::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Рэe

7-09-2011, 13:15 Разместил: jude Просмотров: 2152

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Рэe
Главы 11:26-16:17
“Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (браха) или проклятие (клала)...”.
Смотри на иврите - реэ.

 

Рав Лев Кацин
Как быть услышанным?
– Что мы можем сделать, чтобы Вс-вышний услышал наши молитвы? - спросил я однажды пожилого раввина синагоги, расположенной недалеко от госпиталя, в котором находился мой сын.
– Прежде всего следует помнить, что Вс-вышний всегда слышит наши молитвы, - ответил раввин. - Ведь мы каждый день произносим «Благословен Вс-вышний, слушающий молитву»…
Казалось, нам следовало бы благодарить Вс-вышнего за то, что Он отвечает на наши молитвы. Есть ли какая-то ценность в том, что Вс-вышний лишь слушает наши молитвы?
Отнюдь не все наши просьбы удовлетворяются, а мечты реализуются, однако, вне зависимости от чего бы то ни было, Вс-вышний все равно слышит наши молитвы! Осознание и ощущение этого позволяет человеку вести внутренний диалог с Вс-вышним и, делясь самым сокровенным, находить в жизни точку опоры. И тот, кто умеет ощутить, что Небеса слышат его молитвы, найдет облегчение своим страданиям. Впрочем, это также является важным уроком для всех нас. Ведь и мы, подобно Вс-вышнему, должны поддерживать окружающих нас людей, являться опорой для них. И даже тогда, когда мы не в состоянии помочь людям решить их проблемы на практическом уровне, мы, тем не менее, можем выслушать их, облегчив тем самым их страдания. Каждый человек нуждается в том, чтобы его выслушали…
Вспоминая свою маму, рав Авраам Пам писал о ее умении выслушивать людей («Rav Pam on Chumach», с. 211). До войны семья Пам жила в Литве в местечке Салок, в котором также жила одна женщина, очевидно, страдающая депрессией. Соседи сторонились ее, опасаясь ее неадекватных реакций, однако мама рава Пама всегда находила время ее выслушать. Облегчив свое сердце, Ривка уходила, чтобы через несколько дней или недель вновь вернуться за моральной поддержкой…
Рав Пам рассказывал, что был еще ребенком, когда познакомился с рассказом Чехова «Тоска», который произвел на него глубокое впечатление. Этот короткий рассказ повествует об извозчике Ионе, у которого умер сын, а он должен был развозить в своей карете самых разных людей, никто из которых не хотел выслушать, как болит у него душа.
– А у меня, барин, сын на этой неделе помер, - пытался Йона обратиться к одному пассажиру.
– Все помрем… - безразлично ответил тот. - Ну, погоняй, погоняй!
– Когда он нас довезет? - возмутился другой.
– А ты его легонечко подбодри… в шею!
На остановке извозчик начал кормить сеном свою лошадь и нашел в ней собеседника, способного выслушать его боль…
«Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина, - завершает Чехов свой рассказ. - Иона увлекается и рассказывает ей все».
Каждый человек должен помогать нуждающимся, однако это отнюдь не ограничивается материальной помощью. Каждый человек уникален, также уникальны и его потребности. Тора учит нас тонкости души, мы должны понимать нужды других людей. «Если будет у тебя бедняк… то не ожесточи сердца, не сожми руки пред нищим братом твоим, а открой руку свою и дай ему по мере нужды его то, в чем он нуждается» (Дварим, 15:7–8).
Для того чтобы удовлетворить действительные потребности человека, нужно прислушиваться к нему, понимать его.
Иногда люди считают, что они не способны помогать нуждающимся, потому что у них нет денег, опыта или мудрости, чтобы дать дельный совет. Однако зачастую все, что требуется - это выслушать человека. Мудрейший из людей царь Соломон писал: «Тревога в сердце человека - пусть преодолеет ее, доброе же слово обрадует его» (Притчи, 12:25). Если человек не может сам преодолеть тревогу, то ему следует поделиться с другими своей проблемой, советуют мудрецы Талмуда (Йома, 75). Тот, кто готов выслушать друга, помочь ему облегчить душу, творит этим акт милосердия, заключает рав Пам.
Что мы можем сделать, чтобы Вс-вышний слышал наши молитвы? Научиться выслушивать людей!..
И, конечно же, тот, кто слышит просьбы людей и помогает им по мере возможностей, удостоится того, что и Вс-вышний будет слышать и отвечать на его молитвы.
Впрочем, важный вопрос заключается также в том, что мы можем сделать, чтобы нас услышали люди? Научиться выслушивать людей! Один из принципов взаимоотношений между людьми гласит: сначала выслушай и тогда будешь услышанным!


Арье Юдасин
Как устроен паровоз?
Была на Руси такая прибаутка: «Цыгане (евреи, туркмены…) шумною толпою толкали в гору паровоз, а через год они узнали, что паровоз был без колес». Лично мне, как и вам, дорогой читатель, неоднократно приходилось участвовать в этаких авралах. Чтобы уберечься на будущее, поговорим, как устроен «паровоз» этого мира, и где у него колеса.
Разумеется, чтобы полностью описать «паровоз» мира, надо быть Моше. Только о нем сказано: «Во всем [паровозе] Моем он доверенный». Но кое-что ученикам перепало.
Но помните, что сказка про королевство кривых зеркал - это о нашем мире. Пророк от обывателя отличен только этим - его зеркала прямее. Мудрецы, описывая восприятие пророка, пользуются образами лупы и зеркала, «через которые он видит Б-жественное как бы во многих отражениях». Однако - неискаженно. Поэтому воспользуемся комментариями человека, которому работа над собой и изучение Торы тоже помогли выпрямить «зеркала».
Первые слова главы: «Смотри, Я…» Тур интерпретирует восемью способами. Один из них - «Посмотри на Десять заповедей, начинаемые словом «Анохи» (Я) и содержащие все заповеди». Через 20 пасуков слово «реэ» (смотри) примет другую форму: «Не возноси всесожжение свое в любом месте, которое тебе приглянется (тирье)». Последние буквы слов пасука «жертву твою в месте, которое приглянется» составят «на Кармеле». Гематрия же «баколь» (в любом) равна «Элиягу». «Здесь намек на пророка Элиягу, который принесет жертву на горе Кармель».
На первый взгляд, единственное, что эти примечания объединяет - слово «смотреть» («смотри» - «усмотришь», «приглянется»). Впрочем, уже немало! Сперва Б-г говорит: смотри на Закон, который Я тебе дал. Затем: не служи Мне так, как взбредет тебе в голову.
Творец создал Вселенную и управляет ею один, без подсказчиков и компаньонов. У Него есть цепь исполнителей на самых разных уровнях сотворенного. Это - Высшие Силы, ангелы, законы природы, космические тела, стихии… молекулы… вакуум… живые существа и т.д. Каждое со своими задачами и обязанностями, со способностями для их выполнения. Порученцы, посланные затем, чтобы сделать Его управление миром отчасти постижимым для его жителей.
Б-г абсолютно свободен и ничем не обусловлен. Единственный, кого Он захотел как бы Себе в «соправители» - человек. Создатель поставил работу мироздания в немалую зависимость от действий человека. В первую очередь - от того, живет ли человек по Б-жественному Закону. И - насколько глубоко и искренне живет, бескорыстен он или эгоцентричен. Б-г альтруист, Ему и «в компанию» такой надобен.
Но две человеческие задачи - достижение бескорыстия и возможность выбора - вступают в конфликт. Человек - существо ограниченное, сделан с потребностями и недостатками. Ему обязательно нужно лично для себя хотя бы подышать, покушать, подумать… Пальцы его руки сгибаются отнюдь не наружу. Можете проверить. Дашь ему выбор - он сделает его в пользу своей жаждущей животной природы. Духовное потерпит, ему спешить некуда, оно вечное.
Вот и пришлось Б-гу придумывать такой путь и такой «паровоз», который отвез бы Его будущего сотрудника куда надо. Хотя бы дал такую возможность. С остановками, тряской в пути, развилками и шлагбаумами. Поставить у пути светофоры святых книг и заповедей, подбирать добрых машинистов. Открыть «факультеты инженеров железнодорожного транспорта» (мы их называем иешивами)…
И - вручить «инструкцию», где сказано: «не убивай», «не служи идолам», «будь милосерден к ближнему»… А к инструкции пришлось сделать маленькое дополнение. Ездить надо по рельсам. Но иногда тем, у кого зеркала особо выпрямлены, можно ненадолго провести паровоз между рельсов. Тому из пророков, кто искренне готов воскликнуть, как Элиягу: «Весьма возревновал я за Г-спода!», позволено ненадолго приостановить отдельные пункты инструкции. Например, принести жертву на горе Кармель, чтобы вернуть сердца евреев к Б-гу. Ибо его «я взревновал» стало абсолютно бескорыстным: «за Г-спода».
Это так, про колеса. Человеку выбирать, за что «ревновать», по какой дороге, в компании с ангелами или обезьянами гудеть его паровозику.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Делать то, что кажется верным
“НЕ ДЕЛАЙТЕ ВСЕГО ТОГО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ, - КАЖДЫЙ ВСЕ, ЧТО ЕМУ КАЖЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫМ” (Дварим, 12:8).
На заре еврейской истории, во всех селениях сущерствовали бамот (возвышения) специальные места, где евреи приносили жертвы Вс-вышнему. Все эти возвышения были воздвигнуты незаконно. Моше однозначно повелел:
“ОСТЕРЕГАЙСЯ, НЕ ПРИНОСИ ЖЕРТВ ВСЕСОЖЖЕНИЯ ТВОИХ В ЛЮБОМ МЕСТЕ, КОТОРОЕ УВИДИШЬ. А ТОЛЬКО НА МЕСТЕ, КОТОРОЕ ИЗБЕРЕТ БОГ В ОДНОМ ИЗ КОЛЕН ТВОИХ, ТАМ ПРИНОСИ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ ТВОИ” (Дварим, 12:13-14).
Т.е. несмотря на то, что бамот были построены для служения Богу-Творцу, а не для поклонения идолам, все равно их создание было противозаконным. Поэтому когда колена, оставшиеся в Заиорданье, построили жертвенник на берегу Иордана, против них была послана специальная экспедиция во главе с первосвященником Пинхасом, чтобы рассследовать это святотатство и даже, если потребуется, начать войну против этих колен. Страсти улеглись только после того, как представители колен разъяснили, что данный жертвенник был сугубо церемониальным, а не "действующим" (см. Иегошуа 22:9-34).
Тем не менее, мы видим, что в отдельные эпохи к бамот относились более терпимо, а некоторые из "положительных" героев Писания даже использовали их для служения Вс-вышнему. К примеру, пророк Шмуэль, много передвигавшийся по стране, приносил жертвы в самых разных местах (см. I Шмуэль 9:25 или 16:2-5), пророк Элиягу совершил знаменитое жертвоприношение на горе Кармель (см I Млахим гл. 18). Только в правление царя Иосии все возвышения были окончательно уничтожены (II Млахим гл.23).
Возникает вопрос - а что, собственно, плохого в бамот? Большинство евреев жило далеко от Храма, и потому не могли регулярно приносить жертвы Вс-вышнему. Так что было бы вполне логично, чтобы в каждом месте был свой алтарь со своими священниками, так, чтобы евреи могли каждый день приносить жертвы, подобно тому, как современные евреи ежедневно ходят в синагогу. Cкорее всего, евреи полагали бамот допустимыми, руководствуясь именно этой логикой.
Тем не менее, то, что "КАЖДЫЙ (делал) ВСЕ, ЧТО ЕМУ КАЖЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫМ" - т.е. что практически в каждом селении был свой жертвенник - создавало серьезную проблему. Еврейский народ немало настрадался от этого во времена судей, когда "не было царя в Исраэле, всякий то, что прямо в его глазах, делал" (Шофтим, 17:6). Тогда бамот послужили для многих камнем преткновения, поскольку местные лидеры сплошь и рядом пользовались своей властью, используя локальные святилищь по своему усмотрению и в своих целях. Примером подобного поведения могут служить поступки Гидеона (Шофтим, 8:27) или Михи (Шофтим, гл.17-18).
И Гидеон, и Миха были твердо уверены, что поступают правильно. Причем последний и вовсе пришел после первых успехов к выводу, что его действия направляет Бог: "И сказал Мнха: Теперь я знаю, что будет благодеять Господь мне, ибо стал у меня левит священнослужителем"(Шофтим, 17:13).
B обоих случаях народ Израиля в конечном итоге сбился с верного пути:" блудно следовали за ним все (сыны) Исраэля там, и стало это для Гидеона и для дома его западней" (Шофтим, 8:27).
Вывод из этих историй очевиден - человек не должен самостоятельно решать, "что истинно, что нет, что свято, что грешно". Ибо нередко мы слишком доверяем собственным суждениям. Поэтому мы должны стремиться делать не то, что кажется верным нам, но то, что является верным в глазах Вс-вышнего.
К сожалению, далеко не всегда очевидно, что является верным в глазах Вс-вышнего. Поэтому существует необходимость в верховном авторитете, к которому можно было бы обращаться за советом, дабы рассеять все сомнения и иметь возможность прийти к ясному осознанному решению.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Pаб с пустыми руками
В Торе приводятся очень строгие правила, как следует поступать с рабом-евреем. Помимо того, что запрещено использовать его на изнурительных, унизитильных работах, и держать его в рабстве больше шести лет (правда, при определенных условиях раб может продлить срок пребывания у хозяина), Тора предъявляет рабовладельцу следующее требование:
"ОТПУСКАЯ ЕГО НА СВОБОДУ, НЕ ОТПУСКАЙ ЕГО С ПУСТЫМИ РУКАМИ. ДАЙ ЕМУ ОТ СКОТА ТВОЕГО, И ОТ ГУМНА ТВОЕГО, И ОТ ВИНОДЕЛЬНИ ТВОЕЙ - ИЗ ТОГО, ЧЕМ БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЙ ЕМУ.  И ПОМНИ, ЧТО РАБОМ БЫЛ ТЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, И ОСВОБОДИЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ; ПОТОМУ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ ЭТО СЕГОДНЯ" (Дварим, 15:13-15).
Т.е., давая рабу вольную, хозяин обязан выплатить ему существенное вознаграждение.  Это звучит совершенно нелогично - почему тот, кто и так несет убыток, теряя дармовую рабочую силу, к тому же еще и должен за это заплатить?
Объясняя смысл этого закона, Тора говорит: "ПОМНИ, ЧТО РАБОМ БЫЛ ТЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, И ОСВОБОДИЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ; ПОТОМУ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ ЭТО СЕГОДНЯ".
Причем здесь Исход? Раши предлагает простой ответ на этот вопрос: покидая Египет, "СЫНЫ ИЗРАИЛЯ СДЕЛАЛИ ПО СЛОВУ МОШЕ И ВЗЯЛИ В ДОЛГ У ЕГИПТЯН ВЕЩИ СЕРЕБРЯНЫЕ, И ВЕЩИ ЗОЛОТЫЕ, И ОДЕЖДЫ.  А БОГ ДАЛ ПРИЯЗНЬ НАРОДУ В ГЛАЗАХ ЕГИПТЯН, И ТЕ ДАВАЛИ ИМ, И ОПУСТОШИЛИ ОНИ ЕГИПЕТ " (Шемот, 12:35-36). Т.е. Бог сделал так, чтобы египтяне, "давая вольную" своим еврейским рабам, одарили их ценными подарками.
Поэтому Бог сказал евреям: так же как вы, освобождаясь из египетского рабства, вышли на свободу с большим имуществом, так и еврейский раб, обретая свободу, не должен выходить с пустыми руками.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Речи Моше Рабейну, представленные в первой части книги Дварим, то есть, в первых трех ее главах, - это в основном обзор исторических событий. Они служат как предисловие к законам и указаниям относительно нашей жизни в Земле Обетованной. Начиная с этой, четвертой главы, речи Моше начинают фокусироваться на обзоре самих законов Торы, с которыми нераздельно связана наша судьба как Народа Б-жьего в Святой Земле. Во всех этих речах вновь и вновь сквозят темы предупреждения и предостережения не оставлять Тору, и советы и увещевания следовать ей.
2. С такого призыва начинается эта глава. «Смотри, говорит Моше Рабейну, я сегодня предлагаю тебе выбор: благословение или проклятье. Благословение – если будешь подчиняться заповедям Б-га. А проклятье – если не будешь им подчиняться и свернешь с пути, который Он указал…» Моше повелевает, чтобы, когда придем в Землю Израиля, одним из первых наших дел как народа стало внедрение в наше сознание этого контраста между благословением и проклятьем с помощью наглядной и ощутимой иллюстрации. Это должна быть национальная демонстрация, представление этого благословения и проклятья, поставленное, как спектакль, - но так, чтобы сама земля играла в нем роль. Нам надо увидеть своими глазами символы благословения и проклятья в земле и как народу утвердить наш выбор первого и отвержение последнего.
3. На юге Земли Израиля, не слишком далеко от места, в котором мы окажемся при входе в нее, стоят друг рядом с другом две низкие горы, и их взаимная близость лишь подчеркивает контраст между ними. Гора Гризим – это зеленый холм с пологими склонами, весь до верхушки покрытый растительностью. А прямо около него стоит голая гора Эйваль, бесплодная, унылая. Обе поднимаются из одной и той же земли. Обе орошаются тем же дождем и той же росой. Обе обдуваются теми же ветрами и опыляются той же пыльцой. И, несмотря на это, гора Гризим покрыта растительностью, а Эйваль - сера и пуста. Иными словами: эти горы столь отличаются друг от друга не вследствие каких-то различных внешних обстоятельств. Скорее, их различия вызваны присущими им индивидуальными качествами; тем, чем они являются сами по себе. Таким же образом, благословение и проклятье вызываются не столько физическими обстоятельствами, сколько – и это гораздо более важно – нашей собственной национальной волей и решимостью; тем, как мы, народ, внутри себя, решаем прожить нашу жизнь. Для этой национальной демонстрации и публичного утверждения Моше указывает, что шесть Колен Израилевых должны стоять на горе Гризим, представляя благословение, а другие шесть – на горе Эйваль. Колено Леви, преподаватели Торы в еврейском народе, должны стоять в долине, внизу, и громко и отчетливо провозглашать каждой группе список благословений и
проклятий.
4. Эта церемония была формальной и открытой декларацией еврейского народа, сделанной всей нацией целиком – не было несогласных. Только один раз велит Тора совершить эту церемонию – тогда, при самом нашем входе в Землю Израиля. Стоя вместе в тот момент, когда мы готовились занять свое место и устроиться в нашей Святой Земле в качестве Святого народа Б-жьего, мы провозгласили, что будем жить по Торе и таким образом удостоимся благословений от Б-га. Так на все времена запечатлелось в коллективном сознании народа также и понимание, что наша приверженность Торе – это единственная причина и единственная цель, ради которой нам дается эта Земля, и только путем следования Торе можно гарантировать наше благоденствие и процветание в Земле.
5. Этой Земле предстоит быть собственностью народа Б-жьего, в которой он будет проживать, будучи на службе Б-га – вот почему она святая. Поэтому, предупреждает Моше, на этой особой земле нельзя терпеть любую форму идолопоклонства. Это - «царский дворец».
6. Итак, нам приказано избавиться от язычества любого типа, искоренить и уничтожить его. С другой стороны, все, что священно для Б-га, нам приказано защищать от осквернения и уважать место, выбранное Им (а не нами) для посвящения службе Ему. Туда нам следует приносить жертвы (слово « קָרְבַּן » - «корбан», строго говоря, означает не «жертву» или «приношение», а «средство сближения», от слова « קרב » - «близкий»), там наслаждаться благословениями, которыми осеняет ХаШем нас с семьями, и особенно – испытывать духовную радость пребывания с Б-гом. Это место должно стать центральным для еврейского
народа в Святой Земле. После того, как установлено это центральное святилище, нам не следует больше строить святилища или жертвенники в других местах, даже для служения Б-гу, ибо это приведет к дроблению еврейского народа и к идолопоклонству (что действительно случилось позже, в правления Рехавама, сына Шломо).
7. Моше Рабейну говорит, что, когда расселимся в Земле Израиля и не будем более стоять лагерем вокруг Мишкана, нам будет дозволено есть мясо без принесения съедаемого животного в жертву (Корбан). Но Шхиту (убой) животных, мясом которых мы питаемся, необходимо проделать аккуратным и заботливым способом, который указывает ХаШем. Те части животного, которые были бы принесены на жертвенник, запрещены для нашего употребления в пищу, как и малейшее количество крови. Так Тора приучает нас помнить о высшей функции пищи, а именно, чтобы наши жизни были посвящены служению Б-гу и сближению с Ним.
8. Указание «забить ваших коров и овец … как Я вам указал» - это явная ссылка на Устную Тору. В данном случае – на законы Шхиты, которым ХаШем обучил Моше Рабейну на горе Синай. Ибо бесполезно искать по всей Письменной Торе даже намек на то, как проделывать Шхиту, и, тем не менее, сама Тора говорит о
том, «как Я вам указал». Где? В Устной Торе. Она передана нам в Талмуде, в трактате Хулин, а сами законы кодифицированы во всех подробностях в своде законов Шулхан Арух, в разделе Йоре Деа, в своде законов Рамбама и в различных других сводах Еврейского закона. Все эти законы тщательно соблюдаются
Б-гобоязненными евреями по сей день. Заботясь о соблюдении всей Торы – включая ее устное объяснение, которое ХаШем преподал Моше Рабейну, - поступая хорошо и правильно в глазах Б-га, мы вместе с нашими детьми заслужим благословение и удачу на все времена.
9. В своей следующей речи Моше Рабейну предостерегает нас не увлекаться обычаями бывших жителей Земли Израиля, даже из любопытства или потому, что некоторым может показаться, что в тех обычаях могло быть что-то хорошее. Нет, говорит Моше, в обычаях и образе жизни тех народов были худшие мерзости и жестокости, у них нельзя научиться ничему хорошему. И вообще, нам не нужно ни у кого учиться, ибо все хорошее заложено в Торе, а если что-то не по Торе, то потому и неправильно! Не прибавляйте ничего к Торе и не убавляйте от нее ничего.
10. А если мы не полностью уверены в Б-жественном источнике Торы и думаем, что, быть может, должны учиться определению добра у других; если мы думаем, что, возможно, нам действительно надо что-то добавить к Торе, тогда есть опасность, что нам легко будет податься на убеждения возможного лжепророка. Моше Рабейну предупреждает, что нам следует игнорировать любого такого пророка или его идеи, идущие вразрез с Торой, несмотря на какие угодно чудеса или знамения, которые он может проделать в попытке убедить нас в своих взглядах. По словам Моше, это только испытание нашей верности Б-гу и Его Торе. Не важно, кто этот лжепророк: человек, доселе нам неизвестный, пришедший сейчас со своими чудесами и знамениями, или кто-то уже известный и знакомый нам, с проверенной репутацией, но чьи идеи вдруг стали странными и новыми. Лжепророк может быть человеком, а может – идеалом. Иногда это идеал открыто нерелигиозный, а иногда маскируется под религиозное движение. Но в какой бы форме он ни предстал, мы
должны занимать твердую позицию и сохранять верность ХаШему и Его Торе.
11. Аналогичным образом, мы должны быть стойкими и не слушать даже своего родственника и близкого, если он попытается увлечь нас по пути, противоречащему Торе, пути поклонения идолам. Такого родственника нужно отдать под суд и наказать. В этом случае нельзя давать волю нашему естественному чувству жалости и укрывать или защищать его. Да, такая неуместная жалость принесет только еще больший вред всему народу. Тора намекает на это следующим законом, данном в этой главе, а именно, законом
идолопоклоннического города (Ир ХаНидахат).
12. Хотя наши мудрецы говорят, что на деле такого случая ни разу не было (ибо наличие всех условий для применения этого закона практически невозможно), Тора, тем не менее, преподает нам этот закон для того, чтобы этот теоретический случай послужил предостережением. В то же время, - и это вполне в стиле Торы –
она использует этот случай для того, чтобы преподать некоторые основные правила поиска доказательств и приема свидетельств, применимые также и во всех законах Торы. В своей совокупности эти правила обеспечивают, что, если соблюдаются законы Торы, то не может произойти несправедливость.
13. Во всех речах Моше Рабейну, которые он нам дал в последние недели своей жизни, и которые составляют пятую часть Пятикнижия, прослеживается его беспокойство о будущем еврейского народа, когда он поселится в своей земле. Ибо тогда народ уже не будет собран в одном небольшом пространстве (еврейский лагерь в пустыне был только около девяти миль в диаметре) вокруг Святилища Б-га, в безопасности и под заботливым оком и внимательным наблюдением своего духовного лидера. Когда они придут в свою землю, все очень изменится. И вызывает беспокойство то, что они разбредутся в разные стороны и потеряют связь со Святилищем и с находящимся в нем духовным руководством народа. Моше выражает эту обеспокоенность предупреждением, что мы должны быть преданы лишь Б-гу и Его Торе, и что должны почитать Его Святилище исключительно потому, что это место выбрал Он, а не потому, что нам самим кажется, что оно заслуживает почтения. Ибо почитать место или объект всего лишь потому, что человеку он кажется достойным почитания, или потому, что он наводит на него страх, - такими были обычаи бывших жителей Земли Израиля, да и так оно осталось по сей день во всем мире. Поэтому даже сегодня существует много святилищ и религиозных символов на горных вершинах и под большими деревьями на вершинах холмов, да и сами горы и деревья почитаются за святые преисполненными благоговейного страха людьми. У нас не так: мы почитаем только места, священные для Б-га. (Отчасти поэтому при любом упоминании о Мишкане Тора называет его «местом, где ХаШем, твой Б-г, решит пребывать…» Не мы выбрали это место в качестве Святилища, и его устройство - тоже не плод человеческого изобретения.)
14. Моше предостерегает нас быть осторожными и не поддаваться влиянию ближних родственников или друзей настолько, чтобы оставить Б-га и Его Тору, и не допустить дробления нашего народа на различные фракции или группировки. Нам нужно также следить за тем, чтобы наши чувства привязанности к людям, даже к знакомым и родственникам, не были чрезмерными, так, что станем безутешными в случае их потери и забудем о том, что у нас есть ХаШем, наш Отец Небесный. Нам всегда следует об этом помнить, о наших отношениях с Б-гом и о том, что они несут в себе определенные обязанности. Он ожидает от нас большего. Быть святым народом Б-жьим – означает, что даже в физическом плане мы неординарны. Нам нельзя употреблять в пищу еду, которая, по словам Б-га, является отвратительной. Поэтому нам следует ограничить наше меню теми животными, рыбами и птицами, которые признаны Торой кашерными. (Слово «кашер» означает «правильный».) Внешние признаки таких кашерных животных - это раздвоенные копыта и то, что они отрыгивают жвачку. Рыбы и другие водные обитатели должны иметь плавники и чешую; среди птиц также кашерны только несколько определенных видов. ХаШем создал и нас, и мир, и все, что в нем находится. Он знает, что нам вредно в духовном плане, то есть, что пагубно для нашей святости, подобно врачу, который знает, что определенная пища, даже та, что совершенно безвредна или даже полезна для большинства людей, тем не менее вызовет аллергическую реакцию у его пациента, иногда бурную, а то и вовсе смертельную.
15. Тора повелевает нам пожаловать «особый статус» праведникам из других народов, которые пожелают поселиться среди нас, чтобы познать пути Б-га. Поэтому, повторяя законы Кашрута, Тора говорит, что нам следует проявлять доброту и заботу по отношению к таким людям, например, давать (или продавать) им мясо, которое запрещено нам, - и тому подобное. При сборе урожая надо тоже позаботиться о том, чтобы были отделены все десятины и причитающиеся бедным подаяния, в соответствии с указаниями Торы. Только после этого плоды урожая становятся годными для нашего потребления. Тора много раз повторяет предостережение не забывать о менее везучих, заботиться о них и приносить радость обездоленным и удрученным.
16. Интересно, что ХаШем не удовлетворяется тем, что мы просто отделим десятины и отдадим их, как приказано. Одного этого не достаточно. Одну из десятин, которую тоже надо отделить, следует съесть самому, с семьей, в святом городе Святилища. Почему? ХаШем желает, чтобы мы провели время у Его Святого Храма и «окунулись» в ту уникальную атмосферу святости и благоговейного трепета перед Б-гом, что царит в Его Святом городе.
17. Каждый раз, когда Тора говорит о том, что мы можем наслаждаться благословением материального изобилия, она также непременно предупреждает нас об обязанностях по отношению к тем, кому особенно не о чем радоваться. Моше Рабейну следует тому же принципу. И здесь, в той части речи, где говорится о материальном благоденствии, он напоминает нам о законах, запрещающих брать проценты за долги, будь то денежные или материальные. Аналогично, он предупреждает нас, что с приходом года Шмиты, то есть, седьмого года каждого семилетнего цикла, мы должны аннулировать денежные долги тех, кто у нас одалживал. (Так Тора обеспечивает, чтобы даже бедняку, возможно, обремененному долгами и застрявшему в безвыходной ситуации, была дана «передышка» и шанс вытянуть себя из ловушки бедности.) Бедняки полностью никогда не переведутся и где-нибудь да будут, - говорит Моше Рабейну. (В конце концов, бедность относительна.) Колесо фортуны непрерывно вращается, и сила, которая, так сказать, поворачивает его в пользу определенного человека, - это его заслуга разделения богатства с другими. Поэтому, говорит Моше, даже если к нашей щедрости взывают много и часто, мы должны позаботиться о бедных и обездоленных, ибо в заслугу нашей доброты мы сами защищены от лишения средств к существованию. И если обстоятельства приводят к тому, что мы приобретаем слугу (или служанку) из наших собратьев-евреев, нам следует позаботиться о том, чтобы служба была для него приятной (до такой степени, что он сам мог бы захотеть продлить ее срок!). А когда придет время его отпускать, надо снабдить его материальными благами, чтобы далее он смог добывать пропитание достойным образом. Помните, увещевает Моше, одна из целей нашего рабства в Египте заключалась в том, чтобы мы научились сочувствовать бесправным и помогать им таким же образом, как ХаШем помог нам и освободил нас.
18. Характерные чувства, которые мы испытываем на различных этапах годового цикла, совершенно естественны. Человек естественно радуется увеличению числа своих овец и прочего скота, и продуктам, полученным от домашних животных. Он испытывает прилив молодости, когда видит пробуждение мира весной после зимы. Он радуется сбору урожая летом и доволен, когда сбор успешно завершен. Эти чувства универсальны и заложены во всем человечестве. Но, говорит Моше, давайте используем эти чувства в служении Б-гу. Пусть они будут направлены на поклонение и благодарственную службу Ему, Создателю всех этих феноменов. Поэтому следуют законы Йомим Товим (еврейских праздников), дней, освященных для празднования – не «матери-природе» или еще какой-то воображаемой сущности, а Б-гу, истинному Господину и Властелину мира, Им сотворенного. ХаШем, Создатель природы, повелевает нам использовать свои естественные чувства радости для того, чтобы отмечать этапы цикла Его мира, но не сами по себе, а в сочетании с событиями нашей истории, в результате которых мы стали Народом Б-жьим. Поэтому три раза в год каждому здоровому мужчине вместе со своей семьей – то есть, всему народу, - повелевается прийти в место Б-жественного Присутствия на празднование Йомим Товим. Каждый должен внести в это празднование вклад по своим возможностям, каждый согласно благословению, которое получил от Б-га. Ибо, используя благословения Б-га так, как Ему угодно и как Он указывает, мы демонстрируем, что достойны того, чтобы нам и впредь доверили подобное благоденствие.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Рэe
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ишаи (54:11 – 55:5)

1. Эта третья Ѓафтара из серии семи отрывков утешения, которые все взяты из книги Ишаи. (По правде говоря, эта Ѓафтара является второй половиной Ѓафтары главы Ноах, согласно ашкеназскому обычаю – см. ее обзор в соответствующем разделе.) Обещанная удовлетворенность Б-га Своим народом, которая так красиво здесь описана, конечно, зависит от выбора еврейского народа быть верными Б-гу и Его Торе – о чем говорится в начале недельной главы. В этой Ѓафтаре, в которой Ишая говорит о будущем, упомянут целый ряд тем, и здесь мы коснемся лишь некоторых из них.
2. Ишая говорит о времени, когда ХаШем положит конец изгнанию. Евреям больше нечего будет бояться. Все антисемиты падут, и всякий, кто пожелает бросить вызов народу Б-га, потерпит фиаско. Вся ложь и клевета, которой непрерывно поливали еврейский народ в течение всего его долгого рассеяния среди народов мира, будет выставлена напоказ как полная чушь, плод лютой ненависти и жгучей зависти. Те злодеи, что разнесли ее по всему свету, будут обличены как разрушители мира и враги добра, отсталые и примитивные.
3. Пророк говорит, что все эти злые языки, которые нас оклеветали, будут наказаны. Быть может, в его словах заложено предсказание будущего, зачатки которого видны уже в наши дни. Ибо интересно наблюдать, как самые гнусные обвинения, которые в прошлом выдвигались против еврейского народа, обвинения, стоившие нашему народу сотен тысяч жертв на протяжении истории, теперь признаны, как
насквозь лживые. Ни один нормальный человек сегодня не поверит всерьез, что есть хотя бы небольшая доля правды в кровавых наветах, в обвинениях в осквернении гостии или в «деициде» («богоубийстве») – какая чушь! Сегодня очевидно, что все это жестокий фарс, который провели с помощью показательных
процессов и инквизиции. (Ложь-то признана, да вот невинных жертв, испытавших на себе неописуемые жестокости и пытки, уже не вернуть.) Безоговорочное опровержение всей этой лжи, быть может, служит знаком для тех, кто уже сегодня клевещет на еврейский народ: их современные наветы тоже будут изобличены как лживые. И станет ясно, что те «журналисты», которые злобно и намеренно
распространяют ложь, являются вовсе не «политическими комментаторами», каковыми себя представляют, а просто упертыми антисемитами, какими на самом деле являются. Они тоже станут посмешищем в глазах у всех, во многом так же, как поражают современного человека своей примитивностью вруны прошлых лет
с их глупыми кровавыми наветами.
4. Ишая напоминает еврейскому народу о его миссии. ХаШем говорит Своему народу: «Смотрите, Я вас назначил Своими свидетелями, чтобы учили мир Б-жественности; вы должны стать князьями и вождями мира. Народы, которых вы не знали, прибегут к вам, чтобы узнать о Б-ге. Такова ваша миссия, ваше задание и ваша слава». Так было всегда, так будет всегда, и так оно и теперь.

 

Рав Нaxyм Пурер
Содержание раздела
Подведем некоторые итоги. В первых трех разделах книги “Дварим” Моше-рабейну призывал евреев любить и чтить Б-га, выполнять законы Торы, живя в Эрец-Исраэль, и предостерегал от идолопоклонства. Пророк изложил основы еврейской веры (Десять заповедей, молитва “Шма”) и напомнил сынам Израиля о главных событиях Исхода. Три следующих раздела, включая сегодняшний “Реэ”, составляют законодательное ядро книги: в них изложены в общей сложности 170 заповедей.
В начале раздела “Реэ” Моше говорит, что выбор между соблюдением и несоблюдением законов Торы - это, по существу, выбор между благословением и проклятием. Вступив в Эрец-Исраэль, евреи должны сжечь деревья, которым поклоняются местные язычники, и уничтожить их священные изваяния. Приносить жертвы Б-гу можно только в специальном месте; индивидуальные жертвенники запрещены. Моше несколько раз напоминает о запрете употреблять в пищу кровь животных. В пустыне скот резали только в Мишкане, передвижном Храме; в Эрец-Исраэль убой скота для еды можно проводить везде. Далее Моше призывает евреев не подражать другим народам, ничего не добавлять к Торе и не убавлять. Лжепророки, призывающие евреев оставить Тору и поклоняться идолам, заслуживают казни. Нельзя щадить и “агитаторов”, пропагандирующих идеи, чуждые Торе, даже если это близкие родственники или друзья. Еврейский город, жители которого стали идолопоклонниками, подлежит уничтожению. Запрещается наносить себе травмы и увечья в знак скорби по умершим. Моше вновь перечисляет кошерных и некошерных животных, рыб и птиц; повторяет запрет смешивать в еде мясное и молочное. Продукты второй десятины, выделенной из личной собственности, владелец должен съесть в Иерусалиме, а если их очень много, разрешается обменять их на деньги и купить еду в Святом городе. Дважды в семилетие эту десятину отдают беднякам. Моше призывает сынов Израиля проявлять милосердие к соплеменникам - в седьмой год прощать им долги и займы. Б-г обещает изобилие тем, кто выполняет эту заповедь. Еврейский раб выходит на волю после шести лет службы, получив вознаграждение за свой труд. Если раб не хочет уходить, ему прокалывают ухо шилом у дверного косяка, и он остается в неволе до 50-го, “юбилейного” года. Раздел завершается описанием трех праздников - Песах, Шавуот и Суккот, в которые евреи совершали паломничество в Иерусалим. е надежды.

Пригоршни за гроши
В  стихе «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего…» (14:22) употребляется лексическое удвоение «эсер таасер». Комментаторы («Танхума») отмечают, что вторую часть этого комбинированного глагола можно прочесть как «таашер» - «ты разбогатеешь». Тем самым Тора убеждает нас, что благотворительность не только не ведет к убыткам, а наоборот - приумножает богатство.
Та же концепция - жертвуя десятину из своего дохода на общественные нужды и помощь бедным, мы становимся не беднее, а богаче - звучит и в словах пророка Малахи (3:10): «Приносите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; испытайте Меня этим - не открою ли Я вам окна небесные и не изолью ли Я на вас благословение сверх меры?»
В принципе, нам запрещено испытывать Б-га (например: «Проведу-ка я один шаббат по всем правилам - посмотрю, даст ли Он мне за это выигрыш в лотерею»), но в данном вопросе сделано исключение - настолько большое значение придается мицве «маасер».
Напомним, речь идет не о пожелании, а о законе Торы, который действует поныне и за невыполнение которого полагается наказание. В талмудическом трактате «Ктубот» рассказывается о дочери разорившегося богача Накдимона бен Гуриона. Он так обеднел, что бедной девушке пришлось собирать непереваренные ячменные зерна в помете римской конницы.
Рабби Йоханан бен Закай объяснил девушке, что, хотя ее отец и выполнял заповедь цдаки, давая крупные пожертвования, их количество все же не соответствовало его уровню обеспеченности. В результате он потерял все, что имел.
Хафец-Хаим, духовный лидер еврейства начала прошлого века, рассказывал такую историю на эту тему.
Один крестьянин, привозивший в город зерно для продажи, решил однажды, что оптовый покупатель его обманывает, неправильно считает мешки и платит меньше положенного.
Крестьянин был необразованным человеком. Когда он передавал мешки с зерном продавцу-горожанину, тот делал пометки мелом на доске. В конце они вместе пересчитывали отметки, чтобы определить общее количество мешков.
Стремясь перехитрить покупателя, крестьянин предложил новый метод подсчета: класть в шапку по одной монете за каждый купленный мешок. Затем они пересчитают монеты, и покупатель-горожанин заплатит ему по числу мешков. Так они и решили. В разгар продажи, когда покупатель заглянул в один из мешков, чтобы проверить качество зерна, крестьянин незаметно выхватил из шапки горсть монет и остался очень доволен тем, что успел обмануть продавца прежде, чем тот его обманул. Он не понимал, что каждый украденный грош обойдется ему в куда большую сумму, равную стоимости мешка с зерном.
«Вот видите, - подытоживал Хафец-Хаим, - насколько глупы те, кто думает, что они будут богаче, если воздержатся от помощи беднякам и изучающим Тору. Им неведомо, что Б-г дает Свое благословение тем, кто выполняет заповеди и особенно заповедь цдаки. Каждый грош, который они удерживают в руке, фактически похищая у нуждающихся, приводит к гораздо большим потерям. Они думают, что экономят эти гроши, но в действительности теряют целые пригоршни золота».

Бить врага своим оружием
«Сыны вы Б-гу - не делайте на себе надрезов (ло титгодеду)… по умершим» (14:1).
Корень «г-д-д» означает «резать», «отрезать». В сборнике «Мидраш Танхума» дается иное толкование этого стиха: «Не делитесь на группы». Существование двух раввинских судов в одном городе вполне допустимо, поясняет «Мидраш Танхума», главное - чтобы они не враждовали друг с другом.
Хафец-Хаима однажды спросили, почему евреи Торы делятся на множество групп: сефарды и ашкеназы, хасиды и «литовцы», а внутри хасидов - бесчисленное множество дворов, у каждого из которых свои обычаи: одни больше учат Тору и меньше молятся, другие наоборот - меньше учатся и больше молятся. Одни в праздники больше танцуют, другие больше поют. Не разумнее ли свести всех к одному знаменателю, к одному своду обычаев, к одной форме иудаизма?
«Почему вы спрашиваете меня? - ответил Хафец-Хаим. - Обратитесь с тем же вопросом к кайзеру: почему его армия делится на сухопутные силы, моряков и летчиков? А сухопутные силы, в свою очередь, состоят из кавалерии, пехоты, артиллерии и т.д.? Разве не легче управлять одним родом войск?»
Наверное, легче, но зато хуже. Чтобы победить противника, требуется разнообразная тактика: в ближнем бою хорош пехотинец, а в дальнем - артиллерия. Военные действия на суше надо поддержать ударами с моря и воздуха.
«Мы тоже ведем войну, - заключил Хафец-Хаим, - войну с мировым злом, и для победы нам требуются различные средства и всевозможные тактические приемы. Все эти разнообразные группы, на которые делится религиозное еврейство, составляют одну армию - армию Вс-вышнего, и мы должны помнить, что сражаемся за одно общее дело - Его дело. Каждый бьет врага своим оружием, применяя свою излюбленную тактику».

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Вечная ошибка
«Остерегайся, чтобы не проникло в сердце твое злого умысла: мол, близится седьмой год, год отпущения и поскупились глаза твои на нищего брата твоего… и будет это твоим промахом» Дварим 15:9
Не удовлетворимся на этот раз общим ответом: не следует человеку делать расчеты Небес. И в качестве «опорного» вопроса спросим, что хочет сказать Пятикнижие словами: «и будет это твоим промахом?» Очевидно, что нарушение Закона – преступление!?
Ответ рава Френкеля-Таомим из Подгорозного начинается с вопроса известного нам  римского мерзавца: спросил Тораносруфус – мерзавец у раби Акивы – «Если ваш Всесильный любит нищих, отчего не дает им заработок?». Ответил ему: «Чтобы спаслись мы через них от власти гейнома». Сказал ему: «Но именно это определяет Вас в гейном. Приведу тебе пример, объясняющий, на что это похоже – на царя из плоти и крови, рассердившегося на своего работника, заключившего его в тюрьму и приказавшего не кормить его и не поить. И один человек стал его поить и кормить, и услышал об этом царь и не рассердился на этого человека?» Вас называют работниками, как сказано: «так как Мне дети Израиля – работники»
Сказал ему раби Акива: «Приведу тебе пример, на что это похоже – на царя из плоти и крови, рассердившегося на собственного сына и заключившего его в тюрьму, и приказавшего его не кормить и не поить. И один человек стал его поить и кормить. И когда услыхал царь – не послал ему подарок?! А мы называемся сыновьями, как сказано: «сыны вы Вс-вышнему, Всесильномуо Вашему». И оттого, что наше имя - «Его дети», обязаны мы давать цдаку (справедливость)». (Трактат «Бава Батра» 10:2)
И это смысл нами процитированного «и поскупились глаза твои на нищего брата твоего» - и отведешь ты глаза, дабы не чувствовать потребности (желания) дать ему денег, ибо скажешь в сердце своем, что твоя помощь противоречит Его желанию, то поставишь себя на место работника, а не сына (брата нищего).
Но, определив себя работником, а не сыном, ты станешь подобным народам мира, и не сможешь рассчитывать на тшуву, которой лишены неевреи. «И будет это твоим промахом» – навсегда!
Ури Линец
Главное - свобода!
Десятки конкретных заповедей, которые мы должны будем соблюдать, придя в Эрец Исраэль, описаны в этой главе: от уничтожения предметов идолопоклонства до правил кашрута, от запрета лжепророчества до законов помощи бедным, от ограничения рабства до законов праздников. Но до всего этого Моше провозглашает: “Смотри - я даю перед вами сегодня благословение и проклятие. Благословение, если послушаете мицвот Ашем, Эло’им вашего, которые я приказываю вам сегодня. И проклятие, если не послушаете мицвот Ашем, Эло’им вашего, и свернёте с дороги, которую я приказываю вам сегодня - ходить за Эло’им другими, которых не знали вы” (Дварим 11:26-28).
То, что человек слышал, может вызывать сомнения. Виденное своими глазами приобретает степень абсолютной достоверности. От Синайского “Слушай, Израиль…” мы дошли до сегодняшнего - “Смотри…”. Сразу бросается в глаза грамматическая нестыковка в первой фразе - единственное число и множественное - “смотри” и “перед вами”. Мы неоднократно отмечали, что в ТАНАХе обращение Вс-вышнего на “ты” означает обращение ко всему еврейскому народу, как к единству, к “коллективной личности”. То есть здесь Единый дает единое для всех. Но дальше, как говорит рабби из Коцка: “Дают всем одинаково, но видит каждый по-своему. Человек видит в соответствии с тем, каков он”. Каждый лично должен сделать свой выбор. Сорок лет прошло между коллективным, синайским “сделаем и будем понимать” и сегодняшним, индивидуальным. Соответственно иначе строится и само действие. Тогда, на Синае, весь народ стоял внизу и слушал речения с вершины. Сегодня “… будет, когда приведёт тебя Ашем, Эло’им твой в Страну, в которую ты приходишь, чтобы наследовать её, и дашь благословение на горе Гризим, а проклятие на горе Эйваль” (Дварим 11:29) - шесть колен расположатся на горе Гризим, шесть - на горе Эйваль, а колено левитов будет между ними, в месте Шхем. То есть сегодняшний выбор каждый делает, преодолев большой подъем, стоя на вершине, когда выше - только небо.
И место выбора не случайно. Здесь в Шхеме поселились первые ученики Авраама, здесь Яааков построил жертвенник, вернувшись в Эрец Исраэль, отсюда, после конфликта Йосефа с братьями, начался спуск в Египет и здесь, входя на свою Землю, каждый из нас делает свой личный выбор.
Свободный личный выбор между благословением и проклятием, между позитивным и негативным, между добродетельным и греховным, между выполнением мицвот и нарушением их пронизывает всю человеческую деятельность и делает нас подлинными соучастниками ежесекундного Творения мира. Это главный принцип Торы. Если бы Вс-вышний определял, какому человеку быть злодеем, а какому - праведником, или в природе человека была бы изначально заложена траектория его судьбы, то как бы Он мог заповедовать нам через пророков “Делай то” или “Не делай этого”, “Изменись, стань лучше” или “Не потворствуй своим грехам”? Предопределенность поступков и отсутствие выбора делает абсолютно бессмысленным наказание злодеев или награду праведников.
Некоторые этические системы утверждали, что у мира есть два источника: Свет и Тьма, добро и зло, Б-г и Дьявол. Тора говорит иначе, источник всего в мире - Один: “Смотри - я даю перед вами сегодня благословение и проклятие”. Но если Он - суть благо, может ли от него исходить и зло?
Именно так, “благословение и проклятие” переведена эта строка в классическом переводе Онкелоса на арамейский (разговорный язык евреев конца эпохи второго Храма). Но в переводе Торы рабби Йонатана Бен Узиэля фраза звучит иначе: “я даю вам благословение и подмену его”, а вторично, через строчку уже использовано “проклятие”. Так рабби Йонатан интерпретирует слова мудрецов: “От небес не исходит никакого зла” (мидраш Берешит Раба). Он говорит о двух типах блага. Первое - явное и очевидное, которое можно испытать, как таковое только при жизни. Второе - тоже благо (не исходит зла от небес!), но наша свобода выбора может осуществить “подмену” и превратить благословение в проклятие, благо во зло, позитивную энергию в негативные силы. Вс-вышний проклятий не раздает, Он весь - благо, но топором можно нарубить дров для жертвенника, или (не дай Б-г!) убить человека.
Разница эта соответствует разным историческим периодам. Во времена рабби Йонатана Храм еще стоял в Иерусалиме и человек был способен понять, что негативное в его жизни было лишь искажением Божественного блага. Во времена Онкелоса - племянника римского императора Тита, разрушившего Храм, усилилось “сокрытие Лица”, ослабло представление о единстве мира, а в мире, разделенном между добром и злом, “скрытое благо” рассматривается просто как “проклятие”. Однако и такой мир предлагает полную свободу выбора, которая в свою очередь придает подлинные смысл и важность человеческим поступкам. Именно такой мир дает возможность человеку раскрыть, лежащие в основе созданного Творцом доброту, единство и совершенство - фундамент Третьего Храма.


 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Рэe все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика