בס‘‘ד
Посвящается подъёму душ моих родителей и нашим Переворотам в конце Исправления (в Наши дни!)
Введение.
Я долго не решался писать об этой песне - уж очень она не проста. Да и базовые комментарии на неё (те, что до сих пор мне известны) уж слишком элементарны. Не претендуя на полноту (даже близко) - попробую дать хоть сколько-нибудь не элементарный комментарий.
Введение-1.
14 Тишрея 5780 (по Общечеловеческому календарю Торы - принятому) - 14.07.3332 (по Еврейскому календарю Торы - назначенному Творцом - и НЕ принятому!..) - весьма показательное НЕсовпадение (как раз совпадающее с нашей Песней hаАзину!). Теперь уже все могут прочесть выставленную в канун субботы новую заметку из серии Темы по прошедшей главе (и Песне).
Введение-2.
06.07.3333 года - еврейский год продолжается в своём Седьмом месяце - под продолжающиеся еврейские же поздравления (или точнее - иудейские) с Новым годом (противоречащие Торе - но кого это волнует). Вот уже объявлено о новых тысячах Заболевших за сутки (Рекорд - якобы!) от Ковид-19 - хотя система здравоохранения не приняла на свои плечи НИ одного из них! (ибо они не новые заболевшие - а просто люди, получившие положительное заключение при прохождении неточного анализа (уловите разницу!..). И так далее - во всех областях мы живём мифами (в наше просвещённое время!) - как и прежде. К этому - новый Карантин - демонстрации - никакой бюджет (с которым страна - Израиль - живёт уже давно) - и прочие игры национального и международного масштаба. А мы приближаемся к Йом-Кипуру (который многие собираются отмечать - но на день позже Календаря Торы) ...
1. Общие сведения.
Мидраш приводит 10 важнейших песен в истории Израиля – десять случаев, когда пережитое спасение было воплощено в мелодии и текстах. Вот первые девять согласно хронологии (исторической - но не ТаНаХа):
- Песня, которую евреи пели в ночь Исхода из Египта (Йешаяу, 30:29)
- "Песнь у моря" (Шмот 15:1-21)
- "Песнь у источника" (Бемидбар, 21:17-20)
- Песнь Моше, когда он закончил записывать Тору (Дварим, 32:1-43)
- Песнь, с которой Йеошуа остановил солнце (Йеошуа, 10:12,13)
- Песнь пророчицы Дворы - после победы (Шофтим, 5)
- Песнь царя Давида - после спасения (Шмуэль II, 22)
- Песнь Шломо в честь освящения Храма (Теилим, 30)
- "Песнь Песней" царя Шломо (Соломона), воспевающая любовь между Творцом (женихом) и Его возлюбленной (Народом Израиля).
Десятой должна стать Песнь Машиаха (Шир Хадаш) - в ближайшее время, в нашем поколении - при завершении Исправления!
2. Отличия Песни аАзину от остальных Песен.
Мне не известны мнения мудрецов по поводу различий между 10-ю песнями - кроме одного. А именно - что 10-я песня - песня Машиаха - будет иного качества, так как называется в мужском роде (Шир), а не в женском (ШирА) - как все остальные. Но из этого объяснения мало что можно понять по сути, да и указанный факт (как и во многих других случаях!..) не однозначен (мягко говоря) - так как 9-я песня - Шир аШирим - тоже названа в мужском роде. Поэтому я вынужден базироваться только на том, что пока дано видеть мне самому.
Главное отличие песни аАзину от всех остальных (кроме неизвестной нам пока 10-й песни) заключается в том, что она НЕ СОЗДАНА с участием человека (!). Хотя она и называется мудрецами Песней Моше - но в действительности она вовсе не является созданной Моше песней. Моше выступает лишь как назначенный исполнитель (эту роль никто не исполнял так как он!). В главе Ваелех - после того, как сообщается нам о том, что Моше записал всё Учение (Хумаш) и дал заповедь о регулярном собрании в каждый седьмой Суккот (шнат Экhэль) - Творец даёт ему и Йеошуа (Ошеа) указание - Записать ЭТУ песнь (аАзину) и Научить ей сынов Исраэля - и Вложить её в их уста (!,,). А далее очень не стандартная фраза - Чтобы была она (Песнь!) свидетельством ПРОТИВ сынов Исраэля!.. (Дварим, 31-19) Вдумайтесь!
И ещё одно отличие есть в этой песне от прочих - все остальные Песни выражают наши чувства к Творцу ПО ИТОГУ какого-то положительного опыта (обычно - Чудес). Но эта Песня - совсем не соответствует этому принципу!..
3. Особенности поэтической формы Песен (Торы/ТаНаХа).
Легко заметить, что все песни не являются РИФМОВАННЫМИ. Это нисколько не делает их менее поэтичными. Поэзия песней обеспечивается как их содержанием, так и ритмом (а не рифмой). Это пример белого стиха.
При этом в аАзину используется приём КАК БЫ повторов, в которых используются как сопоставления - так и противопоставления, создающие ОБЪЁМ и ГЛУБИНУ.
Поясню это на примере начальных строф аАзину.
аАзина аШамаим ваАдабера - вэТишма аАрец Имрей-Фи
Помимо высокого слога (стиля) по содержанию - вы можете увидеть соответствие ритмов этих двух половин. Но интереснее другое - они созданы из Трёх пар связанных по значению слов =
аАзина - вэТишма (Слух)
аШамаим - аАрец (Основы Творения)
ваАдабера - Имрей-Фи (Речь)
Пойдём далее.
ЙеАроф кэМатар Ликхи - Тизаль каТаль Имрати
И снова - Три пары =
ЙеАроф - Тизаль (виды Движения Вод)
кэМатар - каТаль (виды Воды)
Ликхи - Имрати (Речь)
И третья строфа =
КиСэирим Алей Дэше - вэХэрвивим Алей Эсев
Три пары =
КиСэирим - вэХэрвивим (образы Движения)
Алей - Алей (однозначные вспомогательные элементы - Частицы)
Дэше - Эсев (виды Зелени)
4. Особенности Содержания.
Специфическая форма способствует и передачи особого содержания. Поясню на примерах из уже приведённых строф.
Пара аАзину и вэТишма отражают 2 вида Слушания. аАзину - это ПРИслушивание (как бы приблизив Ухо к говорящему - потому и тот же корень, что у Уха), а вэТишма - это слушание на расстоянии.
Пара аШамаим и аАрец отражают базовые понятия в Творении - Небо и Землю (говорить об этом можно много - частично затрону в заметке по Берешит).
Также и третья пара. ...ваДабера - Речь Творящая (сильное действие), а Имрей-Фи - высказывание (не сильное действие - дающее свободу реакции!).
Эта же тема СОпоставлений-Противопоставлений продолжается и дальше. Так во второй тройке она определяется словами Матар и Таль - Дождь и Роса - определяющих два вида Света (Творца) =
Матар - это Ответный (Дополнительный) Свет, являющийся результатом нашей работы - и ему соответствует только что начавшееся по действующему календарю Зимнее полугодие.
Таль - это независящий от нас Свет Творца - и ему соответствует закончившееся только что летнее полугодие (в котором сосредоточены ВСЕ праздники Торы - не случайно!..).
В третьей тройке главными являются слова Дэше и Эсев.
Дэше - это Зелень в Общем смысле (всякое зелёное покрытие Земли).
Эсев - это частный случай этого покрытия (отдельное растение или вид).
Как видите - уже в первых 18 словах аАзину содержится громадное количество связей и смыслов, на которые они намекают. А всего в аАзину 43 предложения, которые делятся на 67 строф, составленных из 460 слов...
5. Пророчество обо всей Истории Исправления.
А далее Творец (не Моше!) рисует картину Будущего (от момента написания этой Песни - 7 адара 40 года - и до завершения Исправления - в ближайшие годы жизни Нашего Поколения!..).
Не имея возможности описать всё - и ожидая реакций и дополнений со стороны читателей - как партнёров по Учёбе! - отмечу лишь некоторые.
- Бог верный и нет кривды (в Нём)
- Поколение искривлённое и извитое (Мы)
- Как орёл над птенцами парит (Он над Нами)
- И тучен стал Йешурун (Мы) - и стал лягаться...
- И забыл ты (Мы) Бога
- И отверг из гнева (Он - нас)
- Возбуждали ярость НЕбогом (Мы - Его)
- Разъярю их НЕнародом (Он - нас)
-------------------
- Близок день их несчастья (Народов мира - врагов Его народа)
- Судить будет Господь Свой народ (к Исправлению)
- Воспойте народы Его народ - ибо=)
- Умиротворит Свою землю, Народ свой!
P.S. На этом остановлюсь - в надежде на понимание и содержательную реакцию))
P.P.S. Быть может в этот раз - на фоне новых Знаков Творца и по поводу израильской Системы и Системы мировой - в свете надвигающейся Войны и развала - и с учётом уже выставленной заметки hаАзину - Темы проявится больше понимания и Партнёрства - буду ждать!))
P.P.P.S. Поскольку не было новых содержательных реакций – а объём заметки превысил уже стандарт – то добавлений в основную часть в текущем 3333 году я не стал делать (лишь правки). Обращайте внимание на последнее Введение. И проявляйте партнёрство в Учёбе)