::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Берешит

  • Сообщить о ошибке
18-10-2011, 17:59 Разместил: jude Просмотров: 3 083

Комментарий к Торе
Книга Берешит

Недельный раздел Берешит

Главы 1:1-6:8

«Вначале сотворил Вс-вышний...» (данo в принятом, но не совсем точном переводе).

В начале на иврите — берешит.

 

Рав Захария Матитьяу

Конечность в бесконечности

Есть известный вопрос, который задавали противники иудаизма во всех поколениях. Они спрашивали:

- Может ли Творец создать настолько тяжёлый камень, что сам не сможет его поднять?

Этот вопрос будто бы противоречит понятию совершенства Творца - одному из основных постулатов еврейской традиции. Так как Создатель, который не может сотворить такой камень, в чём-то ограничен. А если Он все-таки способен создать то, что не может поднять, то такое творение является Его ограничением и опять же говорит о несовершенстве Творца.

Прежде всего, стоит отметить, что Вс-вышний, создав человека, дал ему возможность задавать и некорректные вопросы. Сама формулировка этого вопроса некорректна и содержит противоречие: претензию ограничить неограниченность, которая при этом сохранила бы свое качество неограниченности.

Кроме того, человеческий разум в принципе не способен постигнуть суть Творца, поскольку постижение разума обязательно требует определения границ. Такой подход применим только к миру творения. Творец же - вне границ, поэтому, говоря о Нем, мудрецы используют понятия бесконечности и полного совершенства, то есть понятия отрицательные, непостижимые для нас, где бесконечность означает отсутствие границ, а совершенство - отсутствие недостаточности и ограниченности. Саму же суть Творца мы не можем определять в принципе. Существует особый запрет делать это, поскольку мышление человека построено так, что сначала он мысленно строит некоторую модель, а потом проверяет ее соответствие действительности. Такой путь по отношению к бесконечности не приближает человека к её пониманию, а приводит всего лишь к замене бесконечности конечной моделью. Это означает замену Творца выдуманным божеством, то есть приводит к язычеству и идолопоклонству, запрещенному Торой.

В вопросе о камне также есть попытка ввести понятия бесконечности и совершенства в некоторые рамки и границы, что неправомерно, поскольку это противоположные и противоречивые понятия. Некорректно оперировать понятиями конечности и границ по отношению к бесконечности и неограниченности. Как, например, неправильно спрашивать, может ли черное быть белым или тяжёлое лёгким и т.д. Ведь черное по определению не белое, а тяжёлое - не лёгкое. В этом и заключается понятие ограниченности, в котором был построен наш мир.

Если же в рамках этого мира тяжелое, например, могло бы превращаться в легкое, это отрицало бы границы и рамки, да и саму возможность существования нашего мира. Но поскольку мы задаём вопросы, уже находясь в этом мире, то следует спрашивать о том, что имеет отношение к этому миру. Когда отсутствует действительность, нет смысла и задавать вопросы - их тоже нет.

В таком случае ответ на поставленный вопрос выглядит следующим образом:

- Творец всемогущ. Он может всё, включая и создание камня, который не может поднять. Но потом в силу своего всемогущества сможет его и поднять.

Причём противоречие, видимое в ответе, является результатом противоречия в вопросе. Тот, кто задаёт вопрос, содержащий внутреннее противоречие, не может ожидать корректного ответа.

Кроме этого, можно предложить более глубокий взгляд на поставленный вопрос. В основе вопроса стоит неправильное представление о совершенстве, в котором предполагается, что действие совершенства всегда совершенное и не может быть несовершенным, а действие бесконечности всегда бесконечно и не может быть конечным, иначе это не совершенство и не бесконечность. То есть совершенство не может сделать несовершенное действие. Но это ошибка, поскольку тогда действительно совершенство ограничено в том, что не может сделать несовершенное действие. На самом деле, как объясняют мудрецы Торы (Рамхаль), Творец абсолютно совершенен и способен на действия ограниченные и несовершенные. Именно об этом Его качестве свидетельствует наш мир - ограниченный и несовершенный.

На что это похоже? Человек очень сильный, желая поднять стакан чая, не прикладывает к этому действию всю свою силу, так как достаточно и малой толики. Также Творец, желая создать ограниченный мир, не использовал для этого качество бесконечности в полную силу, а ограничил своё действие рамками конечного мира. Но если всё-таки спросим, как же это может быть, чтобы совершенство сделало несовершенное действие? Ответ - путём сокрытия.

Действие Творца всегда совершенно. Оно лишь выглядит несовершенным для тех, по отношению к которым направлено сокрытие. Но когда откроется сокрытие и будет видна полная картина, обнаружится, что всё созданное Вс-вышним - совершенство, и нет ничего несовершенного. Творец может всё! Он способен создать камень, который не может поднять, используя сокрытие. Но потом Вс-вышний сможет поднять и его, используя свои качества бесконечности и совершенства.

 

Бесконечность в конечности

Часто задается и ещё один вопрос:

- Если Творец - Совершенство, то почему Он не создал мир совершенным? Например, в книге Рамхаля «Путь Творца» сказано, что цель Творца, создававшего мир - поделиться своим Добром с творениями. Но где же то Добро, которым Вс-вышний хотел одарить людей? Скорее мы видим противоположную ситуацию. Мир захлёстнут страданиями, бедами и проблемами.

В конце концов, если уж Творец, действительно, хочет одарить человека, каждый может предложить целый список вещей, которые, по его мнению, необходимы для полного счастья: квартира, машина, карьера, высокий заработок и т.д.

Известно, что Творец совершенство, и поэтому Добро, которое он хочет дать человеку, должно быть также совершенным. Например, очень богатый человек хочет помочь бедному. Для решения такой задачи существует несколько путей. Каждый день богач может оплачивать бедняку обед в столовой. Но это небольшая помощь. Каждый месяц он может также выделять ему определенную сумму денег. Можно сделать и ещё больше - дать бедняку хорошую работу. Но каково же максимальное добро, которое богатый способен сделать для бедного? Он может сделать бедного таким же богатым, как он сам, то есть качественно приблизить его к себе.

Творец - совершенство, и поэтому добро, которое он хочет дать человеку, должно быть совершенным. Конечно, Вс-вышний мог бы удовлетворить все потребности человека, дать ему необходимые материальные блага, но Он хотел дать больше - сделать человека в некотором смысле похожим на себя.

Мы знаем о Творце, что Он хочет давать. Иначе наш мир не был бы сотворен. По всей видимости, это лучшее, что может быть. Поэтому Вс-вышний хочет предоставить человеку такую же возможность, научив его давать. Только в этом случае люди могут стать похожими на Творца.

Способность давать человек обретает, выполняя заповеди. Заповеди, регулирующие отношения между людьми, обучают его давать человеку. Законы, устанавливающие правила отношений с Творцом, дают ему возможность сделать что-то для Творца. Но с другой стороны, что человек может дать Творцу? Ведь Творец совершенство, Он не испытывает недостатка. Именно поэтому Вс-вышний скрыл себя и своё совершенство перед человеком, создав мир природы. Законы природы создают у человека ощущение, что мир существует сам по себе. В результате у человека появляется ощущение свободы действия и возможности сделать что-то для Творца.

Важно, что заповеди должны выполняться только ради Вс-вышнего. Их выполнение не может иметь иной смысл, поскольку только в таком случае человек может исключить из своего действия всякую примесь эгоизма. В любом другом случае сразу появляется объяснение в рамках интересов человека: кашерное полезно для здоровья, законы между людьми необходимы для нормального функционирования общества и т.д. Как Творец даёт человеку без всякой выгоды для себя, поскольку ему ничего не нужно, так человек, выполняя заповеди, жертвует своими личными интересами и выгодой, проявляя себя как существо дающее.

Еврей, отказываясь от некашерной колбасы, как бы отрывает частицу от себя ради Творца. И хотя этим он не даёт Творцу ничего, даже такого поступка достаточно, чтобы сделать человека дающим, и тем самым в некотором смысле похожим на Творца.

Если кто-то из нас получает подарок, то, конечно, пользуется им и ощущает себя его обладателем. Но, в конце концов, он все-таки в чём-то обязан дающему. Однако заработанное собственным трудом полностью принадлежит ему. Ясно, что во втором случае человек получает больше.

Творец хотел дать человеку максимальное добро, поэтому создал условия, при которых тот зарабатывает его своим трудом и становится обладателем добра. В этом смысле человек приближается к Вс-вышнему, становится похожим на него. Ведь также Творец является Хозяином мира и Добра, которое даёт.

Получается, что выполнение заповедей возможно только в мире сокрытия, где преобладает несовершенство. Если бы мир изначально был создан совершенным, то человек не ощущал бы свободу действия и не имел бы возможности стать похожим на Творца и быть хозяином добра. Чтобы дать совершенное добро необходимо создать несовершенный мир. Действие создания несовершенного мира является действием совершенным и не противоречит понятию совершенства Творца.

Как сказано: «Творец создал мир, чтобы прославилось Имя Его, чтобы проявилось добро Его в мире». Смысл всего - проявить совершенство в несовершенстве, бесконечность в конечности.

 

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн

Опровержение древних мифов

У народов древности было множество мифов о сотворении мира, богах и их силах. Сынам Израиля, несколько поколений проживавшим в Египте, эти мифы были очень хорошо извесны. Поэтому первые главы книги Берешит посвящены развенчанию мифов. Молодой народ должен был решительно отказаться от них. Приведем несколько примеров, показывающих, каким образом Тора противостоит языческой мифологи:

 

Миф 1. Существует обширный пантеон богов.

בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ - בראשית א:א

"В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ НЕБО И ЗЕМЛЮ" (Берешит 1:1)

Пантеона богов не существует. Есть только один Б-г-Творец.

 

Миф 2. В процессе сотворения мира боги боролись друг с другом, а также с другими силами.

וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים... - שם ג

"И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ .. И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ" - (Берешит 1:3)

Сотворение мира не сопровождалось эпическим противостоянием богов или иных сил. Вс-вышний сотворил мир, не затрачивая усилий и не встречая сопротивления.

 

Миф 3. Природа является божеством, которому следует поклоняться, иначе природа не будет давать плоды.

וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים תַּדְשֵׁא הָאָרֶץ דֶּשֶׁא עֵשֶׂב מַזְרִיעַ זֶרַע עֵץ פְּרִי עֹשֶׂה פְּרִי לְמִינו, אֲשֶׁר זַרְעו בוֹ עַל הָאָרֶץ וַיְהִי כֵן - שם י"א

"И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ, ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ПО РОДУ СВОЕМУ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО НА ЗЕМЛЕ" И СТАЛО ТАК." - (Берешит 1:11)

Б-г единалично наделил землю способностью давать плоды. Законы природы действуют в соответствии с Б-жественной волей. Чтобы этот круговорот не прервался, следует поклоняться Б-гу, а не силам природы. По этой же причене солнце было создано только на четвертый день, после растений - дабы опровергнуть миф, что именно оно является источником жизни.

 

Миф 4. Древние цари были потомками богов (или даже богами), а потому могли по праву повелевать другими людьми. Нередко эта идея находила отражение в именах. К примеру, имя фараона Тутанхамона означала - по образу Амона (египетское божество).

וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים תַּדְשֵׁא הָאָרֶץ דֶּשֶׁא עֵשֶׂב מַזְרִיעַ זֶרַע עֵץ פְּרִי עֹשֶׂה פְּרִי לְמִינו, אֲשֶׁר זַרְעו בוֹ עַל הָאָרֶץ וַיְהִי כֵן - שם י"א

"СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО" - (Берешит 1:27)

Все люди созданы по образу и подобию Б-жьему. Все люди равны, независимо от социального положения. Поэтому никто не может "по праву" угнетать или порабощать других людей, напротив, подобная практика оскорбительна для Вс-вышнего.

 

Еще один "разоблаченный" миф касается змея. Поскольку змея регулярно меняет кожу, многие древние почитали ее как симвоил здоровья и долголетия. В то же время немигающие глаза и ядовитые зубы наделяли змею демоническими чертами. Тора, однако, говорит, что змей - всего-лишь "САМЫЙ ХИТРЫЙ ИЗ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ПОЛЕВЫХ, КОТОРЫХ СОЗДАЛ Б-Г ВСЕСИЛЬНЫЙ" (Берешит 3:1), а потому не заслуживает решительно никаких Б-жественных почестей.

 

Многие древние также верили, что зло существует как первичная сила, имеющая независимое существование и стремящаяся уничтожить все хорошее, что создано богами. Напротив, согласно Торе, источником зла послужило человеческое действие; Таким образом, беды и напасти являются не результатом деятельности некой капризной силы, поступающей по собственной воле, но наказанием зьа безнравственное поведение людей.

Таким образом, цель первых глав книги Берешит состоит не только в том, чтобы расказать историю сотворения мира, но в том, чтобы противопоставить безнравственному язычеству нравственный монотеизм. 

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина

Цель человечества

Раши удивлялся, почему Тора, которая является прежде всего книгой Закона, начинается с рассказа о сотворении мира. Е,му даже пришлось искать специальное объяснение этому факту:
Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Этот месяц для вас - глава месяцев" [Шмот 12:2], который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с сотворения мира)? Потому что "силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен" [Тегилим 111:6]. Ибо если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то (сыны Исраэля) скажут им: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".
Однако Рамбану и некоторых других комментаторов эти сомнения были совершенно чужды. Для них Тора есть нечто большее, чем свод законов, а потому совершенно естественно, что библейское повествование начинается с Творения:
В нашей недельной главе рассказывается о цели творения, и дается ответ на вопросы, зачем Б-г "сотворил небо и землю" и в чем смысл человеческого существования. Согласно Торе, перед человечеством было поставлено 3 задачи:
- ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ
-НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ,
- ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ (Берешит, 1:28).
В чем смысл этого благословения? Согласно Торе "СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ" (Берешит, 1: 27). Человек является "Б-гоподобным" существом, поэтому нам надлежит подражать ему (imitatio dei), поступая так, как поступал Он.
Б-г является Творцом, поэтому мы тоже должны творить. Причем начать наше "творчество" с самого главного - создания новой жизни (ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ) Через деторождение мы становимся подобными Б-гу, давая начало новой жизни.
Однако Б-г создал не только род человееческий, но и всю вселенную. Поэтомы мы так же должны овладеть мирозданием, и использовать его ресурсы для того, чтобы сделать нащу жизнь лучше и разнообразней (НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ).
Наконец, Б-г создал животных в тот же день, что и человека. Поэтому у человека есть обязательства в отношении животных - владеть ими и заботиться о них.
Человечество приступило к реализации своей миссии практически сразу: "И ПОЗНАЛ ЧЕЛОВЕК ХАВУ, ЖЕНУ СВОЮ, И ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА КАИНА, И СКАЗАЛА: "ОБРЕЛА Я ЧЕЛОВЕКА С Б-ГОМ". И ЕЩЕ РОДИЛА БРАТА ЕГО, АВЕЛЯ" (Берешит, 4:1-2) - люди начали "плодиться и размножаться"; "И БЫЛ АВЕЛЬ ПАСТУХОМ ОВЕЦ" – т.е. "подчинили" себе животных; " А КАИН БЫЛ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕМ" – начали "овладевать" землей (Берешит, 4:1-2). Правда, с самого начала все пошло вкривь и вкось - но это уже другая история, заслуживающая отдельного обсуждени.
Нельзя не восхититься главной идеей первой библейской главы - "обычное" деторождение и исполнение повседневной работы позволяют человеку приобщиться к святости, реализовав свою "Б-гоподобность".
 

 

О. И. Баддиль

Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника

1. Этой главой открывается первая из пяти книг Торы. Она названа בראשית (Брейшит) по первому своему слову и в то же время дает название всей книге Брейшит. Аналогичным образом дают главы שמות (Шмот), ויקרא (Ваикра), במדבר (Бемидбар) и דברים (Дварим) названия другим четырем חומשים (Хумашим - книгам Торы). Эти חמשה חומשי תורה – Пять Книг Торы - составляют первый раздел Письменной Торы. Но они отличаются от других девятнадцати книг ТаНаХа ( תנ''ך ), наряду с которыми составляют двадцать четыре Книги כתבי קודש (Священых писаний). Ибо Книги Пророков ( נביאים - Невиим) и Писания ( כתובים - Кетувим) - это слова Б-га, записанные Б-жественно вдохновленными пророками, использовавшими свои слова и выражения, тогда как Пять Книг Торы - это слова, которые Сам ХаШем продиктовал нашему Учителю Моше на горе Синай, и которые Моше записал точно в соответствии с Его указаниями. В этом причина большей святости этих пяти книг. Х7алаха (еврейский закон) регулирует и четко устанавливает правила их переписывания и дальнейшей передачи последующим поколениям. Эти предохранительные меры обеспечивают, что в каждой детали - вплоть до малейшей буквы – Тора, которой мы владеем сегодня, идентична той, что была дана Моше Рабейну на горе Синай. Нигде в мире нет годного свитка Торы, который хоть как-то отличался бы от других (а все они написаны от руки), и никогда не будет. Тора

никогда не изменится: она всегда была такой и всегда такой будет, ибо Тора Б-га не подвластна времени.

2. Тора является средством, которое ХаШем избрал для того, чтобы учить нас, Избранный Им народ (а через нас и все человечество в целом), той жизни и идеалам, которые Он, в своей доброте, предлагает всем нам. Таким образом, Тора является как бы проводником Б-жьей мудрости применительно к этому миру. Когда человечество и особенно еврейский народ игнорируют Тору Б-га, они оказываются, по сути, в такой же опасности, что и человек, который по своей глупости игнорирует инструкцию по эксплуатации техники, только в гораздо большей степени. Пренебрежение Торой приносит в мир страдание и несчастья либо индивидууму, либо обществу, а то и воистину всей экосистеме, сотворенной Б-гом.

3. Мудрость Б-га безгранична, как безграничен и Он Сам. Но поскольку Тора адресована нам, а мы являемся всего лишь людьми, то ХаШем преподает нам Свою Мудрость в Торе, используя ограниченные человеческие понятия и даже оперирует этими терминами по отношению к Самому Себе. Даже «информация», касающаяся Самого Б-га, передается нам такими человеческими выражениями: «ХаШем увидел», «ХаШем сказал», «ХаШем снизошел» и т.д. Но это делается лишь для того, чтобы нам было легче понимать, что Он имеет в виду. И нам следует следить за тем, чтобы не упускать из виду главную идею, которую Он стремится передать.

4. Хотя Тора – это Б-жья книга учения для нас (слово «Тора» означает учение), это не просто список повелений и запретов: помимо собственно законов, Тора во многом состоит из повествования и историй. Но все в ней полно глубокого смысла, ибо ХаШем диктовал Моше Рабейну каждую ее часть с тем, чтобы все это было поучением для нас, Его народа. И нет ни единой буквы или даже точки, которая не была бы предназначена Б-гом для преподавания нам какого-нибудь урока. Там, на горе Синай, когда ХаШем диктовал Моше Письменную Тору, Он также объяснил ему скрытый смысл всех её слов и глубокие и возвышенные идеи, стоящие за каждой заповедью, ее внутреннее понимание. Все это составляет «Устную Тору», без которой Письменная Тора часто совершенно непонятна для нас и даже бессмысленна. И эта «Устная Тора» является неотъемлемой частью Торы, которую ХаШем дал Моше на Синае.

5. Наши мудрецы благословенной памяти, верные преподаватели Торы еврейскому народу, олицетворяют своими учениями и самими своими личностями дух Торы так, как её учил Моше Рабейну. Они с течением времени разъяснили нам более подробно, как следует понимать Тору, чтобы лучше познать её учения. Ибо Тора не всегда легко доступна для понимания тех, кто не особенно чуток к её идеям. Поэтому для понимания слова Б-жьего в том духе, в каком ХаШем его подразумевал, необходимо руководство мудрецов. Без их объяснений можно не только упустить урок, который преподает Тора, но и серьезно ошибиться

относительно желаний Б-га, и даже прийти к действиям, противоречащим Его воле. Мудрецы же обладают способностью открыть столь многое в каждом нюансе языка Торы потому, что обладают особой чувствительностью и чутьем относительно того, что она имеет в виду. Когда они толкуют («даршен») фразу

Торы («пасук»), они не «ВЧИТЫВАЮТ» в Тору то, что сами хотят истолковать, а скорее ВЫЧИТЫВАЮТ из Торы то, что там уже заложено. Они как бы заново открывают в словах и даже в отдельных буквах, которые ХаШем диктовал Моше, что именно Он имел в виду, подбирая каждое конкретное слово и каждую

букву. (Слова « דרש » («драш») и « דרשה » («драша») в действительности означают «исследовать», «искать», «выводить», а не «истолковывать» или «интерпретировать»).

6. Во всей Книге Брейшит указано очень немного заповедей, так как вся эта книга носит повествовательный характер. Заповеди, данные здесь Б-гом, вполне могли бы быть указаны в любой из других четырех книг Хумаша. Тем не менее, ХаШем продиктовал Моше Книгу Брейшит в таком виде, поскольку Он хотел поведать всем о том, как Он создал мир, чтобы все человечество знало о Нем и училось жить, согласно Его воле, счастливо и плодотворно. Ибо в этом основа всего Творения: ХаШем желает добра и блага Своим созданиям. Однозначно сообщая нам, что Он создал мир, ХаШем упреждает человеческую реакцию на неизвестное, а именно, гипотезы и догадки – и ошибки, к которым приводят такие игры воображения и гадание.

7. Хотя описание сотворения мира и событий, произошедших после этого, касаются всего человечества, саму Тору ХаШем адресовал непосредственно Своему Народу. Поэтому в описании событий (не всегда в хронологическом порядке) Тора уделяет основное внимание тем из них, что касаются Избранного народа, а те, что его не касаются, могут и не упоминаться. Этому принципу Тора следует вплоть до появления уникального семейства, члены которого выбрали путь служения Б-гу и пожелали стать Его народом. Он, в свою очередь, выбрал их, чтобы стали Его народом-посланником всему человечеству и Его свидетелями, как говорит о них ХаШем: «Исраэль, тобой горжусь».

8. Итак, Тора начинает свой рассказ большим и всеобъемлющим утверждением, что в начале ХаШем создал – мгновенно и из ничего – небеса и землю, одним словом – все. Но небеса и великое множество их галактик, и все небесные творения, созданные Б-гом, нас особенно не интересуют. Поэтому о создании небес больше не говорится ни слова, и Тора переходит к более детальному описанию того, как ХаШем создал землю, предназначенную для человеческого жилья.

9. ХаШем сказал: «Да будет свет!» - и появился свет. ХаШем увидел, что свет – это хорошо, и тогда Он разделил свет и тьму и повелел, чтобы были день и ночь. «И был вечер, и было утро: День один.»

10. Затем ХаШем сотворил небо, чтобы разделяло между нижними и верхними водами. «И был вечер и было утро: день второй.»

11. Затем ХаШем повелел, чтобы все нижние поднебесные воды были собраны в океаны для того, чтобы обнажилась суша, и увидел ХаШем, что это хорошо. Потом Он приказал земле произвести на свет различные виды растений и деревьев, и ХаШем увидел, что это хорошо. «И был вечер, и было утро: день третий».

12. Затем ХаШем поместил на небе великие светила - солнце и луну вместе со всеми звездами, чтобы служили земле и всем ее обитателям: солнце днем, а луна и звезды ночью. И увидел ХаШем, что это хорошо. «И был вечер, и было утро: день четвертый».

13. Затем ХаШем повелел водам воскишеть всяческими водными созданиями, большими и маленькими, и повелел птицам летать в небе над землей. Создав их всех во всем разнообразии, ХаШем увидел, что это хорошо. И Он благословил их: да будут морские создания размножаться и наполнять воду, а птицы да расплодятся на поверхности земли. «И был вечер, и было утро: день пятый».

14. Затем ХаШем повелел, чтобы земля произвела всевозможные виды животных и всех насекомых, каждое в соответствии с его видом. Так, ХаШем создал все виды животных, а также растений, однозначно установив, что все живые создания должны соответствовать своему классу, виду и подвиду, и не смешиваться. И увидел ХаШем, что это хорошо. Создание Б-гом всего животного и растительного мира, каждое в строгом «соответствии его виду», казалось бы, не очень касается человека. Однако раз Тора все-таки рассказывает нам об этом особом повелении, настойчиво повторяя его каждый раз, то становится очевидным, что тут заложен для нас урок. ХаШем желает, чтобы те, кому адресована Тора, уважали и поддерживали этот Б-жественный порядок. И действительно, эта идея необходимости сохранения каждого вида в отдельности вновь появляется в законах, запрещающих смешивать растения, скрещивать животных, носить Шаатнез (одежды из смеси шерсти и льна) и др. – все типичные Хуким ( חוקים ) (законы, смысл которых выше нашего понимания).. Затем ХаШем создал мужчину и женщину, чтобы были хозяевами всего, что Он создал. И ХаШем благословил их и повелел им размножаться и заселять землю, и властвовать над всеми творениями, созданными Им. И ХаШем увидел все, что Он сделал, и было это очень хорошо. «И был вечер, и было утро: день шестой».

15. Итак, было завершено сотворение небес и земли, со всем, что их наполняет. С наступлением Седьмого Дня творение Б-га было законечно. На Седьмой День ХаШем перестал творить, и Он сделал этот день святым, его следует соблюдать как Шаббат. Соблюдая заповеданный нам Б-гом Шаббат в качестве Святого дня, мы признаем Б-га как Творца всего мира.

16. Описав все эти события, Тора не продолжает рассказывать об остальной части Творения, так как нас это все мало касается напрямую. Она переходит к описанию того, как ХаШем создал человека, венец Творения. В то время, как все остальные живые создания были по приказу Б-га произведены морем или землей, только

человек был сотворен Самим Б-гом по Его образу и подобию, и наделен разумом и свободой выбора. Тора далее рассказывает о том, как из первого человека, названного Адамом (от слова земля («адама»), из которой он взят и в которую возвращается), ХаШем произвел его жену Хаву (что означает «мать всего

живущего», от слова «хай»). Когда ХаШем создал все существа животного мира, каждое из них с самого начала состояло из двух особей, мужской и женской. Только в случае с человеком, наделенным

Б-жественной душой, ХаШем сделал женщину из части мужчины. Благодаря этому у супружеской пары есть некий изначально встроенный уровень гармонии и единства, который был бы невозможен при объединении двух разных созданий. ХаШем желает, чтобы семья человека была основана на уникальной близости и узах гармонии, которую может испытать лишь изначально единая личность, которую разъединили, а затем заново воссоединили.

17. Эти двое, которых ХаШем сотворил как бы Собственными руками, были самыми совершенными творениями во всех отношениях, и их интеллектуальные способности были неимоверны. В момент своего создания они были как молодые двадцатилетние люди, в расцвете сил. Они обладали уникальным восприятием и пониманием мира и всего, что в нем. ХаШем даровал им язык и письмо, и Он общался с ними посредством пророчества. Им недоставало только одного: того багажа знаний, которым является накопленный жизненный опыт. Чтобы восполнить этот недостаток, ХаШем позволил первым поколениям людей жить чрезвычайно долго, чтобы они могли больше пережить, накопить больше опыта и большего достичь.

18. Этих совершенных людей ХаШем поместил в специальный Сад, который Он для них подготовил. Там они должны были жить и всей своей жизнью стремиться служить Б-гу. Им предстояло начать процесс использования и сохранения этого мира, который ХаШем создал с тем, чтобы он во всем соответствовал Его

желаниям и был достойным местом для Б-жественного присутствия. ХаШем дал им возможность достичь духовного совершенства своими собственными усилиями, путем использования своей свободы выбора для добровольного подчинения Его Воле. Он заповедал им семь законов (которые позже стали известны как Семь Законов Ноаха). Они были заложены в повелении не есть плоды Древа Познания. Но Адам и Хава не справились с этим заданием и поддались искушению Змея, после чего были изгнаны из идиллии Эденского Сада. С тех пор человек должен работать для обеспечения своего существования и в течение своей теперь ограниченной жизни бороться с ее испытаниями и водоворотами, и таким способом учиться подчинять свою волю Воле Создателя. Человек показал, что он не в состоянии вести жизнь исключительно духовного

существования: сверх-удовлетворение его материальных нужд без всяких усилий с его стороны привело его к мысли, что он не подвластен Воле своего Создателя. Поэтому отныне стремление человека к чистому духовному счастью будет достигнуто не в этом мире, а в будущем, только после того, как он покажет, что

заслуживает этого тем, что проживет свою жизнь здесь, на земле, в соответствии с Волей Б-га.

19. Повествование о начальном установлении человеческого общества продолжается рождением Каина и Хевеля (и их сестер–близнецов). Чтобы выразить благодарность за все Б-гу, Хевель приносит корбан (жертву) из лучшего своего имущества. Этим он демонстрирует свою позицию, что Б-гу надо служить всем,

что у человека есть (имя Хевель означает «роскошь и излишества», «суета»). ХаШем принимает его дары (что было продемонстрировано огнем, который спустился с небес и поглотил жертву). Хотя Каин (его имя означает «обладание», «овладение») принес корбан еще до Хевеля, его корбан состоял из второстепенных

вещей и был пожертвован недостаточно искренне. Поэтому ХаШем не принял его, ибо для Него главное - мотивы человеческого сердца. Несмотря на то, что ХаШем объяснил это Каину, тот стал завидовать своему брату и подстрекал его к ссоре. В произошедшей в результате стычке Каин убил своего брата.

20. В качестве наказания ХаШем осудил Каина на изгнание: земля не давала ему своих плодов, даже когда он ее обрабатывал, и ему приходилось скитаться с места на место в поисках своих нужд. Однако, поскольку Каин признал тяжесть своего греха и сказал, что кается в своем страшном преступлении, ХаШем сообщил ему, что никому не дано право убить его в отместку за смерть бездетного Хевеля. И ХаШем дал Каину знак, который напоминал всем о том, что пока что его нельзя убивать. У Каина был сын, которого звали Ханох, который, в отличие от отца, не был осужден на жизнь в скитаниях. Для него Каин построил город, в котором он полагал, что сын будет в безопасности, и он назвал его Ханох.

21. Каждый человек из первых поколений человечества имел в течение своей очень долгой жизни множество детей. Тем не менее, Тора называет нам имена лишь отдельных людей. Это указывает на общее состояние человечества тех времен. Имена, которые перечисляются в Торе, являются не только именами отдельных, пусть даже выдающихся представителей своего времени. На самом деле Тора сообщает о них для того, чтобы они пролили свет на тот тип общества и образ поведения, который эти люди установили как норму в тех поколениях и которым следовали все остальные. Так, за поколением Ханоха (что означает

«тренирующийся», «развивающий собственную силу») последовало поколение Ирада («дикий», «восстающий», «сопротивляющийся»), за которым в свою очередь последовало поколение Мехуяэля («потушить», «избавиться от благочестивости»). Эта нисходящая тенденция продолжилась с поколением

Метушаэля (в которой люди искали для себя безопасности «в толпах народа» и не считали себя более под властью Б-га) и поколением Лемеха («обнищавший духовно»). Перечисленные дети Лемеха, потомки Каина и их поколения, продолжили восстание против идеалов Б-га: Яваль («производитель»), который искал возможность облегчить наказание Каина путем преобразования его жизни в скитаниях во что-то стоящее, стал кочевником, пастухом и богатым торговцем. Его брат Юваль («получающий выгоду от производства других») был первым изобретателем музыкальных инструментов и искусств (сам не производя при этом

ничего существенного). Так его поколение стремилось к удовлетворению духовных стремлений человека к благородным и благочестивым вещам путем получения поверхностных, всего лишь эстетических типов удовольствий. Другой брат, Туваль-Каин («создающий производство») стал первым производителем всяческих видов металлических приспособлений (включая инструменты для убийства!). Добавляя имя Каина к своему собственному, люди того времени демонстрировали, что даже восхищались жестоким деянием Каина. Имя сестры Туваль-Каина была Наама («физическая красота»). Таким образом, семьи,

произошедшие от Каина, решительно встали на путь, уводящий от Б-га и духовного совершенствования.

22. У Адама и Хавы родился еще один cын. Понимая, куда катится человечество, Хава назвала его Шет («фундамент») и тем выразила чаяние, чтобы этот сын, «дарованный Б-гом», возвестил о наступлении лучшей эпохи. Но сын Шета был назван Энош («страдающее человечество»), ибо к тому времени имя Б-га начало забываться. Люди не стремились более налаживать связь со Б-гом путем служения Ему. Из-за ошибочной идеи, что нельзя обращаться к Б-гу напрямую, началось идолопоклонство. За поколением Эноша последовало поколение Кейнана («материализм»). За этим духовно пустым поколением последовало поколение Махалалеля («восхваление Б-га»), которое пыталось восстановить былые идеалы благочестия. Но это было поколение лишь восхваления Б-га, лишенного настоящего благочестия, и поэтому оно привело к следующему поколению Ереда («нисходящий»). За ним последовало поколение Ханоха, который был великим изобретателем механизмов и сначала был вождем людей. Но духовно он был нестабилен. Он пытался заниматься собственным «воспитанием и развитием», чтобы ходить по жизни с Б-гом. И хотя его усилия были непоследовательны, умер он праведным человеком, но затворником.

23. Люди следующего поколения, поколения Метушелаха («отделенный от толпы») были не лучше тех, что были до них. По этой причине праведный сын Ханоха был вынужден уединиться и оторваться от них, как и его отец в свое время от своего поколения. Следующее поколение Лемех продолжило путь всеобщего

упадка, приводя к дальнейшему духовному обнищанию человечества.

24. Лемех понял эту тенденцию и назвал своего сына Ноах («конец движения, привал») и таким образом выразил свое чаяние, чтобы человечество прекратило катиться вниз и вновь обрело свой путь и «утешилось» в своих несчастьях. Но сами люди считали иначе. Вместо того, чтобы использовать свою необычайную

долгожительность в добро, они превратили свою жизнь в одну длинную деградациею и моральное разложение. Поэтому ХаШем принял решение лишить человека этого долголетия. Эти первые поколения человечества, наделенные столь великим потенциалом, использовали свои жизни только для погони за

удовольствиями – никто не задумывался о главной цели жизни: духовной стороне человека и его обязанностях перед Б-гом. Печально, но чем больше был их потенциал, тем неправильнее они его использовали. Жившие тогда (и некоторое время после этого) великаны, с их сверхъестественными способностями, были наихудшими преступниками против Б-га и против человечества.

25. Когда ХаШем увидел, что люди предпочли использовать свою свободу выбора только для совершения зла по отношению друг к другу, Он был весьма опечален. Несмотря на предупреждения и наказания, которые Он посылал, в том числе и локальные потопы и засухи, люди продолжали портить мир, который ХаШем создал и который Он видел как «очень хороший». ХаШем видел, как, несмотря на отдельные случаи пробуждения совести и некоторое раскаяние, человеческая раса была не способна более выбраться из морального разложения. Вместо того, чтобы стать местом, которое человечество сделало бы достойным обиталищем Б-жественного Присутствия, как планировал ХаШем, мир погряз в аморальности и, что хуже всего, в насилии. Весь мир, ведомый человеческой расой, пал так низко, что уже не было смысла ожидать от него какого-либо улучшения. ХаШем решил, что истребит с лица Земли находящихся там на тот момент людей, вместе со всеми животными, которые обитали в одной среде с человеком и которые тоже подверглись дурному загрязнению и были развращены.

26. Но Ноах был праведником, и ХаШем был им доволен.

  

О. И. Баддиль

Перевод Рава Меира МучникаЃафтара недельного раздела Берешит

Ѓафтара этой недели взята из Книги Ишаи.

Сефарды читают отрывок из главы (42:5-12). Ашкеназы продолжают до (43:10).

 

1. Связь этой Ѓафтары с недельной главой становится очевидна сразу с первой ее фразы. Первая фраза главы – и всей Торы – гласит: «В начале ХаШем создал небеса и землю». И послание, которое несет пророк Ишая от Б-га, тоже гласит: «[Так сказал ХаШем], Кто создает небеса и простирает их, Кто расстилает землю и дает жизнь и дух людям, живущим на ней». И на первый взгляд, на этом связь этого отрывка с недельной главой и заканчивается.

2. Но только на первый. Глава Брейшит повествует о сотворении мира. Она также рассказывает о том, как ХаШем поставил перед человеком, самым великим Своим творением, задачу использовать мир для службы Б-гу и предохранять его от ущерба, «обрабатывать и охранять его», и в конечном итоге сделать этот мир

местом, достойным Б-жественного присутствия. Ради достижения человеком этой цели ХаШем наделил его огромным потенциалом. Но человеку не следует быть роботом: ХаШем желает, чтобы он выполнил свою задачу собственными усилиями и добровольно. Поэтому, наделив его Своей Б-жественной душой, ХаШем в то же время создал в нем сильное желание идти своим путем, которое наши мудрецы называют «Ецер ХаРа». Но если человек даст этому Ецер ХаРа полную свободу, то медленно, но верно его жизнь будет предана его собственным неуправляемым желаниям и страстям, и так он духовно погибнет. Средство против этого Ецер ХаРа – следовать указаниям Б-га, которые он дал в Свое Торе. Таким образом, в человека заложен потенциал великого добра, но также и способность творить страшное зло. Первое – предназначение человека и цель его жизни, которое ведет его к удовлетворению, полноценности и счастью, последнее же ведет к краху и крушению счастья. Первое – удовлетворение Воли Б-га, выраженной в заповедях ( מִצְווֹת ), которые Он нам дал, последнее – промах, грех ( חֵטְא ), нарушение ( עֲבֵירָה ) слова Б-жьего.

3. Как физический и материальный мир должен был развиваться после своего создания – и продолжает развивается в научном и техническом плане по сей день, постоянно улучшаясь и стремясь к совершенству, - так и человеку надлежало начать свой путь и путем принятия правильных в моральном плане решений,

выполнить свое предназначение. Как ребенку иногда приходится учиться на собственных ошибках и воспитываться в суровой школе жизненного опыта, пока не вырастет в ответственного взрослого, так пришлось и всему человечеству. В начале истории человечества им был допущен ряд ошибок, и ХаШем, в Своей доброте, указывал человеку на то, каким образом ему следует исправиться, а когда люди, к сожалению, не прислушивались к совету, приходилось в наказание наводить на них природные бедствия. Позже ХаШем избрал еврейский народ, произошедший от Его друга Авраама, чтобы были «светом для народов», Его посланцами и указывали человечеству истинный путь.

4. Но как печально, когда сам посланец забывает о своем послании! В виду высокого призвания евреев, когда они намеренно оставляют выполнение своего задания, ХаШем весьма разочарован и наводит на них суровое наказание, пока не возвратятся к Нему и не станут вновь примерным народом, который ХаШем

поставил в центр мира. Пророк Ишая говорит еврейскому народу, что ХаШем провозглашает: «Вы Мои свидетели!» - и в этом заключается призыв этой Ѓафтары. В начале нового цикла чтения Торы она служит весьма уместным к нему вступлением и, так сказать, декларацией цели нашей миссии и роли, как еврейского народа, - распространения Слова Б-жьего по всему свету. 

 

 

Рав Нахум Пурер

Содержание раздела

Этот раздел самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира от его Сотворения до Всемирного потопа и летопись первых десяти поколений человечества - от Адама до Ноаха.

Вначале Б-г сотворил “из ничего” всю вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г “отдыхал”, создав духовную сферу под названием “Шаббат”, посещающую этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава. Б-г поместил их в “райский” сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Тв-рца Хава отведала запретный плод с “Древа познания добра и зла” и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя “грех” вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родононачальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин “из плодов земли”, Эвель - “из первенцев своих овец”. Вс-вышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г “сожалеет”, что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника предпотопной эпохи - Ноаха с семьей.

 

Что такое хорошо?
“И сказал Б-г: “Да будет свод посреди воды, и да будет он разделять между водами!” И создал Б-г свод, и отделил воду под сводом от воды, которая осталась над сводом… И назвал Б-г свод небом; и был вечер, и было утро - день второй” (1:6-8).
В этом кратком описании второго дня Творения отсутствует важная деталь: нет слов “ки тов”, (и увидел Б-г,) “что это хорошо”, которые сопутствуют всем другим дням. В чем дело?
РОШ (рабби Ашер бен Иехиэль) объясняет, что отделение “верхних” вод от вод “нижних” принесло в мир концепцию раздоров и конфликтов. Любое разделение, любое “размежевание” не может быть “хорошо”.
Вот почему, создав Адама в начале Сотворения мира, Б-г сказал: “Нехорошо быть человеку одному” (2:18). Мудрый царь Шломо, написавший книгу “Мишлей” (“Притчи”) развил эту мысль: “Всякий, кто нашел себе жену, нашел благо”.
По той же причине, т.е. из-за того, что во второй день Творения в мире начались раздоры, левиты пели в понедельник на ступеньках Храма псалом, сочиненный сыновьями Кораха, инициатора массового бунта евреев против Моше и Аарона. В наше время этот псалом читают в синагогах каждый “йом-шени” (понедельник).
Слова “ки тов” встречаются семь раз в описании Творения, причем дважды применительно к третьему дню. Поэтому религиозные евреи стараются устраивать свадьбы именно во вторник за его двойную “хорошесть”.

 

 

 

 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Берешит, Недельный раздел Берешит все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Оцените работу движка



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика