::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Шмини

16-04-2012, 15:12 Разместил: jude Просмотров: 2310

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Шмини
Главы 9:1-11:47
“И было, на восьмой день...” (Ваикра, гл. 9, ст. 1).
Восьмой на иврите — шмини.

 

Арье Юдасин
Зачем просыпаются вулканы?
События в мире разворачиваются так стремительно, что мне, комментирующему отрывки вечной Торы, успеть за ними нет никакой возможности.
Я пишу эти строчки 15 марта (2011года), за неделю до публикации. Несомненно, читатель уже «на неделю умнее автора». Но, поскольку прежняя моя попытка говорить о будущем в начале «египетской революции», увы, оправдалась, рискну еще раз.
Тур сопоставляет три вида храмовых жертвоприношений трем благословениям коэнов народу. «Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя» соответствует жертвоприношениям за грех (хатат). «И озарит тебя Г-сподь сиянием лика Своего и помилует тебя» перекликается с всесожжениями (ола). «Повернет к тебе Г-сподь Свой лик и пошлет тебе мир» соотнесено с «мирными жертвами» (шламим). Первое из этих благословений говорит об изобилии, здоровье и долголетии, а также защите от убытков, грабителей и о даровании человеку сил, чтобы удержаться от греха. Второе касается духовного роста, радости и доброго отношения к тебе окружающих. Третье — о мире и любви между Б-гом и тобой, о помощи человеку в достижении совершенства. Иначе говоря, самые желаемые нормальным человеком жизненные блага соотносятся с жертвами.
Еще несколько любопытных гематрий приведем из комментария Тура на гибель двух старших сыновей Аарона. «И вышел огонь от лица Г-спода» равно «вышел из Святая Святых», «и пожрал» = «две нити», «их» = «душу». То есть небесный огонь, выйдя двумя нитями из Ковчега Завета в Святая Святых, поглотил души праведников, не тронув их тела. Некая «духовная радиация». Ведь причина, почему пришел этот огонь, — в душах.
Рав Лау, главный ашкеназский раввин Израиля, вскричал на похоронах зверски убитой террористами семьи Фогель: «Изучая законы жертв, мы не думали, что говорим о таких жертвах!» Когда лет тридцать назад я смотрел фильм-антиутопию «Гибель Японии», я тоже не предполагал увидеть «вживую» эти цунами и горящие дома. Тем более дымящиеся атомные реакторы. Но сегодняшние заголовки новостей про ядерную катастрофу на японских островах звучат так: «Ночные кошмары все хуже», «Не исключаем самого страшного в ближайшие дни и часы». Самое время христианам полистать Апокалипсис, мусульманам — освежить в памяти предсказания о периоде перед приходом на землю «царства ислама»... А евреям — открыть Талмуд, первоисточник всех рассказов о времени перед самым приходом Машиаха. Откуда, точнее из зафиксированной в Талмуде и мидрашах древней традиции, и взяты христианские да мусульманские ужастики. С купюрами, фантазиями и искажениями. А главное, с искаженным этическим посланием.
Не буду утомлять вас перечислением известных фактов. Например, геноцид немцами евреев, Вторая ливанская война, арабские бунты, мусульманские войны и терроризм описаны порой вплоть до названий областей и городов. Лучше коснемся общей концепции, причины этих событий и — что делать человеку?
Б-г — отнюдь не «мучитель людей». Он — всеблаг, ищет для нас только добра. Как же сопоставить это с прежними и творящимися сейчас кошмарами? Очень просто: в масштабе земного времени и в масштабе «времени и вечности одновременно» вещи часто выглядят по-разному. Ценность земной жизни огромна — но, в первую очередь, она обусловлена ее «проекцией на вечность». Живущий только сиюминутным, одним текущим днем, сам обесценивает собственную жизнь. Низводит ее буквально на уровень жизни животного. По ценности. По осмысленности.
Вы решили, что живете в самодостаточном мире? Сегодня его устои очевидно шатаются. Защищены медициной? Приходит СПИД, всемирная пандемия рака. Богаты? Модифицированные продукты, периодические паники буквально из-за всего — от волновых печей до фторной зубной пасты. Сыты? Голод в странах Африки, ожирение в «богатых странах». Дешевые энергоносители? Ну-ну... Предсказываете погоду и управляете климатом? Наводнения, пожары, разливы нефти, горящие нефте- и газопроводы, взрывающиеся атомные станции, погода «сходит с ума»... Удобные коммуникации? Сомалийские пираты, авиатеррористы. Прочно стоите на земле? Ее трясет. Просыпаются один за другим вулканы. Социальная система устойчива? Кризисы и череда революций. Оружие в надежных руках? Атомная бомба у Пакистана и Северной Кореи, скоро у Ирана, на подходе «грязная бомба» «Аль-Каиды» и просто мафии...
Надежные информационные сети? Половина кабелей на дне океана повреждены землетрясением. Новый Ближний Восток? Милости просим «Хизбаллу» в правительство Ливана, «Хамас» в Газу, «Мусульманских братьев» в Египет...
Я сам предпочитаю нормальную жизнь, мне куда приятней анализировать и учить шахматам детишек, чем бегать по оврагам с автоматом и дозиметром. Но вопрос — о духовной, главной составляющей этой жизни.
Мир трясет. Б-г предупреждает: если вам не удастся самим вспомнить о реальном масштабе жизни человека, Я вынужден «напомнить» вам. Видя выложенные в Интернете снимки убитых в Итамаре малышей, многие буквально кричат. А прежде, при других таких же ужасах? Мало детей и женщин было растерзано только за последние годы нелюдями? На сколько хватило содрогания человечества после Аушвица? В стране-победительнице СССР — на 4–6 лет, и начались «охота на космополитов», «дело врачей» — этапы подготовки нового геноцида евреев. Что осталось в умах людей от 11 сентября, кроме ругательств в адрес «Аль-Каиды», ненадолго назначенной на роль «всемирного дьявола»?..
Вы заметили — в день, когда пролилась невинная кровь Фогелей, впервые за годы вода Кинерета поднялась выше красной черты? То же происходило и во время интифады «Аль-Аксы». Когда не хватает воды — приходит кровь и «восстанавливает баланс». Когда и этого не достает — бежит та вода в цунами к японцам или индонезийцам... Неужели нам не стыдно не использовать все возможности, чтобы остановить эту всемирную цепочку причин и следствий?!
Огонь всегда выходит из Святая Святых. И всегда начинает с души. Которая сегодня у людей какой только чушью не засорена!
А для счастливой и полной жизни всегда нужны жертвы. Не только в Храме. Лучшая жертва — духовное приношение человеком самого себя Б-гу. Трепет перед Его величием и благодарность Ему за свою жизнь и жизни близких. Так сказала Тора.
Говорит Талмуд: «Если одолевает тебя твое дурное начало (делая жизнь рутиной), приведи его в дом учения. Не помогает — прочитай «Шма, Исраэль». Не помогает — напомни себе о смерти». Закон объясняет, что, читая «Шма», человек должен чувствовать, что он готов отдать жизнь ради исполнения воли Б-га. Свою, разумеется, а не случайных встречных — как у этих полудурков с поясами шахидов. И Б-г с радостью принимает такую настоящую «жертву», отменяющую жертвы кровавые. Зачем будить проснувшегося?
Тору сейчас мы с вами чуток поучили, о смерти нам напоминают ежечасно. Чье «Шма» теперь спасет японцев? Рамбам, великий законоучитель, постановил, что каждый человек должен чувствовать себя так, словно от одного его поступка зависит весь мир.
Очень надеюсь, что новые «интересные события» не предварят публикацию статьи. И, слава Б-гу, между написанием и публикацией статьи лежит Пурим — День Спасения евреев. Его сила огромна. Однако похоже, то, что сейчас в мире происходит, — уже не обычная «родовая схватка перед приходом Машиаха», как выражается Талмуд. И только мы, евреи, можем остановить на любом шаге длинный список «интересных новостей». Общих и личных. Чем? Простым раскаянием и возвращением к Б-гу. Простым «Шма, Исраэль» — от души.


Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Почему они погибли?
Недельный раздел "Шемини" рассказывает о первом дне службы в Скинии. В конце книги Шемот сказано:"И возвел он двор вокруг скинии и жертвенника, и возложил полог к воротам двора, и завершил Моше работу. И покрыло облако шатер собрания, и слава Г-спода наполнила скинию." (Шемот, 40:33-34)
Кажется, Скиния готова. Но все же, если мы рассмотрим текст недельного раздела "Шемини", мы увидим, что переход от строительства к служению был весьма драматичным. В короткий промежуток времени между завершением строительства и вхождением Шехины в Скнию погибли два сына Аhарона. Как это случилось?
Представьте себе трепет, охвативший сынов Израиля по завершении многомесячного строительства Скинии. Еще в самом начале им было обещано: "Они построят Мне святилище, и Я буду пребывать среди них" (Шемот, 25:8)
И вот все готово. В течение семи дней коэны проходили период посвящения: совершали все обряды, чтобы удостовериться в правильности исполнения ритуала. Затем Моше собрал весь народ (Ваикра, 9:1) Аарон объяснил народу, что предстоит совершить. Затем Моше велел всем приблизиться и произнес следующее:"То, что повелел Г-сподь, исполните, и явит себя вам слава Г-сподня." (9:5-6) Мне представляется, что в этот момент каждый задавал себе вопрос: действительно ли Б-г явится в Скинию? Не были ли все труды напрасными? И вот Аарон начинает совершать искупительную жертву, но ничего не происходит. Он простирает руки к народу и благословляет его – опять ничего. Он сходит с жертвенника, совершив грехоочистительную жертву, жертву всесожжения и мирную жертву, и опять ничего необычного не случилось. (22) Тогда Моше и Аарон отправляются в Скинию, проверить, что там происходит. Они выходят из Шатра и благословляют народ, и только тогда "явила себя Слава Г-сподня всему народу" (23).
Но Моше и Аарон были не единственными, кто попытался выяснить, что проиходит:
"И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свою угольницу, и положили на них огонь, и возложили на него курение; и поднесли они пред Г-сподом чужой огонь, чего Он не велел им." (Там же, 10:1)
Согласно Рашбаму, Надав и Авиу решили принести "неразрешенный" огонь именно потому, что с небес не сошел обещанный огонь. То есть, огонь испепелил жертвы на жертвеннике именно тогда, когда он пожрал Надава и Авиу: события 24-го стиха девятой главы и второго стиха десятой главы совпадают по времени.
"И вышел огонь от Г-спода, и испепелил на жертвеннике всесожжение и туки" (9:24)
"И вышел огонь от Г-спода, и испепелил их, и умерли они пред Г-сподом." (10:2)
Огонь не снисходил дважды: он вышел из Святая Святых, убил Надава и Авиу и взошел на жертвенник, чтобы испепелить жертвы.
Мы помним, что Моше не мог войти в Скинию, когда на ней пребывало облако Славы. К несчастью для Надава и Авиу, они вошли в Шатер Собрания именно в этот момент.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Смятениe Аарона
Восьмой день освящения Скинии. Торжества длятся уже семь дней, в течение которых главным действующим лицом является Моше (см. Вайикра, 8). Однако на восьмой день назначено "торжественное открытие", когда Моше "передаст полномочия" Аарону. И Моше объявляет уставшим от ожидания людям, собравшимся у Скинии: "ЯВИТСЯ ВАМ СЛАВА Б-ГА" (Вайикра, 9:6).
Однако Аарон, похоже, проявляет нерешительность, так что Моше даже пришлось его поторопить: "И СКАЗАЛ МОШЕ ААРОНУ: ПОДОЙДИ К ЖЕРТВЕННИКУ ... И ПОДОШЕЛ ААРОН К ЖЕРТВЕННИКУ" (Вайикра, 9:7-8).
Комментируя эти слова, Раши со ссылкой на мидраш «Сифрей» пишет: "Аарон пребывал в смятении и не решался приблизиться. Сказал ему Моше: "Почему ты смущен? Ведь для этого ты избран!". Рамбан добавляет: когда Аарон увидел жертвенник, ему показалось, что он видит ... изображение тельца!
Почему же Аарон чувствовал себя столь неуверенно? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся понять, что именно должно было произойти в этот день. Евреи строили Скинию в течение шести месяцев, и все это время работали с одной единственной целью - чтобы Б-г смог "ОБИТАТЬ СРЕДИ НИХ"(Шемот, 25:8). И вот наконец настал день, когда им предстояло убедиться, удалось ли достичь поставленной цели, или же все труды и жертвы оказались напрасными - станет ли Скиния местом ощутимого присутствия Б-га, или же будет лишь пустой оболочкой, лишенной внутреннего содержания.
При этом все взгляды, естественно, были обращены на первосвященника Аарона, у которого в этот момент было множество причин сомневаться к себе. Когда в прошлый раз он попытался стать посредником между народом и Б-гом, все закончилось катастрофически - поклонением золотому тельцу.
После этого, что бы Аарон ни делал, он не мог забыть об этом позоре. возможно, именно поэтому Моше сказал брату, что первое, что он должен сделать в качестве первосвященника, это принести грехоочистительную жертву: "ВОЗЬМИ СЕБЕ БЫЧКА МОЛОДОГО ДЛЯ ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ" (Вайикра, 9:2).
Обычно в грехоочистительную жертву приносят овцу или телицу. Однако Аарону было сказано принести быка - как объясняет Раши, поскольку эта жертва должна была послужить искуплением за золотого тельца. Однако для Аарона вид тельца послужил еще одним напоминанием об ошибках прошлого, и он в очередной раз усомнился, будет ли этот грех прощен. Возможно также, что еще одним напоминанием послужили золотые одежды, в которые он был облачен в тот день.
Поэтому Моше должен был успокоить и поддержать брата: "ПОДОЙДИ К ЖЕРТВЕННИКУ, И ПРИНЕСИ ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ СВОЮ И ЖЕРТВУ ВСЕСОЖЖЕНИЯ СВОЮ, И ИСКУПИ СЕБЯ И НАРОД, И СДЕЛАЙ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ОТ НАРОДА, И ИСКУПИ ЕГО, КАК ПОВЕЛЕЛ Б-Г" (Вайикра, 9:7).
Обратите внимание, что Моше говорит: "ИСКУПИ СЕБЯ И НАРОД", а сразу после этого - "СДЕЛАЙ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ОТ НАРОДА, И ИСКУПИ ЕГО, КАК ПОВЕЛЕЛ Б-Г". С формальной точки зрения именно народ, а не Аарон, нуждался в прощении и искуплении. Однако Моше понимал, что психологически Аарон считал себя виноватым, а потому предложил принести грехоочистительную жертву и за себя.
В результате Аарон успокоился и оправдал доверие, которое возлагал на него народ: "И ВЫШЕЛ ОГОНЬ ОТ Б-ГА, И СЖЕГ НА ЖЕРТВЕННИКЕ ВСЕСОЖЖЕНИЕ И ЖИР, И КАК УВИДЕЛ ЭТО НАРОД, ВОЗЛИКОВАЛ ОН И ПАЛ НИЦ" (Вайикра, 9:24).


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Эта недельная глава продолжает описание Посвящения Мишкана и введения Аарона и его сыновей в должность Коаним. Моше объясняет Аарону, что повелел сделать ХаШем на восьмой день Посвящения, и сообщает нам, что в этот день всем откроется всемогущая Слава Б-га.
2. После того, как были принесены различные Корбанот, Аарон простирает руки к народу и, впрвые, благословляет его своим Биркат Коаним: «Да благословит вас ХаШем и охранит вас. Да озарит вас ХаШем своим благожелательным вниманием и будет милостив к вам. Да будет ХаШем к вам благосклонен и дарует вам всем мир.»
3. Затем и Моше Рабейну, и Аарон – Коен Гадоль (Первосвященник) вместе благословили собравшуюся массу людей, благодаря пожертвованиям и мастерскому труду которых был построен Мишкан: «Да будет ХаШем удовлетворен нами и этой нашей работой, проделанной Ему во славу, и да утвердит Он этот Мишкан. И да будет на то Его воля, что все, что мы делаем Ему во славу, удовлетворит Его и упрочится. Да изволит Он осенить Своим Присутствием этот Мишкан, плод ваших трудов».
4. Сразу же после того, как были произнесены эти слова, с Небес снизошел чудесный огонь и поглотил Корбанот, которые были на Алтаре. При виде того, как мгновенно были отвечены их молитвы о том, чтобы Б-жественное Присутствие проявило Себя, люди возрадовались и упали ниц. В чистосердечной молитве Б-гу они возблагодарили Его за то, что избрал Израиль в качестве Своего народа и осенил его Своим Присутствием, и воздали Ему хвалебные.
5. Но именно тогда произошла трагедия. Надав и Авиу, двое старших сыновей Аарона, тоже удостоились участия в священной службе Посвящения Мишкана. Но в попытке еще больше поднять свой экзальтированный дух в этот волнующий момент, они выпили немного вина, ибо вино помогает человеку ослабить свою сдержанность, раскрепоститься и позволить себе выражать радость и экстаз без всякой скованности. Но под действием вина они утратили чувство меры. Они решили, что знают лучше, чем старшие, Моше и Аарон, как следует праздновать этот великий день. Не посоветовавшись с Моше и Аароном и не спросив их разрешения, и даже не обсудив это дело между собой, Надав и Авиу решили
отпраздновать Посвящение Мишкана своим собственным, индивидуальным путем. Они взяли огонь из источника, о котором не указывал ХаШем, сожгли на нем ладан, о котором Он не приказывал, и вошли в святой Мишкан, чтобы совершить свое собственное приношение перед Б-гом. Последствия были немедленными. Снизошел ужасный огонь от Б-га и поглотил их, и они умерли.
6. Трагическая смерть сыновей Аарона повергла в шок и его, и весь народ. Моше утешил брата тем, что, по его словам, их наказание в принципе стало свидетельством их величия: их смерть продемонстрировала, какой страх должно вселять в человека величие Б-га и Мишкана. Более того, сказал Моше Аарону,
ХаШем уже предсказывал, что Его всемогущество и власть будут показаны на примере особых, избранных людей. Но тогда никто не знал, кем окажутся эти избранные, да никто и не предвидел, что власть Б-га будет продемонстрирована таким устрашающим и сенсационным образом. И то, что Надав и Авиу умерли потому, что посмели приблизиться, когда им не было дозволено, свидетельствует о том, что ХаШем посчитал их достаточно великими, чтобы преподать этот урок на их примере.
7. В то же время все стали свидетелями демонстрации величия Аарона – и его полной годности на пост Первосвященника нации – когда он принял эти слова утешения от младшего брата. Всегда оставаясь верным слугой Б-га, Аарон покорился Его Воле и, взяв себя в руки, сохранил смиренное молчание и не стал оплакивать свою двойную трагедию, чтобы не омрачать святой радости Посвящения Мишкана.
8. Сразу после этой демонстрации Аароном своей железной самодисциплины ХаШем обратился прямо к нему и преподал законы о запрете употребления алкогольных напитков Коаним, выполняющими службу в Мишкане. Обычно ХаШем обращался к Моше и говорил ему, что он должен передать указания остальным. Теперь же, обращаясь непосредственно к Аарону, ХаШем показал, что его безоговорочная преданность завоевала ему Его расположение. И действительно, теперь поведение Аарона ставится нам в пример того, как слуга Б-га безоговорочно принимает Его Волю. Вообще, все действия Аарона в тот великий день Посвящения Мишкана были правильными и в соответствии с указаниями Б-га, даже в большей степени, чем думал Моше, что с готовностью признал и сам Моше.
9. Хотя следующий раздел главы, законы Кашрута, не связан с событиями Посвящения Мишкана, ХаШем повелел, чтобы эти законы были помещены в Его Торе, продиктованной Им Моше Рабейну на горе Синай, сразу после них. Ибо как смерть двух сыновей Аарона во время Посвящения была вызвана действиями под
влиянием выпитого вина, так, учит Тора, и в более общем плане, все люди – и особенно еврейский народ – подвержены воздействию того, что они употребляют в пищу. Тора говорит: «Мы состоим из того, что мы едим». И ХаШем, Создатель мира, повелевает нам воздержаться от еды и питья, которые, как Он знает, нанесут вред уникальной душе Его Избранного народа. Этим законам, данным Б-гом, следует подчиняться не ради заботы о нашем физическом благосостоянии или здоровье (хотя, как и со всеми законами Б-жьей
Торы, эти преимущества тоже гарантированы). Ибо эти законы, по сути, являются «Хуким» - то есть, законами, смысл которых не пояснен, и которым мы подчиняемся только потому, что так повелел ХаШем. Интересно, что, как бы специально с целью подчеркнуть этот духовный аспект данных законов, Тора называет запрещенных в употребление животных не «асур» (что значит «запрещенный»), а «таме» - выражением, обозначающим вещи, оскверняющие человеческую душу.
10. Тора запрещает нам употреблять в пищу мясо любого животного, которое не обладает обоими из следующих признаков: оно должно пережевывать жвачку, и его копыта должны быть полностью раздвоенными. Наличие только одного признака из двух (как, например, у свиньи или верблюда) не достаточно для разрешения его мяса. У обитателей водной среды и рыб тоже должны быть два признака, а именно, чешуя и плавники. (Поэтому запрещены крабы, креветки, угри и т.п.) Тора запрещает есть любое насекомое, с крыльями или без, а также дает список запрещенных нам птиц. [Сегодня мы употребляем в пищу лишь тех птиц, о кашерности которых существует установленная традиция, то же относится к
другим обитателям воздушной среды (определенным видам саранчи и т.д.).]
11. Глава продолжается некоторыми другими законами Тум’ы. Даются, в частности, законы о трупах некашерных животных, о трупах животных кашерных, которые умерли естественной смертью (а не были забиты правильным образом с помощью Шхиты, в коем случае они не являются Таме); законы восьми созданий, чьи трупы передают Тум’у путем простого прикосновения. (Тум’а может передаваться посуде, одежде и любым производственным изделиям, а также человеку, пище и напиткам.) Законы Тум’ы и Тахары (распространенный перевод этих слов как «чистота» и «нечисть» на самом деле неадекватен, ибо он не выражает истинный духовный смысл, который в них заложен) воистину сложны и запутаны. Но те, кто
берется за их изучение серьезно, обнаруживают четкую систему, которая демонстрирует, что, хотя все эти законы – «Хуким», за ними стоят великие и благородные идеалы святости, которые ХаШем, в Своей доброте, предлагает нам, Его святому народу.
12. Путем соблюдения этих законов Кашрута и Тум’ы и Таары (Таара – это процесс, посредством которого ХаШем повелевает отделаться от состояния Тум’ы путем окунания в ритуальный бассейн Микве и т.п.) еврейский народ возвышается до того духовного уровня, достигнуть который желает нам ХаШем. Вообще, само наше освобождение из Египта было обусловлено исполнением этих заповедей, и наше исполнение этих законов само по себе является достаточной причиной для этого избавления: именно путем точного соблюдения этих заповедей мы становимся святым народом Б-га. Как говорит ХаШем: «Не делайте себя
отвратительными, употребляя в пищу этих [некашерных животных]… Не оскверняйтесь ими, ибо это погубит вашу духовность. Ибо я ХаШем, ваш Б-г, и Я свят, освятите себя и вы… Я, Хашем, вывел вас из Египта, чтобы быть вашим Б-гом, Я свят – и вы тоже будьте святы...»


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Шмини
Ѓафтара этой недели взята из Второй Книги Шмуэля.
Начинают с первой фразы главы 6, сефарды читают до фразы 19,
а ашкеназы продолжают до главы 7, фразы 17.

1. Мишкан, который мы соорудили в пустыне на пути в Землю Израиля, был в действительности передвижной формой Храма, который предстояло построить «на месте, которое выберет ХаШем», когда придем в эту Землю. Поэтому подходящим приложением и Ѓафтарой к рассказу этой недельной главы о возведении и посвящении Мишкана является рассказ о приготовлениях к строительству и
посвящению Храма.
2. Примерно за двадцать лет до описываемых в Ѓафтаре событий Ковчег Завета (в котором хранились две Скрижали) взяли в сражение с филистимлянами. Это был неправильный шаг, и враги его захватили. Вначале филистимляне ликовали, что овладели таким сокровищем. Но потом в течение семи месяцев где бы они ни
выставляли Ковчег, на местных жителей обрушивался страшный мор. Так они поняли, какую грозную силу представлял собой Ковчег благодаря своей святости, и отослали его обратно, вместе с подходящими дарами из золота.
3. Филистимляне положили Ковчег на новую телегу, запрягли в нее двух коров, и так он был привезен обратно в Землю Израиля. Он остановился у дома Аминадава в Кирьят Йеарим (современный Тельз Стон, около пятнадцати километров к западу от Иерусалима), где его заботливо и с благоговением поместили в особый шатер. В нашей Ѓафтаре повествуется о том, как царь Давид, исполненный решимости построить постоянный Храм в Иерусалиме, который заменит собой Мишкан (находившийся тогда в Гило) организовал перенос Ковчега в Иерусалим. Это было сделано еще задолго до фактической постройки Храма: Давиду так не терпелось его построить, что он хотел, чтобы Ковчег был уже на месте и готов к вносу в Храм, как только его построят.
4. Есть и другое связующее звено с недельной главой. На каком-то этапе людям показалось, что Ковчег, который везли в Иерусалим на телеге (а правильнее было его понести двум Левитам на плечах), вот-вот упадет с нее, и Уза, сын Аминадава, поддержал его рукой. Последствие было немедленным и ужасным: Б-г умертвил его на месте. Аналогичное происшествие описывается и в недельной главе: церемония посвящения Мишкана была омрачена смертью двух сыновей Аарона за совершенный ими проступок. Смерть Узы преподала всем урок: Ковчег Б-га не нуждается в чьей-либо поддержке – наоборот, «Ковчег носит своих носителей» - и продемонстрировала народу величественность и святость Ковчега Б-га, что к нему нужно относиться с трепетом и благоговением.
5. Давид решил, что эта трагедия была знаком Б-га, что еще не время переносить Ковчег в Иерусалим, и вместо этого велел поместить его в доме праведного Левита по имени Овед-Эдом. За почтение и самоотверженную заботу о Ковчеге ХаШем наградил этого человека необычайным процветанием. А затем, через три месяца Давид организовал завершение переезда Ковчега в Иерусалим.
6. На этот раз Давид позаботился о том, чтобы не было никаких трагических ошибок. Ковчег понесли на своих плечах Левиты, как ХаШем изначально указал Моше: «А [Левитам] семейства Кехата телег не дал, ибо их задача - перенос Ковчега, и его понесут на плечах». (Это символизирует, что хорошо познать Тору может только тот, кто «подставит для нее свои плечи», то есть, будет готов усердно трудиться ради получения знаний. Никто тебя не «подвезет», надо пройти весь трудный путь самому.) По пути процессии было принесено много Корбанот, пока Ковчег не достиг своего места назначения в Городе Давида. Затем Давид благословил народ именем Б-га, раздал людям хлеб, мясо и вино, и они разошлись по домам. [На этом оканчивают Ѓафтару сефарды. ]
7. В течение всего этого празднования сам Давид был в полном восторге от идеи, что перенос Ковчега в Иерусалим является первым этапом самой постройки Храма. И настолько поглощен был он служением Б-гу, что дал выражение своему ликованию экстатическим танцем перед Ковчегом, совершенно не заботясь о
своем царском достоинстве, ибо перед Б-гом всякая человеческая честь сходит на нет. Но его жене Михали, дочери царя Шаула, это не понравилось, и когда Давид вернулся домой, она выразила свое неодобрение. Она боялась, что Давид полностью раскрылся перед всем народом и принизил честь престола.
8. Хотя она была великой праведницей – она ведь была дочерью праведного царя Шаула – тем не менее, эта критика мужа с ее стороны была неправильной. Давид отвечает ей, что напротив, возможно, что это самое беспокойство о парадном фасаде в большей степени, чем о служении Б-гу всем сердцем и без всяких преград, и стало причиной того, что ХаШем лишил царства ее отца и его дом и передал царство Давиду. Ибо когда идет речь об искреннем служении Б-гу, то следует совершенно не беспокоиться о собственном достоинстве и чести – даже царю!
9. В ту ночь к пророку Натану пришло слово Б-жье. Он должен сказать Давиду, что ХаШем действительно предпочел его Шаулу, и что его дом всегда будет править народом Израиля. Даже если наступят времена, когда наследники престола будут сокрыты, и даже надолго, тем не менее, линия Давида сохранится до царя
Машиаха (Мессии) и в конечном счете вновь вернется на престол. Однако, что касается намерения Давида построить Храм – то нет, не Давид построит Б-жий Храм, а его еще не родившийся сын.
10. Причина этому дается позже (в писаниях «Диврей ХаЙамим»): Давиду пришлось много воевать ради того, чтобы упрочить и обезопасить царство еврейского народа на его земле – надо было уничтожить многих врагов. Как бы ни было оправдано все это кровопролитие, в конце концов, из-за этого Давид был человеком войны. А Храм должен быть Б-жьим Домом Мира – мира между еврейским народом и его
Отцом на Небесах, мира между народами мира и Б-гом всего человечества. Поэтому неправильно, чтобы человек войны, каким бы праведным он ни был, построил Дом Мира.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Ещё раз о свинстве
 «Но только это не ешьте… свинью, так как разделяет копыта и делает зазор, а жвачку не жует» Ваикра 11:7
Талмуд рассказывает (Трактат Бава Кама 82:2), что во время братоубийственной войны Аристоблуса и сыновей Шломцион и Александра Яная, каждое утро осажденным на Храмовой горе передавали, за баснословную сумму золотом, овец для приближения тамид. Мир не без «добрых людей», «и они все советуют». «Сказал один из эллинизированных евреев – пока осажденные обеспечивают бесперебойность работы в Храме – они непобедимы!
Назавтра, когда спустили сверху корзинку с золотом, в нее поместили свинью. Подняли осажденные корзину до середины стены, вцепилась свинья копытцами в стену и сотряслась Страна Израиля четыреста парсаот на четыреста парсаот». До сих пор слова мудрецов.
Попробуем расшифровать образы мидраша. Середина стены Храма – средоточие (граница) Храмовой Горы. Четыреста на четыреста – квинтесенция Места – Страны Израиля, которая «имеет тонкий желудок и изрыгает все грубое (непотребное)». Ну, а копытца свиньи – свидетельство внешней кошерности, символ самых опасных врагов Израиля – эрев рав, евреев по происхождению, но не по содержанию.
Сказал Ури Цви Гринберг (гениальный идишистский и (!) ивритский поэт, который в поэме «Моисей», опубликованной в 1937 году описал газовые камеры, в которых будут удушать евреев) на следующий день после решения правительства национального единства Леви Эшколя (включавшего и Менахема Бегина с Моше Даяном, чтоб вы не сомневались!) о передаче Храмовой Горы исламскому самоуправлению: «С этого момента начинается конец государства Израиль, которое будет теперь постепенно уменьшаться в размерах».
Ури Цви Гринберг, бывший всю свою жизнь религиозным сионистом, умер в следующем, 1968 году. А его слова, напечатанные тогда же, в июне шестьдесят восьмого, по-прежнему напоминают, что еврейские папа и мама наших лидеров, к сожалению, лишь свидетельство их … свинства.
Иллюстрация. Глава поселенческого совета Самарии г-н Месика объяснил, что незащищенность поселения Итамар – прямое следствие решения юридического советника израильской гражданской администрации Самарии о возможной (!) незаконности малой части ограды. Как следствие – вся (!) ограда лишилась государственного содержания и поддержки.

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Шмини все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика