::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Матот

19-07-2012, 12:49 Разместил: jude Просмотров: 2302

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Матот
Главы 30:2-32:42
«И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников - сыновей Яакова ¬ Израиля) на иврите - мате (мн. ч. - матот).

 

Рав Лев Кацин
Только сумасшедший может убить?
Сообщение об убийстве восьмилетнего Лейба Клецкого вызвало ощущение ужаса. «Каким же нелюдем должен быть убийца, чтобы поднять руку на беззащитного ребенка? - думал я. - Наверное, убийца - сумасшедший маньяк».
«Нет, психически нормальный человек может убить! - вдруг оборвал я себя, внутренне затрепетав от этой мысли. - Во времена Холокоста психически нормальные негодяи зверски убили шесть миллионов евреев и среди них - полтора миллиона детей! Каждый человек - потенциальный убийца. В каждом сидит зверь, способный убить другого. В каждом скрывается животное, как писал царь Соломон: «Нет разницы между человеком и животным!» Смысл его слов не только в том, что между человеком и животным нет физической разницы, но и в том, что, в слове «нет» и состоит духовная разница между человеком и животным. Животное слепо следует своим инстинктам, в то время как человек, обладая разумом и свободой воли, может сказать своим инстинктам «нет». Благородная, стремящаяся творить добро душа может победить животные инстинкты.
Идея о том, что убийство может совершить лишь сумасшедший - опасное заблуждение. В действительности грань между добропорядочным гражданином и жестоким преступником очень тонка. Преступление может совершить каждый, кто, распустившись, позволит животным инстинктам тела заглушить голос совести своей души.
…Убийца мог быть психически нормальным человеком, который поддался животному инстинкту и совершил сексуальное преступление против ребенка, а затем убил его, чтобы замести следы…
После творения животных Вс-вышний сказал: «Сделаем человека». К кому обратился Вс-вышний? Он призвал животных поделиться с человеком своей природой, объясняют мудрецы: «Потому человек может разорвать другого, как лев, и укусить, как змея!» И если некоторые, подобно льву, с позиции силы открыто бросают оскорбления в лицо, то другие интригуют, оговаривают и жалят в спину, подобно змее.
Сказать, что убийца ребенка сумасшедший - это все равно что сказать, что убийство как таковое не имеет ко мне, нормальному человеку, никакого отношения. Каждый человек понимает, что требуются усилия для того чтобы не нарушить заповеди «Не укради», «Не прелюбодействуй!», «Не возжелай!». Тем не менее кажется, что заповедь «Не убей!» обращена не к нам, нормальным людям. Это не так, ибо оскорбление приравнивается Талмудом к убийству!
«Каждый, кто публично оскорбляет человека, как будто проливает его кровь!» - предупреждают мудрецы. Оскорбляющий наносит ущерб душе ближнего, который может быть даже хуже убийства, ибо страдания души могут лишь усиливаться со временем. Впрочем, мудрецы обращают наше внимание не только на душу обиженного, но и на душу обидчика. Тот, кто может оскорбить человека, может также его и убить! Для того чтобы оскорбить ближнего, нужно накопить в душе столько ярости, гнева и злобы и проявить столько несдержанности, что хватило бы и для того, чтобы его убить! Многочисленные преступления совершаются в пылу гнева по отношению даже к близким людям, когда оскорбления переходят в рукоприкладство…
Гибель ребенка в Боро-Парке - это не история сумасшествия, а обращенный к каждому из нас упрек Небес! И каждый может укрепить в себе силы духа и научиться в большей степени держать себя в руках, не поддаваться похоти, ярости и гневу. Каждый может проявлять большее уважения человеческому достоинству окружающих людей! И если плохим словом можно убить, то добрым словом можно вернуть человека к жизни. Как писал царь Соломон: «Жизнь и смерь во власти языка!»
Гибель Лейба Клецкого потрясла еврейскую общину в преддверии трех недель траура, которые начинается 17 Тамуза, в день падения Иерусалима, и завершаются 9 Ава, в день разрушения Храма. И если Первый Храм был разрушен за три греха - убийство, прелюбодеяние и поклонение идолам, то Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу, которая выражалась в злословии. Эти слова пророков и мудрецов о причинах изгнания народа являются не только рассказом о прошлом, но и призывом к будущему. Если бы в наши дни стоял Храм, то он был бы разрушен за те же грехи! И если ненависть разрушила Храм, то наша любовь друг к другу может его отстроить!

 

Арье Юдасин
В ногу со временем
Что сегодня считается «новостями»? Правильно, как и сколько погибло, кого посадили, всяческие эксцессы… Непонятно, отчего население Земли растет и живет во все более комфортных условиях?
Помаршируем в ногу со временем. Тем более что невеселая глава наша располагает: предупреждение о скорой смерти Моше, война с Мидьяном, гибель пророка Билама… Поговорим о смерти.
«Отомсти… Мидьяну, потом присоединишься к твоему народу», - повелевает Б-г Моше. Согласно Туру, редкое в Торе полное написание «народа твоего» - с буквой йуд - намекает на то, что о смерти Моше будет сказано в десяти местах (число буквы йуд - 10). 10 - символ полноты. Что-то со смертью Моше завершилось и завершилось достойно.
А вот конец Билама: «И Билама, сына Беора, убили мечом». Тур приводит пасук из Книги Йошуа: «…и Билама, сына Беора, колдуна», - делая отсюда вывод, что Билам схвачен, приведен на суд и казнен за запрещенное Торой колдовство. Есть версия древнего мидраша, что чародей убит в бою Пинхасом. Но сейчас мы о другом.
Также Тур приводит пасук из Притчей Шломо: «Есть путь прямой перед человеком, но конец его смерть». Первые буквы слов «есть путь прямой» дают в сумме 24, указуя на 24 тысячи евреев, умерших в Шитим из-за совета Билама. Совет тот - на века. По сегодня у него немало глашатаев. «Провоцируйте святой народ на интермериджи!» «Пиркей авот» так описал последователей Билама: «Злой глаз, гордый дух, ненасытная душа»… Не приложить ли эту матрицу к нынешним апологетам «сексуальной демократии»?
А последние буквы составят «схар» - «плата». Расплата за подлый совет - меч.
Смерть - неизбежный спутник земной жизни. Время от времени читаешь, что Общество бессмертных - тех, кто планирует одолеть старость и смерть и жить на земле вечно, - избирает нового председателя… Еврейская Традиция относится к смерти… двояко. С одной стороны, ее нет вообще. Смерть - иллюзия. Происходит трансформация, что-то исчезает, что-то прибавляется. Так сказать, переход из комнаты в комнату. С другой стороны, смерть - источник самой большой скверны. По сути, все другие формы духовной нечистоты с ней связаны. Например, женский цикл - женщина ритуально нечиста тогда, когда она не может зародить новую жизнь.
Так есть смерть или нет? Тора свидетельствует, что лишь однажды, в шестой день Творения, Создатель оценил свою работу наивысшим баллом. «Тогда, когда созданы зло и смерть» - поясняет мидраш. Смерть - некое завершение мироздания, важнейший его элемент. И именно в шестой день сотворен человек. Неужели лишь зла и смерти прежде человеку не хватало? Странно.
Вспоминаю, как кричал на меня родственник, когда я попытался заговорить с ним о душе. «Я служил матросом и собирал в полиэтиленовые мешки куски тел убитых - нет никакой души!» Мне кажется, вопрос о жизни и смерти он поставил предельно четко. Телесное - смертно. Материальный мир - великолепное творение Б-га, но природа этого творения - временность, незавершенность, ограниченность. Вечность и беспредельность - не для него. И существам, к этому миру привязанным и вне него себя даже не мыслящим, смерть представляется обязательным и тотальным финалом. «Все смертно». Есть ли смерть в «мире горнем»? Интересная тема, но сейчас я не хочу ее касаться. Слишком о многом надо будет заговорить.
Мудрецы подсказывают: «Если донимает тебя твое злое начало - напомни ему о дне смерти». Расскажи самому себе про абсолютный и безупречный счет. Отсюда memento mori («помни о смерти») римлян. От смерти не спрячешься, даже в готовые и банальные формулы. Она, рано или поздно, вынудит тебя кончить притворяться. Моше - не лукавил. Он жил, как дышал, сразу в обоих мирах. Его смерть - конец дел в «мире работы». А Билам провалился во временный мир. Даже зная истину, он, пророк, мечтал о «палатах серебра и золота»…
Смерть не «уравнивает всех» - а, наоборот, расставляет всех по местам. В ней и высшая нечистота - утраты и безнадежности, и высшая чистота - истинного взгляда. Снова, как все в этом мире, смерть - выбор. Она для разных - разное.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Эта глава начинается с раздела обетов и обещаний. Тора обязывает каждого человека, достаточно взрослого для того, чтобы понимать важность данного слова, выполнять все, что он на себя взял. В случае молодой девочки в отцовском доме ее обеты подчинены власти отца. Аналогично, обеты замужней жены касаются и ее мужа, и он может наложить на них вето в той день, когда о них услышал. В некоторых непредвиденных обстоятельствах обеты или обещания человека могут быть аннулированы раввином, но в целом человек остается связанным свои словом. Интересно, что Тора подчеркивает несколько раз, что нарушение слова – это грех не столько по отношению к человеку, которому оно было дано, сколько по отношению к Б-гу, и поэтому нарушителю нужно прощение и от Него.
2. ХаШем повелевает Моше пойти войной на Мидьян перед своей смертью. Цель - отомстить за честь евреев, умерших в результате подлого заговора мидьянитян, пытавшихся уничтожить еврейский народ. Моше тут же посылает евреев в бой для того, чтобы отомстить за честь Б-га, которой был брошен вызов заговором Мидьяна против избранного Им народа.
3. Мидьянитяне разгромлены – без каких-либо потерь со стороны еврейского народа – и Бильам бен Беор, злой пророк, убит вместе с пятью царями Мидьяна. Мидьянские женщины, сыгравшие роль в заговоре, тоже поражены мечем.
4. Тора перечисляет доставшиеся нам трофеи. Моше Рабейну объясняет, каким образом эта мидьянская посуда и кухонная утварь должны быть тщательно очищены («кашерованы») и омыты в Микве перед тем, как их смогут использовать евреи. Интересно, что добыча, доставшаяся нам в недавних сражениях с Сихоном и Огом, не нуждалась в подобном омовении. Требовалось только тщательно ее очистить. Только когда посуда или приборы переходят в еврейскую собственность, ее надо окунуть в Микве. (А если ее до этого использовали, то ее следует сначала «кашеровать», чтобы удалить все возможно оставшиеся в ней
частицы некашерной пищи, и только после этого окунуть в Микве.) То, что Моше Рабейну преподал эти законы новоприобретенной посуды только теперь (а не после предыдущих сражений с Сихоном и Огом), по всей видимости, свидетельствует о том, что он считал предметы Земли Кнаана (будущей Земли Израиля) и ее жителей всегда находившимися в еврейской собственности. Поэтому эти вещи не нужно было окунать в Микве, самое большее – только очистить от всяких следов некашерной пищи. Только после битвы с Мидьяном, чья территория не входила в состав Земли Израиля, возникла необходимость преподавать о «кашеровании» и окунании в Микве.
5. ХаШем отдает указания, каким образом следует поделить добычу между людьми, а какую долю пожертвовать в Мишкан Б-га. Когда офицеры дружин убедились, что ни один из солдат не пал в сражении, они пожертвовали в Мишкан дополнительное количество трофеев как вечный знак своей благодарности
Б-гу за Его защиту в бою.
6. Глава продолжается просьбой колен Гада и Реувена поселиться на богатой пастбищами земле на восточном берегу реки Иордан вместо того, чтобы перейти в основную часть Земли Израиля. Эти земли, захваченные в войне с Сихоном и Огом, изобиловали сочными пастбищами, а у колен Гада и Реувена было большое количество овец и прочего скота, которые им достались в результате дележа трофеев недавней войны с Мидьяном. Но Моше усматривает в этой просьбе целый ряд тревожных симптомов и упрекает их: Во-первых, этой просьбой осесть сходу колена Гада и Реувена отобьют охоту у остальных евреев двигаться дальше, в основную часть Земли Израиля – их просьба может быть расценена как признак страха перед будущими сражениями и утомления постоянным наступлением. Во-вторых, своим желанием получить наделы здесь колена Гада и Реувена продемонстрировали, что для них не очень важна святость основной части Земли Израиля. Тем они как бы подразумевали, что ХаШем даровал нам эту землю главным образом для того, чтобы у нас просто была родина, и если найдётся какое-нибудь другое место, в котором можно основать свой национальный дом, то и оно подойдет. В этом плане они не придали достаточное значение особым святым качествам Земли Израиля, и создали впечатление, что отрицают всю концепцию нашего бытия Святым Народом в Святой Земле. В-третьих, было похоже на то, что их больше волновало материальное имущество, нежели люди – они упомянули в первую очередь скот – а это был неправильный порядок приоритетов.
7. Члены колен Гада и Реувена принимают упреки Моше Рабейну. Они обещают сражаться бок о бок со своими братьями до тех пор, пока еврейский народ не осядет в Земле, и Моше соглашается выполнить их просьбу. При условии, что они помогут евреям занять Землю Израиля – так же, как и весь народ помог взять
земли к востоку от Иордана – Моше дает Гаду и Реувену эти земли в надел. (Из этого эпизода выводятся многие законы «условий».) И они строят крепости и города для своих людей и загоны для овец, и заселяют этот регион к востоку от реки Иордан.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Матот
Ѓафтара этой недели взята из Первой Книги Ирмии (1:1 – 2:3)

1. Это первая из трех отрывков «Ѓафтары укора», которые читаются в преддверии поста Тиш’а беАв (Девятого Ава), годовщины разрушения Храма. Как мы уже пояснили во вступлениях к обзорам недельной главы и Ѓафтары, мудрецы использовали церемонии публичного чтения Торы и Ѓафтары, на которые
собирается весь народ, для того, чтобы держать людей в курсе событий календаря и подготавливать их к разным приближающимся годовщинам и праздникам. Например, в Шаббат, на который выпал Рош Ходеш, на Мафтир и Ѓафтару читаются особые отрывки об этом дне. Или Ѓафтара, напоминающая людям (словами Йонатана, обращенными к Давиду), что «завтра Рош Ходеш». Наша Ѓафтара, которой открывается книга Ирмии, начинает серию предостерегающих отрывков Ѓафтары, которые читают в течение Трех недель между постами Семнадцатого Таммуза и Девятого Ава. Поэтому, по сути, нет никакой связи между этими отрывками Ѓафтары и недельными главами Торы. Отныне и до конца Пятикнижия отрывки Ѓафтары связаны почти исключительно с текущими событиями календаря.
2. Это самое первое пророчество, которое испытал в жизни Ирмия, и эта глава его книги посвящена описанию того, как он был назначен на свою миссию. Мировая политическая ситуация по отношению к еврейскому народу была в то время тревожной. В воздухе пахло бедой; все испытывали дурные предчувствия, беспокойство, приближение катастрофы, ибо в направлении еврейской страны все громче раздавались угрожающие возгласы могущественных царей. (Она всегда была так стратегически расположена, чтобы сделать ее важным приобретением для каждого строителя империи.) В глубине души еврейский народ знал, и об этом ему неоднократно сообщалось в Торе, что мировые события затронут его либо положительно, либо отрицательно в прямой зависимости от его духовного уровня. Те, кто обычно оставались верными учениям Торы, отнеслись серьезно к предостережениям духовных лидеров и старались раскаяться и возвратиться к Б-гу и Торе. Другие же, как всегда - как и сегодня – предпочли видеть в угрожающем развитии событий естественный порядок вещей, совершенно не связанный с соблюдением заповедей. Наоборот, послания пророка были, по их словам, просто пораженческими речами, и они считали, что такие люди, пророки они или нет, подлежат наказанию за антиправительственную агитацию и деморализацию народа.
3. С тяжелым сердцем провозглашал Ирмия свои послания, ибо они были о грядущем разрушении и изгнании. Конечно, лжепророки продолжали уверять народ, что все в порядке. Не обязательно раскаиваться – все будет хорошо! Но Ирмия бесстрашно укорял и предостерегал всех, от простого рабочего до самого
царя, что единственным способом предотвратить катастрофу было искреннее возвращение к Б-гу и Его Торе.
4. Примечательно, что в описании того, как Ирмия был назначен пророком, говорится, что он становится не «пророком еврейского народа», а «пророка народам». Конечно, его задачей было провозглашение посланий Б-га еврейскому народу. Но эти послания и идеи никогда не предназначаются исключительно для еврейского народа. Напротив, они даются всему человечеству, только провозглашается они для всех посредством Избранного Б-гом народа. Основная идея, которую передает всему миру еврейский пророк, заключается в том, что человечество должно жить в мире и гармонии, праведно и справедливо, под властью Б-га.
5. Ѓафтара завершается одним из самых красивых посланий, несущим надежду и воодушевление. Ирмии говорится, что грядут тяжелые времена, что вследствие того, как евреи скатились, их вскоре в наказание постигнет разрушение и изгнание, которое осуществит орудие гнева Б-га – в форме вавилонского царя
Навуходоносора. Тем не менее, ХаШем велит Ирмии сказать еврейскому народу, что в действительности Он его любит. Его наказания никогда не имеют своей целью уничтожить еврейский народ, а только укорить и исправить его. Дающиеся Б-гом наказания должны служить предостережением другим, чтобы не вставали на тот же неправильный путь. И хотя ХаШем – Царь всего человечества, еврейский народ остается и всегда останется Его Избранным народом, Его сокровищем, даже если Он на него гневится. И как они заслужили такую близость? ХаШем велит Ирмии пойти и провозгласить ответ на улицах Иерусалима, провозгласить четко и ясно, чтобы поняли все, евреи и неевреи, раз и навсегда: «Помню, какими верными вы были и как Мне доверяли, когда последовали за Мной, как молодая любящая невеста, готовая следовать за мужем, хоть в неизведанную пустыню, туда, где нет ни пищи, ни воды» - чтобы получить Тору и стать глашатаями владычества Б-га всему человечеству. Ни одна другая нация, ни один народ не продемонстрировал
когда-либо такое доверие и такую верность Б-гу. Поэтому ХаШем избрал Своим народом именно еврейский, а не какой-либо другой.
6. Эта декларация является, так сказать, воспоминанием о прошлом, когда еврейский народ был Б-гу, как невеста. Что же касается будущего, то здесь Ирмии следует провозгласить, что еврейский народ всегда будет не столько «' קְדֹושׁ ה » - народом, который должен «быть святым Б-га», сколько «' קֹודֶשׁ יִשְׂרָאֵל לַה » - народом, который сам является Святыней Б-га! Да, еврейский народ – это Святыня, принадлежащая Б-гу! Враг может сто раз разрушить Святыню из дерева и камня, но истинной Святыней является еврейский народ, преисполненный духом Б-га и Его Торы, а это неподвержено разрушению. К сожалению, не всегда все без исключения евреи смогут подниматься до таких духовных высот. Целые поколения могут даже стать чуждыми своему призванию и на время потерять ориентиры (в своем большинстве, печальным примером такого было как раз поколение Ирмии). Но призвание и предназначение еврейского народа остается тем же: быть народом Б-га, Его представителями при остальном человечестве. Истинная и вечная Святыня Б-га – это еврейский народ, который продолжает выполнять роль Его народа сквозь все бури и потрясения истории – «вечный еврей».
7. Этот народ – « רֵאשִׁית תְּבוּאָתֹו », «Первый плод Б-га» (как Он и передал фараону в Египте через Моше Рабейну: «Израиль – мой первенец!» - то было первое послание Б-га миру). А из того, что Израиль – «Первый плод Б-га», следует, по словам пророка, что все человечество – творение рук Б-га, все Ему дорого. Везде, во все человечество вселил ХаШем Свой Дух, чтобы все могли подняться до уровня праведности и добра. Но ведет в этом стремлении к духовному росту Его народ, Его первенец, который первым провозгласил Его Отцом и Царем всего человечества.
8. Обозревая историю, можно увидеть, что все, кто когда-либо пытались пожрать еврейский народ или как-либо ему досаждали, на практике всегда были губителями истинной человечности. Теперь их считают духовно отсталыми, ненавистниками Б-жественности. Те, кто пытались навредить народу Б-га или оклеветать его, теперь считаются оскорбившими Самого Б-га. Своим злом они способствуют падению человечности, но, как всякий, кто бьется головой о каменную стену, пытаясь ее разрушить, в конечном итоге разрушает только самого себя.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание разделa
Перед вступлением евреев в Эрец-Исраэль Моше объясняет законы обетов и клятв, в частности, когда клятва, данная женщиной, может быть отменена ее отцом или мужем. Затем евреи вступают в войну против мидьянитян. Ополчение из 12 тысяч воинов, по тысяче от каждого колена, одерживает уверенную победу. Гибнут все мужчины Мидьяна, пять их царей, а также пророк Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев (см. раздел “Балак”). Ополчение возвращается в стан с богатыми трофеями, однако Моше осуждает командиров за то, что они оставили в живых мидьянитянок, виновных в совращении сынов Израиля и стремлении приобщить их к идолопоклонству. После подсчета и распределения трофеев начальники тысяч и сотен докладывают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и для искупления своих грехов они приносят в Храм дары из золота. Колена Гада и Реувена просят оставить их в Заиорданье, где есть обширные пастбища для их скота. Моше боится повторения греха разведчиков и вначале отказывает им, но потом соглашается, получив заверения от руководителей этих двух колен, что они примут активное участие в завоевательных войнах с ханаанскими племенами в Эрец-Исраэль и лишь потом вернутся на восточный берег Иордана.

 

Стодолларовая ассигнация
«Если человек даст обет Б-гу или поклянется клятвой…» (30:3).
…Попрошайка стоял на краю тротуара у перекрестка. Когда включался красный свет, он не спеша обходил вереницу автомобилей и собирал мелочь себе на пропитание. Кто сколько подаст - кто десять центов, а кто и полдоллара. Вдруг прямо рядом с ним затормозил большой роллс-ройс. Дымчатое стекло у заднего сиденья немного опустилось с мягким электрическим шорохом, и в проеме появилась рука в белой лайковой перчатке с хрустящей стодолларовой ассигнацией. «Это тебе», - донесся приглушенный не то мужской, не то женский голос из недр роллс-ройса.
Попрошайка не верил ни своим глазам, ни ушам: «Что-что?» Он оглянулся вокруг и, убедившись, что никто не прячется за его спиной, робко переспросил: «Вы говорите мне?»
«Ну да! - в голосе из роллс-ройса послышалась нотка нетерпения. - Бери же наконец!» Попрошайка вплотную придвинулся к машине, все еще опасаясь, что с ним хотят сыграть злую шутку. Вот он сейчас протянет руку, а рука с ассигнацией спрячется, и роллс-ройс рванет вперед.
Он протянул руку - купюра не исчезла - и медленно взял ассигнацию кончиками пальцев. В тот же момент пальцы в белой лайке разжались, рука ушла в тень проема, стекло плавно закрылось с мягким щелчком, и машина тронулась с места.
Внезапно разбогатевший попрошайка еще долго стоял у перехода, с глупой и счастливой улыбкой на лице глядя вслед своему безымянному благодетелю или, может, благодетельнице.
На следующий день, когда он стоял на прежнем месте у перекрестка, в тот же час, что и накануне, к нему подкатил роллс-ройс. Снова приспустилось заднее дымчатое стекло, и из проема высунулась та же рука в белой перчатке со стодолларовой купюрой. Попрошайка не верил своему счастью. Он протянул руку и на этот раз смело взял хрустящую бумажку. Окно закрылось, машина уехала. Его радость была велика, хотя и несколько меньше, чем накануне.
Назавтра повторилось то же самое… Так продолжалось целый месяц, изо дня в день. Роллс-ройс тормозил у тротуара ежедневно в один и тот же час, и рука в перчатке одним и тем же механическим жестом протягивала попрошайке стодолларовую ассигнацию.
Но вот однажды роллс-ройс подкатил к светофору, но рука с деньгами не высовывалась из окна. Подождав несколько секунд, попрошайка вежливо постучал костяшками пальцев по дымчатому стеклу. Стекло не опустилось. Тогда он постучал сильнее. Никакой реакции. Попрошайка рассвирепел. Он стукнул кулаком по кузову и заорал: «Где мои сто долларов?!»
«Если человек даст обет Б-гу…» Мидраш так комментирует этот стих из сегодняшнего раздела: «Человек не знает, сколько времени ему отведено в этом мире». Странный вывод. Какая связь между «обетом Б-гу» и продолжительностью жизни?
В Талмуде (трактат «Недарим», 10) сказано: когда человек дает зарок принести жертву Б-гу, он должен очень точно сформулировать свое посвящение. Нельзя сказать: «Б-гу - приношение». Правильная формула такая: «Приношение Б-гу».
Какая разница? Разве от перестановки слов меняется смысл? Нет, не меняется, но есть опасение, что, произнеся святое Имя Вс-вышнего, человек не сможет закончить фразу, не скажет «приношение». И тогда получится, что он произнес Имя Б-га зря, нарушив одну из Десяти заповедей.
Комментаторы объясняют, что речь идет о совершенно невероятной, но теоретически возможной ситуации, когда человек, произнеся первое слово фразы, мгновенно умирает, не успев закончить ее.
Таков смысл приведенного мидраша. Ни один человек не знает, что случится с ним в следующую секунду, когда прервется его жизнь. Поэтому он должен осторожно формулировать свои обеты и зароки, к которым еврейский закон относится очень строго.
Уместно, однако, спросить, почему Талмуд обсуждает столь редкостную ситуацию. В самом деле, сколько людей падало замертво в середине фразы, не успев договорить свою клятву? Лично я не слышал ни об одном таком случае.
Нет, тут все гораздо глубже. Многие из нас считают жизнь не подарком свыше, а рутиной. Как будто мы еще до рождения заработали себе право на счастье и долголетие. Вот почему мы жалуемся на Б-га, когда узнаем о чьей-то «безвременной» кончине.
Но жизнь - это именно подарок, благо, которое никто из нас заранее не заслужил. Каждая ее секунда, каждый наш вздох - это еще одна стодолларовая ассигнация. При таком восприятии жизни внезапная смерть посреди фразы уже не будет нам казаться чем-то невероятным и, тем более, несправедливым.

 

Тот же меч и те же камни
«…И Билама, сына Беора, убили мечом» (31:8).
Как сообщают комментаторы, еврейские ополченцы, участвовавшие в войне с мидьянитянами, убили Билама (Валаама), безуспешно пытавшегося проклясть сынов Израиля в разделе «Балак», тем самым мечом, который Яаков воткнул в каменный холм возле обелиска на границе Эрец Исраэль. В конце раздела «Ваеце» (книга «Берешит») Яаков и Лаван воздвигли эти холм и обелиск как свидетельство их примирения после яростной, хотя и скрытой вражды.
Они поклялись тогда, что тот, кто перейдет границу, чтобы причинить другому зло, будет забросан камнями из этого холма и казнен этим мечом.
Со временем из этих камней была построена ограда, мимо которой Билам, прямой потомок Лавана и его идейный преемник по части ненависти к потомкам Яакова-Израиля, ехал на своей говорящей ослице с намерением проклясть евреев по заданию Балака, царя Моава. В том эпизоде ослица увидела перед собой ангела, преградившего им путь, и резко свернула с дороги, прижав Билама к ограде и сломав ему ногу.
То был первый акт наказания за нарушение договора. Вторым и последним актом стал карающий удар меча Яакова, от которого Билам уже не оправился.

 

Рав Яков Доктор
"И  говорил Моше главам колен  сынов Израиля, говоря: вот что повелел Г-сподь: «Если кто даст обет Г-споду или поклянется клятвою, положив запрет на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: всё, как вышло из уст его, должен он сделать".
Тора открывает нам, что у еврея есть особая святость. Кроме тех запретов и повелений, которые даны Торой, он может создавать и свои. Произнеся клятву (швуа) или обет (недер), он может запретить то, что Торой разрешено, или обязать себя выполнять то, что Тора не обязывает делать. Тогда его слова обладают той же силой, что и слова святой Торы, и обязательны к исполнению так же, как и она.
Мы узнаём также, что действие клятвы и обета можно прекратить. Отец обладает властью прервать обязательства своей дочери, а муж, в определённых случаях, - обеты и клятвы своей жены. Существует ещё один способ прервать действие обязательства, который человек на себя взял. Он не зафиксирован в тексте письменной Торы, "порхает в воздухе без опоры в тексте", как говорит Мишна, но дошёл до нас через Тору Устную. Это возможность пойти к мудрецу "мумхе", который сам или с помощью суда, состоящего из трёх евреев, найдя разрешающее обстоятельство, отменяет клятву или обет.
Но почему обычный в Торе порядок передачи заповедей нарушен в данном случае, почему Моше здесь обращается к главам колен, а не ко всему народу? Раши объясняет, что, передавая евреям Тору, Моше всегда оказывал особый почёт главам колен, объясняя им каждую новую заповедь или закон в первую очередь. Об этом мы и узнаём из нашего отрывка. Тора открывает это нам именно в этом месте, чтобы намекнуть на тот самый принцип, который "порхает в воздухе", на то, что мудрец – мумхе имеет право отменить клятву и обет.
Ор  Ахаим добавляет, что форма передачи этого закона для глав еврейских колен и для всего народа была различна. Тора заинтересована, чтобы евреи берегли свои уста и клятв и обетов просто так не произносили. Поэтому она говорит в открытой форме то, что должен знать каждый: "Всё, как вышло из уст его, должен он сделать". А возможность отменить обязательство человека и принципы, как это делают, переданы мудрецам, лидерам народа, чтобы в случае необходимости они могли нам помочь.
"Меор  вашемеш" приводит Мидраш, который говорит, что право создавать новые заповеди с помощью клятв и обетов есть только у высочайших праведников, таких как Авраам, Йосеф и Йов. Только они, обладающие истинным страхом перед Небесами - не страхом перед наказанием, а трепетом перед величием Творца - имеют право брать на себя дополнительные ограничения и обязательства в служении Б-гу. И потому сама эта мицва обращена, в первую очередь, к главам нашего народа.
Почему  клятву или обет, данные в своё время  с самыми серьёзными намерениями, возможно отменить, и как действует эта отмена? "Меор вашемеш" объясняет, что обычный человек даёт обет в момент беды, спаси нас от этого Б-г, надеясь с помощью принятия обета спасти себя и своих близких. Беды и несчастья – это проявление судов и обвинений, которые нависают над человеком как результат его грехов. Когда такое случается, необходимо пересмотреть своё поведение и сделать тшуву. Но для этого необходимы время, ясный ум и душевное равновесие. Человек даёт обет. Это прибавляет ему заслуг, отводит от него суды и нейтрализует их. Но это не решает проблему в корне, угроза ещё висит над ним. Необходимо прийти к праведнику, который увидит корень проблемы, и так поможет сделать настоящую полную тшуву. Это отменяет все суды и обвинения наверху в Корне, и тем самым отменяется и необходимость обета, который с ним связан.
Комментаторы  обращают внимание на то, что, приказывая евреям отправиться на войну с Мидьяном,  Вс-вышний называет эту войну "отмщением за сынов Израиля", а Моше, передавая заповедь, называет войну "отмщением Г-спода". "Беер маим хаим" объясняет это так. Само существование народа Израиля, народа, избранного для служения Б-гу, который всем своим поведением напоминает народам мира о Творце, вызывает их ненависть. Они постоянно пытаются оторвать евреев от Торы и заповедей - когда угрозами и насилием, а когда хитростью. Если евреи перестанут соблюдать заповеди, не дай Б-г, они будут подобны всем другим народам, и еврейская проблема закончится.
Но  они делают большую ошибку, говорит "Беер маим хаим". Свою мысль он объясняет с помощью притчи. У одного царя был слуга, великолепный музыкант, он услаждал хозяина своим искусством. Завистливые слуги порезали руку этого слуги, чтобы тот не мог играть. Конечно, гнев царя был велик, однако, ничего поделать нельзя, искалеченный слуга не мог больше радовать его.
Но  если искусный музыкант – это сын царя, ситуация другая. Сколько бы ни старались злые царедворцы, им ничего не поможет. Царь никогда не бросит любимого сына и будет лечить его раны до тех пор, пока не вылечит. А завистники получат по заслугам, так как хотят лишить царя удовольствия от общения со своим сыном. Евреи именуются сынами Израиля потому, что мы, Израиль, – сыны Царя. И каждая попытка оторвать нас от Торы и заповедей – это оскорбление Ему лично. Поэтому война с Мидьяном, который пытался лишить евреев союза с Б-гом, это и наше возмездие, и Б-га. Это одно и то же.
Талмуд  говорит, что в заслугу зажигания Шабатних и Ханукальных свечей можно удостоиться сыновей - мудрецов Торы. Поэтому принято, что, зажигая субботние свечи, женщина молится о своей семье и детях, просит, чтобы все они выросли хорошими евреями, были светочами Торы.
"Кицур  Шулхан Арух" приводит средство из книги "Шло- шней лухот абрит". Женщине, у которой нет детей, не дай Б-г, или есть трудности с их воспитанием и ростом, нужно говорить после зажигания свечей Афтору первого дня Рош Ашана про Хану, мать пророка Шмуэля. (Шмуэль 1-2 до пасука 10 включительно). Желательно произносить этот текст не спеша, с пониманием и каваной.

 
Рав Менахем-Михаэль Гитик
"Основной инстинкт" Моше
 «И говорил Вс-вышний Моше сказать: «Отомсти месть сыновей Израиля мидьятянам, а после присоединишься к народу своему». И говорил Моше к народу сказать: … и будут для Мидьяна отмщением Вс-вышнего Мидьяну» Бемидбар 31:2-3
 Изменение, сделанное Моше: «отмщением Вс-вышнего» вместо «месть сыновей Израиля» требует объяснений. Их дает рав Лунчиц, автор «Кли Якар – «Драгоценного Сосуда». Заодно становится понятным сказанное РаШИ: «Несмотря на то, что услышал, что его смерть зависит от мести Мидьяну, исполнил с радостью и не задержался» - что за странный комплимент? Неужели можно было ожидать от нашего Учителя «проволочек» с исполнением приказа Творца??! И хвалить за «беспроволочное» исполнение?!
Исходная точка наших рассуждений – двойной вред, нанесенный Мидьяном. Соблазнение евреев на чужую работу и блуд нанесло сильнейший вред в духовных сферах. Гибель двадцати четырех тысяч евреев – удар по народу Израиля. Вс-вышний «не замечая» Своего оскорбления требует «месть за сыновей Израиля».
Моше, понимая «незаинтересованность» Израиля в его смерти и готовность евреев поступиться своим правом и желанием мщения, дабы продлить жизнь Учителя, заменяет их месть на Его месть. Такая подмена делает месть Мидьяну и уход Моше незамедлительным.
Это и есть объяснение похвалы мудрецов Моше за поспешность исполнения приказа Создателя, а также подтекст замены «мести Израиля» на «месть Вс-вышнего». А способность нашего Учителя жить без оглядки на «основной инстинкт» - инстинкт самосохранения, без сомнения впечатляет.

  

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Законы периода с 17-го тамуза по 1-е ава
1. Наши пророки велели нам отмечать молитвами и постом дни, в которые на протяжении истории нашего народа происходили трагические для него события. Цель этих всенародных постов – заставить нас призадуматься о своих деяниях и мыслях, и постараться отказаться от порочного поведения и чуждых идей, которые являются причиной наших бед; вернуться к образу жизни, который ХаШем, в
Своей доброте, нам предлагает. Когда мы искренне возвратимся к Нему, Он удостоит нас истинного Избавления и удалит навеки печаль и горе, как и обещал.
2. В нашем календаре есть четыре дня, в которые произошли великие трагедии, и в которые потому пророками установлены посты:
[1] Третий день месяца Тишри, в который был убит еврейский наместник Гедалия бен Ахикам (в 3339 г.). Его назначил вавилонский царь Навуходоносор (Навухаднецар), чтобы управлять небольшой общиной
евреев, которая осталась в Земле Израиля после разрушения Первого Храма и начала изгнания. Когда Гедалию убили завистливые соперники, оставшиеся евреи были либо убиты, либо проданы в рабство, а Земля Израиля была полностью разорена взбешенным Навуходоносором. Так была потеряна надежда, что изгнанники смогут в скором времени вернуться к собратьям в Землю Обетованную, чтобы восстановить свое государство, и наша Земля впервые надолго запустела, - что повторится еще не раз в течение длинной и трагичной истории наших изгнаний.
[2] Десятый день месяца Тевет, в который началась осада Иерусалима Навуходоносором (в 3338 г.), кончившаяся разрушением Первого Храма и нашим рассеянием по всему миру.
[3] Семнадцатый день месяца Тамуз, в который на разных этапах истории
произошло пять трагических событий:
[a] Вследствие греха Золотого тельца были разбиты Скрижали Завета (в 2448 г.).
[б] Произошло первое публичное сожжение свитка Торы. (Обычно, когда случаются несчастья такого типа, их точные даты могут быть забыты или спутаны, особенно когда они впоследствии усиливаются
или учащаются. Но известно, что в этот день произошел первый случай сожжения Торы, хотя, к сожалению, в течение истории, таких случаев было много. Согласно некоторым источникам, оно произошло за несколько лет до разрушения Первого Храма, а согласно другим, - то был свиток, написанный сами)м великим писцом Эзрой, который жил в более поздний период. Иосиф Флавий, историк, живший в период оккупации Земли Израиля римлянами в эпоху Второго Храма, описывает иное сожжение Торы, которое произошло 17-го Тамуза. Он сообщает, что римляне использовали любую возможность для провокации евреев, и было много волнений. По его словам, в одном случае – в 17-е Тамуза – на большой дороге около селения Бейт Хорон ограбили одного римского чиновника. Римский прокуратор воспользовался поводом и послал взвод солдат арестовать жителей этого селения за то, что не задержали грабителей. В процессе этого один из солдат захватил в близлежащей деревне свиток Торы, разорвал на куски и бросил в пламя. Весть об этом святотатстве разнеслась по округе, как огонь, и римский прокуратор понял, что, если не накажет солдата, то поднимется волнение, какое трудно будет подавить, и власти в Риме наложат на него ответственность за нестабильность в стране. И он приказал повесить солдата перед возмущенным народом, и так волнение до поры до времени удалось унять. А другие источники свидетельствуют о том, что в этот день произошло публичное сожжение свитка Торы злодеем Апостомом в эпоху преследований еврейской религии греко-сирийцами, во времена Второго Храма, в 3823 г.)
[в] В самом Храме был установлен идол (согласно одним источникам, тем же Апостомом, в эпоху Второго Храма; согласно другим – во времена Первого Храма, выходцами из нашего же народа, неверными евреями, в этом случае царем Менаше).
[г] Во время осады Иерусалима перед разрушением Первого Храма прекратились ежедневные приношения Корбан Тамид (קָרְבַּן תָּמִיד). Это обстоятельство свидетельствовало о том, что ХаШем уже не
желал наших даров.
[д] Во время осады Иерусалима перед разрушением и Первого, и Второго Храма в этот день были проломлены городские стены.
[4] Четвертый пост – это Тиш’а беАв - Девятое Ава, день, в который было постановлено, что поколение еврейского народа, вышедшее из Египта, умрет в пустыне и не войдет в Землю Израиля. Ибо те люди поверили в ложные сообщения разведчиков о Земле Обетованной и стали оплакивать свою судьбу без всяких на то причин, невзирая на то, что ХаШем сказал, что эта земля «истекает молоком и медом». Вследствие этой измены ХаШем постановил, что этот день станет днем истинного траура для всего еврейского народа, теперь с хорошими на то причинами. И в этот день был разрушен и сожжен сначала Первый Храм, а потом и Второй. В этот же день пал город Бейтар, последний оплот восстания Бар Кохбы в эпоху римской оккупации, которое могло бы ознаменовать конец наших страданий, если бы мы то заслужили, но было подавлено, и погибли сотни тысяч евреев. Также в Девятое Ава исполнилось роковое пророчество, что место Храма будет перепахано, - это сделал Турнус Руфус, римский прокуратор в Земле Израиля. И вообще, вследствие неисчислимых массовых убийств, погромов, преследований инквизиции и т.п., которые произошли в течение всей нашей истории в этот день, он стал самым печальным и трагичным днем нашего календаря.
3. В 17-е Тамуза, как и в любой день поста, запрещено есть и пить, даже немного. В случае болезни или слабости, когда пост причинит чрезмерные страдания, возможны послабления, но необходимо посовещаться с раввином. И даже такие люди, которым разрешается не поститься, должны есть и пить лишь в количестве,
необходимом для поддержания здоровья и сил. Детям, которые уже достаточно взрослы и развиты для того, чтобы понимать, что отмечается в день поста, тоже следует давать лишь необходимую еду, а не сладости.
4. Больному человеку разрешается не поститься в Пост Гедалии, Десятого Тевета и Семнадцатого Тамуза. Однако в Девятое Ава, даже если пост причинит страдания, поститься нужно, если только страдания не будут чрезмерными, или человек настолько стар или слаб, что в результате поста может заболеть (даже если болезнь не опасна для жизни). Если у человека только болит голова и что-либо в этом роде, то поститься все-таки нужно. (В Йом Кипур, однако, все люди, начиная с возраста Бар Мицвы (мальчики 13 лет и старше) или Бат Мицвы (девочки 12 лет и старше), обязаны поститься, и исключение делается лишь в том случае, если пост создаст угрозу для жизни.) Во всех подобных случаях, когда человек чувствует, что не может поститься, необходимо посовещаться с раввином. И если человек действительно не может поститься в связи с возможной угрозой для жизни, то в таких случаях ему и нельзя поститься.
5. Девятое Ава и Йом Кипур оба начинаются в предыдущий вечер. Все остальные посты, однако, начинаются только утром, с зарей. Поэтому, по идее, в такой день можно завтракать перед зарей (время которой – 72 минут до восхода солнца, точное время дается в хороших календарях), если только человек поставил условие перед сном, что еще не начинает поститься, если встанет до начала поста. Опять же, за исключением Девятого Ава и Йом Кипура, в пост разрешается носить кожаную обувь и мыться. Тем не менее, принято не принимать горячий душ или ванну, кроме как в медицинских целях. Аналогично, если человек страдает от чрезвычайно жаркой погоды, то разрешается принять холодный душ, чтобы охладиться. (Но все же следует воздержаться от плавания.)
6. Согласно некоторым мнениям, полоскание рта разрешается (но не в Девятое Ава и в Йом Кипур), но другие разрешают лишь тем, кто слишком без этого страдает. В любом случае, это полоскание должно быть проделано минимальным количеством воды, и следует наклониться вперед, чтобы вода не потекла вглубь рта и в горло. (Поэтому в дни поста по возможности следует избегать визитов к зубному врачу, где во время процедуры лечения необходимо споласкивать рот.)
7. Лекарства, прописанные врачом, или те, прием которых не должен прерываться, можно принимать в пост, а если их трудно глотать без воды, то разрешается выпивать и ее в небольшом количестве, и необязательно как-либо портить ее вкус перед приемом. Если у человека болит голова и т. п., то можно принимать обезболивающие лекарства, даже если их не прописал врач, но принимать их с водой (когда она необходима) можно лишь испортивши сначала ее вкус. (Однако в случае возникновения подобных вопросов в Йом Кипур необходимо посовещаться с раввином.)
8. Шаббат считается «днем восторга» Б-га, и в этот день не разрешается открытая демонстрация траура. Поэтому когда один из этих дней поста выпадает на Шаббат, он переносится на воскресенье. Но Йом Кипур – вовсе не траурный день, а напротив, праздник (пусть и весьма серьезный и торжественный), в который Тора повелевает нам поститься. Поэтому он соблюдается в свое время, десятый день месяца Тишри, даже если он выпал на Шаббат.
9. Поскольку в Семнадцатое Тамуза ( שִׁבְעָה עָשָׂר בְּתַּמוּז ) были проломлены стены Иерусалима, начиная с этого дня и до того, как пройдет Девятое Ава мы соблюдаем определенный уровень траура. В эти три недели запрещены всяческие празднества. Не устраиваются свадьбы, но разрешается прием по случаю помолвки
(סְעוּדַת תְּנָאִים). (Даже после дня Рош Ходеш Ав можно организовать саму помолвку, но не праздничный прием.) Запрещены и другие типы веселья и празднества, за исключением סְעוּדַת בְּרִית מִילָה (праздничной
трапезы по случаю обрезания), סְעוּדַת פִּדְיֹון הַבֵּן (праздничной трапезы по случаю Выкупа первенца) или סִיוּם מַסֶכְתָּא (трапезы по поводу завершения одного из трактатов Талмуда). Запрещено слушать музыку, и даже музыканту, который зарабатывает игрой на хлеб, разрешается играть (для нееврейской аудитории)
только до начала месяца Ава, затем и это запрещается (как и в день 17-го Тамуза и 10-го Тевета).
10. В течение этих трех недель нам, подобно людям, находящимся в трауре, запрещается стрижка и бритье, кроме как в исключительных обстоятельствах, но и тогда необходимо посовещаться с раввином, чтобы удостовериться в том, что послабление действительно возможно. (В день обрезания מֹוהֵל (Мохель -
обрезальщик), סַנְדֵק (Сандак - человек, который держит ребенка во время обрезания) и отец ребенка могут стричься и бриться, но только, если оно проводится до начала недели, в которую выпало Девятое Ава.)
11. Следует постараться избегать ситуации, в которой произносят благословение שֶׁהֶחֱיָנוּ – выражение радости по поводу того, что пришел этот день, и мы дожили до него. Поэтому мы не покупаем и не надеваем новую одежду, не вкушаем первые фрукты сезона и т.п. (хотя в Шаббат это благословение произносить можно, если подвернется). Разумеется, в это время года неуместны большие покупки, которые приносят человеку радость, но можно покупать новую одежду в случае, если позже ее не будет, или повысится цена, но носить ее нельзя до окончания Трех недель. (В любом случае, благословение " שֶׁהֶחֱיָנוּ " произносится только тогда, когда одежду уже можно носить, а если ее необходимо отослать на проверку на Шаатнез и его удаление, то
" שֶׁהֶחֱיָנוּ " можно будет произнести только после этого). Одежду, на которую благословение " שֶׁהֶחֱיָנוּ " не произносится (обувь, нижнее белье и т.д.), можно покупать и надевать в первый раз до начала месяца
Ава. Как уже говорилось, в Шаббат разрешается произносить " שֶׁהֶחֱיָנוּ " на новые фрукты, но если они испортятся до Шаббата (а после Девятого Ава их, возможно, уже не будет), то их можно есть и произносить это благословение даже в будни. А по случаю Выкупа первенца это благословение можно произносить даже после начала Ава.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Матот все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика