И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Пинхас
Главы 25:10-30:1
“И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... ”.

 

Рав Лев Кацин
После Исхода из Египта евреи направлялись в землю, о которой мечтали. Однако нашлись среди них те, кто сомневался, действительно ли хороша та земля. Они послали разведчиков. Вернувшись, разведчики рассказали о великанах и о неприступных стенах той земли. Заключив, что не сможет войти в ту землю, народ заплакал в ту ночь, а некоторые предложили вернуться в Египет. За этот грех поколение было наказано сорокалетним скитанием по Синайской пустыне.
Однако даже во времена скитаний, когда евреи теряли надежду когда-либо войти в Землю Израиля, нашлись люди, которые продолжали о ней мечтать. Дочери Целафхада попросили Моисея о том, чтобы они унаследовали будущий надел в Земле Израиля своего умершего отца.
Разведчики недостаточно любили Землю Израиля, потому сомневались в том, что  поколение сумеет преодолеть все препятствия на своем к ней пути. Однако дочери Целафхада доказали, что любят землю и верят, что народ преодолеет все препятствия. Их вера была основана на любви к стране Израиля, ибо любовь разрешает все сомнения!

 

Арье Юдасин
Судьба
Шутки в сторону - поговорим о человеческой судьбе. Глава начинается с того, как один ревнитель меняет судьбу свою и народа.
Тур приводит гематрию: числовые значения фраз «отвел мой гнев от (Израиля)» и «это ангел негодования и (палящего) гнева» одинаковы. Ангелы мщения уже действовали, к моменту поступка Пинхаса умерли 24 тысячи человек. Но как убийство грешника и грешницы повлияет на весь народ?
Тур подчеркнул еще одну «неправильность» в грамматике: «“Искупил” - не сказано, но “искупит”. Встал Пинхас и искупил Израиль до конца всех поколений». Вот те ягодки! И куда христиане глядели? Объяви Пинхаса «богом-искупителем» - и не жди лишних полторы тысячи лет!
Открою страшную тайну - хотите знать, почему евреи такие «буквоеды и начетчики»? Дело в том, что у Торы постоянно не сходятся концы с концами. Как вам понравится такой пасук: «…ибо не может человек искупить другого от смерти»? Миллиарды людей на все поколения может, а одного приятеля - ни-ни?
Или же Тора - текст составной, и левая рука не знает, что пишет правая, или… На втором «или» построен Талмуд. Натыкаясь на «пустоты», внешние нестыковки и странности Письменной Торы, мудрецы Торы Устной ищут такую ситуацию, такой взгляд и подход, при котором противоречие снимается. И оказывается, что «противоположности» - просто различные грани единой величественной картины. И открываются перед ними «нечеловеческие» глубины и высоты мироздания. Ведь дешифруют не телефонный справочник…
Здесь одно из прочтений парадоксальной сентенции: «Мудрец превосходит пророка». Пророку Творец покажет, что сочтет нужным, а мудрец в принципе готов «дотянуться до взгляда Б-га» в любой области, которую изволит исследовать.
Но вернемся к собственно судьбе. Вам будет приятно узнать, что такого слова в иврите нет. Есть «тикун» - путь исправления и совершенствования. Есть «мазаль», что может означать и знак созвездия, под которым человек родился, и духовную силу, сопутствующую ему на жизненном пути. В частности, мудрецы утверждают, что богатство и бедность в основном зависят от «мазаля». Есть еще «битахон» - доверие к Б-гу, упование.
Некогда, когда я больше занимался «мистикой», случился у меня спор с давно ушедшим восточным учителем. Он высоко оценил еврейское учение, но высказал единственную претензию: «Вы, евреи, переоцениваете способность человека влиять на жизнь». И его взгляд точно совпал с мнением мудрецов Талмуда! Конечно, у каждого человека есть свои степени свободы и звездные моменты, когда он может перепрыгнуть самого себя. Но, поскольку сотворен человек «по образу Б-жьему», Б-жественная Воля - это «его внутреннее». А Б-г являет нам волю в основном в двух формах: в природе и заповедях. Природное - заданное, детерминированное. Человек должен есть, спать, дышать. Это отчасти относится и к высшей природе. Один больше способен к медитации, другой - к интеллектуальному анализу… Зато заповеди - область действительной свободы. Можешь в них жить, можешь - игнорировать. Так вот, тот, у кого больше заповедей, имеет и дополнительные рычаги, чтобы возвысить или унизить свою «судьбу».
Иными словами, приближаясь к Закону Б-га, человек уходит от жесткой обусловленности природным и отчасти «становится хозяином судьбы». Не по всем параметрам - так, великий Ибн Эзра говорил, что ему «на роду написана бедность»… Нередко человек обнаруживает, что уже предложенное - его семья, эпоха - и есть идеальное, наилучшее для его тикуна место. Но это уже другой разговор…
Никто не может «искупить» другого, жить за него по высшему Закону. Но может преобразовать мир и дать людям новый шанс!
Что сделал Пинхас? Он пошел на верную гибель ради чистоты еврейской семьи. Надо ли объяснять, что именно семья хранит наш народ из поколения в поколение? А сделанное с самопожертвованием, «от всей души и тела», имеет огромную силу влияния, создает «иное измерение». Прибавляет детям «заслуги отцов». Ребята из «Аль-Каиды» кое-что в ветре услышали… Их бы силу - да на добро!

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Моше и Иeѓошуа
В этой главе Вс-вышний сообщает Моше, что близится его кончина. Моше понимает, как трудно будет сынам Израиля без духовного руководителя, и просит Б-га назначить преемника до его смерти, "и да не будет община Г-сподня как овцы, у которых нет пастуха" . (Бемидбар, 27:17)
Вс-вышний сообщает Моше, что его преемником станет Иeѓошуа бин Нун. Назначение нового духовного руководителя должно было просиходить в присутствии всей община сынов Израиля и с применением Урим. Моше также предписывалось: "И возложи от великолепия твоего на него, чтобы (его) они слушали, вся община сынов Исраэля".(там же, 20)
Каким образом Моше сумел возложить часть своего великолепия на Иeѓошуа? Мудрецы Талмуда объясняют: "Лицо Моше было подобно солнцу, лицо Иeѓошуа - луне" (Бава Батра, 73а) Это высказывание мудрецов можно понимать по-разному. Солнце и луна - два светила, освещающие землю. Моше и Иeѓошуа были похожи друг на друга во всем, что касалось образа правления. Однако луна светит не так ярко, как солнце: блеск и величие Иeѓошуа уступали величию Моше. Другое объяснение: как луна светил отраженным от солнца светом, так и Иeѓошуа получал свет - близость ко Вс-вышнему, дар пророчества - через своего учителя Моше.
Тем не менее, книга Иeѓошуа не жалеет слов для того, чтобы показать, как Иeѓошуа ни в чем не уступал своему предшественнику.
Во-первых, незадолго до смерти Моше Б-г обещает Иeѓошуа, "возвеличу тебя в глазах всего Израиля, чтобы узнали они: как Я был с Моше, также буду Я с тобой" (Иeѓошуа, 3:7)
Б-г ниспосылает для Иeѓошуа чудо, подобное самому великому чуду, которое Он совершил для Моше. Иeѓошуа рассекает воды Иордана. Конечно, когда Моше рассек воды Красного моря, это было еще большим чудом, однако весь народ увидел, что Иeѓошуа - настоящий преемник Моше и его духовный продолжатель.
Кроме того, выражение "И сказал Г-сподь ......, говоря" употребляется в Торе только тогда, когда речь идет о Моше. Оно неприменимо ни к старейшинам, ни к судьям, ни к царю Давиду, ни даже к пророку Элияhу. Только у Моше было пророчество такого уровня, что он слышал прямую речь Г-спода, обращенную к нему. (Правда, это выражение появляется, когда Г-сподь говорил с Аhароном, братом Моше, однако лишь как продолжение диалога с Моше).
Но книга Иeѓошуа (20:1) сообщает: "И сказал Г-сподь Иeѓошуа, говоря". Используя выражение, отведенное исключительно для передачи диалога Б-га с Моше, книга Иeѓошуа вновь подчеркивает: Иeѓошуа был достойным преемником своего наставника. В-третьих, ортодоксальные евреи верят, что Тора была написана Моше. Тем не менее, после рассказа про обновление Завета, книга Иeѓошуа говорит: "Иeѓошуа записал эти слова в книгу Закона Б-жьего" (24:26) Оставив в стороне обсуждение того, что имеется в виду под "книгой Закона Б-жьего", мы видим, что Иeѓошуа отведена роль, ранее предназначенная только Моше.
И, наконец, в самом начале книги Иeѓошуа описан как продолжатель Моше. (1:1) Может быть, таким видел себя сам Иeѓошуа, но не сыны Израиля? Однако при описании смерти Иeѓошуа, ему дано то же определение, что и Моше: "раб Б-жий". (Иeѓошуа, 24:29 и Дварим, 34:5)
Итак, книга Иeѓошуа рассказывает о том, как проявилось величие Моше, возложенное на Иeѓошуа бин Нуна.

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Дочери Целофхада и феминизм
Как мы помним, дочери Целофхада обратились к Моше со следующим вопросом: «ПОЧЕМУ ЖЕ ИСКЛЮЧЕНО БУДЕТ ИМЯ ОТЦА НАШЕГО ИЗ СРЕДЫ СЕМЕЙСТВА ЕГО ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО НЕТ У НЕГО СЫНА?" (Бемидбар, 27:4).
В те времена, только сыновья могли наследовать землю. И поскольку у Целофхад сыновей не было, его семье не полагался надел при разделе Земли Израиля, и, соответственно, его имя было бы вычеркнуто из дальнейшей еврейской истории. Против этой перспективы и возмутились его дочери. В результате этого протеста был принят новый закон: "ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК УМРЕТ, А СЫНА У НЕГО НЕТ, ТО ОТДАЙТЕ ЕГО УДЕЛ ДОЧЕРИ ЕГО" (Бемидбар, 27:8).
На первый взгляд, этот закон следует считать первой победой еврейского феминизма - женщина, пусть лишь в некоторых случаях, получила право владеть землей. Однако на самом деле все обстояло несколько иначе. Целью этого закона был вовсе не наделение женщин землей, но сохранение семейного имени (поскольку соответствующий участок будет носить имя "надел такого-то"). Кроме того, закон требует, чтобы женщина-землевладелец вышла замуж непременно за представителя своего колена, "ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕХОДИЛ УДЕЛ У СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОТ КОЛЕНА К КОЛЕНУ" (Бемидбар, 36:7).
Т.е. фактически женщина в данном случае была не более чем хранителем земли, пока у нее не родится наследник мужского пола, который и унаследует семейное имя.
Древний Израиль был патриархальным обществом, поскольку был конфедерацией колен, а не единой нацией. Каждое колено беспокоилось о принадлежащей ему земле. Поэтому колено Менаше опротестовало постановление Моше, ведь если бы дочери Целофхада вышли замуж за представителей другого колена, земля отошла бы к соседям, и колено Менаше в результате был бы ослаблено. Поэтому к закону была принята поправка: "ВСЯКАЯ ДОЧЬ, НАСЛЕДУЮЩАЯ УДЕЛ В КОЛЕНАХ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ДОЛЖНА СТАТЬ ЖЕНОЙ КОГО-ЛИБО ИЗ СЕМЕЙСТВА КОЛЕНА ОТЦА СВОЕГО, ЧТОБЫ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ НАСЛЕДОВАЛИ КАЖДЫЙ УДЕЛ ОТЦОВ СВОИХ, И ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕХОДИЛ УДЕЛ ОТ КОЛЕНА К ДРУГОМУ КОЛЕНУ" (Бемидбар, 36:8).
Пока Израиль оставался племенным обществом, он не мог обойтись без жесткой регуляции прав женщин-землевладельцев. Однако когда евреи стали единой нацией, раввины нашли способ обойти эти ограничения и наделить женщин правом наследования.

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
"И было, после мора..."
После того, как жители Мидьяна склонили евреев к поклонению Бааль-Пеору, Б-г сказал Моше: "ПРЕСЛЕДУЙ МИДЬЯНИТЯН И РАЗГРОМИТЕ ИХ" (Бемидбар, 25:17). Однако прежде, чем воевать с Мидьяном, требовалось провести мобилизацию. И Моше вновь проводит перепись боеспособных мужчин.
Повеление о переписи предваряют сведущие слова: "И БЫЛО ПОСЛЕ МОРА" (Бемидбар, 26:1). На первый взгляд, это замечание прерывает последовательность повествования.  Если это так, то чему это может нас научить? 
Чтобы ответить на этот вопрос, следует осознать, что перепись в данном случае преследовала не только военные цели. Она также была необходима, чтобы узнать численность каждого из колен, и тем самым - обеспечить справедливый раздел страны Кнаан между коленами.
Сразу после переписи Тора говорит: "И СРЕДИ НИХ НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ИЗ ИСЧИСЛЕННЫХ МОШЕ И ААРОНОМ-КОЭНОМ, КОТОРЫЕ ИСЧИСЛИЛИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ, ПОТОМУ ЧТО СКАЗАЛ Б-Г О НИХ: "УМРУТ ОНИ В ПУСТЫНЕ". И НЕ ОСТАЛОСЬ ИЗ НИХ НИКОГО, КРОМЕ КАЛЕВА, СЫНА ЙЕФУНЭ, И ЙЕГОШУА, СЫНА НУНА" (Бемидбар, 26:64-65). Т.е. все представители поколения, обреченного скитаться по пустыне, к тому времени уже умерли.
Можно предположить, что "мор", о котором сказано в Торе, привел к гибели последних представителей того поколения. Соответственно, как только мор окончился, появился смысл сделать новую перепись сынов Израиля.

 

Ури Линец
Перед тем, как войти…
Нынешний недельный раздел стоит между разделами Хукат и Балак с одной стороны и Матот и Масэй - с другой. Часто (в невисокосные годы) разделы Хукат и Балак читаются вместе в один шабат. Также вместе в один шабат читаются разделы Матот и Масэй. Раздел Пинхас никогда ни с кем не объединяется и выделяется, как единый между двух пар. Но внутри он содержит множество, на первый взгляд разобщенной информации. Здесь и завершение истории с Пинхасом, взревновавшим за Вс-вышнего и убившим Зимри, главу колена Шимона, который, полюбив мидьянскую принцессу Козби, поклонился её идолу бааль пеору. Здесь новый, третий пересчет сынов Израиля, и история дочерей Цлофхада, которые потребовали установить и для женщин права наследования земельных участков, и назначение преемника для Моше. Наконец, почти половина раздела содержит порядок будничных и праздничных жертвоприношений. Что же объединяет все эти события в таком, особо выделенном разделе? Место, где все они происходят!
В предыдущем разделе описывалось, как Израиль с боем прошел через земли царей Ога и Сихона, как царь Балак не смог остановить Израиль с помощью пророка Билама. Сейчас лагерь сынов Израиля разбит на восточном берегу реки Иордан, напротив города Йерихо. В нескольких сотнях метров начинается Земля Кнаан, которая была целью Исхода и сорокалетних странствий, целью, ради которой Вс-вышний даровал Тору Своему народу. Поэтому, начиная с главы Пинхас, все события - подготовка к вступлению в Эрец Исраэль.
Главное изменение, которое произойдет, когда народ войдет в свою Страну, это переход от образа жизни военного лагеря, где важен походный строй по коленам и группам колен и порядок бивачного расположения вокруг Мишкана, а материальная основа существования буквально падает с неба, которое равно раскрыто надо всеми, к оседлой жизни, где материальная основа существования - земельный надел. А земельный надел - дело приватное. Но Страна Израиля - особая, избранная Вс-вышним, и земельные наделы в ней не приобретают, как в иных землях, силой оружия и/или денег. Вс-вышний дает не только всю Страну Своему народу, но и конкретный надел каждому колену и каждому семейству. Величина надела не фиксирована: “Для этих поделится Страна в надел по числу имён. Многочисленному умножь надел его, а малочисленному уменьши надел его: Муж - по исчисленным его дан будет надел его” (Бемидбар 26:53-54), а положение надела определяет Вс-вышний: “Только по жребию разделит землю - по именам колен отцов их получат надел. По жребию разделится надел его - как многочисленному, так и малочисленному” (Бемидбар 26:55-56). Именно отсюда берут свое начало последующие заповеди выкупа проданного поля родственниками, возврат проданного в юбилейный год, социальные заповеди, основанные на том, что тот, кто обрабатывает землю не владеет ей, а арендует у Вс-вышнего.
Разумеется, перед таким разделением Страны и необходима новая перепись народа. Теперь это уже не подсчет воинов в строю, а подсчет хозяев Земли, поэтому отдельно перечисляется колено Леви, не получающее наделов в Эрец Исраэль. И поэтому именно сейчас возникает проблема дочерей Цлофхада - проблема наследования надела, когда в семье нет сыновей. В пересчете этом мы уже видим усложнившуюся за сорок лет структуру еврейского народа, когда колена состоят из семей, объединяющих три поколения, причем главы семей - новые, вышедшие из Египта детьми или родившиеся в пустыне: в предыдущей переписи, 38 лет назад, мы их не встречали.
Важнейший этап подготовки к вступлению в Эрец Кнаан - смена руководства: лидер народа периода Исхода и Странствий уступает свое место новому лидеру периода завоевания Страны и разделения её на наделы. Передача власти - процесс не автоматический. Мы видим несколько кандидатов на эту должность: помощник Моше - Йегошуа Бин Нун, Главный Коэн Эльазар и Пинхас, которого только что отличил и выделил Вс-вышний. Здесь, в последний раз в истории, новый лидер еврейского народа назначается непосредственно Вс-вышним и им становится Йегошуа Бин Нун, чья любовь к Эрец Исраэль проявилась еще 38 лет назад, в истории с разведкой Страны.
Среди всех этих этапов подготовки к вступлению в свою Страну особое место занимает подробное описание жертвоприношений: будничных, субботних и праздничных. По сути, здесь речь идет не о технике жертвоприношений, как в книге Вайикра, а об установлении того календаря, по которому должен жить еврейский народ в своей Стране. Этот календарь является важнейшим элементом нашей национальной самоидентификации. Время (разумеется, как мы это понимаем сегодня, связанное с пространством!) в пустыне текло по-другому, зависело от чередования остановок и переходов, от событий, происходивших с народом. В пустыне и Пэсах отметили только один раз за 40 лет. С приходом в свою, выделенную Землю, надо забыть о 1 января, 23 февраля и 8 марта, дне Благодарения и дне взятия Бастилии, годах красной лошади и синего дракона. Наш народ живет в своем календаре, данном Торой, в чередовании лет, праздников, новомесячий и суббот. И не время должно нести нас неведомо куда, а мы должны управлять временем, отделяя день ото дня тем, что: “ягнёнка одного сделай утром, а ягнёнка второго сделай в межвечерье” (Бамидбар 28:4).

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Когда Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, Кохена, так храбро защитил честь Б-га, не обошлось и без критики. Хотя его ревностный поступок и положил конец катастрофическому мору (см. недельную главу Балак - בלק ), некоторые люди, ведомые ошибочной логикой, выразили недовольство. Зачем такое насилие – разве не мог он, скажем, просто ранить Зимри или остановить его каким-либо иным способом? По какому праву, вопрошали они, убил Пинхас вождя одного из колен? А убийство мидьянитской принцессы, которая была с Зимри, могло привести и к печальным последствиям для еврейского народа – мидьянитяне могут в отместку объявить нам войну.
2. Эта глава начинается с заявления Б-га, что Он доволен Пинхасом. ХаШем приветствует его мужественный и праведный поступок. Это действие отвратило Б-жий гнев от еврейского народа и показало, что есть в самом народе «самокорректирующий» элемент в лице серьезных, честных и правильно мыслящих людей, которые не потерпят проявления в народе безнравственности типа той, что продемонстрировал Зимри. Этот праведный гнев и решительность – хорошее явление, свидетельствующее о том, что на рядовых членов еврейского народа можно положиться даже в том случае, если один из его собственных вождей посмеет совратить своих последователей.
3. Высокая похвала, возданная Пинхасу за его мужество, говорит о том, что Б-гу нравится именно «самокорректировка» рядовых членов еврейского народа. Действительно, если бы Пинхас уже тогда был Кохеном, его поступок еще  необязательно являлся бы отражением достоинства народа в целом. (В конце
концов, от Коханим, наставников еврейского народа, кладезей учений Б-га и стражей еврейской морали, вполне можно было ожидать подобного поступка.) Но когда Пинхас защитил честь Б-га, он сам еще не был Кохеном, хотя и был внуком Аарона. Ординарность статуса Пинхаса доказала существование в еврейском
народе этой способности «самокорректировки». И поскольку Пинхас родемонстрировал такую истинную заботу о чести еврейского народа, ХаШем дарует ему корону Кехуны, и таким образом и Пинхас, и все его потомки, включены в колено Коханим. Ибо своим бесстрашным поступком Пинхас доказал, что достоин числиться в рядах тех, кто охраняет честь и мораль еврейского народа во все времена.
4. Ввиду той роли, которую сыграли мидьянитяне в заговоре с целью совращения еврейский народ с пути Торы в грех, ХаШем повелевает евреям досаждать им и так спровоцировать войну. Мидьян считается более ненавистным, чем Моав. Ибо моавитяне, которым предстояла жизнь по соседству с нами, еще могли заявлять, что, якобы, видели для себя угрозу в победоносном наступлении еврейского народа. Мидьян же вмешался в конфликт и выступил против нас, несмотря на то, что ему самому ничего не угрожало; его ненависть ничем не была спровоцирована. Более того, мидьянитяне сознательно и умышленно отдали себя на безнравственное дело (так, что даже у нееврейских народов их поведение вызвало отвращение), тогда как у моавитян, хотя тоже виновных в подобном разврате, все-таки затаилась где-то глубоко в душе какая-то мера порядочности (что проявилось в последующих поколениях).
5. По окончанию мора (и в порядке подготовки к передаче Моше Рабейну руководства народом своему преемнику) ХаШем повелевает провести подсчет еврейского народа, как и в предыдущий раз, по коленам и отцовским семьям. Этим семьям, из которых состоял приближенный к Б-гу народ, предстояло унаследовать
Землю Израиля, каждому в соответствии с его потребностями и по указаниям Б-га.
6. В связи с запросом умных дочерей Цлофхада, претендовавших на наследование земли, Моше Рабейну пришлось уточнить у Б-га, каким образом земля распределялась в пользу глав семей, у которых нет наследников мужского пола – и было ли у них вообще такое право. В ответ ХаШем дает законы наследования, и они представлены в этой главе.
7. ХаШем повелевает Моше Рабейну подняться на гору Аварим и бросить взгляд на Землю Обетованную, ибо ему не будет разрешено туда войти. Ему сообщается, что он вскоре должен умереть – как умер и его брат Аарон – из-за эпизода с Водами раздора. Узнав об этом, Моше прежде всего озабочен будущем еврейского народа и обращается к Б-гу с мольбой назначить вождя для народа, «чтобы не были они,
как стадо без пастуха». ХаШем повелевает Моше взять Йеошуа-бин-Нуна, с юности верного помощника Моше, которого ХаШем исполнил Своим духом, и, в присутствии Элазара-Первосвященника и при всем народе, назначить его следующим вождем.
8. Затем следуют законы приношений Корбанот на разные праздники, с сопровождающими их возлияниями вина и Менахот (приношениями из мучных изделий), вдобавок к ежедневному приношению Корбан Тамид. Описывается Корбан Мусаф («Мусаф» означает «добавочный»), который полагается приносить на Шаббат, Корбан на Рош Ходеш, различные Корбанот на Песах, на Шавуот, на Рош ХаШану, на Йом Кипур, разнообразные Корбанот, которые полагается приносить в течение семи дней праздника Суккот (вместе с возлияниями вина), и, наконец, Корбанот на Шмини Ацерет.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Пинхас
Ѓафтара этой недели взята из Первой Книги Царей (18:46 – 19:21)

1. Эту Ѓафтару читают довольно редко, поскольку в большинстве случаев главу Пинхас читают после поста семнадцатого Таммуза. В такие годы главы Матот и Мас’эй читают вместе, в Шаббат, следующий за тем, в который читали главу Пинхас. И тогда Ѓафтару главы Пинхас пропускают и вместо нее читают первую из трех особых отрывков Ѓафтары укора. Но когда все-таки читают эту Ѓафтару, то у нас появляется возможность извлечь целый ряд уроков из той главы нашей истории.
2. Связь между событиями, описанными в недельной главе и в Ѓафтаре, весьма очевидна. В недельной главе Пинхас рисковал своей жизнью и совершил подвиг, ревностно защитив честь Б-га. А в Ѓафтаре уже пророк Элияху единолично уничтожает жрецов Баала, которые под покровительством царя Ахава и царицы,финикийской принцессы Изевель, распространили по всей стране идолопоклонство, подвергая страшным преследованиям евреям, верным Торе, и уводя народ от Б-га. Та самая ревностность, характерная для Пинхаса, проявилась и в Элияху, который, как и Пинхас, был Кохеном. И мудрецы говорят: «Пинхас –это Элияху».
3. Ѓафтара начинается сразу после великого противостояния на горе Кармель (само оно описано в Ѓафтаре главы Ки Тиса), в кульминации которого народ заново подтвердил свою приверженность Б-гу громким возгласом: «ХаШем – истинный Б-г! ХаШем – истинный Б-г!», а Элияху уничтожил четыреста собравшихся жрецов идола Баала. Все это произошло в присутствии самого царя Ахава. Сразу после этого Ахав возвращается во дворец рассказать о том, что случилось, Изевели. Но он едет один, ибо народ от него отвернулся. Элияху к тому времени уже старик. Он сейчас испытал стресс от самого противостояния, а также перебил тех ненавистных жрецов Баала. Он страшно устал. Но цель всей его деятельности вовсе не в том, чтобы бросить вызов царской власти, а только чтобы восстановить служение Б-гу. Поэтому когда он видит, что царь Ахав возвращается во дворец без обычного сопровождения, Элияху решает спасти честь царя. По его просьбе ХаШем дает ему сверхъестественную силу бежать перед царской колесницей, как слуге, до самого дворца, в знак уважения – ибо Ахав все-таки остается царем.
4. Когда злая Изевель узнает о том, что произошло, она отказывается признавать чудеса, и что все это содеял для Элияху ХаШем. Она настойчиво стремится уничтожить в царстве Израиля жизнь по Торе и восстановить идолопоклонство. Она - холодный прагматик и понимает, что настроение народа неустойчивое и непостоянное. Память о тех чудесных событиях, какими бы они ни были впечатляющими, скоро сотрется. И она передает Элияху угрожающее послание: «Клянусь богами: завтра ты умрешь!»
5. Элияху, не желая полагаться на чудеса, бежит поначалу в Беер-Шеву в соседнем царстве Иудеи (старая вражда между двумя царствами к тому времени приутихла), но и там он не чувствует себя в безопасности. Жена царя Иудеи Йеошафата – Аталия, сестра царя Ахава, и у последнего повсюду шпионы. В прошлом он уже не останавливался перед убийством, не остановится и теперь. Элияху бежит в пустыню, в направлении Синая. Он страшно устал и выдохся, физически и эмоционально. Он засыпает глубоким сном и молит Б-га, чтобы позволил ему умереть. Но у Б-га иные планы.
6. ХаШем посылает ангела оживить Элияху. Ангел предлагает ему поесть простую лепешку, чтобы восстановить силы, ибо впереди долгий путь. За последующие сорок дней и сорок ночей (символизирующие параллель с сорока днями и ночами, которые провел Моше Рабейну на горе Синай) Элияху добирается до горы Синай. И когда он стоит на том самом месте, где стоял Моше Рабейну, когда ему явился ХаШем, ХаШем вопрошает его: «Что ты здесь делаешь, Элияху?» В ответ Элияху жалуется, что в результате своей деятельности в защиту чести Б-га ему пришлось бежать, и он не чувствует себя в безопасности – даже среди еврейского народа.
7. Тогда Элияху показана большая буря, которая рушит горы и сокрушает скалы, и он думает, что это видение могущества Б-га. Но ему говорит голос: «Не в буре ХаШем». Затем ему слышится великий шум и грохот, как в землетрясении, и он думает, что это могущество Б-га. Но голос говорит: «Не в землетрясении ХаШем». Ему показывается еще одно видение, на этот раз огонь, пожирающий все на своем пути, и он думает, что, значит, это могущество Б-га. Но и тут ему говорится: «Не в огне ХаШем». И наконец он замечает неподвижный, почти неслышный звук, и ему говорят: «В тишине и спокойствии – там Шхина
(Б-жественное Присутствие)». И Элияху покрывает мантией лицо. Он понимает, что ХаШем предпочитает, чтобы методом Его посланцев было мягкое учение, а не великая сила или гнев.
8. Снова Элияху спрашивают: «Что ты здесь делаешь, Элияху?», как бы укоряя его за то, что он не остается со своим народом, а отрывается от него, убегая в пустыню. И он вновь повторяет жалобу, что еврейский народ оставил завет Б-га и Тору, и что один он, Элияху, встал на защиту чести Б-га, и что поэтому его жизнь теперь в опасности. В ответ ему говорится, что его усилия не напрасны. Его ревностность и строгость были необходимы для того, чтобы вернуть еврейский народ к Б-гу, и что в этом он не потерпел неудачу. Но теперь пришло время взять в ученики и назначить будущим преемником Элишу, сына Шафата.
9. Элияху, один из величайших наших пророков, стал одним из пяти людей, которые так и не испытали смерть, а вознеслись на Небеса живыми. Но Б-гу не понравились его обвинения в адрес еврейского народа, что он нарушил Завет. Поэтому, говорят мудрецы, дух Элияху присутствует на каждой церемонии обрезания (Брит Мила), и так ему приходится становиться свидетелем, что еврейский народ в действительности верен Завету с Б-гом. Таким образом, пророк Элияху, изначально такой строгий и гневный по поводу осквернения Имени Б-га (Хилул ХаШем), стал самым большим защитником еврейского народа перед Б-гом. Он часто даже посылается Б-гом на спасительные миссии, и существует много свидетельств о том, как во время опасности он приходит и спасает от смерти достойных людей – а то и весь еврейский народ.
10. Как в прошлом искренние укоры Элияху вернули еврейский народ к Б-гу и Торе, так будет и в будущем. В одних случаях блудные дети возвратятся к истинной жизни по Торе, которой жили их отцы, в других – наоборот, это споткнувшиеся родители будут возвращены к Торе своими богобоязненными сыновьями. Но в
любом случае именно Элияху станет тем, кто вернет еврейский народ к Б-гу и предзнаменует приход Машиаха и ту новую эру, да наступит она скоро, в наши дни.

 

Рав Яков Доктор
"Заключил  союз  я с моими глазами, и что мне глядеть на девицу?…" (Иов 31,1). Кожнице Магид זצק''ל זי''ע приводит интересное объяснение этого пасука от рабби Шмелке из Николашбурга זצק''ל זי''ע. В Кабале два месяца, Тамуз и Ав, именуются "глазами матроны", их природа связана со свойством глаз. Обычно большинство  людей пробуждаются к тшуве и начинают проверять свои поступки в месяце Элул, специально для этого предназначенном. Но тому, кто служит Вс-вышнему, как следует, весь год, и даже в месяцах Тамуз и Ав следит за собой, чтобы не упасть со своей ступени, то есть заключает союз со своими "глазами", тому и в месяце Элуль, знак зодиака,которого "дева" не нужно проверять себя больше. Наоборот, благодаря их готовности, святость месяца Элул сама подействует на них и они с лёгкостью поднимутся с её помощью на новую высоту.
Мы  сейчас вступаем в тяжёлый период года. Середина лета, жара усиливается, усталость, накопившаяся за целый год, даёт о себе знать всё больше. Начинается период каникул и отпусков, когда естественно расслабиться,  «дать себе волю». Хасидизм учит нас, что времени, потерянного для служения Вс-вышнему, не существует. В каждом сезоне года, в любое время суток можно и нужно начинать заново хорошее дело и продолжать его, и Б-г во всякое время, в самых простых или экстремальных условиях окажет человеку в этом необходимую помощь. Бывают ситуации, когда человеку необходимо сменить обстановку, отдохнуть. Ведь наша жизнь – это война со злом внутри нас, а в войне всегда время активных действий чередуется с периодом накопления новых сил. Но в любое время, в любой обстановке отпуска от еврейства не бывает. Еврей должен оставаться евреем и идти по жизни со своим Б-гом в любой ситуации. Если в эти тяжёлые месяцы мы сумеем не потерять своей ступени, то в следующем за ними месяце Элул нас обязательно  ждет новый подъём и удача.
Каждый, кто изучает Талмуд, сталкивался с понятием "тейку". Иногда на поставленный вопрос Гмара не находит однозначного ответа и  тогда говорит: "тейку", что означает "Тишбри – то есть Элияу Анави придёт и объяснит все кушиёт и вопросы" («тейку» состоит из начальных букв этих слов).
Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל זי''ע рассматривает интересный вопрос. Что имеется в виду, о каком приходе пророка Элияу идёт речь? Безусловно, не о нашем времени, ведь Элияу и сегодня приходит к нам: незримо во время каждой церемонии обрезания, и кроме того, и в теле -- с различными поручениями. Но Талмуд явно имеет в виду не это. Очевидно, речь идёт о периоде Воскрешения из мёртвых, когда все, когда-то жившие, возвратятся в свои тела и оживут. С приходом Мошиаха в мире начнут происходить изменения, которые приведут, в конце концов, к Воскрешению из мёртвых. В это время оживут и другие мудрецы и праведники, такие как авторы Талмуда и даже сам Моше Рабейну. Одевшись  в тела, они будут жить в нашем материальном  мире, и появится  возможность обсудить с ними все неясные вопросы в Торе и получить на них ответы. Почему же тогда Талмуд связывает эту возможность именно с приходом Элияу Анави, а не, например, с Моше Рабейну? Рабби Леви Ицхак отвечает на это следующее. Вс-вышний даровал нашему народу Тору. Это означает, что отныне  "она не на Небесах…". Как мудрецы и праведники Израиля, пользуясь имеющимися у них возможностями, решат тот или иной вопрос и установят Закон здесь, на земле, так он и будет выглядеть на Небесах, и Вс-вышний будет управлять этим миром согласно их правилу. Но такая прерогатива есть только у живых. Покинув этот мир, мудрец лишается возможности влиять на установление Галахи, Закона. Только тот, кто находится в нашем мире, знает, каким образом, используя какое качество, связанное с каждым Законом, необходимо применить в управлении нашим миром. Элияу Анави отличается от других праведников тем, что никогда не умирал. Он  поднялся живым, в своем теле. На уровне сферы Солнца он "раздел" своё тело и оставил его там "на хранение", а сам поднялся выше. Так что он единственный мудрец, у кого есть возможность сохранять постоянную крепкую связь с нашим миром,и посещать его зримым образом. Для этого он одевается в своё тело, которое сохранил. Поскольку Элияу не покинул окончательно этот мир, он жив и сегодня -- в нашем понимании этого слова. И потому только у него будет возможность устанавливать Закон, разъяснять трудные вопросы и принимать решения, обязательные для всех: и для Вс-вышнего, и для людей.
"Вот, Я посылаю вам Элияу Анави…" "Меор Эйнаим" говорит, что это пророчество не только о приходе Мошиаха, но на все  времена. Пинхас, он же Элияу, как учат наши мудрецы, в критический момент решился на самопожертвование, пошел на верную смерть и позор ради освящения Имени Вс-вышнего. В этот момент к нему на помощь Свыше пришли дополнительные душевные силы: души Надава и Авиу присоединились к нему. А с ними -- и та сильнейшая жажда близости к Б-гу, "тшука", которая толкнула их в своё время  на опрометчивый поступок, стоивший им жизни. Так Пинхас, Элияу, приобрёл это свойство. С тех пор его приход означает пробуждение в человеке "тшуки", желания приблизиться к Б-гу, необходимое для достижения любого совершенства в духовности: перед началом молитвы, новой мицвы, перед штурмом любой новой вершины. И в этом задача Элияу перед каждым из нас и перед всем народом в целом до прихода Мошиаха. Его назначение --пробудить силу нашего желания.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Источник духовных сил всякой плоти
 «И говорил Моше Вс-вышнему сказать: Назначит Вс-вышний источник духовных сил всякой плоти человека над общиной…» Бемидбар 27:15
Тот факт, что Моше узнав о собственной смерти обеспокоен, тем «кто остался в лавке», сам по себе не вызывает удивления. Еще бы, Моше, как и подобает идеальной «идише момэ», думает не о себе, а о детях Израиля.
Потом будет  «и взмолился Моше» (Дварим 3:23). Но только потом, когда все заботы о детях будут завершены. А пока удивимся беспрекословности звучащей в обращении «назначит». Но и этот, совершенно не свойственный нашему учителю тон, можно отнести за счет беспокойства еврейской мамы о своих детях. Куда труднее объяснить удивительное имя Вс-вышнего, используемое Моше – «Источник духовных сил всякой плоти?!» А почему не Милосердный, или Б-г воинств?
РаШИ комментирует: Отчего сказано «Источник духовных сил?» - сказал перед Ним: «Властелин мира, открыто и известно перед Тобой, что мнения каждого из них вовсе не сходны друг с другом...»
И поэтому – «…назначь над ними лидера, который будет терпим к мнению каждого из них»!
Быть достойным еврейским лидером означает относиться к ним, как … к собственным детям, каждый из которых выбирает свой путь, но родительское терпение – прямое следствие безусловной любви к детям. И, конечно, разные устремления детей не мешают главе своей твердой родительской рукой вести семью. Модель мишпухи позволяет соединить все детали в единое целое.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Казнив Зимри, предводителя колена Шимона, и его партнершу, мидьянскую принцессу Козби, за развратное поведение, внук Аарона Пинхас отвел от евреев гнев Вс-вышнего и получил в награду “союз мира”. Б-г велит “преследовать и разгромить мидьянитян”, пытавшихся склонить евреев к идолопоклонству. Моше и первосвященник Элазар подсчитывают численность колен. Общее число военнообязанных мужчин после смены поколений на 40-й год странствий в пустыне составило 601730 человек - чуть меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец-Исраэль. Отдельно приводится численность колена Леви, не получившего надела. Дочери Цлофхада из колена Менаше просят закрепить за ними отцовскую землю, поскольку у них нет братьев. Б-г подтверждает обоснованность претензий сестер и заодно сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании. Затем Он велит Моше взойти на гору и осмотреть издали Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит назначить нового руководителя нации. Им становится Иегошуа бин Нун. Раздел завершается описанием субботних и праздничных жертвоприношений в Храме.

Меньшее из двух зол
“И вот один человек из сынов Израиля пришел и подвел к братьям своим мидьянитянку на глазах Моше и на глазах у всего общества сынов Израиля…” (25:6).
Этим стихом из предыдущего раздела “Балак” начинается эпизод, итог которого приведен в сегодняшнем разделе. Зимри бен Салу, предводитель колена Шимона, привел в походный стан мидьянскую принцессу Козби, после чего увел ее в шатер и совершил акт совокупления. Причем случилось это в тот период, когда многие евреи распутничали с женщинами Мидьяна и поклонялись их идолам.
На первый взгляд, действия Зимри выглядят в высшей степени странно и нелогично. В конце концов, о ком идет речь? Об одном из лидеров “поколении знания”. Евреи того периода разорвали узы египетского рабства, перешли через расступившееся море и под аккомпанемент других сверхъестественных явлений отправились в пустыню, где получили Тору непосредственно от Б-га.
Что же произошло с Зимри? Если уж ему так захотелось овладеть мидьянитянкой, он мог бы сделать это не публично, не демонстративно, а где-нибудь в укромном месте. Почему он привел ее в походный стан и постарался, чтобы их видели как можно большее число людей, включая Моше и Аарона?
Рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, духовный лидер иерусалимских евреев в конце 19-го и начале 20-го веков, дает такое объяснение. Действия Зимри были вызваны не чувственной страстью, а идейными соображениями: он хотел стать примером для подражания.
Зимри видел, что многие еврейские мужчины настолько очарованы дочерьми Мидьяна, что готовы ради них на все, в том числе поклоняться мидьянским идолам, хотя и против желания.
Когда страсть молодого еврея доходила до точки кипения, красавица-мидьянка доставала спрятанную в одежде статуэтку Бааль-Пеора (об этом пишет РАШИ в своем комментарии) и требовала, чтобы он вначале выполнил некий ритуал поклонения этому истукану. Еврей не мог отказаться.
Если юноши не в состоянии обуздать свое вожделение, рассудил Зимри, надо избавить их, по крайней мере, от другого, более тяжкого греха - от идолопоклонства, который они совершали вынужденно.
И тут ему пришла в голову смелая мысль. Надо привести мидьянитянок в походный стан сынов Израиля: пусть уж евреи грешат, но, по крайней мере, на своей территории и на своих условиях, без всяких идолов. Зимри думал, что сей компромисс, каким бы тяжелым он ни был, поможет выбрать меньшее из двух зол, и тем самым уменьшит гнев Б-га. Лучше быть наказанным за украденного ягненка, чем за овцу.
Идея так понравилась Зимри, что он решил немедленно осуществить ее на личном примере. С большой помпой, под звуки фанфар он явился в стан со знатной мидьянитянкой Козби и торжественно подвел ее к Шатру Откровения.
Собравшиеся евреи были шокированы. Моше тоже растерялся, когда Зимри нагло заявил ему: “Если ты скажешь, что эта женщина запрещена мне, то кто разрешил тебе взять дочь Итро, которая тоже происходит из Мидьяна?” Видя замешательство своих лидеров, люди стали плакать.
И тут на сцену вышел Пинхас, внук Аарона. Он понял замысел Зимри, но не принял его компромисс. Ведь Зимри лишь усугубил ситуацию. До сих пор евреи уходили из стана, чтобы удовлетворить свою похоть где-то на стороне. По крайней мере, стан оставался чистым. Если же они, подобно Зимри, начнут приводить сюда дочерей Мидьяна, нравственная грязь покроет толстым слоем весь еврейский народ и проникнет в Храм. И это в тысячу раз хуже. Пусть уж отдельные нестойкие люди делают что хотят: спят с нееврейками, служат их идолам, но подрыв святости еврейского стана нельзя оправдать ничем. Рука Пинхаса потянулась к копью…
Пинхас, конечно, рисковал, можно сказать, ставил себя под удар. Ведь далеко не все поняли и приняли его мотивы. Убийство есть убийство. В Талмуде (трактат “Санэдрин”, 82-б) рассказывается, как многие евреи осудили Пинхаса, припомнив его родословную: мол, чего ждать от этого ревнителя, если его дед по матери - мидьянский священник Итро - сам откармливал бычков для принесения в жертву идолам. Да как он посмел убить князя Израиля!?
Опираясь на приведенную интерпретацию событий, рав Зоннефельд так объясняет приведенный талмудический эпизод. Евреи обвиняли Пинхаса не только в неоправданной жестокости, несвойственной “чистокровным” евреям, но и в идеологической диверсии. Мол, будучи внуком бывшего идолопоклонника Итро, Пинхас с детства впитал в себя любовь к идолам, и поэтому стремление Зимри положить конец распространению языческих обычаев среди евреев никак его не устраивало.
Но Тора решительно опровергла эти доводы, приведя родословную Пинхаса по чисто еврейской отцовской линии: “Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна…” (25:11). Да, Пинхас - прежде всего, внук Аарона, который всегда и везде стремился приблизить людей к Б-гу и для которого любая форма идолопоклонства была абсолютно неприемлема. Пинхас не противился борьбе с языческими поползновениями: идолы были ему так же отвратительны, как и другим евреям. Он защищал святость еврейского стана и честь Вс-вышнего.

 

 

Комментарии (0)

Оставить комментарий