::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Ки Таво

27-09-2011, 16:27 Разместил: jude Просмотров: 1834

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Ки Таво
Главы 26:1-29:8
“И будет, когда придешь в страну, которую Вс-вышний дает тебе...”.
Когда придешь на иврите - ки таво.

 

Рав Лев Кацин
Почему Вс-вышний спас меня 11 сентября?
«Утром 11 сентября я опаздывал на работу, - рассказывает сайту Аish.com 52-летний религиозный еврей Ари Шонбрун, один из руководителей финансовой корпорации Cantor Fitzgerald, 658 сотрудников которой погибли в Северной башне ВТЦ. - Обычно в восемь утра я уже находился в своем кабинете на 101-м этаже. В то утро я, как всегда, рано вышел из дома, но вернулся: жена напомнила, что я должен заказать книги для нашего восьмилетнего сына. Символично, что он выбрал две книги из серии «Survival» - «Спасение».
Приехав на работу, я сел в лифт и в 8:46 утра вышел на 78-м этаже, чтобы пересесть на другой лифт и подняться на 101-й этаж. В этот момент здание содрогнулось, я упал на пол. Самолет врезался в башню, разрушив 93–99-й этажи. Если бы я вышел из дома на несколько минут раньше, то оказался бы в лифте, который двигался к месту пожара. Моя коллега Вирджиния Ди Чиара оказалась в этом лифте, но успела выпрыгнуть из огня, получив ожоги третьей степени. Я поспешил ей на помощь. Нам удалось спуститься на первый этаж и выйти на улицу, где стояли машины скорой помощи. Я помог Вирджинии сесть в машину, а сам решил остаться и помогать раненым. Однако Вирджиния настояла, чтобы я поехал вместе с ней. Я прыгнул в машину и, уже подъезжая к госпиталю, увидел, как башня падает.
Я думал, что спасал Вирджинию, на самом же деле, спасая ее, я спасал и себя… Вспоминая об этом, я считаю 11 сентября днем своего спасения. «Почему Вс-вышний спас меня?» - спрашиваю я себя. У меня есть два ответа.
Первая причина - личная. После того как моя жена родила четверых детей, врачи сказали, что она больше никогда не сможет забеременеть. Однако вскоре после моего спасения 11 сентября случилось чудо - она забеременела, и у нас родился пятый ребенок. Я был спасен во имя того, чтобы душа этого ребенка пришла в этот мир.
Вторая причина связана с тем, что меня часто приглашают выступать перед самыми разными аудиториями.
Я ощущаю, что был спасен во имя того, чтобы вдохновлять людей верой во Вс-вышнего, учить их становиться добрее, помогать нуждающимся, не говорить плохо о людях и находить настоящие приоритеты в жизни.
До 11 сентября я был поглощен работой. И сейчас я много работаю. Однако сегодня работа не является для меня приоритетом номер один, ибо главным для меня стала семья. Я провожу больше времени с детьми. Хожу в их иешивы на представления школьников, чаще целую и обнимаю их. Изменилось и мое отношение к еврейству, я стал больше изучать Тору».

…Неужели нужно оказаться 11 сентября в ВТЦ, чтобы научиться ценить жизнь и своих близких? Конечно, нет, хотя потрясение способно помочь человеку не только в мечтах, но и на деле изменить свою жизнь. Многие мечтают стать лучшим сыном, мужем или отцом. Однако в суете сует мы продолжаем откладывать перемены на будущее. Так проходят годы и десятилетия. Даже в день еврейского Нового года человек может мечтать о том, как стать лучше, давать себе обещания - и оставлять все это в области грез и фантазий. Для того чтобы мечты стали былью, человек должен пережить внутреннее потрясение и не только разумом, но и сердцем ощутить необходимость перемен. Таким потрясением может стать правильно проведенный Судный день Рош ха-Шана.
В этот день мы просим Вс-вышнего даровать нам жизнь, здоровье и заработок. Но если все это - дар Небес, то нам следует выразить благодарность Вс-вышнему, посвятив себя и свои силы благородным целям, во имя которых Вс-вышний дает нам жизнь. Обретая цель своего существования, человек обретает смысл жизни, что придает ему силы, помогает преодолевать сложности и наполняет его сердце радостью…

Войдя в страну Израиля, евреи должны были приносить в Храм первые плоды урожая, выражая свою благодарность Вс-вышнему за землю и ее плоды. Заповедь первых плодов напоминала человеку о том, что должно стоять у него в жизни на первом месте, о его приоритетах. Как и во имя чего человек будет использовать дарованную ему землю и ее плоды? Будет ли на этой земле творить добро, делясь с нуждающимися ее плодами?



Арье Юдасин
Слухай, браток…
Все слыхали, что евреи - монотеисты и еще кое-кого этому научили. Б-г у евреев строго один, един, никакого партнера и соперника Ему не надобно. Штука, если вдуматься, абсолютно нетривиальная - повсеместно мы видим борьбу и разнообразие сил. Плюс - минус, холод - жар, мир - война… Естественно, столь глобальное и спорное утверждение должно быть подробно растолковано, повторено и доказано. Так? Да. У нормальных людей. А у этих евреев…
Тора, нередко повторяющая факты и законы, расцвечивая их новыми деталями, единство и единственность Б-га упоминает лишь один раз! А, скажем, то, что Израиль избранный Им народ - 23 раза. В самой, пожалуй, популярной книге всего Танаха - Свитке Эстер - о Б-ге вообще не упоминается. Каждому, кто хоть немного смыслит в литературном ремесле, это сразу докажет «нерукотворность» наших источников. Попробуйте представить себе человека, который догадается так все перевернуть с ног на голову!
Зато единственная фраза Торы, декларирующая единство Б-га - это наша «визитная карточка», еврейский символ веры «Шма». «Слушай, Израиль! Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь один!» Мудрецы находят множество связей между «Шма» и другими текстами. Вот и в этой главе Тур подметил одинаковое с «Шма» словосочетание: «…всем сердцем твоим и всей душою твоею» (там - люби Б-га, здесь - блюди Его законы). И привел подтверждающую гематрию. Следующая фраза начнется: «Г-спода назвал ты сегодня» - гематрия этих слов такая же, как у «это - чтение “Шма”»! Именно «называние» Создателя единственным Б-гом, моим Б-гом и Б-гом моего народа - суть «Шма».
Закон требует не просто произнести декларацию монотеизма губами - но и ясно понимать, пережить ее смысл. Иначе заповедь чтения «Шма» не выполнена. Из всех наших молитв эта - единственная, где «кавана» - намерение, понимание, сопереживание - требуется столь строго.
Следом Тур приводит подробное доказательство, что «называние Г-спода» подразумевает Талмуд - конкретно намекая на каждый из шести его разделов. Формулы нам сейчас не нужны, общий же посыл ясен: человек, изучающий еврейский Закон, чтобы жить по нему, «называет Г-спода», прославляет Его Имя в мире. Тот же, кто изучает Закон с любой другой целью, например, ради общего развития или из исторического интереса, тоже «именует Г-спода». Но не прославляя Его на Земле, а скорее оскорбляя и унижая. Живет-то парень иначе - значит, Закон и Законодатель в его глазах малоценны…
Интересную подсказку мы найдем в самом начале Талмуда. Тур приводит слова раввинов: «Цельность одну Я сделал на земле - и это чтение “Шма”». В современном иврите они получат комический оттенок - слово «хатива» (цельность) значит и «бригада» (военная или рабочая), и «полк», и «рубка леса». Но комизм окажет нам добрую услугу. Общий контекст разнородных понятий - ограничение, отделение от других,  чтобы создать нечто целое. Таким образом, суть сей «бригады Вс-вышнего» на земле (Израиля) - отделить себя от других «бригад», от других символов веры. И - создать в «своей бригаде» цельное единство. Единство между собой - и цельным, единым и единственным Б-гом.
Как создать? Через «слушай». Слушай и постигай слова Б-га. Внимай, слушай и понимай другого человека. Слушай и постигай свой внутренний, духовный мир. Слушай, что Он говорит тебе через события большого мира и твоей личной жизни…
О «Шма» написано несколько книг. Идет спор между величайшими нашими учеными о том, как правильно понимать вторую фразу этой молитвы: «Благословенно славное имя царства Его навек». Или здесь столкнулись «верхнее мнение» (все, кроме Б-га - иллюзия) и «нижнее мнение» (Он хочет, чтобы мы играли в эту игру)? Или это подчеркивание важности нашего повседневного Ему служения, требование одухотворения всей своей жизни?
Однако вопрос не только в этом. Единственное упоминание о единственности Б-га в Торе буквально кричит нам, насколько это важно и уникально. Сюда нечего прибавить. Отношения с Ним - это главные отношения в твоей жизни.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Возвращение в Египет
В нашей недельной главе Моше вновь повторяет условия завета между Израилем и Вс-вышним.
Моше подробно и многословно излагает все те ужасы, которые ожидают евреев, если они нарушат Завет. Это описание заканчивается следущей иронической репликой:
"И ВОЗВРАТИТ ТЕБЯ Б-Г В ЕГИПЕТ НА КОРАБЛЯХ, ТЕМ ПУТЕМ, О КОТОРОМ СКАЗАЛ Я ТЕБЕ: НЕ УВИДИШЬ ТЫ ЕГО БОЛЕЕ; И БУДУТ ТАМ ПРОДАВАТЬ ВАС ВРАГАМ ТВОИМ В РАБЫ И РАБЫНИ, НО НЕ БУДЕТ ПОКУПАТЕЛЯ" (Дварим, 28:68).
Т.е. потомки тех, чья история началась с исхода из египетского рабства к свободе - причем египтяне делали все возможное, чтобы сохранить свою власть над евреями - будут вынуждены сами вернуться в Египет, и сами станут продавать себя в рабство, однако ни один египтянин не пожелает их купить.
Однако горькая ирония этих сслов заключается не только в этом. Праотец Яаков переселился в Египет, спасаясь от голода. Его потомки будут вынуждены эмигрировать после того, как "….НАВЕДЕТ ОН (Б-г) НА ТЕБЯ ВСЕ НЕДУГИ ЕГИПТА, КОТОРЫХ БОИШЬСЯ ТЫ" (Дварим, 28:60) (как видно из предыдущего стиха, имеются в виду тяжелые болезни, ослабляющие тело и душу). Ослабленные болезнями, люди не смогут обрабатывать землю, что неизбежно приведет к голоду. В результате люди так обеднеют, что будут вынуждены продаваться в рабство.
В общем, основную идею данного отрывка, известного как Тохеха (увещевание), можно изложить тремя словами: история повернет вспять. Все, чего еврейский народ смог добиться, будет уничтожено, и евреи будут возвращены в "первобытное" состояние.
Увидеть, как все твои достижения пошли прахом, ужасно даже в сравнении со всеми бедствиями, описанными в нашей недельной главе. Так что неудивительно, что некоторые комментаторы понимали "be'oniyot" (на кораблях" как "be'aniyut" – "в бедности".

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Гора проклятья
Незадолго до смерти Моше постановил, что, перейдя Иордан, евреи должны будут провести особую церемонию благословения и проклятья:
"И ПОВЕЛЕЛ МОШЕ НАРОДУ В ТОТ ДЕНЬ, ГОВОРЯ: ЭТИ БУДУТ СТОЯТЬ И БЛАГОСЛОВЛЯТЬ НАРОД НА ГОРЕ ГРИЗИМ, КОГДА ПЕРЕЙДЕТЕ ВЫ ЧЕРЕЗ ИОРДАН: ШИМОН, И ЛЕВИ, И ЙЕГУДА, И ИСАХАР, И ЙОСЕФ, И БИНЬЯМИН.  ЭТИ ДОЛЖНЫ БУДУТ СТОЯТЬ И ПРОКЛИНАТЬ НА ГОРЕ ЭЙВАЛЬ: РЕУВЕН, ГАД, И АШЕР, И ЗВУЛУН, ДАН, И НАФТАЛИ" (Дварим,  27:11-13).
В 8 главе книги Иегошуа описывается, как евреи исполнили это предписание.
Проклятья, составленные Моше, прозвучали с горы Эйваль. Однако ее "напарнице", гора Гризим, через несколько столетий так же довелось услышать проклятья.
Согласно книге Судей, у Гидона, который отклонил предложение стать первым царем Израиля, было семьдесят сыновей, одного из которых звали Авимелех, сын "наложницы из Шхема" (Шофтим, 8:31). Жители Шхема не были евреями, однако считались поданными Израиля. Иногда они были лояльны, иногда - вспоминали о своем ханаанском происхождении и изменяли евреям.
Авимелех вступил в переговоры с жителями Шхема, обещая им златые горы, если они помогут ему возглавить еврейский народ. В результате те дали ему необходимую сумму, позволившую ему нанять наемников, перебивших всех его братьев, кроме младшего, Йотама, которому удалось спастись. Послер этого "собрались все граждане Шхема и весь дом Мило, и пошли они и провозгласили Авимелеха царем у теребинта каменного, что в Шхеме" (Шофтим, 9:6).
Через некоторое время Йотам поднялся на гору Гризим, и проклял оттуда жителей Шхема. Он рассказал им басню о том, как растения поочередно обращались к маслине, смоковнице и винограду, предлагая каждому из них стать царем. Однако все эти растения, славящиеся своими плодами, отклонили эту честь. Наконец, растения обратились к крушине, которая и согласилась стать царем.
Маслине, смоковница и виноград олицетворяли Гидона и его сыновей, не пожелавших стать царями; крушина - соответственно, Авимелеха, мечтавшего о короне и получившего ее.
Почему Авимелех был уподоблен крушине? Потомуу, что, подобно Авимелеху, этот кустарник является продуктом межвидовой гибридизации, не плодоносит, и колет своими шипами тех, кто хочет его тронуть. Кроме того, крушина "ворует" воду у других растений, делая бесплодной землю, на которой она произрастает.
Тем не менее, и у крушины есть свои достоинства - она дает тень. Тень, т.е. безопасность от внешних врагов, это то немногое, что жестокий тиран может дать своим подданным. И в определенных ситуациях народу может потребоваться именно такой лидер.
Таким образом, Йотам сказал жителям Шхема: если вы избрали Авимелеха, поскольку вам нужен тиран, способный нагнать страх на врагов, то все в порядке. Если же нет -"огонь из крушины и пожрет кедры Леванона!" (Шофтим, 9:15). Крушина - очень сухой кустарник, который легко загорается жарким летом. И в этом случае, естественно, сгорают и все соседние деревья.
По словам Йотама, подобная судьба ожидала и жителей Шхема. В скором времени его слова сбылось.
Трудно сказать, было ли проклятье Йотама предсказанием или предвиденьем. В любом случае эта история, подобно нашей недельной главе, содержит важный урок. Мы можем наслаждаться теми выгодами, вызванными несоблюдением завета с Вс-вышним. Однако в конечном итоге цена, которую мы за это заплатим, будет многократно выше - грех, подобно огню, в конечном итоге поразит самого грешника.
Поэтому вместо того, чтобы вновь навлечь на себя проклятье, прозвучавшее на горе Гризим в эпоху судей, лучше попробовать удостоится благословения, произнесенного там же в дни Иегошуа.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. В первой части этой главы Моше Рабейну завершает повторение законов Торы. Повторена большая часть 613 заповедей, одни более подробно, другие весьма коротко (а одна заповедь, повторения которой как раз следовало бы ожидать перед входом в Землю Обетованную, была и вовсе намеренно опущена – см. Недельную главу בהר סיני - Бехар Синай). Весь этот обзор заканчивается двумя заповедями: Бикурим (приношением Первых плодов) и Маасер Шени (Второй десятины). В каком-то плане эти две заповеди можно воистину рассматривать как обобщение всех заповедей Торы. Ибо они учат, как еврейский народ сумеет оставаться верным своей миссии Народа Б-жьего – путем признания, что все, что у него есть - от
Б-га, и декларацией, что мы преданы служению Ему всем сердцем и всем нашим материальным состоянием. (После этого обзора останутся еще две другие заповеди из 613, которым Моше нас обучит потом. Но они касаются больше преподавания самой Торы и ее передачи будущим поколениям. См. Недельную главу וילך - Ваейлех.)
2. Если и есть какая-то особенно важная черта характера, наличие которой гарантирует, что мы всегда останемся верными членами Народа Б-жьего, то это чувство благодарности. Ребенок, которому с самого начала привили это благородное качество, будет благодарным и преданным сыном, а когда вырастет, то наверняка станет верным членом еврейского народа и истинным служителем Б-га. В порядке исполнения заповеди приношения Первых плодов произносится декларация благодарности Б-гу за Его особую заботу о нас и за то, что привел нас в Землю Израиля, со всеми ее благословениями. (Эта декларация – сжатое изложение истоков еврейского народа и его истории, и ее произносят в составе Агады во время Седера в Пасхальную ночь, когда отмечается наше избрание Б-гом Своим народом.) Преподавая эту заповедь в завершение общего обзора всех заповедей, Тора подразумевает, что в благодарности Б-гу заключаются все заповеди и вся суть жизни верного еврея.
3. Хотя заповедь Бикурим налагается на каждого земледельца в индивидуальном порядке, на практике ее исполнение приобретает почти всенародный характер. В Мишне описывается, как в былые времена все земледельцы данного региона собирались в провинциальной столице, где останавливались на ночь на площадях того города, не входя ни в какие дома (дабы избежать возможной Тум’ы – ритуальной нечистоты). На заре лидер группы провозглашал: «Вставайте! Пойдемте к Дому нашего Б-га!» … Во главе процессии шествовал небольшой оркестр, а также бычок с лавровым венком на голове и с позолоченными рогами,
которого потом приносили в жертву Корбан Шламим. Когда они достигали окраин Иерусалима, то один из них уходил в город оповестить об их прибытии, а остальные тем временем приготавливали корзины фруктов Бикурим и украшали их. Навстречу им выходили высокопоставленные лица Храма, их заместители и помощники, а также заведующие храмовой сокровищницей. Чем больше была прибывшая группа, тем больше чиновников выходило ее встречать. Все ремесленники Иерусалима приостанавливали свою работу, чтобы приветствовать паломников: «Братья наши из такого-то региона, мир вам!» Процессия продолжалась с музыкой, пока не достигала Храмовой горы. На этом этапе каждый участник – даже сам царь, если он был в составе группы, - брал свою корзину на плечо и входил в Большой Двор Храма. А затем пели свою песнь
Левиты…
4. Следующая заповедь, Маасер Шени, в каком-то плане контрастирует с заповедью Бикурим. Приношение Бикурим – это всенародное событие, тогда как Маасер Шени – больше семейное. По системе, которую ХаШем установил для Своего народа, Коен и Леви играют в нем роль духовных руководителей и
преподавателей Торы – то есть, раввинов. («Раввин» означает «учитель».) (См. также Недельную главу Эмор – אמור .) По этой причине ХаШем желает, чтобы они были свободны от обычных забот о заработке на жизнь, и поэтому им не дали наделов в земле. Вместо этого им дают разные типы десятин Трума и Маасер, а также другие различные Матнот Кеуна ( מַתְּנֹות כְּהוּנָה - Дары Кеуне). А именно: Каждый год шестилетнего цикла земледелия, по указанию Торы, мы должны давать Коену Труму. (Обычно это около 1/60 урожая, но более щедрые люди давали больше.) Затем нам предписывается давать Леви, помощнику Коена, десятую долю оставшегося урожая. Это называется מַעֲשֵׂר רִאשֹׁון - Маасер Ришон, Первая десятина, и ее дают Леви в каждый год этого шестилетнего цикла, как Труму Коену. Из оставшегося после этого урожая - в первый, второй, четвертый и пятый годы этого шестилетнего цикла - нам следует отделять Вторую десятину (называющуюся מַעֲשֵׂר שֵׁנִי - Маасер Шени). Но эта десятина предназначается для самого земледельца и его семьи – они должны взять ее в Иерусалим и съесть там. В третий и шестой годы цикла вместо этой второй десятины отделяется десятина для бедных ( מַעֲשֵׂר עָנִי - Маасер Ани). А в седьмой год, конечно, нет никаких десятин, ибо это год Шмиты, в который земля отдыхает, как в Шаббат, и не обрабатывается. В случае, если земледелец не имеет возможности прийти в Иерусалим, Тора разрешает ему выкупить Маасер Шени и отложить деньги на потом, и когда в более удобное время он сможет отправиться в Иерусалим, он возьмет их с собой и купит на них еду. И здесь Тора указывает, что все эти десятины и первых, и последних трех лет цикла надо отделить и раздать до конца третьего (и, соответственно, шестого) года.
5. Если заповедь Бикурим, можно сказать, развивает – и демонстрирует – чувство благодарности еврейского народа в служении Б-гу, то заповедь Маасер Шени воистину помогает нам на практике стать народом Торы. При обзоре всех ее правил и принципов, взятых вместе, становится ясна ее конечная цель и воздействие на еврейскую семью и на весь народ. А именно: Тора устанавливает, что Маасер Шени надо съесть именно в Иеруалиме, а в случае, если его уже выкупили, то на деньги следует купить именно еду и питье, и съесть их, опять же, только в этом святом городе. Но Иерусалим свят не только и не столько потому, что в нем находится Храм, а главным образом потому, что в нем преподается Тора - духовными лидерами народа, членами Санхедрина, Верховного суда страны (который, кстати, заседает в самом храмовом комплексе). Эти специалисты по Торе (а также их заместители), когда не заняты выполнением своих обязанностей в судебных заседаниях Санхедрина, конечно, в основном занимаются преподаванием Торы в ешивах и академиях по изучению Торы. А значит, эти ешивы и академии, в которых в общей сложности насчитываются сотни и тысячи студентов, должны находиться неподалеку, в районе Санхедрина. Таким образом, Иерусалим становится воистину городом Торы, мировым центром ее изучения. И в этом городе Тора повелевает земледельцу съесть Маасер Шени. Поскольку он не может истратить деньги Маасер Шени в каких-либо целях, кроме еды, ему приходится на какое-то время оставаться в городе. И так ему предоставляется возможность окунуться в атмосферу Торы в этой ее столице. Так люди со всех уголков страны, от севера до юга и от востока до запада обретают связь с миром Торы и путем самого изучения Торы получают возможность духовного обновления, вместе со всей своей семьей и друзьями. И так обеспечивается, что не только не существует особого эксклюзивного класса мудрецов Торы, оторванного
от остального народа, но и что, напротив, каждый еврей вовлечен в изучение Торы. Вот так следует организовать жизнь еврейского народа, благословенного Народа Б-жьего, в Святой земле.
6. Завершив, таким образом, обзор заповедей Торы, Моше Рабейну заявляет, что, принимая на себя обязанности сознательных хранителей Торы, мы признаем, что ХаШем – наш Б-г, и обязуемся подчиняться лишь Ему. А ХаШем со своей стороны провозглашает нас Своим Избранным народом, которому доверено задание распространять по всему миру знание Его Б-жественности и Всемогущества.
7. Продолжая эту тему в следующей речи, Моше Рабейну вместе со Старейшинами – народными представителями, отдает указания народу относительно самого процесса овладения Землей Обетованной. Он говорит, что сразу же по приходу в Землю нам следует четко провозгласить всему миру, что мы Народ Б-жий, цель которого – добиться того, чтобы все человечество признало Б-га Властелином мира, чтобы каждая страна и каждый народ жил под Его благотворным правлением в справедливости и мире. Пусть это узнают и поймут все. Для этой цели Моше дает указание, чтобы в день нашего перехода через реку Иордан и входа в Землю Израиля мы установили двенадцать огромных стел, каждая с шестью лицевыми сторонами. И на этих семидесяти с лишним сторонах нам следует написать основные принципы всей Торы, с переводом на семьдесят основных языков того времени и с четкими объяснениями. Так, всякий, кто захочет, сможет понять еврейский народ, его сущность и учение. Каждого человека, который придет посмотреть на этот особый «Народ Б-га», приведут к тому месту, где установлены эти великие стелы, чтобы на своем языке почитал о Б-ге, Отце и Вожде человечества, и понял, что только Ему следует поклоняться (на том месте также должен быть построен алтарь), и чтобы познал идеи справедливости и мира, по которым ХаШем желает своим подданным жить. Вот в чем заключается миссия еврейского народа, говорит Моше, и эта миссия и дает нам право называться Народом Б-жьим.
8. Но после прихода в Землю Обетованную евреям предстоит в корне измениться. Они перестанут жить вместе таким тесным и сплоченным лагерем, как в пустыне. Каждое колено и каждая семья, да и каждый индивидуум пойдет в новой стране своим путем. И даже если они будут помнить, что являются частью еврейского народа, они могут забыть о своей миссии и своих обязанностях как Избранного народа. Поэтому, говорит Моше, непосредственно перед тем, как каждая семья овладеет землей, помимо вышеупомянутой декларации еврейским народом своей миссии миру, должна также состояться церемония демонстрации и декларации всеми, кто числится в составе Колен Израилевых, что каждый из них лично будет помнить о своих обязанностях хранить традицию Торы - даже если будет жить в отдельности ото всех. Даже живущий в одиночестве и скрытый от всеобщих глаз еврей обязан соблюдать заповеди Б-га и держаться подальше от всего, что Он запретил. На этой великой демонстрации у гор Гризим и Эйваль, которая произойдет вскоре после того, как мы войдем в Землю, еврейский народ должен провозгласить единство своей цели и ответственность всех евреев друг за друга. И в этой главе дается описание этой величественной церемонии. (См. Также Недельную главу Р’э - ראה)
9. Моше Рабейну вновь описывает нам великие благословения и добро, которого удостоимся, если будем старательно соблюдать все заповеди Б-га; как весь мир признает нас Народом Б-жим и будет уважать нас и учиться у нас Путям Г-сподним. Однако, предостерегает Моше, если мы отвернемся от Б-га и Его Торы и
если не будем служить Б-гу с радостью и от всего сердца, то, чтобы заставить нас вернуться, ХаШем подвергнет нас воистину ужасным наказаниям. Следует огромный список самых разных бедствий и катастрофических событий, все – в наказание за то, что оставили Б-га и Тору. И, к сожалению, за нашу более, чем тритысячелетнюю историю, сбылось практически каждое из этих предсказаний. Воистину, какими бы невероятно ужасающими и неправдоподобными они ни казались, они все же сбылись, и в этом одно из доказательств истинности Торы. Но цель этих наказаний – не уничтожить нас, а вернуть к Б-гу. Поэтому как только мы к Нему вернемся и раскаемся в своих ошибках, Он с радостью нас примет. Ибо Он никогда нас не оставит и никогда не променяет на какой-либо другой народ.
10. И, наконец, Моше напоминает нам о том, что мы собственными глазами видели грозные и сверхъестественные бедствия, которым ХаШем подверг египтян в наказание за отказ подчиниться его повелению отпустить нас. А также о том, как за эти прошедшие сорок лет странствий в пустыне мы познали силу и всемогущество Б-га, и испытали на себе Его Провидение. Поэтому, говорит Моше, нам следует отбросить все сомнения и сохранять решимость исполнить нашу роль Народа Б-жьего в Святой земле, и служить примером всему человечеству.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Ки Таво
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ишаи (60:1-22)

1. Эта Ѓафтара - шестая из серии «Семи Ѓафтарот утешения». Все они взяты из Книги Ишаи. В этой Ѓафтаре пророк рассказывает о том, как в будущем, когда ХаШем вновь возьмет нас к Себе и продемонстрирует всем, что только еврейский народ является Его избранным, в мире к нам станут относиться с глубоким
уважением. Он также говорит, что в том славном будущем всё богатство и сокровища, которые другие у нас забрали, будут возвращены, и что все человечество придет на поклон к Б-гу и Его народу. Здесь у нас появляется возможность вспомнить о некоторых событиях нашей истории и немного разъяснить еврейское отношение к деньгам и богатству.
2. Когда ХаШем велел нашему праотцу Аврааму покинуть свою родину и отчий дом, и начать свой особый путь в этом мире, Он обещал ему, что сделает его великим народом и что благословит его сказочным богатством и сделает знаменитым. (См. недельную главу Лех-Леха - לך לך .) Для Авраама это обещание богатства само по себе вовсе не было стимулом, и не это имел в виду ХаШем. Нет, это обещанное
богатство было просто средством, инструментом, так сказать, необходимым для выполнения его жизненной миссии распространения по миру знания о Б-ге. Ибо, во-первых, люди обычно больше уважают богатых людей и прислушиваются к их идеям. А во-вторых, просто само выполнение миссии было дорогостоящим делом. И от Авраама мы учимся еврейскому отношению к богатству, а именно: оно всегда останется не более чем инструментом и средством для служения Б-гу. Оно никогда не является самоцелью, и нам не следует относиться к своему богатству как к исключительно частной собственности. При любой подходящей возможности богатство следует использовать во благо другим: улучшать их жизнь и вообще улучшать мир, делать его более подходящим местом для Б-жественного присутствия.
3. Более того, мы всегда должны помнить, что наше богатство и состояние – это подарок Б-га, данный нам ради великой цели, чтобы использовали его с осторожностью и с ответственностью. Его нельзя использовать как средство осуществления власти, манипулирования и контролирования других, или для
эксплуатации менее удачливых. Ибо на самом деле богатство вовсе не наше и не для этого нам дано. И нельзя допускать, чтобы вследствие своей материально благополучной ситуации мы забывали о бедствовании других и теряли к ним чуткость.
4. Так, в Торе говорится, что, когда в стране был голод, Яаков велел сыновьям идти в Египет и закупить продовольствия, несмотря на то, что сам он с сыновьями, будучи весьма богатым, не был затронут голодом. Он решил, что следует продемонстрировать солидарность с остальными жителями страны, что они
должны видеть, что нам так же трудно, как и им, что мы с ними в беде. Отсюда можно извлечь урок, что не следует демонстрировать свое благосостояние, когда другим живется бедно, и они испытывают трудности, это некрасиво (а также и неразумно, ибо наверняка вызовет зависть).
5. Мудрецы обращают внимание на различия в отношении к материальной собственности между Яаковом и его братом Эйсавом. Когда Яаков предлагает свое подношение Эйсаву, тот отказывается его принять и говорит: «Брат мой! У меня уже много есть!» А Яаков говорит: «Прими, пожалуйста, мой дар, ибо ХаШем со мною щедр, и у меня есть всё!» (В конце концов Яаков убеждает Эйсава принять дар.) На первый взгляд, кажется, что Эйсав тут более сдержан и скромен, тогда как Яаков бравирует тем, что «у него есть все». Но на самом деле наоборот. Эйсав говорит, что «у него много есть», подразумевая, что, хотя у него и много
собственности, могло бы быть и больше. Тогда как Яаков прежде всего считает все, что у него есть, щедрым даром Б-га, а затем заявляет, что у него есть все необходимое. Он полностью удовлетворен, и ему больше ничего не надо! И это тоже важно: удовлетворяться тем, что имеем, много это или мало, и не жаждать того, чего у нас нет.
6. Поскольку мы являемся Народом Б-га, который Он благословил процветанием, нам также не следует создавать впечатление, что мы бедны, ибо так другие могут подумать, что ХаШем не в состоянии обеспечить Свой народ. Напротив, без излишнего шика и со всей надлежащей скромностью, мы должны
продемонстрировать, что в своих начинаниях мы – и вообще все, кто живут согласно воле Б-га – в целом успешны и благословлены Б-гом. Пока мы помним, что наше процветание от Б-га, а не результат наших собственных усилий, и используем его в служении Ему жизнью по Торе, нам не надо извиняться за свое
богатство. Но главное – использовать это богатство в служении Б-гу. И если так поступаем, то богатство становится не наградой за наши добрые дела, а больше материальными ресурсами, которые, так сказать, можно снова инвестировать и пускать в оборот, а главная награда еще впереди.
7. К сожалению, из-за ненависти, которую испытывают к нам другие, нам часто приходилось скрывать свое богатство. Например, одна из сказок, которую пустили по свету христиане, гласит, что когда евреи отвергли основателя их религии (по той причине, что мы поклоняемся только Б-гу, и поклонение кому-либо еще
запрещено как идолопоклонство), он их проклял, что всегда будут оставаться бедными. По этой причине на протяжении всей истории христиане, понятное дело, осознавая в глубине души, что их религия – всего лишь пришедшая гораздо позже попытка скопировать нашу – пытались узурпировать наш статус Избранного
Б-гом народа и делали все, чтобы осуществить это проклятие на практике. Но поскольку проклятие явно не сбылось, благородные отцы этой религии любви решили, что если у евреев и есть какие-то деньги, то они никак не могут быть заработаны честным путем (ибо в противном случае получается, что «пророчество» их
основателя ложно). Значит, еврейское богатство по определению краденое, полученное путем махинаций и т. п. (К сожалению, в большой мере так относятся к нам и мусульмане.)
8. Ввиду этого, возможно есть причина, по которой евреям не надо слишком скромничать и скрывать богатство, которым одаряет их ХаШем, ибо его существование обличает наших врагов как злобных лжецов и, что более важно, демонстрирует, что Народ Б-га действительно Им благословлен. Конечно, вместе с тем, все-таки разумно не слишком высовываться и не вести экстравагантный образ жизни, ибо негативное внимание наших ненавистников никогда не приводит к добру. Но и не надо стыдиться наслаждением материальным благословением Б-га всего лишь потому, что нас ненавидят. В любом случае, мы всегда помним о цели, с которой ХаШем даровал нам богатство, и все, кто нас хорошо знает, признают, что евреи – самые большие в мире филантропы.
9. Как Народ Б-га мы должны на собственном примере показывать, как использовать материальные ресурсы, которыми благословляет нас ХаШем, в служении Ему и на благо другим. Но это относится не только к народу в целом, но и к каждому индивидууму в отдельности. То есть, каждый из нас должен стараться жить, как наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, которые использовали все свое богатство в служении Б-гу и на благо другим. И мы знаем, что когда ХаШем видит, что человек использует свою материальную собственность правильным путем, то это доказывает, что ему можно доверить богатство – и тогда ХаШем дает ему еще больше.
10. Итак, как уже говорилось, ведущая тема этой Ѓафтары - это как в славном будущем богатство еврейского народа, взятое врагами, будет нам возвращено. Более того, нееврейские цари и князья даже принесут еврейскому народу щедрую дань. Ибо в новом веке добра и милосердия они тоже пожелают, чтобы их материальное богатство было использовано в благородных целях и чтобы помогло улучшить мир для всех, кто в нем живет.


Рав Нaxyм Пурер
Содержание раздела
Живя в Эрец-Исраэль, евреи должны приносить в Храм бикурим, первые плоды собранного урожая. Передавая их коэну, они громко произносят особую формулу благодарности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ из века в век (этот отрывок включен в пасхальную Агаду). В последний день праздника Песах в четвертый и седьмой годы семилетнего цикла евреи должны исповедоваться перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины из своих урожаев. Завершив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Вс-вышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу: поставить гигантские камни, покрыть их известью и написать на них слова Торы на иврите и 70 языках народов мира. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, других шести - на горе Эваль, а левиты встанут в долине между этими горами и произнесут двенадцать повелений, на каждое из которых народ ответит: “Амен!” Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе. Но если они отвернутся от нее, их ждут страшные кары: неурожаи, поражения в войнах, чужеземный гнет, изгнание из Страны Израиля и долгое рассеяние.

И будет радость…
“И будет (“ве-айя”), когда придешь в страну, которую Б-г, Г-сподь твой, дает тебе в удел…” (26:1).
Известный комментатор Торы и каббалист “Ор а-Хаим” (рабби Хаим бен-Атар, Ливорно-Иерусалим, 18 век) объяснял: если фраза начинается со слова “ве-айя”, она сообщает нам нечто радостное, позитивное. Из приведенного стиха мы узнаем, что нет большей радости, чем радость заселения Эрец-Исраэль. Как сказано в одном из псалмов: “Уста наши наполнились смехом”, когда возвращались мы в Сион.
Рав Эйгер дополняет. Хотя Эрец-Исраэль - один из трех даров Вс-вышнего, за которые еврейский народ должен платить страданиями (два других таких дара - Тора и удел в Мире грядущем), все равно возвращение на Святую землю - это безусловный повод для радости.

Услышь наш вопль!
“И возопили мы к Б-у, Г-споду отцов наших, и услышал Б-г наши голоса…” (26:7).
В дни бедствий простой молитвы недостаточно, говорил Хафец-Хаим, духовный лидер европейского еврейства начала 20 века. Надо “возопить” к Б-гу во всю силу легких, чтобы получить немедленный ответ. Обратите внимание: в приведенном стихе сказано, что Б-г услышал не наши молитвы, а “наши голоса”. Хотя ни одно обращение к Нему не остается без ответа, в большинстве случаев Вс-вышний отвечает на молитвы только через несколько дней, недель или даже спустя годы. Зато “вопль” проходит без очереди; Б-г сразу реагирует на него.
Самого быстрого ответа удостаиваются молитвы, произнесенные за всю общину, а идеальное время для таких молитв - после совершения мицвы. Ибо мицва - это убедительный аргумент, подкрепляющий словесную просьбу.

Существенная разница
“И будет, в тот день, когда перейдете вы через Иордан в страну, которую Б-г дает тебе, поставь себе камни большие и покрой их известью… и напиши на тех камнях все слова учения этого очень ясно”. (27:2, 8).
По мнению Дон Ицхака Абарбанеля, автора обширного комментария на ТАНАХ и руководителя испанского еврейства в период изгнания 1492 года, приведенные слова из сегодняшнего раздела помогают увидеть существенную разницу между еврейскими обычаями, сформировавшимися на основе Торы, и обычаями других народов. Народы мира воздвигают каменные изваяния, как правило, в виде героев на коне, чтобы увековечить свои завоевания и военные победы. В отличие от них, евреи ставят “большие камни” не для славы, а для того, чтобы написать на них “все слова учения этого”.

Знак времени
“Б-га превознес ты сегодня, чтобы был Он тебе Г-сподом и чтобы шел ты путями его” (26:17).
Один человек собрался в дальний путь. Прежде ему не доводилось совершать многодневные путешествия, удаляться от родного дома на сотни километров. Поэтому, боясь заблудиться или стать жертвой дорожных бандитов и диких зверей, он решил обратиться за советом к опытному путешественнику, прошедшему множество маршрутов. “Может надо взять с собой побольше разных карт, запастись компасом, а еще лучше - двумя?” - спросил он его.
“Не беспокойтесь, - успокоил его консультант. - Не нужно вам никакого снаряжения. Главное - хорошенько запомните название места назначения. По дороге вам будут встречаться указатели с названием этого места. Следуйте указателям, и вы не потеряетесь”.
Наш путешественник уверенно отправился в путь. У первой же развилки он увидел указатель с названием места назначения и, улыбнувшись, решительно пошел в направлении, указанном стрелкой.
Так он шел день за днем. На перекрестках и развилках он искал указатель с названием цели назначения и неизменно находил его.
Прошла неделя, и однажды он достиг перекрестка, из которого выходили сразу пять разных дорог. Однако никаких указателей поблизости не было. Нашего путешественника охватила паника: Куда идти? Какой выбрать путь? Жилья поблизости не было, и у него хватало еды и воды только до следующего привала. Обратный путь он тоже не осилит при таком ограниченном провианте.
От страха и отчаяния у него начались желудочные колики. И тут он заметил в придорожных кустах поваленный столб с указателями. Путешественник подбежал к столбу, поднял его и стал укреплять в ямке на перекрестке. Но как повернуть столб? Куда направить указатели?
Путешественник осел на дорожную пыль. Его вновь охватило отчаяние. Что толку в этих табличках, если они могут указывать в любую сторону?
И тут его осенило. Он вскочил на ноги, взялся за столб и повернул его так, что стрелка с названием его родного города стала указывать в ту сторону, с которой он только что пришел. Теперь он точно знал, куда ему идти, и уверенно продолжил свой путь по указателю с названием конечного пункта своего маршрута.
Еврейский народ уже много веков идет своим историческим путем. Дойдя до нашей эпохи, легко потерять все ориентиры и впасть в отчаяние. Где Б-г? Как объяснить происходящий вокруг нас хаос? Куда ведут нас события?
Четких ответов нет. Но если ты знаешь, откуда ты пришел, нетрудно определить направление дальнейшего пути.
Евреи получили лучший в мире путеводитель. Это Тора. Б-г внес в нее все указания и объяснения, которые могут пригодиться им для прихода в конечный пункт.
Само слово “Тора” образовано от корня, означающего на святом языке “инструктировать”, “наставлять”. Заповеди Торы - это дорожные знаки в нашем безумном и жестоком мире. Подойдя к жизненному перекрестку, мы должны правильно сориентироваться и выбрать верное направление движения. Если наш выбор произволен, случаен, мы вряд ли можем рассчитывать на успех. Если же мы будем ориентироваться на свое прошлое и следовать тем путем, который был указан нашими великими предками, будущее не обманет нас.
Чтобы не потеряться в дальней дороге, надо помнить, откуда мы пришли.

Рав Менахем-Михаэль Гитик
География истории
«Эти должны стать, чтобы благословлять народ на горе Гризим, когда перейдете Йарден… А эти должны стать для проклятий на горе Эйваль» (Дварим 27:12-13)
Идею Страны Израиля мы обычно (своеобычно!) связываем с народом Израиля и его историческим путем. Но Тора в очередной раз переворачивает наши представления. Две горы у города Шхем определяются нашей главой, как место, где Израиль берет бразды правления этим миром в свои руки. Но что особенного в горах Эйваль и Гризим? Что вообще значат эти названия?
Город Шхем - это «ахиллесова пята» Израиля. Именно в этом месте корни трех, уничтожающих реальность, преступлений – убийства (братья против Йосефа), прелюбодеяния (насилие над Диной, дочерью Яакова и Леи) и чужой работы (золотой телец Йеровама бен Навата). Именно поэтому этот город принадлежит Йосефу, олицетворяющему нашу неподатливость даже самому страшному Галуту.
Автор «Сфат Эмет» определяет «Шхемские горы», как правый и левый пути движения Израиля в истории. Оба они Хесед («правая» гора Гризим) и Суд («левая» гора Эйваль), и есть те вожжи, которыми управляется колесница Истории. В принципе их синтезом исчерпывается Замысел Создателя (соединение хеседа и гвуры дает тифэрет – Истину).
А сами названия, объясняет Гурский ребе, происходят от корней газур и аве, означающих контур (выкройку) и непрозрачность (овиют), то есть Цель и Его Средство. И проклятия, как и благословения, в конечном итоге, реализуют Его Замысел, а мы своим поведением решаем пропорции того и другого.


 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Ки Таво все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика