::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельные разделы Ницавим и Ваелех

27-09-2011, 16:28 Разместил: jude Просмотров: 1835

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Ницавим
Главы 29:9-30:20
«Все вы стоите сегодня перед Вс-вышним....».
Стоите перед... переводится на иврит одним словом - ницавим.

 

Рав Дов Бигон
Различия между расскаяниями
Следует различать между тем раскаянием, которое совершает еврей в Земле Израиля, и тем, которое он совершает в странах изгнания. О том времени, когда евреи находятся во мраке изгнания, лишенные света Лица, сказано: "...и будет, когда сбудутся на тебе все слова эти - благословение и проклятие, которые изложил я  тебе, - то прими это к сердцу своему среди всех народов, куда забросил тебя Б-г Вс-сильный твой. И обратишься ты к Б-гу Вс-сильному твоему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои всем сердцем твоим и всею душою твоею" (Дварим, 30).
В арамейском переводе Онкелоса мы находим: "...и снова будешь бояться Б-га Вс-сильного твоего..." В изгнании человек раскаивается, потому что ему страшно. Тот, кем движет страх, даже раскаявшись, продолжает бояться наказания и меры суда, которая будет применена к нему за нарушенный им закон. Его боязнь поступить неправильно проистекает не из опасения совершить поступок, который привнесет в мир испорченность, а из страха перед наказанием. А о раскаянии человека в Земле Израиля говорится так: "И приведет тебя Б-г Вс-сильный твой в землю, которой владели отцы твои, и будешь владеть ею, и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих... И обрежет Б-г Вс-сильный твой сердце твое, чтобы любить Б-га Вс-сильного твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею ради жизни твоей... Ибо вернешься к Б-гу Вс-сильному твоему всем сердцем твоим и всей душою" (Дварим, 30).
О раскаянии человека в изгнании сказано: "И обратишься ты к Б-гу Вс-сильному твоему..." А о раскаянии в Земле Израиля говорится: "Ибо вернешься к Б-гу Вс-сильному твоему..." Второе раскаяние - раскаяние по любви. Каждая заповедь приближает к Б-гу, а каждое преступление удаляет от Него - и это самое главное для человека в Земле Израиля, а не боязнь наказания. Когда в душе человека есть стремление приблизиться к Б-гу - это и называется "вернуться к Б-гу Вс-сильному твоему". Наше поколение более всего нуждается в раскаянии по любви. Нашими поступками должен управлять не страх, а любовь к Тв-рцу, любовь к людям, любовь к народу. Любящий Вс-вышнего заботится о том, чтобы Его достоинство не было оскорблено, и ждет раскрытия Его Присутствия в мире. Достоинство Вс-вышнего возвеличивается, когда достоинство еврейского народа, Земли Израиля и Йерушалаима оказываются защищенными и возрастают в глазах всех народов (Месилат Йешарим). И вот свет раскаяния по любви, а не из страха, начинает светить в нашей земле. И наш народ скоро будет подобен ангелам небесным, про которых говорится: "Все принимают на себя власть небес, один от другого, и один обращается к другому с любовью, и каждый дает разрешение другому сказать о святости Тв-рца с умиротворением... "И приводит Он освободителя детям их детей во славу имени Своего с любовью..." (из утренней молитвы". )

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Не на небесах
В этой недельной главе Моше продолжает тему благословений и проклятий, которые ожидают Израиль в случае соблюдения или несоблюдения воли Творца.
В предыдущей главе Моше угрожал евреям страшными карами. При этом у народа могло сложиться впечатление, что избежать наказания практически невозможно.  Ибо как можно проконтролировать поведение сотен тысяч людей, и проследить, чтобы никто из них не грешил? И раз будут грешники,  то рано или поздно должна последовать неизбежная расплата за их преступления.
Чтобы рассеять подобные страхи, Моше сделал ряд важных заявлений. Сначала он говорит: "МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ СРЕДИ ВАС МУЖЧИНА, ИЛИ ЖЕНЩИНА, ИЛИ СЕМЕЙСТВО, ИЛИ КОЛЕНО, СЕРДЦЕ КОТОРОГО ОТВОРАЧИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ ОТ Б-ГА, ВСЕСИЛЬНОГО НАШЕГО, ЧТОБЫ ИДТИ СЛУЖИТЬ БОГАМ ТЕХ НАРОДОВ; МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ СРЕДИ ВАС КОРЕНЬ ЯДОВИТОГО РАСТЕНИЯ И ПОЛЫНИ;   И ВОТ, КАК УСЛЫШИТ ОН СЛОВА СТРОГОГО ЗАКЛЯТИЯ ЭТОГО, ТО ВОЗГОРДИТСЯ ОН В СЕРДЦЕ СВОЕМ, ГОВОРЯ: "МИР БУДЕТ МНЕ, ХОТЯ И ПО ПРИХОТИ СЕРДЦА МОЕГО ХОДИТЬ БУДУ", - ЧТОБЫ ОТ НЕЧАЯННЫХ ПРОСТУПКОВ ПЕРЕЙТИ К ЗЛОНАМЕРЕННЫМ, -  НЕ ЗАХОЧЕТ Б-Г ПРОСТИТЬ ЕМУ, ИБО ВОЗГОРИТСЯ ТОГДА ГНЕВ Б-ГА И ЯРОСТЬ ЕГО НА ТОГО ЧЕЛОВЕКА, И ПАДЕТ НА НЕГО ВСЕ ПРОКЛЯТИЕ, НАПИСАННОЕ В КНИГЕ ЭТОЙ, И СОТРЕТ Б-Г ИМЯ ЕГО ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ" (Дварим, 29:17-19). По словам Моше, Израилю не следует бояться коллективной ответственности за грехи подобных индивидуумов, поскольку "ОТДЕЛИТ ЕГО Б-Г ДЛЯ ЗЛОЙ УЧАСТИ ОТ ВСЕХ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ, СОГЛАСНО ВСЕМ ПРОКЛЯТЬЯМ СОЮЗА, НАПИСАННОГО В КНИГЕ УЧЕНИЯ ЭТОГО" (Дварим, 29:20). Так что поведение отдельных евреев не может навести на Израиль какое-либо из проклятий, перечисленных в предыдущей главе. Только "измена" всего народа может спровоцировать Б-жественный гнев.
Сразу после этого Моше переходит к наказанию за общенациональные грехи. Он описывает изумление, которое испытают иноземцы, увидев Землю Израиля, лежащую в запустении: "И СКАЖУТ ВСЕ ЭТИ НАРОДЫ: "ЗА ЧТО ПОСТУПИЛ Б-Г ТАК С ЭТОЙ СТРАНОЙ? ЧЕМ ВЫЗВАН ВЕЛИКИЙ ГНЕВ ЭТОТ?". И СКАЖУТ: "ЗА ТО, ЧТО ОСТАВИЛИ ОНИ СОЮЗ Б-ГА, ВСЕСИЛЬНОГО ОТЦОВ ИХ, КОТОРЫЙ ОН ЗАКЛЮЧИЛ С НИМИ, КОГДА ВЫВЕЛ ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ" (Дварим, 29:23-24). Тем самым Моше вновь подчеркнул: наказание может последовать только за преступление всего народа, а не за грехи отдельных евреев.
Далее Моше говорит: "СОКРЫТОЕ - Б-ГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ Н" (Дварим, 29: 28). Т.е. евреям не надо опасаться наказания за преступления, совершенные без свидетелей, за закрытыми дверями. Эти преступления "подведомственны" самому Вс-вышнему, который сам позаботится, как и когда призвать грешника к ответу. "А ОТКРЫТОЕ - НАМ И СЫНАМ НАШИМ НАВЕЧНО, ЧТОБЫ ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ СЛОВА УЧЕНИЯ ЭТОГО" (Дварим, 29: 28) - т.е. следует бороться прежде всего с теми, кто нарушает Завет публично, на глазах у других. Искоренение подобных преступлений народу вполне по силам. таким образом, евреи становятся хозяевами собственной судьбы.
Впрочем, даже после всех этих разъяснений кто-то все равно мог решить, что даже общенациональных грехов все равно избежать нельзя, поскольку Тора - слишком сложная и запутанная вещь, чтобы можно было прожить, не нарушив рано или поздно какой-либо из ее основополагающих принципов.
Поэтому Моше сделал еще одно дополнительное разъяснение: "ИБО ЗАПОВЕДЬ ЭТА, КОТОРУЮ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, НЕ ЗАГАДОЧНА ОНА ДЛЯ ТЕБЯ И НЕ ДАЛЕКА ОНА. НЕ НА НЕБЕСАХ ОНА, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ: "КТО ПОДНЯЛСЯ БЫ ДЛЯ НАС НА НЕБЕСА, И ПРИНЕС БЫ ЕЕ НАМ, И ВОЗВЕСТИЛ БЫ ЕЕ НАМ, ЧТОБЫ МЫ ИСПОЛНЯЛИ ЕЕ?". И НЕ ЗА МОРЕМ ОНА, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ: "КТО БЫ ОТПРАВИЛСЯ ДЛЯ НАС ЗА МОРЕ, И ПРИНЕС БЫ ЕЕ НАМ, И ВОЗВЕСТИЛ БЫ ЕЕ НАМ, ЧТОБЫ МЫ ИСПОЛНЯЛИ ЕЕ?". НО ОЧЕНЬ БЛИЗКО К ТЕБЕ СЛОВО ЭТО: В УСТАХ ТВОИХ ОНО И В СЕРДЦЕ ТВОЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНЯТЬ ЕГО" (Дварим, 30:11-14).
Соблюсти завет с Б-гом, исполняя заповеди его Торы - по силам каждому человеку, если, разумеется, у него есть искреннее желание соблюдать.
Поэтому каждый человек - кузнец своего счастья и хозяин своей судьбы: "ПРЕДЛОЖИЛ Я ТЕБЕ СЕГОДНЯ ЖИЗНЬ, И ДОБРО, И СМЕРТЬ, И ЗЛО...ИЗБЕРИ ЖЕ ЖИЗНЬ, ЧТОБЫ ЖИЛ ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЕ (Дварим, 30:15, 19).

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Книга Дварим – это письменное обобщение речей Моше Рабейну, которые он дал в течение последних недель своей жизни. Этот отчет был продиктован Б-гом Моше слово в слово, буква за буквой, чтобы дать нам эту летопись на все времена. И эта глава представляет собой отчет одной из таких речей. Основная тема,
проходящая через все эти речи, - предупреждение, что наше существование как избранного Б-гом народа зависит исключительно от нашего соблюдения Торы и заповедей.
2. Глава начинается с призыва Моше к нам отнестись серьезно к Б-гу и Его Торе, и сохранять им верность. Перед этим (в предыдущей главе) Моше описал нам все ужасные последствия, которые нам грозят в случае, если мы отвернемся от Торы, последствия настолько страшные, что люди пребывали в состоянии шока по
поводу услышанного. Теперь Моше обращает внимание на то, что, хоть оно и ужасно, это наказание также способствует нашему сохранению и служит гарантом нашего выживания как народа Б-жьего. Ибо ХаШем взял нас в качестве Своего народа, и мы всегда им останемся: не только те, кто физически присутствовал при заключении союза, но и все последующие поколения еврейского народа. Нет у нас возможности добровольно выбыть и оставить это положение.
3. Пусть никто не думает, что он не включен в состав народа Б-жьего и не связан с остальными евреями, предупреждает Моше. Пусть не представит себе даже на минуту, что он может пойти своим путем, ибо ХаШем выделит его для ужасного наказания. А если его своенравное поведение будет заметно народу, то наказание – такое необычное, что посторонние наблюдатели будут поражены его суровостью – постигнет весь народ. Ибо каждый еврей несет ответственность за другого, и народ в целом должен нести коллективную ответственность за открытую неверность индивидуума.
4. И тем не менее, говорит Моше, когда изгнанные и рассеянные по миру люди решат со всей искренностью вернуться к Б-гу, Он соберет всех изгнанников и возвратит их в Свою святую землю, если понадобится, то каждого индивидуально, куда бы его ни забросило, обратно в убежище для безопасного пребывания под
Его крылом. Если только они раскаются в своём поведении, ХаШем их вернет и даст им насладиться всеми Его благословениями.
5. Моше Рабейну внушает нам, что эта Тора, которую ХаШем велит нам сегодня соблюдать, не является для нас недосягаемой: она не на небесах, чтобы её понадобилось оттуда доставать, и не за морем, чтобы понадобилось пересекать океаны ради выполнения её указаний. Нет, она воистину очень близко – она уже
наша: нас ей обучили, и мы её знаем. Всё, что нам требуется, - обратиться к нашим традициям её толкования и твердо решить следовать её учениям.
6. Моше увещевает нас понять, что наше счастье и полноценная жизнь зависит исключительно от верности Б-гу и Его Торе и ни от чего другого; снова и снова Моше предупреждает нас об опасностях, которыми мы рискуем в случае пренебрежения нашей ролью народа Б-жьего. Только в случае следования Торе мы можем ожидать мирного и безопасного пребывания на земле, которую ХаШем обещал нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову, ибо Тора – это сама наша жизнь.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Ницавим
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ишаи (61:10-63:9)

Когда главы Ницавим и Ваейлех читаются вместе, то с ними читают Ѓафтару главы Ницавим. Когда же Ницавим и Ваейлех читаются раздельно, то Ваейлех будут читать уже после праздника Рош ХаШана, и с ней прочитают Ѓафтару, по первому слову которой будет назван и весь Шаббат - «Шаббат Шува».

1. Это последняя из семи отрывков «Ѓафтарот утешения». Она говорит о том, как ХаШем вновь возьмет нас в качестве Своего народа прямо на глазах у всего мира, и как между нами будет восстановлена особая близость. Пророк описывает, как в том славном будущем другие народы признают особый статус еврейского народа как Избранного Б-гом.
2. Большая часть Ѓафтары посвящена теме возмездия, которое ХаШем обрушит на тех, кто в течение истории намеренно причиняли страдания Его народу. Пророк создает образ Б-га как защитника, возвращающегося из страны народа Эдома (она находилась к югу от Земли Израиля) с кровью на одежде, как будто Он возвращается с большого побоища. ХаШем провозглашает, что действительно воздал по заслугам народу Эдома и его подражателям и последователям за то, что подвергали мучениям Его народ.
3. Эдом – это народ, произошедший от Эйсава, того лицемера высшей марки, который, совершая всевозможные преступления и творя жестокости, притворялся религиозным и богобоязненным. Эйсав был также братом-близнецом Яакова, и потому дважды заслуживает осуждения за то, что не научился добру у своего праведного брата, к которому мог бы быть столь близок. Хотя Эдом уже не существует как отдельный, определенный народ, мудрецы говорят, что его наследником стал Рим. И действительно, именно римляне разрушили Второй Харм и изгнали еврейский народ с его земли. Это изгнание продолжается уже две тысячи лет, и в течение этого времени еврейский народ подвергся невероятно жестоким испытаниям и потрясениям.
4. Мудрецы говорят, что народ Эдома символизируется свиньей. Отличительной чертой свиньи является то, что она единственное в мире животное, у которого раздвоены копыта (это один из признаков кашерности животного), но которое не пережевывает жвачку (что послужило бы вторым признаком кашерности). И по
своей природе, когда свинья лежит, она вытягивает ноги, как бы выставляя их напоказ и говоря: «Смотрите, я кашерное животное!» Так, она является, так сказать, природным лицемером, и подходящим символом вопиющего лицемерия Эдома, Рима, который изображал себя таким цивилизованным, но был таким вульгарным и таким до тошноты холодным и жестоким.
5. В плане этого лицемерия, к сожалению, христианский мир – и столь большая доля сегодняшней Западный цивилизации – воистину духовные наследники Рима. Это в особенности стало так с тех пор, как император Константин принял христианство, и оно стало государственной религией Римской империи. Начиная с того времени, наше положение во всем римском мире все более ухудшалось, и беды увеличивались в интенсивности, масштабе и жестокости. Даже поверхностное чтение истории покажет, что христианство, хотя оно и называло себя «религией любви», несет прямую ответственность за лютую ненависть и за многие из самых ужасных жестокостей, которые претерпел еврейский народ в течение своей истории. Практически весь западный антисемитизм, с его кровавыми последствиями, основан на христианских идеях, и даже незападный антисемитизм – это более-менее точная копия христианской модели.
6. Настанет день, говорит пророк, когда ХаШем воздаст по заслугам всем, кто причинял боль Его народу. По выражению пророка, ХаШем «приходит один с бойни», ибо, увы, на всем протяжении истории очень немногие продемонстрировали желание защитить еврейский народ от его мучителей. Такимю образом, ХаШем один приходит отомстить за Свой народ.
7. Но эта «великая бойня», то есть, возмездие, которое принесет ХаШем на голову нашим мучителям – ведущими и самыми жестокими из которых были христиане – описано пророком с помощью необычной притчи. Он вопрошает: «Почему красны Твои одежды от крови, как у топтавшего виноград в давильне?» Комментарии поясняют глубокий смысл этой аналогии: когда давят виноградины, то из вытекающей из них «крови» изготовляется вино. Таким же образом, даже когда ХаШем накажет неевреев за жестокость по отношению к нам, Он, так сказать, использует их кровь, то есть, их жизненную силу, для изготовления «вина» - освежающего и ободряющего напитка. Другими словами, во всех народах заложено какое-то добро, и эта их жизненная сила может быть использована в созидательных целях и дать человечеству новый прилив сил.
8. В каждом человеке заложено какое-то добро. И каждый народ, и каждый отдельный человек, если он желает избежать ужасного Дня Суда, должен постараться контролировать и подавлять в себе ненависть и зависть, которые могут легко уничтожить добро, и вместо этого проявлять заложенную в нем позитивную энергию и жизненность, и использовать ее на благо всем.


Рав Нaxyм Пурер
Содержание раздела
В последний день своей жизни Моше собирает весь народ для прощального напутствия. Союз с Б-гом заключило не только поколение пустыни, но и евреи всех грядущих эпох. Моше вновь предостерегает сынов Израиля от увлечения идолами. Он знает, что даже отвращение к египетским “гнусностям” не помешает им экспериментировать с чужими философскими концепциями, ведущими к моральной распущенности. Моше описывает разорение, которому подвергнется Страна Израиля. Потомки и чужеземцы удивятся ее бедствиям и поймут, что это наказание евреям за измену Б-гу и Торе. Но Моше обещает, что со временем, после исполнения всех благословений и проклятий евреи раскаются. Как бы ни подражали они другим народам, как бы ни пытались ассимилироваться, Б-г вернет их в Эрец-Исраэль. Моше напоминает им, что Тора не удалена от них - исполнение ее законов по плечу каждому человеку. Раздел завершается ярким описанием духовно-нравственного выбора между жизнью и смертью. Пророк заклинает евреев: “Избери же жизнь”, т.е. жизнь по Торе.

Без вариантов
«Вы стоите сегодня все пред Б-гом…» (29:9).
Эти слова из раздела «Ницавим» могут служить эпиграфом к нынешнему месяцу элул, вслед за которым наступает День суда - Рош ха-Шана. Если прочесть «элул» в обратном порядке, получится «лулей». «Лулей» означает «если бы не» и указывает на ситуацию, которую можно было бы изменить, исправить. Например, если бы я не проспал, то пришел бы вовремя на работу.
Или то, или другое. Без дополнительных вариантов. Либо мы уповаем на Б-га, либо оказываемся в руках наших врагов.
Звуки шофара, небесный гром и взрыв бомбы напоминают нам об одном и том же - что кроме Него нет никакой другой силы и власти. Нет политических маневров, нет хитроумных стратегий. Нет сладких надежд и горьких разочарований. А есть только Он.
Трубный глас шофара проникает в самые потайные уголки наших сердец, куда не могут добраться слова. Он уносит нас туда, где нет места словам с их двуличием и лицемерием. Шофар - это чистый звук, не искаженный пропагандой, будь то пропаганда средств массовой информации или пропаганда нашего собственного извращенного мышления. Глас шофара бьет нас наотмашь, как раскат грома среди ясного неба, чтобы напомнить простую и неоспоримую истину: нет ничего и никого, кроме Б-га одного. Он - Царь Царей; Он дарует жизнь, и Он отбирает жизнь.
Ничто в мире не получает дыхание жизни без Его воли. Ничто не обладает самостоятельной силой. Солнце светит только потому, что Б-г дает ему силу светить. Он создал небесное светило, и Он же ежесекундно воссоздает его и восполняет его энергию. Каждая мельчайшая реакция ядер в этом гигантском огненном теле - не более чем физическое выражение Его воли.
Трубные звуки шофара в элуле защищают нас от идолопоклонства. Но что такое идолопоклонство? В наше безбожное время его проявлением может быть одна лишь мысль, что какое-то событие произошло помимо Его воли и без Его прямого участия. Думать так ничем не лучше, чем бить челом перед мраморной статуей.
Через несколько дней мы все предстанем перед Царем Царей, и Он будет решать, «кому жить и кому умереть». Да будет воля Его, чтобы мы, сыны Израиля, обрели милость в Его глазах и были записаны в Книгу вечной жизни!

  

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Ваелех
Глава 31:1-31:30
«И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...».
И пошел на иврите - ваелех.

 

Рав Шломо Шошан
Последний день Моше
Никогда не нужно отчаиваться или терять надежду! Мы учимся этому на примере Моше-рабейну, который, даже в свой последний день, продолжал выполнять волю Вс-вышнего. Написано в нашей недельной главе: "И пошел Моше, и говорил слова эти всему Израилю" (Дварим 31:1). Слово пошёл (ваелех) вызвало вопрос у многих комментаторов. Каково точное значение фразы «И пошёл Моше»? Куда именно он пошёл? Авраам ибн Эзра объясняет, что Моше ходил от колена к колену, чтобы успокоить народ в преддверии его надвигающейся смерти. Моше чувствовал, что эта задача – успокоить народ - имела настолько большое значение, что он должен был сделать это сам. Другая точка зрения, приведенная Мудрецами, гласит: Моше чувствовал, что он должен благословить каждое колено в отдельности, дав им специальные благословения, которые приводятся в главе «Вэзот абраха». Моше начинает свою миссию, говоря: «А я – вот, мне уже 120 лет, и я больше не могу идти». По мнению Раши, причиной того, что Вс-вышний решил «заменить» Моше, была вовсе не физическая болезнь или слабость, ведь ниже в тексте Торы про Моше сказано: "Не притупилось зрение его и не истощилась свежесть его"(Дварим 34:7). Причина в ином – перед началом завоевания Земли Израиля Вс-вышний решает забрать титул лидера у Моше и передать бразды правления еврейским народом Йегошуа бин-Нуну. Что же делает Моше в свой последний день, когда он встречается лицом к лицу с приближением смерти и потерей лидерства? Мидраш Раба подробно описывает последний день Моше. В течение сорока лет Моше передавал еврейскому народу все то учение, которое он получал от Вс-вышнего. Моше никогда не уходил от ответственности за руководство еврейским народом. Даже в свой последний день он не отдыхал и не заботился только о своих личных потребностях или духовных проблемах. Он был занят будущим еврейского народа - и последний свой день посвятил написанию тринадцати свитков Торы: по одному для каждого колена и один для того, чтобы положить его вместе с собой в могилу. Это должно было стать гарантией того, что при изучении Торы не возникнут разночтения и народ будет по-прежнему объединён истиной Торы. Наше поколение тоже должно учиться у Моше, в те дни, когда «предводители» нашего народа отступают от еврейских ценностей и игнорируют истину Торы. Очень велик соблазн отречься от них и их поступков, заявив: «Что мы можем поделать? Вот когда нас спросят или власть каким-нибудь чудесным образом попадет к нам в руки – тогда мы поведаем истину и обучим все общество Торе»... Нам запрещено быть равнодушными. Даже в последний день своей жизни Моше беспокоился о народе и чувствовал личную ответственность за передачу всему народу вечной истины, записанной в тринадцати свитках Торы. Когда-нибудь мы удостоимся того, что все народы мира примут истину Торы, и тогда нас будет ожидать великое испытание. Но прежде мы обязаны передавать и распространять истину среди всех колен Израиля и оберегать эту истину от искажений извне и изнутри. Семена, которые мы бросим в землю сегодня, могут пустить корни, вырасти и дать пищу будущим поколениям. Моше достиг особого уровня в своей непрерывной активной деятельности в роли лидера еврейского народа, вплоть до самой его смерти. Способность продвигаться вперед, достигая новых уровней, раскрывая в себе новые возможности и потенциалы, присуща только человеку. Ангелы всегда остаются на одном и том же уровне. Однако Моше в свой последний день жизни достиг особенного, возвышенного уровня, так как он продолжал заботиться о будущем еврейского народа и будущем учения Торы. Поэтому глава начинается словами "и пошёл Моше": эти слова отражают высокий уровень, достигнутый Моше благодаря его любви и преданности истине, к постижению которой он даже в день своей смерти продолжал вести народ.    


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Один в толпе
На протяжении большей части книги "Дварим" Моше предупреждает евреев, к каким последствиям приведет нарушение ими Завета. Поэтому следующий отрывок из главы "Ваелех" звучит для нас достаточно неожиданно:
"И СКАЗАЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: КОГДА УЙДЕШЬ ТЫ К ОТЦАМ ТВОИМ, И ПОДНИМЕТСЯ НАРОД ЭТОТ, И РАСПУТНО СЛУЖИТЬ БУДЕТ ЧУЖИМ БОГАМ СТРАНЫ, В КОТОРУЮ ОН ПРИДЕТ, И ОСТАВИТ ОН МЕНЯ, И НАРУШИТ СОЮЗ МОЙ, КОТОРЫЙ Я ЗАКЛЮЧИЛ С НИМ..." (Дварим, 31:16).
Эти слова вызывают недоумение. Если судьбой предопределено, что евреи согрешат, то зачем тогда все предыдущие увещевания, предостережeния и угрозы? С ними или без них, все равно случится то, что должно случиться.
Как мне кажется, ответ на этот вопрос мы находим в главе "Ницавим", которая приводит следущее предостережение:
"МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ СРЕДИ ВАС МУЖЧИНА, ИЛИ ЖЕНЩИНА, ИЛИ СЕМЕЙСТВО, ИЛИ КОЛЕНО, СЕРДЦЕ КОТОРОГО ОТВОРАЧИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ ОТ Б-ГА, ВСЕСИЛЬНОГО НАШЕГО, ЧТОБЫ ИДТИ СЛУЖИТЬ БОГАМ ТЕХ НАРОДОВ; МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ СРЕДИ ВАС КОРЕНЬ ЯДОВИТОГО РАСТЕНИЯ И ПОЛЫНИ; /18/ И ВОТ, КАК УСЛЫШИТ ОН СЛОВА СТРОГОГО ЗАКЛЯТИЯ ЭТОГО, ТО ВОЗГОРДИТСЯ ОН В СЕРДЦЕ СВОЕМ, ГОВОРЯ: "МИР БУДЕТ МНЕ, ХОТЯ И ПО ПРИХОТИ СЕРДЦА МОЕГО ХОДИТЬ БУДУ" (Дварим, 29:17-18).
Интересно отметить, что эти стихи написаны в единственном числе. Т.е. речь идет о человеке, который, выслушав все предостережения, решает, что его личное поведение ничего не значит - все равно он, в конечном итоге, разделит судьбу всего народа. Если народ будет верен Б-гу, ему будет хорошо, если нет, то плохо. Так что поступки каждого конкретного человека ничего не значат. поэтому он будет поступать, как хочет, все равно его будущее от него не зависит.
О таком человеке в Торе сказано: "НЕ ЗАХОЧЕТ Б-Г ПРОСТИТЬ ЕМУ, ИБО ВОЗГОРИТСЯ ТОГДА ГНЕВ Б-ГА И ЯРОСТЬ ЕГО НА ТОГО ЧЕЛОВЕКА, И ПАДЕТ НА НЕГО ВСЕ ПРОКЛЯТИЕ, НАПИСАННОЕ В КНИГЕ ЭТОЙ, И СОТРЕТ Б-Г ИМЯ ЕГО ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ" (Дварим, 29:19).
Иными словами, даже когда весь народ отвернулся от Б-га, у каждого человека остается свобода выбора, и свою собственную дорогу он выбирает сам. Каждый из нас может не следовать за большинством, и сохранять верность Б-гу вне зависимости от того, как ведут себя остальные люди. И если это означает остаться последним евреем, верным завету - значит, такова наша судьба. В этом случае мы будем "she'arit hapletah" ("выживший остаток"), т.е. теми, кому суждено будет дожить до исполнения следущего пророчества: "ВОЗВРАТИТ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ИЗГНАНИЕ ТВОЕ, И СМИЛОСТИВИТСЯ НАД ТОБОЙ, И ОПЯТЬ СОБЕРЕТ ТЕБЯ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ, СРЕДИ КОТОРЫХ РАССЕЯЛ ТЕБЯ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ" (Дварим, 30:3).

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Отраженный свет
Моше понимает, что его жизнь подходит к концу, и сам признается: "СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ МНЕ СЕГОДНЯ, НЕ СМОГУ Я БОЛЬШЕ ВЫХОДИТЬ И ВХОДИТЬ" (Дварим, 31:2). Поэтому он еще раз подтверждает, что его преемником станет Иегошуа бин Нун, и обращается к нему перед всем народом:"КРЕПИСЬ И МУЖАЙСЯ, ИБО ТЫ ВОЙДЕШЬ С НАРОДОМ ЭТИМ В СТРАНУ, КОТОРУЮ ПОКЛЯЛСЯ Б-Г ОТЦАМ ИХ ДАТЬ ИМ, И ТЫ ОТДАШЬ ИМ ЕЕ В УДЕЛ" (Дварим, 31:7).
По тематике и стилю этот отрывок напоминает книгу Иегошуа. Это заставило некоторых исследователей предположить, что книги Иегошуа и Дварим написаны одним и тем же автором - т.н. Девтерономистом. Мы, однако, попытаемся показать, что эти книги написаны разными авторами.
Из книги Иегошуа очевидно, что последний, оказавшись на месте Моше, чувствовал себе достаточно неуютно. Поэтому приходилось непрерывно его подбадривать: "КАК БЫЛ Я С МОШЕ, ТАК БУДУ Я С ТОБОЙ: НЕ ОТСТУПЛЮ ОТ ТЕБЯ И НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ. БУДЬ ТВЕРД И МУЖЕСТВЕН...ТОЛЬКО ВЕСЬМА БУДЬ ТВЕРД И МУЖЕСТВЕН...ВЕДЬ ПОВЕЛЕЛ Я ТЕБЕ: БУДЬ ТВЕРД И МУЖЕСТВЕН, НЕ СТРАШИСЬ И НЕ БОЙСЯ, ИБО С ТОБОЙ Б-Г (Иегошуа, 1:5-9).
По этой же причине Б-г повторил для Иегошуа часть чудес, который Он совершал ранее для Моше.
Одним из наиболее "эффектных" чудес Моше было рассечение Красного моря. Чтобы доказать, что Иегошуа является законным преемником Моше, и  чтобы Израиль уверовал, что "КАК Я БЫЛ С МОШЕ, ТАК БУДУ И С ТОБОЙ" (Иегошуа, 3:7), Б-г разверз для него воды Иордана. Разумеется, рассечение море - более "масштабное" чудо, нежели рассечение реки. Однако никто и не утверждал, что Иегошуа был равен Моше - он всего лишь должен был продемонстрировать, что по праву является его преемником.
Говоря о Моше и Иегошуа, мудрецы сравнивали их, соответственно, с солнцем и луной. Луна является величественным небесным телом, однако с солнцем ей не сравниться. Аналогичным образом, Иегошуа был великим лидером, однако не мог достичь того же уровня, что и его предшественник. Развивая образ, предложенный мудрецами - Моше, подобно солнцу, "светил" собственным светом, а Иегошуа - "отраженным" светом Моше.
В книге Иегошуа приводится немало других доказательств правомочности власти Иегошуа. Например, упминание о том, что Б-г обращался к нему также, как в свое время обращался к Моше: "И СКАЗАЛ
Г-СПОДЬ ИЕГОШУА, ГОВОРЯ" (Иегошуа,  20:1). Или еще пример: в начале книги Иегошуа Моше назван "РАБОМ Б-ГА", Иегошуа же - "СЛУЖИТЕЛЕМ МОШЕ" (Иегошуа, 1:1). Однако в конце жизни Писание награждает Иегошуа тем же титулом, который носил его учитель и предшественник:  "УМЕР ИЕГОШУА БИН НУН, РАБ ГООСПОДЕНЬ " (Иегошуа,  24:29).
В свете вышесказанного можно предположить, что автор книги Иегошуа сознательзно подражал стилю книги Дварим. Тем самым он не только хотел подчеркнуть Б-гооткровенный характер своего труда, но и еще раз исподволь напомнить читателям, что Иргошуа стал законным преемником Моше.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Эта глава начинается одной из последних речей, которые дал Моше Рабейну еврейскому народу. Он говорит, что скоро должен будет передать мантию лидера своему преемнику, назначенному Б-гом, Йеошуа-бин-Нуну. Во главе с Йеошуа, говорит Моше, еврейский народ войдет в землю, обещанную Аврааму, Ицхаку и Яакову, в соответствии с указаниями Б-га. ХаШем изгонит народы, незаконно поселившиеся в Земле Израиля, как ниспроверг Он и Сихона с Огом, царей эморейских. Моше призывает нас крепиться и мужаться: хотя мы с некоторым трепетом стоим на пороге новой эпохи нашего развития как народа, пока мы следуем Торе, ХаШем будет с нами и не бросит нас.
2. При всем народе Моше вводит Йеошуа в должность нашего нового вождя. Он призывает Йеошуа не страшиться будущего, ибо с нами ХаШем, Который расчищает нам дорогу, и под управлением Йеошуа нам удастся овладеть Землей.
3. В этот последний день жизни Моше на этой земле ХаШем чудесным образом дал ему силы записать всю Тору целиком под Свою диктовку. Моше вручил этот свиток старейшинам своего колена Леви, верным хранителям Торы и учителям еврейского народа. Мудрецы говорят, что при виде этого другие евреи
пожаловались Моше, что так несправедливо: по их словам, так Моше создавал впечатление, что Тора принадлежала Левиим больше, чем остальному народу. Они выразили опасения, что со временем Левиим могут заявить об исключительных правах на Тору и закрыть к ней доступ остальным евреям. Когда Моше услышал эти жалобы, он преисполнился радости и помолился Б-гу, чтобы Он умножил это чудо, дабы исполнилось желание остального народа. Так, ХаШем дал Моше силы написать еще двенадцать свитков всей Торы, по одному на каждое из колен Израиля, а один свиток – для помещения в Ковчег завета в Святой святых в Храме. Этим открытым и явным чудом ХаШем продемонстрировал, что не только Десять заповедей были даны Им, как все видели и слышали на горе Синай, но и вся Тора исходила от Него и ни от кого другого.
4. Глава продолжается заповедью «Собрания» (Х_акх_ель). ХаШем повелевает, чтобы раз в семь лет, в первый после года Шмиты праздник Суккот весь еврейский народ – мужчины, женщины и дети – а также и пришельцы, живущие среди нас, – собрались в Храме и в его округе, и прослушали чтение царем ряда избранных отрывков из этой книги Дварим. Всем надлежит принять участие в этой церемонии, чтобы впечатления, полученные от нее, помогли каждому укрепиться в богобоязни и тщательном соблюдении всех указаний Торы всю жизнь.
5. ХаШем оповещает Моше, что пришел его час покинуть этот мир. В присутствии Йеошуа ХаШем говорит Моше, что его дело еще не закончено: он должен лишний раз призвать еврейский народ не отворачиваться от Б-га и Его Торы, никогда. Он повелевает Моше обучить еврейский народ эпической поэме (ее представляет собой следующая глава Хаазину), которая будет вечным свидетелем, что еврейский народ и ХаШем неразлучны, и чтобы всегда и всем были известны обязанности и ответственность евреев, Избранного Б-гом народа.

  

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Ваелех
Первая часть Ѓафтары этой недели взята из Книги Ѓошеа, вторая (в некоторых общинах ее опускают) – из Книги Михи, а завершается она отрывком из Книги Йоэля. Это три из более коротких книг Пророков, составляющих группу «Двенадцати»)

Когда главы Ницавим и Ваейлех читаются раздельно, то Ницавим уже прочитали в Шаббат перед началом праздников, а Ваейлех читают в Шаббат между праздниками Рош ХаШана и Йом Кипур. Тогда Шаббат Ваейлех становится известным как «Шаббат Шува» ("שַׁבָּת "שׁוּבָה ), по первому слову его Ѓафтары.

1. Пророк Ѓошеа современник Амоса и Йоны, жил в последнюю эпоху северного царства Израиля. Царь Йеровам II, сын Йеояша, принес своей стране экономическое процветание и даже роскошную жизнь, но вместе с тем пришло и ложное чувство безопасности. Ведомый своим царем, народ отвернулся от Б-га,
Торы и заповедей, и результатом стало моральное разложение. За Йеровамом последовала серия узурпаторов и оппортунистов, и страна все быстрее скатывалась по спирали с декаданс и идолопоклонство. Когда возникла новая угроза со стороны Ассирии, то вместо того, чтобы вернуться к Б-гу, лидеры народа
попытались заключить союзнические пакты с соседями, думая, что так они будут в безопасности.
2. Ѓошеа постоянно провозглашал людям, что если только они возвратятся к Б-гу и Его Торе, то ХаШем вновь их возьмет и защитит от всякой опасности. Его призывом к народу раскаяться – «Возвратись, еврейский народ, к ХаШему, твоему Г-споду, ибо споткнулся ты в своих грехах!» - открывается эта Ѓафтара, что весьма подходит для этого Шаббата, который выпадает в Десять дней раскаяния между Днем суда Рош ХаШана и Днем искупления Йом Кипур. В своем призыве к народу раскаяться пророк использует слова, из которых становится ясно, что, по его мнению, еврейский народ вовсе не делал сознательное решение оставить Б-га и Тору. Нет, он только споткнулся и упал в грех, и Ѓошеа призывает его прекратить это спотыкание и дурное поведение. Пусть возвратятся к Б-гу, Который всегда милосерден и готов их принять.
3. Но им следует быть осторожными и не думать, что, если ХаШем терпелив, то Он будто бы готов закрыть глаза на их грехи, и, значит, все в порядке. Нет, праведники понимают пути Б-га и знают, что ХаШем принимает нас обратно только при условии раскаяния. А грешные люди, отвергающие призыв Б-га к
искреннему раскаянию и прекращению дурного поведения, неправильно толкуют Его пути, и они действительно споткнутся и падут из-за этого самого милосердия.
4. Вторая часть Ѓафтары взята из Книги Михи. (Этот короткий отрывок, состоящий из трех фраз, также читается в заключении Ѓафтары на молитве Минха в Йом Кипур.) Пророк Миха – младший современник Ишаи, был назначен Б-гом критиковать от Его имени тех, кто эксплуатирует бедных. И он бесстрашно
предупреждал эгоистичных и самоуверенных богачей о бедах, которые нагрянут для всех, если они будут упорно продолжать свое бессердечное поведение по отношению к беднякам. Миха часто говорит о миссии еврейского народа и о прощении, которое ХаШем дарует тем, кто возвращается к Нему и к Торе.
5. Третья часть Ѓафтары взята из книги Йоэля. В этом отрывке он предупреждает людей об ужасном нашествии саранчи, которому подвергнется Земля Израиля в наказание за духовное падение народа. Это огромное и разрушительное облако, «Моя великая армия, которую посылаю против вас», действительно опустошило всю страну и повлекло за собой разорение и голод.
6. В то же время, слова Йоэля также подразумевают предупреждение людям о грядущих нашествиях «бесчисленных и сильных» армий врагов, сначала Ассирии, а потом Вавилона. Йоэль призывает к большому всеобщему усилию раскаяться: «Трубите в Шофар в Ционе, объявите всенародный пост, организуйте великое собрание!» Все, молодые и старики, мужчины и мальчики, женщины и девочки, Коаним, ученые Торы и простые люди – пусть все воззовут к Б-гу в чистосердечном раскаянии, чтобы спас их от опустошительного нашествия и народного бедствия.
7. В ответ на их искреннее раскаяние ХаШем смягчает Свой гнев и действительно дает земле благословение. Он отвечает на молитвы Своего народа, обещает принести дождь, чтобы вновь наполнились зерном хранилища, а бочки - вином и маслом. ХаШем даже компенсирует людей за разорение и разрушения, нанесенные «Его великой армией», и «будете есть и насытитесь, и восхвалите Имя ХаШема, Г-спода вашего, Который сотворит вам чудеса, и не будет больше Мой народ стыдиться за свои грехи». Такова сила истинного раскаяния.


Рав Нaxyм Пурер
Содержание раздела
Моше обходит перед смертью походный стан сынов Израиля, прощается и подбадривает их. Он обещает, что и после его смерти Б-г не оставит евреев, поможет им разгромить врагов по ту сторону Иордана. Моше публично ободряет своего преемника Иеѓошуа бин-Нуна, укрепляя тем самым его авторитет в глазах людей. Затем пророк учит народ заповеди “хакеэль”: раз в семь лет, в праздник Суккот все евреи, включая детей, должны собраться перед Храмом, где царь прочтет им отрывки из книги “Дварим”, в которых говорится о верности Б-гу и Его Завету, о награде за соблюдение законов Торы и карах за их нарушение. Затем Б-г велит Моше явиться вместе с Иеѓошуа в передвижной Храм, где новый лидер нации получит наставления. Вс-вышний знает, что, обустроившись в стране, евреи забудут Его и начнут поклоняться идолам. Тогда Б-г совершенно “сокроет Свое лицо”, и евреям будет казаться, что они отданы на растерзание врагам и некому защитить их от гонений. Б-г велит Моше и Иеѓошуа записать песнь “Аазину” как свидетельство греховных помыслов сынов Израиля. Моше записывает песнь и учит ей евреев. Завершив написание Торы, пророк велит левитам поместить ее текст в Ковчег Завета в качестве вечного эталона.

День последний
«И пошел Моше, и говорил слова эти всему Израилю, и сказал им: «Сто двадцать лет мне сегодня, не смогу я больше выходить и входить…» (31:1–2).
Что бы вы делали, если б узнали, что вам осталось жить всего один день? Как бы вы провели свой последний день?
Хороший вопрос перед Грозными днями, не правда ли?
Варианты могут быть разные. Кто-то еще до рассвета отправился бы на берег моря, чтобы в последний раз встретить рассвет, увидеть солнце, встающее над водной гладью. Другой заказал бы шикарный обед в лучшем ресторане. А третий осуществил бы давнюю мечту юности: прыгнул с парашютом, будучи уверенным, что на пороге смерти нет опасных видов спорта.
Есть и еще один, более скромный вариант проведения последнего дня жизни. Вы садитесь за письменный стол (или за компьютер) и записываете свои мысли и чувства, нахлынувшие на вас перед расставанием с этим миром.
Кому из нас пришло бы в голову в эти последние часы заниматься не собой, а дорогими нам людьми, родственниками и друзьями, которых мы оставляем на этом свете? Кто догадался бы позвонить им и сердечно попрощаться, подбодрить и утешить их в предстоящем горе?
Именно так поступил Моше-рабейну, когда Б-г сказал ему утром, что он проснулся в последний раз. Моше был скромнейшим человеком из когда-либо живших на земле, и он понял, глубоко осознал, что его долг - провести свой предсмертный день с евреями, которых он так горячо любил, ободрить их: «Крепитесь и мужайтесь, не бойтесь и не страшитесь…»
Как же Моше утешал свой народ? Он сказал им: «Я уже стар, мне исполнилось сто двадцать лет. Б-г больше не разрешает мне учить вас Торе; Он закрыл для меня источник ее мудрости. Вс-вышний не позволил мне перейти вместе с вами Иордан. Но вы не огорчайтесь. Б-жественное присутствие будет и дальше сопровождать вас, а вашим новым лидером станет Иегошуа».
Что означают слова «Б-г закрыл для меня источник ее мудрости»? Моше имел в виду, что он утратил способность передавать и толковать слова Торы еврейскому народу. Ведь Моше звали «рабейну» - «наш учитель». Хороший учитель должен, в первую очередь, уметь приспосабливать свои знания к уровню своих учеников.
Однако когда Моше покидал этот мир, его уровень понимания Торы был столь высок, что он больше не мог преподавать ее обычным людям. Отсюда и метафора с закрытым источником. Вода непрерывно течет из источника. Но Моше лишился способности распространять свою мудрость. Б-г «запечатал» его мозг.
На самом деле Моше всегда было трудно учить евреев. Когда Б-г велел ему вернуться в Египет и вывести еврейский народ из рабства, он ответил: «Прости меня, Г-сподь, но человек я не речистый… ибо я косноязычен и заикаюсь» (Шмот, 4:10).
Иначе говоря, Моше обладал такой возвышенной, неземной духовностью, что ему было невыразимо трудно облечь свои знания в речевые конструкции.
Утешая народ перед собственной кончиной, Моше знал, что Тора не покинет его вместе с ним. Великая книга и ее учителя будут сопровождать евреев во всех поколениях, на протяжении всего их дальнейшего пути через страны и эпохи.
«Все вы стоите сегодня перед Вс-вышним....».
Стоите перед... переводится на иврит одним словом - ницавим.

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельные разделы Ницавим и Ваелех все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика