::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваийкра, Недельный раздел Вайикра

1-04-2012, 19:31 Разместил: jude Просмотров: 2716

Комментарий к Торе
Книга Вайикра
Недельный раздел Вайикра
Главы 1:1-5:26
“И воззвал Моше...” (Ваикра, гл. 1, ст. 1).
И воззвал на иврите - ваикра.

 

Рав Лев Кацин
Вы приглашаете на свидание свою жену?

«Уделяете ли вы внимание своему здоровью? - с этого вопроса начал лекцию один из ведущих специалистов в области семейных отношений Морт Фертель. - Пожалуйста, поднимите руку, если вы хотя бы раз в неделю занимаетесь физическими упражнениями. А теперь, уважаемые мужья, пожалуйста, поднимите руку, если вы хотя бы раз в неделю приглашаете свою жену на обед и общаетесь с ней на неделовые темы...»
Укрепление семьи подобно укреплению здоровья, считает Морт Фертель. Невозможно укрепить здоровье, лишь борясь с болезнями, необходимы также физические упражнения, правильная диета. Так же и семью невозможно укрепить лишь борьбой с конфликтами, нужны внимание, приятное общение, позитивные действия, которые способствуют улучшению отношений между мужчиной и женщиной.
Признаюсь, что я не ходил на лекцию Морта Фертеля, а смотрел ее на экране компьютера, обнаружив, что голову американского гуру в вопросах семейных отношений покрывает ермолка, а сам он - член ортодоксальной еврейской общины Балтимора.
Во время лекций Морт Фертель рассказывает о Торе, цитирует Талмуд и делится личным опытом. «Многие супруги могут рассказать о том, как они полюбили друг друга, а затем, столкнувшись с какими-то сложностями, потеряли любовь, - говорит Морт Фертель. - Мы с женой любили друг друга, однако наша жизнь подверглась испытанию. У нас родился сын, который умер спустя неделю, а через два года при родах умерли еще две дочери. Моя жена впала в депрессию, а я ушел с головой в работу, и мы перестали быть живущими душа в душу супругами, став конфликтующими соседями. Мы пытались научиться разрешать конфликты, но в результате стали лишь «лучшими соседями», в то время как наша семейная жизнь оставалась невыносимой. Тогда мы решили забыть на время о всех наших проблемах и сосредоточиться на позитивном, стремясь пробудить в наших душах любовь...»
«Но разве можно заставить любить?» - удивится читатель.
Программа Фертеля построена на идее рава Элиягу Деслера, который писал о том, что слово «ахава» - любовь - происходит из корня «хав» - давать. Обязывая человека любить ближнего, Тора обязывает его «давать», проявлять заботу, творить добро. И чем больше мы даем добра ближнему, тем больше начинаем его любить, вкладывая в него частичку своей души. Например, чем больше мать ухаживает за ребенком, тем больше начинает его любить. Так поступки пробуждают чувства в душе человека...
В чем смысл принесения жертвы в Храме? Разве Вс-вышнему нужны жертвы человека? Они нужны человеку, поясняет Рамбан. Слово «жертва» - корабн - дословно означает «приближение». Так, принося жертву Вс-вышнему, человек приближается к Вс-вышнему. Впрочем, Храм является символом еврейской семьи, в которой супруги должны уметь приносить жертвы, заботиться друг о друге, таким образом приближаясь друг к другу.
Ценны не только судьбоносные поступки, но и те, которые могут показаться мелочами. Существует обычай дарить жене к шаббату цветы. И как бы это ни было важно женщине, может быть, еще важнее мужчине дарить своей жене цветы, пробуждая этим поступком в своем сердце любовь...
В Святая Святых Храма находились керувим - фигуры мужчины и женщины, лица которых обращены друг к другу. Слово «лицо» - паним - связано с корнем «внутри» - пним. Лицо выражает чувства человека, потому обращенные друг к другу лица керувим являются символом живущих душа в душу супругов.
Морт Фертель рекомендует мужьям хотя бы раз в неделю приглашать жену на неделовое свидание, во время которого лица супругов были бы обращены друг к другу, и тогда их души могли бы объединиться.

 

Арье Юдасин
У кого какие удовольствия...

Весьма популярен комментарий Тура к первому слову книги «Ваикра». В свитках Торы буква «алеф» в нем пишется маленькой. «Из-за великой скромности Моше уменьшил эту букву, поскольку не хотел, чтобы его посчитали пророком более великим, чем Бильам. О Бильаме сказано: “ваикар” (“позвал его Б-г как бы случайно”), а добавление к “ваикар” буквы “алеф” дает “ваикра” - “позвал (Б-г Моше), как зовут знакомого”».
Звучит благородно и красиво, но уж очень неуместно. Книга «Ваикра» содержит множество законов, записаны они Моше под диктовку Вс-вышнего. Если «секретарь» - пророк не особо выдающийся, возникают сомнения в точности записи. Да и Создатель ясно выразил Свое желание: «И поверят Мне и тебе». Что и произошло: «И увидели руку Г-спода, и поверили Г-споду и слуге его Моше». Авторитет пророчества Моше - это авторитет самого Б-жественного закона! Чего тут скромничать?
Зайдем с другой стороны. Быть может, Моше хочет возвеличить и сравнять с собой Бильама, чтобы придать вес его благословениям Израилю? Снова нестыковка. Бильам - антисемит, злодей, колдун, его благие пророчества Израилю даны поневоле. Тут-то и надо подчеркивать, что они «случайны» для говорящего, одноразовы! Иначе нам придется поверить, что и его ненависть к евреям, похотливость и жадность - тоже результат знакомства с планами Создателя... В общем, куда ни кинь - всюду клин.
Подбавим в кастрюльку пару комментариев Тура и попробуем новое варево. Может, прояснится? Тур говорит о приношении жертвы минхи: «Бедняк буквально отдает за нее душу, долго трудится, пока соберет необходимое». Еще щепотка. Тора потому говорит: «Всякую минху, приносимую Б-гу, не делай заквашенной», что злое начало подобно закваске. К тому же запрещено добавлять в жертву мед, поскольку «злое начало сладко человеку, как мед».
Так-так-так... Бильам, благословляя, хвастается: «Слово Бильама, человека прозорливого, знающего высшую мудрость». А Моше, даже представляя Б-жественный закон, старается стушеваться. Он чувствует себя бедняком рядом с Б-гом, максимум на что способным - долго трудиться, собирая свою маленькую жертву минху... Его наслаждение - хоть отчасти, хотя бы краешком быть сопричастным к воплощению Б-жественной воли. Ведь в ней - вся цель, смысл, радость и насыщенность жизни.
Бильам тоже наслаждается - своим величием, близостью к Всесильному. Он - опытный теургист, «Б-гоиспользователь». Его талант - успеть подхватить волну Б-жественного гнева и направить в нужное для себя русло. А уж за это ему «по праву» причитаются «палаты, полные серебра и золота». В фантазии. На практике - удар меча.
В чем сладость злого начала? Оно имеет несколько главных «конфеток».
Фантазия. Человек выходит из основной «игры» и проблемы мира - свободного выбора, ответственности за свои намерения и поступки. Воображай себя, где и кем хочешь. Как говорит даосская притча, «днем - бедняк, ночью - король». Марихуаночка, комп-игры, фантастика, исторические фильмы и книги... Кайф, расслабуха!
Гордыня - чувство собственной важности, незаменимости, уникальности. Ты просто упиваешься собой, своим умом и благородством, крутизной, ловкостью и т.д. (нужное подчеркнуть). Правом всех судить и за все решать. Оно и неплохо: человек неповторим. Но чаще забывается, что не ты один неповторим.
Удовлетворение страстей. Уж так хочется! Буря. За это ничего не жалко! «Меня не любишь, но люблю я (еду, деньги, женщин, власть...) - так берегись любви моей!» А когда натянутые вожжи наконец ослабляются, кучер-страсть приотпускает лошадь... Это же так приятно!
Лень. Плевал я на все, лежу на диване, и пропади оно все пропадом! Любимая поза расслабления йогов - шавасана, «поза мертвого»...
Наслаждения человека Торы - иного свойства. То есть, конечно, ничто человеческое ему не чуждо, злое начало на своих правах настаивает. Но есть качественное отличие. Человек Торы наслаждается не только собой, миром своего эго (или слиянием с толпой фанатиков, отречением от себя в пользу этой толпы). Его радость, счастье - жизнь в реальном, повседневном, ощутимом (то глуше, то отчетливей) присутствии Создателя. А «в свете Его виден свет». К тебе приходит поначалу маленький «алеф» («Алуф», Владыка Вселенной)...
Многие люди, начинающие познавать Тору и тем более «подглядывающие» за ней со стороны, видят заповеди как постоянную работу, ущемление и ограничение. Для еврея Торы они - дверки к истинной радости. Радости с Б-гом и народом.

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Призвание Моше...

Этот недельный раздел начинается стихом:
"И воззвал (Г-сподь) к Моше. И говорил Г-сподь ему из шатра собрания так: " (Вайикра, 1:1)
Это не совсем обычное начало нового повествования в Торе. Обычно новая тема открывается так:
"И сказал Г-сподь Моше, говоря…"
Чтобы понять, почему в данном случае Г-сподь не просто говорит с Моше, но взывает к нему, попробуем разобрать другие похожие случаи:
1. У горящего куста:
"И узрел Г-сподь, что он при (от) ступил посмотреть, и воззвал к нему Б-г из терновника, и сказал: Моше, Моше. И сказал он: Вот я. И сказал Он: Не приближайся сюда, сними твою обувь с твоих ног, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". (Шемот, 3:4-5)
2. Трижды - у горы Синай:
"И Моше взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г горы, сказав: Так скажи дому Йаакова и возгласи сынам Исраэля:" (Шемот, 19:3)
"И нисшел Г-сподь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Г-сподь Моше на вершину горы, и взошел Моше."(19:20)
"И пребывала слава Г-сподня на горе Синай, и покрывало его (Моше, или: ее, гору) облако шесть дней. И воззвал Он к Моше на седьмой день из o6лака" (24:16)
Разница между пребыванием у горящего куста и у горы Синай в том, что в первом случае Моше хотел подойти к терновнику, но Г-сподь воззвал к нему, чтобы тот остановился. У горы Синай, наоборот, Моше не хотел приближаться, но Б-г воззвал к нему и велел подняться.
Почему Б-г остановил Моше, когда тот хотел подойти к горящему терновнику, и почему Моше сам не взошел на гору Синай? Ответ на этот вопрос поможет нам лучше понять сегодняшний раздел.
У горящего куста Б-г сам объясняет, почему Моше не может подойти ближе: "земля, на которой ты стоишь, святая...". Моше не находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выдержать эту святость: "...ибо никто не может видеть Меня и остаться в живых" (Шемот, 33:20)
И в самом деле, Яаков был поражен, увидев, что пережил встречу с небесным посланцем (Берешит, 32:20), также, как Гидон (Шофтим, 22:23) и Маноах (там же, 13:22)
Слава Г-сподня пребывала в облаке на вершине горы Синай. Моше боялся приблизиться к нему, поэтому Г-сподь призвал его. После этого Моше сумел войти в облако и говорить с Б-гом.
То же самое происходит и в нынешнем недельном разделе. Как объяснил Рамбам ( в комментарии на Вайикра, 1:1), этот раздел - непосредственное продолжение книги Шемот. Строительство Мишкана только что завершено, и Слава Г-сподня пребывает на нем. "И не мог Моше войти в шатер собрания, ибо пребывало над ним облако и слава Г-спода наполняла скинию." (Шемот, 40:35)
Поэтому Б-г дает Моше "особое разрешение" войти в Шатер Собрания.
Кстати сказать, во время освящения Первого Храма священники были вынуждены не входить в Храм по той же самой причине: "... и случилось: когда священники вышли из святого места, облако наполнило Дом Г-сподень, и не могли священники остаться служить из-за облака, ибо Слава Г-сподня наполнила Дом Г-сподень" (1 кн. Мелахим, 8, 10-11)

 

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Жертва и приношение

Мудрецы называли книгу Вайикра "Законом священников" ("Торат коганим"). И действительно, значительную часть книги составляют законы и правила, касающиеся в первую очередь священников - например, законы ритуальной чистоты и нечистоты. В этой книге так же приводятся многочисленные законы, относящиеся к храмовым жертвоприношениям, которые должны было помочь евреям обрести определенный уровень святости.
Современному читателю, в том числе и мне, трудно понять, каким образом можно достичь святости, убивая животных на алтаре, совершая кропления их кровью, сжигая определенные части их туш. Однако об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз. Сейчас же попробуем понять саму идею жертвоприношения.
Р. Гирш полагал, что ивритское слово "корбан" имеет два значения: "жертва" (Sacrifice) и "приношение" (Offering). Эти слова являются антонимами. "Жертва" - вынужденное действие, совершаемое, когда нет другого выбора. "Приношение" делают добровольно, от всего сердца. Таким образом, речь идет о двух видах жертвоприношений - обязательных ("жертва") и добровольных ("приношение"). По мнению р. Гирша, oба типа жертвоприношений преследуют одну цель - дать возможность приносящему жертву приблизиться к Б-гу; a слово "корбан" является родственным глаголу "лекарев" – приближать.
Иудаизм является организованной религией, задача которой - помочь человеку приблизиться к Б-гу. Соответственно, еврейские ритуалы являются действиями, ведущими к этой цели. Поэтому когда ритуал превращается в рутину, при этом неизбежно теряется нечто важное. Поэтому наше задача - сделать "жертву" "приношением". Именно в этом случае мы можем совершить "корбан" - действие, которое помогает нам приблизиться к Б-гу.

 

О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника

1. Эта глава открывает третью книгу Торы. Первая книга (Брейшит) рассказывает о событиях, начиная с Сотворения мира и кончая нашим нисхождением в Египет (промежуток времени более двух тысяч лет). Вторая книга, (Шмот), повествует о нашем пребывании в Египте и о том, как ХаШем вызволил нас оттуда. Эта, третья Книга - (Ваикра) состоит в основном из законов, которые нам заповедал ХаШем, пока мы находились в пустыне Синай на пути в Землю Израиля (сорокалетний период). Здесь делается упор преимущественно на законы Мишкана и Корбанот (жертвоприношений), законы Тум’ы и Тахары (ритуальной нечистоты и чистоты), а также законы, касающиеся Коханим. Эта глава начинается с законов Корбанот.
2. Слово «Корбан» обычно переводится как «жертва» или «приношение», но в действительности не означает ни то, ни другое. В основе слова «Корбан» лежит значение «приближаться», и в этом, собственно, и заключается его суть: это средство, с помощью которого человек приближается к Б-гу.
3. С самого начала истории человек выражал свою благодарность и отдавал должное Б-гу принесением Корбанот, таким же образом, как природный инстинкт человека побуждает его молиться Б-гу о своих нуждах. Эти чувства так глубоко заложены в человеке, настолько они являются частью его природы, что все люди без исключения, любой эпохи и любой культуры, всегда пытались найти выражение своего желания приблизиться к Б-гу. Этот инстинкт глубоко заложен Б-гом в человеческую сущность, как в никакое другое живое существо, ибо только человек был создан Им со способностью познать своего Создателя и с духовной жаждой достигнуть полноценности и удовлетворения в сближении с Ним, ибо в этом заключается цель его жизни .
4. Конечно, любой инстинкт можно приглушить, и любое возвышенное чувство можно отрицать. На протяжении веков люди допустили загрязнение своих духовных чувств и направляли их в неправильное русло, в некоторых культурах до такой степени, что они, напротив, превратились в барьер между человеком и его Создателем. Тора сурово порицает такие людские обычаи, изначально побужденные чистыми религиозными чувствами, но потом грубо оскверненные и развращенные так, что уже почти невозможно разглядеть их изначальные благородные истоки (и потому выливающиеся в идолопоклонство и прочие
подобные мерзости). По этой причине Тора применяет самые суровые наказания («Карет») за осквернение Корбанот, а также за нарушение надлежащей процедуры их приношения, ибо чем больше потенциальное добро, тем более преступен тот, кто его губит. Именно поскольку ХаШем желает, чтобы наше священное приношение Корбанот было правильным и безупречным, Он указывает нам в точности все обычаи и процедуры, которых нам следует придерживаться. Так наши Корбанот действительно становятся «благовонными и приятными сожжениями Б-гу», ибо мы соблюдаем Его указания и выполняем Его желания.
5. Почти нигде в Письменной Торе заповедь не дана и описана так подробно, как в случае Корбанот. Конечно, эти подробности затем разъяснены и расписаны в Устной Торе, которая была дана нам в то же время, что и Письменная Тора (хотя и записана она была намного позже). Но само то, что об этой заповеди написано так много и так подробно, говорит нам о том, как важно, чтобы мы поняли каждый ее аспект. Ибо посредством этих законов мы сможем понять, что хочет от нас ХаШем, а также как нам сблизиться с Ним в нашей повседневной жизни. Каждый закон и каждая подробность чему-то нас учит: какой вид животного приносится в качестве того или иного Корбана; какая его часть сжигается на алтаре; какая часть должна
быть съедена и кем; порядок всей процедуры приношения; другие виды Корбанот (мучные, масляные и т.д.), а так же возлияния, сопровождающие каждый Корбан, – каждая деталь весьма символична в деле нашей жизни - повиновении и служении Б-гу.
6. Существуют несколько различных типов Корбанот, и первый, описанный в этой главе – Корбан Ола. Этот Корбан, единственный «полностью сжигаемый» на Большом Алтаре, и, таким образом, символизирующий полную отдачу себя Б-гу, приносится человеком, который проявил небрежность в выполнении своих
обязанностей перед Б-гом. Этим приношением в Мишкане Б-га, хранилище Его Торы (представленной Двумя Скрижалями, лежащими в Ковчеге Завета), он обновляет свою преданность Б-гу и Его Торе, и таким образом «возвышается» (это значение тоже заложено в слове «Ола»). А поскольку Микдаш является мировым центром для всех, кто ищет истинную духовную удовлетворенность, то неевреям тоже разрешено приносить Корбан Ола.
7. Тора никогда не дает преимущество богатым перед бедными в исполнении заповедей, а если бы для Корбанот всегда требовались большие и дорогие животные, то бедные люди не смогли бы их приносить. Поэтому Тора заповедует нам различные виды Корбан Ола: тот, кому это по карману, может принести быка,
если человеку это не по средствам, то он приносит овцу или козу, если и это за пределами его возможностей, то он приносит голубя. Если же человек настолько беден, что не в силах принести в жертву даже голубя, то тогда он приносит вместо Корбан Ола Корбан Минха - немного пшеничной муки, немного оливкового масла и ладана (сладко пахнущую смолу). Мудрецы обращают внимание на то, что для приношений повелевается использовать исключительно безвредных и беззащитных (в обычных обстоятельствах) животных и птиц, которые не охотятся и не нападают на других животных. Это говорит о том, что ХаШем отвергает тех, кто приносит вред и причиняет боль другим, и благоволит гонимым и беззащитным. Они также подчеркивают, что удовлетворение, которое ХаШем получает от всех этих трех видов Корбан Ола, одинаково, вне зависимости то того, был ли принесен в жертву бык или овца богатым человеком, или голубь бедняком. Однако выражение удовлетворения Б-га от приношения Корбан Минха наибеднейшим человеком гораздо более сильное, поскольку обычно пожертвование значит больше для бедняка, нежели для богатого, а ХаШем всегда смотрит в сердце.
8. Если человек по ошибке совершил один из более серьезных грехов, упомянутых в Торе, он должен принести Корбан Хатат. Идея, лежащая в основе этого приношения, схожа с идеей Корбан Ола: исповедь, сделанная перед Б-гом во время процедуры, как и сам процесс приношения, помогает человеку вернуть себе то душевное состояние, которым он обладал до совершения греха. (Из этого следует, что, если человек опускается настолько низко, что умышленно нарушает Слово Б-жье, то Корбан не возымеет на него воздействия, и такой человек не может принести Корбан. Сердечное раскаяние, а не приношение Корбан, - вот что может дать ему прощение Б-га.). За менее тяжкие грехи, совершенные по ошибке, приносить Корбан не нужно, поскольку Тора признает, что в принципе каждый человек добр в своих побуждениях и стремится поступать в соответствии с Волей Б-га. Поэтому такие случайные ошибки можно исправить и без сильных душевных переживаний, возбуждаемых приношением Корбан.
9. Существует еще один тип Корбан, приносимый человеком, который признал, что поступил нечестно, после того, как ранее отрицал это отрицал и дал об этом ложную клятву. Такому человеку тоже дается возможность вернуться к Б-гу путем приношения Корбан Ашам. Другой тип Корбан Ашам, называющийся «Корбан Ашам за точно не известный грех» (Ашам Талуй), приносится человеком, который сомневается, совершил ли он грех, за который приносится Корбан Хатат. (Этот Корбан стоит больше, чем обычный Корбан Хатат: это помогает грешнику лучше осознать необходимость в раскаянии за свой проступок. Ибо вследствие неуверенности в своем грехе, он подсознательно – и неверно - относится к нему менее серьезно. Если же обнаруживается, что он действительно совершил грех, то необходимо принести также и Корбан Хатат.)
10. В Торе приведены и различные другие Корбанот, и некоторые из них - в этой главе. Одни приносятся за весь еврейский народ; другие – отдельными людьми; одни – в определенное время; другие - за совершение или не совершение каких-либо деяний; одни – добровольные, другие – обязательные. Одни Корбанот считаются Торой «священными» («Кодшим»), а другие – «особо священными» («Кодшей Кодшим»);
одни совершенно не едятся, а приносятся в жертву всесожжения, тогда как другие съедаются «в присутствии В-севышнего», то есть в пределах Святого Города или Микдаша (и в рамках различных временных ограничений). Одни съедаются Коханим, выполнившими приношение, другие – самим человеком, принесшим жертву, вместе с его семьей и друзьями. Каждый из этих многочисленных законов и процедура приношения каждого вида Корбана, преподносит нам свой урок, но в своей совокупности Корбанот передают одно великое учение Торы, которое, пусть с некоторым риском упрощения, можно сформулировать так: Каждый человек создан из двух частей: физической и духовной. Физически человек мало чем отличается от животных. И только Б-жественная душа, проявляющаяся в интеллекте и в возможности отличать плохое от хорошего, возвышает его над животным миром. Иногда человек теряет из виду свое высшее призвание как служителя Б-гу и нарушает Его Тору. Тогда (или даже для того, чтобы человек не забывал о своем особом месте в Б-жественном плане мироустройства) ХаШем заповедует ему принести Корбан, представляющий физическую или материальную сторону человека, чтобы вновь полностью подчинить себя, - и свой дух, и свое тело, - Воле Б-га.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Вайикра
Ѓафтара этой недели взята из книги Ишаи (43:21 – 44:23)
.
В ОБЗОРЕ ЃАФТАРЫ ЭТОЙ НЕДЕЛИ, КАК И ВО МНОГИХ ДРУГИХ ПОМЕЩЕННЫХ ЗДЕСЬ ОБЗОРАХ ЃАФТАРЫ, ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАНЫ КОММЕНТАРИИ ИЗ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ СЕРИИ
РАВА МОШЕ ВАЙСМАНА (ПУБЛИКАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «БНЕЙ ЯАКОВ») «МИШРАШ ГЛАСИТ» НА НЕДЕЛЬНУЮ ЃАФТАРУ, ЗА КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЕТСЯ СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ

1. Недельная глава излагает законы приношений Корбанот, а Ѓафтара - тоже отрывок из послания Б-га о Корбанот, которое передал пророк Ишая. Глава говорит о службе приношений как об одном из аспектов искреннего служения Б-гу, а Ѓафтара проводит контраст между позором и глупостью идолопоклонства,
распространенного во времена Ишаи, и посланием Б-га, которое передает Ишая народу о его абсурдном поклонении идолам.
2. Ишая говорит, что ХаШем разочарован неправильным отношением людей к приношению Корбанот. Корбанот должны служить средством сближения с Б-гом – само слово « » тому свидетельство, оно связано со словом « » - «приближать(ся)». А люди относятся к службе приношений как к какому-то умиротворению и задабриванию Б-га, так сказать, чтобы оставался доволен. Неправильно все это, говорит пророк. ХаШем говорит: «Я создал этот народ для того, чтобы поведали миру о Моих достоинствах, чтобы под влиянием их учений мир признал Мое владычество», а не для того, чтобы подносили приношения и изнуряли себя всевозможными обременительными жертвами. Не жертва приносит искупление, а Сам ХаШем – Он дарует искупление тем, кто искренне кается в своих проступках, а не тем, кто просто приносит жертвы или подношения (слово «Корбан» вовсе даже и не означает «жертву»).
3. Сегодня нам, быть может, трудно понять величину соблазна идолопоклонства, который так сильно действовал на античный мир. Поэтому не повредит небольшое пояснение. Именно такой вопрос задает Гемара: «Неужели вы думаете, что еврейский народ, который лично познал Б-га и испытал на себе Его чудеса, настолько глуп, чтобы поклоняться деревянным и каменным истуканам? Нет, конечно евреи знают правду! А идолам поклонялись только потому, что желали разрешить себе заниматься на публике худшими формами разврата!» Другими словами, когда люди хотели освободиться от высоких стандартов морали и поведения, соблюдение которых требует Тора, они предпочли язычество как новую, более легкую религию. Но, конечно же, «новая мораль» - это не что иное, как старая аморальность. Нам следует помнить, что это в той же степени относится и к сегодняшним призывам, исходящим от «освобожденных», «просвещенных» и «прогрессивных» людей, которые такими терминами пытаются оправдать свой отход от Торы: как в древние времена, так и теперь все это лишь очередная форма идолопоклонства с целью разрешить себе недозволенное Торой.
4. Есть и другое объяснение, возможно, менее критичное, которое может помочь нам понять (хотя и не оправдать) такую распространенность идолопоклонства в древность. Надо представить себе, как жили люди в те времена, каким был мир. В отличие от современного мира, тогдашний мир в целом представлялся людям страшным и полным угроз. Человек был во многом под властью стихии, и его повсюду подстерегали опасности. Каждый день ему приходилось яростно бороться за выживание, какой уж там прогресс и процветание. Он вынужден был тяжким трудом возделывать землю, на которой выращивал урожай, но все его усилия вполне могли оказаться напрасными, если вовремя не было дождя. Даже если дождь был, все равно было вполне возможно, что весь урожай пожрут вредители или уничтожит природное бедствие. А это могло привести к ужасным лишениям, голоду и мору, в котором умирали прежде всего хрупкие дети на глазах у родителей. Кроме того, люди были изолированы друг от друга, почти не существовало транспорта и путей сообщения. Поэтому если случился неурожай в одном регионе, было практически невозможно поставить туда излишки продовольствия, произведенного в других местах.
5. Большинство ремесленников выполняли только самую элементарную работу, и их изделия были в основном простыми и примитивными. Каждый предмет изготавливался вручную, с большим трудом, без всевозможных инструментов и приспособлений современного мира. Даже острые ножи были редкостью, а в некоторых местах наточенный нож приходилось брать на день напрокат. Не существовало никаких станков и конвейеров, не было фабрик и заводов. Люди работали дома или на полях, огромное большинство людей (в те времена – даже малолетние дети) занимались земледелием и выращиванием пищевых продуктов –
и процент неурожайности был катастрофически высок вследствие засухи, саранчи и ненастий. Уровень жизни был весьма низок. В целом жизнь была грубой и примитивной. Конечно, случалось, что где-то какой-то правитель интересовался прогрессом (и торговлей и налогами, которые он мог принести) и поощрял развитие ремесла и техники, покровительствовал изобретателям. Но обычно правители были тиранами, заинтересованными лишь в увеличении своей власти путем завоевания и грабежа; просвещенные или благородные монархи были явлением нечастым.
6. В быту было очень мало удобств. В обязанности женщин, помимо приготовления еды и в целом ведения хозяйства, входила пряжа и вязание. Каждая нить прялась по отдельности, каждый клочок ткани надо было связать вручную, и каждый наряд сшить от начала до конца, обычно без помощи металлической иглы. У людей было очень мало собственных вещей, потому что нечем было владеть. И не было никаких способов облегчить тяжелую жизнь.
7. Таких идей, как права человека или свобода, еще в помине не было. В этом еврейский народ опережал все остальное человечество на тысячи лет. Ибо соблюдение Торы обеспечивает и защиту слабых, и сохранение человеческого достоинства, и освобождение человеческого духа, и его прогресс. Но в целом человек был чрезвычайно уязвим и чувствовал себя полностью под властью жары и холода, бури и наводнения, болезни и мора, дикого зверя и грабителя, завоевателя и тирана.
8. Люди были практически беззащитными перед заболеваниями и не обладали почти никакими знаниями гигиены и причин болезней, и могли только беспомощно наблюдать, как эпидемии стирают с лица земли целые общины в считанные дни. Суеверия и часто еще более вредные «средства» против этой неумолимой смерти были так же бесполезны, как жалкие усилия защищаться от диких зверей и безжалостных завоевателей. Медицина и лечение были самыми примитивными, их почти не понимали, и попытки лечения обычно были тыканьем пальцем в небо. Таким образом, в целом человек ощущал себя уязвимым и беззащитным, под угрозой стихийных бедствий и врагов, его жизнь находилась в постоянной опасности голода, болезни и нападения. Вдобавок ко всему этому, поскольку людям надо было находиться близко к своим полям, большинство жило небольшими общинами или в деревнях, а не в городах, хотя городская жизнь и могла предоставить хоть какое-то чувство коллективной безопасности. Такой вот
была ситуация, в которой находилось огромное большинство людей в древние времена. И в таких обстоятельствах человек в отчаянии обращается за помощью к любой силе и любому средству, которое, как ему кажется, может помочь. В своем состоянии постоянного волнения он готов ради возможной защиты испробовать каждое суеверие и поклоняться любой силе, которую только может представить, и даже готов пойти на порабощение своего духа и самого существа самым капризным и требовательным богам, которых выдумывает его воображение.
9. Но если таким было в целом положение человека и условия его жизни, то у евреев, даже если им и приходилось справляться с большинством тех жестких условий жизни, все же не было таких же причин для уныния и чувства безнадежности, как у основной части человечества. Ибо их демонстративно взял к Себе ХаШем, чтобы были Его народом, чтобы жили по Торе, и тогда они смогут положиться на Его благословение и на Его справедливую систему наград и наказаний. У еврейского народа нет причин жить в ощущении зависимости от этих непредсказуемых сил природы, обожествляемых другими народами.
10. Поэтому ХаШем вполне обоснованно выражает разочарование в Своем народе, когда он обращается к другим богам – ему следовало бы лучше знать. И Он не перестает напоминать народу об этом устами Своих пророков, как в этой Ѓафтаре. Даже если человек не так близко знаком с Б-гом, как мы, сама по себе его
уязвимость должна послужить достаточной причиной для того, чтобы не полагаться ни на кого, кроме Б-га. Ибо своим интеллектом и логикой он должен прийти к осознанию бесполезности идолопоклонства и его вреда, и понять, что только ХаШем является Б-гом всего человечества, и что только Он – истинный Целитель и Защитник.

 
Рав Менахем-Михаэль Гитик
Нужда и приказ

 «И призвал Моше, и говорил Вс-вышний к нему из Шатра Встречи, сказать» Вайикра, 1:1
Рав Йонатан Айбешиц усматривает удивительную связь между отрывком, заключающим книгу Шмот, и тем, что открывает книгу Ва-йикра. Буквально, абзацем раньше сказано, что «И покрыло Облако Шатёр Встречи, и Слава Вс-вышнего наполнила Мишкан. И не мог Моше войти в Шатёр Встречи».
Моше, своими руками собравший Мишкан, тем не менее, не имеет к нему никакого отношения. И только призыв на действительную службу вводит Моше в Шатёр Встречи!
Путь от человека ко Вс-вышнему всегда начинается с Него и никогда – с меня! Это правило, как нельзя лучше, иллюстрируется законом, приведённым в нашей главе: «Никакое приношение хлебное, которое приблизите Вс-вышнему, не должно быть сделано из квасного, так как ничего из заквашенного и из мёда не воскуривается» (Ва-йикра, 2:11).
Мудрецы объясняют: «Если бы добавляли мёда [финикого], не мог бы человек устоять перед этим запахом [воскуряемого с мёдом]. И почему не добавляют мёд? Так как запретила Тора – Ва-йикра, 2:11» (Талмуд Йерушальми, трактат «Йома», 4-5).
Комментирует рав Йосеф-Хаим Зоненфельд: «Несмотря на то, что есть бесспорная причина, но главное, из-за чего не добавляют «сладость фруктов Земли Израиля» (определение мёда, упомянутого в Пятикнижии), это – запрет Торы. И запрет Торы перевешивает любые смыслы и причины».
Несмотря на любые мыслимые человеческие доводы, причина – всегда Его Причина!

 


Рав Яков Доктор

На  этой неделе мы начинаем третью Книгу Торы – Ваикра, и на этой же неделе начинается Второй месяц Адар. В еврейском календаре заложена зеркальность: месяцы полугодия, которое начинается с Тишрея, осенних праздников под эгидой Суда, и месяцы полугодия Милосердия, которое начинается с Нисана, параллельны и связаны между собой духовно. Месяцу раскаяния Элулю соответствует по этой схеме месяц Адар. Не случайно именно этот месяц выделен особыми Четырьмя Отрывками, которые читают по субботам в дополнение к недельной главе Торы. В чём смысл этих Четырёх Отрывков?
По  простому смыслу -- в памяти о подготовке к массовому паломничеству в Иерушалаим во времена Храма.
Прошлая суббота -- Шабат Шкалим. Нисан – это начало нового года общественных жертвоприношений. С этого дня жертвы для храмовых жертвоприношений приобретаются только на средства из кассы пожертвований нового года. За месяц до этого, первого Адара, Сангедрин объявлял о сборе монет "полшекеля" для этих нужд, чтобы к первому Нисана собрать основную сумму.
Шабат перед Пуримом -- Шабат Захор. Читая этот отрывок, мы выполняем мицву из Торы помнить о том, что сделал нам Амалек. Этот отрывок связан не только с Пуримом. Именно пожертвования "полшекеля", которые евреи приносили из года в год, являлись для нас надёжной защитой на Небесах от таких врагов, как злодей Аман.
"Пара" – отрывок о мицве красной  коровы. Важнейшей подготовкой к  паломничеству в Храм являлось  очищение от духовной нечистоты. О законах приготовления средства очищения – воды, смешанной с пепелом красной коровы, -- этот отрывок.

Отрывок "Ходеш" читают в субботу перед началом месяца Нисан. Он говорит о заповеди освящения начала месяцев и об устройстве нашего лунно-солнечного календаря.
Аптер Ребе '' '' в книге "Оэв Исруэл" говорит об ином понимании смысла Четырёх Отрывков. Когда Вс-вышний творил миры, Он увидел в Своей Мудрости, что ничто сотворённое не может воспринимать Его бесконечный свет во всей его яркости и мощи. Даже миры Ацилут, наиболее приближённые к Первоисточнику, на это не способны, поскольку их природа ограничена по сравнению с самой сутью света Творца. Поэтому мир сотворён с помощью поэтапного "цимцума" -- постепенного уменьшения и сокрытия Б-жественного света. Вс-вышний в Своей мудрости взвесил и отмерил каждому сотворённому миру его степень цимцума, сколько и в какой форме дать этому миру свет и жизненную силу. Миру срафим -- в его мере, миру ангелов, миру небесных сфер, нижним мирам -- в подходящей им форме и силе света. Всё это произошло при Творении мира. Как известно, мир "задуман" в месяце  Тишрей, но сотворён реально в Нисане.
Все Четыре Отрывка связаны с подготовкой к Творению в Нисане. Шабат Шкалим связан с этим отмериванием и взвешиванием, о котором мы говорили ("Шкалим" от слова "лишколь" – взвесить). Шабат Захор связан с памятью о Амалеке. Побочным последствием цимцума явилось образование зла. Там, где Б-жественный свет сокрыт, есть место для сил, мнящих себя автономными от Творца, есть место для клипы, наиболее активной силой которой является Амалек. Мы читаем Отрывок Захор, чтобы не забывать об этой силе и стереть её совершенно, да сбудется это скоро, в наши дни. Но даже когда имя Амалека будет стёрто, всё равно нам предстоит очищение от его нечистоты. Все его "следы", которые он в нас оставил, необходимо выстирать и очистить. Этому посвящён Отрывок Пара, который мы читаем после Захор. Когда мы полностью очистим себя от малейшей примеси зла, в то же мгновение придёт Освобождение и обновление всех миров. Тогда все признают Царство Вс-вышнего, и Он по-настоящему  воцарится над всем Своим  миром. Этому посвящён Отрывок Ходеш (от слова "хадаш" – обновление). Между Отрывками Пара и Ходеш не бывает перерыва, так как вслед за полным очищением сразу же наступает обновление.
Как мы можем знать, действительно ли наша служба угодна Вс-вышнему? Рабби Пинхас из Корицы '' ''  дает нам интересный признак. Тора и служение создают душе человека "одеяние". С помощью этого одеяния ночью, во время сна, душа поднимается в Небесный Храм и возносится на жертвеннике Михаэлем Первосвященником. Если утром, проснувшись, еврей чувствует воодушевление и жажду служить Творцу, этот огонь в душе происходит от огня Небесного Жертвенника, где она побывала. Но если днем человек учил Тору и исполнял заповеди безжизненно, без трепета и любви, то это не создаёт его душе "одеяния", и ей не с чем подняться ночью Наверх. В результате день такого человека начинается тяжело, нужно разогревать и пробуждать себя. О похожем признаке говорит и рабби Леви Ицхак из Бердичева '' '' . Когда Б-гу угодна наша молитва, Он специально посылает нам святые мысли, чтобы возгоревшись, мы с жаром продолжали говорить перед Ним ещё и ещё.
Рабби Исруэль из Рижина '' '' был мастером объяснять сложнейшие вещи простыми и доступными словами. Вот один из его рассказов. Простой сельский житель первый раз в своей жизни попал во дворец. Здесь всё было роскошно и поразительно настолько, что крестьянин просто рот открыл от удивления и восхищения. Вдруг он увидел на стене возле себя небольшую цепочку, которая, как он подумал, может очень пригодиться в его хозяйстве. И решил он её унести с собой, всё равно никто не заметит этого среди такого изобилия и роскоши. Начал он её тянуть, но она не поддавалась, наверное, была прикреплена к стене. Тогда он принялся дёргать её всё сильнее и сильнее, пока окончательно не оторвал. Но на его беду цепочка была частью гигантской многометровой хрустальной люстры, которая висела под высоченными потолками зала. От его усилий вся люстра сотрясалась  и наконец рухнула вниз и разбилась на мелкие части. Шум и скандал был неописуемый, бедный мужик просто глаза боялся открыть от стыда и страха. Но вельможа, хозяин дворца, был человеком мудрым. Он оценил ситуацию и взял с селянина только плату за цепочку, которую тот хотел украсть, он ведь не знал, к чему цепочка прикреплена.
Так и мы -- как тот мужик. Находясь в большом дворце, в мире Творца, мы не можем правильно оценить связь между вещами, не знаем, что с чем связано и куда ведёт. Поэтому то запрещённое, что мы хотим себе позволить, это всего лишь маленькая цепочка в наших глазах. И не знаем мы, что разрушаем, бьём и ломаем, дёргая за нашу "маленькую цепочку".


Ури Линец
По образу и подобию

Основное человеческое качество - благодарность. Если я понимаю, что всё, что у меня имеется - от Вс-вышнего, то мне, естественно, хочется Его поблагодарить. Но что я могу, если и так всё на свете принадлежит Ему? Тора указывает нам возможность такой благодарности: выбрать самое лучшее (знаковое, заглавное) из своего достояния - овечку, птицу, муку тонкого помола, вино - и вернуть Вс-вышнему. Символом такого возвращения станет дым, поднимающийся с жертвенника. Вс-вышний дает мне, а я даю Ему и, тем самым, уподобляюсь, приближаюсь к Нему. Отсюда “жертва” - на иврите - “корбан”, дословно переводится, как “приближение”.
Раздел Вайикра описывает различные жертвоприношения. Во-первых, это благодарственные жертвы “ола” - “поднимающиеся” или жертвы всесожжения. Эта жертва добровольная и она целиком сгорает на жертвеннике. Другая категория жертв - “шламим” - “мирные” жертвы. Эта жертва, которая призвана установить мир, т.е. полноту и гармонию отношений между Творцом и жертвователем. Гармония эта символизируется тем, что небольшая часть жертвы сжигается на жертвеннике (её “съедает” огонь, превращая в запах благоухания для Ашем), а остальное съедает жертвователь, его семья и гости.
Особая категория жертв - “хатат” - предназначена для искупления ошибки, когда простой человек или руководитель-наси, или коэн нарушат какую либо из заповедей Торы. Таким образом жертва здесь - способ искупления ошибки, способ восстановления Союза между Вс-вышним и сынами Израиля. Общее у перечисленных жертв то, что они являются способом установления или восстановления отношений человека и Творца.
Последний тип жертв, описанный здесь - принципиально иной. Человек создан по образу и подобию Творца и, следовательно, отношения между людьми столь же важны, как и отношения с Творцом. Любая нечестность, мошенничество или обман - такое же преступление, как нарушение шабата или использование в пищу запрещённого животного, как запрещенная половая связь или служение идолу. “И говорил Ашем Моше сказав: Душа, если провинится и изменит изменой Ашем, и отречётся перед товарищем своим в данном на хранение или в порученном, или в присвоенном, или обобрал товарища своего. Или нашёл потерю и отрицал её, и поклялся во лжи об одном из всего, что сделает человек, провинившись им” (Вайикра 5:20-23). Не убийство (не дай Б-г!), не грабёж, а нечестность в делах компаньонов, недобросовестная сделка, присвоение взятого на сохранение, задержка платы наемнику и тому подобный обман ближнего назван “изменой Ашем”! Это тягчайшее преступление. Тора ожидает, что обманщик сам, или под влиянием свидетелей, раскается в содеянном: “И будет, если провинится и виновен, и вернёт присвоенное, которое присвоил или обобранное, которое обобрал, или хранимое, которое дано на хранение с ним, или потерю, которую нашёл. Или из всего, о чём поклянётся во лжи - и заплатит это само” (Вайикра 5:23-24). Но полная выплата ущерба еще не исправляет ситуацию. Обманутое доверие требует компенсации, поэтому нарушитель, выплатив ущерб “и пятую часть его добавит к нему - тому, чьё это, даст ему в день вины своей” (Вайикра 5:24). Компенсация и двадцатипроцентный штраф восстанавливают испорченные отношения между людьми. Но тот, кто обманывает ближнего - обманывает, тем самым, Творца. Поэтому для восстановления нарушенного Союза приносится специальная жертва: “И ашам свой принесёт для Ашем: барана цельного из мелкого скота по оценке твоей для ашам коэну. И искупит за него коэн перед Ашем, и простится ему за одно из всего, что сделает провинившись им” (Вайикра 5:25-26).
“Ашам” - от ивритского “ашма” - вина. С точки зрения техники принесения ашам отличается от хатат тем, что кровь хатат брызгают на жертвенник, а ашам - нет. Часть жертвы ашам сжигается на жертвеннике, как и ола, а остальное - идёт в пищу коэнам.
Только после всех четырёх этапов: раскаяние, компенсация, штраф, повинная жертва, ошибка в деловых отношениях между людьми считается исправленной.
В Средневековье евреи были основоположниками международной торговли, банковского дела, системы векселей, торговых поручений, заемных писем, основателями крупных, в том числе транснациональных корпораций. В те времена не существовало арбитража, Страсбургского суда и Всемирной Торговой организации. Письма из страны в страну шли месяцами вместе с купеческими караванами. Но дело двигалось, потому что деловые отношения между евреями, независимо от страны их проживания регулировались законом Творца - Торой.

 

Рав Нахум Пурер

Книга “Ваикра” - третья в Пятикнижии. Ее называют также “Торат-коаним”, учение священников, поскольку она содержит, в основном, законы храмовых жертвоприношений и обращена к коэнам из колена Леви (почему ее иназвали “Левит” первые христиане, которые были евреями из касты Исиим).
Содержание раздела
Призвав Моше из Шатра Откровения (Мишкана), Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория жертв называется “олот”, жертвы всесожжения. Животное (обычно быка) приводят к входу в Мишкан. Хозяин возлагает руки ему на голову. Затем быка закалывают, и дежурный коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезают тушу на части и раскладывают на огне жертвенника. Так же обрабатывают и жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц. Далее описаны различные виды “хлебных даров” (“менахот”), которые готовят из муки, растительного масла и ароматных благовоний. Часть из них сжигали на жертвеннике, часть отдавали для еды коэнам. Запрещено добавлять в хлебные дары закваску и мед. Следующая группа жертвоприношений - “шламим”, мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от “олот”, эти жертвы частично сжигают и частично съедают. Нельзя употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров - “хелев”. Далее описаны жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее лидерами и рядовыми членами. Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, невыполненные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и дополняться, если необходимо, возмещением материального ущерба. Если у виновного нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела описаны жертвы, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего либо совершившие другой грех по неведению.

Заглавная роль в собственном кино
“Когда кто-нибудь из вас будет приносить жертву Б-гу…” (1:2).
В детстве я жил на окраине Москвы (теперь это почти центр). Мне особенно запомнились долгие зимние вечера. Белые сугробы в просторном дворе, подсвеченные уличными фонарями. В воздухе медленно кружатся снежинки. Я стою один и смотрю на освещенные окна восьмиэтажного дома, в котором живу. Вокруг ни души. Уже поздно, и усталые москвичи готовятся ко сну, чтобы рано утром с новыми силами штурмовать переполненные автобусы, идущие в сторону центра города, к ЗИЛу и заводу имени Владимира Ильича.
Тихо, только снежный наст поскрипывает под моими шагами, когда я медленно и бесцельно бреду по двору. Никто не видит меня в этот момент, никто кроме меня самого. Я воображаю себя в героическом фильме собственного сочинения. Я - главный герой и оператор, режиссер и зритель.
Наверное, каждый человек видит подобные картины, созданные его собственным воображением, фантазирует, грезит наяву. В такие минуты человеку кажется, что он целиком заполняет пространство, и нет больше в мире никого и ничего другого.
Ребенок считает себя центром мироздания; он - пуп земли. Но постепенно, по мере взросления, он перемещается в своем представлении из центра все дальше на периферию, уступая место более важным вещам, идеям и целям.
На самом деле, в центре мироздания должен находиться только Его творец, Б-г, и никто другой. (Если следовать этой дефиниции, лишь очень немногие люди успевают выйти из пеленок ко времени своего взросления.)
Главную суть нашей жизни составляет борьба между нашим “эго”, которое тяготеет к центру, и нашей душой, “нешама”, знающей, что она наделена святостью Свыше, что она - всего лишь посланница Б-га.
Это и есть главная борьба нашей жизни. Ее цель - оторваться от своего земного эгоцентризма и прилепиться к истинному Центру, единому и неделимому.
“Когда кто-нибудь из вас будет приносить жертву Б-гу…”.
Единственная жертва, которую ждет от нас Б-г, это мы сами, наше “эго”, отданное “из вас”. Пожертвовав им ради Высшей правды, мы как будто сбрасываем с души вериги и, как металлическая пыль, притягиваемая магнитом, неудержимо устремляемся к Центру вселенной, к ее Творцу.

Мало, но достаточно
“Это жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное Б-гу” (1:9).
В своем комментарии к своду еврейских законов “Шулхан Арух” Рема (рабби Моше Иссерлес, 16 в.) предостерегает: когда человек пьет в Пурим, ему вовсе не обязательно напиваться до чертиков ради исполнения “мицвы”, чтобы затем приходить в себя несколько дней. Наоборот, “неважно, сколько делает человек, много или мало. Главное - чтобы его сердце жаждало исполнить волю Отца небесного”.
Интересная аналогия этому положению содержится в сегодняшнем разделе “Ваикра”. Когда человек приносил в Храм жертву всесожжения, этой жертвой могли быть бык, овца (коза), птица или хлебный дар из тонкой пшеничной муки. После упоминания каждой из перечисленных категорий, Тора повторяет рефреном, что жертва, воскуренная на жертвеннике, будет источать “благоухание, приятное Б-гу”.
Каждому ясно, что бык дороже овцы, овца дороже голубя, а голубь дороже муки, даже самой тонкой. Если Тора хотела сообщить нам, что для Б-га все эти жертвы равноценны, разве недостаточно было сказать один раз “благоухание, приятное Б-гу” после хлебного дара, и тогда логически следовало бы, что птица, овца и бык тем более “приятны” Вс-вышнему?
Нет, Тора не ошиблась и не перестраховалась. Если бы она следовала этой логике и упомянула “благоухание” лишь однажды, после самого дешевого хлебного дара, мы бы могли ошибочно предположить, что хлебный дар “приятен”, а птица, овцы и крупный скот еще “приятнее” в нарастающей степени.
На самом деле, это не так. Б-г оценивает все жертвы - дорогие и менее дорогие - совершенно одинаково. Для Него главное - намерения хозяина жертвы. Если намерения чисты, если они “ле-шем шамаим”, во славу Вс-вышнего, любая жертва будет принята благосклонно. Вот почему каждой категории жертвоприношений дается одна и та же оценка: “благоухание, приятное Б-гу”.

Горячая кровь
“И обмакнет Первосвященник палец свой в кровь, и покропит семь раз пред Б-гом… и помажет кровью возвышения по углам жертвенника…. И вынет из быка весь жир, и воскурит на жертвеннике” (4:17-19).
Ко всем жертвоприношениям из животных предъявлялось одно общее требование: кровь и “хелев” (некошерный жир) жертвы надо было принести на жертвенник.
В комментариях “Шаар бат рабим” дается оригинальное объяснение этому положению. Кровь и “хелев” соответствуют двум категориям заповедей: “делай” и “не делай”. Чтобы быстро и не мешкая выполнять “мицвот” первой категории, человек должен проявлять “зризут”, рвение, готовность действовать немедленно, а для выполнения воспрещающих заповедей “ло таасе” требуется противоположное качество - “ацлут”, лень.
К сожалению, люди часто меняют местами эти два качества: ленятся исполнять повелевающие заповеди “делай” и спешат, просто жаждут сделать то, что запрещено.
Чтобы предостеречь людей от такой подмены, напомнить им о том, что хорошо и что плохо, Тора выделила в организме жертвенного животного, особенно, приносимого в виде искупительной жертвы, кровь и некошерные жиры. Кровь подогревает человеческие страсти, стимулирует порочное рвение, толкает на необдуманные поступки, а “хелев” охлаждает тело, нагоняет лень на человека, особенно в те минуты, когда он должен энергично действовать.

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваийкра, Недельный раздел Вайикра все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика