::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Дварим (часть 1)

14-08-2011, 21:13 Разместил: jude Просмотров: 2026

Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Дварим
Главы 1:1-3:22
“Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...” (гл. 33, ст. 1). На иврите “слова” - дварим.
 Часть 1

 

Рав Лев Кацин
Кто достоин любви?
Вы не задумывались, почему некоторые могут без всякой причины убить человека? Почему они не боятся тюрьмы?
Люди эти не ценят не только жизнь прохожего, но и, прежде всего, свою собственную! Многие из них ощущают безысходность и отчаяние. И если отчаяние - это путь к разрушению, то обретение веры в себя и в свое будущее - путь к строительству!..
«Может ли ненависть быть беспричинной?» - спрашиваю я себя в преддверии траурного дня 9 Ава, отмечающего разрушение Храма, который, по мнению мудрецов Талмуда, был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу.
Почему мудрецы подчеркнули, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу?
И, конечно же, главный вопрос: свойственна ли вам беспричинная ненависть?
Многие ответили бы, что грех беспричинной ненависти не имеет к ним никакого отношения. Мы, конечно же, замечаем, как другие ссорятся без причины, но каждый из нас может сказать, что если он кого-то и недолюбливает, то лишь в том случае, если у него имеются для этого веские причины.
Однако нам следует научиться отличать повод от причины. Если люди хранят ненависть в сердце, то повод для ссоры всегда найдется. Посторонний наблюдатель подобного конфликта может подумать, что люди ссорятся без всякой видимой причины. В действительности же ссора разгорелась из-за затаенной в сердце ненависти.
Ненависти к кому? Не только к людям, но и, прежде всего, к самому себе!
Тот, кто гневается на других, в действительности проецирует на них то чувство гнева, которое испытывает к самому себе! И для того чтобы любить людей, человек должен сначала научиться любить себя. Не любящий же себя не может любить и других…
Возможно, мы лучше поймем природу «ненависти без причины», вспомнив о «плаче без причины»…
Первая трагедия 9 Ава произошла в еврейской истории, когда двенадцать разведчиков вернулись из путешествия по Святой земле. Показав огромные виноградные плоды, они рассказали евреям, что живут на той земле великаны, которых невозможно победить. Евреи заплакали в ту ночь и захотели вернуться в Египет. «Плачете без причины, а будете плакать на самом деле!» - сказал им Вс-вышний, отправив в сорокалетнее скитание по Синайской пустыне, рассказывает Мидраш.
Казалось бы, видя огромные плоды винограда, народ мог возрадоваться тому, в какую плодородную землю он идет. Почему же вместо радости народ предался беспричинному плачу? Вспоминая этот эпизод, Моисей говорит евреям: «И возроптали вы… и сказали: «По ненависти Вс-вышнего к нам вывел Он нас из земли Египетской, чтобы предать нас в руки Эморийцев на истребление» (Дварим, 1:27). «В действительности же Вс-вышний любил вас, а вы питали к Нему ненависть», - поясняет Раши, приводя слова мудрецов Талмуда.
Почему же евреи не верили в любовь Вс-вышнего, который совершил для них все чудеса Исхода? Потому что не верили, что они достойны любви!
Показав огромные плоды земли, разведчики рассказали народу о великанах, живущих на ней: «Мы видели великанов, и были в своих глазах кузнечиками, и такими же были мы в их глазах» (Бемидбар, 13:33). «Почему разведчики думали, что были в глазах великанов кузнечиками, а не ангелами?» - спрашивают мудрецы (Мидраш Раба, 16:11). «Если человек кажется себе «кузнечиком», то он полагает, что и окружающие видят в нем «кузнечика», даже если на самом деле они видят в нем ангела!» - объясняет рав Моше Шайнеман. То, что человек думает о себе, то же, считает он, думают о нем люди.
Потеряв в себя веру, человек думает, что и окружающие не верят в него. Ощущая себя недостойным любви, он думает, что Вс-вышний и люди ненавидят его, а он лишь отвечает им взаимностью. Настоящая вера вдохновляет человека поверить в себя и в свои силы. Поверив, что он достоин любви, человек ощущает, что Вс-вышний и люди любят его, а он отвечает им любовью. И если ненависть разрушает, то любовь укрепляет наши семьи и общины, отстраивая Храм в нашей жизни.

 

Рав Реувен Пятигорский
Пятая книга Торы.

Название получила по первой фразе: «Эле а-дварим - Вот слова…» Называется также Мишне Тора (это название встречается в самой книге; см. 17:18). Отсюда - греческое «Девтерономос», латинское Deuteronomion, русское «Второзаконие». Название, в некотором роде, соответствует содержанию, поскольку значительная часть материала книги входит в предшествующие книги Хумаша.
Книга состоит из 11 недельных разделов, 34 главы и 965 стихов. Из 613 заповедей, приведенных во всех пяти книгах Торы, на долю Дварим приходится примерно треть - 199, из них 77 повелительных (асэ) и 122 запрещающих (ло таасэ).
По существу, книга представляет собой развернутую речь Моше, с которой пророк перед смертью обратился к народу накануне вступления колен Израиля в Святую землю, наставляя их в необходимости соблюдать Закон.
Текст книги условно можно разделить на несколько частей. В первой (по 4-ую главу включительно) Моше коротко описывает путь, совершенный евреями в пустыне, и призывает их оставаться верными договору, заключенному со Вс-вышним. Во второй части (с 5-ой главы по 11-ую) описывается получение народом Торы на Синае, а также те принципы, на которых будет строиться их жизнь в Эрец Исраэль. Затем идет свод специальных законов (с 12-ой главы по 26-ую). После чего дается указание о благословениях и проклятиях, которые надо будет произнести на горах Гризим и Эваль. Снова рисуется картина того, что ожидает народ в случае его выполнения или нарушения союза с Творцом. Книга завершается благословением Моше и описанием его смерти.

 

Арье Юдасин
Феминизм
Лет двадцать назад мой знакомый на вопрос: «Что самое плохое сегодня в Америке?» ответил: «Феминизм!» - и немедля был принят на работу. Вы согласны с его боссом?
Проблемы с юридической активностью женщин возникали и у величайшего нашего законодателя. Возвестил Моше: «Судите беспристрастно… а то, что будет тяжело для вас, приносите ко мне, и выслушаю». А Тур ущучил: когда пришли к Моше дочери Цлофхада с тривиальным вопросом о праве наследования, учитель не знал, что и сказать! Пришлось запрашивать Небеса, и отныне закон о наследовании дочерей связан с пятью первыми «феминистками». Вс-вышний встал на сторону прекрасного пола: «Верно дочери Цлофхада говорят…» Если прибавить часто цитируемое моей женой: «Слушайся [Авраам] Сары, жены своей» и то, что «в заслугу праведных женщин евреи вышли из Египта», царицу Эстер, судью Двору, Яэль, убившую антисемита Сисру… От Традиции феминизмом попахивает?
Еще одну заметку Тура уж и не знаю, как трактовать - про или антифеминистски? К словам «Йошуа бин Нун, стоящий перед тобой» дается следующее примечание: «Более велик помощник, чем ученик». В смысле - кто обслуживает и поддерживает учителя, достоин стать царем. Учащийся у мудреца «получает» меньше и на подобное величие не претендует. Но Тора сказала: «Сделаю ему [мужчине] помощника [женщину] напротив него»! Если так, дама достойна короны. Да и «нехорошо человеку [Адаму] быть одному».
Уточнено: «Мужчиной и женщиной сделал Он [людей]». Или человек вообще состоит из двух половин - мужчины и женщины? Или каждый - сам по себе человек, свой собственный? И кто ему тогда «помощник»? Демократический суд? Общество защиты матери и ребенка?
Только не заикнитесь феминистке, что женщина «сотворена в помощь». Проблема почти всех либералистских движений - они столь быстро бегут в выбранном направлении, что далеко обгоняют «паровоз» реальности. А вот «либерал» Наполеон и крестьян по Европе освобождал, и евреям Синедрион устраивал, и законодательство гуманизировал… Но женщинам в 1804-м он право голоса и прочие самоуправства воспретил и строго подчинил жену мужу. Чуял император, что у всего есть предел?
Современные энциклопедии о феминизме пишут чепуху, относя его истоки к концу XVIII века. Еще в XV–XVII веках в Европе бушевала борьба «феминистов» и «антифеминистов». Тогда, например, в европейских шахматах «королева» стала сильнейшей фигурой. У азиатов она «визирь» да «барс». Но - и про- и антифеминистами одни мужчины были. В конце XVIII века женщины в драку ввязались - и пошла катавасия…
Какова идеальная роль женщины в еврейском Учении? Она не может служить в Храме, стать раввином, быть свидетелем в большинстве судебных дел. «Красота царской дочери внутри» ее дома. Отец или муж вправе отменить ее обеты, суженый, по «основному закону», лишь бросит разводной документ к ногам супруги - и расстались. Повеление «да не будет на женщине мужской одежды» включает и запрет (в обычных условиях) на ношение оружия. Иначе говоря, социальные привилегии и обязанности женщины невелики. Зато огромна ее роль в еврейском доме. «Муж не должен вмешиваться в большинство домашних дел», отцу и матери полагается равное почтение от детей, «в вопросах дома и земных делах мужчина обязан советоваться с супругой», нельзя заставить жену переехать в другой город…
Да и практически все раввинские постановления, определяющие практику применения Закона, направлены в пользу женщины. Материальные обязательства мужчины (ктуба), запрет разводиться с женой против ее воли, обязанность нового мужа содержать ее детей от первого брака… Иначе говоря, Закон предлагает и обустраивает женщине царство любви, мира и защищенности в доме.
А теперь скажите, чем, как не домашним бесправием и мужской грубостью обусловлено большинство «феминизмов»? Абстракции, в том числе и абстрактный «либерализм», «право избирать, водить трактор и танк» - ближе мужчине-«идеологу», чем нормальной и практичной женщине. Но сегодня, увы, именно женщины зачастую тянут на себе семьи и общины. И кому стало от этого лучше?

 

Меир Марат Левин
Золотой теленок
Так называется исключительно остроумная книга, написанная двумя авторами, eвреем Ильфом и русским Петровым. Но не всегда сотрудничество евреев и неевреев над созданием «золотого теленка» заканчивалось столь успешно.
Вот пример. Вместе с евреями из Египта вышла разношёрстная компания, осознавшая, что Моше и его покровитель Вс-вышний сильней фараона. Египет был практически разрушен, и стало вполне объяснимо и даже умно с их стороны искать нового покровителя. На горе Синай, где евреи получали Тору, египтян не было. Ни физически, ни духовно. Зато присутствовали души всех «геров», которые в будущем искренне захотят присоединиться к еврейскому народу.
И вот евреи вместе с попутчиками через каких-то 40 дней после Синайского откровения строят себе объект для поклонения. Нарушают одну из первых заповедей: «не сотвори себе кумира» и кучу других.
Непонятно. Kаким образом евреи могли так согрешить? Ведь они находились на уровне Адама до греха! Cатан не имел над ними власти. Точно так, как в период творения он имел власть только над Хавой. K Адаму искуситель не смел даже подступиться.
Однако Хава и Адам представляли собой одно целое, и она вынудила его согрешить. Почему же это называют грехом Адама?
А вот почему. Она первая начала, просто потому что ей захотелось. Для неё, как для всякой нормальной женщины, желание явилось самодостаточной причиной. Хочу – и всё! Адам так не может. Ему нужно самооправдание. В поисках которого мужчина совершает гораздо больший грех, так как начинает верить, что слова Вс-вышнего – не абсолютная истина. Видимо, нечто подобное произошло и в пустыне.
Египтяне – «эрев рав» быстро сдались перед сатаном, показавшим им ужасные видения, в частности мертвого Моше. Kтому же oтсутствие Моше предоставило «эрев рав» долгожданную возможность потребовать изменения своего статуса. Под руководством Моше они не шли в «облаке славы», потому что были недостойны этой особой защиты. Они также не получали индивидуальных порций манны и питались остатками. Евреи были подобны ангелам, и разница в уровне оказалась разительной и обидной.
«Ерев рав» хотелось «заземлиться». Поднимая свой шум, они были уверены, что новый руководитель оценит перспективы электората и улучшит их условия.
Часто задают вопрос, каким образом Сталину удалось последовательно уничтожить “ленинскую гвардию большевиков” – Троцкого, Зиновьева, Каменева и других? Мне кажется, он был земной человек. Его интересовала только власть, а у них, наряду с жаждой власти, были ложные идеи, которые им мешали.
Постепенно «эрев рав» приобретают, хоть временно, большую силу, манипулируя общественным мнением. Они обращаются к Аарону с требованием назначить исполняющего обязанности руководителя вместо Моше. И тут ложная скромность подвела Аарона. Oн отказался взять эту роль на себя. В итоге «Ерев рав» требуют сделать вместо Моше изображение, на котором будет пребывать Божественное присутствие.
Почему выбран именно теленок? Евреи, которые примкнули к «эрев рав», страстно желали воскресить видение на горе Синай - aв нём бык был одним из четырех животных, впряженных в Небесную колесницу. Аарон почувствовал, что его могут убить. Он не боялся смерти. Но он боялся того, что с евреев взыщут за это преступление.
Чтобы оттянуть время, первосвященник приказывает принести золотые украшения женщин, рассчитывая так «день простоять, и ночь продержаться» до прихода Моше. Он не сомневался в уме и праведности женщин, на худой конец – в их привязанности к своим побрякушкам. И он не ошибся. Но мужчины-евреи, уверенные в том, что выполняют заповедь, рьяно жертвовали золото.
И вот телец готов. Указывая на него, «эрев рав» воскликнули: «Вот твои боги Израиль, которые тебя вывели из Египта!»
Вернемся в наше время. 1948 год. Время образования государства Израиль. Как вы думаете, кто был самым главным сионистом? Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза. Тот самый Сталин, который через четыре года начал осуществлять план уничтожения евреев СССР.
Кто голосовал за воссоздание государства Израиль в ООН? СССР и его сателлиты. Кто поручил Чехословакии продавать Израилю оружие? Кто дал указание восточно-европейским марионеткам отпускать евреев в Израиль? Кто мобилизовал несколько сотен евреев-фронтовиков и в качестве «мирных эмигрантов» отправил их на помощь бьющемуся в Войне за независимость еврейскому ишуву?
Понятно, что все это сделано было не из-за любви к евреям или чувства справедливости. Также и президент Америки Гарри Трумэн в обход госдепартамента дал указание представителю США в ООН голосовать заодно с СССР. Просто «сердце царя в руке Творца», и все его «очень хитрые» трюки и коварные задумки на деле выполняют небесный замысел.
И вот начался последний галут – галут евреев среди «эрев рав», предсказанный Виленским Гаоном. Они показали на армию, государство и сказали: «Вот боги, которые вывели тебя из Египта».
Поверьте, я не против государства и армии. Ни разу в своей жизни не нарушил ни один государственный закон. Не только в Израиле, но даже и в СССР. И хорошо усвоил выражение: «молись о благополучии верховной власти, ибо, если не страх перед ней, люди живьем начнут жрать друг друга». Я просто не хочу, чтобы из государства и армии делали всемогущего Б-га.
Пишет Виленский Гаон: «”Эрев рав” уклоняются от занятия Торой и сбрасывают с себя иго Небесного царства. Они прилеплены к Израилю. Евреи перенимают их поведение. Пять видов «эрев рав» есть в Израиле: склочники, сластолюбцы, лицемеры, охотники за именем, охотники за деньгами. Страшнее всех склочники, которые любят конфликт ради конфликта».
Правда, сегодня нет пророчества и мы не знаем, кто «эрев рав», а кто не очень.
Но все-таки, почему Вс-вышний не защитил своих праведников, поколение пустыни, от греха? Случай с золотым тельцом доказывает, что как бы ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для неё всегда остается возможным раскаяние и возвращение.
Нам бы только день простоять! Да ночь продержаться – до прихода Машиаха!

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Война в горах
В первой из трех речей, с которыми Моше обратился к Израилю перед смертью, "отец пророков" упоминает об истории с лазутчиками, после которой евреи 40 лет были вынуждены странствовать по пустыне.
Интересно ответить, что сразу после провала разведывательной экспедиции евреи неожиданно обрели смелость начать войну:
"И ОТВЕЧАЛИ ВЫ, И СКАЗАЛИ МНЕ: "СОГРЕШИЛИ МЫ ПРЕД Б-ГОМ! МЫ ПОЙДЕМ И БУДЕМ СРАЖАТЬСЯ, КАК ПОВЕЛЕЛ НАМ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ" (Дварим, 1:41).
Однако это решение запоздало, так что Моше предупредил евреев о бесполезности этого похода И вновь народ его не послушал:
"И ВЗЯЛИ ВЫ КАЖДЫЙ ОРУЖИЕ СВОЕ, И ДЕРЗНУЛИ ПОДНЯТЬСЯ В ГОРЫ" (Дварим, 1:41).
Интересно отметить, что, как видно из этого и следующих стихов, евреи в этот момент находились в долине, в то время как их противники - на вершине горы. То, что враг занимал господствующие высоты, стало причиной разгрома:
"И ВЫСТУПИЛИ ЭМОРЕИ, ЖИВШИЕ В ТЕХ ГОРАХ, ПРОТИВ ВАС, И ПРЕСЛЕДОВАЛИ ВАС, КАК ДЕЛАЮТ ПЧЕЛЫ, И ПОРАЗИЛИ ВАС У СЕИРА ДО ХОРМЫ" (Дварим, 1:44).
Это поражение послужило хорошим уроком последующим еврейским военачальникам.
В те времена у евреев не было хорошего оружия, а до воцарения Шауля - так же и регулярной армии. Поэтому армия судьи Шамгара вынуждена была сражаться сельскохозяйственными орудиями (Шофтим, 3 :31), Шимшон бил врагов ослиной челюстью (15:16), а у солдат Шауля "не было ни меча, ни копья у всего народа" (I Шмуэль 13:22). Так что неудивительно, что во времена Дворы Сисра мог покорить всю страну при помощи 900 колесниц, да и другие враги периодически находили Израиль беззащитным.
Чтобы хоть как-то уравнять силы, евреи старались воевать в горах. Так поступали Эхуд (Шофтим, 3:27), Двора (Шофтим, 4:6) и Гидеон (Шофтим, 6:33 & 7:9). Напротив, враги Израиля, обладавшие более совершенным оружием, старались дать бой на равнине, избегая сражений в горах, где, как они считали, сама природа помогает евреям. Последнее убеждение было столь сильным, что, когда царь Арама Венедад стал выяснять причины сокрушительного поражения от евреев, ему доложили, что "Б-г их есть Б-г гор, [а не Б-г долин,] поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их" (I Млахим, 20:23). Поэтому когда через год Венедад вновь отправился в поход, он решил дать сражение на равнине. Результат, впрочем, оказался столь же плачевным: "И подошел человек Б-жий, и сказал царю Израильскому: так говорит Г-сподь: за то, что Сирияне говорят: "Г-сподь есть Б-г гор, а не Б-г долин", Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я - Г-сподь" (I Млахим, 20:28).
Эти слова пророка объясняли, почему первое еврейское вторжение в Землю Израиля закончилось разгромом. Евреи проиграли не потому, что, руководствуясь неверной тактикой, наступали в гору из долины, но потому, что Б-г сказал им:
"'НЕ ПОДНИМАЙТЕСЬ И НЕ СРАЖАЙТЕСЬ, ИБО НЕТ МЕНЯ СРЕДИ ВАС" (Дварим, 1: 42).
Т.е. если Б-г присутствует "среди нас" - евреи побеждают, если же нет - терпят поражение. Поэтому для успехов в войне нам следует заботиться прежде всего о том, чтобы Б-г всегда "пребывал среди нас".

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
С точки зрения 38-летнего опыта
В  нашей недельной главе приводится первое из трех обращений Моше к Израилю, с которыми он выступил в последний месяц своей жизни. В нем пророк вспоминает некоторые события последних 38 лет. Свой рассказ он начинает с истории лазутчиков, которая, собственно, и стала причиной 38-летних скитаний по пустыне.
Интересно отметить, что в этой речи события изложены иначе, чем они описаны в книге Бемидбар. Этих отличий можно отметить как минимум три:
1. По чьей инициативе были посланы лазутчики. В книге Дварим Моше утверждает, что идея исходила "снизу", в то время как в Бемидбар сказано, что это было указание Вс-вышнего:

Бемидбар 
И ГОВОРИЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК:  "ПОШЛИ ОТ СЕБЯ ЛЮДЕЙ (13:1-2) Дварим
НО ПОДОШЛИ КО МНЕ ВСЕ ВЫ И СКАЗАЛИ: "ПОШЛЕМ ЛЮДЕЙ ПЕРЕД СОБОЙ, ЧТОБЫ РАЗВЕДАЛИ ОНИ НАМ СТРАНУ И РАССКАЗАЛИ НАМ О ДОРОГЕ, ПО КОТОРОЙ НАМ ИДТИ, И О ГОРОДАХ, К КОТОРЫМ НАМ ИДТИ (1:22)

2. В Дварим, Моше обвиняет прежде всего народ, который не захотел входить в страну Кнаан. Напротив, в Бемидбар основными виновниками названы лазутчики, очернившие страну в глазах Израиля.

Бемидбар 
ЛЮДИ ЖЕ, КОТОРЫЕ ХОДИЛИ С НИМ, СКАЗАЛИ: "НЕ МОЖЕМ МЫ ИДТИ НА НАРОД ТОТ, ИБО ОН СИЛЬНЕЕ НАС". И РАСПУСКАЛИ ОНИ ЗЛУЮ МОЛВУ О СТРАНЕ, КОТОРУЮ ВЫ СМОТРЕЛИ, МЕЖДУ СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ, ГОВОРЯ: "СТРАНА, КОТОРУЮ ПРОШЛИ МЫ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕТЬ ЕЕ, ЭТО СТРАНА, ГУБЯЩАЯ СВОИХ ЖИТЕЛЕЙ, И ВЕСЬ НАРОД, КОТОРЫЙ МЫ ВИДЕЛИ В НЕЙ, - ЛЮДИ-ВЕЛИКАНЫ (13:31-32)
Дварим 
И ВЗЯЛИ ОНИ В РУКИ СВОИ ИЗ ПЛОДОВ ТОЙ СТРАНЫ, И СНЕСЛИ К НАМ, И РАССКАЗАЛИ НАМ, И СКАЗАЛИ: "ХОРОША СТРАНА, КОТОРУЮ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, ДАЕТ НАМ!" НО ВЫ НЕ ЗАХОТЕЛИ ПОДНЯТЬСЯ, И ВОСПРОТИВИЛИСЬ ПОВЕЛЕНИЮ Б-ГА, ВСЕСИЛЬНОГО ВАШЕГО (1:25-26)

3. В Дварим Моше утверждает, что спорил с народом и уговаривал его войти в страну Кнаан. В Бемидбар же названы другие имена - Иегошуа и Калева:

Бемидбар 
А ЙЕГОШУА, СЫН НУНА, И КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ, ИЗ ТЕХ, КТО ВЫСМАТРИВАЛ СТРАНУ, РАЗОРВАЛИ ОДЕЖДЫ СВОИ. И СКАЗАЛИ ОНИ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ТАК: "СТРАНА, КОТОРУЮ ПРОШЛИ МЫ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕТЬ ЕЕ, СТРАНА ЭТА ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ХОРОША! ЕСЛИ БЛАГОВОЛИТ К НАМ Б-Г, ТО ПРИВЕДЕТ ОН НАС В ЭТУ СТРАНУ И ДАСТ ЕЕ НАМ, СТРАНУ, КОТОРАЯ ТЕЧЕТ МОЛОКОМ И МЕДОМ. НЕ ВОССТАВАЙТЕ ЖЕ ПРОТИВ Б-ГА И НЕ БОЙТЕСЬ НАРОДА ТОЙ СТРАНЫ, ВЕДЬ ОНИ - ПИЩА ДЛЯ НАС, УШЛО БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИХ, И С НАМИ
Б-Г! НЕ БОЙТЕСЬ ИХ!".(14:6-9) 
Дварим
И СКАЗАЛ Я ВАМ: "НЕ СТРАШИТЕСЬ И НЕ БОЙТЕСЬ ИХ! Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ, ИДУЩИЙ ПЕРЕД ВАМИ, ОН СРАЖАТЬСЯ БУДЕТ ЗА ВАС ТАК ЖЕ, КАК СДЕЛАЛ ОН ЭТО В ЕГИПТЕ НА ГЛАЗАХ У ВАС (1:20-30)

Как объяснить, что одно и тоже событие описывается в разных книгах Торы совершенно по-разному? С точки зрения сторонников т.н. "библейской критики", ответ на этот вопрос очевиден - в Торе приводятся две независимых традиции, одна, соответственно, в книге Бемидбар, а другая - в книге Дварим. Однако, как мне кажется, возможно и иное объяснение.
Во-первых, следует понять, какую цель преследует каждая из упомянутых библейских книг. Книга Бемидбар - в определенном смысле историческая хроника, объясняющая, почему евреи не вошли в страну Кнаан сразу после Синая. Книга Дварим, в свою очередь - своего рода завещание Моше, содержащее его указания, как жить дальше. Поэтому его в данном случае мало волнует прошлое - ему важно, чтобы Израиль не повторил в будущем прежних ошибок.
Поэтому он описывает историю с лазутчиками в совершенно иной перспективе, подчеркивая то, что будет актуально для следующих поколений.
Чья это была идея - послать соглядатаев? Согласно книге Бемидбар, перед лазутчиками были поставлены две задачи: военная и экономическая разведка страны Кнаан. Что касается военной разведки, то ее поручил сам Вс-вышний, а вот экономический аспект был добавлен по просьбе народа.  И именно эта часть миссии в итоге провалилась. Поэтому в Дварим Моше напомнил людям о их ошибке, а не о приказе Вс-вышнего.
Относительно виновных - на момент обращения Моше лазутчики давно уже были мертвы. Соответственно, не было никакого смысла обсуждать их ошибки и промахи. Гораздо важнее было напомнить народу о его ошибках.
Наконец, кто бы ни спорил тогда с народом, он очевидно действовал как представитель Моше. Более того, было совершенно естественно, что Моше поручил это дело именно тем, кто сам участвовал в разведывательной экспедиции. Однако теперь, через 38 лет, Моше гораздо важнее подчеркнуть роль Вс-вышнего в завоевании страны. И с этой точки зрения важно, чтобы прозвучал  голос не просто лазутчика, но политического лидера, призывающего народ не бояться и уповать на Б-га.
Таким образом, неправильно говорить о противоречиях между двумя описаниями этой истории. Просто о ней расказывается с разными целями.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Это первая глава последней из Пяти Книг Торы, и, как всегда, по ее имени названа вся книга. Почти вся книга Дварим состоит из речей, которые Моше Рабейну дал в течение последних тридцати шести дней своей жизни на этой земле. В этих речах Моше вновь обозревает события нашего избавления из Египта и путешествий по пустыне до приближения к границам Земли Израиля. Помимо этого он повторяет все заповеди Торы, в целом ряде случаев более подробно объясняя нюансы отдельных заповедей, которые изначально получил от Б-га на горе Синай. По этой причине книга Дварим известна как «Мишне Тора», то есть, «повторение Торы».
2. На Моавской равнине, к востоку от реки Иордан, напротив города Иерихо, с видом на Землю Обетованную, Моше Рабейну дает речь всему собравшемуся еврейскому народу. Зная точно, что ему самому не будет позволено войти с нами в Землю Израиля, он велит нам мужаться и крепиться. Ибо ХаШем всегда с нами, и под руководством нашего нового вождя Йеошуа-бин-Нуна мы перейдем через реку Иордан и займем Землю, обещанную Б-гом нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову. Преданный и участливый вождь, Моше Рабейну прекрасно понимает наше глубокое волнение по поводу новой эпохи, которая открывается для нас в связи с вхождением в Землю Израиля, и он призывает нас всегда сохранять веру в
Б-га. Упоминая косвенно о случаях нашего неповиновения Б-гу или сомнения в Его правоте, Моше укоряет нас за то, что мы недостаточно доверяли Б-гу и испытывали Его терпение, и увещевает нас сохранять Ему верность, чтобы в будущем все было хорошо.
3. Моше напоминает, как после получения нами Торы от Б-га на горе Синай произошел - так скоро - постыдный эпизод, вызванный избытком имевшегося у нас золота. В результате этого нам пришлось оставаться у горы Синай подольше и сооружать Мишкан, с его священной утварью. Это Святилище Б-га
свидетельствовало о том, что ХаШем снова принял нас, и с тем нам было велено отправляться в Землю Израиля. В порядке подготовки к взятию нами Земли, получив одобрение Б-гом идеи, изначально выдвинутой Итро (тестем Моше), Моше призвал мудрых и компетентных людей разделить бремя его должности, чтобы обеспечить эффективное и справедливое управление народом в его новой земле. Хотя и кисло напоминая о нашей чрезмерной готовности принять это предложение (как будто мы чуть ли не надеялись, что нам удастся оказывать влияние на этих новых представителей власти), Моше повторяет основные законы и условия, а также перечисляет качества характера, необходимые человеку для того, чтобы управлять народом. Ответственность велика, ибо, по словам Моше, суд принадлежит Б-гу. Человеческий судья должен всегда рассматривать себя как партнера Самого вездесущего Верховного Судьи, Который подвергнет его суровому наказанию за пренебрежение своими обязанностями. Завершив таким образом эту административную организацию народа, мы отправились в путь от горы Синай, следуя за колонной облака, посланной Б-гом. За три дня мы прошли почти 150 миль по великой и страшной пустыне - путь, который обычно занял бы по крайней мере одиннадцать дней - ибо ХаШем хотел, чтобы мы поскорее завладели Землей Израиля. Мы прибыли в Кодеш Барнеа, к югу от Земли Израиля, и были готовы войти в нее и отвоевать ее у кнаанеев.
4. Моше напоминает народу о том, как там, в Кодеш Барнеа, от него шумно потребовали послать разведчиков, чтобы удостовериться в том, что обещанная Б-гом земля действительно хороша и подходит для характера и особых нужд каждого из колен, а также, чтобы определить наилучший способ ее захвата. Этот
недостаток доверия к Б-гу в очередной раз показал, что то поколение было недостойно Его добра. Это было окончательно доказано, когда разведчики возвратились со своим докладом, и люди стали горько жаловаться на свою воображаемую судьбу. В результате этой измены ХаШем постановил, что им действительно не будет дана Земля. Только их дети - люди, к которым Моше обращается теперь - войдут в Землю Израиля после того, как вымрут все мужчины того, первого поколения. Так получилось, что еврейскому народу пришлось оставаться в пустыне в целом сорок лет.
5. Моше напоминает людям о том, как, услышав о гневе Г-споднем, они признали свой грех - но не смирились с наказанием (что само по себе - знак непокорности, свидетельствующий о том, что они еще не раскаялись в своем бунтарстве). Затем, наперекор постановлению Б-га, и несмотря на предупреждения Моше, некоторые из них предприняли решительную попытку пройти к Земле Израиля по эморейским высотам. Но ХаШем не был с ними, и на них обрушились эмореи, преследовали их и, настигнув, перебили.
6. Они оставались в Кодеш Барнеа в общей сложности девятнадцать лет. Затем, по указанию Б-га, народ повернул к юго-востоку, удаляясь от Земли Израиля в сторону Красного моря (современный Акабский залив) и обогнул землю Сеир с запада на восток, вдоль южной ее границы, а затем пошел на север, пока не достиг земли Моава, далеко к востоку от Земли Израиля. Нам пришлось обходить земли Сеира (то есть Эдома - Эйсава) и Моава потому, что эти народы отказали нам в разрешении пройти через их страны, и Хашем велел не провоцировать с ними войну. Ибо это Он дал им эти земли, и нам не полагалось ничего у них захватывать. Отказывая нам в проходе, они пользовались своими правами суверенов, и, таким образом, нам пришлось миновать наших братьев, людей Эйсава, живущих на высотах Сеира. Затем мы пошли на север, от Эйлата и Эцион Гевера на юге вдоль долины Арава, и прошли через пустынные земли к востоку от
земли Моава. (Изначально эти земли населяли богатыри и грозные племена великанов, но моавитяне их изгнали, как изгнали потомки Эйсава хоритов из Сеира и поселились там сами, и как нам тоже предстояло сделать с теми, кто в наше отсутствие поселился незаконно на земле, данной нам Б-гом.)
7. Теперь прошло тридцать восемь лет с нашего ухода из Кадеш Барнеа. Вымерли все мужчины поколения, которое гневило Б-га и испытывало Его терпение. Мы прошли через пустыню и обошли земли Эйсава и Моава. После этого ХаШем велел нам перейти поток Зеред (современный Вади эль-Хеза) и продолжить путь
на север, напоминая, что нам не следует нападать на моавитян или провоцировать войну с аммонитянами, чья территория лежала к северу от потока Зеред (земля Аммона была севернее земли Моава), ибо те земли были даны им Б-гом. (Здесь тоже жил свирепый народ великанов, и ХаШем их изгнал, чтобы эту землю могли взять аммонитяне, потомки Лота, по сути, таким же образом, как народы Моава и Эйсава.) Перейдя поток Зеред и обойдя восточную сторону земли Аммона, мы, по указанию Б-га, продолжили путь на север и перешли реку Аммон и ее долину (современная река Муджиб, к востоку от Мертвого моря, напротив Эйн Геди). Теперь мы находились в нескольких милях от земель, завоеванных Сихоном, царем эмореев, у Моава, а также земель, которые он более недавно завоевал у Аммона и теперь занимал.
8. Моше вспоминает, как он выступил с мирной инициативой и послал гонцов к Сихону в Хешбон (современный Хесбан, примерно в двадцати милях к северу от реки Аммон), с просьбой разрешить нам пройти в Землю Израиля через восточную территорию у реки Иордан, находящуюся под его оккупацией. Сихон отказал и вместо этого вышел на битву с нами у Яхаца (теперешний Джалул в горном массиве Хрибет эль-Тейм, примерно в семи милях к югу от Хешбона и в пятнадцати к востоку от северной оконечности Мертвого моря.) Но у Моава и у нашего брата Эйсава было право отказать нам в разрешении пройти через их земли (пусть это и было выражением злобы с их стороны). У Сихона же не было подобных данным Б-гом прав на землю, которую он завоевал у потомков Шема (эмореи были хамитами). И ХаШем отдал его нам в руки, и мы его одолели вместе со всеми его дружинниками, и взяли все земли, которые он занимал. (Это включало также земли, которые он до этого завоевал у Моава и Амона – теперь нам было разрешено их брать, ибо мы их взяли у Сихона.) Таким образом, вся территория к востоку от реки Иордан (современное королевство Иордания) стала нашей. В нее входили земли от реки Арнон (по которой раньше проходила укрепленная граница Аммона, из-за чего Сихон не смог захватить эту часть страны, когда завоевывал Моав), регионов и городов вокруг Хешбона к северу от него, до региона реки Яббок (притока Иордана). Но оставались за ее пределами высоты и города к востоку, которые, по велению Б-га,
по-прежнему принадлежали народу Аммона.
9. Затем мы продолжили путь на север в сторону региона Башана, ибо он тоже входил в состав земли, выделенной для нас Б-гом. Тогда на битву с нами вышел Ог, царь Башана, со своими дружинниками к Эдреи (современная Дера). Моше пересказывает, как в очередной раз ХаШем дал нам победу и над этим великаном, и мы захватили все земли, которые находились в его владении, включая целый ряд городов-крепостей и множество неукрепленных городов. Таким образом, все земли на восточном берегу реки Иордан стали нашими, от реки Арнон на юге, до горы Хермон на севере.
10. Моше напоминает нам, как колена Гада и Реувена попросили, чтобы эти земли были даны им и некоторым членам колена Менаше в надел, при условии, что они на практике не осядут там, пока все остальные колена не займут свою территорию к западу от реки Иордан. А относительно чудес, которыми мы победили Сихона и Ога и всех их воинов, и захватили их территории, Моше говорит Йеошуа, что для
него и для всего еврейского народа это должно послужить воодушевлением. Ибо, как помог ХаШем одолеть этих двух грозных царей, так поможет Он одолеть и жителей Земли Израиля и их царей. Их нечего бояться, говорит Моше, ибо за нас воюет ХаШем.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Дварим
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ишаи (1:1-27).

1. Эта Ѓафтара - третья и последняя из серии отрывков «Ѓафтары предостережений и укоров». Ее всегда читают в Шаббат перед постом Девятого Ава, годовщиной разрушения Храма. В этой Ѓафтаре Ишая укоряет еврейский народ своего времени за бунтарство против Б-га. Но здесь бунт - не обычный мятеж группы людей с целью свержения правителя, а различного рода грехи и нарушения Б-жьей Торы,
что Ишая и подвергает столь резкой критике. Его пророческий взор устремлен далеко в будущее, и он предупреждает, что видит, как Земля Израиля будет разорена, ее города выжжены дотла, ее плоды забраны захватчиком, а Храм разрушен до основания.
2. Он упрекает народ за неблагодарность Б-гу, несмотря на все, что Он для него содеял, и за отказ исполнять свой долг Народа Б-жьего. «Смотрите, небо и земля, детей взрастил Я и высоко вознес их, а они против Меня восстали! Даже бык знает владельца своего, даже осел знает хозяина. А Израиль больше не хочет Меня знать, отказывается народ Мой понимать, что от него ожидается, и против Меня бунтует!» Именно этот бунт против Торы привел в конечном итоге к падению еврейского государства, к разрушению Храма и к изгнанию народа со своей земли - катастрофам, которые столь отчаянно пытался предотвратить Ирмия, призывая народ улучшить свое поведение.
3. Ишая отчитывает народ за пустые механические ритуалы, лишенные всякого чувства: «Слушайте слово Б-жье, о вы, самовлюбленные князья Сдома! Слушайте указания Б-га, вы, алчные люди Аморы! Желаю ли ваших многочисленных жертв, что приносите без искренности? Вы угнетаете слабых, а затем приходите в Мой Храм с жертвами! Неужели воображаете, что ваша фальшивая служба Меня радует? Вы приходите паломниками в Мою Святыню - но не соблюдаете права обделенных; неужели вы думаете, что пока это продолжается, Меня возбуждает ваше топанье по Моему святому месту в грязных сапогах? Кто вас приглашал? Не Я! Не хочу Я ваши неискренние приношения; отвергаю Я ваши жертвы, ваши молитвы, ваши обращения за благословением, ибо руки ваши залиты кровью невинных и обиженных! Прекратите эксплуатировать слабых и беззащитных, положите конец взяточничеству и коррупции! Учитесь делать добро! Добивайтесь справедливости для обделенных, облегчайте участь угнетенных, защищайте сироту, боритесь за вдову!»
4. Эту Ѓафтару читают прямо перед постом Девятого Ава как напоминание о наших обязанностях и как призыв улучшить поведение. Если это удастся, то вновь соберутся в нашу Святую Землю изгнанники еврейского народа, чтобы зажить в безопасности под властью Б-га и следовать законам Его Торы, с отстроенным Храмом, вновь действующим, как в старые добрые времена.
5. Резкая критика, с которой обрушивается Ишая - да и другие пророки – на еврейский народ, нуждается в некотором пояснении. Несмотря на общее осуждение пророками всего еврейского народа, на самом деле весь народ вовсе не был виновен в перечисляемых ими грехах. Конечно, были и плохие люди, и даже среди весьма высокопоставленных лиц. Но они составляли ничтожную долю по отношению к народу в целом. Тем не менее, само то, что таких людей терпят в нашей среде, замешивает в их грехах нас всех, ибо раз мы терпим зло, значит, его оправдываем, - это и осуждает пророк. Злу не должно быть места в еврейском народе! Даже небольшое число грешников накладывает пятно на весь народ.
6. Нам могут показаться нам очень сильными выражения, которыми пользуется пророк, и может создаться впечатление, что грехи были воистину великими, раз люди заслужили столь резкую критику. Но следует помнить, что пророки не церемонились в выборе выражений, а также, что в своих речах они часто нарочно
стремились создать драматический эффект, чтобы привлечь внимание. Когда они видели что-то неправильное или слышали о какой-то постыдной истории, которая бросает тень на весь народ, они бесстрашно выступали с протестом. Иногда содеянное зло было известно только Б-гу, и Он велел пророку выступить. Но это во многом сходно с ситуацией, когда незнакомый человек слушает за закрытыми дверями, как отец кричит на ребенка, и думает, что тот, должно быть, натворил что-то поистине ужасное, раз заслужил такую взбучку. Тогда как отец кричит не столько потому, что сын так тяжко провинился, сколько потому, что знает, какой у сына огромный потенциал, на какое добро он способен, и потому ожидает от него большего. Так и с нашими пророками. Они знают - как знает и ХаШем, ораторами Которого они являются, - на какое великое добро способен еврейский народ, - но именно поэтому столь велико разочарование.
7. Во многом аналогично этому и то, как в современном мире постоянно критикуют еврейский народ (и все то, что представляется миру еврейским) и придираются к нему по любому поводу (тогда как в таком же поведении других народов, а то и в худшем, не видят ничего плохого). Это демонстрация того, что мир ожидает от еврейского народа соблюдения более высоких норм поведения. В этом свете антисемитизм, на котором в большой степени зиждется эта критика, может рассматриваться как косвенный комплимент еврейскому народу, ибо на практике он равнозначен признанию того, что от нас ожидается большее. Нет, мы не пытаемся оправдать то, что действительно заслуживает осуждения, просто надо давать всему правильное определение. То есть, благодаря нашему происхождению, мы обладаем великим потенциалом и способностью оказывать облагораживающее влияние на мир, и потому наши пророки требовательны к нам,
как, по правде говоря, требователен и Сам ХаШем. И, интересным образом, другие народы тоже.
8. Вместе с этими резкими упреками и грозными предостережениями наши пророки всегда несли от Б-га также предложения о примирении, и в этой Ѓафтаре как раз содержится одна из самых эмоциональных речей о прощении. «Пойдемте, подумаем вместе, - говорит ХаШем Своему заблудшему народу, - говорю Я вам, что даже если грехи ваши будут, как алая ткань, если раскаетесь, Я сотру всякий след греха, и станете белыми, как новая шерсть! Если захотите Меня слушаться, Я дам вам насладиться лучшими плодами земли! Очищу Я вас и уберу все ваши отбросы, и ваша столица вновь будет признана как Город праведности, Город веры в Б-га! Еврейский народ освободится из изгнания в заслугу за справедливость и заботу о бедных и обездоленных, и пропавшие вновь возвратятся домой в заслугу за праведность».

 

Рав Нахум Пурер
Книга “Дварим” - последняя в Пятикнижии. У нее есть и другое название - “Мишне Тора”, буквально, “повторение Торы”. Отсюда ее русское название “Второзаконие”. Моше-рабейну обращается с предсмертным напутствием к евреям, готовящимся вступить в Эрец-Исраэль. Он повторяет, объясняет многие из ранее изложенных заповедей, напоминает о главных событиях Исхода и сорокалетних странствий, предостерегает народ от ошибок и заблуждений.

Содержание раздела
В начале раздела “Дварим” Моше говорит намеками о грехах предыдущего поколения, умершего в пустыне. Он вспоминает трагическую историю с разведчиками. Если бы евреи не послушались их клеветнического отчета, не запаниковали, а сразу вошли в Страну Израиля, Б-г дал бы им всю обещанную землю - от Средиземного моря до реки Евфрат, без всякого сопротивления со стороны местных племен. Но евреи проявили безверие, и за это все поколение было приговорено к постепенному вымиранию. Моше с горечью говорит, что он тоже лишился права вступить в Эрец-Исраэль. Опомнившись, евреи решили исправить положение: они бросились в атаку на превосходящие силы эмореев, не слушая предостережений Моше, что Б-г не поддержит их, - и потерпели разгром. Отныне им запрещено сражаться против царств Эсава, Моава и Амона, земли которых не войдут пока в состав Страны Израиля. Ее завоевание начнется с царств Сихона и Ога и будет проходить естественным путем, без видимой Б-жественной поддержки.

По обе стороны конфликта
«И повелел Я судьям вашим: “Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого…”» (1:16).
На основе этой фразы в Талмуде выводится юридическое положение: «Судья не имеет права выслушивать одного из участников тяжбы в отсутствие другого» (трактат «Сангедрин», 7б).
Взгляните на маленького ребенка. Какой он сладкий, чистый, невинный! Но не спешите умиляться. С первых минут своей жизни, с первого младенческого крика он решительно предъявляет миру свои жесткие, бескомпромиссные требования: «Хочу есть! Хочу спать! Не хочу спать! Опять хочу есть!» Никакие возражения и промедления не допускаются. Жизнь маленького ребенка - это сплошная проповедь беспредельного эгоизма, двадцать четыре часа в сутки, и так до 12–13 лет.
Когда ребенок отмечает свою бар-мицву или бат-мицву, лучший подарок, который он получает - не перьевая авторучка и не компьютер, а «йецер тов», позитивное отношение к жизни, склонность к добру, ибо до совершеннолетия им владела лишь одна стихия - «йецер а-ра», дремучий эгоизм, нежелание считаться ни с кем и ни с чем.
Известный раввин и мудрец рав Йонатан Эйбешюц (Краков, 1690–1764) еще в детстве отличался выдающимися способностями и не по возрасту серьезным отношением к учебе. Преодолевая естественное для мальчика желание побегать и поиграть с другими детьми, он все дни напролет учил Тору. Когда он отметил свою бар-мицву, его спросили, как ему удавалось столь успешно преодолевать «йецер а-ра», не поддаваться детским искушениям и соблазнам.
Юный реб Йонатан ответил: «Тора учит, что судье запрещено выслушивать показания одного из участников гражданского процесса, если другой отсутствует. Поэтому, когда «йецер а-ра» пытался отвлечь меня от учебы, я говорил, что не буду выслушивать его доводы, пока мне не исполнится 13 лет и «йецер тов», другая тяжущаяся сторона, не явится на «суд», чтобы представить свои аргументы».

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Законы 9-го ава
1. В עֶרֶב תִּשְׁעָה בְּאָב (Эрев Тиша беАв) – в день перед наступлением Девятого Ава, перед Минхой (на которой не произносится Таханун), подают большой обед. А к вечеру устраивается Последняя трапеза перед постом ( סְעוּדָה הַמַפְסֶקֶת - «Сеуда Мафсекет»), которую едят уже сидя на полу. Это траурная трапеза, состоящая из
сухого хлеба, который окунают в пепел, сваренного вкрутую яйца и воды. Каждый человек ест по отдельности, а не в компании (в любом случае, Биркат ХаМазон – благословение после еды – произносится без церемонии Зимун). И необходимо проследить, чтобы закончить еду еще засветло, до заката. (Если не удалось как следует пообедать перед Минхой, то можно это сделать и после нее, перед тем, как сесть уже за Последнюю трапезу.) После этой трапезы еще можно есть и пить до заката, при условии, что у человека не было намерения начать поститься по ее окончанию. И поскольку законы траура не вступают в силу до вечера, то можно не садиться на землю (или на низкую табуретку или стул) до заката.
2. После Последней трапезы мы снимаем кожаную обувь и не надеваем ее до конца Девятого Ава. Запрещается и обувь, лишь частично сделанная из кожи.
3. К вечеру мы идем в синагогу, где притушен свет и снят занавес ( פָּרֹוכֶת ) со шкафа, в котором хранятся свитки Торы ( אֲרֹון הַקֹודֶשׁ ). Помолившись Маарив медленно и траурно, мы читаем Мегилат Эйха (Свиток «Эйха») и Кинот. После этого мы продолжаем: ' וְאַתָּה קָדֹושׁ, וכו – и т.д., затем Хазан произносит Кадиш (без תִּתְקַבֵּל) и служба завершается традиционным .עָלֵינוּ לְשַׁבֵּחַ
4. На молитву Шахарит не надеваются Талит и Тфилин. Ее тоже молятся медленно и траурно. Вынимают свиток Торы и читают отрывок из главы Ваэтханан וָאֶתְחַנַן, предупреждающий нас о бедах, которые постигнут нас в случае, если мы оставим Б-га и Его Тору, - предупреждение, к которому мы не прислушались. После молитвы Шахарит произносят Кинот, а затем читают Мегилат Эйха (каждая община в соответствии со своим обычаем). Все это продолжается примерно до полудня.
5. В Девятое Ава не разрешается изучать Тору, ибо ее изучение – это наиболее возвышенное удовольствие, какое может получить человек. Однако разрешается изучать Гемару и Мидрашим, в которых обсуждаются события Девятого Ава, а также законы траура. Но не следует слишком погружаться в материал и увлекаться
анализами, ибо это уже начинает доставлять интеллектуальное удовольствие и радовать сердце.
6. В течение всего дня Девятого Ава не разрешается мыться и горячей, и холодной водой, а утром можно только протирать глаза пальцами, мокрыми от утреннего омовения рук. Если пачкается какая-либо часть тела, то можно омывать только ее. Перед произнесением благословения אֲשֶׁר יָצַר тоже можно омывать только
пальцы. Поскольку запрещено лишь мытье для удовольствия, то можно мыть еду, даже если при этом неминуемо замочатся и руки.
7. На Минху надеваются Талит и Тфилин, и произносится שִׁיר שֶׁל יֹום , а также некоторые другие части молитвы, которые были опущены в Шахарит. Проводится чтение Торы и Хафтары, как на все дни поста, после чего произносится Хаци-Кадиш. (Утренняя Хафтара берется из книги Ирмии (от гл. 8, фразы 13, до гл. 9, фразы 23), а в Минху – из книги Ишаи (от гл. 55, фразы 6, до главы 56, фразы 8).)
8. В молитве Шмоне Эсре, в благословении " וְלִירוּשָׁלַיִם " произносится вставка " נַחֵם ", а в благословении
" שְׁמַע קֹולֵנוּ " – вставка " עֲנֵנוּ ".
[а] Если человек забыл вставить "נַחֵם " на нужном месте, то вставляет и его в благословение "שְׁמַע קֹולֵנוּ ", после " עֲנֵנוּ".
[б] Если вспомнил только после этого, то эту вставку все еще можно сделать в благословение "רְצֵה ",  перед ее концовкой " וְתֶחֱזֶינָה עֵינֵינוּ". Но в любом таком случае, когда эта вставка делается не в благословение " וְלִירוּשָׁלַיִם", а в другое благословение, то в качестве концовки произносится не
" בָּרוּךְ אַתָּה ה' מְנַחֵם צִיֹון וּבֹונֶה יְרוּשָׁלַיִם ", а традиционное окончание того благословения, то есть
" בָּרוּךְ אַתָּה ה' שׁוֹמֵעַ תְּפִילָה " или " שְׁכִינָתֹו לְצִיֹון בָּרוּךְ אַתָּה ה' הַמַחֲזִיר "
[в] Если забыл вставить " עֲנֵנוּ " в благословение " שְׁמַע קֹולֵנוּ ", то ее можно произнести в конце Шмоне Эсре в "אֱ-לֹקַי נְצֹור ", перед заключительной фразой "' יִהְיוּ לְרָצֹון אִמְרֵי פִי וכו ". Если же вспомнил только после этого, то это упущение уже нельзя исправить.
9. Человек, которому запрещено поститься в Девятое Ава, все равно вставляет " נַחֵם", но не " עֲנֵנוּ".
10. Ни в Шахарит, ни в Минху Девятого Ава не произносится Таханун, а также "אֶרֶךְ אַפַּיִם ל-אֵ" (перед чтением Торы) и " לַמְנַצֵחַ ". Ибо даже в этот, самый печальный наш день мы помним обещание наших пророков, что в один прекрасный день Девятое Ава превратится из дня скорби в праздник, а эти молитвы не подходят для
праздничного настроения. Вообще, мы, еврейский народ, «верующие, сыны верующих», всегда должны черпать воодушевление и мужество из слов наших пророков и раввинов, и даже во время великой печали не терять надежду и погружаться в безутешное горе, без веры в будущее. Напротив, мы знаем, что, как сбылись трагедии, о которых они нас предупреждали, так сбудутся и их предсказания о великом благе и истинном Избавлении в будущем, какими бы они ни казались отдаленными и невероятными.
11. Девятого Ава мы, как люди, находящиеся в трауре, не здороваемся друг с другом и не отвечаем на приветствия; не разрешается даже сказать «доброе утро». Но если с нами здоровается человек, не знакомый с законами Торы, или нееврей, который может обидеться, если не ответим на его приветствие, то можно ответить тихо.
12. С начала Девятого Ава вечером до полудня запрещено сидеть на стуле или кресле выше 12 дюймов или 30 см.. И в течение всего дня не следует отвлекаться от поста и заниматься какой-либо деятельностью другого рода.
13. Согласно нашей исторической традиции, седьмого Ава враги ворвались в Храм, два дня грабили и хулили нашу святыню, к вечеру девятого Ава подожгли ее, и пожар продолжался до вечера десятого. Поэтому законы Девяти дней продолжают действовать и в первую половину десятого Ава. (Пост соблюдается в Девятое Ава потому, что начало катастрофы – это более тяжелый удар.) Когда Девятое Ава
выпадает на Шаббат, и пост откладывается на воскресенье, то действие всех запретов Девяти дней оканчивается на исходе поста в воскресенье вечером, кроме запрета мяса и вина, который продолжается до зари следующего утра (понедельника).
14. Девятое Ава – это не только день национального траура по разрушенному Храму. Это также время, в которое стоит призадуматься о последствиях того разрушения: о нашем изгнании из Святой Земли, рассеянии среди других народов, страданиях, унижении и дискриминации, иногда более очевидной, иногда скрытной, но никогда не прекращающейся. Еврейскому народу, избранному Б-гом, уже очень и очень долго, целых две тысячи лет приходится терпеть от других жестокие издевательства и притеснения (пусть в одних странах менее грубые и вопиющие, чем в других). Настолько долго, что такое положение дел уже давно стало восприниматься почти как норма. В Девятое Ава весьма не помешает почитать немного истории и рассказов об ужасах, которым мы подвергались в течение истории, чтобы осознать, насколько печальной и воистину горькой была наша судьба с начала изгнания. Неплохо бы осознать, что эта ненависть к нам, как бы ее не называли – «юдофобией» или более вежливо звучащим (но не менее горьким) «антисемитизмом» - зиждется на зависти к нашему особому статусу народа, которого избрал ХаШем и провозгласил Своим. Подумать, как низко мы пали с высокого положения, которое занимали изначально, – всемирно признанного
статуса «народа-богоносца», и что это падение, к сожалению, было вызвано нашими собственными попытками забыть наше великое призвание посланников Б-га миру и оставить Б-га и Его Тору.
15. Но это еще не все. Самая большая трагедия в том, что, вследствие нашего унижения, обесчещено и опозорено Имя Б-га. Ибо мы Его народ, и поэтому Он Сам как бы тоже находится в изгнании вместе с нами и как бы тоже подвергается тому же стыду и унижению. Но с другой стороны, в это длинное изгнание мы
всегда утешаемся непреложным фактом: «ХаШем, Его Тора и Его народ Израиль едины». И когда мы искренне вернемся к Нему, то вновь будем признаны Его Избранным народом, примером для всего человечества, и вновь обретем нашу Святую Землю и наш Храм, как в былые времена. «Ибо выбрал ХаШем Себе Яакова, народ Израиля Себе сокровищем. И никогда ХаШем не оставит Свой народ, и не покинет Свой удел».
16. Каждому из нас следует серьезно задуматься о том, что, коль восстановление Храма продолжает задерживаться и в течение его собственной жизни, то, может быть, это следствие того, что его деяния и мысли не угодны Б-гу. Цель сохранения памяти о катастрофе, произошедшей столь давно, состоит в том, чтобы постараться улучшить свое поведение и уровень соблюдения Торы и заповедей, понижение которых и привело к трагедии. И пока Избавление не пришло, это признак недостаточности наших усилий. Никто не освобожден от обязанностей по отношению ко всему народу. Никто не может встать в стороне и заявить, что его деяния или усилия не имеют значения. Нет, каждому из нас надлежит проанализировать свое поведение и образ жизни, и проверить, совпадают ли они с волей Б-га, которую Он сообщил нам в Своей Торе.
17. И если справимся с этим заданием, то заслужим исполнения предсказания мудрецов: Кто воистину горюет вместе со всеми евреями, удостоится и утешения вместе с ними, когда их утешит Сам ХаШем –
 בִּמְהֵרָה בְיָמֵינוּ, אָמֵן , «в скором будущем и в наши дни, Амен».
אֲנִי מַאֲמִין בֶּאֱמוּנָה שְׁלֵמָה בְּבִיאַת הַמָשִׁיחַ
וְאַף עַל פִּי שֶׁיִתְמַהמֵהַּ
עִם כָּל זֶה אֲחַכֶּה לֹו בְּכָל יֹום שֶׁיָבֹוא
Я верую абсолютно в грядущий приход Мессии,
И, несмотря на то, что он задерживается,
при всем при том, продолжу ожидать его каждый день.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Дварим, Недельный раздел Дварим (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика