::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Ваэтханан

19-08-2011, 11:51 Разместил: jude Просмотров: 2057

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Ваэтханан
Главы 3:23-7:11
«И я умолял Вс-вышнего в то время...».
Умолял на иврите - ваэтханан.

 

Рав Лев Кацин
Мирись, мирись, мирись…
Как помирить ссорящихся супругов, родственников или коллег?
Неважно, что ссоры иногда начинаются из-за недоразумения, зато они имеют тенденцию разгораться, угрожая самому существованию компании или семьи.
Брат Моисея Аарон мирил супругов, говоря жене, что муж ее любит, и рассказывая мужу о том, что его любит жена.
Но ведь он говорил неправду? Нам следует помнить, что правда может разрушить отношения между людьми. Грех злословия - это не ложь, а негативная и неконструктивная правда, которая разрушила Храм. Мудрецы Талмуда учили нас, что «во имя мира можно изменить истину». Рассказывая супругам о любви друг к другу, Аарон помогал им преодолеть негативные чувства. «Как воды - лицо к лицу, так же и сердце человека к человеку», - писал царь Соломон (Притчи, 27:19).
Не нужно быть мудрейшим из людей, для того чтобы понимать, что человеческие чувства взаимны. Если я улыбнусь человеку, то и он улыбнется в ответ, если же покажу ему гримасу гнева, то увижу в ответ на его лице, как в воде, собственное отражение.
Однако смысл слов царя Соломона заключается также в том, что, подобно тому как человек видит в воде свое отражение, он видит в другом человеке отражение своих к нему чувств.
Восстав против Вс-вышнего, евреи заявили, что, из-за ненависти к народу, Вс-вышний ведет их в Святую Землю на истребление (Дварим, 1:27). «В действительности Вс-вышний любил евреев, это они испытывали ненависть к Нему, - поясняет Раши, приводя слова мудрецов Талмуда. - То, что в твоем сердце о человеке, то (ты думаешь) в его сердце о тебе». Евреи заявили, что Вс-вышний ненавидит их, и это послужило доказательством их ненависти к Нему. Если человек ненавидит кого-то, то ему кажется, что тот ненавидит его. Если же человек думает, что его недоброжелатель начал к нему хорошо относиться, то этим он преодолевает, прежде всего, свою собственную недоброжелательность. И поскольку сердца людей подобны отражениям в воде, то, испытывая добрые чувства к нему, человек вызывает к себе доброжелательность…
Повествуя о том, что случайно убивший ближнего человек мог спастись от гнева его родственников в одном из городов-убежищ, Тора подчеркивает, что первым таким городом был Бецер, расположенный на территории колена Реувена. Это явилось наградой Реувену за то, что он пытался спасти Йосефа от гнева братьев, предложив не убивать его, а поместить в яму. Реувен намеревался вернуть Йосефа отцу, объясняют мудрецы Талмуда (Макот, 10). И хотя этому плану не суждено было реализоваться, Реувен был награжден даже за попытку спасти брата.
Решив убить Йосефа, братья действовали в целях самозащиты, считая, что он ненавидит их, стремится поссорить с отцом и разрушить семью. Когда Йосеф видел то, что ему казалось неправильным в поведении братьев, он обращался к отцу Яакову. Им руководила любовь, но братья считали, что он ненавидит их. Они негативно интерпретировали его действия, потому что завидовали ему. Ведь Яаков выделял Йосефа своей любовью, подарил лишь ему особую одежду.
«Так как же Реувену удалось преодолеть зависть и ненависть к брату? - спрашивает рав Авраам Пам. - Когда Йосеф рассказал своим братьям о том, что видел сон, в котором солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему, то братья воскликнули:  «Ты хочешь нами править?!» - и возненавидели его еще больше. Однако, слушая тот же самый сон, Реувен наполнил свое сердце любовью к Йосефу. После смерти Рахели Реувен проявил неуважение к отцу Яакову, защищая честь своей матери Леи. Реувен раскаялся, но опасался, что стал недостойным быть частью семьи. Услышав сон Йосефа об «одиннадцати звездах», Реувен возрадовался: «Йосеф считает меня братом, частью семьи!»
Потому, когда ослепленные завистью и ненавистью братья решили убить Йосефа, Реувен вспомнил о его любви к себе: «Йосеф считает меня братом, потому и я отнесусь по-братски к нему и спасу его!»
Решив, что недоброжелатель к нему хорошо относится, человек преодолевает недоброжелательность в своем сердце к этому человеку. Сменив же ненависть на любовь в сердце своем, он влияет и на чувства другого человека к нему, превращая врага в друга.


Арье Юдасин
Последние тренировки
Несколько лет назад в статье для журнала «Черным по белому» я позволил себе такое обобщение: «Мне кажется, что главным грехом нашего времени является хилуль Ашем (профанация, осквернение Имени Б-жьего)». Редактор, рав Вассерман, вернул текст с правкой: «Как говорят все лидеры последних поколений…»
Хилуль Ашем - это когда евреи ведут себя недостойно своей роли посланников Вс-вышнего. Когда семьи и общины сотрясают дрязги. Когда арестовывают раввинов по обвинению в мошенничестве (пусть и ложном). Когда приходят в синагоги пообщаться между собой, а не с всемогущим Создателем… В общем, все, что унижает и профанирует святой народ и его Закон - унижает и Б-жье Имя.
Освобождение из-под гнета народов будет подобно освобождению из Египта. Моше, перечисляя чудеса того Исхода, говорит: «…(слышали ли вы, чтобы) старался Б-г взять Себе народ из среды [другого] народа?» В этом пасуке 26 слов и, подчеркивает Тур, все 22 буквы еврейского алфавита. Намек, что «хотел Благословенный дать им Тору (записанную 22 буквами) в Египте, но воспротивилась Высшая Справедливость: сперва испытай их!» И также Творцу придется испытывать нас перед Избавлением. Нам должно доказать, что - достойны.
Творец пойдет даже на крайнее средство. Если в древнем Исходе Он демонстрировал людям Свое величие и непобедимость, то теперь, наоборот, Б-г сперва глубоко спрячет их. Я уже приводил слова Рамбама: «Тогда (перед приходом Машиаха) соберутся вновь пророк Элиягу и служители Баала на горе Кармель. Но на этот раз небесный огонь упадет на жертву «пророков» Баала. А мы все равно должны знать и верить, что Б-г - един и Тора Его - истинна!»
Иначе говоря, от нас потребуется не вера в чудеса, не стадный инстинкт либо внешнее соблюдение заповедей. Каждый должен будет сделать личный выбор - порой против «очевидности» и соблазнов. А самым тяжким испытанием станет хилуль Ашем - недостойное поведение некоторых евреев. Словно говорящее: «Закон Б-га бесполезен и иллюзорен, надо жить по «реальным», принятым в этом обществе, правилам». Придется человеку «взвешивать» саму Тору. На самом ли деле есть в твоей жизни Б-г и хочешь ли ты Его компании?
Ныне оскорбление Имени перешло в новую и шумную фазу. Только за последние дни - убийство мальчика сумасшедшим религиозным евреем, другим психом (тоже религиозным) - выдающегося раввина. Норвежский «стрелок» вдруг объявился «большим другом Израиля» и отстреливал подростков после какой-то пропалестинской манифестации…
Боюсь, за несколько дней до публикации список вырастет. Ибо сейчас - время разгула тьмы, время испытаний. Б-г говорит: проверь, действительно ли ты Мой? Готов ли «за шиворот» вытащить себя из однообразной обыденности? Даже если тебя и твой народ станут клеймить, на этот раз - «за дело»? Даже если многие вокруг спят? Сходят с ума?
При Моше и Давиде стать евреем было выгодно. Сегодня - отнюдь. Мало кто, кроме антимусульманских активистов и отдельных интеллигентов, к нам благожелателен. Разве что христиане-евангелисты, для которых собирание евреев в Израиле перед приходом их «Мессии» - теологический постулат. А в самом Израиле средства массовой информации «религиозников» шельмуют почем зря. Стравливают народ. Сегодня, чтобы «быть евреем», надо четко знать: зачем?
Нам поможет еще одна пометка Тура. К словам «храни душу свою» (чтобы не забыть Синайский подарок) он уточняет (из Притчей Шломо): «Свеча Б-га - душа человека». (Говорит Б-г:) Твоя свеча - в руке Моей, Моя свеча (заповедь) - в твоей руке. Если ты будешь хранить Мою свечу, Я сохраню твою». Поскольку, согласно еще одному заверению Тура, «придут твои заповеди (защищать тебя) на Суд, проникнут в самые укромные покои высшего мира». Только сумей пробиться сквозь наплывающую муть.

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Две скрижали
В нашей недельной главе Моше напоминает евреям о Синайском откровении, а также о скрижалях, служивших знаком Завета между Б-гом и Израилем: "И ОБЯВИЛ ОН ВАМ СОЮЗ СВОЙ, КОТОРЫЙ ПОВЕЛЕЛ ВАМ ИСПОЛНЯТЬ, ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, И НАПИСАЛ ИХ НА ДВУХ КАМЕННЫХ СКРИЖАЛЯХ" (Дварим, 4:13).
Почему завет был записан на двух скрижалях? Разве одной скрижали было бы недостаточно?
Наиболее известный ответ на этот вопрос приводится в Мехильтe (Итро, 8). Как объяснял р. Ханина бен Гамлиэль, на каждой скрижали было записано пять заповедей. На первой скрижали были первые пять заповедей, касающиеся отношений между человеком и Вс-вышним; на второй - оставшиеся пять. По словам Ханины бен Гамлиэля, соответствующие заповеди на двух скрижалях соответствовали друг другу, например, вторая (запрет идолопоклонства) - шестой (запрет прелюбодеяния), поскольку в обоих случаях речь идет о неверности, соответственно, Б-гу и мужу.
Однако Мидраш на этом не останавливается, и приводит еще одно мнение, от имени мудрецов. По их мнению, на каждой из скрижалей были записаны все десять заповедей. Соответственно, вопрос о необходимости двух скрижалей в этом случае остался открытым.
Итак, почему же скрижалей был две? Начнем с мнения Саадии Гаона. Он полагал, что на одной скрижали десять заповедей были записаны в редакции книги Шемот, а на второй - в редакции Дварим.
Однако возможно и другое объяснение. Когда две стороны - неважно, идет ли речь о частных лицах, фирмах или государствах - заключают договор, каждая сторона получает свой экземпляр. Это позволяет каждому из партнеров не забывать о взятых на себя обязательствах, равно как и об обязательствах другой стороны.
Сходным образом был оформлен и Завет между Б-гом и Израилем - одну копию договора получил Вс-вышний, другую - еврейский народ. "Экземпляр Вс-вышнего" хранился в Святилище, в Ковчеге Завета. Вторая же копия, в свою очередь, находилась у "хранителей Завета", т.е. у священников-потомков Аарона.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. В первой части этой главы продолжается речь Моше Рабейну, которую он дал в степях Моава находящемуся в полном сборе еврейскому народу. Он уже повторил историю нашего захвата территорий, которые мы теперь занимали к востоку от реки Иордан, где находился наш лагерь. Теперь он рассказывает, что после того, как он распределил эти земли в надел двум с половиной коленам, у него появилась
надежда, что ХаШем разрешит ему войти вместе с еврейским народом в основную часть Земли Израиля и помочь народу заселить и ее. По его словам, он много молил Б-га разрешить ему войти с нами в Землю, но ХаШем велел ему прекратить, ибо на то была Его Воля, чтобы он не вошел в Землю Обетованную, хотя ему и будет дано увидеть ее всю.
2. Моше опять говорит, что наше будущее благосостояние зависит исключительно от добросовестного соблюдения Торы, к которой не следует ни прибавлять, ни убавлять. Он отмечает, что все, кто когда-либо свернул с пути Торы (например, у Бааль Пеора), погибли, и только те, кто были верными Б-гу, остались в живых теперь. И вообще, говорит Моше, если мы будем как следует изучать и соблюдать заповеди Торы, то мир признает нас мудрым народом Б-га, и что Он правильно выбрал нас в качестве Своего народа. Но если не будем с верностью соблюдать Тору, народы мира будут считать нас дураками, ибо они знают, что законы и установки Торы мудры и праведны, и только глупый народ может отвергнуть такие Б-жественные законы, когда ему их дают.
3. Моше Рабейну напоминает о грандиозном Даровании Торы на горе Синай и призывает нас никогда не забывать об этом величайшем событии в нашей истории. Мы обязаны позаботиться о том, чтобы эта память была сохранена на все поколения, что придут после нас, ибо то была самая величественная демонстрация Б-жьей славы, которой когда-либо удостаивались смертные, и она научила нас трепетному отношению к Б-гу. Этот урок мы передали через все поколения до сего дня: установление как аксиомы принципа, что верный еврей, живущий по Торе, трепещет перед Б-гом.
4. Моше говорит, что нам следует помнить, что при Даровании Торы мы не видели какого-либо образа или силуэта Б-га, ибо таковых не существует. Поэтому мы должны всегда быть начеку и следить за тем, чтобы Б-г не изображался в какой- либо физической или материальной форме. Нам также не следует делать изображения каких-либо из Его созданий, больших или маленьких. Даже если нам известно, что народы мира делают такие изображения и посредством их даже служат Б-гу, нам не разрешается брать с них пример. Ибо мы, народ, избранный Б-гом для особой близости к Нему, познали Его Присутствие и Славу путем непосредственного контакта с Ним. Поэтому нам нет смысла подражать жалким усилиям этих народов, которые, пытаясь понять Б-га своими ограниченными умами, тем преуменьшают Его величие и даже ложно приписывают Ему собственные недостатки и слабости. Ибо если мы пойдем их путем, то потеряем чистое первичное знание Б-га, которым обладаем, и тогда все человечество утеряет знание о Нем – а мы утеряем весь смысл существования, который заключается в том, чтобы учить все человечество о Б-ге, таком, какой Он есть. Ведь целью нашего Избавления из Египта и принятия на себя обязанностей Его народа является распространение в мире знания Б-га как Создателя и Властелина всего. Моше напоминает, что, хотя мы вскоре придем в Землю Израиля и начнем там жизнь как образцовый народ Б-га и пример для всех народов, ему самому ему не дана такая честь. Но, живя там, мы должны следить за тем, чтобы не расслабляться и не становиться самодовольными: нам всегда надо быть начеку относительно возможных увлечений ложными культами и чуждыми идеями.
5. Глядя вдаль ясным пророческим взором, Моше предостерегает нас и увещевает всегда помнить, что дарованная Б-гом Земля Израиля принадлежит нам, только пока мы остаемся верными Б-гу и Его Торе: это единственное условие, от которого зависит наше надежное и стабильное владение этой Землей. Интересно, что предупреждение об изгнании и рассеянии, которые последуют в том случае, если мы оставим Тору, было дано даже перед тем, как мы вошли в Землю Израиля – ибо наше соблюдение Торы является предварительным условием к овладению Землей. Только организуя нашу жизнь в полном соответствии с Торой и заповедями, мы удостоимся мирной и спокойной жизни в Земле Израиля. Эту часть главы читают утром Девятого Ава, ибо этот день стал национальным днем траура по поводу изгнания и рассеяния, которые ныне сбылись, в точности, как предупреждал Моше. Затем, говорит Моше, когда нас постигнут унижения и бедствия в землях наших угнетателей, под тяжелым стрессом, мы вновь обратимся к Б-гу и будем Его слушаться. И ХаШем вспомнит Завет с нашими праотцами и вновь нас примет. По словам Моше, нам не следует дивиться такой необычной цепочке причин и следствий. С самого начала наше становление народом было необычным, и продолжение его существования таким же образом зависит от нашей верности Б-гу. «Спроси кого угодно и где угодно, - говорит Моше, - выбирал ли Б-г какую-либо нацию в качестве Своего особого народа, да еще и таким эффектным образом, как избрал Он нас. Спроси, случалось ли, что весь народ слышал Глас Б-жий, исходящий из огня, как мы, - и выжил … так и наш приход в Землю Израиля будет чудесным; а в случае нашего добросовестного соблюдения Торы это благо продолжится, и будем жить долго и счастливо на Земле, которую ХаШем дает нам навеки».
6. На том этапе, когда мы стояли лагерем в степях Моава на восточном берегу реки Иордан, Моше выделил три города в качестве городов-убежищ. (Хотя они не начнут функционировать в этом качестве до тех пор, пока не будут взяты и таким же образом выделены три параллельных им города в основной части Земли Израиля, Моше хотел внести свой вклад в исполнение заповеди.) Эти города предоставляют убежище человеку, который убил другого непреднамеренно: когда он находится в пределах города-убежища, он защищен от мести родственника, пока не придет время, когда ему будет разрешено возвратиться в свой собственный дом. Эти три города, которые определил Моше, были: Бецер на пустынной равнине на территории колена Реувена, (сегодня это место неизвестно), Рамот в регионе Гильад, на территории колена Гада (возможно, современный Телль Ремит, около 25 миль к востоку от реки Иордан и 12 миль к югу от Кинерета), и Голан в регионе Башан, на территории колена Менаше (современный Джаулан или Сахем эль Джолан, около 18 миль к востоку от Кинерета.)
7. Во второй речи, обращенной к нам, Моше вспоминает события у горы Синай, когда мы получили Тору и слышали Десять заповедей. Моше обращает внимание на то, что Завет Хорева (то есть, Синая) – это не какое-то наследие, которое евреи получили от отцов, и не товар, полученный через какого-либо посредника или брокера. Нет, как бы лицом к лицу, самым непосредственным образом, когда-либо испытанным смертными, весь наш народ лицезрел Славу Б-га и слышал Его Глас, когда, в грандиозной демонстрации величества и силы, прогремели Десять заповедей. Моше Рабейну затем повторяет эти заповеди, перефразируя и объясняя слова, которые мы слышали (и которые потом были выбиты на скрижалях). Он напоминает нам о страхе и трепете, который охватил нас в тот момент в такой степени, что люди даже испугались за свои жизни. О, если бы только этот трепет перед Б-гом остался на все времена, говорит (от имени Б-га) Моше, то мы бы всегда соблюдали Тору, и тем лучше было бы для нас и для всех будущих
поколений.
8. Тем не менее, соблюдение Торы и заповедей лишь из страха не так хорошо, как исполнение Его Воли из любви, ибо преданность подданных Царю более долговечна, если ее питает любовь, нежели страх. Поэтому, говорит Моше, сначала нам следует признать ХаШема как нашего Б-га, принять на себя Его власть и владычество, а затем полюбить Его всем сердцем, всей душой и всей силой. По словам Моше, таким должно быть наше кредо: это базис самого нашего существования, это основа нашего призвания и обязательства, фундамент, на котором построены наши особые отношения с Б-гом. Нам следует серьезно к этому относиться и обучать Торе детей, и самим постоянно ею заниматься. Ее следует сделать центром всей нашей деятельности, дома и на чужбине, ночью и днем, в действиях и в мыслях, где бы мы ни жили. (Этот абзац Торы – конечно же, первая часть молитвы Шма, которую мы произносим каждый вечер и каждое утро. Ее обучают детям, как только они учатся говорить; ее кладут в Тфилин, которые мы носим каждый день в будни на руке и на голове, – соответственно символизирующих действие и мысль, - а также в Мезузот, которые прибиваем к нашим дверным косякам.)
9. Когда мы придем в Землю Израиля, говорит Моше, мы овладеем не пустыней или дикой землей, а застроенной и развитой страной, с городами и домами, виноградниками и оливковыми рощами. (В самом деле, ХаШем допускает оккупацию нашей земли этими поселенцами в наше отсутствие, в частности, для того, чтобы, когда придет пора нам вновь ее занять, она была готова и пригодна для проживания.) Но именно когда человек благоденствует, он может начать забывать Б-га, Который все это обеспечил. Поэтому, предостерегает Моше, мы должны быть бдительными и оставаться преданными Б-гу, несмотря на все добро, которое получаем из Его рук, и помнить наши обязанности как Его народа. Мы не должны вновь скатываться к повторению ошибок прошлого, когда мы испытывали Его терпение, а всегда стремиться к тому, чтобы делать все хорошо и правильно, в точности как Он повелевает в Торе. Нам следует научить детей понимать Тору, соблюдать заповеди Б-га и помнить нашу историю и смысл жизни как Народ Б-га.
10. Моше Рабейну предупреждает, что нам не следует заключать какие-либо союзнические договоры с языческими народами Земли Израиля, а также не терпеть существования их храмов любого типа, ибо такая неуместная терпимость пойдет нам только во вред. Нам следует всегда помнить о своем призвании как святого народа Б-га, и Его награда за верность гарантирована так же, как наказание тем, кто не соблюдают Тору. Поэтому, говорит Моше, всегда старайтесь жить по Торе, ибо ХаШем награждает своих верных последователей за каждое хорошее дело.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Ваэтханан
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ишаи (40:1-26)

1. Эта Ѓафтара – первая из цикла семи отрывков Ѓафтары утешения, которые следуют за тремя отрывками Ѓафтары укоров и предостережений. Те три отрывка мы читали накануне поста Девятого Ава, которым отмечается годовщина разрушения Храма и начала нашего изгнания среди других народов. Теперь этот
пост прошел, и в последующие недели мы читаем отрывки Ѓафтары утешения.
2. Следует обратить внимание, однако, что отрывков упреков и предостережений три, тогда как отрывков утешений – семь. Если мудрецы решили, что после только трех недель предупреждений о трагедии нужны целых семь недель утешения, это кое-что говорит о масштабах произошедшей катастрофы. И быть может, самое печальное – это то, что сегодня мы даже и не понимаем, зачем нужно столько утешения и поддержки.
3. Можно привести такое сравнение. У маленького принца забрали его любимую сверкающую игрушку, и он очень расстроен. Какой-то добряк дает ему взамен целую коллекцию игрушек, и ребенок не понимает, почему вместо одной потерянной игрушки он получил так много других. Только когда подрастет, он
поймет, что та «сверкающая» игрушка была инкрустированным алмазами поездом, изготовленным домом Фаберже.
4. В нашем случае проблема, возможно, не столько в том, что мы не осознаем значения потери Храма - многие все-таки это осознают. И даже не в том, что не понимаем, что наше продолжающееся изгнание с сопровождающим его унижением и ненавистью со стороны наших врагов – это Хилул ХаШем, опозоривание Имени Б-га – ибо это тоже чувствуют многие. А, может быть, скорее в том, что мы просто уже так долго живем без Храма и столь много веков находимся в изгнании - уже более двух тысяч лет – что совершенно привыкли к такой ситуации изгнания и рассеяния по всему миру и уже не знаем, что это
вообще такое не быть в изгнании, не быть в рассеянии, не испытывать на себе ненависть и дискриминацию.
5. Возможно, поможет другой пример: человек так долго страдал от неизлечимой зубной боли, что уже не помнит, что такое жизнь без нее. Он так привык к непрерывно продолжающейся боли, что уже не знает, в чем удовольствие жизни без боли, так, что когда появляется возможность вылечиться, он даже и не торопится пойти к врачу, который может помочь.
6. Эта Ѓафтара – одно из видений пророка Ишаи великого будущего, которое настанет, когда еврейские изгнанники вновь будут собраны со всех мест своего изгнания, а враги Народа Б-га и те, кто его оклеветали, будут наказаны. Все это произойдет тогда, когда решит Б-г, но когда произойдет, то будет восстановлена и укреплена репутация Б-га и Его пророков. ХаШем всегда был всемогущим Властелином мира, Который не нуждается в помощи какой-либо другой силы. Так и будущее освобождение Его народа придет только от Него, и ни от кого другого.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Моше просит Б-га разрешить ему войти в Эрец-Исраэль, но получает решительный отказ. Б-г велит ему утвердить новым лидером нации Иеѓошуа бин-Нуна. Далее Моше напоминает сынам Израиля о даровании Торы у горы Синай, когда “Б-г говорил с вами из огня: голос Его слышали вы, но образа не видели, только голос”. Пророк напоминает, что весь народ удостоился Синайского Откровения, а не избранная элита, и что за всю историю человечества только евреям, вышедшим из Египта, довелось вступить в прямой контакт с Тв-рцом вселенной, поэтому на них лежит особый долг передавать память о даровании Торы своим детям и более отдаленным потомкам. Моше точно предсказывает, что, поселившись в Эрец-Исраэль, евреи начнут отдаляться от Б-га и за это будут изгнаны из страны и рассеяны среди других народов. Их останется мало, и они будут тяжело страдать, но, в конце концов, раскаются и вернутся к Тв-рцу. Пророк назначает три города-убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Он повторяет Десять заповедей и учит евреев молитве “Шма, Исраэль”, в которой сформулировано главное кредо иудаизма - вера в Единого Б-га. Моше призывает сынов Израиля не гоняться за материальными благами, напоминает, что их удел - быть духовной нацией, народом-священником. После вступления в Страну Израиля они должны изгнать местных язычников и уничтожить их объекты идолопоклонства. Особенно строго запрещены смешанные браки, грозящие самому существованию еврейского народа.

Сигналы из вечности
«Слова эти произнес Б-г всему собранию вашему с горы, из огня, облака и мглы, голосом могучим и более не повторяющимся…» (5:19).
Воздух отнюдь не пустая субстанция. Через него проносятся тысячи сообщений, которые мы не в состоянии увидеть и услышать. Воздух заполнен изображениями и звуками. Некоторые звуки мы смогли бы понять, например: «На последней встрече с министрами глава правительства заявил…» Другие показались бы нам бессмысленным шумом: белый шум, розовый шум, шум от Солнца, шум из Галактики. И шум самого Творения…
В 1960 году американская фирма «Белл телефоун лаборатриз» построила в Хольмделе, штат Нью-Джерси, гигантскую антенну, чтобы использовать ее в одной из самых ранних спутниковых передающих систем под названием «Эхо».
Однако два научных сотрудника этой фирмы, Арно Пензиас и Роберт Вильсон, нашли антенне другое применение. Они хотели использовать ее в качестве радиотелескопа.
Вначале их ждало разочарование. В ходе начавшихся исследований они никак не могли избавиться от какого-то странного шумового фона. Это был однородный сигнал в микроволновом диапазоне, поступавший, как казалось, со всех сторон. Все решили, что это помехи самого телескопа.
Пытаясь найти источник этого странного излучения, Пензиас и Вильсон проверили все варианты. Вначале они направили антенну прямо на Нью-Йорк, но вскоре убедились, что Большое Яблоко (так называют в Америке эту крупнейшую на планете метрополию) не имело никакого отношения к назойливому радиошуму. Галактическое излучение и предполагаемые инопланетные радиоисточники тоже были ни при чем.
Гипотеза с голубями также не подтвердилась. Пензиас и Вильсон лично вышвырнули пернатых нахалов из антенны, напоминавшей по форме рог парнокопытного животного, и вымели весь скопившийся помет.
Помехи оставались неизменными все четыре времени года, следовательно, они не могли исходить из Солнечной системы. Наземные ядерные испытания, проводившиеся в 1962 году, тоже не имели к ним отношения, поскольку радиоактивные осадки со временем ослабевают. Исследователи пришли к выводу, что загадочное излучение не могло быть вызвано деятельностью людей и вырабатывалось не случайными источниками.
Но откуда взялись эти сигналы?
В конце концов - это случилось в 1965 году - Пензиас и Вильсон пришли к потрясающему выводу, за который спустя 13 лет удостоились Нобелевской премии: радиотелескоп позволил им услышать самые первые моменты Сотворения Вселенной. Открытие микроволнового фонового излучения (реликтовое излучение) подтвердило ранее выработанную гипотезу Большого взрыва, согласно которой Вселенная родилась в один момент времени.
В пятидесятых годах существовали две теории происхождения Вселенной. Первая из них называлась теорией стационарной Вселенной. Ее авторы Герман Бонди, Томас Голд и Фред Хойль утверждали, что Вселенная однородна в пространстве и времени, что она всегда была такой, какой мы ее знаем - неизменной, «стационарной».
Другая теория, в те годы считавшаяся более спорной, толковала Вселенную как постоянно расширяющееся пространство. В 1929 году ученый Эдвин Хаббл доказал, что галактики «убегают» друг от друга с огромной скоростью. Группа физиков, которую возглавлял Джордж (Георгий) Гамов (до 1933 году он жил в Советском Союзе, а затем перебрался в США), утверждала на основе теории «разлета», что расстояние между галактиками было раньше гораздо меньше, чем сейчас.
Доведя эту теорию до логического вывода, можно утверждать, что в какой-то момент времени, в самом начале, Вселенная была бесконечно плотной субстанцией. Оперируя законами физики, Гамов и его коллеги доказали, что эта точка, сверхплотная и сверхгорячая, была моментом Творения. Все существующее в нашей Вселенной произошло из этого неимоверно плотного и невероятно горячего состояния в результате катаклизма, который астрономы и астрофизики назвали Большим взрывом.
Спор между двумя теориями был разрешен в 1965 году, когда Пензиас и Вильсон открыли, что таинственный радиосигнал был космическим излучением, сохранившимся с первых моментов существования Вселенной. Они доказали истинность Большого взрыва.
Вильям Шекспир сказал однажды, что «весь мир - это сцена». Он, наверное, и сам не догадывался, как верны его слова не только с философской, но и с космогонической точки зрения. В самом деле, когда начинается пьеса? С момента выхода актеров на сцену? Или с установки декораций?
У нашего мира два начала, два «Больших взрыва»: физический и духовный. При первом «взрыве» на сцене появляются реквизит, различные элементы обстановки и декораций. После второго «взрыва» начинается сама пьеса, раскрывающая замысел Автора.
Вначале Б-г создал мир «из ничего». Это был первый «Большой взрыв». Второй «взрыв» прозвучал при даровании Торы у горы Синай.
С появлением Торы раскрылась подлинная суть этого мира, его назначение и конечная цель исторического процесса.
Если мы в состоянии услышать отголоски физического Большого взрыва, то духовный «Большой взрыв», происшедший на Синае и более близкий нам по времени, тем более не мог пройти бесследно.
В сегодняшнем разделе сказано: «Слова эти произнес Б-г всему собранию вашему с горы, из огня, облака и мглы, голосом могучим и более не повторяющимся…»
В арамейском переводе Онкелоса слова «и более не повторяющимся» переданы как «и никогда не прекращавшимся». Космические сигналы до сих пор передаются нам с Синая, передаются безостановочно.
В сегодняшнем мире нашего слуха и внимания домогаются множество передающих источников. Их спонсоры пользуются, в основном, телевидением, потому что зрительные образы самые впечатляющие и самые запоминающиеся. Но чтобы услышать послание Главного Спонсора, не требуется голубой экран. Достаточно настроиться на Его радиопередающую волну, которая вещает непрерывно двадцать четыре часа в сутки.
Как настроиться, вы спрашиваете? Очень просто. Возьмите книгу Торы, неважно, какую: Хумаш, Гемару, Мишну или Псалмы. Раскройте книгу и читайте напечатанные в ней слова. Впитайте их в себя. Теперь вы видите: ваша внутренняя антенна поймала «реликтовое излучение», начавшееся более трех тысяч лет назад и продолжающееся до сих пор.

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Ваэтханан все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика