::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Экев

19-08-2011, 12:02 Разместил: jude Просмотров: 1754

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Экев
Главы 7:12-11:25
“И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим”.
Следствием (вследствие) на иврите - экев.

 

Рав Лев Кацин
"Дар отдыха" сенатора Либермана
«Шесть дней недели я не расстаюсь со своим телефоном «Блэкберри», который соединяет меня с миром и помогает быть более продуктивным, - делится сенатор Джо Либерман, рассказывая о своей недавно вышедшей в свет книге «Дар отдыха». - Впрочем, эта набитая электроникой коробочка поглощает множество моей энергии и моего времени. И, конечно же, если бы не законы шаббата, то я не устоял бы перед соблазном и продолжил и в субботу принимать и посылать сообщения».
Однажды сенатор Либерман преподнес мне урок, отказавшись во время предвыборной кампании 1994 года участвовать в назначенных на субботу дебатах кандидатов на пост сенатора от штата Коннектикут. Несмотря на свой отказ нарушить шаббат - или, может быть, как раз благодаря этому - Джозеф Либерман был во второй раз избран сенатором США…
Вскоре после этого я ехал из Нью-Йорка в Балтимор на машине с двумя сыновьями, 10 и 8 лет. Мы уже въехали в Балтимор, когда попали в пробку. Приближалось время зажигания субботних свечей.
«Что же делать?» - напряженно думал я и, вспомнив историю сенатора Либермана, решил, что мне представилась возможность на деле показать моим детям, как нужно относиться к субботе. (Впрочем, главный урок заключался в том, что мы должны оставлять достаточно времени на дорогу.) Я съехал с шоссе и остановил машину. Дети спрятали ключ, и мы пошли пешком искать дом друзей, в котором моя семья и ученики нашей школы с волнением ожидали нашего прибытия. К счастью, вскоре мы нашли этот дом и прекрасно провели шаббат…
«Тем, кто привык семь дней в неделю пользоваться компьютерами, телефонами и автомобилями, может показаться, что соблюдение субботы - это бремя, ограничивающее их свободу действий, - пишет сенатор Либерман, повествуя о том, как соблюдение субботы вдохновляло его на протяжении напряженной политической карьеры. - Однако в действительности шаббат раскрепощает, дает возможность ощутить субботу днем отдыха. Гениальность законов шаббата заключается в том, что они помогают человеку освободиться от всех тревог и волнений и посвятить себя общению с Вс-вышним, друзьями и близкими. Ощутив однажды вкус шаббата, вы можете захотеть вкусить его вновь!»
«Некоторые думают, что спокойствие души является даром, с которым рождаются, или что это зависит от обстоятельств жизни, - пишет рав Зелиг Плискин в своей книге «Serenety» (c. 9). - В действительности ощущение спокойствия - это личный выбор человека».
Соблюдение шаббата - это не только запреты, но и упражнение веры, вдохновляющее и помогающее человеку обрести спокойствие души. Две халы на субботнем столе напоминают еврею о манне небесной, которая выпадала в Синайской пустыне каждый день, кроме субботы, ибо в пятницу выпадала двойная порция. Почему, напоминая об этом евреям, Моисей говорит, что Вс-вышний кормил их в пустыне манной, «чтобы смирить и испытать их» (Деварим, 8:16)? Слово смирить - «йаанха» - означает дословно «причинить страдания». В чем же состояли страдания манны, которыми Вс-вышний испытывал евреев в пустыне?
Те, кто не обрели веры, не хотели или не умели полагаться на Вс-вышнего, находились в состоянии волнения и тревоги: «Что же мы будем завтра есть?» Дело в том, что манна выпадала только на один день. Тот, кто пытался запастись манной на завтра или на черный день, обнаруживал, что эта лишняя порция портилась, и он все равно оставался ни с чем. В пустыне евреи учились жить, радуясь сегодняшнему дню, веря в то, что Тот, Кто дал хлеб сегодня, даст его и завтра.
Человек может иметь прибыльный бизнес, большой дом, новую машину, но он и его семья будут страдать, если он будет постоянно находиться в состоянии тревоги, беспокоясь о том, что произойдет в случае его банкротства. Живя в реальном мире, мы должны прилагать усилия, чтобы заработать свой кусок хлеба, но урок Синайской пустыни и сегодня остается важным для нас. Делая усилия, мы все равно должны полагаться на Вс-вышнего и, обретя спокойствие души, радоваться каждому дню жизни.
Тора обязывает мужа радовать свою жену, являясь опорой семьи. Однако человек может радовать других, лишь если сам обрел радость, быть опорой для других, лишь если сам нашел опору в своей душе. Вдохновленный верой человек способен, преодолевая страх «черного дня», поделиться тем, что у него есть, с другими.
«Лишь тот, кто обрел спокойствие души, может по-настоящему любить окружающих людей!» - утверждал рав Йерухам Лейбовиц в «Даат хохма у-мусар» (2, 203).

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Аарон и скрижали - что общего?
В нашей недельной главе Моше Рабейну продолжает свою последнюю проповедь, теперь уже в открытую предостерегая новое поколение народа Израиля от ошибок прошлого. В частности, Моше в подробностях описывает события, проходящие в нашей истории под грифом "Грех золотого тельца", прямым следствием которых было разбитие первых Скрижалей Завета. Сразу после этого следует упоминание о смерти и похоронах Первосвященника Агарона, брата Моше, хотя эти два события разделяет не один десяток лет.  Естественный вопрос, который возникает при виде этой последовательности, – какая существует связь между этими двумя событиями? Как нам сообщает Устное Учение, из самого факта соседства двух глав или двух тем можно выучить многое, т.к. в Торе нет ничего случайного. В скобках замечу, что в мире вообще нет ничего случайного, просто мы, как правило, видим не истинную причинно-следственную связь двух событий, а лишь внешнюю, материальную составляющую их. Например, если с крыши упала черепица и угодила точно по капоту новенького шестисотого "мерса" местного воротилы, то нам понятно лишь то, что сэр Исаак Ньютон был-таки прав, и закон земного притяжения действует неукоснительно. А вот почему эта черепица упала именно сейчас, и именно туда – этот вопрос относится уже не физике, а, так сказать, к "лирике", то бишь к духовным причинам материальных событий. Не случайно (опять же!) слово "микрэ"
("מקרה") – "случай", при перестановке букв даёт выражение "рак ми-Ашем" ("רק מה") – [всё] только от Б-га, а при устранении промежутков между словами этой фразы – слово "рикма" ("רקמה") – "ткань", т.е., ткань Мироздания формируется из случайных, на первый взгляд, событий, которые, на самом деле, происходят по воле Вс-вышнего. 
Но вернёмся к нашей теме. Так какая же связь имеется между фактом разбития Б-годанных Скрижалей и смертью Агарона-Первосвященника?
РаШИ отвечает на этот вопрос так – данное соседство призвано сообщить нам, что смерть праведника подобна разбитию Скрижалей. МаГаРаЛь объясняет это сравнение: поскольку первые Скрижали были чисто Б-жественным объектом, т.к. Моше получил их в законченном виде на горе Синай непосредственно от Творца, материал, из которого они были созданы, олицетворял собой полное подчинение материи духу. Этот материал был раритетным, ибо был специально сотворён ради того, чтобы Скрижали обрели своё материальное воплощение. И поэтому, согласно одному из комментариев, в начале спуска с горы Синай, Скрижали как бы парили в воздухе, но затем, когда Моше приблизился к стану Израиля, где вовсю шли народные гуляния вокруг золотого тельца, символа сугубой материальности, святость, заключавшаяся в буквах слов Завета, покинула Скрижали, и они сделались такими неподъёмными, что Моше просто не удержал их, и они выскользнули из его рук и раскололись на мелкие части, т.к. как уже было сказано, у этого материала не было первичного бесформенного состояния, и вся его суть заключалась в его функции, ныне утраченной, а значит, и сам материал уже не мог существовать более в мире.
Подобно этому, душа истинного праведника тоже полностью подчиняет себе материю его тела. Согласно классификации, приведенной в книге РаМХаЛя "Путь праведных", законченный праведник – это не тот, который преодолевает своё влечение к греху, а тот, кто находится уже на таком уровне, что совершенно не чувствует такого влечения, а лишь отвращение, т.е. его душа полностью подчинила себе все стремления тела, и материальность бытия более не оказывает на эту систему сколь-нибудь значительного влияния. В этом праведник и подобен Скрижалям – он воплощает в себе Б-жественную идею, открывая самим фактом своего существования истинную картину взаимодействия миров духовного и материального, основанную на Законе Вс-вышнего.
И тогда становится понятным, почему авторитет Мудрецов Торы настолько близок к силе заповедей самой Торы – ведь души этих праведников тождественны Скрижалям Завета! Слушая слова Мудрецов, человек словно снова оказывается у подножия горы Синай и присутствует при даровании Торы.
Дай же Б-г, чтобы эти "Скрижали" подольше оставались с нами, и не разбивались так быстро!

 

Арье Юдасин
Носок и пяточка
Иврит - язык своеобразный. И чрезвычайно подробно исследованный. А своеобычность его в том, что из, казалось бы, случайных и малозначимых связей мудрецы делают глубокие выводы. Ибо грамматическая, числовая, фонетическая, изобразительная и смысловая стороны этого языка тесно взаимосвязаны. Даже при поверхностном знакомстве с ивритом очевидно, что он возник не в результате прихотливых «исторических процессов», а изначально создавался как одно целое. Хотя, конечно, время на всем оставляет отпечаток.
Заглавное слово «экев» значит здесь «поскольку», «из-за того». Тур краткими мазками набрасывает его удивительные связи. «Экев» может иметь оттенок «по завершении» - «труд сейчас, награда в конце». Что за труд? Гематрия «экев» 172 - а в Десяти заповедях 172 слова! Перестановкой двух букв получим «кева» - «постоянство». Суммируя - «постоянный труд над Б-жественным Законом в конце обещает награду». Тур приводит несколько строчек из псалмов со словом «экев», подтверждающих догадку. И неожиданно перепрыгивает к другому значению слова «экев» - «пятка». «Скромности учись у пятки - она смиренно идет позади ноги и потому редко повреждается, а (торопящиеся вперед) пальцы много больше уязвимы».
Конечно, это не апология пассивности и бесхребетности. Пятка - часть идущей ноги и ее опора. Но - деятелю рекомендовано не выпячивать свои достижения и таланты.
Отчего? У нас появился повод поговорить про «тшуву», раскаяние и возвращение к Источнику. Вот в чем повод. Человек настолько привыкает «к себе» - к своим воспоминаниям, настроениям, отношениям с близкими… Многое движется буквально на автомате. Но надо же занять эмоции и ум? И человек полусознательно начинает придумывать себе мир. В этом мире он царь, он прав, его деяния умны, целесообразны и необходимы. Или же, с депрессивной начинкой, - он бестолковый неудачник, сам творит не то, да еще не везет в придачу.
В общем, человек смакует себя - вчерашнего, психологически «неизменного». К тому у него есть очень серьезные поводы. Во-первых, стандартные паттерны, много раз повторенные действия и эмоции «заряжают» соответствующий кусочек мозга. Многие методы психотерапии посвящены именно этому - найти «места наименьшего сопротивления», те дорожки и запертые двери, между которыми психика человека гуляет, как тигр в вольере. Во-вторых, каждое действие и мысль человека, особенно повторяющиеся либо эмоционально яркие, создают духовные силы - «ангелов», которые подталкивают его неосознанно следовать за собой. Крайний пример - серийные убийцы и фанатики. В общем, неврология и прямо духовное работают здесь параллельно, усиливая друг друга.
Как же может человек вырваться из роли белки в колесе, начать становиться новым? Тут-то и пригодится предложенный Туром образ пятки. Пока ты уверенно «движешься вперед», вполне «довольный своим умом, но не своим положением», ты будешь часто натыкаться на препятствия. Ведь большинство этих препятствий - твои собственные психологические барьеры. Но если тебе захочется осмотреться, понять, что на самом деле происходит во внутренней и внешней жизни… Потребуется «состояние пятки» - ненавязчивое наблюдение за происходящим. Отказ от ощущения себя «владыкой и правителем жизни». Состояние скромного ученика, а не учителя. Только так человек сможет разглядеть, насколько он на самом деле робот.
Чаще это происходит, когда на голову сваливается кирпич. Если накатанная колея вдруг перестает работать и искренне необходимо узнать - что делать? как жить дальше? Именно ради подобных моментов, ради остановки в беге Творец порой применяет к нам «шоковую терапию». А коли у вас есть сомнения, что нынче кирпичи порхают над землею невысоко - откройте новости. Сразу поубавится чувство «впередсмотрящести».

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Два Ковчега
Когда Вс-вышний приказал Моше сделать новые скрижали, Он сказал ему:
"ВЫТЕШИ СЕБЕ ДВЕ КАМЕННЫЕ СКРИЖАЛИ, КАК ПЕРВЫЕ, И ПОДНИМИСЬ КО МНЕ НА ГОРУ, И СДЕЛАЙ СЕБЕ ДЕРЕВЯННЫЙ КОВЧЕГ. И Я НАПИШУ НА СКРИЖАЛЯХ ТЕ ЖЕ СЛОВА, ЧТО БЫЛИ НА ПЕРВЫХ СКРИЖАЛЯХ, КОТОРЫЕ ТЫ РАЗБИЛ, И ПОМЕСТИ ИХ В КОВЧЕГ". И СДЕЛАЛ Я КОВЧЕГ ИЗ АКАЦИИ, И ВЫТЕСАЛ ДВЕ КАМЕННЫЕ СКРИЖАЛИ, КАК ПЕРВЫЕ, И ПОДНЯЛСЯ НА ГОРУ, И ОБЕ СКРИЖАЛИ В РУКЕ МОЕЙ. И НАПИСАЛ ОН НА СКРИЖАЛЯХ, КАК БЫЛО НАПИСАНО ПРЕЖДЕ, ТЕ ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, КОТОРЫЕ СКАЗАЛ ВАМ Б-Г НА ГОРЕ ИЗ ОГНЯ В ДЕНЬ СОБРАНИЯ, И ПЕРЕДАЛ ИХ Б-Г МНЕ. И ПОВЕРНУЛСЯ Я, И СПУСТИЛСЯ С ГОРЫ, И ПОМЕСТИЛ СКРИЖАЛИ В КОВЧЕГ, КОТОРЫЙ Я СДЕЛАЛ, И БЫЛИ ОНИ ТАМ, КАК ПОВЕЛЕЛ МНЕ Б-Г.” (Дварим, 10:1-5).
Есть множество проблем, связанных с описанием создания Ковчега:
Во-первых, ковчег завета сделал не Моше, а Бецалель. Ковчег был сделан трехслойным: два внешних слоя были сделаны из золота, а внутренний - из дерева акации. Ковчег был последним из предметов храмовой утвари. Поэтому Моше, спустившись с горы Синай, не мог поместить туда скрижали сразу.
Комментаторы предлагают различное решение этих проблем:
1. Бецалель создавал ковчег по инициативе и под "чутким руководством" Моше. Следовательно, можно сказать, что Моше сделал ковчег - подобно тому, как мы говорим "Ирод построил Храм"
2. Моше положил скрижали в ковчег в тот момент, когда он был доделан
Однако другие комментаторы, и, в частности, Раши, настаивают на том, что скрижали первоначально были помещены во временный ковчег, который служил местом их хранения, пока Бецалель не закончил свою работу. Этот временный ковчег играл ту же роль, что и временное святилище, которое функционировало за пределами лагеря, пока не был сооружен Мишкан (см. Шмот, 23:7-9).
Версия о существовании двух ковчегов помогает объяснить странный пассаж о предназначении ковчега:
"И БЫЛО, КОГДА ДВИГАЛСЯ КОВЧЕГ, ГОВОРИЛ МОШЕ: "ВСТАНЬ, Б-Г, И РАССЕЮТСЯ ВРАГИ ТВОИ, И РАЗБЕГУТСЯ НЕНАВИСТНИКИ ТВОИ ОТ ЛИЦА ТВОЕГО".(Бемидбар, 10:35). Т.е. второй ковчег имел, судя по всему, в том числе и военное значение. И действительно, мы неоднократно читаем об участии ковчега во многих сражениях, например, в штурме Иерихона (Иегошуа, 6) и Гивона (Шофтим, 20:27), etc.
Так же становится понятен эпизод с захватом ковчега филистимлянами незадолго до того, как лидером евреев стал пророк Шмуэль. Тогда сражение складывалось для евреев очень неудачно. Поэтому они решили обратиться за помощью к Б-гу, и вынесли ковчег на поле боя:
"И строем стали плиштим навстречу Исраэлю, и ширилась битва, и поражение потерпел Исраэль перед плиштим, и побили на поле брани около четырех тысяч мужей. И пришел народ в стан, и сказали старейшины Исраэля: Почему поразил нас сегодня Г-сподь перед плиштим? Возьмем к себе из Шило ковчег завета Г-споднего, и войдет в нашу среду, и Он спасет нас от руки наших врагов. И послал народ в Шило, и вынесли оттуда ковчег завета Г-спода воинств, Кто восседает на керувим. А там два сына Эли при ковчеге завета Б-жьего, Хофни и Пинхас. И было, когда прибыл ковчег завета Г-споднего в стан, то издали все (сыны) Исраэля клич великий, и восшумела земля. И услышали плиштим глас того клича, и сказали они: Что это за глас великого клича такого в стане иврим? И узнали они, что ковчег Г-сподень прибыл в стан" (I Шмуэль 4:2-7).
Если евреи, отправляясь на войну, всегда брали с собой ковчег, то почему его не было в начале сражения? Ведь из изумленных выкриков филистимлян мы можем понять, что в начале сражения ковчега на поле боя не было. Скорее всего, все объясняется тем, что обычно евреи брали на войну временный, переносной ковчег. Однако в той неудачной битве они вынесли на поле боя Ковчег Завета, хранившийся в святилище.
Впрочем, это был первый и последний раз, когда "подлинный" ковчег оказался на поле боя. Ибо излишнее упование на ковчег ничем не отличалось от излишнего упования на Храм, по поводу которого пророк Иеремия говорил: “Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Г-сподень, храм Г-сподень, храм Г-сподень".(Иеремия 7:4). Ибо не Храм и не ковчег, но лишь верность народа слову Вс-вышнего могут привести евреев к победе.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Страна гор и долин
В нашей недельной главе Моше указывает на главное различие между Землей Израиля и Египтом:
"ИБО СТРАНА, В КОТОРУЮ ВСТУПАЕШЬ ТЫ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ, НЕ КАК СТРАНА ЕГИПЕТСКАЯ ОНА, ИЗ КОТОРОЙ ВЫ ВЫШЛИ, ГДЕ ПОСЕВ, КОТОРЫЙ ТЫ ПОСЕЯЛ, ПОИЛ ТЫ С ПОМОЩЬЮ НОГ ТВОИХ, КАК ОГОРОД. СТРАНА, В КОТОРУЮ ВЫ ПЕРЕХОДИТЕ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ, - СТРАНА ГОР И ДОЛИН, ОТ ДОЖДЯ НЕБЕСНОГО ПЬЕТ ОНА ВОДУ" (Дварим, 11:10-11).
Древние египтяне создали систему оросительных каналов, которая доставляла нильскую воду непосредственно на поля. При этом египтяне регулировали движение воды ногами: открывая и перекрывая вход в канал, или подавая воду в канал при помощи ножного насоса. 
Земля Израиля была гористой и холмистой. Крестьяне не могли провести воду от источников у подножья к своим полям, расположенным на горных террасах. Источником воды служили дожди. И если дождя не было, для Израиля наступали тяжелые времена.
Поэтому Земля Израиля, о которой сказано, что она "течет молоком и медом" (Бемидбар, 13:27), так же названа в Торе  страной, которая "ГУБИТ СВОИХ ЖИТЕЛЕЙ" (Бемидбар, 13:32).
Согласно Торе, количество осадков в Земле Израиля зависит от того, останется ли Израиль верен Завету с Б-гом. Будет Израиль верен, будет и дождь. Не будет - "НЕ БУДЕТ ДОЖДЯ, И ЗЕМЛЯ НЕ ДАСТ УРОЖАЯ СВОЕГО, И ИСЧЕЗНЕТЕ ВЫ БЫСТРО ИЗ СТРАНЫ ХОРОШЕЙ, КОТОРУЮ Б-Г ДАЕТ ВАМ" (Дварим, 11:17)
С другой стороны, благодаря своей ирригационной системе Египет был одной из богатейших стран древности, и почти всегда входил в число ближневосточных "великих держав". Израиль, напротив, нередко оказывался в нищете и вассальной зависимости от соседей. Неужели в этом было что-то хорошее?
В книге Берешит богарство Египта сравнивается с богатством двух других земель - Содома и райского сада (Ган Эдена): "И ПОДНЯЛ ЛОТ ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ ИОРДАНА, КАК ВСЯ ОНА ОРОШАЕМА РЕКОЙ: ДО ИСТРЕБЛЕНИЯ Б-ГОМ СДОМА И АМОРЫ БЫЛА ОНА КАК САД Б-ГА, КАК СТРАНА ЕГИПЕТСКАЯ, - ДОХОДЯ ДО ЦОАРА"(Берешит, 13:10)".
Что общего было у этих трех земель?
Во-первых, каждое из этих мест не испытывало недостатка в воде: земли Египта орошались водами Нила, Ган Эден - сразу четырьмя реками (Пишон, Гихон, Тигр и Евфрат), Содом - водами Иордана (после гибели города река, видимо, изменила свое русло, поэтому страна превратилась в безводную пустыню). 
А во-вторых, каждое из этих мест было связано с грехом: "ЛЮДИ  СОДОМА БЫЛИ ЗЛЫ И ВЕСЬМА ПРЕСТУПНЫ ПРЕД Б-ГОМ" (ibid 11:20), так что в итоге Б-г вынужден был уничтожить этот город.  Адам и Хава, согрешив, были изгнаны из Ган Эдена (Берешит, глава 3). Что касается Египта, то Тора неоднократно предостерегает евреев:"ПО ОБЫЧАЯМ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, В КОТОРОЙ ВЫ ЖИЛИ, НЕ ПОСТУПАЙТЕ" (Ваикра, 18:3).
Таким образом, водное изобилие трижды привело к греху. Поэтому Израиль получил совсем другую страну -"О КОТОРОЙ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ЗАБОТИТСЯ ВСЕГДА, ГЛАЗА Б-ГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, НА НЕЙ ОТ НАЧАЛА ГОДА И ДО КОНЦА ГОДА" (Дварим, 11:12). Живя в подобном месте, евреям должно было быть легче противостоять соблазнам и преступным желаниям.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Эта глава открывается продолжением речи Моше Рабейну, которая началась в предыдущей главе (Ваэтханан - ואתחנן ). Она продолжает уже знакомые нам темы этой серии речей, которые составляют главную часть книги Дварим. Наряду с повторением заповедей Торы (почему книга Дварим и называется «Повторение Торы» - « מ ש נה תּ ו רה »), Моше Рабейну также многократно перемежает эту речь словами укора по поводу наших различных оплошностей и призывает нас учиться на своих ошибках.
2. Как величайший в еврейской истории вождь, Моше Рабейну чувствует наш трепет и волнение, ибо мы стоим на пороге новой эры, и старается воодушевить нас и вселить уверенность в будущем. Но он все время повторяет предупреждение, что наше благополучие, да и само выживание зависит исключительно от нашей
верности Б-гу и Его Торе. Эта темы проходит через все его речи: нам не надо бояться никого, если доверимся Б-гу и будем усердно изучать Тору, жить по ней и соблюдать Его заповеди добросовестно.
3. Этой последней мыслью и открывается глава: Наша добросовестность в исполнении заповедей проявляется в том, как тщательно мы исполняем даже те из них, что кажутся нам в какой-то мере второстепенными. Если мы заботливо исполняем даже заповеди, к которым часто не относятся серьезно (быть может, потому что их исполняют рутинно каждый день, или потому, что для их исполнения требуется больше усилий), то ХаШем будет видеть в нас Своих верных слуг, и Он с радостью осенит нас всеми благами, что вытекают из особой связи, которую Он установил с нашими праотцами, за то, что были столь верными Его слугами. И если используем Его благословения для того, чтобы исполнять Его повеления, Он благословит нас еще большим благоденствием: здоровьем детей и материальным процветанием, без страха перед болезнями или страданиями. И эта добродетель Б-га последует даже не столько в порядке награды, сколько в естественном порядке вещей, как прямой результат наших действий. Если мы будем верными глашатаями владычества Б-га на земле, то он увеличит численность нашего народа, чтобы Его уроки человечеству распространились среди всех народов мира. И будем благословлены Им и признаны миром как Его народ, и будем жить в счастье и безопасности в земле, которую ХаШем обещал нашим праотцам дать нам.
4. В этой связи Моше предупреждает нас, что нам следует избегать заключения каких-либо договоров с порочными народами, которые нам повстречаются в Земле Израиля. Как бы это ни претило еврейскому народу, в природе которого быть милосердным, тем не менее, нам не следует проявлять жалость к тем, чья
извращенная культура и идолопоклонство столь противны Б-гу. Такая неуместная жалость будет нам камнем преткновения в выполнении миссии народа Б-га. Нам не нужно бояться обитателей земли, сколь многочисленными бы они ни были, как и недоумевать по поводу того, как удастся их одолеть, говорит Моше. Ибо мы уже видели, как ХаШем помог нам преодолеть могущественный египетский народ и его фараона, так поможет Он нам преодолеть и эти народы.
5. Но, предостерегает Моше, даже после того, как эти народы исчезнут, нам нужно позаботиться о том, чтобы избавиться также от их идолов и символов их культуры и разврата. Ничто из этой мерзости не должно сохраниться, будь оно сделано из золота или серебра. Нам нельзя ни приносить эти вещи в дом, ни выставлять их в качестве экспонатов в музеях, ибо ХаШем их терпеть не может, и, проявляя терпимость к этим ненавистным вещам, мы рискуем и сами оказаться в Его немилости.
6. Моше говорит, что нам следует знать, что испытания и трудности, которые посылает ХаШем, созданы Им для того, чтобы воспитать нас и сделать стойкими и исполненными решимостью в нашей верности Ему и Его Торе, - во многом, как отец дает сыну трудные упражнения, чтобы тот, справляясь с ними, стал сильнее.
Нам всегда нужно помнить блага, которые ХаШем дарует нам как Своему народу в целом и каждому из нас лично.
7. Моше напоминает, как ХаШем дал нам особую пищу - Ман; он говорит, что мы всегда должны помнить урок Мана, что «не хлебом единым жив человек, но всем, что постановляет ХаШем». И в этой главе дается заповедь Биркат ХаМазон (Благословение после еды), которое нам следует произносить после любой трапезы с хлебом, чтобы поблагодарить Б-га за еду.
8. Первое из четырех благословений, из которых состоит Биркат аМазон, было сочинено Моше Рабейну, когда в пустыне нам впервые был дан Ман, чудесный «хлеб с Небес». После того, как мы овладели Землей Израиля, Йеошуа бин Нун, преемник Моше Рабейну, сочинил второе благословение, в котором мы выражаем особую благодарность Б-гу за данную дам плодородную землю, за пропитание вообще и за особую близость между нами, которая символизируется обрезанием (Брит Мила) и Торой. Третье благословение было сочинено царем Давидом и его сыном Шломо, который правил после него. Оно выражает благодарность Б-гу за Его Присутствие, которое пребывает в нашей среде, в святом Храме. (В наше время это благословение переделано и выражает мольбу Б-гу вернуть нам эту честь.) Четвертое благословение было добавлено мудрецами Явне во главе с Рабаном Гамлиэлем после разрушения Второго Храма, чтобы выразить благодарность Б-гу за то, что, несмотря на Свой гнев на нас (что привело к тому
разрушению), Он тем не менее сохраняет достоинство и честь Своего народа, даже в изгнании. Несмотря на сделанные в этих благословениях изменения с целью отразить меняющиеся со временем обстоятельства, эти основные темы сохранились в Биркат аМазон по сей день.
9. Святая Земля, в которую ХаШем нас приводит, благословлена изобилием. Это земля ручьев и источников, производящая пшеницу и ячмень, виноград, инжир и гранаты; земля, дающая оливки, богатые маслом, и финики, сладкие, как мед. Мы ни в чем не будем нуждаться: из ее камня можно добывать железо, а в горах
откапывать богатые медные залежи. Но нам не следует подаваться соблазну и обретать чувство самодостаточности. Моше предупреждает нас быть осторожными и не забывать Б-га, и не начинать пренебрегать Его заповедями. Нам надо следить, чтобы, когда будем есть вдоволь, когда построим добротные дома, когда наше имущество увеличится и будем процветать, - чтобы не возгордились
и не начали думать, что достигли всего этого сами. Мы всегда должны помнить, что это ХаШем дает нам способность чего-либо достигнуть. Если забудем Его, предостерегает Моше, и решим последовать за чужими богами, то скоро придем к краху. И более того, как ХаШем изгоняет из нашей земли языческие народы, так низвергнет и прогонит и нас, если не потрудимся следовать Ему и Его Торе.
10. Не следует также думать, что, когда ХаШем помогает нам преодолеть жителей Земли и овладеть ею, что это Он делает отчасти благодаря нашей праведности, а отчасти из-за порочности тех народов. Да, это действительно из-за порочности тех народов, а также ради выполнения обещания, которое ХаШем дал нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову дать эту землю нам. Но это никак не благодаря нашей праведности!
11. Чтобы нам не становиться гордыми или уверенными в своей правоте и непогрешимости, говорит Моше, нам следует всегда помнить, что мы столь многократно гневили Б-га. У Хорева (т.е. горы Синай) был Золотой телец. А Тав’эрот мы жаловались на Ман. Ранее, у Массы, мы вопрошали, с нами Б-г или нет, и мог ли Он снабдить нас водой. У Киврот ХаТаава мы бросили Б-гу вызов и потребовали мяса. А у Кодеш Барнеа был инцидент с разведчиками. И тем не менее, говорит Моше, ХаШем простил Свой народ за все эти оплошности, ибо он искренне раскаялся.
12. Прошло время. Аарон умер у горы Хор, и его мантию Первосвященника (Кохен Гадоль) унаследовал его сын Элазар. Колено Леви было выделено для выполнения особых обязанностей в еврейском народе. Поэтому, напоминает Моше, они не получат надел в Земле Обетованной, и, таким образом, смогут посвятить себя своим священным обязанностям без обычной заботы о заработке на жизнь земледелием или торговлей. Они будут жить в особых Городах Левитов, разбросанных по всей Земле, и заботиться о духовных нуждах народа. (В обмен на это еврейский народ будет их поддерживать различными десятинами и приношениями, в соответствии с указаниями Б-га.)
13. В следующей своей речи Моше Рабейну призывает нас подумать о том, что ХаШем просит от нас, Своего народа, лишь одного: чтобы трепетали перед Ним, служили Ему искренне и исполняли Его заповеди. Хотя, по правде говоря, для нас это вещь не маленькая, тем не менее, в конечном счете, все это ради нашего же блага. Моше говорит, что, поскольку ХаШем разглядел добро в наших праотцах, Он выбрал нас, их потомков, в качестве Своего народа, ибо то добро есть и в нас. Но нам надо перестать упрямиться и помнить о своих обязанностях! Мы должны следовать за Б-гом в борьбе за права беззащитных и обращаться по-доброму с чужаками в нашей среде, ибо, говорит Моше, нам должны быть знакомы чувства чужака, ведь и мы были чужаками в Египте. Нам следует соблюдать усердно и добросовестно все заповеди Б-га, Которого мы восхваляем и Волю Которого исполняем, и именно за это нас хвалят другие.
14. Моше напоминает нам обо всех чудесных деяниях Б-га, которые нам довелось увидеть в пустыне. То, что Он сделал с египтянами и их фараоном; чудеса на Красном море и в пустыне; наказание Кораха и его компании - все это мы увидели и испытали. И таким же образом приведет нас ХаШем в Землю, которую
обещал нашим праотцам, «землю, текущую молоком и медом».
15. Эта земля, в которую мы приходим, не похожа на равнинную египетскую землю, в которой, в дополнение к редким дождям, была налажена система ирригационных каналов, и которая была разбита, как сад. Земля же, которую дает нам ХаШем, - это земля холмов и долин, и потому в большей степени зависит от дождей, которые посылает Сам ХаШем, нежели от наших собственных усилий. И в том лежит благословение: поскольку мы сами не можем сделать многого для обеспечения воды, необходимой для растений, наша связь с Б-гом, Который дает дождь, будет более постоянной и насущной. Сама география и климат Земли гарантируют, что мы не потеряем эту связь с Б-гом, нашим Кормильцем, ибо будем знать, что зависим от Его дождей, и потому будем молиться Ему о будущем и постоянно благодарить за прошлое. А ХаШем ответит на наши искренние молитвы, и, более того, согласно благословению, которым Он осенит нашу Землю, будут благословлены и другие земли.
16. В следующей части речи (она является вторым абзацем молитвы Шма, которую мы произносим каждый день утром и вечером) Моше говорит нам, что будет так: если мы будем покорно слушаться повелений Б-га и служить Ему всем сердцем и всей душой, то ХаШем действительно даст дожди вовремя, и земля произведет обильные урожаи. Но нам следует всегда заботиться о том, чтобы не стать самодовольными и не позволить нашим сердцам отвернуться от Б-га, ибо тогда Его гнев обратится против нас. Он не разрешит небесам давать свои дожди, земля не даст своих плодов, и, в конце концов, мы сами будем изгнаны из этой
благодатной земли, что ХаШем нам дает. Подумайте об этих предупреждениях серьезно, говорит Моше: нам следует написать их в Тфилин, которые привязываем к руке (инструменту действия, так напоминая себе, что все наши действия должны соответствовать воле Б-га) и надеваем на голову (чтобы помнить, что и наши мысли должны управляться Б-гом и Его заповедями). Мы должны обучить словам Торы наших детей, а также передать им ее учения примером нашего поведения дома и на улице, во все времена, в любых обстоятельствах, когда ложимся вечером, и когда встаем утром. Так мы сможем воспитать в наших детей
последователей, и они, как мы, будут жить долго и счастливо на Земле, которую ХаШем обещал дать нашим праотцам и нам, их потомкам, на все времена, пока существуют небо и земля.
17. Как мы только что упомянули, этот отрывок является вторым абзацем Криат Шма, декларации верности еврейского народа Б-гу. Эта декларация состоит из трех частей. Первая - отрывок из предыдущей главы Ваэтханан начинающийся знаменитым утверждением: «Слушай, Израиль, Г-сподь - наш Б-г, - Один!». Это значит, что мы принимаем на себя власть Б-га и никого другого. Остальная часть абзаца - декларация нашей любви к Б-гу «всем нашим сердцем, всей нашей душой и всей нашей силой». Второй абзац - из этой главы. В нем мы принимаем на себя обязательство соблюдать и исполнять все заповеди, которые повелевает ХаШем, а также утверждаем и принимаем то, что Хашем награждает нас за исполнение Его воли и наказывает за неподчинение. Третья часть Криат Шма - отрывок из главы Шлах Леха ( שלח לך ). В нем содержится повеление о заповеди Цицит (ее цель - чтобы мы «видели Цицит и вспоминали обо всех
заповедях Б-га и исполняли их»). А в конце этого абзаца упоминается о том, что ХаШем вызволил нас из Египта, чтобы стали Его народом. Об этом надо постоянно помнить, ибо в этом заключается смысл нашей жизни.
18. Делайте лишь одно, говорит Моше: храните традиции Торы и соблюдайте заповеди Б-га, и Он прогонит всех поселенцев, присутствующих сейчас на Земле, и мы овладеем ею целиком. От пустынной земли на юге до региона Ливана на севере, и от реки Евфрат до берега моря - все это достанется нам. Никто не устоит перед нами, все будет нашим, в точности, как обещал нам ХаШем.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Экев
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ишаи (49:14 – 51:3)

1. Это вторая Ѓафтара из серии утешений. Как предыдущая, она взята из книги Ишаи (да и все эти семь отрывков взяты оттуда), и в ней ясно продолжена начатая там общая тема утешения.
2. В этой Ѓафтаре упомянут целый ряд тем, и здесь мы обсудим только некоторые из них. Прежде всего пророк заверяет еврейский народ в том, что его не бросили. «Может ли женщина забыть навсегда своего ребенка, может ли удержаться и не сжалиться над ним?» Даже если ребенок раздражает ее и доводит до белого каления, все равно она не может ему не сочувствовать. Так и ХаШем с Его заблудшими детьми: еврейский народ навсегда останется Его ребенком, Его сокровищем.
3. Пророк рисует картину будущего, когда массы рассеянного народа еврейской диаспоры вернутся из разных мест изгнания, и Мать Цион будет дивиться тому, как они выжили и возвратились, и вопрошать: «Чьи эти красивые дети? Кто их воспитал?» Слово «Цион» означает «отметка», «ориентир», а здесь так называется город Иерусалим. Ибо Иерусалим и его Храм должен играть именно такую роль: служить причалом, знаком и ориентиром, и указывать всему человечеству дорогу к Б-гу, на служение Ему. В более широком смысле слово «Цион» относится и ко всей Земле Израиля, и здесь пророк поэтически изображает ее как мать, верно и терпеливо ждущую возвращения своего возлюбленного мужа и детей. Как мать с распростертыми объятьями приветствует приходящих домой детей, так и Святая Земля расширится и с радостью примет всех, кто возвратится, и будет вновь отстроена и заселена.
4. В ответ на вопрос Матери Цион «Кто вырастил этих детей?» пророк говорит, что их воспитало само изгнание; опыт и страдания облагородили их, и хотя они скитались среди самых разных типов людей, их воспитали цари и взрастили принцессы. Благодаря пережитым страданиям, они стали чуткими и сострадательными. (Как сказал британский премьер-министр Ллойд-Джордж: «Из вас выковали весьма тонкую сталь, и потому вас невозможно сломить. Выкованные веками в тончайшую сталь, более, чем какая-либо другая национальность!»)
5. Ишая говорит о том, как цари и принцессы воспитали детей Циона в прошлом, но выражает это в будущем времени, и таким образом в его словах содержится также обещание, что будущее возвращение еврейского народа в Землю Израиля осуществится с поддержкой и под царским покровительством народов мира - которые попытаются компенсировать за то, что плохо обращались с евреями, когда они были в изгнании. Пророк предсказывает, что, как бы невероятна ни была идея, что завоеватель отдаст назад трофеи, которые взял у своих жертв, или что пленники будут высвобождены из клещей тирана, тем не менее, именно это произойдет по воле Б-га, когда еврейский народ возвратится в свою Землю, ибо Сам ХаШем будет воевать за Свой народ.


Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Продолжая свои прощальные наставления, Моше-рабейну вновь призывает евреев точно выполнять заповеди Торы, обещая им в награду национальное благоденствие. Завоевание Эрец Исраэль будет происходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы на опустевшей земле не развелись дикие животные и у евреев было достаточно времени для планомерного заселения страны. Пророк велит евреям сжечь всех ханаанских идолов и напоминает, что Тора неделима - нельзя соблюдать выборочно ее законы. Далее он красочно описывает изобилие Эрец Исраэль, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и напоминает евреям, что они завоюют Святую Землю не благодаря своему мужеству и военному искусству, а исключительно по воле Б-га. Приводится хроника событий у горы Синай - от провозглашения Десяти Заповедей до получения второго комплекта скрижалей Завета в Йом-Кипур после трагической истории с Золотым тельцом. Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и назначение колена Леви для службы в Храме. Маленькое племя численностью 70 душ, пришедшее в Египет, говорит он, превратилось в народ, многочисленный, как звезды на небе. Вновь описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше сообщает народу формулу еврейской веры, ставшую второй частью молитвы “Шма, Исраэль!”

Презренный металл
«Изваяния богов их сожгите огнем; не возжелай серебра и золота, что на них, чтобы взять себе, а то попадешь в западню эту» (7:25).
Рав Овадия Сфорно (Италия, XV–XVI вв.) так объясняет этот стих. Формально нет ничего зазорного в том, чтобы взять себе серебряные и золотые вещи, украшающие идола. Такое действие не считается «авода-зара», идолопоклонством.
Но что произойдет потом? Благодаря этим золотым и серебряным украшениям ты можешь разбогатеть и, сам того не желая, начнешь (хотя бы подсознательно) испытывать благодарность к идолу, на котором были украшения. Подсознательное быстро перейдет в осознанное. И вот ты уже кланяешься идолу и благодаришь его за свое благосостояние.
Вот почему Тора предостерегает нас: не снимайте серебро и золото с идола. Уничтожьте идола вместе с его украшениями, какими бы ценными они ни были. Тем самым вы избежите опаснейшей ловушки.

В заслугу праотцев
«Вспомни рабов Твоих, Авраама, Ицхака и Яакова; не смотри на упрямство народа этого, и на злой нрав его, и на греховность его (в оригинале: эль кши а-ам а-зе, эль ришо ве-эль хатото)» (9:27).
Виленский Гаон поясняет, что благодаря заслугам трех праотцев будут искуплены пороки трех видов, которые присущи евреям и перечислены в этом стихе. Первые буквы этих пороков «реш», «хет» и «куф» соответствуют третьим буквам в именах праотцев. Другими словами, заслуга Авраама, олицетворявшего собой качество доброты, искупит «злой нрав» Израиля - «ришо»; заслуга Ицхака, выдающегося праведника, искупит «греховность его» - «хатото», а заслуга Яакова, который не раз проявлял гибкость, ловкость и умение выйти из любого трудного положения, нейтрализует «упрямство его» - «кши».

Ман и шаббат
«И помни весь тот путь, которым вел тебя Г-сподь Б-г твой, вот уже сорок лет в пустыне, чтобы смирить тебя… И смирял он тебя, и испытывал тебя голодом, и кормил тебя маном…» (8:2–3).
Отсюда мы учим, сказано в мидраше, что в честь шаббата надо зажигать свечи. Но, позвольте, какая связь между маном и субботними свечами?
Комментаторы дают такое объяснение. Хотя ман обладал отменными питательными свойствами и мог приобретать вкус любого продукта, какой только пожелаешь, сыны Израиля жаловались в пустыне: «А теперь душа наша иссохла, нет ничего, кроме мана этого, что перед глазами нашими!» (Бемидбар, 11:6). Подобно тому, как слепой человек не способен оценить по достоинству сервировку поданного ему обеда, точно так же евреи не могли оценить ман, находясь в пустыне, потому что они видели перед собой только этот продукт и ничего другого. Ман приелся, надоел им, и даже его уникальные вкусовые качества не могли исправить положение. Поэтому их жалоба звучала вполне логично.
Теперь мы подходим к ответу на вопрос, почему мидраш выводит из упоминания мана мицву зажигания субботних свечей. Как известно, одно из условий выполнения заповеди «онег-шаббат», наслаждения субботой, является получение удовольствия от вкусной еды. Пример мана показывает: насладиться субботней едой можно только в том случае, если у нас есть свет, который позволяет видеть красиво сервированный стол с аппетитными блюдами. Чтобы получить этот свет, надо зажечь свечи.

Тело и душа
«Не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Б-га, живет человек» (8:3).
Этот стих из Торы уже давно стал крылатой фразой, правда, в усеченном виде, без упоминания Вс-вышнего. Однако главная мысль сохранилась: человек - не «умное» животное. Помимо физической еды ему требуется и духовная пища.
Аризаль (выдающийся каббалист рав Ицхак Лурия, живший в XVI в. в Цфате) спрашивает: «Возможно ли такое, чтобы душа человека (нешама) питалась физической пищей, которую съедает ее хозяин для насыщения тела? Ведь нешама - это абсолютно духовная субстанция, а пища, которую мы едим, - физический продукт».
Как разрешить это противоречие? Аризаль объясняет, что Б-г создавал мир вместе со всеми его физическими атрибутами. Однако способность этих атрибутов существовать стала результатом слов, произнесенных Б-гом при их сотворении, как сказано в одном из псалмов царя Давида: «По слову Б-га были созданы небеса». Эта мысль подтверждается и в «Пиркей авот», где сказано, что мир был создан десятью речениями.
Получается, что, произнося благословение на пищу, человек пробуждает в ней некий потенциал духовности, который, в свою очередь, «питает» его душу, притом что физические ингредиенты этой пищи усваиваются телом.
Теперь нам понятнее выше приведенный стих из сегодняшнего раздела: «Не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Б-га…» Уста Б-га наполняют хлеб такими «веществами», которые необходимы для жизнедеятельности нашей души.

По цене спичек
«А теперь, Израиль, чего Б-г, Г-сподь твой, просит у тебя? (ма Ашем Элокеха шоэль мимха)» (10:12).
Ребе из Садигура привел своим хасидам четыре стиха из ТАНАХа со словом «ма»:
1. «Ма адир Шимха ве-холь а-арец» (Как велико Имя Твое на всей земле!);
2. «Ма энош ки тизкерену» (Кто такой человек, чтобы заслуживать упоминания?);
3. «Ма рав тувха ашер цафанта лийереха» (Как велика награда, которую Ты приберег для трепещущих перед Тобой!);
4. Стих из сегодняшнего раздела: «Ма Ашем Элокеха шоэль мимха» (Что Б-г… просит у тебя?).
Какая связь между этими фразами? Садигурский ребе привел такую аллегорию. Один царь охотился в лесу. В какой-то момент ему потребовались спички. Приближенные царя долго не могли найти спички, и царь, рассерженный столь рутинной заминкой, объявил, что даст щедрую награду тому, у кого они окажутся. Наконец один простой егерь из его свиты нашел у себя в кармане помятый коробок с несколькими спичками. Но, к всеобщему изумлению, он категорически отказался расстаться со спичками и отдать их царю.
«Какая чудовищная глупость! - подытожил ребе. - Просто трудно поверить, чтобы кто-то в здравом уме так повел себя. Надо учесть четыре фактора в этой истории: кто просил, кого просил, о чем просил и какая награда была обещана за услугу.
Именно на эти факторы и указывают стихи из ТАНАХа. Первый стих «Ма адир» - на величие Того, Кто просит; второй стих «Ма энош» - на ничтожность тех, у кого Он просит; третий стих «Ма рав тувха» - на безмерную награду, обещанную нам за выполнение своей части договора, и, наконец, четвертый стих «Ма Ашем Элокеха шоэль мимха» отмечает сравнительную малость и доступность того, что Он просит у нас - соблюдать Его заповеди, жить по Торе».

 

Составил Аарон-Шнеер Беренштейн
Сто благословений в день
"А ныне, Израиль, что Г-сподь Б-г твой просит от тебя? Лишь страшиться Г-спода Б-га твоего, во всем ходить Его путями, любить Его и служить Г-споду Б-гу твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею." (Дварим, 10:12 )
Отсюда мудрецы выводят, что человек должен ежедневно произносить сто благословений, объясняя этот стих так, как будто в нем слово "что" (מה) заменено на "сто" (מאה) и он гласит: "сто Г-сподь Б-г твой просит от тебя" (Менахот, 43Б с Раши. Тосефот и Бааль hаТурим к Дварим, 10:12 и к Берейшит, 14:19).

А традиция говорит, что ещё царь Давид постановил, что каждый еврей должен в течение дня произнести не менее ста благословений. Это относится к мужчинам и мальчикам, достигшим примерно пятилетнего возраста. По мнению большинства мудрецов, день считается от заката до заката. Однако есть мнения, что день считается от пробуждения до следующего утра. Поэтому тот, кто не успел сказать сто благословений от вечера до вечера, может засчитать благословения, сказанные им в течении следующей ночи.

В будние дни "набрать" сто благословений достаточно легко. Покажем на примере (нусах ашкеназ):
1-5. 5 благословений при чтении Шма в Маарив
6-24. 19 благословений при чтении Амиды в Маарив
25. המפיל во время чтения Шма перед сном
26. על נטילת ידים после пробуждения
27. אשר יצר
28. Благословение на талит (или цицит)
29-30. 2 благословения на тфилин
31-33. 3 благословения Торы
34. אלהי נשמה
35-49. 15 утренних благословений
50. מקדש אש שמך ברבים
51. ברוך שאמר
52. ישתבח
53-55. 3 благословения при чтении Шма в Шахарит
56-74. 19 благословений при чтении Амиды в Шахарит
75-93. 19 благословений при чтении Амиды в Минхе
94-95. על נטילת ידים дважды в день во время трапез с хлебом
96-97. המוציא дважды в день во время трапез с хлебом
98-105. 4 благословения в Биркат Амазон дважды в день

В субботу и в йом-тов  в каждой Амиде, говорится 7, вместо 19 благословений. Т.е. мы "теряем" (19-7)х3 = 36 благословений. Мы также не говорим два благословения на тфилин и не говорим המלך בכבודו в Маарив. Таким образом остаётся 105-39 = 66 благословений.
Однако, в отличие от будней, мы говорим 7 дополнительных благословений в Амиде Мусафа, а также 3 благословения во время Кидуша (два вечером, и одно днём). Итого 76.
В субботу мы добавляем к этому 6 благословений во время третьей трапезы (המוציא, על נטילת ידים и 4 благословения в Биркат Амазон). Итого 82 благословения в Субботу.
В Йом-тов третьей трапезы нет, но мы говорим 2 благословения во время чтения Алеля. Итого 78 благословений в Йом-тов.
Kaк же восполнить недостающие до ста благословения?
1. В течение дня мы несколько раз говорим אשר יצר
2. В течение дня мы едим мучное, фрукты и т.п., пьём воду, т.е. каждый раз прибавляем по два благословения - одно до, и другое после еды.
3. Как известно, "амен" на благословение, произносимое во время общественной молитвы, засчитывается как произнесение этого благословения. Т.е. мы можем добавить в наш список 27 благословений на чтение Торы и Афтары - 7 алиёт по 2 благословения, 2 на Мафтир и 5 на Афтару в Шахарит и 3 алии по 2 благословения в Минху. Таким же образом можно добавить 21 благословение во время повторения Хазаном молитв Амида в Маарив, Шахарит и Мусаф (3х7 = 21).

В дни общественных постов мы "теряем" как минимум 12 благословений на трапезы.
Недостающие благословения можно восполнить, отвечая "амен" на чтение Торы - 3 алии по два благословения в Шахарит, ещё 3 алии по два благословения в Минху и 4 благословения на Афтару в Минху - итого 16 дополнительных благословений.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Заслуга сыновьего непослушания
«И будет, если забудешь Вс-вышнего твоего и пойдешь за чужими силами  и будешь служить им и поклоняться им, свидетельствую Я перед Вами сегодня, что, исчезая, исчезнете, как народы, которые Вс-вышний убирает перед вами, также исчезнете из-за непослушания голоса Вс-вышнего Всесильного вашего» Дварим 8:19-20
Раби Цви Элимелех из Динова задает следующие вопросы к процитированному отрывку:
«и будет - веґая» как известно «начинает» позитивные сюжеты, а следовательно…??
Слово «сегодня» -  какую смысловую нагрузку несет?
В чем смысл (назидательный) примера «уничтожу, как народы, которые Вс-вышний убрал перед вами?»
Следствие «из-за не слушания голоса Вс-вышнего…» - самоочевидно?!
Объяснение раби Цви Элимелеха будет лежать в плоскости намека (ремез). И мы начнем с комментария, в соответствии с которым предлог «и - вав» в слове «и будет - веґая» преобразовывает  бывшее «ґая - было» в будущее, а в слове «ва-йеґи – и было» (йеґи - будет),  происходит преображение будущего в прошлое. Следовательно, речь в нашем отрывке идет о тшуве – исправлении, возвращении, ответе и раскаянии. И в основе будущего ответа на все вопросы раби из Динова ставит хрестоматийную историю об Элише бен Абуя (учитель раби Меира, один из четверых, вошедших в ПаРДеС), ставшим «иным - ахер».
Услышав призыв «бат-коль – голоса с Неба»: «Вернитесь, шаловливые дети – кроме «ахера» (Трактат «Хагига» 15:1) решил Элиша бен Абуя послушаться и не возвращаться. А если бы решил вопреки всему вернуться «без приглашения», то смог бы подняться (не имея ввиду награду, без призыва, без расчета на награду – мицву!) на самый верхний духовный уровень.
Этот комментарий моего учителя рава Франка основан на объяснении «Шла ґаКадош», сказанного в Трактате «Псахим (86:2)»: «все, что скажет тебе хозяин – делай, кроме – «изыди!». Хозяин – это Вс-вышний, и мицвот следует исполнять, кроме одной: «если скажет тебе, выйди и не заходи, как сказал «ахеру», не слушайся и делай тшуву – возвращайся. Ведь по-настоящему именно этого желает Хозяин». Добавлю от имени рава Франка, что препятствия на «пути обратно» - свидетельство высокого духовного потенциала раби Элиши бен Абуя.
А теперь комментарий раби Цви Элимелеха из Динова. Оптимистическое вступление связано с «непослушанием голоса Вс-вышнего», то есть неготовностью слушаться даже «бат - коль», объявляющей «невозвращение». Ибо, в отличие от народов мира, лишившихся всего, свидетельствует Моше, именно – «сегодня» вопреки всему Хозяин ждет нас и будет радоваться нашему непослушанию – возвращению в Его Дом!

 

Ури Линец
Царство Б-жие - на Земле!
Все религии мира предусматривают награду праведникам и наказание грешникам. И все религии мира решают, при этом, проблему теодицеи - оправдания Б-га. Как соотнести обещанное и результат: благополучие злодеев и страдание праведников? Стандартное решение уводит награду из нашего мира в христианский рай, в исламский сад наслаждений к семидесяти двум гуриям, в буддистскую нирвану. Наказание тоже оказывается нездешним - адские муки после смерти. Квинтэссенция такого подхода - институт монашества. Отказываясь от полноты и радостей жизни, проводя время исключительно в духовных упражнениях и испытывая телесные страдания, монах собирается “отыграться” в грядущей вечности.
Тора ни словом не упоминает о загробном существовании. Записав условия договора Ашем и народа Израиля, Тора устанавливает награду за их исполнение: “И будет, как послушаете суды эти, и будете хранить, и сделаете их - и будет хранить Ашем, Эло’им твой тебе Союз и милосердие, о которых поклялся отцам твоим” (Дварим 7:12). Именно вследствие того, что послушаете, т.е. признаете для себя “суды” (все законы и заповеди, установленные Творцом), будете соблюдать запреты - “хранить”, и выполнять позитивные заповеди - “сделаете их”, последует награда. Но награда эта будет здесь и сейчас, в нашем сегодняшнем мире: Творец “будет любить тебя: и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод живота твоего, и плод земли твоей, злак твой и вино твоё, и масло твоё, приплод быков твоих и приплод мелкого скота твоего на Земле, о которой поклялся отцам твоим дать тебе” (Дварим 7:13). Любовь Вс-вышнего становится вполне конкретной: увеличение населения, рост урожаев зерна, винограда и оливок, плодовитость скота. На все это распространится благословение Творца. Благословение - на иврите “браха” - однокоренное со словом “бреха” - источник, вода в котором постоянно прибывает. Т.е. награда, прежде всего - изобилие. Следует отметить две важнейших особенности. Во-первых, эта награда возможна исключительно “на Земле, о которой поклялся отцам твоим дать тебе”, т.е. в Эрец Исраэль! Во-вторых, как мы уже неоднократно говорили, везде в ТАНАХе, где Творец обращается в форме безличного “ты”, Он обращается к народу Израиля, как к единому целому, к национальной личности. Т.е. Тора не говорит о христианском личном спасении, не привязанном к конкретному месту. Нам обещано в качестве высшей награды национальное процветание в Эрец Исраэль! Раскрытие полноты жизни невозможно без нормальной семьи и рождения детей (никакого монашества и целибата!): “Благословен будешь из всех народов: не будет у тебя бесплодного и бесплодной, и в скоте твоём” (Дварим 7:14). В гармоничном состоянии у народа Израиля не должно быть проблем со здоровьем: “И снимет Ашем с тебя всякую болезнь” (Дварим 7:15).
Соответственно единственным тяжким наказанием за неисполнение Закона является изгнание народа Израиля из Земли Израиля.
Идея загробного существования появляется впервые в Талмуде (II - VIII в.в. н.э.) и далее осмысливается последующими комментаторами. Потеряв основу национального бытия, они пытаются прийти к индивидуальным наградам и наказаниям, связывая их с судьбой поколений (добрые дела детей меняют положение душ их родителей и т.д.). В XVIII веке гаон из Вильно переосмыслил идею загробного существования на национальном уровне. Согласно его учению, народ, как и личность, имеет тело и душу. Тело народа - его государство, территория, экономика, армия, правительство и т.д. Душа народа - язык, религия, ментальность, историческая память, музыка, поэзия и пр. В таком понимании, согласно Виленскому Гаону, еврейский народ умер в первом веке нашей эры и его душа отправилась в потустороннее существование в рассеянии, где и провела 19 веков, сохранившись все это время после физической смерти “тела”. Сегодня мы стали свидетелями очевидного процесса воскресения из мертвых на национальном уровне, когда душа нашего народа вернулась в свое (!), ранее утраченное тело.
Как 33 века назад, так и теперь приход в Эрец Исраэль неизбежно приводит к противостоянию с другими народами Ближнего Востока: “Если скажешь в сердце своём: многочисленнее народы эти меня, как сумею наследовать их? Не трепещи перед ними: помня помни, что сделал Ашем, Эло’им твой Паро и всему Египту!” (Дварим 7:17-18).
От двух крайностей предостерегает Тора. С одной стороны, человек не имеет права уходить от реальности за реальные или воображаемые стены монастыря или Бейт Мидраша. Успех на национальном и на индивидуальном уровне достигается только активным трудом во всех сферах жизни: экономике, политике, войне, науке и т.д. С другой стороны, достигнув определённых результатов, нельзя этим гордиться: “И скажешь в сердце своём: сила моя и мощь руки моей сделала мне богатство это!” (Дварим 8:17).
Наши мудрецы разъясняют так. Все наши труды - это изготовление сосудов. Но достижение успеха - наполнение этих сосудов небесным дождем.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Экев все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика