждый родитель знает, как трудно воспитывать ребенка, правильно дозируя жалость и строгость. Возможно, нам следует попытаться подражать в этом Вс-вышнему, и "стрелять из обоих стволов" одновременно.
 

 

Ури Линец

Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…

На протяжении 120 лет Ноах, по указанию Вс-вышнего, строил особое судно - ковчег, одновременно с этим он убеждал людей своего поколения, что должен произойти потоп невиданной силы. Когда люди проходили мимо его дома и спрашивали, что он делает, он отвечал: “Так сказал Владыка мира, что он насылает потоп на землю”. Реакцией были язвительные насмешки (см. Берешит Раба 30:7).
Возникает вопрос: каковы результаты пророчества Ноаха? Вроде - нулевые. Ноах не смог убедить хотя бы одного человека совершить тшуву - исправиться. Работа, которой занимался Ноах 120 лет “пошла ко дну”. Эта история ярко демонстрирует истинную роль пророка - обличителя. Многократно повторяется она в биографиях пророков Израиля. Результатом их работы, по большей части был полный провал. Народ не был заинтересован выслушивать их, и не сворачивал со своего неправедного пути. Несомненно, главная задача обличения и порицания - направить народ на верный путь, нацеливаясь на немедленное его раскаяние и совершение тшувы. Но даже если пророк не сумел привести народ к этой цели, это еще не говорит о том, что он потерпел неудачу! У обличения, как такового, имеется своя собственная ценность и именно поэтому слова пророков на тысячелетия занесены в ТАНАХ!
Когда Вс-вышний назначает пророком Йехезкеля, Он говорит: “Сын человеческий! Посылаю Я тебя к сынам Израиля, к коленам непокорным, которые бунтовали против Меня… А сыны эти с лицами упрямыми и сердцами жестокими - к ним посылаю Я тебя, и скажешь ты им: “Так сказал Ашем Эло’им!” И будут они слушать или откажутся, ибо они - дом мятежный, но узнают, что пророк был среди них” (Йехезкель 2:3-6)… “А дом Израиля не захочет слушать тебя…” (Й. 3:7). Но раз Вс-вышний знает, что они не пожелают слушать, зачем Он посылает Йехезкеля терпеть унижения?
Есть своя ценность в том, чтобы сказать слова правды, даже если выяснится, что они не повлияли здесь и сейчас: “И будут знать, что пророк был среди них”. Ценность слов пророка - в самом привнесении в мир слов Творца, в выражении ощутимого присутствия Его в этом мире. Через пророка мы узнаем, что мир не брошен на произвол судьбы: “Йеш Дин, вэ-йеш Даян!” - “Есть Суд и есть Тот, кто вершит Суд!”. И пророк, тем самым, освящает Имя Творца, совершает кидуш А-Шем, как бы призывая Его прийти в этот мир.
Нам сегодня следует знать: даже когда кажется со стопроцентной уверенностью, что общество не станет слушать, наш долг обличать и говорить правду. Талмуд говорит: “Если перед Творцом открыто, что не послушают, то перед ними (праведниками, на которых лежит долг обличать) разве открыто?” То есть мы не можем быть уверены, что слова эти не повлияют, поэтому мы обязаны их произнести. А в нашей истории немало примеров, показывающих действие таких слов спустя годы и века.
Сегодня роль людей Торы подобна роли пророков Израиля. Необходимо говорить правду, правду Вс-вышнего. Ту правду, которую из-за тысяч “реальных”, “практических”, “политкорректных” соображений никто не говорит. Даже если кажется, что разговор ведется впустую, в длительной перспективе это не так. Идти с правдой до конца - этот путь в долгосрочном плане обладает истинным влиянием на народ и на ход истории.

 

 О. И. Баддиль

Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника

1. Хотя в поколениях, предшествующих Ноаху, бывали, в редких случаях, люди, в чем-то стоящие выше остального человечества, общая тенденция была нисходящей. Человечество, увлекая за собой и всю окружающую среду, стало развращенным и злым. Вместо стремления к духовности и добру, как планировал ХаШем, вся человеческая деятельность была направлена к получению исключительно материальных

удовольствий, даже самым аморальным образом. Эта ситуация стала еще более невыносимой в связи с дополнительной новой тенденцией, сильно опечалившей Б-га, Который, в Своей доброте, больше всего другого желает, чтобы между Его созданиями царили мир и гармония. Произошел разгул жестокого насилия и разбоя, которые стали теперь основным занятием обезумевшего человечества. ХаШем увидел, что не осталось ни единого шанса, что этот мир сам по себе вернется к мирному сосуществованию и гармонии, которые Он желал для всех Своих созданий и в первую очередь для человека.

2. Даже Ноах, наиболее праведный человек того поколения, был праведником только по сравнению с людьми его времени. Если бы он жил во времена Авраама, то был бы никем, обычным человеком с улицы. То, что Тора, тем не менее, называет его праведником, дает нам некоторое представление о том, как ужасно развратился мир, и почему Б-гу пришлось покончить со всем этим. И все же Ноаха в самом деле можно

назвать воистину хорошим человеком, ибо для того, чтобы оставаться стойким и праведным в то время, надо было обладать настоящим героизмом. И можно себе представить, чего бы он мог достичь, если бы ему не приходилось соприкасаться со злодеями своего времени, которые делали все возможное, чтобы и его совратить.

3. ХаШем сказал Ноаху, что за злодеяния, совершенные человечеством, Он собирается стереть всех людей с лица Земли. И даже все животные, обитающие в человеческой середе, были настолько развращены, что ХаШем решил уничтожить их всех. Но чтобы дать им дополнительную возможность раскаяться, ХаШем приказал Ноаху построить большой Ковчег: постройка этого огромного Ковчега в течение долгих лет и причина его постройки могли потрясти людей и заставить их улучшить свое поведение. Если люди не раскаются, сказал ХаШем, Он наведет на них всех Великий Потоп, намного масштабнее, чем когда-либо до этого. Только находящиеся в Ковчеге спасутся и построят новый мир, когда прошлый грешный и развращенный мир будет стерт с лица земли почти без следа. ХаШем велел Ноаху впустить в Ковчег особи мужского и женского пола каждого вида животных, птиц и насекомых, а также взять с собой в Ковчег те экземпляры растений, которые не выживут во время Великого Потопа и в таком случае будут потеряны для мира. Что касается кошерных, то есть, более нежных животных, то их Ноах должен был взять по семь, поскольку после Великого Потопа эти беззащитные создания могли стать добычей других животных и хищников, и, спасая большее их количество, ХаШем обеспечил их выживание: теперь они были изначально

более распространены. Да и заслуга принесения некоторых из них в жертву (корбан) помогла обеспечить продолжение полноценного существования мира. В Ковчег следовало также взять еду и провизию в количестве, достаточном для Ноаха, трех его сыновей, Шема, Хама и Йефета, жены Ноаха, трех жен сыновей Ноаха, а также для всех животных, которые нуждались в кормежке. (Большинство животных, птиц и насекомых, будучи в ковчеге, впало в спячку).

4. По команде Б-га Ноах вошел в Ковчег. Все животные, которые должны были быть спасены, тоже вошли в Ковчег и сразу расселились по отсекам, которые Ноах для них построил. Оставшиеся, не попавшие в Ковчег, чудесным образом образовали защитное кольцо вокруг него от тех людей, которые вызывающе предупредили Ноаха, что если Великий Потоп все же произойдет, они не дадут спастись и обитателям Ковчега. Так, даже когда пошли дожди, люди не раскаялись в своих злодеяниях.

5. Сорок дней и ночей шел дождь, само небо изливало воду, земля тоже извергала ее из своих глубин. Ядовитые газы быстро уничтожили все формы жизни на земле, а коррозия не оставила и следа от существовавшей порочной культуры. (До настоящего времени найдено очень мало следов допотопного мира, ибо ХаШем не желает, чтобы зло оставалось даже в форме развалин. То же касается и разрушения Сдома и Аморы, единственного другого случая культуры и цивилизации, основанной на зле и жестокости

и уничтоженной Б-гом.)

6. Из-за порочности человечества сам мир стал порочным, пока ХаШем, наконец, не уничтожил всю эту скверну. Невероятное количество воды, излитое Б-гом на нашу планету во время Великого Потопа уже после физического уничтожения мира, стало его духовным очищением: ХаШем как бы взял мир и омыл его в Микве (ритуально очистительном бассейне).

7. И когда Ноах вышел из Ковчега год спустя, по указанию Б-га, он увидел совсем иной мир. Произошли невероятные потрясения. Изменились очертания материков. Выросли новые горы, другие – наоборот, скрылись под водой. Появились новые и исчезли старые континенты. Реки и моря оказались там, где их в помине не было. Даже воздух стал каким-то другим. Ось Земли наклонилась, из-за чего появились разные времена года, а также различные климатические зоны. Более того, мир в целом как-то измельчал: ХаШем лишил его прежнего огромного потенциала, чтобы им больше не злоупотребляли.

8. ХаШем был умиротворен жертвой (корбан), принесенной Ноахом, и решил, что больше не позволит человечеству вызывать подобное разрушение. Если когда-нибудь снова появится такое злое общество, то Он накажет всех виновных и уничтожит их прежде, чем они успеют распространить свое влияние и принести несчастье всему миру. Напоминанием об этом более тесным соприкосновением между Б-гом и миром будет

служить уже заготовленная Б-гом радуга, на которую Он теперь обратил внимание Ноаха. Когда она появляется, сказал ему ХаШем, пусть служит напоминанием о Великом Потопе, чтобы люди улучшили свое поведение.

9. ХаШем повторил для Ноаха благословления, которые изначально дал человеку: да будут люди плодиться и размножаться, ибо ХаШем желает, чтобы мир был густонаселен.

10. Мир животных снова должен оказаться под властью человека, и животные должны снова испытывать перед ним страх как перед превосходящей силой (а не как в ситуации, возникшей в развращенных поколениях до Великого Потопа, когда человек утерял свой Б-жественный Образ). Поскольку плодородность земли ухудшилась, и производимая ею пища не могла обеспечить человека всем необходимым, ХаШем разрешил Ноаху забивать животных и употреблять в пищу их мясо. Но забивать их нужно определенным образом, аккуратно, без жестокости, и только если человек заслужил это право путем

исполнения своих обязанностей как слуга Б-га.

11. Ноаху, отцу всего человечества и покровителю всех живых существ, захотелось отблагодарить Б-га за новый мир, который он увидел. Он был необычайно счастлив и благодарен Б-гу за то, что земля осталась плодородной, и когда он вновь посадил виноград, то выпил сока, чтобы лучше выразить Б-гу чувство радости. Ибо назначением вина является усиление человеческой радости путем расслабления естественного

чувства сдержанности. Так радость выражается более свободно, без обычного автоматического самоконтроля и скованности. Однако Ноах недооценил силу вина и опьянел. Когда он почувствовал на себе эффект вина, он ушел к себе в палатку проспаться. Хам, сын Ноаха, зашел в палатку, чтобы посмотреть на отца в низменном состоянии, и затем рассказал об этом братьям, стоящим снаружи. Услышав о состоянии

их отца и стремясь защитить его достоинство, Шем, при помощи Йефета, вошли задом в шатер своего отца, чтобы не увидеть ненароком его наготу, и накрыли его одеждой. Проснувшись, Ноах узнал обо всем случившемся.

12. Произошедшее возбудило в Ноахе самое дальновидное пророческое видение. Из этого инцидента он ясно увидел особые качества, присущие каждому из трех его сыновей, и как они себя проявят в будущих поколениях всего человечества, их потомства. Все народы, которые от них произойдут, будут обладать сочетанием черт характера его сыновей. У одних народов какая-то черта будет доминировать, у других она проявится меньше, зато проявится другая, и все они будут проявляться в различной степени и различным образом. Таким образом, каждый народ и этническая группа разовьет свой характер, да и любой индивидуум будет отличаться от других людей. Потомки Шема унаследуют его ум, утонченность и благородство души, что наделит их способностью постигать природу любой вещи, подытоженную в ее названии («Шем»), и таким образом определять ее потенциальное предназначение («Шом»), чтобы правильно использовать ее для служения Б-гу. Поэтому от Шема пойдут наставники и религиозные лидеры

человечества. Потомки Йефета (чье имя означает «красота», подразумевая человека, который легко ею пленяется) дадут человечеству культуру и чувство эстетики. Но грация и красота сами по себе не могут быть единственной целью человечества: человек по природе искатель и не сможет успокоиться, пока не найдет истинное удовлетворение и духовную радость в близости к Б-гу. Одни красота и искусство никогда не смогут дать человеку духовного удовлетворения, которое он ищет. Хам (что означает «горячий»),

обладающий горячей импульсивностью и действующий бесконтрольно по легко возбудимым чувствам, передаст потомкам эти качества. Потомки Хама, обладающие этой несдержанной и грубой натурой, и лишенные возможности понимания высоко духовных и благородных идей, должны находиться под руководством потомков Шема и Йефета. Так они получат возможность облагородиться и подняться до истинно духовного уровня. Им никогда не удастся достичь этого самостоятельно, на свободе. Никогда люди Хама не будут признаны благородными правителями человечества, ибо кто не владеет собой, тот не достоин управлять другими. Только подчиняясь Шему и Йефету, Хам и его потомки научатся ценить прекрасное и станут достойными, утонченными и духовно возвышенными. В противном случае Хам останется варваром,

уступающим по уровню своим братьям. Аналогичным образом, только под руководством религиозных и моральных учений Шема сможет культура и эстетика народов Йефета дать им не только внешне цивилизованный облик, но и истинную духовную сущность и подлинное благочестие. Только в случае их добровольного подчинения Шему станут народы Хама и Йефета истинно благородными, духовными и

морально возвышенными. Ноах, прародитель новой человеческой расы, видя сильные и слабые стороны трех своих сыновей, молился за их объединение в человечество, полное жизнерадостности и пыла (Хам), культурное и чуткое к прекрасному (Йефет), но управляемое морально-религиозными учениями Шема.

13. Глава продолжается списком народов, которые произошли от трех сыновей Ноаха, и из которых в конце концов развились семьдесят основных наций античного мира, прародителей всего остального человечества.

14. По прошествии годов и столетий Великий Потоп превратился во всего лишь историческое предание. С течением времени люди начали трактовать его не как дело рук Б-га, а как природный катаклизм, который просто «произошел» и вполне мог повториться. И вот, в эпоху тирании Нимрода человечество собралось вместе для постройки огромной башни с гигантским городом у ее основания. Большая башня, по их мнению, могла стать убежищем в том случае, если «небесные подпорки снова рухнут».

15. Это колоссальное мероприятие стало возможным только благодаря высокому уровню единения и гармонии, который господствовал тогда между людьми. Потому хотя этот проект представлял собой открытый бунт против Б-га, Он не наказал тех людей, поскольку они находились в мире друг с другом, а, как известно, ХаШем прощает все, если видит, что люди живут в гармонии и мире. Но поскольку именно эта гармония стала причиной восстания, а в ее основе лежал общий язык, на котором разговаривали люди, ХаШем смешал языки людей, чтобы они перестали понимать друг друга. Так ХаШем сорвал этот проект, ибо организованное восстание против Создателя в конечном итоге приводит и к страшному конфликту между самими созданиями.

16. И люди забросили башню и рассеялись по планете, и тогда начали развиваться разные языки. Медленно, но верно придется людям заново учиться, как правильно общаться друг с другом, чтобы снова быть в мире, но в то же время использовать гармонию во благо.

17. Когда Ноах и его семья вновь заселили Землю, то он разделил все территории между своими сыновьями. Йефету и его потомкам достались северные земли, Шему и его потомкам – земли Средиземноморья, а также к востоку от него. А Хам со своими потомками получил жаркие страны Африканского континента, ибо ему эти тропические страны теперь подходили больше, чем его братьям. Остальной мир, по словам Ноаха,

будет населен будущими поколениями людей по мере нужды. (Позже потомки Хама распространились на север и незаконно присвоили земли, принадлежащие по праву потомкам Шема. Поэтому когда ХаШем помог еврейскому народу, потомкам Шема, выдворить этих захватчиков, земля была возвращена ее законным владельцам, как и обещал ХаШем Аврааму, Ицхаку и Иакову.)

18. Глава заканчивается перечнем последующих поколений потомков Шема, вплоть до семьи Авраама. Из-за преследований со стороны Нимрода Терах, отец Авраама, должен был бежать из родной страны. Взяв с собой семью и довольно значительное число последователей, он пошел по направлению к Святой Земле. Но, придя в Харан, там и остановился, где в последствии и умер.

И, с приходом Аврама, наступил новый век надежды для мира.

  

О. И. Баддиль

Перевод Рава Меира Мучника

Ѓафтара недельного раздела Ноах

Ѓафтара этой недели взята из Книги Ишаи.

Сефарды читают отрывок из главы (54:1-10). Ашкеназы продолжают до (55:6).

 

1. В этой Ѓафтаре Ишая утешает еврейский народ, находящийся в изгнании, видением будущего, когда ХаШем на глазах у всего мира вновь возьмет нас в качестве Своего Избранного народа. Он описывает идиллию тех будущих времен словами ласки и великой любви, используя, как он часто делает, метафору: ХаШем в роли мужа, а еврейский народ – в роли жены, и они примиряются в любви и милости, - но на сей

раз навсегда.

2. Некоторые выражения Ишаи знамениты своим изображением – столь сильным и в то же время столь красивым – того чудесного времени, когда ХаШем и Его народ вновь будут вместе. Пророк снова и снова подчеркивает, что примирение Б-га с Его народом будет постоянным. «Исчезнут горы, пошатнутся холмы, но никогда не исчезнет Моя к вам любовь, и не поколеблется Мой завет мира». Эпоха нашего долгого изгнания и опалы, со всеми жестокостями, которые нам пришлось претерпеть, будет как какой-то проходящий миг по сравнению с воссоединением с Б-гом, которое будет навсегда. То есть, хотя годы изгнания казались бесконечно длинными, тем не менее, в общей перспективе истории Избранного Б-гом народа, будет казаться, что Его гнев вспыхнул лишь на миг. Да, ужасными были тяготы и жестокости, которые выпали на нашу долю в эпоху опалы, но милость Б-га по отношению к Его народу будет вечной. «Ты, возможно, и была брошенной женой, но навеки ли буду отвергать тебя?»

3. И у этого обещания великого будущего, времени, когда ХаШем вновь возьмет нас к Себе, есть предвестник, знак, что оно сбудется. Этот предвестник – другое обещание Б-га, уже не только еврейскому народу, но и всему человечеству, - и в нем заключается связь этой Ѓафтары с недельной главой. Это обещание, которое сделал ХаШем Ноаху, отцу нового человечества, не наводить в будущем другой Великий

Потоп на весь мир. «Как поклялся Я не наводить вновь Воды Ноаха и не уничтожать больше мир, - говорит Ишая, передавая послание от Б-га, - так клянусь Я никогда на тебя не гневаться и никогда не упрекать тебя жестоко». То, что со времени Великого Потопа действительно не было другого, укрепляет веру, что сбудется и обещание Б-га о будущем.

4. ХаШем обещает, что «всякое оружие, что на тебя точится, осечется, всякий язык, что выступает против тебя, спутается фактами твоей праведности», когда ХаШем докажет всему миру добродетель Своего народа. «Смотри, я сделал тебя Своим свидетелем перед народами, ты будешь князем и руководителем всего рода

людского», ибо путем следования за еврейским народом сможет возвыситься и найти себе благословение все человечество.

5. Помимо упоминания Великого Потопа Ноаха и обещания Б-га не приносить другого потопа, есть и другая связь между недельной главой и этой Ѓафтарой. Великий Потоп был наведен с целью уничтожения ужасно развращенного мира, но в результате этого разрушения, возник лучший мир, - крушение привело к

возрождению. Таким же образом и невзгоды еврейского народа в изгнании очищают и подготавливают его к роли лидера и наставника человечества, чтобы смог ввести его в новый мир праведности, справедливости и братской любви между всеми народами. Это огромная ответственность, и единственная цель нашего становления Избранным Б-гом народа.

 

Рав Нахум Пурер

Содержание раздела

Через десять поколений после Адама человечество настолько погрязло в пороках, что Б-г решил уничтожить потопом все живое на земле, сохранив лишь единственного праведника той эпохи - Ноаха с семьей, а также образцы земной флоры и фауны. По указанию Б-га Ноах построил ковчег - плавучее сооружение особой конструкции. В первые сорок дней ночей потопа вода бурно прибывала, покрыв всю земную поверхность с высочайшими горными вершинами, и лишь через 150 дней стала отступать. Ковчег остановился на горе Арарат, и Ноах послал на разведку ворона, а затем голубя. Когда голубь принес в клюве оливковый лист, Ноах понял, что вода отступила. Выйдя на сушу, Ноах принес благодарственные жертвы Б-гу из спасенных им кошерных животных. Вс-вышний обещает больше не наводить гибельный потоп и в знак примирения с людьми дает небесную радугу. Ноаху и его потомкам впервые разрешено есть мясо животных (дотопотопные люди были вегетарианцами). Люди получают семь универсальных законов общественного поведения; устанавливаются смена времен года и климат, близкий к нынешнему. Ноах разводит виноградник и пьянеет от выпитого вина. Один из его трех сыновей Хам смеется над отцом, уснувшим обнаженным, но два других сына, Шем и Йефет, укрывают отца, не глядя на его наготу. Проснувшись, Ноах проклинает потомство Хама от его сына Кнаана: им суждено быть презреннейшими из рабов. Тора перечисляет родоначальников семидесяти народов мира, происшедших от сыновей Ноаха. Далее рассказывается о строителях Вавилонской башни, дерзнувших соперничать с Б-гом. В наказание Б-г “смешал языки”, рассеял людей по земле, и они перестали понимать друг друга. Раздел завершается перечислением десяти поколений от Ноаха до Авраама.

 

Не шейте котам ливреи

Всемирный потоп, о котором рассказывает сегодняшний раздел, был крупнейшей природной катастрофой. Сказал Господь: «Вот я затоплю всю землю водою, чтобы истребить всякую плоть, в которой дыхание жизни, - все, что есть на земле под небесами, погибнет» (6:17).
Пророк Иешаягу назвал потоп «водами Ноаха», имея в виду, что Ноах несет частичную ответственность за гибель допотопного человечества. Б-г дал ему 120 лет на строительство ковчега, в надежде, что он личным примером и напоминанием о грядущем наказании подтолкнет людей к раскаянию, убедит их отказаться от грабежей, разврата, грубого идолопоклонства. Если бы Ноах научил своих порочных современников нравственному поведению, напомнил о Б-ге и неизбежном воздаянии за преступления, они, возможно, были бы спасены.
Однажды у Рамбама (Маймонида) возник спор с нееврейским философом о том, что управляет поведением животных - инстинкт или поведенческая дрессировка. Философ утверждал, что животное можно научить чему угодно. Чтобы доказать свою правоту, он нанял дрессировщика, и тот обучил нескольких котов ходить на задних лапах, держа на весу подносы с едой, и другим повадкам официантов. Для пущего сходства философ заказал для своих хвостатых питомцев ресторанные ливреи и устроил «банкет», пригласив на него Рамбама.
Спектакль шел как по маслу, но когда дрессированные коты стали разносить первое блюдо, Рамбам выпустил заранее приготовленную мышку. Что тут началось! Зал наполнился грохотом брошенных подносов и звоном разбитой посуды. Забыв о долгих тренировках, ученые «официанты» опустились на все четыре лапы и, скользя по лужам разлитого супа, бросились в погоню за мышью.
Никакая дрессировка не может пробить биологический барьер, отделяющий животное от человека. Однако человеку «дрессировка» необходима. Без нее он не сможет управлять своими животными инстинктами - низкие страсти неизбежно п

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Ноах все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика