::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Отделенность)

14-04-2011, 17:13 Разместил: jude Просмотров: 2006

Глава 25
Отделенность


Наша святая Тора гласит: «Только вы, те, кто держится Г-да, своего Б-га, – все вы живы сегодня» (Миш.Тора 4:4). Или:Поэтому Я сказал вам: «Овладейте их землей. Я дам ее вам, чтобы вы могли наследовать ее – землю, в которой течет молоко и мед. Я Г-дь, ваш Б-г,Который отделил вас от всех народов… Вы должны быть святы для Меня, ибо Я, Г-дь, свят, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими (Ваийкра 20:24,26).Б-г дал Израилю два фундаментальных принципа: 1) изоляционизм, отделенность от народов; 2) присоединение к Б-гу. Израиль должен отделиться от зла и народов, чтобы исполнить заповедь  присоединиться к Б-гу, держаться Его.О заповеди держаться Б-га есть такие слова: «Пребывайте в благоговении перед Г-дом,служите Ему и держитесь Его» (Миш.Тора 10:20); «Любите Г-да, ходите Его путями и держитесь Его» (Миш.Тора 11:22). С'форно комментирует: «„И держаться Его“: все ваши поступки должны быть направлены на то, чтобы творить Его волю, как сказано: „Признавай Его во всех своих путях“ (Теилим 3:6)». Миш.Тора. 30:20: «Подчиняйтесь ему и присоединитесь к Нему»; Теилим 63:9: «Моя душа держится Тебя». Ясно, что держаться Б-га значит держаться и Б-жьих заповедей: «Я держусь Твоих заповедей. О Г-ди, не постыди меня» (Теилим 119:31). За то,что Израиль держится Б-га, он удостоится вечной жизни, как в уже приведенном стихе: «Только вы, те, кто держится Г-да, своего Б-га, – все вы живы сегодня» (Миш.Тора 4:4).Девекут, заповедь держаться Б-га, означает в прямом смысле присоединение, прикрепление к Б-гу (Сангедрин 64а): «Которые были присоединены [ הנצמדים – ханицмадим] к Ваал-Фегору» (Бемитбар 25:5): [так плотно, как] браслет [цамид] на руке женщины. «Только вы,те, кто остался присоединен [девеким] к Г-ду, своему Б-гу» (Миш.Тора 4:4): присоединен буквально. Иначе говоря, израильтяне как бы присоединились к Б-гу и стали с Ним одним целым. Девекут подразумевает более прочную связь, чем цемидут. Автор Торат темима замечает (Бемитбар, там же), что после ницмадим идет предлог «к», ламед, как во фразе « הנצמדים לבעל פעור », где речь идет о внешней связи. Между тем после девеким идет предлог «в», бет, что подчеркивает связь внутреннюю. Девекут к Б-гу и заповедям – это настолько сильная связь, что человек становится с Б-гом одним целым. Так сказано об Адаме и Еве: «Он присоединится к своей жене, и они станут одной плотью» (Берешит 2:24). Любовь и связь между мужем и женой символизирует любовь к Б-гу, о чем мы уже писали. Рассмотрим пример трех израильских царей, из которых один держался Б-га, а двое других от Него отошли. О  Хизкияу  мы читаем: «Он доверял Г-ду, Б-гу Израиля… Он держался Г-да и не отходил от Него… Г-дь был с ним; куда бы он ни пошел, он преуспевал, и он восстал против царя Ассирии и не служил ему» (Шофтим 18:5–7). Несомненно, чтобы держаться Б-га, необходимо полное и безоговорочное доверие к Нему без тени страха перед плотью и кровью. В этом смысле держаться Б-га и доверять Ему – одно и то же. Поскольку  Хизкияу  держался Б-га, он также и доверял Ему. Он восстал против ассирийского царя и отказался служить ему, потому что знал: если человек служит кому-то помимо Б-га, он этим оскверняет Его имя. В награду за это  Хизкияу  стал свидетелем падения и Сеннахирима, и всей ассирийской армии.Вторым царем был Шауль: он отложил свое присоединение, отступил от Б-га и обратился за советом к прорицательнице из Аэндора. Поскольку Шауль оставил присоединение к Б-гу,ТаНаХ говорит поэтическим языком: «Филистимляне перехватили [ וידבקו – вайадвеку, букв. «присоединиться»] Шауля и его сыновей» (1 Шмуэль 31:2); «Шауль умер за свой грех против Г- да… а также за то, что искал совета у прорицательницы, вместо того чтобы спросить Г-да. Поэтому Б-г умертвил его» (Диврей а йамим 10:13–14). Третий царь – Шломо, построивший Храм, символ любви и присоединения к Б-гу. И в Скинии, и в Храме на ковчеге сидели херувимы, что подчеркивало, что ковчег был сердцем обеих построек. Мудрецы пишут (Ш’мот раба, 34:2): «Сделай ковчег из дерева акации» (Исход 25:10): сначала сказано: «Пусть они принесут Мне приношение» (Исход 25:2), и сразу же после этого: «Сделай ковчег». Как Тора предшествовала всему, так же и при изготовлении Скинии ковчег предшествовал всем сосудам. Рамбам подтверждает (Шемот 25:10), что «ради ковчега, который был главной целью фразы „они сделают Мне святилище“ (Шемот 25:8), было необходимо сделать скинию». У ковчега была крышка, на которой располагались два херувима: «Я буду общаться с тобой там, говоря с тобой от крышки ковчега между двумя херувимами» (Шемот 25:22). Это было самое святое место и в Святом святых, и во всем мире. Б-г решил, что херувимы должны символизировать Его связь с Израилем (Йома 54а): Когда Израиль будет совершать праздничные паломничества, занавесь будет открываться и они будут видеть херувимов, соединенных друг с другом, и им будет сказано: «Смотрите, как вы любимы Б-гом. Это как любовь между мужчиной и женщиной». Херувимы символизировали любовь между Б-гом и Израилем, при этом они чудесным образом соединялись друг с другом согласно Пес. пес. Сол., что напоминало отношения между мужчиной и женщиной. (Я полагаю, что эта мысль прослеживается и в Диврей а йамим 3:12: «Крыло второго херувима было пять локтей и касалось стены дома, другое крыло было также пять локтей и соединялось [девека] с крылом другого херувима».) Однако тот же Шломо, что построил Храм, символизирующий отделенность от нечистоты и скверны народов, позже отвернулся от святости и присоединился к нееврейским женам, от которых должен был отвращаться: «Шломо присоединился к ним с любовью» (Шофтим 11:2). Я уже цитировал Бамидбар раба, 10:4: Сказано: «Слова царя Лемуэла» (Теилим 31:1). Почему Шломо назван Лемуэлом? Ишмаэль сказал: «В ту же ночь, когда Шломо завершил работу над Храмом, он женился на дочери фараона Битье, и радость по поводу Храма была среди радости по поводу фараоновой дочери, и последняя радость превзошла первую». Царь Шломо назван Лемуэлом потому, что он отбросил ярмо Неба. Слово Лемуэл (лама ло Э-ль) означает «зачем ему Б-г»? Вместо того чтобы присоединиться к Храму,святости и Б-гу, он отделился от них и присоединился к нечистой нееврейке, от которой должен был отделиться. Вот почему к Израилю присоединилось зло: «Когда Шломо женился на фараоновой дочери, Габриэль спустился, ударил тростником по морю и поднял
остров, на котором была построена римская столица» (Сангедрин 21б). Мы снова видим, как Б-жья кара принимает поэтические формы: в тот же день, когда Шломо отверг святость Храма и женился на фараоновой дочери с целью заключить союз против своих врагов, на арене истории появился враг, которому будет суждено уничтожить и Храм, и Землю. Действительно, «только вы, те, кто держится Г-да, своего Б-га, – все вы живы
сегодня» (Миш.Тора 4:4). Когда же мы отворачиваемся от Б-га, на нас исполняются другие слова:«Наша душа согнута к земле, наш живот ползет [давка] по земле» (Теилим 44:26).Противоположностью девекут является хавдала – отделенность, отказ присоединяться к чему-либо. Например, о городе отступников говорится: «Пусть ничто, объявленное там запрещенным, не присоединится к вашим рукам» (Миш.Тора 13:18). Похоже выразился и царь Давид: «Я не положу перед своими глазами ничто нечистое. Я ненавижу делать развращенные дела. Оно не присоединится ко мне» (Теилим 101:3). Отказ присоединяться к чему-либо подразумевает желание отделиться от него, как Б-г сказал Моисею и Аарону: «Отделитесь от этого общества» (Бемитбар 16:21). Это и есть основной принцип хавдала.Б-г повелел Израилю отделиться от нечистоты и нечистых народов. Идолопоклонство и иностранная культура не могут сосуществовать с Б-жьей Торой и Самим Б-гом. Поэтому мы читаем такие слова: «Вы должны быть святы для Меня, ибо Я, Г-дь, свят, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими» (Ваийкра 20:26). Мудрецы комментируют: «„Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими“: если вы отделены от народов, тогда вы Мои, в обратном случае вы принадлежите Навуходоносору, царю Вавилонии, и его соратникам» (Торат коханим, К’дошим, 9). Отделенность Израиля от народов крайне важна, ведь если он подвергается влиянию их культур, то в чем тогда смысл его существования как Б-жьего святого народа? В чем тогда цель сотворения Израиля и мира в целом? Если израильтяне живут в нечистоте и высокомерии, как какой-нибудь Навуходоносор, то зачем Б-гу их защищать? Кто хочет уподобиться Навуходоносору, сам окажется в руках Навуходоносора.
Б-г постановил, что не может быть никакой общности между Израилем и народами. Они не должны смешиваться друг с другом, их должна разделять стена, водораздел. В действительности это разделение служит целям единства, но не единства во лжи, что противно Б-гу, а подлинного единства под руководством Б-га. Вот как мудрецы комментируют стих Пес. пес. Шломо. 5:16 («Это мой возлюбленный. Это мой друг»):
Ибо они увеличивают число Моих друзей [Израиль, также названный Б-жьим дод – возлюбленный, высшая степень любви, – увеличивает число Б-жьих друзей, побуждая народы принять Б-жье владычество]. Как это происходит? Сказано: «Я отделил вас от народов» (Бемитбар 2:26). Человек, отделяющий доброе от злого, отделяет все снова и снова, но человек, отделяющий злое от доброго, не отделяет снова и снова. Так же и Б-г надеется, что народы раскаются и Он привлечет их под Свое крыло (Бамидбар раба, 10:1). В этом роль Израиля, и ее невозможно выполнить, ассимилировавшись с народами и став для них светочем лжи, как хотят думать невежды. Чтобы исполнить эту роль, необходимо отделиться от народов и создать новый народ, который явит миру истинный образец святости. Вот тогда народы придут и тоже захотят стать святыми. Что касается греха израильтян, вступивших в половые отношения с моавитянками для поклонения Ваал-Фегору в Ситтиме, у мудрецов мы находим дополнительное описание (Танхума, Балак, 18): [Моавитская девушка завлекает еврея в свою лавку]… Затем девушка говорит [еврею]: «Ты как член семьи. Сядь! Выбирай, что тебе по вкусу!» – и вот рядом с ней кувшин с аммонитским вином. Вино народов пока еще не запрещено [позже мудрецы запретят их вино для предотвращения смешанных браков, полагая вино фактором в создании близости]. Девушка появляется в украшениях и духах и соблазняет его, говоря: «Почему мы любим вас, а вы нас ненавидите? Возьми этот сосуд бесплатно! Конечно же, мы все потомки одного человека, Фарры, отца Авраама». Народы предлагают разрушить разделяющие нас барьеры и объединиться. Разве это не справедливо и не логично с точки зрения адептов иностранной культуры? Разве эллинисты не стремятся к объединению всех народов и стиранию всех границ между Израилем и народами? Разве они не стараются продемонстрировать отсутствие любых различий между собой и народами? Почему бы не прийти к модели «один мир – один народ», какой смысл Израилю оставаться в стороне? В Пес. пес. Шломо. 7:1 говорится: «Оглянись, оглянись, о Шуламит. Оглянись, оглянись,чтобы мы посмотрели на тебя. Что вы видите в Шуламит? Как бы танец двух станов».Мудрецы комментируют это место так (Шир ха-ширим раба, 7:[1]2): Народы мира говорят Израилю: «Сколько вы еще будете умирать за вашего Б-га и платить Ему… сколько еще вас будут убивать ради Него… сколько еще вы будете проявлять к Б-гу доброту, когда Он посылает вам бедствие? Придите к нам, и мы назначим вас губернаторами, префектами и военачальниками. „Давайте мы посмотрим [нехезе] на вас“ – вы станете восхищением [махазит] всего мира». Как сказано: «Тебя увидят [техезе] все люди» (Шемот 18:21).Восхищение всего мира, «свет для народов»… Вот на что клюют эллинисты и отступники Израиля. Они исказили само представление об Израиле как о «соглашении с людьми, свете для народов» (Ишияху 42:6). Для них это означает, что мы должны оставить Землю нашей изоляции и поселиться в Изгнании, где побрататься с народами и стать для них маяком. А чтобы эти народы нас не возненавидели, мы должны отбросить «неприемлемые» понятия и законы, и все – во имя единства. Иными словами, ассимиляция ради единства. Но посмотрим, что дальше говорится в этом источнике: Израиль отвечает им: «„Что вы увидите в Суламите? Как бы танец двух станов“ (Пес. пес. Шломо. 7:1). Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы Авраам, Исаак и Иаков служили идолам, чтобы их потомки служили идолам после них? Наши предки этого не делали, и не будем и мы. Тогда что вы можете сделать нам? Танцы, исполняемые для Иакова, когда он покинул дом Лавана?» Р. Берахия сказал от имени Р. Леви: «Шестьсот тысяч ангелов танцевали для Иакова, когда он покинул дом Лавана». Раввины говорят, что их было 1 200 000… «Или, быть может, вы можете исполнить танец, который Б-г исполнит для праведных в будущем?» Р. Берахия, Р. Хелбо, Ула из Биры и Р. Элазар от имени Р. Ханины сказали: «В будущем Б-г сделает танцевальный круг для праведных, как сказано: „Отметь ее валы [ לחילה – лехила]“ (Теилим 48:14). Это написано как לחולה – лехола, – „ее танец“. И они укажут Б-гу в середину, как сказано: „Это наш Б-г, навеки, навсегда. Он будет вечно вести нас [ על מות – ал мут]“ (Теилим 48:15). Следует читать כעלמות – ка'аламот, „как молодые девушки“, что означает танец праведных». Вот ответ наших мудрецов лжеучителям, ратующим за объединение Израиля с народами. Конечно, Б-г желает единства мира, но никак не на основе лжи и зла, никак не через сосуществование и терпимость, уравнивающие святость и мерзость, добро и зло. Единство возможно только после того, как весь мир признает суверенитет Б-га. Когда во всем мире восторжествует истина и Б-жье владычество, только тогда и наступит подлинное единство. Но придет оно через разделение.Хавдала, отделенность – это высшая Б-жья ценность, пришедшая в мир в момент Творения. Она служит разделению тех сущностей, сосуществование которых плохо и для них, и для мира. Хавдала выделяет добрые и злые сущности, дает им названия и изолирует друг от друга. Между ними возводятся барьеры, дабы разделить их друг от друга, не позволить им смешаться. Б-г запустил этот процесс непосредственно при Творении, когда отделил свет от тьмы и добро от зла. В шестой главе, где мы подробно обсуждали эту идею, я назвал добро «мерилом творения мира». Само понятие «добро» подразумевает его противоположность – «зло», как «свет» требует наличия «тьмы», «сладость» – «горечи» и т. д. Поскольку Б-г создал этот мир для абсолютной святости, очевидно, что в нем не может быть места ее противоположности – злу. Иными словами, в мире нет места даже понятию зла, не говоря уже о реальном злоумышленнике. Наши мудрецы говорят об этом так (Берешит раба 3:6): Б-г не связывает Свое имя со злом, но с добром. Не сказано: «Б-г назвал свет днем и Б-г назвал тьму ночью», но «Б-г назвал свет днем и тьму – ночью» (Берешит 1:5). Б-г не связывает Свое имя с тьмой. Поскольку человек должен выбрать добро и полностью отвергнуть зло, от него требуется полное отделение, как мы читаем: «Б-г разделил свет от тьмы» (Берешит 1:4). Б-г создал для света и тьмы раздельные сферы, чтобы они не смешались друг с другом и их можно было различить. Мудрецы учат (Иерусалимский Талмуд, Б’рахот 8:6): «Б-г сказал свету: „День будет твоей сферой“, Он сказал тьме: „Ночь будет твоей сферой“». Раши так комментирует это место: «Он увидел, что это хорошо и что не подобает свету и тьме действовать в смешении.
Поэтому он сделал сферу для одного днем и сферу для другого ночью». Так Б-г определил понятия добра и зла, разделив их. Одновременно с этим Б-г установил фундаментальный принцип для вселенной и Израиля – отделенность. Без отделенности существование вселенной невозможно. Отделенность позволяет четко отличать добро от зла и предотвращает их смешение. Мудрецы учат об этом так (Бамидбар раба, 18:7):Моисей сказал [Корею]: «Б-г установил пределы в Своей вселенной.
Можешь ли ты смешать день и ночь? В начале Торе говорится: „Был вечер, и было утро“, „Б-г разделил свет и тьму“ (Берешит 1:5, 4). Б-г сделал это для мира. Как Он разделил свет и тьму для мира, так же Он отделил Израиль от народов: „Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими“ (Ваийкра 20:26)». [См. также Танхума, Корах, 5.] Отделенность помогает различать добро и зло. Соответственно, Тора говорит: «Б-г увидел свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы». Здесь имеется в виду, что хорош был не только сам свет, но и его отделение от тьмы как отделение добра от зла. Когда на второй день Б-г создал твердь, «отделяющую воду от воды» (Берешит 1:6), об этом не было сказано «хорошо»: в этом случае речь уже не шла о добре и зле – следовательно, нет и заповеди об отделении. Отделение воды было просто частью Творения. Разделение между добром и злом, святым и богохульным, а также разными степенями святости – все это определенно отвечает Б-жьему замыслу. Отделенность – великая заповедь, поскольку служит определению понятий, установлению различий между вещами. Когда Б-г сделал израильтян избранным народом, Своим помазанным первенцем, они получили особый духовный статус и стали новым творением. Это видно уже из того, что помимо Рош ха-Шана, дня сотворения мира (т. е. остального человечества), Б-г учредил особый день специально для Израиля – Песах. Этот праздник призван подчеркнуть огромную разницу между Израилем и народами. Отделив Израиль от народов, Б-г показал,что как существуют истинные и ложные идеи, так же существуют народ истины и народы лжи. Соответственно, мысль о равенстве всех идей и всех народов для Б-га неприемлема.Сегодня для поборников иностранной культуры «равенство» стало настоящей священной коровой и золотым тельцом. Многие согласны с тем, что невозможно одинаково относиться ко всем идеям, людям и народам, поскольку невозможно полностью абстрагироваться от личных предпочтений и эмоций. Однако даже эти люди обычно требуют равенства для всех идей. Равенство идей и людей приводится как оправдание вседозволенности: ведь если ничто не лучше другого, тогда все приемлемо и разрешено.Неограниченное равенство и неограниченная свобода – вот два направления интеллектуальной атаки на все святое и доброе. За редкими исключениями, никто из поборников иностранной культуры не имеет достаточно «храбрости», чтобы определить критерии добра и зла, допустимого и запрещенного. Если один человек лишен абсолютной истины, имеет ли другой человек право указывать ему, что правильно, а что – нет? Нет, он свободен самостоятельно выбирать свой путь в жизни. Так гласит чуждая нам доктрина о равенстве и недискриминации. Однако те, кто принимает ярмо Неба и реальность Верховного Царя царей, Владыки всего знания, мудрости и понимания, знают, что существуют истинные, неискаженные определения добра и зла. Они существуют потому, что их установил Б-г, Создатель истины, и потому они абсолютно верны. Б-г не приемлет тезиса о равенстве всех идей, людей и народов, и потому одних Он объявляет святыми, а других – нечестивыми, а также более святыми или менее святыми. Зло Он определяет как врага человека, и он (этот враг) должен быть уничтожен. Даже внутри добра Б-г выделяет различные степени святости. Например, Б-г различает несколько видов животных: «Ты должен отделить чистых животных от нечистых» (Ваийкра 20:25). В Бемитбар 8:14 говорится: «Ты должен отделить левитов от остальных израильтян». Точно так же Б-г отделил священников от левитов: «Аарон был отделен, чтобы освятиться как самый святой» (Диврей а йамим 23:13). В Шемот 26:33 мы читаем о разделении Святого и Святого святых». Мудрецы пишут (Бамидбар раба,3:8): Мы находим, что Б-г создал много вещей и выбрал по одному от каждой. Он создал семь дней и выбрал субботу: «Б-г благословил седьмой день и объявил его святым» (Берешит 2:3). Он создал годы и выбрал один из них: «Земле нужно дать время для отдыха, субботу Г-да» (Ваийкра 25:2). Он создал семилетние циклы и выбрал один из них: «Вы должны освятить пятидесятый год» (Ваийкра 25:10).
Он создал земли и выбрал одну из них, Эрец Исраэль: «Это земля, которая постоянно под наблюдением Г-да, твоего Б-га» (Миш.Тора 11:12). Б-г также назвал ее Своей собственной Землей, как сказано: «Они разделили Мою Землю» (Иоиль 4:2). Он создал небесные тверди и выбрал одну из них. Это твердь Аревот, как в словах: «Превозносите Того, кто едет на Аревот» (Теилим 68:5). Он создал народы и выбрал один из них. Это Израиль, как сказано: «Б-г избрал вас, чтобы вы стали Его собственным особым народом» (Миш.Тора 14:2). Он создал племена и выбрал одно из них. Это колено Левия, как в словах: «Он избрал его из всех племен Израиля» (Шмуэль 2:28). В Танхума, Корах, 5 сказано: «Таким образом Б-г отделил Аарона, как сказано: „Аарон был отделен, чтобы освятиться как самый святой“ (Диврей а йамим 23:13). Если ты можешь помешать Б-гу отличать день от ночи, ты можешь помешать и этому отличию». Итак, еврейский народ освящен на фоне прочих народов и, следовательно, отделен от них. Только Израиль назван «Адамом», но не другие народы. В   противоположность святости и чистоте Израиля, у народов лишь нечистота и несвятость, а может ли святость сосуществовать с нечистотой? Мудрецы учат (Танхума, Насо, 7):Б-г сказал: «В этом мире Я презрел все народы, потому что они – семя нечистоты, и Я выбрал вас [Израиль], потому что вы семя истины… В будущем Я также выберу только вас, ибо вы семя святости, благословленные Б-гом», как сказано: «Они не будут трудиться напрасно и рождать детей в бедствии, ибо они семя, благословленное Г-дом [и их потомство с ними]» (Ишияху 65:23). Танхума, Бамидбар, 20: У человека были стеклянные сосуды и он брал их на рынок, выставлял их и снова собирал, даже не пересчитав их. Поскольку они были стеклянными, он не вел им подсчет. У него были и другие товары, отличный жемчуг, который он считал, беря на рынок, как перед выкладкой, так и перед сбором. Поскольку это были жемчужины, он любил их. Точно так же Б-г как бы сказал: «Я не посчитал народы, потому что они не важны для Меня, как сказано: „Все народы ничто перед Ним, они считаются у Него пустотой и суетой“ (Ишияху 40:17). Однако вы, Израиль, „рождены Мной от рождения, выношены Мной от утробы“ (Ишияху 46:3). Поэтому Я считаю вас постоянно». Так, сказано: «Подсчитай первенцев мужского рода среди детей Израиля» (Бемитбар 3:40). В Мегила 12б сказано: «Когда Израиль ест и пьет, он начинает обсуждать Тору и восхвалять Б-га; но когда народы едят и пьют, они начинают говорить глупости». Похожие слова есть в Ялкут шимони, Иешаяху 452: Б-г сказал Моисею: «Все народы несущественны, как сказано: „Народы станут как горящая известь, как отрезанные шипы, горящие в огне“ (Ишияху 33:12). Поэтому нет необходимости делать точный подсчет. Но весь Израиль праведен, как сказано: „Твои люди все праведны“ (Ишияху 60:21); „Ты красива, моя возлюбленная“ (Пес. пес. Шломо. 4:7). Поэтому сделай точный подсчет». Вот почему мудрецы посчитали нужным сказать слова, которые мы цитировали уже несколько раз (Мехилта, Йитро, Месехта де-баходеш, Парша 2): «Он назвал их народом, как сказано: „Кто как Твой народ, Израиль, уникальный народ на земле“ (Диврей а йамим 17:21), и Он назвал их святыми и освященными, отделенными от народов и их мерзостей». Рема пишет: (Йоре деа 81:7): «Нееврейка не может кормить младенца, если есть еврейка, ибо молоко нееврейки делает духовно бесчувственным и порождает злую природу».Эти слова помогают понять следующий фрагмент (Танхума, Терума, 3): Однажды Турнус Руфус задал Р. Акиве вопрос: «Почему Б-г ненавидит нас настолько, что сказал: „Я возненавидел Исава“ (Малахия 1:3)?» Р. Акива ответил: «Я отвечу тебе завтра». На следующий день Турнус Руфус спросил его: «Что тебе приснилось этой ночью, что ты видел?» – и Р. Акива ответил: «В моем сне были две собаки. Одну звали Руфус, а другую – Руфина». Турнус Руфус тотчас же разгневался и сказал: «Ты назвал своих собак именами меня и моей жены. Ты заслуживаешь смерти». Р. Акива ответил: «В чем отличие между тобой и ними? Ты ешь и пьешь, и они едят и пьют. Ты рождаешь потомство, и они рождают потомство. Ты умираешь, и они умирают. Потому что я дал им ваши имена, ты гневаешься?» Человек был создан с целью возвыситься над животными. Когда он отворачивается от святости и духовного роста, когда вся его жизнь лишь подражание животным, тогда между ними действительно нет разницы. Б-г повелел человеку отделиться от животных, и если мы не следуем этому повелению, мы уподобляемся им. В тот самый момент, когда на Синае Израиль получил Тору и Б-жье благоволение, народы получили Б-жий гнев за то, что презрели святость и ярмо Его царства. Мудрецы говорят (Танхума, Бамидбар, 7): Почему она названа горой «Синай»? Потому что именно там народы стали ненавидимы [нисне'у] Б-гом и им был вынесен вердикт, как сказано: «Те народы будут полностью истреблены [харов йехераву] (Ишияху 60:12). Р. Абба бар Кахана сказал от имени Р. Йоханана: «Они лежали убитыми на Хориве [мехорев йехераву], ибо они получили там свой вердикт».Конечно, Б-г презирал идолопоклонство и раньше. Однако поскольку в нем погряз весь мир, Он решил подождать до появления одного, избранного народа – Израиля. Этот народ должен был представлять все человечество, тогда как остальной мир пребывал в скверне,
поскольку отказался принять ярмо Неба и стать б'неи адам – потомком Адама.
Различие между евреем и неевреем огромно, и галаха подчеркивает его такими словами (Сангедрин 58б): «Нееврею, убившему еврея, выносится смертный приговор… Р. Ханина сказал: „Если кто-либо ударил еврея по лицу, это то же, как если бы он ударил по лицу Божественное присутствие“». Это довольно логичный закон, ведь еврей – избранный Б-жий первенец, продолжающий роль Адама и сам названный Адамом. Следовательно, убийца еврея не уйдет от возмездия . Это закон. То, что этот закон не нравится противникам Б-жьего ярма, – включая ритуалистов, имеющих образ мышления Зимри, но ищущих награды Финееса, – лишь показывает, насколько они презирают Б-жьи пути и мысли. Б-г установил важный принцип, когда сказал: «Храните Мои постановления и законы,которые человек должен исполнять, и живите ими» (Ваийкра 18:5). Б-г приказал человеку жить. Это не право, а обязанность, необходимое условие для святости, чистоты и добра, а также подавления страстей, принятия ярма Неба и венчания Б-га Царем вселенной. Это непростительный грех – думать, что жизнь лишь частная собственность, владелец которой волен делать с ней все, что захочет. И куда более тяжким грехом является самоубийство,когда человек по собственной воле нарушает заповедь жить. «Живите ими» – это великая заповедь, от которой зависят все остальные. Отсюда вытекает известное правило: если нет угрозы отступничества и осквернения Б- жьего имени, ради спасения жизни можно совершить любой грех (кроме идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства), поскольку лучше нарушить одну заповедь сегодня и жить, чем умереть и не исполнять заповеди вообще. Мудрецы объясняют (Шабат 151б): Мы узнали: раббан Шимон бен Гамлиэль говорит: «Даже ради однодневного младенца мы нарушаем субботу, но если Давид, царь Израиля, умирает, мы не нарушаем субботу ради него. О первом случае Тора говорит: „Нарушьте одну субботу ради него, чтобы он исполнял много суббот“, но мы не нарушаем субботу ради почившего монарха – когда человек умирает, он больше не обязан исполнять заповеди». Как сказал Р. Йоханан: «„Отделись от мертвых“ (Теилим 88:6). Когда человек умирает, он освобождается от заповедей». Иначе говоря, пока человек жив, он связан заповедями, в том числе заповедью жить и выполнять заповеди. Следовательно, спасение жизни другого еврея важнее исполнения заповедей. Заповедь спасения жизни еврея (вне зависимости от того, отменяется для этого другая заповедь или нет) основана на заповеди еврейского братства и любви, ведь весь Израиль является ближними, объединенными святостью и исполнением заповедей . Рамбам говорит по этому поводу (Хилхот де'от 6:3): «Заповедь требует любить всякого другого еврея, как самого себя, как сказано: „Люби своего ближнего, как самого себя“ (Ваийкра 19:18)». Об этом же говорит и Сефер ха-Хинух (243[219]). Поскольку все израильтяне являются ближними в святости и заповедях, Тора постановляет: «Не стой безучастно, когда жизнь твоего ближнего в опасности» (Ваийкра 19:16). Мудрецы объясняют (Сангедрин 73а): Откуда мы знаем, что если кто-то гонится за своим ближним, чтобы убить его, мы можем спасти жертву, убив его преследователя… Откуда мы знаем, что если мы видим, как человек тонет в реке, его тащит дикое животное или на него напали разбойники, мы обязаны спасти его? Сказано: «Не стой безучастно, когда жизнь твоего ближнего в опасности». Считается, что эти принципы применимы лишь в случаях, когда не совершается грех. Но откуда мы знаем, что человек обязан даже нарушить заповедь, чтобы спасти еврея? Мудрецы учат (Йома 85а): Р. Ишмаэль, Р. Акива и Р. Элазар бен Азария однажды были в пути, и Леви- классификатор и Р. Ишмаэль, сын Р. Элазара бен Азарии, шли за ними, когда им задали вопрос: «Откуда мы знаем, что в случае опасности для человеческой жизни законы субботы приостанавливаются?» Каждый из этих великих раввинов дал свой вариант ответа (Йома 85б): «Р. Иехуда сказал от имени Шмуэля: „Если бы я был там, я бы сказал, что мое [доказательство] лучше, чем их. Сказано: «Живите ими», а не «Умирайте ими»“». Как видим, что иногда ради спасения жизни, – как своей, так и другого человека, – требуется нарушить заповедь. Тогда человек будет жить и исполнит еще много заповедей, исполнив этим свой долг на земле. Этот закон применим даже при гипотетической угрозе жизни (Йома 83а): Если человека мучит сильный голод, ему можно дать есть даже нечистую пищу [в Йом-кипур], пока он не восстановится… Если у человека болит горло, он может выпить лекарство даже в субботу, потому что это представляет угрозу для человеческой жизни, и любая возможность такой угрозы приостанавливает законы субботы.Талмуд комментирует (Йома 84б): Можно подогреть воду для критически больного человека в субботу, как для того, чтобы дать ему напиться, так и для освежения; и они постановили это не только для одной субботы, но и для следующей. [Другими словами, даже если нет угрозы жизни относительно этой субботы, ибо мы знаем, что сегодня он не умрет, но есть возможность, что если мы не нарушим ради него субботу сегодня, он может умереть позже.] Мы также не говорим: «Подождем, потому что он может поправиться». Но мы немедленно подогреваем для него воду, поскольку возможность угрозы человеческой жизни отменяет законы субботы… Все это следует делать не неевреям или детям, но великим раввинам. Понятие «партнерство в исполнении заповеди» говорит о том, что мы обязаны нарушить субботу и другие заповеди, чтобы спасти еврея, чтобы он смог дальше исполнять заповеди. Эта заповедь основана на принципе «живите ими»; иначе говоря, смысл всей нашей жизни – исполнение заповедей. Мы спасаем еврею жизнь не ради жизни как таковой,но ради того, чтобы он пользовался жизнью для исполнения заповедей. Однако если опасность угрожает человеку, не исполняющему заповеди, еврею запрещено нарушать заповеди ради его спасения: такой человек не отвечает цели творения. Мишна говорит (Йома 83а): Если на кого-либо упали обломки, и есть сомнения, там он или нет, или жив он или мертв, или еврей это или нееврей, следует разгрести [даже в субботу] кучу обломков ради такого человека. Ясно, что потенциальная угроза жизни приравнивается к угрозе реальной. Однако обратим внимание на слова мудрецов: «Если есть сомнения, еврей это или нееврей». Если мы уверены, что это нееврей, мы не разгребаем завалы. Почему? Потому что заповедь субботы призвана освящать Б-жье имя и еврея. Нарушать цель субботы можно только для спасения такого человека, который будет и дальше исполнять заповеди. Из этого следует, что если под обломками погребен нееврей, который не исполняет заповеди, не является для нас партнером в заповедях и не освящает свою жизнь, тогда нам нельзя осквернять субботу ради него. Мишна б’рура учит (330:2, се'иф катан 8): Мы должны понимать, что даже самые религиозные врачи совершенно невнимательны в этом отношении [лечение неевреев в субботу]. По субботам они регулярно отправляются в дальний путь, чтобы лечить неевреев, пишут,самостоятельно толкут лекарства без какого-либо галахического источника, оправдывающего их действия. Даже если мы скажем, что разрешается нарушить раввинистические запреты о субботе чтобы не усилить враждебность язычников [хотя вероятность этого спорна – см. При мегадим], все же, согласно всем точкам зрения, совершенно запрещено нарушать запрет Торы. Эти врачи – явные, осознанные нарушители субботы, да поможет нам Небо! Данное утверждение Мишна б’рура, что все авторитеты подтверждают запреты Торы даже в случае враждебности неевреев, находится в Тосафот (Авода зара 26а, ד״ה סבר ). Однако оговорка о враждебности относится только к ситуации, когда евреи живут среди язычников как меньшинство. В этом случае враждебность язычников может вылиться в прямую угрозу жизни евреев. Но когда Израиль силен, как сейчас, нет никакой необходимости обращать внимание на враждебность других народов. Какое нам дело до того, что они нас ненавидят? Они и так ненавидят Израиль. Мудрецы говорят и такие слова (Авода зара 26а): «Еврейка не должна помогать при родах нееврейке, ибо она будет помогать появлению на свет идолопоклонника… Она не должна служить кормилицей для нееврейки, ибо она будет помогать идолопоклоннику расти». Р. Йосеф Каро вынес аналогичное постановление (Шулхан арух, Йоре деа, 154:2), однако при этом добавил о помощи при родах: «За исключением случая, когда еврейка известна как акушерка – тогда это разрешается, но только за плату и по будним дням». Другими словами, даже в такой ситуации запрещается помогать нееврейке при родах в субботу. Если же еврейка известна как акушерка, то ее отказ от работы может вызвать гнев неевреев, и в этом случае в запрете делается послабление. Однако нарушать субботу она в любом случае не вправе, поскольку гнев неевреев – это еще не прямая угроза для жизни. Итак, если мудрецы и смягчают запрет на помощь при родах нееврейке ввиду враждебности, то нарушать субботу, помогая грешнику и его матери, она не должна ни в каком случае. Если есть реальная опасность для жизни евреев, то на этот случай у нас есть постановление Ремы (Орах Хаим, 334:26) о пожаре в субботу:Все законы, упоминающие пожар, относятся к своим собственным временам [когда они были в Эрец Исраэль и сильны], но о временах, когда мы живем среди язычников, ранние и поздние мудрецы написали, что огонь можно тушить в субботу, поскольку в опасности жизнь евреев, и чем быстрее, тем лучше. В Пит'хей т’шува (Йоре деа 154, литера 2) говорится: «Если эта враждебность угрожает жизни, мы можем позволить даже нарушение запретов Торы» – см. окончание этой
заповеди. Однако совершенно очевидно, что если Израиль силен, то мы не вправе даже допускать мысль о нарушении субботы для спасения нееврея. Об этом говорит и Р. Йосеф Каро (Орах Хаим 330:2): «Мы не помогаем при родах неевреям в субботу» (даже при том что в 330:1 он же пишет: «Женщина при родах подобна тяжело больному человеку»).Чтобы окончательно развенчать идеалы вседозволенности, добавим, что эти принципы относятся ко всем неевреям вообще, а не только к идолопоклонникам. Маген Аврахам пишет (там же, 330, литера 4): «Даже измаильтяне, которые не  идолопоклонники». Хафец Хаим говорит в Биур галаха (там же, ד״ה כותית ): «То же относится и к измаильтянам». Снова мы видим, что исключения из законов во имя спасения жизни нееврея основаны на угрозе с их стороны; однако сегодня, когда мы вернулись в нашу землю и восстановили собственное правительство (как бы проклято оно ни было), больше нет никакого смысла бояться враждебности неевреев. В Гитин 61а говорится: Мы поддерживаем нищих неевреев вместе с нищими евреями, мы посещаем больных неевреев вместе с больными евреями, и мы хороним мертвых неевреев вместе с мертвыми евреями ради мира. Рамбам озвучил аналогичное правило (Хилхот авода зара, 10:5): «Мы поддерживаем бедных неевреев вместе с бедными евреями ради мира». Ясно, что все вышесказанное не заповедь или обязанность, но лишь уступка ради мира, чтобы избежать враждебного отношения к нам неевреев. Эти законы применимы только тогда, когда мы хотим достичь мира. В конце концов, нееврей – идолопоклонник, и нам нельзя ему помогать. Мудрецы разрешили это только из страха за евреев, однако с точки зрения буквы закона нееврей не является еврею ни братом, ни товарищем. Рамбам объясняет (Хилхот роцеах у'шемират нефеш 4:11): Если мы не воюем с неевреями… мы не можем причинять им смерть; однако запрещено спасать их, если они близки к смерти. Например, если мы видим, что один из них падает в море, мы не спасаем его. Сказано: «Не стой безучастно, когда жизнь твоего ближнего в опасности» (Ваийкра 19:16), а он не является нам товарищем. Талмуд (Бава кама 113б): Откуда мы знаем, что разрешается взять потерянную вещь нееврея? Сказано: «Всякая потерянная вещь твоего брата» (Миш.Тора 22:3). Своему брату ты должен ее вернуть, но не нееврею, [который не твой брат]. Рамбам пишет (Хилхот гезела ва-аведа 11:3): «Потерянная вещь нееврея приемлема для тебя, как сказано: „Всякая потерянная вещь твоего брата“. Если кто-либо возвращает ее ему,он нарушает запрет, усиливая грешников мира». Однако Талмуд добавляет (Бава кама 113б):«Где Б-жье имя хулится, там запрещено [брать] потерянную вещь даже нееврея». Рамбам повторяет эту мысль (там же): «Если он вернул ее, чтобы освятить Б-жье имя, они прославили Израиль и узнали, что Израиль верит в Б-га, тогда это похвально».Из приведенных источников видно, что поскольку нееврей творит зло и отвергает Б-га Израиля, заповедь требует лишить его денег. Нам нельзя даже спасать его от смерти, потому что есть другая заповедь: искоренить из мира как можно больше зла, пусть и опосредованно. Совершенно очевидно, что нельзя применять законы Торы о доброте, справедливости и милосердии, данные о евреях, к грешникам, от которых Б-г нас отделил. Только если мы сами живем среди них и они угрожают нам смертью, только тогда, ради сохранения мира, мы будем им помогать, посещать, хоронить и т. д., что мы обычно делаем для евреев. (Да сокрушатся кости лицемерных лжетолкователей закона, утверждающих, что мы обязаны хоронить неевреев на еврейских кладбищах, если того требуют нееврейские суды –поскольку иначе евреи вынуждены рисковать жизнью, перезахороняя неевреев! Они ссылаются на Гитин 61а: «Мы хороним мертвых неевреев наравне с мертвыми евреями ради мира». Любому школьнику ясно, о чем здесь говорится: как мы участвуем в похоронах евреев, так же мы участвуем и в похоронах неевреев, с целью сохранить мир. Раши прямо говорит: «„С мертвыми евреями“: не в том смысле, что мы хороним их на еврейских кладбищах, но что мы участвуем в их похоронах, если находим их мертвых, как и в случае с евреями».) Между тем, когда мы вернем себе суверенитет и былую силу, ситуация изменится (Рамбам, Хилхот авода зара 10:6): Все эти законы [включающие стремление к миру] применяются только когда Израиль в изгнании среди народов или в их власти иным образом; но когда Израиль сильнее их, нам запрещено оставлять среди нас неевреев…Помогать ли при родах караимам? Ответ находится в Хохмат шломо (Орах Хаим 330:2):Страх враждебности относится только к неевреям, поскольку они превышают нас числом и мы в их власти. Тогда фактор враждебности играет роль, но что касается караимов, которые составляют меньшинство и не контролируют нас, их враждебность не играет роли.Принцип ясен: важно не только отделиться от неевреев, но нельзя и помогать им.Впрочем, что касается гер тошав – иностранных жителей, исполняющих семь Ноевых законов, – то к ним применяются другие законы. Как уже говорилось, мы обязаны поддерживать их, как евреев, при одном условии: согласно Рамбаму, они должны исполнять Ноевы законы не потому, что считают их логичными, а потому что они даны Б-гом через Моисея . Однако при этом мы обязаны отделиться даже от гер тошав, и мы не нарушаем субботу для спасения их от смерти, как постановил Хафец Хаим в Биур халаха (Орах Хаим, 330:2, ד״ה כותית ). К закону Р. Йосефа Каро («Мы не помогаем неевреям при родах в субботу») он добавляет: «То же относится и к измаильтянам. Мы помогаем при родах гер тошав, потому что нам заповедано поддерживать их. Это относится только к случаям, при которых нет осквернения субботы». Подробно о гер тошав я писал в 20-й главе. Как Б-г запрещает людям смешиваться с животными, так же Израиль не должен смешиваться с народами – это непреложное правило. Когда святое смешивается с нечистым, просто в силу законов природы оно будет загрязнено. Поэтому обычно считается, что хорошему человеку не стоит дружить с плохим, даже если он еврей, ведь плохого влияния не избежать. Мудрецы советуют (Авот 1:7): «Не общайся со злым». Царь Соломон писал: «Сын, не ходи с ними. Удержи свою ногу от их пути» (Теилим1:15), а царь Давид начал свои Теилим со слов: «Счастлив человек, который не ходил в совет нечестивых, не стоял на пути грешников и не сидел с презренными» (1:1). Праведный царь Иосафат пошел на войну вместе с грешным Ахавом и этим согрешил, после чего провидец Ииуй, сын Анании, сказал ему: «Стоило ли тебе помогать нечестивым и любить тех, кто ненавидит Г-да? За это Б-жий гнев сойдет на тебя» (Диврей а йамим 19:2). Иосафат тоже вступил в союз с нечестивым царем Израиля Ахазией: «Иосафат, царь Иудеи, присоединился к Ахазии, царю Израиля, который поступал очень нечестиво… Поскольку ты объединился с Ахазией, Г-дь разрушил твои труды» (Диврей а йамим 20:35, 37).Имея в виду приведенные источники, мудрецы сформулировали следующий принцип относительно отделения (Мехилта, Йитро, Месехта де-амалек, 1): «Человек не должен дружить с грешником и даже знакомить его с Торой». Поскольку влияние грешника на праведника больше, чем праведника – на грешника, Б-г требует полного отделения.Праведник не должен даже ожидать от грешника какой-то услуги или помощи. Однажды Б-г сказал Лавану: «Будь очень осторожен, чтобы не сказать ничего хорошего или плохого Иакову» (Берешит 31:24), и мудрецы комментируют: «Я бы мог понять, если бы ему нельзя было говорить что-то плохое, но почему хорошее? Дело в том, что „хорошее“ злого плохо для праведного» (Иевамот 103б). Следовательно, Б-г повелел Израилю изолироваться, отделиться от остальных народов: «Это народ, живущий один, и он не числится среди других народов» (Бемитбар 23:9). Сангедрин 39а комментирует: Нееврей сказал Р. Авине: «Сказано: „Кто как твой народ, Израиль, уникальный народ на земле?“ (Шмуэль 7:23) Что в вас такого особого? Вы тоже входите в народы, как сказано: „Все народы словно ничто перед Ним“ (Ишияху 40:17). Р. Авина ответил: «Свидетельство о нас исходит от вас, ибо [Валаам] сказал: „Они не числятся среди народов“ (Бемитбар 23:9)». Мир состоит из народов и Израиля. Все народы – одна группа, Израиль – другая группа, отделенная от первой. Только Израиль общается с Б-гом: «Г-дь один вел их. Не было никакой чужой силы с Ним» (Втор. 32:12); «Израиль должен жить безопасно, один» (Миш.Тора 33:28). Мудрецы сказали (Ш’мот раба, 15:7):«Действительно [ הן – хен], это народ, живущий один» (Бемитбар 23:9): что означает הן ? Все буквы имеют корреспондентов, кроме этих двух. Почему? א [цифра 1] и 9] ט] вместе дают десять, как и 2] ב] и 3] ח [ 8]; ג ] и 4] ז [ 7]; ד ] и ] ו 6]. Только 5] ה] стоит отдельно. Так же и у буквы נ нет пары. 10] י] и 90] [צ вместе дают 100, как и 20] כ] и 30] פ [ 80 ]; ל ] и 40] ע [ 70 ]; מ ] и 60] ס]. Только ] נ 50]. Б-г сказал: «Как эти две буквы могут сочетаться только друг с другом,так же и Израиль не может присоединиться к любому из народов, но остается отделен для самого себя. Если враг требует от них нарушить субботу, отменить обрезания или служить идолам, они скорее умрут, чем смешаются с ними, как сказано: „Это народ, живущий один; он не числится среди других народов“. И что Я делаю? Всякого врага и противника, который запрещает им, Я убиваю, как сказано: „Это народ, который восстает, как царь зверей“ (Бемитбар 23:24)». Так, мы видим, что Амалик напал на них, и они убили его, как сказано: «Йешуа Навин ослабил Амалика и его союзников мечом» (Шемот 17:13). Сисара напал, и они убили его, как сказано: «Г-дь поразил Сисару» (Шофтим 4:15), как и всех их врагов. Так же [накануне] ухода Израиля из Египта Б-г запретил им выходить на улицу (Шемот 12:22). Они оставались в своих домах, и Он поразил их врагов, как сказано: «Тогда Г-дь пройдет, чтобы поразить Египет» (Шемот 12:23). Как уже отмечалось, у изоляции было два аспекта: 1) отделение от неевреев и народов и 2) присоединение к Б-гу и упование на Него, так что Израилю не нужны союзники: «Г-дь один поведет их» (Миш.Тора 32:12); «Израиль будет жить безопасно, один» (Миш.Тора 33:28).Отделенность помогает защитить святость, а святость, выраженная в заповедях, укрепляет отделенность. Мудрецы говорят (Бамидбар раба, 10:1): «Это мой возлюбленный» (Пес. пес. Шломо. 5:16): как сказано, «Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими» (Ваийкра 20:26). Р. Леви сказал: «Все дела Израиля отличаются от дел народов: вспашка, сев, сбор урожая, снопы, молотьба, зерно и вино, бритье и вычисления. Об их вспашке сказано: «Не паши на быке и осле одновременно» (Миш.Тора 22:10), об их севе: «Не засевай свое поле разными видами зерна» (Ваийкра 19:19). Об их сборе урожая сказано: «Не собирай урожай полностью до конца своих полей» (Ваийкра 19:9), а о снопах: «Если ты забудешь сноп в поле, [его нужно оставить для чужеземца, сироты или вдовы]» (Миш.Тора 24:19). Об их молотьбе сказано: «Не надевай намордник на быка, когда он молотит зерно» (Миш.Тора. 25:4), а об их зерне и вине: «Не откладывай свои приношения от урожая и вина» (Шемот 22:28). Об их бритье сказано: «Пусть они не сбривают края своей бороды» (Ваийкра 21:5). Что касается их вычислений, сделаете перепись… [каждый принесет искупление за свою жизнь]» (Шемот 30:12); «Сделай перепись… [посчитав каждого мужчину старше двадцати лет]» (Бемитбар 1:2). [Так Б-г отделил нас], «чтобы быть Моими». Мы принадлежим Б-гу. Мы Его «возлюбленный и друг» (Пес. пес. Шломо. 5:16).Во всем, что делает еврей, он должен быть «Б-жьим». Он должен присоединиться к Б-гу, для чего необходимо отделиться от неевреев. Если он этого не сделает, их культура и ложные верования загрязнят святость и истину Израиля. Поэтому Б-г повелел Аврааму отделиться от всего, что ему было дорого: «Выйди из своей земли, твоей родины и дома твоего отца, в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит 12:1). Хотя в то время в Земле жили хананеи со своими отвратительными обычаями, для Авраама они были иностранцами, и смешиваться с ними ему было сложнее, чем с соплеменниками у себя дома. Между тем множество замечательных евреев привыкли к Изгнанию и пустили в нем корни, смешавшись с нееврейским населением. Как уже отмечалось, образ жизни народов ничем не отличается от тех мерзостей, отделиться от которых заповедано Израилю: «Это мерзость, ее нельзя есть» (Ваийкра 11:41); «Отличать нечистое от чистого» (Ваийкра 11:47). Мудрецы говорят об Израиле (Мехилта, Йитро, Месехта де-баходеш, 2): «Он назвал их „святыми“ (Шемот 19:6), полностью освященными, отделенными от народов мира и их мерзостей». Все, что называется мерзостью, будь-то животное или народ, должно быть отделено от Израиля, чтобы нечистое не соприкасалось со святым. Вот что мы читаем в Торат коханим, Ш'мини, гл. 12:«Не позволяйте себе становиться нечистыми от них, поскольку это сделает вас загрязненными» (Ваийкра 11:43): если вы стали ритуально нечистыми через них, со временем вы станете духовно загрязнены. «Ибо Я Г-дь, ваш Б-г, и поскольку Я свят, вы [тоже] должны стать святыми и оставаться таковыми» (Ваийкра 11:44): как Я свят, так и вы должны быть святы. Как Я отделен, так и вы должны отделиться. Мудрецы развивают эту мысль в Тана девеи Элияху раба, 7:Человек должен всегда помнить, что он не должен вступать в союз с неевреем или заключать с ним соглашение, ибо мы видим, что Авраам заключил соглашение с Авимелехом, и со временем они заключили союз с Авраамом… Соответственно, наши мудрецы сказали: «Если кто-либо вступает в союз с неевреем, это как если бы он поклонялся идолам и заключил с ними союз. Если это ученый Торы, он проявит пренебрежение к Торе и осквернит имя своего Отца на Небе. Он промотает свои деньги, отдаст своих сыновей неевреям, поразит своих сыновей мечом, изгонит их из их земли и продаст их в идолопоклонство». Там же, 8: Человек должен всегда помнить, что он не должен есть с неевреем за одним столом, ибо мы видим, что Хизкияу , царь Иудеи, ел с неевреем за одним столом и со временем был сурово наказан. Сангедрин 104а: Поскольку неевреи ели за его столом, он тем самым обрек своих сыновей на изгнание. Это подтверждают слова Хизкияу , который сказал: «Кто приглашает нееврея в свой дом и служит ему, подвергает своих сыновей изгнанию». Тана девеи Элияху, там же: Кто ест с неевреем за одним столом, поклоняется идолам и поглощает  идольские жертвы. Если это ученый Торы, он проявит пренебрежение к Торе иосквернит имя своего Отца на Небе. Он промотает свои деньги, отдаст своих сыновей неевреям, поразит своих сыновей мечом и изгонит их из их земли. Мудрецы еще больше расширили запрет на социальные контакты с неевреями, как видно у Рамбама (Хилхот ма'ахалот асурот 17:9–10): Есть и другие поступки, которые наши мудрецы запретили. Хотя эти запреты сами по себе не имеют основания в Торе, наши мудрецы все же постановили их, чтобы удалить нас от язычников, чтобы мы не смешались с ними и со временем не стали вступать с ними в брак. Они запретили нам пить с ними, даже когда нет подозрения, что вино используется для идолопоклонства. Они запретили нам есть их хлеб и приготовленную ими пищу, даже когда нет опасения, что она некошерная. Например, не следует пить в собрании неевреев, даже если вино приготовлено таким образом, что это не запрещено, или если человек пьет из собственной утвари. Впрочем, если большинство присутствующих – евреи, это разрешается. Мы не пьем забродившие напитки,которые они изготовляют из таких предметов как финики и инжир, однако это запрещено только в местах, где они это продают. Впрочем, если человек приносит напиток домой и пьет его там, это разрешается, поскольку главное предназначение запрета – предотвратить принятие пищи с ними. Отделенность Израиля началась задолго до принятия Торы – еще Иаков предупреждал о недопустимости смешения с коренным населением (Танхума, Бамидбар, 12): Перед смертью Иаков… сказал своим сыновьям: «Когда вы поднимите мой гроб, сделайте это с почтением и уважением. Пусть никто другой к нему не прикасается, ни египтяне, ни один из ваших детей, ибо некоторые из вас женились на хананейских женщинах». В Торе есть закон: «Не смешивайтесь с ними. Не отдавайте своих дочерей за их сыновей и не берите их дочерей за своих сыновей» (Миш.Тора 7:3). С'форно комментирует (там же, с. 6): Вы святой народ, и вам не надлежит осквернять свою святость с дочерьми неевреев и носить негодное семя. Как сказано: «[Иуда поступал вероломно, и в Израиле и Иерусалиме произошло осквернение.] Ибо Иуда осквернил святость Г-да, которого он любит, и женился на дочери чужого бога» (Малахия 2:11). Израиль свят как сам, так и его семя. Когда оно смешивается с другими народами, эта святость оскверняется. Когда евреи вернулись из Вавилона, где успели жениться на нееврейках, князья пришли к книжнику Эзре и сказали:Народ Израиля, священники и левиты не отделились от народов земель… они взяли их дочерей в жены и давали своим сыновьям, так что святое семя смешалось с народами земель. Рука князей и правителей была первой в этом предательстве (Эзра 9:1–2).Осквернив святое еврейское семя с народами, израильтяне совершили страшный грех,причем и тогда, и сегодня «рука князей и правителей первая в этом предательстве». И это действительно предательство: евреи отбросили свое ярмо самым отвратительным способом.Смешение с язычниками лишает Израиль его святости и уникальной миссии.В прошлом израильтяне решили немедленно «удалить всех жен и их потомство» (Эзра 10:3). Они не только решили не ассимилироваться в будущем, но еще и избавились от жен и детей, которые у них уже были. Кто отказывался, тех принуждали: «Кто не пришел в течение трех дней, в согласии с советом князей и старейшин, лишался всего своего имущества и сам отделялся из сообщества изгнания» (Эзра 10:8). Какая ирония! Кто отказывался «отделиться от народов земли и иностранных женщин» (Эзра 10:11), сам «отделялся от собрания изгнания». Да, чтобы присоединиться к Израилю, нужно сначала отделиться от народов.
В таких случаях нет места свободе выбора, правам человека или терпимости – всему тому, что пытается навязать нам иностранная культура. Нет, мы заставляем евреев выбросить из своих жилищ всякую мерзость: «В те дни я увидел, что евреи женились на женщинах Ашдода, Аммона и Моава… И я противостал им, проклял их, бил некоторых из них и таскал за волосы» (Нехемия 13:23, 25). Рамбам пишет (Хилхот исуреи биа 12:1–2):
Если евреей и нееврейка живут как муж и жена… еврей подвергается предписанным Торой ударам… но если он приходит к нееврейке-проститутке, он подвергается предписанным раввинами ударам – мера, призванная предотвратить его брак с нееврейкой.Далее Рамбам добавляет (там же, 12:8): «Это заставляет нас присоединиться к народам, от которых Б-г отделил нас, отвернуться от Б-га и сделаться преступниками перед Ним». Менталитет иностранной культуры несовместим с образом мыслей и качествами Б-га. Если еврей угрожает единству еврейского народа, вступая в брак или сожительствуя с нееврейкой, его наказывают и заставляют расстаться с ней. Святость Израиля несовместима со скверной народов, и так будет всегда. В Торе сказано: «Когда Всемогущий давал народам их наследство и отделил сыновей Адама, Он поставил пределы народов по числу потомков Израиля» (Миш.Тора 32:8). К'ли якар комментирует: Здесь Тора начинает излагать доброту Б-га, которая проявилась для Израиля сильнее, чем для всех народов того времени. Она показывает, что Израиль равен по важности всем им, вместе взятым. Об этом сказано так: «Когда Всевышний давал народам их наследство» – когда Он разделил мир в наследство для всех народов, Он отделил Авраама и сказал им: «Выйди из своей земли» (Берешит 12:1). Так, сказано: «Когда Он отделил сыновей Адама». [Наши мудрецы говорят:] «Ты, [Израиль,] назван Адамом». Б-г отделил Израиль от народов и переместил их на одну сторону. Тогда «Он поставил пределы народов по числу потомков Израиля». Он вывел семьдесят народов по числу «семидесяти душ», произошедших от Иакова (Шемот 1:5) [когда они вошли в Египет]. Этим Он показал, что каждый отдельный человек среди них был так же важен, как целый народ. По сути, еврея невозможно сравнить с неевреем, потому что все народы мира никогда не сравнятся даже с одним евреем. Вот почему Р. Меир говорит (Менахот 43б): «Еврей обязан произносить три благословения ежедневно… [одно из них:] „Благословен Б-г… Который не сделал меня неевреем“». Это также объясняет, почему еврей встает при окончании Шабата и «отделяет» Израиль и народы, как в Ш’моне эсре, так и в молитве «Хавдала» к вину: «Тот, Кто различает между святым и нечестивым, между светом и тьмой, между Израилем и народами». Эти слова не оставляют сомнений: на одной стороне Израиль, святость и свет, на другой – народы, нечестие и тьма. По этой же причине мы ежедневно произносим другое благословение: «Благословен наш Б-г, Который создал нас для Своей собственной славы и отделил нас от тех, кто сошел с пути». Отделение настолько важно, что Б-г не просто сделал Израиль своим святым и драгоценным народом, но полностью отделил его от других народов и их отвратительных обычаев. Он достиг этого самым радикальным методом – поместив их в одну страну, где они смогут жить вдали от нееврейских культур. Вот почему Эрец Исраэль так важна для еврейского народа. И по этой же причине Б-г провозглашает (Бамидбар раба, 23:7): «Земля дорога Мне… и Израиль дорог Мне… Я приведу дорогой для Меня Израиль в дорогую для Меня Землю». Конечно, Б-г мог просто создать святой народ, дать ему Тору и разрешить жить где угодно, как это в ложных религиях, не требующих от своих последователей жить в конкретном месте. Обязан ли христианин жить в Риме или измаильтянин – в Мекке или Медине? Конечно нет! Почему бы тогда и еврею не жить среди народов, в любой стране, и соблюдать в ней свою религию? Мы еще раз видим подтверждение того, что Израиль не просто религия, но святой народ, отделенный от других в собственной земле, чтобы свести к минимуму любые контакты с неевреями. Поэтому и были записаны такие слова: «Это народ, живущий один, и он не числится между другими народами» (Бемитбар 23:9). В 18-й главе я подробно останавливался на том, как Б-г решил поселить весь еврейский народ в Эрец Исраэль, чтобы она стала домом для каждого израильского мужчины и женщины. Мы должны твердо запомнить важный принцип: невозможно избежать влияния иностранных культур и ценностей, живя среди нееврейского большинства. Невозможно жить среди народов и при этом в точности исполнять все законы Торы. Святое осквернится, истина будет вытеснена иностранными ценностями как что-то неприемлемое. И полнота Торы, и полнота Израиля недостижимы в окружении чуждой, ложной культуры. Не существует слов, способных выразить всю скорбь о потере первоначальной еврейской идеи! Когда раввины и ученые отворачиваются от этого фундамента – понятия Эрец Исраэль, когда они превращают Землю во что-то несущественное и не считают ее заселение долгом еврея, они обрекают Тору Израиля не только на искажение, но на полное исчезновение среди народов, да поможет нам Небо! Сама Тора облекается в мешковину и пепел, видя, какое оскорбление нанесено осиротевшей Земле. Горе нам!

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Отделенность) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Статистика