::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Бемидбар (часть 1)

20-05-2012, 18:50 Разместил: jude Просмотров: 4167

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Бемидбар
Главы 1:1-4:20
“И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.
В пустыне на иврите - бамидбар.

 

Рав Лев Кацин
Я буду молиться о тебе!
«Поздно вечером мне сообщили, что авиалайнер «Боинг-777» сбросил топливо в море и кружит вокруг аэропорта Бен-Гуриона, пытаясь совершить аварийную посадку, - рассказал мне рав Довид Лопьян, глава иешивы «Микдаш Давид» в Бруклине. - Я тут же попросил учеников иешивы собраться, и мы начали молиться за пассажиров самолета, который должен был приземлиться со сломанным шасси. Через час поступило сообщение, что самолет благополучно приземлился, и мы с облегчением вздохнули. Утром один ученик спросил меня, как приземлился тот самолет. Мне было трудно скрыть удивление: «Ты смог пойти спать, не узнав о судьбе пассажиров?»
Однажды врачи сказали раву Хаиму Шмулевичу (1902–1979), что ему нужно срочно удалить опасную опухоль в горле, и что в результате операции он потеряет язык и возможность говорить. Тогда легендарный глава иешивы «Мир» в Иерусалиме обратился за советом к моему дедушке раву Элиягу Лопьяну, - продолжил рассказ рав Довид Лопьян.
«Твой язык - это вся твоя жизнь, ведь без преподавания Талмуда твоя жизнь потеряет смысл, - ответил ему дедушка. - Я буду молиться о тебе, а ты долгие годы будешь учить людей Торе!»
Рав Шмулевич прожил без операции около двадцати лет! (Речь идет о великих праведниках, обычыные же люди должны исполнять указания врачей.) Рав не только продолжил преподавание Талмуда, но и начал давать уроки мусара - этического учения Торы. Он написал важные книги о Талмуде, однако самой известной его работой стала книга «Сихот Мусар». Ученики рава Шмулевича записывали на магнитофонную ленту его этические уроки и позднее издали книгу, прославившую их учителя. На этих записях слышно, что раву Шмулевичу трудно говорить, из-за болезни его голос хрипит, но, преодолевая боль, рав продолжал обучать людей Торе».
То, что рав Лопьян молился о раве Шмулевиче, - урок для всех нас. Преодолевая безразличие, мы должны проявлять участие в жизни окружающих людей, сострадать им, желать им добра, молиться о них. В Талмуде сказано, что тот, кто может молиться о больном человеке, но не молится, «как будто проливает его кровь».
Вс-вышний слышал стон сынов Израиля в египетском рабстве и «вспомнил союз» с Авраамом (Шмот, 6:5). Авраам передал потомкам заслуги своих добрых дел, молясь о нас всех, потому предупреждают мудрецы Талмуда: «Тот, кто исполняет заповеди во имя себя, называется негодяем!» Ведь если бы не милосердие Авраама к своим потомкам, то мы бы так и остались в Египте...
Тора запрещает полагаться на чудеса. Более того, тот, кто наслаждается в этом мире результатами чудес, растрачивает свои заслуги в мире грядущем. Почему же рав Хаим Шмулевич согласился, чтобы рав Элиягу Лопьян молился о нем?
«То, что молитва помогает, является не чудом, а частью законов мироздания! - заключает рав Довид Лопьян. - В рассказе о творении мира мы читаем, что дожди не пролили влагу на землю и растения не цвели, потому что еще не было человека, который бы помолился о дожде. Вс-вышний сделал человека партнером творения, ожидая его участия, его добрых дел и его молитвы».
В истории Авраама мы находим, что царь Элимелех был наказан и стал бездетным за то, что пленил Сару. Вернув жену Аврааму, он попросил прощения, но удостоился исцеления лишь благодаря Аврааму, который молился о нем.
Вс-вышний же не только откликнулся на эту молитву, но и благословил самого Авраама, и у него родился сын Ицхак. Продолжение еврейского народа зависело от молитвы Авраама об обидевшем его человеке!..
Может быть, есть еще один секрет долгожительства рава Хаима Шмулевича, который, преодолевая страдания, учил людей Торе. Во время странствий евреев по Синайской пустыне левиты несли ковчег Завета, в котором хранились скрижали Торы. И как бы ни казалось нам, что люди несли ковчег, на самом деле «ковчег нес людей», учили мудрецы.
Тот кто, преодолевая страдания, отдает свою жизнь изучению Торы - обретает Тору, ибо, как сказали мудрецы: «Тора, страна Израиля и мир грядущий обретаются через страдания».
Рав Шмулевич самоотверженно отдавал свою жизнь преподаванию Торы, в то время как Тора давала жизнь ему!
 

 

Арье Юдасин
Самый нужный человек, или Много шума - и чего?
Мой тренер любил приговаривать из «Бориса Годунова»: «Шумим, братцы, шумим». Созвучие этой насмешливой формуле я нашел у Тура.
Последний пасук книги Ваикра гласил: «Вот законы... данные на горе Синай». Новая книга, Бемидбар, начинается так: «И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай...» «Учит это, - комментирует Тур, - что не может человек постичь Тору и заповеди, пока не сделает себя подобным пустыне». Иначе - просто не имеет о Торе ни малейшего представления! «Ограда мудрости - молчание».
Какова функция шума? Избыток поверхностной, неосмысленной информации. Слушает матрос прибором море... о, что-то есть! Пора разбираться: под нами подводная лодка, скала или акула? Шум оказался информативным, поскольку пришел на фоне слабых звуков и молчания. Кроме шаманистов, бьющих в барабаны в экстазе, все системы духовной практики ценят размышление и медитацию в тишине.
Почему? Чтобы отойти от поверхностного разума, кручения мыслей и чувств среди привычных «автоматических» образов, нужно время и сосредоточенность. Грубо говоря, «идти придется прямо и неблизко», не сбиваясь на любой случайной кочке.
Тем более это относится к Торе. «Невероятно глубоки замыслы Твои» - пишет о ней псалмопевец. Чтобы услышать шепот вечности, нужно стать «незнающим», «пустыней».
Количество шума в мире увеличилось невероятно - людей много, сотовых телефонов. Каждый, кому ни лень, может высказаться - и разослать высказывание по миру. «Демократические выборы» напоминают выборы в Новгороде: кто кого переорет? 90% новостей - о том, что и где с грохотом выстрелило, сломалось, опозорилось. Даже правительства вышли на подиум - от твиттер-президента Медведева до американской администрации.
Вот пример. Конечно, самым шумным событием месяца стало убийство бин Ладена, подогнанное к началу предвыборной гонки Обамы и падению его рейтинга. «Очень нужный» был человек - и бойким исламистам, и их врагам с Запада. Символ! Говорили о нем неумеренно. Под борьбу с этим злыднем спецслужбы легче получали финансирование. Неясно, правда, насколько он связан с терактами 11 сентября. Ну, сказал через изрядное время: мол, моя работа. Но что это - традиционное «пудрение мозгов гяурам», хвастовство или вдруг захотел правдой поделиться? Впрочем, у Усамы и без того есть кое-что «за душой», символом террора зря не становятся. Пуля ему честно полагалась. Но пока на Беню не повесили самый громкий теракт в истории, кто бы выделил за информацию о нем 25 миллионов? И пару миллиардиков на погоню?
А вот не из Интернета: я попросил приятеля-афганца расспросить родных о бин Ладене как личности. Получил неожиданное: вначале Усама был «крутым», швырялся деньгами, покупал машины, дарил приятелям, тут же хватал следующую... Потом что-то произошло, он начал тратить деньги на помощь людям и совершил много доброго. Но уехал в Судан, а оттуда в середине 1990 х вернулся уже полным экстремистом. Вы думаете, последние десять лет он только тем и занимался, что поддерживал реноме «главного супостата»? Человек, склонный меняться столь кардинально? Не верю.
Говорят отнюдь не «оталибаненные» афганцы. Причем о времени после его «моджахедовских» подвигов, попытки взрыва «небоскребов-близнецов» в 1993-м, после терактов в Кении, Йемене... В их кругах ходит предположение, что Усама, который давно был серьезно болен (почки), помер прежде, тихонечко. Ну и кому это надо? Одним полезен «святой мученик», другим - победа над Сатаной...
Думаю, все же на Первомай убит действительно бин Ладен. И что? Похоже, давно он жил под домашним арестом, став «почетным председателем “Аль-Каиды”». Кроме «размышлений о терактах» ему и приписать-то ничего не сумели.
Зато в мире поднялся огро-о-омный шум! Заглушающий ракеты в Ливии, экономические неурядицы, политическую демагогию повсеместную. Отвлекающий множеством споров от действительного анализа.
Меня заинтересовала эта личность. Но на статью «Бин Ладен как зеркало эпохи» не хватает ни материала, ни мыслей. Ни тишины. Ничего серьезного, кроме, пардон, моей по горячим следам статьи «На смерть лирического поэта Усамы...», не нашел. Хотя ясно, что это - «посланец». Из тех, о ком написано в Талмуде: «Почему он назван «Ишмаэль»? В конце времен его потомки станут так притеснять евреев, что закричат те к Б-гу, и «ишма Кель» (услышит Б-г)».
По заявлению российского министра чрезвычайных ситуаций Шойгу, за последние полтора года случилось множество чрезвычайно редких трагических событий. О «страданиях перед приходом Машиаха» министр, конечно, не читал...
Б-г поторапливает и ждет.


Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Деуэль или Реуэль?
Моше назначил 12 представителей от 12 колен, чтобы исчислить сынов Израиля. Представитель колена Гада назван "Элиасаф, сын Деуэля" (Бемидбар, 1:14) или "Элиасаф, сын Реуэля" (Там же, 2:14)
Почему отца Элиасафа иногда зовут "Деуэль" (через "далед"), а иногда - Реуэль (через "рейш")?
У современных комментаторов этот вопрос не вызывает сомнений. "Буквы "далед" и "рейш" похожи, - говорят они, - налицо ошибка переписчика". Сравнение еврейских свитков Торы с самаритянскими и караимскими подтверждает эту теорию.
Но с точки зрения ортодоксального иудаизма такая теория совершенно неприемлема. Древние писцы трепетно относились к тексту Торы и к своим обязанностям. Абсолютная идентичность древних свитков Торы и современных говорит не в пользу теории "ошибки".
Поэтому рассмотрим два других мнения. РАМБАМ считает, что Тора часто заменяет имя человека на другое, близкое ему по значению. Например, в книге Бемидбар (26:13) мы встречаем человека по имени Зерах. Но в Берешит, 46:10 тот же человек назван "Цохар". Оба имени означают "сияющий свет". Этот человек был известен под двумя синонимическими именами.
"Деуэль" и "Реуэль" означает "близкий к Б-гу". Этот человек был известен под двумя именами. Одного и того же человека могут звать Ричард и Дик, Боб или Роб, и.т.д. Моше Кассуто, профессор библеистики из Еврейского университета, выдвигает другую теорию. 10-ая глава книги Берешит перечисляет родословную сынов Ноаха. 4-й пасук говорит о родословной сынов Явана: "сыны Явана: Элиша, и Таршиш, и Китим и Доданим". Но те же "доданим" (родосцы) в 1 книге Диврей hа-ямим (1:17) названы "роданим". Снова путаница букв "далед" и "рейш". Моше Кассуто предполагает, что на самом деле они называллись "дероданим", сокращенно - "доданим" или "роданим".
Точно также и отец Элиасафа назывался "Дереуэль", сокращенно - Деуэль или Реуэль.

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Левиты
В начале недельной главы Моше была сказано: "ПРОИЗВЕДИТЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПО СЕМЕЙСТВАМ ИХ, ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ, КОЛИЧЕСТВОМ ИМЕН, ВСЕХ МУЖЧИН ПОГОЛОВНО" (Бемидбар 1:2).
После этого Моше организовал перепись двенадцати колен. Соглано данным этой переписи, еврейский народ насчитывал в то време 603550 мужчин старше 20 лет.
Однако результаты этой переписи не включали колено Леви. Поскольку мужчины-левиты не должны были идти на войну, но предназначались для служения Вс-вышнему, их посчитали отдельно - сначала были посчитаны все лица мужского пола начиная с месячного возраста, а затем - мужчины от 30 до 50 лет.
Первая перепись левитов должна была выяснить, сколько есть мужчин, предназначеных заменить первинцев. Вторая была связана с распределением различных храмовых работ.
Стоит обратить внимание на то, что вторая перепись тоже проводилась в два этапа. Сначало отдельно посчитали семейство Кегата (4:1-20), затем - семейства Гершона и Мерари (4:21-49, т.е.уже в следующей недельной главе). Более того, Вс-вышний сам указал Моше и Аарону отделить потомков Кегата от остальных левитов:
"ИСЧИСЛИ СЫНОВ КЕhАТА ИЗ СРЕДЫ СЫНОВ ЛЕВИ, ПО СЕМЕЙСТВАМ ИХ, ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ" (Бемидбар 4:2).
Особое отношение к семейству Кехата не связано с тем, что к нему принадлежали сами Моше и Аарон, но с тем, что их служение требовало очень большой ответственности. Вс-вышний специально предупредил: "НЕ ДОВЕДИТЕ ДО ГИБЕЛИ КОЛЕНА СЕМЕЙСТВ КЕГАТА ИЗ СРЕДЫ ЛЕВИТОВ" (Бемидбар 4:18). Т.е. сущестевовала реальная опасность, что численность семейста Кегата может резко сократиться из-за высокой смертности, связаной с "профессиональным риском". Ибо если в обязанносто семейства Гершона входила транспортировка завес святилища, а в обязаности семейства Мерари - перенос столбов, семейству Кегата были поручены такие священные предметы как стол приношения и ковчег завета. Эти предметы требовали особо трепетного отношения. Согласно Писанию, Уза был наказан смертьюдаже за то, что схватился за ковчег, дабы на дать ему упасть на землю (see II Шмуэль 6:6).
Таким образом, малейшая небрежность или беспечность в служении могла закончится для потомков Кегата смертью. Поэтому Б-г специально предупредил священников:
"ВОТ ЧТО СДЕЛАЙТЕ ИМ, ЧТОБЫ ЖИЛИ ОНИ И НЕ УМЕРЛИ, ПОДХОДЯ К СВЯТАЯ СВЯТЫХ: ААРОН И СЫНОВЬЯ ЕГО ПУСТЬ ВХОДЯТ И РАССТАВЛЯЮТ ИХ КАЖДОГО У РАБОТЫ ЕГО И У НОШИ ЕГО" (Бемидбар 4:19).
Семейство Кегата должно было быть выделено из среды братьев - дабы его члены могли остаться в живых.

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Перепись левитов
Недельная глава "Бемидбар" приводит результаты двух переписей - сначала всего еврейского народа, а затем - колена Леви по семействам его.  Причем есть основания предполагать, что обе переписи проходили единовременно.
Цели обеих переписей вполне очевидны, если вспомнить, что, согласно первоначальному плану, пребывание евреев в пустыне должно было быть весьма кратковременным, и что сразу после сооружения Скинии должно было последовать вторжение в Кнаан.  В этой ситуации Моше решил выяснить, какими человеческими ресурсами располагает еврейский народ. Поэтому он организовал перепись боеспособных мужчин, чтобы получить представление, какую армию он сможет выставить:"ОТ ДВАДЦАТИ ЛЕТ И СТАРШЕ, ВСЕХ ПОСТУПАЮЩИХ В ВОЙСКО В ИЗРАИЛЕ, ИХ ИСЧИСЛИТЕ ПО ОПОЛЧЕНИЯМ ИХ, ТЫ И ААРОН" (Бемидбар, 1:3).
Помимо переписи, евреи предприняли и другие приготовления к войне - например, расположились вокруг скинии в походном порядке (см. Бемидбар, гл. 2).
Перепись была необходима не только для захвата, но и для успешной оккупации и колонизации Кнаана.  Поскольку для справедливого распределения завоеванных земель необходимо было точно знать численность каждого из колен:  "ДЛЯ ЭТИХ РАЗДЕЛЕНА БУДЕТ СТРАНА В УДЕЛ ПО ЧИСЛУ ИМЕН.  МНОГОЛЮДНОМУ ДАЙ БОЛЬШИЙ УДЕЛ, А МАЛОЛЮДНОМУ ДАЙ МЕНЬШИЙ УДЕЛ: КАЖДОМУ СОГЛАСНО ИСЧИСЛЕННЫМ ЕГО БУДЕТ ДАН УДЕЛ" (Бемидбар 26:53-54).
Это так же объясняет, почему левитов посчитали отдельно - колену Леви не полагался удел в Земле Израиля, и они не должны были участвовать в войне.
Зачем тогда вообще было считать левитов? Чтобы справедливо распределить между ними работу в Скинии. Однако правила переписи для левитов были другие, нежели для всех остальных: евреев "посчитали", начиная с 20-летнего возраста, левитов же - всех старше одного месяца!
Подобные правила были никак не связаны со службой левитов в Скинии, которая начиналась с 25 лет. Почему же Вс-вышний повелел посчитать даже грудных младенцев из этого колена?
Ответ на этот вопрос связан с тем, что левиты должны были заменить первенцев:"ВОТ Я ВЗЯЛ ЛЕВИТОВ ИЗ СРЕДЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ВМЕСТО ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ, ОТКРЫВАЮЩИХ УТРОБУ, ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ МОИМИ БЫЛИ ЛЕВИТЫ. ИБО ВСЯКИЙ ПЕРВЕНЕЦ - МОЙ; КОГДА УМЕРТВИЛ Я ВСЯКОГО ПЕРВЕНЦА В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, ОСВЯТИЛ Я СЕБЕ ВСЯКОГО ПЕРВЕНЦА В ИЗРАИЛЕ, ОТ ЧЕЛОВЕКА ДО СКОТА - МОИ ОНИ: Я - Б-Г!"  (Бемидбар 3:12-13).
Первенцы были "уделом Вс-вышнего" с момента рождения. Поэтому первенец должен быть выкуплен. Формально эту заповедь возможно исполнить не ранее чем через три дня после родов, поскольку до этого младенец считается "ло бар-каяма" - недостаточно жизнеспособным. Одна с учетом высокой  детской смертности в древнем мире достаточно жизнеспособным  полагали лишь ребенка, прожившего не меньше месяца.
После того, как левиты заменили первенцев (после греха золотого тельца), они стали считаться "уделом Вс-вышнего с момента рождения. Соответственно, их включили в перепись, начиная с месячного возраста.

 

О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. Нынешняя недельная глава является первой главой Четвертой Книги Торы. Книга начинается с подсчета количества евреев (поэтому ей и дано название «Хумаш ХаПекудим» или «Числа»); в ней рассказывается о том, как мы стояли лагерем во время путешествия по Пустыне Синай в Эрэц Исроэль, порядок в котором был разбит лагерь и путь, которым мы шли, а так же некоторые обязанности различных семей Колена Леви и имена ответственных.
2. Точно как вновь избранный король желает поближе узнать своих починенных, так и Ха-Шем прежде чем поселиться среди нас в только что построенной Святыне, приказывает Моше посчитать Его Народ. Приказав посчитать Народ Израиля (каждый мужчина, достигший возраста 20 лет должен был быть включен в общий
список), Ха-Шем тем самым показал, что любой мужчина, стоящий во главе семьи, должен подготовить себя и свою семью встать в ряды Народа Ха-Шема, под Его власть и власть Его Торы.
3. Метод, использованный при подсчете еврейского народа очень показателен и важен для каждого человека: Евреев нельзя было считать напрямую, поскольку это могло быть расценено, что каждый человек является просто обычным предметом, который можно посчитать. Вместо этого Тора заповедует, чтобы каждый человек дал разменную монету (пол-Шекеля) и, таким образом, посчитаны были не люди, а деньги. Собранное же таким образом серебро пошло на содержание Мишкана Ха-Шема, тем самым, символизируя то, что еврейский народ в своей совокупности становится Местом для Б-жественного Присутствия.
4. Колено Леви не было включено в общий подсчет, исходя из его специального статуса «Королевского Легиона», их считали отдельно. В придачу, не смотря на то, что все Колена Израилевы встали лагерем поодаль от Мишкана, Левиты, хранители Святыни, расположились поблизости от Него. В данной недельной
главе дано расположение каждого Колена в лагере, а так же порядок разбивки лагеря и путешествия по пустыне.
5. В награду за несокрушимую преданность к Нему, Ха-Шем заповедует Левитам помогать Коhаним вместо первенцев Детей Израиля. Поэтому в недельной главе описан процесс поступления на Левиим на Службу к Ха-Шему, а так же их различные обязанности, связанные с ней.
 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Бемидбар
Ѓафтара этой недели взята из Книги Хошеа, одной из более коротких книг Пророков,
составляющих группу «Двенадцати»  (2-1:22)

В ОБЗОРЕ ЃАФТАРЫ ЭТОЙ НЕДЕЛИ, КАК И ВО МНОГИХ ДРУГИХ ПОМЕЩЕННЫХ ЗДЕСЬ ОБЗОРАХ ЃАФТАРЫ, ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАНЫ КОММЕНТАРИИ ИЗ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ СЕРИИ
РАВА МОШЕ ВАЙСМАНА (ПУБЛИКАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «БНЕЙ ЯАКОВ») «МИШРАШ ГЛАСИТ» НА НЕДЕЛЬНУЮ ЃАФТАРУ, ЗА КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЕТСЯ СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ

1. Пророк Хошеа был современником пророков Ишаи, Амоса и Михи, и пророчествовал на протяжении девяноста лет. Он был печальным свидетелем того, как народ северного царства Израиля был уведен в изгнание царем Ашура (Ассирии) из-за того, что не прислушались к его неоднократным предостережениям (на протяжении около сорока лет) прекратить идолопоклонство.
2. Мудрецы говорят, что когда ХаШем поведал Хошеа, что гневится на еврейский народ за его неверность, то Хошеа не достаточно быстро принялся защищать свой народ, как желал бы того Сам ХаШем. Напротив, Хошеа принял критику Б-га как справедливую и даже сказал, что поскольку весь мир принадлежит ему, он может выбрать Себе другой народ. Но не это желает ХаШем слышать о Своем народе. Поэтому в ответ ХаШем велит Хошеа представить себе ситуацию, в которой он женится на женщине, имеет от нее детей, а потом ему дан приказ выгнать ее вместе с детьми! Хотел бы он оказаться в такой ситуации? А ведь он предлагал Б-гу оставить Свой народ. «Подумай, - говорит ХаШем, - ты бы захотел выгнать из дома свою жену и детей – даже если бы возникло какое-то подозрение, что она неверна, и что дети, может быть, даже и не твои? Конечно, нет! И тебе пришла в голову мысль, что Мне следует взять Себе какой-нибудь другой народ? Нет, никогда!»
3. Быть может, ответ Хошеа на критику Б-га можно истолковать в ином ключе. Возможно, он имел в виду следующее: «Ты, ХаШем, говоришь, что еврейский народ Тебе неверен и пошел за другими богами. А я говорю: Ты Владыка Мира, и весь мир принадлежит Тебе! Ты можешь выбрать для Себя любой народ. Так
пожалуйста, иди, выбирай! Посмотрим, найдешь ли где-нибудь еще такой же народ, как еврейский! Нет, не найдешь!» Таким образом, хотя подобным ответом он, казалось бы, подразумевал, что ХаШем должен взять Себе другой народ, на самом деле Хошеа имел в виду, что другого такого хорошего народа, как еврейский, не найти. Тогда получается, что Хошеа – великий заступник за свой народ, даже если он мог это выразить более четко.
4. В этих обзорах Ѓафтары уже неоднократно упоминалось, что у каждого пророка была своя особая манера передачи посланий, которые он получал от Б-га, и речи разных пророков весьма отличались друг от друга по стилю. Но более того, меняется даже стиль общения Самого Б-га с пророками, возможно, отражая состояние Его отношений с еврейским народом на тот момент, или, быть может, в зависимости от того, каким образом лучше всего пробудить и воодушевить народ на разных этапах истории. Так, с каждым пророком ХаШем общается в своей определенной манере.
5. Примером этого феномена служит наша Ѓафтара. ХаШем велит Хошеа взять в жены женщину дурной репутации. От этой женщины, известной своей неверностью, у него должно родиться три ребенка. Более того, Хошеа велено дать этим детям необычные и странно звучащие имена, ибо они тоже должны послужить предупреждением еврейскому народу. Первого ребенка, мальчика, следует назвать «Изреэль», то есть, «рассеиваемый ветром», с намеком на то, что еврейский народ вскоре будет изгнан и рассеян среди других народов за свою неверность Б-гу и Торе. Второго ребенка, девочку, надо назвать «Ло Рухама», что
означает «[Которую] Не пожалели», ибо таковы на данный момент чувства Б-га по отношению к еврейскому народу. А третьего ребенка, снова сына, следует назвать «Ло Ами» - «Не Мой народ», потому что таким теперь считает ХаШем еврейский народ. Затем он должен развестись с женой и выгнать детей. Как уже говорилось, Хошеа взмолился, что не в состоянии это сделать. «Она - моя жена, а они – мои дети!» И ХаШем его отчитывает: «А Мне ты предлагал оставить Свой народ и взять другой?! Нет, никогда!»
6. В классических комментариях есть различные мнения относительно этого пророчества. Одни толкуют эту историю буквально, несмотря на ее странность. Но другие возражают: Б-же упаси, не мог ХаШем повелеть такое! В конечном счете, не столь важно, случилось так на самом деле или нет – важна идея. Но и помимо
этого «пророчества действием» Хошеа во многих случаях использует особенно яркие выражения и метафоры, цель которых – повергнуть слушателей в шок, чтобы прекратили неверность и флирт с другими богами, и чтобы еврейская нация вернулась к своему любящему «Мужу».
7. Связь между недельной главой и Ѓафтарой весьма проста. Недельная глава – первая в книге «Бемидбар», которая также называется «Хумаш ХаПекудим», то есть Хумаш, повествующий о «переписи» еврейского народа в пустыне. И сама эта глава начинается с повеления Б-га Моше пересчитать еврейский народ. А первая фраза Ѓафтары – это известное пророческое изречение Хошеа: «И будет многочислен еврейский народ, как песок на берегу моря, который вовек не измерить и не пересчитать».
8. Но на этом, похоже, связь и заканчивается. Как уже говорилось, пророчество Хошеа продолжается посланием от Б-га с призывом к еврейскому народу возвратиться к Нему, на этот раз выраженным на удивление шокирующим языком, что должно было быть очевидным людям того времени. Хошеа говорит им, что они сбились с пути Торы, и поэтому ХаШем постановил, что они будут рассеяны среди других народов, как зерна ветром в поле, и что не будет от Него жалости.
9. Пророчество Хошеа продолжается обещанием, что в будущем еврейский народ действительно возвратится к Б-гу, Его гнев сменится на милость и любовь, и те три символических имени детей Хошеа тоже изменятся. И даже более масштабным и эффектным, чем рассеяние евреев по миру, будет их сбор обратно в свою землю. ХаШем вновь станет называть их «Своим народом» и действительно сжалится над ними. Завершается Ѓафтара памятным обещанием Б-гу своему народу: «Возьму Я тебя с любовью к Себе навсегда. Возьму Я тебя с любовью к Себе, за праведность твою и справедливость, за добро и милость. Возьму Я тебя к Себе с любовью за веру твою в Меня, и воистину познаешь Б-га».

 
Ури Линец
Смысл - есть!
Книга Вайикра описывает законы Торы для нормальных жизненных ситуаций. Но цель состоит не в том, чтобы остаться с этой Торой у горы Синай, а в том, чтобы привести присутствие Вс-вышнего - Шхину - в Эрец Исраэль, откуда оно откроется всему миру. Поэтому Израиль двигается в путь. Это движение выявляет проблемы, которые будут решаться по мере возникновения. Название книги “Бамидбар” - “В пустыне” - определяет её суть: это Тора дороги, предназначенная для кризисных ситуаций. Движение обостряет проблемы, а в пути необходимо максимально сохранять порядок. Поэтому недельный раздел (и вся книга) начинается новым пересчётом народа Израиля: “И говорил Ашем Моше в пустыне Синай, в Шатре Встречи первого (числа), месяца второго, в год второй по выходе их из страны Египет, сказав: Вознесите голову всей общины сынов Исраэля по семьям их, по дому отцов их, по числу имён - всякого мужчину по черепу их. От двадцатилетнего и выше, всякий выходящий в войско в Исраэле - посчитайте их по войскам их, ты и Аарон” (Бемидбар 1:1-3).
“Вознесите голову” - пересчитайте. “По черепу” - по головам. Предыдущий пересчёт проводили Моше и Аарон, а теперь создаётся комиссия, в составе всех глав колен: “И с вами будут Муж-Муж по колену - Муж-глава для дома отцов своих” (Бемидбар 1:4). Важность этого пересчёта такова, что в русском синодальном переводе вся книга носит название “Числа”.
В отличие от предыдущего пересчета, когда определялась только общая численность того или иного колена, здесь считают “по числу имён” - важны и количество (число) и индивидуальность (имя). Помимо численности, пересчет отражает и подробную структуру каждого колена “по семьям их, по дому отцов их”. Подсчитываются только военнообязанные, так как в ближайшем будущем предстоит война за Эрец Исраэль.
Вызывает, однако, удивление подчёркнуто подробная датировка пересчёта: первого ияра (ияр - второй месяц года) через год после выхода из Египта. Раши специально обращает на это внимание: “Постоянно пересчитывал (Вс-вышний) их: при спуске в Египет, когда вышли из Египта, после истории с золотым телёнком, первого нисана, когда был установлен Мишкан, и первого ияра пересчитал их”.
Понятно, что в Египет спустилось с Яаковом семьдесят человек и пересчёт при выходе из Египта, давший выше шестисот тысяч человек - знак новой геополитической реальности. Понятно, что после истории с золотым теленком и казни отступившихся надо было понять сколько нас осталось. Но зачем понадобились эти два новых пересчета - первого нисана и первого ияра - отстоящих всего на месяц друг от друга. Ни первый, ни, тем более, второй не говорят нам об изменении численности народа. Наконец, неужели Вс-вышний не знает численности своего народа? Тогда зачем эта операция?
В Талмуде приводится закон, согласно которому, если крошечная частичка запрещенного к употреблению продукта питания, продаваемого на вес, случайно оказалась среди разрешеных продуктов, то при определённых обстоятельствах этим ничтожным количеством можно пренебречь. Например, если в котел с кошерным мясом попал кусочек свинины весом менее 1/60 веса кошерного мяса, то смесь пригодна в пищу. Иное дело, если запрещённый к употреблению продукт продают не на вес, а по количеству (например, устрицы). Тогда, независимо от того, насколько мало в смеси запрещённого продукта, пренебречь им нельзя, и вся смесь становится негодной для употребления.
Связано это с тем, что предметы, которые можно сосчитать, имеют внутреннюю ценность и значение и пренебречь ими в какой-то смеси нельзя.
Приказывая Моше пересчитывать народ, Вс-вышний дает понять нам, что Он ценит каждого еврея. Приказав создать комиссию по переписи, записав об этом в Торе, Творец позаботился о том, чтобы эта идея стала общенародным достоянием на все времена. У каждого из нас есть в жизни собственная миссия, бесконечно важная для Творца. Никто другой не сможет её исполнить и для её реализации каждый использует свои уникальные таланты, свой особый потенциал. И она, эта миссия, оказывает влияние на весь космический порядок, таким образом, каждый наделён особой, незаменимой ценностью.
Миссия эта, общенародная и индивидуальная - прийти в Эрец Исраэль и построить там общество, реализующее законы Торы на земле. Поэтому после этой переписи сыны Израиля отправились в путь “и так двигались: Муж по семьям своим, вместе с домом отцов своих” (Бемидбар 2:34). Это и имеет в виду Раши, когда говорит, что из-за любви Ашем к своему народу “Он считает их постоянно”. Не только в период Исхода, но и сегодня, и всегда.


Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
В начале книги “Бемидбар”, четвертой в Пятикнижии, Моше проводит перепись всех мужчин призывного возраста от двадцати лет и старше. Их оказалось 603505. В колене Леви был произведен отдельный подсчет. Левитам поручалось носить походный Храм, Мишкан, со всей утварью, собирать и разбирать его на стоянках во время странствий в пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагались вокруг Мишкана четырьмя группами - на восточном, южном, западном и северном флангах. Поскольку левитам была отведена особая роль, для сохранения двенадцати “рабочих” колен потомки Йосефа разделились на колена Эфраима и Менаше. Походное построение соблюдалось и на стоянках. Б-г поручает левитам нести храмовую службу. До истории с Золотым тельцом эта функция возлагалась на первенцев всех колен. В формальном обмене с первенцами участвовали все 22 тысячи левитов старше одного месяца, хотя служить в Храме они могли только в возрасте от 30 до 50 лет. “Лишние” сыновья-первенцы, которых оказалось на 273 человека больше, чем левитов, были выкуплены за серебро. Ритуал выкупа первенцев сохранился у евреев по сей день. Затем левитов разделили на три главных рода, ведущих свое начало от сыновей Леви: Гершона, Кеѓата (от которого произошли Моше и Аарон) и Мерари. Сыновьям Кеѓата поручалось носить Менору, стол для хлебов, жертвенник и ковчег Завета. Из-за особой святости двух последних предметов их готовили в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон и его сыновья.

 

Любовь в пустыне
“И говорил Б-г, обращаясь к Моше, в пустыне Синай…” (1:1).
Приближается Шавуот, праздник дарования Торы. Подобно тому, как молодой влюбленный живет своей любовью к своей избраннице, ничего не замечая вокруг, так и “бен-Тора”, человек, посвятивший себя изучению Торы, должен все время думать о своей “возлюбленной”.
Тора занимает все его мысли каждый день и каждый час. Только она, любимая, наполняет смыслом его жизнь. Ради Торы он готов отказаться от всех материальных благ, отрешиться от мирских забот, стать отшельником в пустыне духа. Его душа похожа на чистый холст, на котором Тора пишет тонкой кистью свой волшебный пейзаж.
Не случайно Тора была дана нам в пустыне. Чтобы впитать ее в себя, чтобы дать ей возможность “орошать” наши души, мы должны испытывать нестерпимую жажду, тягу к ее живительным “водам”, как одинокий путник, ищущий водный источник среди песков.
И еще мы должны культивировать в себе смирение. Ведь пустыня смиренна и заброшена. Если вы действительно верите, что ваш удел Тора, вам надо отречься от всякого тщеславия, отвергнуть привитые с детства ложные стереотипы и ценности, подавить в себе бесплодные амбиции и тягу к материальным приобретениям.
Лишь когда Тора начнет формировать ваш образ мышления, Б-г откроет вам глаза, и вы увидите реальный мир, а не тот мир лжи и иллюзий, который нас окружает.

Гордыня и смирение
“И говорил Б-г, обращаясь к Моше, в пустыне…” (1:1).
Как легко нас выбить из колеи. Вы встречаете на работе коллегу и с улыбкой говорите ему: “Доброе утро!” А он обдает вас ледяным взглядом и, не проронив ни слова, идет дальше. Вы час маетесь в очереди на почте, и в тот момент, когда до заветного окошка уже рукой подать, трое наглецов оттирают вас в сторону, утверждая, что они раньше вас тут были. В автобусе юный увалень лихо плюхается на освободившееся место, больно наступив вам на ногу, и самодовольно улыбается в ваше возмущенное лицо….
Да, наша жизнь полна неприятностей. Эти неприятности нас постоянно раздражают, порой даже лишают сна и покоя: просто хочется рвать и метать. Как же бороться с раздражением и гневом? Как сохранять внутреннее спокойствие, когда окружающие, будто сговорившись, норовят сжить вас со света?
В основе раздражения и гнева лежит самая обычная гордыня.
Собственно, почему я так уверен, что мир должен плясать под мою дудку? Где написано, что у меня все должно идти, как по маслу в личном, материальном и профессиональном плане? Общество, в котором мы живем, внушает нам, что исполнение личных желаний - это тот самый аршин, которым надо мерить счастье в жизни.
Нет! Все наоборот. Аршин нашего счастья - это умение игнорировать раздражители и равнодушно относиться к символам успеха. Такое по плечу лишь по-настоящему скромным, смиренным людям.
Смиренный человек ничего не ждет от жизни и ничего не требует от других. Он покорно принимает все, что с ним случается, все свои обстоятельства, даже самые неблагоприятные. Потому что он не ставит никаких предварительных условий для своего счастья. Его счастье не зависит от того, признают ли другие его достижения и таланты.
Он доволен своим уделом. Смиренный человек всегда готов выслушать конструктивную и не очень конструктивную критику, если она поможет ему стать лучше или узнать что-то новое.
Смиренный человек легко заводит друзей, потому что он не предъявляет к людям никаких требований и претензий, в отличие амбициозного и самовлюбленного гордеца, который привык “использовать” друзей, рассматривать их в качества антуража собственного “эго”.
Смиренного человека трудно обидеть, потому что он не ждет почестей. Зато гордец все время зол и раздражен; он очарован своим “величием” и постоянно ждет подвоха, подозревая окружающих в желании подорвать это величие.
“И говорил Б-г, обращаясь к Моше, в пустыне…”. Почему Вс-вышний дал нам Тору в пустыне? Потому что пустыня - самое доступное место: каждый может ходить по пустыне, ни в чем себя не ограничивая. Пустыня смиренна, и еврей должен быть смиренным.
Чтобы постигнуть тайны Торы, надо найти себе мудрого учителя и неукоснительно следовать его указаниям. Гордецу трудно идти за кем-то следом, отвести себе роль ученика. Он никогда не станет “талмид-хахамом”, - мудрым учеником. Ведь он отводит себе роль учителя, знатока всего и вся.
Тому, кто уверен в своем величии, трудно сделать крутой поворот в жизни, трудно посвятить себя Торе и исполнению ее законов. Ведь для него религия - условность. В центре мироздания он видит не Б-га, а себя. Даже если он и будет исполнять заповеди, то без рвения, а так - снисходительно…
Б-г относится к смиренным людям с особой симпатией. Именно поэтому он избрал Моше на роль предводителя и учителя еврейского народа, на роль посредника, через которого Он вручил людям Тору.
Главное достоинство Моше - его смирение. В этом качестве ему просто не было равных. Еще у горящего куста он долго препирался со Вс-вышним, не желая взять на себя роль спасителя еврейских рабов, поскольку считал себя недостойным этой великой миссии. Но Б-г еще тогда понял, что лучшего кандидата Ему не найти: только истинно смиренный человек, такой, как Моше, примет Тору целиком, со всеми ее нюансами, без задних мыслей и без колебаний.
Авраам был очень смиренным человеком. Он говорил о себе: “Я - пыль и прах” (Берешит 18:27). Но Моше пошел еще дальше, сказав однажды: “Что мы?” Само свое существование он воспринимал как вопрос. Именно вопрос, а не ответ, и уж тем более не ответ на любой вопрос.
 

Две половинки, не ставшие целым
“Но умер Надав и Авиу пред Б-гом…” (3:4).
Почему Тора употребляет здесь слово “умер” (“ва-ямот”) в единственном числе, а не во множественном “ве-ямуту”, умерли? Ведь речь идет о двух людях.
Оригинальный ответ дает комментатор “Шнот-хаим”. В этой грамматической аномалии скрыт упрек покойным сыновьям Аарона: они не спешили жениться. Собственно, их безбрачие было одним из серии грехов, за которые они были наказаны смертью.
Традиция утверждает, что неженатый человек - всего лишь “половинка”, а не единица, поскольку целостность можно приобрести только в браке. Получается, что Надав и Авиу умерли, как две половинки. Вместе они составили условную “единицу”. Отсюда и единственное число глагола.

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Четыре стороны шхины
 «И ставшие на стоянку Изначально с Востока» Бемидбар 2:3
Рав Лунчиц, «Кли Якар» рассматривает расстановку еврейских сил («воинств Вс-го») как исполнение обещанного Яакову: «и прорвешься яма (к западу) ве кадима (и к востоку), таймана (к Югу) и к Северу» (Берейшит 28:14).
По словам мудрецов (Трактат «Недарим» 38:1) «Не осеняет Шхина, а лишь мудреца, богатея, героя и скромника». Скромность, объясняет «Кли Якар» во главе «списка качеств», и необходима для получения божественного света – свободное от самомнения место в личности. И, конечно же, четыре Знамени Израиля обладали, каждое, всеми четырьмя качествами. Но каждое из них акцентировалось на одном.
Знамя Йеґуды, Иссахара и Звулуна – это, конечно же, свет Торы, на что и намекает удвоение Кедма, Мизраха (Изначальность, Заря - Восток). Знамя Реувена, Шимона и Гада распространяет свет скромности. Реувен, признавший свою неправоту в истории с Бильґой, Шимон, «проглоченный» в наделе Йеґуды и бывший ветвью «меламедов, софйеров и бедняков». И Гад, чье имя указует на сдержанность, и про которого сказано: «Праведность Вс-го совершает Гад» (Дварим 33:21).
Знамя Эфраима, Менаше и Беньямина – это знамя  галута, знамя Рахели. Его соотносит рав Лунчиц с геройством, с качеством, непозволяющим нам раствориться в темный период нашей истории.
И, наконец, Дан, Ашер и Нафтали «замыкающие» распространение Б-жественного Света, боролись, не всегда успешно, с золотом этого мира (вспомним золотых тельцов Дана). «Нафтали доволен и полон изобилием Вс-го, которое обогащает» (Дварим 33:23). «От Ашера жирность хлеба» (Берейшит 49:20).

Рав Яков Доктор
Второе название Книги Бемидбар – Хумаш Пикудим, то есть Книга исчислений.
Действительно, Бемидбар начинается с заповеди подсчитать евреев, позже мы читаем в этой Книге и о еще одном подсчете евреев. Рамбан задаёт вопрос, в чём смысл этой заповеди? Узнать численность каждого колена было необходимо для того, чтобы в будущем выстроить еврейский лагерь в особом порядке: в центре Мишкан, а вокруг 12 колен, каждое на своём месте. К тому же, при подсчете обозначалась принадлежность каждого еврея к его колену. Но зачем было определять общее число всех евреев, на что было дана особая мицва Вс-вышнего? Рамбан объясняет, что есть особая заслуга для еврея быть записанным в числе других евреев, чтобы его имя вместе со всем народом попало на глаза святых праведников: отца всех пророков Моше и его брата Первосвященника Аарона. Тогда, безусловно, они от всего сердца благословят его и будут просить о нём милосердия Творца. Мы видим, что уже тогда, приходя к цадику, записывали имя еврея и членов его семьи в особую записку, чтобы цадик произнёс эти имена перед Вс-вышним и благословил их. Этот обычай сохранился до нашего времени, он принят у хасидов. "Итпаштута де Мойше бе коль даро" – продолжение души Моше есть в каждом поколении – говорит Зоар. Мудрецы и праведники каждого поколения играют для нас ту же роль, что и Моше в своём поколении. Стоит поддерживать с ними связь, приходить к ним, просить совета и благословения, учиться у них. Существует особое искусство праведников читать эти записки, квитлах на идише, и видеть человека с их помощью ,которым они обладают.
А для чего вообще евреи приходят к  цадику? Об этом Тора говорит в главе  Итро,  в Книге Шмот. Итро, видя, что евреи толпами стоят возле Моше целый день, спрашивает его, для чего они приходят. Моше отвечает: «Приходит ко мне народ вопрошать Б-га. Если есть у них дело, они приходят ко мне, и я сужу их и сообщаю им законы Б-га и Его установления". Что означает "вопрошать Б-га"? В этом вопросе мы находим интересный спор. Раши, и так  же переводит Онкелус, объясняет, что это значит, что евреи приходят с вопросами по Торе и просят их научить. Поскольку в продолжении фразы мы видим, что сказано: "и сообщаю им законы Б-га и Его установления", это означает, что Моше отвечает на их вопросы, а также учит их и тем вещам, о которых они его не спрашивают. Рамбан спорит с Раши и доказывает, что выражение "вопрошать Б-га" означает в Торе спрашивать о конкретных проблемах своей жизни. Ривка спрашивала Б-га с чем связана особенность её беременности.  Будущий первый царь Израиля Шауль пришёл в первый раз к пророку Шмуэлю попросить Б-га, чтобы Он помог найти  пропавших ослиц.  Приходят к цадику, чтобы он вылечил, помог с заработком, с детьми и в семейных делах. Когда еврей видит средство разрешения своих  проблем во Вс-вышнем и обращается к Нему посредством праведника – это показатель его веры, правильного понимания мира, это его величайшая заслуга. Заслуга праведника состоит в том, чтобы помочь человеку и постараться сделать это так, чтобы благодаря этому случаю, еврей сделал тшуву, укрепил свою веру, стал к Б-гу ближе. Это называется "вопрошать Б-га".
У меня есть долг с прошлой недельной главы. Тора говорит о заповеди отделять десятину от скота каждый год в жертву Вс-вышнему. Закон состоит в том, что загоняют животных в загон через узкий вход, через который может войти только одно животное, поголовно считают их, каждого десятого метят красной краской и объявляют десятиной. Если человек просто отделит одну десятую, предположим от ста голов десять -- он не выполнил мицву. Необходимо отделить именно с помощью счёта по одному. Почему? Рабби Мордехай Дов из Горностополя (небольшой городок возле г.Черкассы) זצק''ל זי''ע объясняет, что человеку, который зарабатывает на жизнь тяжёлым трудом, нелегко отдать своё кровно нажитое. Тому, кто добился приплода в тысячу голов, например, тяжело сразу отдать сто. Учитывая это, Тора, "пути которой пути приятные", хочет, чтобы человек выполнял мицву не из-под палки, а с желанием и радостью. Поэтому она говорит человеку: "Посмотри, сколько Вс-вышний тебе дал, сколько у тебя есть. Один – это твоё, два, три, четыре – твоё, шесть, семь, восемь, девять – это всё тебе. Только десятого ты должен отдать в благодарность Творцу.
И так вторая десятка, и так третья, и так каждый раз. Осознав, что имеет, еврей будет исполнять заповедь с желанием. То же можно посоветовать и при исполнении заповеди цдака: смотреть не на "расход", а на то, сколько  человек уже получил.

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Бемидбар (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика