::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Цав

16-04-2012, 14:56 Разместил: jude Просмотров: 2446

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Цав
Главы 6:1-8:36
“Вели сынам Аарона...” (Ваикра, гл. 6, ст. 1).
Вели на иврите — цав.

 

Рав Лев Кацин
Любовь нельзя погасить
Посвящается памяти убитых арабами Уди Фогеля, его жены Рут и их детей — 11-летнего Йоава,4-летнего Эльад-Бену и 3-месячной Адас. (Да отомстит Все-шний за кровь праведников)

 

«Об исполнении какой заповеди ты будешь думать в день свадьбы?» — с этим вопросом рав Элиэзер Таубер обращается к своим ученикам (Thoughts for Jewish Home, с. 113). И когда молодые люди упоминают законы хупы (бракосочетания) или заповедь иметь детей, то рав Таубер говорит им, что самой сутью семейной жизни является исполнение заповеди «Возлюби ближнего как самого себя!».
Рабби Акива учил, что заповедь любви к ближнему является великим правилом Торы, той основой, на которой зиждутся все ее заповеди. Однако сокровенной сутью заповеди любви к ближнему является любовь человека к своей жене: то, как он относится к своей жене, так на самом деле он и относится ко всем остальным.
Многие помогают малознакомым людям или делают одолжения друзьям и коллегам, но далеко не все и не всегда ведут себя благородно в стенах своего дома.
Общаясь с чужими людьми, человек делает вид, играет, фальшивит, манипулирует. Кто-то делает одолжение боссу, но на самом деле выслуживается, помогает коллеге, а в действительности корыстно надеется получить что-то взамен. И лишь в комфорте своего дома человек открывает свое истинное лицо.
В этом сокровенный смысл слов Талмуда: «Стены дома будут свидетельствовать о человеке, когда его душа предстанет пред судом на Небесах», — утверждает Талмуд (Таанит, 11).
Если человек творил добро по отношению к своей жене, то тогда ему будут засчитаны все добрые дела, которые он творил по отношению к другим людям, объяснял великий каббалист рав Хаим Виталь. Однако если человек не был добр к своей жене, то в день суда на Небесах посчитают, что он не совершал никаких добрых дел ни для кого! Как же так: человек делал добро, почему же оно добром на Небесах не считается? Отношение человека к своей семье — это лакмусовая бумажка, проверяющая искренность его отношения к людям. Если он действительно любил свою семью и выражал эту любовь добрыми поступками, то тогда все его добрые дела по отношению к другим людям считаются искренними, в противном же случае все его добрые дела считаются фальшью...
«Конечно же, любовь вдохновляет человека творить добро, однако в еще большей степени добрые поступки вдохновляют человека любить», — писал рав Элиягу Десслер (Михтав ми-Элиягу).
Совершая добрый поступок, человек должен стремиться, чтобы его вдохновляла искренняя любовь к людям. Исполнение же доброго поступка в свою очередь вдохновляет человека на еще большую любовь...
Как человеку построить семью, свой крепкий дом?
Физически дом строят из кирпичей, но наполнить его нужно духом любви.
«Колонны серебряные, отделка золотая... а внутри его любовь (народа Израиля к Вс-вышнему)», — писал мудрый царь Соломон, построив Иерусалимский Храм (Песнь Песней, 3:10). Золото и серебро, которые давали евреи для строительства Храма, выражали их любовь.
Когда евреи строили переносной Храм в Синайской пустыне, то Вс-вышний указал каждому дать по полшекеля. Храм — символ единства народа, а полшекеля напоминали каждому, что он лишь часть целого.
Моисей удивился, какой должна быть эта монета, полшекеля. Тогда Вс-вышний показал ему огненную монету, рассказывает Талмуд. Огненная монета — это символ горячей, как огонь, любви, которая наполнила Храм, и о которой писал царь Соломон: «Воды великие не погасят любви!» (Песнь Песней, 8:7). «Враги Израиля не смогут погасить их любви, остудить их преданности своему народу», — объясняют мудрецы...
Для того чтобы уничтожить евреев, Аман дал царю Ахашверошу десять тысяч серебряных монет. Однако его план не удался, потому что евреи еще раньше дали свои шекели, утверждает Талмуд (Мегила, 13). Дав по полшекеля в Синайской пустыне, евреи выразили свою любовь друг к другу. Эту хранимую в их душах любовь не смогут погасить никакие воды, разрушить никакие враги.


Арье Юдасин
Не заскучаешь…

...с евреями. Какие причудливые мировоззрения, какие гротескные конфигурации идей и слухов не отыщешь! Легко встретишь и соблюдающего (раввинские) законы еврея, для кого авторитетна только Письменная Тора, но не всякие там «раввинские постановления». И раввина — активиста МЕРЕЦа. И буддиста-сиониста... Но есть, кажется, нечто общее.
Я бы обозначил это так: взгляды евреев отличаются тем, какую «порцию» Торы они в свои мозги согласны вместить. И, разумеется, под каким соусом. Речь не только об изучающих Тору или, наоборот, не умеющих прочесть два слова на иврите. Даже сторонние, откуда ни надерганные идеи бессознательно окрашиваются у евреев в «торанические» тона. Со знаком плюс или минус, под любыми соусами и приправами... Ничего не поделаешь, так уж нам в «подсознание» впечатано.
«...Сказал (Б-г) Моше: повели им». Подсказывает Тур: последние буквы этого отрывка складываются в «Тора». «Что повелел Б-г? Чтобы занимались Торой». «Каждый, изучающий законы жертвоприношений, — словно бы эти жертвы принес». Дальше Тур приводит пасуки из ТАНАХа, где Тора сравнивается с огнем — освещающим, согревающим, прокаливающим или сжигающим. Например: «Огонь жертвенника — это лестница, по которой ангелы поднимаются в небеса».
«Тора названа хлебом — как нельзя в мире без хлеба, так и без Торы». «Если двое вместе занимаются Торой, они становятся братьями, даже если начинали врагами». Вот что подразумевает модная сентенция: «Все евреи — братья»!
О какой Торе речь, письменной или устной? О самих законах, то детально, то вкратце сформулированных в Пятикнижии? Или про их интерпретации мудрецами поколений? О практическом поведении или мировоззрении? О единой для всех Торе или про особые «искры» высшего знания, посеянные в наших душах? О «двекуте», личной отчетливой связи с Б-гом, или о «технологии» соблюдения Закона? И знает ли до некоторой степени Тору, скажем, еврей-христианин — ведь христианство почитает Ветхий Завет своей святой книгой? Соблюдает ли законы Торы еврей-атеист, в моральном поведении которого проявляются отдельные принципы Святого учения, например, милосердие и уважение к людям? Короче, что такое Тора?
Вы будете очень смеяться, но математически точного ответа на этот вопрос нет. Или, точнее, невозможно определить понятие (и явление) Торы через любые сравнения и сопоставления.
Оттого все, кому не лень, напридумывали «свои Торы», хоть персональные, хоть под групповые тусовки. Индуизм, вудуизм, католицизм, шиизм, бахаизм, экуменизм, коммунизм... Причем нет никаких сомнений, что кусочки единой, универсальной Торы каждый из этих «измов» использует. Даже фашизм. И человек, дуреющий от избытка религиозных учений и в изумлении вопрошающий: «Так сколько же на свете богов и каких?!» — тоже честно отрабатывает один из базисных торанических принципов: искать правду и не поддаваться ложному знанию.
Говоря языком алгебры, Тора — это некая первичная теорема, из которой вытекают все прочие. Начальное понятие, более базисное, чем, скажем, «мир», «человек», «жизнь»... Сказав, что это — закон, подаренный нам Б-гом через Моше, ты назовешь только вес посылки и имя отправителя.
Об этом говорят мидраши. Скажем, что «Тора создана за 2000 лет до сотворения мира» (и времени в том числе). Что Моше неоднократно не понимает «текст» и просит Б-га изменить его. Слыша в ответ: «Не волнуйся, пиши». Или: «Тора, Создатель и народ Израиля — одно»... Не поэтому ли наши мудрецы так часто используют язык притчи и сказки — ведь порой искусству по силам определить неопределимое?
На практическом же уровне дело проще — есть книги, учителя, общины, плетущие свои кольца в золотой цепи Традиции. На формальном уровне Тору от не-Торы отличить очень легко. А вот на сущностном, духовном... Могу предположить, что Тора — это «мысль Б-га, посеянная в мире и сконцентрированная в еврейском Учении». Но сие, как обзывается рав Хаим Бурштейн, «чистая отсебятина».
Но то — теория, абстракция. А Тора практична. И мне трудно однозначно сказать, кто сегодня ближе к ней: человек, надевающий по утрам тфиллин, соблюдающий шаббат и ежедневно проводящий немало часов в иешиве, но при этом чувствующий себя вправе судить и осуждать мудрецов, или добрая и доверчивая тетушка, принявшая за мудреца какого-нибудь жулика из «Евреев за Иисуса»? Или же йог, аскет и маг Шломокришна? Либо, к примеру, Леонид Амстиславский, использующий свой еврейский интеллект и горячее стремление к справедливости для защиты права «пархатых» танцевать под елочкой?
Впрочем, это и не мой вопрос. Я ведь тоже еврей. И у меня, конечно, мозги как-то интересно повернуты...

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Что такое "карет"?

В этом недельном разделе обсуждается необычное наказание за прегрешения: "И тот, кто ест мясо мирной жертвы, которая Г-споду, и нечистота его на нем, искоренен будет такой из своего народа. " (Ваикра, 7:20)
Это наказание, "отсечение души" ( ) называется "карет". Оно также касается мужчин, которые не прошли обряд обрезания (Берешит, 7:14), и тех, кто ест хамец на Песах (Шемот, 12:15-19), и тех, кто нарушает субботу (там же, 31:14), и тех, кто совершает действия, перечисленные в 18 гл. Книги Ваикра (стих 29) и еще во многих других случаях.
Комментаторы затрудняются однозначно объяснить, что такое "карет". Большинство из них считает, что это наказание свыше, несмотря на то, что в книге Бемидбар (15:31) карет описан скорее как наказание, применяемое людьми. По одному из мнений "карет" означает бездетность. Иными словами, если грешник молод и у него нет детей, душа его "отсекается" от народа – он так и умрет бездетным. Другие комментаторы полагают, что "карет" – это ранняя смерть: в возрасте 50 лет или между пятьюдесетью и шестьюдесятью. В этом случае трудно объяснить, почему ранняя смерть считается "отсечением души".
Мы можем понять, что такое "карет", если найдем в тексте его антоним. Антоним понятия "отсечения души" можно встретить в описании кончины Авраама, Ицхака, Ишмаэля, Аарона и Моше:
"И скончался и умер Авраам в старости доброй, старым и удоволенным, и приобщен был он к своему народу. "(Берешит, 25:8)
Что значит "был приобщен к своему народу" ( ))?
Обратите внимание на то, что "приобщение" происходит после смерти, но до погребения. Этому есть два объяснения:

1. В древнем Израиле погребение происходило в два этапа. Сначала хоронили тело. Потом, через год, вскрывали могилу, собирали кости и хоронили их в фамильном склепе. "Приобщение к народусвоему" может означать захоронение костей в общем склепе. Грешника наказывали явным образом – его кости не "приобщали", т.е., он был похоронен отдельно.
Но такое объяснение не подходит для случая с Аароном и Моше – они были похоронены отдельно от всего народа.
2. Некоторые комментаторы говорят, чт карет касается загробной жизни. ТАНАХ прямо не говорит о жизни после смерти, но, по мнению комментаторов, именно "карет" – намек на это. Тот, чья душа "отсечена" от своего народа, не обретет Грядущего мира, а тот, чья душа "приобщена" – получит в награду Грядущий мир вместе со всем народом.


О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника

1. Эта глава продолжает рассказ о законах Корбанот, а так же повествует о церемонии вступления Аарона и его сыновей в должность Коханим, чтобы представлять еврейский народ перед Б-гом в Святилище.
2. Каждое утро и вечер за всю еврейскую нацию на Большом Медном Жертвеннике полностью сжигается Корбан Ола. Это приношение называется Корбан Тамид, поскольку его приносят ежедневно. (Слово .Тамид. означает .беспрерывный. или .постоянный.). Частные Корбанот не приносятся ни до утреннего Корбан
Тамид (это учит тому, что интересы общества имеют приоритет над интересами индивида), ни после вечернего Корбан Тамид (никто не должен ставить себя вне общества). Каждый день перед приношением утреннего Корбан Тамид с Алтаря убирается пепел, оставшийся после приношений предыдущего дня, и
располагаются новые дрова для сегодняшних приношений. (Каждый день Б-гослужение должно начинаться с новой свежестью, энтузиазмом и рвением).
3. Огонь на Алтаре должен гореть постоянно и не гаснуть. И горел он, таким образом, на Алтаре Мишкана беспрерывно вплоть до постройки Храма царем Соломоном, когда Б-жественный огонь спустился с Небес и освятил новый Алтарь. Этот вечный огонь символизирует то, что наше служение Б-гу должно всегда быть пламенным и с энтузиазмом, и что мы никогда не должны дать ему угаснуть.
4. В дополнение к двум ежедневным приношениям Корбан Тамид следует также приносить дважды в день Корбан Минха. Он состоит из меры очищенной муки, и ее приносит Первосвященник (Кохен Гадоль) за весь народ. Аналогичный Корбан должен приносить каждый рядовой Кохен в день своей первой службы в Храме
(это символизирует, что и он своей службой представляет весь народ). Приношение животного в Корбан Тамид символизирует подчинение нашего физического существования цели служения Б-гу, а Корбан Минха, состоящий из муки, оливкового масла и ладана (благовонной смолы), демонстрирует, что мы
посвящаем этой цели все наше материальное состояние.
5. Глава продолжается дальнейшими законами Корбан Хатат, Корбан Ашам и Корбан Шламим, которые были описаны в предыдущей главе. Как подразумевается в его названии, Корбан Шламим приносится человеком, который находится .в мире., - в отличие от Корбан Хатат или Корбан Ашам, цель которых - помочь человеку получить прощение за грех. Корбан Шламим приносится человеком, который, хотя и не нуждается ни в чем материально, испытывает желание стать еще ближе к Б-гу, быть с Ним в мире и гармонии. Это духовное стремление находит свое выражение и удовлетворение в сильных эмоциях, вызванных процессом приношения Корбан Шламим.
6. Чувства высшей радости и истинного умиротворения, которые помогает выразить и достигнуть этот Корбан, могут быть обретены лишь теми, кто живут в соответствии с Торой Б-га и исполняют Его заповеди. Поэтому, хотя Корбан Ола может приносить любой человек, Корбан Шламим может приносить лишь
Избранный Б-гом народ, Народ Торы.
7. Корбан Шламим – это добровольное приношение. Но помимо него есть и другой тип Шламим, который мы как раз обязаны приносить, и называется он Корбан Тода – .Корбан Благодарения.. Он приносится человеком с целью выразить благодарность Б-гу за спасение от опасности. Существуют четыре категории
людей, которые обязаны приносить Корбан Тода: человек, вышедший из тюрьмы, где его жизни угрожала опасность; человек, перешедший пустыню; человек, пересекший море; и человек, выздоровевший от серьезной, угрожающей жизни болезни. (В настоящее время, если человек спасся от любой из вышеперечисленных опасностей, он произносит (в синагоге) специальное благословление, называющееся Биркат ХаГомель, тем публично выражая благодарность ХаШему за Его доброту. Это наш способ выражения признательности ХаШему, ибо сегодня у нас нет возможности приносить Корбан Тода).
8. В этой главе даны и некоторые другие законы Корбанот, в частности: запрещение есть мясо приношений человеку, находящемуся в состоянии Тум’ы (ритуальной нечистоты); какие части приношений должны быть отданы Кохену; временные рамки, в пределах которых должны быть съедены различные Корбанот; что делать с остатками мяса от приношения, не съеденного в эти сроки, и с мясом приношения, ставшего негодным.
9. У всех Корбанот есть одно общее: их кровью окропляется алтарь, а определенные их части сжигаются на нем. Хотя весьма малая доля всех животных, забитых для еды, являются приношениями, запрет поедания частей, которые сжигаются в этих приношениях, действовал – и действует до сих пор - по отношению ко всем типам скота. (Из-за того, что в задней части животных, приносимых в качестве Корбанот, содержится значительное количество запрещенного мяса, употреблять которое в пищу строгого запрещено - во многих странах, включая Англию, мы вообще не употребляем в пищу задние части скота, забитого для еды.) Нам также строго воспрещено есть кровь животных или птиц. Поэтому мы всегда сначала вымачиваем мясо, затем как следует его солим, чтобы соль вобрала в себя кровь, а потом, перед приготовлением, хорошо промываем. (Нам запрещено есть даже яйца с кровяными пятнами внутри). Хотя запрет использовать в пищу эти части животного и его кровь связан с законами Корбанот, он не зависит от этих законов в том плане, что действует по отношению ко всем животным и всегда, даже когда у нас нет Храма. В то же время, эти законы служат нам напоминанием, что в конце концов Храм будет восстановлен, и будет возобновлено Б-гослужение.
10. Далее глава продолжается законами и процедурой инаугурации Аарона и его сыновей в должность Коханим и описывает, как они заняли свой высокий и священный пост, в точности в соответствии с указаниями Б-га.

Некоторые идеи, представленные в «Недельной главе» этой недели (как и прошлой, и некоторых последующих недель), взяты из книги Рабби Хаима С. Шмахеля
"Наше наследие — краткое изложение недельных глав".

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника

Ѓафтара недельного раздела Цав
Ѓафтара этой недели взята из книги Ирмии (7:21 – 8:3; 9-22,23)

1. Пророк Ирмияху был Кохеном, который жил в эпоху великих потрясений, произошедших в годы правления последних царей Израиля. В его время правил и в конце концов трагически погиб праведный Йошияху, царь южного царства Иудеи. Он стал свидетелем осады Иерусалима, разрушения Первого Храма Навуходоносором, царем Вавилона, и падения еврейского государства. Он на себе испытал тяготы последовавшего изгнания еврейского народа, когда его угнали с его Земли Израиля .плакать на берегах вавилонских рек..
2. Самым ужасным было то, что он предсказывал эти события задолго до того, как они свершились (он написал пророческий свиток .Эйха. еще до того, как произошли описанные в нем события), и постоянно предупреждал о трагедиях, которые произойдут с еврейским народом, если он не раскается.
3. Но никто не слушал. Люди были уверены в собственной силе и подкрепляли свою уверенность союзническими пактами с другими царями как противовес все более возрастающей угрозе со стороны Вавилона, которому, согласно пророчеству Ирмияху, было суждено стать орудием в руках разгневанного Б-га для наказания своего заблудшего народа. А правящие классы, которые предпочли отказаться от Торы и ее заповедей, и последовать за идолопоклонническими культами, и которые эгоистично эксплуатировали бедных, выставляли Ирмиюху как истерика и .пораженца., и его жизнь постоянно находилась в опасности, его часто бросали в темницу за провозглашение Слова Б-жьего.
4. Но Ирмияху был послан с миссией, и бесстрашно оглашал свои послания. Он постоянно призывал народ вернуться к Б-гу и так спастись от надвигающейся трагедии. К сожалению, его старания не увенчались успехом.
5. Разрушение в конце концов случилось, в точности как и предсказывал Ирмияху. Навуходоносор назначил праведного Гедалию сына Ахикама наместником в стране и дал задание восстановить еврейскую жизнь в том, что осталось от Иудеи, и обеспечить лояльность населения по отношению к Вавилону. Но произошел
бунт. Баалис, царь Амона, подговорил Ишмаэля, сына Нетании убить Гедалию. Опасаясь мести со стороны Навуходоносора, бунтовщики бежали в Египет, чтобы избежать карательных отрядов вавилонян, и насильно увели Ирмию вместе с собой. (Говорят, что в конце концов он погиб от их рук.) Ирмияху тем более переживал все эти трагические события, поскольку он все предвидел и знал, как легко можно было все это предотвратить! Ирмияху постоянно говорит, что ХаШем всегда ждет возвращения Своих сынов. Если только они вернуться к жизни по Торе, то Его гнев смягчится. (См. также статью .Об Исторических событиях,лежащих в основе поста Гедалии..)
6. Хотя Ирмияху и весьма остро критикует заблудший еврейский народ, и выступает с чрезвычайно жесткими и резкими заявлениями, тем не менее, после того, как катастрофа все-таки случилась, именно он утешает и поддерживает свой горюющий народ. Можно даже сказать, что своим практическим советом он предотвращает падение еврейского народа в безутешную депрессию. И он воодушевляет нас никогда не оставлять жизнь по Торе. Даже в изгнании мы продолжим жить еврейской жизнью, говорит он. .Стройте себе дома, засевайте поля, сажайте виноградники. И заботьтесь о процветании страны, в которую
посылает вас ХаШем, ибо если ей будет мир, то будет мир и вам..
7. В этих словах содержится также ясное указание, что на всем протяжении нашего рассеяния среди разных народов мы должны – в меру возможностей, и при условии, что это будет не за счет нашего соблюдения Торы - вносить вклад в создание богатства и процветания в странах нашего пребывания, а не жить сами по
себе в унылой изоляции (если нам, конечно, это позволят). Результатом этого изречения Ирмияху стало то, что всякий раз, когда им позволяли, евреи играли ведущую роль, непропорциональную своей небольшой численности, в развитии идей и изобретений, которые принесли пользу всему человечеству. В чем бы ни проявлялся еврейский вклад в мировую цивилизацию и прогресс - в медицине и науке, в искусстве и торговле, да и в учености и в этике – он идет на благо всем народам.
8. Ѓафтара этой недели – это одно из тех устрашающих предостережений, которые вызвали столь сильную неприязнь к Ирмияху со стороны правящих классов – особенно когда они контрастировали с наглой ложью лжепророков, которые провозглашали, что все хорошо, и нет никакой угрозы. Более того, нужно понять,что в той ситуации трудно было представить себе, что Иерусалим, этот процветающий мегаполис, мог быть разрушен и опустошен, что величественный Храм мог быть превращен в развалины, по которым будут рыскать лисицы. Но Ирмияху говорит людям, что их приношения не нужны Б-гу, ибо они превратились в пустой ритуал. (В этом связующее звено между Ѓафтарой и недельной главой, которая преподает законы приношений.) Уж лучше бы люди сами съедали свои приношения, чем с притворной религиозностью сжигали на жертвеннике хорошее мясо! Не нужна Б-гу подобная неискренняя .служба.. Где сожаление о содеянных грехах, где покаяние?
9. Не жертв требует ХаШем, а послушания! Он повелевает исполнять заповеди Торы, защищать бедных и не топтать беспомощных и бедняков. .Я вывел вас из Египта не для того, чтобы приносили жертвы! Вы мой народ только тем, что соблюдаете Тору и ее заповеди, что милосердны и творите добро.. Прекращение соблюдения заповедей приводит ко всяческим мерзостям, даже к самому дикому идолопоклонству. Если народ не вернется к соблюдению Торы, предупреждает Ирмия, то ХаШем уничтожит его большие города и мегаполисы, и не найдут их жители мира ни в жизни, ни даже в смерти.
10. Ирмияху предупреждает: не гордитесь своим умом и достижениями, думая, что они помогут, и не полагайтесь на свою силу и доблесть. Все, что есть у человека, ничего не стоит, если оно не используется в служении Б-гу и исполнении Его заповедей. Если хотите чем-то гордиться, то только этим: знанием и исполнением того, что желает ХаШем, а именно, уподоблением Ему в добре и справедливости, и распространением праведности по всему миру – вот, что Я желаю, говорит ХаШем.

 

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Цав
Часть 2
 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
О чудесах и благодарности

Наша недельная глава из-за беременности 5771 года читается в непосредственной близости к празднику Пурим. И хотя подобное соседство случается лишь семь раз в девятнадцать лет, тем не менее, случайностей, как известно, не бывает.
Мы начнем с вопроса рава Йосефа-Хаима Зоненфельда, который мы задавали несколько лет назад: «Отчего Пятикнижие, поведав нам обо всех приближениях – корбанот, "оставляет" корбан тода – благодарственное приближение – неупомянутым вплоть до недельной главы "Цав" – "Прикажи"»?
Ответ: в отличие от коґэнов, которые, служа в Храме, постоянно наблюдали чудеса, евреи могли приближать этот корбан только в случае открытого чуда, произошедшего с ними (Тора определяет три типовых ситуации: выздоровевший после смертельно опасной болезни, благополучно совершивший опасное путешествие и освободившийся от тюрьмы - естественно, гойской, ибо у евреев подобных заведений не было). Потому корбан тода появляется именно в Торат-коґаним, в нашей главе.
Теперь обратим внимание на удивительнейший факт. «Мегилат-Эстер» первой в истории евреев называет нас иудеями – благодарными, хотя Мордехай-иудей был, на самом деле, потомком Киша (отца царя Шауля) – биньямитянином?! Объяснение связано с мидрашем: «Леа, сказавшая (в связи с рождением Йеґуды): «На этот раз возблагодарю Вс-вышнего», была первой, поблагодарившей Творца». Буквальное понимание невозможно. Пальма первенства Первого Человека несомненна: «Псалом на день Шабата. Хорошо благодарить Вс-вышнего…» 
Авторы «Мегилат-Эстер» – мудрецы Великого Собрания (среди них – последние пророки Хагай, Зхария и Маль’ахи, заявившие, что они – последние) перед наступлением Галута передают нам важнейшую из функций: быть благодарным, вычислять Вс-вышнего, Его любовь в нашей обычной повседневной галутной жизни.
То, что является для коґэна открытым чудом, для нас, иудеев, является повторением духовного подвига нашей мамы Леи. Она, разделив двенадцать (ветвей Израиля) на четыре (прамамы еврейского народа), вычислила подарок – четвертого, неожиданного сына – Йеґуда – тот который будет благодарить.
Когда мою маму 29 июня 1941 года поставили к стене её собственного особняка, то проходивший мимо немец сказал тому, кто собирался их расстрелять, что не стоит пачкать руки и нарушать гигиену. Мой расчет показывает, что это был Элияґу ґа-Нави!


Штерна Ашкалуни
Комментарий к комментарию рава Гитика

Наша недельная глава «Цав» – «Прикажи» уделяет внимание различным корбанот. В том числе – в качестве разновидности шламим (от шалом – полнота, совершенство) корбан тода – благодарственной жертве. Талмуд Бавли (Масехет «Брахот», 54 б) выделяет категории евреев, на кого распространялся корбан тода во времена Храма:
 
 «Сказал рав Йеґуда со слов Рава: "Четверо должны благодарить [Вс-вышнего]: спустившийся [после путешествия] с моря, пересёкший пустыню, тот, кто был болен (неизлечимо) и выздоровел, и тот, кто был заключён в тюрьму и вышел"».
Эти же четыре категории печисляются и в благодарственном Теґилим (107), начинающемся со слов: « - » – «Благодарите Вс-вышнего, потому что Он добр, потому что навеки милость Его», где лейтмотивом повторяется « » – «Пусть благодарят они Вс-вышнего за милосердие Его и за чудеса Его перед сынами человеческими».
Отметим интересные особенности.
Во-первых, корбан тода приносился только в состоянии ритуальной чистоты (после посещения миквы).
Во-вторых, корбан тода приносился вместе с 40 хлебами (с четырьмя видами хлебов, по десять хлебов каждого вида).
И трактат «Менахот» Вавилонского Талмуда (15 а) рассматривает этот вопрос, начиная с мишны, обсуждаемой на этой странице: 
,  
 «Корбан тода может сделать сопровождающие его караваи хлеба непригодными для использования, но караваи не могут сделать непригодным корбан тода...»
Далее Талмуд разбирает в подробностях, каким образом это может произойти на практике...
А в-третьих, шламим, в отличие от ола (сжигаемой полностью), сжигали на жертвеннике не целиком. Часть мяса шламим должны были есть коґэны в течение 36-ти часов – двух дней и одной ночи. Исключение – корбан тода. Мясо этого приближения необходимо было съесть за 24 часа! Теперь представьте себе праздник обжорства: 40 хлебов плюс часть туши быка... Какие картины рисует ваша фантазия?!
Вполне понятно, что такой «пир души и желудка» не под силу спасшемуся человеку! Но ведь за сутки это всё нужно было съесть?! И как поступали в те времена?
Представьте человека, пережившего смертельную опасность и радуюшегося жизни. Разумеется, звали родных, друзей и знакомых, устраивали трапезу, рассказывали, какое личное чудо совершил Вс-вышний человеку, радовались и благодарили Его.
Наша ассоциация – «Ле-хайим!» – «За жизнь!» Я попробую иллюстрировать тостом, гармонично и логично вписывающимся в нашу иллюстрацию: «Благословен Вс-вышний – Барух Ґашем! Слава Вс-вышнему! Если бы не Он, Отец Милосердный, не сидеть бы мне с вами сейчас за этим столом». Приблизительно так и проводились благодарственные трапезы... И искренняя благодарность Творцу за избавление ведет к переосмыслению собственной жизни и более глубокому уровню тшувы.
Сегодня, когда нет Храма, еврей произносит браху за чудесное избавление: «Благословен Ты, Вс-вышний, Источник наших сил, Царь Вселенной, Который делает добро даже тем, кто не заслуживает, и сделал мне добро». Более подробно этот вопрос – в «Шульхан Арух»: «Орах хайим», симан 219 – « ».
Уместно вспомнить о связи слова благодарность с самой сутью слова йеґуди.
Когда у Леи рождается четвёртый сын, она догадалась поблагодарить Вс-вышнего (Бе-рейшит, 29:35):
 «И забеременела ещё, и родила сына, и сказала: "На этот раз поблагодарю Вс-вышнего". И назвала его Йеґуда. И перестала рожать».
А РаШИ комментирует: «За то, что обрела больше, чем есть моя доля. Отныне мне надлежит благодарить».
Талмуд Бавли, Масехет «Брахот», 7 б:
" " " " ( ) '
 «Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар Йохая: "Со дня, когда сотворил ґа-Кадош Барух Ґу этот мир, не было человека, благодарившего Вс-вышнего, пока не пришла Леа и поблагодарила Его, как сказано (Бе-рейшит, 29): "На этот раз возблагодарю Вс-вышнего"..."».  
И «Мидраш рассказывает» образно описывает:
 «Рассказывается такая история. Один коэн обходил дома крестьян, чтобы собрать с них труму (долю урожая, которая причитается коэну). В одном месте крестьянин дал ему в качестве трумы большую меру зерна; коэн ее принял и не поблагодарил. Получив от другого крестьянина еще большую труму, он и тому не сказал слов благодарности. Наконец, когда один из крестьян дал ему лишь небольшую пригорошню зерна, коэн стал благодарить его. Как понять его странное поведение? "Вы отдали мне лишь причитающуюся мне долю, — объяснил коэн. — А этот крестьянин дал мне из своей личной доли. Именно это я и оценил".
Так вела себя и Лея. Она благодарила Ашема за четвертого сына, ибо считала его появление на свет особым знаком, понимая, что этот сын должен был родиться от другой жены Яакова».
Для получения дополнительного удовольствия проведите параллель между корбан тода, трапезой Пурима, нашим галутным состоянием и политическими «узорами» современного мира. 


Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Цав
Часть 3
 

Ури Линец
Б-жественная уборка
Недельный раздел целиком посвящен работе коэнов в походном Храме - Мишкане и в постоянном Храме - Бейт А-Микдаше. На первый взгляд - это сугубо специальная инструкция, предназначенная только для специалистов, которая не должна быть особо интересна простым евреям. В самом деле, покупая билет на самолет, мы же не интересуемся правилами подготовки летчиков к работе!
Только подготовка коэнов необычна. Особым, выделенным, Б-жественным является не только выбор животного, принесение его в жертву, разделка, расположение на жертвеннике, но и уборка пепла!
“Прикажи Аарону и сыновьям его, сказав: это Тора ола - она, которая поднимается на костре на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника будет гореть в нём. И оденет коэн одежду свою льна, и михнасаим льна оденет на плоть свою, и поднимет пепел, когда пожрёт огонь ола на жертвеннике, и положит его около жертвенника. И снимет одежды свои, и оденет одежды другие, и вынесет пепел во вне лагеря на место чистое. И огонь на жертвеннике будет гореть на нём - не погаснет, и разожжёт на нём коэн дрова поутру-поутру, и разложит на нём ола и воскурит на нём жиры шламим” (Вайикра 6:2-5).
Раздел Цав начинается с приказа, а предыдущий - Вайикра - с добровольного действия. Это параллель с парой Трума - Тэцавэ из книги Шмот: там, где приношение добровольное, главное действующее лицо - Моше, а где делается по приказу - коэны. Т.е., Моше обращается к идеальным людям, а коэны занимаются проблематичными: теми, у кого уже отсутствует добровольность. В данном случае приближение и сжигание жертв - действие очевидное, выполнение которого добровольно, а вот уборка пепла с жертвенника - действие, требующее особого приказа.
В чём смысл этого действия?
Количество жертв, приносившихся на жертвеннике, было весьма велико. Помимо ежедневных жертв “тамид” (постоянных) - барашек утром и барашек после полудня - и дополнительных жертв субботы и праздников, приносились еще многочисленные жертвы, связанные с необходимостью искупить допущенную ошибку, загладить личную вину. И еще большее количество жертв приносилось как “шламим” - мирные жертвы, сопровождавшиеся мясной трапезой. Принесение жертвы проводилось только днём, а вот сжигание положенных частей длилось и днём и ночью. И огонь на жертвеннике горел непрерывно. Но в этой непрерывности таятся проблемы. Во-первых, нельзя превращать Б-жественную работу в непрерывную рутину. А во-вторых, некоторые жертвы должны быть привязаны к определённому дню. Следовательно, необходимо действие, которое явно отделит жертвы этого дня от следующего. Таким действием и являлась уборка пепла. Её выполняли не левиты, а только коэны. Для ритуального взятия пепла они надевали свои особые одежды выделенности, потом меняли одежды и выносили пепел в специально выделенное, чистое место. Эта процедура завершала всю работу у жертвенника этих суток. Дальше могла происходить смена коэнов (так было в эпоху II Храма) и начиналась служба нового дня.
И еще одно событие происходит в нынешней недельной главе. Священным маслом, приготовленным по особому рецепту, Моше мажет Аарона, своего брата, и тот становится… Машиахом. Именно Машиахом, т.е. Помазанником Б-жиим. Аарон - первый Машиах еврейского народа: “Коэн-Машиах”. После него будут еще многие, пока три столетия спустя пророк Шмуэль не введет новый тип Машиаха: Мелех-Машиах, Помазанный Царь; им стал Шауль из колена Биньямин. По-гречески Машиах звучит “Мессиас”, по-русски - “Мессия”. Итак, Мессия уже приходил, и не один раз.
Помазание маслом - мистический акт, сонастраивающий структуру человека с Б-гом. Человек становится как бы носителем Б-жественного эталона своей профессии: коэна, царя, … Грядущий Машиах - тот, кто должен завершить “тикун” - исправление несовершенства, вызванного давней поспешностью Адама и Хавы. Говорят мудрецы, что тогда некоторые праздники перестанут отмечаться, некоторые принципиально изменятся. Мы перестанем плакать о разрушении Храма, потому что Храм встанет на своём месте. Йом Кипур будет отмечаться радостной трапезой. Но один праздник не изменится с приходом Машиаха - Пурим. 


From Arutz Sheva
"Шабат-захор" и праздник Пурим
Наступает суббота "Шабат-захор", а на исходе субботы начинается праздник Пурим - один из не только самых веселых еврейских праздников, но и один из важнейших в еврейской традиции.
В эту субботу, предшествующую Пуриму, в качестве «мафтира» (завершающего чтение семи отрывков из недельной главы Торы, перед чтением "гафторы" - соответствующего отрывка из книг пророков) читают отрывок из книги "Дварим" ("Второзаконие") (25:17-19), в котором говорится о заповеди, предписывающей уничтожить потомство Амалека, помнить и никогда не забывать - что сделал еврейскому народу злодей-Амалек. По слову «Захор» («помни»), с которого этот отрывок начинается, эта суббота называется «Шабат захор».
Поскольку заповедь помнить и никогда не забывать - что сделал еврейскому народу злодей-Амалек упомянута в самом тексте Торы, чтение этого отрывка приравнивается к выполнению заповеди и поэтому в эту субботу желательно присутствовать при чтении этого отрывка в синагоге.
Амалек - предок всех юдофобов, вынашивающих планы уничтожения еврейского народа и его традиции.
На исходе субботы в синагогах и других публичных местах, где для этой цели соберется "миньян" (не менее 10 взрослых евреев-мужчин), будет прочитан "Свиток Эстер", в котором рассказывается история чудесного спасения еврейского народа от уничтожения и о возмездии врагам еврейского народа, которое совершили евреи на территории Персидской империи.
В воскресенье евреи выполнят заповедь праздничной трапезы, сопровождающейся более обильными, чем в другие праздники, возлияниями вина, а также заповедь "мишлоах-манот" - рассылку угощений друзьям и соседям, а также заповедь "матанот ле-эвьёним" - подарки беднякам, в соответствии с постановлением мудреца Мордехая, упомянутого в "Свитке Эстер", утвержденным мудрецами Талмуда в виде Галахи - еврейского закона.
В Иерусалиме праздник Пурим празднуется и на следующий день - в понедельник 21 марта в этом году - в соответствии со сказанным в "Свитке Эстер" относительно городов, обнесенных стенами.

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Цав все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика