::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Окончательное избавление)

30-05-2011, 20:52 Разместил: jude Просмотров: 2533

Глава 27
Окончательное избавление


Окончательное избавление, которого мы с нетерпением ждем не одну тысячу лет,
возвращение в Эрец Исраэль из великого, долгого Изгнания, не будет похоже на
освобождение из Вавилонии. Вавилонское изгнание длилось семьдесят лет: «Так говорит Г- дь: „Когда семьдесят лет пройдут для Вавилона, Я вспомню вас и исполню Мое доброе слово к вам, вернув вас в свое место“» (Иер. 29:10); «Тех, кто избежал меча, Он увел в Вавилон…чтобы исполнить слово Г-да устами Иеремии, пока Земля не отплатит свои субботы; ибо все время, что она лежала в запустении, она исполняла субботу до исполнения семидесяти лет» (Диврей а йамим 36:20–21). Таково было решение Б-га – семьдесят лет. Не больше, не меньше. Нынешнее изгнание иного характера, потому что Б-г никогда не устанавливал для него определенный период времени. Если бы Израиль принес полное раскаяние, Машиах пришел бы сразу же, в ту же ночь, принеся с собой полное избавление. Вот что говорят мудрецы (Сангедрин 98а): Р. Иехошуа бен Леви встретил Илияху, стоящего у входа в погребальную пещеру Р. Шимона бар Йохая… Он спросил Илияху: «Когда приходит Машиах?» – и Илияху ответил: «Спроси его». Тогда Р. Иехошуа спросил Илияху: «А где он?» И Илияху ответил: «У входа в город [Рим]»… Он пошел к нему… и спросил его:«Когда приходит твое величие?» – и Машиах ответил: «Сегодня». Р. Иехошуа бен Леви вернулся к Илияху… и сказал ему: «Машиах солгал мне, ибо он сказал: „Я иду сегодня“, но не пришел». Илияху ответил: «Вот что он имел в виду: „Сегодня, если вы услышите Его голос“ (Теилим 95:7)». Здесь мудрецы преподают нам важный урок: в нынешнем Изгнании, начавшемся около двух тысяч лет назад, Мессия уже готов к приходу и лишь ждет, когда мы услышим голос Б-га и последуем Его путям.
Вот почему Р. Акива считал Бар-Кохбу Машиахом, хотя после разрушения Второго Храма прошло лишь шестьдесят лет. Как говорил Р. Шимон бар Йохай: «Мой учитель Р. Акива объяснял: „Звезда [кохав] выйдет от Иакова“ (Иерусалимский Талмуд, Ка'анит 4:5)». Его настоящее имя было Бар-Кузва, поскольку он был родом из города Кезив на юге Эрец Исраэль. Так, в Гитин 57 он называется Бар-Дрома (южанин). Р. Акива, который считал его Машиахом, применил этот стих в переносном значении: «Кузва выйдет от Иакова».
От этого стиха Бар-Кохба и получил свое прозвище. В Иерусалимском Талмуде сказано: «Когда Р. Акива видел Бар-Кузву, он говорил: „Это мессианский царь!“» В нынешним Изгнании Б-г не установил конкретную дату избавления, она полностью зависит от наших дел и нашей веры (см. главы 15, 16). Когда Р. Акива увидел какие могущественные дела совершает Бар-Кохба и его люди, он решил, что Б-г сделал его Мессией, чтобы  свободить Израиль. Мудрецы рассказывают (Эйха раба, 2:4): «Что делал Бар-Кузива? Он  устанавливал камни из катапульт коленом и отправлял их обратно, убивая много людей. Из-за этого Р. Акива говорил, что он Машиах». В Гитин 57а о Бар-Кузве тоже говорится как о «южанине, который прыгает на милю и убивает». Бар-Кохба действительно мог стать Машиахом и освободить Израиль, однако он отличался высокомерием: «Когда он шел в бой, он говорил: „Владыка Вселенной! Не помогай нам и не мешай нам! «Разве Ты, о Б-же, не отверг нас? Ты не выходишь с нашими войсками» (Теилим 60:12)“» (Иерусалимский Талмуд, там же). Гитин (там же): «Уста южанина уловили его, и он сказал: „Разве Ты, о Б-же, не отверг нас?“» Гордость лишила его венца Машиаха, и на тот момент Израиль потерял возможность освобождения. Из-за своего гнева Бар-Кохба совершил еще один грех. Праведный Р. Элазар ха-Модай сидел во власянице, постясь и молясь, чтобы римляне не завладели Бетаром. Бар-Кохба решил, что он хочет передать город римлянам, и убил его. В Мидраше говорится (Эйха раба, 2:4): Раздался Небесный голос и сказал: «Горе бесполезному пастуху, оставившему стадо! Меч придет на его руку и на его правый глаз» (Захария 11:17). Он сказал ему: «Ты убил правую руку Израиля и ослепил их правый глаз. Поэтому твоя правая рука высохнет и твой правый глаз непременно ослепнет. Из-за греха Бетар немедленно захватили, Бар-Кузву убили, а его голову принесли Адриану… который сказал: «Если бы его Б-г не убил его, кто смог бы превозмочь его?» Только из-за грехов Бар-Кохбы его стали называть Бар-Кузивой [что указывает на ахзава, разочарование]. Какое-то время Р. Акива верил, что он Машиах, поскольку как тогда,так и сегодня Машиах может прийти в любой момент: «Сегодня, если мы послушаем Б-жьего голоса». В 12-й главе я уже цитировал комментарии мудрецов на Ишияху 62:6–7: «Я поставил стражей на твоих стенах, о Иерусалим. Они никогда не будут иметь мира, ни днем, ни ночью. Вы, напоминающие о Г-де, не стойте в покое! Не давайте Ему покоя, пока Он не оснует и не сделает Иерусалим славой земли». Вот что говорят мудрецы (Менахот 87а): «Что говорят [эти стражи]? Рава бар Р. Шила сказал: „Восстань и прояви сострадание к Сиону!“ (Теилим 102:14). Р. Нахман бар Ицхак сказал: „Г-дь созидает Иерусалим“ (Теилим 147:2)». Махарша комментирует: Денно и нощно они повторяют эти стихи, как сказано: „Сегодня, если вы послушаете Моего голоса“ (Теилим 95:7), ибо каждый день – назначенное время для избавления. Точно так же стих «Г-дь созидает Иерусалим» стоит в настоящем времени, ибо каждый момент – время для избавления. Сангедрин 98а: Р. Иехошуа бен Леви предложил парадокс: «Сказано: „В свое время“ и „Я ускорю это“ [в Ишияху 60:22 говорится: „Я, Г-дь, ускорю это в свое время“, и это странно, ибо как может быть конкретное время для избавления, что подразумевается в словах „в свое время“, и при этом Б-г „ускорит это“? Талмуд объясняет:] если они  заслужат, Б-г ускорит это. В обратном случае это будет в свое время. Иначе говоря, если Израиль заслужит освобождение, творя заповеди и добрые дела, достойные избавления, то оно придет «ускоренно», то есть быстро: «Сегодня, если вы послушаете Моего голоса». В противном случае избавление придет лишь «в свое время», т. е. в самый последний срок из всех возможных, около конца шестого тысячелетия, как видно из Авода зара 9а:Ученик из школы Илии узнал: «Мир длится шесть тысяч лет. Две тысячи – хаос, две тысячи – Тора, и две тысячи – дни Мессии. Из-за множества наших грехов они стали теми, чем стали». Сангедрин 98а продолжает: Р. Александри сказал: «Р. Иехошуа бен Леви предложил парадокс. Сказано: „Вот, идет на облаках неба некто, похожий на сына человека“ (Даниэль 7:13) и „Смиренный, едущий на осле“ (Захария 9:9). Если они заслужат, он придет „с облаками неба“. В обратном случае он будет „смиренным, едущим на осле“».Это фундаментальный принцип, описывающий будущее еврейского народа: избавление может прийти одним из двух способов. Если мы заслужим – раскаянием, достойными делами, упованием на Б-га, отсутствием страха перед неевреями, – оно придет «ускоренно», быстро, немедленно: «Сегодня, если мы послушаем Его голоса». Причем избавление будет не просто быстрым, но еще и славным и величественным, без родовых мук мессианской эры, о которых писали Ула и Рабба (Сангедрин 98б): «Пусть оно придет так, чтобы я его не увидел». Однако если мы окажемся недостойны, тогда Мессия и избавления придут позже, «в свое время», и с ужасными мессианскими родовыми муками. Почему? Потому что Израиль не заслужил избавления, и оно придет только для освящения Б-жьего имени, поруганного народами. Чуть позже мы остановимся на этом подробнее. Этот принцип согласуется с комментарием Р. Иехошуа из Сангедрин 97б: Р. Элиезер говорит: «Если Израиль раскается, они будут избавлены. В противном случае не будут». Р. Иехуша сказал ему: «Если они не раскаются, разве они не будут избавлены?! Скорее, Б-г поставит царя, чьи законы будут жестоки, как законы Амана, и Израиль раскается и вернется на истинный путь». Другими словами, избавление придет все равно, даже если израильтяне его не заслуживают, однако в этом случае оно будет сопровождаться великими бедами и родовыми муками. Против Израиля восстанут могущественные цари, он начнет раскаиваться, но покаяние не достигнет необходимой полноты. В конечном итоге Р. Иехошуа приводит в качестве доказательства стих Ишияху 52:3: «Ты был продан ни за что и будешь избавлен бесплатно». Он говорит: «„Ты был продан ни за что“ – за идолопоклонство, „и будешь избавлен бесплатно“ – не раскаянием и добрыми делами». Шмуэль добавил к этому: «Довольно скорбящему ждать в своей скорби», а Раши прокомментировал: Достаточно для Б-га, Который ждет много дней, сдерживать Свою силу. Если они не раскаются, Он не будет ждать в скорби вечно. Конечно, она закончится. Другое объяснение: «Довольно скорбящему»: когда Израиль
постигнет достаточно боли Изгнания, они будут избавлены даже без раскаяния.Далее в Талмуде приводится полемика между Р. Элиезером и Р. Иехошуа. Когда Р.Иехошуа приводит в качестве доказательства этот стих, Талмуд сообщает: «Р. Элиезер молчал». Это говорит о том, что Р. Иехошуа прав: избавление начнется несмотря на покаяние Израиля, «в свое время», однако с чудовищными потрясениями. Под гнетом бедствий израильтяне начнут каяться, и тогда избавление достигнет своей кульминации.Эти два вида покаяния упоминаются еще в Пророках. С одной стороны, избавление может быть величественным и славным (Ишияху 43:5–6): Не бойся, ибо Я с тобой. Я приведу твое семя с востока и соберу тебя с запада. Я скажу северу: «Отдай», и югу: «Не удерживай». Приведи Моих сыновей издалека, и Моих дочерей с конца земли.
В другом месте у Ишияху (49:8–10, 12–13): Так говорит Г-дь: «В приемлемое время Я отвечаю тебе; в день спасения Я помогаю тебе. Я сохраню тебя и сделаю тебя народом с соглашением, чтобы восстановить землю, чтобы наследовать опустевшее наследство, говоря заключенным: „Выйдите“, а тем, кто в темноте: „Покажите себя“… Они не будут ни голодать, ни жаждать, их не будет мучить ни жара, ни солнце. Ибо Тот, Кто испытывает сострадание к ним, поведет их, к потокам воды Он поведет их… Вот, они придут издалека, и вот, эти – с севера и запада, а эти – из земли Синим. Пойте, о небеса! Радуйся, о земля! Разразитесь песней, о горы! Ибо Г-дь утешил Свой народ». Ирмияху. 31:6–7:Ибо так говорит Г-дь: «Пой с радостью за Иакова; восклицай перед главой народов. Возвещай! Славь! Говори: „О Г-ди, спаси Свой народ, остаток Израиля“. Вот, Я приведу их из северной страны и соберу их с дальних частей земли, и с ними слепых и хромых, женщин с детьми и рождающих женщин. Великое сборище вернется сюда». Многие стихи предсказывают славное, величественное, радостное избавление. Однако есть и стихи совсем другие (Йхезкэль 20:33–34): Живу Я, – говорит Г-дь Б-г, – непременно с могучей ладонью, простертой рукой и излитым гневом Я буду Царем над вами. Я удалю вас из народов и соберу вас из стран, где вы рассеяны, могучей ладонью, простертой рукой и излитым гневом. Цфа́ния 1:14–15: Великий день Г-да близок. Он близок и очень спешит. Даже голос дня Г-да, в который сильный человек горько плачет. Этот день – день гнева, бедствия и несчастья, опустошения и разорения, тьмы и мрака, день туч и густой тьмы.Захария 14:1–2: Вот, день идет Г-да, когда ваша добыча будет разделена среди вас. Ибо Я соберу все народы против Иерусалима на битву, и город будет взят, дома ограблены, и женщины изнасилованы. В Сангедрин 98а мудрецы учат: «Р. Йоханан сказал: „Если ты видишь поколение, наводненное бедствиями, словно река, жди [Мессию]“». Также и в 97а: Р. Йоханан сказал: «В поколении, в котором прибудет сын Давида, ученых Торы станет меньше, а оставшиеся будут претерпевать скорбь и отчаяние, жестокие постановления будут такими частыми, что пока одно в силе, следующее уже спешит»… Мы узнали: Р. Иехуда сказал: «В поколении, в котором прибудет сын Давида, место встречи ученых станет борделем, Галилея будет уничтожена, Гавлан опустеет, а жители границы будут ходить из города в город, встречая неодобрение. Мудрость  книжников будут оплакивать, боящиеся греха будут в презрении. Лицо поколения будут подобно лицу собаки, и истина исчезнет»… Мы узнали: Р. Нехораи сказал: «В поколении, в котором прибудет сын Давида, молодежь будет позорить своих пожилых, пожилые восстанут на молодых, дочери нападут на своих матерей и свекровей. Лицо поколения будет словно лицо собаки, и сын не будет иметь стыда перед своим отцом». Мы узнали: Р. Нехемия сказал: «В поколении, в котором прибудет сын Давида, наглость увеличится, самыми уважаемыми станут шарлатаны, виноградники дадут плод, но вино будет дорогим, все правительство обратится в ересь и не будет порицания». С этим согласен Р. Ицхак, который сказал: «Сын Давида не придет, пока все правительство не обратится в ересь… Не придет он и до тех пор, пока не умножатся доносчики». Другой урок: «Пока ученики не уменьшатся». Еще один урок: «Пока не опустеют кошельки». Другой урок: «Пока люди не отчаются ждать избавления», как сказано: «Без защиты и помощи» (Миш.Тора. 32:36) – так сказать, Израилю не будет ни помощи, ни поддержки. Последний абзац этой цитаты помогает понять комментарий Р. Иехошуа на Сангедрин 97б, согласно которому Б-г поставит более жестокого царя, чем Аман, что приведет к раскаянию Израиля. Речь идет о том, что Израиль увидит, что он зря отказался от Б-га и положился на народы, которые не только не спасают, но и убивают. Тогда у израильтян просто не останется выбора, кроме как раскаяться и обратиться к Б-гу. Для меня очевидно, что это не что иное, как война Гога и Магога: народы восстают против Израиля в Эрец Исраэль, о чем говорит Й’хезкэль (главы 38–39). Подробнее об этом мы поговорим позже. Как бы то ни было, перед нами два противоречащих друг другу пророчества об избавлении. Однако если принять во внимание все сказанное, противоречия здесь нет: это просто два вероятных варианта событий. Произойти может любой из них, но не оба вместе.
А какой из них действительно произойдет, зависит уже от еврейского народа. Если они окажутся достойными, то заслужат «ускоренное» избавление в славе и величии, без мессианских родовых мук. Если же нет, будет задействован другой вариант – избавление
через неимоверные страдания, которые постигнут нас за грехи и упорство. Только слепые не понимают, что мы находимся в самом эпицентре Иквета де-Мешиха – «шагов Мессии», начала избавления. Сангедрин 98а: «Р. Абба сказал: „Нет конца дней более открытого, чем в Й’хезкэле 36:8: «Но вы, о горы Израиля, прострете свои ветви и дадите плод Моему народу Израилю [ибо это близко]»“». (Раши: «Когда Эрец Исраэль дает урожай в изобилии, тогда конец близок, и нет более ясного признака конца дней».) Мудрецы также говорят (Мегила 17б): Почему (Мудрецы Великого собрания) учредили  благословение собирания изгнанников, которое должно произноситься после благословения доброго года [в Ш'моне эсре]? Сказано: „Но вы, о горы Израиля, прострете свои ветви… ибо это близко“. Как только изгнанники будут собраны, нечестивые будут наказаны… так что все грешники, включая нечестивых евреев, прекратят  существование… тогда спины праведных распрямятся… И где их спины  распрямятся? В Иерусалиме… Как только Иерусалим будет перестроен, придет Давид.Мудрецы Великого собрания под пророческим вдохновением учредили порядок благословений в Ш’моне эсре согласно порядку событий избавления. Они объявили, что перед тем как Мессия принесет полное избавление, оживут израильские горы, чем исполнится благословение Земли. Затем начнется собирание изгнанников, и только после этого будут истреблены все грешники, как евреи, так и неевреи. Так осуществится триумфальная победа Израиля, и придет Машиах  – сын Давида. Однако несмотря на то, что мы собственными глазами видим начало избавления,Израиль продолжает жить в Изгнании, игнорируя все более очевидные пророческие признаки. Хотя это ясно, как день, «кто так слеп, как Мой служитель?» (Ишияху 42:19). Люди утратили способность понимать, потому что поколения жизни в Изгнании притупили их чувства и разум. Разве не очевидно, что расцветание еврейской земли, суверенитет, собирание Изгнания – во всем этом исполняется Б-жье обещание: «Тогда Г-дь, твой Б-г, вернет твой остаток и сжалится над тобой. Он снова соберет тебя из всех народов, где Он рассеял тебя» (Миш.Тора 30:3)? Разве имеют исторические прецеденты те невероятные, чудесные победы, которые мы одержали за четыре и за шесть дней над врагом, по численности превосходящим песок на берегу моря? Как можно забыть о чудесном избавлении из бездны Катастрофы, из рук яростного противника, приведшее к освобождению наших святых земель, которые мы уже давно не мечтали возвратить? Все это – явные чудеса, которые мы видели собственными глазами, но мы не только проигнорировали их, но откровенно глумимся над ними. Как получилось, что мы не смогли возрадоваться и возвеселиться, не смогли воздать слова благодарности нашему Творцу? Может ли конец дней быть еще очевиднее? Мы поражены слепотой и не верим собственным глазам. Наши чувства притуплены болезнью Изгнания, лишившей нас духа, согласно словам: «Ты слышишь, но не понимаешь. Ты видишь, но не воспринимаешь» (Ишияху 6:9). Да смилостивится над нами Б-г! Неужели тот факт, что миллионы евреев собраны в Эрец Исраэль, – не более чем насмешка Б-га над нами? Неужели создание независимого, суверенного государства, которого не было со времен Хасмонеев (и которое даже тогда не достигало нынешних масштабов), – это что-то такое, на что можно не обращать внимания? Может ли сегодняшнее государство сравнится с тем, что пытался создать лжепророк Шабтай Цви, да будет изглажено его имя, причем ему не удалось привести в Эрец Исраэль даже крохотную группу евреев, не говоря уже о создании суверенного дома? Конечно же нет! Если кто-то еще не понимает, что мы стали свидетелями великих Б-жьих чудес, если он все еще называет их «лагерем Сатаны» или «делом дьявола», то его смерть лучше его рождения, ибо он отрицает Б-жьи чудеса. Если, как говорят наши мудрецы, «человек не ранит палец без соизволения Неба» (Хулин 7б), то как мы осмеливаемся называть создание государства и собирание миллионов «делом дьявола»? Да поможет нам Небо! Многие хорошие люди задают вопрос: как может быть, что в создании еврейского государства участвовал Б-г, но при этом его основатели были еретиками? Да, большинство из них были нечестивыми предателями, восставшими против Б-га и Торы, и они будут вечно платить за свои грехи, особенно за убийство десятков тысяч невинных евреев. Эти евреи одержали победу над народами, только лишь чтобы сгинуть от рук соотечественников- предателей. Горе поборникам «беспочвенной любви», стремящихся покрыть свои злодеяния! Однако даже при этом грехи этих людей не имеют отношения к созданию государства, поскольку оно было основано в согласии с описанными выше принципами кидуш Хашем: что Б-г венчается Царем царей только тогда, когда мир видит его мощь и силу; что народы оценивают силу Б-га только по силе или слабости Его народа Израиля; что вне  зависимости от заслуг и добродетелей Израиля Б-г все равно спасает его, чтобы освятить Свое имя. Тора и Талмуд предельно ясно описывают эти принципы. Какой позор, что наш народ отверг Писание, отринул единственный философский и пророческий источник, объясняющий появление еврейского государства в наши дни. Да, Израиль не только не заслужил это чудо, но последние поколения были много хуже своих предшественников – однако именно эти поколения удостоились увидеть начало избавления. Любой, кто внимательно исследует Пророков, увидит, почему Б-г решил освободить Израиль несмотря на отсутствие у него заслуг и почему был неправ Р. Элиезер, говоривший: «Если они не раскаются, они не будут избавлены». Если мы осознаем величие того, что происходит на наших глазах, мы тут же освободимся от заблуждений. В одном из самых глубоких и впечатляющих видений Писания пророк Й’хезкэль описывает для своих современников и всех будущих поколений тот день, в который закончится изгнание и еврей вернется домой (Й’хезкэль. 36:19–24): Я рассеял их среди народов, и они были развеяны по странам. По их путям и делам Я осудил их. И когда они пришли к народам, куда они пришли, они осквернили Мое святое имя, поскольку те люди сказали о них: «Это люди Г-да, и они ушли из Его земли». Но Я сжалился над Своим святым именем, которое дом Израиля осквернил среди народов, куда они пришли. Поэтому скажи дому Израиля: «Так говорит Г-дь Б-г: „Я делаю это не ради тебя, о дом Израиля, но ради Моего святого имени, которое вы осквернили среди народов, куда вы пришли. И Я освящу Мое великое имя, которое осквернено среди народов, которое вы осквернили среди них, и народы узнают, что Я Г-дь, – говорит Г-дь Б-г, – когда Я освящусь через вас в их глазах. Ибо Я выведу вас из народов и соберу вас из всех стран, и приведу вас в свою собственную землю“».Вот она, квинтессенция нашей эпохи. Вот законы избавления «в свое время», объясняющие появление государства Израиль и его неуязвимость, даже несмотря на всю греховность и ересь его основателей. Еврейское государство возникло только, чтобы смыть позор хилул Хашем: «Когда они пришли к народам… они осквернили Мое святое имя». Сам факт изгнания Израиля, его существование в виде беззащитного, униженного и угнетенного меньшинства, лишение его родины, армии и гордости – все это является хилул Хашем, осквернением имени Всевышнего. Само Изгнание есть хилул Хашем, как записал Раши по поводу стиха Й’хезкэль. 39:7 («Свое святое имя Я сделаю известным среди Моего народа Израиля. Я больше не позволю Своему святому имени оскверняться, и народы узнают, что Я – Г-дь, Святой в Израиле»): «Унижение Израиля есть хилул Хашем: „Народы говорят о них: «Это народ Г-да»“ (Й’хезкэль. 36:20), однако Он не может спасти их».И это более чем логично. «Народы говорят о них: „Это народ Г-да, и они вышли из Его земли“» (там же). Народы видят, как евреев преследуют, унижают, грабят, убивают, и они говорят: «Если это действительно народ Б-га и мы способны причинять им все это,тогда либо у Б-га нет силы, либо Он вообще не существует». Именно об этом воскликнул царь Давид: «Почему народы должны спрашивать: „Где их Б-г?“» (Теилим 115:2).Когда нееврей безбоязненно попирает и унижает еврея, для него не существует Б-га Израиля. По его мнению, Б-г не должен это допускать. И вот нееврей глумится и насмехается над Б-гом Израиля, для него Б-г – вакуум, пустое место. Это величайший хилул Хашем; вспомним, что этот термин происходит от корня חלל – халал, пустота, что подразумевает отсутствие Б-га Израиля, упаси Небо. Война народам, не знающим Б-га, началась еще на заре израильского народа, когда фараон произнес: «Кто такой Б-г… Я не признаю Его» (Шемот 5:2). «Когда Я освящусь через вас в их глазах» (Й’хезкэль. 36:23). Да, Б-жье имя как освящается, так и хулится через еврея. Когда еврей триумфально восходит на вершины, это делает вместе с ним и Б-г. Когда еврея попирают и унижают, вместе с ним оскверняется имя Б-га, «неспособного» спасти Свой народ. Как я уже объяснял, именно это побудило молодого пастуха Давида выступить против закаленного в боях ветерана Голиафа. Сорок дней и сорок ночей этот гигант насмехался над Израилем: «Сегодня я смеюсь над войсками Израиля» (Шмуэль 17:10). Мудрецы говорят (Сота 42б): «Его называли Голиаф, потому что он стоял с гилуи паним [букв. «обнаженное лицо»; Раши: «дерзость»] перед Б-гом». Давид понимал это и содрогался всякий раз, когда Голиаф разражался насмешками и хилул Хашем, а евреям было нечего ответить. Вот почему Давид воскликнул: «Кто этот необрезанный филистимлянин, что он издевается над войсками живого Б-га?» (там же, с. 26). Если Голиаф считал, что он «смеется над войсками Израиля», то Давид перефразировал его слова, потому что понимал: «Унижение Израиля есть хилул Хашем». Когда человек хулит Израиль, он автоматически хулит Б-жье имя. И вот Давид выходит к Голиафу и говорит: «Я выхожу к тебе во имя Г-да воинств, Б-га войск Израиля, которого ты поносишь… И я сниму с тебя голову… чтобы вся земля узнала, что есть Б-г в Израиле» (Шмуэль17:45–46).
Я уже отмечал, что аналогичное повеление получил от Б-га Моисей: «Отомсти за детей Израиля мадианитянам» (Бемитбар 31:2), и Моисей назвал это «местью Г-да» (там же, с. 3).Почему? Потому что «месть Израиля – это месть Того, Чье слово создало вселенную»
(Сифри, Матот, 157). В Ялкут шимони говорится (Й’хезкэль 36:374): «Они пришли к народам» (Й’хезкэль. 36:20): «они пришли» переводится как – ויבוא вайаво, буквально «он пришел». Почему используется единственное число? Мы находим, что когда Израиль был изгнан к народам, Б-г, так сказать, ходил от двери к двери, чтобы послушать, что говорят [народы]. И что они говорили? «Божество этого народа наказало фараона, Сисару, Сеннахирима и т. д.» Тогда они скажут: «Видимо, Он состарился» и «Если „это народ Г-да“ (там же), почему тогда они „ушли из Его земли“?» (там же). Проклятое Изгнание, унизившее Израиль, само по себе является хилул Хашем. Слабость и униженность евреев только укрепляет народы в их ложных верованиях. У христиан никогда не было лучшего аргумента против Израиля, чем его изгнание и утрата суверенитета. Они
ошибочно считают это Б-жьей карой Израилю за отвержение христианства и его основателя ешу. Измаильтяне тоже всегда считали изгнание Израиля наказанием за отказ принять их ложную религию – ислам. Эти народы не только насмехаются над Израилем и хулят Б-га, но они еще и проливают кровь евреев, в своей злобе считая это волей Неба. Именно так произошло в наши дни, когда германская нация, этот современный Амалик – «Да сгниет имя нечестивых» (Теилим 10:7) – превзошла Амана: если тот лишь планировал убийства, то эти, да изгладится память о них, действительно истребили миллионы мужчин, женщин и детей. Они преследовали единственную цель – уничтожить Б-жий народ, чтобы от него не осталось и следа. Главной целью для них было не убийство евреев как таковое, но насмешка над Б-гом и судьбами Израиля. «Если мы смогли унизить, задушить, сжечь и заживо похоронить всех этих беззащитных евреев, – глумились нацисты, – то где же их Б-г?!» Нет большего хилул Хашем, чем это…
Каждое поражение, каждое падение, каждое унижение еврея от рук нееврея есть хилул Хашем, потому что Б-г становится объектом насмешек. Я уже приводил комментарий из Тосафот (Сукка 45а, ד״ה אני ) на Иермияху. 40:1: «И он, закованный в цепи», где слово «он» применяется к Б-гу. Когда Израиль в узах, то и Б-г как бы в узах. Точно так же мудрецы описывают и Машиаха (Песикта рабати, 36, Куми ори): В ту неделю, когда придет сын Давида, принесут железные прутья и поместят на его шею, пока он не согнется, и он воскликнет и восплачет, пока его голос не достигнет Неба. Он скажет: «Владыка Вселенной! Сколько еще моя сила будет удерживаться? Мой дух? Моя душа? Мои конечности? Разве я не плоть и кровь?» В отношении этого момента Давид сокрушался и говорил: «Моя сила иссушена, как черепок» (Теилим 22:16). Тогда Б-г ответит: «Эфраим, праведный Машиах ! Ты уже выносил это с Шести дней Творения. Теперь твоя боль, как Моя, ибо с тех пор, как пришел Навуходоносор и уничтожил Мой дом, сжег Мое святилище и изгнал Моих детей среди народов, Я клянусь тебе, Я никогда не сидел на Своем престоле; и если ты Мне не веришь, посмотри на росу, осевшую на Моей голове, как сказано: „Моя голова наполнена росой, Мои кудри – каплями ночи“ (Шир а ширим.  5:2)». Мессия ответит: «Владыка Вселенной! Теперь я утешен. Достаточно для раба быть как его господин». Р. Леви сказал: «Когда Б-г говорит Собранию Израиля: „Встань, светись, ибо твой свет пришел“ (Ишияху 60:1), они ответят: „Владыка Вселенной! Встань во главе нас!“ Тогда Б-г скажет: „Дочь моя! Ты говоришь хорошо!“… Другой урок: чему подобно Собрание Израиля в Этом мире? Они подобны хромому человеку, который не может приходить и уходить. Народы насмехаются над ним каждый день, говоря: „Где твой Б-г? Почему Он не спасает тебя?“ Собрание Израиля отвечает: „У нас есть один день, в который Царю предназначено открыться нам, и Он укрепит нас и поставит нас на наши две ноги, как сказано: «Мой возлюбленный говорил и сказал мне: „Встань, моя любовь, прекрасная моя, и пойдем“ (Шир а ширим. 2:10)»“». В страданиях Машиаха отражены страдания Б-га, ведь народы унижают и проклинают Б-га, смеясь над мессианскими ожиданиями Израиля. Чем больше унижен Израиль, тем больше народы смеются над Б-гом и Его Машиахом. Если мы понимаем, насколько ужасен хилул Хашем, в том числе для судеб мира, предназначенного для святости, нам будет несложно понять, почему Машиах и Б-г изображаются страдающими: мир потерял причину своего бытия. Мы также осознаем, что наш долг – самоотверженно изгладить хилул Хашем с лица земли и освятить Б-жье имя.Вот как пророк Ишияху описывает ненависть народов к Израилю и величие нашего спасения (52:13–14): Вот, Мой служитель будет процветать. Он будет возвышен и высоко превознесен, и многие изумятся, говоря: «Несомненно, его очертания и обличье были слишком испорчены для человека». Пророк описывает возвышение Израиля в конце дней, когда он внезапно возвеличится. Народы, унижавшие израильтян, считавшие их какими-то изгоями человеческого рода, будут поражены, увидев, как Б-г возвысил свой народ. Ибн Эзра комментирует (там же, с. 14): Это известный факт, что многие народы на земле думают, что евреи отличаются физически, и они спрашивают: «Есть ли у еврея рот? Есть ли у него глаза?» Это так в землях Измаила и Едома.
Раши комментирует: Многие народы, видя униженное положение Израиля, удивляются этому и говорят друг другу: «Насколько хуже они выглядят, насколько они уродливее остальных людей!» Мы видим это собственными глазами. Пророк продолжает цитировать слова народов (Ишияху 53:1–3): Кто бы поверил этому сообщению? Кому открылась сила Г-да?… У него [Израиля] не было ни очертаний, ни величия, чтобы мы взирали на него, ни
красоты, чтобы мы восхищались им. Он был презрен, оставлен людьми, человеком боли, хронически больным, от которого люди прятали свое лицо. Он был презираем, и мы не ценили его. Мецудат Давид комментирует (там же, с. 2): Их неспособность увидеть в Израиле «величественный облик, чтобы им можно было восхищаться» означает то, что они не нашли в нем ни храбрости, ни мужества. Вот почему они презирали его. Может ли быть более ясная картина унижения, с которым Израиль столкнулся в Изгнании и которое породило хилул Хашем? В ответ на этот хилул Хашем Б-г в гневе мстит народам, чтобы освятить Свое имя. Махари Кра пишет (Й’хезкэль. 36:20): Что такое хилул Хашем... Народы говорят о них: «Это народ Б-га, они дороги Ему, и если бы Он мог помочь им не покидать свою землю, Он бы это сделал, но Он ослаб»… Этот хилул Хашем приходит через Израиль. Поэтому сказано: «Я сжалился над Своим святым именем, которое дом Израиля осквернил среди народов, куда они пришли» (Й’хезкэль. 36:21). Когда пришло время избавления, Б- г пожалел Свой святой народ, поруганный народами самим фактом изгнания и порабощения. Даже если народы позволяют Израилю жить среди них в мире, он все равно зависит от их доброй воли и терпимости, что также является хилул Хашем. Тот факт, что евреи живут в меньшинстве и вынуждены полагаться на доброту народов, уменьшает славу и Израиля, и Б- га. Вот почему Таргум переводит стих Миш.Тора 28:36, 64 не как «там [в Изгнании] вы будете служить другим богам», а «там вы будете служить народам, которые служат идолам». Когда израильтяне подчинены народам, пусть даже это выражается в простом статусе подчиненного меньшинства (не говоря уже о яростном преследовании), они вынуждены превозносить культуру и богов этих народов, что преуменьшает всемогущество Б-га. Следовательно, Б-г намерен изгладить этот хилул Хашем единственным способом, понятным неевреям, – через избавление Израиля и его победу над богохульными народами. Поскольку неевреи трактуют унижение Израиля как слабость и неспособность Б-га спасти Свой народ (хилул Хашем), триумф и победа Израиля над врагами убедит их в обратном (кидуш Хашем). Поскольку по своим  поступкам Израиль не заслуживает избавления, Б-г руководствуется состраданием к Своему имени, попранному народами. Это сострадание имеет приоритет над любыми другими вычислениями: «Поэтому скажи дому Израиля: „Так говорит Г-дь Б-г: «Я делаю это не ради тебя, о дом Израиля, но ради Моего святого имени, которое вы осквернили среди народов, куда вы пришли»“» (Й’хезкэль. 36:22). Не ради Израиля, не за его заслуги, ведь полного покаяния не было, – но ради Б-жьего святого имени. Ради него Б- г по Своей доброте избавит Израиль. «И Я освящу Свое великое имя, которое осквернено среди народов, которое вы осквернили среди них» (там же, с. 23). Махари Кра комментирует (с. 22): «Мое имя, которое осквернено через вас» – то есть самим фактом слабости и униженности Израиля. «Народы узнают, что Я Г-дь, – говорит Г-дь Б-г, – когда Я освящусь через вас перед их глазами» (там же, с. 23). Раши комментирует: «Что включает в себя это освящение? „Я возьму вас из народов“». Далее идет 24-й стих: «Я возьму вас из народов и соберу вас из всех стран, и приведу вас в вашу собственную землю». Хилул и кидуш Хашем противоположны друг другу, в том числе по своему выражению.
Нееврей видит в изгнании и униженном положении Израиля неспособность Б-га помочь Своему народу и даже, упаси Небо, Его несуществование. Это величайший хилул Хашем. Следовательно, только когда Израиль вернется в Эрец Исраэль и вернет себе силу над народами, последние поймут, что Г-дь есть Б-г и Верховный Царь царей, и примут Его ярмо. Махари Кра говорит: «И Я освящу Свое великое имя» (Й’хезкэль. 36:23): когда Я снова удалю тебя от народов, Я освящу Свое имя среди народов, чтобы они признали, что у Меня доблесть. До сего дня они говорили, что Я стал слаб, потому что видели, что Израиль среди них. Однако когда они увидят, что Израиль покидает их триумфально и против их воли, они скажут: «Истинно Б-г не слаб спасать, и Он не спасал их до сего дня только из-за их грехов. Если бы Он хотел спасти их, Он бы действительно это сделал». В результате народы освящают Б-жье имя. «Б-г целует уста, говорящие правильно» (Теилим 24:26). Истинно каждое слово этой цитаты. В глазах народов Изгнание – кульминация хилул Хашем, тогда как возвращение Израиля в Эрец Исраэль и создание в нем суверенного государства, триумфально и против их воли, будет кульминацией кидуш Хашем. Это станет доказательством, что в Израиле действительно есть Б-г, что Он Верховный Владыка и Царь царей. Его сила, доблесть и победа открылись через силу, доблесть и победу Израиля. Исаия пророчествует (52:5–7, 10–11): «Итак, что Я здесь сделаю [«в этом, третьем изгнании» – Редак], – говорит Г-дь, – видя, что Мой народ уведен за ничто? Те, кто правит ими, воют, – говорит Г-дь, – и Мое имя хулится весь день. Поэтому Мой народ узнает Мое имя, и они узнают в тот день, что Я, Тот, кто сказал это, – вот Я. Как прекрасны на горах ноги посланца доброй вести, возвещающего мир, вестника доброй вести, возвещающего спасение, который говорит Сиону: „Твой Б-г правит!“»… Г-дь обнажил Свою святую руку в глазах всех народов, и все концы земли увидят спасение нашего Б-га. Отбывайте, отбывайте! Выходите оттуда! Не трогайте ничего нечистого. Выходите из их среды! Очиститесь, вы, носящие сосуды Г-да. Пророк несет слово Б-га, Который сокрушается об Израиле во время избавления: «Какое Мне дело до Изгнания, где языческие правители высокомерно хулят Мое имя весь день? Поэтому и Мой народ, и народы узнают, что Я истинно Всемогущий Г-дь Б-г, когда Я возвещу спасение и владычество для Сиона и соберу их в свою землю Своей святой рукой перед всеми народами до краев земли. Поэтому отбывайте из скверного изгнания, источника хилул Хашем. Возвращайтесь в Эрец Исраэль, чтобы вы могли жить и освящать Мое имя». Да, народы признают Г-да только тогда, когда Израиль вернется в Эрец Исраэль с силой и доблестью, отомстив народам и завершив Изгнание. Ишияху также говорит (59:16–19): Он увидел, что нет ни одного человека, и изумился, что нет посредника. Поэтому Его собственная рука дала спасение Ему, и Его праведность поддержала Его. Он надел праведность как кольчугу, шлем спасения на Его голове, наряд мести как одежда, Он покрыт рвением как плащом. По их поступкам Он воздаст, гнев на Его противников, расплата Его врагам, и островам Он воздаст расплатой. Так что они убоятся имени Г-да от запада, и Его славы – от восхода солнца. Вот пророчество об избавлении «в свое время», простое и ясное. Оно придет не за заслуги Израиля, которых у нас нет, но исключительно ради Б-жьего имени. Мецудат Давид говорит (там же, с. 16): Когда Он увидит, что среди нет ни одного уважаемого человека, за заслуги которого можно их избавить… Б-жья рука спасет их, приведя избавление без заслуг и без посредника. Это спасение станет местью народам, так что народы по всему миру увидят силу и доблесть Б-га и убоятся Его (см. Редак, там же). Ишияху продолжает (63:4–5, 8): День гнева в Моем сердце и Мой год избавления наступили. Я взглянул, и не было помощника; Я воззрел в изумлении, и не было поддерживающего. Поэтому Моя собственная рука принесла Мне спасение, и Мой гнев поддержал Меня… Б-г сказал: «Они истинно Мой народ, дети, которые не будут поступать ложно». Так что Он стал их спасителем. Итак, целью избавления «в свое время» станет освящение Б-жьего имени, а не благополучие Израиля. В этом стихе сказано: «Моя собственная рука принесла Мне спасение». Казалось бы, правильнее сказать «им», то есть Израилю (как и в стихе Ишияху 59:16, где говорится: «Его собственная рука принесла спасение Ему»). Но дело в том, что когда Б-г устраняет Изгнание и совершает кидуш Хашем, он этим как бы спасает Самого Себя. Действительно, Ишияху говорит: «Б-г был поражен всеми их болезнями» (Ишияху 63:9).
Мудрецы объясняют (Танхума, Бешалах, 28): «Моисей построил жертвенник и назвал его „Хашему – Моему чуду“» (Бемитбар 17:15): Моисей сказал Израилю: «Это чудо, которое Б-г совершил ради вас [в отношении Амалика], Он совершил ради Себя Самого». Он сделал это ради Своего имени, потому что в тот момент Израиль этого не заслуживал. Мы находим, что каждое чудо, совершаемое ради Израиля, совершается также и
для Б-га, как сказано: «Он назвал его „Хашему – Моему чуду“». Когда Израиль страдает, Б-г также страдает, как сказано: «Б-г был поражен всеми их болезнями» (Ишияху 63:9). Подобным образом, радость за Израиль является радостью и за Б-га, как сказано: «Я радуюсь в твоем спасении» (Шмуэль 2:1).Мудрецы также говорят (Мегила 29а):Р. Шимон бар Йохай сказал: «Посмотрите, как Израиль любим Б-гом. Куда бы они ни были изгнаны, Божественное присутствие шло с ними. Когда они были изгнаны в Египет, Божественное присутствие пошло с ними, как сказано: «Разве Я не был изгнан в дом твоего отца, когда ты был в Египте?» (Шмуэль 2:27). Когда они были изгнаны в Вавилонию, Божественное присутствие пошло с ними как сказано: «Ради тебя Я был послан в Вавилон» (Ишияху 43:14). Также и когда они будут избавлены в будущем, Божественное присутствие будет с ними, как сказано: «Г-дь, твой Б-г, вернется с твоими оставшимися» (Миш.Тора 30:3). В стихе не говорится: «Он вернет твоих оставшихся», но: «Он вернется с твоими оставшимися». Б-г вернется с ними из изгнания. Раши говорит (Й’хезкэль. 39:7): «Унижение Израиля есть хилул Хашем». И это абсолютная правда. Хотя Израиль и не достоин избавления, Б-г избавит его «в свое время», чтобы освятить Свое имя, поруганное народами через яростное угнетение Израиля. В песне Моше об унижении Израиля от руки народов в последние дни есть такие слова (Миш.Тора 32:34–39, 43): Но это скрыто у Меня на будущее, запечатано в Моей сокровищнице. У Меня месть и воздаяние, ждущие, когда их нога оступится. Их день катастрофы близок, и их время спешит. Тогда Г-дь рассмотрит дело Своего народа и утешит Своих служителей. Он увидит, что их силы больше нет, и нет ни защитника, ни помощника. Тогда [народы] спросят: «Где их Б-г, Сила, на которую они надеялись? Где Б-г, Который ел жир их жертв и пил вино их возлияний? Пусть Он теперь восстанет и поможет тебе! Пусть Он будет твоим защитником!» Но смотри! Это Я! Я единственный! Нет других богов,кроме Меня! Я убиваю и даю жизнь! Если Я сокрушил, Я исцелю! Но нет защиты от Моей силы!… Пусть племена Его народа поют хвалу, ибо Он отомстит за кровь Своих служителей. Он отомстит Своим врагам и примирит Свой народ со Своей землей. Рашбам комментирует: «Но это скрыто у Меня»: Я заметил высокомерные слова народов и Я отомщу им за это. «Ждущие, когда их нога оступится»: ждущие дня, назначенного для страдания народов. «Их время спешит»: Я ускорю это в свое время. Страдание народов означает избавление для Израиля… «Тогда Г-дь рассмотрит дело Своего народа»: тогда придут месть и воздаяние, ибо Я отомщу за Свой народ. Подобным образом, «Он совершит суд над народами и наполнит [поле битвы] трупами» (Теилим 110:6). «Тогда [народы] спросят: „Где их Б-г?“»: когда народы спросят: „Где Б-г Израиля“, Я спасу их ради славы Моего имени и отомщу их врагам. Раньше «Я был готов истребить [Израиль], чтобы его память исчезла из человечества (Миш.Тора 32:26), если бы «их враги не гневались» и не хвастались: «Наша сила  превосходнее» (там же, с. 27), но теперь, однако, когда бедность и страдание Израиля так велики, что их покинула сила и народы говорят: «Наша сила превосходнее» и «Где их Б-г», Я отомщу им, чтобы Мое имя, которое они оскверняют, могло быть освящено.Сифри (Ха'азину, 327) комментирует стих Миш.Тора 32:37 («Тогда он спросит: „Где их Б-г?“»): Р. Иехуда приписывает вопрос Израилю, Р. Нехемия приписывает его народам… Р. Нехемия говорит: «Тит, сын жены Веспасиана, вошел в Святое святых и распорол завесу мечом. Он сказал: „Если Он Б-г, пусть Он придет и возразит“». «Кто ел жир их жертв» (Миш.Тора 32:38): Тит сказал: «Моисей сбил их с пути,говоря: „Постройте себе жертвенник приносите на нем жертвы и возливайте вино“»… «Пусть они встанут и помогут вам! Пусть они станут вашим защитником!» (там же). Б-г прощает все, но за хилул Хашем Он наказывает немедленно [то есть, как только приходит время мести]. Р. Нехемия имеет в виду, что когда народы унижают Израиль и дерзко вопрошают: «Где их Б-г?», они тем самым совершают хилул Хашем. Это приводит к избавлению Израиля, хотя он того и не заслуживает. Рамбам говорит: «„Тогда Он спросит: «Где их Б-г?»“: враг спросит:
„Где Б-г Израиля?“, как в стихе: „Почему народы должны спрашивать: «Где их Б-г?»“
(Теилим 115:2)». Изгнание – это кульминация и суть хилул Хашем. Нет более жестокого унижения, поражения, отступления и позора. Это самый действенный способ убедить народы, что Б-г ослаб и вообще не существует! Изгнание является прямой противоположностью кидуш Хашем, оно оспаривает само существование мира. Да, устранение Изгнания – это кидуш Хашем, важнейшая заповедь для всего Израиля.
Итак, теперь нам становится ясно подлинное значение Изгнания и вытекающего из него хилул Хашем в национальных масштабах. Но главное то, что теперь мы можем осознать причину воссоздания еврейского государства в наши дни. «Я делаю это не для тебя, о дом Израиля, но для Своего святого имени, которое ты осквернил среди народов» (Й’хезкэль 36:22). Государство Израиль возникло не потому, что наш народ этого заслужил. Подавляющее большинство евреев в духовном отношении остались такими же, какими были до этого, если не хуже. Лидеры народа и государства даже не задумываются о раскаянии, это убежденные еретики и бунтари против Б-га. Однако это ничего не меняет, поскольку государство создано не в награду за праведность Израиля. Изгнание и все, что с ним связано: унижение, поражения и преследования, питание остатками с чужих столов, неисчислимые кровавые междоусобицы внутри нашего народа – все это составляет хилул Хашем, богохульное глумление над Хашемом, Б-гом Израиля, за Его «слабость и неспособность» помочь Своему народу. Следовательно, еврейское  государство со всеми его атрибутами: возвращение на Сион, собирание изгнания, обретение еврейской родины, еврейское большинство, суверенитет, армия, воздаяние врагам Израиля, триумф Б-га на поле брани – все это представляет собой прямую противоположность, кидуш Хашем! Вот доказательство, вот еще одно подтверждение бытия Б-га, Его владычества, Божественного промысла над вселенной и всеми творениями: «Ибо Я возьму вас из всех народов, соберу вас из всех стран и приведу вас обратно в вашу собственную землю» (Й’хезкэль. 36:24). «Где их Б-г?» Вот Он, в полной славе и величии! Вот Он – в возвращении изгнанного народа с четырех концов света, в возрождении военной мощи Израиля, так шокировавшей мир, в его доблестных и блестящих победах! Вот он, кидуш Хашем, освящение имени Всевышнего! «Я освящусь через вас» (Й’хезкэль. 36:23). Освящая и возвышая еврейский народ, Б-г освящает и возвышает собственное имя. Вот подлинная причина появления еврейского государства. Это кидуш Хашем. Это начало полного избавления. Государство Израиль – это начало Б-жьего гнева на народы, не знающие Его, насмехающиеся над Ним, оскверняющие
Его имя. Ясно, что когда избавление основано на таких стихах как Й’хезкэль. 36:22 («Я делаю это не ради тебя, о дом Израиля») и Й’хезкэль. 36:32 («Не ради тебя Я делаю это, – говорит Г-дь Б-г. – Знай это. Будь пристыжен и смущен за свои пути, о дом Израиля»), Верховный Царь царей приложит к нему трагедии и страдания. Всякий, кто думает, что Б-г отказывается от Своих слов, погибнет (Бава кама 50а). Если еврейский народ не вернется к своему небесному Отцу, не примет Его ярмо и не возложит на Него все свое упование, нам никогда не видать  «ускоренного» избавления (Ишияху 60:22), славного и великого.Это избавление, призванное освятить Б-жье имя перед народами, "неблагодарный и неразумный народ" (Миш.Тора 32:6) превратил в богохульство, и сделали это именно те, кого Б-г намеревался спасти. Если рождение государства как начало избавления служило освящению Б-жьего имени, то единственный способ перейти к «ускоренному» избавлению – продолжать совершать кидуш Хашем. Главная задача сегодня – поддерживать кидуш Хашем, уповая на Б-га, и одновременно устранять хилул Хашем без страха перед неевреями, перед плотью и кровью. Каждое отступление, каждая уступка неевреям, каждое нападение на еврея в Земле (не говоря уже об убийстве), каждое проклятье из уст нееврея – это хилул Хашем, причем наихудшего вида, поскольку происходит в государстве, созданном как раз для устранения хилул Хашем. И теперь вместо того чтобы поддерживать кидуш Хашем, еврейский народ отступает и оскверняет Б-жье имя. Всякий, кто допускает в Эрец Исраэль бунты неевреев, оскверняет и чернит Б-жье имя. Б-г дал нам такую большую территорию, чтобы начать избавление и освятить Его имя блестящими победами, и если кто-то отдает эти территории народам, он богохульствует и оскверняет Б-жье имя. Всякий, кто не разрешает евреям жить в любой точке Эрец Исраэль, кто связывает их руки, кто запрещает им мстить народам, проклинающим Б-га и Его Машиаха, – тот оскверняет и Б-жье имя, и великие чудеса, и саму еврейскую мечту об избавлении. Всякий, кто видит возрождение Эрец Исраэль и еврейского государства и понимает, что ему ничего не стоит переехать в Святую землю; кто знает, что Б-г начал последнюю главу мировой истории, приближающейся к своему шестому тысячелетию, и готовится освятить Свое поруганное народами имя, вернув Израиль в свою землю и изгладить Изгнание, символ хилул Хашем; всякий, кто это понимает, но при этом остается среди народов и их скверны, презирая Эрец Исраэль, – тот оскверняет Б-жье имя и Его любимую землю. А тот, кто остается в Изгнании из страха перед народами либо из сомнений в своем будущем, демонстрирует полное отсутствие веры в Б-га Израиля, Всемогущего Царя царей. Это величайший хилул Хашем, граничащий с атеизмом. Как бы то ни было, все попытки избежать миссии, возложенной на нас Б-гом, обречены на неудачу. Книга открыта, рука уже взяла перо и начала записывать последнюю главу мировой истории. Избавление близко как никогда, и громовой голос вопрошает: «„Ускоренно“ или „в свое время“?»

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Окончательное избавление) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика