::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельнй раздел Аазину

29-09-2011, 14:11 Разместил: jude Просмотров: 1744

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Аазину
Главы 31:1-32:52
“Вслушайтесь Небеса, и я буду говорить...”.
Вслушайтесь на иврите - аазину.

 

Рав Лев Кацин
"И вот я прощаю всех, кто обидел меня" (Рош Ашана)
«Я не разговариваю со своим сыном уже более 20 лет», - поделился человек, который недавно ушел в мир иной. Успел ли он помириться с сыном перед смертью?
Что должно было произойти между отцом и сыном, чтобы они на долгие годы прекратили общаться? Совсем не обязательно серьезный конфликт. Возможно, причиной разрыва стала обычная проблема отцов и детей, в результате которой они перестали разговаривать, и на протяжении двух десятилетий никто из них так и не смог первым протянуть руку.
Ощутивший себя униженным человек может обидеться и замкнуться. «Не ненавидь брата своего в сердце своем!» - указывает нам Тора. Этот запрет относится прежде всего к тем, кто, не высказывая своей обиды, молчит. В отличие от физической раны, боль которой со временем проходит, боль затаенной в душе обиды лишь усиливается, пишет Рамбан. Тот, кто не разговаривает со своим другом три дня, нарушает запрет Торы: «Не ненавидь брата своего в сердце своем!»
Перед сном еврей читает слова молитвы: «И вот я прощаю всех, кто обидел меня…» Муж и жена, родители и дети, братья и сестры, друзья и родные не должны идти спать, не простив друг друга…
Однажды переживший преследования сталинского режима Рыбницкий Ребе собрал в Америке большую сумму денег и отправил посланника в Румынию, чтобы помочь преследуемым за веру евреям вырваться оттуда. Узнав о том, что посланник оказался вором и исчез вместе с деньгами, Ребе не мог уснуть. «Почему ты не спишь?» - спросил его сын. «Я не могу идти спать, ведь у меня не получится искренне сказать слова молитвы: “И вот я прощаю всех, кто обидел меня”», - ответил Ребе. Впрочем, сын свидетельствовал, что через некоторое время его отец все же нашел в себе силы простить.
Иногда мы боимся прощать: что если этот человек повторит против нас свой проступок? Следует помнить, что он может повторить свой проступок и без нашего прощения. Прощая, мы делаем одолжение не только ему, но прежде всего себе, освобождая свое сердце от разрушающей изнутри ненависти.
Впрочем, даже простив друга в сердце своем, человек зачастую не сообщает ему об этом, опасаясь быть отвергнутым: я протяну ему руку, а он откажется ее пожать.
Однажды на конференции во Всемирном торговом центре я встретил знакомого, который был на меня обижен и не общался со мной. В зале было несколько сот человек, и я мог легко его «не заметить». Но я вспомнил слова мудрецов Талмуда: «Первым приветствуй миром каждого человека!»
Почему сказано «каждого человека»? Легко приветствовать первым друга, но совсем не просто - недоброжелателя, который может не ответить на твое приветствие. Тем не менее не жди его приветствия, сделай это первым!
Собравшись духом, я подошел к нему и при всех подал руку. Это был первый шаг, который в конце концов привел к примирению…
После того как Адам согрешил, съев запретный плод, он прятался от Б-га. Так и мы прячемся, и не только от Б-га, но и от людей, против которых согрешили, нанеся им обиду. Конечно же, Вс-вышний мог бы подождать, пока Адам осознает свой грех и придет с извинениями. Однако Он обратился к Адаму первым, спросив его: «Где ты?»
В чем смысл этого вопроса, ведь Вс-вышний, конечно же, знал, где прячется Адам?  «Вс-вышний хотел начать с ним разговор», - объясняет Раши. В этом кажущемся простым ответе скрывается глубина. Своим вопросом Вс-вышний хотел разрушить холодную стену молчания, отделяющую Его от человека, начав процесс примирения. Так же и мы не должны ждать, пока кто-то придет к нам, а преодолевая страх, самолюбие и гордыню, первыми обращаться к людям, с которыми у нас напряженные отношения. Именно их, возможно, и нужно в первую очередь поздравить с еврейским Новым годом - Рош Хашана - и, конечно же, попросить прощения и простить. Ибо тот, кто не осуждая, милосердно прощает других, удостоится прощения Небес.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Помни дни древности
B своем последнем обращении к народу Израиля Моше призывает евреев не забывать уроки истории: О каких уроках он при этом говорит?
"НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ И В ХАОСЕ ВОЯ ПУСТЫНИ; ОГРАЖДАЛ ОН ЕГО, ОПЕКАЛ ЕГО, БЕРЕГ ЕГО, КАК ЗЕНИЦУ ОКА СВОЕГО" (Дварим, 32:10)
Иными словами, Моше хочет сказать, что без вмешательства Вс-вышнего народ Израиля попросту не смог бы выжить. И действительно, то, что народ Израиля сохранился до наших дней, до сих пор поражает статистиков и антропологов.
Уже в библейские времена существование еврейского народа переодически оказывалось под вопросом. :"И СКАЗАЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "УВИДЕЛ Я, ЧТО НАРОД ЭТОТ - НЕПРЕКЛОННЫЙ! А ТЕПЕРЬ ОСТАВЬ МЕНЯ, И ВОСПЫЛАЕТ МОЙ ГНЕВ НА НИХ, И УНИЧТОЖУ Я ИХ'" (Шмот, 32:9-10).
В дальнейшем судьба евреев также нередко висела на волоске: в библейскую эпоху, в средние века, во времяв Катастрофы...Даже сегодня наше существование переодически оказывается под угрозой.
Что же помогло народу Израиля выжить? "КАК ОРЕЛ СТЕРЕЖЕТ ГНЕЗДО СВОЕ, НАД ПТЕНЦАМИ СВОИМИ ПАРИТ, РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ СВОИ, БЕРЕТ КАЖДОГО, НОСИТ НА КРЫЛЕ СВОЕМ - БОГ ОДИН ВОДИЛ ЕГО" (Дварим, 32:11-12).
Поэтому когда евреи сохраняют верность Вс-вышнему, их ждут слава и процветание.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Вся глава этой недели за исключением последних двух абзацев посвящена поэме, которой Моше обучил еврейский народ, по велению Б-га. Моше призывает вечные небо и землю в свидетели великой судьбе еврейского народа, предупреждениям о наказании в случае нашего пренебрежения обязанностями, и благословениям, которыми ХаШем одарит нас за верность Ему и Его Торе. Эта поэма касается не только евреев того времени, но и событий наших времен и даже отдаленного будущего. Это вечный урок: он никогда не сотрется из еврейского сознания. Преподанный красивым и ярким пророческим языком, этот урок адресован каждому поколению и всегда остается понятным: в его словах отражена каждая эпоха – воистину, каждый еврей.
2. Прежде всего, Моше призывает нас отдать должное Б-гу и признать Его правоту и справедливость во всем, что Он с нами делает. Только народ с извращенным мышлением мог бы даже предположить, что ХаШем не желает лучшего для нас, Своих детей. В самом начале, когда мир еще находился в младенческом
состоянии, ХаШем уже направил события в определенной последовательности ради Своего Народа, и когда он появился, ХаШем позаботился о нем, защищая его от всяких невзгод.
3. Но когда у евреев все пошло хорошо, они стали слишком самоуверенными: им показалось, что они больше не нуждались в Б-ге, и перестали сохранять верность Его Торе и заповедям. Пророчески заглядывая в будущее, Моше Рабейну предупреждает о печальном и много раз повторяющемся цикле событий: все идет
хорошо, когда ХаШем одаряет нас своими благами, затем мы обретаем излишнюю уверенность и начинаем воображать, что можем обойтись и без Его заботы и защиты, и отставляем Тору и заповеди в сторону. Затем, после того, как мы сошли с пути и пошли за всяческими пустыми и презренными чужими культурами и
стилями жизни, грозный бич гнева Г–сподня вновь возвращает нас к Нему – ибо ХаШем всегда будет считать нас Своим народом. Моше умоляет нас научиться наслаждаться благами, дарованными Б-гом, в то же время сохраняя верность Торе, ибо последствия пренебрежения к нашим обязанностям и к ответственности как Народа Б-жьего ужасны.
4. А поскольку ХаШем создал нас для великой и сверхважной цели, а именно, быть Его глашатаями всему человечеству, тем более ужасны Его гнев и разочарование, когда мы избегаем нашего призвания. Если бы не намеренная близорукость и просто глупость народов мира, которые предпочитают истолковывать наше
наказание как доказательство своего собственного превосходства в силе над избранным Б-гом народом, и которые, таким образом, демонстрируют презрение и неуважение к Б-гу, Он прибег бы к еще более суровым мерам для того, чтобы возвратить нас к Себе. Ибо мы навсегда останемся Его народом, и Он с нами никогда не расстанется, что бы ни случилось.
5. Поэтому, говорит Моше, народам мира следует остерегаться наносить нам какой- либо вред, ибо кто бросает вызов Народу Б-жьему, тот становится врагом Самого Б-га, и день возмездия настанет. Пусть только поразмыслят: если ХаШем так строго отчитывает Свой собственный народ, каким же ужасным будет Его гнев, когда наступит и для них неминуемый час расплаты. Пусть евреи всегда помнят о своем призвании, а все народы мира пусть обеспечат им счастливую долю. ХаШем, Создатель и Отец всего мира, дал каждому народу и каждому индивидууму свое особое задание и Он, Всемогущий Б-г, наградит – или накажет –каждого по справедливости и в точности по заслугам.
6. Глава продолжается повествованием о том, как Моше вместе с Йеошуа-бин-Нуном обучил этой поэме весь еврейский народ, исполняя повеление Б-га. В очередной раз Моше призывает нас сохранять верность Торе, ибо от этого зависит сама наша жизнь.
7. Затем ХаШем повелевает Моше подняться на гору Нево и оттуда бросить взгляд на землю, которую ХаШем вскоре даст Своему народу. Но сам Моше не получит разрешение туда войти, как уже постановил ХаШем.

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Большую часть раздела составляет песнь, в ярких метафорических образах которой отражено гармоничное единство Творения. Прошлое, настоящее и будущее сплетаются в единый поток истории. Перед Моше открывается вся реальность, в которой нет противоречий, где события разных эпох дополняют и раскрывают друг друга. Вначале Моше призывает Небо и Землю в вечные свидетели тех несчастий, которые постигнут евреев, если они изменят Б-гу и Торе. В песне последовательно раскрываются пять главных исторических тем: 1) Б-г создал мир для того, чтобы все населяющие его народы дружно стремились к выполнению Его воли, и посредническая миссия была возложена на евреев; 2) Он дал евреям Святую землю, где они могли бы служить Ему с радостью, пользуясь материальным изобилием, но они, неблагодарные, взбунтовались; 3) Народ Израиля заслужил полного истребления, но Б-г проявил милосердие к ним и ограничил наказание их изгнанием из Эрец-Исраэль; 4) В конце дней евреи будут спасены; 5) Моше ярко описывает эпоху спасения еврейского народа, восстановления его престижа и наказания врагов Израиля. В заключение Б-г дает последнее указание Моше: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.
Нынешняя суббота - третий день нового 5772 года по еврейскому летоисчислению. Она следует сразу за двухдневным праздником Рош-Ашана и называется “шаббат-шува”, суббота “возвращения”, по первому слову Афторы, дополнительного чтения из пророков: “Шува, Исраэль, ад а-Шем Эло-эха, ки хашалта ба-авонеха”: “Вернись, Израиль, к Б-гу, Г-споду твоему, ибо споткнулся ты о свою вину…”.
“Шаббат-шува” не только задает тон всем будущим субботам наступившего года. Он является также стержнем Десяти дней раскаяния между Рош ха-Шана и Йом-Кипуром. От того, как мы проведем его, во многом зависит окончательный приговор, который будет вынесен каждому из нас в последний день этого периода.
Впрочем, не совсем так. В Йом-Кипур приговор скрепляется печатью. Отсюда и традиционное пожелание: “Гмар хатима това” - “Хорошей вам скрепляющей печати”. А выносится приговор во время Небесного суда, который проходит в Рош ха-Шана. По-русски Йом-Кипур называют Судным днем, что не совсем точно: правильный перевод Йом-Кипура - День искупления. Судным днем, точнее двумя Судными днями, следовало бы назвать Рош ха-Шана.

Ходит песенка по кругу…
Почти весь раздел “Аазину” написан в виде песни. Песня интересна тем, что она всегда возвращается к одному и тому же месту - припеву, рефрену, как сказано в популярном шлягере Аркадия Островского 60-х годов: “Адресованная Другу, ходит песенка по кругу…”. У круга нет начала и конца; он начинается там же, где и заканчивается. Его начало и конец совпадают.
Песня символизирует завершенность, гармоничную целостность. Когда завершились шесть дней Творения, Адам торжественно произнес “Мизмор шир ле-йом а-шаббат”, “Песнь дню субботнему”, которой мы встречаем сегодня каждую субботу.
После успешного перехода через Красное море при побеге из Египта евреи возблагодарили Б-га “Песней моря”, “Шират а-ям”. Царь Шломо, закончив строительство Храма, сочинил “Шир а-ширим”, “Песнь песней”.
Короче, “шир”, песня воплощает собой завершение какого-то важного дела; она воспевает еще один кирпичик в грандиозном здании Б-жественного замысла.
Песнь “Аазину” прекрасна не только своей неподражаемой поэтикой (“Польется, как дождь, учение Мое, будет струиться, как роса, речь Моя, как мелкий дождь на зеленый покров и как капли на траву…”), не только своей сложной мистикой и пророческим размахом. Будучи предпоследним в Торе, раздел, содержащий эту песнь, достойно венчает ее.
На более глубоком уровне вся Тора - это песнь. В предыдущем разделе “Ваелех” Б-г сказал Моше и его преемнику Иегошуа: “А теперь напишите себе песнь эту и научите ей сынов Израиля, вложите ее в уста их” (31:19). Здесь имеется в виду не только песнь “Аазину”, но и вся Тора. Ибо мир достигнет полного совершенства и завершенности только на основе Торы. И тогда Б-г, оглядев свое творение, удовлетворенно скажет: “Вот теперь все на месте. Таким я и задумал этот мир. Пользуйтесь, люди”.
Подлость - от глупости
“Народ подлый и неумный” (32:6).
Комментируя эти горькие слова, обращенные к евреям в сегодняшнем разделе, Хафец-Хаим (рабби Исраэль Меир Акоэн из Радина, 1839-1933 г.г.) задает вопрос: “Если вы назвали Реувена подлым человеком, надо ли добавлять, что он к тому же и неумный?” Ведь подлость гораздо хуже отсутствия ума. Не лучше ли было ограничиться одним первым эпитетом?
Ответ можно найти в комментарии мудрецов к пророчествам Иермиягу. Говорит Творец: “Если бы они (евреи) только покинули Меня, но соблюдали Мою Тору! В таком случае Тора вернула бы их ко Мне”. Иначе говоря, изучение Торы и еврейский образ жизни восстановили бы веру в Творца. Получается, что, живя без Торы, грешник удаляется и от Б-га.
Возвращаясь к нашему стиху, можно сделать аналогичный вывод: если бы евреи были мудры и учены, они привили бы себе качество благодарности к Творцу и не вели себя “подло”. Единственная причина их “подлости” - в их же неразумности, необразованности, потому что они не хотят учить Тору. Короче, подлость - это следствие недостатка ума, и оба определения здесь вполне уместны.
Вам же будет хуже…
“Когда Б-г давал уделы народам, разделяя людей, установил Он границы народов по числу сынов Израиля” (32:8).
Раши объясняет, что после Всемирного потопа люди жили вместе, одним обществом. Они хотели построить Вавилонскую башню, но Б-г рассеял их и разделил на семьдесят народов, говоривших на семидесяти разных языках, по числу людей в семье праотца еврейского народа Яакова, ушедших в Египет.
Хафец-Хаим дает иное толкование. В этой фразе Тора обещает народам мира, что границы их стран будут расширяться в соответствии с числом живущих в них евреев. Правителям этих стран следовало бы взять пример с египетского фараона, который пригласил семью Яакова быть почетными гостями в его государстве (египтяне не прогадали: они были щедро вознаграждены могуществом и процветанием). В конце концов, продолжает Хафец-Хаим, какому народу не хочется иметь протяженные и надежные границы? Ведь ради этой цели ведутся многие войны.
Однако в действительности все происходит наоборот. Народы мира не только не приветствуют евреев, которые селятся в их странах, не только не стремятся создать им нормальные условия для жизни и деятельности, но и преследуют, убивают, изгоняют их. В результате эти страны страдают экономически, слабеют в военном отношении, теряют свои земли, а некоторые совершенно распадаются. Короче, ненавистники евреев рубят сук, на котором сидят.
Эту мысль можно продолжить. Мудрецы Талмуда говорили, что Иерусалимский Храм - это канал, по которому на землю спускаются небесные блага. От связи с Б-гом, проходящей через Святилище, выигрывают не только евреи, но все человечество.
Если бы народы мира осознали этот факт, они бы, по словам мудрецов, установили плотную охрану вокруг Храма - чтобы защитить сей уникальный источник своего процветания от посягательств безумцев. Но они сами ведут себя как безумцы: устраивают завоевательные походы, разрушают Храм и Святую землю, и еще гордятся своим “достижением”, а потом не могут взять в толк, почему несчастья сыпятся на них, как из рога изобилия.


Ури Линец
Займемся историей
Недельный раздел - один из самых коротких в Торе: всего 52 строчки. Моше заканчивает свою речь, обращенную к народу Израиля и следующей страницей заканчивается Тора. Снова и снова провозглашает Моше единство Творца: “Смотрите сейчас, что Я - Я Он, и нет Эло’им (других) со Мной - Я умерщвлю и Я оживлю, сокрушил Я и Я вылечу, и нет из руки Моей спасающего” (Дварим 32:39). Тезис, который другие религии, претендующие на звание монотеистических, так и не смогли усвоить. В них то и дело появляется всеблагий и вседобрый Б-г и в противовес ему - злой дьявол, Ормузд и Ариман, властитель света и властитель тьмы. Напротив, мы уверены, что все происходящее имеет один источник, и если нечто кажется нам злом, то это лишь из-за ограниченности нашего мировосприятия. Но принять такое мировоззрение - не просто. И лучший помощник нам в этом - наука история: “Вспомни дни вечности, вдумывайтесь в годы поколения и поколения, спроси отца твоего - и расскажет тебе, старейшин твоих - и скажут тебе” (Дварим 32:7). Вс-вышний не оставляет свое Творение, Он ведет с нами постоянный диалог. На индивидуальном уровне поступки (и слова!) человека это то, с чем он обращается к Творцу, а то, что с ним происходит - ответ Творца. На общинном, национальном и общечеловеческом уровне слова этого диалога - исторические события.
Тора приводит конкретный способ увидеть такой диалог. Сказано: “При наделении Вс-вышним народов, при разделении Им сынов человека - установил границы народов по числу сынов Исраэля” (Дварим 32:7). Тогда, тридцать пять веков назад, эта фраза выглядела странно. Евреи шли по пустыне, потом жили в своем государстве. Ну причем тут границы стран, даже близко не соприкасающихся с Израилем? Понадобилось более трех тысячелетий, чтобы этот тезис Вс-вышнего проявился во всей своей силе и неотвратимости. Вот наиболее яркие примеры.
Египет в эпоху Рамзеса II это величайшая супердержава. Не только долина Нила, но и большая часть Африки и Передняя Азия зависят от Египта. Золото и драгоценности везут в Египет из Индии, рабов - из дикой Европы. Впечатляют достижения египетской цивилизации - от гигантских пирамид до миниатюрных инструментов для глазных операций, от всеобщего образования до гениальных научных открытий. Но случилось непоправимое: евреи покидают Египет. И, в исторически короткое время, империя рассыпается, оазисы заносит песком и только пирамиды остаются памятником былому величию.
Испания XV века - империя, над которой не заходит солнце. Ни одно событие в Европе не происходит без одобрения Кастильским престолом. И Атлантика и Средиземное море в безраздельной власти испанского флота. Колонии исправно снабжают метрополию золотом и серебром. Невиданный расцвет культуры и наук. И только одна оплошность - изгнание евреев в 1492 году. А результат? Бесславно гибнет испанский флот - “Великая армада”. Страны Европы перестают чувствовать свою зависимость от Испании. Отпадают заморские колонии. И что в итоге? Испания сегодня - третьеразрядная экономика Евросоюза, находится на иждивении своих развитых и богатых северных соседей.
Германия тридцатых годов прошлого века. Забыто унижение Версальского мира. Впервые в истории все немецкоговорящие от Пруссии до Саарланда, от Балтики до Дуная объединились в одном государстве. Динамично развивающаяся экономика обеспечивает полную занятость. Массовое жилищное строительство обеспечивает каждую семью квартирой или домиком, бесплатная медицина, пенсионное обеспечение, детский и семейный летний отдых. Семейный автомобиль - норма, а у многих появляется и личный самолет. Германия - вторая страна мира, начавшая массовое регулярное телевещание, снимающая цветные кинофильмы. И такое, кажется незначительное решение - сделать страну свободной от евреев… Все кончено. Не прошло и 4 лет, как страна потерпела бесславное военное поражение, территория её сократилась в 4 раза. Достижения немецкой науки и техники резко двинули вперед экономику США, СССР, Англии, даже Австралии…
Россия начала XX века. По темпам роста - первая экономика мира. Самая протяженная сеть железных дорог. Только четыре страны в то время имели свою автомобильную и авиапромышленность - Россия в их числе. Мировая цена на хлеб устанавливается на Нижегородской ярмарке. Рубль - самая уважаемая валюта мира. Революция не привела к массовому выезду евреев. Преемник России - СССР. В третьей четверти прошлого века - второй полюс биполярного мира. Космос и атомная энергетика, социальные достижения и искусство. Правда, не все евреи согласны с советским решением еврейского вопроса - ассимиляцией, поэтому, когда Горбачев разрешил свободный выезд из страны её покинули за 3-4 года почти 2 миллиона евреев. И - конец! “Союз нерушимый” распался. Территория сократилась в полтора раза. Нет больше ни промышленности, ни науки, даже спортсмены перестали побеждать. И осталась, когда-то великая империя, сырьевым придатком мировой экономики.
А сегодня евреи массами покидают Францию и трясет кризис вторую экономику Европы… Есть о чем задуматься?

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельнй раздел Аазину все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика