::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Ве-Зот а-Браха

  • Сообщить о ошибке
6-10-2011, 18:51 Разместил: jude Просмотров: 2 192

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Ве-Зот а-Браха
Главы 33:1-34:12

“Вот благословение, которым благословил Моше... сынов Израиля...”.

Вот благословение на иврите — ве-зот а-браха.

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина

Человечность Моше

Когда евреи впервые услышали, что Б-г создал человека "по образу своему, по подобию своему" (Берешит, 1:27), эта идея была для них внове. Согласно представлениям древнего мира, лишь цари и жрецы, эти земные воплощения Б-жественного, были созданы "в образе Б-жьем". Иудаизм демократизировал эту доктрину - все люди созданы по образу Б-жьему, любой вождь не более "Б-гоподобен", чем каждый из его подданных.
Наша недельная глава заканчивается утверждением, что "НЕ БЫЛО БОЛЕЕ ПРОРОКА В ИЗРАИЛЕ, ПОДОБНОГО МОШЕ, КОТОРОГО ЗНАЛ Б-Г ЛИЦОМ К ЛИЦУ" (Дварим, 34:1). Ни один человек не имел и не может быть также близок к Б-гу, как Моше. И, тем не менее, Тора однозначно свидетельствует, что Моше был человеком - всего за несколько стихов до этого Б-г напоминает об одной из серьезнейших ошибок Моше, и о наказании, вызванном этой ошибкой:
"ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАМ Я ЕЕ". Я ДАЛ ТЕБЕ УВИДЕТЬ ЕЕ ГЛАЗАМИ ТВОИМИ, НО ТУДА НЕ ПЕРЕЙДЕШЬ" (Дварим, 34:4).
О рождении Моше Тора рассказывает достаточно кратко (см. Шмот, 2). Однако в тот момент, когда ему предстоит обрушить на Египет десять казней, Тора "делает паузу" в повествовании, и подробно излагает его родословную, подчеркивая тем самым, что по рождению и происхождению он был самым обычным человеком. Судя по всему, Автор хорошо знал, что людям свойственно излишне преклоняться перед своими вождями, и даже обожествлять их.
Согласно Торе, "НИКТО НЕ ЗНАЕТ МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ ЕГО <Моше> ДО СЕГО ДНЯ" (Дварим, 34:6). Мудрецы объясняли, что это было сделано для того, чтобы его усыпальница не стала местом языческого культа. Ибо только Б-г должен быть объектом религиозного служения и поклонения.
Быть человеком означает быть способным совершить ошибку, но также - и быть "образом Б-жьим" на земле. Тот факт, что главный герой Торы, несмотря на ошибки, сумел достичь столь многого, дает нам надежду, что и мы, несмотря на все наши просчеты и слабости, тоже можем чего-нибудь достичь в этой жизни.
 

 

Ури Линец

Странное благословение

Завершает длинную череду осенних праздников день Симат Тора, когда мы заканчиваем чтение Пятикнижия, тут же переходим к чтению начала книги Берешит и пляшем со свитками Торы, радуясь, что Тора с нами, а мы - с ней на Земле Израиля. Особый оттенок этой радости придает сегодняшняя реализация благословений, записанных в последнем разделе Торы, которыми Моше наделил колена Израиля перед своей смертью. Здесь и экономическое благополучие: небывалые урожаи, доходная торговля, и политическая успешность: расширение безопасных границ, и внутренний мир и покой, когда все колена существуют в любви и сотрудничестве, и конечно постоянная и всеобщая связь с Торой. Но одно благословение звучит странно: “А Звулуну сказал: радуйся, Звулун, при выходе твоём, а Иссахар - в шатрах твоих! Народы на гору позовут - там зарежут зарезания справедливости, ведь изобилие морей будут сосать и скрытые сокровища песка” (Дварим 33:18-19).
Надел Звулуна - на берегу Средиземного моря, в районе Хайфы. Это место плохо пригодно для сельского хозяйства - основы тогдашней экономики, зато имеет удобную бухту - лучший порт на всем побережье Эрец Исраэль. Иссахар рядом, в плодородной Изреельской долине. Они упоминаются вместе, т.к. согласно устной традиции между ними были особые братские отношения: Звулун экономически поддерживал Иссахара, чтобы тот мог заниматься изучением Торы. Простое понимание текста: продукты сельского хозяйства, произведенные обитателем шатров Иссахаром, приносят громадную прибыль в международной торговле, которой занимается Звулун. Именно потому сказано: “Радуйся, Звулун, при выходе твоём” - в морское плавание с коммерческими целями. Своими прибылями Звулун делится с Иссахаром, что позволяет последнему выделять больше времени для занятий Торой, за себя и за братьев, проводящих время в плаваниях. Иссахар, расположенный в Изрээльской долине, получает благословение “шатров”, т.к. любит покой и благополучие (Берешит 49:13-15).
Окраинное расположение этих колен, постоянное пребывание Звулуна за границей и любовь Иссахара к личному покою не дают возможности построить в их наделах Бейт А-Микдаш - Храм. Но связь с Храмом, который будет построен в Иерусалиме у них не только прочная, но и еще распространяющаяся за пределы Израиля. “Народы на гору позовут” - сыны Звулуна, имеющие постоянные контакты с другими народами, позовут их в Иерусалимский Бейт А-Микдаш и те “там зарежут зарезания справедливости” - принесут жертвы всесожжения с чистыми намерениями. И народы мира послушают сынов Звулуна, проникнувшись уважением к их экономическому процветанию: “Ведь изобилие морей будут сосать и скрытые сокровища песка”! Но если изобилие морей - рыбы, то почему их предстоит сосать? И что скрывает песок? И еще, почему “радуйся, Звулун, при выходе твоём”? Выходя в опасное плавание, моряк находится в тревоге и напряжении, а радуется он, когда бросает причальный канат на родной берег. Комментарий “Аль А Тора” поясняет: Звулун радуется не своему выходу в море, а именно тому, что в его шатрах остался Иссахар и, благодаря его усилиям в изучении Торы, Звулун связан с Торой - Деревом жизни - и когда находится у дерева мачты.
В промышленном европейском новом времени предположили, что “скрытые сокровища песка” - стекло. К сожалению, песок Хайфского залива для стекольной промышленности слабо пригоден. О “сокровищах песка” говорит рав дон Ицхак Абарбанель - житель торговой Кастильской империи XV века: “В те дни, когда перевозил корабль торговый груз из страны в страну, обязан был брать груз и в обратный путь, так как не мог корабль плыть пустым, иначе не был он устойчив на воде. И смысл благословения - корабли Звулуна, привозящие товары и плоды Страны Израиля в другие страны, будут возвращаться с балластом (“палубы их заполнены песком” - вариант перевода), так как везти товары в Израиль будет невыгодно из-за их обилия в Стране”. Согласимся с доном Абарбанелем, хотя слово “палуба” в переводе совершенно неочевидно, предположим, что “Изобилие морей” - это и рыбы, и результат морской торговли. Но почему это все предстоит “сосать?” Есть объяснение, что “сосать” означает: добывать без усилия, подобно младенцу, питающемуся материнским молоком. Но идеал Торы - “шесть дней работай и делай всякое дело твое”, а вовсе не “бесплатный кран с пивом”!
Мне кажется, что близкий к истине ответ мы видим только сейчас, когда в Хайфском заливе наши геологи открыли колоссальные месторождения нефти и газа! Вот они, сокровища моря и песка, которые нам предстоит выкачивать, “высасывать”, и о которых Моше говорил почти три с половиной тысячи лет тому назад!
 

 

О. И. Баддиль

Перевод Рава Меира Мучника

1. В предыдущей главе Моше Рабейну строго отчитал еврейский народ за его недостатки и предупредил о последствиях возможного духовного падения. Теперь же он дает ему свое благословение. Оставаясь до конца преданным слугой народа и верным посланником Б-га, от Имени Которого он говорит, Моше, вместо того, чтобы провести последние часы своей жизни на этой земле с семьей и собственными детьми, использует это драгоценное время для того, чтобы обратиться к своему народу и благословить его.

2. В качестве вступления Моше припоминает, как еврейский народ с верой и без вопросов принял Тору от

Б-га, и как вместе с Торой он также принял на себя миссию добиваться того, чтобы все человечество признало Б-га как Отца и всемогущего Властелина всей земли.

3. Таким образом, говорит Моше, хотя Б-гу дорого все человечество, тем не менее, особенно дорог Ему еврейский народ, ибо он доносит до всех Слово Г-сподне и провозглашает Б-га Властелином и Правителем мира. Моше молится, чтобы в заслугу за установление этих особых отношений с Ним Б-г осенит Своим

благословением каждое из Колен Израилевых, объединенных в своей священной миссии.

4. В своих благословениях этим коленам Моше Рабейну обращается к началам нашей истории как народа, а также пророчески заглядывает в будущее, ибо характер и судьба каждого из колен формируется и определяется этим уникальным сочетанием прошлого и будущего. Таким образом, будущее еврейского народа тесно связано с его прошлым, и, пока он продолжает путь отцов-основателей, ему и в будущем можно надеяться на лучшее.

5. Прежде всего, Моше благословляет Колено Реувена, первенца Яакова. Члены этого колена продемонстрировали свое чувство ответственности, приняв на себя обязательство пойти в бой и сражаться вместе с остальными братскими коленами при овладении Землей. И это качество – солидарность с братьями – впервые проявилось еще у их отца-основателя Реувена, когда он пытался спасти Йосефа и возвратить его невредимым к отцу (см. Недельную главу Ваейшев - וישב ), и снова, когда он пытался гарантировать Яакову благополучное возвращение своего брата Биньямина (см. Недельную глау Микец – מקץ ). Моше признает это качество Колена Реувена и молится о том, чтобы его представители не понесли никаких потерь при выполнении своего обязательства пойти на войну, и чтобы были благословлены успехом и долголетием.

6. Моше молится о том же по отношению к Колену Йеуды, - и по той же причине. Йеуда, отец-основатель своего колена, тоже всегда был готов защищать своих братьев, а ради Биньямина был однажды даже готов пожертвовать жизнью (см. Недельную главу Ваигаш – ויגש ). Как ведущее колено, из которого произойдет

еврейская царская фамилия, оно тоже нуждается в благословении и помощи Б-га.

7. В отношении Колена Леви Моше вспоминает, как оно единственное во всем своем составе сохранило верность Б-гу, когда еврейский народ запаниковал и допустил погрешность в эпизоде с Золотым тельцом. Члены Колена Леви, говорит Моше, полностью заслуживают доверие Б-га быть его представителями в еврейском народе, и, - в лице Коаним, одной из его ветвей, - представителями еврейского народа в Святилище Б-га. Они продемонстрировали непоколебимую верность и высокую степень самопожертвования Б-гу. И даже если в прошлом они, возможно, проявили чрезмерную рьяность в своей преданности, тем не менее, это качество сослужит им хорошую службу в их деле преподавания Торы и ее сохранения. И

несмотря на то, что временами, по причинам, известным только Б-гу, создается впечатление, что Он не внимает их мольбам (Моше, сам Левит, косвенно намекает здесь на самого себя, - ХаШем отказался исполнить его самое заветное желание, разрешить ему войти в Землю Обетованную), эти люди продолжают исполнение своих обязанностей без всяких вопросов и сомнений. Поэтому, молит Моше Б-га, в награду за эту испытанную верность, да будет ХаШем всегда поддерживать Левитов и поможет им преодолеть врагов еврейского народа, с которыми им, возможно, предстоит сразиться.

8. За этим благословением Колену Леви, стражам Святилища, то есть, Храма, Моше по логике обращается к Колену Биньямина, ибо Храм будет в конечном итоге построен на его территории. За эту заслуженность Биньямина и за святость, которую через него получает еврейский народ, Моше молится, чтобы

Б-жественное присутствие всегда витало над ним, защищало его и приносило мир и гармонию.

9. За благословением Колену Биньямина следует благословение Колену Йосефа. Во- первых, Моше видит, что, как на территории Биньямина разместится Храм, так и на территории Йосефа будет много лет расположено Святлище Шило – Мишкан, переносной мини-Храм. А во-вторых, Йосеф и Биньямин были братьями и по отцу, и по матери (тогда как у других отцов-основателей колен были разные матери). В

благословениях Колену Йосефа Моше и здесь следует тем же мотивам, что прозвучали в благословениях Яакова своим сыновьям, и молится, чтобы Б-г благословил землю Йосефа обильными урожаями сочных фруктов и зерновых, а также изобилием воды и солнца. Моше также молится, чтобы народным вождям,

которые произойдут от Йосефа, была дана победа над врагами. Ибо, как Йосеф, отец-основатель Колен Эфраима и Менаше, заботился исключительно о благе семьи Израиля, так и эти будущие вожди будут заботиться о благе своего народа, и они тоже будут заслуживать успеха.

10. Колено Звулуна договорилось с Коленом Иссахара о партнерстве: последнее могло полагаться на финансовую поддержку первого, и таким образом видные ученые и мудрецы Торы Колена Иссахара могли посвятить себя изучению Торы больше обычного. А Колено Звулуна заслуживает разделить часть награды за это изучение Торы Иссахаром. (В наше время аналогичное партнерство существует между еврейским деловым миром с одной стороны и учеными ешив и коллелей с другой, и награда за изучение Торы последними разделяется и теми, кто предоставляет им финансовую поддержку.) Моше благословляет Колено Звулуна, чтобы его торговля и предпринимательство процветали, а Колено Иссахара – чтобы ему

сопутствовал успех в исследовании Торы. (Интересно, что в этой связи Моше упоминает Звулуна перед Иссахаром.) Моше также воздает особую похвалу обоим коленам, ибо благодаря контактам торговцев Звулуна и благотворительности мудрецов Иссахара иноземные торговцы знакомятся с культурой нашего народа, получают возможность познать Б-га и могут даже присоединиться к еврейскому народу как прозелиты.

11. В своем благословении Колену Гада Моше отмечает необычайную силу этих людей, с помощью которой они защищают еврейский народ и стоят на страже его границ, и хвалит их за верность и стойкость.

12. Колено Дана благословляется изобилием воды на своей территории и обильными урожаями.

13. Что же касается Колена Нафтали, то его просторная земля будет благословлена особенно быстро поспевающим урожаем.

14. Колено Ашера благословлено красивыми детьми. Более того, их земля будет производить огромные количества оливкового масла, а из гор, расположенных на своей территории, они будут добывать железо и медь, – все это будет пользоваться большим спросом у остальных колен.

15. В своем пророческом видении Моше предвещает еврейскому народу мирную жизнь на своей земле в самодостаточности, в изобилии зерна, вина и всего прочего, под защитой Б-га, без страха перед врагами, которые будут повержены. ХаШем будет предотвращать даже возникновение какой-либо опасности со

стороны врагов, в заслугу того, что евреи будут полагаться целиком и полностью на Него, как истинный Народ Б-га.

16. Закончив благословлять свой народ, Моше Рабейну поднимается на гору Нево, напротив города Йерихо. Оттуда ХаШем дал ему возможность окинуть взором всю страну, от севера до юга и от востока до запада. Таким образом, как ему и было обещано Б-гом, Моше все-таки увидел всю Землю Обетованную, в которую он так хотел войти. И там, в степях Моава, Моше Рабейну, верный слуга Б-га, умер в возрасте ста двадцати лет. Его оплакивал весь еврейский народ. Его молодой дух и бодрость не угасли до самого конца, и его ум всегда оставался острым - он умер, как и прожил всю жизнь, по слову Б-жьему.

17. Руководство еврейским народом немедленно принял Йеошуа-бин-Нун, который служил помощником при Моше, и которого ХаШем назначил его преемником, и люди с готовностью ему подчинились.

18. Не нам даже пытаться оценивать личность и характер того Б-жественного человека, коим был Моше Рабейну. Тем не менее, хотя мы и рискуем показаться чрезмерно самоуверенными, все же разумно попытаться понять, почему ХаШем выбрал именно Моше для руководства народом, для того, чтобы вывел народ из Египта, и чтобы даровать через него Тору. Сам ХаШем воздает Моше в Торе хвалу как «скромнейшему человеку на земле», а мудрецы также подмечают, что из различных эпизодов, описанных в Торе, становится очевидно, что Моше Рабейну был человеком весьма участливым, заступником беззащитных и униженных. Оставляя на минуту в стороне все другие его качества, можно предположить, что, возможно, именно эти два в наибольшей степени способствовали тому, что ХаШем выбрал его для двойной миссии - вождя и учителя. Моше прилагал особые усилия, чтобы помочь другим, но для себя никогда не желал величия. Даже будучи нашим вождем и почитаемым царем, даже осознавая, что ХаШем наделил его огромной властью, он оставался воистину скромным и пользовался властью только потому, что был посланником Б-га. Никогда он не позволял своим личным взглядам или интересам оказывать влияния

на выполнение обязанностей вождя – он был всего лишь орудием в руках Б-га. И именно благодаря этому качеству скромности он стал также идеальным учителем Торы. Ибо, как бы ни стараться этого избежать, все-таки, когда человек передает кому-то другому учения своего наставника, то он неизбежно вкладывает в это учение и собственную личность, и это как-нибудь да отразится на передаваемом материале. Моше Рабейну, однако, был настолько преданным посланцем Б-га и настолько самоотверженным, что на Тору, которую ХаШем преподавал через него, не было наложено никакого отпечатка его личности, ни его мышления, ни его чувств. Все, что преподавал Моше, было в чистом виде Торой Б-га; благодаря своей скромности, Моше Рабейну стал самым прямым ее проводником. Было у нас много великих учителей, было и много великих вождей, было много великих пророков, которые несли нам Слово Б-жье. Но так и не появился более в еврейском народе пророк, который был бы так же близок к Б-гу, как Моше Рабейну.

חזק

На этом завершается

ספר דברים

Книга Дварим - пятая из пяти книг Торы 

 

О. И. Баддиль

Перевод Рава Меира Мучника

Ѓафтара недельного раздела Ве-Зот

а-Браха

Ѓафтара этой недели взята из Книги Йеошуа (1-18)

 

1. В’Зот Хабраха – последняя глава Торы, и ее читают утром в праздник Симхат Тора, когда мы отмечаем завершение цикла чтения Торы по недельным главам (и сходу начинаем следующий цикл). В Земле Израиля Симхат Тора отмечается вместе с праздником Шмини Ацерет, который наступает сразу за праздником

Суккот и празднуется только один день. В других странах (Хуц ЛаАрец) это название, Симхат Тора, дано второму дню праздника Шмини Ацерет, который там отмечается два дня. Ѓафтара главы В’Зот Хабраха – это первая глава Книги Йеошуа, которая является первой из Книг Пророков (Невиим). Так четко демонстрируется, как книги Пророков связаны с Пятью Книгами Торы - Хумашем, и являются его продолжением.

2. После смерти Моше Рабейну еврейский народ, понятное дело, волновался о будущем, и даже опасался его. Мы стояли на пороге Земли Обетованной и прекрасно осознавали, что люди, которые тогда ее населяли, просто так не испарятся. Ѓафтара повествует о том, как ХаШем обратился напрямую к Йеошуа и несколько раз повторил ему, что он должен «быть сильным и мужаться», и что Он будет с ним, как был с Моше. В то же время ХаШем говорит Йеошуа и народу, вождем которого он теперь является, что они должны также «быть сильными и мужаться, и соблюдать и исполнять всю Тору, которой велел следовать Моше, не

сворачивать с ее пути вправо или влево», и тогда во всех начинаниях нам будет сопутствовать успех. Более того, «да не покинет эта Тора никогда ваши уста, и размышляйте о ней днем и ночью, чтобы тщательно соблюдать все, что в ней написано, ибо только так вы преуспеете во всем, что делаете».

3. Получив это воодушевление от Б-га, Йеошуа объявил, что народ должен начать подготовку к вторжению и взятию земли. Он вызвал к себе старейшин- представителей колен Реувена, Гада и Менаше, и напомнил им об обещании, которое они дали Моше. Хотя они уже получили в надел тучные пастбища на восточном берегу реки Иордан (на территории современного королевства Иордания), и поселили своих женщин и детей там в фортах, мужчины этих колен обещали идти вместе с остальными евреями и помогать им в завоевании всей Земли до тех пор, пока и они не осядут на выделенных им территориях.

4. Представители колен Гада и Реувена с готовностью подтвердили свое обещание. Да, и они будут почитать и слушаться Йеошуа точно так же, как почитали и слушались Моше, и разъяснили, что Йеошуа пользуется поддержкой всего народа. Мудрецы говорят, что так оно оставалось в течение всего лидерства Йеошуа. У

него никогда не возникало напряженности в отношениях с народом, никто не подвергал сомнению его роль как вождя народа до конца его жизни.

 

 

Рав Нaxyм Пурер

Заключительный раздел “Ве-зот ха-браха” отличается не только тем, что он единственный в “Хумаше” не субботний, а праздничный, но и порядком чтения. К нему вызывают не семь человек, как в субботу, а всех присутствующих в синагоге, чтобы каждый еврей, взрослый и ребенок, мог лично отметить завершение годичного цикла. Затем над “бимой” разворачивают “свадебный балдахин”, состоящий из одного или нескольких талитов, под которым встают совсем маленькие дети и отцы с младенцами. Эта “алия” называется “коль ха-неарим”, “все юноши”. Вслед за ними к Торе восходит “хатан Тора”, “жених” Торы. Его выход, которым завершается чтение “Ве-зот ха-браха”, обставлен особенно торжественно. И, наконец, к Торе вызывается “хатан Берешит”, “жених” раздела “Берешит”, с которого начинается новый цикл.

Содержание раздела

Следуя примеру праотца Яакова, Моше благословляет евреев перед смертью. Он дает каждому колену лаконичную характеристику, определяет его место и задачу в еврейской истории. Пророк заверяет сынов Израиля, что Б-г щедро вознаградит их за все грядущие беды и страдания. Затем он восходит на гору Нево, с которой Б-г показывает ему всю Страну Израиля и события, которые произойдут с ней и еврейским народом в будущем. Перед Моше открывается вся историческая перспектива вплоть до мессианской эпохи. Моше умирает легко от “Б-жественного поцелуя”, в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г сам хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне место его погребения. Евреи оплакивают своего вождя и учителя тридцать дней.

 

Так умирал Моше
“И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав, по слову Б-га” (34:5).
Мидраш в пересказе РОШа (рабби Ашера бен Иехиэля, 13-14 в.в.) приоткрывает завесу тайны над обстоятельствами смерти одного из величайших людей, когда-либо живших на земле.
Когда Моше пришло время умирать, он заявил: “Нет, я не умру. Я буду жить и свидетельствовать о свершениях Творца”. Но Б-г не принял его довода и заявил, что Моше должен завершить свои дни, как полагается смертным.
Тогда Моше высказал свое последнее желание: пусть раскроются все врата и все бездны земные, чтобы народы мира увидели собственными глазами, что нет никого, кто мог бы сравниться со Вс-вышним. Б-г согласился, и Моше провозгласил: “Эйн од ми-львадо” - “Нет никого подобного Ему!”
Тронутый этой преданностью, Б-г ответил пророку: “Раз ты сказал обо Мне: “Нет никого подобного Ему”, - Я скажу о тебе: “И не появлялся более ни один пророк в Израиле, подобный Моше” (34:10).
Затем Б-г сам спустился на землю в сопровождении трех ангелов - Михаэля, Гавриэля и Уриэля. Гавриэль расстелил простыню на смертном ложе Моше, Михаэль развернул пурпурное одеяло, а Уриэль аккуратно взбил подушку из дорогой шерсти. После этого Б-г встал в изголовье ложа, Уриэль - в ногах, Михаэль - с одной стороны, а Гавриэль - с другой. “Сдвинь вместе ноги”, - велел Б-г, и Моше сдвинул ноги. “Сомкни веки”, - продолжил Творец, и Моше подчинился.
Тогда Б-г мягко позвал его душу. Но душа не хотела покидать Моше, и Вс-вышний начал терпеливо уговаривать ее. Он объяснил, что позволил ей находиться сто двадцать лет в теле Моше, но теперь наступило время расставания. Душа не сдавалась. Она сказала, что, хотя Б-г и является безраздельным повелителем всех душ и духов, она не желает расставаться с телом Моше, ибо более чистого и святого тела не было в природе. В могиле оно не подвергнется разложению - черви не тронут его. А при жизни к Моше не подлетала ни одна муха, ни один овод. Вот почему она так любит его телесную оболочку и ни за что не хочет выходить из нее.
“Нет, ты должна уйти без промедления, - твердо возразил Б-г, - ибо время истекло”. Он пообещал вознести ее на самое высокое небо и поместить у подножия Своего престола славы рядом с серафимами, херувимами и другими ангелами.
Но душа продолжала упорствовать. Она предпочитала оставаться в теле Моше. Даже ангельское общество ее не прельщало. В свое оправдание она напомнила Б-гу, что два ангела Уза и Азаэль спустились на землю еще до Великого потопа. Они возжелали земных женщин, вступили с ними в отношения и, в конце концов, так извратились, что Б-г подвесил их между небом и землей. А Моше, если помнит Г-сподь, наоборот, отделился от своей жены с тех пор, как Вс-вышний открылся ему у горящего, но несгорающего куста.
Б-г понял, что дальнейшие дебаты бесполезны и силой извлек душу из тела Моше своим Б-жественным поцелуем.
После этого Б-г заплакал: “Кто теперь защитит предо Мною грешников? Кто будет молиться Мне за Моих беспутных детей? Кто отведет от них Мой карающий гнев?”
И ангелы тоже заплакали, заголосили: “Где мы найдем такую мудрость? Кто станет вместилище святости?” Само небо сокрушенно рыдало: “Праведник умер, и никому нет дела… Люди не понимают, что Б-г забрал его, чтобы он не видел зла, которым наполнится мир после его ухода”. И дух Г-споден провозгласил: “Б-же, спаси этот мир, ибо самый благочестивый из смертных покинул его”.
“И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, которого Б-г знал лицом к лицу” (34:10).


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Ве-Зот а-Браха все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Оцените работу движка



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика