::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Маасей (часть 1)

19-07-2012, 12:50 Разместил: jude Просмотров: 2630

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Маасей
Главы 33:1-36:13
«Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...». (гл. 33, ст. 1). На иврите «этапы продвижения» - масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это - «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.


Арье Юдасин
Перевёртыши
– Скажите, Рабинович, почему вы читаете только антисемитскую литературу?
– Понимаете, в еврейских книгах - там согрешили, тут переругались, ссоры, проблемы, наказания… А у них - евреи правят миром, единые, умные, хитрые, сильней всех на свете. Помогает от депрессии.
Этот популярный анекдот я вспоминал, созерцая старое интервью «Жириновский о евреях». Сын юриста описывал, как «самый талантливый народ в мире», у которого «80% ведущих бизнесменов, музыкантов, политиков», поневоле, спасаясь от гонений, стал таким ушлым, выносливым, друг-другу-помогающим, что всем на свете командует. Правда, для России это не очень хорошо, но… (см. начало речи). И всплыл другой анекдот. Анна Ивановна на уроке рассказывает, как хорошо живется людям в Советском Союзе. Вовочка расплакался: «Хочу в Советский Союз!»…
В доказательство своих тезисов Жириновский перечислил фамилии. Ходорковский, Березовский, Гусинский, Абрамович… Отчего-то не уточняя, что православный Березовский - «еврей по папе», как и Ходорковский; что Абрамович пишет в паспорте «украинец» и в анкетах в графе «вероисповедание» - «католик», что на Гусинского, создателя Российского еврейского конгресса, в Израиле заводили дело о фиктивном получении гражданства через фиктивное же еврейство… И у меня возникла свежая идея «антисионистского заговора». Может, это «дети юристов» правят миром? Люди с примесью еврейской крови, но не еврейской души - кого публика принимает за евреев? Правда, «еврею по отцу» закон облегчает вхождение в народ, но…
Тур комментирует имена и особенности наших пустынных стоянок. В частности, из Рамсеса мы выходили дважды, на второй раз удалив из стана «эрев рав», сомнительных «новообращенных». И потому на следующей остановке, в Сукоте, удостоились Облаков Славы. Вскоре народ сблизился настолько, что оказался в Пи-ахирот («рот свободы»), где с энтузиазмом делал все, сказанное ему Моше. Единство и любовь наступили, когда отслоились «примеси».
Прибавим еще ракурс. Повелевая евреям изгнать, после завоевания страны Израиля, прежде владевшие ею народы, Вс-вышний уточняет: «…иначе они станут колючками в боках ваших». Тур производит слово «цниним» (колючки) от «цина» (холод). «Они встанут против вас и остудят (ваши души)». Втянут в свои «холодные» отношения с духовным.
Чего-то подобного легко ожидать от евреев, вступивших в брак с иноверцами. Тем более - от их потомков. Да и вообще от людей, погрязших в «светской культуре». И огромная сила, предназначенная для духовного свершения, для реализации вечного Закона, ослабев, обращается на вещи временные. У меня, бывшего некогда одним из ведущих шахматистов мира, есть право так говорить. Кстати, среди шахматных лидеров «евреев по отцу» немало. Каспаров, Халифман… А по отчиму - и Крамник подойдет.
Но чем виноваты «лица еврейской крови», что они умны и на виду? Абсолютно ничем. Да будь они сто раз праведниками, для антисемитов, чтобы поорать о еврейском засилье (и еврейской вине за все беды), достаточно, что люди знают кого-то, ими величаемого «евреем». Нет - так и «Горбачевер, Ельцинд, Бушер» сойдут.
Но уходит вина в прежние поколения. И вот здесь смыкаются «нееврейские евреи», вовсю трубящие «Будем, как народы», и «еврейские неевреи» - их потомки. И те и другие заняты одним делом: подменой ценностей вечного Б-га ценностями временного мира.
Сделаем шаг дальше. А мы, те, кто именует себя «народом Завета», «детьми Торы», - не пришли ли и на нас «со щитом и холодом» ценности народов, среди которых мы живем? Не охладили ли, не свели к внешним формам святое служение многих из нас? Питательная почва нечистоты - ослабевшая святость. Питательная почва антисемитизма - ослабление нашей непосредственной связи с Б-гом.
Как же может быть «искуплен грех Яакова»? Тур дает четкий ответ: хеседом, милосердием. Оно зажигает сердце. Оно смывает «холод колючек». Наверное, поэтому у евреев столько «фондов помощи»?

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Колена и племенное сознание
Окончание книги "Бемидбар" не радует читателя. Только что дочерям Целофхада сообщили, что они унаследуют наделы из отцовской земли, несмотря на то, что женщины не являются наследницами недвижимого имущества. Это было сделано для того, чтобы род Целофхада, у которого не было сыновей, не исчез.
И вот потомки Махира, родственника Целофхада, из колена Менаше, обеспокоены: "И станут они женами одного из сынов колен сынов Исраэля, и убавится их удел от удела наших отцов и прибавится к уделу того колена, за кем они будут, а от нашего удела по жребию убавится. "(Бемидбар, 36:3)
Иными словами, если наследница земли выйдет замуж за человека из другого колена, ее земля перейдет к колену мужа, а колено ее отца лишится земли.
Для того, чтобы избежать этого, принимается новый закон:
"И всякая дочь, наследующая удел из колен сынов Исразля, одному из семейства колена отца своего будет она женой, чтобы наследовали сыны Исраэля каждый удел своих отцов;" (там же, 8)
Так была возведена преграда между различными коленами, и закреплена обособленность каждого из них.
Во время библейского периода еврейской истории племенное сознание каждого колена было сильнее, чем общенациональное. 2-ая глава книги Судей рассказывает о том, как колена были предоставлены самим себе, чтобы каждое из них самостоятельно завоевало свою землю. Только два колена, Шимона и Иеhуды, объединились, чтобы помочь друг другу.
Победив Сисру, пророчица Двора поет песню. Она прославляет шесть колен, которые помогли победить в войне и порицает пять колен, оставшиеся в стороне. При этом она даже не упоминает колено Иеhуды. Было понятно, что оно сохранит нейтралитет при любом межплеменном конфликте внутри народа Израиля.
Посмотрим, как царь Шауль собирает армию сынов Израиля: "И он счел их в Безеке, и было сынов Исраэля триста тысяч, а мужей Йеhуды - тридцать тысяч." (1 кн. Шмуэля, 11:8) Обратите внимание: не сказано, что Шауль собрал триста тридцать тысяч сынов Израиля, но сказано, что он собрал триста тысяч сынов Израиля и тридцать тысяч - Иеhуды. Книга пророка Шмуэля сообщает, что царь Шауль так успешно собрал армию, что ему удалось приветси тридцать тысяч солдат от Иеhуды!
Только при царе Шауле землю Ханаан стали называть землей Израиля (там же, 13:9). До тех пор это было не одно единое государство, но двенадцать раздробленных.
Царь Давид так заботился о преодолении племенной разобщенности, что, объединив колена после многолетней братоубийственной войны, он выбрал для своего государства новую столицу - Иерусалим. Иерусалим находился на границе между племенными наделами, и ни одно колено не считало его своим. Его сын, царь Шломо, пытался разрушить племенную приобщенность, установив двенадцать административных округов, не совпадающих с границами племенных наделов. К сожалению, усилия царя Шломо пошли прахом, и после его кончины десять колен откололись от племенного союза.
Племенная принадлежность пошатнулась только в изгнании: "Иудей был в Шошане-столице, именем Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша, из колена Биньямина" (книга Эстер, 2:5) Хотя Мордехай происходил из колена Биньямина, он все равно считался "иудеем" - сыном колена Иеhуды.
Начало процесса разделения на колена было положено в книге Бемидбар: "Каждый при знамени своем по знакам дома отцов своих станом располагаться должны сыны Исраэля, поодаль вокруг шатра собрания станом должны располагаться. (Бемидбар, 2:2) Моше исчисляет сынов Израиля по коленам, располагает их в стане согласно делению на колена, и дает каждому колену знамя и знаки различия.
Бунтовщики из книги Бемидбар бунтуют по племенному признаку, разведчики - это представители 12 колен (там же, 13:2), а в конце бунта Кораха каждое колено должно было предстать перед Скинией со своим знаменем и знаками различия. (17:7)
Кульминационный момент - в начале этого раздела Моше обращается к главам колен: "Моше говорил к главам колен сынов Израиля, говоря..." (там же, 30:3)
Почему Моше позволил и даже поощрил деление на колена?
Ключ к решению этой загадки мы находим в книге Бемидбар. Книга Бемидбар называет племя словом - "мате" ("מטה".) Все остальные книги Торы - словом "шевет" (колено) "שבט".
В чем разница между словами "шевет" и "мате"? Оба означают "палка", "штаб" или "боевая единица". Каждая боевая единица, каждый штаб имел знамя и знаки различия. И каждое племя отождествляло себя со своим штабом, знаменем и воинскими знаками. И так слово "мате" стало означать "колено, племя".
Слово "шевет" означает скорее "палица" или "дубина" - палка для нанесения ударов. "Палица (шевет) и посох (мате) в Твоих руках вселяют в меня уверенность." (Теилим, 23:4) Посох (мате) нужен больше для указания пути, чем для боя: "Скажи Аарону: простри руку свою с посохом (мате) своим" (Шемот, 8:1)
Моше построил племенную систему с тем, чтобы каждый сын Израиля отождествлял себя со своим коленом, но все колена взаимодействовали как "матот" - посохи, указующие дорогу. Однако после смерти Моше колена превратились в "шватим" - "палицы", направленные друг против друга.
Колена Израилевы существуют и по сей день - в виде различных общин и этнических групп. И следует стремиться к тому, чтобы они действовали, как указующие посохи, а не взаимно враждующие палицы.

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Дочери Целофхада, часть вторая
В нашей недельной главе мы находим окончание истории о дочерях, которая началась в Бемидбар 27. Тогда Б-г постановил, что эти женщины должны получить надел в Земле Израиля, поскольку их отец умер, не оставив мужского потомства.
Теперь же лидеры семейства Махир из колена Менаше пожаловались Моше, что если кто-либо из этих девушек выйдет замуж за представителя другого колена, то колено Менаше лишится соответствующего надела. По следам этой жалобы был обнародован новый закон, согласно которому женщина, унаследовавшая родовой надел, может выйти замуж только за мужчину из своего колена (Бемидбар, 36).
Почему история была разбита на две части, разделенные девятью главами? На наш взгляд, ответ на этот вопрос мы находим в конце книги Берешит, где сказано: "И ВИДЕЛ ЙОСЕФ У ЭФРАИМА ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО РОДА; ТАКЖЕ СЫНОВЬЯ МАХИРА, СЫНА МЕНАШЕ, БЫЛИ ВЗЛЕЛЕЯНЫ НА КОЛЕНЯХ ЙОСЕФА" (Берешит, 50:23).
Итак, Махир был воспитан Йосефом. А в следующем стихе говорится: "И СКАЗАЛ ЙОСЕФ БРАТЬЯМ СВОИМ: Я УМИРАЮ, А ВСЕСИЛЬНЫЙ НЕПРЕМЕННО ВСПОМНИТ О ВАС И ВЫВЕДЕТ ВАС ИЗ ЭТОЙ СТРАНЫ В СТРАНУ, О КОТОРОЙ ПОКЛЯЛСЯ ОН АВРААМУ, ИЦХАКУ И ЯАКОВУ" (Берешит, 50:24).
Т.е. в то время, как все остальные евреи успешно укоренились в Египте, Йосеф думает о будущем - о грядущем возвращении в Землю Израиля. И именно в этом духе он воспитывал своего внука Махира, сына Менаше.
Безусловно, можно было бы закончить книгу Бемидбар изложением законов о непреднамеренном убийстве и городах-убежищах (Бемидбар, 35). Однако Автор решил завершить ее на более оптимистической ноте - рассказом о том, как семейство Махира, вместе со всем коленом Менаше, начало осваивать Землю Израиля. И с этой целью - разделил надвое историю дочерей Целофхада.

 

 


Рав Зеев Мешков
Законы природы
«И говорил Б-г Моше (когда сыновья Израиля стояли лагерем) в степях Моава, возле (реки) Ярдэн, напротив (города) Йерихо… «Обратись к сыновьям Израиля и скажи им: «Вы переходите через Ярдэн в землю Кнаан. И изгоните всех жителей земли от вас. И разрушьте все полы их каменные (на которых они распростираются перед своими идолами), и все статуи литые (идолов) истребите, и все их (капища) на высотах уничтожьте. И унаследуйте землю, и живите на ней, ибо вам отдал Я землю эту, чтобы овладеть ею… А если вы не прогоните жителей земли от лица своего, то будет так: те из них, кого вы оставите, будут колючками в глазах ваших и шипами на дорогах ваших. И будут теснить вас на земле, на которой вы живете. И будет, как Я полагал сделать с ними, сделаю с вами» (Бемидбар, 33:50-56).
Эти слова были произнесены незадолго до смерти Моше, а через месяц после того, как он ушел в свой последний путь, чтобы подняться на гору Нево и остаться там, сыновья Израиля, возглавляемые Йегошуа, перешли через Ярдэн. Часть воды встала стеной с одной стороны, а часть - утекла вниз, обнажив дно, - и сыновья Израиля начали движение в землю Кнаан. А Йеошуа, стоя спиной к стене воды и лицом к народу, говорил, обращаясь к людям, проходившим мимо него по дну реки, об обязанности изгнать всех жителей земли. И напоминал: «Если вы не примете на себя обязанность исполнить эту заповедь, воды реки обрушатся на вас и поглотят вас» (Сота, 34а).
Племена Кнаана должны были либо покинуть эту землю, либо принять на себя обязанность исполнять семь законов, установленных Торой для всех сыновей Ноаха: запрет идолопоклонства, запрет осквернения имени Б-га, запрет воровства, запрет прелюбодейства, запрет употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, запрет убийства, обязанность установить справедливый суд. Кроме того, жители земли, пожелавшие остаться, должны были дать обязательство участвовать (так же, как сыновья Израиля) в строительных работах, которые будут производиться по распоряжению царя, и не предпринимать никаких попыток установить собственную власть даже в рамках «автономии» (Рамбам, Мишне Тора, Гилхот мелахим, 6:1). А всякий, кто поверит всем сердцем в единого Б-га и согласится соблюдать заповеди Торы, мог стать полноправным членом общества, независимо от его происхождения. Для этого нужно было пройти обрезание и окунуться в воды миквы.
Есть люди, которые утверждают, что закон, обязывающий изгнать чужие народы из нашей земли, относится только к кнаанским племенам, а  для современного мира он неверен. И потому не следует никого изгонять, а гораздо правильнее научиться мирно существовать с теми, кто здесь уже живет.
(Некоторые считают, что мусульмане соблюдают семь заповедей, обязательных для всех людей, и это является основанием для того, чтобы не изгонять их из страны. Ошибка заключается в том, что Тора требует не только соблюдения ее законов, но и принятия обязательств человеком, или группой людей перед лицом еврейского суда не нарушать их. И, если кто-то объявляет Тору искаженным учением, как мусульмане, он, по определению, не может называться соблюдающим ее постановления, так как не признает ни ее, ни авторитет еврейского суда. Кроме того, мусульмане в Израиле не обязались подчиняться власти, соблюдать государственный закон, выполнять общественные работы, которые на них будут возложены. Так какие законные основания существуют, чтобы позволить им проживать рядом с нами?)
Тот, кто придерживается таких взглядов, допускает грубую ошибку.
Любой народ, который не будет полностью подчиняться сыновьям Израиля, не откажется от своих верований и идеологии и не признает истинность Торы и свою обязанность соблюдать ее закон, рано или поздно попытается взять власть в свои руки на всей территории Святой земли. И Тора, повелев «Не заключай с ними союза» (Дварим, 7:2), имела в виду, что беды станут не каким-то особым наказанием свыше, а естественным следствием проживания кнаанских племен бок о бок с сыновьями Израиля.
Правило «те из них, кого вы оставите… будут теснить вас на земле, на которой вы проживаете», действует во всех странах мира. И европейцы смогли убедиться в этом на своем опыте. Правда, они столкнулись не с сопротивлением местных племен, а с воинственно настроенными иммигрантами-мусульманами, заполнившими их страны. Но от перестановки мест слагаемых результат не меняется: пустить чужой народ к себе или не прогнать от себя - события будут развиваться по одной и той же схеме: «…будут теснить вас на земле, на которой вы проживаете». Европейцы ожидали, что мусульмане будут вечно испытывать к ним чувство благодарности, но те захотели не только быть сытыми, но и чувствовать, что они сильнее и лучше.
Отличие того, что происходит в земле Израиля от развития событий в любой другой стране заключается в том, что Вс-вышний не ждет, пока сработают механизмы наказания, заложенные в самой природе человеческого общества, а «подливает масло в огонь»: ускоряет и обостряет процессы, характерные для всего мира. И об этом сказано: «И будет, как Я полагал сделать с ними, сделаю с вами». Иными словами, если бы мы захотели изгнать их - у нас бы это получилось, несмотря на все препятствия и возражения мирового сообщества против «трансфера», так как обстоятельства чудесным образом сложились бы в вашу пользу, но, отказываясь, исполнить свою обязанность, мы привели к тому, что чудо «работает» против нас: как бы мы прочно не укрепились на своей земле, она начинает уходить из под наших ног.
Хочется надеяться, что те, у кого еще не окрепла вера в нашу избранность, и в дарование Торы с Небес, признают хотя бы то, что, способствуя чужим людям укрепиться на нашей земле, мы идем против закона развития общества.
Стоит оговориться, что на самом деле мы имеем дело не с народом, а с «ненародом»: людьми, имеющими разное происхождение, собравшимися из разных стран, говорящими на разных диалектах, не имеющими общей истории и общей культуры. У них никогда не было ни ученых, ни деятелей искусства, ни мыслителей, оказавших влияние на мир (ну, если, конечно, не считать Арафата). Все их «великие люди» - это «мученики», взорвавшиеся на улицах мирных городов. Даже страну они называют латинским словом «Палестина». И о том, что нам придется противостоять им сказано в Торе: «Они вызвали ревность Мою тем, что служили не Б-гу, а Я заставлю их спорить с ненародом, сборищем отвратительным буду гневить их» (Дварим, 32:21).

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Место красит человека?
Наша недельная глава завершает четвертую книгу Пятикнижия – Бемидбар. Ее центральным моментом является долгий перечень стоянок народа Израиля на их сорокалетнем пути из Египта в Страну Израиля.
Но кроме этой центральной темы, глава Масэй содержит несколько интересных моментов, одному из которых и будет посвящена сегодняшняя статья.
В разделе 35 сказано:
"/9/ И ГОВОРИЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /10/ "ГОВОРИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИ ИМ: КОГДА ПЕРЕЙДЕТЕ ВЫ ЧЕРЕЗ ИОРДАН В СТРАНУ КНААН, /11/ ТО НАЗНАЧЬТЕ СЕБЕ ГОРОДА: ГОРОДАМИ ДЛЯ УБЕЖИЩА БУДУТ ОНИ У ВАС, И УБЕГАТЬ БУДЕТ ТУДА УБИЙЦА, УБИВШИЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОШИБКЕ. /12/ И БУДУТ У ВАС ГОРОДА ЭТИ УБЕЖИЩЕМ ОТ МСТИТЕЛЯ, ДАБЫ НЕ ПОГИБ УБИЙЦА ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПРЕДСТАНЕТ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ НА СУД. /13/ ИЗ ГОРОДОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ДАДИТЕ, ШЕСТЬ ГОРОДОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЛЯ УБЕЖИЩА У ВАС. /14/ ТРИ ГОРОДА НАЗНАЧЬТЕ ПО ЭТУ СТОРОНУ ИОРДАНА, А ТРИ ГОРОДА НАЗНАЧЬТЕ В СТРАНЕ КНААН; ГОРОДАМИ ДЛЯ УБЕЖИЩА БУДУТ ОНИ".
Законы о городах-убежищах были даны еще раньше, у горы Синай, но теперь наступило время их практического применения – ведь в конце прошлой главы, Матот, мы узнали о том, что два с половиной колена – Гада, Реувена и пол-Менаше – получили свои наделы на восточном берегу Иордана, т.е. на территории, отвоеванной израильтянами у царей Сихона и Ога. Моше взял с этих колен клятву, что большинство их воинов выступят в авангарде сынов Израиля, вместе с ними перейдут Иордан и не вернутся к своим семьям, остающимся в Заиорданье, до тех пор, пока все остальные колена не получат свои наделы в Святой Земле. Забегая вперед скажем, что сыны Реувена, Гада и Менаше выполнили свою клятву и вернулись домой через 14 лет.
Но вернемся к городам-убежищам. Кто мог воспользоваться их гостеприимством? Тот, кто совершил непредумышленное убийство. Спасаясь от кровного мстителя (Тора признает институт кровной мести задним числом), он должен был скрыться в ближайшем городе-убежище, откуда он не подлежал экстрадиции, если только не будет доказан факт предумышленного убийства. В таком городе кровный мститель не имел права его тронуть. И вот, когда часть народа обретает свой надел, наступает пора определить эти города. Однако обращает на себя внимание явная диспропорция – внутри Израиля, где должны обретаться девять с половиной колен, Тора на первом этапе предписывает создать три города-убежища, и столько же – в Заиорданье, где живут только два с половиной колена! Понятно, что великий РаШИ не мог пройти мимо такого вопиющего несоответствия. Вот какой комментарий он приводит на стих 13: "Хотя на земле Кенаана было девять колен, а здесь (на восточном берегу Иордана) только два с половиной, число их городов-убежищ было одинаковым, потому что в Гиладе (историческое название Заиорданья) было много убийц, как написано: "Гилад - город творящих кривду, обагренный кровью" [кн.Ошеа 6, 8], (и поэтому города-убежища пользовались там большим спросом, чем во внутреннем Израиле)".
Однако другой видный комментатор Торы, РаМБаН, усматривает в этом комментарии логическую нестыковку – ведь города-убежища принимают только совершивших непредумышленное убийство, в то время как стих из книги пророка Ошеа, приведенный РаШИ как доказательство, говорит о тех, кто намеренно проливали кровь, а о таких Вс-вышний говорит: "Даже от Моего жертвенника возьмите его на казнь!" Объяснение РаМБаНа – намеренные убийцы прикидывались убившими непредумышленно, и укрывались в городах-убежищах, пока (если!) их вина не становилась доказанной.
Но МаГаРаЛь не принимает это объяснение, поскольку тогда выходит, что Тора, повелевая основать в Гиладе три города-убежища, тем самым помогает намеренным убийцам избегнуть правосудия, а этого никак не может быть! Наоборот, в этом случае следовало сократить число подобных городов, а не увеличивать его. Поэтому он приводит комментарий своего брата, рабби Симлая из Праги. Рабби Симлай упоминает комментарий РаШИ на следующий стих из книги Шмот: /12/ ТОТ, КТО УДАРИТ ЧЕЛОВЕКА ТАК, ЧТО ТОТ УМРЕТ, ДА БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ. /13/ НО ТОТ, КТО НЕ ЗЛОУМЫШЛЯЛ, А Б-Г ПОПУСТИЛ ЕМУ ПОД РУКУ, ТО В МЕСТО, КОТОРОЕ Я ТЕБЕ НАЗНАЧУ, ПУСТЬ БЕЖИТ ОН."
 РаШИ: "Что значит "Б-г попустил ему под руку"? ….. Об этом сказал царь Давид: "Как гласит притча предвечная: от преступных происходит преступление" [I Шмyэль 24, 13]. А "притча предвечная" есть Тора, ибо она суть "притча" Святого, благословен Он, Предвечного в мире. А где Тора сказала: "от преступных происходит преступление"? — "И Б-г попустил ему под руку". О чем говорит Писание? О двух людях, один (из которых) убил неумышленно, а другой убил злонамеренно, и при этом не было очевидцев, чтобы дать свидетельские показания. (Поэтому) второй не был предан смерти, а первый не был подвергнут изгнанию в город-убежище. И вот Святой, благословен Он, сводит их на одном постоялом дворе. Убивший злонамеренно сидит под лестницей, а убивший неумышленно поднимается по этой лестнице, (лестница проваливается под ним, и он) падает на убившего злонамеренно и (в своем падении) убивает его. И очевидцы (которых много в таком людном месте) дают о нем свидетельские показания, и его приговаривают к изгнанию. Таким образом, убивший непреднамеренно подвергается изгнанию, а убивший злоумышленно умерщвлен [трактат Макот 10 б]".
Так работает справедливость Творца, когда человеческий суд бессилен. Рабби Симлай говорит, что благодаря большому количеству преднамеренных убийц Вс-вышний мог осуществить справедливый приговор и над ними, и над убившими непредумышленно.
Сам же МаРаРаЛь приводит иное объяснение: Все дело – в землях восточного Заиорданья. Духовные свойства этой земли способствовали развитию у людей, живших там, жестокости и пренебрежения к жизни другого человека. (Правильность этой гипотезы можно продемонстрировать на примере жителей Сдома или моавитян и эдомитян, отказавших евреям в праве перехода через их земли, и не дававших им хлеб и воду.) А значит, умножаются не только сознательные убийцы, но и убившие по неосторожности или халатности – одно связанно с другим, поэтому и нужно большее количество городов-убежищ на душу населения.
Этот же принцип можно использовать для обоснования заповеди любому еврею жить в Святой Земле. Земля за пределами страны Израиля не обладает духовными свойствами, необходимыми для выполнения народом Изариля своей задачи в этом мире. Наоборот, Мудрецы установили, что все земли, что находятся за пределами Израиля, нечисты, и, следовательно, пагубно влияют на еврейскую душу. Поэтому "тот, кто живет вне Святой Земли, подобен человеку, у которого нет Б-га" (трактат Ктубот, 110Б).
В эти нелегкие для нашего народа дни, проходящие "в теснинах", мы пытаемся извлечь урок из прошлых наших проступков и бед, дабы в грядущем снова "не наступать на теже грабли". И из сказанного выше следует, что каждый еврей, кто ощущает себя частью своего народа, и при этом живущий вне Израиля, должен задать себе вопрос: на своем ли я месте? Не подвергаю ли я свою душу и свою миссию в этом мире опасности, живя не на Святой Земле?" И пусть каждый честно ответит себе на этот вопрос!


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Начало этой главы связано с концом предыдущей. Членам колен Гада и Реувена было разрешено получить в надел землю по ту сторону реки Иордан. Теперь же, перед тем, как остальной еврейский народ войдет в Святую Землю, Тора перечисляет этапы похода и остановки народа на пути из Египта. Сегодня нам
неизвестны точные координаты большинства упомянутых в этом списке мест. Но мудрецы поясняют уроки, которые можно извлечь из названий этих мест, особенно ввиду того, что многие из них в других главах Тора называет иначе. По их словам, эти специфические названия даны с целью увековечить память о событиях, произошедших в этих местах - и об уроках, которые можно извлечь из этих событий. Действительно, как будто с целью подчеркнуть эту идею, некоторые места, которые перечисляет здесь Тора, названы не собственными именами, а по событиям, которые в них произошли, ибо важны не столько сами места, сколько эти события.
2. И в степях Моава, на берегах Иордана, напротив города Йерихо, ХаШем повелел Моше Рабейну поведать нам о том, как нам следует вновь занять Святую Землю наших праотцов. С самого начала нас в очередной раз предупреждают (ибо мы уже неоднократно получали это указание), что необходимо искоренить
существовавшее там идолопоклонство во всех его формах. Как только мы вернемся в свою землю, должны быть уничтожены все возможные памятники и монументы идолам, которые жившие там люди построили в наше отсутствие: ХаШем велит избавиться от всякого влияния здесь чужих культов. Тора предупреждает, что если мы не очистим Святую Землю от язычников, то те, кто останутся, в конечном счете навяжут нам себя и причинят нам беды. Постепенно их мерзкие нравы извратят и нас, и таким образом, в результате нашего пренебрежения советами Б-га, на наши головы обрушится Его гнев.
3. Поскольку большое количество заповедей можно выполнять только в Земле Израиля, Тора дает описание ее пределов и границ. В главе также представлен список вождей, представителей колен, каждый из которых будет выполнять роль попечителя для членов своего колена и наделит каждую семью ее справедливой
долей в земле, по мере того, как ее можно будет занимать и заселять, в соответствии с указаниями Б-га.
4. Колено Леви, однако, в отличие от других, не получило свой надел в земле - так повелел ХаШем. Вместо этого его членам следует дать сорок восемь городов из наделов других колен. Каждое колено выделит определенное количество городов, пропорциональное размеру полученной им территории, а также в зависимости от расстояния до других городов левитов. В придачу к каждому из левитских городов
был выделен также «зеленый пояс» по всему его периметру.
5. Все сорок восемь городов левитов выполняют двойную функцию. Во-первых, они, конечно, являются местом проживания семей колена Леви (включая также и Коханим с их семьями, ибо Коханим являются ветвью колена Леви.) А во-вторых, все сорок восемь городов являются также городами-убежищами (Арей Миклат). Однако как города-убежища не все они имеют одинаковый статус. А именно: шесть городов-убежищ определил уже Моше Рабейну (трое из них, по тот берег Иордана, были уже выделены и начнут функционировать, как только три других будут отвоеваны у кнаанеев). Они расположены стратегически по всей земле, на одинаковом расстоянии друг от друга, каждый посередине своего региона. И они выполняют функцию городов-убежищ даже в том случае, если беженец не осознает, что находится в одном из них. Другие же сорок два города предоставляют убежище, только если беженец сознательно использует их в этом качестве. Иными словами, шесть первых городов являются главным образом убежищами, а проживание в них левитов имеет второстепенное значение, тогда как другие сорок два города - это главным образом города левитов, и второстепенным является их статус городов-убежищ. (Отсюда вытекают и другие различия.)
6. Закон городов-убежищ, при должном понимании, глубоко поучителен о высоконравственном уровне Народа Торы. Ибо он учит нас о том, как священна человеческая жизнь, и как каждый индивидуум, а также народ в целом обязан ее оберегать. Когда евреи следуют принципам святости человеческой жизни, в
соответствии с учением Торы, в их среде сохраняется Б-жественное присутствие, и таким образом освящаются и народ, и сама его земля. Но если они будут пренебрегать Законами Б-га, тогда, вместо того, чтобы уважать человеческую жизнь, они неминуемо докатятся до ее удешевления. Человеческая жизнь не будет цениться как Б-жий дар, которым она в действительности является, а будет рассматриваться, как всего лишь товар, ценность которого может повышаться или понижаться, в зависимости от человеческой прихоти и обстоятельств. Так можно будет допустить и оправдать даже убийство.
7. Если смертный забудет, что человеческая жизнь дарована Б-гом, и посмеет предположить, что сам человек может определять ее ценность по своему усмотрению и решать, когда мстить за убийство, а когда закрывать на него глаза, то он виновен в отрицании ценности человеческой жизни. Из-за него Б-жественное присутствие покинет его мир, и земля наполнится наихудшим типом «Тум’ы» (нечисти). «Эти неизменные законы, - говорит Тора, - остаются в силе на все поколения, где бы вы ни жили … Не оскверняйте землю, в которой живете, ибо в ней находится и Мое присутствие; Я, ХаШем, присутствую в еврейском народе». Именно Закон, данный Б-гом, воспитал нас, Его народ,в духе почтения к святости человеческой жизни. И полное безразличие к ней, наблюдающееся даже в так называемых цивилизованных странах во всем окружающем нас мире, служит постоянных напоминанием о том, как, благодаря Торе, мы отличаемся от всех народов на земле. Ибо только в народе, живущем по Торе, может сохраняться такое глубокое уважение к человеческой жизни и существование таких предохранительных мер для сохранения человеческого достоинства. И только жизнь в соответствии с указаниями Торы предотвращает наше падение в ту моральную бездну, в которую погружены народы мира. Этот фундаментальный принцип священности человеческой жизни является настолько важным аспектом в нашем призвании как народа Б-га, что еще до того, как мы вошли в Землю Израиля, Моше обучил нас закону городов-убежищ и даже выделил для этой цели трое из этих городов. Ибо этот закон обеспечивает максимальное старание каждого человека ценить и беречь человеческую жизнь. Так Моше Рабейну подчеркнул идеалы Торы, которые должны руководить нашей жизнью как народа Б-га в Его Святой Земле.
8. В случае убийства любого типа, от произошедшего по чистой случайности или неосторожности до преднамеренного, совершивший его должен сначала бежать в ближайший город-убежище, где его берут под стражу до судебного процесса. Если определено, что его поступок - результат чистой, непредвиденной случайности, то его признают невиновным. Ибо здесь он сам является жертвой, как бы принужденной (на иврите « אָנוּס ») неподвластными ему обстоятельствами стать инструментом в гибели другого человека. Поэтому ему разрешается вернуться домой без всякого страха перед возможной местью или наказанием за это деяние.
9. С другой стороны, если суд определит, что убийство было умышленным, и что убийца полностью сознавал свой поступок и его последствия, то его выводят из города-убежища и казнят за убийство, как предусмотрено Торой.
10. Бывает, однако, что убийство произошло не в результате преднамеренного умысла и не может быть отнесено на счет каких-либо чувств ненависти по отношению к жертве, но, тем не менее, является результатом определенной степени неосторожности, достойной осуждения, и иначе бы не случилось. В таком случае Тора постановляет, что подсудимый должен быть изгнан в город-убежище, ради его собственной безопасности, а также, чтобы помочь ему искупить свой грех перед Б-гом. (Тора определяет этот случай как « שֹׁוגֵג ». Это слово указывает на ошибку, произошедшую по неосторожности, и связано со словом « שגע », означающим «бестолковость», а также с его крайностью « שִׁגָעֹון » - «безумие».) Пока он находится там, он защищен законом от родственника погибшего, жаждущего мести. Но если он преднамеренно выйдет за пределы своего города- убежища, то ему следует опасаться за свою жизнь, ибо он теряет эту защиту.
11. Однако не во всех случаях непредумышленного убийства тому, кто это сделал, предоставляется такая защита. Суд может определить, что он убил в результате преступной небрежности (קָרֹוב לְמֵזִיד). Тогда, хотя он не заслуживает смертной казни за убийство (ибо оно было непреднамеренным), тем не менее, он не может искупить свой грех изгнанием в город-убежище: ему придется постоянно скрываться от родственников погибшего.
12. Изгнание убийцы в город-убежище - это не столько наказание, сколько искупление. В конце концов, он убил совершенно нечаянно. Но он должен осознать, к чему привело его бездумное поведение, какой он нанес ущерб. Он изгоняется из дома и исключается из общественной жизни, и сфера его деятельности ограничивается периметром одного города. Намеренный выход за пределы города с его стороны расценивается как жест пренебрежения и отрицания тяжести своего проступка, что оправдывает месть со стороны родственников погибшего. Все эти ограничения должны научить его относиться к человеческой
жизни как к драгоценности, которой он своей неосторожностью лишил другого. Его собственное заточение и страдание - это только смягченная форма того, что он своими руками причинил другому человеку. Ибо его жертва была оторвана от своего дома, своей страны и всего своего земного существования, тогда как убийца исключен из общественной жизни, в которой он имел удовольствие участвовать доселе, - но ему разрешено проживать с семьей в городе-убежище. В этом городе, который он не должен покидать ни под каким предлогом, он должен постоянно размышлять о священности человеческой жизни. И его изгнание служит уроком для всего народа, ибо об этом несчастном случае и его последствиях становится известно по всей стране.
13. В своем городе-убежище, где живут также и Левиим и Коханим – народные преподаватели Торы, он попадет под благотворное влияние жизни Торы и добра, он поймет, что значит заботиться о других. Гуманное обращение с ним жителями этого города поможет воспитать в нем сознательность о всеобщем братстве еврейского народа, ибо Тора повелевает, чтобы о его материальных нуждах заботились с не меньшим вниманием, чем о духовных. Там он испытает на себе доброту жизни по Торе и заботу и симпатию, которую члены Народа Торы должны проявлять по отношению друг к другу. И - превыше всего - ценить и всячески оберегать человеческую жизнь. Получив, таким образом, свой урок и осознав свою ответственность по отношению к другим, он сможет вновь присоединиться к народу, когда получит разрешение покинуть город-убежище.
14. Тора постановляет, что непредумышленный убийца должен оставаться в пределах своего города-убежища до смерти Первосвященника (Кохен Гадоль). Мудрецы объясняют, что эта связь между сроком его изгнания и смертью Первосвященника является очередным показателем высоких моральных стандартов Народа Торы. Ведь, как уже сказано, непреднамеренное убийство - пусть и по случайности - рассматривается как последствие недостаточного осознания священности человеческой жизни (ибо, если бы он принял все меры предосторожности, жертва погибла бы не от его руки). А из этого следует также, что и Первосвященник, духовный лидер народа и пример для всех, должен нести какую-то долю вины за этот трагический случай, набросивший тень на весь народ. Первосвященник, страж морали в народе, мог бы более ярко подчеркнуть своими учениями и личным примером высокую цену человеческой жизни. И вообще, если бы он проявил истинное беспокойство о каждом человеке и в своих молитвах Б-гу о благосостоянии народа имел в мыслях каждого еврея, то весь народ почувствовал бы эту глубокую заботу о человеческой жизни. И это оказало бы на него такое сильное воздействие, что оно отразилось бы на более продуманном поведении каждого индивидуума: никто бы не посмел себя вести так неосторожно. Тогда эта трагедия не случилась бы.
15. Первосвященник - представить народа перед Б-гом, и на нем лежит обязанность заботиться о разъяснении народу ценности человеческой жизни в служении Б-гу, чтобы Его присутствие оставалось в народе. Первосвященник стремится принести в народ это присутствие и Б-жье благословение на долгую жизнь, тогда как небрежность, приводящая к убийству, способствует исчезновению Б-жественного присутствия и укорачивает жизнь. Поэтому мудрецы говорят: человек, в результате неосторожности которого была погублена жизнь; человек, в бездумном поведении которого по отношению к другим слышится эхо безразличного вопроса первого в мире убийцы: «Что я, охранник брата своего?»; человек, чье поведение приносит Тум’у в Народ Б-жий, - не должен такой человек пребывать в народе, когда Первосвященник представляет его перед Б-гом. Поэтому, говорит Тора, пусть будет изгнан из народа в свой отдельный город-убежище, чтобы там, постоянно соприкасаясь с народными учителями Торы, подумал о своем поступке и исправился. Тора запрещает ему добиваться досрочного освобождения уплатой денежного штрафа - это бы только больше удешевило человеческую жизнь, которую он уничтожил.
16. Безразличие и небрежность любого человека, которая может привести к пролитию невинной крови, является открытым отрицанием основного принципа Б-жественности человеческой жизни. Это как бы провозглашение Тум’ы, которая, если ее не остановить, могла бы привести к упадку нравственности всего народа. По этой причине Тора призывает ближайших родственников жертвы отомстить за пролитую невинную кровь в том случае, если своим выходом за пределы своего города-убежища виновный проявит наплевательское отношение к своему поступку. Это воистину дело всего народа, и если не нашлось родственника, способного отомстить, то эта обязанность переходит ко всем гражданам, ибо иначе подвергается риску мораль всей нации. (В случае умышленного убийства Тора налагает обязанность родственников погибшего на суд, который тогда действует от имени всего народа.)
17. Человеческая жизнь может надежно охраняться только путем строгого наказания убийц, в соответствии с законом Торы - не потому, что так решили человеческие законодатели, а потому, что так велит закон Б-га. Когда законом Б-га пренебрегают и, из неуместных чувств жалости и мягкосердечного прощения, не казнят убийц, человеческая жизнь обесценивается. (Как будто убийство – это преступление против человека, которое, следовательно, может и прощаться человеком, тогда как на самом деле это преступление против Б-га, ибо вся жизнь принадлежит Ему.) Такие ошибочные чувства, помимо того, что подразумевают нерелигиозную идею, что человек будто бы добрее Б-га, уводят человека от истинного милосердия и прощения. Ибо, по словам наших мудрецов, «кто добр, когда следует быть суровым, в конечном итоге будет суровым и жестоким, когда следует быть добрым». Это отчетливо наблюдается в поведении тех прекраснодушных лицемеров, которые, из исповедуемой ими заботы о человеческой жизни и отвращения к казни, сохраняют жизнь убийцам. Избавляя таким образом преступников от страха перед наказанием, они подвергают опасности жизни невинных граждан, ибо теперь убийцы могут действовать спокойно, не опасаясь за собственную жизнь. И те самые люди, которые так беспокоятся о сохранении жизни убийцы, так часто оказываются в рядах тех, кто находит развлечение в демонстрациях людского несчастья и худших форм насилия против человека и животных. Народ Торы Б-га не знает такой путаницы в общепринятых нормах. Его моральные принципы установлены Б-гом, и Он, в Своей мудрости, определил, что целый ряд преступлений (включая убийство) карается смертной казнью. Ибо Творец вселенной знает, как наилучшим образом организовать жизнь Своих созданий, и Он, Чье истинное милосердие распространяется на весь мир, повелел и нам быть милосердными. Таким образом, хотя Тора и вводит смертную казнь, воистину добрыми могут быть лишь те, чье моральное воспитание и поведение регулируется Торой. И в этом народе, живущем по Торе, не найти бои быков, травлю медведей, боксерские турниры, борьбу и все остальные типы гладиаторских боев.
18. Тора повелевает построить по всей Святой Земле и поддерживать в хорошем состоянии дороги и шоссе в целях облегчения бегства убийцы в ближайший город- убежище. Иначе его, объятого смятением и паникой, сумеет опередить преследующий родственник погибшего. Трудно переоценить воздействие этого закона на всю страну и ее народ. Это означает не только, что все дороги должны быть всегда проходимы, но также что на каждом перекрестке и на каждой развилке должны быть установлены указатели направления к ближайшему городу-убежищу. Сами эти города расположены на равном расстоянии по всей стране - нигде не должно быть слишком далеко от убежища. С 48-ю убежищами, стратегически расставленными по всей стране, с указателями направления к ближайшему убежищу на каждом углу, у людей на глазах постоянное
напоминание о великой ценности, которую Тора придает человеческой жизни. Всем гражданам страны, от Первосвященника, чьи собственные годы жизни определяют срок изгнания убийцы по неосторожности, до каждого прохожего на улице, в любом уголке страны этот закон постоянно провозглашает священность человеческой жизни и обязанность народа бережно оберегать ее. Таким образом, Тора обеспечивает постоянное сознание народа о Б-жественном присутствии в его среде.
19. Глава завершается просьбой, с которой обратились к Моше Рабейну главы семейств колена Менаше относительно их наследства в Земле Израиля. Цлофхад бен Хефер, член поколения Исхода из Египта, оставил после смерти пять дочерей, но ни одного сына. Ранее дочери Цлофхада попросили, чтобы им все же дали в Земле Израиля надел, который получил бы их отец, если бы у него были сыновья (на том этапе Моше обнародовал только ту часть закона о наследовании, которая гласит, что отцу наследуют сыновья). ХаШем тогда сказал Моше, что в случае отсутствия сыновей наследство действительно переходит к дочерям, и что дочерям Цлофхада следует дать в надел участок их отца. Теперь же старейшины колена Менаше, к которому принадлежала семья Цлофхада, были обеспокоены, что если эти дочери выйдут замуж за представителей других колен, то их участок тоже перейдет в собственность их мужей, в ущерб колену Менаше. В ответ Моше поведал евреям, что ХаШем действительно повелел коленам Израиля поделить землю вначале по определенным Торой границам, так, чтобы никакая часть наследия одного колена не перешла к другому по браку. (Даже если это неминуемо произойдет в последующие годы, на этом этапе ХаШем хотел, чтобы каждое колено развило свой особый характер в составе нации именно в той части Земли Израиля, которая была дана ему по Слову Б-жьему, и которая была создана специально для его уникального характера.) Поэтому даже если бы дочери Цлофхада (или любая другая женщина того поколения, находящаяся в
аналогичной ситуации) вышли за мужчин из другого колена, наследство их отца все же осталось бы у его колена. Впрочем, Тора сообщает, что дочери Цлофхада предпочли выйти замуж за представителей их собственного колена Менаше, сына Йосефа, следуя совету, данному им Моше Рабейну.
חזק
На этом завершается
ספר במדבר
Книга Бемидбар - четвёртая из Пяти Книг Торы

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Масэй
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ирмии (2:4-28). После этого ашкеназы добавляют фразу (3:4), а сефарды добавляют (4:1-2).

1. Как уже отмечалось в обзоре Ѓафтары предыдущей главы, отныне и до конца цикла чтения Торы еженедельные отрывки Ѓафтары связаны больше с календарем, чем с недельными главами. Начавшиеся на предыдущей неделе «три отрывка Ѓафтары укора» ведут к посту Девятого Ава. Ѓафтара этой недели
является, по сути, продолжением предостережений и упреков Ирмии, которые мы читали в Ѓафтаре прошлой недели.
2. Уже упоминалось, что, хотя в течение своей истории еврейский народ удостоился пророков, «число которых было вдвое больше, чем людей, вышедших из Египта», тем не менее, в вечные Священные писания были включены только те пророчества, что несут послания для будущих поколений. Те же, что были
актуальны только временно или относились только к одной определенной ситуации, включены не были.
3. Что наводит на следующий вопрос: Многие предостережения наших пророков (включая и эту Ѓафтару) направлены против идолопоклонства, которое было тогда широко распространено. Это глупое и абсурдное увлечение – феномен исключительно тех времен, который был обречен на исчезновение по мере того, как люди становились более образованными и развитыми. Почему же тогда эти пророчества о нем должны были быть включены в Священные писания - да еще и занимать такую большую его долю? Ведь идолопоклонство древнего мира оказалось всего лишь временным чудачеством той эпохи! Почему пророчества и предостережения о нем должны составлять вечные Священные писания?
4. Простой ответ заключается в том, что идолопоклонство принимает всяческие формы. И в современном мире оно облачено в современные одежды. Поэтому пророчества о нем вовсе не сводятся к «тем
временам» - они и сегодня весьма актуальны.
5. Но возможно также, что эти пророчества и упреки относятся не столько конкретно к идолопоклонству тех времен, которое действительно было примитивным и недолговечным (и потому не заслужило бы включения в Священные писания), сколько к общей теме неверности Б-гу и Его Торе. Отвернуться от Б-га и увлечься
чем-то другим - такой соблазн может появиться всегда и везде.
6. Прежде всего, надо признать, что древние люди вовсе не были дураками или идиотами - а уж особенно древние евреи. Но идолопоклонство было страшно заманчивым и привлекательным, и пророку часто приходилось прибегать к драматическим приемам, чтобы изображать и изобличать глупость этого дела,
представлять абсурдный контраст между поклонением дереву и камню и искренним служением Б-гу. И в этой Ѓафтаре тоже сама собой подразумевается бессмысленность идолопоклонства, и Ирмия противопоставляет этой фальшивой «религии» жизнь по Торе и заповедям. Тем не менее, главным объектом упреков Ирмии является скорее глупость народа в том, что оставил Б-га и Тору. «Спросите всех от одного конца земли до другого, говорит ХаШем, случался ли такой абсурд! О вы, Небеса, видавшие всевозможные странности на этой Земле, дивитесь этому! Обменивал ли какой-либо народ своих глупых богов на других? Нет! И это глупых богов! А Мой народ, почитаемый всеми как Народ Б-га, бестолково обменял свою  Славу на пустые и бесполезные вещи!» Непростительна именно полная бессмысленность всего этого.
7. Для нас сегодня было бы неумно насмехаться над евреями того времени, подразумевая, что у них было что-то не в порядке с головой, тогда как мы теперь такие умные-преумные и никогда не дали бы себя увлечь этим глупым идолопоклонством. Так мы совершенно упустили бы урок, который преподает Ирмия своей критикой. Она направлена не столько против идолопоклонства, сколько против нашей неверности Б-гу, что вместо Него мы доверяем гораздо менее эффективным средствам спасения и помощи. ХаШем говорит: «Мой народ согрешил вдвойне. Во-первых, оставили Меня, свой источник живой воды. Одно это было бы достаточно плачевно. Но что они взяли взамен? Строят себе водоемы, полные трещин, которые не только не дают воды, но даже и не могут удержать воду, которую в них наливают!»
8. Примитивное идолопоклонство тех времен действительно было временным явлением, аномалией, ошибкой, на которой человечество должно было научиться на своем пути духовного развития. Но что касается еврейского народа, то для него грехом была именно неверность Б-гу. Евреям никогда не было надобности учиться на ошибках идолопоклонства на пути к познанию Б-га, ибо они Его всегда знали непосредственно. Их идолопоклонство - это вовсе не искренние религиозные поиски, это просто неуклюжий повод для измены и вседозволенности. Их истинный грех - неверность. И, к сожалению, этот грех, неверность Б-гу, остается весьма распространенным и по сей день, и поэтому пророчество Ирмии остается
более чем актуальным на все времена.
9. Таким образом, даже если пророчество конкретно об идолопоклонстве сказано не на все времена, соблазн быть неверным Б-гу и Торе остается, и эти предостережения, к сожалению, применимы к каждой эпохе. В прошлом они касались культов и суеверий, в другие времена - веры в военные альянсы и союзнические договоры. В более поздние времена - это вера в идеи социализма или капитализма, или коммунизма, или любого другого из всех этих «измов», что развелись за прошедший век.
10. Истина такова: для еврейского народа следование за любым идеалом, противоречащим Торе и заповедям, заслуживает той же критики Ирмии. Его предостережения и пророчества остаются такими же злободневными, какими были для людей его времени. Мы нуждаемся в этой критике и упреках точно так же, как те, кто жил в эпоху пророков. Эти пророчества воистину вечны, и нам не помешало бы внимательно прислушаться к голосу пророков, который доносится сквозь века до самого нашего дня.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание разделa
Тора перечисляет все сорок две стоянки сынов Израиля в их сорокалетних странствиях по пустыне. Б-г велит им изгнать ханаанские народы из Эрец-Исраэль и уничтожить объекты языческих культов. Он предупреждает, что если евреи оставят ханаанеев в стране, те станут “колючками в глазах и шипами в боках ваших” (33:55). Установив границы Страны Израиля, Б-г велит выделить безземельным левитам 48 городов, шесть из которых будут использоваться как убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Дочери Цлофхада выходят замуж за представителей своего колена, чтобы закрепить за этим коленом свои земельные наделы. Так заканчивается книга “Бемидбар”.

И вся разница «…А над идолами их совершил Б-г расправу» (33:4).
В разделе «Бо» (книга «Шмот») Вс-вышний грозит: «…И над всеми божествами Египта совершу Я расправу» (Шмот, 12:12). Почему здесь говорится обо «всех» божествах, а в сегодняшнем разделе «Масэй» это слово опущено?
В следующем после «Бо» разделе - «Бешалах» - комментатор РАШИ объясняет, что после казни первенцев (десятой из десяти Египетских казней) у египтян остался невредимым только один идол - Баал-Цафон. Б-г специально оставил его, чтобы ввести в заблуждение фараона. Думая, что Баал-Цафон околдовал беглых еврейских рабов, и что они заблудились в пустыне, египетский правитель бросился за ними в погоню с отрядом колесниц, будучи уверенным, что они станут для него легкой добычей. Но в результате оказалось, что он гнал солдат навстречу их гибели, в пучину расступившегося Красного моря.
После рассечение моря Баал-Цафон, выполнивший свою роль приманки для фараона, немедленно разделил участь других идолов. Щадить его уже не было причин.
Вот почему в разделе «Бо», где речь идет о будущем, Б-г сообщает, что Он намерен уничтожить всех египетских богов. Как сказал - так, в конечном итоге, и сделал.
Но в этом стихе из «Масэй», где перечисляются действия Б-га в период Исхода, нельзя было написать «все», поскольку в тот момент истукан Баал-Цафон еще непоколебимо стоял, наводя трепет и ужас на людей. О его предстоящей судьбе никто не мог догадаться.

Сильнее Баал-Цафона Теперь мы можем лучше понять слова Итро, мидьянского священника и тестя Моше-рабейну, сказавшего после чудесного перехода евреев через Красное море: «Благословен Б-г, который избавил вас от руки египтян и от руки фараона… Теперь узнал я, что Б-г выше всех божеств» (18:10–11).
Что именно увидел Итро на Красном море? Наверное, нечто такое, что поразило его больше всех других чудес Исхода.
Ответ мы находим в прошлой языческой жизни Итро. Ведь до встречи с Моше он был много лет главным священником Мидьяна. Когда Итро услышал, что Баал-Цафон остался цел и невредим после гибели всех первенцев и божеств, он стал сомневаться во всемогуществе Вс-вышнего: раз нашелся идол, способный противостоять Б-гу и выдержать Его гнев, значит, подумал он, не исключено, что Баал-Цафон сильнее Б-га.
Но затем, когда Итро увидел гибель египетской армии в морской пучине и последующее уничтожение Баал-Цафона, он понял, что все предыдущие события были специально задуманы и осуществлены Б-гом. Такова была Его изобретательная стратегия: вначале сохранить Баал-Цафона, чтобы тот заманил египтян в море, а потом, после их гибели, уничтожить языческого истукана за ненадобностью. На Итро произвела впечатление не только методика наказания злодеев по принципу «мера за меру», но и тот уже неопровержимый факт, что Он, единый и всемогущий Б-г, «выше всех божеств» - даже Баал-Цафона.

 

Добрая примета
«И двинулись из Мары, и пришли в Эйлим; а в Эйлиме - двенадцать источников воды и семьдесят финиковых пальм, и расположились они там» (33:9).
Перечисляя стоянки сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне, Тора пользуется одной и той же фразой: «И двинулись из Рамсеса, и расположились в Сукоте. И двинулись из Сукота, и расположились в Эйтаме… И двинулись… и расположились». Почему же в данном случае не сказано: «И расположились в Эйлиме»?
Комментатор «Кли Якар» объясняет, что между Марой и Эйлимом было совсем небольшое расстояние, и поэтому евреи вначале не собирались останавливаться в Эйлиме, но когда обнаружили там двенадцать источников воды, по числу колен Израиля, и семьдесят пальм, по числу старейшин, они поняли, что их прибытие в это место было доброй приметой.
И действительно, гематрия (числовое значение) букв, составляющих слово Эйлим, - восемьдесят два, семьдесят пальм плюс двенадцать источников, которые они нашли там. Кроме того, «эйлим» означает «сильный» - верный признак того, что пребывание в этом месте укрепит и усилит евреев перед дальнейшим походом.

 

Не корысти ради
«Как Б-г повелел Моше, так и сделали дочери Цлофхада. И стали Махла, Тирца, и Хогла, и Милька, и Ноа, дочери Цлофхада, женами сынов дядей своих» (36:10–11).
Призывая сынов Реувена и Гада к беззаветному служению Б-гу, Моше мог поставить им в пример других персонажей сегодняшнего сдвоенного раздела. Речь идет о дочерях Цлофхада, которые из любви к Эрец Исраэль потребовали для себя долю при разделе Святой земли, хотя изначально предполагалось, что земля будет наследоваться только по мужской линии.
Комментаторы высоко оценивают их инициативу. Однако Сфорно (рав Овадия Сфорно, Италия, XV–XVI вв.) находит еще одно подтверждение праведности сестер. Все пятеро вышли замуж за своих мужей не по личному влечению и не из меркантильных соображений, а ради исполнения воли Творца: «Как Б-г повелел Моше, так и сделали дочери Цлофхада».
 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
«И поехали из Мара и прибыли в Эйлим. А в Эйлиме двенадцать родников воды и семьдесят пальм»
(Бемидбар 33:9)
 Каждая остановка в пустыне – уход от теснин этого мира, символом которых является Мицраим (Египет), и приближение к Эрец Исраэль – Дому Вс-вышнего. Потому, объясняет Мальбим, Тора, говоря о месте отправления, вовсе не повторяет место назначения: «Из Мидбар – Матана. Из Матана - Пахлиэль» (Бе-мидбар 21:18)
Пункт назначения – это Цель, духовная ступенька над той, на которой находимся мы. Достигнув ее, мы оказываемся в пункте отправления, на духовной ступени, которую нам предстоит оставить ради следующей духовной ступеньки!
Количество остановок в Пустыне Жизни – сорок две, не учитывают, по мнению «Сфат Эмет» (основанном на РаШИ) семь возвращений в сторону Египта. Если мы вспомним правило «семь раз падает праведник и встает», то не только число духовных ступеней становится каноническим – сорок девять, но и наши падения, при условии, что мы встаем (!!!), обретают вечный смысл!
Резюмируем комментарием «Кли Якар», объясняющем необычность остановки «Эйлим». Слышимое в названии понятие «силы» и гематрия слова – 82 (включая один самого слова) связаны с двумя системами сил – Солнца и Луны. Двенадцать источников указует на систему  обновления – месяцев – Луны – ходеш. А семьдесят пальм – семью десять на систему данности – семь дней недели – Солнца. (По другому семьдесят ликов Торы, семьдесят мудрецов – пальм и так далее…)

 продолжение следует..

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Маасей (часть 1) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика